Во что одеваются «синие воротнички» в США? Все о ткани шамбре. Шамбре (Chambray) — что это за ткань и ее особенности Современные образы летнего денима
За последние несколько лет мы все стали свидетелями того, как в мужской моде набирает силу тренд «наследие». Он очевиден, куда ни повернись: грубый деним, полинявшие футболки, и стали для большинства практически нормой стиля. Одним из базовых реинкарнированных материалов нового стиля стала плотная хлопчатобумажная ткань шамбре.
Шамбре любима за свою внешнюю схожесть с денимом при большей легкости и воздухопроницаемости, и шьют из нее буквально все: рубашки, верхнюю одежду и брюки, а также носовые платки, шарфы и галстуки. И даже обувь. Такой всплеск популярности шамбре вполне можно проследить до момента ее создания.
Ткань шамбре появилась в 16 веке во французском местечке Шамбри́ (фр. Chambry) возле границы с Бельгией и стала своего рода «легковесной» альтернативой тяжелому дениму южной Франции. Хотя в основе производства обеих тканей лежит принцип использования белого утка (поперечного плетения) и цветной - как правило, голубой - основы, в дениме поперечная нить проходит под двумя или более нитями основы. В шамбре уток и основа пересекаются равномерно, нить на нить. В результате, у денима различают лицевую и изнаночную стороны: внешняя сторона - это, по большей части, голубая основа, тогда как «изнанке» придает белизну уток. Таким образом, ткань получается более мягкой и пригодной для многоцелевого использования.
Тогда как дениму обычно отводится роль материала для джинсов, рабочих рубашек и верхней одежды, шамбре за все время с момента ее изобретения использовалась более креативно. Изначально, благодаря своей легкости и воздухопроницаемости, она полюбилась священнослужителям различного калибра. Далее французы пришли к логичному заключению, что шамбре может заменить лен в производстве постельного белья, скатертей, носовых платков и даже детской одежды и белья. Благодаря свое структуре шамбре по прочности находится где-то посредине между денимом и льном. По этой причине, с 16 по 19 век льняные рубашки часто усиливали воротниками, манжетами и оборками из шамбре.
Gitman Vintage |
Engineered Garments |
MHL by Margaret Howell |
Именно благодаря своей повышенной прочности шамбре на исходе 19 века, «взяли на вооружение» американские военные. Изменения 1901 года в военные уставы американского ВМФ закрепили рубашки из шамбре и брюки из денима, а в 1914 году эти изменения распространились и на офицеров и на матросов. Новая форма - выбранная исключительно за свою практичность - продержалась до конца Второй Мировой войны.
Woolrich John Rich & Bros |
Carhartt |
Lyle & Scott |
Что же до настоящего, шамбре можно обнаружить на почетном месте практически у каждого бренда, который вдохновляется трендом «наследие». Военное «прошлое», возможность разнообразного применения, легкость и при этом прочность шамбре обеспечили этой ткани место - преимущественно в виде рубашек - в весенне-летних и осенне-зимних коллекциях таких брендов, как WTAPS, A Bathing Ape, OriginalFake, Chimala, NEIGHBORHOOD, Supreme, J.Crew и прочих.
Converse, Vans и Nike использовали шамбре в дизайне культовых моделей обуви Chuck Taylor All Star, Era, Half Cab и Air Force 1, тогда как Wings + Horns, Woolrich, Opening Ceremony и Levi’s пустили шамбре на производство верхней одежды. Apolis Activism продемонстрировали купальные плавки из шамбре, а Maiden Noir - всевозможные аксессуары: банданы, сумки, бейсболки, шарфы и нагрудные платки. Многие бренды также экспериментируют с различными вариантами окраски шамбре.
Если судить по трендам сезона весна-лето 2013, очевидно, что шамбре надолго задержится в мужском гардеробе, поскольку предметы из нее уже появились в коллекциях Beams +, J.Crew, White Mountaineering, Ovadia & Sons, J. Press, Mark McNairy и FACTOTUM.
По материалам: hypebeast.com
Ткань с французским названием
CHAMBRAY.
