Воспитание ребенка: учим малыша принимать решения. Задачи нравственного воспитания и пути их реализации Как помочь ребенку делать выбор
Когда дети сталкиваются с проблемами и трудностями, их поведение становится либо частью проблемы, либо частью ее решения. Умение делать правильный выбор - даже при отсутствии желания - требует руководства, инструктажа и практики. Помогайте ребенку развивать психологическую устойчивость , необходимую для управления своим поведением даже в тех случаях, когда он расстроен или сталкивается с тяжелыми обстоятельствами.
Поведение ребенка, а также его мысли и эмоции часто полностью зависят от обстоятельств. Ребенок, который хорошо справился с контрольной работой по математике, думает: «Я умный парень» и весь день гордится собой. Вечером того же дня он с радостью выполняет просьбу матери сделать домашнюю работу, потому что чувствует себя превосходно.
Но если тот же ребенок на следующий день получает неудовлетворительную оценку, он может подумать: «Какой же я глупый», и целый день дуться и жалеть себя. Когда вечером его мать напоминает ему о том, что пришло время делать домашнюю работу, он может спорить или жаловаться, потому что чувствует себя отвратительно.
Очень важно учить детей тому, что даже когда им плохо или у них неприятности, даже когда обстоятельства, казалось бы, не в их пользу или не дают возможности спокойно подумать, они все равно могут сделать правильный выбор. Изначально для овладения этим навыком потребуются большая поддержка и обучения воспитывающих взрослых. Но конечная цель ребенка должна заключаться в умении управлять своим поведением так, чтобы делать здоровый выбор, даже тогда, когда родителей нет рядом.
Сосредоточьтесь на причинах и следствиях
Дети должны знать, что их поведение приводит к последствиям определенного рода. Важно показать, что выбор, который они делают, влияет на их чувства и чувства других людей.
Учите ребенка эмпатии , сочувствию и состраданию, поощряйте обращать внимание на то, как его поведение влияет на других людей. Например, если он хочет уйти из футбольной команды, его выбор повлияет на всех членов и команду в целом. Или же, если он не хочет приглашать кого-то на свой день рожденья, это может ранить чувства этого человека.
Кроме того, обсуждайте, как поведение ребенка влияет на его собственное настроение. Например, если он выбирает вариант сидеть и смотреть телевизор целый день, то может почувствовать скуку. Но если он выходит на улицу, чтобы поиграть с другом, то может почувствовать воодушевление, радость и прилив энергии. Или если он бьет своего друга в момент обиды или возмущения, то через какое-то время может почувствовать себя плохо, потому что сделал больно другому человеку. Поговорите с ребенком о том, как важно находить здоровые способы управления собственными эмоциями.
Вселяйте уверенность, которая побуждает решать проблемы
То, как дети выбирают способ реагирования на повседневные проблемы, чрезвычайно влияет на их жизненный опыт в целом. Даже когда детям демонстрируют потенциально удачные решения, многие из них считают, что эти решения не помогут, не сработают. Их негативные мысли мешают им даже попробовать.
Слишком часто дети избегают решения проблем, убеждая себя в том, что они не способны сделать что-либо или же что это будет слишком неудобно. Шестилетний ребенок не решается спросить группу детей, можно ли поиграть с ними, и просто отходит в сторону. Тринадцатилетний подросток отказывается делать домашнюю работу, потому что не знает, как к ней подступиться, и боится обратиться за помощью.
Способствуйте тому, чтобы ребенок задумывался над тем, решит ли его поведение проблему, поможет ли ее избежать или только усугубит ее. Детей необходимо обучать специальным навыкам решения проблем , чтобы у них были инструменты, необходимые для эффективного подхода. С каждой проблемой, которую они успешно решают, они обретают уверенность в себе и своих способностях.
Поощряйте настойчивость
Обычно дети быстро отказываются прилагать усилия, в случае если их первая попытка не увенчалась успехом. Идет ли речь о непопадании в баскетбольную команду или о не пройденном с первого раза тесте, дети зачастую сдаются преждевременно. Они склонны делать скоропалительные выводы и называть себя «плохими» или «глупыми».
