Что значит быть воспитателем детского сада. Эссе на тему что значит быть воспитателем детского сада
«Если вы удачно выберете труд и вложите
в него свою душу, то счастье само вас отыщет»
Аристотель
Когда я размышляю о смысле и значении профессии — воспитатель, я вспоминаю притчу.
Путешественник увидел трех рабочих, которые толкали тяжело нагруженные тачки, и спросил каждого о том, что он делает.
Первый ответил: “Толкаю эту тяжелую тачку, будь она проклята”.
Второй сказал: “Зарабатываю на хлеб для своей семьи”.
А третий гордо произнес: “Я строю прекрасный храм”.
Трое рабочих делали одно и то же, но чувствовали себя по-разному. Для первого работа была каторгой, и он был очень несчастен. Второй чувствовал себя опорой и кормильцем семьи. В его ответе — спокойное достоинство. Третий служил прекрасной цели. Он был горд и счастлив.
Счастье человека во многом зависит от того, какой смысл он вкладывает в свой труд, в свою работу и от «влюбленности в свое дело».
К. Гельвеций сказал: «Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников».
Что значит быть воспитателем?
Это значит любить, понимать и чувствовать ребенка, принимать его таким, каков он есть, не подавляя личности, самостоятельности, активности, одним словом, уважать право ребенка – быть самим собой.
ВОСПИТАТЕЛЬ! Я пишу это слово с большой буквы потому, что за семь лет работы в детском саду судьба сводила меня с замечательными людьми, которые были прекрасными педагогами. Я училась у опытных воспитателей нелегкому мастерству. И я поняла, что быть воспитателем огромная ответственность. Такой труд по плечу не каждому, а лишь тому, кто искренне любит своё дело, детей, сам горит и умеет зажечь других. В современной детском саду остались пожалуй, лишь самые преданные своему делу педагоги. Ведь не секрет, что материальная сторона работы воспитателя, не самая перспективная. У каждого работающего в детском саду должна быть душа. Душа воспитателя!
Как все живое тянется к доброму, светлому, так и наши дети любят тех, кто проявляет к ним материнскую заботу, чьи руки согревают их своим теплом. Я стремлюсь создать для своих детей атмосферу любви и радости, сделать их жизнь интересней и содержательней. Я считаю, что воспитатель, который занимается воспитанием детей, должен обладать высокими моральными качествами, глубокими знаниями, культурой и, конечно, уважением и любовью к людям.
Великий педагог Г. Песталоцци, практиковавший педагогику любви, сказал: «Если не любить, то не имеешь права воспитывать».
Действительно, без любви не может быть воспитателя. Любовь воспитателя к детям – это любовь не к избранным, а к каждому ребенку – покладистому и трудному, подвижному и медлительному, дерзкому и вежливому, застенчивому и бойкому.
Кто я сегодня?
Я — родник, бьющий из под земли, и утоляющий жажду тех, кто обращается ко мне. Мне хочется напоить водой каждого, переливаться под лучами весеннего солнца, быть яркой и нужной людям, даря окружающим хорошее настроение.
Мое педагогическое кредо заключается в неустанном труде души, в творении личности. Ведь еще древние говорили: сейте хлеб – это на годы, выращивайте лес – это на десятилетия, занимайтесь воспитанием — это на века.
Вы спросите, для чего мне это нужно? Я отвечу просто – чтобы быть счастливой!
Мошкова Анастасия Петровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Светлячок» , Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево Воспитатель.
В прошлом воспитательниц называли «садовницами» , наверно потому, что считали «дети – цветы жизни» .
Труд воспитателя можно сравнить с трудом садовника, к каждому цветку свой подход: один любит свет, другой прохладу, один – обильный полив, другой и без влаги произрастает прекрасно. Так и в работе воспитателя: каждому ребенку необходимо понимание его личности.
Для чего мы приходим в этот мир? Этот вопрос, наверное, заставляет задуматься многих из нас… Как найти своё, то единственное место в жизни и понять, а правильный ли выбор ты сделал? Что повлияло на этот выбор? Ответ на этот, казалось бы, простой вопрос всегда остаётся загадкой. А может это судьба? У каждого из нас это происходит по-разному…
Я росла в семье, где было много детей разного возраста (племянники и племянницы двоюродных братьев и сестёр) . С малышами я всегда водилась – взрослые доверяли мне погулять с их детьми, а со старшими я устраивала разные концерты для детей и их родителей.
