Портал образования. Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры Патриотическое воспитание дошкольников средствами технического спорта
спортивные игры и развлечения.
Вступление
Патриотические чувства только зарождаются в дошкольном возрасте и хотя еще элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности российского гражданина. Современная дошкольная педагогика одним из эффективных средств формирования начал патриотизма считают игру. Ее особое значение состоит в том, что она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему детей, к явлениям общественной жизни. Поскольку в детской игре своеобразно отражается окружающая действительность (а наша действительность –это патриотические дела российских людей, равноправие, взаимоотношения дружбы и братства, она, как никакой другой вид деятельности, может быть насыщена социальным содержанием. В ней ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли и чувства-симпатию к героям войны и трудовых будней, дружеское отношение к людям. В игре ребенок приобщается к великим событиям современности. Представление детей о Родине, особенностях быта, труда, искусства разных народов нашей страны, о Российской Армии не только уточняется, закрепляется в игре, но и обогащаются, творчески перерабатываются и впоследствии становятся основой их поведения и убеждений.
Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на протяжение многих лет. У малыша оно начинается с привязанности, любви матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Постепенно чувство любви к близким, к родному дому как бы раздвигает свои границы, и ребенок оказывается способным любить город, село, где живет, проявлять дружеские чувства по отношению к другим людям–он начинает любить свою Родину.
Педагог должен поддержать интерес детей к играм, которые способствуют воспитанию любви к Родине. Игра ценна тем, что в ней у детей начинают формироваться качества необходимые российским воинам: смелость, ловкость, упорство.
В дошкольном возрасте к будущим гражданам нашей страны приходит понимание того, что защищать Родину – почетный труд, которому надо учиться. Стоять на страже мира, охранять Родину могут только сильные, выносливые, закаленные люди, не боящиеся трудностей. К службе в рядах Российской Армии необходимо готовиться с детства.
Патриотические чувства воспитываются у дошкольников посредством их участия, особенно таких, где отражаются события Великой Отечественной войны.
Рассказывая о различных событиях из жизни советских воинов, показывая соответствующие иллюстрации, педагог создает у детей определенное эмоциональное настроение, как бы заранее заставляет их пережить то, что позже они отобразят в своей игре.
У детей следует формировать представление о наших воинах, как защитниках советских людей не только в военные годы, но и в мирное время: солдаты проявляют мужество в борьбе со стихийными бедствиями (пожар, наводнение). Яркий эмоциональный рассказ педагога поможет ребятам развернуть содержательную игру, в которой, с одной стороны, будут углубляться чувство признательности, уважения к советским воинам, а с друго й - ребенок сам станет «учиться подвигу» под мирным небом Родины.
Спортивный праздник на День Защитника Отечества
Направление: физическое
Основная образовательная область: физическая культура (плавание)
Возраст: старшая группа (5-6 лет)
Цель: патриотическое воспитание детей посредством спортивного праздника, приуроченного ко Дню Защитника Отечества
Оздоровительные задачи: совершенствование механизма терморегуляции, разностороннее психофизическое развитие всех систем организма, формирование правильной осанки, укрепление свода стопы.
Воспитательные задачи: воспитание чувства патриотизма, нравственных (доброты, чувство взаимопомощи, сочувствия, справедливости) и морально-волевых качеств (смелости, ответственности, решительности, самообладание), трудолюбия, культурно-гигиенических навыков.
Развивающие задачи: развитие физических качеств (ловкости, силы, выносливости); мыслительных процессов (воображения, логического мышления).
Образовательные задачи: формирование плавательных умений и навыков (предоставить детям возможность показать родителям свои достижения в плавании), обогащение двигательного опыта, закреплениезнаний о безопасном поведении на воде.
Методы и приемы: игровые, практические; соревновательные методы; приемы: указания, напоминания, поощряющая оценка.
Инвентарь: большая ложка, 2 резиновых мяча, 2 мягких мяча, 2 доски для плавания, воздушные шарики, 2 палки, камни, тонущие игрушки.
Ход занятия
Ведущий:
- Здравствуйте, уважаемые гости! Примите наши поздравления с предстоящим праздником – Днем Защитника Отечества!
