Почему под православные праздники начинается ругань. Что нельзя делать в церковные праздники и почему
Первое мнение гласит, что, якобы, в любые православные праздники оккультисты "запираются", то есть теряют способности колдовать, заниматься ясновиденьем или ещё как-либо проявлять свою паранормальную деятельность. Основана сия точка зрения на познавательной модели. Своего рода "псевдоправославном монизме" - когда полагают, что Бог против любой магии, в чём бы она не состояла. При этом не столь важно, что именно названо "магией". "Чужие боги суть демоны", апостол Павел. Следовательно, любые оккультисты теряют способность обращаться к своим богам и своим обрядам во время православных праздников в России, Греции и т.д.
Вторая точка зрения утверждает, что никакого влияния церковные и религиозные праздники на магию не оказывают. Мало того, эти вещи никак не связаны между собой.
И третье утверждение говорит, что в период особенно крупных церковных праздников, колдовские способности адептов могут усиливаться.
Где же истина? Попробуем разобраться. Чтобы найти зерно истины, разберём более подробно эти три утверждения. Первая точка зрения греет сердце людям, считающим, де "за порогом церкви одни бесы", на которых Господь, естественно, влияет своей волей, но не выдерживает малейшего критического анализа.
Так, несмотря на то, что православное христианство мало распространено в Японии, представить себе, скажем, сюгедзя - адепта сюгэндо, знающего хоть что-то о великих днях христианского культа ещё можно. Но вот вообразить индийских тантриков, воскрешающих трупы с оглядкой на православные Рождество и Пасху или последователей вамачары и абхичары, сверяющих свои действия с православным календарём, сложновато.
При этом, сила последователей индийской ветви тантрического буддизма в любые дни и месяцы года ни у кого сомнений не вызывает. В Индии довольно популярна поговорка: "Если на тебя разгневался бог, то тебя спасёт тантрик. Но, если на тебя разгневался тантрик, то никакой бог тебя не спасёт!". Будет нелишним добавить, что и первым, и вторым вообще зачастую ничего не говорит само имя Иисуса Христа. Так же отказывает воображение при попытке представить священнослужителя Ифа где-нибудь в районе Нигерии, который не может сделать вольт человека на православную пасху.
Как показывает практика, именно православные праздники и таинства оказывают влияние только на крещёных колдунов и магов. (Притом, что крестят у нас совсем маленьких детей, их согласия не спрашивая, что в рамках чисто японской, для примера, духовной традиции считается чёрной магией, по сути - порчей; это к вопросу об относительности понятий добра и зла в разных культурах). На не крещённых адептов и практиков магии никакой православный календарь праздников ни малейшего влияния не оказывает. Более того, бывают случаи, когда, обряд крещения был проведён неправильно, то есть не полностью по канону церкви.
И если, в дальнейшем, таковой "крещёный", становится колдуном, то его крещение может быть как бы "ненастоящим" для высших сил и духов. Такой человек будет способен колдовать и в самые главные церковные праздники без всяких помех и вреда для себя и близких.
Как видим, оба первых мнения - и то, что в православные праздники из мира исчезает любая магия, и то, что церковные праздники и даты никакого влияния на произвольно взятых ведьм и колдунов не оказывают, на поверку оказываются одинаково неточными. А что же с третьим мнением?
Русское Народное Чернокнижие
Людям, далёким от мира магии, само утверждение о возможности усиления вредоносных, тёмных магических воздействий именно в период церковных праздников, а также постулат о возможности наложения порчи или проклятия тёмным практиком в самой церкви может показаться, как минимум крайне странным. А как максимум - шокирующим.
Крайне распространённой среди людей не только воцерковлённых и верующих, но и предельно далёких от православия является точка зрения, де "колдун в церковь зайти не может". А то и нечистая сила в церковь войти не может. Сила Святого Духа не пустит тёмных духов внутрь здания церкви. Чуть ли не общепризнанным этот постулат является, парадоксальным образом, отнюдь не благодаря пламенным проповедям священнослужителей РПЦ с амвонов, а благодаря тому, что повесть Н.В. Гоголя "Вий" у нас, в бывшем советском союзе читали не только православные христиане, но и католики, протестанты, мусульмане, буддисты, иудеи. Она входит в обязательную школьную программу по литературе. А в этой повести есть очень яркий и образный эпизод, где разнообразная нечистая сила замирает перед порогом церкви, не в силах пересечь его, до того момента, пока не приводят Вия. Но "Вий" произведение хоть и гениальное, но художественное, а как говаривал другой великий гений, Станислав Ежи Лец, "В жизни всё не так, как на самом деле".
