Послушный ребенок без наказаний: это проще чем кажется. Как сделать так, чтобы ребенок слушался
Дети не всегда похожи на идеал, о котором мечтают родители, и это нормально. Но все же каждому человеку, воспитывающему ребенка, знакомо раздражение, вызванное тем, что отпрыск пропускает слова старших мимо ушей.
Несколько советов помогут вам добиться послушания, не прибегая к крикам, угрозам и ругани.
1. Сохраняйте спокойствие
Нетрудно потерять терпение, имея дело с непослушным чадом, но держите себя в руках и говорите в меру строго, серьезно, ровно. Помните, что гнев и повышенный тон не вызовут уважения, не помогут стать авторитетом для ребенка, лишь приведут к нежелательным последствиям, например, детскому плачу или большему упрямству. Присядьте так, чтобы оказаться с ребенком на одном уровне, посмотрите ему в глаза и доступно объясните, что и почему нужно сделать (убрать игрушки, собрать книги, накрыть на стол).
2. Будьте доброжелательны
Не допускайте негатив в отношения с самым дорогим для вас существом. Старайтесь подтолкнуть к поведению, достойному одобрения, а не привлекайте излишнее внимание к тому, что вам не нравится. Например, если расшалившийся ребенок бегает по магазину, когда вы делаете покупки, уверенно скажите, чтобы он шел шагом, вместо того чтобы разозлиться и закричать: «Немедленно перестань бегать!» Кроме того, родителям лучше не отзываться негативно или презрительно о детях, поддаваясь раздражению.
3. Не понижайте планку
Ребенок должен слушаться. Если он почувствует, что послушание может отменяться по желанию, то вам будет крайне трудно влиять на его поступки. Родители не обязаны постоянно объяснять своим отпрыскам, что слушаться необходимо, поэтому не приучайте малышей к постоянным перепалкам и спорам.
4. Учитывайте возраст
Если вы хотите, чтобы ваш отпрыск слушался, убедитесь, что он понимает, как именно нужно поступить. Иногда детям нужны подробные инструкции, поэтому не считайте, будто маленький ребенок «сам должен разобраться». Кроме того, не давайте одновременно несколько поручений, ведь в этом случае ваше чадо наверняка в них запутается.
Многие родители должны кричать, чтобы их услышали… А если попробовать взаимодействовать более спокойно? Советы детских психиатров.
Понять желание вашего ребенка
Протест является частью нормального развития каждого ребенка. Он будет постоянно проверять родителей на прочность и выводить из равновесия. Ребенок учится на основании запретов своего отца или матери. Следовательно, он быстро выучивает эти запреты, которые обеспечивают его благополучие и безопасность. Ребенок сопротивляется запрету, отказывается следовать ему, но заканчивает тем, что принимает правило, установленное его родителями.
Полезно повторять много раз одни и те же правила, чтобы ребенок их действительно запомнил. Также важно не уступать, иначе малыш поймет, каковы слабости родителя и сможет легко доводить его до белого каления.
- Расшифровка криков ребенка
Так, если он упорствует в своем неподчинении, возможно, он передает скрытое сообщение: «если поведение не меняется, несмотря на ваши многочисленные крики, наказания и объяснения, значит, вы не поняли, в чем заключается для меня польза от такого поведения, гораздо более сильная, чем все ваши выговоры». Например, если младший ребенок часто кричит, огрызается и оттягивает на себя все внимание в ущерб братьям и сестрам, значит, он пытается завоевать особое место в семье.
- Необходимость правил
Несмотря на то, что все нормальные родители всегда любили радовать своих детей, необходимо устанавливать границы. Родителям не нужно казнить себя за то, что они наказывают ребенка, это важно для его будущего. Одна из задач родителей - по возможности мягко дать ребенку представление о принципе реального мира: нельзя делать все, что хочется, когда хочется. Ребенок не только удовлетворяет свое сиюминутное желание, но и старается нарушить границы, выйти за рамки. Родитель поддерживает ребенка, воспитывая в нем способность переносить фрустрацию, порождаемую реальностью.
