Оригами для начинающих: условные обозначения, базовые формы. Базовые формы оригами Как сделать базовые формы оригами
1952
21.10.15 06:50
Оригами – это искусство создания оригинальных фигурок из листов бумаги. Зародившись в Древнем Китае, направление получило большое распространение на Востоке. Сначала бумага была доступна только очень богатым людям, а основы оригами в обязательном порядке входили в план обучения представителей знатных сословий.
Со временем техника получила широкое распространение и стала общедоступной. Сегодня оригами постепенно набирает популярность по всему миру. Работа над изделием состоит из нескольких этапов и требует соблюдения ряда правил. Специальные знаки, которые используются для составления схем, позволяют систематизировать и упростить процесс создания даже самых сложных фигурок.
Изделиям, созданным в технике оригами, всегда предавалось повышенное мистическое значение. Даже бесстрашные самураи использовали их в качестве амулетов, а влюбленные с помощью оригинальных элементов передавали друг другу записки. Сегодня поделки сохранили свое декоративное значение, их нередко применяют при оформлении убранства помещений или проведении определенных ритуалов, например, чайных церемоний.
Основы оригами – требования к материалам
- Бумага не должна сгибаться и ломаться.
- Можно использовать только такой материал, который держит форму и не раскрывается, иначе поделка быстро развалится.
- Качество бумажного листа можно легко проверить – его нужно сложить пополам, провести пальцами по сгибу, формируя плотную складку, и развернуть. Если линия сгиба с внутренней стороны ровная, без мелких трещинок, идущих в равные стороны, то материал можно использовать для работы.
- Цвет сырья должен быть ровным, не пачкающим руки и соседние детали.
- Современные основы оригами допускают использование клея, ножниц, канцелярских ножей и других вспомогательных приспособлений.
- Если изначально для создания фигурки можно было использовать только квадратный лист обычной бумаги, то сегодня в ход идут основы любой формы (круги, треугольники, многоугольники, ромбы). Листов может быть несколько, применение ножниц не является обязательным требованием. Помимо обычной бумаги допускается использование фольги.
Типы и формы оригами – описание и особенности
- Классика. Это основы оригами, подразумевающие использование одного прокрашенного или чистого листа бумаги.
- Оригами для детей. Упрощенные вариации на классическую тему, призванные развить мелкую моторику малыша, логику, быстроту мышления.
- Модульный подход. Изделия создаются из множества деталей и частей, приобретая вид гирлянд или других сложных композиций.
- Кусудама. Разновидность модульного направления. Изделие состоит из множества одинаковых частей, которые складываются друг в друга. Причем каждая деталь создается по строгим классическим правилам. Обычно это объемный предмет шарообразной формы.
- Обычное оригами. Направление, предназначенное для новичков или людей с ограниченными двигательными возможностями. Создание изделий не подразумевает использования сложных приемов.
- Работа по развертке. Самая сложная для понимания и воспроизведения разновидность оригами. Для создания подобных предметов нужно хорошо разбираться в сложных чертежах.
- Мокрое складывание. Для работы используется мокрая бумага. Такие фигурки не имеют острых сгибов, отличаются мягкостью и кажутся живыми.
Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со "школы оригами" - с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий - подобрать наиболее подходящий вариант базы.
Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База - простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. Формально понятие базы в оригами не было развито до начала 1900 года, наиболее традиционные фигуры были созданы, опираясь на одну из одиннадцати классических базовых форм, и разработчики оригами в середине 1900-х типично полагались на базу, как стартовую точку. Далее мы рассмотрим эти 11 форм.
Четыре базовые формы происходят из восточной культуры - основа бумажного змея, основа рыбы, основа птицы и основа лягушки. Основа катамарана имеет западные корни. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах. База водяной бомбы и двойной квадрат также использовались в обеих культурах. Последние, на самом деле, являются вывернутыми версиями друг друга.
Сгибы, выполненные при создании этих форм, делят углы и грани пополам намного чаще, чем каким-либо другим произвольным способом.
Из базовых форм можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы "квадрат" можно сделать базовые формы "журавлик", "лягушка". Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как "треугольник", "квадрат", "трапеция","прямоугольник"; решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь.
Название базовых форм во многих странах одинаковое, хотя это чисто условные названия и могут быть варианты
Треугольник - это одна из двух самых простых базовых форм. Для того чтобы ее сложить, необходимо сделать всего лишь одну складку - провести диагональ квадрата.
