Путешествие экологической тропе детском саду. Конспект экологического занятия «Экскурсия по экологической тропе» план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Название:
Номинация:
Детский сад, Конспекты занятий, НОД, экология, старшая группа
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 1 «Звездочка»
Месторасположение: Кемеровская область, город Берёзовский, улица Кирова 7а
Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»
Программные задачи:
1.Расширить, уточнить, пополнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы и человеком на основе конкретных правил поведения в лесу.
2.Формировать желание отвечать полными, распространёнными предложениями.
3.Прививать любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия: Воспитатель сообщает о том, что нас к себе в гости пригласил старичок-лесовичок.
Воспитатель: — Ребята, а вы знаете как надо вести себя в лес? Сейчас мы это проверим. (д.и. «Угадай правило». Отправляемся. Перед нами три тропинки (с паутиной, с муравейником, с гнездом). Дети выбирают нужную тропинку, обоснуют свой выбор.
— Вот мы и в лесу. Почему нас не встречает старичок — лесовичок? Позовём. Не откликается, наверное, что-то случилось. Посмотрите, я нашла мешочек и записку. «Дорогие ребята, ждал я вас в гости, хотел с вами погулять по лесу, послушать пение птиц. Но в лес пришли браконьеры, посадили меня в мешок, завязали тугими узлами и каждый узел заколдовали. Расколдовать их и освободить меня можно только с помощью добрых дел. Освободите меня, пожалуйста»
— Ребята, а кто такие браконьеры? (ответы детей). Посмотрите, сколько мусора в лесу. Откуда он взялся? Как можно помочь лесу? (п.и. «Раз-два-три, мусор собери»). За доброе дело надо развязать первый узелок. Какой вред природе причинили вредители (разожгли костёр на траве, сломали ветку у дерева). Практические действия детей с объяснением своих поступков(за каждое доброе дело развязывают узелки).
Ребята находят рыбок в ведре без воды, рядом протекают две речки (одна чистая, в другой отбросы с завода). Каждый отпускает в чистую речку по рыбке, объясняя свои действия.
— Присядем на полянку, послушаем пение птиц. Почему птицы не поют? Потому что их поймали и посадили в клетку браконьеры. При помощи загадок расколдовываем птиц.(п.и. «Птицы на кормушках»).
— Молодцы, сколько добрых дел сделали. Послушайте, кто-то пищит. Да это маленькие скворушки, мама ждёт их возле скворечника, поможем долететь? (аппликация «Птицы на дереве»). Развяжем последний узелок.
Появляется старичок-лесовичок, благодарит детей за оказанную помощь. В благодарность раздаёт эмблемки «Береги природу» и приглашает за свой «лесной стол» отведать чай из лесных ягод.
Дорогие друзья! Зайка-Всезнайка приглашает Вас в увлекательное и познавательное путешествие по экологической тропе нашего детского сада.
Краткое описание видовых точек - объектов нашей экологической тропы.
Мы речь свою ведём о том, что Земля - наш общий дом.
Наш добрый дом, просторный дом - мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь, что мы наш дом должны беречь,
Давай докажем, что не зря на нас надеется Земля.
- Станция «Красная книга»:
Красная книга - это напоминание, ко всем на планете живущим воззвание:
Животным, растениям погибнуть не дайте, ребята, скорее природу спасайте!
- полянка лесных ландышей
- голубая ель
Герой станции - Планета.
Дети узнают, что есть животные и растения, которых нужно охранять, защищать. Они занесены в красную книгу. Почему её назвали «красной»? Рассматривают объекты, читают стихи, повторяют правила поведения в природе. В благодарность дети получают «Красную книгу» для дальнейшего знакомства в группе.
- Станция «Цветочная»
Здесь у нас растут цветы небывалой красоты.
Все цветочки разные - белые и красные,
Жёлтые и синие - все цветы красивые.
Как прекрасен каждый цвет! лучше нашей клумбы нет!
Мы цветочки все польём жарким ясным летним днём.
Будем мы беречь цветы, чтоб они всегда цвели!
Любуйтесь цветами, не рвите, для красоты вы их сохраните.
Вьются пчёлы над петуньей синей, голубь набирает высоту.
Человек становится красивей, если рядом видит красоту.
- цветочная клумба
- грабельки, лопатки, лейки
- художественная литература, дидактические игры и модели цветочных растений
Герой станции - Цветик-Семицветик.
