Как поощрять хорошее поведение ребенка? Советы родителям. Методы поощрения детей
Родители каждого ребенка, желая воспитать его послушным, прибегают к различным методам: объяснениям, наказаниям, убеждениям и, конечно, поощрениям. Но для того чтобы достичь по-настоящему достойные результаты, необходимо знать, как правильно вознаграждать малыша. Можно ли перехвалить детей? Следует ли использовать деньги в качестве поощрения? Как и за какие поступки нужно хвалить ребенка?
Мы покупаем детям мороженое, если они послушны, шоколад, если они тихо себя ведут, иногда даже выдаем деньги, если они приносят из школы хорошие отметки. Мы называем их «хороший мальчик» или «хорошая девочка», если они делают то, что нас радует. Для современных и взыскательных родителей дисциплинарные методы воздействия – уже пережитки прошлого. Зачем использовать кнут, если под рукой есть пряник? Между тем, вознаграждение и похвала таят в себе много хитрых и подчас коварных моментов.
Когда поощрения могут навредить ребенку
Чтобы похвала и награда стимулировали развитие ребенка, убедитесь, что они не вредят вашим с ним отношениям.
- Награды заставляют детей искать одобрения. Вместо того чтобы получать удовольствие от процесса творчества или получения знаний, они стараются произвести впечатление на других людей. Слушая же восклицания обожающих его бабушек: «Умница! Самый умный ребенок на свете!» – ребенок рискует стать эгоистом.
- Когда детей подкупают вознаграждениями за «хорошее» поведение, то они скоро учатся понимать, как манипулировать родителями, играя ту роль, которую от них ждут. Они становятся послушными поверхностно, чтобы польстить взрослым или произвести на них впечатление. Честность же при этом страдает.
- Не принижайте при похвале достоинства другого ребенка: «Твой рисунок в тысячу раз лучше, чем у Димы». Если малыш и будет соревноваться, то пусть он делает это только с самим собой, улучшая каждый раз свои результаты.
Правила поощрения детей
Если вы хотите добиться действительно достойных результатов в воспитании своего малыша, следует знать, как правильно его поощрять.
- Хвалите не самого ребенка, а его поступки
После чрезмерных восхвалений у ребенка может появиться и высокое самомнение. Если вы хотите похвалить его за убранные игрушки, не спешите говорить: «Какой ты молодец!» Лучше скажите: «Комната после твоей уборки стала чистой. Так приятно теперь сюда заходить». Будьте уверены, он должным образом оценит ваши слова и постарается еще раз их заслужить.
Если ваша дочка принесла вам красивый рисунок, не говорите опрометчиво: «Ты настоящая художница и рисуешь лучше всех!» Девочка может расстроиться, если следующий рисунок не получит столь высокой оценки или выйдет не таким удачным. Обратите ее внимание на те моменты, которые вам особенно понравились: «Какое красивое дерево ты нарисовала. Оно совсем как живое. А сколько рядом с ним забавных зайчат!» Так вы не только проявляете неподдельный интерес к творческим способностям ребенка, но и избегаете оценки его личности.
Составляйте так свою похвалу, чтобы малыш сам мог сделать вывод о своих умениях. Если ваш сын помог перенести тяжелую коробку, можно вместо утверждения «какой же ты сильный у меня» сказать о том, как непросто было ее поднять. Ребенок самостоятельно сделает вывод: он сильный, мама и папа в нем нуждаются.
- Укажите ребенку на его собственные чувства при достижении результата
Вместо того чтобы хвалить ребенка или награждать за работу, научите его сосредотачиваться на том удовольствии, которое он получил от процесса выполнения. Дети рождаются с естественным интересом к творчеству и деятельности, а каждое новое достижение наполняет их восхищением и радостью. Именно эти эмоции подпитывают детскую настойчивость и стремление достичь цели. Когда вы видите, что малыш научился кататься на «железном коне», поддержите его: «Я вижу, тебе понравилось, что ты теперь ездишь сам на велосипеде» или «Я рада, что у тебя это получилось. Ты выглядишь очень довольным собой!» Ну а в качестве закрепления навыков можно организовать велосипедную прогулку в парке. Кстати,
Мамам на заметку!