К тому же дети пытаются скрывать свои ошибки или прятать их, потому что боятся, ведь «ошибки это плохо». Объясните ребенку, что совершать ошибки - это нормально. Ошибки могут стать одним из лучших инструментов обучения, но только если дети готовы брать на себя
Ребенок лучше усвоит информацию, если объяснить ее на личном примере. Например, вы хотите показать малышу механизм принятия решений. Для этого вам придется вслух проговорить все свои мысли и действия, а затем описать все плюсы и минусы каждого из вариантов развития событий. По такой схеме вы можете предложить крохе выбрать подарок для бабушки или определить, где вы будете праздновать его день рождения.
Расставляйте приоритеты
Очень часто, находясь перед выбором, дети впадают в ступор. Они думают, что от этого решения зависит вся их жизнь. Объясните малышу, что ему придется постоянно что-то решать, поэтому важно научиться расставлять приоритеты. Например, над тем, что надеть в школу, можно долго не задумываться, а вот выбор другу требует времени на то, чтобы взвесить все за и против.
Предоставляйте возможность учиться на ошибках
Это стоит делать только в тех вопросах, которые не касаются здоровья и безопасности ребенка. Ведь, как показывает практика, именно негативный опыт оказывается для детей самым поучительным. После необдуманного решения кроха поймет, что любое его действие имеет последствия. Ваша задача в такой ситуации - поддержать малыша и дать ему понять, что вы всегда на его стороне.
Предлагайте фантазировать
Психологи советуют разыгрывать гипотетические ситуации, которые ставят малыша перед выбором. Начать можно с самых простых вопросов: какую суперсилу хотел бы иметь ребенок, с кем из мультяшных персонажей он бы хотел дружить и т.п.
После этого вы можете привнести в игру жизненные примеры: на что кроха потратит деньги, если выиграет в конкурсе талантов, что сделает ребенок, если два одноклассника пригласят его на день рождения в один и тот же день и пр. Благодаря такой зарядке для мозга у вашего сына или дочери сформируются навыки критического мышления, а способность к принятию решений заметно усилится.
Сокращайте варианты
Научно доказано: чем больше выбор, тем сложнее человеку его сделать. Особенно это касается детей. Их мозг еще не способен обрабатывать большие объемы информации, да и отказ от нескольких вариантов сразу дается малышам очень тяжело.
Поэтому не заставляйте их делать выбор в ситуациях, когда возможных вариантов несколько десятков. Вместо этого предлагайте решать простые задачки в быту, указывая максимум два варианта на выбор: «Куда пойдем гулять с собакой - в парк или на площадку?», «Ты поможешь мне помыть посуду или сложишь игрушки?». Таким образом у малыша сформируется понимание того, что его мнение учитывается, а это добавит ему уверенности в себе.
Ежедневно взрослому человеку приходится принимать несколько десятков решений. Умение делать выбор – важнейшее человеческое качество. Вам, вероятно, доводилось встречаться с людьми нерешительными, которые долго думают, прежде чем сделать даже пустяковый выбор. Если вы хотите вырастить из ребенка полноценную и самостоятельную личность, очень важно учить малыша выбирать. Тогда он научится быстро и правильно принимать решения и адекватно относиться к собственным ошибкам.
Как воспитать решительность в ребенке
к оглавлениюКогда и как нужно учить ребенка выбирать?
Это нужно делать с самого младенчества. И первый шаг родителей – научиться уважать выбор ребенка. Даже у грудничка есть свои предпочтения. Он сам решает, когда и сколько ему спать, когда есть, какой погремушкой играть ближайшие несколько минут. Возможно, выбор этот пока несознательный и необоснованный, но, тем не менее, очень важный.
Умение выбирать следует тренировать и тогда, когда кроха немного подрос. В возрасте 2-3 лет дети делают осознанный выбор продуктов, игрушек, подарков. А 5-6 летний малыш может сделать выбор посерьезнее. Отправляясь с ним в магазин, предложите ему выбрать что-нибудь для себя в пределах заранее оговоренной суммы. А чтобы его выбор был разумным и взвешенным, с самого раннего возраста просите его рассказать, почему он выбрал именно это, а не другое.