Но тогда я даже не подозревала, что профессия воспитателя станет для меня единственной…
Детский сад – это страна чудес,
Где детский смех слышно до небес!
Детский сад – это праздник души,
Когда видишь, как детки твои хороши!
Детский сад – это радость дня,
Когда знаешь, что дети ждут тебя!
Детский сад – это второй наш дом,
В котором мы каждый день живём.
Детский сад – повторяю снова я,
Быть воспитателем – судьба моя!
Так что же значит быть воспитателем детского сада? Как выяснилось, это очень нелёгкий и непростой труд, это постоянный поиск чего-то нового, это творческий подход, это новые открытия.
И чтобы быть нужной и полезной детям, необходимо постоянно совершенствоваться самой, необходимо желание расти в профессии, как педагог, который со временем, с приобретением опыта становится только мудрее. Сейчас, в связи с реализацией и внедрением ФГОС в дошкольных учреждениях, для педагогов предоставляется больший объём для развития творческих и проектных возможностей, для саморазвития. И только при очень большом желании можно достигнуть наибольших высот.
Быть воспитателем, значит иметь терпение, сострадание, желание видеть детей - «своих детей» . Ведь по сути, это дети, которые не являются родственниками, но про которых начинаешь говорить – «мои дети» , радуешься достижениям каждого ребёнка, пусть небольшим, но его личным победам.
Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и прочее… Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми.
А ещё воспитатель должен уметь работать с родителями, чем теснее налажен контакт с родителями, тем лучше работать с детьми, чувствуя поддержку родителей. Невыносимо слышать, когда родители в раздевалке, начинают унижать своих детей, начинают сравнивать их с другими, не дают возможности детям высказаться, и просто - не понимают их… Очень приятно, когда родители откликаются на просьбы воспитателя, прислушиваются к его рекомендациям, понимают значимость совместного воспитания детей. Ведь только совместными усилиями можно воспитать личность, которая будет уважать старших, любить родителей и не будет обижать животных.
Но главное – воспитатель должен уметь любить детей, причём – всех своих детей, не смотря на то, что все они разные - каждый со своим характером и причудами, и чувства вызывают разные. Ко всем своим воспитанникам нужно научиться относиться объективно, ведь за каждым характером скрывается личность, которую нужно помочь развить.
Быть воспитателем - это значит, по- матерински окружить заботой, нежностью, лаской и вниманием сразу более двадцати малышей, а в ответ получить бурю эмоций и новый заряд позитива. Рядом с детьми – постоянно забываешь о своём возрасте, кажется, ты только пришла работать – очень юная, весёлая и энергичная. И так будет всегда…
Ты видишь улыбки детей и счастливые лица их родителей. И хочется верить, что отдавая частицу себя, вкладывая частицу своей души и своего сердца в каждого ребёнка я делаю этот мир добрее и лучше…
Нуриева Загира Сагдиахметовна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБОУ СОШ с.Нижние Лемезы
Населённый пункт:
муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
Наименование материала:
доклад
Тема:
"Что значит быть воспитателем?"
Дата публикации:
13.01.2018
Раздел:
дошкольное образование
ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ?
«Умение воспитывать - это все таки искусство, такое же
искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо
писать картины».
А. С. Макаренко .
Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который
встречается детям на их жизненном пути. Воспитатели - люди,
которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не
пустят их в свой мир. Самое главное в нашей профессии - любить
детей, любить просто так, ни за что, отдавать им своё сердце.
Для меня моя профессия - это возможность постоянно находиться в
фантазии.
осознаёшь
значимость
профессии
воспитателя,
распахнутые
навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой
взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти
детские глаза понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая
вселенная,
закладываешь
характеров,
поддерживаешь
своего сердца.
Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании.
Эффективность воспитания достигается тогда, когда воспитатель
внимательно
относится
воспитательному
процессу,
постоянно
педагогика стала главной причиной отчуждения воспитанников от
воспитателей. Лишь на возрождении простых человеческих чувств
– любви и милосердии – должен строиться процесс воспитания.
Знаменитый швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци, по
биографа,
самозабвения».
воспитания,
Песталоцци,
развитие
способностей человека в соответствии с законами природы, т. е.
