Познавательное занятие 2 младшая группа ранняя весна. Конспект НОД «Весна идет» (2 младшая группа)
Конспект занятия во второй младшей группе
«Весна, весна красная»
Цели: Закрепить представления детей о весне, ее признаках. Развивать связную речь, наблюдательность, мелкую и общую моторику. Понимать смысл загадок и находить отгадку. Расширять и активизировать словарь по теме. Закрепить знания о частях цветка. Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе, окружающему миру.
Оборудование: фланелеграф, части цветка для фланелеграфа, карточки с изображениями весенних цветов, сюжетные картинки на тему «Весна», разрезные картинки с цветами, конверт с загадками, живой цветок гиацинт.
Предварительная работа:
- наблюдения в природе;
- чтение стихотворений о весне;
- рассматривание картин и иллюстраций о весне, весенних цветах;
- отгадывание загадок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я вчера ходила гулять в парк, я его не узнала. Как же изменился парк? Почему я его не узнала? Кто догадался? Что стало со снегом? (растаял). А с деревьями что произошло? (почки набухли). Какие цветы появились? (Первоцветы).
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.
Вот и небо просветлело,
Землю солнышко согрело,
Ручейки в лесу поют и подснежники цветут.
Пробудилось все ото сна,
Это к нам пришла – Весна (дети хором).
Воспитатель: Правильно ребята наступила весна.
Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, прекрасное, …).Можно сказать - весеннее настроение? А солнце весной какое? (Весеннее). А лужи весной какие? (Весенние). А небо весной какое? (Облако, ручьи, деревья, трава, проталинка, сосулька, дождь, день)
Подвижная игра «Весна, весна красная»
Весна, весна красная! (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью, (идут в другую сторону)
С великой милостью:
Со льном высоким, (останавливаются, поднимают руки вверх встают на носочки, вдох)
С корнем глубоким, (приседают, опускают руки, выдох)
С хлебами обильными. (взявшись за руки, бегут по кругу).
Воспитатель: Давайте расскажем, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова «весной»...
Весной… ярко светит солнце.
Весной тает снег.
Весной появляются проталинки.
Весной появляются лужи.
Весной набухают почки
Весной прилетают птицы.
Весной бегут ручьи.
Весной просыпаются насекомые.
Весной дикие животные меняют цвет шубки.
Весной у зверей появляются детеныши.
Весной появляется трава.
Весной появляются первые цветы: подснежники, мать–и-мачеха.
Воспитатель: Ребята, к нам в дверь кто-то стучит. (Вносится живой цветок в горшке- гиацинт и конверт). Посмотрите – это гиацинт. Гиацинт тоже весенний цветок. У гиацинта, как у всех растений есть стебель, листья, цветок, корень находится в земле. Давайте на фланелеграфе вместе выложим цветок (дети на фланелеграфе выкладывают цветок).
Воспитатель: Ребята, я вижу, что рядом с горшочком лежит конверт. Давайте посмотрим, что в нем? (Воспитатель достает лист с загадками и карточки с изображениями весенних цветов). Ребята, это загадки - загадки о первых весенних цветах. Давайте отгадаем эти загадки:
Он растет красивый, нежный,
Голубой иль белоснежный.
Даже раньше расцветает,
Чем на речке лед растает.
Распустился точно в срок
Первый мартовский цветок. (Подснежник)
Золотым лучом согретВырос солнышка портрет!
Но у желтого цветочка
Временно листочков нет (Мать-и-мачеха)
Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)Жёлтый, белый, голубой;
На земле растут пустой.
У весны есть фокусы:
Распустились...(крокусы).
Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик
Носит...(одуванчик).
Есть у весеннего цветка
Приметы, чтоб не ошибиться:
Листик - как у чеснока,
А корона - как у принца! (Нарцисс)
Воспитатель: Ребята, мы разгадали все загадки!
Физкультминутка:
На лугу растут цветы
Небывалой красоты (руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты (потягивание, руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (покачивание поднятыми вверх руками)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (наклоны вперед)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут. (выпрямление)
Проводится дидактическая игра «Собери цветок»
Воспитатель раздает каждому ребенку конверт, в нем разрезная картинка. Дети выкладывают свой цветок. Затем воспитатель у каждого ребенка спрашивает, какой цветок у него получился.
Воспитатель: Ребята, вы рассказали весенние приметы, показали как цветок растет, вспомнили названия весенних цветов, картинки собрали. Вы молодцы!
Итог занятия:
-Чем мы сегодня занимались?
-Что вам больше всего понравилось?
Приложенные файлы
Воспитатель: Тихонько встаем со стульчиков и отправляемся в лес.
