Настоящая татарская свадьба. Сватовство (сценарий обряда татарская семья)
Сватовство – один из интереснейших обычаев, особо почитаемый нашими предками, пришедший из далекого прошлого. Со временем многие тонкости данного ритуала забылись, некоторые изменились, однако основные принципы остались прежними, и с каждым годом сватовство обретает все большую популярность. У каждой народности обряд сватовства имеет свои особенности, традиции и индивидуальность.
Обычаи у русских
Русское сватовство – это первоначальная церемония свадебного сговора, в процессе которого жених (или же его родня) посредством свата предлагал девице (чаще – ее родителям) замужество. Главная цель любого сватовства – это получение согласия на бракосочетание .
Сват (сваха или сваты) – самый важный человек на сватовстве. На Руси он пользовался особым почетом, поскольку соглашение на брак зависело главным образом от него.
Сватами становились близкие родственники жениха или же специально обученные для этого люди , которых нанимали для такого важного действа. Свату вменялось в обязанность порой даже разыскивать подходящую для конкретного жениха невесту . Но обычно он занимался лишь поиском информации о конкретной девице: какая у нее внешность, характер, умения, а также какое приданое за ней и в чем дается. Бывало и так, что жених мог увидеть невесту лишь в день их свадьбы , поэтому такие сведения порой оказывались для него крайне важными. С обрядом сватовства было связано множество примет, поскольку любые суеверия имели под собой какую-то реальную основу и всегда принимались во внимание при любом важном деле. Сватовство на Руси проводили только в благоприятные дни, особо ценились 3, 5, 7 и 9 числа . Нельзя было намечать данное мероприятие на постные дни (среду и пятницу), на 13 число любого месяца, а также масленичную неделю, поскольку это сулило беду и различные неприятности. Свататься ехали после захода солнца, чтобы никто не сглазил. Запрещалось по пути с кем-либо встречаться или разговаривать . А после ухода сватов женщины в доме жениха связывали ухваты и кочерги вместе, что должно было принести удачу в задуманном деле. Войдя в дом, сват крестился на образа и садился под потолочную балку (матицу). Переговоры велись с отцом невесты, если же его не было – с ее братом или матерью. Диалог начинался иносказательно, основная тема сразу не затрагивалась . Говорили о погоде, покосе, других делах, а в итоге обозначали цель своего визита: «Пришли мы в гости не гостить, а пир подымать. Есть у вас товар, а у нас есть купец – станем родство заводить». С ответом практически никогда не торопились , оговаривались делами и просили зайти сватов в другой раз.
За потребованное на раздумье время родители невесты узнавали все о женихе и делали выводы, подойдет ли он для их дочери или же нет.
Когда сваты приходили вторично, за честь благодарили, угощали напитками, которые разливала сама девица, к которой сватались, чем давали возможность сватам внимательно ее рассмотреть. За вечер невеста могла несколько раз менять наряды, показывая себя в наиболее приглядном свете. Иногда девица показывала свои умения, таланты, мастерство в плетении кружев, шитье, вышивке. Вдоволь налюбовавшись красавицей и ее поделками, сваты начинали славить жениха, рассказывали о его доме, хозяйстве, достатке, пытались выторговать побольше приданого. Существовало и «официальное сватовство»
, когда все было уже решено и оставалось обговорить основные организационные и финансовые вопросы, касающиеся свадьбы. Такое сватовство могло быть как первым (когда стороны хорошо знали друг друга и были уверены в ответе), так и третьим (на него шли уже не только сваты, но и родители жениха, часто с ним самим). Большой воли невесте на Руси не давали, и часто она не имела права голоса на сватовстве
. Жених тоже не всегда мог повлиять на решение родителей. Однако иногда он мог проявить свое желание и отказаться жениться. Также интересно, что на Руси в старину сватались не только парни, но и девицы
. Однако в народе это не прижилось, и поэтому в основном всегда говорится об обычаях сватовства со стороны жениха.
Сватовство по казахским обычаям
Казахские праздники отличались яркостью, богатым смысловым наполнением и наиболее полно отражали сущность характера этого народа – гостеприимного, открытого, вольного. Все эти прекрасные черты нашли свое отражение и в их свадебных обрядах. Сватовство у казахов начиналось с заблаговременного соглашения, особое внимание уделяли родне невесты – важно, чтобы девушка не оказалась кровной родственницей, не допускалось пересечение генеалогических ветвей пары вплоть до седьмого колена . После выяснения родства и других немаловажных аспектов, связанных с самой невестой, ее родней и общим положением их семьи, отец жениха посылал к отцу невесты свата. Им являлся родственник или же уважаемый людьми человек, которого направляли к родне невесты в роли жаршы (глашатая, вестника). Иногда посылали целую делегацию из нескольких человек .
