Адаптация ребенка в детском саду: советы психолога. «Первый день — он трудный самый»
Первые дни в детском саду – настоящее испытание для детей. Чтобы адаптация ребенка в детском саду прошла легко и безболезненно, важно знать особенности возрастного периода, в котором ребенок поступает в дошкольное учреждение.
Вред яслей и раннего посещения ДОУ
Негативным моментом раннего посещения дошкольного учреждения является разлука с матерью.
Если отдать ребенка в детский сад в 2 года, то неизбежно родители столкнутся со стрессом, отражающимся на психологическом и физиологическом состоянии ребенка:
- У ребенка могут наблюдаться невротические реакции , т.к. в раннем возрасте он не готов расставаться с матерью. Развитие резко тормозится и идет замедленными темпами. При этом качество приобретаемых навыков и умений снижается.
- Нарушается контакт с родителями . Ребенок не может строить с ними доверительных отношений, т.к. необходимая в раннем возрасте связь разорвана и не успела окрепнуть. С возрастом вопрос не решается и проблема только усугубляется.
- Возникают сложности в общении со сверстниками . К 3-4 годам дети уже играют вдвоем, а затем и группой. До этого периода они предпочитают индивидуальную игру. Раннее помещение ребенка в группу разрушает нормальное развитие коммуникативных навыков.
- Речевые функции нарушаются .
Факторы риска
К ним относят несколько критериев, сочетание которых требует отказа от посещения детского сада на некоторое время.
- Особенности дородового периода. Токсикоз, хронические или инфекционные болезни, прием лекарств, курение, употребление алкоголя, сопровождающие беременность, могут способствовать проблемам адаптации ребенка к детскому саду.
- Родовой процесс . Особенности протекания родов, возможные осложнения или тяжелая травма, резус-конфликт отражаются на неблагоприятном течении адаптационного периода.
- Послеродовой период, характеризуемый рядом признаков: недоношенность, малый или крупный вес, болезни ребенка в первый месяц жизни, тип вскармливания (естественное или искусственное), курение матери (активное или пассивное) и материальное положение семьи.
Факторы первых двух групп необратимы, но относящиеся к третьей группе поддаются коррекции.
Адаптация ребенка в детском саду
Рационально посетить родительское собрание и заранее ознакомиться с режимом и расписанием дошкольного учреждения. Это позволит приблизить домашние условия к условиям детского сада и заблаговременно приучать ребенка к нововведениям.
- оптимальный возраст поступления ребенка в детский сад – 3 года;
- приучение происходит постепенно . Сначала ребенка оставляют на 2 часа. Постепенно время пребывания увеличивают. Этот период индивидуален и длится у разных детей от 2 недель до 6 месяцев;
- период привыкания длится достаточно долго, поэтому родителям не стоит планировать выездные мероприятия. В это время все внимание должно быть сосредоточено на ребенке;
- оптимально завести лист учета дней адаптации , где родители записывают основные моменты: как ребенок проснулся, с какими эмоциями собирался в детский сад, как прошло расставание, какие переживания испытывал в течение дня (с его слов) и после того, как его забрали домой;
- ребенок должен слышать только положительные высказывания о детском саде и воспитателях. Негативное мнение взрослых и у ребенка сформирует отрицательное отношение к дошкольному учреждению;
- режим дня детского сада следует соблюдать и в условиях дома;
- адаптационный период требует исключения мероприятий по отучению ребенка от вредных привычек. Например, решение проблемы с соской на некоторое время стоит отложить, потому что такое событие травмирует и без того перегруженную психику ребенка;
- следует окружить ребенка заботой и вниманием . Это касается всех членов семьи. Конфликты и разногласия необходимо минимизировать;
- проявление терпимости к детским капризам , возникающим в этот период из-за перегрузки нервной системы ребенка;
- в детский сад ребенок может брать с собой любимую игрушку . Такой прием позволит снизить дискомфортные ощущения от разлуки с мамой и привычной обстановкой;
- расставаться с ребенком по приходу в детский сад надо быстро . Если этот момент затягивается, то появляются капризы и слезы. Обеспокоенная мама – это вдвойне обеспокоенный ребенок;
- игровая форма похода в детский сад заинтересует ребенка, принесет положительные эмоции. Например, придуманная сказка или игра в догонялки по дороге в ДОУ, станут хорошим стимулом посещения дошкольного учреждения;
- каждый день, забрав ребенка из детского сада, необходимо говорить с ним о прошедшем дне, задавать вопросы о том, чем он занимался, что ему понравилось. Акцентировать внимание необходимо на положительных моментах, негативные факты лучше опускать, чтобы не тревожить малыша;
- воспитатели должны быть осведомлены о личностных особенностях ребенка, а врачом и медсестрой изучена медицинская карта;
- в случае появления особых проблем, которые не удается разрешить самостоятельно, следует обратиться к психологу. Он подскажет, как облегчить адаптационный период и снять напряжение у ребенка.