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...
- Не хвалите детей за естественные вещи
Психологи и педагоги не рекомендуют считать социальность маленького ребенка чем-то необычным. Если малыш совершил что-то полезное, например, сам оделся, убрал за собой посуду, не выражайте восхищенными восклицаниями удивление его социальными навыками. Хвалебные фразы: «Ты у меня такая умница!», «Надо же, ты смог помыть посуду!» – заставляют ребенка усомниться, что вы верите в его силы. Он должен понимать, что сам способен на многие поступки, без дополнительной и зачастую неуместной похвалы.
- Не поощряйте деньгами
Дети, которые получают деньги за вымытую посуду или вынесенный мусор, часто ориентированы лишь на внешний результат. Тарелки могут быть помыты некачественно, мешок с мусором выброшен рядом с домом – главное, родители должны выдать им оговоренную сумму. Гораздо важнее, чтобы ребенок ощущал удовольствие от процесса: счастье от помощи родителям, радость от новых знаний.
Если вы хотите, чтобы старший дошкольник учился распоряжаться деньгами, не стоит платить за творческую деятельность или помощь по дому. Когда он станет школьником, то вы сможете давать карманные деньги на ежедневные расходы.
Что можно использовать для поощрения вместо денег
Если вам нравится сама система награды за правильное поведение, но вы не хотите, чтобы ребенок «зарабатывал» деньги, попробуйте подобрать любой удобный для вас аналог. Это могут быть пуговицы, яркие бусины или кофейные зерна. Затем нужно выработать вместе с малышом систему, согласно которой, например, уборка в комнате будет «стоить» два кофейных зерна. И обязательно заведите ему специальную баночку, в которой он будет прятать свои сокровища.
Помните, что поощрение обязательно должно быть разумным. Малыш должен суметь за неделю заработать на что-то крупное, иначе у него не будет стимула двигаться дальше. В качестве поощрения может выступать совместное посещение детского центра, поход в цирк или кинотеатр.
И все же у данного метода немало противников, которые считают, что таким образом ребенок может вырасти избалованным и будет слушаться родителей только тогда, когда получает вознаграждение.
При выборе формы поощрения ребенка всегда учитывайте его индивидуальность. Похвалу и награду нужно применять крайне осторожно, так как чрезмерное их использование может превратиться в прямую обязанность взрослых. Постарайтесь сделать так, чтобы ваши благие намерения не стали причиной избалованности малыша.
Тексты грамот
для выпускников начальной школы
Все знают, как трудно подобрать нужные слова для своих учеников, отметить достоинства каждого, похвалить или подбодрить, вселить уверенность в успешное будущее. Я предлагаю несколько вариантов текста грамот в стихах для награждения учеников в конце учебного года и для на празднике «Прощай, начальная школа». Тексты благодарностей родителям за воспитание детей и активное участие в жизни класса, школы. Стихи для награждения нескольких детей по разным номинациям и формулировки для конкретных детей, возможно, они помогут и Вам сделать свой праздник, линейку более необычными и запоминающимися.
Стихотворные тексты грамот
Награждаются в номинации «Золотое перо»…..
…………………………………………………….
За успехи в гуманитарных науках
Вот счастье интеллектуала –
Учиться, думать и искать!
Чтоб жизнь ещё полнее стала,
Историю полезно знать,
Язык народа и культуру,
И философии азы!
За твой успех в науках трудных
Позволь нам грамоту вручить!
Награждаются в номинации «Юный Пифагор»…..
………………………………………………………….
За успехи в точных науках
Порою трудно пробираться
Сквозь дебри формул, уравнений,
Но, чем сложнее разобраться,
Тем ярче радость достижений!
Кто верит в то, что всё возможно,
Тот смел, решителен, отчаян!
За твой успех в науке сложной
Сегодня грамоту вручаем!
Награждаются в номинации «Юный биолог»…..
…………………………………………………….
За успехи в естественных науках
Как интересно быть в центре событий,
Когда через тернии к звёздам знаний мчишься!
Уже так много сделано открытий,
А сколько впереди - ты изумишься!