Тот, кому досталась почетная должность свата, садясь на лошадь, на одной ноге заправлял штанину за голенище сапога, а на второй – выпускал на сапог.
Это действо должно было помочь в обретении снисходительности отца невесты к юноше. Также это давало понять семье девушки, по какому поводу пришел в их дом этот человек. Сватовство организовывали исключительно в «счастливый день»: обычно таковым считались среда и четверг , однако существовали и личные «удачливые» числа. Первый визит не должен быть продолжительным, поскольку на нем выясняется, прежде всего, согласие на предстоящий брак. Если стороны все устраивает, согласовывается день следующего, официального сватовства, и тогда организовывается застолье (по традиции, обязательным блюдом на столе родственников невесты является шурпа или сорпа из баранины), в итоге которого оговаривают все нюансы предстоящей свадьбы. Особое внимание уделяется калыму – (на сегодняшний день данный обычай часто считается анахронизмом и включает в себя деньги на покупку мебели или непосредственно ее саму). При официальном сватовстве, согласно казахским обычаям, родственники со сторон жениха и невесты обменивались подарками. Дарами со стороны жениха являлись:
- калым – 47 голов скота (калым-мал), что преобразовалось в обычай помещать в коржун (мешочек, украшенный лентами и монетами) дары из 47 небольших предметов, среди которых популярны конфеты, сухофрукты, мясо;
- ткань на (либо деньги на его покупку – как более современный вариант);
- платок на голову (в настоящее время обычно ограничиваются фатой);
- обручальное кольцо .
Дары со стороны невесты включали:
- свату – гвоздь-халат (шеге шапан), что должно было помочь скрепить предварительный договор;
- всю домашнюю утварь для устройства быта молодой семьи, включая посуду, постельное белье, ковры и тому подобное.
Родители девушки одаривали и сватов, чем и завершалось сватовство. После соглашения сторон приводят живого барана, на его забой гости дают благословение – бата. Из баранины готовится традиционное казахское угощение – ет (мясо по-казахски) . Сватов угощают куйрык баур (печенью с салом курдючным), что устанавливает факт родственных отношений. Женщины со стороны невесты по окончании сватовства осыпают сватов шашу – конфетами, монетами, печеньем, зерном и тому подобными мелочами. Окончание сватовства оформляется распространенными обрядами, например, вложением руки невесты в руку жениха и их благословением.
Обычаи сватовства невесты на Украине
Сватовство на Украине начиналось стандартно: выбирались сваты и засылались в дом предполагаемой невесты. Сватовство совершалось тайно и после захода солнца (чтобы не сглазили). Сваты с хлебным караваем, завернутым в рушник, отправлялись в дом невесты, по дороге хранили молчание. Приехав в дом, разговор вели иносказательно, не упоминая конкретно о цели своего визита. Обычно говорили «У вас – товар, у нас – купец». С первого раза в большинстве случаев согласия на брак не давали. В результате, когда предложение принималось, хлебный каравай оставался в доме невесты, при отказе его забирали с собой . При благополучном сватовстве сваты договаривались о дне смотрин, помолвки и свадьбе. Также обсуждали брачный договор. Жених должен был в состоянии обеспечить безбедное существование своей невесты, за нее же получал приданое. Успешные переговоры заканчивались рукобитьем. Особенностью сватовства на Украине (в отличие от, например, Руси) являлось то, что невесте давалась особая свобода выбора: она могла сама решить – выходить ей замуж за сватающегося жениха или же нет .
При отказе сватам вручали гарбуз (тыкву), а сваты или опозоренный молодой человек в этом случае могли закрыть дверь в дом девицы спиной, что предвещало ей незамужнюю жизнь.
Если же парню невеста была не по нраву, он не пил из стакана воды, который по традиции ему подносили родители девушки. Когда она ему нравилась – он выпивал воду залпом и полностью. Заканчивалось сватовство тем, что гостей со стороны жениха перевязывали рушниками, которые были вышиты невестой собственноручно, и садились за стол праздновать. Еще один интересный исторический факт из жизни казаков. Девица могла сама посвататься к парню, даже была способна спасти жизнь осужденного на казнь казака. Ей было достаточно сказать: «Он женится на мне, отпустите его». Грешно ей было отказать в этом.