Подготовка к переменам должна быть заблаговременной. Оптимальный возраст, благожелательная атмосфера в семье и поддержка персонала дошкольного учреждения играют важную роль в процессе адаптации.
Благоприятное разрешение адаптационной проблемы позволит ребенку с удовольствием посещать детский сад.
Видео: Говорит ЭКСПЕРТ
Марина Чепурнова
Как помочь ребенку в период адаптации.
Проблема адаптации детей второго - третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился, например, снова начинает сосать палец, грызть ногти. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано с тем, что не удовлетворяется одна из базовых потребностей - потребность в безопасности и защищенности. Ребенок впервые остается без близких людей, в незнакомой обстановке. В семье он в центре внимания, а в детском саду один из многих, такой же, как и другие. Это ломает сложившиеся у него стереотипы, требует психологической перестройки, изменения поведения, выработки новых умений. А малыш раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Нужна помощь взрослых : родителей и воспитателей. Наша задача - сделать этот процесс менее болезненным. Для этого я стараюсь заранее посетить семью, чтобы ознакомиться с условиями быта и воспитания малыша и, если необходимо, внести соответствующие коррективы - в форме совета и убеждения родителей. Обращаю особое внимание на режим сна и питания и советую маме постепенно (не резко) приблизить его к тому режиму, который будет в детском саду. Рассказываю о температурном режиме в дошкольном учреждении, о том, как принято одевать малышей в помещении и на прогулке. Знакомлю родителей с методами закаливания, которые применяются в детском саду, и советую начать закаливать дома. Приглашаю родителей посетить дошкольное учреждение вместе с ребенком , чтобы посмотреть, в каких условиях он будет находиться, познакомить малыша с воспитателем и детьми, дать ему возможность ознакомиться с помещениями группы, показываю игрушки, место для прогулок, занятий и т. д. Привожу ребенка в группу , разрешаю ему поиграть с детьми, пока мама беседует с воспитателем, или погулять на детской площадке вместе с будущими друзьями.
Советую родителям рассказать малышу о детском саде, о том, что он уже большой и ему нужны друзья, с которыми он будет играть в интересные игры, что в детском саду его научат рисовать, петь, слушать музыку. Нельзя запугивать ребенка : не будешь слушаться маму - отведу в детский сад. Примерно за неделю до первого посещения дошкольного учреждения следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал предстоящее событие.
Рассказываю родителям что они должны приучать малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. При играх с другими детьми полезно научить его делиться игрушками, ждать своей очереди покачаться на качелях или поездить на велосипеде. Совместные усилия родителей и работников детского сада облегчают адаптацию детей .
И все же, несмотря на подготовку, первый месяц пребывания в детском саду - трудное для ребенка время . Во-первых он скучает по маме, испытывает тоску по дому, даже страх. Во-вторых, детский сад для него -дополнительная : приходится рано вставать, не всегда удается заснуть днем, надо выполнять требование воспитателя, не все получается так хорошо, как у других детей. Иногда проблемой является непривычная еда и плохой аппетит. Никогда не следует кормить ребенка насильно . Иногда возникают трудности при посещении туалета. Например, дома малыш привык пользоваться горшком, а в детском саду - унитаз, да еще при этом присутствуют посторонние, тогда как некоторым детям с раннего возраста присуща стыдливость. В таких случаях одни начинают снова мочиться в штаны или кровать, а другие терпят изо всех сил и уже не в состоянии ни есть, ни играть. Воспитателю и его помощнику эти моменты очень важно учитывать, когда в группу поступают новые дети. В первый день маме трудно оставить малыша, особенно когда он плачет. Это естественно. Однако расставание не следует затягивать, т. к. ребенок видит , что мама расстроена, и начинает себя жалеть. Мама должно скрыть свое волнение, пообещать вернуться и, ободрив малыша, побыстрее уйти. Обычно ребенок отвлекается на новые впечатления и успокаивается. Тем не менее он, как правило, не в состоянии сразу выдержать пребывание в незнакомой обстановке в течении всего дня, поэтому в первую неделю (или две) необходимо брать ребенка раньше , постепенно увеличивая продолжительность его пребывания в детском саду.
