Рождество Христово (традиции празднования). История праздника Рождество Христово
Рождество Христово - один из двенадцати главных, так называемых двунадесятых, праздников христианской церкви. Рождество приходится на . В этот день церковь отмечает рождение Иисуса Христа. Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме.
Установление празднования Рождества Христова относится к первым векам христианства. До IV века в Восточных и Западных Церквах праздник Рождества Христова праздновался 6 января, был известен под именем Богоявления и вначале относился собственно ко Крещению Спасителя. Позже Рождество Христово было выделено как самостоятельный праздник.
Празднование Рождества Христова 25 декабря в Восточной Церкви было введено позже, чем в Западной, а именно – во второй половине IV века. Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года по указанию императора Аркадия по обычаю Римской Церкви и благодаря энергии и силе красноречия святого Иоанна Златоуста. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.
Празднованию Рождества Христова предшествует сорокадневный пост, являющийся подготовкой христианина к этому событию. Пост установлен для единения с Богом, он служит для того, чтобы в день Рождества Христова, все христиане были очищены молитвою, покаянием и чтобы сердце их было очищено пред родившемся и появившемся в нашем мире - Иисуса Христа.
Длительность Рождественского поста установилась не сразу. Только при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле для всех христиан установился окончательный срок поста в сорок дней. Пост начинается 15 ноября и проходит до 25 декабря - это по старому стилю, а по новому стилю - с 28 ноября и заканчивается . Так же, в Церковном уставе пост имеет название как - Четыредесятница.
Рождество - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие. И в былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.
День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Святые отцы в своих писаниях именуют его началом и основанием для прочих праздников.
Празднование предваряет Навечерие или Рождественский сочельник - особая служба с чтением царских часов, на которых воспоминаются пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову.
Рождественский сочельник - день строгого поста, им заканчивается предшествующий празднику Рождественский пост. Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво». Это - особое постное блюдо, которое готовят в этот день, иначе называемое кутьей и представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами. По давней традиции в этот день не едят до появления на небе первой звезды - в воспоминание о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к месту Рождества Христова.
В рождественскую ночь совершается праздничная Божественная литургия. В самый день праздника Рождества верующие разговляются (вкушают не постную, а скоромную пищу).
Празднование Рождества в кругу семьи начиналось с прослушивания всенощной в церкви. Посещение храма считалось у крестьян делом желательным, но не строго обязательным. Крестьянские семьи, не сумевшие попасть в церковь на рождественскую службу, молились в эту ночь перед домашними иконами.
Рождество также отмечалось двумя трапезами: в рождественский сочельник и непосредственно в Рождество.
Трапеза, устраивавшаяся накануне Рождества, всегда носила семейный характер. Приход в дом во время трапезы посторонних людей или даже близких родственников, живших отдельно, не одобрялся. В некоторых деревнях считалось, что это может принести несчастье дому, Трапеза начиналась с появлением на небе первой вечерней звезды. Хозяин дома, увидев ее на небе, читал молитву. Все члены семьи крестились и в торжественной тишине принимались за трапезу. На стол подавали блины или оладьи с медом, постные пироги с грибами, картофелем, кашей, сочни - пресные пирожки с ягодами, а также кутью из крупных зерен пшеницы с ягодами. Во многих деревнях на стол ставили также кашу, сваренную на воде. Все эти блюда считались ритуальными. Их подавали в самые важные моменты семейной жизни: во время свадеб, родин, поминок, в поминальные дни.
Трапеза, проходившая в день Рождества, после окончания всенощной, была уже скоромной и предполагала богатый и разнообразный обед, во время которого подавалось множество мясных и молочных блюд, пирогов, в изобилии ставилось пиво, брага, вино.
По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать событие Рождества Христова. После вкушения пищи до утра не убирали ни посуду, ни еду, ни скатерть, полагая, что к столу придут покойные родители, чтобы тоже поесть.
