Пальчиковая гимнастика по фэмп в старшей группе. Роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей
Пальчиковая гимнастика на занятиях математикой.
Пальчиковые игры
развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названием частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать сразу двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко-низко, право-лево.
Уровень развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи. Следовательно, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть достигнут наибольший эффект. Игры и упражнения пальчиковой гимнастики могут быть использованы и на занятиях математикой.
Интересны упражнения, осложненные решением сопутствующих задач.
Пальчиковые игры, направленные на ориентировку
в пространстве, освоение понятий "впереди - сзади", "слева - справа".
Серенький козел.
Как то серенький козел в огород поесть зашел.
(Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идем вперед.)
Посмотрел по сторонам - есть еда и здесь и там.
(Поворачиваемся то в одну, то в другую стороны.)
Под копытами – трава,
(Опускаем подбородок)
А над головой – листва.
(Поднимаем подбородок вверх.)
Наклонись – капусту кушай,
(Наклоняемся вниз.)
А вверху - большие груши
(Встаем на носочки, тянемся вверх.)
Сзади огурцы растут
, (Поворачиваемся назад.)
Впереди кусты растут.
(Поворачиваемся назад)
Слева- молодой лучок, справа –молодой кабачок
(Полуобороты влево, вправо)
Здесь- сто ягодок, там- двести
(Наклоны вправо, влево.)
Козлик крутится на месте.
(Крутимся)
И, пока он выбирал, Пес его в сарай прогнал.
(Наклонив голову, убегаем от пса.)
Пальчиковые игры, направленные на изучение счета.
Апельсин
Мы делили апельсин
(левая рука в кулачке, правая её обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа
(правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька - для утят
Эта долька - для бобра
А для волка – кожура!
(встряхиваем обе кисти)
Например, можно закреплять обратный счет по стихотворению Ю. Чужака
«Покупал баран баранки»
. На базаре
(выставляют кулак)
Спозаранок
(ставят ладонь на ребро)
Накупил
(показывают ладонь)
Баран
(кулак)
Баранок
(ребро)
Для барашков
(пальцы левой руки «играют»)
Для овечек
(пальцы правой руки «играют»)
Десять маковых колечек
(показывают 10 пальцев)
Девять сушек,
Восемь плюшек,
Семь лепешек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил
(показывают соответствующее количество пальцев).
Про себя не позабыл
(отрицательное движение головой),
А для женушки – подсолнушки
(пальцы обеих рук растопырены, большие пальцы прижаты друг к другу)!
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Разучивание текстов с использованием "пальчиковой” гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения, воспитывает эмоциональную выразительность, быстроту реакции. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более выразительной.
Поэтому пальчиковые игры очень важны для ребёнка.
Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:
-- сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;
-- подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;
-- предотвратить появление так называемого писчего спазма – частой беды начинающих школьников;
-- развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
-- стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;
-- играя, освоить начала геометрии, как на плоскости, так и в пространстве;
-- научиться управлять своим телом, чувствовать себя уверенно в системе "телесных координат”, что предотвратит возникновение неврозов;
-- ощутить радость взаимопонимания без слов, понять возможности несловесного общения;
-- а если ребёнок – маленький левша, то помочь ему успешно адаптироваться в мире правшей.
Игра "Часы "
(Садимся на коврик (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленок до макушки).
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом!",
(Один хлопок над головой).
Мышь скатилась кувырком.
(Руки "скатываются" на пол).
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!"
(Два хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом, бом!"
(Три хлопка).
Мышь скатилась кувырком.
Игра "Червячки "
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
(Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони).
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
(Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз).
Каркает: "Вот и обед!"
(Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх).
Глядь - а червячков уж нет!
(Сжимаем кулачки, прижимая их к груди)
Игра "Котята"
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят,
(Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
Игра"Пальчики"
Пальчики уснули,
В кулачок свернулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Захотели поиграть.
Разбудили дом соседей,
Там проснулись шесть и семь,
Восемь, девять, десять –
Веселятся все.
Но пора обратно всем:
Десять, девять, восемь, семь.
Шесть калачиком свернулся,
Пять зевнул и отвернулся.
Четыре, три, два, один –
Снова в домике мы спим.
(На первых двух строчках пальцы обеих рук сжаты в кулачки. На третьей – разогнуть пальцы правой руки. На четвертой – быстро ими пошевелить. На пятой – постучать пальцами правой руки о кулачок левой. На шестой и седьмой – разогнуть пальцы левой руки. На восьмой – круговые движения кистями рук. Далее загибать пальцы сначала левой руки, а затем – правой).
Таким образом, можно сделать вывод, что игры пальчиками дают возможность родителям и воспитателям в увлекательной для детей форме развивать математические представления. А так же, не мало важно, вызвать и закрепить устойчивый интерес у детей у математике. Пальчиковые игры – это наиболее эффективный, интересный и удобный способ формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Пальчиковая гимнастика для детей
Методические указания
«Колечки»
Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.
«Кулачки»
С силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.
«Лучики»
При разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы.
«Веер»
Прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.
«Замок»
Соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей.
«Гребешок»
Положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены.
«Клювики»
Большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.
«Коза»
Соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими.
«Маятник»
Прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок.
«Кнопочки»
Кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками).
«Коготки»
Прямые пальцы разведены, напряжены – ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев.
«Белочка»
Прыгает по веточкам
Невеличка-белочка.