Дети знакомятся с цветами, последовательностью их роста и развития, с людьми и профессиями, связанными с цветоводством. Дети принимают участие в посадке и уходе за растениями, сборе семян, в пополнении коллекции иллюстрациями, открытками, собирают стихи, песни, загадки, приметы, легенды и мифы о цветах, играют в подвижные игры. Повторяются правила поведения в природе. В подарок дети получают таблички для цветов в группу.
- Станция «Здоровей-ка»
Спортик с радостью встречает, к себе в гости приглашает.
Будем весело играть, прыгать, бегать и скакать.
Место для зарядки, подвижных игр
Дорожка здоровья
Герой станции - Спортик.
Дети играют в подвижные игры, беседуют о здоровье, здоровом образе жизни, знакомятся с летними видами спорта. Здесь проводятся соревнования, эстафеты, спортивные праздники. В награду Спортик дарит детям свисток для подвижных игр «Пустое место», «Карусель».
- Станция «Луговая»:
Давай пройдёмся медленно по лугу и «здравствуй» скажем каждому цветку,
Должны мы над цветами наклониться не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать.
Мы идём по зелёному лугу, высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго, и слышны нам цветов голоса.
Они шепчут: «Не рви нас, не надо, наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца отрада, украшенье родимой Земли».
На лугу пчела летает, нектар цветочный собирает.
Чтобы Миша круглый год вкусный ел и сладкий мёд.
Луговые травы
Улей с пчёлами
Коллекция насекомых
Стог сена, корова
Герой станции - Миша.
Дети получают и закрепляют знания о растениях и обитателях луга, рассматривают насекомых, беседуют о пользе, которую они приносят. Проводятся наблюдения, дидактические игры «Летает - не летает», «Что это такое?», отгадываются загадки, разучиваются стихи. Дети играют в подвижную игру «У медведя во бору», в игру-имитацию «Собери нектар». В конце дети лепят для Миши пчёлок, чтобы они могли собрать как можно больше мёда. А Миша в подарок дарит детям шишки для поделок.
- Станция «Живой уголок»:
Здесь лесные жители, мудрые строители.
На вид, конечно, мелковаты, но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята - вся жизнь их связана с трудом.
- птичьи домики, поилки
- кормушки
- коллекция насекомых
- муравейник
- художественная литература, дидактические игры и модели птиц и насекомых
Герой станции - Муравей.
Дошкольники познают разнообразие животного, "птичьего" мира, знакомятся с условиями их жизни, поведением. Знакомятся с миром насекомых, с его многообразием, узнают, что муравей это животное-барометр. Узнают о роли насекомых в жизни растений, людей, животных. Рассматривают встреченных на тропе животных и насекомых, играют с Муравьём в игру-бродилку. В благодарность от Муравья - труженика дети получают набор инструментов для ухода за комнатными растениями.
- Станция «Лесная»:
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь - МЫ СВОИ.
Хвойные деревья
Лиственные деревья
Грибная полянка
- коллекция "Чудо-дерево". Рассматривают на одном "дереве" листья с различных деревьев нашей местности, сравнивают, изучают особенности
Художественная литература, дидактические игры и модели деревьев, грибов
Паутина с пауком
Герой станции - Лесовичок.
Дети рассматривают различные виды деревьев, кустарников сравнивают их. Знакомятся со строением дерева. Узнают новое о грибах и ягодах леса. Помогая Лесовичку, выполняют трудовые действия по сбору мусора. Дети играют в дидактические и подвижные игры «От какого дерева листочек», «Живое - неживое», «Лесник», «Волк во рву», игра на релаксацию «Обними дерево». Закрепляют правила поведения в лесу. В благодарность Лесовичок дарит детям листочки с деревьев для сбора и оформления гербария.
У тропинки под рябиной сеть раскинул паучок,
Нить прозрачной паутины намотал на кулачок.
- Станция «Музыкальная»:
Любите родную природу - озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.
- поляна сказок; музыкальные инструменты для имитации голосов птиц и зверей;
- фонотека «Звуки природы», «Голоса птиц и зверей», «Экологические сказки»;
- музыкально-дидактические игры, игры-имитации
- маски, атрибуты для игр
Герой станции - Домисолька.
На этой станции дети отдыхают, слушают фонограммы со звуками природы, экологические сказки, рассказывают стихи о природе, отгадывают загадки, водят хороводы, играют в дидактические и подвижные игры «Хорошо - плохо», «Что происходит в природе?», «Мяч скорей бросай и животных называй», «Зверинец», «Охотники и утки», «Шёл козёл по лесу». В заключение Домисолька дарит детям значки - смайлики.