Лучшая коммуникация
Родительский гнев зачастую выражается неясными, бессвязными, противоречивыми словами. Для того, чтобы ребенок понял, что обозначенное правило не обсуждается, достаточно следовать нескольким принципам:
- фраза должна быть короткой, императивной; сложность речи должна соотноситься с возрастом ребенка;
- необходимо говорить ясно и отчетливо, не срываясь на крик;
- следует избегать условного наклонения: оно провоцирует пререкания;
- важно смотреть друг на друга: ребенок поймет смысл тревог и переживаний, видя их в глазах родителя;
- нужно убедиться в том, что ребенок внимательно слушает: сделать так, чтобы он прервал свои занятия и следить за его реакцией;
- нет никакого смысла в произнесении разрозненной смеси никак между собой не связанных доводов: педагогическое значение теряется в таком процессе;
- если ребенок ведет себя хорошо, похвала и поощрение со стороны родителей помогут ему справиться с фрустрацией и не требовать немедленного осуществления своих желаний.
Ребенок не слушает: что делать?
Если родители не решаются или не умеют обозначать четкие правила, поможет система из четырех этапов: сообщение, повторение, предупреждение, наказание.
Прежде всего, необходимо четко произнести правило, используя простые и понятные слова: «Леша, выключай приставку, ты уже достаточно поиграл» . Если ребенок выполнил требование, нужно обязательно похвалить его за то, что он послушался.
Если ребенок продолжает играть, стоит повторить сказанное, не меняя сути: «Леша, я попросила тебя выключить приставку». Если в этом случае ребенок послушается, его также нужно похвалить.
Затем нужно рассказать ребенку о том, что будет, если он не послушается: «Леша, если ты не выключишь приставку, я выключу ее сама, и завтра твои друзья не придут к нам на обед».
Если и этого оказывается не достаточно, остается выполнить обещанное.
В случае, если ребенок провоцирует родителей, лучшей реакцией будет игнорирование его поведения. Для того, чтобы провокация состоялась, необходим провоцируемый. Родителям нужно стараться не быть таковыми. Для этого можно уйти туда, куда ребенку ходить нельзя, и ждать, пока буря утихнет. Поведение ребенка вскоре улучшится.
Какими должны быть наказания
Большинство родителей только пугают наказанием, но не наказывают. Однако именно от этого зависит, будут ли дети следовать правилам и уважать родителей. Одних угроз недостаточно, потому что они быстро становятся привычными, «стираются». Если угрозы не осуществляются, они теряют свой эффект.
Для того, чтобы наказание было действительно эффективным, оно должно быть правильно сформулированным. Предпочтительны наказания в ближайшем будущем: сокращение времени игры, прогулки. Также наказание должно быть пропорционально провинности ребенка. У каждого должна быть своя «мера тяжести» наказаний. Не стоит одинаково наказывать ребенка за то, что он хотел подольше посмотреть телевизор и за то, что он ударил родителя. Видя градуированную систему наказаний, ребенок поймет, что существует разница между разными видами нежелательного поведения.
Эти правила и наказания позволят дать ребенку ориентиры. Впрочем, принципы, которые применяются в воспитании ребенка, не должны мешать его любить.
?», то попали по адресу: больше не нужно читать никаких статей, в том числе и эту. Я отвечу прямо сейчас: «Никак!»
Заставить ребёнка слушаться нельзя никак. Заставить можно только подчиняться, и то недолго.
Известный немецкий психотерапевт, основоположник гештальт-терапии Фриц Перлз (Fritz Perls) утверждал, что есть две возможности повлиять на другого человека: стать «собакой сверху» или «собакой снизу». «Собака сверху» - это власть, авторитет, приказы, угрозы, наказания, давление. «Собака снизу» - это лесть, ложь, манипуляции, саботаж, шантаж, слёзы. И когда эти две «собаки» вступают в противоборство, «собака снизу» всегда побеждает. Итак, если вы хотите, чтобы ребёнок вас слушался, первым делом перестаньте его заставлять. Перестаньте командовать, читать нотации, стыдить. Вот несколько советов, чем заменить эти неэффективные средства.