Сватовство по татарским обычаям
Татарское сватовство начиналось с традиционного сговора между родней жениха и сватом (яучы). На торжество несли с собой курендек (дары), а мать невесты выкладывала в ответ золотые украшения. Семье будущей невесты непременно подносили пирог (нугай бялещ), вдобавок свахи несли с собой поднос с конфетами, орехами, изюмом и кусочками сахара. После ухода гостей все эти сласти делились между родней невесты, что служило своеобразным оповещением о ее сватовстве. При согласии родителей невесты на брак велись переговоры обо всех организационных вопросах, приданом невесты, размере калыма . После того как стороны урегулировали все нюансы, невеста считалась сосватанной (ярашылган кыз), и в течение месяца шла подготовка к свадьбе. Жених собирал калым, готовил дары для невесты и ее родни, а также предметы домашнего обихода . Невеста же приводила в порядок свое приданое, которое начинала собирать где-то с 12-летнего возраста . В основном это была одежда, сшитая и вышитая ею собственноручно для себя и будущего мужа. Родственники с обеих сторон занимались подготовкой к самой свадьбе.
Какие же действия на сватовстве подразумеваются . Об этом подробно говорится в нашей статье. В следующей имеется небольшое видео с прикольным свадебным конкурсом. Перейдя по этой ссылке , вы прочтете основные принципы составления прикольного сценария выкупа невесты.
На сегодняшний день многие традиции ушли в небытие или же претерпели изменения, и уже очень редко можно встретить сватовство, проходящее по исконно русским, казахским, украинским или татарским обычаям, но тем не менее очень многие стараются сохранить традиции наших предков, и это достойно особого уважения! А если хорошенько постараться, то и современное сватовство можно обыграть по старинным обычаям, ну или максимально близко к таковым. Как – смотрим следующее видео: http://www.youtube.com/watch?v=LbpSqcpYCBM
11. Уразманова Р.К. Этнография татарского народа, Казань: Магариф, 2006 – С. 38-42.
2. http://mama73.ru/u-tatar/372-tatar-traditions.html.
3. http://weddingweb.ru/традиции-татарской-свадьбы.html.
4. http://www.etotupo.ru/strannye-fakty/1967-tatarskie-svadby.html.
Во время свадебной церемонии происходит юридическое оформление отношений парня и девушки. В результате этого формируется новая ячейка общества, осуществляется воспроизводство человека, его воспитание.
В силу своей большой значимости, свадебный обряд является одним из самых устойчивых элементов традиционной культуры.
Татарская свадьба - это яркое и очень сложное явление быта татар. Изучению семейных и свадебных татарских традиций посвящены многие научные труды. То обстоятельство, что татары в большинстве своем - мусульмане, диктует проведение свадьбы по законам ислама, а богатые национальные обычаи древнего народа делают татарскую свадьбу самобытной и интересной .
У татарского народа очень древняя культура с сильным национальным духом, сохранившим свои традиции и своеобразные обряды. Именно они проявляются в возрождающихся сегодня свадебных традициях. Татарская свадьба изменялась и развивалась, но при этом прослеживается некое наличие единства свадебных обрядов у разных групп татар, хотя свадебные обряды, угощения и чины у них называются различными терминами. Например, у православных татар - кряшен и татар-мусульман религиозный обряд- бракосочетание: у мусульман - это никах, а у христиан - это венчание в церкви.
Торжественные обряды у татар издавна были своеобразны и самобытны. Они сохранили свой тайный смысл для обеспечения спокойствия, достатка и многодетности семьи.
Г. Агмеров в начале XX века выделял три формы заключения брака у татар: похищение невесты, по сватовству и добровольный уход девушки к жениху. До начала XX века для свадебного обряда татар было характерно заключать брак по сватовству . Именно эта форма бракосочетания в отличие от добровольного ухода девушки к жениху и похищения невесты, отличалась строгим соблюдением обрядности. Причем, обряды были характерны для определенной местности, а различия имели социальный характер (богатство подарков, количество гостей, длительность свадебных гуляний).
Порядок проведения свадьбы был следующим: от родственников жениха поступало предложение родителям невесты, и во время сватовства обсуждалось количество и качество даров - калым (по-татарски - калын) и время проведения свадьбы. В перечень подарков, которыми родственники жениха должны были уплатить выкуп за невесту, входили головные уборы, обувь, предметы обихода, одежда, постельные принадлежности. Так же, полагалось отдать деньги для приготовления приданного невесты и внести лепту продуктами для свадебного торжества. Размер приданого невесты особо не обговаривался. После этого, следовал сговор. Сторона невесты передавала в подарок полотенце или скатерть, а сторона жениха чаще всего, передавала деньги. Родственников невесты, принимавших участие в сговоре, всегда потчевали угощением.