- Станция «Садовая»:
- яблоня, вишня, слива, ирга, земляника
- художественная литература, дидактические игры и модели фруктов и ягод;
Герой станции - Грушевичок.
Здесь дети знакомятся с плодовыми деревьями, плодами, уточняют названия, форму, цвет, вкус плодов. Собирают урожай для компота, устанавливают связь между состоянием растений и условиями погоды, выявляют причины происходящего. Дети играют в дидактические и подвижные игры соответствующие возрасту. В благодарность Грушевичок угощает друзей конфетками с "конфетного дерева".
- Станция «Летняя лаборатория»:
Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя.
Невидимка озорной, всё играет он с травой,
Листья в воздухе кружит и куда-то он спешит.
Пыль с дороги тёмной нам в лицо бросает.
И в реке, и в море волны поднимает.
Метеостанция (оборудование для наблюдений, календари природы)
Лаборатория юных исследователей природы (оборудование для проведения
Элементарных опытов, дневники опытов и наблюдений)
Коллекции минералов, материалов, ракушек
Энциклопедическая литература
Герои станции - Ёжик и Знайка.
Дети проводят элементарные опыты, изучают свойства воды, воздуха, света, песка, глины и других материалов; наблюдают за прорастанием, ростом и развитием растений, делают маленькие открытия, определяют погоду по приметам. Узнают о разнообразии полезных ископаемых, минералов. Узнают о камнях-украшениях, камнях-помощниках, о строительных камнях и др., о возможностях использования камней человеком, камнях, рождённых морем (рекой). Здесь проводят беседы, исследования, читают книги, играют. В заключении дети играют с ленточками в подвижную игру «Бабочки», проводят с ленточками зарядку, наблюдают за ветром.
- Станция «Огородная»:
Наш огород в образцовом порядке: как на параде, построились грядки,
Словно живая ограда вокруг - пики зелёные выставил лук.
В огород пойдём, урожай польём. Земляничку соберём и редиску нарвём.
Здесь лучка нарвём немножко и вернёмся по дорожке.
В огороде много гряд, кабачки тут и салат,
Наш зелёный огород нас прокормит целый год.
Грядки с овощами и ягодами
Таблички с изображением посаженных культур
Герой станции - девочка Огородница.
Здесь дети знакомятся с овощами (огурцы, кабачки, томаты, редис, лук, свёкла и др.), ягодами, уточняют названия, форму, цвет, вкус. Поливают, пропалывают, рыхлят грядки, устанавливают связь между состоянием растений и условиями погоды, выявляют причины происходящего. Дети играют в дидактические игры соответствующие возрасту. В благодарность Огородница дарит ребятам раскраску с овощами и ягодами.
- Станция «Зелёная аптека»
Много трав растёт полезных на земле страны родной.
Могут справиться с болезнью мята, пижма, зверобой.
Фитогрядка с лекарственными растениями (бадан, душица, девясил, мелисса, золотой корень, бергамот, шалфей)
Герой станции - Гусеничка.
Дети знакомятся с лекарственными растениями, их пользой и назначением. Учатся бережно относится к природе. Собирают и сушат лекарственные травы для фиточая. Отгадывают загадки, рассматривают иллюстрации, составляют рассказы о растениях. Дети играют в сюжетно-ролевые игры: «Поможем тому, кто в этом нуждается», «Скорая помощь». В заключение Гусеничка - фиточаем угощает и здоровья всем желает.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Одним из условий успешного воспитания, основ экологической культуры, является работа не только с детьми, но и с их семьями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы с родителями мы привлекаем родителей к различным видам совместной деятельности с детьми: изготовление поделок из природного и бросового материала для выставок, сборку материала для коллекций, совместным праздникам. Пропаганда экологических занятий - это формирование экологического мировоззрения, практических навыков природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самыми большими авторитетами.
Ты можешь удивиться,
Узнав, - Земля - наш общий дом!
Живут в нём звери, птицы,
И мы с тобой живём.
А, значит, мы соседи,
И мы должны сберечь
Оленей и медведей.
Об этом наша речь!
Ожидаемые результаты занятий на экологической тропе:
Эмоционально-положительные проявления, радость от общения с животными и растениями.
Интерес к познанию живого.
Сочувствие к попавшим в беду, стремление самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильное определение состояние объекта, установка необходимых связей.