В глубокой древности застолье рождественского сочельника являлось поминальной трапезой и посвящалось предкам. Верили, что в этот день в доме собирались все умершие предки семьи для совместной трапезы с живыми. Она скрепляла сакральный союз предков и потомков, была своеобразным обращением к умершим с просьбой о помощи. Кроме того, трапеза рождественского сочельника завершала прошедший год, заканчивала строгий Рождественский пост и была своеобразным переходом к праздничному пиршеству следующих дней. Она осмыслялась и как повторение скромной трапезы Святого семейства в ночь рождение Иисуса Христа.
Следующий день после Рождества посвящается Матери Христа Спасителя Пречистой Деве Марии. От собрания верующих в храм для прославления и благодарения Ее, этот день называется Собором Пресвятой Богородицы. Прославляя Божию Матерь, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет.
Рождество Христово в крестьянском календаре было одним из самых больших праздников, свидетельствует народное представление о том, что в этот день "играет солнце". В народе верили, что это явление бывает помимо Рождества еще четыре раза в году: в праздники Богоявления (см. Крещение), Благовещенья, Пасхи и Ивана Купалы.
Двенадцать последующих дней после Рождества называются святыми днями или святками (до 17 января). Пост в эти дни отменяется. Рождество, открывавшее святки, было первым днем выполнения различных обрядов, которые должны были обеспечить благополучие в наступающем солнечном году, предохранить от бед и несчастий дом, семью, скот, узнать будущее. В рождественский сочельник начинали колядовать (“кликать овсень”, “петь виноградье”, “звать Коляду”), гадать о судьбе.
Сегодня православный церковный праздник:
Завтра:
Ожидаются праздники:
17.03.2020
-
18.03.2020
-
История праздника Рождество для детей
Хамидулина Альмира Идрисовна, учитель начальных классов МБОУ прогимназии» Кристина» г. Томска.Назначение: данный материал будет интересен педагогам, воспитателям при подготовке к рождественским праздникам.
Цель: знакомство с историей празднования Рождества.
Задачи: развивать интерес к истории возникновения праздника Рождество, воспитывать уважение к народным традициям.
Перед рождеством
Валентин Берестов
"И зачем ты, мой глупый малыш,
Нос прижимая к стеклу,
Сидишь в темноте и глядишь
В пустую морозную мглу?
Пойдем-ка со мною туда,
Где в комнате блещет звезда,
Где свечками яркими,
Шарами, подарками
Украшена елка в углу!" -
"Нет, скоро на небе зажжется звезда.
Она приведет этой ночью сюда,
как только родится Христос
(Да-да, прямо в эти места!
Да-да, прямо в этот мороз!),
Восточных царей, премудрых волхвов,
Чтоб славить младенца Христа.
И я уже видел в окно пастухов!
Я знаю, где хлев! Я знаю, где вол!
А ослик по улице нашей прошел!"
Одним из главных праздников христиан, вторым после Пасхи,считается Рождество Христово , который празднуется 7 января.В этот день произошло удивительное событие –родился Сын Божий Иисус Христос. В старой пещере, предназначенной для стойла, среди соломы и сена,разбросанных для подстилки и корма скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства – родился Богочеловек, Спаситель мира. Он пришел на землю, чтобы дать спасение нашим душам.
Господь наш,Иисус Христос, родился от Пресвятой Девы Марии во времена императора Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись.У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря.
В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного местечка в городских гостиницах. Но среди полночной тишины, когда всё человечество объято было глубочайшим сном, пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада, услышали весть о Рождестве Спасителя мира.Перед ними появился Ангел Господень и сказал: «Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове», и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака».
Кроме ангельского благовестия, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам «звездословцам».