когда «сердце хочет верить и любить, а ум – мыслить». Манеру
настоящего
педагога
отличает
простота
внутренней
разборчивое
отношение
средствам
воспитания,
сочетание
методов с новыми. Подлинный мастер все время думает над тем,
отношений
способствовала
развитию
задатков
способностей
творческих,
созидательных
коллективе.
Воспитательная
деликатной,
незаметной,
возможно
во спитанника.
Воспитательный
искусством,
в ы раж ает ся
сво еоб раз и е
ли ч н о сти
во сп и т ателя,
индивидуальности,
характера,
отношения
воспитанникам.
Существует
подлинным
мастером-учителем
стать лишь талантливый человек, педагог от рождения. Почти все
люди наделены самой природой качествами воспитателей. Задача
состоит в том, чтобы научить педагогическому ремеслу.
Актуальность : ребёнок отличается от взрослого не просто
количественными
показателями
возрастными,
психическими,
индивидуальными
особенностями.
Воспитателю
необходимо
особенности
возраст а.
Сотрудничество семьи, детского сада - один из ведущих принципов
воспитания подрастающего поколения. При отсутствии единства –
нарушается весь воспитательный процесс. В современное время,
когда дети получают гораздо больше информации из всевозможных
источников, учитывать особенности всех детей необходимо, иначе
произойдёт полное непонимание, агрессия, потеря интереса друг к
Проблема : для правильного управления развитием личности,
воспитатели
классификации
периодов
человеческой
Периодизация
основывалась на выделении психолого-возрастных особенностей
Психолого-возрастными
особенностями
называются
характерные
определённого
физиологиче ские
психиче ские
каче ства.
П о с кол ь ку
биологическое и духовное развитие человека тесно связано между
соответствующие
возрасту
изменения
наступают
психической
педагогики
учреждений
наибольший
представляет
периодизация,
охватывающая
жизнь и развитие ребёнка дошкольного возраста. В наше время
взрослеют,
понимание, вот одна из главных задач воспитателя и всех педагогов,
которые работают с детьми.
Методы, формы, приёмы работы с детьми.
Основными
методами
изучения
психолого-возрастных
особенностей
детей
являются :
наблюдения,
Основной путь - это изучение или получение информации о семье
семейной
обстановке.
изучения
воспитатель должен выяснить его психологические особенности,
родителям
разобраться
действиях
трудности,
возникают.
Распространённой
воспитателя является то, что он начинает поучать, давать советы, а
не помогает выяснить причину. Неумение разобраться в возрастных
особенностях детей, влечёт к назойливым нотациям, нравоучениям,
наказаниям, что отдаляет воспитателя от воспитанников, родителей
от ребёнка и полному непониманию друг друга.
Совет начинающему воспитателю :
Беседа с родителями должна быть продумана, определена цель,
воспитатель должен знать психолого-возрастные особенности детей
данного возраста. Нельзя начинать разговор с родителями с жалоб и
необходимо
выдержанной,
терпеливой
доброжелательной.
показать
постепенно перейти к вопросу, который вас интересует и вместе
выработать
определённую
Анкетирование
помогает
получить
интересующий воспитателя материал. Так можно узнать о многих
важных вещах, которые воспитатель должен знать о ребёнке. Самое
главное, чтобы эта информация не вышла за определённые рамки.
Через правильно составленные вопросы в анкеты для родителей, вы
можете получить много информации для работы. Учитывая возраст
ребят, каждый воспитатель должен разрабатывать индивидуальные
планы работы с определёнными группами детей или отдельно с
характер
указаний,
тщательно продумываться для категорий разновозрастных детей, не
оскорблять
личность (т. е. самого ребёнка или его семью)
Дети, переступившие порог детского сада, часто изменяются.
изменениями
деятельности,
отношениях с другими ребятами.
Поэтому в это время важно проводить много бесед с детьми,
игр, игровых моментов. Во время бесед, игр возникает тесный
воспитателем
ребёнком,
воспитатель
замечать только хорошее в ребёнке, он должен тактично, учитывая
маленького
воспитанника,
начинайте
послушной, исполнительной и т. д.
Не кричите, и не требуйте, чтобы ребёнок сделал так, как Вы
хотите, может он на многие вещи смотрит своими глазами, дайте
ему высказаться.
