Картинки на тему «Таджикский национальный костюм. Национальная одежда народов таджикистана Таджичка в национальной одежде
Таджикский национальный костюм очень удобен и красив. Именно по этой причине он остается востребованным и популярным и в наше время, когда многие отказываются от национальных традиций, предпочитая одеваться в одежду, универсальную для всего мира. В этой статье мы расскажем о главных особенностях такого костюма в Таджикистане, о возможностях сочетать этнический стиль с европейским.
Главные особенности
Таджикский национальный костюм примерно одинаков по крою во всей стране, но при этом свои уникальные особенности есть практически в каждом районе. Основные отличия заключаются в цвете, вышивке, наличии разнообразных украшений. Конечно, в наши дни молодежь и городское население все больше склоняется к универсальной европейской одежде, но благодаря своей универсальности таджикский национальный костюм продолжает пользоваться популярностью, в первую очередь, среди более консервативных сельских жителей.
Стоит подчеркнуть, что и женская, и мужская одежда таджиков очень похожа по своему крою. Преимущественно она свободная, хорошо скрывающая фигуру и туникообразная. Дело в том, что большинство жителей этого народа являются приверженцами ислама, а в этой религии излишнее облегание одежды по телу не приветствуется.
Таджикский национальный костюм особенно отличается яркостью. Одежда играет важную роль, она является отражением степени благосостояния человека, который ее носит. Считается, что чем роскошнее наряд, чем больше в нем всевозможных дорогих и богатых деталей, тем богаче его владелец.
Ткани
Отдельно стоит сказать о тканях, которые используются. Таджики традиционно живут в очень жарком климате, который непросто переносить. Именно по этой причине в таджикских костюмах, фото которых есть в этой статье, используются шелковые или хлопчатобумажные ткани.
Существует и ряд национальных таджикских материалов. К ним необходимо отнести алочу. Это особенная переливчатая полосатая ткань, которая может быть практически любого цвета. Алоча состоит из шелка и хлопка.
Также существует ткань бекасам - это полушелковая материя, которая, как правило, бывает узорчатой или в полоску. И, наконец, парча - шелковая ткань с серебряными и золотыми нитями.
Важный момент: поскольку традиционный таджикский национальный костюм (фото представлено в этом материале) является многослойным, то нижний слой одежды чаще всего шьют из дешевой ткани, чтобы сэкономить. А вот уже на верхний слой пускают более дорогую материю, чтобы подчеркнуть свой статус, даже если он не слишком высок.
Парча
Расскажем подробнее о самой популярной и известной таджикской ткани - парче. Именно она стала широко использоваться за пределами этой страны, ее применяют во многих странах мира на протяжении уже нескольких веков.
Главная особенность парчи состоит в том, что это тяжелая ткань, сделанная на основе шелка, с особенным узором. Этот узор выполняют из металлических нитей с серебром, золотом или сплавами других металлов. Обычно эту металлическую нить навивают на шелковый, льняной или хлопчатобумажный уток. Из древних знаменитых на весь мир дизайнеров, которые работали с парчой, можно вспомнить Анну-Марию Гартуэйт, активная работа которой пришлась на XVIII-XIX века.
Парчу в Европе и многих других странах использовали для шитья придворной одежды знати, а также церковного облачения. Для последних целей эта ткань повсеместно используется до сих пор.
Мужская одежда таджиков
По фото мужских и женских таджикских национальных костюмов хорошо видно, в чем их схожесть и различие. Но обо всем по порядку. Основу мужского костюма среди представителей этого народа составляет хлопчатобумажная рубаха, которую называют "курта". К ней полагаются шаровары, халат и широкий пояс.
Рубаху для мужского таджикского национального костюма, фото которого вы найдете в этой статье, шьют из большого и цельного куска ткани. Она должна быть максимально широкой и не стеснять движений. Ее принято носить навыпуск, подпоясывая длинной и узкой полоской ткани, некоторые для этих целей используют специальный платок, который особым образом складывают по диагонали. Интересно, что такой платок сразу выполняет несколько функций, одновременно являясь ремнем, который поддерживает шаровары, не давая им упасть, а также служит своего рода карманом, который всегда под рукой у таджикского мужчины.
Примечательно, что как раз по поясу часто можно определить статус человека, насколько он состоятелен. Например, молодые и небогатые парни носят пояса, скрученные из нескольких платков со стандартной вышивкой бельбог или миенбанд, которая располагается на краях. А вот богатые и успешные мужчины, которые могут себе это позволить, надевают красивые и широкие бархатные пояса, которые вышивают золотой нитью. Их называют камарбанд.
Шаровары
Обязательная деталь таджикского мужского национального костюма (фото это только подтверждает) - это шаровары. Их таджики называют иштон или эзор.
