Свинцовые белила для лица. Ужасающая история косметики
Каждой женщине хотелось бы иметь красивую кожу без несовершенств, пигментных пятен, пост-акне, шрамов и других несовершенств. Конечно, это не обошло стороной и азиатских леди.
Более того: это стало настоящей манией.
В западных странах нет четких определений понятия "красивая кожа". Есть несколько критериев: она должна быть чистой, без воспалений и высыпаний, рельеф - максимально гладким... Все, что здесь можно было бы перечислить, не сложно объединить в одно понятие: здоровая. Главное, чтобы кожа выглядела здоровой. В современном мире нет определенных понятий о том, какого она должна быть тона и все идет к тому, чтобы для большинства людей и ее цвет имел все меньшее значение.
Это еще одно значительное различие между Азией и западом.
Наверняка каждая из нас неоднократно видела фотографии и изображения индийских леди высоких кровей, членов японских императорских семей или гейш, знатных китаянок... и современных азиатских девушек.
Что, казалось бы, объединяет их всех? Однозначно, "белая" кожа. Максимально светлый тон и отсутствие несовершенств. Никаких других вариантов.
Понятие "Аристократичная бледность" не прозвучит новым ни для кого, но если на западе новые веяния моды постепенно расширили границы понятия "красивая кожа", в Азии все произошло с точностью до наоборот. И сейчас, в век инноваций и технологий, азиатский рынок переполнен средствами, направленными на отбеливание кожи.
Ее осветление и некий стереотип о "правильном цвете кожи" - это целая глава истории, это большое количество научных исследований, технологий и разработок, это большое количество действительно весомых аргументов "за". Поговорим же об этом!
Сегодня можно с уверенностью сказать, что попыткам сделать свою кожу светлее вопреки природе уже тысячи лет.
Достоверно известно, что одна из первых стран, где это начало происходить – Индия. История сложилась так, что цвет кожи представителей высших каст, как правило, был светлее, и что вполне естественно для человека, это отличие старались подчеркнуть, приумножить… или приобрести. Возможно, это связано с понятием чистоты, которое всегда было присуще аристократам всего мира. Не стали исключением и такие страны, как Китай, Япония и Корея, где светлая кожа была и остается одним из главных символов красоты женщины.
Способы и опасные компоненты: красота – страшная сила!
Когда речь заходит о женской красоте, зачастую невольно вспоминается всем известная фраза: «красота требует жертв». К сожалению, в нашей истории это действительно стоит воспринимать буквально.
Для достижения максимального светлого тона лица и не только все средства были хороши. Поиски этих средств велись непрерывно и вне зависимости от того, чем это грозило, что именно это были за способы, люди к ним прибегали. И не всегда это заканчивалось хорошо.
Очень часто средства или методы были действительно опасными, и не просто для кожи, но и для здоровья и даже жизни. Почему, спрашивается, отбеливание кожи не теряло своей актуальности? Ответ прост: время.
Во-первых, зачастую в то время у людей просто не было возможности знать, что способ или вещество опасны.
Во-вторых, разница между представителями высших и нижних слоев общества была колоссальна и имела такое значение, что проще было не задумываться, чем выделяться на фоне семьи темным цветом кожи, присущим представителям народа, рабочего класса, низших каст и тд. Светлая кожа для представителей аристократии была так же естественна, как вышитые золотом шелка и платья сложного кроя.
Для осветления кожи в западных странах использовались такие компоненты, как гидрохинон, ртуть, свинец, мышьяк… и это не полный список. Звучит ужасно, не правда ли? Несмотря на то, что в азиатских странах эти компоненты почти не использовались, рассмотрим некоторые из этих веществ:
Гидрохинон.
Очень долгое время гидрохинон считался одним из лучших отбеливающих средств, пока не был запрещен во всем мире по причине высокой токсичности. Кроме того, была установлена связь между использования гидрохинона с возникновением лейкоза.
Увы, несмотря на это, данный компонент очень редко, но все еще можно встретить в отбеливающих средствах. Как правило, такие кремы производятся в Бразилии и России.
В азиатской косметике присутствие компонента исключено.
Ртуть.
В древности отбеливающие кремы на основе ртути в свое время получили широкое распространение и пользовались большой популярностью, так как губящее воздействие ртути на организм человека было выявлено намного позже. Результатом частого использования зачастую становилась смерть.
К сожалению, ртуть добавляется в составы некоторых косметических средств и в наше время. Впрочем, Вы не найдете ртути ни в одном корейском косметическом средстве: в этой стране осуществляется строгий контроль и проверки всей производимой и поставляемой продукции, делается упор на безопасность и использование опасных веществ в производстве косметики исключено.
Мышьяк и свинец.
