Занятие на тему "цветы". Дидактические игры по первоцветам Дидактическая игра цветы
Цветы полевые и луговые: рассказы и сказки о цветах для детей, развивающие задания, речевые игры, стихи, картинки. Детям об ароматных травах. Познавательное видео для дошкольников и младших школьников.
Летом мы выезжаем за город — в турпоходы, на дачу, на отдых. И вокруг мы видим много разных цветов и трав. А всегда ли мы можем рассказать о них детям и ответить на их вопросы. К сожалению, часто бывает так, что малыш отлично осведомлен об экзотическом «шоколадном дереве» или «мармеладном дереве», а вот василек и колокольчик в природе не узнает, и удивительные секреты родной природы для него закрыты. А ведь окружающая нас в России природа так красива!
Давайте вместе отправимся в путешествие в царство полевых и луговых цветов. И расскажем о них нашим малышам.
Дополнительный материал к этой статье — летние загадки о растениях Вы найдете в статье
Цветы и травы в картинках, заданиях, стихах и рассказах для детей
Энциклопедия цветов для малышей
В этой статье Вы найдете много интересного материала о цветах и травах для детей. Не нужно рассказывать ребенку сразу же о всех растениях. Ведь главная задача — это не наполнить малыша информацией, а пробудить его любознательность. научить задавать вопросы, думать, делать выводы, экспериментировать, находить взаимосвязи. Именно такие задания Вы найдете в этой статье.
Сначала во время прогулки найдите те цветы, с которыми Ваш малыш встречается наиболее часто и познакомьте его с ними. Дайте малышу возможность увидеть удивительное в незаметном и привычном! Это совсем другой взгляд на мир — взгляд Человека разумного, Человека — творца, Человека — исследователя и художника!
Очень важно, чтобы ребенок увидел растение в природе, а не только на картинке или в видео Чтобы он погладил осторожно и нежно листочки, стебелек, ощутил запах цветка, понаблюдал за насекомыми, которые кружатся около цветка и на него садятся. Это те жизненные впечатления, которых ничто не заменит!
Рассмотрите с ребенком несколько луговых или полевых цветов (2-5), которые Вы найдете. Спросите ребенка:
- Что общего между всеми ними? (Это цветы. У них есть корень, стебель, листья, цветок — назовите эти части цветка).
- Зачем цветку нужен корень? Что будет с цветком, если он останется без корня?
- А зачем цветку стебли? Листья? Семена?
- Чем цветки отличаются от деревьев? От кустарников?
- А чем эти цветы отличаются друг от друга? (Чем отличаются их стебли? Листья? Цветки? по размеру, форме, расположению, окраске).
Придумайте вместе с малышом загадки-описания цветков. Запишите их в красивую тетрадь или альбом. загадайте друзьям и родственникам. Хорошо, если Вы составите целый путеводитель с картинками про цветы и впишите в него загадки, придуманные малышом.
Придумать загадку о цветке очень просто. Разложите перед малышом 3 картинки с цветами. И попросите его описать один цветок так, чтобы Вы догадались, что это. Правило — называть название цветка нельзя, это ведь загадка!Примеры картинок: для детей 4-5 лет — ромашка, василек, клевер. Для детей 5-7 лет: василек, цикорий, колокольчик (все цветки синего оттенка, поэтому их сложнее описать).
- Какой у цветка стебель (толстый или тонкий, прямой или изгибающийся. ветвистый.
- Какие у цветка листья (большие или маленькие, узкие или широкие, острые или с округлыми краями).
- Какие у цветка цветы (какого цвета, размера, формы, какая серединка цветка, где расположены цветки, много ли их на растении).
- Что мы еще знаем о цветке (как его используют, сказки о цветке, где растет и т.д.)
Сориентироваться в мире цветов и трав, открыть их секреты Вам и Вашим малышам помогут познавательные видео для детей, а также рассказы, задания, картинки из этой статьи.
Познавательное видео для детей «Луговые цветы»: детям о родной природе
Познавательное видео для детей «Ароматные травы»: знакомимся летом с растениями
Рассказы о луговых и полевых цветах в картинках для детей
Герань луговая
Герань растет не только дома на подоконнике. Она растет и на лугу. Герань, которая растет на лугу, называют… как ты думаешь, как? Если она растет на лугах, то она какая? Луго-вая. Это луговая герань. Какого цвета цветки комнатной герани у нас дома? А цветки луговой герани (голубовато-фиолетовые). Чем отличается наша комнатная душистая герань от герани луговой?
Цветет луговая герань очень мало – только два дня! Но цветком у нее очень много, поэтому нам и кажется, что герань цветет долго-долго.
Цветок луговой герани из пяти лепестков. Края лепестка округлые, ровные. От одного корня отходит несколько стеблей.
Пыльцу герани очень любят разные насекомые и ползающие жучки. Но герань – цветок удивительный. Она не отдает свою пыльцу жучкам, а бережет ее для пчел и бабочек. Как же она от жучков защищается? Как ты думаешь? Пусть малыш придумает свой вариант – попробует найти ответ на этот вопрос. Оказывается, стебелек около цветка герани покрыт липкой жидкостью. И жучки через нее просто не могут проползти. А вот бабочкам и пчелам это не мешает. Почему? Пусть малыш найдет ответ на этот вопрос, выскажет предположение. Даже если он не угадал, поощрите его за то, что он не побоялся подумать и высказать свое мнение. Правильно, ведь пчелы и бабочки летают и садятся на цветок сверху! И им эта липкая жидкость на стебельке внизу цветка нисколько не мешает. Если малышу непонятно, то вырежите из бумаги силуэт бабочки и покажите, как она садится на ладошку — цветок. Она не ползет по стебельку, а садится сверху и не задевает эту липкое вещество.
Другое название герани – журавельник. На какое слово похоже? Правильно, на слово журавель, журавль. Чем же герань похожа на журавля? Посмотри на плоды герани. Они появляются ближе к осени, когда герань отцветет. На что похож этот плодик? Да, у плода есть длинный клювик, как у журавля. Поэтому и называют еще герань луговую журавельником.
Как созреет такой плод с клювиком у луговой герани, выпадут из него семена. Где упадут – там вырастут на следующий год новые растения герани луговой.
Герань — растение целебное. Кашицу из луговой герани прикладывали к укусам змей, меняя ее каждые 10 минут, и она очень помогала и людям, и животным.
Одуванчик
Одуванчик знают все дети и взрослые. И знают его особенность – этот цветок сначала желтый, а потом белый с множеством парашютиков с семенами.
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице.
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное (Е. Серова).
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой!
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца
Маленький портрет! (О. Высоцкая)
Почему одуванчики названы в стихотворении «маленьким портретом солнца»?А как бы ты их назвал? Они желтые как… (как что?)
А знаете ли вы, что одуванчик может предсказывать погод у? Догадались, как он это делает? Как он нам может подсказать, что скоро пойдет дождь? Одуванчик говорить как человек не умеет, но говорит нам по-своему: закрывает свои лепестки и опускает головку. А если одуванчик уже белый, то перед дождем он складывает свои парашютики – прячется от будущего дождя. И нам с вами говорит: скоро дождь начнется.
Одуванчик — очень полезное растение:
- Из одуванчика делают варенье! Да, настоящее, похожее на мед. Так его и называют «мед из одуванчиков». Но для такого варенья нужно собирать цветки очень далеко от города и от дорог. Как ты думаешь, почему?
- Корни одуванчика осенью выкапывают и применяют для лечения разных болезней. Ведь одуванчик – лекарственное растение, им лечились люди еще в древности.
