Каждый ребенок талантлив! Но талантлив по-своему. Каждый ребенок талантлив Каждый ребенок талантлив по своему
Тема: Каждый ребенок талантлив. Выбери свой творческий путь!
Предлагаемый классный час - это своего рода презентация собственных талантов и увлечений. Его задача - не столько знакомство детей с понятием таланта, как термина, сколько открытие наличия таланта в себе и у своих одноклассников и познание друг друга. Увлечение каждого ребенка не только приоткрывает частичку его внутреннего мира, но и дает повод для общения со сверстниками, а это, в конечном итоге ведет к сплочению коллектива.
Готовя детей к классному часу, учитель просит их коротко представить свое хобби, рассказать, о положительном влиянии своего увлечения на характер, о своих достижениях. Впоследствии в зависимости от интересов детей разговор об увлечениях можно продолжить на других классных часах
Подготовка: Заранее дети информируются о проведении данного классного часа и получают задание: представить свое увлечение, оформить выставку в классе. Можно предложить детям принести поделки, подготовить музыкальный или танцевальный номер. Дети заполняют анкету и пишут мини - сочинение на одну из предложенных тем: «Какой я? Кто я?», « Как я понимаю слово талант? У каждого ли человека он есть?», « Нужно ли развивать талант?», « Талант - это понятие приобретенное или он дан человеку от природы?»
Оборудование: мультимедиа презентация, проектор, фотографии, заготовки ярких, веселых мобильных телефонов, музыкальное оформление.
Оформление : выставка с работами учащихся, плакат с надписью « Каждый ребенок Донбасса талантлив», фотовыставка, на доске изображен большой портфель, а так же наклеены две большие ромашки, в центре одной- « Я», в другой – « МЫ», на столе лежат листочки, на которых написаны новые термины.
Цель: * Расширение кругозора детей;
*Формирование положительной мотивации к саморазвитию и развитию творческих способностей учащихся;
*Побуждение к участию в различных кружках, секциях, к развитию своих способностей и талантов;
*Воспитание понимания ценности каждого человека, как талантливой личности;
*Достижение внутри классного сплочения;
*Осмысление своего персонального « Я», как части общего « МЫ»
Задачи: обобщить полученный опыт взаимодействия в группе; обеспечить каждому ученику обратную связь с группой; развивать умение оказывать и принимать поддержку окружающих; осмыслить себя как члена группы, способной оказывать поддержку, сформировать положительную мотивацию к саморазвитию и уважению талантов одноклассников.
Ход занятия .
Так хочется, пока живешь на свете,
Наслушаться прибоя и скворцов,
Настроить фантастических дворцов
И не бояться быть за них в ответе.
Быть мудрым сыном, правильным отцом,
Не приставать с наукой и советом,
Быть искренним, как в час перед концом,
Усвоить суть свободы и запретов.
Играть свободно словом, звуком, цветом,
С гармоникой, палитрой и резцом.
И брать за все душой, а не монетой,
И научиться жить в конце концов.
Так хочется, пока живешь на свете.
Александр Дольский
Вступительное слово классного руководителя.
Звучит музыка.
Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Наш классный час называется «Каждый ребенок талантлив. Выбери свой творческий путь»
Из ваших, ребята, рассказов мы узнаем, как вы понимаете, что такое талант, о способах его проявления, о том, чем увлекаются ваши одноклассники, как можно интересно и с пользой провести свободное время. Перед этим классным часом я, побеседовав с вами, узнала, что почти каждый ученик нашего класса увлекается чем-то. Но не все знают об увлечениях друг друга. Кроме этого проведенный вместе с вами год показал мне, какие вы талантливые и как умеете демонстрировать эти таланты. Поговорим сегодня об этом и наметим пути совершенствования себя и раскрытия еще « спящих в нас талантов». Вперед, к познанию друг друга!
Цель нашего классного часа: благодаря увлечениям, лучше узнать друг друга, а тем, кто ничем не увлечён, найти себя.