Не думайте, что ребенок сразу же сможет объяснить вам свои предпочтения, едва научится вести диалог. Это умение необходимо тренировать. И будьте готовы уважать и выбор ребенка, и его объяснения, какими бы глупыми они вам не казались. Не критикуйте малыша, иначе в следующий раз он просто откажется объяснять вам свой выбор.
Умение принимать решения — часть процесса взросления. Ребенок должен научиться решать, хочет он делать что-то или не хочет. Но слишком многое для выбора предлагать всё же не стоит. А вдруг ребенок решит, что чистить зубы нужно всего лишь раз в неделю? Или захочет надевать новогодний костюм в детсад ежедневно. Именно поэтому следует предлагать ребенку несколько вариантов из тщательно отобранных вами. Предложите ему выбрать, когда он почистит зубы: до чтения перед сном или после. Или же предложите два блюда на ужин на усмотрение малыша.
к оглавлениюА нужно ли это ребенку?
Есть родители, которые не признают за детьми (тем более маленькими) право выбора, поскольку уверены, что за кроху всё должны решать мама или папа. Таким образом, взрослые отодвигают планку зрелости. Одни считают, что за ребенком следует признать право выбора, когда он поступит в школу, а другие – и вовсе, когда он эту школу окончит. В результате вырастают ведомые, зависимые и неуверенные в себе люди, которые совершенно не способны сделать выбор. Они не выбирают ни друзей, ни жену, ни работу, а только ждут, пока за них это сделает кто-то другой. Именно так определяется их жизнь.
Есть и такие родители, которые вообще не хотят отпускать ребенка из-под своего влияния. При этом взрослые уверены, что делают так, как лучше. Но решая всё за ребенка, они приносят ему только вред. Ведь человек, который в детстве не научился делать выбор, попросту не может найти своего места в жизни.
Именно поэтому по мере взросления ребенка нужно все чаще предоставлять ему право делать выбор. При этом всегда рассказывайте ребенку о стоящих перед ним опциях выбора, и вы увидите, что малыш 4-5 лет уже выбирает не только сладости.
к оглавлениюПомогите ребенку сделать выбор
Иногда чувства ребенка настолько загадочны, что даже он сам не может их объяснить. Он не помнит, что чувствовал полминуты назад, ему неведомо, что он будет чувствовать через полчаса. Поэтому выбор, который взрослым кажется совершенно незначительным, для ребенка может быть очень сложным. Например: «Ты пойдешь с мамой на рынок или останешься с папой дома?». Ребенок в смятении: он хочет быть и там, и там одновременно. Но, тем не менее, решение в этом случае нужно принимать ему самому, а не кому-нибудь из родителей. Ведь принятие решений – неотъемлемая часть развития личности.
к оглавлениюВыбираем одежду вместе
Для малыша 3-6 лет ежедневной проблемой является выбор одежды. Знакомый вопрос: «Мама, что мне надеть?» или же «Мама, где мои вещи?». А бывают и восклицания: «Я не хочу это носить!». Во избежание этого, разрешайте ребенку выбирать одежду самостоятельно. Ведь это связано не только с развитием чувства стиля, но и с желанием самовыражения. Пусть ребенок с вечера решает, что он будет одевать утром.
Если ребенку не нравится выбирать из двух вариантов, предоставьте более широкий выбор. А чтобы у него не возникло мысли облачиться в новогодний костюм или летние шорты, просто уберите все нарядные вещи и одежду не по сезону.
Независимо от того, как именно вы решите организовать процесс выбора одежды, позаботьтесь о том, чтобы малышу было удобно с ней обращаться. Маленькому ребенку намного проще справиться с пуговицами, чем с молнией, легче застегнуть обувь на липучку, чем завязать шнурки.