Нет человека, который не знает о том, насколько опасны эти вещества… Но это не всегда было так. В 17 веке красавицы начали использовали средства со свинцовыми солями и мышьяком. Вызвано это было тем, что модная в те времена рисовая пудра очень плохо держалась на коже и требовала добавления вяжущих веществ… которыми и стали мышьяк и свинец.
Сначала использовались свинцовые жидкие белила, из-за консистенции которых яды легко попадали в организм человека, отравляя его, но к тому моменту врачи взялись за исследование косметических средств и большую популярность приобрели «свинцовые пудры», которые якобы должны были служить безопасной альтернативой, так как сухая пудра не впитывалась, а оставалась на поверхности кожных покровов.
Впрочем, это не сильно спасало ситуацию, так как для человеческой кожи нормально выделять пот, который и помогал свинцу попадать в организм, даже не смотря на измененную форму выпуска.
Мышьяк высоко токсичен и может привести к раку многих органов. О летальном исходе так же не сложно догадаться, ведь это один из самых известных в наше время ядов.
Страшно даже подумать об этом, но в те времена доля этих ядовитых веществ в косметике доходила до 50%.
Несмотря на то, что благодаря исследованиям медиков опасность мышьяка и свинца перестала быть тайной, в погоне за прибылью, производители не желали прекращать выпуск косметики с этими составляющими. Как только то или иное средство «уличалось» в содержании мышьяка или свинца, оно просто перевыпускалось под иным названием. К сожалению, эффективных способов борьбы с такой косметикой не появилось и в следующем, 18 веке, потому известно множество случаев и примеров страшнейших последствий подобных попыток отбелить кожу.
Современные отбеливающие средства.
К счастью, что касается корейской косметики, вся производимая продукция подвергается строжайшему контролю качества. Все новые компоненты, разрабатываемые той или иной компанией, обязательно патентуются и проходят клинические исследования перед тем, как добавляются в те или иные косметические средства: благодаря этому, Вы можете быть спокойны за состояние своей кожи.
Но вернемся к истории и причинам.
Почему же и в наше время только «белая кожа» в Азии считается красивой?
Нельзя сказать, что первоначальные причины сильно изменились: белая кожа ассоциировалась и продолжает ассоциироваться с аристократией. Но что более важно для современного Китая, Японии и Южной Кореи, белая кожа - чистая кожа. Совершенная кожа. Здоровая кожа. Нет ни единой девушки, которая представляла бы возможным отбеливание без комплексного ухода. Чистота и здоровье – главные критерии красоты.
Не секрет, что большая часть населения азиатских стран никогда не пренебрегает защитой от солнца. Дело не только в возможном покраснении и неприятных ощущениях: эта простая мера помогает избежать появления пигментации, предотвращает преждевременное старение кожи и вообще минимизирует вредное воздействие ультрафиолета, которое способно вызвать страшную болезнь: рак.
К слову, несмотря на то, что жителей азиатских стран эта болезнь отнюдь не обошла стороной, можно отметить, что рак кожи не входит в десятку наиболее распространенных видов рака в Японии и Корее, тогда как в Великобритании и США он занимает 4 и 5 место соответственно.
Светлая кожа как главный символ естественной красоты и здоровья оставалась и остается своеобразной «визитной карточкой» азиатских красавиц, и, как мы видим, неспроста. Это одна из сохранившихся традиций и даже восточных мудростей, которая скрывает в себе один из главных секретов утонченной азиатской красоты. И ее главным отличием от древних западных понятий и способов является стремление к сохранению главной человеческой ценности, которую нельзя купить и так трудно вернуть: забота о здоровье.
Забота о здоровье и безопасность это те аспекты, которые стали неотъемлемой частью и огромным преимуществом корейской и японской косметологии и в наше время.
Думая об этом, невольно задумываешься: даже если существенной проблемы пигментных пятен или потемнений некоторых участков кожи нет, почему бы не защитить ее от солнца, потратив пару минут на нанесение солнцезащитного крема?
Мышьяк, свинец и ртуть для цвета лица, кокаин, цианид и топленый жир для создания прически и, как вишенка на торте, - мышиный мех для идеальной формы бровей. Ведь ты этого достойна?
Решение было найдено в жире. Женщины того времени закрепляли массивные конструкции из волос с помощью огромного количества топленого жира, тщательно разминая его в руках и оставляя в волосах на несколько дней, а иногда на неделю.
На первый взгляд, кажется, что жир совершенно безвреден и не таит в себе никаких скрытых опасностей. Кроме одной. Он создает идеальную среду обитания для жуков и даже животных, которые охотно селились в волосах модниц.