Мелькает хвостик сред ветвей. Кто угонится за ней?
Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.
«Кто спит зимой?»
Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
Только заиньке не спится – Убегает от лисицы.
Мелькает он среди кустов, Напетлял – и был таков!
Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Показывают большой палец, вращая им. Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот
«В гостях у сказки»
Раз, два, три, четыре, пять – Любим сказки мы читать.
Царевна-Лягушка,
Конек-Горбунок,
Мышка-норушка и Колобок. Курочку Рябу назвать еще надо – Героев из сказок вспомнить мы рады.
Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.
Будем сказки называть:
Эта сказка – «Теремок».
Эта сказка – «Колобок».
Эта сказка – «Репка»:
Про внучку, бабку, дедку.
«Волк и семеро козлят» -
Этим сказкам каждый рад.
Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. Показывают большой палец.
«Веселая встреча»
Здравствуй, котенок!
Здравствуй, козленок!
Здравствуй, щенок!
И здравствуй, утенок!
Здравствуй, веселый, смешной поросенок!
Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.
«Смешные человечки»
Бежали мимо речки смешные человечки.
Прыгали, скакали,
Солнышко встречали.
Забрались на мостик
И забили гвоздик.
Потом – бултых в речку.
Где же человечки?
«Человечки»-пальчики бегут по «дорожкам»-рукам детей, стоящих напротив друг друга. Пальчиками «попрыгать» на плечах друг друга. Ласково положить руки на щеки друга. Сложить мостик из рук. Постучать кулачками. Наклониться и свободно покачать руками. Спрятать пальчики под мышки друг друга.
Упражнения
для развития мелкой моторики без речевого сопровождения
1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).
2. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.
3. То же упражнение производится одновременно пальцами правой и левой руки.
4. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди («здороваются»): сначала большой палец - с большим, затем указательный - с указательным и т.д.
5. Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.
6. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»).
7. Те же движения производятся указательным пальцем левой руки.
8. Те же движения одновременно производятся указательными пальцами обеих рук («осы»).
9. Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»).
10. Те же движения производится пальцами левой руки.
11. Те же движения одновременно производятся пальцами обеих рук («Дети бегают наперегонки»).
12. Вытянуть указательный палец к мизинцу правой руки («Коза»).
13. То же упражнение выполняется одновременно пальцами обеих рук («Козлята»).
14. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.
15. Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединив их («Очки»).
16. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончику безымянного пальца и мизинца соединить с котиком большого пальца («зайчик»).
17. Те же упражнение выполняется пальцами левой руки.
18. То же - одновременно пальцами обеих рук («зайцы»).
19. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).
20. Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движение вверх-вниз («птички летят, машут крыльями»).
21. Поочередно сгибать пальца правой руки, начиная с большого пальца.
22. Выполнять те же упражнения, только сгибать пальцы, начиная с мизинца.
23. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
24. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца.
25. Выполнять то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.
26. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.
27. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»).
28. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их («двое разговаривают»).
29. Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («струя» - «кресло»).
30. Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку («стол»).
31. Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие оставить сверху отверстие («бочонок с водой»).
32. Левая рука в том же полевении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьет водичку»).
33. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска» - «гнездо»).
34. Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, а большие пальцы спущены внутрь («птичье гнездо с яйцами»).
35. Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («ворота», «дверь»). 36. Соединить под углом кончику пальцев правой и левой рук («крыша», «башня», «дом»).
37. Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить горизонтально перед «крышей».
38. Пальцы в том же положении, что и в предыдущих двух упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонах «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом.
39. Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук («мост», «дорога», «дом»). 40. Руки в вертикальном положении, ладони обеих рук прижать друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы («чашечка», «цветок»).
41. Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз («корни растений»).
42. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут по столу» («бежит собака», «бежит лошадь»).
43. Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но расставить указательный и средний пальцы девой руки (они изображают «всадника»), посадить «всадника» на «коня» - указательный палец правой руки.
44. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцу, расставить их («улитка с усиками»).
45. Правая рука - как в предыдущем упражнении, а левую положить сверку («раковина улитки»).
46. Средний и безымянный палец правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец согнуть, поднять руку вверх («кошка»).
47. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палеи и мизинец, слегка согнув, поднять вверх («кошка», «собака»).
48. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («птица в гнезде»).
49. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).
50. Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы («солнечные лучи»).
51. Прижать тыльные стороны друг к другу, скрестив пальцы, поднять их («елка», «ветви»).
52. Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх. Опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им («колокол»).
53. Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх («пассажиры в автобусе»).
54. Катание пластмассовых шариков.
55. Разрывание бумаги на мелкие куски.
56. Нанизывание колец, крупных пуговиц, бусин.
57. Застегивание пуговиц.
58. Развязывание и завязывание узлов.
59. Шнуровка ботинок.
60. Складывание пирамидок, домиков и др.
61. Игра «почтовый ящик».
62. Лепка, рисование, штриховка, работа с мозаикой, палочками, конструктором и т.п.
63. Пальчиковые игры («сорока-белобока», «индейская лесенка»).
64. Теневой театр.
Упражнения по коррекции стереогнозиса
Стереогнозис (стерео + греч. gnosis познавание) - это способность узнавать предметы путем их ощупывания.