к оглавлениюО выборе и псевдовыборе
В науке о выборе есть и свои хитрости. Так, многие психологи, советуют выбор заменять псевдовыбором. Например, трехлетний малыш не хочет одеваться. Мама предлагает ему выбрать, какую футболку надеть: серую или синюю. Но бывает и так, что эти два варианта одинаково не устраивают маленького капризулю. Псевдовыбор следует предоставлять лишь в том случае, когда ясно видно, что это всего лишь капризы. Но если у малыша есть четкое желание, которое имеет причину, не отмахивайтесь от ребенка, предлагая ему псевдовыбор. И будьте готовы к тому, что он вскоре не поймается на удочку и скажет, что ему не нужно ни то, ни другое.
Старайтесь прислушиваться к мнениям и желаниям своего ребенка. Так, если он упорно отказывается, есть, спать, гулять, обратите внимание на его здоровье и психо-эмоциональное состояние. Принуждая ребенка к чему-либо, вы рискуете ему навредить.
Таким образом, если вы желаете вырастить самостоятельного и ответственного за свои поступки человека, с раннего возраста учите ребенка делать выбор. Поверьте, со временем он сам сможет объяснить мотивы своих поступков, а пока он маленький просто уважайте его предпочтения.
к оглавлениюА как быть со старшими детьми?
Повседневная жизнь, ежедневно ставя перед нами выбор, подбрасывает все больше соблазнов. Взрослый, и тот не всегда знает, как правильно поступить, чего уж говорить о ребенке! Родителям важно оказаться в нужный момент в нужном месте, чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор. Именно помочь, а не сделать этот выбор за него. При этом не переусердствуйте, у подростка это может вызвать бурю протеста.
Маркетинговые службы торговых сетей разбрасывают рекламу и всевозможные акции с целью привлечения покупателей и получения прибыли. Именно подросток может стать жертвой рекламы. Как и каждый из нас, наверняка, не однажды попадался на рекламную удочку и приобретал по «акционной цене» товар, который, как выяснялось впоследствии, абсолютно не нужен. И если первой реакцией были радость и удовлетворение, позже приходит осознание того, что деньги были потрачены зря. И если взрослому не всегда удается справиться с таким соблазном, ребенку это тем более не под силу.
Чтобы научить ребенка делать выбор среди обилия товаров и избегать при этом бесполезных трат, перед походом в магазин привлеките сына или дочь к составлению списка необходимых товаров. Пусть ребенок почувствует ответственность в принятии решений. Берите с собой ровно столько денег, сколько потребуется на товары по списку. Помните, что дети простодушны и наивны. И если издатель любимого журнала с вложением «ненавязчиво» предлагает «Собери всю коллекцию!!!», у ребенка и мысли не возникнет о том, чтобы её не собрать. Родители вынуждены будут еженедельно покупать порой совершенно недешевые журналы. Прежде чем отказать ребенку в покупке, доходчиво объясните нецелесообразность коллекции. Но при этом уважайте заинтересованность ребенка, и если он сможет доказать, что ему нужна коллекция и журналы, постарайтесь согласиться на покупку.
Очень важно найти «золотую середину», чтобы не пустить подобную ситуацию на самотек. Ведь современные производители детских товаров молниеносно реагируют на появление новых мультяшных героев и выпускают игрушки, комиксы и наклейки целыми сериями. Дети мечтают заполучить всё и сразу. Многие родители, думая, что если откажут ребенку в покупке, он будет самым несчастным на свете. Это не так. Детское внимание переключается очень быстро, и если вам удастся отвлечь ребенка, он через несколько минут уже и не вспомнит о том, что просил со слезами несколько минут назад.
к оглавлениюВыбор правильных жизненных ценностей
Не ошибиться с выбором в спорной ситуации ребенку помогут жизненные ценности, которые соответствуют общепринятым моральным нормам. В силах родителей привить ребенку моральные ценности. Что для этого нужно?
- Учите ребенка на примерах из своей жизни. Детям очень нравится слушать правдивые истории на тему «Когда мама была маленькой…». Самым лучшим способом дать правильные жизненные ориентиры считается вплетение в рассказ моральных дилемм. Можно с воспитательной целью использовать также сказки. Поверьте, истории из жизни и сказки намного эффективнее поучений и лекций.