Как добиться послушания
Первым делом нужно поощрять и стимулировать любую активность ребёнка, направленную в нужное русло. Девочка рвётся мыть посуду? Обязательно позвольте, даже если её помощь только помешает. Психологи проводили опросы школьников из четвёртых - восьмых классов, выясняя, делают ли они какую-нибудь . Оказалось, что процент детей, которые не помогают родителям, одинаков. Но в четвёртых - шестых классах многие дети были недовольны тем, что им не доверяют домашние дела ! А вот в седьмых и восьмых классах недовольных уже не было.
Основоположник отечественной психологии Лев Семёнович Выготский разработал универсальную схему обучения ребёнка самостоятельному выполнению повседневных дел. Сначала ребёнок делает что-то вместе с родителями, потом родители рисуют понятную инструкцию, а затем чадо начинает действовать полностью самостоятельно.
Допустим, вы хотите, чтобы ребёнок аккуратно , когда приходит с улицы. Первый этап: всё делается вместе, родители показывают, помогают. На втором этапе нужно придумать и нарисовать подсказку: что, в какой последовательности и куда нужно складывать. Например, вот такую:
Большинство детей с готовностью следуют понятным и наглядным инструкциям. Постепенно формируется привычка, и внешние подсказки становятся ненужными.
Следующий отличный приём - превратить нужные действия в или соревнование. Просто убирать игрушки скучно и долго. Играть в уборку - совсем другое дело.
Игра - естественная потребность детей, в игровой форме они готовы браться за самые нелюбимые дела. Соревнование тоже отличный мотиватор.
Известный детский психолог Юлия Борисовна Гиппенрейтер приводит такой пример. Родители хотели, чтобы их сын делал зарядку. Купили снаряжение, отец сделал турник в дверном проёме, но мальчику это было не особо интересно, и он всеми способами отлынивал. Тогда мама предложила сыну посоревноваться, кто сделает больше подтягиваний. Завели таблицу, повесили её рядом с турником. В итоге оба стали регулярно заниматься спортом.
Несколько слов о распространённой практике - платить детям за выполнение домашних дел… В долгосрочной перспективе это не работает. Запросы ребёнка растут, а объём выполненной работы уменьшается. В одном исследовании студентам предлагали решить головоломку. Половине из них за это платили, другим - нет. Те, кто получал деньги, были менее упорны и быстро прекращали попытки. Те же, кто действовал из спортивного интереса, тратили больше времени. Это ещё раз подтверждает известное в психологии правило: внешняя мотивация (даже положительная) менее эффективна, чем внутренняя.
Как правильно запрещать
Запреты нужны не только для физической безопасности. Многочисленные исследования показали, что в детстве негативно сказывается на личности и судьбе человека. Поэтому запреты должны быть обязательно. Но очень важно не перегнуть палку, ведь их избыток тоже вреден. Посмотрим, что советуют психологи.
1. Гибкость
Юлия Борисовна Гиппенрейтер предлагает разделить всю активность ребёнка на четыре зоны: зелёную, жёлтую, оранжевую и красную.
- Зелёная зона - это то, что разрешено без всяких условий, то, что ребёнок сам может выбирать. Например, какими игрушками играть.
- Жёлтая зона - разрешено, но с условием. Например, можно пойти гулять, если сделаешь уроки.
- Оранжевая зона - разрешено только в исключительных случаях. Например, можно не ложиться спать вовремя, так как сегодня праздник.
- Красная зона - это то, что нельзя ни при каких обстоятельствах.
2. Последовательность и согласованность
Если какие-то действия находятся в красной зоне, их нельзя разрешать ребёнку никогда. Достаточно один раз дать слабину, и всё: дети мгновенно понимают, что можно не слушаться. То же самое относится и к жёлтой зоне. Если не сделал уроки, он обязательно должен быть лишён прогулки. Твёрдость и последовательность - главные союзники родителей. Столь же важно, чтобы требования и запреты были согласованы между членами семьи. Когда мама запрещает есть конфеты, а папа разрешает, ничего хорошего из этого не выйдет. Дети быстро учатся использовать разногласия между взрослыми в своих интересах. В итоге ни папа, ни мама послушания не добьются.