Но скромно скрыть победы не удается,
Ведь мы все достижения отмечаем,
Желаем в дальнейшем развиваться
И грамоту торжественно вручаем!
Награждаются в номинации «Звезда спорта»…..
………………………………………………………….
За спортивные достижения
В обычной жизни отличаемся
Спортсмен упорством и терпением,
Ведь в спорте воля закаляется
И укрепляются стремления!
Пусть жизнь ждёт яркая, активная
И все вершины покоряются!
За достижения спортивные
От школы грамота вручается!
Награждаются в номинации «Юный Пикассо»…..
………………………………………………………….
За труд и целеустремлённость,
Любимым делом увлечённость,
К искусству тягу, мастерство,
Твоих творений волшебство
Полёт фантазии блестящей
И за талант твой настоящий,
Которым радуешь ты всех!
Тебе - награда за успех!
Награждаются в номинации «Дружба крепкая не сломается»…..
………………………………………………………….
За умение дружить
За чуткость и добросердечность,
Отзывчивость и человечность,
Способность в коллективе жить,
По-настоящему дружить,
Помочь друзьям, когда им сложно,
И быть товарищем надёжным,
И верность дружбе с ранних лет!
Награждаются в номинации «Образцовые дети»…..
………………………………………………………….
За примерное поведение
Веселей, чудесней жить,
Если всем примером быть:
Если не озорничать,
Дисциплину соблюдать!
Пусть порадует сейчас
Эта грамота от нас!
Пожеланья вдохновенья,
Счастья, радости, везенья!
НАГРАЖДАЕТСЯ
за отличную учёбу , участие
за умение дружить
и активную помощь учителю.
за отличную учёбу , участие в классных и школьных мероприятиях,
за доброту и понимание,
один из первых ты у нас.
за отличную учёбу , участие
в классных и школьных мероприятиях,
за то, что все твои старания
тебе в учёбе помогли,
за самые труднейшие задания,
за отличную учёбу , участие
в классных и школьных мероприятиях,
за любознательность, внимание,
за отличную учёбу,
за доброту души и ум,
за то, что справишься всегда
за хорошую учёбу
на трудных контрольных
и в сложных домашних,
за умный взгляд пытливых глаз,
началом громкого успеха.
за стремление учиться лучше,
за пытливый ум и доброту,
за стремление учиться лучше
за умный взгляд пытливых глаз,
за то, что станет пятый класс
за стремление учиться лучше
за доброту души и готовность
за стремление учиться лучше
и умение преодолевать трудности,
за умный взгляд пытливых глаз,
за то, что станет пятый класс
началом громкого успеха.
за стремление учиться лучше,
за доброту души и готовность
за умный взгляд пытливых глаз,
за звонкость радостного смеха,
за то, что станет пятый класс
началом громкого успеха.
за стремление учиться лучше
и умение не унывать в трудной ситуации,
за доброту души и готовность
прийти на помощь в любую минуту.
за активную работу на уроках ,
читаешь, пишешь и считаешь,
и что терпение и труд
тебя к победе приведут.
за активное участие в жизни класса,
отличные дежурства,
за стремление учиться лучше
и умение не унывать в трудной ситуации,
за доброту души и готовность
прийти на помощь в любую минуту.
за активное участие в жизни класса ,
за опрятность, аккуратность,
за тягу к знаниям и труд,
за то, что сложности в учёбе
тебе лишь силу придают.
за участие в классных и школьных мероприятиях,
за преодоление трудностей
на трудных контрольных
и в сложных домашних,
за аккуратные тетради,
Благодарность родителям за хорошее воспитание сына
Вы можете сыном гордиться своим!
Сердечная вам благодарность от нас!
Ведь вы ему стать помогали таким,
Каким его знаем и любим сейчас!
А в каждом блестящем успехе его
И вашего тоже немало труда!
Он в жизни сумеет добиться всего,
Имея такую поддержку всегда!
Благодарность родителям за хорошее воспитание дочери
Вы прекрасную дочь воспитали!
Есть для гордости повод у вас!
Вы отличный пример подавали,
Чтобы дочка равнялась на вас!
Сколько сил и любви вы вложили!
Труд родительский неоценим!
Для неё вы опорою были!