В этом небольшом обзоре мы расскажем об очень интересной ткани, которая наряду с классическим денимом вошла в историю джинсовой и винтажной рабочей одежды.
Это ткань под названием шамбре. Или сhambray в написании латиницей.
Название, как и собственно название денима, имеет французские корни. Происходит название ткани от названия региона Cambrai на северо-востоке нынешней Франции, который ранее принадлежал Фландрии. Фландрия времён 15-16го веков – высокоразвитый регион с продвинутыми для своего времени текстильными традициями. А времена эти заслуженно считаются временами северного Возрождения.
Рогира Ван Дер Вейдена, Ван Эйка, прочих классиков от фламандской живописи из песни не выкинешь. На их полотнах богатство тканевых текстур представлено во всей красе. И именно во Фландрии в 1500е годы была изобретена ткань cambric или батист, если применять знакомые нам термины. Поначалу ткань использовалась для пошива одежды представителей состоятельных сословий, в основном для пошива рубах и создания различных декоративных элементов в одежде.
На фото выше – фрагмент одной из знаменитых картин Ван Эйка. Элемент одежды голубого оттенка вполне может быть из ткани шамбре.
Со временем ткань получила широкое признание и стала уже интернационального применения. В Штатах ткань прижилась в начале 19го века и была рекомендована в особом официальном документе (1831 US Farmer’s Bulletin) для пошива рабочей фермерской одежды как удобная, легкая, практичная и предохраняющая от солнечных ожогов. Ну, а должного огоньку в распространении этой ткани придало то, что ткань шамбре стала применяться в начале 1900х для пошива одежды для штатовских морячков.
А мы уже много раз упоминали, что морская форма из денима – это особый пласт в истории рабочей одежды и в истории денима. Есть даже термин NAVY-ism, т.е. приверженность моде и стилю винтажной морской одежды.
В итоге уже в 20м веке рубаха из шамбре стала неотъемлемым элементом модельных рядов всех крупных производителей одежды из денима.
Чем же характерна эта ткань?
На фото выше хорошо видно, что шамбре очень проста по структуре: нити светлой окраски переплетены с нитями более тёмной, как правило, голубой окраски. Это так называемое 1Х1 плетение. Толщиной нитей можно добиваться в итоге различной плотности ткани. Как правило, шамбре ткани плотностью 7-10 унций, т.е. очень лёгкие. И очень подходящие для пошива рубах.
В нашем архиве есть несколько рубах из шамбре, датируемых разными периодами: от 1940х до 2000х. На фото ниже слева направо: 1940е, 1960е, 1970е, 2000е годы в элементах ворота рубах.
Самая ценная из них – рубаха от неизвестного производителя, датируемая 1940ми годами. Мы приобрели её специально для сравнения с тканями шамбре более поздних периодов (1960-1970е). Изначально рубаха была в удручающем состоянии.
Patchwork с элементами BORO, и мы привели её в удовлетворительное состояние. Хиппануть в ней можно вполне. Могут, правда, принять за представителя очень малоимущих слоёв из-за обилия заплаток.
Шамбре этой рубахи довольно плотный, порядка 9 унций. Цвет – с оттенками серого. Текстура довольно ровная, без явных slubby-элементов. Типичный рабочий плотницко-фермерский вариант.
Следующий по времени образец – артефакт от LS&Co конца 1960-начала 1970х.
Это очень необычный, из очень плотного (прим. 10 унций) шамбре вариант. И очень редкий экземпляр. Оранжевый таб Big E – очень нечастое сочетание. Шамбре очень slubby, с обилием неровностей и «дефектов» в плетении ткани. Очень «вкусный», почти рукотворный вариант на курточных ливайсовских пуговицах. Кажется, в такой или очень похожей рубахе снялся Высоцкий в 1970е.
Следующий экземпляр из 1970х: рубаха Wrangler в каноническом крое и с pearl buttons (пуговицы из пластика «под жемчуг»).
Это самый простой по текстуре шамбре вариант, но более темного, в синеву оттенка. Но это и самый канонический вариант. В рубахах такого кроя кто только из тех, кто ныне признаётся иконой джинсового стиля, не отметился. Прежде всего, конечно, Харрисон периода Abbey Road.