Книга - следующая простая базовая форма. Как и при складывании треугольника, нам достаточно сделать всего одну складку.
Дверь - базовая форма дверь получается из книги.
Воздушный змей - еще одна довольно простая базовая форма. Она получается из треугольника.
Блин - Складки этой формы кажутся очень простыми, но, на мой взгляд, это одна из самых перспективных базовых форм. Обратите внимание, что, складывая квадрат, мы снова пришли к квадрату. Значит, мы можем сложить из него одну из базовых форм. Такие базовые формы называются блинчатыми базовыми формами.
Рыба - Название говорит само за себя. Перед вами голова, хвост и два плавника. Осталось только придать им нужную форму.
Двойной треугольник - другое название двойного треугольника - водяная бомбочка.
Двойной квадрат - если вы вывернете двойной квадрат наизнанку, то получите двойной треугольник.
Дом - название выбрано исходя из внешнего вида фигурки.
Птица - у птицы есть крылья, голова и хвост. Есть они и у этой базовой формы.
Катамаран - из этой формы очень просто делается пахарита. А также множество кусудам.
Лягушка - из этой формы можно сложить как лягушку, так и цветок.
Из базовой формы "Журавлик" можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, маску Будды, стоящего журавлика, звезду…
Из базовой формы "Шляпа" можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, летучую мышь, ракету…
Из базовой формы "Верблюд" можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру, белку, слоненка, лебедя, карпа, овцу, оленя, маску Смерти, ослика, цветы…
Из базовой формы "Пони" можно сложить: прыгающего пони, фонарик, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий, орнамент…
Естественно, что олень, сделанный из базовой формы "Журавлик", будет отличаться от оленя, сделанного из базовой формы "Верблюд", не только по технике выполнения, но и по возможностям той базовой формы.
К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и создания фигурок животных, птиц и цветов. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов.
Основным требованием, предъявляемым к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения в размерах зачастую приводят к невозможности сборки изделия.
Базовые формы.
Большинство фигурок оригами имеют в своих схемах базовые формы складывания. Базовая форма - исходная форма, которая используется в дальнейшей заготовке. Базовые формы могут быть различными - квадратными, прямоугольными, треугольными и даже круглыми. В этой главе мы будем рассматривать каждую базовую форму в отдельности.
Базовая форма «Квадрат».
Возьмите равносторонний (квадратный) лист бумаги. Этот лист сгибается по диагонали. Полученный треугольник сгибается «долиной» вправо. После этого верхний угол заготовки отгибается влево сгибом «гора», а заготовку переворачивают. Затем еще раз осуществляется сгиб «долиной», и еще раз сгиб «горой». В результате получается базовая форма «квадрат».
Базовая форма «двойной квадрат».
Равносторонний лист бумаги складывается по диагонали на себя. Лист разворачивается. Складывание повторяется с другой стороны. В итоге получается две намеченные диагонали. Лист вновь разворачивается. По горизонтали складывается «горой» и вновь разгибается. Операция повторяется по вертикали. В итоге часть складок прогибает лист вниз, другая часть - вверх. Затем лист необходимо согнуть по намеченным линиям в ту сторону, куда направлены складки.
Базовая форма «книжка».
Наиболее простая форма. Квадратный лист бумаги складывается пополам.
Базовая форма «дверь».
Эта форма делается поэтапно. Наметьте по центру листа серединную линию (лист складывается пополам). Эта линия разделила лист на две равные части. Каждая из частей поочередно складывается к середине.
Базовая форма «дом».
Квадрат дважды складывается пополам, лист после каждого раза распрямляется. Затем боковые стороны складываются к средней линии, которая наметилась. Верхние слои бумаги раскрывают вправо и влево и расплющивают.
Базовая форма «треугольник».
Это также одна из самых простых форм. Равносторонний лист бумаги складывают по диагонали.
Базовая форма «блин».
Через центр равностороннего листа из его углов проводятся диагональные линии. Затем каждый угол складывается в направлении центра листа, соприкасаясь носом с другими тремя.
Базовая форма «воздушный змей».
Форма выполняется в три этапа. Для начала необходимо наметить линию, для этого квадрат складывают по диагонали складкой «долина». Затем полученную форму в виде треугольника распрямляют. После этого боковые стороны квадрата нужно сложить к диагональной линии.
