7 древних металлов известных в древности. Древние металлы - об истории славян
Следующая за каменным веком ступень в развитии человеческой культуры связана с искусством добывать из руды металл и его обрабатывать и называется, поэтому веком металлов. Он подразделяется на древнейший - бронзовый и позднейший - железный, начавшийся в доисторическую эпоху и продолжающийся в наши дни.
На эту высшую ступень человечество переходило от каменных орудий медленно и постепенно, и началом перехода следует считать уменье лить и ковать раскаленный металл. Где имелась в изобилии самородная медь, как в Америке, там и в неолитическую эпоху каменным молотом иди просто камнем ковали из холодного металла различные изделия; метеорное железо также употреблялось для изготовления наконечников стрел и копий, наравне с камнем.
Переход от камня к бронзе и железу происходил в разных странах в разное время и не везде с одинаковой последовательностью. Находки в некоторых местах, напр., в свайных постройках Швейцарии, в Египте и на холме Гиссарлик, где была древняя Троя, последовательно воспроизводят эволюцию неолитической культуры в железную, но в других местах от каменных изделий прямо переходят к железным. Так, в центральной и южной Африке над пластом каменного века непосредственно лежит пласт железной культуры, перенесенной туда в древнейшую эпоху, вероятно, из Египта. Многие современные народы, жившие в каменном веке, прямо перешли в железный век после соприкосновения с европейцами, уже давно пользующимися железом. С другой стороны, доисторическая культурная эпоха металлов постепенно переходит в эпоху историческую, начало которой современная наука отодвигает все дальше и дальше.
Первым металлом, из которого человек начал изготовлять орудия и оружие, была медь, так как она местами встречается в земле в самородном виде. Это применение меди было более или менее продолжительным, смотря по местности, и было вступлением к бронзовому веку. Так как медь очень мягка, то к ней стали прибавлять олово (около 10%) и получили бронзу, сплав с золотистым блеском и достаточной твердости. Вслед за бронзой, а может быть и раньше, началась обработка золота и серебра, но исключительно для украшений. Изделия из меди и бронзы в Старом Свете появились раньше в странах Передней Азии, где имеются и медь, и олово, затем в Египте и позже в Европе. В страны, где не было этих металлов, медные и бронзовые изделия проникали посредством торговли.
Топоры и секиры из меди
Все главные элементы человеческой культуры имеют взаимную органическую связь, и изменения одного из них влекут за собою изменения в материальной обстановке и всем укладе жизни человека. Подтверждением этого могут служить археологические находки в швейцарских свайных постройках.
В переходный период от камня к металлу, кроме каменных изделий, появляются медные инструменты, оружие и украшения; затем появляется бронза, сперва в небольшом количестве, но постепенно занимает господствующее положение. По форме эти медные и даже бронзовые изделия долго не отличаются от каменных, но с течением времени, становятся целесообразнее, разнообразнее и изящнее. Появляются литые или дутые бронзовые топоры (цельты), узкие и широкие долота для плотничьих и столярных работ, пунсоны для выдавливания узоров на металле, ножи со шпеньком для рукоятки, обоюдоострые мечи с ножнами, изящные булавки, браслеты и др. украшения. Благодаря улучшенным, металлическим инструментам явилась возможность отодвигать свайные постройки дальше от берега (на 200 - 300 м) и строить более обширные здания. Сваи построек часто имеют четырехугольную форму, и концы их хорошо обтесаны. Скромные хижины каменного века заменяются прочными и большими домами, служащими приютом не только для человека, но и для домашних животных. Инвентарь этих жилищ, керамические изделия, украшения из золота и янтаря свидетельствуют о стремлении обитателей этих жилищ не только к комфорту, но и к роскоши. Кроме жилых построек, существовали и мастерские, в которых найдены куски бронзы, плавильные тигли, формы и инструменты для отливки и обработки металла. В странах древнего Востока мы найдем еще более крупные и даже грандиозные достижения материальной культуры бронзового века.
В этот период большие успехи сделало земледелие и скотоводство. Мотыжная обработка земли заменяется обработкой плугом, в который впрягаются животные, и, благодаря этому, расширяется площадь возделываемой земли и посевы злаков; в сухих земледельческих областях широко применяется искусственное орошение. В связи с земледелием приняло значительные размеры скотоводство, обеспечивая, таким образом, наибольшую устойчивость сельского хозяйства. Появились новые породы рогатого скота и лошадей, получивших более широкое распространение, крупных собак, изображения которых встречаются на ассирийских памятниках, началось разведение домашней птицы (куры, павлины, гуси, утки). В числе домашних животных в Египте появляется кошка, пользовавшаяся там религиозным почетом, как добрый дух дома; но она долго ограничивалась пределами Египта, не проникая далеко даже вглубь Африки.
В бронзовый век возникает не только речное, но и морское судоходство, развивается торговля, появляются деньги, письменность, искусство и наука, формируются и выступают на историческую сцену народы и государства. Значительная часть истории древнего Востока протекает в пределах бронзового века. В Месопотамии медный век начинается в 6000 года до p. X. у сумиров, положивших начало высокой вавилонской культуре, развитой и дополненной семитами, бронзовый с 4000 г. до 1700 г. до p. X., когда возникло и процветало древне-Вавилонское царство. В Египте медь появляется с 5000 г. вместе с вторжением из Азии семитов, но бронза остается при царях III-XVII династий (1300-1600 г.). О культурных достижениях этого периода можно судить по постройке пирамид (III-V династии) и другим памятникам древнего Египта. К бронзовому веку относится история евреев, начиная с Авраама (2000 г. до p. X.), и финикийских мореходов, изобретателей нашего алфавита. С конца 3-го тысячелетия до 1250 г. до p. X. на острове Крите и берегах Эгейского моря развивается, открытая благодаря исследованиям англичанина Эванса и других археологов, удивительная по своим достижениям в области техники и искусства Критская или Эгейская культура. Под ее влиянием зарождается греческая бронзовая культура (с 2500 г. до p. X.), конец которой совпадает со временем появления поэм Гомера. В Индии и Китае известны археологические находки неолитической, медной и бронзовой эпох, но их хронологию не удалось установить. В Японию бронза попала около 1500 г. до p. X., железо - около 700 г. до p. X. В Америке (в Мексике и Перу) туземцы не были знакомы с железом и употребляли медные и бронзовые орудия, не расставаясь, однако, с каменными. Кроме того, они пользовались для сплавов оловом, свинцом, золотом и серебром (в перуанской бронзе от 5%-10% серебра). Типы и форма американских бронзовых изделий соответствуют европейским. Достижения американской бронзовой культуры были довольно высоки, но все-таки она уступала Старому Свету, так как она не имела домашних животных (за исключением ламы) и ограничивалась мотыжным земледелием.