а) определение фактуры различных предметов с закрытыми глазами, сначала «лучшей» затем «худшей» рукой;
б) развитие способности определения формы различных предметов наощупь, сначала «лучшей», затем «худшей» рукой;
в) определение формы различных геометрических тел по величине, толщине и др.;
г) определение фактуры ткани наощупь;
д) определение объемных цифр, букв наощупь;
е) сортировка 2 и 3 видов предметов наощупь.
Комплексы пальчиковой гимнастики
1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).
2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет «раз, два, три»)
3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)
4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»)
5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)
6. Кольцо (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки)
7. Бочонок с водой (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)
8. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):
а) правой руки,
б) левой руки,
в) обеих рук одновременно.
Пальчиковая гимнастика
1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)
2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными)
3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)
4. Цветок (то же, но пальцы разъединены)
5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз)
6. Рожки (руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно)
7. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно
8. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.
1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг)
2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками)
3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их)
4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)
5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх)
6. Ушки (показываем пальцами обеих рук латинскую букву «V», синхронно)
7. Кулак-ладонь. Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется
8. Ножницы - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих pyк вместе.
Пальчиковая гимнастика
1. Замок (на счет «раз» - ладони вместе, а насчет «два» - пальцы соединяются в замок)
2. Лиса и заяц (лиса крадется - все пальцы медленно шагают по столу вперед;
заяц убегает - перебирая пальцами, быстро движутся назад)
3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу)
4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)
5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)
6. Сгибаем, разгибаем (согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)
7. Кулак-кольцо. Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются
8. Разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед)
Потешка
Hу-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту.
Большому - дрова рубить.
Печи все - тебе топить.
А тебе - воду носить.
А тебе - обед варить.
А малышке - песни петь.
Песни петь, да плясать,
Родных братьев забавлять.
Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.
Пальчиковая гимнастика
1. Сгибание-разгибание пальцев (поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)
2. Миска (пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к друг)
3.Крыша (соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук)
4. Магазин (руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей)
5.Цветок (руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы)
6.Птички летят (пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз)
7. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно
8. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка-"Солнечные лучи".
Массаж рук
Проводится сначала на одной руке, затем на другой.
1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца
3. Упражнение «Сорока-белобока»
4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу
5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно
6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе
7. Интенсивное растирание каждого пальца
8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и
фронтально-тыльных сторон
9. «Пальцы ложатся спать»: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул.
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди.
Встали пальчики, ура!
В детский сад идти пора.
10. «Пальчики здороваются»
11. Повторить первое упражнение.
Самомассаж кистей и пальцев рук
1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
7. Надавливание не заточенных карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.
8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Расслабление пальцев и кистей рук
Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
«Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
«Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.
«Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
«Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.
Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.
«Погода»
Холодно. Осень. Пальцы мои
Дружно ругают холодные дни.
Пальчик-одуванчик (мизинчик) жалуется:
Холод-то какой!
Указательный палец шепчет едва слышно:
А вдруг пойдет снег? Средний палец ворчит:
От ветра я оглох! Безымянный палец кричит:
Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!
Здоровяк большой палец восклицает:
Жаль, я не в сапогах!
Дайте мне кожух!
Пальчики растираем и поглаживаем
«Десять пальцев»
Десять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, и их осталось девять.
Девять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось восемь.
Восемь тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось семь.
Семь тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось шесть.
Шесть тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось пять.
Пять тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул, И их осталось четыре.
Четыре тонких пальцев ходили по грибы.
Один под елкою заснул,
И их осталось три………
«Твои пальчики»
Этот пальчик - самый большой.
Самый веселый, самый смешной!
(Показываете ребенку большой палец и потираете его.)
Этот пальчик - указательный.
Он солидный и внимательный.
(Указываете на что-нибудь
указательным пальцем.)
Этот пальчик средний,
Ни первый, ни последний.
(Отгибаете средний палец.)
Этот пальчик - безымянный,
Он не любит каши манной.
(Согните безымянный палец,
как будто он не хочет каши.)
Самый маленький - мизинчик,
Любит бегать в магазинчик!
(Оттопырьте мизинец, будто он
хочет убежать от остальных пальцев.)
«Пальчики»
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу,
Средний пальчик – самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
«Белочка»
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял
Этот толстый поросёнок спинку о забор чесал
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал
Этот толстый поросёнок лежебока и нахал
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал
По очереди поглаживайте пальчики малыша, сначала мизинец и безымянный, затем средний и указательный.
Это большой пальчик,
Он, как толстый мальчик,
Десять порций каши съел,
Оттого и растолстел.
Это пальчик - указательный,
Он самый внимательный,
Всё увидит, но не скажет,
Только в сторону покажет.
Средний пальчик – это вот,
Он в серёдочке живёт.
А другому пальчику
Имени не дали,
Потому и безымянным
Его все прозвали.
Ну а этот пальчик -
Маленький мальчик,
Мизинец называется -
На нём рука кончается.
Туккаева Зарема Казбековна
Маленький человечек, попадая в этот мир, учится всему: держать голову, сидеть, ходить, говорить. И очень естественно, что родители хотят максимально облегчить процесс освоения этих навыков. Но если в первые месяцы жизни достаточно простенькой зарядки, то в дальнейшем работа должна быть комплексной, то есть охватывать как можно больше областей не только физического, но и интеллектуального, эмоционального развития малыша. И одним из таких комплексных занятий является пальчиковая гимнастика для дошкольников.
Суть и формы
Это интересно. О значении простейших движений руками на мозговую деятельность первыми заговорили китайцы. И было это во II веке до нашей эры.
