Занятие эмоциональному развитию старшей группе. Цикл игровых занятий по коррекции эмоционально-вольной сферы детей старшего дошкольного возроста
Коррекция эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Маленькие волшебники».
Сотина Оксана Юрьевна, педагог-психолог, МБДОУ детский сад № 16 "Жемчужинка", г. Сергач.
Описание работы: Материал будет полезен для педагогов-психологов ДОУ. Занятие направленно на снижение детских страхов и тревожности с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: снижение страхов и тревожности.
Задачи:
- осознание страха через сенсорные каналы;
- перевод негативных переживаний в позитивные;
- повышение психического тонуса, снятие мышечного напряжения;
- повышение уверенности в своих силах.1. Разминка.
Упражнение «Волшебники».
Дети стоят в кругу.
Педагог-психолог: Ребята, вы хотите сегодня стать волшебниками? (ответы детей) . В этом нам поможет наш волшебный фонарик. Вокруг себя вращаемся, в волшебников превращаемся!
В затемнённом помещении дети поворачиваются вокруг себя и дотрагиваются до фонарика в центре круга.
Педагог-психолог:
Ребята - теперь вы волшебники и можете совершать великие дела! Предлагаю вам отправится в волшебную страну в которой живут мягкие, добрые игрушки-Мнушки (игрушки-антистресс).
У Мнушек случилась беда - в их стране поселились страхи, которые держат Мнушек в заточении. Мнушки не справятся со страхами одни. Мои маленькие волшебники, требуется ваша помощь! Вы готовы помочь маленьким Мнушкам? (ответы
детей).
Для того чтобы их спасти нам надо найти страхи и победить их.
Итак, вращаемся, вращаемся в волшебную страну перемещаемся!
Психогимнастика «Цветы» (под музыку).
Педагог-психолог: Посмотрите, как красиво здесь в стране, кругом растут красивые, волшебные цветы! Ночью они спят, а днём расцветают. Давайте представим, что мы - цветы. Присев на корточки, обхватим руками колени – цветы спят. Но вот взошло солнышко, наступает утро, цветы просыпаются – поднимают свои головки, тянутся к солнышку, раскрывают лепестки, качаются на ветру. Солнышко скрылось – цветы опять уснули. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Упражнение повторяем 2 раза).
Тренинг эмоций «Море волнуется раз».
Педагог-психолог:
Идем дальше, на пути у нас море, оно тоже волшебное. Его волны могут показывать разные эмоции. Давайте поиграем с ним.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три.
Фигура радости (грусти, страха, злости, удивления) замри!
Дети изображают эмоции с помощью жестов и мимики.
Педагог-психолог: Молодцы ребята, как у вас хорошо получается, изображать разные эмоции!
2. Коррекционная часть.
Упражнение «Что такое страх?»
Дети садятся в круг.
Педагог-психолог:
Мои маленькие волшебники, теперь нам надо найти все страхи, чтобы их победить и выручить Мнушек. Как вы думаете, что такое страх? (Ответы детей: «это когда дрожишь, громко бьется сердце»).
Педагог-психолог:
А если бы страх имел цвет, то какого бы цвета он был? (В основном дети называют два цвета - черный и красный).
Педагог-психолог:
А если страх потрогать, то какой он? (Ответы детей: «Он очень холодный, жесткий, твердый. У него острые шипы, можно уколоться»)
.
Упражнение «Ловушка для страха».
Педагог-психолог:
А сейчас начнется самое интересное, мы будем ловить страхи. Подумайте, чего вы больше всего боитесь? (Ответы детей: волка, паука, Бабу-Ягу, дракона, темноты и т.п.)
Замечательно, мы нашли то чего искали. А теперь нарисуйте, пожалуйста, свой страх. На бумаге страх окажется в ловушке!
Дети рисуют свои страхи на бумаге.
Педагог-психолог: Ну что ж, рисунки готовы. Хотите ли вы что-нибудь рассказать о вашем рисунке, что вы изобразили? (дети показывают всем свои рисунки, рассказывают о том, что на нем изображено).
Педагог-психолог: Мои маленькие волшебники, хотите победить свой страх? Когда я досчитаю до трех – вы вы начинаете рвать свои рисунки, и всё станет по другому: исчезнет страх, вы почувствуете силу и доброту. Разорвите свой страх на мелкие, мелкие кусочки. Один, два, три! (Дети рвут рисунки со страхами).
