Открытый урок по фэмп старшая группа. Открытое занятие по фэмп "путешествие на математические острова"
Разделы: Работа с дошкольниками
Цель: развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста.
- Учить выявлять закономерности между предметами по их свойствам. Уточнить временные представления, пространственные отношения. Закрепить навыки порядкового и количественного счета, умение соотносить цифру с количеством предметов. Закрепить знания геометрических фигур, различных видов линий, математическую речь детей.
- Развивать умение решать задачи. Развивать память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику.
- Воспитывать навыки контроля и самоконтроля. Умение работать в парах.
Оборудование: центральная стена оформлена в виде моря и островов с пальмами, облаком и солнцем; три ковра разной формы и цвета: зеленый – прямоугольный, зеленый – треугольный, желтый – круглый; надписи с названием математических островов; карточки – задания.
Для занятия:
- Четыре клумбы с цветами; четыре набора цифр от 1 до 10; математические змейки (на каждого ребенка); цифры – островки от 1 до 10.
- Математические планшеты с парными наборами картинок – предметов и геометрических фигур, резиночки; «Математический квадрат» с набором геометрических фигур (для ориентировки на листе бумаги).
- Набор игрушек из сказок: волк, поросенок, Курочка Ряба, медведь, рыбка; обруч; счетные палочки; шнурки; карточки с рисунками групп геометрических фигур и бабочками (для игры «Хитрые насекомые»), карточки – схемы фигур (на каждого ребенка); бутылка с запиской, сундук.
- Музыкальное сопровождение: музыка для релаксации, «Полет шмеля» Н.А.Римский-Корсаков, музыка для игры.
Литература: Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…»
Ход занятия
I. Воспитатель: Ребята, я собрала вас здесь для того, чтобы рассказать о том, что в почтовый ящик нашего детского сада попала необычная телеграмма, адресованная ребятам старшей логопедической группы «Вишенка». Вот послушайте ее содержание: «Дорогие ребята, спасите, помогите! В царстве математических островов случилась беда: нас захватили злые пираты. На островах паника и беспорядок. Только вы можете нас освободить, выполнив все задания пиратов».
Жители математических островов
– Как вы думаете, как нам поступить? (Нужно помочь жителям математических островов ).
– Значит нужно отправляться в путь, но посмотрите, как далеко они находятся (гимнастика для глаз). Вон там, в вдалеке светит яркое солнце, оно круглое, желтое (глазками), по небу плывут голубые облака, опустите глазки пониже и увидите пальмы, а недалеко от берега дрейфует корабль пиратов. Зажмурьте глазки поморгайте и посмотрите внимательно, сколько пиратских кораблей? (Один ).
Тогда нам нужно поторопиться. Но острова так далеко, на чём же мы можем отправиться туда? (Перечисляют ).
У нас есть только волшебный ковер самолет. Перед нами несколько ковров, но лишь один из них волшебный: он не треугольной формы, но зеленого цвета и у него есть прямые углы. Какой формы ковер – самолет? (Прямоугольной ).
Итак, встанем на него и произнесем волшебные слова (Релаксация под музыку ).
1, 2, 3, 4, 5 будем медленно считать,
6, 7, 8, 9 в чудеса хотим мы верить.
10 тихо. Расслабляемся. В математическое царство отправляемся.
9, 8, 7, 6 – в нем загадок много есть.
5, 4, 3, 2 – ждут ребяток здесь всегда.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.
Воспитатель: Ребята, вот мы попали в царство математических островов, и перед нами – остров потерянных чисел (I).
1. На этом острове много цветов, которые жители любят пересчитывать, чтобы не запутаться возле каждой клумбы они поставили цифру, соответствующую количеству цветов на клумбе. Но пираты перепутали все цифры нам нужно исправить ошибки. Давайте разделимся по 2 человека и подойдем к клумбам. Внимательно пересчитайте цветы на своих клумбах и найдите соответствующую цифру
Повторяем. (На этой клумбе 5 цветов, значит здесь должна быть цифра 5 (4, 7, 3)) .
Молодцы! Выполнили все правильно. Посмотрите, как цветы ожили, как они приятно пахнут, (дыхательная гимнастика) вдыхаем аромат, слегка подуем на них.
2. Посмотрите, нам дорогу преградили математические змейки. Узор на их спинках состоит из цифр. Но некоторые цифры потерялись. Вы змейкам помогите и цифру для них найдите. Каждый выберете себе змейку, которой хотите помочь и допишите недостающую цифру. (Своей змейке я дописал цифру 1… (8 змеек) ).
Змейки говорят вам «спасибо». А мы ответили им «пожалуйста» на их змеином
языке – ш-ш-ш-ш.
Чтобы нам добраться до следующего острова, нужно разложить цифры-островки от 1
до 10.