В жизни каждого человека есть увлечение. Люди рисуют, поют, собирают марки, часами просиживают за компьютером, разводят рыбок или слушают музыку, читают или выращивают кактусы. Увлечение помогает скрасить трудные минуты жизни, сближает с миром науки, искусства, природы, с миром людей, помогает найти смысл жизни.
1. Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом и произнести дружно хором «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!».
2. Классный руководитель предлагает одновременно хором громко назвать свой адрес, но при этом каждый должен стараться, чтобы услышали его адрес, просит повторить любого ученика адрес кого-нибудь, находившегося в отдаленной части помещения. После краткого обсуждения причин, по которым не удалось понять информацию, выводит правила общения на протяжении всего классного часа:
Нельзя перебивать другого!
Если хочешь, чтобы тебя услышали, нужно самому уметь слушать!
Классный руководитель: Итак, правила общения предложены, начнем. Прослушайте, пожалуйста, слова Александра Дольского, которые сегодня выбраны мной в качестве эпиграфа.(слова звучат под музыку) Как прекрасны эти слова! Сколько в них глубокого смысла!
Какие чувства они будят в вашей душе?
(ответы учащихся)
Для человека очень характерно желание как можно больше узнать, чему-то научиться, достичь мудрости.
Но не меньше тайн заключено в самом человеке
Попробуем сегодня ответить на вопросы:
Что такое талант?
Каждый ли человек талантлив?
Нужно ли совершенствовать свой талант?
Какие таланты присущи нашим одноклассникам?
Идет обсуждение. Классный руководитель зачитывает отрывки, из написанных учащимися сочинений.
3. Классный руководитель организует дискуссию, зачитывая высказывания, а учащиеся называют фамилии учеников, на их взгляд подходящих под названную фразу.
В нашем классе самым талантливым является…
Часто меня приятно удивлял своими возможностями……
Самая одаренная личность в нашем классе – это…
Лучше всех умеет в классе выслушать, понять и поддержать…
Если в классе скучно, то значит, в нем отсутствует…
Мне интересно наблюдать, как у доски отвечает…
Возможно, мы очень скоро увидим в отличниках…
Чаще всего мне будет сниться…
Лучше всех в классе поет…
Лучше всех танцует…
Самым добрым человеком в классе, можно назвать…
Лучше всех в классе рисует…
4. Ученикам предлагается рассказать о своем главном достижении в этом учебном году. В ответ на каждое достижение все остальные хором произносят: «Это здорово!» и одновременно поднимают вверх большой палец правой руки.
5. Физкультминутка
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
Хлопают все присутствующие;
Только девчонки;
Только те, кто любит вкусно поесть;
Только те, кто опаздывает на уроки;
Только те, кто хорошо учится;
Только те, кто не любит каникулы;
Только те, кто любит сладкое;
Только те, кому нравится играть в футбол;
Только те, у кого прекрасное настроение.
6. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца!»
Каждому ученику выдаётся лист бумаги. В центре листа в круге написано «Я МОГУ!». Ученики рисуют лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать не просто, а талантливо. Некоторые надписи зачитываются.
Подводя итоги работы, классный руководитель подчёркивает, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс дружнее, а таланты, которыми богат наш класс, сделают нашу жизнь ярче. На лепестках ромашки, с надписью «Я», приглашенный учителем ученик, наклеивает названия талантов детей нашего класса. В ходе беседы выясняем, что все вместе классом, мы делаем талантливо и записываем наши возможности на лепестках второй ромашки с надписью « МЫ».
7. Классный руководитель: Сейчас вы посмотрите фрагмент мультфильма без звука. Затем я предложу желающим учащимся озвучить предложенный фрагмент.
(ребята смотрят мультик, а затем озвучивают его), таким образом, развиваем
театральный талант.