Рассказываю родителям о том, что ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. Поэтому дома он нуждается в тишине и спокойном, ласковом отношении. В период адаптации не надо ходить с ребенком в гости и принимать их у себя дома. Не рекомендуется посещение театра и других шумных мест. Желательно поменьше пользоваться телевизором, создать ребенку условия для дополнительного сна. Игры предпочтительны тихие, не возбуждающие. В период адаптации я стараюсь уделять как можно больше внимания индивидуальной работе с детьми для создания положительных эмоций : ласковому обращению, постоянному речевому общению, игре. Характер адаптации зависит от нескольких факторов :
1. возраста (труднее всего переносят изменения условий жизни детей от
10-11 месяцев до полутора лет);
2. состояние здоровья и уровня развития ребенка ;
3. биологического и социального анамнеза (протекание беременности,
осложнения при родах; условия после рождения и т. п.)
Чтобы адаптация ребенка произошла быстрее я в своей работе делаю следующее :
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
2. Работа с родителями, которую желательно начать еще до поступления
ребенка в детский сад .
3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационной
период , направленной на формирование эмоциональных контактов
«ребенок-взрослый » и «ребенок- ребенок » и обязательно включающей
игры и упражнения.
4. 1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
5. Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Для этого я создаю атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пройдет адаптация .
6. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад я стараюсь «одомашнить» группу. Зрительно уменьшаю помещение, делаю более уютным.
7. Мебель размещаю так, чтобы она образовала маленькие «комнатки» , в которых дети чувствуют себя комфортно. Приобретя в группу небольшой домик, где ребенок может побыть один , поиграть или отдохнуть. Желательно рядом с домиком разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние ребенка .
8. Необходимо создать в группе и спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность 2-х - 3-х - летних детей в движении. Психологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно - эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами на прикрепленном к стене листе бумаги. Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и водой, а в период адаптации оказывают и расслабляющее действие. В нашей группе такой уголок разместила в приемной. Для игр в нем используем небьющиеся формочки, сита, воронки, баночки. Дети любят купать в ванночки пупсиков, пускать кораблики, вылавливать сачком и крючком шарики, колечки.
9. Ласковое обращение с ребенком , периодическое пребывание его на руках взрослого дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться .
10. Чтобы облегчить душевное состояние «новеньких» , поднять им настроение, использую «пальчиковые игры» . Такие игры бодрят ребенка , веселят плачущего, даже успокаивают слишком расшалившегося, переключают внимание и расслабляют рассерженного ребенка . Не забываю создать условия для самостоятельной деятельности, предлагая малышам каталки, мячи, машины, модули. А если малыш не расположен в данный момент играть, читаю ему книжку, пою песенку, предлагаю спокойную игру рядом. Проходит немного времени, и я с удовлетворением вижу, что мои дети ведут себя уравновешенно, организованно, каждую минуту чем-то заняты, жизнерадостны. Чутки к шутке, юмору, не испытывают дискомфорта и все это благодаря тому, что их жизнь наполнена интересным и полезным содержанием. В период адаптации я временно сохраняю привычные для ребенка приемы воспитания , даже если они противоречат установленным в детском саду правилам.
11. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать
12. игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п. Ни в коем случае нельзя
13. насильно укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое
Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать
игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т. п. Ни в коем случае нельзя
насильно укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое
время отрицательного отношения к новой обстановке.
2. Работа с родителями.
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий
родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным
особенностям ребенка в семье и детском саду.
Родители, отдавая ребенка в детский сад , испытывают тревогу за его
судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно
мамы, ребенок тоже тревожится .