Здравствуй, лес.
Дремучий лес
Полный сказок и чудес!
Все открой, не утаи,
Ты же видишь мы – свои! Дети посмотрите, а вот и Старичок – Лесовичок. Но только он почему-то грустный, печальный, хмурый. Давайте покажем как грустит Старичок –Лесовичок. (психогимнастика)
А как вы думаете почему он грустный? (не просыпается лес, лежит снег…) А можно развеселить Старичка-Лесовичка?
Воспитатель: А он мне подсказывает, что будет веселый, если вы разбудете лес ото сна.
Послушайте ребята, какая в лесу тишина. Никого не видно, не слышно. Вот поэтому Старичок-Лесовичок грустный. Ему одному скучно в лесу. Вот он нас и попросил разбудить всех в лесу.
Воспитатель: Для начала отгадайте загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает
Когда это бывает? (весной)
Чтобы разбудить лес, мы должны доказать, что наступила весна.
Скажите, ребята как мы узнали, что наступила весна? (солнце пригревает, тает снежок, появились ручейки, проталины, день стал длиннее, ночь короче, прилетают птицы, одели легкую одежду, дует теплый ветер)
Воспитатель: Но что-то в лесу не тает снежок. Как вы думаете, почему? (потому что у солнышка нет лучиков).
Как мы можем сделать лучики? (ответы детей)
А я вам хочу предложить вот из этого сделать лучики. А что это такое? А как мы можем из них сделать? Давайте попробуем.
Какое у нас получилось солнце? (красивое, яркое, теплое, большое)
А теперь подуем на него, чтобы оно полетело на небо, чтобы стало светло и тепло в лесу. (прикрепляю солнце на шкаф)
Как стало в лесу? (светло, радостно, весело, нарядно, тепло)
Воспитатель: Если светит солнышко, что будет со снегом?
Дети: появляются ручейки, проталинки.
(Выкладываю из материала ручейки)
Воспитатель:Солнышко светит ярко, тает снежок, Что появляется?
Наши ручейки напоют водой корни деревьев, на деревьях набухнут почки и начнут распускаться листочки. Давайте обратим внимание в лесу на деревья. Какое дерево мы встретили? (березу) Как вы узнали, что это березка?
Как вы думаете березка проснулась или нет? (нет) Как вы узнали? (нет листочков)
Так вот почему Старичок-Лесовичок по-прежнему грустный, как мы можем его развеселить?
(ответы детей)
Что мы можем еще сделать? Что появляется на деревьях, когда просыпается лес?
Воспитатель: Давайте порадуем Старичка-Лесовичка,возьмем листочки и прикрепим их на веточки деревьев (прикрепляют зеленые листья)
Почему вы взяли только зеленые? (весной распускаются зеленые листочки)
Проснулась березка. И Старичок-Лесовичок повеселел.
Как вы думаете мы всех разбудили в лесу?
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, а вот еще какой-то бугорок. Кто же там может спать? (медведь)
А как называется вот этот бугорок, где спал медведь? (берлога)
А давайте все вместе попробуем разбудить медведя:
Мишка, мишенька вставай
Из берлоги вылезай,
Ведь весна уже пришла
Выходить тебе пора.
(просыпается медведь, выходит из берлоги)
Чтобы медведь быстрее проснулся, давайте с ним поиграем.
Проводится игра «Мишка».
Мишка, лапки подними,
(Поднимают руки.)
Мишка, лапки опусти.
(Опускают руки.)
Мишка, мишка, покружись,
(кружатся)
А потом земли коснись.
(садятся на корточки).
И животик свой потри.
(Поглаживают живот.)
Раз, два, три, раз, два, три!
(Хлопают в ладоши.)
Воспитатель: Как вы думаете мы всех разбудили в лесу?
Кто это еще поет? (птицы)
А какие птицы к нам первыми возвращаются с теплых краев? (грачи, скворцы)
Покажите, где грач, а где скворец?
Вот и к нам в лес прилетели первые перелетные птицы и сели на березку. (прикрепляю птиц на дерево)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, трудовая, коммуникативная, театрализованная.
Цель: обобщить знания детей о признаках весны, трудовой деятельности людей в огородах.
Программные задачи:
Обучающие:
Обобщить знания о взаимосвязи времён года и изменениях в природе.
Расширять представления о простейших связях в природе (потеплело - появилась травка, проснулись насекомые и др.).
Формирование знаний о последовательности времён года.
Развивать умение излагать свои мысли понятно, четко проговаривая слова.
Упражнять в умении высказывать предположения, рассуждать, делать простейшие выводы.
