Камешки марблс в развитии речи детей. Мастер-класс для педагогов «Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи Игры с детьми овз камешками марблс
Оксана Волкомурова
С ребенком надо делать все через игру…
Д. Б. Эльконин
Цель : организация коррекционной работы по развитию речи посредством камешков Марблс .
Задачи : познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, с камешками Марблс , которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей .
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Развитие мелкой моторики у детей является одним из средств развития речи . По мнению известного философа Канта : «Рука - это выдвинувшийся вперед человеческий мозг» .
Камешки Марблс , являются замечательным средством развития мышления , речи , общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в работе с детьми , имеющими нарушения речи , так как позволяет решить широкий спектр задач :
Развитие мелкой моторики
Упражнение в ориентировке на плоскости листа
Упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными
Обогащение словарного запаса, упражнение в употреблении предлогов, наречий , прилагательных, глаголов
Развитие связной , фразовой речи , эмоциональной лексики
Упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы и многое другое.
Камешки Марблс пособие , которое способствует реализации принципа интеграции образовательных областей.
Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.
Применение камешков "Марблс " в работе логопеда - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.
В логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста советую применять камешки Марблс . На индивидуальных логопедических занятиях использую разнообразные задания с камешками Марблс , учитывая поставленные цели и задачи в устранении речевого дефекта воспитанников.
1. «Веселый счет»
2. «Волшебный мешочек»
3. «Выложи звуковую дорожку»
4. «В поисках буквы»
5. «Лабиринт» (на автоматизацию звука Л)
6. «Выложи по образцу, по контуру»
7. «Знакомство с буквой»
8. Игра «Жадина»
9. «Узнай звук» и многие другие игры, с которыми вы можете познакомится в данном пособии.
Многие игры придуманы мною такие как : «Встань в ряд» , «Кто в каком вагоне поедет?» , «Буква сломалась» , «Волшебные дорожки»
Практическая часть
Логопед : Давайте и мы с вами побываем в роли волшебника.
У вас на столах приготовлены листы бумаги, разного цвета и камешки Марблс . Сейчас мы с вами пофантазируем.
Педагоги выкладывают картину при помощи камешков на определенную тему : «Морское дно» и «Домик в деревне» .
Затем педагоги должны придумать как можно больше игр по данной картинке, которые они могли использовать во время индивидуального или фронтального занятия.
Например : 1. Ориентировка в пространстве
2. Согласование прилагательных с существительными
3. Согласование числительных с существительными
4. Составление предложений с предлогами, с заданным словом.
5. Игры на развитие памяти , внимания.
(«Какого цвета были рыбки» )
Второе задание :
Педагоги выкладывают камешками слова с карточки (солнце, очки, морковь) и по первым звукам этих слов называют слово, которое придумал логопед.
Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения, для релаксации. Помогают развитию сенсорных способностей, мелкой мускулатуры рук, внимания, речи , памяти, мышления детей. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию : радость, улыбку, положительные эмоции. А если эти задания еще и доступны по возрасту, тогда у нас в кабинете праздник.
В конце мастер-класса педагогам предлагается выложить веселый смайлик, если мастер-класс понравился .
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам использование в своей работе разнообразных методов и приёмов для всестороннего развития каждого ребенка .
Публикации по теме:
Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ. Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в.
Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста – она должна быть содержательно – насыщенной, вариативной,.
Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей Тема: «Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей дошкольного возраста» Мурсалимова Светлана Агзамовна. Проблема развития.
Мастер-класс для педагогов «Логоритмика в работе с детьми» на тему: «Логоритмика в работе с детьми» Цель мастер-класса: Обратить внимание педагогов на значение логоритмики для развития детской речи.
Мастер – класс. Подготовила и провела воспитатель I квалификационной категории Дегтярева Наталия Николаевна. Тема: Использование песочной.
Цель: познакомить педагогов со способами применения метафорических ассоциативных карт в работе педагога - психолога. Задачи: - ознакомить.
Государственное казённое образовательное учреждение Свердловской области
«Серовская школа № 1, реализующая адаптированные основны общеобразовательные программы»
«Использование камушек Марблс при обучении детей с ОВЗ»
учитель начальных классов
ФЕДОРОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА
Цель: организация коррекционной работы с детьми с ОВЗ по посредствам камешков Марблс.