Железо появилось в Египте и Ассиро-Вавилонии около 1500 г. до p. X., в Европе несколько позже (в конце второго тысячелетия до p. X.).
В Гомеровскую эпоху железо было редкостью и употреблялось только для украшений и только с VI-го века до p. X. в Европе оно окончательно вытесняет бронзу. Причина позднего появления железа не единственно в Европе, но и на более культурном Востоке, заключается в трудности его добывания и обработки. Железо плавится только при температуре 1600° Ц. и с трудом отделяется от руды. Древнейшее железо - мягкое и содержит много шлаков, позже оно становится лучше, а римляне научились превращать его в сталь. Выплавлялось железо в закрытых глиняных печах, где слои руды чередовались со слоями древесного угля, и металл собирался в тиглях на дне печи.
После охлаждения печи железные болванки поступали в дальнейшую обработку.
Начало железного века в Европе называется галльштаттским периодом (1000 -500 г. до p. X.), а последующий период, когда железо окончательно вытеснило бронзу и вошло в полное употребление, называется ла-тенским.
Железный век в Европе, прежде всего, проложил себе дорогу в Италии, где, кроме латинов, с VIII в. начали селиться греческие колонисты, и около 900 г. до p. X. поселился загадочный народ этруски, коренастый, темнокожий, невысокого роста, не походивший ни по наружности, ни по языку, ни на греков, ни на римлян. Полагают, что родина этрусков - Малая Азия и северные острова Эгейского моря. Этрусские древности (живопись, сосуды, изделия из бронзы и железа, развалины укреплений, храмов и т. п.) свидетельствуют о высоком уровне этрусской культуры, оказавшей влияние на римлян.
Этруски и находившиеся у них на службе греки были искусными мастерами по выделке изделий из бронзы и железа. Этруски долго боролись с римлянами, причем железо играло важную роль в этой борьбе: этрусский царь Порсенна, победив римлян, обязал их не обрабатывать железа.
Полную картину высокого уровня культуры в первый период европейского железного века дают археологические находки в Галльштатте, в окрестностях которого с древних времен разрабатывались соляные копи, служившие источником благосостояния обитателей этой местности. Там было исследовано (1846 по 1886 г.) больше тысячи могил, в которых положены были вместе с трупами самые разнообразные вещи. Встречаются изредка каменные изделия, много бронзовых, но железные преобладают. Из железа сделаны мечи и кинжалы (с бронзовой рукояткой), наконечники стрел и копий, топоры, ножи, долота и др. инструменты. Очень изящны украшения и сосуды из бронзы, глиняные сосуды, сделанные от руки, красивой формы, покрытые графитом или раскрашенными орнаментами и рисунками. Все эти находки свидетельствуют о высоком культурном уровне населения, развитой технике, стремлении к роскоши и указывают на отдаленные торговые сношения с севером (янтарь) и югом (вещи в италийском и греческом стиле).
Ла-тенские изделия обозначают полное наступления для западной и средней Европы железного века и его культуры, которая распространялась из Галлии в Германию. Эти изделия в техническом отношении выше галльштаттских и обнаруживают больше стремления к практичности, чем к роскоши. Железные орудия в Ла-тенскую эпоху делаются совершенно необходимыми, и за них платят монетой, чеканка которой представляет подражание греческим и римским монетам. В гончарном деле появляется станок и гончарные печи. В Галлии вырастают укрепленные города, за толстыми стенами которых, в домиках из сырцового кирпича укрывается население.
В Восточной Европе на севере господствует в бронзовом и железном веках отличный от западно-европейского так наз. урало-алтайский стиль, а на юге — скифский (курганы), отражающий греческое влияние.
Мы познакомились с возникновением и развитием первобытной культуры, достижения которой имеют несомненную связь с настоящим и являются исходными пунктами культурного пути современного человечества. Долог и тернист был этот путь, на котором одни народы погибли или отстали, другие далеко ушли вперед. Чем ближе к нашему времени, тем быстрее и дружнее становится эго движение; втягивающее в себя и отставших. История человеческой культуры, поскольку она нам известна, охватывает сравнительно небольшой период времени и открывает человечеству необъятные перспективы. И древнейшие, и новейшие культурные народы, если рассматривать их историю с точки зрения древности человеческого рода вообще, представляют собою лишь крохотные побеги на древнем стволе человечества, корни которого теряются в глубине отдаленнейших периодов жизни земли. А эти века в жизни земли являются опять-таки лишь короткими моментами по сравнению с теми миллионами лет, в которые продолжалось развитие мироздания.
(англ. Iron, франц. Fer, нем. Eisen) - один из семи металлов древности. Весьма вероятно, что человек познакомился с железом метеоритного происхождения раньше, чем с другими металлами. Метеоритное железо обычно легко отличить от земного, так как в нем почти всегда содержится от 5 до 30% никеля, чаще всего - 7-8%. С древнейших времен железо получали из руд, залегающих почти повсеместно. Наиболее распространенны руды гематита (Fe 2 O 3 ,), бурого железняка (2Fe 2 O 3 , ЗН 2 О) и его разновидностей (болотная руда, сидерит, или шпатовое железо FeCO,), магнетита (Fe 3 0 4) и некоторые другие. Все эти руды при нагревании с углем легко восстанавливаются при сравнительно низкой температуре начиная с 500 o С. Получаемый металл имел вид вязкой губчатой массы, которую затем обрабатывали при 700-800 o С повторной проковкой.
Этимология названий железа на древних языках довольно отчетливо отражает историю знакомства наших предков с этим металлом. Многие древние народы, несомненно, познакомились с ним, как с металлом, упавшим с неба, т. е. как с метеоритным железом. Так, в древнем Египте железо имело название би-ни-пет (бенипет, коптское - бенипе), что в буквальном переводе означает небесная руда, или небесный металл. В эпоху первых династий Ур в Месопотамии железо именовали ан-бар (небесное железо). В папирусе Эберса (ранее 1500 г. до н.э.) имеются два упоминания о железе; в одном случае о нем говорится как о металле из города Кэзи (Верхний Египет), в другом - как о металле небесного изготовления (артпет). Древнегреческое название железа, так же как и северокавказское - зидо, связано с древнейшим словом, уцелевшим в латинском языке,-- sidereus (звездный от Sidus - звезда, светило). На древнем и современном армянском языке железо называется еркат, что означает капнувшее (упавшее) с неба. O том, что древние люди пользовались вначале именно железом метеоритного происхождения, свидетельствуют и распространенные у некоторых народов мифы о богах или демонах, сбросивших с неба железные предметы и орудия, - плуги, топоры и пр. Интересен также факт, что к моменту открытия Америки индейцы и эскимосы Северной Америки не были знакомы со способами получения железа из руд, но умели обрабатывать метеоритное железо.