Базовая форма «бомбочка».
Эту форму еще называют «водяной бомбочкой». Квадратный лист сложите пополам (вправо «горой»). Затем снова складывается, но уже влево «долиной». После этого нужно часть левого угла получившейся заготовки оттянуть вправо и расплющить. После этого заготовку нужно перевернуть и выполнить складку «долиной». Затем новый верхний слой бумаги нужно оттянуть вправо и также расплющить (примять).
Базовая форма «рыба».
Следует выполнить базовую форму «воздушный змей». После этого полученную форму распрямить и проделать туже базовую форму с другой стороны листа. После того, как лист размечен (видны четко все линии), нужно сложить лист пополам, разогнуть его и сложить изделия по линиям.
Базовая форма «катамаран».
Это довольно сложная форма, поскольку она не терпит плохих линий. Для начала следует наметить четыре линии: две крестообразно и две по диагонали. Затем нужно сложить все углы к центру и развернуть обратно. Теперь стороны листа нужно сложить к центру. Затем верхнюю и нижнюю сторону полученного прямоугольника нужно тоже свернуть к центру. После этого каждый угол нужно вытянуть изнутри.
Базовая форма «лягушка».
Сначала нужно сложить базовую форму «квадрат». Затем наметить поочередно линии с каждой из сторон, для этого с каждой из сторон надо отвернуть влево угол по направлению к центру и расплющить. То же самое проделывается и с другой стороны заготовки.
Затем верхние боковые стороны укладываются к середине, после этого надо выполнить верхнюю складку «долиной». Ту же операцию теперь надо повторить с другой стороны. После чего заготовка перелистывается, и операция повторяется вновь.
Базовая форма «птица».
Первый этап складывания: создать базовую форму «треугольник». После этого треугольник складывают «долиной» вправо, а верхний слой заготовки отгибают влево «горой». Теперь переверните заготовку, вновь согните ее «долиной» вправо и влево «горой».
Затем все углы заготовки надо согнуть к центру. Углы разгибаются, заготовку раскрывают, отгибая ее верхний слой на себя. Теперь заготовку следует перевернуть другой стороной, вновь наметить складки, раскрыть их и выгнуть верхний слой на себя.
Все базовые формы и схемы их складывания приведены в разделе Схемы.
Базовые формы оригами – основа всех бумажных фигурок, выполненных в этой технике. Будет очень здорово, если ваш ребенок научится складывать такие «полуфабрикаты». Но складывать их просто ради обучения – скучно. Они запомнятся сами, в процессе работы над моделями, основой для которых эти базовые формы послужат. Здесь мы рассмотрим довольно сложные базовые формы оригами:
Базовая форма оригами «Двойной треугольник» для детей от 6 лет
Положим квадрат перед собой, цветной стороной вниз. Сложим квадрат по диагонали и расправим. То же действие повторим в другую сторону.
Перевернем лист так, чтобы он оказался цветной стороной вверх. Сложим лист пополам, соединяя верхнюю и нижнюю стороны квадрата. Расправим лист.
У нас получились все необходимые для складывания линии. Сложим по ним нашу фигурку. Она сама будет стремиться принять нужную форму.
Базовая форма оригами «Двойной треугольник» готова
Обычно в литературе по оригами приводят другой способ складывания этой базовой модели. Но наш опыт говорит о том, что способ, описанный выше, проще сделать детям. Несмотря на это, мы приводим схему второго способа складывания. Возможно, вам она покажется интереснее.
Схема складывания базовой формы оригами «Двойной треугольник». Правильно «прочитать» схему вам помогут , принятых в оригами.
Базовая форма оригами «Рыба» для детей от 7-8 лет
Мы представляем два способа складывания этой базовой формы оригами.
Первый вариант складывания базовой формы «Рыба»
Общая схема складывания базовой формы оригами «Рыба» (первый вариант).
А теперь подробно покажем, как это делается.
Сложим квадрат бумаги по диагонали и развернем – наметим среднюю линию.
К средней линии сложим два края – получим базовую форму «Воздушный змей».
Перегнем фигурку назад, совмещая противолежащие углы. Для удобства можно перевернуть фигурку. На картинке изображен и вид сзади.
Раскроем «карманы».
Теперь «перелистнем» один из двух треугольников справа на лево. Перевернем фигурку.