2. Мышьяк для отбеливания кожи лица
История мышьяка поражает. С самых давних времен он нередко встречался в составе разнообразных косметических средств и продуктов. В то время как «мышьячный лосьон» родом из XIX века использовался для отбеливания лица путем втирания в кожу, другие его аналоги предназначались для потребления внутрь.
Например, один такой препарат на основе мышьяка обещал помочь «даже самой грубой и омерзительной коже лица». По-видимому, мышьяк отлично влияет на кожу. К сожалению, роз без шипов не бывает, особенно когда эти розы пропитаны неорганическими канцерогенами.
Отмечалось, что использование мышьяка в малых дозах приводило к появлению головных болей, спутанности сознания, диареи и головокружениям. При постоянном применении препарата с его содержанием проявление симптомов усиливалось, иногда вплоть до летального исхода.
3. Свинец для фарфорового цвета лица
Свинцовые белила были одним из самых популярных ингредиентов косметической пудры и использовались долгие годы, прежде чем женщины наконец не узнали об опасных побочных эффектах этого вещества. Бледность и фарфоровый цвет лица были признаком высокого происхождения и хорошего воспитания на протяжении большей части европейской истории.
В начале XVII века опасность отравления свинцом стала очевидна для всех: королева Елизавета I умерла от этого заболевания в 1603 году. Процесс использования свинцовых белил был по сути своей ужасным: чем больше белил накладывалось на кожу для достижения того самого «идеального» вида, тем интенсивней они поглощались ее порами.
В результате, слои концентрата становились гуще и гуще. На первый взгляд, в Англии времен Елизаветы все были прекрасными и бледными, но внутри, под слоем белил, кожа медленно увядала и погибала.
4. Мышиный мех для искусственных бровей
Свинцовые белила не только изнашивали кожу, но и приводили к выпадению волос. Болезненно бледным модницам прошлого приходилось бороться с редеющими бровями и шевелюрой. Конечно, они прибегали к своим маленьким женским хитростям.
В ход шли мышеловки. Попавший в ловушку грызун был желанной добычей для молодой модницы XVI-XVII веков, ведь уже на следующий день у нее появлялась возможность слегка «загустить» себе брови.
Как правило, из мышиного меха делали маленькие комочки и прикрепляли их на место бровей с помощью клея. Правда, клей в XVIII веке держался некрепко, и фальшивые мохнатые брови часто отваливались, иногда прямо посреди вечера.
На протяжении многих веков, несмотря на обширный список ужасающих последствий, ртуть использовалась в разных косметических целях. В Эпоху Возрождения, когда белая, бледная кожа была признаком непорочности и высокого происхождения, именно ртуть позволяла женщине получить тот самый чудесный цвет лица, «как будто ей только что пустили кровь».
Кроме того, она удаляла веснушки и пигментные пятна на коже лица, которые во времена елизаветинской Англии свидетельствовали о принадлежности к низкому классу общества, а также стирала шрамы от оспы. Всем было плевать, что она медленно отравляла и приводила к преждевременному, ускоренному старению кожи. Зато девушки были модными и бледными.
6. Сурьма для подводки глаз
Говорят, что египетская королева Нефертити, которая в свое время поразила Фивы своей неземной красотой, также использовала сурьму для того, чтобы подвести и подчеркнуть свои и без того прекрасные глаза. Да, древняя королева, чье имя переводится как «к нам пришла красота», украшала себя подводкой для глаз из сурьмы.
Такая подводка представляла собой специальную пасту, в которую входили сажа, жир и металл (свинец, марганец или медь). Побочных эффектов у этого концентрата было не счесть, в частности, раздражимость, бессонница и низкая концентрация внимания. Были и летальные исходы.
7. Радий для рук и лица
В 20-30-х годах прошлого века радий использовался повсюду, и косметика – не исключение. Так как фантастическая Мария Кюри, открывшая в свое время радий, стала знаменитым ученым во Франции, многие содержащие радий продукты были особенно популярны в Европе.
Люди говорят, что, если у человека «фарфоровая» кожа, значит, в нем течет благородная кровь. За бронзовым загаром девушки начали гоняться лишь полвека назад. А раньше настоящей гордостью считалась молочно-белая кожа без единого изъяна. Девушки боялись солнца, как огня, и применяли самые опасные средства для ее отбеливания, например пудру на основе свинца. Это средство действительно делало кожу дамы белой, но его побочные эффекты приводили со временем к ужасающим последствиям. О том, на какие жертвы шли средневековые женщины во имя красоты, тебе расскажет PEOPLETALK.
Белая кожа женщины говорила о ее статусе, о том, что она не работает на свежем воздухе, а сидит в замке. Традиция наносить белила на лицо появилась еще в Древнем Китае. Таким образом женщины следовали восточной традиции - скрывать свои эмоции, чтобы мужчины чувствовали себя расслабленно в их присутствии.