В древности и в средние века семь известных тогда металлов сопоставляли с семью планетами, что символизировало связь между металлами и небесными телами и небесное происхождение металлов. Такое сопоставление стало обычным более 2000 лет назад и постоянно встречается в литературе вплоть до XIX в. Во II в. н. э. железо сопоставлялось с Меркурием и называлось меркурием, но позднее его стали сопоставлять с Марсом и называть марс (Mars), что, в частности, подчеркивало внешнее сходство красноватой окраски Марса с красными железными рудами.
Впрочем, некоторые народы не связывали название железа с небесным происхождением металла. Так, у славянских народов железо называется по "функциональному" признаку. Русское железо (южнославянское зализо, польское zelaso, литовское gelesis и т. д.) имеет корень "лез" или "рез" (от слова лезо - лезвие). Такое словообразование прямо указывает на функцию предметов, изготовлявшихся из железа, -- режущих инструментов и оружия. Приставка "же", по-видимому, смягчение более древнего "зе" или "за"; она сохранилась в начальном виде у многих славянских народов (у чехов - zelezo). Старые немецкие филологи - представители теории индоевропейского, или, как они его называли, индогерманского праязыка - стремились произвести славянские названия от немецких и санскритских корней. Например, Фик сопоставляет слово железо с санскритским ghalgha (расплавленный металл, от ghal - пылать). Но вряд ли это соответствует действительности: ведь древним людям была недоступна плавка железа. С санскритским ghalgha скорее можно сопоставить греческое название меди, но не славянское слово железо. Функциональный признак в названиях железа нашел отражение и в других языках. Так, на латинском языке наряду с обычным названием стали (chalybs), происходящим от наименования племени халибов, жившего на южном побережье Черного моря, употреблялось название acies, буквально обозначающее лезвие или острие. Это, слово в точности соответствует древнегреческому, применявшемуся в том же самом смысле. Упомянем в нескольких словах о происхождении немецкого и английского названий железа. Филологи обычно принимают, что немецкое слово Eisen имеет кельтское происхождение, так же как и английское Iron. В обоих терминах отражены кельтские названия рек (Isarno, Isarkos, Eisack), которые затем трансформировались) isarn, eisarn) и превратились в Eisen. Существуют, впрочем, и другие точки зрения. Некоторые филологи производят немецкое Eisen от кельтского isara, означающего "крепкий, сильный". Существуют также теории, утверждающие, что Eisen происходит от ayas или aes (медь), а также от Eis (лед) и т.д. Староанглийское название железа (до 1150 г.) - iren; оно употреблялось наряду с isern и isen и перешло в средние века. Современное Iron вошло в употребление после 1630 г. Заметим, что в "Алхимическом лексиконе" Руланда (1612) в качестве одного из старых названий железа приведено слово Iris, означающее "радуга" и созвучное Iron.
Ставшее международным, латинское название Ferrum принято у романских народов. Оно, вероятно, связано с греколатинским fars (быть твердым), которое происходит от санскритского bhars (твердеть). Возможно сопоставление и с ferreus, означающим у древних писателей "нечувствительный, непреклонный, крепкий, твердый, тяжкий", а также с ferre (носить). Алхимики наряду с Ferrum ynoтребляли и многие другие названия, например Iris, Sarsar, Phaulec,Mineraи др.
Железные изделия из метеоритного железа найдены в захоронениях, относящихся к очень давним временам (IV - V тысячелетиях до н.э.), в Египте и Месопотамии. Однако железный век в Египте начался лишь с ХIIв. до н. э., а в других странах еще позднее. В древнерусской литературе слово железо фигурирует в древнейших памятниках (с XI в.) под названиями желъзо, железо, жельзо.
Как известно, основным материалом, из которого первобытные люди изготавливали орудия труда, был камень. Не зря сотни тысяч лет, прошедшие между появлением человека на земле и возникновением первых цивилизаций называют каменным веком. Но в 5-6 тысячелетиях до н. э. люди открыли для себя металл.
Скорее всего, первое время человек относился к металлу точно так же, как к камню. Он находил, например, медные самородки и пытался обрабатывать их точно так же, как камень, т. е. с помощью обивки, шлифования, отжатия отщепов и т. д. Но очень быстро стала ясна разница между камнем и медью. Может быть, даже, первоначально люди решили, что от металлических самородков толку не будет, тем более что медь была достаточно мягкой, и орудия, которые из нее изготавливались, быстро выходили из строя. Кто придумал плавить медь? Теперь мы никогда не узнаем ответа на этот вопрос. Скорее всего, все получилось случайно. Раздосадованный человек бросил камешек, который показался ему неподходящим для изготовления топора или наконечника стрелы, в костер, а затем с удивлением заметил, что камешек растекся блестящей лужицей, а после прогорания огня – застыл. Потом понадобилось только немного поразмыслить – и идея плавки была открыта. На территории современной Сербии был найден медный топор, созданный за 5 500 лет до Рождества Христова.
Правда, медь, конечно, уступала по многим характеристикам даже камню. Как уже говорилось выше, медь – слишком мягкий металл. Его основным преимуществом являлась плавкость, позволявшая изготавливать из меди самые различные предметы, но по прочности и остроте она оставляла желать лучшего. Конечно, до открытия, например, златоустовской стали (Статья «Русский булат из Златоуста»), должно было пройти еще несколько тысячелетий. Ведь технологии создавались постепенно, сначала – неуверенными, робкими шажками, методом проб и бесчисленных ошибок. Вскоре медь была вытеснена бронзой, сплавом меди и олова. Правда, олово, в отличие от меди, встречается далеко не везде. Не зря в древности Британия носила название «Оловянные острова» – многие народы снаряжали туда торговые экспедиции за оловом.
Медь и бронза стали основой древнегреческой цивилизации. В «Илиаде» и «Одиссее» мы постоянно читаем о том, что греки и троянцы были одеты в медные и бронзовые доспехи, использовали бронзовое оружие. Да, в древности металлургия во многом обслуживала именно военных. Пахали землю нередко по старинке, деревянным плугом, да и, например, водостоки можно было сделать из дерева или глины, но на поле битвы бойцы выходили в прочных металлических доспехах. Однако бронза как материал для оружия имела один серьезный недостаток: она была слишком тяжелой. Поэтому со временем человек научился выплавлять и обрабатывать сталь.