Мы за это вас благодарим!
Благодарственное письмо родителям за активное участие в жизни класса, школы
Известно: вне учебного процесса
Немало в жизни класса интереса,
И, чтоб как можно больше детям дать,
Необходимо школе помогать!
Вы подаёте всем пример прекрасный,
Участвуя активно в жизни классной.
За это от души благодарим
И наградить вас грамотой хотим!
Благодарственное письмо родителям
Выражаю свою признательность и говорю огромное человеческое «СПАСИБО» за Ваше участие в воспитании Вашего ребёнка и жизни школы. Успех человека, безусловно, заслуга его самых близких людей с незаметными, на первый взгляд, ежедневными усилиями, трудом, терпением и ответственностью. Я благодарю Вас за творческий подход и активную жизненную позицию.
От всей души желаю Вам крепкого здоровья, счастья и благополучия! Выражаю надежду на то, что Ваша созидательная деятельность на благо нашей школы будет продолжаться и в дальнейшем!!!
Благодарственное письмо директора родителям
Уважаемые….
Искренне благодарю Вас и выражаю глубокую признательность за воспитание (ФИО), который показал себя как ученик, способный глубоко мыслить, преодолевать трудности, показывать великолепные результаты, побеждая достойных соперников. Победы Вашего ребёнка – это наша общая радость.
Благодаря Вашей поддержке, пониманию, мы сможем и дальше воспитывать молодежь, полную сил и устремлений к знаниям, творчеству.
Желаю Вам всяческих благ, оптимизма, здоровья, процветания и больше человеческого тепла.
Буду рад (рада) развитию нашего сотрудничества и взаимопонимания!
Благодарственное письмо ученику
Уважаемый (ая)…..
Благодарю тебя за добросовестное отношение к учебному (образовательному, творческому) процессу.
Желаю оставаться лидером в той области, где у тебя всё получается, не уставая постигать новое, преодолевая невиданные трудности и препятствия, побеждая достойных соперников, сильнейших конкурентов.
Верь, что наш педагогический коллектив и в дальнейшем будет для тебя необходимой опорой в достижении и покорении новых высот.
Я надеюсь, что ты будешь и дальше совершенствовать свои способности так, чтобы все смогли получать истинное удовольствие от твоих успехов.
Искренне желаю тебе здоровья, благополучия и новых свершений на благо твоей семьи, нашей школы и всего Отечества!
Благодарственное письмо учителю
Примите слова искренней благодарности за успехи в области школьного образования, за высокий профессионализм и компетентность, целеустремлённость и кропотливый труд!
Присущие Вам работоспособность, нацеленность на достижение конечного результата, способность принимать решения, коммуникабельность, доброжелательность, терпение, готовность отвечать на любые вопросы своих учеников – восхищает.
Надеюсь, что Ваш многолетний опыт и неугасимый огонь искренней преданности своему делу послужат дальнейшему развитию духовного и интеллектуального уровня подрастающего поколения. Пусть никогда не иссякнет доброта и мудрость в учительском сердце!
Желаю Вам крепкого здоровья и благополучия, терпения и оптимизма, успехов в вашем нелегком, но таком важном труде!!!
Учебный закончился радостный год,
Открытий и знаний принёс целый свод.
Пятёрки, четвёрки, призы и награды,
Кружки и весёлые олимпиады!
За твой талант и творчество
Награду получаешь!
Пусть будет всё, как хочется,
И так, как ты мечтаешь!
За активное участие в жизни класса
Умеешь других ты вести за собой,
Идеями яркими всех увлекаешь,
И жизнь интереснее в классе с тобой,
Активно всегда и во всём помогаешь!
Легко каждой цели своей достигать,
Удачи во всех начинаньях желаем,
Быть центром внимания и побеждать!
Заслуженно эту награду вручаем!
За активное участие в жизни школы
На активистах мир стоит!
И школа здесь - не исключенье.
И то, что жизнь у нас кипит -
Твоя заслуга, без сомненья!
Пусть оптимизм не иссякает
И бьёт фонтаном вдохновенье!
Тебе мы грамоту вручаем
За бесконечное движенье!