Базовая форма оригами «Рыба» готова.
Второй вариант складывания базовой формы «Рыба»
Общая схема складывания базовой формы оригами «Рыба» (второй вариант)
1. Сложим квадрат по диагонали и развернем его.
2. К намеченной линии сложим верхние боковые стороны. Развернем фигурку.
3. Повторим операция, складывая к середине нижние стороны.
4. Сложим квадрат по диагонали вниз, превращая его в треугольник и тоже развернем. У нас получилась целая сеть намеченных складыванием линий.
Начнем складывать по намеченным линиям. Для этого возьмемся большим и указательным пальцами двух рук за края модели, сжимая сразу два слоя бумаги, и сведем их к середине.
Базовая модель оригами «Рыба» готова.
Базовая форма оригами «Катамаран» для детей от 8 лет
1. Сложим квадрат по диагонали и развернем его. Тоже самое повторим в другую сторону. У нас получаться две намеченные складками линии.
2. Теперь наметим еще две складки. Для этого сложим квадрат пополам в двух направлениях и расправим его.
3. Наметим еще четыре линии. Для этого сложим углы к середине квадрата, а затем развернем.
4. Все линии намечены. Начинаем, собственно, складывания базовой формы. Сложим боковые стороны к центру.
5. Теперь сложим к центру верхнюю и нижнюю стороны получившегося прямоугольника.
6. Осталась самое сложное. С внутренней стороны нужно взять пальцами уголок верхнего слоя бумаги и до упора оттянуть его в сторону.
Так поступаем со всеми четырьмя углами.
Базовая форма оригами «Катамаран» готова.
Базовая форма оригами «Квадрат» для детей от 6-7 лет
1. Положим квадрат бумаги перед собой, цветной стороной вниз. Сложим квадрат пополам, соединив верхнюю и нижнюю сторону. Расправим обратно. Теперь так же сложим и раскроем, но соединяя боковые стороны.
2.Перевернем фигуру так, чтобы квадрат был цветной стороной вверх. Сложим по диагонали и расправим.
3. Мы наметили все необходимые линии складывания. Теперь фигурка «сама» будет по ним складываться, ей нужно только немного помочь.
Базовая форма оригами «Квадрат» готова
Как и в случае с базовой формой «Двойной треугольник», существует и альтернативный способ складывания. Мы приводим для него только схему. Попробуйте оба способа и сами решите, какой нравиться вам больше.
Схема складывания базовой формы оригами «Квадрат». Правильно «прочитать» схему вам помогут таблицы условных знаков, принятых в оригами.
Базовая форма оригами «Птица» для детей 10-12 лет
Базовая форма «Птица» складывается на основе Базовой формы «Квадрат» (см. выше).
Сложите базовую форму «Квадрат». Положите модель перед собой так, чтобы та сторона, которая «раскрывается» смотрела вверх.
Сложите боковые стороны к центру. Складываете только верхние слои бумаги.
Верните бумагу в исходное положение. Теперь возьмите за верхний угол один слой бумаги и тяните его вниз, одновременно складывая фигурку по линиям, намеченным в предыдущем шаге.
Переверните фигурку и повторите операцию с другой стороны.
Базовая форма оригами «Птица»
Общая схема складывания базовой формы оригами «Птица»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр внешкольной работы
Новоургальского городского поселения
Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края
План-конспект
занятия по оригами:
«Базовые формы оригами»
Составила:
педагог дополнительного образования
Лексау Людмила Михайловна
п. Новый Ургал
2017 – 2018 учебный год
Тема: «Базовые формы оригами».
Цель: Поддерживать устойчивый интерес к «Оригами».
Задачи:
Познакомить детей с базовыми формами, которые лежат в основе любой поделки.
Учить складывать базовые формы, что позволит ребёнку быстрее сориентироваться в разнообразии моделей оригами и усвоить приёмы их конструирования.
Научить детей в точном соединении углов и сторон квадрата.
Воспитывать интерес к искусству оригами.
Материал: наглядный материал по базовым формам оригами: «Треугольник», «Книжка», «Дверь»; образцы изделий; 6 квадратов белой бумаги на каждого ребенка.
Ход занятия:
Оргмомент.
Ребята, Дракончик приглашает вас в путешествие по своей бумажной стране, чтобы узнать много нового и интересного! Ну что отправляемся в путешествие?