Их шьют максимально широкими, но при этом они должны сужаться к низу.
Халат
Поверх рубашки таджикские мужчины надевают халат (его называют чапан). Он особого свободного и распашного покроя, чаще всего в полоску. Таджики, которые традиционно жили в горах, предпочитали носить чапаны из некрашеной шерсти, на которых вышивали орнамент в районе ворота.
Важно, чтобы халат был стеганым. В таджикском мужском национальном костюме это зимний вариант одежды. В наше время классические чапаны давно стали настоящими музейными экспонатами, которые можно встретить только в частных коллекциях или крупных государственных собраниях национального достояния.
На смену им пришли современные чапаны, которые шьют из бархата. Интересно, что главным достоинством классического чапана, которое всеми способами стараются сохранить и в наши дни, является то, что он в холодное зимнее время удерживает тепло, а когда летом жарко - сохраняет освежающую прохладу.
Такие халаты таджикам было принято дарить на праздники, какие-то важные мероприятия в их жизни. Например, на день рождения, свадьбу, а бывало, что дарили даже на похороны.
Существовала традиция, согласной которой брат невесты не разрешал сестре отправиться в дом своего мужа, пока родственники жениха не подарят ему чапан.
Подобные традиции сохранились и во многих современных таджикских семьях. Например, даже в XXI веке в первый день свадьбы молодые выходят к гостям в чапанах, а не в современных костюмах. При этом на каждый день сегодня практически никто эти халаты уже, конечно, не носит. Современные таджикские мужчины все чаще стараются сочетать традиционную одежду своего народа с европейской. Например, соединяют в своем костюме пиджак с шароварами или классические брюки с чапаном.
Женский костюм
Традиционный национальный женский костюм включает в себя длинные платья-рубахи, которые называют куртами, а также двухслойные шаровары максимально свободного покроя. Рубахи должны быть сшиты таким образом: их рукава расширяются к низу, при этом их украшают вышивками. Называют их при этом по-разному, в зависимости от вида воротника.
В древние времена в подобные рубахи часто было принято вшивать ластовицы (так называли клинья или вставки) другого цвета. Считалось, что это имеет магическое значение. Существовало даже придание, что такой наряд делал женщину плодовитой, что чрезвычайно ценилось в больших таджикских семьях.
Определенное значение уделяли форме выреза женского воротника. По ней можно было определить, замужем девушка или свободна. У молодых девушек были платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. Но как только женщина выходила замуж, она обязательно начинала носить платье с вертикальным вырезом, которое украшалось вышитой тесьмой.
Вместе нижнего белья у девушек были просторные белые платья со стоячим воротничком. Интересно, что вырез у верхнего платья располагался таким образом, чтобы демонстрировать вышивку на воротнике нижнего платья. Но не более этого, никаких других элементов нижнего платья не должно было быть видно.
Верхняя женская одежда
Верхней одеждой в женском таджикском национальном костюме является стеганый халат, который еще называют цома. Он такого же туникообразного покроя, как было принято и у мужчин. Альтернативой был мунисак, который несколько отличался покроем от цома. Например, у него отсутствовал пришивной воротник, а под рукавами обязательно имелись сборки.
Начиная с XIX столетия пожилые женщины начинают носить мунисаки без тесьмы и подкладки, а только подшивают их узкой полосой ткани, отличной по цвету.
Паранджа
Большое значение в женском таджикском национальном костюме, фото которого вы найдете в этой статье, имеет паранджа или, как ее еще называли в этих местах, фаранджи. В основном таджички надевали ее, когда приезжали в большой город, где было много малознакомых и чужих людей.
В таджикском костюме для девушек паранджа символизировала ее целомудрие, чистоту, непорочность, верность и скромность. В наши дни она стала обязательным атрибутом наряда невесты. Более того, считается, что паранджа способно защитить от темных сил беременную женщину. В конце концов, именно этот элемент костюма позволяет женщине кормить ребенка на людях, что очень важно на первых месяцах жизни малыша.
Головные уборы
Классический головной убор для мужчин - тюбетейка. Когда становится слишком холодно, ей на смену приходят теплые меховые шапки, также голову часто обматывают шерстяными платками. Популярно в наше время остается и чалма. Ее принято надевать поверх тюбетейки или шапки.
Для женщины самой обыденной национальной одеждой остается особый головной убор, который состоит их трех составляющих. шапочка и платок, который называют лачака. Иногда эти элементы могут использовать независимо и отдельно один от другого.
На свадьбе голову невесты принято украшать вышитым платком, который покрывает ее грудь, лицо и шею. В наши дни все чаще можно встретить женщину в тюбетейке (тоци), в прежние времена такое не было принято.