Ученику
за отличную учёбу, участие
в классных и школьных мероприятиях,
за доброту, внимание к людям,
за умение дружить
и активную помощь учителю.
за отличную учёбу, участие
в классных и школьных мероприятиях,
за любознательность, внимание,
за доброту и понимание,
за умный взгляд пытливых глаз,
один из первых ты у нас.
за отличную учёбу, участие
в классных и школьных мероприятиях,
за то, что все твои старания
тебе в учёбе помогли,
за самые труднейшие задания,
что ты решаешь на своём пути.
за отличную учёбу, участие
в классных и школьных мероприятиях,
за любознательность, внимание,
и упорство в достижении цели.
за отличную учёбу,
за доброту души и ум,
за смелость в овладении знанием,
за то, что справишься всегда
с любым из трудных испытаний.
за хорошую учёбу
(за стремление учиться лучше)
и умение преодолевать трудности
на страшных контрольных
и в сложных домашних,
за умный взгляд пытливых глаз,
за звонкость радостного смеха,
за то, что станет пятый класс
началом громкого успеха.
за стремление учиться лучше,
за пытливый ум и доброту,
за то, что в борьбе с самим собой
научился находить правильное решение
и управлять своим поведением.
за стремление учиться лучше
и умение преодолевать трудности,
за умный взгляд пытливых глаз,
за смелость при принятии решений,
за то, что станет пятый класс
ступенькой к новым достижениям.
за стремление учиться лучше
и умение не унывать в трудной ситуации,
за доброту души и готовность
прийти на помощь в любую минуту.
за стремление учиться лучше
и умение преодолевать трудности,
за умный взгляд пытливых глаз,
за скромность и примерное поведение,
за то, что станет пятый класс
началом громкого успеха.
за стремление учиться лучше,
за доброту души и готовность
прийти на помощь в трудную минуту,
за умный взгляд пытливых глаз,
за звонкость радостного смеха,
за то, что станет пятый класс
началом громкого успеха.
за стремление учиться лучше
и умение преодолевать трудности
на страшных контрольных
и в сложных домашних,
за умный взгляд пытливых глаз,
за звонкость радостного смеха,
за то, что станет пятый класс
началом громкого успеха.
за стремление учиться лучше
и умение не унывать в трудной ситуации,
за доброту души и готовность
прийти на помощь в любую минуту.
за активную работу на уроках,
за пытливый ум и умение дружить,
за то, что ты почти всё знаешь,
читаешь, пишешь и считаешь,
и что терпение и труд
тебя к победе приведут.
отличные дежурства,
за стремление учиться лучше
и умение не унывать в трудной ситуации,
за доброту души и готовность
прийти на помощь в любую минуту.
за активное участие в жизни класса,
за опрятность, аккуратность,
за тягу к знаниям и труд,
за то, что сложности в учёбе
тебе лишь силу придают.
за участие
в классных и школьных мероприятиях,
за преодоление трудностей
на страшных контрольных
и в сложных домашних,
за аккуратные тетради,
старание и упорство в достижении цели.
за участие
в классных и школьных мероприятиях,
за то, что все твои старания
тебя к успеху привели,
за ум, активность, хорошие знания
и за умение дружить.
за скромность, трудолюбие, старание,
за тягу к знаниям и труд,
за то, что сложности в учёбе
тебе лишь силу придают.
Родителям следует знать, когда можно поощрять ребенка, чтобы он не вырос избалованным эгоистом. Правильные методы воспитания позволяют получать, действительно, достойные результаты, поэтому их необходимо изучать и применять на практике.
Могут ли поощрения навредить?
Любимое чадо ведет себя хорошо и не капризничает – родители в восторге от послушного сына или дочки. Мама покупает малышу мороженое, папа ведет его в цирк, думая о том, какое счастье, что у них растет положительный ребенок. Но во всем важно знать меру, награда может пойти во вред:
Похвала нередко заставляет малыша искать одобрения со стороны взрослых. Дети перестают радоваться тому, что они узнают что-то новое, они перестают получать удовольствие от творческого процесса, их основной целью становится – произвести впечатление на окружающих.
Малыш, который постоянно слышит восклицания бабушек и дедушек: «Молодец! Ты самый лучший!» часто растет настоящим эгоистом.