Формировать умение сохранять правильную осанку во всех видах деятельности.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, зрительную память, воображение.
- Развивать речь детей, обогащать и активизировать словарный запас.
- Развивать мелкую моторику, умение закрашивать рисунок не выходя за контур.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношения к природе, умение замечать красоту весенней природы.
Методы и приемы:
Практические (посадка семян, раскрашивание репки, игры).
Наглядные (рассматривание, показ способов действий, прослушивание аудиозаписей, значки - заместители).
Словесные (рассказ педагога и детей, вопросы-ответы, художественное слово, объяснения, решение проблемных ситуаций).
Материалы и оборудование:
Иллюстрации и картинки на тему «Весна», «Весенние работы в саду и огороде», шапочки героев сказки «Репка», картинки для раскрашивания, карандаши и мелки, кукла Катя в весенней одежде.
Ход занятия.
Педагог: ребята, какое сейчас время года? Весна, но посмотрите в окно, солнышко спряталось за тучками. давайте, передавая свои улыбки друг другу, подарим их всем присутствующим, и день за окошком сразу станет светлее.
Упражнение «Передай солнышко другу».
Педагог: ребята, а какое сейчас время года? (весна) а какие приметы весны вы знаете?
Ответы детей педагог сопровождает показом соответствующими картинками.
Дети: растаял снег, сосульки, капель, ручейки, солнышко пригревает, появились первоцветы, проснулись насекомые.
Педагог: А что происходит весной с животными?
Дети: просыпаются медведи, ёжики, кроты, зайцы и белки меняют свои зимние шубки на весенние.
Педагог: что произошло с птицами, которые осенью улетели в тёплые страны? Назовите этих птиц.
Дети: птицы вернулись домой. Первыми прилетели грачи, потом скворцы и ласточки.
Педагог: А давайте мысленно отправимся в лес и посмотрим, что там изменилось.
Дети: Набухли почки, выросли первоцветы.
Педагог: А какое стихотворение мы с вами выучили про весну?
Дети читают стихотворение.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно очень тёплые ноги у весны.
Сюрпризный момент, «приход куклы Кати»
Педагог: Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Посмотрите, что изменилось в её одежде и почему?
Дети рассматривают одежду Кати и делают вывод, что она сменила зимнюю одежду на весеннюю.
Педагог: А сейчас предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Я буду называть вам предметы одежды, а вы будете говорить «Нет» - если это зимняя одежда, и «Да» - если это весенняя одежда.
Дидактическая игра: «Да – нет».
Педагог: А чем люди занимаются весной?
Дети: Работают в саду и огороде: сеют семена, выращивают рассаду, обрезают деревья.
Рассматривание иллюстраций.
Педагог: Ребята, чем мы будем с вами заниматься дальше, вы узнаете из загадки.
На окне она в горшочках,
Есть томаты и цветочки.
Только началась весна,
А она уж зелена!
Дети: Рассада.
Педагог: Мы с вами уже посеяли семена томатов и цветов, а сейчас я вам предлагаю посеять семена гороха.
Педагог: Давайте посмотрим, а что нам нужно для посадки семян? У меня есть чёрный кружок – что это?
Дети: Земля.
Педагог: Синий кружок?
Дети: Вода.
Педагог: А что обозначает жёлтый кружок?
Дети: Свет, солнышко.
Педагог: Верно, мы посадим горох в землю, польём его водой и поставим в тёплое, солнечное место.
Трудовая деятельность детей. Посадка гороха
Педагог: Горох мы с вами посадили, давайте немного отдохнём.
Физминутка:
Мы садили, мы копали
Наши рученьки устали
Мы немного отдохнём
И опять садить пойдём.
Педагог: ребята вспомните, в какой сказке герой посадил семечко, ухаживал за ним, и из него вырос огромный корнеплод?
Дети: Дед из сказки «Репка».
Педагог: Я вам предлагаю поиграть в сказку «Репка»
Распределение ролей, обыгрывание сказки.
Педагог: Спасибо актёрам за представление, но репка досталась только деду и его семье, а я предлагаю каждому из вас раскрасить репку и взять её на память о сегодняшнем занятии. (Работу детей сопровождает запись звуков весенней природы: капель, журчание ручейка, весеннее пение птиц.)
Продуктивная деятельность детей (раскрашивание репок).