Попробуем разобраться. Есть на Руси такая крайне вредная и крайне тёмная колдовская традиция, называемая Русское Народное Чернокнижие. О ней мало что достоверно известно, но de facto идеологическая основа этого колдовского течения ни что иное, как вид крайне экстремистского сатанизма, взращённого не на западной, а на русской почве и направленного исключительно против православного христианства. Хотя, de jure чернокнижники "сатанистами" себя не называют. Точные исторические корни и обстоятельства возникновения этой традиции теряются во тьме веков. Но по тому, что, по некоторым данным, чернокнижники поклоняются падшему ангелу Сатанаилу (или Сатанаэлю в другой транскрипции), именно так, очень характерно, его называя, наиболее логично будет предположить богумильские корни.
Особенность русского народного чернокнижия в том, что его адепты и последователи предпочитают наводить порчи, рассорки, проклятия, вызовы и другие крайне негативные воздействия и вещи именно в крупные церковные праздники. Они научились собирать, преобразовывать в нечто иное и использовать не что-нибудь, а именно мощную энергию православных молитв, генерируемую верующими в эти периоды, так сказать, "налево" во всех смыслах этого слова. Так же чернокнижники ряд своих порч проводят именно в церкви, во время службы. Но, кстати, это свойственно не одним русским чернокнижникам: положить фотографию человека на алтарь с целью определения наличия на человеке порчи, подкупив служку, могут и "белые маги".
Как видим, и мнение, что в церковные праздники и посты магия может не ослабляться, не исчезать, а, напротив, усиливаться, так же имеет право на существование, но только в рамках одной, отдельно взятой магической традиции - Русского Народного Чернокнижия, а вовсе не "для всех".
В заключение
Отсюда очевидно, что все три мнения - и то, что ведьм и колдунов может "запирать" (но не всех!) с утратой способностей; и то, что на магов церковные праздники могут не оказывать никакого влияния (но только на некрещёных и не связанных с христианской культурой!); и то, что самая чёрная магия может производиться, и успешно, как раз в крупные церковные праздники (но только в одной, отдельно взятой традиции!) - в чём-то своём, частном правы, и все три, опять же, в частностях и деталях, ошибаются.
Я очень часто болею. Что делать? Вопросы священнику
Вопрос: Я очень часто болею, то простудные заболевания, то воспаление почек. Хронический пиелонефрит протекает вяло, но самочувсивие при этом ухудшается, работоспособность сильно снижается, болею раз по 12 на год. При этом анализы особо не ухудшаются, но все же без антибиотиков не могу. Хожу в церковь, причащаюсь, раз в году соборуюсь, но ничего не помогает. Я так устала от болезни, даже в храм намного реже стала ходить, так как выстоять службу тяжело, начинает сильно болеть спина. А мне только исполнился 31 год, детей пока нет, но я очень хочу родить, но одновременно понимаю, что здорового ребенка не родить с моими почками. Я не знаю что мне делать, не знаю сможет ли кто мне помочь… Что мне делать не знаю, неужели всю оставшуюся жизнь жить с этим?
Ответ: Вы сами себе должны помочь. Вам нужно избавляться от лени. Займитесь своим здоровьем, ведите активный образ жизни. Многие болезни – от вялого течения крови в организме. Поэтому вам нужно больше движения. Ходьба каждый день от 5 до 10 км. на свежем воздухе (в это время можете исполнять утреннее и вечернее правило). Найдите человека, который нуждается в Вашей помощи – ходите к нему пешком – совмещайте два, три полезных дела. Попробуйте начать закаляться – обтираться водой: сначала теплой, потом уменьшая температуру каждый день на один градус (посоветуйтесь с врачом). Насчет возможности стать матерью посоветуйтесь с православным гинекологом. В любой ситуации нужно не унывать, а использовать все возможные врачебные средства, молиться и нести свой крест. А один из святых говорил: трудись так, как если бы все зависело от тебя, и молись так, как если бы все зависело от Бога. При этом помните, что терпеть в жизни все равно что-то нужно – без этого нет духовной жизни. “…дух бодр, плоть же немощна.”(Матф.26:41) . Когда плоть терпит и чего-то лишается, дух приобретает и закаляется. В противном случае, когда мы полностью здоровы и в полном достатке, человек (по своей природе, поврежденной грехом) склонен забывать о Боге, о душе, о вечности.