Обувь
Для мужчин и женщин, которые живут в городах, традиционными считаются мягкие сапоги, которые называют махси. Их, как правило, носят с кожаными калошами. Также популярными раньше были легкие сапоги с жестким задником и мягким носком под названием ичиги. Их изготавливали из кожи козла, они отличались своей долговечностью.
На селе было принято надевать помимо легкой обуви сапоги на высоком каблуке, а также деревянные башмаки на трех ножках. Их называли кафши чубин.
Украшения
Примечательно, что таджики очень удачно сочетают национальные украшения с современными. Женщины часто носят подвески, кольца, ожерелья и серьги. Украшения бывают не только на ушах и шее, но и на головном уборе. Там располагаются броши, подвески и бусы.
Традиционные украшения чеканные и кованные. Они бывают из серебра, отличаясь особой массивностью. Обычно представительницы прекрасного пола одновременно носят как минимум три-четыре украшения.
Украшения носят и мужчины. В некоторых регионах им принято надевать бусы с подвесками, а в других - серьги и налобные повязки указывали на принадлежность к определенной этнической группе. Но это было раньше, сейчас украшения носят исключительно женщины.
Цвета
Большое значение имеют цвета в таджикском национальном костюме. Например, жених на свадьбу отправлялся в нательной рубахе, шароварах. Ворот у рубахи должен был быть вертикальным, сверху одевался халат, а поверх два вышитых платка.
Так вот, один платок обязательно был цветным и шелковым, а второй - белым и хлопчатобумажным. На голову одевалась тюбетейка с квадратным верхом, а на ноги - сапоги из обязательно желтого хрома.
Значение орнаментов
Важную роль играют орнаменты в национальной таджикской одежде. Например, традиционным считается орнамент гулдаста, который в буквальном переводе означает "букет цветов". При этом каждый рисунок и цвет имеет свое значение. Так, красный - это а зеленый - природы.
Орнамент, изображенный на панно "Мархамат", был особенно распространен на севере страны. Треугольники, вышитые на нем, означали символическое изображение гор и являлись своего рода оберегами, а круг означал солнце. Традиционно национальные таджикские украшения - кованные и чеканные, изготавливаются из серебра, и отличаются некоторой массивностью. Нормальным считается носить одновременно 3-4 украшения, а то и больше!
«Национальный акцент»
Выражением самобытности каждого народа является и национальная одежда. Сегодняшний рассказ — о таджикском традиционном костюме.
В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений.
Молодёжь всё чаще носит европейскую одежду, но национальный таджикский костюм по-прежнему очень популярен среди сельских жителей.
Мужская и женская национальная одежда таджиков очень похожа по крою — туникообразная, свободная, хорошо скрывает фигуру. Большинство таджиков — приверженцы ислама и излишнее облегание в одежде не приветствуют.
Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Костюм таджиков отражает степень благосостояния. Чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец.
Отдельно следует сказать о тканях. Таджики живут в жарком климате, поэтому предпочитают хлопчатобумажные и шёлковые ткани. К чисто национальным таджикским материям можно отнести алочу (переливчатая полосатая ткань разных цветов, состоит из хлопка и шёлка), бекасам (полушёлковая материя, в полоску или узорчатая) и парчу (шёлковая ткань с золотыми и серебряными нитями).
Поскольку традиционный костюм таджиков многослойный, нижний слой одежды, как правило, шьют из дешёвой ткани, а верхний — из более дорогой.
Национальная одежда таджиков-мужчин
В традиционный костюм мужчины-таджика входят: хлопчатобумажная рубаха — «курта», шаровары, халат и широкий поясной пояс. Рубаху шьют из одного куска ткани. Она широкая и не стесняет движений. Мужчины носят её навыпуск, подпоясывают длинной узкой тканью или специальным платком, сложенным по диагонали. Платок выполняет несколько функций: он и ремень, поддерживающий шаровары, и своего рода карман.
Интересно, что по поясу можно узнать о благосостоянии мужчины. Так, молодые небогатые парни носили пояса, скрученные из квадратных платков с вышивкой по краям «миёнбанд» или «бельбог». А состоятельные мужчины могли себе позволить широкие бархатные пояса («камарбанд»), вышитые золотой нитью.
Шаровары («эзор» и «иштон») тоже шьются довольно широкими, но сужающимися к низу. Поверх рубахи мужчины надевают халат («чапан «) распашного свободного покроя, как правило, полосатый. Горные таджики предпочитают чапаны из некрашеной шерсти, с вышитым орнаментом на вороте.