3. Соразмерность
Не требуйте невозможного и с осторожностью подходите к трудновыполнимым запретам. Например, дошкольникам очень сложно (а некоторым просто невозможно) сидеть спокойно дольше 20–30 минут. Запрещать им прыгать, бегать и кричать в этой ситуации бессмысленно. Другой пример: в три года у ребёнка начинается период, когда он на все предложения родителей отвечает отказом. Как с этим справиться - отдельная тема, но «Хватит мне перечить!» принесёт только вред. Родители должны иметь представление о возрастных особенностях детей, чтобы согласовывать свои запреты с возможностями ребёнка.
4. Правильный тон
Спокойный дружелюбный тон эффективнее строгости и угроз. В одном эксперименте детей заводили в комнату с игрушками. Самым привлекательным был управляемый робот. Экспериментатор говорил ребёнку, что уйдёт и, пока его не будет, с роботом играть нельзя. В одном случае запрет был строгим, жёстким, с угрозами наказания, в другом воспитатель говорил мягко, не повышая голоса. Процент детей, нарушивших запрет, оказался одинаков. Но через две недели этих детей снова пригласили в ту же комнату…
На этот раз никто не запрещал им играть с роботом в одиночку. 14 из 18 детей, с которыми в прошлый раз были строги, немедленно брали робота, как только воспитатель выходил. А большинство детей из другой группы по-прежнему не играли с роботом до прихода воспитателя. Такова разница между подчинением и послушанием.
stokkete/Depositphotos.com
5. Наказания
За несоблюдение запретов нужно наказывать. Самые общие правила таковы:
- Лучше лишать хорошего, чем делать плохое.
- Нельзя наказывать публично.
- Наказание никогда не должно унижать.
- Нельзя наказывать «для профилактики».
- Из мер физического воздействия однозначно рекомендуется только удержание, когда необходимо остановить разбушевавшегося ребёнка. лучше свести к минимуму.
6. Немного непослушания
Абсолютно послушный ребёнок - это не норма. Да и какой жизненный опыт получит ваше чадо, если будет всё время следовать инструкциям и указаниям? Иногда следует позволить ребёнку сделать что-то, что причинит ему вред. Столкновение с плохими последствиями - лучший учитель. Например, ребёнок тянется к свечке. Если вы видите это и уверены, что контролируете ситуацию (поблизости нет легковоспламеняющихся предметов), позвольте ему коснуться пламени. Это избавит вас от многословных объяснений, почему нельзя играть с огнём. Естественно, следует адекватно оценивать возможный вред. Разрешить ребёнку сунуть пальцы в розетку - преступление.
Не выполняя указания взрослых, нарушая заперты, дети всегда стараются чего-то добиться или избежать. Например, добиться внимания к себе или избежать травмирующей ситуации. Самая главная и самая трудная задача родителей - понять, что стоит за непослушанием. А для этого ребёнка надо слушать, с ним надо разговаривать. К сожалению, волшебных палочек и единорогов не существует. Невозможно прочесть статью на Лайфхакере и решить все проблемы во взаимоотношениях с . Но можно хотя бы постараться.
Майкл Томпсон, доктор философии и детский психолог, написал статью о правильном взаимодействии родителей и детей, рассказал как не кричать на ребёнка и привлечь его внимание.
«Весьма типичная ситуация: отец просит своего восьмилетнего сына уже пятый раз подряд, чтобы тот принял ванну или душ. После того как пятая просьба остаётся без внимания, отец берёт мальчика и несёт его в ванную. Несколько минут спустя ребёнок, всё ещё немытый, бредёт в другую комнату, чтобы сыграть в видеоигру»
Элизабет Колберт
Подобная ситуация может стать критичной. Большинство родителей, которых я знаю, сталкиваются с её различными проявлениями. Почему ребёнок не выполняет просьбы с первого раза? Хороший вопрос, и на него есть хороший ответ, даже несколько.
Вот восемь основных причин и решения, которые действительно работают.