Стремление удовлетворить потребности живого организма.
Конспект занятия «Путешествие по экологической тропе»
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ№102Г Рыбинск
Программное содержание . Закреплять умение детей узнавать и называть деревья на экологической тропинке детского сада. Систематизировать знания о некоторых особенностях строения дерева. Продолжить формирование основ экологической культуры через общение с природой (деревьями) на экологической тропинке. Закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении, закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра, учить детей определять направление ветра по окружающим предметам, развивать память, воображение, наблюдательность, логическое мышление, расширять кругозор детей, воспитывать в детях экологическую культуру, любовь к родной природе, умение видеть красоту природы. Закрепления представлений детей о садовых цветах.
1 Ребята сегодня мы пойдем на экскурсию по экологической тропе.
Мы подошли к указателю где написано экологическая тропа. Ребята, экологическая тропа - это место, где мы наблюдаем за природой, учимся беречь ее. Посмотрите, а вот и вторая табличка с надписью: Уголок леса. Скажите, какие деревья стоят на тропе? (лиственницы, липы, берёзы, рябины, ели).
Молодцы, все деревья узнали правильно.
Чем похожи эти деревья и чем отличаются? (Деревья похожи по строению, а отличие заключается в форме листьев, способностью сбрасывать их осенью.)
«Деревья, как в лесу у нас на участке есть,
Можно к ним прислониться,
Можно под ними присесть.
В тихий час они шелестят листвой,
Охраняют наших дошколят покой».
-Ребята попробуйте отгадать загадку о дереве?
«Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы».
Правильно дети, давайте найдем на нашей тропе рябинку.
Вот она. Рябинка может жить до 200 лет, крона у неё ажурная, поэтому говорят «ажурная рябинка».
Кто любит ягоды рябины?(птицы)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке
В белом сарафане.
(Береза)
Давайте к ней подойдем.
Ребята, с березкой нужно поздороваться. Как можно поздороваться с березкой? (Сказать: «Здравствуй березка», погладить, обнять)
Давайте обнимем её.
Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной)
Посмотрите, какая береза? (Большая: высокая, толстая)
А теперь давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра " C чьей ветки детки"
Цель: Активизировать в речи слова, обозначающие название деревьев, упражнять в словообразовании (относительные прилагательные). Развивать мелкую моторику.
Ход игры:
1. Узнать дерево по его листку, назвать его (Береза, дуб, клен)
2. Назвать лист березы – березовый лист;
Лист клена- кленовый;
Лист дуба –дубовый;
3.Ребята собирают и несут листья к деревьям.
2. Дети с воспитателем идут по тропе к следующему указателю .
Что написано на указателе?(Метеостанция)
Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна метеоплощадка? (для того, чтобы наблюдать за погодой)
А кто знает кто такие метеорологи? (это люди, которые составляют прогноз погоды)
Наклоняется трава.
Шелестит весь день листва.
И деревья сами
Двигают ветвями.
Наш цветной воздушный змей
Стал проворней, веселей
Он летит и скачет
Что всё это значит?
Знают взрослые и дети:
Это значит – нынче ветер!
Поднимите вверх глаза. Перед вами прибор для измерения ветра. Вы знаете, как он называется? (Флюгер)
Стрелка показывает направление ветра, а буквы помогут определить, какое направление у ветра.
Давайте определим, какой дует ветер. (Дети определяют.)
Как называется следующий прибор? Из чего он сделан и как называется? (Из пластиковой прозрачной бутылки. Осадкомер)
Для чего нужен следующий прибор? (чтобы узнать, сколько дождя выпало)
Как бы вы его назвали? (Дождемер)
Физкультурная минутка
Ветер дует нам в лицо.
(помахать руками на лицо)
Закачалось деревцо.
(покачаться из стороны в сторону)
Ветер тише, тише, тише.
(присесть, помахать руками вверх-вниз)
Деревцо всё выше, выше.
(потянуться вверх)
«Альпийская горка- цветник».
Воспитатель:
В центре клумбы, у Наташки,
Расцвели цветы – ромашки.
Целый день красуются,
Платьями любуются.
Посмотрите на нашу красивую клумбу.
Какие цветы вы видите на ней?
(дети отвечают: бархатцы, бегония, душистый табак и т. д.)
Беседа по строению цветка.
Ребята, а из каких частей состоят цветы?
(Стебель, лист, цветок, корень)
Для чего нам нужен корень?