Но если недорогие белила в Японии и Китае делали из рисовой муки и птичьего помета, то, к примеру, в Древней Греции уже использовали косметику на основе свинца. Свинец - это очень токсичное вещество, краски на его основе давно запрещены во всех цивилизованных странах.
В Европе в XVI веке моду на свинцовые белила ввела королева Англии Елизавета I. Вне всякого сомнения, она была великим монархом, но современники описывают ее как крайне меланхоличную, нерешительную и депрессивную персону. Вероятно, виной тому тяжелое детство королевы, ведь, как известно, ее мать, Анну Болейн, казнили, когда девочке было всего три года. Но есть и другая возможная причина - белила на основе свинца. Придворные дамы очень любили наносить их на лицо и грудь. Современники отмечали, что Елизавета довольно рано состарилась, а один посол даже описал, в каком ужасном состоянии были ее зубы. Это характерный признак воздействия свинца.
В 60 лет Елизавета выглядела как дряхлая старуха, поэтому она приказала разбить все зеркала во дворце. Ее зубы выпали, и, чтобы щеки казались не столь впалыми, во время приемов она клала в рот вату. Елизавета умерла от отравляющего воздействия свинца, как и многие другие женщины того времени.
По иронии судьбы благородные дамы, не понимая, что с ними происходит, наносили все больше косметики, стараясь скрыть признаки старения.
Но неужели девушки не замечали странных симптомов воздействия свинца? Конечно, они ощущали усталость, потерю аппетита, сонливость и видели свою необычайную бледность, но именно эти качества украшали средневековых дам. Поэтому признаки отравления не пугали наивных аристократок, а приносили им радость.
Что происходило при этом с кожей, сложно вообразить. Она просто отмирала. В периоды обострения кожа покрывалась струпьями, сочилась кровью. Использование таких белил приводило к выпадению зубов, волос и даже потере зрения. Косметика, содержащая свинец, выпускалась вплоть до конца прошлого века. Ученым пришлось потратить немало усилий, чтобы убедить людей в том, что свинец крайне опасен.
Современным женщинам повезло несоизмеримо больше. Во-первых, у нас есть качественная косметика. Во-вторых, в случае возникновения проблем с кожей мы всегда можем обратиться за помощью к специалисту. И все же по сей день женщины продолжают калечить ради красоты свое здоровье. Чего только стоят бесконечные губительные диеты, липосакция и сомнительные пластические операции! К счастью, травить себя свинцом уже не модно, но, садясь на очередную экспресс-диету перед праздником, подумай, стоит ли красота таких жертв?
Чтобы образ, создаваемый для праздника Хэллоуин, получился цельным, необходимо не только подобрать костюм и сделать подходящую прическу, но выполнить макияж. Для создания некоторых образов требуется даже не макияж, а достаточно сложный грим.
Конечно, если имеется возможность обратиться к профессиональному гримеру или визажисту, то результат будет великолепным. Но в большинстве случаев, удается справиться и самостоятельно.
Достаточно часто требуется сделать белое лицо на Хэллоуин, так как основные персонажи этого праздника должны быть мертвенно-бледными. Такой вариант макияжа необходимо делать, если создается образ вампирши, скелета, гейши, призрака невесты и пр. Рассмотрим, как можно выбелить лицо в домашних условиях.
Какая белая краска для лица на Хэллоуин может быть использована? Основное требование к применяемым краскам – их полная безопасность для кожи. Нужно понимать, что, нанося на кожу краску, не предназначенную для кожи, человек сильно рискует. Реакция организма может быть непредсказуемой, и хорошо еще, если все обойдется образованием сыпи на лице. Может развиться и более тяжелая аллергическая реакция, вплоть до смертельно опасного анафилактического шока.
Поэтому, планируя в первый раз делать макияж с использованием красок, не поленитесь провести простейший тест на чувствительность. Нужно просто нанести пару мазков краски на кожу запястья или локтя и выждать пару часов. Если после снятия краски на коже не будет следов покраснения, то можно пользоваться этим средством.
Читайте также: Лучшие варианты вечернего макияж для карих глаз
Какими же средствами красят лицо на Хэллоуин? Вот возможные варианты:
- аквагрим;
- грим театральный;
- художественные краски: гуашь, акварель;
- домашние средства на основе муки.
Рассмотрим, как правильно использовать эти варианты красок.
Аквагрим
Это специальные краски, безвредные для кожи на водной основе. Этот вариант красок можно применять даже для детей. Продается аквагрим либо, как обычные художественные краски в баночках, либо в сухом виде. В последнем случае его нужно разводить водой.