II. Вот мы и на острове геометрических фигур. Посмотрим, что нам здесь оставили пираты? Загадки.
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все 4 стороны одинаковой длины
Вам его представить рад, а зовут его… (квадрат )Три сторонки, три угла
Отвечайте, кто же я? (треугольник)Что похоже на открытку,
На конверт и на альбом?
Что сравнить, ребята, можно
С одеялом и ковром.
Вы подумайте, скажите,
Только помнить вы должны,
Что у фигуры этой противоположные стороны равны. (прямоугольник )У колечка, у кольца
Нет начала и конца.
Знают все друзья вокруг: у колечка форма …(круг )Если в руки круг возьмем,
И его слегка сожмем,
То я сразу б вам сказал,
Что получится… (овал )
– Ребята, посмотрите, пираты оставили нам математические планшеты. Нам нужно составить пару из фигуры и картинки предмета, объединив их по цвету и форме.
Воспитатель: Давайте проверим все вместе, правильно ли вы нашли пары. (7 человек делают, 1 проверяет ).
Молодцы! Быстро справились.
Объяснение: дети сначала находят, старший проверяет, а потом соединяют резиночками и проверяют.
Например: Морковь и оранжевый треугольник – пара, так как морковь тоже оранжевая и треугольной формы.
2. Вы, наверное, знаете, что пираты очень хорошо ориентируются в море, а мы с вами докажем пиратам, что умеем ориентироваться на месте бумаги. Перед вами лист бумаги, состоящий из 9 квадратов и геометрические фигуры. Наша задача – правильно расположить геометрические фигуры по оставленным пиратами указаниям (ориентировка на листе бумаги).
– Следующий – остров ошибок-загадок, где живут сказочные герои. Попасть туда могут только герои сказок. Недавно мы читали сказку А.С.Пушкина «О царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Вспомните, в кого превращался царь Гвидон? (в муху, в шмеля, в комара ). Я предлагаю превратиться в шмелей, для этого нужно сказать волшебные слова (артикуляционная гимнастика ).
Я как шмель жужжу, жужжу,
И вокруг кружу, кружу (жужжим и кружимся ).
Ж – полетели.
Воспитатель: В сказках, где встречаются цифры пираты все перепутали. Нам нужно навести порядок, и найти ошибки в загадках по сказкам. Слушайте внимательно, если есть ошибка, то хлопните в ладоши.
- Курочка Ряба в сказке снесла 3 золотых яйца. Сколько яиц разбила мышка? Хлопают. Какая здесь ошибка? (Курочка снесла 1 золотое яйцо, которое потом мышка разбила ).
- В сказке «Три медведя» в спальне стоит 4 кровати. Всем ли медведям хватит кроватей? (1 кровать лишняя, так как 3 медведям нужно 3 кровати ).
- В сказке «Три поросенка» братцы – поросята построили себе два домика. Всем поросятам хватит домиков? (Нет нужно построить еще1, так как поросят 3 ).
- В сказке «Волк и семь козлят» волк съел всех козлят. Кто рассказал об этом маме-козе? (Волк съел 6 козлят, а один козленок спрятался и рассказал маме – козе ).
- В сказке «О рыбаке и рыбке» старик забросил невод и поймал несколько золотых рыбок. Сколько золотых рыбок он поймал? (Старик поймал только одну золотую рыбку ).
Молодцы ребята, а я вам предлагаю немного отдохнуть и поиграть в игру «Рыбачок и рыбки»
Объяснение: (дети в кругу, в центре – в обруче «Рыбак», дети идут по кругу и говорят слова «Рыбачок, рыбачок, поймай рыбку на крючок »). Под музыку дети разбегаются по комнате. Рыбак «осаживает» рыбок, они идут к нему в обруч.
После игры: Посчитаем, сколько рыбок поймал наш рыбак. Молодцы!
Играя, мы не заметили, как оказались на острове математических задачек. А вот и задание от пиратов (записка ).
1. Чтоб задачки быстро решить, палочки нужно разложить
Еж по лесу шел,
На обед грибы нашел.
Два подберезовика, один у осины.
Сколько их будет в плетеной корзине? (3, так как было сначала 2 гриба, а потом еще 1 и стало 3 )2. Я нашла в дупле
У белки пять лесных орешков мелких.
Вот еще один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка, вот хозяйка,
Все орешки сосчитай-ка. (6)3. Сколько маленьких утят
Плавать и нырять хотят?
Три уплыли далеко,
Два нырнули глубоко. (5)4. У домика утром
Два зайца сидели.
И дружно веселую
Песенку пели
Один убежал, а второй вслед
Глядит. Сколько у домика
Зайцев сидит? (1)5. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один и уселся рядом с ним.
Я хочу спросить ребят: «Сколько стало здесь щенят?» (2)
– Молодцы! Прежде, чем отправится на последний остров «Умников и Умниц» мы должны выполнить требования пиратов:
- На каждой руке палец большой с другим соедини и без ошибки все это 5 раз повтори. При этом не зевай, имена пальцев называй (соединять большие пальцы правой и левой руки с мизинцем, безымянным, средним, указательным ).