Халат может быть ватным стёганым, если это зимний вариант одежды. Классические чапаны стали музейными экспонатами, на их место пришли современные аналоги – из бархата. Главное достоинство классического чапана в том, что зимой он удерживает тепло, а летом — прохладу. Издревле мужчинам дарят чапан на важные мероприятия — свадьбы, дни рождения и даже похороны. На свадьбе брат невесты не разрешит сестре войти в дом мужа, пока родственники жениха не подарит ему чапан.
И сегодня в 21-ом веке молодые таджики в первый день после свадьбы выходят к людям в чапанах, а не современных костюмах. Но в обычно жизни современные мужчины всё чаще сочетают традиционную одежду с европейской. Например, могут надеть шаровары с пиджаком или чапан и классические брюки.
Женская национальная одежда таджиков
Придерживающиеся традиций женщины-таджички носят длинные платья-рубахи (курты ) и двухслойные шаровары свободного покроя. Рубахи с расширяющимися к низу рукавами украшены вышивками и имеют разные названия в зависимости от вида воротника. В старину в такие рубахи вшивали ластовицы (вставки, клинья) другого цвета, это имело магическое значение и по приданию обеспечивало женщине плодовитость.
Форма выреза воротника зависела от того, замужем ли таджичка: молодые девушки носили платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. А после замужества женщины начинали носить платья с вертикальным вырезом, украшенным вышитой тесьмой. В качестве нижнего белья женщины носили белые платья со стоячим воротничком. При этом у верхнего платья вырез был таким, чтобы показать вышивку на воротнике, но не более того.
Верхняя одежда женщин — стёганный халат (цома) того же туникообразного покроя, что и у мужчин, или мунисак, немного отличающийся покроем (отсутствует пришивной воротник, а под рукавами имеются сборки). Пожилые женщины, начиная с 19 века, носят мунисаки без тесьмы и подкладки, их просто подшивают узкой полоской ткани другого цвета.
Отдельно следует сказать про паранджу («фаранджи»). Таджички носили их преимущественно в городах, где было много чужих. Паранджа символизировала чистоту, целомудрие, скромность и верность. Сегодня это неотъемлемый атрибут наряда невесты . К тому же, считается, что паранджа защищает беременную женщину от тёмных сил. И, наконец, такой элемент костюма позволял женщине кормить ребёнка даже на людях.
Головные уборы таджиков
Мужской головной убор — тюбетейка. В холодную погоду мужчины надевают меховые шапки или же обматывают голову шерстяным платком. Также по-прежнему популярна чалма, которая надевается поверх тюбетейки или шапки «кулох».
Женщины традиционно покрывают голову убором из трёх составляющих: чалмы, шапочки и «лачака» — своего рода платка. Иногда эти элементы могут использоваться отдельно друг от друга.
Голову невесты и сейчас украшают вышитым платком, покрывающим лицо, шею и грудь.
В последнее время женщины стали носить тюбетейки (тоци), что раньше не было особенно принято.
Национальная таджикская обувь
Для горожан-таджиков — и мужчин, и женщин — привычной обувью являются мягкие сапожки «махси». Носили их с кожаными колошами. Довольно популярными были ичиги (лёгкие сапоги с мягким носком и жёстким задником), изготавливаемые из козлиной кожи и славящиеся своей долговечностью.
Сельские жители имели более разнообразный выбор обуви. В частности, и мужчины, женщины, помимо лёгкой обуви, носили сапоги на высоком каблуке или деревянные башмаки на трёх ножках, так называемые «кафши чубин».
Национальные таджикские украшения
Таджики очень успешно сочетают традиционные украшения с современными. Женщины очень любят носить ожерелья, подвески, серьги и кольца.
Украшения можно увидеть не только на шее и ушах, но и на головном уборе. Это могут быть всевозможные подвески, брошки и бусы.
Традиционно национальные таджикские украшения — кованные и чеканные, изготавливаются из серебра, и отличаются некоторой массивностью. Нормальным считается носить одновременно 3-4 украшения, а то и больше!
Носят ли украшения мужчины-таджики? В разные периоды истории мужчины-таджики в некоторых регионах носили бусы с подвесками наряду с женщинами. Раньше налобные повязки и серьги носили и мужчины, они указывали на принадлежность к определённой этнической группе и статус человека в обществе. Сегодня украшения носят только женщины.
Такова в общих чертах национальная одежда таджиков. В наше время она, безусловно, претерпела изменения, но традиционные тюбетейки, шаровары и рубахи самых разных цветов по-прежнему очень любимы таджиками, в том числе, молодёжью.
Правительство современного Таджикистана весьма своеобразно популяризирует традиционный таджикский костюм — представителей министерств регулярно призывают усилить контроль за ношением национальной одежды среди сотрудников и не допускать пропаганду чуждой — европейской — одежды. В стране активно проводят специальные показы мод и конкурсы для модельеров. А ведущие государственных телеканалов выходят в эфир в стилизованной таджикской одежде.