Если планируется использовать краску один-два раза в году, то лучше выбрать вариант с порошкообразными красками, так как такой грим дольше хранится. Продается авквагрим в детских магазинах, в развлекательных центрах и магазинах, реализующих товары для театра.
Наносится краска при помощи спонжа на очищенную и увлажненную кожу. Если нужно сделать мертвенно-бледную кожу можно добавить к белой краске немного голубого или зеленого цвета. Наносить грим лучше в два-три слоя, следующий слой нужно наносить после того, как предыдущий высох. Но поскольку грим сохнет быстро, то макияж много времени не займет.
Смывается грим при помощи простой воды, если краски случайно попадут на одежду, переживать не стоит, он легко отстирывается.
Грим театральный
Еще один хороший вариант – профессиональный грим, который применяют театральные актеры. Этот вариант краски можно купить либо в специализированных магазинах, либо заказать через интернет.
Читайте также: Выбираем средство для снятия нарощенных ресниц
Грим театральный имеет не водную, а жировую основу. Поэтому работать с ним сложнее, но зато эффект получается намного лучше.
Правила работы с гримом:
- кожу рекомендуется предварительно хорошо очистить, желательно, использовать скраб, тоник;
- затем нужно наложить основу под макияж или любой крем, можно использовать детский крем или вазелин;
- грим нужно наносить чуть влажной губкой, стараясь накладывать средство ровно без пропусков и разводов;
- после нанесения грима, кожу обязательно нужно припудрить рассыпчатой белой или прозрачной пудрой, можно использовать тальк, рисовую муку.
Художественные краски
Сделать белый грим на Хэллоуин можно и с использование художественных красок. Можно использовать гуашь или акварельные краски. А вот наносить на лицо краски акриловые категорически не рекомендуется.
Однако использование художественных красок дает не самый хороший результат. Гуашь сильно стягивает кожу, акварель хуже ложится и долго сохнет, а наносить краску приходится в несколько слоев.
Но самым неприятным моментом является то, что слой художественной краски на лице после высыхания начинает трескаться. Поэтому нужно будет стараться сохранять неподвижность лица (не разговаривать, не использовать мимику и пр.), что на празднике крайне неудобно.
Впрочем, для некоторых образов потрескавшийся слой краски на лице может быть даже кстати. К примеру, образ зомби или разбитой куклы от этого только выиграет. А вот образ гейши растрескавшаяся краска на лице сильно испортит. Чтобы сделать более стойкий грим, стоит смешать белую гуашь с вазелином. Смешивать вещества нужно небольшими порциями.
Марина Богданова 24.08.2016
Косметикой человечество пользуется издревле. В разных странах и культурах по-разному, кое-где с усердием, а где-то - совсем чуть-чуть. На Руси косметика была в почёте. Румяна, белила, сурьма, соки ягод и овощей, притирания и ополаскивания из трав – всё это русские женщины знали, ценили и употребляли с давних пор.
Древняя Русь оставила не слишком много памятников, опираясь на которые можно было бы подробно воссоздать обычную, повседневную жизнь того времени. Если про князей и их семейства летописи сохраняют хоть какие-то сведения, то бытовые, неважные подробности частной жизни простых людей для нас практически утрачены.
Сейчас господствует мнение, что в Древней Руси женщины использовали исключительно натуральную косметику: румянились ягодами, отбеливали кожу огуречным соком, употребляли различные ополаскивания из трав – и больше ничего. Поддерживают ли историки и археологи такие утверждения? И да и нет.
«Увидишь безобразие лица своего…»
Твердо известно лишь одно: женщины Древней Руси, безусловно, употребляли косметику. Во-первых, Древняя Русь и Византия были тесно связаны и культурно и политически, а в Византии косметика была распространена очень широко. Во-вторых, декоративная косметика упоминается в древнерусской литературе, так, Даниил Заточник «видел жену безобразную, приникнувшую к зеркалу и мажущуюся румянами, и сказал ей: "Не смотрись в зеркало – увидишь безобразие лица своего и ещё больше обозлишься"» .
Знали в Древней Руси, очевидно, не только румяна, но и белила, и сурьму. Мы не можем сказать, насколько ярко было принято краситься в те времена, но, очевидно, дамы не выходили за рамки хорошего вкуса. По крайней мере, путешественники, приезжавшие сюда, никогда не упоминали о чрезмерной боевой раскраске славянских женщин. А когда дочь князя Ярослава красавица Анна стала королевой Франции, на новой родине её считали идеальной королевой: рассудительной, изящной и прекрасной. Ни намека на злоупотребление косметикой.
А. Рябушкин. Семья купца в XVII веке, 1896 г.