- Сегодня день особый для мальчишек и мужчин. День защитника Отечества знает каждый гражданин. А настоящий защитник Родины должен быть сильным, ловким и умелым! Такими и являются наши замечательные ребята!
(под марш дети спускаются в бассейн и строятся в 2 шеренги)
Под музыку «Антошка» появляется Антошка с ложкой в руке
Антошка:
В гости к вам пришел Антошка! Вот моя большая ложка!
Люблю повеселиться, особенно поесть,
На травке поваляться и мультик посмотреть!
Что за праздник тут у вас, музыка, волнение?
Где печенье, где же торт, где же угощение?
Ведущий:
- Вообще-то, здесь мы собрались не чай с вареньем распивать, а свою смелость показать!
Чтобы ловким быть и гибким начинаем все с разминки.
Давай вставай скорее в строй, займемся мы сейчас тобой.
Веселая разминка (гидроаэробика под музыку)
Антошка:
- Вот это да, намял бока! Работа эта нелегка! Я тут немножко полежу. Я собственным здоровьем дорожу!
Ведущий:
- Ты же будущий солдат! Как удержишь автомат?
Чтобы здоровьем завидным отличаться, надо больше тренироваться!
(построение в 2 колонны)
Эстафета «Гонка катеров»
(скользить с доской в руках до конца бассейна.
Обратно – бегом и передать доску следующему)
Антошка:
- Вот это да-а! А я так не умею, я лучше посижу.
Ведущий:
Антошка, что ты все посижу да полежу. Попробуй выполнить интересное задание.
(Антошка прыгает с зажатым между ногами мячом. Не получается)
Антошка:
- Руки ноют, ноги ноют, меня здоровье беспокоит!
Ведущий:
- Мышцы надо укреплять и организм свой закалять. Смотри - как это делают наши ребята.
Эстафета «Не потеряй мяч»
(прыжки с мячом, зажатым между ногами,
обратно – скольжение на спине с мячом у живота)
Ведущий:
- Антошка, а играть ты любишь? Давай с ребятами поиграем в игру.
Игра «Охотник и утки»
(избежать попадания мячом можно, сделав «поплавок»)
Ведущий:
- Ну что, Антошечка, ты, наверное, набегался, устал. Отдохни, побереги свое драгоценное здоровье, подружи со своей любимой ленью.
Антошка:
- Нет-нет-нет. Я замечательно себя чувствую. Я хочу еще поиграть, попрыгать. Предлагаю поиграть с воздушными шариками.
Игра «Достань шарик»
(подпрыгивать и доставать шарики, прикрепленные к палке)
Ведущий:
- А наши ребята очень любят игру «Водолазы». Поиграем?
Игра «Водолазы»
(дети отворачиваются, считают до 5, 7,10), потом собирают камни, тонущие игрушки со дна. Повторить 3 раза.
Сюрпризный момент - в конце дети ныряют и вытаскивают из воды пакет с фруктами)
Антошка:
Вам, ребята, благодарен за науку, за игру.
Быть выносливым и ловким не мешает никому!
Это вам угощение от меня. Заряжайтесь витаминчиками!
Свободное плавание с шариками (под музыку)
Ведущий:
- Внимание, становись! Мы с Антошкой прощаемся с вами и желаем…
Антошка и Ведущий (вместе):
Чтоб здоровье крепкое было у ребят.
Ведь мальчишка – это будущий солдат!
(дети выходят из воды)
Список литературы:
1.Система патриотического воспитания в ДОУ. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. 2007 г.
2.Программа воспитания и обучения в детском саду. Васильева М.А., Гербова В.В., 2007 г.
Веревкина Ольга Владимировна,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ № 40 Кировского района
В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Известна истина: что заложено в человеке, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Чувство Родины… Воспитание его у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины связано и с восхищением тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, «пропущенные через детское сердце», они играют огромную роль в становлении личности патриота. С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают из поколения в поколение основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Народ России всегда защищал свое отечество, родную землю, независимость от врагов. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Поэтому нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Безусловно, это очень сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий все для того, чтобы Родиной можно было гордиться… В этой связи неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную кропотливую работу.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формированием социальных навыков. Следует подчеркнуть, что нравственно-патриотическое воспитание дошкольников наиболее полно реализуется при комплексном подходе к решению этой проблемы, т.е. включает в себя решение задач не только непосредственно нравственного, но и умственного, трудового, эстетического и физического воспитания. Так, отбор материала и систематизацию знаний детей следует осуществлять с учетом уровня умственных способностей дошкольников, развития их мышления, способности к обобщению, анализу и т.д.