8. Учащиеся получают в парах яркий листочек, набор фломастеров или карандашей. Каждому из них предлагается написать, в чем же талант нашего класса.
Все хором произносят «Мы все», а отдельные ученики читают качества, записанные на листочках.
У туристов есть такое понятие «общий котел». Каждый несет свою ношу не один километр, но когда наступает привал, то каждый расстается с тем, что нес на себе всю дорогу. Расстается, но зато получает свою часть из общего котла. В коллективе, безусловно, вы что-то свое отдаете. Но отдаете легко, потому что знаете, что приготовленная в общем котле каша бывает вкуснее. Ваше, вернется к вам, но таким, какого из вас не сварить в одиночку.
8 . Рефлексия.
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS- сообщение другу о том, как прошел классный час и пожелания друг другу.
9 . Все стоя в кругу, берутся за руки и хором произносят «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я!». На последнем слоге участники поднимают руки вверх, и не разнимая их, делают шаг в середину круга.
Приложение
1.Заготовленные вспомогательные фразы:
Я отлично пою…
Я хорошо танцую…
Я рисую лучше других…
Я считаю быстро, как калькулятор…
Я творческая личность…
Мы все вместе – творческая сила!
2. Приготовленные слова – термины:
Талант, способность, умение, успех.
3. Мобильные телефоны для рефлексии.
Тренером по художественной гимнастике Тамара Трубановская проработала 20 лет. А первую свою группу учениц собрала, когда сама была еще школьницей.
Тамара Трубановская. Фото: ИА «Республика» / Виталий Голубев
— Тамара Анатольевна, получается, о профессии тренера вы с детства мечтали?
— Да. В первом классе школы нас, девочек, как-то пригласили в спортзал, показали выступления гимнасток и спросили, кто хочет заниматься этим видом спорта. Я сразу загорелась! А спустя три года перешла заниматься к очень известному тренеру Наталье Липниной. Вот тогда я по-настоящему влюбилась и в художественную гимнастику, и в профессию тренера. Наталья Яковлевна — потрясающий педагог, интеллигентный, интереснейший человек. Когда мы ездили на соревнования, то обязательно, если выдавалось свободное время, ходили вместе на выставки, в музеи, театры.
— Как вышло, что вы в столь юном возрасте уже попробовали себя в роли педагога?
— Сегодня вспоминаю и сама удивляюсь. Я тогда училась в пятом классе и собрала девчонок помладше и своих ровесниц, чтобы вместе заниматься художественной гимнастикой. И директор школы, самое главное, разрешил! Среди этих девочек была Любовь Смирнова — ныне ведущий в Карелии тренер по фитнес-аэробике. Когда встречаемся, разговариваем о нашем детстве, я ей всегда в шутку напоминаю: «Люба, не забывай, я твой первый тренер!» (смеется).
Как бы то ни было, после школы я даже не раздумывала, куда поступать: конечно, на факультет физического воспитания Карельского пединститута. И здесь, я считаю, мне очень повезло, потому что педагогический состав тогда был просто звездный, очень сильный.Наши преподаватели окончили Ленинградский институт физкультуры имени П.Ф. Лесгафта. Это учебное заведение с уникальной историей, оно было основано еще в конце XXI века! Среди его выпускников известнейшие российские тренеры и спортсмены. И вот люди с таким высочайшим уровнем образования и педагогического мастерства были нашими учителями: Юрий Шлыков, Леонид Байтман,Юрий Цунский. У таких педагогов учиться было здорово и интересно!
После вуза Тамара Трубановская работала в ДЮСШ № 1 в Петрозаводске. Воспитала немало талантливых спортсменов и тренеров. В ее группе в свое время занималась и известная ныне телеведущая Оксана Пушкина. В 1993 году стала завучем школы, в 2000-м перешла работать в Центральную специализированную детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва, затем в 2011 году была назначена ее директором. Сейчас возглавляет ресурсный центр развития дополнительного образования «Ровесник».