© Н. Абдуразаков
Таджикская женщина, будучи одарена красивой внешностью, стремилась соблюдать чувство прекрасного и в одежде. В отличие от представительниц слабого пола других народов, возможности для разнообразия гардероба, благодаря удобному расположению страны на пересечении торговых путей, у нее были еще за столетия до того, как появилось само слово мода. Возможно, именно поэтому национальная одежда жительниц Таджикистана издревле весьма разнообразна, а фасоны платьев в большинстве его районов (в том числе исторических) могут сильно отличаться.
Материал о некоторых платьях мы уже публиковали в фотоленте ранее. В этой фотоленте, которая представляет собой вторую часть альбома, мы продолжим знакомство с одеждой таджикских женщин, как и ранее, с помощью наших прекрасных таджичек-моделей, подробно рассматривая каждый атрибут и обращаясь к истории.
(Модели: Рудоба Махмудова, Аниса Исмаилова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)
© Н. Абдуразаков
Таджикские женщины, в особенности молодые, любили яркие цвета в одежде и всегда старались сочетать оттенки. И надо отдать должное их вкусу - они не перебарщивали.
«Гамма излюбленных расцветок материй для одежды у таджикских женщин была чрезвычайно разнообразной, яркой, жизнерадостной, не будучи в то же время режущей глаз, хотя сочетания цветов и строились на принципе острого контраста», - писали антропологи Н. Ершов и З. Широкова по итогам исследования, проведенного полвека назад в Таджикистане.
(Модель: Аниса Исмаилова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)
© Н. Абдуразаков
Одежда же, представленная на иллюстрации, в большей степени использовалась деятелями искусства, которым в таджикской истории всегда отводилось особое место. Так в прежние времена могли выглядеть певицы, танцовщицы и т.д. Хотя обычно костюмы музыкантов, исполнявших тогда в основном шашмаком, отличались более богатыми цветами и материей (шились, например, золотыми нитями на темной материи), как это было показано в нашей предыдущей фотоленте:
(Модель: Рудоба Махмудова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)
© Н. Абдуразаков
Один из мифов сегодняшнего Таджикистана – что тюбетейка издревле была традиционной для женщин. Этот атрибут, согласно исследованиям советских антропологов, получил популярность и стал использоваться девушками практически во всех районах страны, а также соседнего Узбекистана, только в XX веке, после революции. При этом носят ее преимущественно только девушки и молодые женщины.
© Н. Абдуразаков
Самым традиционным головным убором для таджичек был платок - рўмол, қарс, соба или латта. Существовало очень много способов повязывания платка, многие из которых сегодня уже практически нигде не встретить. Конечно, во многих регионах были свои платки, традиционно используемые только в этом городе или районе.
Например, в Бухаре носили большие косынки, которые назывались ридо. Кулябские же девушки традиционно носили кисейные платки в виде широких длинных шарфов, закинув один из концов за голову, примерно как показано на фото. Правда, у прежних платков края были вышитыми, а назывались они латтаи нақшинӣ (расписная материя) или сарандоз.
© Н. Абдуразаков
Вместо тюбетеек под платками обычно носили мягкие шапочки из материи, которые и назывались тўппи (то же самое, что и тоқӣ - тюбетейка в переводе с таджикского). Они, видимо, и есть предки сегодняшних женских тюбетеек.
Пожилые и старые женщины носили схожий головной убор - сшитые из материи (особой формы) шапочки, которые назывались кулўтапўшак. Тюбетейки, как мы уже писали ранее, по сей день носят преимущественно только девушки и молодые женщины.
(Модель: Мадина Кадамова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)
© Н. Абдуразаков
В случае с девушкой на фото поверх головного убора силсила (или обычно поверх шелкового платка) накинута паранджа из тяжелой полушелковой материи банорас местного производства, отделанная шелковой тесьмой и вышивкой. Обычно такие накидки были монотонные и темного цвета, лишь со временем их стали делать более яркими.
Такие накидки носили в Худжанде и окрестностях (сегодняшней Согдийской области). Обычно в комплекте должен быть и чашмбанд (дословно «завязывающая/закрывающая глаза») - волосяная сетка, которую женщина надевала под паранджу, закрывая лицо, перед тем как выйти с женской половины дома.
В уши продеты серьги из скрученных спиралью проволочек с подвесками, в которые раньше вставлялись рубины и изумруды. Украшения больше были распространены в Бухаре, хотя был период, когда некоторые районы современной Согдийской области входили в Бухарское Ханство, а райцентр Худжанд был в составе Самаркандской области. Поэтому смешение традиций (в том числе в одежде и украшениях) этих трех древнейших населенных пунктов вполне объяснимо, тем более что эта близость, выраженная в диалекте и обычаях, прослеживается и в наши дни.