Не было праздника веселее и раздольнее на Руси, чем Рождество. Сам праздник Рождества предвосхищает шестинедельный пост. Вечер предыдущего дня –сочельник, именно он и отмечается.В Рождественский сочельник все постятся до самого вечера, до появления первой звезды. 6 января у православных последний день Рождественского поста.Этот пост также называют Филлиповым, а длится он 40 дней. Главная цель Рожденственского поста заключается в духовном очищении человека, чтобы встретить Рождество с чистой душой. Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост,столь же строги, как и Петров пост. Запрещается мясо, сливочное масло, молоко, яйца. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла только после вечерни. В остальные дни - вторник, четверг, суббота и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
Стол,на который подаются кушанья, устилается соломой или сеном. Это напоминает те ясли, в которые был положен Спаситель. Важнейшие блюда в сочельник –кутья и взвар. Вареные зерна пшеницы или ячменя использовали для приготовления кутьи, позднее ее стали готовить из риса; из яблок, груш слив, изюма, вишен и других плодов сваренных в воде,готовили взвар. 12 дней после Рождества длятся Святые дни (Святки) .Вечером под Рождество ходят колядники и поют песни о том, как родился Христос. Основная цель колядования –пожелание счастья, богатства и хорошего урожая. Иногда колядники носят с собой звезду в напоминание о той звезде.
Рождество - день примирения, доброты, миролюбия, день прославления Христа. В храмах в Рождественскую ночь повсеместно проходят богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, хор исполняет славословие.
В былые времена, когда часы били полночь, все обменивались подарками, поздравляли друг друга, загадывали желания. Считалось, что на Рождество небо раскрывается земле, и силы небесные исполняют все задуманное, пожелания при этом должны быть обязательно добрыми.
Впервые наряжать елку на Рождество начали в Германии в XVI в. В Сочельник ёлку ставили в церкви на хоры и украшали яблоками. Проходило время, добавлялись и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Фрукты символизировали искупление,лепешки из пресного теста - причастие,яблоки - плодородие, яйца -благополучие и гармонию, орехи -непостижимость Божественного Промысла. В память о звезде Вифлеемской верхушку елки украшали восьмиконечной звездой, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь.Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам.Постепенно верующие заменили в своих домах еловые ветви на целые деревья, украшенные вышеописанным способом.
Божья елка
Г. Гейне
Ярко звездными лучами
Блещет неба синева.
– Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире
В эту полночь зажжена
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она?
– Правда, сын мой, в Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там, вдали:
Светят в них дары святые –
Для людей – благоволенье,
Мир и правда – для земли.
О Рождестве Спасителя и связанных с ним событиях мы знаем от евангелистов Матфея и Луки, а они, вероятно, - со слов Пресвятой Богородицы. Рассказы апостолов различны, но удивительным образом дополняют друг друга.
Матфей говорит не столько о Рождестве, сколько о событиях до и после него: как Ангел рассеял смущение Иосифа Обручника, узнавшего о беременности Девы Марии; как родившемуся Младенцу пришли поклониться волхвы. Лука же начинает с явления Ангела Самой Деве Марии: Ты обрела благодать у Бога, - возвестил Ей Ангел, - и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца (Лк 1:30–33). Далее евангелист Лука описывает обстоятельства Рождества: …вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле... И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи… в город Давидов, называемый Вифлеем… записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк 2:1–7).
Младенец Христос в вертепе
Суть праздника Рождества Христова
Рождество Христово - событие, не вмещающееся в сознание. Творец Вселенной, пронизывающий Собой всë сотворенное пространство и при этом не ограниченный им, вечный и всеведущий, абсолютно нематериальный, вошел в наше земное время и пространство, стал одним из действующих лиц человеческой истории!
Сын Божий, ни на мгновение не переставая быть Богом, стал еще и Человеком - раз и навсегда! Сперва - плодом, завязавшимся в утробе Девы Марии; затем - беспомощным Младенцем, рожденным за неимением лучшего в загоне для скота; и наконец - скитальцем-проповедником, вынужденным терпеть все ограничения и тяготы обычной земной жизни, испытывающим голод и жажду, страдающим от холода и зноя, болезней и недосыпания, не имеющим где главу приклонить…
Бог становится человеком. Для чего? Чтобы человек реализовал свое предназначение; чтобы мог снова беседовать с Богом «лицом к лицу», как некогда Адам; чтобы стал незамутненным образом и подобием Божиим.