Не следует детей подкупать за «хорошее» поведение, желая получить легкое вознаграждение, маленькие мальчики и девочки быстро понимают, какую роль им следует играть, и в результате легко манипулируют родителями. Малыши кажутся идеальными, они послушные и скромные, но на самом деле, это только поверхностно.
Дети ведут себя так, как от них ждут взрослые, на которых им хочется произвести хорошее впечатление. Важно знать особенности поощрения ребенка, чтобы честность при этом не страдала.
Никогда не принижайте достоинства других детей, говоря: «Твоя поделка лучше, чем у Маши». Пусть малыш соревнуется, но не со сверстниками, а с самим собой, тогда он каждый раз будет улучшать свои результаты.
Как правильно поощрять детей?
Чтобы воспитать любимое чадо достойным гражданином, родители должны иметь точное представление, за что полагается ребенку похвала. Можно поощрение представить в виде долгожданной награды, которую нужно заслужить.
Существуют несложные правила, как хвалить ребенка:
Хвалите не малыша, а те поступки, которые он совершил
Чрезмерные восхваления могут только навредить, у ребенка появляется завышенная самооценка, достаточно быстро у любимого отпрыска сформируется высокое самомнение. К примеру, сын или дочка убрали детскую, не торопитесь с личной похвалой: «Молодец! Умница!».
Лучше сказать: «Теперь комната полностью убрана, она чистая, и в ней приятно находиться». Ребенок сможет по достоинству оценить вашу похвалу и будет стараться заслужить ее снова.
Советы для правильного поощрения ребенка помогут избегать давать оценки личности и при этом не ранить чувства малыша. Когда дочка приносит вам свой очередной рисунок, покажите искренний интерес к творческой работе, отметьте в рисунке особенно понравившиеся моменты: «Какое красивое у тебя получилось дерево, похоже на живое, ты прорисовала каждый листочек, а рядом забавные зайчата».
Хотите похвалить – тщательно подбирайте слова: важно, чтобы ребенок мог делать выводы самостоятельно о собственных умениях. Когда сын помогает отцу донести коробку до ворот, не нужно утверждать, что он самый сильный. Просто скажите сыну, что тяжелую коробку нелегко поднять, и мальчик поймет сам, что он сильный, и его родители нуждаются в его помощи.
Укажите ребенку на чувства, которые он сам испытывает, достигнув желаемого результата
Не следует просто хвалить малыша, когда хорошо справился с работой, лучше обратить внимание ребенка на его удовольствие от процесса выполнения. Маленькие девочки и мальчики от природы испытывают интерес к творческой деятельности, любое достижение для них – это новая победа, которая приводит их в восторг.
Восхищение и радость заставляют ребенка стремиться к достижению поставленной цели, помогают формировать детскую настойчивость.
Нельзя хвалить ребенка за обыденные вещи
Польза мер поощрения детей будет неоспоримой, если вы не станете удивляться всякий раз, когда замечаете социальные навыки у малышей. Необходимо, чтобы ребенок понимал, что он может совершать поступки и без похвалы.
Откажитесь от поощрения деньгами
Если детям дают деньги за то, что они помыли посуду или вынесли мусор, то они сосредотачиваются исключительно на внешнем результате. Ребенок не старается качественно мыть тарелки, он может выбросить мешок с мусором за угол дома, главное для него завершить процесс, чтобы получить обещанную денежную сумму от родителей.
Мама и папа должны обращать внимание ребенка на его собственные ощущения, малышу должен нравиться сам процесс, необходимо, чтобы он испытывал радость от получения новых знаний и счастье от того, что он может помочь родителям.
Основные формы поощрения основываются на доверии, взрослые не должны бояться, что у любимого чада может что-то не получиться. Поддерживайте любимое чадо в его творческих начинаниях, которые не опасны для здоровья малыша.
Фото поощрения детей
Анастасия Репина
Поощрение детей: как и зачем поощрять
Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу.
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать , чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка .
Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах , то есть в благоприятных последствиях.