(Модель: Зебуниссо Авезова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)
© Н. Абдуразаков
Так обычно накидывали платок поверх тюбетеек девушки в горных районах Таджикистана, например в Ишкашиме, на западе Памира. А серебряное украшение силсила, которое состоит из соединенных колечками фигурок различной формы с подвесками по нижнему краю, обычно надевалось, наоборот, поверх платка, под которым был еще один платок, рўмол, сложенный по диагонали. Именно таков был головной убор невест в районах Куляба. Однако платки в этом случае были ярких тонов, в основном белые. То есть в данном случае на иллюстрации мы видим смешение стилей (атрибутов и обычаев ношения) разных регионов.
(Модель: Тахмина Ибрагимова, Ассистент: Додхудо Туйчиев Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)
© Н. Абдуразаков
Большое ожерелье назывались ҳайкал или зеби сина. Оно обычно состоит из соединенных многорядными цепочками пластинок (обычно семь), инкрустированных цветными стеклянными глазками, бирюзой и украшенных накладной сканью, зернью и подвесками, где самая нижняя пластинка делалась крупнее остальных. Поверх платья на девушке аналог обшитого тесьмой тюлевого покрывала, который назывался сарандози тўр.
(Модель: Мадина Назарамонова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)
© Н. Абдуразаков
В качестве верхней одежды таджички носили легкие распашные халаты с узкими и короткими, до запястья, рукавами, немного прилегающие в талии и иногда без воротника. Распространены они были в основном в равнинных районах и назывались мунисак или калтача.
Особенно распространены были стеганые ватные длинные халаты, именуемые ҷома или чапон. Под них в равнинных районах иногда надевали еще и безрукавки - камзўлча, шившиеся длиной до пояса или немного ниже. На этой фотографии на голову девушки наброшена парчовая расписанная паранджа (обязательный атрибут до начала XX века), к которой обычно прилагается волосяная сетка для закрывания лица - чашмбанд.
© Н. Абдуразаков
Если платье было самым главным атрибутом костюма женщины в Таджикистане, то второй основной ее частью были глухие шаровары, которые называются, в зависимости от района страны и фасона, пойҷома, лозимӣ, эзор/изор или танбеӣ. Их до сих пор обязательно носят, если надевают национальные платья. На талии раньше они стягивались поясом из тесьмы, продетым в загнутый рубцом верхний край шаровар. Обычно они шились из той же материи, что и платье.
(Модель: Мехрангис Мамадназарова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)
© Н. Абдуразаков
Платье девушки на фото традиционно для горных районов Таджикистана, таких как Дарваз, например; такие шились в основном из материи местного производства. Обшлага рукавов, саростин, обычно украшались вышивкой крестом, а ниже локтей на рукава нашивались вышитые тоже крестом полоски, именуемые чо-бик. В данном случае вместо крестов они обшиты узорами в форме цветов.
(Модель: Нигина Исмаилова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)
© Н. Абдуразаков
Современная интерпретация старинного костюма, сочетающего стили халатов, которые в прежние времена надевали таджички, исполняющие шашмаком, или молодые женщины из верхнего сословия (в данном примере стили смешаны). Такую одежду из богатой материи красного цвета с желтой вышивкой (золотыми нитями) могли себе позволить в основном женщины из зажиточных семей или представительницы искусства, которых часто одаряли их покровители. Стоячий воротник в прежние времена называли куртаи саростиндори гиребонаш қазоқӣ, что дословно переводится как «платье с манжетами и казахским воротником».
(Модель: Зебуниссо Авезова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)
© Н. Абдуразаков
На данной иллюстрации другой пример использования стоячего «казахского воротника». Однако в этом случае фасон и стиль одежды уже более близки к тому, что могли носить люди из сословия музыкантов, певцов и других представителей искусства. Головной убор в виде небольшой короны, инкрустированной жемчугом, с продетой частично из-под нее легкой прозрачной шалью также привычен именно для их стиля одежды.
(Модель: Мехрангис Мамадназарова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)
© Н. Абдуразаков
В старину в некоторых горных районах Таджикистана, в отличие от остальных областей, рукава платьев делались узкими у запястья, а стан платья - узким в талии и широким в подоле. На фото пример такого наряда, но в современной интерпретации - более короткое и открытое. Поверх тюбетейки, распространенной в горных районах республики, накинут легкий большой платок.