Основным и главным видом деятельности в жизни ребёнка является игра.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития ребенка. Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
И поэтому процесс обучения должен проходить в игровой форме. Работа с ребёнком должна быть игровой, эмоционально приятной, разнообразной. Возникает необходимость использования сочетания в коррекции у детей различных способов вариативности традиционных (пальчиковая гимнастика…) и нетрадиционных игровых приёмов и средств, например, применение камушек Марблс.
Что же такое Марблс?
Марблс - это сияющий стеклянный шарик сплюснутой, круглой, овальной или другой формы. Далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Камушки Марблс могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.
Игры с шариками Марблс - это и физическое, и умственное развитие ребенка. Они тренируют мелкую моторику рук, ловкость, глазомер и координацию движений. В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов руки к речевым двигательным центрам.
Шарики Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с шариками Марблс - это физическое и умственное развитие ребенка. Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции. Помогает педагогу привлечь внимание детей к заданию.
Увеличение числа обучающихся с множественными сложными нарушениями развития заставляет педагогов искать, применять новые методы и формы работы. Применение камушков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей, позволяющий работать в разных направлениях, на разных учебных предметах
Использование шариков Марблс на практике решает следующие задачи:
1.Развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
2.Формирование правильного захвата шарика кистью руки.
3. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук
4. Развитие тактильных ощущений
*Игра «Сухой бассейн» * Игра «Золушка»
1. Разбери по цвету.
2. Разбери по форме.
3. Разбери по размеру
5. Развитие пространственных представлений
И гра «Выложи по контуру» (изучение лексических тем, геометрических фигур и т.д.)
* Игра «Вверх-вниз, вправо-влево»
6. Формирование представления о буквах и звуках
*Игра «Зеркало»
Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались- где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
*Игра «Знакомство с буквой»
*Игра «Строители»
7. Развитие лексико- грамматических понятий
*Игра «Назови ласково»
Поможем Лунтику добраться до домика, построив дорожку из камешков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: фонарик, столик, домик и т.д.
*Игра «Волшебный мешочек»
Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д.; жёлтый камешек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.
8. Развитие фонематического слуха и восприятия
*Игра «Услышь звук»
Прослушай слова и выложи в каждой схеме позицию заданного звука в слове. Например: в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, в слове кошка - звук ш слышим в середине слова …
*Игра «Волшебный мешочек»
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (красный-гласный звук, синий — согласный звук).
*Игра «Буквы»
Фишки-камешки выкладывать под картинками, или под буквами.
С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?
Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
На каком месте находится звук (в начале, середине, конце?)
Сколько в слове гласных, сколько согласных звуков?
*Игра « Сосчитай, не ошибись»
Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков.
Сравнивает слова: где камешков больше? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
9.Развитие связной речи
*Игра «Составь предложение»
Составление предложения с заданным словом, или по картине.
Составь предложение из 2х, 3х, 4х слов.
Составление предложений с предлогами.
10.Работа со сказками, литературными произведениями
Из какой сказки этот герой?
Выложи его по контуру.
Положи камушек синего цвета
на отрицательного героя сказки.
11. Формирование математических представлений и понятий
*«Цифра и число» * «Больше, меньше, столько же»
* «Длиннее, короче»
*«Большой, маленький»
* «Геометрические фигуры»
12. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления
*Игра «Четвёртый лишний» * Игра «Продолжи ряд»
*Игра «Найди и закрой»
13.Развитие фантазии ребёнка
Работа с камушками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение учащихся. Повышают речевую активность детей. Данные игры могут быть использованы на разных этапах уроков и занятий, при работе со всем классом или индивидуально.
Виолетта Никулина
Использование камешков Марблс в работе логопеда
Использование камешков Марблс в работе логопеда .
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
В. А. Сухомлинский
Новые ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это : создание среды содержательно – насыщенной, вариативной, доступной; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа; организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества.
Я представляю материал, отвечающий всем требованиям ФГОС, который можно использовать в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста – это камешки Марблс .
Камешки Марблс - это потомки глиняных камешков , которыми играли древние люди многие тысячи лет назад. Марблс - в переводе означает «мраморный» . Камешки Марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков.
В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.
Главная цель использования камешков «Марблс » на логопедических занятиях - это развитие мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами.
Задачи :
коррекционно-образовательные :
Формирование правильного захвата шарика кистью руки.
Обогащение и актуализация словаря, упражнение в употреблении предлогов , наречий, прилагательных, глаголов.