Совсем иная картина предстает перед нами в XV–XVI веках. Косметика становится ходовым товаром – в Москве её легко можно купить в специальных белильных рядах – как дорогую, импортную, так и подешевле, местную.
Косметика входит в число обязательных подарков невесте от жениха, и ни одна женщина не вздумала бы выйти из дома ненакрашенной. Но вот чувство меры в это время, кажется, изменило нашим соотечественницам. А впрочем, на вкус, как говорится, и цвет…
Портреты средневековых московских боярышень – с нежным румянцем на смуглых щеках, с чувственными пухлыми губками, все в жемчугах и самоцветах, – целиком и полностью остаются на совести художников, как правило, XIX века, и являются чистым вымыслом. Как выглядели женщины того времени, мы узнаем из наблюдений современников. Косметика из средства украшения становится средством устрашения. «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски» , – пишет англичанин Энтони Дженкинсон, полномочный посол Англии в России при Иоанне Грозном. А 100 лет спустя Самуэль Коллинз, персональный врач государя Алексея Михайловича, замечал: «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил» . Известный и уважаемый учёный путешественник Адам Олеарий подтверждает: «В городах женщины румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что, кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провёл по лицу их и кистью выкрасил щёки в красную краску».
Иностранцев, побывавших в Москве, встреча с московскими красавицами не оставляла равнодушными: они потом долго ломали голову, что заставляет дам так безжалостно себя уродовать. Джайлс Флетчер, английский посланник при Феодоре Иоанновиче, попытался ответить на этот вопрос. Он считал, что от постоянного жара печей женские лица сморщиваются – и волей-неволей приходится их белить, а потом ещё и румянить. А мужья искренне рады, что их сморщенные жены теперь походят на красиво раскрашенных кукол, и не только позволяют им тратиться на «охру и побелку» , но и сами едут на базар покупать супругам косметику.
Церковь крайне неодобрительно относилась к такой практике, но ничего поделать не могла, и протопоп Аввакум напрасно сетовал: «Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут – ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну».
Интенсивное использование косметических средств сохранялось и тщательно контролировалось обществом. Если кто-то из дам пытался воспротивиться, такой бунт расценивался как выходка против всех приличий и почти крамола. Известен случай с боярыней Черкасской, которая была очень хороша собой и не желала без нужды «зашпаклёвывать» лицо. Возмущённые боярыни настроили мужей – и те настоятельно рекомендовали супругу красавицы повлиять на возмутительницу спокойствия.
Кстати, примерно в это же время парламент Англии принял закон, согласно которому женщины, вне зависимости возраста и сословия, прельстившие мужчину с помощью помад, румян, фальшивых зубов и т. д. приравнивались к ведьмам, а такой брак объявлялся недействительным.
Убийственная красота
Но белила, румяна, сурьма для бровей и ресниц были плохи не тем, что стоили дорого и превращали женские лица в грубые манекены. Дело ещё и в том, что в их состав входили ядовитые соединения. Белила и сурьма – соли свинца, румяна – сернистая ртуть (киноварь), волосы на теле предлагалось выводить с использованием негашеной извести. Проникая в кожу, эта отрава исподволь накапливалась в организме.
Уже в ХХ веке во время эксгумации матери Иоанна Грозного – Елены Глинской и его первой жены Анастасии учёные провели химический анализ их останков и были практически уверены, что женщины скончались насильственной смертью. Уровень содержания тяжёлых металлов в их костях запредельно превышал норму допустимого содержания. На волосах и саванах обнаружили следы ртути. Казалось бы, это однозначно говорит о том, что несчастных отравили. Но ещё большее количество тяжёлых металлов обнаружилось в костях других знатных женщин средневековой Руси. Не могли же их всех отравить!
На протяжении столетий женщины добровольно убивали себя ради красоты. Свинцовые белила постепенно разъедали кожу, оставляя тёмные пятна, – значит, их приходилось замазывать ещё активнее. Брови и ресницы чернили смесью из жира, масла и ядовитой сурьмы. Брови приобретали роскошный чёрный цвет, сурьма поблескивала – но последствия такого украшательства были ужасны.
А. Рябушкин. Московская девушка XVII века, 1903 г.
При этом, разумеется, мало кто связывал частые недомогания и раннюю смерть московских красавиц с «невинными» белилами. Температура, боль в животе, не проходящая по две-три недели, тошнота и бессонница объяснялись либо несвежей пищей, либо сглазом, порчей от недобрых людей. А на самом деле это была «свинцовая колика» от накопившегося в организме металла. Помочь им уже никто не мог.