— А из поездок на соревнования что вам больше всего запомнилось?
— Самые яркие воспоминания остались от всесоюзных соревнований, которые проходили в Омске. На них я сдавала норматив мастера спорта, училась тогда на третьем курсе. На этих соревнованиях выступали прославленные советские гимнастки — Галима Шугурова, первая чемпионка Европы, Ирина Дерюгина, которая дважды в конце 70-х стала абсолютной чемпионкой мира. Мы затаив дыхание следили за их выступлениями! Это было так ярко, так мощно, что просто завораживало!
— Художественная гимнастика — это особый вид спорта, здесь очень силен элемент творчества. Талант или трудолюбие, божья искра или физические данные — что здесь важнее?
— Творческая сторона, безусловно, важна. Постановка программы, подбор музыки – это творческий процесс. Но, конечно, художественная гимнастика — это именно спорт, а не вид искусства. Как и в любом другом спорте, это тяжелые тренировки, преодоление себя и главное — желание добиться результата, стать первой, лучшей. И для того, чтобы это получилось, должно совпасть многое. Талант? Конечно. Физические данные? Тоже важно, не спорю.
И трудолюбие нужно, и увлеченность ребенка, и поддержка этого увлечения родителями…
Конечно, к каждому ребенку нужен свой особый, индивидуальный, подход. Все хотят воспитывать будущих звезд, олимпийских чемпионов. Это желание понятно. Но даже если девочка не станет профессиональной спортсменкой, наша задача — привить ей те качества, которые потом очень помогут во взрослой жизни. Представьте, выходит на арену малышка, первый-второй класс, на трибуне огромное количество зрителей… Уже в таком возрасте она должна уметь справляться с волнением, собрать всю свою волю, не растеряться, не стушеваться. Умение следить за собой, держать себя в форме, уверенность в собственных силах, самостоятельность — это ведь пригодится в любых жизненных обстоятельствах любой женщине.
— Со своими ученицами поддерживаете отношения, знаете, как складываются их судьбы?
— Да, с очень многими общаемся и по сей день. Многие девочки сегодня сами работают тренерами. Кое-кто уехал в соседнюю Финляндию. Помню, как я перед отъездом убеждала их не бросать занятия гимнастикой: «Это будет там ваш кусок хлеба!» И сейчас они работают в соседней стране, ведут занятия. Российская школа художественной гимнастики ценится и востребована за рубежом.
— А вас не приглашали в ту же Финляндию преподавать?
— Приглашали и в Финляндию, и в Швецию…
— Почему же не поехали?
— Скажу абсолютно без пафоса: это не мое. Я фанатка не только своей страны, но и своей малой родины, Карелии. В моей жизни был такой случай: свекровь, известный в нашей республике врач, купила дом в Туапсе, на побережье Черного моря. И мы поехали всей семьей туда жить. Меня хватило на четыре месяца: в буквальном смысле до слез скучала по Петрозаводску. И в итоге мы с мужем вернулись в Карелию.
— Ваш супруг тоже спортсмен?
— Нет, он окончил физико-математический факультет, по профессии программист. Но со спортом с молодости дружил, был даже победителем первенства Карелии по плаванию. Но главное, всегда с большим пониманием относился к моему выбору профессии. Даже когда родились дети (у нас две дочери), навалились семейные хлопоты… Время тогда было непростое, и я понимаю, что без поддержки мужа как тренер я бы не состоялась. Сейчас у старшей дочери уже свои дети, так что я счастливая мама и бабушка.
— Вы вспомнили о непростом времени: в Центральную школу олимпийского резерва вы пришли работать больше 15 лет назад. Тогда действительно был тяжелый период, денег ни на что не было, и на спорт в том числе.