(чтобы удерживаться в земле,
чтобы пить воду и питательные вещества).
Для чего нужен стебель?
(стебель держит растение;
На нем находятся листья, цветы и плоды, стебель проводит воду и питательные вещества к листьям, цветам и плодам).
Для чего нужен цветок?
(Чтобы радоваться, любоваться им, привлекать насекомых, из них образуются плоды)
(Воспитатель предлагает полить клумбу)
4 . Наблюдаем за кормушками.
Воспитатель предлагает отгадать загадку
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать.
Правильно ребята это кормушка.
- А зачем птицам нужна кормушка?
(Особенно зимой птицам трудно найти себе корм, поэтому люди помогают птицам, развешивают для них кормушки в разных местах, в парках, лесах, во дворах, в детских садах, просто за окнами домов и насыпают в эти кормушки корм для птиц. Птицы прилетают к кормушкам и питаются.) -Ребята, часто кормушки называют еще столовыми для птиц.
А как вы думаете, чем можно кормить птиц? (ответы детей)
Верно, можно насыпать хлебных крошек, семечек, ягод рябины и калины, а для синичек можно положить в кормушку еще и сало, они его очень любят.
Подвижная игра: «Воробьи, скворцы, синицы»
Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия, предназначенные определенной птице: Скворец – машем руками, воробей - прыгаем, вороны – кружимся. С каждым разом темп игры увеличивается.
Ребята, вот и закончилась наша экскурсия по экологической тропе . Что вам больше всего понравилось и почему?
А что особенно запомнилось?
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 36 «Васильки» городского округа город Октябрьский
республики Башкортостан
Конспект занятия на экологической тропе.
Т ема «Путешествие в Осень»
Цели. Понаблюдать за деревьями поздней осенью; научиться узнавать
деревья по внешним признакам; расширить знания детей о жизни птиц
зимой; воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к " братьям нашим меньшим".
Материал.
Кормушки из бросового материала; корм для птиц, угощение для детей.
Ход занятия Путешествие в страну Осень.
В. Сейчас мы отправляемся в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн. Смотреть позднюю Осень.
Но в эту страну не идут поезда,
И самолеты не летают туда,
Как же эту страну назвать?
Страну, до которой рукой подать!
В. А здесь простой секрет. Смотри, все замечай и ничего не пропускай. Ну, отправляемся в путь. Идем в страну мы по дорожке, где шагали чьи-то ножки (идем по дорожке). Но будьте внимательны. Дорожки нужно менять. Слушайте слова и действуйте вслед за стихами.
Маленькие ножки идут по дорожке,
А большие ноги идут по дороге.
Маленькие ножки прыг-скок по дорожке,
А большие ноги бегут по дороге.
В. Послушные у нас ножки?
Д-Да-
В. А куда же мы идем?
Д. Осень смотреть, приметы осени искать.
В. Да, у каждого времени года есть свои приметы. Сейчас проверим, знаете
ли вы приметы осени. Давайте, поиграем в игру.
Игра «Да или нет» (дайте правильный ответ)
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Ю.Птичьи стаи улетают?
11 . Часто-часто льют дожди? 12. Достаем ли сапоги?
13. Солнце светит очень жарко? 14.Можно детям загорать?
15.Ну а что же надо делать? 16.Куртки, шапки надевать?
В. Вы знаете приметы осени, значит, можно дальше идти. Отгадайте-ка загадку.
Загадка
Не заботясь о погоде
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.
Д. Береза.
В. Правильно, береза.
- Ребята, а как вы узнали, что это береза?
Д. Кора белого цвета с черными штрихами, гибкие, мягкие, тоненькие, свисающие ветки.
В. Листья у березы летом какого цвета?
Д. Зеленые.
В. Правильно, а осенью?
Д. Желтые, золотые.
В. Какой формы листья у березы? (раздаю, посмотрите) Д. Треугольные, маленькие, края с зубчиками.
В. Молодцы!
В. Ой, ребятки, волшебный ветер подул (бросаю листья над детьми). В. Мы все, все превратились в листочки. Танец листиков.
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Дождик появился,
Хоровод на землю приземлился. В. Вот мы опять в ребяток превратились. В. Что ж, пойдем дальше.
Задание "Прямой счет до 5 и больше".
А чтобы по дороге вам не было скучно, вот вам задание: кто умеет считать до 10, надо сосчитать, сколько деревьев рябины встретится нам по пути, а кто еще не умеет считать до десяти, надо сосчитать, сколько птиц сидят на деревьях рябины.