- Из молодых листьев одуванчика делают салаты. Но чтобы листья не были горькими, их сначала держат полчаса в соленой воде. Вот какой одуванчик!
Колокольчик
Колокольчики растут и на лугу, и на лесной полянке. Они очень красивые – синие и лиловые. Бывают одиночные цветочки на колокольчике, а бывают целые букетики.
Колокольчик — синий цвет
Ты открой нам свой секрет,
Почему ты не звенишь,
Хоть головкой шевелишь,
То от ветра клонишься,
То от солнца скроешься (Н. Сергеева).
Колокольчик тоже может нам рассказать о погоде. Наверняка Ваш малыш уже догадался, как говорит с нами колокольчик и как «читать» язык цветов? Да, в пасмурную погоду и ночью колокольчик закрывается, то есть опускает свою головку – прячется. И в нем как в домике прячутся мелкие жучки да паучки и мушки. Тепло им там и хорошо как в теремке.
Вот такой колокольчик – теремок . Очень его за это разные мелкие насекомые любят!
Попробуйте с малышом сочинить сказку «Колокольчик – теремок» или «Под колокольчиком» о том, как во время дождя под колокольчиком разные насекомые прятались и друг с другом знакомились (по аналогии со сказкой Сутеева «Под грибом»). Лучше всего разыграть такую сказку в картинках или с игрушками. В этой сказке Вы сможете закрепить представления малыша о насекомых, стимулировать диалогическую речь. Начинайте сказку сами, а малыш продолжит начатые Вами предложения: «Стоит на лугу теремок-теремок. Он не низок — не высок не высок. Теремок тот колокольчиком зовут. Один раз… Подбежала к колокольчику… И говорит… А колокольчик ей отвечает…. И стала … в колокольчике от дождя прятиться» и так далее. Началом фраз Вы помогаете усвоить ребенку способы построения текста и способы соединения предложений в тексте. Обязательно запишите получившуюся сказку, перескажите ее — малышу нужно чувствовать, что его достижения в сочинительстве и речевом творчестве значимы для близких взрослых!
Иван-да-Марья
У этого цветочка цветки необычные – они двух цветов: желтого и сиреневого.
Иван-да-Марья цветочек очень красивый. Но рвать иван-да-марью не нужно! Цветок быстро завянет, и потеряет свою красоту. Пусть лучше радует нас на лугу!
А про то, откуда этот цветок название свое получил, есть одна сказка.
Сказка про цветок Иван-да-Марья
Давным – давно жили-были Иван да красавица Марья. Один раз пошли они в лес за грибами да за ягодами. Но поднялась буря, началась гроза, ударил гром. Негде им было спрятаться. Тогда Иван загородил собой Марью от дождя, а Марья присела возле кустика. Закончилась буря, а на этом месте цветок появился. У цветка этого были желтые цветочки, которые сверху прикрывались синими листочками. Вот в память об Иване и Марье и назвали цветок Иван-да Марья. А вы найдите в цветке, где Иван, а где Марья в этом растении?
Марья у кустика присела в дождь. И с тех пор растении это одно не живет. Всегда к другому цветку прикрепляется, рядом с ним «садится» и от него питается.
Иван-чай (кипрей)
Не надо путать иван-да –марью и иван-чаем. Посмотри на картинку — это иван-чай. По-другому его называют «кипрей».
Иван-чай – высокое растение. Его цветки собраны в кисть, похожую на свечку. Они очень красивого яркого лилово-розового цвета. В цветках иван-чая очень много нектара, поэтому этот цветок очень любят пчелы и пчеловоды. Вкусный мед получается! Из иван-чая делают настоящий чай – «русский чай», «чай Ивана». Поэтому он так и называется.
На полянке невзначай
раскраснелся иван-чай :
«Мой пурпурный цвет, друзья,
обойти никак нельзя!..»
Он раскланялся любезно:
«Чай душистый пить полезно!» (А. Алферова)
Кипрей просыпается очень рано, когда еще мы спим. Он открывает свои цветочки в 5-6 утра. А если погода будет дождливой, то цветки закрываются.
Кипрей — цветок удивительнейший! И знаменит и полезен он не только чаем! Прочитайте ребенку отрывок из рассказа «Заботливый цветок» Константина Паустовского, и Вы много интересного в этом растении откроете!
«Около дома, где помещалось лесничество, разросся по склону оврага тенистый сад. По дну оврага протекала речушка. Тут же невдалеке она впадала в большую реку.
Речушка была тихая, с ленивым течением и густыми зарослями по берегам. В этих зарослях была протоптана к воде тропинка, а около нее стояла скамейка. В свободные минуты лесничий Михаил Михайлович, Анюта и другие сотрудники лесничества любили немного посидеть на этой скамейке, посмотреть, как толчется над водой мошкара и как заходящее солнце догорает на облаках, похожих на парусные корабли.
В этот вечер я тоже застал Михаила Михайловича и Анюту на скамейке на берегу реки.
В омуте у наших ног плавала необыкновенно зеленая ряска. На чистых местах цвел водокрас — белые и тонкие, как папиросная бумага, цветы с красной сердцевиной. Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей.
— Кипрей — это наш помощник, — заметил Михаил Михайлович.
— И белки тоже неплохие помощники, — добавила Анюта.
— О белках я узнал только что, — сказал я. — От мальчиков. Это правда, что вы отбираете у белок сосновые шишки?
— А как же! — ответила Анюта. — Лучших сборщиков шишек, чем белки, нету на свете. Пойдемте с нами завтра в лес. Сами увидите.
— Ну что ж, — согласился я, — пойдемте. А вот кипрей чем вам помогает, я не знаю. До сих пор я только знал, что его листья заваривают вместо чая.
— Потому его и прозвали в народе иван-чаем, — объяснил Михаил Михайлович. — А помогает он нам вот чем…
Михаил Михайлович начал рассказывать.
Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешевый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу.
Но вскоре заметили, что сосенки в тех местах, где уничтожен кипрей, совсем не могут бороться с холодом и от первых же утренних морозов, какие бывают в начале осени, начисто погибают.
Ученые, конечно, начали искать причину этого и наконец нашли.
— Что же оказалось? — спросил Михаил Михайлович и сам себе ответил: — А оказалось, что кипрей — очень теплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Потому что вокруг кипрея стоит теплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмерзнет вся верхушка, а он все равно не сдается, живет и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!
— Кипрей, — сказала Анюта, — не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки всех этих побегов не замерзают.
— Вы думаете, один кипрей такой замечательный? — спросил меня Михаил Михайлович. — Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные вещи, что вы просто ахнете. Что ни цветок, то прямо рассказ. Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят — всего не перечтешь. Нет у нас лучших друзей, чем растения. Да если бы я умел рассказывать сказки, я бы о каждой травинке, о каждом каком-нибудь незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы такое, что все старые добрые сказочники мне бы позавидовали.
— Еще бы! — сказала Анюта. — Если бы они знали тогда то, что мы знаем сейчас, тогда и сказок не надо бы.
На следующий день я ходил вместе с мальчиками и Анютой в Моховой лес, видел беличьи склады сосновых шишек, видел заросли кипрея на гарях и молодых посадках, и с тех пор я начал относиться и к белкам, и к цветам кипрея, и к молодым сосенкам как к своим верным друзьям.
Перед отъездом я сорвал кисть кипрея. Анюта высушила ее мне в сухом песке. От этого цветы сохранили свою яркую пунцовую окраску.
У себя в Москве я заложил эту сухую кисть кипрея в толстую книгу. Называлась она «Русские народные сказки». И каждый раз, когда я раскрывал эту книгу, я думал о том, что жизнь, окружающая нас, хотя бы жизнь вот этого простенького и скромного цветка, бывает часто интереснее самых волшебных сказок».