Поощрение – это признание , одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо» , как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут. Все о нем знают, но каждый представляет и использует поощрение по-своему . Кто-то отдает ему основополагающую роль и в воспитании пользуется только им. Кто-то считает, что главное пресечь плохие поступки, а поощрение лишь балует детей . Сколько людей, столько и мнений.
Важность поощрения детей
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям . Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие : медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.
Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный» , «добрый» , «вежливый» , «трудолюбивый» , «внимательный» , «заботливый» , «честный» , «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка. Несмотря на разногласия, поощрение играет большую , значимую роль в воспитании детей . Формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.
С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества, черты характера : доброта; ответственность; справедливость; аккуратность; честность; способность к обучению; уверенность; самоконтроль и многие другие.
Но есть в поощрении свои особенности . Не всегда оно несет в себе положительную линию. Бездумное, неправильное его применение чревато не самыми лучшими последствиями. Если регулярно поощрять без повода , просто так, или, что хуже, за плохие поступки, то ребенок станет показывать свою избалованность. Проявляться это будет в его капризности, нежелании слушать родителей, считаться с мнением кого-либо. Плохие поступки, действия, слова участятся, при этом ребенок искренне будет думать, что он все делает правильно, как надо.
Не все так просто, как кажется. Поэтому важно знать, как пользоваться таким легким и доступным методом воспитания.
Способы поощрения
Поощрение используется во всех сферах деятельности и имеет свои результаты. Работает не зависимо от возраста на детях и взрослых. Например, для мотивации хорошего качественного труда, выполнения должностных обязанностей работники награждаются премиями, почетными грамотами. Уже из этого можно сделать выводы об эффективности воздействия поощрения . Для детей используют свои способы.
Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение . Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время, а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это» .
Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту. Такая форма похвалы применяется чаще к маленьким детям.
Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения . Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие. Например : «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку» .
Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить , разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на час позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.
Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение , когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно , например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш, когда рассказывает в детском саду своим сверстникам : «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д. Безусловно, поощрение – трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.
Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения, например, окончание с отличием учебного года.
Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.
Правила поощрения
Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо» , обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.
1. Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей . Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи, особенно однотипные : сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т. д. И наоборот, нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки : малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.
2. Не следует поощрять детей из чувства жалости . Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.
3. Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.
4. Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.
5. Хваля детей , всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.
Когда поощрение может нанести вред ?
Как уже говорилось выше, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы. Дети не будут видеть границ дозволенного, определять, где заканчивается «можно» и начинается «нельзя» . Развивается перфекционизм, когда стремясь к наилучшему результату, они не в состоянии принять несовершенства, сильно переживают в случае неудач. Особенно тяжело таким детям во взрослой жизни, которая будет преподносить сложные задачи, создавать препятствия. Всегда быть первым, лучшим не удастся. Из-за чрезмерной похвалы у детей формируется завышенная самооценка, эгоизм, восхищение собой. Уважения к родителям, взрослым, сверстникам не будет.
Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки , прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.
В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании с возрастающими требованиями они приносят желаемый результат. Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.
Подумайте, ведь за сверхурочную работу или работу, выполненную более качественно, принято поощрять работников премией, грамотой или ценным подарком. Ведь руководитель не кричит на подчиненных, не грозит увольнением. Он использует более действенный способ – мотивирует поощрением. Вместо того, чтобы отругать ребенка за невыполненную обязанность (ты опять не прибрал свою комнату), лучше сказать: «если ты сейчас наведешь в своей комнате порядок, мы с тобой можем посидеть здесь и почитать твою любимую книжку». Так вы гораздо быстрей добьетесь нужного результата.
Поощрение или баловство?
Как понять, когда поощрение превращается в баловство? Как не переборщить с поощрением, чтобы ребенок не стал его требовать за незначительные мелочи? Просто, вознаграждая ребенка за что-то, нужно соблюдать несколько нехитрых правил.
Не следует поощрять ребенка за то, что он и так должен делать – самостоятельно одеться, почистить на ночь зубы. То есть не нужно хвалить за те обязанности, который он должен делать дома наряду с остальными членами семьи. Выполнение обычных вещей должно стать для ребенка чем-то естественным, а не ежедневным подвигом, за который он ждет награду. Последствием такого поощрения может стать избалованность, непослушание, пренебрежение мнением родителей.