Железо было известно еще в те времена, когда на Земле шел бронзовый век. Однако сыродутное железо, получавшееся в результате обработки при небольшой температуре, было чересчур мягким. Большей популярностью пользовалось метеоритное железо, но оно было очень редким, найти его можно было лишь по случайности. Однако оружие из метеоритного железа было дорогим, иметь его было очень престижно. Египтяне называли кинжалы, выкованные из упавших с неба метеоритов, Небесными.
Принято считать, что широкое распространение обработка железа получила у живших на Ближнем Востоке хеттов. Именно они около 1200 г до н. э. научились выплавлять настоящую сталь. На некоторое время ближневосточные державы стали невероятно могущественными, хетты бросали вызов самому Риму, а филистимляне, о которых упоминается в Библии, владели огромными территориями на современном Аравийском полуострове. Но вскоре их технологическое преимущество сошло на нет, ведь технологии выплавки стали, как оказалось, было не так уж сложно позаимствовать. Главной проблемой было создание горнов, в которых можно было достичь той температуры, при которой железо превращалось в сталь. Когда окрестные народы научились строить такие плавильные печи, производство стали началось буквально во всей Европе. Конечно, многое зависело от сырья. Ведь люди лишь относительно недавно научились обогащать исходное сырье дополнительными веществами, придающими стали новые свойства. Например, римляне насмехались над кельтами, ведь у многих кельтских племен сталь была настолько плохой, что их мечи гнулись в сражении, и воины должны были отбежать в задний ряд, чтобы выпрямить клинок. Зато римляне преклонялись перед изделиями мастеров-оружейников из Индии. Да и у некоторых кельтских племен сталь не уступала знаменитой дамасской. (Статья «Дамасская сталь: мифы и реальность»)
Но, в любом случае, человечество вступило в железный век, и его уже нельзя было остановить. Даже широчайшее распространение пластмасс, произошедшее в ХХ веке, не смогло вытеснить металл из большинства сфер человеческой деятельности.
Семь «доисторических металлов» Автор: Кожина А. Преподаватель: Кудрявцева Н. В. Каменный век Медный век Бронзовый век Железный век Уже в глубокой древности человеку были известны семь металлов: золото, медь, серебро, олово, свинец, железо, ртуть. Эти металлы можно назвать «доисторическими» , так как они применялись человеком еще до изобретения письменности. Часы истории человечества стали отсчитывать время быстрее, когда в его жизнь вошли металлы и, что важнее всего их « Содержание » 1. «Царь металлов» 2. «Некоторые светлые тяжелые камни» 3. «Серебро в медицине» 4. « Живое серебро» 5. «Железо» 6. «Медь» 7. «Олово» 8. «Свинец» « Царь металлов» «О, если бы оно могло быть совсем изгнано из жизни!» Плиний Старший Его мерцающий блеск возбуждал людскую алчность, манил вдаль бесчисленных искателей приключений, становился причиной кровавых войн. Еще в глубокой древности золотистый цвет металла ассоциировался в сознании людей с цветом солнца. Так, по одной из версий, русское название металла происходит от слова «солнце». Латинское название (AURUM) в переводе «жёлтый» « Мечта алхимика» Золото не меняющееся при хранении на воздухе, не поддающееся ржавлению, являлось символом вечности. В природе золото встречается в виде мелких зерен, перемешанных с песком. Но иногда находят и крупные самородки - массой несколько десятков килограммов. В наше время около половины производимого золота используют в ювелирном деле. Ювелиры никогда не работают с чистым металлом. Золото с примесями имеет разные оттенки: от желтого и красно-коричневого о розоватого или даже зеленоватого. «НЕКОТОРЫЕ ТЯЖЁЛЫЕ И СВЕТЛЫЕ КАМНИ...» Древнейшие латинское название серебра -(a r g e n t u m) «белый», «блестящий». Русское же слово «серебро» происходит от слова «серп» луны. Из серебра чеканили монеты – человечество издана отвело этим металлам роль мерила стоимости товара. Древние римляне начали чеканить серебряные монеты с 269 г. до н.э. – на Серебро - блестящий, серебристо полстолетия раньше чем золотые.-белый металл (tm = 962 °С), ковкий и пластичный, лучший среди металлов проводник тепла и электричества. В старину из него изготовляли монеты, вазы, кубки, ювелирные изделия, тончайшими серебряными пластинами украшали ларцы и одеяния. На Руси из серебра делали церковные сосуды, оклады икон. СЕРЕБРО В МЕДИЦИНЕ Серебро с давних времён используют для лечения различных болезней. В наши дни в медицинской практике применяют нитрат серебра, в котором этот металл находится в растворе в виде мельчайших твёрдых частиц. Чтобы он не выпадал в осадок, в него вводят специальные стабилизирующие добавки. Использование нитрата серебра обусловлено его антимикробной активностью. В небольших концентрациях препарат оказывает противовоспалительное действие, а в более крепких растворах прижигает ткани. Чаше всего нитрат серебра в виде водных растворов применяют наружно для лечения глазных заболеваний. Сплав одной части нитрата серебра и двух частей нитрата калия под названием «ляпис» применяют для наружного прижигания. «ЖИВОЕ СЕРЕБРО» Ртуть - argentum vivum (живое серебро) hydrar-girum («жидкое серебро») Ртуть была известна людям уже во II тысячелетии до н. э. Алхимики считали её женским началом веществ, матерью металлов, основой философского камня. Называли её и Mercurius, подчёркивая тем самым её близость к царю металлов - золоту.