Ромашка
Ромашку тоже знают все и никогда с другими цветками не перепутают. Хотя нет! Путают! Если Вы видите один крупный цветок на одном стебле – то это не ромашка, это поповник. А ромашка имеет сильно ветвящийся стебелек. И на одном растении-ромашке всегда очень много мелких цветочков. Ромашку так и называют – ромашка лекарственная, потому что она от многих болезней помогает.
Разместились белые ромашки
По лугам среди высоких трав,
Словно кто-то разбросал бумажки,
Солнышки на них нарисовав.
Приглашает колокольчик звонкий
Их собраться в полевой букет,
Но ромашки – хитрые девчонки –<
Только улыбаются в ответ. (Г, Новицкая).
С чем сравниваются ромашки в этом стихотворении? А на что они еще похожи – ты бы с чем их сравнил?
Добрый день, ромашка,
Белая рубашка,
Желтая середочка,
Листья – словно лодочка!(Л. Куклин).
Какая рубашка у ромашки? А серединка какая? Чем ее листья похожи на лодочку? А еще на что они похожи?
Как ты думаешь, можно ли ромашку вырастить дома? Послушай стихотворение.
Расцвела в саду ромашка
Лепесточки раз и два…
Все резные кружева.
Настя в садик прибежала
И ромашку увидала,
И захлопала в ладоши:
«Ой, какой же он хороший!
Этот беленький цветочек
Пересадим мы в горшочек».
Мама ласково сказала:
«А в горшочке места мало.
Пусть растет в саду ромашка-
Белоснежная рубашка,
Здесь и солнце, и вода,
Пусть цветет в саду она! (Л. Некрасова)
Пижма
Пижму очень легко узнать. У нее цветки как желтые пуговки, собранные в гроздь. На что похожи ее цветки? Послушай стихотворение. С чем поэтесса сравнила цветки пижмы? Правда, она интересно придумала?
Пусть пижма — скромна,
да лечебная все же,
Не зря же цветки
на таблетки похожи,
Еще — на цыплят,
ярко- желтых пока,
На ощупь — на замшевый
носик щенка (Т. Голикова).
Рассмотрите внимательно две картинки — пижму и рябину. Чем похожи пижма и рябина? Чем они отличаются? Как ты думаешь, почему пижму называют «дикой рябинкой»? (У пижмы листья похожи на листья рябинки. И грозди желтых цветочков похожи на гроздья рябины. Вот и назвали ее «дикой рябинкой»)>
Пижма – особый цветок. Он лекарственный, т.е. используется для лечения. А еще это самый настоящий компас. Да, если у Вас нет компаса, то его заменит пижма! У пижмы есть секрет. Ребра листьев пижмы всегда направлены с севера на юг!
Из пижмы делают зеленую краску – ей окрашивают нитки, ткани.
А еще пижма отпугивает насекомых. У нее очень неприятный запах. Сорвет хозяйка пижму, принесет домой, подвесит на стену, и все насекомые улетают. Не любят они запах пижмы.
Раньше повара собирали листья пижмы и клали чуть-чуть ее листьев в пряники и печенья для аромата. Говорят, что вкусные получались пряники!
Незабудка
Их видимо-невидимо,
Не сосчитаешь их!
И кто их только выдумал -
Весёлых, голубых?Должно быть, оторвали
От неба лоскуток,
Чуть-чуть поколдовали
И сделали цветок.
Незабудка цветет очень долго почти до осени. Их много на берегах ручьев. Лепестки незабудки голубого цвета. А что еще летом голубого цвета? Да, небо голубое, ручеек и речка тоже голубая. А в серединке у незабудки крохотная желтая серединка как маленькое солнышко. Она как будто нам говорит: «Не забудь». Об этой цветке есть много легенд, но в большей своей части это легенды для взрослых, не для детей.
Цикорий
Если Вы увидите цветки цикория – значит сейчас макушка лета! Жара! Цикорий очень сильный, ему даже засуха не страшна! У него круглые голубые цветочки – корзиночки. А стебель серебристый и торчит высоко вверх.
Почему цикорий легко перепутать с васильком? Чем они похожи? Как их цветки можно отличить?
Цикорий – целебное растение. Для лечения разных болезней заваривают его веточки, из листьев делают салаты, а из корней делают напиток, заменяющий кофе. Покажите малышу цикорий в магазине. А если Вы пьете этот напиток и он есть у Вас дома, то дайте попробовать его на вкус.
Цикорий просыпается очень рано – на рассвете, когда многие другие цветы еще спят. А засыпает после полудня днем. Если цветки цикория утром не раскрылись – значит, быть дождю.
Васильки
Загадка о васильке:
Головка голубая и длинный стебелек.
Ну кто его не знает! Это… (василек)
Если Вы попадете летом на поле, то увидите много васильков. У васильков очень красивая форма лепестка – с зазубринками по краям. А головка цветочка будто лежит на зеленой шишечке.
Синее небо упало на луг,
Синим-пресиним всё стало вокруг,
На лугу расцвели, у синей реки,
Как синие небо, цветки – васильки. (Н. Маслей)
Золотое море –
спеют колоски,
Среди них гуляют
Травы, сорняки.
Царственные, синие
среди спелой ржи,
Смелые и сильные,
Встали вдоль межи.
Будто опрокинулась
С неба бирюза,
До чего ж красивые
синие глаза.
Синие беретики –
взгляды глубоки —
Василёчки – цветики,
наши васильки. (Т. Тарасова)
На какое имя мальчика похоже название этого цветка? Василий — Вася- Василек.
Лютик
Лютик – желтый, красивый. А когда лютиков много, то получается настоящий золотой ковер из них!
Лютики-лютики –
Жёлтые салютики
Разлетелись по полям,
Словно парашютики.
Разлетелись по садам
И желтеют тут и там (А. Алферова).
Кажется, что лютик совсем безобидный. А на самом деле он ядовитый! Лютый! Наверное, не зря так называется! Лютый лютик. Кого называют лютым? Лютый ураган, лютый зверь, лютый разбойник. Вот какой характер у лютика!
Почему же лютик лютый? У него ядовитый сок. И если этот сок лютика попадет на кожу человека, то это место будет жечь и щипать. В старину лютиком даже лечили – намажут спину, а это место начинает страшно щипать как от горчичника. Вот и назвали его лютым.
А ученые называют лютик очень смешно – «ранункулюс», т.е. «лягушечка» . Почему же так его называют? Наверное, потому что лютик в сырых местах растет, которые лягушки очень любят. А может быть и нет. А Вы знаете, почему?
Есть у лютиков еще одно название — тоже очень интересное. Их называют «куриная слепота». Почему? Потому что лютики как и курицы рано спать ложатся!
Желтый лютики очень красивы!
Чертополох
Ой, какой страшный чертополох! Весь в шипах, колючках, иглах! Как будто говорит: «Не подходи!».
А ведь чертополох – это тоже предсказатель погоды. Как он ее предсказывает, если у него колючки? Очень просто – если колючки очень жесткие и торчат в разные стороны – значит будет хорошая погода. А если его иглы торчат вверх – значит будет дождь. Можете проверить J.
Репейник (лопух)
Репейник – растение «прилипчивое». Только мимо него пройдешь – как на одежду уже прилипли его корзинки с плодами. Даже так говорят: «пристал как репейник», если какой-то человек сильно надоест. А к вам приставали корзинки репейника?