Ну и многие другие известные персоны были любителями именно такой вранглеровской рубахи именно такого, как в нашем архиве, фасона: Долли Партон, Мик Джаггер.
В нашем модельном ряду «1973» тоже есть .
Шамбре её приятного голубоватого оттенка. Плотность - не более 8ми унций. Очень лёгкий вариант, комфортный для жаркого времени. Много «вкусных» и мастерски исполненных декоративных элементов: строчки красной нитью, накладки из белой хлопковой ткани на внутренних частях отворотов рукавов и воротника, нарочитые неровности в строчках и ассиметрия нагрудных карманов.
В заключении порекомендуем любителям денима найти и для своей коллекции достойный или винтажный или современного исполнения вариант рубахи из шамбре. Это неплохое дополнение к достойным и правильным джинсам.
В нашей заметке мы в т.ч. использовали материалы из статьи, выложенной на Rawrdenim.com .
Шамбре - наследие в стиле кэжуал
В гардеробе современного человека несложно найти вещи, сшитые из тканей, которые начали изготовлять столетия назад. К таким материалам относится и шамбре ткань, возраст которой превышает половину тысячелетия. В настоящее время ее относят к трендовым материалам категории «наследие», вещи из которой постоянно присутствуют в коллекциях ведущих модных дизайнеров.
Родиной данного материала является Франция, точнее, город Камбре на границе с Бельгией. В начале XVI века там изготовляли тонкие льняные ткани, одна из разновидностей которых напоминала производившийся на юге деним, ставший родоначальником джинсы. Полотно ткали из окрашенных нитей основы и белого утка. По фактуре оно напоминало батист, а благодаря полотняному способу переплетения обе стороны имели одинаковую сине-белую расцветку (в отличие от двустороннего денима). Этот материал, получивший впоследствии название шамбре, обладал следующими свойствами:
- невысокая плотность (не более 250 г/кв.метр);
- мягкость;
- высокая воздухопроницаемость и гигроскопичность;
- способность к терморегуляции;
- практичность и долговечность;
- комфортность при прикосновении;
- отсутствие усадки;
- стойкость окраски.
Со временем вместо льна стали использовать хлопок, и шамбре стали использовать для рабочей и повседневной одежды, особенно в качестве манжет и воротничков, постельного белья и различного домашнего текстиля. Широкое распространение этого материала привело к тому, что в начале прошлого века и до окончания Второй мировой войны он использовался для формы ВМФ США . В это же время прочный и удобный в носке текстиль был одной из самых распространенных тканей для недорогих мужских рубашек, и даже привел к появлению выражения «синие воротнички», характеризующего не слишком состоятельных людей труда.
Изменения в отношении к сине-белой хлопчатобумажной ткани произошли в пятидесятые годы на волне моды на джинсовый стиль. Джинсы носили байкеры и рок-музыканты, а лучшим дополнением к ним считалась рубашка шамбре, более тонкая и светлая, чем брюки.
В таких рубашках запечатлены на плакатах и фотографиях Мик Джаггер, Джордж Харрисон и даже Владимир Высоцкий.
К семидесятым годам прошлого столетия этот материал, наряду с денимом, стал культовым и вошел в массовую моду. В настоящее время двуцветная неяркая ткань, традиционно считавшаяся скорее комфортной, чем элегантной, является трендовой и широко используется для создания образов различного стиля.
Направления использования
Основное направление изготовления изделий из шамбре - это гардероб в стиле «кэжуал». Знаменитая синяя рубашка с джинсовыми пуговицами уже стала классикой, ее носят и мужчины, и женщины. Новым направлением данного материала является обновление его цветовой гаммы, которая по-прежнему носит сдержанный характер и включает в себя бежевые, коричневые, серые цвета. Ткань остается тонкой и используется преимущественно для легких и демисезонных изделий. Из нее шьют платья, сарафаны, легкие брюки, просторные или многоярусные юбки, топы, туники, банданы и другие аксессуары.