— Не то слово. Тренерам задерживали зарплаты, не было средств, чтобы вывозить ребят на соревнования. К счастью, в этой сфере были сильные руководители, председатель Госкомспорта Евгений Шорохов, директор нашей школы Александр Гойхенберг. Они огромные усилия приложили, чтобы сохранить отрасль. За несколько последних лет, конечно, произошли серьезные подвижки в лучшую сторону: стали строиться крупные спортивные объекты, внимания развитию спорта государство уделяет гораздо больше. Но спортивной инфраструктуры, в том числе и в Петрозаводске, конечно, все равно не хватает. Многое еще требуется сделать. Нужны специализированные залы для спортивной гимнастики, спортплощадки в шаговой доступности. Хорошо, например, что администрация города договорилась о том, что наши дети могут заниматься художественной гимнастикой во Дворце спорта Koral, но ведь он в Сулажгоре, родителям приходится возить детей за тридевять земель…
— Сейчас вы возглавили центр «Ровесник». Насколько для вас это новое поле деятельности?
— В чем-то новое, в чем-то соприкасается с предыдущим опытом. «Ровесник» в том числе проводит много спортивно-массовых мероприятий. Например, сейчас организуем региональный этап всероссийских соревнований «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры». Очень важно, что в них участвуют не только юные спортсмены, но и ребята, которые целенаправленно в секциях или спортшколах не занимаются. То есть это продвижение и поддержка именно массового спорта, здорового образа жизни в каждой школе, в каждом районе.
Кроме того, «Ровесник» занимается поддержкой научно-технического творчества. Тесно сотрудничаем с технопарком ПетрГУ. У нас есть программы по конструированию авиамоделей, моделированию космических аппаратов, подготовке к олимпиадам по программированию, физике, математике, астрономии.
— В советские времена талантливых, отличившихся на олимпиадах, на соревнованиях детей отправляли, например, отдохнуть в «Артек». А сейчас есть что-то похожее, какое-то поощрение?
— Такая практика возобновилась, и это здорово. «Артек», «Орленок», «Смена»… В этом году ребята из Карелии, у которых есть серьезные достижения в творчестве, спорте, исследовательской деятельности, вновь поедут отдыхать в эти знаменитые детские лагеря.
Кроме того, готовимся к большому событию, которое состоится в конце мая — Республиканскому фестивалю научно-технического творчества детей и молодежи. Это мастер-классы по техническому творчеству, чемпионат по авиамоделям, соревнования радиоуправляемых автомоделей, моделей вертолетов и квадрокоптеров… А также презентация лаборатории малого судостроения, созданной в нашем центре.
В «Ровеснике» есть и программы, связанные с искусством, краеведением. У нас прекрасный коллектив, все творческие люди, энтузиасты своего дела. Но главное, что эта работа, как и работа тренера, в школе олимпийского резерва, она тоже с детьми и для детей. Каждый ребенок талантлив в той или иной сфере. Развивать тягу к познанию, к творчеству, к тому, чтобы он хотел совершенствоваться и учиться чему-то новому — что может быть важнее и интереснее?
«Каждый ребенок талантлив по-своему!»
Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
Одарённостьот слова «дар» (дар природы, Божий дар).
Есть разная одаренность: интеллектуальная, психомоторная, творческая и др. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность» пишет:
«В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость – многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке»
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.
Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни. Раскрою некоторые подходы в развитии творческих способностей школьников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.
Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:
Человек овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.
Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.
Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:
· приобщая детей к искусству мастеров;
· организуя творческую (авторскую) деятельность детей.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко).
Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.
Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Трудно определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.
Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка». Традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающем мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Чем больше человек окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к самовыражению индивидуальности личности. Очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда. В существующей действительности учитель решает вопросы, связанные с творческой самореализацией детей по самым различным направлениям учебной деятельности. Мы уже скептически относимся к «штамповке», испытывая потребность жить в мире эксклюзивных «штучных» вещей, созданных своими руками.