Но «прилипчивость» очень на пользу репейнику. Прицепляясь к одежде людей, его корзинки путешествуют в разные места прямо на нас как пассажиры. Мы для него транспортом получаемся! Поэтому и растет лопух повсюду – что люди и животные его всюду разносят на себе!
У репейника есть крючочки-шипы, очень мелкие, крошечные, которые и дают ему возможность цепляться. И сейчас по образцу репейника люди придумали застежку – липучку. Покажите такую застежку ребенку и рассмотрите две части липучки. Одна из них с крючками как у репейника. И она прицепляется к любой ворсистой поверхности.
Подорожник
Подорожник — друг путешественника. Как ты думаешь, чем он ему помогает? Если сорвать листья подорожника, промыть их и положить на рану, то они помогут ране скорее зажить. Вот какой врач – подорожник.
Растет на поле вдоль дорожек
Чудесный доктор — подорожник.
Я вам сейчас открою тайну —
Он здесь дежурит не случайно!
Порежешь палец — он поможет.
Царапинку полечит тоже.
Собьешь коленку — не беда!
Зеленый доктор здесь всегда! (Н. Томилина)
А за что же его так прозвали – подорожник. По- дорожник. По-дороге. За то, что он по дорогам растет. И найти его очень легко!
Не только подорожник помогает путешественникам и лечит им раны. Путешественники ему тоже помогают. Как? Переносят семена подорожника. Конечно, не в пакетике как в магазине семян. А переносят семена на подошвах своей обуви. Семена у подорожника очень мелкие, легко прилипают и путешествуют на обуви. А как упадут на землю – здесь новый подорожник вырастает.
И не боится подорожник нас, когда мы по нему ходим – листья у него упругие, плотно к земле прижатые, не страшно ему вытаптывание как другим нежным цветкам. А вот если бы листья его не были прижаты к земле, а были подняты над ней – тогда бы он нас боялся бы! Ведь приподнятые над землей листья очень легко сломать и вытоптать.
Гвоздика
Покажите ребенку садовую гвоздику в цветочном киоске или в цветочном магазине. А это гвоздика из леса. Чем она отличается? Да, она меньше по размеру! Но тоже очень красивая! Именно от этой маленькой лесной гвоздики и произошли ее садовые сестры – родственницы. Люди придумали и создали много разных красивых сортов садовой гвоздики. Но пришли они все от лесной гвоздики.
Клевер
Клевер – пахучая кашка. Так его называют. Для кого же это каша – кашка? Для коров и овец, которые очень любят есть клевер. А еще клевер любят шмели.
В поле за деревней,
Средь душистой кашки,
Расцветает клевер —
Лучший друг ромашки.
Красные комочки,
Как кошачьи лапки.
Шарики-цветочки,
Запах поля сладкий.
Клевер, безусловно,
Знает млад и стар—
Сено для коровы.
Для пчелы нектар.
Чтобы у коровы,
Молоко рекой,
Нужен ей для корма,
Клевер полевой.
Пусть кружатся пчёлы,
Над клевером цветком.
Мы потом с тобою,
Чай попьём с медком! (З. Трубицына)
Интересное название у тысячелистника. Тысяче – листник. Получается, что у него тысяча листьев? Почему же он так называется? Послушай стихотворение:
Не играю, не мечтаю,
Сижу – листики считаю…
И не тысяча здесь вовсе,
А всего лишь триста восемь.
Кто-то был давно неправ:
Лепестки не сосчитав,
Без особого призвания
Дал неверное название.
Не считали, но напрасно:
Почемучка я ужасный,
Я в ботанике – отличник,
Почему тысячелистник
???
Листьев у тысячелистника не тысяча, а намного меньше – даже мало. Но каждый листочек рассечен на множество частей – будто бы на тысячу мелких листочков. Поэтому его так и назвали.
Тысячелистник – это богатырь. Он не боится ни дождя, ни холоды, ни жары. А растет очень быстро – не по дням, а по часам!
Охраняем луговые и полевые цветы!
Объясните малышу, как важно охранять луговые и полевые цветы и не рвать их напрасно. Если их сорвать, то они быстро завянут, и радости всё равно не принесут. А на поле или на лугу эти цветы будут еще долго всех радовать, а на следующий год на этом же месте вырастут новые цветочки. От того, что люди рвут цветы, многие виды цветов стали исчезать.
Самые редкие цветки занесли в особую Красную книгу. И запретили их рвать и собирать.
Раньше, когда люди шли собирать лекарственные травы, они брали только те травки, которые им были нужны и просили Землю:
«Матушка, родная земля,
Знаю: ты щедра.
Позволь травушку домой унести,
Здоровье обрести»
Цветы страдают и от вытаптывания. Поэтому лучше в лесу ходить по тропинкам или около них.
Давайте беречь красоту природы вместе!
Логические задачи для детей 5 лет и старше по теме «Цветы и травы»
Логическая задача 1. Золотой луг
А сейчас я загадаю одну загадку. Вот что случилось однажды летом с детьми. Послушай рассказ и отгадай, почему это произошло? Эта логическая задача доступна детям с 5-6 лет и старше. Для того, чтобы ребенок решил ее, нужно чтобы он пронаблюдал растения в природе и видел, как они то открывают, то закрывают свои лепестки.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел.
Спросите ребенка, что произошло с лугом? Почему он позеленел? Выслушайте его рассуждения. А потом прочитайте ответ мальчика из рассказа М. Пришвина «Золотой луг»:
Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Логическая задача 2. Удивительные капельки. Автор – Н. Ф. Виноградова
«На даче дети встали рано и сразу побежали на участок, где росли красивые цветы и трава. На каждом листике и цветке ребята увидела крупные серебристые, прозрачные, как бусинки, капельки воды. Они блестели, переливались на солнце. «Что это такое?» — удивились ребята.
А ты знаешь, что это такое? Как называются эти капельки воды? Будут ли они на траве и цветах целый день? В какое время дня их можно увидеть?
Выслушайте ответы детей и расскажите им о росе. Покажите капельки росы утром. Считается, что роса – к отменной погоде. Проверьте эту примету. Роса появляется тогда, когда ночь теплая, а день обещает быть жарким. Она появляется потому что воздух к утру стал более холодным. Водяной пар, который есть в воздухе тоже охладился и превратился в капли воды – росу.
Логическая задача 3. Алмазы. (По рассказу «Какая бывает роса на траве». Автор — Толстой Лев Николаевич
Спросите ребенка, знает ли он что такое алмазы? Какие они? Прочитайте ребенку начало рассказа:
«Когда в солнечное утро, летом, идешь в лес, то на полях, в траве, видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами-и желтым, и красным, и синим.
Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь…»
Сделайте здесь паузу в рассказе и спросите малыша, что же мы увидим – что это за алмазы? Пусть он порассуждает, какие алмазы можно найти утром в траве и в цветах. А потом дочитайте рассказ до конца.
«…увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листьях травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат.
И капли катаются по листку и не мочат его.
Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется».
Спросите малыша, чем похожи росинки и алмазы? А чем отличаются?
Прочитайте ребенку еще рассказ Л.Н. Толстого для детей «Какая бывает роса» целиком, восхититесь красивым языком автора, выразительными словами из рассказа – как красиво сказал о росе Лев Николаевич: «алмазы переливаются на солнце», «капли катаются по листику». Когда Вы обращаете внимание на выразительные слова в рассказах и сказках, то учите ребенка вслушиваться в художественную речь, быть внимательным к родному слову, замечать в разговоре людей и в художественных произведениях образные выражения.
Если Вам понравилось это путешествие в страну наших соседей — растений, то буду благодарна, если Вы расскажете о статье своим друзьям и коллегам, а также поделитесь впечатлениями в комментариях. Что Вас особенно удивило в мире растений? О чем, на Ваш взгляд. еще нужно рассказать детям? Что интересно для Ваших детей?