Больше фасонов регионов Таджикистана сморите в предыдущей фотоленте «Национальная одежда регионов Таджикистана»:
(Модель: Манижа Шакар, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)
© Н. Абдуразаков
Представленные в этой части фотоальбома (а ранее – и в предыдущей) примеры одежды таджикских женщин и в первую очередь их описания, конечно, не претендуют на историческую достоверность. Этот материал является лишь попыткой показать все великолепие и изобилие стилей в одеяниях женщин Таджикистана через яркие профессиональные фотографии, красивые лица современных таджичек, старинные костюмы и атрибуты, а также их историю, основанную на скудных и малочисленных исследованиях таджикской этнологии.
Возможно, такого рода работы смогут способствовать большему использованию в быту национальных стилей и исторически близкой таджикам одежды, хотя в последнее время именно использование национальных таджикских орнаментов в современной одежде и атрибутов, стилизованных под традиционные, становится все популярнее. Более современным нарядам в национальном стиле будет посвящена следующая фотолента «России для всех».
А пока больше фасонов национальной одежды регионов Таджикистана сморите в ранее опубликованной фотоленте «Национальная одежда регионов Таджикистана».
(Модель: Мадина Назарамонова, Ассистент: Додхудо Туйчиев, Костюмы: Шарафат Рашидова, Редактор: Хуршед Халилбеков)
И почему власти так усиленно пытаются бороться с хиджабами.
В закладки
Фото «Азия-плюс»
28 августа президент Таджикистана подписал несколько законов, касающихся соблюдения национальных традиций. Среди них в том числе и закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан».
В тексте закона говорится именно о защите одежды от современных негативных влияний, но многие предположили, что он обязывает жителей носить исключительно национальную одежду.
Одновременно физические и юридические лица обязываются оказывать уважение основам национальной культуры, в том числе государственному языку и национальной одежде, защищать их от современных негативных влияний.
Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов в Республике Таджикистан»
Некоторые СМИ предположили, что закон касается ношения национальной одежды исключительно на торжествах, праздниках и свадьбах. При этом не ясно, обязаны ли все участники торжества надевать национальные костюмы или же это просто рекомендации.
Национальная одежда таджичек. Таджикская женщина, будучи одарена красивой внешностью, стремилась соблюдать чувство прекрасного и в одежде. В отличие от представительниц слабого пола других народов, возможности для разнообразия гардероба, благодаря удобному расположению страны на пересечении торговых путей, у нее были еще за столетия до того, как появилось само слово «мода». Возможно, именно поэтому национальная одежда жительниц Таджикистана издревле весьма разнообразна, а фасоны платьев в большинстве его районов (в том числе исторических) могут сильно отличаться. Таджикские женщины, в особенности молодые, любили яркие цвета в одежде и всегда старались сочетать оттенки. И надо отдать должное их вкусу - они не перебарщивали. «Гамма излюбленных расцветок материй для одежды у таджикских женщин была чрезвычайно разнообразной, яркой, жизнерадостной, не будучи в то же время режущей глаз, хотя сочетания цветов и строились на принципе острого контраста», - писали антропологи Н. Ершов и З. Широкова по итогам исследования, проведенного полвека назад в Таджикистане. Одежда же, представленная на иллюстрации, в большей степени использовалась деятелями искусства, которым в таджикской истории всегда отводилось особое место. Так в прежние времена могли выглядеть певицы, танцовщицы и т.д. Хотя обычно костюмы музыкантов, исполнявших тогда в основном шашмаком, отличались более богатыми цветами и материей (шились, например, золотыми нитями на темной материи). Один из мифов сегодняшнего Таджикистана – что тюбетейка издревле была традиционной для женщин. Этот атрибут, согласно исследованиям советских антропологов, получил популярность и стал использоваться девушками практически во всех районах страны, а также соседнего Узбекистана, только в XX веке, после революции. При этом носят ее преимущественно только девушки и молодые женщины. Самым традиционным головным убором для таджичек был платок - рўмол, қарс, соба или латта. Существовало очень много способов повязывания платка, многие из которых сегодня уже практически нигде не встретить. Конечно, во многих регионах были свои платки, традиционно используемые только в этом городе или районе. Кулябские же девушки традиционно носили кисейные платки в виде широких длинных шарфов, закинув один из концов за голову, примерно как показано на фото. Правда, у прежних платков края были вышитыми, а назывались они латтаи нақшинӣ (расписная материя) или сарандоз. Вместо тюбетеек под платками обычно носили мягкие шапочки из материи, которые и назывались тўппи (то же