О том, что малышу важно развивать мелкую моторику слышали все мало-мальски осведомлённые в вопросах воспитания детей родители. Однако далеко не всем известно, что это такое и какая связь у этого навыка с будущим малыша. И дело тут не только в том, что развитая моторика пальцев - это залог красивого почерка, а ещё и в том, что движения пальцев рук и ног, скоординированные между собой и направленные на выполнение точных действий, взаимодействуют с высшими свойствами человеческого сознания, а именно с:
- разными видами мышления (образным, критическим, логическим);
- со всеми видами внимания;
- восприятием оптико-пространственного характера;
- детским воображением;
- наблюдательностью;
- двигательной, а также зрительной памятью;
- речью.
С практической точки зрения, моторика пальцев позволяет с лёгкостью застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и выводить буквы.
Самой продуктивной формой работы, направленной на развитие столь важной для полноценной жизни мелкой моторики, считается пальчиковая гимнастика. Это упражнение (чаще всего в форме игры, так что в литературе понятия «пальчиковые упражнения» и «пальчиковые игры» являются синонимичными и составляют собственно понятие «пальчиковая гимнастика»), которое за счёт чередования таких движений, как сжатие, растяжение и расслабление, стимулирует процессы мышления, укрепляет мышечную и костную ткани. К слову, в методической литературе упражнением иногда называется предварительная «расстановка мизансцены», которая с добавлением слов становится собственно игрой. Кроме того, пальчиковые игры - это:
- прекрасный способ отвлечь карапуза от капризов или слёз;
- полезное занятие, доступное всегда и везде (в метро, в автобусе, в очереди и т.д.);
- тренировка переключения умственной активности с правого полушария мозга (креативного начала) на левое (рациональное).
Это интересно. Некоторые учёные, занимающиеся особенностями и стратегиями раннего развития детей, считают, что чем больше умеет рука, тем более интеллектуально развит её обладатель.
Формы пальчиковых игр
Разновидностей форм потешек для тренировки мелкой моторики существует очень много. Но для дошкольников наиболее актуальными являются:
- игры или упражнения (движения пальцев регулируются сюжетом истории);
- театральные зарисовки (выполняются с пальчиковыми куклами);
- физические упражнения (могут быть с использованием атрибутики или предметов, к этой категории относится, например, раскатывание колбаски из пластилина по доске).
Эти формы позволяют развивать малыша не только физически (и, как мы уже выяснили выше, интеллектуально), но и творчески.
Цели и задачи
Целями выполнения гимнастики для мелкой моторики в дошкольном возрасте являются:
- речевое развитие;
- формирование правильного произношения звуков;
- тренировка умения чётко и быстро говорить;
- работа над совершенствованием координации движений;
- развитие всех видов памяти, произвольного и непроизвольного внимания, умения согласованно выполнять действия с речью;
- способствуют формированию вдумчивого отношения к словам взрослых.
Что касается задач, то они могут реализовываться в конкретном упражнении комплексно, а могут быть представлены частично. Основными позициями можно назвать такие задания:
- развитие речи;
- отработка математических навыков;
- запоминание лексического или грамматического материала по иностранному языку;
- заучивание рифмовок;
- гимнастика с окружающими предметами.
Классификация пальчиковых упражнений для дошкольников
В зависимости от обозначенных целей и задач можно выделить такие комплексы упражнения, направленные на:
- работу мышечного скелета рук в различных направлениях;
- движения пальцев по телу или по столу;
- построение небольших фигурок животных, а также предметов с помощью скоординированных движения пальцев и кистей обеих рук.
Отдельно можно выделить:
- игры-забавы (например, «Идёт Коза-Рогатая», «Сорока-Белобока» и т.д.);
- сказки в сопровождении жестикуляции (соединив в одно упражнение разные игры, например, «Мы купили в магазине», «Точим нож», «Мы капусту режем, режем», «Апельсин», можно придумать единый сюжет - сделали покупки, наточили нож и приступили к обработке овощей и фруктов);
- стихотворные игры (форма проведения вышеперечисленных упражнений).
Как работать с упражнением-игрой?
Порядок работы над любой игрой одинаков:
- Взрослый показывает младшему участнику игры упражнение.
- Сначала 1–2 раза дети повторяют действия пальцев (ладошек, рук).
- Один раз вся мизансцена проигрывается медленно, с повтором сложных элементов, но без слов.
- К движениям добавляются слова.
Важно не перегружать малышей заданиями, поэтому рекомендуется не давать больше 1–2 пальчиковых игр в день.
Картотека упражнений для пальчиковой гимнастики - памятка родителям
Прежде чем говорить о конкретных примерах игр, нужно оговорить возраст ребят, с которыми они проводятся. Конечно, использование тех или иных упражнений обусловлено индивидуальными особенностями развития моторики (и мелкой в том числе) у ребёнка. И тем не менее наряду с универсальными играми-забавами, упражнениями под рифмовки и сказками с жестикуляцией, упражнения на работу мышечного скелета в разных направлениях (влево-вправо) особенно актуальна для 1-х - 3-х летних ребят. А вот построением фигурок можно заниматься с 3-х лет. В то время как движения по телу или по поверхностям с разной фактурой подойдут для малышей средней и старшей группы детского сада. И ещё: подбирая набор упражнений, стоит обращать внимание и на содержательную сторону задания (особенно стихотворных пальчиковых игр): ребёнок не сможет выполнить то или иное действие, если ему не знакомы какие-то слова.