Данная работа включает целый комплекс задач:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, улице, городу;
Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
Воспитание уважения к труду людей;
Развитие интереса к традициям своего народа;
Расширение представлений о России, ее столице, знакомство с символами государства;
Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
Быть патриотом - это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Работа по патриотическому воспитанию детей связана и с их физическим развитием, т.к. будущие граждане России должны быть здоровыми, сильными, крепкими, ловкими. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.
Спортивно-патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию физически и духовно развитой личности, морально стойкой, способной реализовать творческий потенциал, обладающей высоким уровнем гражданственности, патриотизма, готовой к выполнению конституционного долга. Цель спортивно-патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма как важнейших духовных, социально значимых ценностей личности, развитие высокой работоспособности, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:
- несовершенство законодательной базы по гражданскому и патриотическому воспитанию;
- недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и объединений;
- отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и молодёжи и подготовке их к военной службе;
- малочисленность высокопрофессиональных кадров в общественных военно-патриотических клубах и объединениях, образовательных учреждениях, занимающихся вопросами патриотического воспитания;
- недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- отсутствие системы координации деятельности заинтересованных структур министерств, ведомств, научных и образовательных заведений, общественных и религиозных организаций, занимающихся гражданским и патриотическим воспитанием детей и молодёжи. Формирование у детей нравственных чувств - таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным воспитанием в духе патриотизма.
Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка педагогам дошкольных учреждений необходимо поставить перед собой следующие задачи:
1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.
3. Создавать условия для проявления положительных эмоций. Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу.
Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, т.е. те качества, которые необходимы будущим защитникам Родины.
Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.
Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы с ними: на занятиях по ФИЗО, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Интересны совместные спортивные праздники: «День семьи», «Быстрые, ловкие, смелые», «Будем в Армии служить!», «Служу Отечеству!» и т.д. Такие качества, как сила и ловкость, необходимые будущим защитникам Родины, лучше всего развиваются в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием. У детей появляется желание учиться метать в цель, прыгать, бегать на лыжах, маскироваться, разбивать палатки. Цель - обогащение опыта социально-значимой деятельности взрослых и детей, привлечение дошкольников к работе по возрождению, сохранению культурных, духовно-нравственных ценностей.
Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности ведётся систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на учебный год.
Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время.
Подводя итог, хочется сказать, что гражданско-патриотическое воспитание занимало и будет занимать центральное место в моей воспитательной системе. И благодаря разнообразию форм и методов работы, у нас - педагогов - есть уникальная возможность повлиять на становление будущих граждан, патриотов России.
Список литературы
1. Козлов А.А. Отношение общественного сознания к проблеме воспитания. СпбГУ, 2000.
2. Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1992.
3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийского совещания работников образования. - М.: Высшая школа, 2000, с. 34-49.
4. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы.
5. Федеральный закон от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
6. Сайт rusbiathlon.ru«Физическая культура и патриотическое воспитание»
7. Сайт http://nsportal.ru «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами физической культуры».
8. Ковалева Г.А. «Воспитывая маленького гражданина». Москва. 2004 г.
9.Под ред. Кондрыкинской Л. А. «Дошкольникам и защитникам отечества» Москва, 2005.
10.Под. ред. Кондрыкинской Л. А. «С чего начинается Родина» Москва, 2003 г.
11.С. А. Козлова «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью» Москва, 1998г.
12. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации гос.программы «Патриот.воспитание граждан Рос.Федерации на 2001-2005 годы»
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http: //www. allbest. ru/
1. Патриотическое воспитание дошкольников средствами физической культуры
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.
Цель воспитания патриотизма у детей формирования у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и любознательность. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребёнком.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что «любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.
Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна и направлять свои умения и силу только на добрые поступки. воспитание патриотизм дошкольник физический
На наш взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. В нашем детском саду сложилась система работы по данному направлению развития дошкольников. Формирование патриотических чувств осуществляется в процессе использования различных форм и методов работы. На занятиях физической культуры, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и соревнования. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.
Наш детский сад работает в тесном контакте со спортивной школой и институтом физической культуры по созданию здоровой среды и эффективной системы непрерывного физического воспитания «детский сад-школа-вуз». Проводится целенаправленная работа совместно с Чурапчинской республиканской спортивной школой, по внедрению программы «Чемпион своей судьбы», который был разработан, основываясь на идеях и позициях заслуженного тренера Д.П. Коркина. Выдающийся тренер и педагог - подвижник, основоположник Чурапчинской школы борьбы, который был убежден в том, что достичь подлинных спортивных высот, можно лишь прежде став хозяином самого себя, то есть «чемпионом своей судьбы». А поскольку, наш микрорайон, в котором мы живем, славится спортивными достижениями, закладывает предпосылки для возникновения и развития патриотического чувства, чувства гордости, сплоченности, уважения и любви к старшим, культуре, истории родного села.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению - детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует ежегодное проведение различных мероприятий: спартакиада воспитанников ДОУ улуса, военно-патриотическое соревнование «Мохсо?ол» среди воспитанников ДОУ улуса, внутрисадовские соревнования «Уолан к?рэх» для мальчиков, «Мама, папа и я - спортивная семья», «Малые олимпийские игры», смотр строя и песни к дню победы, спортивные развлечения «Игры предков», «Единства народа», сдача нормативов ОФП, соревнования к национальному празднику «Ы?ыах». Задачи, поставленные перед педколлективом ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:
1. Соревнования - важный фактор развития личности, волевых качеств, укрепления и закалка характера. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, учиться рисковать, само утверждается, приобретает уверенность в своих силах. Формируется ценностное отношение к другим детям и к совместной деятельности, ответственности за общие результаты. Наши воспитанники имеют высокий уровень физической подготовленности, и каждый год занимают призовые места. Традиционно, каждый год проводим улусную спартакиаду «Дьулуур», где дети соревнуются по различным видам легкой атлетики: бег на 60 м, на 200 м, прыжки с места, прыжки скакалкой, метания мешочка на дальность и встречная эстафета на 30м. Дети целый год готовятся к соревнованиям, устанавливают свои рекорды, впервые становятся чемпионами, приобретают опыт участия к соревнованиям, тем самым повышается интерес к занятиям физической культурой.
2. В своей работе особое внимание мы уделяем к своим якутским национальным играм для улучшения эмоционального фона и поддержания интереса к занятиям. Огромное воспитательное значение имеет игры состязания, которые закаляют здоровье, развивают физические силы и мышление, приобщают подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям. Для всех возрастных групп детского сада проводятся соревнования «Уолан к?рэх» для мальчиков, спортивные развлечения «Игры предков», соревнования по национальным видам в празднике «Ы?ыах». Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр: «День Республики», «День здоровья», «Поиграем игры народов мира». Дети с удовольствием играют в игры разных народов. Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов, населяющих России.
3. Отдельным направлением является военно-патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. Смотр строя и песни крупное мероприятие, проводится в ДОУ традиционно на протяжении ряда лет с целью приобщения подрастающего поколения к патриотическим ценностям, формирования детских представлений о военной службе. В процессе подготовки к смотру песни и строя посвящённого ко Дню Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется, строевой подготовке под военные песни. С целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований, где совершенствуются по бегу, на ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалок, воспитываются организованность, дух соперничества.
Дню Защитника Отечества дети подготовительных групп принимают участие в районной военно-патриотической игре «Мохсо5ол». Вот уже несколько лет проводится военно-спортивная игра «Мохсо5ол». Мероприятия проходит в торжественной обстановке, в красочно оформленном зале. Программа соревнований: Смотр строя и песни и военно-спортивная игра, эстафета. Критерии соревнований - чёткое выполнение строевых упражнений и команд, песни, сдача рапорта командира команды, отдельно оценивается команда командира, единая форма и высокая двигательная активность. Старания детей оценивает компетентное жюри - представители военкомата и управления образования. Полученные знания и умения детей используются при праздновании Дня Победы.