Не направляйте похвалу на личность самого ребенка. Поощрения должны заслуживать его поступки или достижения.
Некоторые родители практикуют финансовое поощрение ребенка. В результате ребенок начнет воспринимать отношения с родителями по схеме «товар – деньги». Я вам хорошее поведение – вы мне оплату. В итоге искренние отношения, основанные на любви и уважении друг к другу, сведутся к чисто потребительскому отношению ребенка к родителям.
Ребенок и мама.jpg
Поощрение – очень важная составляющая воспитательного процесса, помогающая показать ребенку границу между «хорошо» и «плохо», между «можно» и «нельзя». Оно должно говорить ребенку о вашем внимании и любви к нему, о ценности для вас его успехов и достижений. Правильно пользуясь поощрением, родители сформируют в ребенке целеустремленность, отзывчивость, честность, доброту.
Поощрение будет уместно, если ребенок добивается результатов в каком-то деле, например, смастерил своими руками поделку, помог маме сделать уборку, на отлично закончил четверть в школе.
Есть очень нерешительные дети, которым в любом деле требуется подсказка и руководство. Таких детей следует поощрять за то, что они сделали что-то сами, это будет для них хорошим стимулом, заставит поверить их в свои силы. Других детей следует поощрять и подбадривать в процессе выполнения какого-либо дела, чтобы у него был стимул довести его до конца. Все зависит от характера и темперамента ребенка.
Каким может быть поощрение? Самое ценное для ребенка – это любовь родителей, его значимость для них. Поэтому нематериальное поощрение может быть гораздо более действенным. Это естественный процесс. Ведь изначально он не знает, что такое материальное поощрение, мы сами приучаем к нему ребенка.
Самый распространенный метод поощрения – похвала. Это вербальное выражение одобрения поступка или поведения ребенка. Очень действенный способ, если пользоваться им правильно.
Можно высказать свое одобрение лаской и нежностью, ребенок очень хорошо понимает и чувствует такое поощрение.
Дополнительное время, которое вы можете провести с ребенком на прогулке, в играх или за чтением. Это очень мощный мотивационный стимул для ребенка, потому что ему всегда вас не хватает.
Для детей старшего возраста в качестве поощрения можно разрешить делать то, что раньше запрещалось, например, разрешить гулять на час больше. Такое вознаграждение желательно применять при общем хорошем поведении ребенка, а не за конкретные заслуги.
Исполнение заветного желания ребенка – это тоже один из способов его поощрения. Но применять его следует при достаточно серьезных достижениях, например, за отличное окончание учебного года.
Общение ребенка.jpg
Хвалите ребенка за любые достижения, это сформирует у него стремление сотрудничать с вами, доставлять вам удовольствие своим поведением, хорошими поступками. Замечайте каждую мелочь в его поведении и не оставляйте ее без внимания. Однако, все должно быть в меру. Чрезмерная похвала тоже не принесет ребенку пользы. Она может сформировать у ребенка завышенную самооценку, что впоследствии сослужит ему плохую службу. У «захваленных» детей может сформироваться высокомерное и пренебрежительное отношение к окружающим, в том числе и к родителям.
Если вы видите, что ребенок усердно трудится над какой-то задачей, подбодрите его ласковым взглядом, прикосновением. Он будет знать, что его усилия не остаются незамеченными.
Если у ребенка есть определенный круг обязанностей, можно поощрять его за полное и добросовестное их исполнение. Например, в течение недели он честно выполнил все, что должен был, не отлынивая, что очень часто бывает с детьми. Вы можете сказать ему: молодец, ты прекрасно справился, поэтому в качестве подарка мы с тобой сходим в кино (зоопарк, каток и т.д.).
Если ребенок отлично закончил учебный год – это его серьезное достижение, к которому он сознательно продолжительное время прикладывал силы - поощрение может и должно быть более серьезным. У любого ребенка есть заветная мечта. Исполните ее. Возможно это какая-то вещь, о которой он мечтает, поездка куда-то. Однако помните, что такое поощрение всегда должно соответствовать материальным возможностям вашей семьи.