Классические примеры пальчиковых упражнений
Дети с удовольствием демонстрируют свои артистические способности в игре «Чижик-Пыжик» В игре «Сидит ворон на дубу» дети не только работают ручками и пальчиками, но и приседают Эта игра может проводиться в качестве соревнования малышей на физкультминутке Детям очень нравятся игры с имитацией животных и насекомых «Сорока-Ворона» – это первая игра с малышом, когда взрослый выполняет движения маленькими пальчиками карапуза Для игры «Царёв двор» нужно задействовать и пальцы, и ладони
Игры на развитие мышечного скелета рук
Цели: сгибать и разгибать пальчики, выполнять действия на объединение пальцев обеих рук, производить простейшие движения пальцами (рисовать круги, сжимать кулаки и т.д).
Приступая к выполнению любого упражнения, прежде всего взрослому нужно проговорить и показать действие каждого пальчика и руки, а уже потом приступать к совмещению слов и движений.
Апельсин
Мы делили апельсин
(зажимаем левую руку в кулачок и обхватываем её другой рукой)
Много нас, а он - один,
Эта долька - для ежа(на каждой дольке правая рука поочерёдно разжимает пальчики на левой руке),
Эта долька - для чижа,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура!(встряхиваем обе кисти, показывая, что дольки кончились)
Это упражнение можно выполнять с мячиком.
Мы купили в магазине
(руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)
Груши, персики и сливы
(правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки)
И бананы, и хурмы
И домой всё отнесли.
(левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем).
Стих про дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – «бутончик тюльпана»)
Пальчиковая семья
Этот пальчик большой –
Это папа дорогой.
Рядом с папой - наша мама.
Рядом с мамой - брат старшой.
Вслед за ним сестрёнка –
Милая девчонка.
И самый маленький крепыш –
Это славный наш малыш.
(поглаживать пальчики от основания к подушечкам поочерёдно)
Друзья - садоводы
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)
Мы капусту рубим
Мы капусту рубим, рубим,
(машем руками, будто ножом)
Мы капусту жмём, жмём,
(кулачки сжимаем-разжимаем)
Мы капусту солим, солим,(пальчики потираем друг о дружку – «солим»)
Мы морковку трём, трём.
(кулачком одной руки трём по ладони другой руки)
Эту игру можно также разнообразить предметом: мячиком или мешочком с песком (гречкой или мелкими камешками).
Точим нож!
Точим, точим,
Точим нож!
Будет очень он хорош.
(ребром ладони водим взад-вперёд по ладони свободной руки)
Будет резать он припасы:
(«режем» каждым пальчиком руки)
Помидоры, огурцы…
Угощайтесь, молодцы!
Приготовили обед
Сели как-то мы обедать
И позвали в дом соседей.
(руками зазываем гостей)
Скатерть белую накрыли,
(руки перед собой, развести их в стороны)
Вилки ложки разложили,
Хлеб нарезали и сыр,
Приготовили гарнир.
(резкими движениями потереть ладонь о ладонь)
(вращательные движения кистями рук)
А из фарша всем котлеты
Жарили мы без диеты.
(лепка котлет)
Посолили, поперчили,
Замесили (имитация движений)
Не забыли лук сердитый положить
И скорее все закрыть.
Наготовились, устали,
Печь пирожное не стали.
(вытереть лоб рукой)
Цветок
Вырос высокий цветок на поляне,
(запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить)
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землёй корешки.
(ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
Посуда
Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Если подключить к упражнению элементарные математические знания, то игра приобретёт ещё и образовательное значение - малыш закрепит навык счёта до 10.
Кошка и котята
У кошечки нашей есть 10 котят
Сейчас все котята по парам стоят:
(ладошки смотрят друг на друга)
Два толстых,
(соединить большие пальцы обеих рук и постучать ими друг о дружку)
Два ловких,
(соединить указательные пальцы и постучать ими друг о дружку)
Два длинных,
(соединить средние пальцы и постучать ими друг о дружку)
Два хитрых,
(соединить безымянные пальцы и постучать ими друг о дружку)
Два маленьких самых
И самых красивых.
(соединить мизинцы и постучать ими друг о дружку)
Осенние листья
Будем листья собирать.
(загибаем поочерёдно пальчики)
Листья берёзы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
(«шагаем» пальчиками по коленям)
Осенний букет
Пошли пальчики гулять,
(пробежать пальчиками по коленкам)
Стали листья собирать:
Красный листик, жёлтый листик,
(поочерёдно прикасаемся подушечками пальцев, начиная с указательного, к большому пальцу)
Один, два, три, четыре, пять!
(поочерёдно загибаем пальчики на руке)
Сколько листиков собрали?
(поднять руку вверх, раздвинуть пальцы)
С листьями осенними будем мы играть,
С листьями осенними будем танцевать.
Планеты
(считаем и загибаем пальчики)
На луне жил звездочёт –
Он планетам вёл учёт:
Меркурий - раз,
Венера - два,
Три - Земля,
четыре - Марс,
Пять Юпитер,
шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Кто не видит - выйди вон!
Грибы
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца).Одежда
Раз, два, три, четыре, пять –
(Последовательно соединяют пальцы одной руки с пальцами другой руки).
Будем вещи мы стирать:
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем.
(Кулачки имитируют стирку).