Ежегодно в Чурапчинской республиканской спортивной школе проходит смотр строя и песни посвященной ко Дню Защитников Отечества, как возрождения традиции проведения военно-спортивных игр среди школьников, где всем классом выступают перед представительной комиссией. Дошкольники с восхищением смотрели на выправку старших ребят, их ловкость и силу.
Родина, Отечество... В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности.
Мы надеемся, что посредством совместной деятельности формируется модель выпускника - патриот, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.
Список литературы
1. Дошкольное воспитание № 11, 2008
2. Полтавцева Н.В., Стожарова М.Ю.,… Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. - м.; ТЦ Сфера, 2012. - 128с.
3. Нравстенное воспитание в детском саду / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник - М.: Мозаика-синтез, 2008.
4. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века / Авт.-сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Т.Ф. Саулина. -- М., 2000.
Размещено на Аllbest.ru
...Подобные документы
Воспитание патриотизма и этапы становления гражданской позиции у школьников допризывного и призывного возраста средствами физической культуры и спорта. Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего школьного возраста.
дипломная работа , добавлен 12.07.2016
Психолого-педагогическая характеристика молодежи 14-18 лет. Особенности и оценка исходного уровня военно-патриотического воспитания с использованием средств физической культуры. Исследование роли спортивных игр в разностороннем развитии студентов.
дипломная работа , добавлен 11.02.2013
Методы и цели развития у молодого поколения гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Условия надежного функционирования системы спортивно-патриотического воспитания молодежи, его важнейшие задачи.
курсовая работа , добавлен 22.12.2013
Суть нравственного воспитания – целенаправленного систематического воздействия на сознание, чувства и поведение людей, формирующего у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.
курсовая работа , добавлен 18.03.2011
Современное понимание патриотизма. Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста. Совершенствование процесса патриотического воспитания подростков в общеобразовательных учреждениях, формирование культуры межнациональных отношений.
реферат , добавлен 17.06.2013
Воспитание патриотического чувства в учащихся. Этапы формирования личностного гражданского мировоззрения. Афинская Эфебия как образец воспитания молодежи в духе добра и патриотизма. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России.
курсовая работа , добавлен 30.04.2015
Возрастные особенности патриотического воспитания детей подросткового возраста. Методы формирования у школьников патриотизма и культуры межнациональных отношений. Проверка эффективности разработанной программы патриотического воспитания детей "Патриот".
дипломная работа , добавлен 25.05.2015
Критерии и показатели патриотизма. Роль народной культуры в воспитании целостной личности. Формирование у дошкольников посредством музыкальных занятий любви к своей стране, к родному дому, природе, уважения к матери, старшим, к защитникам отечества.
дипломная работа , добавлен 13.04.2014
Сущность понятия патриотизма, его роль в развитии личности. Формирование патриотического воспитания детей средствами краеведения на примере центральной детской библиотеки г. Демидова Смоленской области. Особенности восприятия краеведческой литературы.
дипломная работа , добавлен 15.09.2013
Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие. Современные средства организации воспитательного процесса в дошкольном учреждении. Ознакомление с программой нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Большой патриотизм начинается с любви к тому, где живешь. Л. М. Леонов
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» . Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну.
В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования:
- воспитать любовь к Родине, а это и любовь к родным местам
- гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром
- желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта. В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности, как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно - патриотическое воспитание.
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности.
Таким образом, нами была поставлена цель – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами средствами физической культуры.
Также были определены следующие задачи:
- Внедрение в образовательную деятельность педагогов современных форм, методов и средств работы по физической культуре, направленной на формирование патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста;
- Повышение роли физического воспитания у детей старшего дошкольного возраста в вопросах формирования патриотического сознания.
- Повышение уровня физического состояния детей через различные виды двигательной деятельности.
- Укрепление физического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия.
- Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
- Повышение компетентности всех участников образовательного процесса в вопросах совершенствования физического воспитания детей дошкольного возраста.
В течение двух лет эти задачи успешно решались всеми участниками образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДОУ. Использовалась такая форма проведения как: образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей, совместные физкультурные мероприятия с воспитанниками разных групп и семьями воспитанников.