Еще о лете интересные материалы Вы найдете в статьях на Родной тропинке:
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительной к школе группе по лексической теме:
«Садовые и полевые цветы»
Подготовила и провела учитель -логопед 1 кв. кат.
ГБОУ школы №760 имени А. П. Маресьева
с/п детский сад №997 Павлова Татьяна Игоревна
Москва, 2017 г.
Цель : развитие лексико-грамматической стороны речи.
Задачи :
- Образовательные: уточнить представления о цветах, их частях; научить различать полевые и садовые цветы; формировать у детей бережное обращение с цветами; познакомить с особенностями выращивания цветов и ухода за ними.
- Коррекционно-развивающие: обогащать, уточнять и активизировать словарь детей; формировать грамматически правильный строй речи (упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, правильно пользоваться глаголами и предлогами), закреплять навыки слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза, развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор; развивать мелкую и общую моторику; развивать зрительное и слуховое внимание, мышление; развивать речевое дыхание.
-Воспитательные: воспитать бережное отношение к природе и любовь к её красоте, уважение к труду взрослых. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности.
Оборудование: Предметные картинки для доски по теме «Цветы» (садовые: роза(5 шт.), пион, астра, нарцисс, флокс, гладиолус, лилия, тюльпан; и полевые: ромашка(5 шт.), одуванчик(5 шт.), василёк(5 шт.), мак (5 шт.), колокольчик, вьюн, клевер), корзинка для картинок с цветами и листочков с загадками, четыре картинки с вазами со схематическим изображением количества слогов, раскрашенные схемы слов: садовые, полевые, садовник.
Раздаточный материал: картинки с садовыми цветами: лилия, роза, флокс, пион, нарцисс, астра, гладиолус, тюльпан (по 1 на каждого ребёнка, т.е. если детей больше, чем указанных здесь цветов, то продублировать нужное количество)
1. Организационный момент, сообщение темы занятия:
У логопеда в руках корзинка с листочками с загадками, достаёт по одному листочку, читает загадку, дети отгадывают, и логопед показывает картинку с цветком-отгадкой. (Можно ещё попросить детей, чтоб они объяснили, почему именно так решили)
*Постучалось к нам в окошко Лето красное с лукошком. Что в нем спряталось, ребятки? Ладно, подскажу, - загадки! (Догадался кто? Дети:- Загадки!) Загадки слушайте внимательно, дослушивайте до конца: Шёл я лугом по тропинке, видел солнце на травинке. Но совсем не горячи солнца белого лучи. |
|
На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал и развеял этот шар. |
|
Одуванчик! |
|
Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку) Колосится в поле рожь, там во ржи цветок найдешь. Ярко-синий и пушистый, только жаль, что не душистый. |
|
Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку) Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звона нет. |
|
Колокольчик! |
|
Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку) Солнце жжёт мою макушку, хочет сделать погремушку. |
|
Правильно! (логопед показывает картинку с цветком-отгадкой и читает следующую загадку) Про какие цветы были загадки? |
|
Мак, колокольчик, василёк, одуванчик и ромашку. Это полевые цветы. Они растут сами по себе и ни какого ухода не требуют. |
|
А какие ещё цветы вы знаете? |
|
Роза, пион, флоксы, астры, тюльпаны, гладиолусы, лилии, нарциссы. Это садовые. Они требуют много ухода, и без помощи человека расти не смогут. |
|
Какие же вы молодцы, всё правильно запомнили! Сегодня на занятии мы будем играть и с садовыми и с полевыми цветами. |
2. Основная часть:
Логопед помещает на доску картинки с цветами и все дети вместе считают. |
||||
Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек. Один мак, два мака, три мака, четыре мака, пять маков. Один одуванчик, два одуванчика, три одуванчика, четыре одуванчика, пять одуванчиков. Один василёк, два василька, три василька, четыре василька, пять васильков. Одна роза, две розы, три розы, четыре розы, пять роз. |
||||
Получилось много красивых букетов, давайте посчитаем, сколько букетов на доске? |
||||
Один букет, два букета, три букета, четыре букета, пять букетов. |
||||
Кто самый внимательный? Ни чего интересного не заметили? Может есть лишний букет? |
||||
Лишний букет роз! Розы- садовые цветы, а все остальные - полевые. |
||||
Какие же вы внимательные! Молодцы! Розы, как и большинство садовых цветов очень приятно пахнут. А полевые цветы почти не пахнут, или имеют чуть уловимый запах. Давайте представим, как будто мы нюхаем настоящий букет роз! |
||||
Упражнение для развития речевого дыхания «Приятный запах» Дети должны сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч. На выдохе произнести фразу: «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах». Для того, чтобы дети сделали глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветы, а затем, просит детей положить обе ручки на живот и проконтролировать, таким образом, свое дыхание. |
||||
Ребята, а долго ли нас будет радовать букет своей красотой и приятным запахом? Что надо сделать, чтоб букет дольше простоял красивым? |
||||
Букеты надо поставить в вазы с водой, или они быстро завянут. |
||||
Предлагаю поставить букеты в вазы. Но у нас будут необычные вазы! Давайте соберём букеты из разных цветов! В первую вазу поставим цветы, в которых один слог, во вторую - из двух слогов, в третью - из трёх, а в четвертой - из четырех. |
||||
Логопед помещает на доску картинки с изображением ваз со схематическим изображением количества слогов, а ранее размещённые на доске картинки цветов снимает. Логопед показывает картинку: |
||||
Это мак. В слове мак один слог, его поставим в вазу с одним кружочком. |
||||
Логопед помещает картинку с маком к вазе с одним кружочком и далее помещает цветы к нужной вазе с каждым ответом детей. Логопед показывает следующую картинку: |
||||
Это роза. В слове роза два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками. Это тюльпан. В слове тюльпан два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками. Это лилия. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками. Одуванчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка. Пион. В слове пион два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками. Вьюн. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками. Колокольчик. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка. Василёк. В этом слове три слога, его поставим в вазу с тремя кружочками. Флокс. В слове флокс один слог, его поставим в вазу с одним кружочком. Нарцисс. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками. Клевер. В этом слове два слога, его поставим в вазу с двумя кружочками. Гладиолус. В этом слове четыре слога, его поставим в вазу, на которой четыре кружочка. Астра. В этом слове два слога, её поставим в вазу с двумя кружочками. Ромашка. В этом слове три слога, её поставим в вазу с тремя кружочками. |
||||
Какие же красивые яркие букеты получились! Какие ещё слова можно сказать о них? |
||||
Садовые, полевые, яркие, пестрые, ароматные, летние, свежие, большие, шикарные, нарядные, нежные, праздничные. |
||||
Какие вы молодцы! Замечательные слова подобрали к букетам! Только про эти букеты нельзя сказать садовые они или полевые, они получились смешанные. Давайте отделим садовые от полевых. Как вы думаете, какой цветок лишний в первой вазе? (мак, флокс, вьюн) Почему? |
||||