В «Слове о воплощении Бога-Слова» святитель Афанасий Александрийский объясняет, что у Бога не было иного способа спасти падшее человечество. Людьми, которых Он сотворил для вечной жизни, овладевала смерть; «род человеческий растлевался… и Богом совершённое дело гибло». Человек погибал потому, что нарушил Божию заповедь не вкушать от древа познания добра и зла. А отменить эту заповедь постфактум Бог уже не мог: тогда Он вступил бы в противоречие Сам с Собою. Не было смысла и ждать от людей покаяния: Бог, конечно, простил бы их, но покаяние не вернуло бы им бессмертия: ведь сколько грехов уже было совершено…
Выходило, по слову святителя Афанасия, «нечто… ни с чем несообразное и вместе неприличное».
Посему-то, говорит он, «бесплотное, нетленное, невещественное Божие Слово приходит в нашу область» и «приемлет на Себя тело, и тело нечуждое нашему», чтобы, во исполнение Своей же заповеди, пострадать и умереть как человек, а затем Божией силой воскреснуть и уничтожить в людях смерть, «как солому огнем».
Коротко говоря, Рождество Христово стало первым шагом, предпринятым Богом с целью спасти Свое творение от греха и его неизбежного последствия - смерти.
Тропарь Рождеству Христову:
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Перевод на русский язык :
Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо через него звездам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!
1. Младенец Христос в вертепе - пещере с яслями (кормушкой для скота). Рядом со Христом изображен вол и осел : вол, по толкованию многих святых отцов, - это символ иудеев, живущих по закону, а осел - символ язычников, которые сами себе закон (Рим 2:14).. Христос пришел спасти и тех, и других.
2. В центре иконы - Богородица. Она возлежит на одре: это знак того, что рождение Господа Иисуса было абсолютно реальным, а не призрачным (как утверждали некоторые); Он пришел в мир как живой человек из плоти и крови. Багряный цвет ложа Девы Марии - знак Ее царского достоинства. Богородица происходила из рода царя Давида и стала Матерью Царя царей и Господа господствующих (Откр 19:16). Изобразив Богородицу отвернувшейся от Младенца Христа, иконописец дает понять, что, во-первых, Дитя принадлежит не Ей, а всему миру (Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф 12:50)). А во-вторых, что Сама Богородица слышит молитвы всех людей, что Она - первая заступница и ходатаица за всех нуждающихся и скорбящих.
3. Праведный Иосиф , смущенный известием о беременности Девы Марии. Перед ним старец в одежде из козьих шкур: это аллегорический образ сомнений, одолевавших Иосифа. Его сомнения развеял Ангел, явившийся Иосифу во сне и возвестивший: Дитя есть от Духа Святаго… наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:20–21).
4. Омовение Младенца Христа - еще один сюжет, призванный подчеркнуть реальность Боговоплощения. Он позаимствован из апокрифического «Протоевангелия Иакова», где рассказывается, как Иосиф, увидев, что у Марии приближается час родов, побежал звать повитуху, а та пригласила себе в помощь Саломею. Эти две женщины стали, если верить апокрифу, непосредственными свидетельницами чуда.
5. Пастухи – стали первыми свидетелями Рождества Христова. Они были в поле, как вдруг предстал им Ангел Господень и возвестил великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк 2: 8–11). Пастухи вошли в пещеру, где обыкновенно зимовали их стада, и увидели Христа воочию.
6. Сонм Ангелов – в ночь Рождества взорам изумленных пастухов предстало многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк 2:13–14). Один из Ангелов склоняется к пастухам, призывая их присоединиться к хвалебной песни. Это иллюстрация строки «Ангелы с пастырьми славословят» из рождественского кондака - церковного песнопения, раскрывающего смысл праздника.