- Подпрыгните столько раз, сколько дней в неделе у нас. Прыгайте и не зевайте, дни недели называйте.
- Присядьте столько раз, сколько времен года у нас. Приседайте и не зевайте, времена года называйте.
- Хлопните столько раз, сколько частей суток у нас. Хлопайте и не зевайте, части суток называйте.
- Топните столько раз, сколько пальцев на одной руке у нас. Топайте и не зевайте, вместе дружно их считайте.
- На какой руке больше пальцев на правой или на левой (одинаковое количество – по 5 ). А на двух руках, сколько пальцев? (10)
Ответили без ошибок, значит, вы все умники и умницы и можете ступить на этот остров. Здесь мы выполним последнее задание и освободим все острова от пиратов навсегда.
1. На острове живут «Хитрые насекомые», которые любят прятаться на геометрических фигурах. Назовите геометрические фигуры, которые вы видите и ту фигуру, на которую села бабочка.
2. Сейчас вы получите карточки – схемы, которые вам оставили пираты. С помощью резинок, планшета, счетных палочек, шнурков изобразите фигуру со своей карточки. (квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, круг, волнистая линия, многоугольник).
– Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.
Молодцы ребята! Посмотрите, на пиратском корабле поднят белый флаг. Значит, пираты сдались и уплывут с математических островов навсегда. А нам они прислали бутылку с запиской и сундук с сюрпризом.
«Вы неплохо потрудились, вас за это награждаем. И фруктовый вам напиток очень вкусный предлагаем»
Ну, спасибо им за это. А нам пора в детский сад пить вкусный сок. Скорее все на ковер-самолет
1, 2, 3, 4, 5 – мы в детском саду оказались опять (медленно, закрыв глаза).
Открытое занятие по формированию элементарных математических представлений у детей старшего возраста.
Дата проведения: 19.10.2016
Длительность проведения: 25 минут
Провела: воспитатель Иконникова Екатерина Геннадьевна
Литература: И.А. Помораева «Формирование элементарных математических представлений»
Оборудование: мальберт, ковер-самолет, Незнайка (кукла на руку), металлофон, математические наборы (деревянные) на каждого ребенка, счетные палочки на каждого ребенка, маркер, конверты с геометрическими фигурами на каждого ребенка, игрушечные овощи, колокольчик, коробка для конвертов, волшебный мешочек со звездочками.
«Путешествие на ковре-самолете»
Цели:
- закреплять навыки счета в пределах 6, умение сравнивать две группы предметов; познакомить с цифрой 6;
- совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры;
- совершенствовать умение детей правильно отвечать на вопросы: «Сколько?»,
«Какой по счету?», «На каком месте?»
- совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: Спереди, Сзади, Сверху, Снизу, Слева, Справа
1часть.
Воспитатель предлагает детям совершить путешествие на импровизированном ковре-самолете. Дети и воспитатель садятся на ковер и изображают звук ветра; воспитатель смотрит в бинокль и говорит, что видит остров в виде синей шляпы, предлагает приземлиться.
Дети садятся за стол.
«Остров синей шляпы»
Появляется Незнайка и дает детям задание: «Выложите на верхнюю часть полоски столько кружков, сколько раз я сыграю на металлофоне» (5 раз), дети выполняют. Далее: « Выложите столько квадратов, сколько раз я сыграю», дети выполняют. «Сравните две группы фигур, чего больше? Чего меньше? Что нужно сделать, чтобы стало поровну? (Дети дают ответ)
Потом воспитатель предлагает детям найти в математическом наборе цифру 6, рисует ее на мольберте и читает стихотворение:
Шестерка на замок похожа
Который жук закрыть не может
Я шестиногому жуку
Замок захлопнуть помогу
Воспитатель говорит: « Дети, разделите палочки пополам, что получилось? (по три), Какой мы вывод можем сделать? Что 6 состоит из 3 и 3!(пишет на мольберте) А еще мы уже знаем, что 4 состоит из 2 и 2!
2 часть
Сидя на ковре-самолете, воспитатель видит в бинокль остров в виде квадрата. Приземляемся! Достает коробку с конвертами в которых лежат геометрические фигуры.
Дети садятся за стол.
«Остров геометрических фигур»
Дети достают из конвертов фигуры, называют их: круг, треугольник, квадрат и два прямоугольника узкий и широкий. Воспитатель спрашивает: «Сколько фигур?», «Каких фигур две? Чем они отличаются? (цветом, шириной) Какой прямоугольник шире?
Возвращаемся на ковер.