Гульмира Кулушева
Конспект НОД «Весна. Признаки весны» (2 младшая группа)
Конспект НОД по познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию "Весна . Признаки весны "
2 младшая группа
Цель : закрепить знания детей о времени года «весна » ; закрепить умение выделять признаки весны ; совершенствовать умение подбирать определения к именам существительным; продолжать развивать связную речь детей, двигательную активность, мышление, память; воспитывать интерес к окружающему миру и изменениям, происходящим в нем; учить детей правильно составлять изображение из готовых деталей, аккуратно их приклеивать; учить аккуратно пользоваться кисточкой и клеем.
Интеграция : развитие речи (подбор имен прилагательных к существительным, согласование имен прилагательных и имен существительных) + художественная деятельность (аппликация)
Оборудование : предметные и сюжетные картинки, характеризующие разные времена года; кружочки желтого цвета (по одному на каждого ребенка, кисточки, клей, готовый образец аппликации «солнышко» .
Ход НОД
I. Организационный момент.
Ребята! Послушайте стихотворение.
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Теплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня.
Солнце, землю согревая,
Гонит с нашей речки лед,
Тает баба снеговая
И ручьями слезы льет!
О каком времени года говорится в этом стихотворении? (О весне ) . Как вы это поняли? (Ответы детей : пригревает солнце, день становится длиннее ночи, снег становится грязным, рыхлым, начинает таять, капают сосульки, из теплых стран возвращаются птицы… Воспитатель помогает детям, зачитывая строки стихотворения). Молодцы ребятки!
II. Дидактические игры. Загадки.
Игра «Подбери картинки с признаками весны » (на доске висят картинки с изображением характерных признаков разных времен года )
Ребята, на этой доске висят картинки. Вам надо выбрать и взять только те из них, на которых изображены признаки весны . (Дети по очереди выполняют задание, когда все возьмут по картинке, можно попросить кого-нибудь из детей оценить правильность выполнения задания или воспитателю самому прокомментировать результаты.)
А теперь мы поиграем в игру, которая называется «Весенние словечки» . Я буду называть слова, а вы отгадайте, о чем я говорю.
1. Голубое, ясное, безоблачное, чистое … (небо)
2. Яркое, ласковое, золотое, лучистое … (солнце)
3. Теплый, приятный, легкий, свежий … (ветер)
4. Молодая, зеленая, свежая, нежная, первая (трава) .
А теперь посмотрите в окно. Я буду называть слово, а вы говорите, какое оно :
Небо какое? Небо голубое (ясное, чистое, безоблачное… Солнце какое? Солнце яркое (золотое, лучистое, ласковое) … День какой? День пасмурный (погожий, светлый, весенний, солнечный… Облака какие? Облака белые (пушистые, легкие, воздушные) …
Как хорошо вы знаете все приметы весны . Значит, вы без труда отгадаете мои загадки.
На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький … (подснежник)
Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки,
На ветвях набухли … (почки)
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к вам пришла … (весна )
III. Физкультминутка «Веснянка »
Солнышко- солнышко, золотое донышко
(дети идут по кругу, все держатся за руки)
Побежал в лесу ручей
(дети бегут по кругу)
Прилетели сто грачей
(дети бегут по кругу, имитируют полет птиц)
А сугробы тают, тают
(дети медленно приседают)
А цветочки подрастают
(дети встают на цыпочки и все тянутся руками вверх)
Скажите ребята, как вы думаете, с чего весна начинается , какой самый первый признак весны ? Это ярко светит и пригревает солнце (показать солнце) . Одному солнышку не справиться. Ему надо помочь, чтобы быстрее наступило тепло. Давайте сделаем маленькие солнышки, которые будут ему помощниками.
IV. Аппликация. Рассматривание готового образца. Рассказ о последовательности работы.
Наше солнце какого цвета? (желтого) Какой формы солнышко? (круглое) А что есть у солнышка? (Лучики) . Наше солнце состоит из круга и лучиков. Я беру лучики и по одному клею их к нашему кругу. Вот такое солнышко у меня получилось! (Вопросы к детям по последовательности работы : Что ты будешь делать сначала? А что надо дальше делать? Что с чем ты будешь склеивать? А теперь попробуйте сделать солнышко сами. Садитесь за столы на свои места. Напоминаю, что кисточкой и клеем надо пользоваться правильно и аккуратно.
Самостоятельная работа детей.
Молодцы, вы все постарались. Такие замечательные солнышки у нас получились. Какое у вас настроение, когда солнышко светит? (Радостное, веселое) . Покажите, какие вы, когда веселые. А какое у вас настроение, когда солнышка нет? (Грустное, печальное) Покажите, какие вы, когда грустные. Теперь у вас у каждого есть свое солнышко, поэтому можно не грустить. Давайте ваши солнышки мы приклеим на лучи большого солнца.