Эти изделия идеальны для летнего отдыха, городских улиц, неформальной и домашней обстановки, хотя двухцветные рубашки в сочетании с блейзером или однотонным джемпером подходят и для делового образа. Модели из этого материала постоянно присутствуют в коллекциях таких известных брендов, как J.Crew, WTAPS, NEIGHBORHOOD, OriginalFake, Chimala, Supreme и др. Наличие их в гардеробе говорит о чувстве стиля, хорошем вкусе и приверженности к натуральной комфортной одежде.
Остается белым – из-за этого ткань похожа на джинсу. Сходство с джинсовой тканью усиливает цвет – шамбре часто окрашивают в тот же фиолетово-синий индиго.
Виды
Тонкую полотняную ткань, похожую на , изобрели в шестнадцатом веке во Франции. Сначала ее ткали изо льна, а впоследствии перешли на хлопок.
Сейчас выпускается как стопроцентно хлопковая шамбре, так и с различными синтетическими и натуральными добавками. В роли последних обычно выступают лен или конопля. Лен придает ткани матовый блеск и антибактериальные свойства. Конопляное волокно отличается механической прочностью и устойчивостью к гниению. Оно удешевляет ткань, так как производство конопляного волокна обходится дешевле.
Синтетические нити (полиэстер, полиамид, акрил) делают хлопковую ткань маломнущейся.
Преимущества и недостатки
Ткань представляет собой крепкий рабочий материал в стиле Casual. Из прочной, тонкой и легкой материи чаще всего шьют рубашки и блузы. Она подходит для пошива туник, корсетов, сарафанов, летних брюк, шорт, юбок, сумок, даже купальников и нижнего белья. Ткань практична и гипоаллергенна, поэтому ее часто используют для изготовления детской одежды.
Хлопок плохо окрашивается, поэтому у шамбре всегда немного блеклая расцветка. Материал имеет естественный и неброский цвет: синий, фиолетовый, серый, коричневый, белый, пастельные оттенки. Края изделия часто простегивают контрастной нитью, что еще больше придает им схожесть с джинсовыми.
Первоначально шамбре использовалась как ткань для рабочей одежды, поэтому понятно, что она очень функциональна.
Достоинства материала:
- высокая износостойкость;
- воздухопроницаемость;
- гигроскопичность;
- гипоаллергенность;
- антистатичность.
Недостатки ткани:
- неэластичная;
- усаживается после намокания;
- долго сохнет;
- выцветает на солнце и от стирок.
Одежда из шамбре легкая, свободная, приятная на ощупь. Ее можно носить в теплое время года, использовать для деловых встреч и свободного времяпрепровождения.
Совет стилистов
Не рекомендуется сочетать в одном ансамбле деним и шамбре одинаковых оттенков. Тонкую полотняную рубашку лучше надеть на работу не с джинсами, а с легкими брюками.
Самое главное при выборе хлопковой ткани – определить, сильно ли она мнется. Зажмите материю в ладони и немного подержите, чтобы она слегка согрелась. Затем посмотрите, насколько материал смялся. Для одежды в стиле casual легкая смятость не помеха. Если же вы собираетесь шить изделие, для которого помятый вид недопустим, то лучше выберите шамбре с добавлением синтетики, например полиэстера.
Уход (стирка)
Ухаживать за шамбре просто. Ткань легко отглаживается, хорошо выдерживает машинную и ручную стирку, не боится отжима в центрифуге. Чтобы материя не выцветала, температура воды при стирке должна быть не более 40 градусов. Как всякая хлопковая ткань, шамбре после стирки заметно усаживается, поэтому готовые изделия выбирают на размер больше.
Правила ухода за изделиями:
- не отдавать в химчистку;
- после стирки немного растянуть руками;
- не применять отбеливатели;
- стирать отдельно от остального белья.
Чем шамбре лучше денима?
Из-за плотности и жесткости джинса не всегда комфортна в носке, так как может натирать кожу. В отличие от нее, шамбре представляет собой мягкий и легкий материал, не способный травмировать даже нежную детскую кожицу. Шамбре настолько мягкая и тонкая, что из нее можно шить даже нижнее белье.
Дополнительное достоинство рубашек из тонкого хлопка – в отличие от джинсовых, они уместно смотрятся на офисных работниках.