3 часть
«Остров овощей»
Приземляемся, дети садятся за столы, воспитатель раскладывает овощи: огурец, помидор, капусту, кукурузу, баклажан, лук (6шт) в ряд. Воспитатель и дети пересчитывают овощи, называют их форму (круглая, овальная) и воспитатель задает индивидуальные вопросы: На каком месте по счету тот или иной овощ? (дети по очереди отвечают, для каждого свой вопрос)
Физкультминутка «Вот наш нос…»
Вот наш нос, вот уха два. Вот большая голова
Вот волосиков чуть-чуть и на них я буду дуть (дуют)
Вот у нашей деточки: пяточки, коленочки (показывают)
Вот бочок, я за бок хвать, долго буду щекотать!
Нос, рот, голова, уши, щеки, лоб, глаза
Руки, плечи, шея, грудь, про животик не забудь! (гладят)
Это нет, а это да (показывают)
Это раз, а это два!
Десять пальцев, пара рук, вот твое богатство друг!
4 часть
Возвращаемся в детский сад.
Дети встают в круг, играть в игру «Колокольчик» Воспитатель подходит к каждому ребенку и звенит колокольчиком. Ребенок с закрытыми глазами говорит, где звенит: слева, справа, сверху, снизу, сзади или спереди относительно себя.
В конце занятия воспитатель дает оценку работе детей, хвалит тех, кто лучше всех занимался, уточняет у детей, что нового они сегодня узнали. Достает волшебный мешочек со звездочками и дарит детям на память о необычном путешествии.
Организация: МИСАО
Населенный пункт: Московская область, г. о. Королев
Цель: закрепление знаний, умений и навыков у детей, полученных на знаниях по ФЭМП
Задачи: развивать мыслительные операции, внимание, сравнивать геометрические предметы
Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы, развивать мыслительные операции.
Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур; названий дней недели и их последовательность.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Форма реализации:
использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий;
поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;
создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление.
Оборудование: ковер-самолет, сказочная музыка, геометрические фигуры, геометрические фигуры с цифрами.
Вводная часть
Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте пожалуйста в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Создание игровой мотивации.
– Ребята, к нам в группу пришло письмо от волшебницы.
Сегодня нас приглашает в свое волшебное государство царица Математика.
Царица Математика хочет проверить, готовы ли вы перейти в подготовительную группу. Она издала указ: приготовить для вас интересные задания и проверить ваши знания. Если вы смелые, решительные, уверенные в своих силах, тогда жду вас в четверг
Тогда отправляемся в путь.
Ой, ребята, замок на воротах королевства закрыт.
Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
(сравнение по форме, цвету, величине)
Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов)
Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
– Ребята, а сегодня какой день недели? (Четверг.) Значит, нам пора отправиться в путь.
– Но сначала скажите, сколько всего дней в неделе? (7)
– Ребята, назовите дни недели по порядку. (Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
– Какой день недели идет после вторника? четверга? субботы? (Среда, пятница, воскресенье.)
– Какой день недели по счету идет перед вторником? средой? воскресеньем? (Понедельник, вторник, суббота.)
– Какой день недели находится между средой и пятницей? субботой и понедельником? (Четверг, воскресенье.)
Подготовка к путешествию в сказочную страну – выбор волшебного транспорта.
– Молодцы! А на чем же мы отправимся в математическое королевство (Автобус, поезд.) Ребята, запомните, если мы отправляемся в сказочную страну, то и транспорт наш тоже должен быть сказочным и необыкновенным. Хотите полетать на ковре-самолете? (Да.)
Соотнесение цифр.
– Тогда берите билеты. Теперь занимаем места на ковре-самолете в соответствии сгеометрической фигурой на местах в нашем транспорте.
Основная часть: за воротами нас встречает звездочет
Указ1 «Геометрические фигуры»
Загадки о геометрических фигурах:
- Я геометрическая фигура. У меня 4 стороны и 4 угла. Кто я?(как одним словом можно назвать прямоугольник и квадрат? четырехугольники)
- Я не прямоугольник и не квадрат, меня можно катать?
- 3 вершины, 3 угла, 3 сторонки, вот и я!
Игра «чудесный мешочек»
Игра танграм (по подгруппам по 4человека)
Указ 2 «Ремонт моста»
– Ребята, смотрите, перед нами река, а мост разобран. Давайте отремонтируем его. Нужно построить закономерность из геометрических фигур.
Вопросы детям: какая фигура по счету…?
Между 3 и 5 фигурой, какая фигура по счету и т.д
Указ 3 «Занимательных задач».
Здесь нас ждёт записка с задачками. Нам надо их решить.
1. У бабушки внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько внуков у бабушки7
Дети: Одна.
2. Над рекой летели птицы: голубь, щука и синица. Сколько птиц всего летело7
Дети: Две.
3. Петух снёс одно яйцо. Кому оно достанется7
Дети: никому, потому что петухи не несут яйца.
4. На столе лежало 4 яблока. Одно яблоко упало. Сколько осталось на столе яблок7
Дети: Три яблока.
5. У утки две лапки. Сколько лапок у утёнка7
Дети: Тоже две лапки.
6. Сколько воды можно наносить ситом?