самое, что и тоқӣ - тюбетейка в переводе с таджикского). Они, видимо, и есть предки сегодняшних женских тюбетеек. Пожилые и старые женщины носили схожий головной убор - сшитые из материи (особой формы) шапочки, которые назывались кулўтапўшак. Тюбетейки, как мы уже писали ранее, по сей день носят преимущественно только девушки и молодые женщины. В случае с девушкой на фото поверх головного убора силсила (или обычно поверх шелкового платка) накинута паранджа из тяжелой полушелковой материи банорас местного производства, отделанная шелковой тесьмой и вышивкой. Обычно такие накидки были монотонные и темного цвета, лишь со временем их стали делать более яркими. Так же носили накидки в Худжанде и окрестностях (сегодняшней Согдийской области). Обычно в комплекте должен быть и чашмбанд (дословно «завязывающая/закрывающая глаза») - волосяная сетка, которую женщина надевала под паранджу, закрывая лицо, перед тем как выйти с женской половины дома. В уши продеты серьги из скрученных спиралью проволочек с подвесками, в которые раньше вставлялись рубины и изумруды. Так обычно накидывали платок поверх тюбетеек девушки в горных районах Таджикистана, например в Ишкашиме, на западе Памира. А серебряное украшение силсила, которое состоит из соединенных колечками фигурок различной формы с подвесками по нижнему краю, обычно надевалось, наоборот, поверх платка, под которым был еще один платок, рўмол, сложенный по диагонали. Именно таков был головной убор невест в районах Куляба. Однако платки в этом случае были ярких тонов, в основном белые. То есть в данном случае на иллюстрации мы видим смешение стилей (атрибутов и обычаев ношения) разных регионов. Большое ожерелье назывались ҳайкал или зеби сина. Оно обычно состоит из соединенных многорядными цепочками пластинок (обычно семь), инкрустированных цветными стеклянными глазками, бирюзой и украшенных накладной сканью, зернью и подвесками, где самая нижняя пластинка делалась крупнее остальных. Поверх платья на девушке аналог обшитого тесьмой тюлевого покрывала, который назывался сарандози тўр. В качестве верхней одежды таджички носили легкие распашные халаты с узкими и короткими, до запястья, рукавами, немного прилегающие в талии и иногда без воротника. Распространены они были в основном в равнинных районах и назывались мунисак или калтача. Особенно распространены были стеганые ватные длинные халаты, именуемые ҷома или чапон. Под них в равнинных районах иногда надевали еще и безрукавки - камзўлча, шившиеся длиной до пояса или немного ниже. На этой фотографии на голову девушки наброшена парчовая расписанная паранджа (обязательный атрибут до начала XX века), к которой обычно прилагается волосяная сетка для закрывания лица - чашмбанд. Если платье было самым главным атрибутом костюма женщины в Таджикистане, то второй основной ее частью были глухие шаровары, которые называются, в зависимости от района страны и фасона, пойҷома, лозимӣ, эзор/изор или танбеӣ. Их до сих пор обязательно носят, если надевают национальные платья. На талии раньше они стягивались поясом из тесьмы, продетым в загнутый рубцом верхний край шаровар. Обычно они шились из той же материи, что и платье. Современная интерпретация старинного костюма, сочетающего стили халатов, которые в прежние времена надевали таджички, исполняющие шашмаком, или молодые женщины из верхнего сословия (в данном примере стили смешаны). Одежду из богатой материи красного цвета с желтой вышивкой (золотыми нитями) могли себе позволить в основном женщины из зажиточных семей или представительницы искусства, которых часто одаряли их покровители. Стоячий воротник в прежние времена называли куртаи саростиндори гиребонаш қазоқӣ, что дословно переводится как «платье с манжетами и казахским воротником». В старину в некоторых горных районах Таджикистана, в отличие от остальных областей, рукава платьев делались узкими у запястья, а стан платья - узким в талии и широким в подоле. Девушка в атласном платье, в тюбетейке зардузи, Подвела сюрьмой реснички, брови же усьмой покрыв, Шла в эзорах из атласа, шло ей очень это всё, И косыночка из шёлка, кавшы с нежной бахромой. И косички с бахромою, двигались ей в след и в такт, Было тех косичек сорок, строились как на парад. Плавно двигалась, как Пава, так учила её Мать, Грациозно машет ручкой, будто в танец собралась. Ходят нежно так Таджички, будто по Небу плывут. И глаза на землю смотрят, скромно все себя ведут. И приложат руку к сердцу, если встретят старика, Поздоровавшись - всё спросят, не болит ли голова? Наш народ любезный очень, славится он добротой. И наряды наши скромны, отличишь их простотой. В простоте нарядов наших, есть и Шарм, и красота, Нет нужды тягаться с Модой, пусть она догонит нас. О красавицах Таджичках, говорит весь Мир честной. Скромные Таджички в Мире, занимают первый строй. Коль невестка в твоём доме, родом та из Душанбе, Засверкает дом твой Счастьем, внуков народит тебе. Акбар Мухаммад Саид.