Ознакомьтесь ещё раз с возрастными особенностями тех детей, с
которыми Вы работаете, и не входите в группу с одним и тем же
настроением.
Поговорите с ребёнком, который у Вас вызывает беспокойство один
на один, дайте ему высказаться.
Помогите самой себе разобраться, что Вы хотите и постепенно,
шаг за шагом стремитесь к этой цели.
Подойдя к детскому учреждению, помните, что все дети-личности,
их надо любить и понимать.
Воспитатель детского сада является первым чужим человеком, с которым сталкивается ребёнок в раннем детстве и от которого во многом зависит становление детского характера и формирование положительных качеств. Именно воспитатели детских садов формируют самосознание будущего гражданского общества страны. Ценность специалистов данной профессии переоценить невозможно, потому что они безвозмездно дарят искреннюю любовь и материнскую заботу своим воспитанникам во время их пребывания в детском Труд и силы, которые вкладывает дошкольный воспитатель в детей, неоценимы.
Представления о воспитателе
● При организации деятельности особое внимание уделяется созданию безопасной окружающей среды, которая не должна вредить здоровью детей, как физическому, так и психологическому.
● Организации познавательной деятельности детей также отведено важное место в работе воспитателя. К ней относятся не только специально организованные занятия, но и свободная деятельность малышей.
● Воспитатель - это человек, умеющий разрабатывать для каждого ребёнка индивидуальный маршрут развития на основе оценки его знаний и умений в настоящее время.
● Чтобы работать детским воспитателем, необходимо уметь разрабатывать коррекционные планы развития детей с особенностями в развитии.
Перечисленные требования являются наиболее главными, но это далеко не весь список правил, которых должен придерживаться детский педагог в своей работе.
Получение профессии воспитателя детского дошкольного учреждения
Чтобы стать воспитателем, необходимо пройти специальное обучение. Людей данной специальности подготавливают в ВУЗах, где есть факультет По этому направлению также можно получить степень бакалавра.
После окончания обучения, в том случае, если вы пойдёте работать по специальности, у вас будет небольшая заработная плата. Со временем она будет незначительно повышаться в зависимости от стажа и опыта работы, а также вашей категории. Специалистов со стажем работы часто приглашают в частные дошкольные заведения, где зарплата значительно больше по сравнению с государственными детскими садами.
Рабочее место воспитателя
Актуальной формой охраны труда воспитателя детского сада является места. Она проводится с целью выявления неблагоприятных факторов и их устранения. Решить эти вопросы можно лишь при тщательном анализе рабочей среды. Во время проведения подобных мероприятий внимание обращается на соответствие рабочего места гигиеническим нормативам. Особенно внимательно анализируется степень травмоопасности на рабочем месте и наличие средств коллективной защиты.
Вредные факторы на рабочем месте воспитателя
Вредные факторы в детском саду могут быть биологическими и физическими. Среди биологических выделяют бактерии и микроорганизмы. К физическим относится микроклимат, освещённость, влажность и прочее.
При обнаружении на рабочем месте воспитателя нескольких вредных факторов группу закрывают на карантин. Это необходимо для устранения всех неполадок и создания оптимальной среды для развития и обучения дошкольников, а также для создания оптимальных условий для работы детского воспитателя. Кроме представленных выше отмечается ещё химический фактор. К нему относятся различные смеси и химические вещества. По причине того, что в дошкольных учреждениях тщательно следят за порядком в каждой группе, данный фактор встречается крайне редко.
Елена Ставцева
Эссе «Что значит быть воспитателем детского сада»
Вот уже более 22 лет я с детьми. Годы пролетели незаметно. За это время успела поработать с детьми разного возраста : и со школьниками, и с дошколятами, и с малышами. Сколько детишек за это время я узнала, сколько характеров изучила, сколько радости испытала от общения с ними, сколько сложных задач мы решили вместе с моими маленькими друзьями, сколько игр было сыграно.
«Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им
стать взрослыми, надо принимать их как
повторение своего детства ,
чтобы совершенствоваться
самому, надо, наконец, жить жизнью детей,
чтобы быть гуманным педагогом »
Ш. А. Амонашвили
Непросто было вернуться в детский сад . Всё изменилось – образовательная программа, терминология, планирование образовательного процесса и организация жизни ребенка в ДОУ, появилась необходимость использовать инновационные и информационные технологии и многое-многое другое. Впереди нас ждет внедрение Федеральных Государственных Стандартов дошкольного образования в соответствии с новым Федеральным Законом «Об образовании в РФ» . Наверное, самое сложное сейчас – найти ориентиры в своей работе, не утонуть в потоке информации. В горе методической литературы найти драгоценные крупицы, суметь их проработать и адаптировать для себя и своих малышей.