В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Действительно, сложная задача, но выполнимая, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, а предмет их творческой деятельности приобретает практическую значимость, вызывая чувство гордости за конечный результат. На уроках изобразительного искусства, и технологии пытаемся разнообразить деятельность детей, нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ.
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.
«Каждый ребенок талантлив по своему»
Известно, что каждый ребенок талантлив. Но возникает вопрос: в чем? Как выявить его личную одаренность? В какой области наши дети чувствуют себя наиболее комфортно?
Существует множество видов и форм одарённости, поскольку психические возможности ребёнка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития.
Одарённость-от слова «дар» (дар природы, Божий дар).
Есть разная одаренность: интеллектуальная, психомоторная, творческая и др. Психолог В. С. Юркевич в своей книге «Одаренный ребенок – иллюзии и реальность» пишет:
«В работе с детьми необходимо учитывать, что одарённость – многомерное по своему характеру явление, которое своеобразно проявляется в каждом конкретном ребёнке»
Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка. Способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии – деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовлетворение.
Творческая одаренность – особый вид одаренности, предполагающий создание чего-то нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни. Раскрою некоторые подходы в развитии творческих способностей школьников посредством занятий художественно-изобразительной деятельностью.
Художественная одаренность предполагает два обязательных этапа:
Человек овладевает спецификой содержания и формой художественной деятельности через приобщение к мировой и отечественной культуре прошлого и настоящего.
Опыт художественной деятельности, понимание, восприятие и оценка произведений искусства вводит человека в мир общечеловеческих ценностей.
Помочь ребенку успешно преодолеть оба этапа можно лишь:
· приобщая детей к искусству мастеров;
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве через визуальные ощущения. «В момент, когда ребёнок остаётся один на один с бумагой и красками, чтобы нарисовать цветы, солнце, траву, он в полном смысле Создатель, Творец, и по его замыслу, как и по божьему, мир должен быть устроен красиво, гармонично» (Н. К. Величко).
Есть дети, которые рисуют и видят то, что они нарисовали, а есть такие, которые рисуют и видят даже то, что не нарисовано. Если ребёнок старается выразить своё отношение или сообщить какое-либо действие, факт, придать философскую глубину, понимает больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления, то мы, несомненно, считаем его одарённым.
Одарённый ребёнок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности. Трудно определить степень творческой одарённости, ведь искусство всё условно, и какая именно степень наивности в искусстве допустима, никто ещё не определил.
Одарённые дети очень разные. Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – это высокая познавательная потребность. Одним из первых Н. С. Лейтес описал эту невероятную потребность одарённых детей в умственной работе: «Именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка». Традиционные формы и методы изобразительной деятельности дошкольников оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных детей. Поэтому необходимо познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, которые позволяют показать новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве.
Сегодня общество живет в обстановке огромных перемен в развивающем мире научно – технического прогресса. Мы уже не представляем свою жизнь без компьютера и цифровой техники. Чем больше человек окружен этими плодами цивилизации, тем больше ощущается дисгармония и тем сильнее стремление к самовыражению индивидуальности личности. Очень сложно заинтересовать детей деятельностью, которая требует от него умений и навыков ручного труда. В существующей действительности учитель решает вопросы, связанные с творческой самореализацией детей по самым различным направлениям учебной деятельности. Мы уже скептически относимся к «штамповке», испытывая потребность жить в мире эксклюзивных «штучных» вещей, созданных своими руками.
В своей книге «Мудрость красоты» Б.М. Неменский пишет: «Но дело не только в том, чтобы научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве. Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях». Действительно, сложная задача, но выполнимая, способная дать детям «крылья» для вдохновения и поверить в свои творческие способности, а предмет их творческой деятельности приобретает практическую значимость, вызывая чувство гордости за конечный результат. На уроках изобразительного искусства, и технологии пытаемся разнообразить деятельность детей, нетрадиционный подход к творчеству вызывает интерес у ребенка к изобразительному искусству и повышает качественный уровень детских работ.