Профилактика дисграфии.
Закрепление знаний цветов.
Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
Формирование звукового – буквенного анализа и синтеза.
Формирование слогового анализа и синтеза .
коррекционно-развивающие :
Развитие грамматического строя речи.
Развитие сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.
Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.
Развитие ориентировки на плоскости листа.
Развитие глазомера, тактильных ощущений, эстетического восприятия.
Развитие фантазии ребенка.
коррекционно-воспитательные :
Воспитание коммуникативных навыков.
Я хотела бы Вас познакомить с играми с использованием камешков Марблс .
1. Развитие тактильной чувствительности.
Игра «Сухой бассейн»
Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс , среди которых -мелкая игрушка. Логопед предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.
Вариант 2. У ребенка глубокая чаша наполненная крупой, в которой находится шарики марблс . Логопед предлагает ребенку найти и на ощупь описать их.
Игра «Золушка»
Логопед предлагает ребёнку разобрать камешки :
Вариант 1. Разбери по цвету.
Вариант 2. Разбери по форме.
Вариант 3. Разбери по размеру.
2. Развитие пространственных представлений.
Игра «Вверх-вниз, вправо-влево» .
Логопед предлагает эталон разложенных камешков на плоскости , ребенку необходимо повторить рисунок и назвать где и какой камешек находится .
Логопед предлагает ребёнку на слух распределить камешки на листе бумаги . Например : положите красный камешек в центр листа . Синий - в левый верхний угол, желтый - в правый верхний угол, зеленый - в правый нижний; белый- в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию или через устный контроль.
3. Работа по коррекции дисграфии.
Игра «Зеркало» .
Детям рассказывается история о буквах - модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.
Игра «Знакомство с буквой» .
Логопед предлагает выложить буквы по контурам, по образцам, или самостоятельно.
Игра «Строители» .
В этой игре ребёнку необходимо восстановить сломанные буквы, слоги.
4. Обогащение словарного запаса.
Игра «Выложи по контуру»
Можно использовать камешки Марблс при изучении лексических тем, геометрических фигур и т. д.
Логопед предлагает ребёнку :
Выложить камешки по контуру картинки .
Заполнить картинку камешками .
5. Развитие грамматического строя речи.
Игра «Назови ласково» (можно использовать эту игру и на автоматизацию звуков)
Логопед предлагает ребёнку помочь девочке Рае добраться до домика, построив дорожку из камешков , называя при этом слова ласково.
Например : ребёнок называет рак – рачок и кладёт на картинку камешек .
Игра «Волшебный мешочек»
В этой игре ребёнку нужно достать камешек любого цвета из мешочка и соотнести цвет с предметом, изображённым на картинке, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак :
Например :
Зелёный камешек - зелёный огурец , лук, крокодил и т. д.
Жёлтый камешек - жёлтая репка , жёлтое солнце, и т. д.
Игра «Жадина»
Логопед рассказывает историю про ёжика «Жадину» , он про все предметы говорит : Мой/моя/моё/мои. Дети называют картинку, используя правильное местоимение, потом кладут камешек в клеточку . Игра продолжается до тех пор, пока не закроются клеточки камешками .
Например : моя груша, моё ведро и т. д.
6. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Игра «Мягкий или твердый?»
В этой игре детям нужно проговорить слоги/слова за логопедом и поселить камешки определённого цвета в нужный домик (Синие камешки в домик с синей крышей, зелёные камешки в домик с зелёной крышей).
Игра «Услышь звук»
Логопед просит ребёнка назвать картинку и определить позицию заданного звука в слове с помощью схемы и камешка .
Например : в слове шапка-звук ш слышим в начале слова, поэтому кладём камешек в первую клеточку .
Игра «Звуковой мешочек»
Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет - твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный - мягкий согласный звук).
7. Развитие звуко-буквенного анализа слов.
Дети с помощью камешков выполняют звуковой или звуко – буквенный анализ слов. А затем логопед задаёт вопросы :
С какого звука начинается слово? Гласный он или согласный?
Какие еще слова можно придумать с этим звуком?
На каком мест находится звук (в начале, середине, конце?
Сколько в слове гласных, сколько согласных?
8. Развитие слогового анализа и синтеза слов.
Игра «Сосчитай, не ошибись»
Ребенок делит слова на слоги с одновременным выкладыванием камешков . А затем сравнивает слова : где камешков больше ? Какое слово самое длинное? Какое слово самое короткое?