Во время церковных праздников нельзя верить суевериям, которые дают нам неправильное понятие о проведении праздника. Церковные праздники нужно проводить по-христиански. С утра сходиться в храм, помолиться. Вечер провести в кругу семьи, быть чутким и заботливым.
Особых запретов на разные виды деятельности церковь не делает, главное, чтобы это не навредило душевному спокойствию православного. Работа не может осквернить душу, если человек помнит в Боге.
Если вы хотите преумножить свою веру, следуйте Библии. Не стоит слушать суеверия.
Почему нельзя делать уборку?
Вокруг этой темы всегда ходило много суеверий. Наши предки чтили старые приметы и всегда послушно следовали им. Как мы сказали, особых запретов церковь не делает. Главное, помнить о Боге. Некоторые суеверия пришли к нам из старины.
Вот так проводили праздники наши предки: с утра умывались, одевались и шли в местную церковь на молитву. По пути назад заходили к родственникам и родителям. Заниматься мелкой работой начинали к вечеру. Накануне праздника генеральных уборок не делали. Это было грехом. Считалось, что человек может притянуть к себе плохое, выметая из дома добро. Мусор, неубранный накануне, становился святым. Убирать его в святой день нельзя. Это означало выкинуть из дома самое любимое и дорогое.
Православные считали, что человек, убирающийся в праздник, обречен на разные болезни. Боясь Бога и болезней, христиане четко следовали примете.
Современные священнослужители считают, что полностью следовать примеру предков не стоит.
Приметы против уборки
На Руси существовало множество примет против уборки.
- Православные не убирались ночью и после заката. Так можно смыть благополучие семьи.
- Пока близкие в пути, убираться в доме нельзя. Считалась, что таким образом мы выгоняем гостей, хотим, чтобы они больше не приехали.
- Убираться дома нужно с закрытыми окнами. А не то будет ссора в семье.
- Очень удобно убираться и готовить еду одновременно. Но, к сожалению, этого делать нельзя. По примете в семье пропадет еда. Хотя по мнению священников в совмещении домашних дел ничего плохого нет.
Следовать этим приметам – не стоит. Это все суеверия. Библия не заостряет внимания на подобных вещах. Единственное, что запрещает Библия – убираться по воскресеньям.
Что именно нельзя делать в церковные праздники?
- Не ругаться. Даже в будние дни, ругаясь, люди оскверняют свою душу. Право говорить нам дано для общения с Богом и родными людьми, но точно не для брани. Сквернословие приравнивается к смертному греху. Христианство запрещает ругаться не только в Святые дни, но в любые другие.
- Нельзя стирать. Стирка руками всегда была тяжелой работой. Особенно, если приходится таскать воду их реки или колодца. Если в семье есть новорожденный, то стирали после службы. Священники советуют провести это время за молитвой
- Запрещено мыться. Считалось, что можно попасть на тот свет. Ведь чтобы помыться, надо наколоть дрова, затопить баню. Все это тяжелый физический труд. Церковь не рекомендует мыться. А заменять праздник «пляжным отдыхом» считает огромным неуважением к Богу.
- Нельзя заниматься рукоделием. В то время не было магазинов одежды. Женщины шили одежду сами. Рукоделие не считалось приятным занятием. Это считалось работой. А иглы и спицы рассматривались церковью, как гвозди, которые вонзали в Тело Христа. Заниматься ли рукоделием? По мнению священника, можно в том случае, если вас об этом попросили. Делать добрые дела нужно в любые дни.
- Православные люди не работают в огороде. Это запретная деятельность в праздники, так как забирала очень много сил. Отменить посев картофеля было возможно. Но доить корову и кормить скот приходилось. Работа в огороде во время праздника воспринимается священниками, как неуважение к себе и Богу.
В какие праздники лучше не планировать дел?
Основные праздники, в которые стоит воздержаться от работы – Пасха и Рождество.
Протоиерей Александр Ильяшенко говорил:
«Смысл всех запретов в православные праздники не в том, что нельзя. В православные праздники стоит посвящать день Богу. Начните день не с молитвы, а с посещения храма. Делайте милосердные поступки, заботьтесь о близких людях. Уборку, сделайте накануне, чтобы встретить праздник в чистом доме».