В первой вазе флокс - это садовый цветок, а мак и вьюн - полевые. Значит флокс лишний. |
||||
Во второй вазе? (роза, пион, нарцисс, астра, тюльпан, клевер) |
||||
Во второй вазе лишний клевер. Он полевой, а остальные садовые. |
||||
В третьей? (ромашка, василёк, лилия) |
||||
В третьей вазе ромашка и василёк - полевые, а лилия - садовая, значит она лишняя. |
||||
А в четвертой? (гладиолус, колокольчик, одуванчик) |
||||
В четвёртой вазе лишний гладиолус, он садовый, а остальные - полевые. |
||||
Какие же вы сообразительные! Правильно отделили полевые цветы от садовых! Ребята, а как вы думаете, долго ли будут нас радовать цветы в вазе? |
||||
Нет… Они всё равно скоро завянут. |
||||
Да, ребятки, к сожалению, цветы не смогут долго простоять даже в вазе с водой, а долго они могут нас радовать на клумбе или в поле. Может кто-то догадался, почему так происходит? |
||||
Потому что цветочки без корешка расти не могут. Корешками цветы пьют воду и питаются питательными веществами из земли, а без корешков цветочки гибнут. |
||||
Поэтому цветами лучше любоваться на клумбе или в поле, и без надобности не срывать. А вы знаете, какие ещё части есть у цветка? |
||||
Корень, стебель, листья, лепестки, тычинки, бутон. |
||||
Давайте вместе покажем ручками части цветочков: |
||||
*Пальчиковая гимнастика (Логопед говорит и делает вместе с детьми) |
||||
стебель и На стебельке листочки, А в бутоне есть тычинки и много лепесточков. | Показать ладонью одной руки «корень» (будто в руке держим яблоко, пальцами вниз) Подставляем локоть другой руки к руке имитирующей корень (рука направлена вверх от локтя под углом 90 градусов) Кисть руки, имитирующей стебель, имитирует бутон сомкнутыми округлёнными пальцами К руке изображающей стебель, ладошкой другой руки приставляем «Листочки» Акцент на «бутон» Соединить ладони вместе пальцами вверх, растопырив пальцы Открытыми ладонями показать «лепесточки» |
|||
Отличные знания о цветах! Здорово всё показали! Молодцы! Как вы уже сказали, цветы, растущие на клумбе будут радовать нас долго, так давайте посадим их. По одному выходите и сажайте цветок. *Спрятались цветочки в маленьком лукошке Надо посадить их в клумбе под окошком! |
||||
Логопед держит в руках корзину с картинками садовых цветов (или ставит на столе) и предлагает детям подходить по одному, брать картинку из корзины и помещать на доску, комментируя свои действия. Ранее размещённые на доске картинки надо убрать. |
||||
Я посадил на клумбу розу. Я посадил на клумбу пион. Я посадил на клумбу нарцисс. Я посадил на клумбу лилию. Я посадил на клумбу флокс. Я посадил на клумбу тюльпан. Я посадил на клумбу астру. Я посадил на клумбу гладиолус. |
||||
Какая же красивая клумба у вас получилась! Цветы на клумбе радуют не только людей, но и насекомых. Они собирают с цветов пыльцу, нектар. А как вы думаете, надо ли что- то ещё сделать, чтоб цветы росли и всех радовали? |
||||
Цветы надо полить. |
||||
Упражнение для развитие общей моторики Логопед говорит и делает вместе с детьми: |
||||
Я цветок, ты - лейка Ты меня полей ка! | Показывают руками на себя, потом в сторону Правую руку ставят на пояс, левую отводят в сторону, немного вверх и наклоняют корпус в сторону поднятой руки, имитируя лейку, поливающую цветы. При повторе упражнения меняют руки |
|||
Молодцы! Посадили цветы, полили, а знаете, какие это цветы? Как их назвать одним словом? |
||||
Логопед помещает на доску заранее подготовленные схемы слов: (Полоска- слово, разделённое на квадраты раскрашенные красным(гласные), синим(твёрдые согласные) и зеленым(мягкие согласные)) схема для слова «полевые» |
||||
Вы умело различаете садовые и полевые цветы, молодцы! Получится ли у вас так же умело различить эти слова в схемах? |
||||
Первая схема подходит к слову «садовые», а вторая- «полевые». В них одинаковое количество гласных и согласных, только в слове «садовые» все согласные твёрдые, а в слове «полевые» согласная, которая третья в слове, мягкая. |
||||
Молодцы, верно догадались! А знаете ли вы, кто ухаживает за садовыми цветами? |
||||
Садовод, садовник. |
||||
1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями цветов (ландыш, мать-и-мачеха, астра, одуванчик, колокольчик, ромашка, подснежник, пион, гвоздика, нарцисс, тюльпан, ирис, гладиолус). Закрепить в словаре обобщающее понятие «цветы». Отметить особенности строения цветка: стебель, листья, лепестки.
2. Соедини цветы (первоцветы, полевые цветы, садовые цветы) с соответствующими букетами разноцветными линиями.
3. Упражнение «Назови ласково». Стебель — стебелек.
Подснежник — ...
Корень — ...
Василек — ...
Лист — ...
Гвоздика — ...
Лепесток — ...
Тюльпан — ...
Цветок — ...
Ромашка — ...
4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения словами-действиями.
На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут...
Из садовой лейки цветы (что делают?) — ...
Удобрениями садовые цветы (что делают?) — ...
Выращенные цветы ножом (что делают?) — ...
В букеты цветы (что делают?) — ...
Цветами люди (что делают?) — ...
5. Рассказать ребенку, что не все цветы можно рвать. Некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную Книгу. Они нуждаются в охране.
6. Букет цветов — замечательный подарок к любому празднику. Упражнение «Букет для мамы». Ваня и Таня, гуляя по лугу, собрали красивый букет для мамы. Раскрась букет и расскажи, из каких цветов дети его составили.
7. Послушай рассказ. Вставь в предложения пропущенные названия цветов.
Принесли птицы на крыльях весну. От теплых солнечных лучей полянки оттаяли от снега, и на проталинках появились первые цветы — первоцветы:...
В мае в лесу распустились..., а в парках и на клумбах расцвели весенние цветы: ....
Скоро и лето подоспело. Рассыпало оно по лугам и по полям самые красивые цветы:
И клумбы в парках уже украсили другие цветы — летние:....
Закончилось лето. Яркими красками раскрасила осень парки и сады. Распустились на клумбах....
Скоро придет зима. На улице станет морозно, снежным одеялом укроются леса, поля и сады. Но за зимой обязательно будет весна. И снова цветы начнут радовать нас своими яркими красками.
8. Упражнение «Путешествие пчелы». Рассмотри картинки. Дополни предложения предлогами (проследить за точностью употребления предлогов в речи).
9. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказ о любимом цветке по предложенному наглядному плану.
Логопедические домашние задания для детей 5 — 7 лет с ОНР . Альбом 4 / Н . Э . Теремко ва . - М .: Издательство «ГНОМ и Д» , 2007.
1. Приветствие.
Пришел к нам волчек. Очень обрадовалась после долгой разлуки. К занятию я повесила плакат с полевыми и садовыми цветами. Она сразу побежала показывать Волку этот плакат и еще до занятия мы познакомились со всеми цветами. После этого прослушали и попели под музыку Железновой "Начнем урок". Эту музыку я первый раз вставила в занятие. Потом мы еще раз поздоровались с Волком, но уже на английском. Тяжеловато Машуле было выговаривать английские слова, но старалась и с интересом. Несколько раз повторила.
Написали кубиками слова Маша, роза, гора, луг, дом. До этого писали карточками, кубиками гораздо интереснее.
Сделали четыре дорожки на А, О, У, Ы в разные стороны, получился крест. Машуля сидела в центре креста. Посмотрела направо, там лужайка. Пальчиками по кубикам пробежали на лужайку при этом называя склады. Налево - лес. Также пробежали пальчиками. Прямо - горы, назад - сад.
2. Карточки «Цветы».