- Никогда не отступайте от собственных жизненных принципов. Сказанное должно быть обязательно сделано. Ведь дети учатся всему, подражая взрослым (в первую очередь – родителям). Никогда не допускайте того, чтобы вашему ребенку было за вас стыдно. Заявленным приоритетам всегда следуйте неуклонно.
- Учите своих детей собственной религии, вере. Моральные принципы религии могут стать дополнительной подсказкой для ребенка и помощью в принятии правильного решения.
- Всегда будьте в курсе, кто окружает вашего ребенка и может повлиять на него. Каждый человек, который проводит с ним время, в любом случае оставляет след в мировоззрении вашего ребенка. Поэтому не помешает ознакомиться с моральными принципами людей, которые вас окружают.
Елена Каспиркевич
Подростковый возраст — время, когда ребенку часто приходится делать самостоятельный выбор, причем результаты этого выбора могут отразиться в дальнейшем на всей его жизни. Выбирать приходится учебное заведение, профессию, увлечения, друзей, окружение и много чего еще. Стоит ли родителям влиять на выбор подростка и в какой форме?
Каждый ребенок уникален: один с малых лет решает стать врачом и уверенно движется к своей цели, налегая на латынь и биологию. Другой до последнего сомневается и, закончив школу с уклоном в математику и физику, внезапно меняет решение и вместо технического вуза выбирает гуманитарный. А кто-то считает, что сделал выбор будущей профессии правильно, получает образование — одно, второе, заканчивает аспирантуру, работает по профессии и... внезапно решает бросить все и полностью сменить сферу деятельности.
Для того чтобы определить, какая же именно профессия подойдет будущему выпускнику, психологи проводят сложный разбор интересов ребенка, его достижений в школе и других важных факторов. Результатом такого разбора становится предложение нескольких более или менее близких ребенку направлений, в которых он имеет все шансы добиться успеха.
Что же могут сделать родители для профориентации ребенка? В первую очередь, создать основу для осознанного выбора — дать ребенку почувствовать себя в полной безопасности дома, создать условия, в которых он сможет свободно общаться с родителями и делиться самыми важными переживаниями.
Предлагаем несколько практических советов по профориентации школьников и упражнений для родителей, которые помогут им научиться оставлять ребенку возможность выбора, воспитывать в нем ответственность и веру в себя.
Эти советы максимально актуальны для подростков в возрасте 12-16 лет. Для детей младше важно делать корректировку на возраст и их картину восприятия мира, хотя общий посыл остается тем же. Что касается детей старше, то родители уже сделали большую часть доступных им шагов.
1. Ребенок тоже человек
Думаю: Мой ребенок — это формирующаяся, а с 14 лет по большей части сформировавшаяся личность со своим характером и взглядом на жизнь. Я уважаю его мнение и принимаю его наравне со своим собственным.
Делаю: Я с интересом слушаю то, что мне рассказывает ребенок, и принимаю важность того, что для него сейчас важно. Я делюсь с ним тем, что важно для меня, и принимаю его мнение по этому поводу.
2. Каждый человек имеет право на свою жизнь и любой выбор в ней
Думаю: Мой ребенок — это целый самостоятельный мир. Со своими идеями, взаимоотношениями с окружающим миром и собой. И как и любой человек, мой ребенок имеет право сделать свой выбор. Любой: заболеть, поиграть в футбол или сделать домашнее задание по математике. Тот выбор, который он сделает, будет лучшим выбором, который он видит, исходя из своей точки зрения.
Делаю:
- Я напоминаю себе: то, что я вижу, знаю и понимаю — это моя точка зрения, основанная на моем жизненном опыте. Бывают и другие точки зрения. И это нормально.
- Я уточняю у моего ребенка, почему он делает тот выбор, который делает.
- Я узнаю у него: что для него важного в том, что он делает?
- Я рассказываю ему, что я вижу важного в том, что он делает или не делает.