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.
«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский.
Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.
Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Главная задача работы с детьми с признаками одаренности – поддержать умную, способную, неординарную личность, имеющую свой взгляд на мир.
Я работаю в детском саду «Березка» г.п. Федоровский, уже 9 лет, и последнее время меня волнует проблема детской одаренности, творческих потенциальных возможностей детей. Все мы – родители и педагоги, хотим, чтобы наши дети пошли в школу, научившись петь, танцевать, лепить, рисовать, выступать в театральных представлениях, участвовать в творческих выставках, спортивных соревнованиях. Так какой же запас впечатлений должны мы дать ребенку, чтобы и красота жизни, и красота искусства, и красота творчества были открыты перед ним? На какое место нужно ставить перед собой задачу развития детского творчества, а значит его способностей? Ответ для себя я нашла в многочисленных результатах исследований ученых: подготовка дошкольника к обучению в школе не мыслится без специальных занятий по развитию интеллектуально – творческих способностей, потому что, чем богаче событиями его жизнь, тем лучше работает его ум, тем прочнее основы его будущей личности, тем легче он приобретает любые знания.
Приоритетным направлением нашего детского сада является развитие ранней одарённости, создание для детей развивающей среды, которая позволит ребенку не только систематически изучать материал, но и самостоятельно его использовать в проблемных ситуациях.
Одним из подходов к построению модели современного ДОУ, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого и развить раннюю одаренность, является работа студий в детском саду.
В нашем детском саду работают студии: познавательного направления «Юный шахматист», «Юный эколог», «Хочу все знать», художественно-эстетического направления «В гостях у сказки», «Непоседы», «Радужка», «Умелые ручки». Работа студий позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Моя профессиональная деятельность связанна с эффективностью работы ДОУ по выявлению и развитию одаренности у детей дошкольного возраста. Занятия в студиях дает детям активно раскрывать свои творческие и интеллектуальные возможности, социализироваться в обществе.
Результатом работы считаю инициативность моих выпускников при выборе темы реализуемых в ДОУ проектов, участие в конкурсах различного уровня – дети стали лауреатами I степени районного конкурса театральных коллективов «Собирайтесь все, друзья!» - г.Сургут- апрель 2014. В марте 2015 года мои воспитанники стали лауреатами 1 степени районного конкурса художественного творчества «Юные дарования Сургутского района» под девизом «Мы за мир на всей планете!» Мои воспитанники являются участниками XIX международного конкурса танцевального искусства «Жизнь в движении», в номинации народный танец – до 7 лет «Русский хоровод» г. Новосибирск, лауреаты II степени в XVI международном конкурсе театрального творчества, с театрально – хореографической постановкой «Муха – Цокотуха».
Считаю важным то, что родители заинтересованы в развитии детской одаренности. Поддерживают и помогают разнообразить пространство ребенка, за счет создания подбора различных игровых средств, ИКТ технологий. Провела круглый стол для педагогов «Высокомотивированные и одаренные дети, особенности работы с ними», поделилась с коллегами опытом по выявлению и развитию одаренности у детей. Моя работа по развитию одаренных детей заинтересовала педагогов детского сада. Они активно включились в проектную деятельность «Каждый ребенок талантлив по - своему», двое детей старшей группы Юля Миннебаева и Артем Шаферов были участниками Всероссийского конкурса «Хочу все знать» организованный и были награждены дипломом участника, а воспитатель Лысенко Елена Ивановна - награждена благодарственным письмом за подготовку детей к конкурсу.
Мною разработана программно-методическая документация – рабочая программа воспитателя старшей группы и в рамках ее реализуется авторская программа «Одаренный ребенок». Главное назначение данной программы раскрыть духовный и творческий потенциал ребёнка, помочь ему развиться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности.
Мои планы на будущее совпадают с приоритетами и задачами развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года – выявлять, развивать и поддерживать одаренных детей.