Официальная часть, называемая никах, проводилась в доме невесты. Родители жениха были главными гостями. Они приезжали не с пустыми руками, привозили угощения и калым, если он не был передан до свадьбы. Роли всех присутствующих на этом событии, (родственников), были заранее оговорены: часть родни невесты приглашала к себе родственников жениха, и приглашала их на ночлег, так как свадьба продолжалась не один день, другая часть родственников невесты приносила угощение на свадьбу.
Сам обряд никах проводил мулла . Он записывал в особой книге условия, на которых заключался брак. При этом оговаривалась сумма, которая достанется жене при расторжении брака по желанию мужа, так же перечислялись затраты на свадьбу со стороны жениха. При этом действе жениха и невесты не было, и на вопрос муллы о согласии на брак отвечали за жениха - его отец, а за невесту - свидетели. Свидетели интересовались у невесты, о ее согласии или несогласии на брак, когда она находилась в другой комнате. Получив согласие жениха и невесты, мулла читал Коран в торжественной обстановке. И только после обряда никах начиналось свадебное угощение.
Два или три дня гости праздновали свадьбу в доме невесты. А после их отъезда, готовились к приезду жениха. Помещение, в котором молодые проведут несколько дней, на период первого приезда жениха, тщательно украшали предметами из приданого невесты. Этот приезд знаменателен тем, что жениху приходилось неоднократно платить выкуп, как за въезд во двор, за возможность войти к невесте, а так же тем, кто стелил брачную постель и топил баню. Самый ценный подарок преподносился супруге. Первый приезд жениха длился от двух до шести дней, потом он уезжал к своим родителям и затем навещал невесту по четвергам, а утром уезжал. Продолжительность этого периода зависела от выплаты калыма.
После полного погашения калыма, молодая жена могла переехать в дом мужа. Здесь тоже соблюдались традиции. Встречая молодую невестку, мать мужа стелила ей под ноги шубу или мягкую подушку, встречая с добрыми словами. В доме, невестка должна была повесить полотенце, а только потом уже сесть за стол и обязательно отведать намазанную маслом и медом хлебную горбушку. Этот обычай соблюдался, чтобы невестка в будущем была покладистой, мягкой и уживчивой. Так же, руки молодой жены, погружали в муку, чтобы обеспечить достаток в новой семье. Она должна была украсить дом, предметами из приданного и ей показывали дорогу к роднику, после чего молодая жена одаривала всех родственниц, которые помогали ей в этом действе.
После переезда молодой в дом мужа, продолжались угощения, как в доме родителей мужа, так и в домах его родственников. Молодые навещали родителей жены, а они в свою очередь навещали их, приходя в дом жениха .
На обычаи татарских свадеб повлияли изменения в жизни всего общества. Было не простым начало XX века. Годы восстановления после тяжелой гражданской войны, материальные лишения привели к менее строгому соблюдению cвадебных традиций. Период 30-х-60-х годов характеризовался сокращением традиционных и появлением новых свадебных обрядов.
Исследование проводилось с 6-8 января 2013 г. среди жителей республики Татарстан г. Набережные Челны, с помощью интернет - опроса, всего было опрошено 77 человека, в анкетировании приняли участие респонденты в возрасте от 18 до 27 лет, как мужчины, так и женщины, представители мусульманской религии.
Данные опроса показали, что респонденты 22-27 лет положительно относятся к никаху, как мужчины, так и женщины (92 %-95 %). Это говорит о том, что в наше время, молодежь является духовно развитой, что не может не радовать.
Практически все опрошенные сходятся в одном, что в наше время старые традиции и обряды утеряны или не соблюдаются (98 %), и лишь 2 % считают иначе и готовы вступить в брак по старым традициям.
Опрос показал, что молодежь не против религиозных браков (возврат к старым традициям), но на вопрос, о совместном проживании с родителями мужа, женщины 100 % ответили, что не согласны, а вот мужчины (25 %) согласны жить под одной крышей со своими родными.
Из проведенного социологического исследования можно сделать вывод: традиции, передаваемые от поколения к поколению, в наше время, пожалуй, можно сравнить с антиквариатом, так как общество неуклонно развивается, а вместе с ним изменяются и обычаи. Возврат к духовным ценностям, вернет и передаст новым поколениям большую часть народных традиций.