Мне повезло. Я работаю в чудесном коллективе, где поощряют творчество, инициативу, активность, помогают словом и делом. Когда работа становится «вторым домом» , где тебя выслушают и поддержат в начинании, стремишься заслужить уважение, преодолеть трудности и стать настоящим современным педагогом.
Да, в нашей работе не все радужно и безоблачно. Быть воспитателем - это не только серьезная ответственность за жизнь и здоровье ребят, но и кропотливый труд, требующий больших усилий и затрат, душевных и физических. Иногда, устав до изнеможения, я сама себе задаю вопрос : «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? Любовь детей ко мне?» Да, безусловно! Но в первую очередь – ощущение того, что я нужна этим детям, что я интересна им.
Есть такая профессия – воспитывать и учить детей . Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей. Правы, наверное, и те и другие, и, может быть , именно оттого что есть такие разные подходы к жизни, к работе, образование постепенно, без рывков и скачков, идет вперед.
Стремительно меняется время, в котором мы живем. Волей-неволей человеку приходиться подстраиваться под его все ускоряющийся ритм.
Даже детство современного малыша наполнено новым содержанием по сравнению с тем, что было несколько десятилетий назад. Ребенок XXI века очень рано знакомиться с первыми представлениями о науке – уже в детском саду осваивает её азы.
Развитие социальной компетентности детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления российского дошкольного образования и требованиями государственного стандарта.
Педагог, взявшийся за реализацию этого направления в воспитании дошкольников , должен в полной мере осознавать, что он будет выступать для них не только как Учитель, но и как Человек (то есть носитель определенных нравственных ценностей) . Невозможно развивать у детей уверенность в себе, оставаясь невнимательным к их чувствам и переживаниям. Без собственной убежденности в том, что каждый человек, в том числе и ребенок, имеет право на свое мнение, свои желания, нельзя научить детей быть доброжелательными и терпимыми друг к другу. Взаимодействие педагогов с детьми, их общение происходит постоянно, начиная уже с того момента, как ребенок переступает порог детского сада . Воспитатель в группе – самый главный человек для маленького ребенка. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю , наделяет его неприкасаемым авторитетом, и всеми достоинствами : умом, красотой, добротой. Это не удивительно, поскольку вся жизнь ребенка в детском саду зависит от Главного Взрослого.
И мы педагоги дошкольного образования ищем пути создания условий, в которых будут новые возможности для раскрытия способностей ребенка, его полноценного развития, организуем образовательный процесс таким образом, чтобы осуществлялось эффективное взаимодействие между семьей и педагогическим коллективом, в полной мере реализовывались права ребенка.
Быть воспитателем - огромная ответственность, но и огромное счастье. Ведь суть профессии – дарить ребенку знания об этом красочном мире, развивать в нем способности.
Я часто думаю о том, что бы я делала без этих маленьких «почемучек» , без их горящих глаз. Наверное, не случайно так распорядилась судьба и привела меня в детский сад . Теперь это мой дом, в котором меня ждут, любят, ценят, в который я спешу с интересными идеями и хорошим настроением. Я думаю, что только профессия педагога дает волю буре чувств и эмоций, почву для размышления, для творчества.
Каждый педагог избирает свои ориентиры и направления в работе. Поиск собственных решений труден, может быть , именно поэтому так полезно, принимаясь за что-то новое, посмотреть, как работают и добиваются своих целей другие. «Полезно все, что кстати, а не в срок» , - устами одного из своих героев говорил В. Шекспир.
Воспитатель для меня – это не просто профессия, это - состояние моей души. Выбранная мною профессия, заставляет меня все время двигаться вперёд, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности, даёт возможность окунуться в атмосферу счастливого Детства .
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Я считаю, что мы с вами дорогие коллеги не должны этого бояться, мы должны идти вперёд и только вперёд, быть готовыми к переменам, к нестандартным трудовым действиям, должны быть ответственными и самостоятельными в принятии решений, искать новые инструменты для своей работы.