9. Развитие связной речи.
Игра «Составь предложение» .
Логопед предлагает составить предложение с заданным словом или по картине и с помощью камешков показать это на схеме. После этого просит ребёнка сосчитать сколько слов в предложении.
10. Автоматизация и дифференциация звуков в слогах, словах.
Игра «Помоги бабочке долететь до цветка»
Логопед просит ребёнка помочь бабочке долететь до цветка. Для этого нужно правильно назвать картинки и выложить камешки по дорожке .
Игра «Помоги двум друзьям встретиться» .
Эта игра направлена на дифференциацию звуков. Логопед даёт такое задание : например : Ира любит слова в которых есть звук Р, а Володя в которых есть звук Л. Проговори слоги/слова за мной, выкладывая камешки Ире , или Володе и помоги друзьям встретиться. (можно с картинками)
Лабиринты на автоматизацию и дифференциацию звуков
Ребёнок передвигает камешки по картинкам , чётко проговаривая слова
Передвигаем камешек по картинкам , четко проговаривая слова.
Данные игры способствуют повышению речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых , индивидуальных занятиях, так и в свободной деятельности детей.
«Давай поиграем с тобой в маленького волшебника», - так я часто начинаю свои занятия. Мы будем рисовать, но рисовать не карандашами и красками, не мелками и фломастерами, а разноцветными камешками. Перед ребенком выкладываю разноцветные камешки Марблс, и ребенок начинает свое волшебство.
Помню, как пришли детки из средней группы. Первые работы маленьких волшебников были очень скромными. Дети могли выложить змейку, тропинку,червяка, цветочек без стебелька, круг, треугольник.
Но, так как интерес, к ярким камешкам у детей с каждым занятием проявлялся все сильнее, решила включить этот вид работы в свои занятия регулярно.
Работа с камешками развивает мелкую моторику, речь, мышление, творчество, воображение, и другие психические процессы.
Использование в работе с детьми разноцветных блестящих камешков - шариков успешно развивает фантазию и творчество воспитанников.
Способы развития мелкой моторики с помощью камешков марблс - это игры и игровые упражнения, описанные в работах: " " , " " .
Данные приемы работы можно использовать, как индивидуально, так и на подгрупповых занятиях.
«Сортировка камешков по форме, цвету и величине»
«Сделай рисунок по образцу»
«Дорисуй предмет»
«Укрась полянку»
«Нарисуй любимую игрушку»
«Составь узор»
«Выложи букву»
Игра «Найди предмет». Найди игрушку правой, а затем левой рукой. Поиск игрушек усложняется с закрытыми глазами.
«Оживи фигуры»
«Мы творим чудеса»
Использование камешков марблс для сенсорных коробок.
Сенсорная коробка с камешками марблс - является хорошим релаксатором, настраивает на интересную и увлекательную игру.
Говорим и отдыхаем,
Камешки перебираем,
Разные - разные:
Голубые, красные,
Желтые, зеленые,
Легкие, тяжелые.
Раз, два, три, четыре, пять,
И цвета запоминать.
Громко четко говорим,
Говорим и не спешим,
камешки в руках сжимаем,
до пяти с тобой считаем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторяй за мной опять.
Подгрупповая работа.
На логопедических занятиях дети договариваются между собой о том, что они будут строить.
Самостоятельная работа длится до 10 минут, затем с опорой на рисунки составляют рассказ.
Здравствуйте, друзья!
Несмотря на приближающиеся каникулы, не будем забывать о необходимости развивающей и коррекционной деятельности. Поэтому сегодня мы поговорим об удивительном нетрадиционном способе упражнений, помогающем семьям с подобными затруднениями, расскажем, как применить камушки марблс в работе логопеда. Предлагаемые методики просты и могут применяться родителями в домашних условиях. Ведь речь – в числе самых важных свойств человеческой психики, без нее невозможна правильная коммуникация, трудности в общении не позволяют детям полноценно социализироваться, вписаться в компанию сверстников и взрослых.
Для любого человека полезны речевые тренировки, а если малыш испытывает трудности и имеет нарушения речи, то коррекционная работа должна быть длительной и регулярной. Ведь задержка развития языка и речи (ЗРР) приводит к нарушению межличностного взаимодействия, развития интеллекта, мышления. По данным статистики от разнообразных нарушений речи страдает каждый четвертый! Не устраненные проблемы на дошкольном этапе постепенно дадут осложнения в школьной деятельности: неуспеваемость, слабое владение материалом, и как следствие – утрата интереса к учебе и низкая мотивация и самооценка.
