Презентация на тему конфликты в подростковом возрасте. Детские конфликты
Возрастные особенности детей и педагогов, влияющие на их поведение в конфликте, должны учитываться при анализе и поиске выходов из конфликтной ситуации. Чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития.
Чтобы понять мотивы поведения и глубокие внутренние причины конфликтов необходимо взглянуть на участников конфликта с точки зрения их развития.
Как известно, от двух до трех лет возникает масса конфликтов с ребенком, проявляющим большое упрямство в попытках доказать, что он может «сам» справляться со многими жизненными задачами.
Школьное детство начинается с критического, или переломного периода, который традиционно называется кризисом семи лет . К семи годам возникают такие сложные новообразования, как оценка самого себя, самолюбие, появляются новые противоречия между восприятием самого себя, отношением к себе и оценками окружающих, взрослых и сверстников, смена игровой деятельности на учебную.
Другой классически «трудный» возраст - подростковый, связанный с самоутверждением и самореализацией личности на новом витке ее жизненного пути. Осложненный радикальной физической перестройкой организма, которая сопровождается повышенной раздражительностью и болезненно ранимым самолюбием, этот период может доставлять и самому подростку, и окружающим немало хлопот.Внутренний мир становится для подростка реальностью, которая затмевает настоящую действительность.
В отличии от младших школьников, способных в конфликте применять в основном лишь тактику избегания или приспособления, а протест проявлять в форме слез и жалоб родителям, подростки уже могут открыто противостоять педагогу.
Среди конфликтно-стрессовых ситуаций в работе с подростками выделяются:
1. Конфликты дисциплины.
2. Конфликты в сфере дидактического взаимодействия (чаще всего вызванные фактами, как считают подростки несправедливых отметок за письменные и устные ответы).
3. Конфликты в методике обучения (такие, например, методические изъяны в работе учителя на уроке, как непонятное объяснение, бессистемное изложение, усложненный язык, отсутствие повторения, сухость преподнесения материала, неумение связать тему с жизнью, раскрытие темы наспех).
4. Конфликты в тактике взаимодействий учителей с подростками
5. Конфликты этики
Существуют и другие критические возрастные периоды (примерно через каждые десять лет), характеризующиеся специфическими проблемами и потребностями, которые порождают конфликты.
Например, возраст около сорока лет, особенно для мужчин, является временем перестройки психической жизни с переориентацией на более эмоциональные критерии взаимоотношений и личностного благополучия.
Люди в возрасте около шестидесяти лет нередко порождают и переживают проблемные ситуации, связанные с блокированием их важнейшей потребности в передаче их жизненного опыта.
В настоящее время в нашей стране довольно широко распространена геронтофобия (неприятие пожилых), которая принимает подчас гротескные формы. Например, ставятся жесткие возрастные ограничения при приеме на работу, иногда просто абсурдные.
Чисто возрастные особенности, пересекаясь с социальными, формирующими специфические черты поколений, их ценностные предпочтения, привычный уклад жизни и т. д., создают еще больший конфликтный потенциал - «Конфликт поколений».
Проверил К. пси. н. доцент Тужикова Е.С.
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена Психолого-педагогический факультет Кафедра организационной психологии
Доклад По дисциплинеКонфликтология
На тему: Конфликты родителей и детей подростков.
Слайд 2
Конфликт - наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.
Слайд 3
Выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:
Тип внутрисемейных отношений.
Выделяют:
Гармоничный
Дисгармоничный
типы семейных отношений.
Слайд 4
2. Деструктивность семейного воспитания.
Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
Разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
Противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
Опека и запреты во многих сферах жизни детей;
Повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.
Слайд 5
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности.
4. Личностный фактор.
Слайд 6
Перед подростком стоит задача самоопределения в трех «областях»:
- Половой. Т.е. буквально должна произойти половая идентификация.
- Возрастной. Во время самого этого периода у подростка нет четкого ощущения «Кто он?».
- Социальный. Подростку необходимо занять определенное место в обществе в своей референтной группе.
Слайд 7
Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:
Конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная сменакритериев оценки ребенка);
Конфликт сверхзаботы (излишняя опека исверхожидания);
Конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);
Слайд 8
Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:
Реакция оппозиции;
Реакция отказа;
Реакция изоляции.
Слайд 9
Причины конфликтов родителей и подростков
Подростки в конфликте:
Кризис переходного возраста;
Стремление к самостоятельности и самоопределению;
Требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Слайд 10
Родители в конфликте:
Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
Неподтверждение родительских ожиданий.
Слайд 11
На основе проведённого исследования можно выделить следующие причины конфликтов между родителями и подростками:
"Непонимание, разные взгляды на жизнь".
Эту причину конфликтов с родителями подростки поставили на первое место. Указанная причина намного опередила все остальные. И это не случайно: она может иметь "тройное происхождение":
1) социокультурное;
2) социально-психологическое;
3) социально-ролевое.
Слайд 12
"Несправедливость родительских требований".
Детско-родительские отношения по своей природе интимны и не терпят формализма. Тем печальнее, когда между родителями и детьми появляется невидимая стена непонимания и отчуждения.
В этих условиях даже справедливые и обоснованные требования родителей субъективно воспринимаются как несправедливые.
А если эти требования еще высказываются в категорической, безапелляционной форме, что часто и делают родители, не замечая, что "ребенок" уже готов к равноправному общению, то тем более трудно согласиться с такой "справедливостью".
Слайд 13
"Моя успеваемость".
Эта причина отражает не только естественное для этого возрастного периода поведение, сколько меру выполнения школьниками своей социальной функции - роли учащегося. Частота конфликтов школьников с родителями по поводу успеваемости в 2,5 раза выше, чем с учителями. Это естественно, так как для родителей успехи их детей более значимы, чем для учителей.
Слайд 14
"Мало помогаю по хозяйству".
По данным опроса, юноши и девушки называют эту причину конфликтов довольно часто. Подросшие чада требуют к себе уважения и предоставления новых прав, но когда речь заходит об обязанностях, налагаемых статусом взрослого, диспозиция меняется на противоположную.
"Из-за моей компании"
Отмечали в проводимых исследованиях юноши и девушки и такую причину разногласий с родителями. Причина, в общем, естественная - родители опасаются дурного влияния улицы. Но зачастую сами родители, не сумев наладить отношения с выросшими детьми, способствуют их стремлению найти недостающую им равноправность и искренность в общении за пределами семьи.
Слайд 15
Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:
1. Повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.
2. Организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий.
3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.
4. Интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям.
Слайд 16
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Посмотреть все слайды
Итоги теста
От 30 до 40 баллов: Вы более или менее тактичный человек. К конфликтам относитесь отрицательно, каждый раз, когда это возможно, стараетесь избежать их. Умеете находить компромисс. Но все же когда ваши друзья или коллеги нуждаются в вашей помощи, выраженной в критике, не всегда можете ее оказать. Не кажется ли вам, что стоит быть несколько более прямолинейным? От 15 до 29 баллов: Вы - достаточно конфликтная личность. Но тем не менее в коллективе вы все же пользуетесь уважением. Иногда вы высказываете свое мнение, не принимая в расчет то, что это может кого-то обидеть или задеть. Менее 14 баллов: Вы - жуткий спорщик и чрезвычайно конфликтная личность. Вас хлебом не корми дай поспорить и поскандалить! Вы постоянно спорите с кем-нибудь, причем каждый раз пытаетесь навязать свое мнение, независимо от того, правы ли вы. Вам даже льстит то, что вас в глаза называют скандалистом. Вероятно, стоит задуматься о том, нет ли у вас комплекса неполноценности.