- Я позволяю ему делать то, что он считает нужным, рассчитывая на мою поддержку, вне зависимости от его выбора.
3. У каждого действия есть последствия
Думаю: Как бы мне ни казалось что-то правильным или неправильным, эта концепция имеет все шансы не совпадать с тем видением, которое есть у моего ребенка. Зато я точно знаю, что у каждого действия есть последствия: те, которые я могу предсказать прямо сейчас, и те, которые прямо сейчас я не вижу. Вне зависимости от того, что я выбираю делать прямо сейчас, я несу ответственность за все последствия своих действий. Точно так же, как и мой ребенок.
Делаю:
- Я спрашиваю у моего ребенка, какие он видит последствия того, что он делает сейчас.
- Я уточняю у моего ребенка, каких результатов он хочет добиться своими действиями.
- Я делюсь с ним своим видением последствий его действий.
- Я позволяю ему действовать согласно его собственному решению, отдавая себе отчет в том, что ответственность за свой выбор он несет сам в полной мере.
4. Моя жизнь — это моя жизнь
Думаю: Человеческое счастье — достаточно тонкая материя, чтобы сказать наверняка, что именно сделает другого человека счастливым. Я понимаю, что мое представление о том, как строить жизнь — это лучшее из возможных для меня на данный момент представлений. У моего ребенка есть все шансы сформулировать представление, сильно отличающееся от моего. При этом его представление будет лучшим для него.
Делаю:
- Я отвечаю себе на вопрос: чего именно я хочу для своего ребенка в жизни?
- Я обсуждаю те возможности, которые наблюдаю, со своим ребенком и спрашиваю, какие возможности для себя обнаружил он.
- Я поддерживаю его в том выборе, который он для себя делает.
5. Мой ребенок — моя копия
Думаю: Основное и до определенной поры единственное, что делает мой ребенок — с точностью копирует поведение своих родителей, то есть нас. Все, что мне в нем нравится — это то, что мне нравится наблюдать в себе. Все, что меня в нем раздражает — это то, что я отказываюсь замечать в себе. И если я вспомню, как я веду себя в подобной ситуации, я удивлюсь совпадению.
Делаю: Я с удовольствием делаю то, что я хочу, чтобы делал мой ребенок. Хочу научить его читать — регулярно и с удовольствием читаю.
6. Выбор и принятие ответственности — это навык
Думаю: Для того чтобы научиться кататься на велосипеде, нужно для начала найти велосипед, а потом на него сесть и попробовать поехать. Принятие решения и ответственности за него — точно такой же навык, как и езда на велосипеде. Поскольку для меня важно, чтобы мой ребенок научился принимать самостоятельные решения, я готов терпеливо уделять свое время и внимание процессу его обучения, понимая, что с первого раза даже на велосипеде мало у кого получается ездить.
Делаю:
- Я создаю ситуации, в которых мой ребенок может попрактиковаться в самостоятельном принятии решений, и поддерживаю его в любом выборе.
- Я позволяю моему ребенку совершать ошибки и то, что я воспринимаю как ошибки.
- Я разбираю с ним шаги, которые привели его к имеющемуся результату.
- Я интересуюсь, какие уроки он извлек из каждого опыта и как они могут повлиять на его выбор в будущем.
7. Вопрос лучше ответа
Думаю: Когда я хочу получить консультацию, я обращаюсь к человеку, которого считаю специалистом, и задаю ему соответствующий вопрос. После чего я ухожу с ответом, а он остается специалистом в этом вопросе. Я хочу, чтобы мой ребенок стал специалистом в жизни.
Делаю: Я задаю вопрос ребенку и поддерживаю его в поиске его собственного ответа на него.
Статья предоставлена образовательным проектом SmartCourse
Одно из самых ценных умений, которые вы можете дать своему ребенку – научить его делать выбор. Ведь ни для кого не секрет, что право выбирать есть у каждого человека, но далеко не все умеют им пользоваться.
Когда начинать?