В магазинах сувениров или флористических отделах можно увидеть стеклянные вазы, наполненные красивыми переливающимися стеклянными округлыми или овальными предметами разной величины. Это и есть марблс. Название свое они получили от английского слова, означающего «мрамор». Ведь во времена Древней Греции камушки для забавы изготавливали именно из этого материала, хотя иногда их делали из глины и керамики. В настоящее время популярны стеклянные. Современные дизайнеры широко используют их для декорирования и оформления интерьеров, цветочных композиций, сервировки стола.
Еще они применяются в аквариумистике, для наполнения и создания красивой атмосферы в аквариумах, ведь в воде необычная окраска переливается перламутром. Но благодаря своей гладкой лакированной поверхности и насыщенным ярким цветам стеклянные шарики так привлекательны для развлечения. Занимается этим не только детвора, но и взрослые, устраивая настоящие соревнования и мировые чемпионаты. Промышленностью выпускаются специальные коллекционные экземпляры, полупрозрачные, с рисунком или специальными включениями в виде травинок, насекомых и т.д.
Марблс бывают объемными шаровидными и плоскими – овальными или круглыми, прозрачными как слеза и мутными, окрашенными и в разводах, для использования в логопедии подойдут любые камешки.
Речевые методики тесно связаны с формированием мелкой моторики, стимуляция кончиков пальцев помогает активизироваться центрам в головном мозге. Кинестетические ощущения направляют и координируют действия всех систем организма: костно — мышечной, нервной. Умение управлять своими пальцами, выполнять точные движения формируется постепенно, начиная с периода новорожденности.
Моторные навыки совместно со зрительными реакциями позволяют овладевать новыми умениями и знаниями, способностью анализировать, обобщать. Поэтому любые забавы, связанные с тактильной чувствительностью, массажными движениями помогают тренировать мышление, воображение, память. Параллельно развивается пространственная ориентация, концентрация внимания, зрительное сосредоточение, самоконтроль.
Важно! Причин ЗРР множество — от психологического замедления темпов до тяжелых неврологических заболеваний, тугоухости и т.д. Поэтому, как только вы заметили отставание у вашего крохи – сразу же обращайтесь к специалистам: педиатру, неврологу, психологу, логопеду. Чем быстрее будет поставлен правильный диагноз и начнется всестороннее комплексное лечение, тем успешнее будет результат.
Занятия от года до трех
В возрасте от 1 года до 3-х преимущественным направлением становится сенсорика и звукоподражание. На данном этапе важно заметить низкие темпы психического и психологического прогресса и направить усилия на коррекцию и выравнивание замедленных темпов. Правильно и своевременно организованная коррекционно – педагогическая и логопедическая помощь дает возможность ребятишкам с задержкой в развитии догнать своих сверстников. Приведем некоторые примеры игр с камушками марблс.
- В просторную емкость насыпьте разноцветные стекляшки. Предложите перекладывать каждый в другую тарелку или мисочку. Делать это можно руками, ложечкой или ситечком, словно вылавливать рыбку.
- Среди блестяшек спрячьте маленьких пластмассовых или резиновых животных. Пусть малыш запустит руку и найдет фигурку на ощупь. Вытаскивая – называйте животное, рассказывайте как оно говорит, стимулируйте кроху произносить следом за вами. Можно побеседовать о том, где живет это животное, чем питается, применяя уменьшительно-ласкательные суффиксы – образовать новые слова.
- «Покорми меня» — расставьте фигурки животных или кукол вокруг, возле каждой поставьте маленькую тарелочку и предложите покормить «гостей», накладывая ложкой в каждую тарелку «угощение». Для деток постарше можно усложнить задание, предлагая выбирать в каждую тарелочку угощение заданного цвета.
- Если у вас стеклышки разной величины – используйте для формирования понятия «большой – маленький», сортируя по размеру в несколько стаканчиков.
- Начало математических знаний в раннем дошкольном периоде: соотношение «один – много», обыграйте с помощью вырезанных из картона птичек: «сколько зернышек мы дадим этой птичке – одно, а другой?».