7. Луч звезды – рождение Спасителя сопровождалось явлением в восточной части неба яркой звезды. На иконе луч звезды указывает на ясли с Младенцем Христом. Звезда указывала путь волхвам до Вифлеема и затем остановилась над местом, где был Младенец (Мф 2:9). Ориген считал Вифлеемскую звезду реальным небесным объектом, Иоанн Златоуст - разумной ангельской силой. А знаменитый немецкий математик и астроном XVII века Иоганн Кеплер вычислил, что в 748 году от основания Рима, как раз около времени Рождества Христова, с земли можно было наблюдать «парад планет» - схождение в одной точке небосвода Юпитера, Марса и Сатурна… «Но конечно, та звезда, которая указывала путь волхвам от Иерусалима до Вифлеема и затем пришедши ста верху, идеже бе Отроча (Мф 2:9), уже не была ни настоящей звездой, ни планетой, а совершенно особым чудесным явлением», - замечает архиепископ Аверкий (Таушев).
8. Волхвы – о поклонении Младенцу Христу волхвов - мудрецов, пришедших с востока, вероятно из Персии, - рассказывает один евангелист Матфей. Волхвы традиционно присутствуют на иконе Рождества, но в действительности они прибыли в Вифлеем только через год или два после рождения Иисуса Христа. Это ясно из слов Евангелия о том, что иудейский царь Ирод, пожелав устранить Христа, как своего будущего соперника, велел солдатам уничтожить в Вифлееме всех младенцев от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16). Волхвы - символ языческих знаний, склонивших главу перед истинным Богом. Они принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Золото - как Царю, ладан - как Священнику, а смирну - ароматное вещество для помазания умерших - как Человеку, Которому предстоит умереть, объясняют святые отцы.
9. Поклонение ангелов - на иконе Андрея Рублева изображен сюжет, получивший распространение примерно с XIV века: поклонение Ангелов родившемуся Спасителю. Согласно Евангелию, к Младенцу Христу пришли только пастухи и волхвы. Но иконописцы иногда изображали вместо них Ангелов с руками, покрытыми тканью. Это намек на воспоминание рождественских событий в самом начале Божественной литургии, на проскомидии, когда священник поминает живых и умерших членов Церкви, вынимает за каждого по частичке из просфор и укладывает их вокруг главной - Агничной - просфоры (ей предстоит стать Телом Христовым), а затем покрывает эту просфору специальным тканевым платом - покровцом.
Вы можете скачать pdf плакат с информацией об иконе праздника Рождества Христова нажав на картинку ниже:
Интересное - правда, неясно, насколько достоверное - описание Рождества Христова содержит так называемое Протоевангелие Иакова - памятник раннехристианской письменности, созданный не позднее начала III века и не включенный Церковью в канон Священного Писания. «Я… шел и не двигался, - повествует его автор от лица Иосифа Обручника. - И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились... И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и всё в этот миг остановилось». Когда Иосиф подошел к пещере, то увидел у ее входа сияющее облако, а затем в пещере засиял свет, нестерпимый для глаз, и явился Младенец.
Традиция исчислять годы от Рождества Христова берет начало в 525 году, когда Римский Папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому составить новую таблицу для расчета дней Пасхи. В ту пору годы отсчитывали от начала правления римского императора Диоклетиана (284 год по Р. Х.), одного из самых жестоких гонителей христиан. У Папы естественным образом родилось желание заменить эту дату на другую - тогда-то и было решено принять за точку отсчета Рождество Христово. Правда, Дионисий несколько ошибся и установил дату Рождества с опозданием на пять-шесть лет: из Евангелия мы знаем, что Спаситель родился, когда Иудеей правил царь Ирод Великий, а из исторических источников - что Ирод умер в 4 году до н. э.
В западном мире система летоисчисления от Рождества Христова (Anno Domini, A. D.) стала общепринятой в VIII веке с тех пор, как ее стал использовать в своих трудах британский монах, богослов и историк Бéда Достопочтенный. В России ее ввел в употребление Петр I - с января 1700 года.
В наше время исчислять годы от начала «нашей эры» (то есть от Рождества Христова) принято во всех странах мира.