Библиографическая ссылка
Юсупова К.Н. СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ ТАТАРСКОГО НАРОДА // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 8. – С. 88-90;URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=32712 (дата обращения: 02.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
Обычно невеста готовиться к встрече жениха дома, с подругами. На последних и ложится вся ответственность за проведение выкупа своей подруги. В наше время сценарии выкупа для свадьбы можно найти в Интернете, в специализированной литературе, заказать выкуп в одном из event- агентств Казани. Как правило, выкуп невесты следует обычному сценарию: в день свадьбы жениха встречают у подъезда, и, начиная с дверей, его ожидают всяческие испытания: от пения серенад и воспоминаний хитроумных деталей (наподобие дня рождения будущей тещи) до танце в тазу с водой и угадывания губ невесты на зацелованном постере.
После того, как все этапы пройдены, и невеста найдена, гостям принято предлагать угощение. Пусть это будет небольшой свадебный фуршет с шампанским и напитками, бутербродами-канапе, фруктами и сладостями. Такое богатое углеводами меню отлично подкрепит всю компанию до банкета.
Тем невестам Казани, которые предпочитают новые пути традициям, не чужды авантюризму и желанию очень сильно удивить жениха в день свадьбы, можно предложить организовать для него и его «группы поддержки» своеобразный квест, то есть поиск. Его отличие от традиционного выкупа заключается в том, что невеста не сидит дома, а найти ее можно благодаря смекалке, интуиции и следованию подсказкам. Важная составляющая успеха такого приключения — это абсолютная тайна от всех сопровождающих жениха и верный расчет времени.
Все начинается с дома невесты, куда приезжает ничего не подозревающий жених, а заканчивается, например, в каком-нибудь кафе-ресторане, где все те, кто искал и кого нашли смогут подкрепиться перед торжественной церемонией. Все, что в середине этих двух пунктов остается на фантазию невесты и ее подруг.
Продумайте места, куда вы будете засылать жениха и его команду. Это могут быть памятные вам места Казани: парки, кинотеатры, рестораны, памятники, магазины; места, где вы чаще всего бываете; дерево, под которым вы встречаетесь, да что угодно. И в этих местах оставляйте подсказки, указывающие, где его ждет следующая подсказка. Причем это не обязательно записка, а может быть и человек, и диск с музыкой или фильмов, который вы купили в определенном месте.
Как показывает опыт, жених и его друзья испытывают восторг от такого приключения на свадьбе. Ведь все мальчишки Казани когда-то играли в зарницу.
Встреча новобрачных после церемонии
Невеста и жених благополучно встретились, расписались под торжественный марш Мендельсона в одном из ЗАГСов Казани, сделали групповое фото и теперь собираются покинуть место регистрации. В почетную обязанность гостей на свадьбе входит сделать их выход красивым и запоминающимся . Если роспись происходит в ЗАГСе, то гостям стоит выстроиться на выходе из него небольшими группами по обе стороны от дверей.
Если организована выездная регистрация брака, то гости свадьбы могут сделать очень красивый живой коридор, через который пройдут новобрачные. При этом молодых осыпают на счастье. Здесь в ход могут пойти рис, символизирующий богатство, и лепестки роз. Мы советует вам избегать закидывания монетами, поверьте, это не самое приятное для новобрачных, и обрызгивание шампанским, все-таки вы не на чествовании победителей Формулы-1. И платье невесты и макияж этого могут не выдержать. А за ними и сама невеста. Другой вопрос: бить или не бить бокалы молодым после их первого осушения в качестве мужа и жены. Если вы решили в положительную сторону, то назначьте человека, ответственного за уборку осколков. Праздник праздником, свадьба свадьбой, а помнить о безопасности окружающих все же необходимо.
Встреча новобрачных родителями
Сейчас уже практически не практикуется приезд новобрачных домой к жениху, где новоиспеченную невестку поджидали свекор и свекровь. В наши дни родители жениха и невесты встречают молодых на подходе к банкету. Свадьба в Казани
хороша тем, что такая встреча может проходить сразу в русле двух традиций: русской и татарской. Русская мама обязательно испечет (или закажет) каравай, который подаст с солью на вышитом рушнике (полотенце). Мама-татарка приготовит для новобрачных мед и масло, чтобы будущая совместная жизнь была сладкой, а перед невесткой положит подушку, на которую та должна наступить. И так интересно, когда обе мамы встречают молодых.