Дети не разделяют наши приоритеты
Ни один ребёнок не понимает, почему ванная кажется взрослым настолько важной. Если он чем-то увлечён, для него важно это. Вам это может показаться несущественным, но детская игра - это работа, так ребёнок учится. И это прекрасно. Вы же хотите, чтобы ребёнок умел сам находить себе занятие, и не ждал, что вы будете его развлекать?
Решение
Установите с ребёнком контакт. Обратите внимание на его работу и попытайтесь понять приоритеты:
«Ух, какую сложную железную дорогу ты соорудил! Покажешь, как это работает?»Затем частично согласитесь с его планами:
«Пора принимать ванну. Ты будешь мыться сейчас или через пять минут? Хорошо, пять минут и сразу в ванную? Договорились!»
Мы научили детей не обращать на нас внимания до тех пор, пока не начнём кричать или угрожать
Ваш ребёнок не глупый. Он понимает, что может выиграть время, если не обращать на вас внимание. Это происходит не потому, что он плохой. Если он похож на восьмилетнего мальчика, который пять раз проигнорировал просьбу отца, значит, он научился не воспринимать вас всерьёз. До тех пор, пока вы не закричите. Но можно ли кричать на ребёнка?
Решение
Вместо указаний из другого конца комнаты, подойдите к ребёнку и прикоснитесь к нему. Установите контакт - прокомментируйте его деятельность. Затем скажите:
«Прости… Мне нужно тебе кое-что сказать».Подождите, пока ребёнок не посмотрит вам в глаза. Если он уставился в экран, предупредите, что вы собираетесь остановить игру или выключить телевизор. Не давайте указания, пока вы не смотрите друг другу в глаза.
Ребёнок должен понимать, что вы настроены серьёзно. Если не можете поймать взгляд, попросите повторить ваши слова. Сделайте только одно предупреждение, а затем выполните то, о чём предупредили. Если не сделаете этого, то научите ребёнка не принимать ваши слова всерьёз.
Детям нужна наша помощь для смены деятельности
Подумайте, как бывает сложно отвлечься от экрана компьютера и обратить внимание на ноющего ребёнка. Дети реагируют на наши придирки так же, как мы на их нытьё. А значит, что они пытаются просто не обращать на нас внимания.
Решение
Сделайте одно предупреждение. Когда вернётесь через пять минут, снова установите контакт, комментируя игру:
«Ого, ты только посмотри, как едут эти поезда!»Напомните о вашем договоре:
«Хорошо, прошло пять минут. Помнишь нашу договорённость: пять минут и сразу в ванную. Пора мыться».Затем плавно перейдите от игры к просьбе:
«Ты хочешь, чтобы эти два локомотива сошли с рельсов и поехали в ванную? Я возьму этот, а ты возьми тот; давай попробуем!»
Лобные доли детского головного мозга всё ещё развиваются
Детские лобные доли только развивают способность переключаться с того, что хочет ребёнок, на то, чего хотите вы. Каждый раз, когда вы требуете отказаться от своего желания для того, чтобы выполнить ваше, ребёнок должен делать выбор. Когда он решит, что его отношения с вами важнее, он последует вашей просьбе. Когда он это делает, его мозг учится принимать решения и переходить к более сложным формам поведения.
Так дети развивают самодисциплину. Но это работает только в том случае, если ваш ребёнок «переключается» по собственному желанию. Если вы пытаетесь заставить его силой или криками, он будет сопротивляться, а не делать выбор. А нейронные связи, отвечающие за самодисциплину, останутся несформированными. В слове «самодисциплина» есть «само» потому, что это внутренний выбор.
Решение
Когда устанавливаете ограничение, постарайтесь быть доброжелательным, чтобы ребёнок захотел с вами сотрудничать. В этом случае его мозг получит практический опыт достижения более высокой цели.
Дети не чувствуют себя услышанными, они чувствуют себя отвергнутыми
Не только ребёнок не слышит родителей, но и наоборот. Мы не можем заставить детей повиноваться, если только не хотим нанести физический вред или ранить душу. Они должны захотеть сотрудничать с нами. К счастью, дети обычно верят нам и следуют нашим правилам. Пока чувствуют себя услышанными и ощущают, что у них есть хотя бы небольшая возможность контроля или выбора.