(Меркурий ближайшая к Солнцу планета. Символ ртути совпадает с обозначением планеты Меркурий у астрономов. «Тяжелая вода» . Ртуть (t. кип = 357 °С) - самая тяжёлая из всех известных жидкостей литр её при 20 °С весит 13,6 кг. Обычная стеклянная банка под тяжестью ртути раскалывается. Поэтому большие количества ртути хранят в специальных сосудах либо в железных ёмкостях. Низкая температура плавления ртути (-39 °С) объясняется тем, что атомы Hg прочно удерживают свои валентные электроны и с трудом предоставляют их в «общее пользование*. Кристаллическая решётка ртути неустойчива. Поэтому ртуть плохо проводит тепло и электрический ток. Многие хорошо растворяются в ртути с образованием амальгам - жидких и твёрдых сплавов. Этим свойством ртути пользовались для получения зеркал путем нанесения па стекло амальгамы олова. Способность ртути растворять натрий и калий используют при электролитическом получении щелочей. Жидкая ртуть равномерно расширяется при нагревании, поэтому ею заполняют термометры. Ртуть, в отличие от своих соседей по подгруппе, - малоактивный металл. Растворить её можно в царской водке или концентрированной азотной кислоте: Hg 4 IHN"O, = Hg(NO;), + 2NO, + 4- 2Н,О, " Почти все металлы, кроме золота, серебра и платины, способны вытеснять ртуть из растворов её солей «Волк, пожирающий царя» - аллегория, отражающая способность ртути растворять золото. Раскрашенная гравюра. XVII в. к о г д а т о Железные слитки. « ЖЕЛЕЗО» Свободно конвертируемая валюта - вовсе не признак только нашего времени.Но б представить себе, что всеобщей мерой ы л ценностей когда-то было железо, мы о можем с большим трудом. А между тем ж е во времена Гомера «одни покупали вещи на л бычьи шкуры, другие - на железо и е з пленных. о, Одна часть железа приравнивалась к десяти частям золота. м ы Во-первых, оно было самым прочным из известных тогда м металлов, незаменимым при изготовлении оружия и орудий труда. о ж е м Вторая причина - сложность добычи железа. с (Железо в старину получали «сыродутным» способом. Железную руду и уголь загружали в печи, имевшие форму длинной трубы. Уголь поджиб 1~али, а ветер, дующий во трубу, поддерживал высокую температуру л (около 1400°С), необходимую для восстановления железа из оксидной руды. ь ш Полученный металл (крипу) ковали, в процессе ковки от него отделялись и м чистое железо. В некоторых странах этим куски шлака, и оставалось «Медь» Латинское наименование меди - Cuprum - происходит от названия острова Кипр, где уже в III в. до н. э. существовали медные рудники. Русское «медь» восходит к слову «смида», обозначавшему металл у древних германцев. Хотя медь иногда встречается в природе в виде самородков (самый большой из найденных весил 420 т), основная её часть входит в состав сульфидных руд. В первых металлургических процессах использовались не сульфидные руды, а именно малахит, не требующий предварительного обжига «Олово» Оно известно человечеству по крайней мере с середины III тысячелетия до н, э. В природе встречается в виде минерала касситерита (от грвч. «касситерос» - «олово») месторождения которого довольно редки: в древности его добывали лишь в Испании, на Кавказе и в Китае. Олово ценилось ещё во времена Троянской войны. И называлось - «белый свинец» Олово - мягкий блестящий ковкий. серебристо-белый металл, пластичный и Отлитая из олова палочка сгибается с характерным хрустом, вызванным трением друг о друга отдельных кристаллов. Но 13,2 "С устойчива другая модификация - серое олово, которое имеет структуру алмаза. (Переход белого олова в серое при низкой температуре часто происходит спонтанно, хотя для проведения его в лабораторных условиях требуется ввести небольшую затравку серого олова. Этот переход называют «оловянной чумой»: металл рассыпается в серый порошок, утрачивая металлические свойства. Она послужила причиной гибели в 1912 г. английской экспедиции под руководством Роберта Скотта, направленной к Южному полюсу: керосин путешественники хранили в сосудах, паянных оловом.) «Олово» Сильный восстановитель.. Около 60 % всего производимого олова сплавы. .Используется для производства подшипников используют баббиты - сплавы на основе олова, содержащие около 10 % сурьмы и около 5 % меди. Первый подобный сшив был создан в 1839 г. американским изобретателем Исааком Баббиттом. Плёнку из олова наносят на железо, чтобы предохранить его от ржавления. Такая обработка называется лужением. Для защиты от действия органических кислот, содержащихся в пищевых продуктах, жестяные банки для хранения консервов тоже покрывают слоем олова. «Свинец» Свинцовые самородки крайне редко встречается в природе. (Однако в виде соединения с серой - свинцового блеска, свинец был известен уже древним мастерам. Красивые, блестящие кристаллы этого вещества привлекли внимание. Если положить их в костёр, разведенный в неглубокой яме, на дно её вскоре стечёт расплавленный металл, ведь температура плавления свинца невысока - 327 °С.) Интересно, что и в наши дни в основе промышленного производства свинца лежат те же химические реакции - прокаливание свинцового блеска на воздухе.
Добыча металлов и их обработка
Не подлежит никакому сомнению, что славянам были известны основные металлы, а именно золото, медь, серебро, олово и железо, уже в эпоху их единства. Золото, медь и олово были известны в Центральной и Северной Европе с конца третьего тысячелетия до н. э., а железо - с конца второго тысячелетия, хотя собственно железный век начинается несколькими столетиями позже. При таком условии невозможно, чтобы эти металлы остались неизвестными и славянам Прикарпатья. Это подтверждается также данными индоевропейского сравнительного языкознания. Хотя только два слова - «медь» и «серебро» (славянская форма которых утрачена) - имеют общую форму (санскрит. ?yas, авест. ayah, лат. aes, готск. aiz, древнеинд. raj?tam, авест. erezatam, армянск. arcath, лат. argentum, древнеиранск. argat), но о наличии у славян издавна таких слов, как «золото», «серебро», «олово» и «железо», свидетельствуют термины, общие с терминами германцев или балтов:
слав. железо ; прусск. gelso; лит. gel?is; латв. dzelzs;
слав. злато ; латв. zelts; гот. gulp;
слав. сьребро ; лит. sid?bras; гот. silubr;
слав. олово ; прусск. alvis; латв. alva; лит. alvas.
На этом основании общеславянские названия для золота, серебра, олова и железа можно считать древними, праславянскими, и, следовательно, эти металлы были давно уже известны славянам. Только вместо праарийского ajos у славян установилось другое название - медь , впрочем, также древнее, так как это термин общеславянский, засвидетельствованный в древнейших текстах. Славянское слово руда столь же древнее, так как уже в эпоху индоевропейской первобытности оно перешло из шумерского urudu к финнам и соседним индоевропейцам. Зато славянские названия олова (cin ) и латуни (mosaz ) заимствованы из немецкого языка.