Встреча с Красной Шапочкой
( Появляется Красная Шапочка)
В. А ты что тут делаешь, Красная Шапочка?
Беседа о зимующих птицах.
К.Ш. Пришла помочь птицам. Скоро наступят холода, а зимой птицам
голодно и холодно. И им зимой очень трудно находить корм. Поэтому птицы
из леса перебираются ближе к жилью человека.
А чем мы можем помочь птицам зимой?
В. Ребята, давайте расскажем Красной Шапочке, чем мы можем помочь
птицам!?
Д. Сделать кормушки, подкармливать их.
В. Ребята, а каким кормом можно подкармливать птиц зимой?
Д. Крошками белого хлеба, семечками, разными крупами.
В. А куда можно насыпать корм?
Д. В кормушки!
К.Ш. А какие кормушки бывают. Я и не знаю.
В. Вот, посмотри, К.Шапочка, и вы смотрите, ребята! Мы с детьми старших
групп из бросового материала сделали вот такие кормушки! Из
пластмассовых бутылок, из коробочек из-под сока, кефира, йогурта.
Показ кормушек из бросового материала
К.Ш. Ребята, давайте мы с вами кормушки повесим, а я как раз собиралась
покормить птиц.
К.Ш. кладет в кормушки корм и вместе с детьми вешает кормушки.
В. Птиц можно подкармливать семечками тыквы, арбуза, дыни. Смешать все
эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена. Птиц можно
также кормить крошками белого хлеба. Крошки черного хлеба вредны для
птиц. Охотно едят птицы творог, сливочный маргарин.
К.Ш. Ребята, а это ваш участок?
Д-Да.
К.Ш. А вы знаете, какие птицы прилетают на ваш участок зимой?
Д. Воробьи, синицы, снегири, ворона, сорока.
Акции "Берегите птиц"
В. Ребята, берегите птиц! Птицы наши друзья и неутомимые помощники в
борьбе с вредителями.
Даже народная мудрость гласит:
Подкорми птиц зимой - они оплатят летом!
Больше птиц - меньше вредителей - выше урожай!
Сюрпризный момент
К.Ш. Ребята, когда я шла через лес, набрала вот таких шишек! (орехов). И я хочу угостить вас! (раздает орехи или шишки)
К.Ш. А теперь, ребята, мне надо идти. До свидания!
В. Ребята, попрощаемся с Кр.Шапочкой.
Д. До свидания, Красная Шапочка!
Итог занятия.
В. Вот, ребята, мы сегодня научились заботиться о птицах. Впереди зима, и птицы будут ждать нашей помощи. Будем кормить птиц?!
Д.Да-
Домашнее задание.
В. Ребята, вот вам еще одно задание: когда придете в группу, еще раз
вспомните нашу прогулку, нарисуйте рисунки, придумайте маленькие
рассказы для тех, кого не было на прогулке.
В. Спасибо вам ребята, спасибо дорогие гости, на этом наше занятие
закончилось!
Экологическая тропа "Природа-наш зеленый друг" для средней группы.
ХОД занятия:
Воспитатель проводит вводную беседу. Коротко рассказывает о том, что такое «экологическая тропа» , о чём дети узнают, пройдя по ней.
Воспитатель: Ребята, сейчас вы пройдёте по необычной тропе. Её для вас проложили воспитатели нашего детского сада. Пройдя по ней, вы узнаете много нового и интересного о природе нашего края: о деревьях, о кустарниках, травах, птицах и насекомых. Узнаете что природа дарит человеку и как человек должен заботится о природе, охранять всё живое.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце. (Н. Рыленков)
(Детям показывается план тропы, отмечаются все остановки маршрута)
1 остановка: «Природа- наш общий друг»
Воспитатель: Ребята, тропа наша необычная. У неё есть хозяин. Посмотрите внимательно, вот на пеньке сидит старичок. Это хозяин тропы, Старичок-лесовичок. Он приготовил для вас разные задания.
Старичок-лесовичок: Ребята, ответьте на 1-й вопрос: Что такое Природа?
(дети отвечают на вопрос)
2-й вопрос: Вспомните правила поведения в природе.
(называют правила поведения)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы правильно сказали, что природа-это
наш дом. Природа-это то, что нас окружает: лес, небо, река, деревья, кусты...
Природа даёт человеку всё необходимое для его жизни-пищу, жильё, одежду.