Дети: Нисколько, потому что сито дырявое.
Дали братьям теплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился. (Варежка)
1. Какие числа встречаются в этой загадке? (5, 1)
2. Сколько пальчиков в варежке живет отдельно от большого(1)
3. Сколько варежек ты берешь собой на прогулку? (2)
Кто, ворочая усами,
Раскомандавался нами?
Можно есть! Пора гулять!
Умываться и в кровать! (Часы)
1. Зачем нужны часы? (чтобы знать время)
2. Сколько чисел нарисовано на часах? (12)
3. Могут часы показать день недели? (нет)
Воспитатель: Молодцы, ребята, справились с задачками
А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем.
Вставайте из-за столов и выходите ко мне.
Нас ждет физкультминутка!!!
В понедельник я купался (изображаем плавание)
А во вторник рисовал (изоб. рисунок любой)
В среду долго умывался («умываются»)
А в четверг в футбол играл (бег на месте)
В пятницу я прыгал, бегал (прыжки на месте)
Очень долго танцевал (кружимся на месте)
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)
Целый день я отдыхал (дети садятся на корточки, руки под щеку и засыпают)
Нас ждет физкультминутка!!!
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернитесь
Пола ручками коснитесь
Сели-встали, сели – встали
И на месте поскакали.
Указ 4 «Верно-неверно».
Мы должны исправить ошибки, Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой
Утром солнышко встает;
По утрам нужно делать зарядку
Нельзя умываться по утрам
Днем ярко светит луна
Утром ДЕТИ ИДУТ В ДЕТСКИЙ САД
Ночью люди обедают
ВЕЧЕРОМ ВСЯ СЕМЬЯ СОБИРАЕТСЯ ДОМА
В неделе 7 дней
За понедельником следует среда
После субботы идет воскресение
Перед пятницей стоит четверг
Всего 5 времен года
Весна наступает после лета
Указ 5 «подберем звездочету очки»(поиск девятого)
Помогли звездочету, и он нам подготовил еще задание «Измени количество».
Воспитатель. Ребята, вам нужно будет увеличить и уменьшить числа. Выигрывает тот, кто не пропустил ни одного измерения и к концу игры пришел с правильным результатом – количеством игрушек.
1. Отсчитайте 6 предметов. Задание: увеличьте это количество на 1, увеличьте еще раз на 1; увеличьте опять количество на 1; уменьшите количество на 1. Результат обозначьте цифрой. Какой результат (8)
2. Отсчитайте 5 предметов. Задание: увеличьте это количество на 1, увеличьте это количество на 2, уменьшите количество на 1. Результат обозначьте цифрой. Какой результат? (7)
3. Отсчитай 7 предметов. Задание: увеличьте это количество на 1, увеличьте еще раз на 1, уменьшите количество на 1, еще раз уменьшите на1, уменьшите на 2. Результат обозначьте цифрой. Какой результат (5)
4. Отсчитайте 4 предметов. Задание: увеличьте это количество на 1, увеличьте еще раз на 1, уменьшите количество на 1, уменьшите на 2. Результат обозначьте цифрой. Какой результат (3)
Указ 6 Задание в виде презентации «ориентировка в пространстве»
Ребята а давайте королеве и ее помощнику сделаем подарок. У вас на столах разноцветные круги – разделите свой круг на 2 равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края) Как можно назвать каждую из частей? ½ А теперь сложите ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга? ¼.
А теперь из полученных частей сделаем красивый красочный ковер.это будет нашим подарком.
Звездочет: Ребята, вы молодцы задания были очень сложными, вы с ними справились и все достойны перейти в подготовительную группу. поздравляю! Мне пора к другим детям проверять,как они подготовились к следующему году.
Рефлексия:
Ребята, а вам понравилось наше путешествие-испытание? (кому понравилось возьмите флажок с улыбочкой) что понравилось больше всего?
Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…
А королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это сладкие гостинцы!
Методы и приемы:
- Игровая ситуация;
- Беседа;
- Проблемные ситуации.
Демонстрационный материал: Карта с изображением космического пространства, мяч,5 ракет, числовые карточки с изображением космонавтов от 1 до 5, 5 обручей, квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.
Раздаточный материал: Листы к заданию: "Соедини по цифрам", карандаш, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по количеству детей, карточка с изображением лабиринта (на каждого ребенка).
Ход НОД
Воспитатель - Ребята, сегодня мы с вами заниматься не будем, а отправимся в путешествие. Вы согласны? Дети: Да!
Дети - На машине, на поезде и т.д.
Воспитатель - Правильно, только мы с вами не поедем, не поплывем, а полетим. А вот на чем мы полетим, вы сейчас узнаете. Воспитатель - Путь нам предстоит долгий, давайте для начала немного разомнемся.
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- Какой день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Кто стоит справа от тебя?
- Кто стоит слева от тебя?