Упражнение «Снегопад».
Педагог-психолог: А теперь продолжим наше волшебство. Соберите все кусочки бумаги в кулачки. Когда я досчитаю до трех, дружно подкидываем обрывки вверх. Один, два, три! (Дети подкидывают обрывки). Посмотрите - это снег! Как красиво он разлетается! Скажите, ребята, из этих маленьких обрывков бумаги можно собрать рисунок со страхом? (-Нет) . Нам с вами удалось совершить настоящее волшебство: страх исчез, он превратился в веселые снежинки!
3. Релаксация.
Упражнение с антистрессовыми игрушками.
Педагог-психолог: Посмотрите, а вот и наши Мнушечки, какие они радостные, они спасены! Давайте подружимся с ними, успокоим их, погладим... скажем им добрые, ласковые слова... прижмём к себе... помнём им спинки, им это очень нравится. Пальчиками помассируем, помнём лапки... ушки... снова погладим игрушечки (дети выполняют упражнения: обнимают, шепчут им добрые слова, мнут пальцами спинки, нажимают пальчиками, гладят).
«Волшебный сон» (под музыку «Звуки природы»).
Педагог-психолог:
Ребята, наши Мнушки захотели отдохнуть, а вы хотите отдохнуть вместе с ними? Садитесь на кресла поудобнее, закрывайте глазки. Вы не заснёте по настоящему, будете всё слышать и чувствовать, но не будете двигаться и открывать глаза пока волшебный сон не закончится. Спокойно отдыхайте.
Представьте себе чудесный день… Над вами красивое голубое небо… Мягкие лучи солнца и тёплый ветерок трогают ваши глазки и щёчки... Рядом бежит прозрачный ручеёк... Вокруг вас порхают красивые бабочки... поют птички... Вам хорошо, уютно и тепло... Дышится легко… ровно… глубоко… Вы лежите на мягкой, зеленой травке... Вам хорошо и спокойно, страхов уже больше нет... мы вместе их победили и спасли беззащитных Мнушек... Мы молодцы... мы сильные и смелые... Наше путешествие в волшебную страну заканчивается... Делаем вдох... выдох... А теперь открываем глазки... Улыбнитесь друг другу!
Расскажите о своих ощущениях, что вы чувствовали, когда отдыхали? (ответы детей).
Упражнение «Мое настроение».
В кабинете психолога на стене расположено пособие «Кошечка настроения».
Педагог-психолог: Ребята, подумайте какого цвета у вас сейчас настроение? Подойдите к кошечке, выберите бабочку на которую вам приятно смотреть и прикрепите бабочку на платье нашей кошечке.
Ритуал прощания.
Педагог-психолог: Ребята, вы были прекрасными, смелыми волшебниками, вы не побоялись встретиться со страхами и спасти беззащитных Мнушек! Молодцы!Попрощаемся с Мнушками (дети обнимают антистрессовые игрушки). Пришла пора превращаться в ребят.
Вращаемся, вращаемся и в деток превращаемся!
(Дети дотрагиваются до фонарика).
Упражнение «Башня».
Дети стоят в кругу, ставят кулачки башенкой, говорят: «Всем, всем до свидания!»
Возраст: 4-5 лет
Продолжительность занятия: 30 минут
Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников.
Задачи:
Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.
Развивать саморегуляцию дошкольников.
Формирование положительного эмоционального настроя, сплочение группы детей.
Знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть.
Инструментарий: карточки – «колобки» с изображением базовых эмоций – радости, грусти, удивлении, злости; магнитола для аудио-сопровождения,.
1. Организационный момент
Упражнение «Лучики солнышка»
Цель: создание положительного настроя в группе.
Дети вместе с педагогом встают в круг и одну руку протягивают в центр, укладывая ладошки друг на друга, как лучики солнышка.
Мы лучики одного большого доброго солнышка. Своим светом мы радуем других, а своим светом согреваем все вокруг. А теперь давайте улыбнемся друг другу, чтобы наше тепло наполнило наш кабинет.