За эти бесценные дары мы тоже отдаём природе свою любовь и защиту.
Но каждый человек должен уметь вести себя в природе правильно, помнить о правилах поведения, чтобы не нанести природе вред. И эти правила вы все назвали, и теперь я уверена, что вы не навредите ни насекомым, ни деревьям, ни птицам, ни животным.
2 остановка: «Все такие разные, но все такие нужные»
Воспитатель: Ребята, в природе все растения, животные и даже люди связаны между собой. Если не будет кого-то одного, не будет жизни для другого (пример: животные-растения) . Человек тоже использует растения для своей жизни-они дают ему пищу, кров, обогащают кислородом воздух, летом укрывают от жары, зимой спасают от холода. Но и человек старается правильно использовать дары природы: охраняет леса и парки, восстанавливает растительные ресурсы.
Вот и рядом с нашим детским садом растут разные растения. Посмотрите и назовите знакомое дерево, кустарник.
(Воспитатель дополняет ответы детей: Сирень, клён, акация, тополь, рябина)
Воспитатель: А чтобы выросло такое огромное дерево или куст, нужно всего одно такое маленькое семечко (показыват разные виды семян) .
Ещё семена являются кормом для птиц, особенно в холодное время года.
Для нормального роста растений нужны свет, тепло, вода. И птицы, которые живут в парке, в лесу тоже помогают растениям.
Старичок-лесовичок: Ребята, а вы знаете как птицы помогают растениям? (ответы детей)
Воспитатель: Птицы- главные помощники леса. Они уничтожают вредных насекомых, других вредителей, спасая деревья, кустарники, травы от гибели. Писатель Б.Заходер написал стихотворение «Про всех на свете» , послушайте:
Все-все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых!
Нужны все на свете,
Нужны все подряд-
Кто делает мёд,
Кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
3 остановка: «Какое большое дерево!»
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое дерево! Как можно ещё про него
сказать? (огромное, большое, раскидистое, живое, зелёное...) . Это дерево растёт на нашем участке уже много лет, поэтому оно такое огромное. Ведь с каждым годом оно набирает силу. Значит, дерево живое, здоровое. Но и дерево, как и человек, тоже может заболеть. Причиной болезни могут стать маленькие насекомые-тля, жуки-короеды, прожорливые гусеницы. Если летом засуха не хватает воды, если оголились и засохли корни... Само дерево не может справиться с такими болезнями, поэтому деревьям нужно помогать, защищать их: спиливают больные, засохшие ветки, окрашивают стволы весной, прикармливают птиц.
(Вместе с Лесовичком рассматривают дерево, обходят по кругу)
Воспитатель: А какие птицы прилетают на наше дерево? Я загадаю загадки, а вы отгадаете.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока)
Озорной мальчишка
Сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает. (воробей)
Чёрный, проворный,
Кричит «крак»
,
Всем гусеницам враг. (грач)
Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона-это... (ворона)
Всё вертится, суетится,
Ей на месте не сидится,
Это бойкая... (синица)
Старичок-лесовичок: А теперь послушайте как поют птицы на нашем
4 остановка: «Разноцветные краски лета»
Воспитатель: Дети, как вы думаете, какую пользу приносят в природе цветы? (пчёлы собирают нектар, люди любуются цветками...) . Посмотрите на нашу клумбу. Какие яркие, красивые цветы растут здесь. Назовите знакомые вам растения. (флоксы, ромашки, ноготки, бархотцы, георгины) Цветы, которые вы видите на клумбе посадили наши воспитатели. Они ухаживают за ними:
поливают, рыхлят землю, убирают сорняки. Поэтому на нашей клумбе можно увидеть и любоваться разными цветами.
Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке.
Такие веселые
Эти ромашки -
Вот-вот заиграют
Как дети, в пятнашки.
Как прекрасны все цветы!
А со мной согласен ты?
Вся природа дивным цветом
Расцвела. Спасибо, лето!
Старичок-лесовичок: Ребята, а где ещё можно в природе встретить цветы? (в лесу, в поле, на лугу, даже в горах)
Воспитатель: Верно. цветы можно встретить в природе почти везде.
Они отличаются от цветов, которые посадили люди тем, что не такие яркие и не сильно привлекают внимание. Но без цветов жизнь вокруг была бы неинтересной и скучной.