- Прямой счет в пределах 10;
Воспитатель - Молодцы, наша разминка прошла отлично! А сейчас предлагаю вам пройти за столы на свои места.
Воспитатель - Предлагаю вам сегодня стать настоящими инженерами-конструкторами. Итак, перед вами лежит листок бумаги, на нем написаны цифры. Соедините цифры по порядку счета. Что у вас получилось? Дети - Ракета! Воспитатель - Правильно ракета! -А как называется человек, который летит в космос на космическом корабле? Дети - Космонавт. Воспитатель - Посмотрите, все готово к космическому путешествию, ракеты на старте. - Осталось только выбрать командиров и сформировать экипажи. - На каждой ракете может полететь столько космонавтов, сколько указывает цифра.
Молодцы! Экипажи готовы, можно отправляться в полет. За нашим полётом будут следить операторы, чтобы в случае чего прийти нам на помощь, но я думаю, помощь нам не понадобится, мы со всем справимся сами. - Как известно, ракетой управляют при помощи бортовых компьютеров, давайте сделаем кнопки для управления бортовым компьютером, чтобы запустить нашу ракету.
(по заданию воспитателя)
- положите круг в середину.
Воспитатель предлагает проверить правильность сбора бортового компьютера друг у друга. - А сейчас мы с вами дети, улетаем на ракете. Внимание! К взлету космического корабля приготовиться! Включить приборы! Начать обратный отсчет от 10 (9,8,7,6,5,4,3,2,1) Пуск! (звучит музыка взлет ракеты) Воспитатель -
Физкультминутка
На луне жил звездочет. Он планетам вел учет. Меркурий - раз. (хлопок над головой) Венера - два. (топнули ногой) Земля - три, Марс - четыре.
Уран - семь, Нептун - восемь. (приседание) дальше всех Плутон - девять. (подняться на носки) Кто не видит - выйди вон!
Воспитатель - Ребята, пока мы с вами отдыхали, наша ракета сбилась с курса. Что же делать? - Нам необходимо восстановить курс корабля. А восстановить курс корабля мы сможем по карте-лабиринту. Воспитатель предлагает детям упражнение "Лабиринт".
Игра "Найди свой космодром"
(звучит музыка)
(космодромы - 5 обручей, в центре обруча геометрические фигуры - круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). У детей эмблемы с изображением геометрических фигур. Воспитатель (прямой счет) . Приземляемся. - Ребята, вы прекрасно справились со своими заданиями. Из вас получились хорошие космонавты.
Спасибо всем за внимание!
Итог занятия
- Понравился вам наш космический полет? -
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по ФЭМП старшая группа»
Конспект открытого занятия по ФЭМП старшая группа Задачи:
Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева).
Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
Развивать мыслительные операции, связную речь, самостоятельность, умение действовать в соответствии с инструкцией.
Воспитывать взаимопомощь и дружескую поддержку, интерес к математике.
Методы и приемы:
Вопросы (в том числе проблемные);
Проблемные ситуации.
Игровая ситуация;
Демонстрационный материал:
Карта с изображением космического пространства, мяч,5 ракет, числовые карточки с изображением космонавтов от 1 до 5, 5 обручей, квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.
Раздаточный материал:
Листы к заданию: "Соедини по цифрам", карандаш, геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по количеству детей, карточка с изображением лабиринта (на каждого ребенка).
Ход НОД
Воспитатель – Ребята, сегодня мы с вами заниматься не будем, а отправимся в путешествие. Вы согласны? Дети: Да!
Ребята, а на чем можно отправиться в путешествие? Дети – На машине, на поезде и т.д.
Воспитатель
– Правильно, только мы с вами не поедем, не поплывем, а полетим. А вот на чем мы полетим, вы сейчас узнаете.
Воспитатель
– Путь нам предстоит долгий, давайте для начала немного разомнемся.
(дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос на закрепление предыдущего материала).
Какое сейчас время года?
Какой месяц?
Какой день недели?
Какой день недели был вчера?
Кто стоит справа от тебя?
Кто стоит слева от тебя?
Прямой счет в пределах 10;
Продолжи счет от 1 до 4, от 3 до 7, от 5 до 10.
Воспитатель – Молодцы, наша разминка прошла отлично! А сейчас предлагаю вам пройти за столы на свои места.
Упражнение "Соедини по цифрам"
(детям раздаются листы к заданию)
Воспитатель
– Предлагаю вам сегодня стать настоящими инженерами-конструкторами. Итак, перед вами лежит листок бумаги, на нем написаны цифры. Соедините цифры по порядку счета. Что у вас получилось?
Дети
– Ракета!
Воспитатель
– Правильно ракета!
-А как называется человек, который летит в космос на космическом корабле?
Дети
– Космонавт.
Воспитатель
– Посмотрите, все готово к космическому путешествию, ракеты на старте.
(В групповой комнате расположены мольберты с силуэтами ракет, на иллюминаторе каждой ракеты цифра от 1 до 5. На столе у воспитателя карточки с изображением космонавтов от 1 до 5).