7 января (25 декабря по старому стилю) - условная дата Рождества Христова . Очевидно, она была установлена просто потому, что именно на 25 декабря приходился день зимнего солнцестояния, когда ночь прекращает удлиняться, а день - начинает. В наше время день зимнего солнцестояния сместился на 21-22 декабря.
Есть предположение, что традиция праздновать Рождество 25 декабря возникла в полемике с языческой традицией отмечать «день рождения непобедимого солнца», введенной римским императором Аврелианом в III веке.
В какой точно день родился Спаситель, мы не знаем: во времена Его земной жизни не было принято отмечать дни рождения. Недаром до IV века Церковь не выделяла праздник Рождества Христова, зато несколько дней подряд праздновала Богоявление - явление Бога в мир, вспоминая в эти дни и рождение Христа, и Его обрезание, и поклонение Ему волхвов, и Крещение Христа в Иордане.
В России Рождество празднуется 7 января, а не 25 декабря, потому что Русская Православная Церковь не приняла переход на «новый стиль» - григорианский календарь, введенный советской Россией в феврале 1918 года вслед за Европой. Сейчас григорианский календарь «опережает» юлианский (его придерживается Церковь) на 13 дней, а с 2100 года разница будет составлять уже 14 дней, так что Рождество будет приходиться уже на 8 января.
Фото Dafne Cholet /Flickr
А зародилась она в земле Эльзас (ныне северо-восточная провинция Франции) примерно в начале XVII века. Ель символизировала эдемское древо жизни, доступ к которому человек утратил после изгнания из рая, но вновь обрел благодаря Христу. Елку увешивали яблоками, пряниками и другими сладостями - это должно было обозначать сладость райской жизни.
Россию познакомил с рождественской елью Петр I, много путешествовавший по Европе. Он издал указ: к 1 января 1700 года, в ознаменование прихода нового века, всем нарядить елки. Однако обычай этот прижился далеко не сразу: до середины XIX века елки в России на Рождество были в основном в домах у немцев.
Подготовил Игорь Цуканов
История праздника Рождества Христова даже кратко для детей вызывает интерес не только у них, но и у взрослых. Этот интерес не исчезает уже 2000 лет. Услышав имя Иисуса Христа забыть его не получится. Чем раньше детям рассказывать о Сыне Божьем, для чего он родился, тем, в дальнейшем, им легче будет понять и почувствовать, как сильно Бог любит людей.
Услышав имя Иисуса Христа забыть его не получится
История Рождества Христова для детей
Для детей краткую историю праздника Рождества Христова нужно рассказывать адаптировано, чтобы они запоминали смысл торжества и значение этого дня. В чём особенность рождения Иисуса Христа и почему этот малыш стал самым известным человеком во всём мире.
Если вы являетесь родителями дошколят, то можете рассказать краткую историю рождества Христова в таком формате:
Однажды на Земле, родился особенный мальчик. Его мама, Дева Мария, назвала малыша Иисусом. Яркая звезда на небе, возвестила всему миру о Его рождении. Звезда была такой необычной, что трое древних учёных решили пойти к тому месту, над которым она сияла и узнать, что же за событие там произошло. Когда они пришли туда, то увидели, что в небольшой пещерке, рядом с мамой, в яслях на сене лежит младенец и поняли они, что сбылось предсказание о рождении Спасителя для всех людей. Так родился Иисус Христос.
Приход в мир Иисуса сопровождался ярким небесным явлением — движущейся звездой на небе
Ниже представлена краткая история Рождества Христова для школьников.
История праздника Рождества Христова началась очень давно, 2000 лет назад. Отмечается этот день каждый год 7 января. Ночь перед Рождеством самая волшебная. Называется она Сочельник. В этот день поются песни прославляющие рождение Миссии.
Приход в мир Иисуса сопровождался ярким небесным явлением — движущейся звездой на небе, которую было видно отовсюду. Её назвали Вифлеемская звезда, по названию городка, возле которого родился Иисус. Она помогла найти место рождения Иисуса Христа трём волхвам.