2. Основная часть
Вспомните, ребята, о каких чувствах мы с вами говорили на предыдущих занятиях? Что помогает нам, глядя на человека сказать радуется он, грустит, удивляется или злится?
Дети отвечают: Мы смотрим на выражение его лица, на глаза, губы и можем определить.
Замечательно, что вы это хорошо знаете. А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране Настроений, где мы встретимся с жителями этой страны.
Давайте встанем друг за друга в паровозик и поедем в путешествие по этой чудесной стране. (Двигаются по классу под детскую песню «Паровоз-Букашка»)
И наша первая станция «Дружилкино». Здесь нам предстоит найти новых друзей. Прошу присаживаться.
Ребята, давайте сейчас встретим жителей этого города.
Итак, первый житель (показывается картинка первого колобка)
Ребята, вы узнали кто это?
Дети отвечают: Смайлик, человек, колобок.
Конечно же это Колобок! Как вы думаете, что он чувствует? (радость, грусть, злость или удивление)?
Дети отвечают: Радость
Правильно! Радость. А как вы догадались?
Дети отвечают: Он улыбается
Конечно, он улыбается!!! Давайте улыбнемся вместе с ним. (Дети выполняют)
Но этот колобок пришел к нам не один, а со своим братом. Давайте встретим и его.
А вот и второй гость (показывается картинка второго колобка)
А что чувствует этот колобочек (радость, грусть, удивление или злость)?
Дети отвечают: Грусть
Конечно, он грустит! А как вы узнали?
Дети отвечают: По глазам, по губам
Разумеется, ребята, у него уголки губ опущены вниз и брови «домиком». Давайте погрустим вместе с ним (Выполняют)
А теперь к нам пожаловал третий брат. Посмотрите на него внимательно. Что он испытывает?
Дети отвечают: Удивляется
Молодцы! Это удивление! По каким признакам мы можем это узнать?
Дети отвечают: большие глаза, открыт рот
Да, ребята! У нашего колобка широко распахнуты глаза и открыт рот.
Давайте удивимся вместе с ним (Выполняют)
Ну и наш четвертый гость. Встречаем его. Что мы можем сказать о нем?
Дети отвечают: Он злой
Он злится и видим мы это потому что брови его нахмурены, рот растянут и
даже видны зубки. Давайте и мы так же позлимся (Выполняют)
Вот ребята мы и узнали жителей города «Дружилкино» и сумели с ними
подружиться.
Но нам пора. Становимся в паровозик и едем дальше. А наши новые друзья
едут с нами. (Двигаются по классу под музыку)
Мы прибыли на станцию «Игралкино». Присаживаемся на стульчики.
А теперь, вместе с жителями этой страны, поиграем в игру.
Игра «Покажи эмоцию»
Цель: научить детей определять и выражать эмоции.
Детям показывается один из колобков, а они показывают ту же эмоцию, что и у него.
Молодцы! Все в точности показали эмоции колобков.
Мы прибыли на станцию «Спортивкино» здесь все занимаются спортом,
делают зарядку. Присоединимся.
3. Физкультминутка
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)
Молодцы!!! Но нам снова пора в путь. (Двигаются по классу)
Мы прибыли на станцию «Театралкино», здесь ребята, нам предстоит стать актерами и сыграть самые настоящие роли.
Игра «Выражение эмоций»
Цель: Развивать умение выразить мимикой удивление, радость, грусть и
злость. Закрепить знание русских народных сказок. Вызвать у детей
положительные эмоции.
Отрывок из сказки «Волк и семеро козлят»:
«Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу… »
Дети выражают злость.
Отрывок из русской народной сказки «Курочка Ряба»:
«Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Дед и баба плачут».
Дети выражают печаль.
Отрывок из сказки «Царевна-змея»:
«Оглянулся казак, смотрит – стог сена горит, а в огне красная девица стоит и говорит громким голосом: - Казак, добрый человек! Избавь меня от смерти».
Дети выражают удивление.
Педагог читает отрывок из сказки «Репка»:
«Тянут – потянут, вытащили репку».
Дети выражают радость.
А теперь давайте похлопаем себе, как настоящим артистам!
Вот ребята, мы с вами и побыли героями наших любимых сказок. Какие чувства испытывали герои?
Дети отвечают: злость, грусть, удивление, радость.