Решение
Примите его точку зрения. Если возможно, предоставьте выбор.
«Я тебя слышу, ты говоришь отчётливо и ясно - никакой ванны! Ты действительно не хочешь принимать ванну. Спорим, когда ты вырастешь, ты никогда не будешь принимать ванну, верно? А сегодня вечером тебе нужно помыться. У тебя есть выбор. Ты можешь принять ванну или душ».Иногда мнение вашего ребёнка может убедить вас пойти на компромисс или изменить позицию. Это прекрасно. Просто объясните причины, чтобы ребёнок знал, что ваше мнение изменилось под влиянием его решения, а не упрямства.
Они не чувствуют связи с нами
Когда ребёнок не следует нашим указаниям, это значит, что он не чувствует связи с нами. Почему он ощущает себя отстранённым? Возможно, он был далеко от вас весь день. Или вы потеряли самообладание сегодня утром. Или он злится на вас, потому что у вас всегда на руках малыш. Или вы используете тайм-ауты для поддержания дисциплины. Или просто потому, что он маленький человек в большом мире и это пугает его. И все эти страхи прячутся внутрь и блокируют способность ребёнка стать вам ближе.
Решение
Относитесь к ребёнку доброжелательно, сопереживайте ему - это изменит ваши отношения. Будьте готовы к любым проявлениям эмоций с его стороны, пока однажды он вновь не ощутит тепло. После того как ребёнок выразит эмоции, своё огорчение, которое тяготило его, он вновь почувствует вашу связь.
Дети махнули на нас рукой
Дети ищут поддержки и совета у родителей. Если они убеждены, что мы на их стороне, они хотят радовать нас. Поэтому, если ребёнок ведёт себя вызывающе или между вами возникают стычки, это свидетельствует о том, что ваши отношения нуждаются в укреплении.
Решение
Полчаса особого времени, один на один, ежедневно. Этот способ кажется настолько простым, что большинство родителей недооценивают его. Но я ни разу не встречал ситуаций, где бы он не сработал. Он всегда настраивает детей на сотрудничество. Это осязаемое выражение вашей любви, готовность поставить ребёнка на первое место и обожать его.Смех также помогает укрепить отношения с ребёнком, а небольшая потасовка может стать лучшим способом рассмешить его. Каждому ребенку необходимо смеяться от всей души утром и вечером, чтобы не потерять связь. Когда отношения становятся напряжёнными, смех - самый простой способ сближения.
Они люди
Сила рождает сопротивление. Обычно люди противостоят контролю и дети не исключение. Дети с сильным характером в ответ на давление сопротивляются. Более слабые, напротив, теряют инициативу и способность отстаивать свои интересы.
Решение
Решите, что для вас важнее. Убедитесь, что ваш ребёнок знает, что вы на его стороне и у него есть выбор. Научите его, вместо того, чтобы пытаться контролировать. Если ребёнка слышат, он вырастет человеком, способным думать о себе, вставать на защиту того, что правильно.
В обсуждениях об испорченности детей родителей всегда обвиняют в детском непослушании, как будто послушание является Святым Граалем, к которому нужно стремиться. Но разве вы не хотите воспитать ребёнка, который обладает самодисциплиной и готов сотрудничать? Это кардинально отличается от послушания, где дисциплина навязывается извне. Как сказал Х.Л. Менке: «Поступать нравственно - означает делать то, что правильно, независимо от того, что вам говорят. Слушаться - означает делать то, что вам говорят, независимо от того, правильно это или нет».
Цитата Колберт, открывающая этот пост, взята из статьи, в которой не упоминается ни одна из указанных выше причин, по которым дети не следуют нашим указаниям. Колберт объясняет это тем, что «родители ищут у детей одобрения» и «беспокоятся о том, что навредят… детям, расстроив их».
Это обвинение возникает в каждом обсуждении об испорченности детей, но я просто игнорирую подобные комментарии. Человек, отнёсший восьмилетнего ребёнка в ванную, не побоялся установить ограничение. Но мне кажется, что сын не выполнил его указания, потому что отец сам им не следовал. Он научил своего ребёнка игнорировать его. И, скорее всего, их вечер закончился криками или побоями, что не способствует уважению со стороны ребёнка и укреплению связи между отцом и сыном. И, следовательно, сводит на нет будущее сотрудничество.