После этого мы пошли путешествовать. Поднялись в горы по доске на диван. И посмотрели какие цветы растут в горах. Рассказала вкратце про то что им нужно с одной стороны тепло от камней, а для корней прохлада камней. Обратили внимание на эдельвейс, то что он занесен в красную книгу.
Потом пошли в лес. Перепрыгивали через болото. Посмотрели какие цветочки там растут. Машу рассмешило название "прострел".
В сад мы попали по мостику. Несколько кругов сделали по обручу.
Тоже посмотрели на цветы. Садовые цветы из 6 карточек 4 назвала сама. Новые для неё оказались Ирис и Гвоздика.
По лугу мы прошлись как коровки. Мычали и кушали цветочки. Я называла какой скушать, а Маша брала их. Полевые цветочки она тоже все узнала без запинки.
После этого еще посмотрели карточки с комнатными цветами. Обратили внимание что в отличие от остальных, они растут в горшочках.
Выбрали четыре карточки ромашка, василек, роза, мак. Поиграли с этими карточками в Ку-ку. Сначала я перевернула, но не перемешивала. Потом перемешала, но Машуля сразу нашла. Она просто визуально запомнила как пишутся названия, а еще обращает внимание с какой буквы начинается слово.
3. Подвижные игры.
Отдохнули, размялись. Машулька все повторяет без проблем.
На клумбе под окошком (дети сидят на корточках лицом в круг),
Поднялись цветочки (медленно встают).
К солнцу потянулись (тянутся на носочках, руки вверх),
Солнцу улыбнулись (широко в стороны).
К солнышку листочки (ладошки развернуть вверх),
Повернут цветочки.
Развернут бутоны (руки соединить над головой).
В солнышке утонут (медленно развести руки в стороны).
4. Попевка. Таблица.
Спели попевку по говорящему плакату.
Ад-ад-ад- побежали быстро в сад.
Ты-ты-ты- посадили мы цветы.
Лю-лю-лю - все цветочки я люблю.
Гу-гу-гу- я цветочки берегу.
Потом Маша назвала Розу, мы её написали. Несколько раз сама нажимала и говорила. Если ошибалась, то сразу исправлялась. Ну и еще несколько цветочков посадили, но уже я сама называла какие, а Маша нажимала и проговаривала.
5. Игра.
Потом мы поиграли в игры, которые принес Волчек.
Игра "Кому подарю цветочек" Машуля назвала цветы в букете у девочки и подарила их маме, папе, бабушке и дедушке. Провела пальчиком по дорожкам. Суть игры в том чтоб ребенок правильно составлял предложения.
Игра "чем это делают". Та же суть, правильно сформулировать фразу: "Из колодца воду достают ведрОМ", "Сухие листья сгребают граблЯМИ" и т.д.
6. Пальчиковые игры и зарядка для языка.
Сделали пальчиковую гимнастику и дыхательную гимнастику.
У нас в саду расцвел цветок (Соединяем пальчики в бутон).
Чтоб стал красив он и высок (Разъединяем пальчики).
Раскрыл наутро лепестки (ритмичные движения пальцами врозь, вместе).
Должны работать корешки (кисти вниз, пальцы врозь).
А теперь понюхаем наш цветочек - вдох носом, на выдохе длительно произносить «А-а-а-х!».
После этого посмотрели части Цветка. Все назвала сама. Наверно надо вводить шипы и пестики.
7. Игра.
Сложили карточки в нужной последовательности и рассказала почему.
Тут уже Машулька устала. Сил хватило только чтоб поиграть в лото. Я называла карточку, Машулька говорила название на русском, а я на английском. Маша запомнила перевод Мака (poppy). И еще сразу вспоминали какой это цветок садовый или полевой.
На физразминку уже совсем не было сил и решили не делать.
По изодеятельности смогли только рассмотреть картины на стене. Рассказала что такое натюрморт. Машульке больше всего понравилась картина Толстого "Букет цветов бабочка и птичка". Она даже гусеницу там рассмотрела, а я сколько делала, ни разу не заметила эту гусеницу. А еще картина с полевыми цветами тоже ей понравилась.
Цель: проверить закрепить знания учащихся по изученному ранее материалу; развивать мыслительную деятельность, сообразительность, смекалку; прививать интерес к биологии, воспитывать бережное отношение к цветам.
Оборудование: комнатные цветы, букеты засушенных цветов. Таблица «Строение цветка». Табло с названием игр.
Ход урока
— Здравствуйте ребята. Мы с вами изучали одно из самых прекрасных созданий природы — цветок. Сегодняшний наш урок — игра, который мы начнем с Вами с загадок о цветах.
На воде увидел ты,
Это жители реки
На ночь прячут лепестки. , (Лилия водяная)
Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. (Колокольчик)
Кувшинки и блюдца
Не тонут и не бьются. (Кувшинки)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка.
Был цветок — и нет цветка. (Одуванчик)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают:
Шкурку тонкую сдирают (Липа)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала,
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна (Черемуха)
Эй, звоночки,
Синий цвет –
С языком,
А звону нет. (Колокольчик)
На травинке Солнцем бьется,
С ветерком На небо рвется.
Но совсем не горячи
Солнца этого лучи. (Ромашка)
Какой-то серенький букетик
Домой я утром принесла,
Другой пройдет, и не заметит,
Ни дать ни взять — одна метла.
В стакан из любопытства ткнула
С холодной ключевой водой.
Под вечер на него взглянула…
А мой букетик-то живой! (Багульник)
Будто нарисован мелом,
Из-под снега, наконец
Вылез он в берете белом,
Хоть и мал, да удалец! (Подснежник)
— Молодцы, ребята! Вы очень хорошо справились с заданием, а теперь давайте поиграем в игры.
Игра «Догадайся»
В зашифрованном здесь предложении все слова стоят на своих местах, а вот буквы в них переставлены. Поставьте перепутанные буквы на свои места.
(Котцев — воздымниейни урокчонейны пегбо.)
Ответ: цветок - видоизмененный укороченный побег.
Игра «Три ноты»
С помощью трех нот здесь зашифровано биологическое понятие. Расшифруйте.
(Цветоодкре — ормиган седоменреномиго раздомнорежеминия.)
Ответ: Цветок - орган семенного размножения.
Игра «Цветок»
Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка.
1. | —вяз — | Завязь |
2. | Л-п-ст -к | Лепесток |
3. | Лобикст | Столбик |
4. | нож — | Цветоножка |
5. | Чеклитос | Листочек |
6. | Китпес | Пестик |
7. | Ок — л- цв- тн — к | Околоцветник |
8. | — — чин — — | Тычинка |
9. | П-льн-к | Пыльник |
10. | Кичвен | Венчик |
11. | Ч- ш- DK- | Чашечка |
Игра «Третий лишний»
Найдите лишнее растение. Почему вы считаете, что именно оно лишнее. Укажите признаки сходства двух оставшихся растений. Яблоня, вишня, шалфей Шалфей, капуста, горох
Игра «Найдите родственников»
Распределите растения по сходным признакам цветов: кукуруза, ива, огурец, конопля, тополь, тыква
Игра «Угадай»
Выбери правильный ответ:
1. Большинство растений имеют цветки, в которых есть как тычинки, так и пестики. Это цветки… .
а) голые; б) правильные; в) обоеполые
2.У некоторых растений одни цветки имеют только пестики — пестичные цветки, а другие - только тычинки - тычиночные цветки. Такие
цветки называют…
а) правильными; б) раздельнополыми; в) неправильными
3. Роза имеет околоцветник…
а) простой; б) двойной; в) тройной.
4. Лилия имеет околоцветник…
а) двойной; б) сложный; в) простой.