Каждый верующий знает, что в церковные праздники нельзя ничего делать по хозяйству и исключена практически любая работа. Но какие именно дела находятся под запретом и могут навлечь беду? Ниже представлен подробный список праздников и суеверий насчет запрещенных занятий.
Поверья против работы
Любой православный праздник - это особенный, важный для верующего человека день, который должен быть посвящен церкви, молитвам, праздничному столу, а также общению с близкими людьми. Все остальное - лишнее. Мало кто станет, например, мыть пол вместо того, чтобы загадывать желания под бой курантов в новогоднюю ночь. Так почему же христианский праздник должен быть менее важным поводом отвлечься от повседневных дел?
Во времена действия крепостного право, церковный праздник был одним из немногих дней, когда было можно не работать на барина. Отдых был редким явлением, право на него ценили, и любые поползновения в его сторону считали греховным занятием.
Кроме этого, православные традиции были построены на основе языческих, которые бытовали на русских землях до крещения Руси. Язычники также не занимались домашними делами в дни, посвященные Богам. Одна из версий запрета говорит о том, что собрать бывших язычников в храме, оторвав от повседневных дел, можно было только под угрозой божьего наказания. Судя по сохранившемуся указу 17 века, подобная проблема была и в 17 веке. Документ предписывал закрывать бани и базары в церковный праздник, чтобы верующие уж точно попали в храм.
Что именно нельзя делать
В вопросах запретов не стоит перегибать палку, потому что некоторые дела и обязанности все же стоит выполнять. Итак, что конкретно не стоит делать в церковные праздники, а какие занятия все же допускаются?
Во время христианского праздника нельзя именно работать. Труд и работу разделяли. Труд - во благо семьи, работа - на пользу барину. Соответственно, нельзя совершать действия, приносящие доход. То есть, готовить для членов семьи или гостей - можно, а вот для продажи - нет.
Планировать на такие дни уборку, стирку, работу с растениями не стоит — с ними вполне реально справиться в будние дни. Но одно дело - генеральная уборка, которую можно перенести на другой день, а другое неожиданная мелкая неприятность, создающие неудобства именно сейчас. Например, пресловутый рассыпанный сахар, или свежее пятно на блузке, можно оперативно убрать и в праздничный день.
Кроме этого, в современном мире бытовые дела стали гораздо проще. Сложно назвать тяжелой работой нажатие кнопки на стиральной машинке или мультиварке. В прошлом уборка, стирка и приготовление пищи вполне могли занять целый день - вместо похода в церковь и мыслей о Боге.
Похожие корни имеет запрет на мытье. В старину для этого нужно было совершить целый ряд действий - наколоть дров, растопить печь, согреть воду. Это занимало много времени, поэтому помыться крестьяне старались перед праздником. Сейчас же принять душ можно за несколько минут, и процесс мытья никак не отвлечет от похода в храм.
Рукоделье это хобби, а не работа.
Это же касается рукоделия. Многие женщины считают его своим хобби, занятием «для души», скрашивающим выходные. А в старину рукоделие было трудоемким занятием. Стоит только посмотреть на музейные экспонаты и вспомнить, скажем, вышивальные приметы , чтобы понять, как тяжело приходилось нашим прабабушкам. Нынешняя церковь считают рукоделие богоугодным занятием. Недаром в монастырях оно является обычным делом.
Современные священники не видят греха в том, чтобы после посещения церкви вернуться к мирским делам. Некоторые из них считают даже богоугодным занятием труд в святой день, если к ней приступают с молитвой. К тому же, духовные дела не должны приносить ущерб и становиться оправданием для лени. Нельзя же отправиться в храм с пятном на одежде или оставить кошачий лоток источать «ароматы» до следующего дня?
Матерная брань, ссоры, выяснение отношений - под особым запретом в святые дни. Это же касается и неумеренного распития спиртных напитков. Серьезный грех - убийство животного. Не стоит ходить на охоту и забивать домашний скот в святой день.
В какие праздники отказаться от дел
В некоторые христианские праздники часть дел под строгим запретом. Но есть и те, которыми издавна занимались во время церковных празднеств.