Ну, а ещё для путешествия Дракончик, правитель бумажной страны, прислал нам волшебный кубик, который поможет нам!
Начнём! (педагог бросает кубик так, чтобы выпал треугольник).
2. Знакомство с новым материалом.
Ой, смотрите, куда мы попали? С какой геометрической фигурой можно сравнить этот город?
Педагог показывает различные поделки, выполненные на основе базовой формы «Треугольник» (парусник, рыбка, тюльпан и другие).
Правильно, это город «Треугольник». Все города в стране обозначают базовые формы. Базовая форма – это заготовка поделки. Вот и город так называется, потому что в этом городе все жители сделаны на основе вот такой заготовки (Педагог демонстрирует детям базовую форму «Треугольник», дети повторяют за ним, прикрепляет её к доске), она называется базовая форма «Треугольник». Выучим стихотворение про треугольник.
Я сложу квадратный лист по диагонали.
Что же это? Треугольник! Сразу все узнали.
А теперь, сделайте базовую форму «Треугольник» самостоятельно. При проглаживании сгибов пальчики превращаются в утюжки, которые сильно прижимают бумагу. (Дети выполняют задание). Педагог еще раз закрепляет с детьми название базовой формы «Треугольник».
Мы с вами попали в город, который называется …
Давайте отгадаем как: Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшитая,
Не человек, а рассказывает. (КНИГА).
Мы с вами попали в город «Книжка». В этом городе всё сделано на основе базовой формы «Книжка». (Педагог демонстрирует базовую форму и прикрепляет ее к доске). Я думаю, и вы умеете сложить из квадрата вот такую «книжку», давайте попробуем?! Согните свои квадраты пополам, совмещая две противоположные стороны.
Как называется эта базовая форма? А теперь самостоятельно сделайте её.
Я квадратный лист бумаги пополам сложу.
Тоненькую книжечку я листать смогу.
Вот и в этом городе мы тоже чему-то научились, отправляемся дальше! (Педагог бросает кубик, так, чтобы выпал рисунок двери и показывает поделки, в основе которых лежит базовая форма «Дверь» (гриб, поросенок, лодка, тюлень и другие).
А это город, который называется «Дверь». В этом городе всё сделано на основе базовой формы «Дверь» (Педагог демонстрирует базовую форму и помещает ее на доску).
Чтобы сложить базовую форму «дверь», для этого возьмём наши «книжечки» и раскроем их, что вы там увидели? (линию сгиба)
А теперь опустите боковые стороны к линии сгиба, посмотрите, какая у нас получилась «дверь»!
Дети еще раз самостоятельно выполняют эту базовую форму.
«Дверь» сложить не так уж сложно:
Створки открывать в ней можно.
Физминутка
4. Закрепление изученного.
А сейчас мы с вами выполним поделки, в основу которых входят эти базовые формы.
Посмотрите на эту карту. Сейчас я вам расскажу, как по этой пооперационной карте сделать мордочку зайчика.
Педагог показывает пооперационную карту «Зайчик».
1. Нужно сложить квадрат по диагонали. Получился треугольник
2. Затем нужно загнуть нижнюю сторону заготовки немного вверх.
3.Правую и левую стороны нужно загнуть вверх к центральной линии.
4. Перевернуть заготовку и заправить верхний уголок внутрь.
5. Затем рисуем мордочку у зайчика. Вот и получился зайчик.
А теперь, дети, давайте поиграем. Разделитесь на две команды.
Одна команда попробует рассказать, как надо правильно сконструировать мордочку котика. А другая – мордочку собачки.
Дети стоят вокруг стола, карту передают по кругу, и каждый показывает и проговаривает, как нужно конструировать. Если дети затрудняются, педагог помогает им.
Молодцы. Все ребята справились с заданием.
5. Подведение итогов.
Бумажная страна очень большая, здесь вы ещё найдёте такие города – базовые формы как «Блин», «Воздушный змей», «Двойной треугольник» и «Двойной квадрат», но с ними вы познакомитесь позже.
- К сожалению, наше путешествие подходит к концу, но дракончик надеется, что вы не раз ещё посетите бумажную страну ОРИГАМИ.
Скажите, а вам понравилось путешествие?
Какие базовые формы вы научились сегодня делать?
Что интересного было на занятии?
Мне очень понравилось, как вы сегодня все работали. Спасибо всем за работу.