4. Завершение
Упражнение «Мы тоже»
Цель: сплочение детей, выработка положительного настроя и эмоций.
Педагог рассказывает о хорошем настроении, радости, улыбках, делая паузы между высказываниями. После каждого высказывания дети произносят одну и ту же фразу: «Мы тоже!».
«Я делюсь с вами своим хорошим настроением!
Дети: «мы тоже!»
«Я дарю вам улыбку»
Дети: «мы тоже»
«Я радуюсь»
Дети : «мы тоже!»
«Я прыгаю от счастья!»
Дети: «Мы тоже!»
«Я вас люблю!»
Дети: «Мы тоже!»
«Я вас обнимаю!»
Дети: «Мы тоже» . (Все обнимаются в едином кругу)
Ваше настроение отличное?
Дети отвечают: Да!
Наша встреча закончена.
До свидания!
Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Задачи:
- Закрепить умение узнавать и выражать эмоции, эмоциональные состояния в мимике.
- Развивать саморегуляцию воспитанников через прослушивание музыкальных произведений.
- Создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
- Сохранение здоровья воспитанников через психогимнастику и релаксацию.
- формировать положительное отношение к окружающим, сбалансированность эмоций;
- формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
- упражнять в умении поддерживать беседу, участвовать в коллективном разговоре.
Состав группы:
Возраст участников: 5 – 6 лет.
Кол-во детей в группе: 6-8 человек
Продолжительность занятия: 30 минут.
Материал для занятия:
- «Волшебный клубочек»;
- Пиктограммы эмоций и фотографии: страх, радость, злость и т.д.
- Магнитная доска; Человечки-эмоции;
- Бумага для рисования, карандаши;
- Детские стулья по числу детей;
- Зеркало;
- Небольшая песочница, рамки с песком; кисточки;
Использованные технологии занятия:
- Сопровождении СD музыки: Магнитофон и диск с записью спокойной музыки; Аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой; муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»;
- Элементы здоровьесберегающей технологии
- Игры с песком.
- Психогимнастика.
Методические приемы: беседа, групповое обсуждение различных чувств; вопросы детям; пиктограммы эмоциональных состояний; рассматривание; показ; объяснение; практическая деятельность детей.
Предварительная работа:
– знакомство с базовыми эмоциями: страх, радость, злость, грусть
– прослушивание музыкальных произведений
– проведение психологических игр и упражнений
Ход занятия:
Приветствие. «Волшебный клубочек».
–
Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть!
– Дети, а что это у меня в руках? (ответы детей)
Но это не простой клубок, а волшебный. Передавая «волшебный клубочек», давайте поприветствуем друг друга.
Психолог передаёт клубок ниток ребёнку, он наматывает нить на палец и ласково называет рядом сидящего ребёнка по имени или произносит «волшебное вежливое слово», затем передаёт клубок другому ребёнку и т.п.
–
Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А в какую страну мы поедем, вы мне скажете после того, как я вам прочитаю стихотворение.
Бывают чувства у зверей,
У рыбок, птичек и людей.
Влияет без сомнения, на всех
Нас настроение.
Кто веселится!
Кто грустит?
Кто испугался!
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Азбука настроения.
(краткое обсуждение стихотворения, повторение названий эмоций)
– Наше настроение зависит от наших поступков, от того, что мы делаем и как. В свою очередь, наше настроение влияет на настроение окружающих, и они испытывают разные эмоции.
– Ребята, а вы знаете, что такое эмоции? (ответы детей)
– Как вы думаете, чем мы сегодня будет заниматься? О чём будем говорить? (ответы детей)
– Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Эмоции» . Для того чтобы мы могли путешествовать, нам нужен транспорт. На каком транспорте вы путешествовали? Давайте построим сказочный поезд. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш поезд сможет с помощью волшебных слов:
Наш волшебный поезд
Всех друзей вперед увозит…
(Дети произносят слова и идут по кругу, изображая вагончики)
1 остановка. «Поляна Радости » (звучит аудиозапись «Радость» из подборки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой)
Кого вы видите на этой поляне? (Человечек-радость)
-А какое у него настроение?
-Дети, а что такое радость?» (ответы детей)
Например:
«Радость - это когда все радуются, всем весело».
«Бывает радость большая, а бывает маленькая. Маленькая - это когда у одного человека, а большая - когда у всех».