V. Итог занятия.
Ребята, весенние приметы мы с вами назвали, загадки о весне отгадали , поиграли в весенние словечки, склеили себе солнышки. Вот сколько всего успели сделать. Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
Ребята, спасибо вам, что помогли солнышку. Оно очень радо, что вы ему прислали на помощь свои солнышки! И оно приготовило вам гостинцы, которые ждут вас в группе !
Публикации по теме:
Так мы встречаем и зазываем весну. В технике пластилинографии дети лепили поющего скворца. По заранее распечатанному шаблону мы с ребятами.
Кто наблюдает за нашими фотоотчётами знает, что каждый месяц мы с нашими ребятами превращаемся в исследователей и исследуем окружающую нас.
Не для кого не секрет, что образовательный процесс в детском саду не прекращается ни на минутку. Наши любознательные исследователи задают.
Цель : Закрепление знаний о весне, используя речевую и художественную деятельность. Пополнять лексику детей разнообразием слов-определений.
Задачи :
Развивающие : Расширение лексического запаса по теме «Весна». Стимулировать мыслительную и речевую активность детей. Развивать чувство ритма.
Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, бережное отношение и любовь к природе.
Активизация словаря: Весна, Приметы весны: становится тепло, тает снег, на крышах сосульки, прилетают птицы из тёплых стран, просыпаются деревья.
Здоровьесберегающие технологии : упражнение на развитие речевого дыхания «поможем ветерку».
Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познание, социализация, здоровье, чтение художественной литературы, продуктивная,
Предварительная работа : Наблюдения на прогулке, заучивание стихотворений и песен о весне, беседы, рисование сосулек на крыше, солнышко в облаках, аппликация скворечника.
Оборудование : макет солнышка, конверт с иллюстрацией спящего медведя, набор картин о весне, к лепке : ½ листа альбома, пластилин .
План НОД :
Организационный момент: 2 мин.: упражнение «улыбнёмся друг другу», Стихотворение З.Александровой «Солнышко»,
Беседа по картинам «Весна» 5 мин.:
Рассматривание 4-х картин, беседа по содержанию,
Упражнение на развитие речевого дыхания «Поможем ветерку»,
Чтение письма от сороки «Помогите разбудить медведя» с целью мотивации рисования.
Физкультминутка «Три медведя » 2 мин.
Лепка на бумаге «солнышко лучистое». 5мин.
Итог НОД. Поощрение всех детей 1мин.
Ход Н ОД:
Восп: Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмитесь
И друг другу улыбнитесь.
Давайте все улыбнёмся и поделимся хорошим настроением друг с другом и с нашими гостями. Поздоровайтесь с ними.
Слышится смех.
Восп: Кто это смеётся за дверью? (Показываю макет солнца) Даже солнышко заглянуло к нам, посмотреть на ваши ослепительные улыбки. Кто хочет рассказать стихотворение про солнышко?
Дети: (по желанию) Тучка спряталась за лес,
Смотрит солнышко с небес.
И такое чистое,
Доброе, лучистое.
Восп: Почему мы называем солнышко «доброе»?
Дети: Оно согревает всех нас, животных, землю.
Предлагаю детям сесть на стульчики,
Макет солнца вешаю на доску.
Восп: Какое сейчас время года? А какое время года изображено на картинках?
Как вы догадались, что весна? (поочерёдно рассматриваем иллюстрации)
Тает снег, появляются руч ьи , кругом лужи,
На крышах много сосулек,
Солнце ярче и теплей,
Просыпаются деревья,
Дети одеты в лёгкие куртки,
Вешают скворечники, потому что скоро прилетят птицы из тёплых стран.
Восп: Как вы думаете, какой ветерок дует весной: тёплый или холодный?
Конечно, тёплый, слабенький. Давайте ему поможем, подуем легонько на ладонь.
А как шумит ветерок? (ш-ш-ш)-дети шипят тихо, громко, снова тихо. А сейчас давайте закроем глаза и послушаем звуки весны и птиц.
Звукозапись « Птицы»
Слышится стук.
Восп: (беру конверт с подоконника) Дети, сорока нам письмо прислала из леса.
(достаю картинку, читаю) «Помогите разбудить медведя»
Медведь спит и не знает, что уже наступила весна
Давайте слепим лучики для весенне го солнышк а , и пошлём наши рисунки медведю.
Физкультминутка « Три медведя».
Дети лепят лучики .
Восп: Как светло стало в группе от ваших рисунков! Какие замечательные солнышки.
Мы сегодня сделали много полезных дел: поговорили о весне, помогли разбудить
Медведя и подружились друг с другом. Все сегодня постарались. Молодцы!