Поэтому моя задача - успокоить прежде всего взрослых : приглашаю их
осмотреть групповые помещения, показываю кровать, игрушки, знакомлю
с режимом дня, вместе обсуждаем, как облегчить период адаптации .
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к моим
советам, принимать к сведению мои консультации, наблюдения и
пожелания.
Если ребенок видит хорошие , доброжелательные отношения между
своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в
новой обстановке.
Ъ. Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет.
Основная задача игр в этот период - формирование эмоционального
контакта, доверия детей к воспитателю.
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на
помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий,
сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к
каждому малышу.
Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не
чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда
выступаю я сама. Игры выбираю с учетом игровых возможностей детей,
места проведения и т. д.
Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры,
которые можно проводить по несколько раз в день.
Главной фигурой и центром внимания для двухлетних детей всегда
остается взрослый, поэтому они с большим интересом наблюдают за моей
деятельностью. Если малыши не расположены в данный момент к
В значительной мере помогут адаптироваться игры , развивающие навыки
выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие
ответственность.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. ПЕРВЫЙ БЛОК. ПОВЕДЕНИЕ. Вопросы родителям (ответы приводятся в скобках)
Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздраженное; неустойчивое; подавленное) . Характер засыпания (быстро, в течении Юмин., очень медленное, медленное) .
Некоторые мамы отмечают, что их ребенок не может уснуть без каких-либо дополнительных воздействий, например без соски, укачивания, колыбельной.
Характер сна (спокойный, неспокойный)
Определяется также, соответствует ли возрасту длительность сна. Аппетит вашего ребенка (хороший, избирательный, неустойчивый, плохой) .
Отношение ребенка к высаживанию на горшок (положительное, отрицательное) .
Навыки опрятности (просится на горшок, не просится, но бывает сухой, не просится, ходит мокрый).
Нежелательные для этого возраста привычки (сосет палец или пустышку, раскачивается, когда стоит или сидит) .
ВТОРОЙ БЛОК. ЛИЧНОСТЬ.
Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.
Родители отвечают на вопросы :
«Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам , предметам дома и в новой, незнакомой обстановке? Интересуется ли действиями взрослых? Внимателен ли он при этом, активен ли, усидчив?» Инициативность в игровой деятельности (может или не может без посторонней помощи найти себе занятие ; может ли не может самостоятельно подготовиться к игре).
Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми . Инициативность во взаимоотношениях с детьми (вступает в контакт по собственной инициативе, не вступает в контакт) . Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого, не умеет играть самостоятельно).
КТО В КУЛАЧКЕ?
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз , как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движение . Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.) Ну-ка, ну-ка, вылезай! Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
ИГРА С КИСТЯМИ РУК.
Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять
Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими - это «струи дождя» .
Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам,
изображая бинокль. Рисует пальцем - «кисточкой» кружки на щеках
ребенка , проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на
подбородке.
Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия,
воспитатель создает определенную последовательность звуков, например :
стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т. п.
ДУТЬ ВО ЧТО-НИБУДЬ.
Ход игры. Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка . Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действие взрослого.
ЗАБАВА С УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫМ СТЕКЛОМ.
Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое) . Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку . Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти - это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли : нет ли там насекомых и т. д. Игра развивает наблюдательность.
ВМЕСТЕ С МИШКОЙ.
Материал. Игрушечный медвежонок.
Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком ,
например : «Катя, тебе нравится пить из чашки?» , «Миша, нравится тебе
пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с
мишкой другие манипуляции.
Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.
ИГРА С КУКЛОЙ.
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку,
попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.
ПЕРЕДАЙ КОЛОКОЛЬЧИК.
Материал. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит : «Тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик. Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка , называя его по имени (или показывая рукой) .
ПОЗОВИ. Материал. Мяч.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть -покатать мяч друг другу. Затем говорит : «Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь поиграть? Позови» . Мальчик зовет : «Вова, иди играть» . После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка .
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
«ЗДРАВСТВУЙ!»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
«СЕМЬЯ»
Дети сжимают пальчики поочередно в кулачок - сначала на одной руке, затем - на другой.
Этот пальчик - дедушка. Этот пальчик - бабушка. Этот пальчик - папочка. Этот пальчик - мамочка.
Этот пальчик - я, Вот и вся моя семья.