«Радость - это когда у всех праздник».
«Радость - это когда никто не плачет. Ни один человек».
«Радость - это когда нет войны».
«Радость - это когда все здоровы».
«Радость - это я, потому что мама говорит: «Ты моя радость».
- Что вы делаете, когда вам весело? (Ответы детей.)
Этюд «Кто как радуется»
Дети становятся в круг. Психолог предлагает им изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свой день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.
Упражнение « Нарисуй эмоцию»
– А сейчас представьте себе, что мы художники и нам надо нарисовать картину на тему – «Радость». Возьмите листочки и карандаши, и пусть каждый нарисует радость так, как хочется.
(Затем детям предлагается сесть в круг и рассказать о том, что они нарисовали. Затем психолог совместно с детьми наклеивает рисунки на большой лист бумаги - проводится выставка (обсуждение, выбор самого оригинального рисунка, ответы на вопрос «Что такое радость? и самые интересные истории).
Психогимнастика « Ручеек радости» (звучит спокойная музыка)
Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки, расслабляются.
-Ребята, мысленно представьте себе, что внутри у каждого из вас поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке - чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький и очень озорной. Он не может долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, теплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.
Дети мысленно передают друг другу радость.
2 остановка. « Остров Грусти»
Что такое грусть?
-Ребята, а кто живёт на этом острове? (Человечек-Грусть)
Посмотрите на этого мальчика. Какое выражение его лица… Что произошло с его ртом? Бровями? Какое выражение глаз? Что это за эмоция? (ответы детей)
–
А как вы догадались? (по лицу, по глазам, брови сдвинуты, губы опущены)
Ребята, у вас тоже, наверное, бывает грустное настроение? Расскажите. (рассказы детей)
На острове могут жить не только человек, но и животное. И вот сейчас я вам предлагаю изобразить животное.
Игра « Доброе животное». Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Сейчас я проверю, как вы умеете вместе дышать. Мы превратимся в одно большое, доброе животное. (Включается спокойная музыка.) Давайте послушаем, как оно дышит.
А теперь подышим вместе. Вдох – все вместе делайте шаг вперед. Выдох- шаг назад.
Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук- делайте шаг вперед. Стук- шаг назад.
3 остановка. « Пещера страха»
Добрались мы и до пещеры. (Психолог включает музыку.)
Упражнение « Страшные звуки» (звучит муз. Э.Грига «Шествие гномов» или «В пещере горного короля»)
–
Угадайте, какие звуки мы слышим?(ответы детей)
–
Мы слышим много звуков, среди них есть и страшные. Мы будем слушать звуки и угадывать, какие из них пугающие, страшные, а какие успокаивающие или радостные. (обсуждение детей)
А всегда ли звук был страшным? Звук поезда тоже вам кажется страшным, но если вы вспомните поездку в отпуск на поезде, что было весело и интересно, то страх проходит.
Какой здесь живёт человечек. (Человечек – Страх)
-Как вы догадались? (ответы детей)
Игра « Я страшилок не боюсь, в кого хочешь – превращусь»
Дети идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Когда водящий (первоначально может быть психолог) называет какого-либо страшного персонажа (Кощея, волка, льва и т.п.), детям нужно быстро «превратиться» в него и замереть. Ведущий выбирает самого страшного и тот становится водящим и продолжает игру.
Упражнение « У страха глаза велики»
– А теперь, давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны).
У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают больщие круглые глаза при помощи рук.)
Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.)
А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами и в недоумении разводят руками.)
Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.
4 остановка. «Гора Злости»
Кто живёт на этой горе? (Человечек-Злость)
-Как вы догадались?
-Что происходит со ртом? Покажите! Рот открылся, зубы соединены. Рот может быть перекошенным у злого человечка.
-Что происходит с бровями? Покажите! Брови опущены, между ними складки. Нос наморщился.
-Что происходит с глазами? Покажите! Глаза стали узкими, как щелочки.
– Дети, а в каких случаях испытывают такие эмоции? (придумать вместе с детьми жизненную ситуацию).
Упражнение «Зеркало»
Детям предлагается изобразить перед зеркалом злость.