Сернистая ртуть – киноварь – входила и в румяна, и в краску для волос, а без яркого румянца какая красота! Ещё одно ртутное соединение – сулема – входила как непременный компонент в средство для смягчения кожи. Мышьяк, из опасения отравления, многие принимали маленькими дозами, чтобы приучить к нему организм. Но белый мышьяк (мышьяковистый ангидрид) употребляли для общего повышения тонуса, лучшего аппетита, улучшения цвета кожи. Откуда было знать нашим пращурам, что он тоже накапливается в организме!
Но хуже всего дело обстояло с зубами. Под воздействием свинца зубы портятся, желтеют, изо рта появляется неприятный запах. Приходится жевать мятные лепешечки, гвоздику и кардамон, чистить зубы меловым порошком и специально распаренной корой – а это долго и не слишком результативно. Не проще ли пройти небольшую процедуру и выбелить зубы… ртутью? На свадьбе невеста без особенных хлопот будет сиять жемчужными зубками. Правда, уже через полгода непоправимо разрушится зубная эмаль – и от зубов остаются только гнилые пеньки.
Кроме того, даже не слишком испорченные зубы крайне невыгодно смотрелись в сочетании с белоснежным лицом: свинцовые белила превращали самую обычную улыбку в неприятное и плачевное зрелище. Потому в Москве среди богатых и состоятельных вынужденно родилась новая мода: зубы стали чернить. Узенькая чёрная полоска между накрашенных алых губ выглядела предпочтительнее, чем серые полуразрушенные зубы. Мода на чёрные зубки и общая формула красоты «бела – румяна – черноброва» задержалась надолго: в 1790 году, путешествуя из Петербурга в Москву, Радищев присутствует на купеческой свадьбе, где новобрачная – бела и красна как маков цвет, с вычерненными зубами, «брови в нитку, чернее сажи» , а её свекровь 60 лет, тоже белая и румяная, издерживает в год «3 пуда белил ржевских и 30 фунтов румян листовых» .
Разумеется, всё это было характерно для горожанок, притом горожанок состоятельных. Те же, кто был лишён удовольствия покупать привозные заманчивые снадобья, вынужденно довольствовались домашними средствами, и тут уж в ход шла мука, толчёный мел – а в качестве румян годились и протёртые ягоды, и свёкла, дававшая нежный, почти естественный, но немилосердно пачкающийся румянец.
Алых щёк можно было добиться и чисто механическими средствами – растереть лицо грубой суконкой, прежде чем выходить к гостям, или натираться высушенной и растёртой в порошок бадягой. Брови можно было подрисовать и сажей, благо она всегда была под рукой в избытке.
В целом формула «чёрный – белый – красный» соблюдалась и в деревнях, но хотя лицо, выбеленное мукой, выглядело не так эффектно и гладко, как с венецианскими дорогими белилами, а средство с сулемой делало руки в короткий срок нежнее и мягче, чем обычная простокваша и мёд, можно сказать, что деревенские модницы оставались в куда большем выигрыше, чем богатые горожанки. Белые и крепкие зубы деревенских девок были предметом зависти у горожанок, впрочем, и в деревню довольно быстро пришла мода чернить зубы углем, как у бар.
Но основным средством наведения красоты в деревне была и оставалась баня. Баня была и массажным кабинетом, и аромотерапией, и просто возможностью перевести дух среди бесконечных и нескончаемых трудов. Но при этом не было для женского сердца дороже подарка, чем привезённые из города заботливым мужем или отцом полузасохший комочек белил и толика румян. В деревнях тоже ценили «писаную», рукодельную красоту больше, чем природную.
К новому платью – новая косметика
Предел чрезмерной «боевой раскраске» положил, как ни странно, Пётр I. Он строжайше запретил женщинам отбеливать зубы ртутью, и такое вмешательство государства в частную жизнь подданных нельзя было не приветствовать.
С юности общаясь с иностранцами из Немецкой слободы, Петр видел, как умело пользуются косметикой местные барышни, и не мог устоять перед ними. Поездка по Европе многому научила молодого царя. В 1700 году был издан знаменитый указ «О ношении венгерского платья».
В. Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной, 1797 г. (фрагмент)
Казалось бы, подумаешь, всего лишь костюм, но расчёт оказался верным. Вместе с полной сменой покроя платья изменилось очень многое – от пластики движения до темпа жизни. В прежнем, долгом, многослойном платье нужно было ходить важно, не спеша, «косня и медля» . Новое, кургузое «немецкое» платье, лишённое обильных складок и длинных драпировок, было приспособлено для элегантных жестов, для энергичных действий, для активности.
Особенно сильно изменился женский костюм. В допетровское время красивой считалась высокая, дородная женщина, которая идёт плавно, медленно «словно лебёдушка» , все её движения степенны и округлы, а черты лица – крупные, акцентированные яркими красками и малоподвижные.