- Из плоских овалов удобно строить дорожку – красного, желтого, синего цвета или с чередованием двух или более и соблюдением последовательности – такое задание хорошо тренирует внимание.
- Выложите различные простые геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник.
- Совместите игру с лепкой – вдавливать в пластилин или глину гладкие блестяшки очень весело и полезно для пальчиков, а если слепить фигуру, то можно ее еще и украсить.
Важно! Не позволяйте маленьким детям оставаться без присмотра родителей. Особенно если ваш сынок или дочка любят все тянуть в рот. После занятий обязательно убирайте в недосягаемое место, во избежание проглатывания.
Игры для старших деток
После трех – четырех лет можно сделать упор на правильность произношения, совершенствование фонематического слуха, изучение состава слов, составление предложений. В этот период усиливается познавательная активность, усваиваются и закрепляются познания об окружающем мире, расширяется понятийный запас. Улучшение двигательных навыков кисти помогает в дальнейшем держать карандаш, кисточку при рисовании, а в школьном возрасте – ручку, делает письмо более плавным и четким, нарабатываются предпосылки к обучению в школе.
- «Волшебная корзинка» — доставать из корзинки, прикрытой салфеткой, по одному, называть цвет и придумывать что еще может быть так раскрашено (например, желтый – солнышко, одуванчик, лимон и т.д.; красный – помидор, мак, клубника и т.д.).
- «Рисовать» с помощью стекляшек буквы и цифры, можно по заранее нарисованному контуру, если ребенок хорошо справляется – произвольно, без контура – это хорошо развивает пространственную ориентацию.
- Нарисуйте на листе бумаги квадрат или прямоугольник. Попросите положить стеклышко в левый верхний угол, в правый нижний, над квадратом, под ним и т.д.
- Состав слова: произносить, разделяя на слоги, на каждый доставать камешек. Подсчитывать сколько слогов в слове.
- Выкладывать красными стеклышками гласные, синими – согласные. Произнося слово определить положение звука, какой он – твердый или мягкий. Придумать другие слова с этим звуком.
- «Мастер — ремонтник» — выложите часть изображения, дайте возможность дополнить рисунок, чтобы получилась полная буква. Точно также можно «ремонтировать» сочетания букв.
- «Крестики – нолики» — каждому участнику выдаются фишки определенного цвета. На бумаге расчерчиваются клеточки, которые нужно заполнить, выстраивая линию и опережая соперника.
- «Веселый тир» — установите на краю стола коробку или кусок картона. Расположите шарики в линию перед ним. Прокатывая другой шар, старайтесь выбить стоящие в линию, из ряда.
- Покатайте шар друг другу: родитель или педагог называет предмет в единственном числе, ученик – во множественном.
- Употребление камешков в деятельности по изучению различных лексических тем: их выкладывают по заранее подготовленной картинке, как мозаику в виде фруктов, зверей, одежды и т.д.
- Счетные операции: последовательный счет, обратный, сложение и вычитание, понятия больше – меньше.
- Соревнование на ловкость: перекладывать крупные блестящие фишки пальцами ножек.
Подобные упражнения с шариками марблс используются не только в логопедии, но и при оказании психологической поддержки. Ведь игра с гладкими блестяшками завораживает, успокаивает, создает позитивный настрой и приятные эмоции. Отвлекаясь на разноцветные шарики мы забываем наши проблемы и тревоги, а на поверхности ладони много нервных окончаний. Упражняться следует ежедневно, однако постарайтесь не перегружать детвору, обилие новой информации может утомить и привести к потере интереса, чередуйте пассивные и активные действия.
Ведь самое главное – испытать взаимное удовольствие от общения, создать эмоциональный доверительный контакт. Вы и ваши сын или дочка научитесь лучше понимать и чувствовать друг друга. Только в такой доброжелательной обстановке ребенок легко осваивает информацию, а воспоминания о проведенных минутах с мамой или папой навсегда останутся самыми светлыми моментами в его жизни. Применять наши советы вы можете и дома, занимаясь со своим крошкой самостоятельно.
Надеемся, что описанные логопедические способы и приемы будут вам интересны и полезны, даже если ваш карапуз не имеет никаких логопедических проблем. Возможно, вы не только узнали о ранее незнакомых методиках, но и, вооружившись новыми идеями, придумаете свои — необыкновенные и неповторимые. Заглядывайте, подписывайтесь на обновления. Мы вас ждем в гости.