Дети садятся на стулья полукругом. Ведущий задаёт вопрос, на который дети должны топать, если хотят ответить «да». Если «нет», то ноги стоят на месте.
Я расскажу, когда мамы злятся, а вы отгадаете, правильно ли я говорю.
Мамы злятся, когда опаздывают на работу.
Мамы злятся, когда кушают мороженое.
Мамы злятся, когда на них кричат.
Мамы злятся, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с ребёнком в детский сад.
Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».
Мамы злятся, когда берут их личные вещи, не спрашивая разрешения.
Мамы злятся, когда их любят.
-Молодцы, ребята. Вы отгадали, какие события любит человечек-Злость.
Упражнение «Закончи предложение».
Подумайте хорошенько и закончите предложение «Я радуюсь когда…» (высказывания детей записываются).
-Я злюсь, когда… и т.д.
– Ребята, посмотрите, какие бывают эмоции, и какие пиктограммы им соответствуют. (фото и пиктограммы)
Пиктограммы – это схематическое изображение эмоций.
Рефлексия. Беседа с детьми:
И чтоб наша встреча запомнилась, давайте на память сделаем фотографию.
На этом наше занятие заканчивается. Спасибо, до свидания.
Цель: гармонизировать личность ребенка.
Задачи:
— устанавливать доброжелательную атмосферу в группе;
— формировать позитивное отношение ребенка к своему «я»;
— повышать степень самопринятия;
— расширять представления об эмоциях и различных эмоциональных состояниях;
— развивать креативное мышление, воображение, речь, мелкую моторику рук.
Материалы: цветной клубочек шерстяных ниток, колокольчик, схематичные маски-лица, листы бумаги, карандаши, фломастеры, аудиокассета.
Вводная часть
Педагог. Дети, давайте выполним упражнение «Имя — движение». Пусть каждый назовет себя по имени и при этом выполнит какие-нибудь движения или действия. Например, я назову свое имя и сделаю вот так: два шага вперед (можно также похлопать в ладоши, выполнить некоторые движения руками и т.п.).
Дети выполняют.
Замечательно! А теперь выполним игровое упражнение «Ворота».
Дети стоят в кругу, руки опущены. Ведущий называет имя какого- нибудь ребенка, тот хлопает в ладоши над головой, поворачивается вокруг себя и приседает, а дети, стоящие слева и справа от него, берутся за руки и поднимают их вверх, чтобы над присевшим получились высокие ворота. Затем называется имя другого ребенка и т.д.
Основная часть
Педагог. Я придумаю, загадаю про тебя (по очереди, про каждого ребенка) хорошее слово, а каждый по губам отгадает — какое.
Дети выполняют упражнение «Хорошее слово».
Педагог хвалит ребенка, но не говорит вслух, а произносит только губами. Похвала может быть за результаты реальные и предполагаемые, за внешность, качества личности. Например: «Ты добрый...», «Ты сообразительный...».
Молодцы! А теперь упражнение (в кругу с мячом) «Что ты умеешь делать лучше, чем взрослый». Например: «Я думаю, что бегаю лучше, чем мама», «Я умею громко смеяться, фомче папы!», «Могу прыгать на одной ножке, а бабуля — нет».
Дети выполняют.
Затем педагог называет слово-ситуацию, а ребенок должен назвать настроение, чувство.
А теперь проведем аутотренинг «Солнечный зайчик». Солнечный зайчик заглянул к тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, носу, ротике, щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь легонько голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя. А ты погладь его и подружись с ним.
Дети выполняют упражнение «Нарисуй домик для солнечного зайчика». Предлагается нарисовать какой-нибудь (графически самый простой) домик с открытыми и закрытыми глазами.
Что вы чувствовали?
Дети отвечают.
В каком случае вам было легче?
Дети отвечают.
Заключительная часть
Педагог . Стоя или сидя в кругу, всем взяться за руки и пожать их, посмотреть по очереди на каждого и улыбнуться.
Дети выполняют.
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели занятия:
- Сформировать понятие об эмоциях радости и злости, показать их схематическое изображение.
- Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, что негативные эмоции отнимают здоровье, а позитивные способствуют его сохранению.
- Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
- Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения.
- Развивать кинестетические ощущения, восприятие формы предметов.
- Развивать пространственную ориентацию, внимание и мышление.
- Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.
Словарь терминов
Эмоция
–это наши настроения и
переживания, которые сопровождают события нашей
жизни.
Радость
–это когда нам хорошо от
чего-то сделанного, от общения с мамой, другом, от
того, что нам дарят подарки, нам весело. Легкие
морщины у глаз, глаза слегка сощурены, верхняя
губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и
обычно отведены назад, нижняя челюсть
расслаблена, рот может быть приоткрыт.
Злость
– когда мы на кого-то злимся,
например, на того, кто нас незаслуженно обидел,
кто нас побил, обозвал… Тесно сжатые брови,
горизонтальные складки на переносице, нос
раздут, зубы стиснуты, шея судорожно стянута, при
этом руки могут быть сжаты в кулаки.
Оборудование: конверт с письмом; волшебный мешочек с различными предметами, шарф; магнитофон и аудиозапись песен «Если добрый ты», «Улыбка»; шкатулка с медальками для каждого ребенка; 3 ладошки из цветного картона;игрушка ежик, который смеется.
ХОД ЗАНЯТИЯ
– Здравствуйте, ребята!
Я шла к вам на занятие и встретила по дороге
почтальона. Он передал мне необычное письмо.
Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад
«Золотой ключик» детям. Это письмо вам. От
кого оно? От смешарика Ежика. Знаете такого?
Прочтем письмо? Слушайте внимательно.
Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны
Смешариков. Если кто меня не знает высылаю свою
фотографию (2 слайд). Любимое мое занятие –
составление разных коллекций: фантиков, грибов,
кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу
везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем
недавно я забрел в один из таких лесов в поисках
чего-то нового для своей коллекции.
И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял
красивый дворец (3 слайд). Мне стало интересно и я
зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции:
радость, злость, испуг, удивление и другие (4 и 5
слайды).
Оказалось, что в этот день в их царство пробрался
злой волшебник Грустиплач (6 слайд). Он перессорил
все эмоции между собой, а я очень люблю всех
мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую.
И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на
меня и запер в темнице. А еще он отобрал у меня мой
смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть
мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для
этого выполните задания злого волшебника
Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что
вы легко справитесь со всеми его заданиями.
– Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?
– При каждом правильно выполненном задании мы
будем ближе подходить к замку злого
волшебника Грустиплача, чем ближе будем
подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы
его не видим.
– Приступим к первому заданию.
Упражнение «Изобрази эмоцию»
Грустиплач дает такое задание: изобразить двух жителей дворца эмоций. 1 пиктограмма – радость (7 слайд).
– А как выглядит человек, когда он радуется? (Глаза
блестят, на губах улыбка)
.
– Посмотрите какие красивые лица у тех, кто
радуется (8 слайд).
– Ребята, а когда вам бывает радостно? (Когда
приходит мама, читают книги, покупают игрушку,
сладости...)
– Видите, как много у нас поводов для радости (9
слайд).
– Вспомните, что-нибудь радостное и когда я
досчитаю до 3 все вместе изобразим радость.
Хорошо. Вот и уже немного стал виден дворец злого
колдуна Грустиплача (10 слайд).
2 пиктограмма – злость.
– Как выглядит человек, когда злится? (Лицо
сердитое, губы сжаты, брови нахмурены, глаза злые)
– 11 слайд.
– Какие мы некрасивые, когда злимся (12 слайд). А
когда вы злитесь? (Когда обижают, что-то не
получается)
– 13 слайд.
– Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы
злимся. (Еще один кусочек дворца – 14 слайд).
Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»
– Грустиплач считает, что если человек злится,
то это может продолжаться очень долго. Как вы
считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро
ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать
что-нибудь красивое, побить подушку, порвать
бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть
интересный мультик, почитать веселую книгу,
съесть конфетку, полепить из пластилина,
побегать на улице, попускать мыльные пузыри)
–
15 слайд.
– Злиться вредно для здоровья. С какими людьми
приятнее общаться: с добрыми или злыми?
– Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ
на этот вопрос. (16 слайд).
Игра «Кричалки-хлопалки-молчалки»
– Ой, тут какие-то ладошки. Так, что же это за
задание?
Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это
задание, потому что здесь нужно быть очень
внимательными и запомнить порядок выполнения
действий (17 слайд). А порядок такой: Если я покажу
синюю ладошку, то нужно всем вместе громко
кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем
вместе громко хлопать, если красную, то нужно
сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и
потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно
выполняем это задание злого волшебника (18 слайд).
Игра «Волшебный мешочек»
– Грустиплач сложил в этот мешочек разные
небольшие предметы и заколовал мешочек так,
чтобы вы с закрытыми глазами на ощупь не смогли
угадать, что там находится. Кто первый рискнет
справиться с этим заданием?
– Молодцы! Еще одна часть замка появилась (19
слайд).
Упражнение «Найди отличия»
– Перед нами следующее задание (20 слайд).
Грустиплач как мог нарисовал двух жителей дворца
эмоций. Какие это эмоции? Они вроде бы немного
похожи, но на самом деле у них есть 5 отличий.
Нужно найти все отличия.
– Молодцы, вот и последняя часть замка появилась
(21 слайд).
Упражнение «Башня радости»
– А вот и Ежик, но к нему еще не вернулся смех (22
слайд). Грустиплач всегда грустный, злой и очень
часто плачет, чтобы действие его волшебства
закончилось и к Ежику вернулся смех, нужно
построить башню радости.
Для этого каждому по очереди нужно рассказать,
что ему нравится или что его радует. Я назову, что
мне нравится и протяну руку ладонью вверх, а вы по
очереди будете подходить, называть, что вам
нравится или что вас радует и класть свою руку на
мою ладонь. Какая хорошая башня радости у нас
получилась, а Ежик снова смеется. Тихонько
садитесь на места, а Ежик в знак благодарности и
на память о нашем сказочном занятии дарит вам
волшебные медальки со своей фотографией, а на
обратной стороне написано волшебное слово
«Улыбнись». Пусть когда вам грустно или вы
злитесь, то эта медалька вам поможет стать
веселее и добрее. (Под песню «Улыбка каждому
вручается медалька с изображением Ежика).
– Наше сказочное занятие подошло к концу.
– Что вам запомнилось и понравилось?
– Какая эмоция вам больше всего понравилась?
– У человека, когда он злится некрасивое лицо, сердитое, глаза злые. Надо всегда относиться к людям доброжелательно, приветливо, тогда и к вам будут относиться так же. Хорошо, когда у человека радостное настроение, тогда любое дело получается.
Список литературы:
1. В мире детских эмоций: пособие для
практических работников ДОУ [Текст]/ Т.А.
Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина
. –
М.:Айрис-пресс, 2007.– 160
с.
2. Лютова, Е.К, Монина, Г.Б.
Тренинг
эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е.К.
Лютова, Г.Б. Монина. – СПб.: ООО Издательство
«Речь», 2001. – 190 с.
3. Семенака С.И.
Социально-психологическая
адаптация ребенка в обществе.
Коррекционно-развивающие занятия [Текст]/ С.И.
Семенака. – М.: АРКТИ, 2006. – 72 с.
4. Тарасова, Т.А., Власова, Л. В.
Я и моё
здоровье: Практическое пособие для развития и
укрепления навыков здорового образа жизни у
детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения
и дидактические игры [Текст]/ Т.А. Тарасова, Л. В.
Власова. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 80 с.
5. Хухлаева, О.В., Хухлаева, О.Е., Первушина, И.М.
Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить
психическое здоровье дошкольника [Текст]/ О.В.
Хухлаева, О.Е. Хухлаева, И.М. Первушина. – М.:
Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224с.
6. Жигалова, Н.Ю., Куликова, И.Н.
Валеологические развлечения и игры в детском
саду [Текст]/ Н. Ю. Жигалова, И. Н. Куликова.//
Дошкольная педагогика. – 2007. – № 5.– С. 16-18.
7. Зедгенидзе, В.Я., Ерошкина, Н.Г.
Коррекция
нарушений эмоционально-личностного развития
дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ В.Я.
Зедгенидзе, Н.Г. Ерошкина. // Справочник старшего
воспитателя. – 2009. – № 1. – С. 35-37.
8. Бикташева, Н.П.
Страна разноцветных эмоций
[Текст]/ Н.П. Бикташева. // Воспитатель ДОУ. – 2011.–
№ 1. – С. 51-52.