Видео: Пальчиковая гимнастика для детей от 1 до 3 лет
Игры на движение пальцев по столу
Цели: координировать действия пальцев при соприкосновении с твёрдой поверхностью стола. Эти упражнения активизируют тактильные ощущения детей.
Новые кроссовки
(загибаем пальцы на обеих руках по одному, начиная с больших)
Как у нашей кошки
На ногах сапожки,
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
(«Шагают» по столу указательным и средним пальцами).
Новые кроссовки.
Пирог
Падал снег на порог.
(Дети два раза медленно опускают ладони на стол).
Кот слепил себе пирог.
(Показывают, как лепят пирог.)
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утёк.
(«Бегут» пальчиками обеих рук по столу).
Пирожки себе пеки
(Опять показывают, как пекут пирог.)
Не из снега - из муки.
На ёлке
Мы на ёлке веселились,
(Ритмичные хлопки в ладоши).
И плясали, и резвились,
(Ритмичные удары кулачками).
После добрый Дед Мороз
(Дети «шагают» средним и указательными пальцами обеих рук по столу.
Нам подарки преподнёс
Дал большущие пакеты,
(«Рисуют» руками большой круг).
В них же - вкусные предметы:
(Делают ритмичные хлопки).
Конфеты в бумажках синих,
(Згибают на обеих руках пальчики, начиная с большого).
Орешки рядом с ними,
Яблоко, один
Золотистый мандарин.
Игры на построение небольших фигурок животных, предметов с помощью движения кистей рук и пальцев
Цели: разнообразить движения руками, задействовать мышцы кистей и рук.
Деревья
Всем в лесу на удивленье
(трут ладони друг о друга)
Разные растут деревья:
(открывают ладони и растопыривают пальцы)
Вот упёрлась в небеса
Вся смолистая сосна.
(соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)
Распустила ветви-косы
Белоствольная берёза.
(«фонарики» с движением сверху вниз)
Как во полюшке былинка,
Тонкая растёт осинка.
(показывают указательный палец, остальные - сжаты в кулак)
Дуб раскинул свои ветви,
И не страшен ему ветер.
(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)
Липа цветом зацвела,
(собирают пальцы в щепотку – «бутон»)
Пчёлок в гости позвала.
(делают круговые вращения указательным пальцем - пчёлы летят)
Ель иголки распушила
(опускают руки в стороны вниз, растопыривают пальцы)
И грибочки все закрыла.
(показывают гриб: указательный палец - ножка, ладонь сверху - шляпка)
Шелестят листвой деревья,
(трут ладони друг о друга – «шуршат»)
Словно разговор ведут,
(стряхивают ладони)
Руки-ветви распустили,
Птичек в гости к себе ждут.
(сцепляют большие пальцы рук, разводят ладони в стороны - показывают птиц).
Птенчики в гнезде
Улетела птица-мать
Малышам жуков искать.
(Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями).
Ждут малютки-птенцы
Мамины гостинцы.
Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью. «Гнездо».
(Шевеление пальцев правой руки создаёт впечатление живых птенцов в гнезде).
Скворечник
Скворец в скворечнике живёт
(Пальцы рук касаются друг друга, ладони параллельно).
И песню звонкую поёт.
(Пальцы сжаты в кулак, а большой и указательный пальцы вытянуты, соединяются и рассоединяются).
Видео: Пальчиковый цирк
Видео: 10 простых пальчиковых игр, или как развлечь малыша в пробке
Видео: Как извлечь ещё больше пользы из занятий
Упражнения с атрибутикой
Дополнительные элементы, используемые для игры, повышают интерес деток к занятиям. В качестве таких деталей можно использовать
- вырезанные из журналов картинки (высотой не более 7–8 см), приклеенные на картон и зафиксированные на пальце резинкой;
- кусочки ткани, наложенные на пальцы (например, кусочек белого фатина в качестве фаты и чёрного бархата для имитации мужского костюма);
- разноцветные резиночки (для лумигуруми) для «идентификации» того или иного героя стихотворения.
Цели: развивать мелкую моторику, образное мышление, воображение.
«Зарядка»
Инструкция:
- Закрепляем фигурки на среднем и безымянном пальчиках – «ножках».
- Второй и пятый пальчики – «ручки».
- Большой палец прижимаем к ладошке.
- На столе шагаем ножками на месте, высоко поднимая «ноги».
- Выполняем шаги вперёд, периодически останавливаясь.
- Выполняем движения вверх-вниз «руками».
«Большая семья»
Инструкция:
- На каждый пальчик надеваем по резиночке.
- Определяем, кто есть кто (средний палец - папа, указательный мама, безымянный и мизинец - дети, большой - бабушка, к которой на лето отправляется всё дружное семейство).
- Каждый из членов семьи должен поцеловать бабушку, то есть прикоснуться к ней. Упражнение сопровождается называнием роли каждого пальчика.
Упражнения с предметами
Цели: стимулировать нервные окончания кончиков пальцев, отрабатывать точность и скорость выполнения движений пальцами, развивать воображение.
«Кружевница»
Инструкция:
- Складываем бумажную салфетку дважды вчетверо.
- Отрываем пальчиками небольшие кусочки.
- Раскрываем салфетку - дырочки создают эффект кружева.
«Радужный коврик»
Инструкция:
- Делаем на небольших бумажных прямоугольниках ряд дырочек, равномерно распределив их по горизонтали.