Волхвы это были древние маги, чародеи, в те времена их мнение являлось главным, как для простых людей, так и для царей. История сохранила имена этих волхвов: Каспар, Мельхиор и Валтасар. Как и положено, в день рождения, они принесли младенцу Христу подарки (дары), тем самым признавая, что маленький Иисус особенный человек и на нём лежит важная спасительная миссия для всех людей. В те времена золото, ладан и смирна считались самыми ценными подарками.
Волхвы это были древние маги
Маму Иисуса Христа зовут Мария. Она была тоже необычным человеком, потому что именно Её Бог избрал для рождения Своего Сына, поэтому Марию называют Девой. А помогал Деве Марии очень добрый и хороший человек по имени Иосиф. Он был земным отцом Иисуса Христа и заботился о Деве Марии и сыне Божьем. Иосиф знал, что Господь дал ему большую ответственность.
Маму Иисуса Христа зовут Мария
Когда пришло время родиться малышу, Иосиф и Дева Мария были на пути в город Вифлеем. Было уже поздно и на ночлег им пришлось остановиться в пещере. Там, где, обычно пастухи прятались с животными, если их заставала непогода. Маленький Иисус родился в необычных условиях, вместо обычного манежа маленького Христа положили в кормушку, где клали сено для животных. Кстати, называется она ясли, так же как и группа в детском саду для самых маленьких.
Рождество Христово: слушать, смотреть, чувствовать
На иконе «Рождество Христово» отображаются все эти события. И хотя обстановка очень отличается от традиционных условий рождения детей, это не помешало его родителям окружить малыша материнской заботой и отцовским теплом. А то, что Иисус родился в пещере, говорит, о том, что не так важно где ты родился, важно для чего. Иисус Христос стал Спасителем всех людей, которые желают быть с Богом навсегда.
На иконе «Рождество Христово» отображаются все эти события
Для детей будет интересно посмотреть видео, где кратко показана история праздника Рождества Христова. Родителям прежде, чем рассказывать евангельское событие желательно знать, как лучше ребёнок воспринимает информацию: на слух, просматривая её или тактильно ощущая.
Сегодня есть настольные православные игры, посвящённые празднику Рождества Христова. Там есть фигурки героев этого торжества и в игровой форме детьми усваивается информация, необходимая для развития и спасения души.
Если же ребёнок лучше усваивает информацию на слух, то ему будет интересно слушать онлайн версию евангельского рассказа. Очень хорошая форма, кратко рассказывать историю праздника Рождества Христова с помощью стихов, рождественских рассказов, загадок посвящённых этому великому дню.
– великий христианский праздник, отмечаемый во всём мире.
Это праздник мира и спокойствия. Рождество официально является праздником рождения Иисуса Христа, сына Божьего в Вифлееме.
Первые данные о празднике относятся к IV веку. Именно с той поры отмечается великий праздник. Хотя само рождение, его дата и место рождения Иисуса является спорным вопросом даже среди церковных людей.
До V века все христиане разных конфессий праздновали Рождества Христова и Крещения в январе 6 числа. Это было вызвано гонениями и стеснением свободы всего христианского Богослужения.
Во многих церквях на востоке этот праздник был назван общим названием – . Причиной такого было то, что считалось, будто бы Христос принял крещение в день своего рождения.
Об этом заявлял Иоанн Златоуст в беседах о Рождестве Христа: «…не тот день, в который родился Иисус, называется Богоявлением, а тот, в который он крестился». Об этом свидетельствовал и евангелист Лука.
Свидетельством слияния праздников Рождества и Богоявления по сей день является сходство в праздновании Православной церковью этих дат. Общим является сочельник, с одинаковым преданием, что надо пост хранить до утренней звезды.
День Рождества Христова отнесён христианской Церковью к великим праздникам, к событию величайшему и чудесному. Это событие сопровождается дивной вестью, «яко родися Спас», поклонением Спасителю.
Рождество Христово начали отмечать отдельно от остальных праздников только после V века. Именно тогда этот праздник дошёл до Запада.