Рис. 81. Наковальня с клещами из г. Власлава (по Й.Л. Пичу)
Прямые доказательства добычи и обработки металлов славянами можно привести, разумеется, только со времен исторической эпохи. Также и археологические свидетельства весьма многочисленны и бесспорны лишь со второй половины первого тысячелетия н. э. Металлические вещи, встречающиеся на поселениях и в погребениях той эпохи, славяне частично получали из чужеземных стран путем торговли, частично выделывали сами, сами же добывая металл, в особенности со времени расселения славян по их историческим землям, где они заняли старые покинутые рудники или же открыли новые. В частности, золота было достаточно в некоторых реках, а также в глинистых пластах Чехии, Моравии, Силезии, Полыни и Померании, а главным образом в старых римских рудниках Венгрии, Семиградья и Балканского полуострова, где в VI и VII веках повсюду появились славяне. Однако большая часть золота доставлялась все же с чужбины; так, на Русь оно привозилось с Урала и Алтая, с территории Акмолинской и Семипалатинской областей, так же как и серебро, которым изобилуют русские находки X и XI веков. Серебра много также в соседней Малой Азии, Армении и Персии. Но у южных и западных славян было в то время достаточно и своего серебра, особенно в чешских и польских землях, где известно много древних рудников, в которых добывалось серебро. При производстве серебра (из галенита) вырабатывался и свинец, который часто служил приплавом для тогдашней бронзы, а также наряду с оловом - металлом, имитирующим серебро. Наличие олова в Чехии в X веке (очевидно, из рудников в Крушных горах) подтверждает Ибрагим Ибн-Якуб . Но наряду с этим сплав олова с медью - бронза - был одним из предметов ввоза в славянские земли. Появление бронзы в конце языческого периода нам мало известно, и ее относительно немного, так как в то время у славян преобладает серебро. В Россию медь поступала главным образом из рудников Урала и Хорасана, а вместе с ней, по всей вероятности, и готовая бронза. Производство меди у славян было незначительным. Больше всего славяне занимались выплавкой железа. Железо добывали из рудных месторождений лимонита, магнетита и гематита, которые имелись в достаточном количестве во всех славянских землях, и плавили в плавильнях - небольших печах, сделанных из глины, применявшихся в Чехии и Польше уже в доримскую эпоху; в этих печах получали либо ковкое железо, либо сталь, конечно, не совсем чистую, так что ее нужно было затем обрабатывать ковкой.
Рис. 82. Железные и медные котлы 1, 2 - из погребения около деревни Сязниги на р. Паше; 3, 4 - из Гнёздова.
Обработка металлов производилась двумя основными способами: ковкой холодного или раскаленного металла и литьем расплавленного металла в формы. Оба этих технических приема мы встречаем у древних славян.
Хотя о литье металла и нет исторических сообщений, но об этом процессе свидетельствуют многочисленные находки литых изделий, прежде всего украшений. Литейных форм найдено мало, и они не представляют большого интереса. Зато кузнечное дело засвидетельствовано не только множеством орудий и оружия, но и упоминанием исторических источников о кузнецах (fabri, fabri armorum), кроме того, древностью слова ковать и производимых от него слов (ковъ, ковачъ, коваль и т. д.), так же как и находками кузнечных инструментов в славянских городищах. На городище Власлав у Тшебенец в Чехии найдена наковальня с большими клещами.
Предметами, изготовлявшимися способом ковки, были, во-первых, разные хозяйственные орудия и предметы: косы, серпы, пилы, топоры, молотки, клещи, гвозди, цепи, замки, ключи, колокольчики и т. п., затем разнообразное оружие, о котором мы будем подробно говорить в главе XI. Сюда относится также ряд сосудов: большие котлы из железа и меди для подвешивания над огнем (несколько таких котлов различной формы было найдено в русских могилах) и более тонко сделанные металлические кувшины и кубки, которые, однако, почти все без исключения являются изделиями чужого производства, попавшие в славянские земли путем торговли, а золотые и серебряные сосуды - просто в качестве даров. Варварские князья получали подобные дары от византийских императоров. Местных славянских имитаций этих вещей очень мало, и они относятся к более позднему времени. Наиболее древней из них является глиняная имитация, найденная близ Костриц и хранящаяся в музее в Гере.
Рис. 83. Серебряная чаша из погребения в Таганче у Канева
Рис. 84. Глиняная славянская чаша из Костриц около Геры
Если в изготовлении металлической посуды славяне X и XI веках отставали, то этого нельзя сказать о тонком ювелирном деле в целом. В этом отношении славяне достигли уже известных высот мастерства.
До X века нельзя говорить о развитии ювелирного производства у славян. Их прародина была страной торговых дорог и художественных влияний. Только когда они проникли на Дунай, Балканский полуостров и к Черному морю и оказались в непосредственной близости к римским и греческим городам, когда у них постоянно перед глазами было множество украшений, изготовленных в тамошних мастерских, только с этого времени мы имеем основание полагать, что и у славян появилось стремление иметь подобные драгоценности и имитировать их. Но еще долго мы не находим подтверждения результатам этого стремления ни в письменных источниках, ни в археологии. Возможно, что, например, некоторые типы грубых фибул так называемого готского типа, найденные в центре России, были изготовлены в славянских мастерских на Днепре или на Оке, но доказать этого нельзя. Лишь начиная с X века можно проследить существование у славян мастеров золотых и серебряных дел и говорить о развитии славянского золотообрабатывающего производства.
Рис. 85. Браслет и перстни из петербургских и гдовских курганов (по А. Спицину)
Начало этого развития связано на западе с расцветом этой отрасли производства в Германии и Франции в эпоху Карла Великого и его преемников, а на Востоке - с тесным общением славян с Азией и Византийской империей во времена князя Владимира. Так, например, мы читаем в легендах, что еще чешский князь Вацлав вызывал aurifices et argentarios из чужеземных стран, желая украсить пражский костел, но уже в XI веке в чешских документах упоминаются чешские мастера золотых дел со славянскими именами: «qui toreumata facit, Nema» - «aurifex Coiata» (1046 год), «Prowod aurifex et filius eius» (1185 год); кроме того, «artifices auri et argenti» упомянуты польскими документами XII и XIII веков. Неизвестно, славянскими или чужеземными мастерами были сделаны замечательные украшения и оружие идолов поморских и руянских богов, но несомненно, что покрытые золотом и серебром головы этих, а также и русских идолов, которых Владимир поставил на Киевском холме, не могли быть изготовлены христианскими золотых дел мастерами греческого или римского происхождения. О балканском округе нам известно, что архиепископ Лаврентий из Спалато в 1060 году послал своего человека в Антиохию для обучения там ювелирному делу, а в другой грамоте, относящейся к 1080 году, упоминается Grubiz aurifex, имя которого славянское. Наличие на Руси в X и XI веках знаменитых ювелирных мастерских подтверждается раскопками. Великий князь Владимир привез в 988 году из Корсуни (Херсона) первые предметы церковного обихода для киевского храма, а также вызвал мастеров из Греции; эти мастера создали в Киеве постоянные мастерские, положив тем самым начало славянской ювелирной школе. Подобные мастерские появились снова и в Великом Новгороде, Рязани, Суздале (здесь, в частности, ювелирное мастерство достигло огромного расцвета в XII и XIII веках, сюда приходили мастера из различных земель), Владимире и Чернигове. Уже в 996 году мы читаем в летописи, что Владимир приказал отлить серебряные ложки для всей своей дружины. С этим связано то, что среди многочисленных драгоценностей, встречающихся в русских могилах и городищах X–XII веков, часть вещей носит несомненно славянский характер, например, некоторые типы ожерелий, браслетов, перстней, главным же образом серег и височных колец, которые мы уже рассматривали выше, в IV главе (с. 239). В этом материале есть явные славянские подделки под чужие образцы, например, под византийскую эмаль. Наконец, киевский археолог В. Хвойко нашел на месте древнего киевского града близ Десятинной церкви остатки ювелирной мастерской с тигельками, в которых осталась расплавленная эмаль.