- Задача ребёнка продеть цветные ниточки в дырочки, имитируя ткацкий станок.
- составление фигур (например, геометрических) из спичек;
- выкладывание различных узоров маленькими камешками;
- выполнение шнуровок и т.д.
Fingerplays на английском языке
Цели: отработать произношение английских звуков, выучить лексический материал по темам: «Цифры», «Животные», «Названия пальцев», развивать образное мышление, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.
(указательный и большой палец одной руки надо соединить в кольцо)
And there’s a ball(теперь делаем то же самое движение на другой руке)
A great big ball I see(поднимаем обе руки вверх, чтобы пальцы одной руки дотронулись до пальцев другой руки, изображая большой шар)
Now let’s count them -
One, Two, Three(по очереди делаем каждое из движений, описанных выше)
Cat and Mice
Инструкция:
- Малыш сжимает левую ручку в кулачок.
- Затем разжимает каждый палец со словами: «I’m a mouse».
- Выполняет сгибание-разгибание как можно быстрее со словами: We are mice, mice, mice.We are very, very nice».
- Наконец, распрямив указательный пальчик правой руки, говорит: « I’m a cat».
- Взрослый говорит: «Cat, catch the mice!», малыш прячет пальчики в кулачок, а указательным пальцем пытается раскрыть ладошку.
- Меняем ручки (левая – «кошка», правая – «мышки»).
Ещё один вариант пальчиковой гимнастики на английском - переделка песенок на английском под иллюстрацию конкретных движений пальчиками.
Hickory, dickory, dock
Инструкция:
- Из солёного теста делаем циферблат часов.
- Повторяем: Hickory, dickory, dock,The mouse ran up the clock(быстро барабаним пальчиками по поверхности сделанных часов, как будто по ним бежит мышка)The clock struck one, (громко хлопаем в ладоши один раз)The mouse ran down (делаем пальчиками движения как будто мышка убегает прочь) Hickory, dickory, dock.
Видео: Пальчиковая гимнастика на английском «The Finger Family Song»
Пальчиковая гимнастика для дошкольников - это иллюстрация того, как полезное может быть интересным и даже забавным. Дети с удовольствием будут выполнять простейшие действия ручками, повторяя стихотворные строчки, которые легко и быстро запоминаются. Так, эти коротенькие физкультминутки не только выполняют свою основную цель - развитие мелкой моторики, но и станут отличным способом тренировки памяти, развития речи, а также создания непринуждённой и доброжелательной атмосферы в детском коллективе.
Пальчиковые игры.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский
Зачем нужны пальчиковые игры
Пальчиковые игры – замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего–либо, найти контакт с любым малышом, но это не главное их достоинство.
Развитие речи
Речевые рецепторы головного мозга интенсивно стимулируется двигательной активностью ребёнка. Речь, сопровождаемая подвижным образом, более выразительна и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогать детям координировать речь и движение. Первое время малыш только повторяет движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм и т. д. позже ребёнок будет стремиться самостоятельно озвучивать свои действия.
Память
Нет необходимости разучивать с малышом стихотворения, играя с пальчиками, он легко запоминает их уже после нескольких прочтений. Ребёнок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения быстро запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении. Это своего рода мнемонический приём.
Подготовка руки к письму
Конечно, сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики ребёнка – это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.). А пальцы, как и другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать. Ручки ребёнка не слишком хорошо скоординированы, а умственное развитие малыша опережает его графические навыки. Пальчиковые игры – это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.
Скачать полный конспект
Внимание
Важным способом обучения и развития ребёнка дошкольного возраста является подражание. Дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому, просто потому, что подражание является их врождённой способностью и ведущим видом деятельности. Необходимо отметить, что способность к подражанию у всех одинаково. Часто это зависит от умения удерживать внимание. Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания.
Воображение
Пальчики создают некие формы, благодаря речи складываются в образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки, носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.
Артистизм
Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованы и коммуникабельны.
Первые математические представления
Пальчиковые игры – это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счёта заканчивая такими категориями, как «вправо – влево», «выше – ниже», «дальше — ближе», «длиннее – короче», «больше — меньше» и т. д. эти понятия подкреплены сюжетом и жестами, поэтому наглядны и доступны малышу.
Пальчиковые игры не только развлекают малыша, а еще и помогают взрослым развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.
Прежде чем играть с ребенком в «пальчиковые игры», вы, уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки, должны сами хорошо знать каждую из игр. У ребенка во время игры должно быть ощущение эмоционального подъема от увиденного. Только тогда ваш ребенок с удовольствием будет выполнять ваши задания.
«Встретились двое»
действия с пальчиками
Встретились двое котят: «Мяу-мяу!» соединяем мизинцы обеих рук
И двое щенят: «Гав-гав», соединяем безымянные пальцы обеих рук
И две лошадки: «Бру-бру», соединяем средние пальцы обеих рук
И две коровки: «Му-му», соединяем указательные и большие пальцы обеих рук
А рогатые ж, ну и ну!!! показать рога, выпрямляя указательные пальцы и мизинцы
«Считалка для пальчиков» №1
действия с пальчиками
Давай-ка пальчики считать!