Так, именно в день почитания Параскевы Пятницы (10 ноября) не принято шить, вышивать и вязать. Но полагается демонстрировать все то, что удалось сотворить за год. Параскева Пятница считалась «бабьей святой», покровительницей рукоделия.
Пророк Елисей
На нельзя купаться в природных водоемах, это считается опасным. В день Святого Василия первым зашедшим в дом должен быть мужчина - это принесет удачу.
В день, посвященный Иоанну (11 сентября), нельзя резать что-то круглое. Именно в этот день святому отрубили голову. Почтите его, отложив лакомства из арбузов или тыквы на другой день.
Следуя приметам на Троицу садоводы традиционно сажают редьку, чтобы получить большой урожай, несмотря на всеобщий запрет на работы в христианский праздник. Также на Троицу традиционно пекут пироги. В Духов день (следующий после Троицы) принято собирать целебные травы - они освящены Святым Духом.
Основные 12 праздников православного календаря - это и есть те самые почитаемые дни, когда рекомендуется ничего не делать по дому. Есть еще дни, посвященные святым. Кроме того, церковный праздник - это еще и воскресенье . В этот день недели полагается ходить на службу в храм. Праздничных столов и поздравлений не предполагается, но традиционно он всегда был посвящен духовной жизни человека.
В целом, церковные запреты касательно работы в святые дни не так уж строги. Большая их часть связана с устаревшим жизненным укладом и не имеет ничего общего с присущим современному человеку образом жизни. Если имеется потребность в выполнении неких бытовых задач, с ними нужно справиться, но не в ущерб духовной стороне бытия.
Каждый человек хоть один раз в своей жизни сталкивался с таким проявлением нашего существования здесь, на земле, как болезнь. Но что же такое болезнь, почему мы болеем и как нам избавиться от недугов? Отвечает протоиерей Андрей Николаиди.
Итак, говоря о богословском осмыслении болезни, мы должны понимать, что болезнь представляет собой не что иное, как оскудение естественных человеческих сил, разлад в его природе, некоторое изменение в его богосозданном составе. Человек, призванный из небытия к бытию Божественной любовью, был создан совершенным, и, следовательно, в его организме не было места для болезней.
Но, переступив через Божественную волю и нарушив заповедь своего Творца, человек внес своими греховными действиями искажение в мир, и его природа подверглась изменениям, которые можно обозначить славянским словом «тление» – т. е. распад, разлад, последствиями которых стали болезни и страдания. Таким образом, болезни и телесные немощи являются последствиями грехопадения. Не случайно в церковнославянском языке греховные навыки души и телесные страдания обозначаются одним словом – «страсти».
Упрощенно духовную схему возникновения болезни мы можем выразить следующим образом. Человек, преступая заповеди Божии, отворачивается от Господа – Источника жизни и добровольно избирает иной путь. Уходя по пути, ведущему к умиранию, люди обязательно встречаются с предвестниками умирания – болезнями, скорбями и телесной немощью.
Всякая болезнь вызвана грехом. Иногда духовную причину болезни можно выявить легко, достаточно лишь заболевшему взглянуть в глубь своего сердца. Но иногда для того, чтобы выяснить, из-за чего человек уловлен сетями немощи, необходимо очень пристально просмотреть всю прожитую жизнь и исследовать собственную совесть. Именно в собственных поступках можно увидеть настоящую, духовную причину своего болезненного состояния – неисповеданный, нераскаянный грех, который, подобно болезнетворному струпу, вызывает болезнь души, которая, в свою очередь, по закону неразрывной связи души и тела, вызывает телесную немощь.
Болезнь, попускаемая Промыслом Божиим, является ничем иным, как средством вразумления человека, отступившего от правды Божией. Именно в таком аспекте рассматривает страдания английский писатель и религиозный мыслитель Клайв Стейплз Льюис, который высказал удивительную по своей емкости мысль: «Бог обращается к человеку шепотом любви, а если он не услышан – то голосом совести; если человек не слышит и голоса совести – то Бог кричит через рупор страданий».
Но если причина болезни грех, то и борьба с болезнью должна быть направлена на устранение этой причины. Православные христиане могут и обязаны пользоваться лекарственными средствами и рекомендациями врачей, но они не должны забывать и о средствах духовных – Таинствах Исповеди, Святого Причастия, Соборования и, конечно, о молитве Господу и святым угодникам Божиим.
Протоиерей Андрей Николаиди
Православная Жизнь
Просмотрено (542) раз