Встреча новобрачных на банкете
Гости, приглашенные на свадьбу, но не присутствовавшие на церемонии росписи, а приехавшие непосредственно на банкет, должны выйти на улицу, когда появляется кортеж новобрачных. При выходе новоиспеченных мужа и жены из машины, обязательно встретьте их овациями и улыбками, а вот цветы дарить не спешите. Дайте молодым немного придти в себя от такого количества людей, и уважьте родителей новобрачных, которым следует провести свои ритуалы (см. выше). Когда все традиции будут соблюдены, молодые могут встать у входа в банкетный зал и дать возможность каждому гостю поздравить их лично, вручив букет и подарок. Таким образом, когда будет привечен последний в очереди, но не по значимости, гость, все уже соберутся в банкетном зале и новобрачным останется только занять свои почетные места и начать праздновать еще одну счастливую
Татары - второй по численности народ в Российской федерации, поэтому татарская свадьба - это не редкость. Сайт Свадебка.ws раскроет все тайны и особенности этого торжества.
Венчание по-татарски и другие обычаи
У каждого народа в мире есть свой особый порядок проведения бракосочетания. И практически везде встречается такой обряд, как сватовство.
Сватовство
Начинается все с предложения жениха и смотрин невесты. Если обе стороны согласны, то перед тем, как провести выкуп невесты , татарские обычаи подразумевают назначение размера калыма, который выплачивается или в день свадьбы или раньше. Это могут быть не только деньги, но и посуда, золотые украшения, постельное белье, шубы. После того, как калым назначен, должна пройти помолвка. Ее проводят в день переговоров, если молодожены хорошо знакомы.
Как проходит венчание у татар
Венчание у татар - обряд под названием Никах. Проводит его мулла - мусульманский священник - в мечети или дома у невесты. При этом, кроме молодых, присутствуют только свидетели и отец жениха. После Никаха проводят обряд освещения брачного ложа. Каждый гость касается кровати и кладет монетки в подготовленное блюдце.
Свадебный праздник - Туй
После того, как все традиции официальной части татарской свадьбы соблюдены, начинается пир на весь мир, на который приглашают большое количество гостей. Торжество проходит четыре дня в доме новобрачной, затем она переезжает к своему мужу. Процесс переезда имеет особое значение. Для того чтобы между невесткой и родителями жениха были хорошие отношения, по приезду ей под ноги кладут шубу или подушку, а также угощают хлебом и медом. Остальные родственники предлагают окунуть руки девушки в муку, для достатка, затем дарят живность. Гулянье продолжается. Праздничное застолье не обходится без запеченного гуся. Этим же блюдом балуют гостей и на старорусской свадьбе . Также подают гульбадию - традиционный закрытый пирог с начинкой, который гости выкупают. В конце вечера по татарским традициям и обычаям выносят чак-чак - национальный свадебный торт.
Но все это было раньше, теперь же организация татарских свадеб, а также их проведение, может выглядеть иначе. Родители жениха не ходят на смотрины, а просто знакомятся с родителями невесты. Молодые сами организовывают помолвку и выбирают дату бракосочетания. Родители обсуждают финансовые вопросы: кто и за что платит. Проводят торжество чаще всего в ресторане. А вот что осталось неизменным - это Никах - его нельзя исключить из сценария татарской свадьбы. Кстати, по своим обрядам свадьба татар очень схожа со свадьбой казахов , об этом читайте на нашем сайте.
Традиции и обычаи, которые заложены в татарской свадьбе, создают особую культуру. И как у любой культуры, у татар есть свои национальные одеяния. Им характерны яркие цвета, присутствие бархата и орнаменты, по большей части золотого цвета. Не стали исключением и подвенечные платья.
Национальные свадебные костюмы
Традиции татарской свадьбы - это еще и наряд невесты. Он, как достояние культуры народа, отражает его самобытность и аутентичность. Чаще яркого цвета, например, изумрудного или красного. Юбка в пол расшитая золотыми нитками - главный элемент образа. Рукава длинные, прямые или расклешенные. Декольте закрыто воротником-стойкой.
Татарский свадебный наряд включает в себя интересный головной убор, под названием феска, позаимствованный у турецкого народа в начале ХХ годов. Фата крепится к феске таким образом, чтобы можно было ее переложить вперед и закрыть лицо.