Старичок-лесовичок: Сейчас вы сами польёте нашу клумбу и тогда цветы долго будут радовать нас. (поливают заранее приготовленными лейками) 5 остановка: «Яблоневый сад» (место для отдыха и аналитической беседы по тропе)
Воспитатель: Вот и закончилась наша необычная тропа! Мы с вами находимся в яблоневом саду! Сколько здесь много деревьев! Как называются все эти деревья? (яблони) Яблоня-это плодовое дерево. Весной яблоневые деревья зацветают нежными белыми или розовыми цветками, а в конце лета на них появляются сочные, сладкие и полезные для здоровья плоды яблоки. Кто из вас любит яблоки? В яблоках очень много витаминов и других полезных веществ, поэтому и детям и взрослым нужно чаще кушать яблоки.
Послушайте стихотворение о яблоне.
Зимою спит устало
Под снежным одеялом.
Весною белым цветом,
Как девица одета.
А с наступлением лета
Подарки дарит детям.
Её плоды сочны, вкусны,
Едят до самой до зимы.
Один бочок -зелёный,
Под солнышком взращённый.
Другой бочок горит огнём
И солнца луч играет в нём. (С. Суворова)
Воспитатель: В природе все растения, животные, насекомые, птицы и даже человек связаны между собой. А что ещё необходимо животным, расте
ниям, людям для жизни? (воздух, солнце, вода, почва) Чтобы наша земля радовала нас, чтоб не исчезали, не вымирали растения, животные, птицы нам с вами нужно беречь, любить и охранять природу. Писатель Б.Заходер написал вот такое стихотворение:
* Да! Если мы с кем-то не очень дружны
Мы всё -таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой кажется...
Все-все-все на свете,
На свете нужны
И это все запомнить должны!
Старичок-лесовичок: Хочу на прощанье свами поиграть. Как вы думаете
трудно быть деревьями? Хотите попробовать? Сейчас я превращу вас в деревья (делает волшебный знак рукой) . Ваша кожа превратилась в кору, а руки-в ветки. Поднимите руки-ветки, пошелестите пальчиками-листчками.
Расставьте ноги шире-это растут ваши корни, они держат вас в земле, дают воду, пищу. Какие замечательные деревья выросли в моём саду! Жалко вас расколдовывать. Но пора стать снова маленькими человечками (расколдовывает) .
Старичок-лесовичок: Вот и кончилось наше путешествие. Понравилось вам? А теперь мой сюрприз! Кто знает на каких деревьях растут конфеты и баранки? В моём саду есть такие деревья, и на них недавно выросли такие волшебные плоды. Найдите такие деревья. А я пойду отдохну. До свидания!
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 11 «Малышок»
Экологическая тропа «Природа-наш зелёный друг»
(средняя группа)
Воспитатель: Гребенева Е.Л. МБДОУ д/с №11 «Малышок» г. Луховицы
Паспорт экологической тропы:
Экологическая тропа - одна из современных форм воспитания и образования детей - работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природные объекты. Знакомясь с природой, особенностями природного ландшафта, дети и взрослые расширяют свой кругозор, практикуются в ориентировании. Экологическая тропа дает возможность увидеть объект в разные отрезки времени.
Все это способствует закреплению и обогащению речевого материала, отрабатываются навыки правильного звукопроизношения, развиваются психические процессы. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, проявляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Большое значение для воспитания у детей любви к родному краю.
При организации работы на экологической тропе можно использовать различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия-наблюдения, экологические игры, конкурсы викторины, праздники. Экологическая тропа – это средство нравственного, эстетического, трудового воспитания.
Задачи:
- Расширять представления о растениях.
- Развивать познавательный интерес.
- - Определять стадии роста садовых, лесных и полевых культур и роли человека в их выращивании.
- Дать представление о том, что растения – живые существа, причем очень хрупкие.
- Сформировать познавательный интерес к миру растений.
Планируемые результаты.
- Расширение кругозора.
- Формирование положительной направленности отношения к природе, исследовательской и трудовой деятельности.
- Ощущение удовлетворённости от совместной деятельности детей, родителей и воспитателей.
- В ходе коллективной деятельности продуктивно взаимодействовать, слушать друг друга и в социально приемлемой форме выражать своё отношение к предложениям
Предварительная работа:
- Подобрать методическую, научно- популярную литературу, иллюстративный материал по данной теме
- Информационные: детская художественная литература, ресурсы Интернета, стендовый материал, взаимодействие участников данного проекта.
- Материально-техническое обеспечение: видео, аудио, фотоаппаратура, компьютер, технический инвентарь.