При введении двух календарей: юлианского и григорианского празднования этого светлого дня стало отмечаться разными церквями в разные дни.
По григорианскому летоисчислению рождество отмечается 25 декабря. Именно в этот день встречают Рождество христиане римско-католической и протестантской церкви. Именно в этот день когда-то отмечали языческий праздник «Рождение Солнца Непобедимого».
Остальные церкви: Русская, сербская, Грузинская, Иерусалимская, Афон, восточно-католическая и древневосточная; все они отмечают Рождество 7 января. Это соответствует дате на григорианском календаре.
По гипотезе современных историков, выбор дня празднования Рождества был сделан по причине празднования в один день Боговоплощения (дня зачатия Христа) и Пасхи. Если добавить к дате (25 марта) 9 месяцев, то получается 25 декабря – день зимнего солнцестояния.
В принципе, 25 декабря – день Рождества, которое отмечают большинство христиан. Сам праздник довольно широк. Он делится на предварительные празднества, длящиеся с 20 по 24 декабря, и послепразднества (до самого Нового года).
В канун или сочельник соблюдается строгий пост. Согласно традициям в этот день употреблять в пищу можно только сочиво – зёрна ячменя или пшеницы, сваренные с медом. Пост прекращается с появлением на небе первой вечерней звезды.
В канун праздника верующие вспоминают пророчества ветхого завета, события связанные с рождением Христа. Богослужения, посвящённые этому великому празднику, совершаются церковниками 3 раза, символизируя:
1. В полночь
— Рождество Христово в лоне Бога Отца
2. На заре
– во чреве Девы Марии Богоматери
3. Днём
– в душе каждого человека.
Только в XIII веке, с наступлением времён Франциска Ассизского, пришёл обычай поклонения Иисусу в яслях. С годами ясли начали устанавливать не только в храмах, но и в жилищах в канун Рождества. Часто изображались сценки из жизни, где рядом со святыми располагались фигурки обычных людей.
В праздновании Рождества Христова переплелись обычаи народов и церковные обряды. Это хорошо видно в колядовании.
Когда дети и молодежь ходят по домам, поздравляя их жителей. За пожелания и поздравления колядующие получают вкусные подарки: конфеты, сладости, фрукты. Скупым хозяевам грозятся бедами.
Во время колядок проходят ряженые в разных одеждах. Церковные власти осуждали этот обряд. Со временем колядовать стали, навещая соседей или родственников.
Попыткой примирения язычества и христианства было сожжение в домашнем очаге «рождественского полена». В дом вносили полено, творили обряды, вырезали на нём крест и, творя молитву, сжигали.
В Рождество появился обряд вкушать перед праздничной едой пресные облатки, освящённые в церкви. При преломлении пресного хлеба произносились поздравления.
Именно с началом празднования Рождества повсеместно установился обычай ставить в жилищах наряженное хвойное дерево.
Эта традиция когда-то была языческой и имеет начало зарождения у германских народностей. Ель считается символом жизни и плодородия.
Впервые о ели упоминается в VIII веке, когда монах Бонифаций срубил дуб, но тот, падая, сломал все деревья в округе, кроме ели. Увидев это чудо, монах осветил оставшееся дерево и объявил ель «древом Христа». Со временем эта традиция получила новую символичность.
Украшенная шарами и игрушками ель, установленная в канун Рождества, символизирует райское дерево с плодами изобилия.
Вечнозелёный венок с колокольчиками и свечами, который привычно вывешивают на входную дверь, символизирует Небесные Колокола , изгоняет нечисть.
В Рождество дарят открытки, зажигают свечи, поют гимны. 12 дней рождественских праздников принято дарить подарки и петь радостные песни, восхваляющие Иисуса.
На Рождество часто гадают, загадывают желания. Это тоже часть язычества, перешедшая в христианство. Существует поверье, что если переложить вещи в шкафах, поменяв их местами накануне Рождества, то в семье будет весь год изобилие.
До наших времён дошла традиция поздравлять всех родственников и друзей в Рождество, желая им всяческого благополучия.