Один, два, три, четыре, пять. поочередно загибаем пальчики на одной руке
Один, два, три, четыре, пять — поочередно загибаем пальчики на другой руке
Десять пальцев, две руки, покрутить кистями рук, «как фонарики»
Все твои помощники! покрутить кистями рук, «как фонарики»
«Считалка для пальчиков» №2
действия с пальчиками
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик — гриб нашел, загибаем мизинец
Этот пальчик — чистит стол, загибаем безымянный палец
Этот резал, загибаем средний палец
Этот ел, загибаем указательный палец
Ну а этот лишь глядел! загибаем большой палец
«Считалка для пальчиков» №3
действия с пальчиками
Этот пальчик маленький, загибаем мизинец
Этот пальчик слабенький, загибаем безымянный палец
Этот пальчик длинный, загибаем средний палец
Этот пальчик сильный, загибаем указательный палец
Ну а это толстячок, загибаем большой палец
А все вместе — кулачок! покрутите кулачком
«Сорока-белобока»
действия с пальчиками
Сорока-сорока
Кашку варила, водим по ладошке ребенка пальчиком
Деток кормила: водим по ладошке ребенка пальчиком
Этому дала, загибаем мизинец
Этому дала, загибаем безымянный палец
Этому дала, загибаем средний палец
Этому дала, загибаем указательный палец
А этому не дала! потрясите большой пальчик
Ты дров не колол? Не колол. потрясите большой пальчик
Воды не носил? Не носил. потрясите большой пальчик
Здесь водичка — холодненькая, гладим малыша по запястью
Здесь водичка — тепленькая, гладим малыша по плечу
А здесь — кипяток, кипяток! щекочим малыша и смеемся!
«Зайчики-пальчики»
действия с пальчиками
Раз, два, три, четыре, пять, Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.
Вышли зайчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
«Сорока-белобока»
действия с пальчиками
Этот пальчик хочет спать, загибаем поочередно пальчики
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура! раскрываем кулачок
В детский сад идти пора!
«Цыпленок»
действия с пальчиками
Бедный маленький цыпленок прижать кулачки друг к другу
Кушать захотел спросонок,
Пальчиком, как клювом бьёт, постучать указательными пальчиками по столу
Буд-то бы зерно клюёт.
«Замок»
действия с пальчиками
На двери висит замок, Пальчики переплести в замок, раскачивать «замок» при чтении стиха
Кто его открыть бы мог?
Постучали, постукивать основания ладоней обеих рук, не разрывая пальцы (не открывая замок)
Покрутили, не расцепляя пальцы, сдвигать ладони в разных направлениях (одну — вперед, другую — назад, так чередовать)
Потянули не расцепляя пальцы, развести основания ладоней в стороны, при этом пальчики выпрямляем
И открыли! резко отпускаете руки, раскрыв замок, и руки надо развести широко в стороны.
«Рыбки»
действия с пальчиками
Рыбки плавали, ныряли имитировать пальчиками плаванье рыбок
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся, сильно сжать пальчики друг к другу (получается плотная ладошка)
Разожмутся, растопырить пальчики
То зароются в песке. снова сложить пальчики и делать движения, как будто роете песок ладошкой
Бугаева Людмила Владимировна
Учебное заведение:
КГУ "Калиновская средняя школа" мини-центр "Улыбка"
Краткое описание работы:
Дата публикации:
2016-12-23
Роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей
Бугаева Людмила Владимировна
КГУ "Калиновская средняя школа" мини-центр "Улыбка"
Методическая тема: роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Пальчиковые игры и физкультминутки развивают память, речь.
Роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей
Методическая тема: «Развитие математических способностей детей 5-6 лет через игровую деятельность»
Период работы: 2013-2018 г.
Тема: Роль пальчиковых игр и физкультминуток в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Период работы: 2014-2015 г.
В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время это период жизни ребенка не случайно называется “нежный возраст”. Нужно быть очень осторожным и деликатным в вопросах развития и образования малышей раннего возраста.
Не только педагоги, но и родители замечают, с какой радостью дети усваивают любую информацию, приобретают любые навыки без дополнительной информации с легкостью и азартом. Однако в настоящее время большое внимание уделяют изучению влияния пальчиковых игр на развитие мелкой моторики, речи детей дошкольного возраста.
Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений. Одни пальчиковые игры направлены на изучение счета, другие знакомят малыша с названием частей тела и самих пальчиков. В некоторых пальчиковых играх малыш должен действовать сразу двумя руками – это помогает ему лучше ориентироваться в пространстве, осваивать такие понятия, как высоко-низко, право-лево. Игры пальчиками дают возможность родителям и воспитателям в увлекательной для детей, форме и развивать математические представления. А так же, не мало важно, вызвать и закрепить устойчивый интерес у детей к математике. Таким образом, пальчиковые игры – это наиболее эффективный, интересный и удобный способ формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Для снятия умственной усталости во время занятий часто используются физкультминутки. Цель проведения физкультурной минутки – повысить умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящейся в статическом состоянии; мышцы кистей рук. Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания.
Цель: формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через пальчиковые игры и физкультминутки.
Задачи:
1.Развивать эмоциональной отзывчивости детей через пальчиковые игры и физкультминутки с математическим содержанием.
2.Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
3.Развивать мелкую моторику и зрительно – двигательную координацию.
4. Подборка картотек: физкультминуток, пальчиковых игр.
Список используемой литературы:
1.Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008.
2.33 лексические темы. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (6-7 лет)./Авт.-сост. Никитина А.В. – СПб.: КАРО, 2009.
3.Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 1 – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 224 с. - (Программа развития).
Просмотреть свитедельство о публикации
. .