Женский наряд подчеркивал стать и дородность, маскируя фигуру так, что видны были лишь лицо и иногда руки. Лицо же тщательно покрывалось плотным слоем макияжа, так что «писаная красавица» плыла, опустив глаза и укрывшись от мира (что невероятно трогало иностранцев, которые отмечали особенное спокойствие и отрешённость московских женщин).
Теперь же вместо наглухо застегнутого, надёжно скрывающего женское тело ансамбля из двух сорочек, сарафана, душегреи, опашня пришлось надевать открытое платье с большим декольте, облегающим лифом, пышными фижменными юбками, становиться на высокие каблуки – как будто напоказ перед всем светом.
Естественно, это полностью переродило саму идею макияжа. Плотный, подобный маске слой белил и румян, поверх которого прорисовывались кисточкой брови и подводились глаза, никак не годился для европейского «срамного» наряда. Пришлось бы покрывать толстым слоем пачкающихся белил не только лицо и шею, но и плечи, и грудь, и спину, и руки – а это дорого и очень неудобно. Как следствие, макияж неминуемо стал гораздо легче, прозрачнее. Кроме того, женская красота перестала быть «унифицированной», «писаной», постепенно возвращаясь к большей естественности и индивидуальности.
Триада «чёрный – белый – красный» утратила свою монополию. Стрелки на глазах могли выполняться самой разной подводкой: синей, зелёной, лиловой и бордо, душистая рисовая пудра была не только белой, но розовой, цвета ванили, золотистой, голубой, на всякий вкус и с различными ароматами. Белила, румяна, помада и сурьма для бровей никуда не делись – изменилась только интенсивность их применения.
А спустя ещё некоторое время в российской косметике совершился ещё один переворот: ею стали пользоваться мужчины. Российские щеголи и щеголихи, полностью освоившись в европейском, таком притягательном для них мире, белились, румянились, осыпали парики душистой разноцветной пудрой, увлечённо подводили глаза, делали сложнейшие прически и лепили мушки.
Краситься так, как красились прабабушки, было для щеголихи нового времени делом немыслимым и смехотворным. Косметика стала разнообразнее – румяна уже различались по оттенкам, от алых до нежно-розовых, – и модница могла подобрать нужный тон, какой ей потребен к лентам или платью.
В эпоху Екатерины в России работало 4 крахмальных и пудренных завода и 5 румянных. В Москве и Петербурге открывались косметические лавки, торгующие и привозным, и отечественным товаром. Пудра высшего сорта продавалась по 10–12 рублей за пуд, румяна – по 80 копеек за баночку. Это были немалые деньги.
Кроме того, на русский язык переводились различные книги и наставления для модниц, например «Туалет Флоры, очерк растений и цветов, которые служат для украшения дам» и «Дамский туалет, содержащий в себе разные воды, умывания и притирания для красоты лица и рук, порошки для чищения зубов, помады для губ и проч.». В этих «энциклопедиях красоты», между прочим, объяснялось, как можно дёшево самим сделать душистую пудру, составить очищающий лосьон – и множество других полезных вещей.
В начале XIX веке косметика постепенно стала сдавать позиции. В моду вошли легчайшие полупрозрачные платья из светлой материи, а идеальным цветом лица стала лёгкая бледность – чувствительная душа должна была быть томной, печальной и воздушной.
Нарумяненные щёки напоминали о пышущем крестьянском здоровье, это было грубо и пошло. Хорошим тоном считалось лишь чуть-чуть обозначить наличие макияжа, едва тронуть лицо белилами, помаду использовать самых нежных оттенков, а от румян предполагалось отказаться вовсе. Очень большой популярностью пользовались различные притирания и лосьоны, осветляющие кожу, удаляющие веснушки и пигментные пятна, ускользающий полупрозрачный естественный румянец на бледном лице считался лучшим украшением красавицы.
И. Крамской. «Неизвестная», 1883 г. (фрагмент)
Тем триумфальнее было возвращение прежнего активного, контрастного макияжа в конце XIX – начале ХХ века. Снова вернулись румяна – на все вкусы: и кремообразные, и пудрой, и на специальных узелках-крепонах. К белилам прилагались баночки с голубой краской – чтобы подрисовывать нежные жилки на висках, голубые вены. Глаза полагалось углублять при помощи чёрного или коричневого карандаша.
Главным в косметике конца XIX века было научное её усовершенствование, борьба за качество и наибольшую безопасность того или иного снадобья. Модные дома соревновались друг с другом, чьи белила и лосьоны более безопасны, дамские журналы публиковали статьи учёных – как в домашних условиях проверить то или иное притирание на наличие вредных соединений.
Ну а с появлением кинематографа и вовсе наступила эра бурного расцвета косметики. Эра, в которой благополучно мы живем и сегодня.