Действительно ли доброжелательное установление ограничений требует так много усилий? Только поначалу. Конечно, было бы намного легче, если бы дети немедленно подчинялись нашим указаниям. Но хорошая новость в том, что последовательное выполнение указанных выше способов не только повышает самодисциплину ребёнка. Это воспитывает человека, который знает, что вы тверды в своих решениях и поэтому его не нужно просить несколько раз, чтобы что-то сделать. И теперь вам будет гораздо проще убедить ребёнка принять ванну.
Перевод Светланы Соловьёвой
Ребёнок не слушается, и это порядком осложняет жизнь родителей. Превращение послушного ребёнка в неуправляемого баловника бывает незаметной. Современный темп жизни заставляет наших детей взрослеть быстрей. Причиной этого чаще всего является нарушение эмоциональной связи между ребёнком и взрослым. Проще говоря, родители не принимает всерьёз то, что интересует ребёнка, а он, в свою очередь, перестаёт слышать взрослого.
На самом деле очень важно то, как взрослый разговаривает со своим ребёнком: с какой интонацией и каким тоном. Слова должны быть услышаны, а потому произноситься чётко и весомо. Чтобы ребёнок почувствовал, что всё реально подлежит исполнению, взрослому нужно слова подтверждать поступками. Вот несколько советов о том, как эффективно заставить вашего ребёнка слушаться.
Непослушание - это один из видов протестов
Выработать привычку слушаться
В возрасте трёх и семи лет у ребёнка обычно случается своеобразный отношений, когда ему хочется делать всё наоборот. Другая крайность, если ребёнок безоглядно всех слушается. И то, и другое поведение неправильно. Ребёнок должен отличать значимых для него людей и слушаться только их. Бывает, что ребёнок подчиняется одному из родителей, это значит, что именно его он выбрал своим лидером.
Привычка слушаться - необходимое условие правильного воспитания. Идеально, когда ему ничего не нужно повторять, однако, чтобы достичь такого поведения, необходимо знать особенности детского возраста. Например, стать авторитетом для ребёнка 13-15 лет сложнее, чем любого другого. Здесь главное не упустить момент.
Существующие методы воспитания послушания
Современная педагогика предлагает пошаговый метод, который содержит этапы воспитания от простого к сложному. Если следовать этому методу, то результат обрадует. Хотя метод считается универсальным, оптимально начинать его применение, когда ребёнку исполнилось 2 года, в возрасте 14-15 лет он может не подействовать. Подростку нужно постараться стать советчиком и научить его решать проблемы самостоятельно.
Поручайте ребенку такие дела, которые ему нравятся
Итак, вначале без проявления насилия ребёнок выполняет только то, что хочет сам. Понаблюдайте в этот момент за ребёнком и возьмите на заметку, что ему нравится и к чему он больше всего тяготеет. Например, ваш ребёнок рисует. Похвалите его и попросите нарисовать его что-то. Рисование продолжится, но малыш, сам того не замечая, уже выполняет вашу просьбу. Цель первого этапа в том, чтобы действия ребёнка совпадали с вашей просьбой.
Как приучить детей приходить к вам по первому зову?
5 причин не послушания ребенка в 4 года , попробуйте его каждый раз угощать чем-то вкусным или просто обнимите его и поцелуйте. Не пришёл с первого раза, позовите ещё раз и напомните ему, что приходить нужно сразу.
Срочные дела, как объяснить их важность?
Предположим, что вы играете с ребёнком и действо в самом разгаре, но пришло время и нужно готовить обед. Не молчите, объясняйте ребёнку всё, как есть. Он поймёт, и вы сможете с ним договариваться каждый раз, когда это нужно.
Ведите диалог с ребенком
Что делать если ребёнок капризничает?