Одним из составляющих выкупа невесты, т.е. калыма, на татарской свадьбе могут быть ажурные ичиги (сапоги) и чувяки (балетки) из натуральной цветной кожи вышитые золотистыми орнаментами и узорами - они являются национальной обувью и входят в состав подвенечного платья.
Современные татарские свадебные платья
Современные наряды несколько отличаются от народных. В большинстве своем они белого цвета. Что касается кроя, то преимущественно это А-силуэт - юбки стали более пышными. Изменился и состав тканей: бархат не используют, а добавление синтетических волокон в натуральные материалы делает платья практичными. Используют следующие ткани:
- парчу,
- жаккард,
- плотный атлас,
- дюпон.
Головной убор феску надевают все реже, ее заменяют хиджабом или просто пышной фатой, желая показать прическу. Из обуви девушки предпочитают туфли на невысоком каблуке.
Если раньше невеста и думать не могла о наряде с открытыми руками, то сейчас такое наблюдается все чаще. Нравственные изменения позволили девушкам оголить небольшую часть тела, привнеся этим долю женственности и притягательности в образ.
А вот что осталось в свадебных платьях неизменным, так это татарская вышивка: золотистые орнаменты украшают подол юбки, рукава, хиджаб или фату, что придает образу новобрачной неповторимости.
Стоит заметить, что татарским невестам очень повезло, ведь они сами себе выбирают наряд. А к особенностям турецкой свадьбы относится то, что платье возлюбленной выбирает жених.
Татарская свадьба - это пышное, богатое обрядами торжество. Портал сайт раскрыл тайны бракосочетания этого мусульманского народа, который свято чтит свои традиции.
- Согласно традиции, торжество отмечалось за одним длинным столом, во главе которого сидели молодые, причем невеста всегда справа. Со стороны жениха сидели родители невесты, а со стороны невесты, соответственно, родители жениха. По обеим сторонам после родителей располагались свидетели, а после них – родственники невесты и жениха.
- Спиртного на свадьбе у татар не было – исключительно морсы, компоты и другие безалкогольные напитки. В последнюю очередь подавался чай, а к нему традиционное блюдо чак-чак – это альтернатива привычному для нас свадебному торту. Кстати, чак-чак, который еще называют кызкумэче, подавался и во время обряда никах. Готовила сладкое лакомство, как правило, сторона невесты.
- Кроме того, на столе обязательно присутствовали национальные блюда татарской кухни: губадия (круглый многослойный пирог), очпочмаки (что-то вроде пирожков, но только в форме треугольников), хорошо известные нам беляши и др. Обязательным блюдом был праздничный гусь, которого обычно привозили родственники жениха. Также необходимо отметить существование особых правил подачи и разделывания блюд. Во время этого процесса молодоженов одаривали деньгами и подарками.
9852 просмотра
Татарская свадьба являет собой удивительно красивое и оригинальное торжество в соответствии с законами шариата, так как большинство татар – мусульмане. Богатые национальные обычаи одного из древнейших народов на земле превращают это событие в яркий самобытный праздник.
Небольшой экскурс в историю
Территория расселения татар простирается от Сибири до самого Крыма, у разноместных представителей есть некоторые различия в языке, но все равно это единая нация, обладающая крепким национальным духом, древней культурой, богатым литературным языком, своеобразными традициями и обрядами. В таком важном празднике, как свадьба, историческая память народа находит наиболее яркое отражение. На развитие свадебных традиций большое влияние оказали исторические события, которые происходили на землях, населенных татарами. Тем не менее можно проследить общие закономерности в обрядах, невзирая на то, что названия их порой отличаются. Основное различие заключается в обряде бракосочетания по религиозным канонам: у татар, исповедующих ислам, это проводимый в домашних условиях никах, а у татар-христиан – .
Свадебные обряды татар несут в себе определенный магический смысл – они призваны обеспечить достаток, спокойствие и многодетность молодой семьи. В начале XX века существовали три основные формы брака у татар: добровольный уход девушки, по сватовству и похищение невесты.
До этого времени брак заключался в основном по сватовству, и тут необходимо было строго соблюдать обрядность. Причем характерность того или иного обряда определялась местностью, а различия носили общественный характер (продолжительность гуляний, число гостей, дороговизна подарков).
Брак по сватовству: порядок проведения свадьбы
Сватовство
Сначала родственники жениха делали предложение невестиным родителям. Затем во время сватовства назначались дата проведения торжества и калым – это дары, которыми в татарской свадьбе выкуп невесты оплачивается (кстати, у татар он называется «калын»). Что входило в калым? Это были бытовые предметы, постельное белье, головные уборы, одежда и обувь. Также передавались деньги для приготовления невестиного приданого и вносилась лепта продуктами для праздничного банкета.