-
Осталось только выбрать командиров и сформировать экипажи.
(воспитатель назначает командиров экипажей. Командиры подходят к столу, берут карточку с изображением космонавтов и набирают себе экипаж из детей и подходят к ракете с соответствующей цифрой).
- На каждой ракете может полететь столько космонавтов, сколько указывает цифра.
Арина, почему ваш экипаж подошел к этой ракете?
Ваня, а почему ваш экипаж подошел к этой ракете?
Уля, сколько человек в вашем экипаже?
Молодцы! Экипажи готовы, можно отправляться в полет.
За нашим полётом будут следить операторы, чтобы в случае чего прийти нам на помощь, но я думаю, помощь нам не понадобится, мы со всем справимся сами.
- Как известно, ракетой управляют при помощи бортовых компьютеров, давайте сделаем кнопки для управления бортовым компьютером, чтобы запустить нашу ракету.
Изготовление бортового компьютера
(по заданию воспитателя)
положите квадрат в правый верхний угол;
положите прямоугольник в левый нижний угол;
положите треугольник в верхний левый угол;
положите овал в правый нижний угол;
положите круг в середину.
Воспитатель
предлагает проверить правильность сбора бортового компьютера друг у друга.
- А сейчас мы с вами дети, улетаем на ракете. Внимание! К взлету космического корабля приготовиться! Включить приборы! Начать обратный отсчет от 10 (9,8,7,6,5,4,3,2,1) Пуск!
(звучит музыка взлет ракеты)
Воспитатель –
Наш космический корабль поднимается все выше и выше! Полет проходит нормально! Мы славно с вами потрудились, сконструировали ракеты, сформировали экипажи, изготовили бортовые компьютеры. Давайте немного отдохнем.
Физкультминутка
На луне жил звездочет.
Он планетам вел учет.
Меркурий – раз. (хлопок над головой)
Венера – два. (топнули ногой)
Земля - три, Марс - четыре. (наклоны туловища вправо, влево)
Юпитер - пять, Сатурн - шесть. (наклоны туловища вперед, назад)
Уран - семь, Нептун - восемь. (приседание)
дальше всех Плутон - девять. (подняться на носки)
Кто не видит – выйди вон!
Воспитатель –
Ребята, пока мы с вами отдыхали, наша ракета сбилась с курса. Что же делать?
- Нам необходимо восстановить курс корабля. А восстановить курс корабля мы сможем по карте-лабиринту.
Воспитатель предлагает детям упражнение "Лабиринт".
Графическое упражнение "Лабиринт"
Дети карандашом обозначают путь ракеты на орбиту.
Игра "Найди свой космодром"
(звучит музыка)
Дети выходят из-за столов, имитируют полет космического корабля и приземляются на свои космодромы, (космодромы – 5 обручей, в центре обруча геометрические фигуры – круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник).
У детей эмблемы с изображением геометрических фигур.
Воспитатель
- Наш полет подходит к концу. В иллюминаторе я вижу Землю. До конца полета осталось 10 секунд. Ведем отсчет времени (прямой счет)
. Приземляемся.
- Ребята, вы прекрасно справились со своими заданиями. Из вас получились хорошие космонавты.
Вы сегодня молодцы, мне было интересно с вами путешествовать.
Спасибо всем за внимание!
Итог занятия
-
Понравился вам наш космический полет?
-
Давайте вспомним, что вам было сложно в полете? А что вам было просто, легко выполнить?
Открытое занятие по ФЭМП в старшей логопедической группе «В поисках загадочного ключика»
Карявка Анастасия Александровна, воспитатель МБДОУ «Ермаковский детский сад №1 комбинированного вида»Данное занятие будет полезно воспитателям старших и логопедических групп, которые хотят увлечь и заинтересовать ребят в предмете, чтобы им было интересно заниматься, и они могли усвоить материал в легкой и доступной для них форме.
Программное содержание
Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.
Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделит на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал.
Кукла; руль для автобуса; цветные карандаши, разной длины, картонная полоска, по длине равная одному из карандашей; карточки с изображением цифр от 1 до 10; карточки с изображением геометрических фигур разного цвета и размера.
Раздаточный материал.
Прямоугольные салфетки, ножницы.
Ход занятия
Ребята пришли в детский сад и увидели на крыльце сундук, занесли его в группу.
Дети:
Смотрите, здесь замок и ещё какое – то письмо. Открывают письмо, находят там карту и записку.
Воспитатель читает письмо: «Это сундук с сокровищами, но, чтобы его открыть, вам необходимо отправиться в путешествие в страну «Математику» на поиски загадочного ключика. Там вы должны правильно выполнить задания, и тогда найдете ключик от этого сундука!»
- Ну что, ребята отправляемся на поиски ключа?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда, скорее, в наш волшебный автобус. Возьмите билеты и рассаживайтесь по местам. (На билете нарисована цифра, вам необходимо найти место с таким количеством геометрических фигур).