Статья: «Первые дни в детском садике»
Жабина Ирина ВладимировнаДолжность, место работы: воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида №43 «Сосенка», Московская область, Дмитровский район, деревня Целеево.
Описание материала: представленная публикация будет интересна воспитателям, методистам и педагогам дошкольного образования. Информацию можно использовать в практической работе с дошкольниками, для педагогического просвещения на родительских собраниях и педсоветах.
Цель: уточнение представлений педагогов об особенностях поведения дошкольников в первые дни посещения ДОУ.
Задачи:
- способствовать повышению педагогической компетентности;
- развивать творческую активность и инициативу педагогов;
- повышать интерес педагогов к расширению своих знаний;
- формировать творческий подход в работе с детьми, поступающими в ДОУ.
Общественное дошкольное воспитание оказывает большое влияние на ребенка, его семью, отношения с окружающими.
При поступлении в дошкольное учреждение ребенок перестает быть только сыном или дочерью, а становится и воспитанником детского сада. Изменяется режим жизни. Его близкими людьми оказываю тся не только мама, папа, бабушка и другие члены семьи, но и весь педагогический и обслуживающий персонал детского сада, сверстники . Все эти изменения происходят сразу и требуют осознания. Часто дети не могут освоить своего нового положения, теряются и плачут, причем не потому, что не хотят расстаться с мамой (конечно, и это бывает), а главным образом потому, что им трудно соотнести привычное с новым , понять его необходимость, освоиться с новыми людьми. Все это требует сложной умственной деятельности, и воспитатель обязан понимать состояние ребенка , трудности, вставшие перед ним, а, следовательно, и причины его поведения, огорчений и переживаний.
Новое общественное положение предъявляет к ребенку и новые требования : установление определенных взаимоотношений со старшими и сверстниками, выполнение правил поведения в детском обществе - вместе с другими детьми гулять, есть, играть, заниматься, а потом и дружить, проявлять взаимную симпатию, помогать друг другу. Все это требует формирования моральных представлений, понятий, соотнесения с ними своего поведения, понимания ответственности перед воспитателями, перед родителями, перед товарищами, а также умения согласовывать свои интересы с интересами других. В этом сложном процессе происходит одновременно умственное и нравственное формирование личности ребенка. Постепенно он усваивает социальные представления, осознает предъявляемые к нему требования и руководствуется ими в личном поведении, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Но процесс осознания - длительный и сложный процесс ; он выражается в разносторонней умственной деятельности. Нельзя «переложить» в сознание ребенка знания, требования и правила, нельзя предполагать, что будучи поняты и усвоены памятью, те или иные представления станут непосредственным руководством к поведению.
Вот, например, один мальчик начал отнимать у другого машину. Как должен поступить воспитатель? Развести драчунов, пристыдить их, не вступая в длительные нравоучения, повторить требования о том, что драться нельзя, и... не огорчаться тем, что его слова, как будто, не оказывают на детей никакого влияния? Воспитание - это длительный процесс воздействия и постепенного преобразования требования воспитателя в требование самого ребенка , в привычку поступать, как надо, и воздерживаться от того, как не надо. Воспитатель должен расчленить общие требования на ряд конкретных: играть вместе, не отнимать игрушки друг у друга, а вежливо просить, делиться игрушками; если их мало, играть, соблюдая очередь, вместе убирать игрушки и т. д. Конкретные требования, правила легче усваиваются детьми, но в поведении дети, особенно младшие,- руководствуются ими чаще, всего лишь, при напоминании воспитателя. Существует определенная закономерность в усвоении правил общественного поведения. В самом начале то или иное правило, требование дети не только не запоминают, но и как бы, не слышат. Позже ребенок усваивает знания и требования по отношению к другим, но еще не по отношению к себе. Он начинает пристально следить, чтобы другие дети их выполняли, и жалуется педагогу, если требование кем-либо нарушается. Есть такие дети, которые часто жалуются на другого: «Он брызгается водой, а не моет руки... Катя ест руками... Никита не убрал машинку, а закинул ее под шкаф… Дима отнимает у Игоря машину... » и т. д. И это не жалоба с целью принести кому-то неприятность. Это протест против нарушения правила , того или иного требования на основе знания о нем, осознания выполнения другими. Почему только другими? Потому что нарушение других виднее, очевиднее. И кроме того, говоря о другом, ребенок как бы проверяет себя, утверждается в необходимости выполнять данное правило. Наконец, ребенок утверждается полностью в незыблемости того или иного знания, основанного на нем правила, и оно становится его правилом .