Учить выбирать никогда не рано! Уже в младенчестве приучайте малыша делать первые шаги к самостоятельному принятию решения, и обязательно уважайте попытки крохи. Неважно, что карапуз тянется к одной игрушке, а через минуту теряет к ней интерес и требует новую – он просто еще не умеет подолгу сосредотачиваться на чем-то одном. Но и такой, пусть неосознанный, это его личный выбор, стремление к которому нужно обязательно поощрять. Поэтому со стороны родителей можно сделать так, чтобы у ребенка была возможность решения: может быть, он хочет взять обе погремушки? Или потянется только за одной? Возможно, что ни одна игрушка его не заинтересует? В любом случае, это его первый самостоятельный выбор.
Покупки: решаем сообща!
Ребенок подрос? Теперь можно решения по покупкам принимать с ним вместе. Пусть он помогает вам выбирать подарки на дни рождения родственников, свою одежду, книги и игрушки, даже продукты в магазине. Можно выделять ребенку немного денег и предлагать ему купить что-то из еды, чем он сможет угостить всю семью. Если вы хотите, чтобы сын или дочка научились делать правильный выбор, то обязательно расспросите их, почему они решили купить ту или иную вещь. Объясняя мотивы своего поведения вам, ребенок не только научится вести конструктивный диалог, но и начнет глубже понимать себя, рассказывать о своих предпочтениях, что очень полезно для взрослой жизни.
«Неправильный» выбор тоже заслуживает уважения!
Очень многие родители, предоставляя ребенку право выбора, потом критикуют его за неверно принятое решение, что заставляет ребенка мысленно отказаться от «права голоса» – ведь все равно он оказывается неправ!
Наверняка папа и мама делают это из лучших соображений: пусть сначала повзрослеет/закончит школу или институт, а потом сам решать будет. Но на практике такое «искусственное торможение» естественного процесса взросления чада затягивается, и вот уже ребенок создал свою семью, а родители все еще хотят выбирать за своих отпрысков…
Именно поэтому даже если ребенок, с вашей точки зрения, ошибается, не спешите одергивать его. Пусть его объяснения собственной позиции кажутся вам наивными и непродуманными, но он дошел до них самостоятельно, поэтому они очень ценны.
Вы же не хотите, чтобы и во взрослом возрасте ваш ребенок не мог принимать решения сам, взвесив все плюсы и минусы? Такие люди и супруга себе выбирают по родительской указке, и идут на нелюбимую, зато престижную работу – но в душе-то несчастливы! Конечно, тяжело давать ребенку больше свободы и, одновременно, ответственности, но это необходимо. Попробуйте обговаривать с малышом последствия каждого выбора – и вы увидите, что ребенок уже вполне способен принимать собственные решения и продумывать их результаты наперед.
Иллюзия выбора – зачем она нужна?
Психологи часто дают родителям своенравных чад совет: пусть ребенок делает «псевдовыбор». К примеру, вы собираетесь на улицу, а малыш наотрез отказывается одеваться. В такой ситуации мама может сказать ребенку: «Сам выбирай, какую футболку оденешь: с Микки-маусом или Спайдерменом!». Таким образом, вы стимулируете его принять решение из двух одинаково не нравящихся ему вариантов. Конечно, иллюзию выбора стоит предоставлять только в том случае, если вы понимаете, что малыш попросту капризничает. Если же это касается какой-то твердой позиции, принципиально важной для ребенка, то к подобному методу прибегать не стоит. Да и «работает» способ не всегда: когда дети «раскусят» этот способ, то могут отказываться от любого предложенного им варианта, поэтому приберегите его для крайних случаев.
Старайтесь различать, капризничает ли ребенок или действительно просит вас прислушаться к его мнению. Если, к примеру, он планомерно отказывается от еды, игр или прогулок, то это серьезный повод пристально понаблюдать за состоянием крохи.
Если подвести итоги, то можно сказать, что умение выбирать необходимо воспитывать с самого детства. Ребенок, который не боится принимать решения, иногда неизбежно совершать ошибки, но всегда брать на себя ответственность, сможет вырасти по-настоящему самостоятельным человеком.