Так же традиционно проводились различные мероприятия, поддерживающие заданную тему, а именно:
- Непосредственно образовательная деятельность:
- Интегрированное занятие совместно с муз. руководителем «Поход в Парму к Пере-богатырю»
- «День защитника Отечества»
- Летняя спортивная площадка
- Спортивные праздники, развлечения
- «Зов Пармы» (совместно с родителями)
- «А ну-ка мальчики»
- «Папа и мы спортивны и дружны» (посвященный Дню защитника Отечества)
- «Большие гонки» (совместно с родителями)
- «Зарница» (два раза в год: лето, зима)
- Праздник День России.
- Городские мероприятия
- «Папы и мы – спортивны и сильны»
- Лыжня дошколят
В результате совместной работы, были получены следующие ожидаемые результаты:
- формирование у детей старшего дошкольного возраста физических качеств, двигательных навыков и умений, тесно связанных с воспитанием патриотизма и чувства гордости за свою страну, республику, армию.
- формирование чувств патриотизма, гражданской принадлежности у детей дошкольного возраста.
- развитие чувства гордости за достижения Российской армии и Родины в целом.
- привитие любви к Родине, к Коми Республике.
- приобщение детей дошкольного возраста к общественно-нравственным ценностям.
- привлечение всех участников образовательного процесса к патриотическому воспитанию.
В настоящее время продолжаются поиски форм физической и патриотической подготовки воспитанников как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. При этом физическая культура обладает огромным воспитательным потенциалом, является одним из мощнейших механизмов формирования таких мировоззренческих основ личности, как гражданственность и патриотизм и рассматривается как средство спортивно - патриотического воспитания подрастающего поколения.
В соответствии с этим мы выполняем заказ современного общества – воспитание здорового, физически крепкого подрастающего поколения в духе патриотизма и подготовки его к защите Родины.
Сущность патриотизма заключается в совокупности многих нравственных чувств, наборе определенных черт поведения. К воспитательному воздействию на молодежь сегодня подключено большое количество социальных, политических институтов. К таковым относятся семья и государство, различные образовательные учреждения, а также религиозные, политические организации.
Задачей спортивно-патриотического воспитания является формирование у молодых людей таких физических, духовных качеств, которые позволят им быть морально стойкими, готовыми к защите Отечества, выполнению конституционного долга. Для этого необходимы:
- Координация, совершенствование педагогической деятельности на всех уровнях, разработка планов, рекомендаций на основе передового опыта известных педагогов.
- Развитие у школьников и студентов патриотических чувств, что происходит в процессе ознакомления с историческими традициями, военными, спортивными победами страны.
- Формирование во время занятий физической культурой волевого здорового поколения с развитыми интеллектуальными качествами, позволяющими служить обществу как в мирное, так и сложное военное время.
Актуальность спортивно-патриотического воспитания
Судьба школьников, студенческой молодежи давно тревожит российское общество из-за следующих негативных явлений:
- заметного снижения образованности, отсутствия стремления у молодого поколения повышать свой культурный уровень;
- общей нравственной деградации, молодежи в том числе, криминализации сознания, снижения порога допустимого в поведении;
- «прогресс» наркомании, алкоголизма, потеря обществом контроля и управления над этим процессом, логичное следствие – необратимое разрушение генофонда;
- все более проявляющийся разрыв поколений по идеологическим, нравственным вопросам.
Итогом становится маргинализация большой части молодежи, она перестает соответствовать тенденциям развития общества, роль ее как лидирующей группы, стратегического резерва теряется.
История народов России говорит о том, что за будущее нужно бороться. Нынешние вложения в воспитательный процесс, борьбу за здоровье молодого поколения – залог стабильности общества будущего. Невежды, тунеядцы, наркоманы погубят все то, что отстраивалось на протяжении жизней многих поколений.
Стратегия педагогической деятельности. Задачи социальных, политических институтов
В свете проблем, которые сформировались к сегодняшнему дню, становится понятно, что восстановление системы воспитания, касающейся физической культуры и спорта, для государства, общества – одна из самых главных проблем. Система воспитания – определяющая сила, которая способна противостоять наседающим деструктивным тенденциям. Для решения наиболее острых проблем России нужно здоровое и правильно воспитанное поколение.