Этот сложный процесс определяется тем, что знание не тождественно поступку . Ребенок может усвоить знание, но еще не умеет поступать соответствующим образом. Знание быстрее усваивается умом ребенка и сохраняется в памяти. Поступок же требует умения, навыка, он соотносится с обстоятельствами данного времени, может быть по-разному мотивирован, может вступить в противоречие с другими чувствами и т.д. Воспитатель должен иметь четкое представление о развитии этих процессов, определять меру и последовательность сообщения знаний о законах жизни детского общества, последовательность формирования социального опыта, или, как называла А. П. Усова, «чувств общественности».
Приход ребенка в детский сад – это важный этап в вашей и его жизни. Сколько интересного и нужного откроет ребенок в нем, сколько трудностей преодолеет, сколько радости испытает! Тем важно знать про особенности первых дней периода адаптации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация на тему:
"Адаптация ребенка в первые дни пребывания в детском саду"
Поступление в детский сад – это значительное событие, новый период в жизни ребенка. И не всегда можно предугадать, как ребенок войдет в эту новую жизнь. Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда укрепляется здоровье, осуществляется развитие личности. В этот период ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей, педагогов. Первые дни, недели, а порой, и месяцы проходят в волнении и большом напряжении для всех участников педагогического процесса. С приходом ребенка в детский сад открывается новая страница его жизни. Малыш попадает в новый мир, где учится играть, дружить и строить взаимоотношения со своими сверстниками. Ребенок приобретает первый опыт коллективного общения. Не все дети принимают сразу и без проблем новую обстановку и незнакомых людей. Некоторые из них плачут, другие молча переживают. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать. Педагогическая практика показала, что чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Существуют определенные причины, которые влияют на поведение детей в период адаптации:
1. Тревога, связанная со сменой обстановки и режима. Ребенок из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, попадает в незнакомое помещение, где встречает доброжелательных, но чужих людей. Ему бывает сложно приспособиться к нормам и правилам жизни дошкольной группы. В детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не всегда была важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, что может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад.
2. Первое отрицательное впечатление от посещения детского сада.
Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении (кто-то отнял у него игрушку, нечаянно толкнул, не принял в игру, не поделился игрушкой и т.д.).
3.Психологическая неготовность ребенка к детскому саду.
Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой.
4. Отсутствие навыков самообслуживания, что сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду.
5. Избыток впечатлений.
В детском саду ребенок испытывает много новых позитивных и негативных переживаний. Он может переутомляться, нервничать, плакать, капризничать.
6. Личное неприятие воспитателя или другого сотрудника.
Такое явление не обязательно, но оно возможно. Мы можем дать некоторые советы родителям, чьи дети в недалеком будущем будут посещать дошкольные учреждения, как помочь своим малышам в период адаптации.
Чтобы уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям, необходимо приучать его к детскому саду постепенно. Заранее создавать и соблюдать режим дня, то есть сон, игры и прием пищи, соответствующие режиму ДОУ.
Чтобы ребенок с радостью и интересом стал посещать детский сад, педагоги ДОУ предлагают родителям прийти в группу и ознакомиться с ее распорядком, обстановкой, дидактическим материалом, который используется на занятиях и вне их.
Коллектив педагогов детского сада стремится показать родителям, что в учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребенка и укрепления его здоровья.
Среди прочего задачей тифлопедагогов и психологов является повышение психологической и педагогической информированности родителей. Для смягчения эмоционального напряжения при посещении малышом группы детского сада педагоги ДОУ предлагают маме побыть некоторое время вместе с ребенком (время устанавливается индивидуально). В детском саду ребенок попадает в среду, которая отличается от домашних условий. У малыша существенно расширяются контакты со сверстниками, с незнакомыми взрослыми, но при этом рядом с ним его мама. А именно МАМА является главной фигурой для ребенка.
При знакомстве с родителями будущих воспитанников тифлопедагог старается установить доверительные отношения, лучше узнать семью, их психолого-педагогическую культуру. Цель работы в данный период времени – создать наиболее благоприятные условия для адаптации ребенка к детскому саду.