5. Цветки ясеня не имеют околоцветника, их называют…
а) голыми; б) пестичными; в) тычиночными.
6. Цветки капусты называют…
а) правильными; б) обоеполыми; в) раздельнополыми.
7. Цветки гороха называют …
а) голыми; б) пестичными; в) неправильными.
8. Огурцы называют растениями…
а) однодомными; б) двудомными; в) тредомными.
9. Иву называют растением…
а) двудомным; б) тредомным; в) однодомным.
Учитель. Некоторые цветы, занесенные в Красную книгу, могут встретиться нам в лесу или в поле. Чтобы охранять и не повредить их, такие цветы нужно хорошо знать в «лицо». А вы знаете охраняемые цветы нашей Родины? Попробуем определить их, используя хорошо известную вам игру «Крестики — нолики».
Найдите выигрышный путь на таблице, определив цветы, занесенные в Красную книгу.
РОЗА ЛАНДЫШ МАЙСКИЙ ГЛАДИОЛУС
ПРОСТРЕЛ КУПАЛЬНИЦА ХРИЗАНТЕМА
ЛИЛИЯ КУБЫШКА ЖЕЛТАЯ КУВШИНКА БЕЛАЯ
Учитель. Вспомните, не эти ли цветы еще совсем недавно украшали ваши букеты. Берегите их, не собирайте сами и не позволяйте собирать другим людям.
А теперь проведем с вами викторину, в которой вам предлагаются вопросы на смекалку.
1.Какой цветок, занесенный в Красную книгу, частично является главной рекой Донского края? (Адонис весенний)
2.Какая часть цветка состоит из двух предлогов и пресноводной рыбы семейства карповых? (Завязь — предлоги: за, в, рыба-язь)
3.Какая часть цветка начинается с местоимения? (Тычинка)
4.Какая главная часть цветка иногда может «лаять»? (Пестик)
5.Какая удлиненная часть пестика, хотя и частично, может находиться на кухне? (Столбик)
6.Какие названия части цветка включают названия животных? (пестик, лепесток, чашелистик, листочек)
7.Какой самый распространенный цветок постоянно твердит про себя, что он состоит из 2 -х одинаковых названий реки? (Лилия)
8.В состав какой части пестика входит название дерева? {Завязь -дерево - вяз)
9.Какая часть цветка может «резать»? (Цветоножка)
10.Какие части тычинки «поднимают» пыль? (Пыльник, пыльца)
11.Какая часть цветка начинается с города, расположенного в Океании? (Венчик — город Be)
12.Вставкой только одной буквы превратите связку веток, прутьев, сухих длинных стеблей в часть цветка. (Веник — венчик)
13.Какая удлиненная часть пестика является текстом, цифрами, написанными в виде столбца? (Столбик)
14.Какой орган размножения с венчиком из лепестков вокруг пестика и тычинок частично может быть местом, где токуют птицы? (Цветок)
15.Какой составной элемент чашечки цветка частично является органом воздушного питания и газообмена растений в виде тонкой зеленой пластинки? (Чашелистик)
16.Превратите орган размножения, зерно в часть завязи пестика цветка (семя - семязачаток)
17.Какой цветок, занесенный в Красную книгу, частично может быть правильным многогранником, имеющим шесть граней? (Кубышка желтая)
Игра «Путаница»
В предложениях слова перепутались. Помогите предложениям вернуть первоначальный вид, а для этого расставьте слова в нужном порядке:
1.Цветочек, чтобы маленький, жить, и, нужно, свобода, солнце. (Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветочек)
2.Планеты, нашей, цветам, любым, к, бережно, относиться. (Бережно относиться к любым цветам нашей планеты)
4.Растения, жизни, с, вами, нашей, залог, и, земле, на, жизни, источник. (Растения — источник жизни на земле и залог нашей с вами жизни)
5.Цветы, кто, тот, выращивает, радость, и, людям, себе, приносит. (Тот кто выращивает цветы приносит радость и себе и людям)
Учитель. А теперь первая группа учеников решает кроссворд «Знаете ли вы строение цветка?»; вторая — чайнворд «Цветы»; третья — головоломку «Надо подумать»; четвертая — кроссворд «Ботаника»
Кроссворд «Знаете ли вы строение цветка?»
1.Совокупность чашечки и венчика (околоцветник).
3.Расширенная осевая часть цветка (цветоложе)
4.Часть стебля, на котором расположен цветок (цветоножка)
5.Мужской орган цветка, содержащий пыльцу (тычинка)
7.Верхняя часть тычинка цветка, содержащая пыльцу (пыльник)
8.Нижняя расширенная часть пестика цветка (завязь)
9.Часть цветка, состоящая из отдельных или сросшихся лепестков (венчик)
10.Женский орган цветка, из которого образуется плод после оплодотворения пыльцой (пестик)
11.Составная часть чашечки цветка (чашелистик)
Ключевое слово: колокольчик
Чайнворд «Цветы»
1.Внутренние листочки цветка (венчик)
2.Венчик розовый или темно- красный (клевер)
3.Верхняя часть пестика (рыльце)
4.Кустарник семейства розоцветных (ежевика)
5.Цветки одиночные, золотисто — желтые (адонис)
6.Удлиненная часть пестика (столбик)
7.Цветки мелко розовые (кишнец)
8.Часть стебля, на которой расположен цветок (цветоножка)
9.Цветки бледно — желтые, мелкие (астрагал)
10.Составной элемент венчика цветка (лепесток)
11.Южное растение с видоизмененными листьями колючками (кактус)
12.Часть завязи пестика цветка (семязачаток)
13.Мелкие, желтые цветки, собранные пучками (кизил)
Головоломка «Надо подумать»
В клетки вставьте название частей цветка, которые оканчиваются на букву «К».
1. Околоцветник. 2. Чашелистик. 3. Лепесток. 4. Столбик. 5. Пыльник. 6. Пестик. 7. Венчик. 8. Листочек. 9. Семязачаток.
Кроссворд «Ботаника»
1.Верхняя расширенная часть пестика, управляющая пыльцой (рыльце).
2.Расширенная часть цветоножки, несущая все органы цветка (Цветоложе).
3.Часть цветка, несущая семяпочки (Пестик).
4.Удлиненная часть пестика (Столбик).
5.Совокупность чашечки и венчика цветка (Околоцветник).
6.Наружные листочки цветка (Чашечка).
Ключевое слово — цветок.
Учитель. А теперь, ученики нашего класса расскажут нам о значении цветов.
1-й ученик. Некоторые цветы люди употребляют в пищу, например, цветную капусту, капусту брокколи. Чтобы придать салатам особый аромат, в
них иногда кладут лепестки настурции или ноготков. Из цветов получают и некоторые специи; ярко окрашенный шафран (это тоже специя) делается из высушенных цветов крокуса. Из цветов ромашки делают лечебные настои.
В лепестках казанлыкской розы содержится розовое масло, его ценят на вес золота, так как для одного литра масла нужно 500 кг. Лепестков, но всего 2-х капель достаточно для приготовления целого литра духов.
Восхитительные духи получаются из благородных цветов кананги душистой. Это дерево произрастает на маленьком острове в Индийском океане, у побережья Мадагаскара, поэтому остров получил название «благоуханный остров».
2-й ученик. Цветы могут быть символами могущества и королевской власти. Как эмблема королевской власти во Франции лилия используется с 10 века, с 12 века изображается на гербе и флаге французских королей. Изображение лилии было «также на королевской печати и монетах. До сих пор во Франции любят лилии, поэтому страну часто называют королевством лилий.
Учитель. Ребята, наш интересный урок — игра подошел к концу, Вы молодцы!