Ту систему воспитания, о которой мы все сейчас с ностальгией вспоминаем, восстановить не представляется возможным. Для этого недостаточно простого волевого усилия. Старый проект создавался под иные требования, имел отличающиеся от современных явные и скрытые цели, был производным той идеологической системы, которая разрушена.
Современная государственная программа патриотического воспитания юных граждан не имеет концептуальной базы. У семьи, СМИ, государственных, политических органов нет четких разработок, «поют» каждый о своем. У тех коллективов, которые занимаются методическими исследованиями, организацией мероприятий на патриотическую тематику, концепция не выработана, следовательно, системы нет.
Деятельность по спортивно-патриотическому воспитанию многогранна, она координируется государственными, общественными структурами. В любом государстве патриоты должны составлять социально активное большинство населения, имеющее четкие ценностные ориентации, позитивные жизненные планы.
Перед Координационным советом, занимающимся вопросами спортивно-патриотического воспитания стоит задача выработки концепции воспитания детей и молодежи. Для регулирования отношений между воспитателями и воспитуемыми необходим закон, который будет регламентировать ведение воспитательной деятельности, лицензировать негосударственные организации, предпринимателей, оказывающих населению услуги в области физкультуры, спорта.
Роль исторической памяти в воспитании патриотических чувств
Сегодняшние школьники и даже студенты, учащиеся на гуманитарных факультетах, зачастую не соотносят сухие факты с отмеченными в учебниках историческими датами. Спортивно-патриотическое воспитание малоэффективно в одних регионах, в других вовсе отсутствует. В этом направлении действуют редкие центры патриотического воспитания, штат которых сформирован немногочисленными энтузиастами из числа любителей истории, бывших военных.
Основными векторами работы педагогических коллективов должно стать приобщение ребят к боевым и трудовым традициям, их ознакомление с Российской, Советской армией, толкование сути понятий героизма и самоотверженности. У школьников, студентов нужно воспитывать гордость за предыдущие поколения защитников и героев, желание им подражать.
Выработка у детей норм поведения напрямую связана с трудовой, физической подготовкой, которая должна подвести молодежь к выполнению государственной, военной службы.
“Нельзя воспитывать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество – все равно в чем: в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпимости, в смелости”, – заметил А.С. Макаренко. Истинный патриотизм рождается на базе знаний и чувств личности, у которой есть собственная воля, твердая психика. Правильное физическое развитие поможет формированию высокой нравственности.
Физические упражнения как средство спортивно-патриотического воспитания
Функции детского организма, правильное психическое и умственное развитие подростков формируются с помощью любой из групп физических упражнений:
- игры;
- гимнастика;
- занятия туризмом;
- любой из видов спорта.
Каждый из видов деятельности связан с различными физическими упражнениями, которые, наряду с оздоровительными силами природы, многими гигиеническими факторами, помогают достигать основных
Увлеченность подрастающего поколения спортом в противовес пиву и курению – главная забота родителей, учителей. Достижения на больших аренах вырастают из школьного спорта, где на уроке физкультуры учитель даст основы техники движений, на практике объяснит понятия скорости, ускорения, расскажет о позах, положениях тела, подвергнет каждого из ребят адекватной его возрасту, полу физической нагрузке.
Для пока непрофессиональных спортсменов, их желания заниматься важны внешние комфортные условия: определенная температура, влажность воздуха, санитарные условия помещения. Учитель обязательно должен учитывать состояние пришедших на занятия: насколько они устали, не пугает ли их обстановка проведения тренировок, какие-то из снарядов. Нагрузки дозируются, они не должны приносить вред здоровью.
Заголовок блока
Важно, особенно для младших, чтобы занятия проходили в игровой форме, на них присутствовал соревновательный дух, чтобы учитель, кроме указаний и команд, использовал пояснения, беседы, сам демонстрировал правильное выполнение упражнений.
В общей системе образования спортивно-патриотическое направление становится одним из наиболее важных. Поэтому так значимы информационная политика, методическое обеспечение. Структурам, ответственным за сферу воспитания молодежи, стоит уделить внимание кадровой политике, развитию нормативно-правовой базы, относящейся к орбите физической культуры и спорта.