Затем проводился сговор: во время него сторона жениха передавала деньги, а сторона невесты – полотенце или скатерть в подарок. Невестиных родственников, которые участвовали в сговоре, обязательно угощали различными лакомствами.
Обряд никах
В татарской свадьбе никах (или никах туй) – это официальная часть торжества согласно шариату. Проводился никах в невестином доме, родители жениха были на нем главными гостями. Жениховские родственники привозили с собой на свадьбу калым и угощения, если они еще не передали их до того. Роли всех родственников, участвующих в торжестве, оговаривались заранее: одни невестины родственники приносили лакомства, а другие приглашали к себе родственников жениха, всячески заботясь о них и предоставляя ночлег, так как свадьбу гуляли не один день.
Сам обряд никах должен был проводить мулла, который записывал условия брака в особой книге. В это время перечислялись свадебные расходы со стороны жениха и оговаривалось, какая сумма будет выплачена жене в случае, если супруг захочет расторгнуть брак. Присутствия молодых при этом не требовалось. А кто же тогда отвечал на заветный вопрос «Согласны ли вы»? За невесту отвечали свидетели, а за жениха – его отец. Перед этим свидетели спрашивали о согласии невесты, которая находилась за занавесью или же в другой комнате. Услышав согласие обеих сторон, мулла в торжественной обстановке начинал зачитывать Коран. И только по завершении обряда никах начинался свадебный банкет.
Праздничный банкет
Свадебные гулянья
Гости гуляли на свадьбе в невестином доме два или три дня, а после того, как они уезжали, начиналась подготовка к приезду жениха. Комнату молодых декорировали предметами из невестиного приданого, здесь паре предстояло провести несколько дней. Период первого жениховского приезда примечателен тем, что он должен был платить калым как за въезд во двор, так и за возможность увидеться с любимой, а еще тем, кто растапливал баню и расстилал постель. Невесте преподносился особо ценный презент. Длительность первого приезда жениха составляла от двух до шести дней (это зависело от калыма), после этого он навещал возлюбленную по четвергам и уезжал наутро.
Когда калым был полностью выплачен, молодая жена наконец могла перебраться в дом мужа. И тут также неукоснительно соблюдались все традиции: мать мужа встречала невестку приветливыми словами и расстилала ей под ноги шубу либо подушку. Затем невестке необходимо было повесить полотенце и вкусить горбушку хлеба с маслом и медом – это чтобы она была уживчивой, мягкой и покладистой.
Молодая жена должна была также погрузить руки в муку – для того чтобы в семье всегда был достаток. А еще обычаи, традиции татарской свадьбы предполагали декорирование дома предметами из невестиного приданого и показ молодой красавице дороги, ведущей к роднику. Невестке необходимо было одарить всех задействованных в этом процессе родственниц.
После переезда жены продолжался банкет в домах родителей и родственников мужа. Молодая пара отправлялась с визитом в дом родителей жены, а те навещали дом жениха.
Другие формы брака
Похищение невесты
Иные формы брака у татар получили меньшее распространение. Что касается похищения невесты, женихи к этому древнему и, откровенно говоря, первобытному виду бракосочетания прибегали крайне редко – когда не получалось договориться. Похищенная невеста и ее родители соглашались на брак, чтобы избежать позора.
Невзирая на то что похищение – само по себе дикость, и здесь тем не менее были свои правила. Например, вдовцы и зрелые женихи себе такого не позволяли, запрещалось похищать вдов, незнакомок и девушек из числа родственников. К тому же после похищения жениху приходилось выплачивать калым в гораздо большем размере, да и обряд никах проходил по упрощенной схеме.
Случалось и так, что похищение инсценировали по обоюдному согласию сторон – как дань древней традиции. Это позволяло существенно сократить финансовые затраты на проведение торжества.
Добровольный уход к жениху
Данная форма брака получила наиболее широкое распространение в начале XX века и основывалась на взаимном желании сторон, однако порицалась обществом. У этой формы имелись свои преимущества: не было необходимости ждать, пока вступит в брак старший брат или сестра, условия сговора диктовались родителями жениха, что значительно уменьшало размер калыма.
В основном все-таки и похищение, и добровольный уход девушки к жениху осуждались общественным мнением, поэтому такие формы брака были редкостью на рубеже XIX – XX веков.