Некоторые дети пытаются добиться своего с помощью капризов. Задача родителей на этом этапе остановить капризы и заставить ребёнка услышать вас. Для этого просто нужно перестать потакать ребёнку в его капризах. При этом все домочадцы должны быть заодно, иначе результат достигнут не будет.
В шестилетнем возрасте пора приступать к более сложному этапу. От просьб нужно переходить к требованиям, только не резко, а очень аккуратно. Сначала требуйте то, что ребёнок сделал бы без ваших приказов. Например, вы знаете, что он с удовольствием ходит за хлебом, но не любит выносить мусор. Вы говорите твёрдо: «Сходи за хлебом!», и он послушно выполняет приказ, именно это и нужно. Только не требуйте сделать сразу всё.
Приучаем ребёнка выполнять обязанности
Требования - отдельные задания, обязанности - систематическое. Уже в трёхлетнем возрасте ребёнок уже должен о них знать. Объясните, почему важно выполнять обязанности, и что все взрослые так делают. Расскажите ему, что будет, если люди перестанут выполнять свои обязанности.
Вначале они должны быть несложными, желательно те, которые приносят положительные эмоции. Родители должны знать, что приучить выполнять обязанности непросто и требует времени.
Обязанности должны быть посильные для детей
Самостоятельное решение проблем
Это следующий этап после того, когда ребёнок научился выполнять обязанности. Самостоятельные действия иногда состоят из целого комплекса задач. Например, самостоятельно приготовиться к походу или экскурсии, помочь домочадцам. Это качество пора развивать в 12 лет, и этот этап сопряжён с пониманием понятия самостоятельности. Ребёнок должен понимать, что, выполняя самостоятельные действия, он берёт на себя ответственность, то есть отвечает за свои поступки. Например, ребёнок получил от вас деньги на оплату за электричество. Объясните ему, как важно оплатить эти услуги, чтобы он осознал ответственность и понял, что будет, если он этого не сделает.
Старшие дети должны иметь обязанности по дому
Роль мотивации в воспитании послушания
Нотации и угрозы - малодейственные методы воспитания. Наилучшие способы игровые или соревновательные. Например, превратите уборку в интересную игру. Ваш ребёнок полицейский следователь или кладоискатель. Он исследует территорию комнаты и ищет пропавшие игрушки. Задача: найти все и поместить их на свои места.
Избегайте однообразия. Чем интересней поручения, тем больше они привлекут внимания. Попробуйте поручить ребёнку сделать какое-нибудь действие на скорость. Потом, выполнить всё быстрее, а дальше - побить рекорд предыдущих дней и т. п.
Даже уборку можно превратить в интересную игру
Если в семье есть ещё дети, то между ними можно устроить турнир. Это сделает жизнь детей более разнообразной.
Для того чтобы ребёнок захотел убрать свою комнату, спрячьте его любимую игрушку и скажите, что найти её можно, только убрав комнату.
Как быть с подростком?
Подростки тоже не любят убирать свою комнату. Как заставить ребёнка слушаться в этом случае? Ведь они могут избегать общения со взрослыми, и тем более их просьбы.
Труднее всего контактировать с подростком
Попробуйте мотивировать ребёнка, объясните ему, что с порядком в комнате, у него станет больше порядка в жизни и всё ему будет удаваться гораздо легче. Организованная комната делает его самого более дисциплинированным и подтянутым. Найдите ему пример, достойный подражания. Это может быть кто-то из ваших знакомых, добившийся успехов в жизни или его кумир. Возможно, применение отрицательных примеров, чтобы объяснить, как делать не надо.
Пристыдите ребёнка, скажите ему, что у взрослых успешных людей в доме царит порядок, и он к ним пока не относится.
Подростка надо научить следить за порядком
Попробуйте убрать с ребёнком комнату вместе, разговаривайте с ним, демонстрируя уважение. Только будьте осторожны. Есть риск вторгнуться на чужую территорию, ведь у ребёнка могут быть свои секреты, с которыми он вряд ли захотел бы делиться.
Не требуйте от ребёнка идеального выполнения ваших просьб и требований, это может надолго отвратить от их выполнения. И почаще их хвалите, когда они вас услышали и проявили послушание.
Похожие материалы