Рис. 86. Элементы чеканного орнамента
Техника ювелирного дела состояла в том, что основная форма украшения заготовлялась либо на небольшой наковальне при помощи тонких инструментов, либо отливалась в форме с грубым, резко выступающим рисунком. Последующая более тонкая обработка поверхности производилась при помощи специальных приемов, носивших иноземное происхождение, но быстро распространившихся среди славян с началом развития у них ювелирного ремесла.
Рис. 87. Серебряные украшения из клада, найденного в Рудельсдорфе около Немче в Силезии
Наиболее излюбленным ювелирным приемом славян стала филигрань двух видов. При первой из них поверхность украшалась узорами, выполненными при помощи припаянной скрученной проволочки или цепочки, второй вид составляли декоративные линии и фигуры, чаще всего треугольники, сделанные из мелкой припаянной зерни (filigrane granul? - гранулированная филигрань). Оба вида были известны как в южной Европе, так и на Востоке. В Центральной Европе они появились в латенскую эпоху, и оттуда в римскую эпоху (на востоке от Черного моря еще раньше) филигранные предметы стали проникать и к славянам. Но наибольшее распространение филигрань приобрела лишь в IX–XII веках, когда в славянские земли ввозилось из Византии и с Востока множество украшений и других дорогих вещей, на которых филигрань, в особенности зернь, была очень частым декоративным приемом орнаментации по серебру или золоту. Украшения, которые встречаются в многочисленных кладах серебра, сопровождаемых куфическими монетами IX и X веков, все без исключения отделаны зернью или тонким проволочным узором. Эти последние настолько понравились славянам, что они не только покупали и носили подобного рода украшения, но и имитировали их, вернее сказать, делали заново такие же украшения. По большей части это разные височные кольца и серьги (см. о них выше, на стр. 241) - частью славянского происхождения, частью - иноземного. Эти иноземные украшения, отличающиеся необычайно тонким мастерством, были изготовлены где-то в западной Азии, в пункте, до сих пор не установленном, вероятно, в Самарканде.
Рис. 88. Клад украшений, покрытых филигранью и чернью, найденных в Спасском уезде Казанской губернии (по А. Спицину)
Наряду с филигранью, припаянной к поверхности, на славянских предметах того времени часто встречается техника чеканного орнамента , когда поверхность украшалась точками, кружками, крестиками, треугольниками, звездочками, нанесенными на металл при помощи пуансонов. Этот прием также иноземного, вероятнее всего, галло-германского происхождения получил начиная с римской эпохи широкое распространение в германских землях, а отсюда проник вместе с изделиями скандинавского ремесла и к восточным славянам на север Руси. В других местах он встречается реже.
Большую популярность получили у славян и приемы, придававшие украшению многоцветность; к ним относятся, кроме широко распространенного обычного приема покрытия поверхности предмета другим металлом, главным образом золотом, техника инкрустации драгоценными камнями и стеклом, так наз. verroterie cloisonn?e, затем покрытие эмалями и еще один вид инкрустации, так наз. tausia (золотые и серебряные узоры на стальных изделиях) и niello - все эти приемы опять-таки иноземного происхождения, но они получили большее или меньшее распространение в славянской индустрии в X–XII веках.
Наименьшее распространение получила у славян verroterie cloisonn?e, так как время ее расцвета уже миновало к тому периоду, когда славяне начали заниматься ювелирным делом. Эти древние орнаментации, первые образцы которых мы встречали уже в древнем Египте и Халдее, а позднее в Персии и Туркестане, где повсюду в изобилии встречались цветные драгоценные камни, проникли в греческое искусство, которое в последние века нашей эры создало вещи, инкрустированные драгоценными камнями (гранатами, бирюзой) или янтарем и стеклом для варваров южной России. Здесь, главным образом в мастерских Пантикапея, в III–IV веках н. э. было положено начало новому виду ювелирной индустрии, создавшей с помощью этой инкрустации особый стиль, который распространился в IV и V веках по всей Европе и сохранялся вплоть до VIII века, - это так называемый готский, или меровингский, стиль. Отдельные драгоценности, украшенные в этом стиле, попадали в ту эпоху и в области, заселенные славянами, что вполне естественно и подтверждается находками. Вообще же этот стиль у славян распространения не получил. О нем нет сообщений, а в могилах славянских земель очень мало инкрустированных таким способом вещей, хотя славяне любили стекло и ожерелья из стеклянных бус у них всегда многочисленны.
Рис. 89. Бронзовый крест с эмалью русской работы из Белой Церкви (Васильковский уезд Киевской губ.)
Гораздо более распространенной и вызвавшей у славян многочисленные подражания была другая орнаментация, также привлекавшая славян своей многоцветностью, но выполнявшаяся в иной технике, а именно в технике эмалей. Что касается эпохи древности, то тут мы различаем два способа покрытия эмалью: перегородчатая эмаль, когда расплавленная стеклянная масса наливалась между перегородками из проволоки, припаянной на поверхности металла, и выемчатая эмаль, наливавшаяся в сделанные на поверхности ямки. Эмаль также была изобретена на Востоке. В Египте эмаль употреблялась по меньшей мере уже в птолемеевскую эпоху (более древние вещи украшались лишь стеклянными пластинами, вставленными в холодном состоянии), а возможно, еще и раньше. Очевидно, отсюда техника эмали проникла в Европу, скорее всего в Массилию (Марсель), Галлию и затем в Италию, где такие вещи в большом количестве изготовлялись в I–IV веках н. э. для варварских народов. Позднее и Византия заимствовала у Востока (Персии) технику эмали и достигла в этой области в X и XI веках замечательных результатов, тогда как в остальной Европе лишь в отдельных местах сохранились незначительные остатки римских эмалей. Эмаль проникла и к славянам, где приобрела значительную популярность. Из немецких мастерских на Рейне и в верхнем течении Дуная происходят, по всей вероятности, так называемые кетлахские эмали, очень популярные в VIII и IX веках среди славян альпийских земель; из прусско-литовских мастерских, в свою очередь, поступала в Россию в V–VII веках варварская эмаль мошчинского типа; кроме того, из византийских мастерских образцы эмалей поступали в главные русские города и на Кавказ, где повсюду в XI и XII веках вызывали более или менее удачные подражания при производстве золотых украшений (крестиков, энколпионов, диадем, серег, нагрудных блях с изображением святых, так называемых барм и т. п.). В Киеве, как я уже говорил, В. В. Хвойко нашел и мастерскую того времени, изготовлявшую эмаль. Примером русского мастерства служит покрытый эмалью шлем князя Ярослава приблизительно 1200 года и крест из Белой Церкви на Киевщине (рис. 89).