- Давайте посчитаемся считалочкой, и выберем водителя нашего автобуса.
Дети: Да, давайте.
Воспитатель: Наш автобус отправляется! А что, мы так и будем молча сидеть в автобусе?
Приехали дети, автобус стой!
Воспитатель: Ребята, на карте написано, что выйдя из автобуса на 1-ой остановке нужно пройти шесть шагов влево, где-то в том месте должно находиться задание.
Дети: Нашли!
Воспитатель: Отлично, давайте его прочитаем и постараемся выполнить!
Дети: Давайте.
Воспитатель: Задание 1. «На полу лежат резиновые коврики, вам необходимо по ним пройти, как можно быстрее и посчитать их, сколько всего ковриков на полу».
Воспитатель: Задание выполнено, теперь, скорее, в наш автобус! Возьмите билеты и рассаживайтесь по местам.
Воспитатель: Внимание! Наш автобус отправляется!
Артикуляционная гимнастика «В автобусе»
В автобусе нашем шофер сидит.
Автобус, автобус едет, гудит ж-ж-ж, ж-ж-ж.
В автобусе, в автобусе ребят полно.
Поехали, дети глядят в окно би-би-би, би-би-би
Вот речка, вот поле, вот лес густой
Приехали дети, автобус стой!
Воспитатель: Ребята, на карте написано, что выйдя из автобуса на 2-ой остановке нужно пройти, пять шагов вправо, где-то в том месте должно находиться задание.
Дети: Нашли!
Воспитатель: Молодцы, давайте и его постараемся выполнить!
Дети: Давайте.
Воспитатель: Задание 2. «Кукла Соня, которая принесла для вас задание, пока спешила к нам, потеряла пуговички от платья. Помогите, пожалуйста, кукле, подобрать пуговицы к платью». Сосчитать сколько всего пуговиц для платья нужно взять?
Воспитатель: Хорошо, и с этим заданием вы справились!
Физминутка
Дети встают в круг, взявшись за руки, и выполняют движения по тексту стихотворения:
Шаг назад и два вперед, вправо, влево поворот,
Покружимся, и вернемся, снова за руки возьмемся!
Топни правою ногой, вправо шаг, на месте стой.
Топни левою ногой, влево шаг и снова стой.
Повернись направо к другу, правую дай руку другу,
Повернись налево к другу, левую дай руку другу.
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
Воспитатель: А теперь скорей в автобус! Вот, возьмите билеты и рассаживайтесь по местам.
Воспитатель: Наш автобус отправляется!
Мы в автобус дружно сели Дети садятся на стулья
И в окошко посмотрели. Смотрят по сторонам.
Наш шофер педаль нажал, Выставляют правую ногу на пятку
и плавно опускают на носок
– «нажимают на педаль».
И автобус побежал. Загудели, имитируя звук автобуса.
Воспитатель: Ребята, на карте написано, что выйдя из автобуса на 3-ой остановке нужно пройти четыре шага назад, и поискать там задание.
Дети: Нашли!
Воспитатель: Задание 3 называется «Считай дальше и обратно». На полу расположены вразноброс цифры от 1 до 10. Я буду называть цифру, а вы продолжите счет до 10.
- А теперь я так же буду называть цифру, только вы будете считать в обратном порядке, до 1.
Воспитатель: Это задание вы выполнили на отлично!
Воспитатель: Судя по нашей карте, осталось одно задание, давайте поспешим к автобусу.
- Скорее возьмите билетики и рассаживайтесь по местам.
Воспитатель: Наш автобус отправляется!
Мы в автобус дружно сели Дети садятся на стулья
И в окошко посмотрели. Смотрят по сторонам.
Наш шофер педаль нажал, Выставляют правую ногу на пятку
и плавно опускают на носок
– «нажимают на педаль».
И автобус побежал. Загудели, имитируя звук автобуса.
Воспитатель: Ребята, на карте написано, что выйдя из автобуса на 4-ой остановке нужно пройти восемь шагов вперед, и в этом месте искать задание.
Дети: Нашли!
Воспитатель: Задание 4. «Вот вам салфетки прямоугольной формы (по числу детей), разделите салфетки так, чтобы, вы могли и себе оставить салфетку, и с другом поделиться, но салфетки должны быть одинаковой величины».
- Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки? (дети обсуждают способы деления прямоугольной салфетки, дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам и проверяют равенство полученных салфеток).
- Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (половина, одна вторая.)
- Что больше: целое или часть?
- Что меньше: целое или часть?
Воспитатель: Ребята, кукла Соня, наблюдала за всеми вами, и за тем, как вы выполняли задания, так как вы выполнили всё верно, она предлагает вам открыть сундучок вот этим ключиком.
- Наше путешествие закончилось, давайте, при помощи мячика, обсудим наше занятие и отметим наше настроение!