Рис. 90. Серьги и пряжки с эмалью кетлахского типа из славянских могил в Крунгле (по О. Фишбаху)
По сравнению с техникой эмали далеко позади остаются два последних приема: позолота и чернь, техника которых состоит в том, что на гладкой золотой или обычной серебряной поверхности наносят черненый рисунок (niello) либо по железной поверхности наносят серебряный или золотой рисунок (tausia). Оба эти приема мы встречаем в избытке в римском производстве императорской эпохи, в особенности в III и IV веках н. э. Техника позолоты, достигшая в VI и VIII веках столь значительного развития у германцев, у славян вообще не получила распространения, за исключением Балканского полуострова, где сохранилась до исторических времен. Черни подражали больше, но не римской, а византийской и восточной X и XI веков. В России чернь употреблялась и позднее.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Кумыки. История, культура, традиции автора Атабаев Магомед СултанмурадовичОбработка металлов. Оружейное производство Ещё в стародавние времена кумыки умели добывать железную руду и получать из неё железо. Для нужд сельского хозяйства кузнецы изготовляли серпы – оракъ, косы – чалгьы, топоры – банта, лемехи – сабан темир, подковы – нал, ножи –
Из книги Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны автора Фор ПольОбработка шерсти Пастух понимал, какое сокровище ему доверено охранять: это большая часть мяса, молока и сыра, составляющих рацион его сограждан, а заодно - гигантский склад шерсти, основа чуть ли не всего местного ткачества. Удалось подсчитать, что от семидесяти до ста
Из книги Дивизия СС «Рейх». История Второй танковой дивизии войск СС. 1939-1945 гг. автора Акунов Вольфганг ВикторовичИдеологическая обработка Героическая храбрость немецкого народа поистине заслуживает лучшей участи, чем пасть жертвой предательского удара в спину. Кайзер Вильгельм II Этот жестокий аспект военной подготовки и обучения добровольцев СС - ФТбыл одним из выражений того
Из книги Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца автора Стингл МилославXXXII. Слишком много драгоценных металлов Золотые сокровища «сыновей Солнца» являлись главной целью завоевательных экспедиций Писарро в Перу. Глава экспедиции вначале думал, что поход завершится захватом столицы индейского государства – Куско. Точнее говоря, захватом
Из книги Чаша и клинок автора Айслер РианОбработка металлов и мужское господство В классической работе марксизма «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Фридрих Энгельс одним из первых соединил возникновение иерархии и социальное расслоение, основанное на частной собственности и
Из книги Оружие из дамаска и булата автора Хорев Валерий НиколаевичМеханическая обработка Следующий этан носит название сиагэ - формообразующая обдирка и грубая шлифовка. Это первая стадия подготовки клинка к термической обработке. Для того чтобы из плоской полосы получить заготовку классического ромбовидного сечения, применялся
Из книги Большой террор. Книга II автора Конквест РобертОБРАБОТКА Арестованный, будь он военным или представителем «бывшей» интеллигенции, украинцем или инженером, мог узнать из разговоров с другими заключенными, «какое дело ему пришьют». А это важно. На допросах НКВД придерживался такой практики: не говорить арестованному,
Из книги Исламское государство. Армия террора автора Вайс Майкл13. ОБРАБОТКА ШЕЙХОВ ИГИЛ ПРИВЛЕКАЕТ НА СВОЮ СТОРОНУ ПЛЕМЕНА По словам Джима Хикки, полковника армии США, участвовавшего в пленении Саддама Хусейна в 2003 г., «территория - это определяющий фактор исхода наземных боевых операций. Ирак - племенное общество, и семьи,
Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип ЯнРемёсла и развитая кельтская технология. Обработка металлов Ещё в позднебронзовый век ремесло у кельтов вышло за границы простого домашнего производства. Возросшая добыча золота в рейнских областях послужила основой развития ювелирных мастерских, которые в
Из книги Народ майя автора Рус АльбертоОбработка камня За века до того, как майя изготовили свои первые поделки из нефрита, создатели ольмекской культуры уже были опытными камнерезами, как об этом свидетельствуют находки, сделанные в Ла-Венте, относящиеся к среднему доклассическому периоду (800- 300 гг. до н. э.).
Из книги Ньютон и фальшивомонетчик автора Левенсон Томас Из книги Загадка Розуэлла автора Шуринов Борис«Обработка» Брейзела А Брейзел все еще находился в Розуэлле. Военные, каким-то образом прозевавшие его уход с базы накануне, были довольны, когда вновь напали на его след. Брейзела вернули на базу и допросили еще раз. (По одной из версий, Брейзела сдал военным сам Уолт
Из книги Сокровища, омытые кровью: О кладах найденных и ненайденных автора Дёмкин Сергей ИвановичИндикация металлов Поверхность тысяч неукрепленных поселений в настоящее время распахивается, в большинстве случаев их культурный слой перемешан до такой степени, что археолог не найдет на глубине, доступной плугу, ни остатков сооружений, ни прослоек, характеризующих
автора Ленин Владимир Ильич8) Производства по обработке металлов. Павловские промыслы Знаменитые павловские сталеслесарные промыслы охватывают целый район Горбатовского уезда Нижегородской губернии и Муромского уезда Владимирской губернии. Происхождение этих промыслов очень древнее: Смирнов
Из книги Полное собрание сочинений. Том 3. Развитие капитализма в России автора Ленин Владимир Ильич9) Другие производства по обработке металлов К капиталистической мануфактуре относятся также промыслы села Безводного Нижегородской губернии и уезда. Это – тоже одно из промышленных сел, большая часть жителей которого вовсе не занимается земледелием, и которое служит
Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей АнатольевичРаздел ХI Символика камней и металлов Твердость Скифских и Египетских изумрудов такая большая, что разбить их нет возможности. Видов изумрудов двенадцать: самые благородные – Скифские, названы так по имени того народа, у которого добываются. Скажем теперь и о самом