Распределение ролей в семье между мужем и женой. Семья: роль мужчины в современной семье Астрономическая функция мужа в жизни супруги
5.6. Распределение ролей в семье между мужем и женой
Кто в семье главный - муж или жена? Содержание понятия семейного главенства связывается с осуществлением управляющих (распорядительных) функций: общим руководством семейными делами, принятием ответственных решений, касающихся семьи в целом, регулированием внутрисемейных отношений, выбором метода воспитания детей, распределением бюджета семьи и т. д.
При этом встречаются два типа главенства: патриархальное (главой семьи обязательно является муж) и эгалитарное (в семье руководство осуществляется совместно).
Где жена верховодит, там муж по соседям бродит.
Русская пословица
Изучение этого вопроса Н. Ф. Федотовой (1981) выявило, что мужское главенство отметили 27,5 % мужчин и 20 % женщин, причем число семей, где оба супруга считали мужа главой семьи, составляло лишь 13 % от общей выборки. Женское главенство чаще указывали жены, чем мужья (соответственно 25,7 и 17,4 %), а совпадение мнений супругов было только в 8,6 % семей. В пользу совместного главенства больше высказалось женщин, чем мужчин (25,7 и 18,4 % соответственно). При этом совпадение мнений о совместном главенстве было в 27 % семей. В более чем половине случаев наблюдалось расхождение во мнении, кто является главой семьи: муж считал таковым себя, а жена - себя, что нередко создавало конфликтную ситуацию.
Пипло и ее коллеги (Peplau, Rubin, Hill, 1977) классифицировали женатых людей и распределили их на группы эгалитарных браков, традиционных браков и современных браков. Эгалитарные браки включают <…> равное распределение власти среди партнеров; традиционные гендерные роли в таких браках не соблюдаются. Грей-Литтл и Беркс (Gray-Little, Burks, 1983) определили два типа эгалитарных браков: синкратический и автономный. Синкратические взаимоотношения характеризуют паттерн брака, когда муж и жена обладают равной властью и совместно принимают решения во всех областях (например, воспитание детей, предстоящий отпуск и финансовый расклад). Автономный паттерн характеризует эгалитарные отношения, когда жена и муж обладают властью и авторитетом в разных областях.
В традиционном браке муж больше доминирует, чем женщина; оба партнера сохраняют традиционные гендерные роли. В традиционных браках жены принимают самостоятельные решения во всем, что касается ведения домашнего хозяйства и воспитания детей. Мужья обладают полным авторитетом в принятии семейных решений (Gray-Little, Burks, 1983).
В современном браке мужья, как правило, меньше доминируют. Традиционные гендерные роли несколько модифицируются. В браках такого рода мужья терпимо относятся к работе жены. Однако если, например, ребенок заболевает, то муж считает само собой разумеющимся, что жена не пойдет на работу и будет сидеть с ребенком (Peplau et al., 1977).
Грей-Литтл и Беркс обнаружили, что в браках, в которых жена обладает сильной властью, партнеры менее удовлетворены, чем в эгалитарных отношениях или традиционных браках <…> Одно из объяснений для таких данных состоит в том, что браки с доминирующей женой противостоят культурным нормам.
М. Налуди , 2003. С. 256–257.
При сопоставлении данных исследований, проведенных в нашей стране за последние десятилетия, отчетливо просматривается следующая динамика: чем старше возраст опрашиваемых, тем чаще встречается мнение, что семья должна быть построена по эгалитарному типу.
По данным Г. В. Лозовой и Н. А. Рыбаковой (1998), мальчики-подростки чаще, чем девочки того же возраста, считают, что главой семьи должен быть муж (соответственно 53 и 36 %); если же предпочтение отдается матери (что происходит не так часто), то девочки делают это чаще, чем мальчики (соответственно 20 и 6 %). При этом к такому распределению ролей в большей мере тяготеет та часть мальчиков, которые осознали себя в качестве представителей мужского пола. Те же мальчики, которые не сумели еще окончательно полоидентифицироваться, одинаково часто предпочитают как патриархат в семье, так и биархат (т. е. считают, что главой семьи может быть как отец, так и мать). У девочек наблюдается та же тенденция: полоидентифицировавшаяся группа считает, что главой семьи должна быть женщина, а остальная часть девочек тяготеет к равноправию полов.
С повзрослением взгляд на главенство в семье мужа или жены несколько меняется. Так, по данным Н. В. Ляхович, юноши считают, что главой семьи должен быть либо муж (35 % ответов), либо должно быть равноглавие (биархат) - 65 % ответов. Такая же тенденция наблюдается и в ответах девушек (муж - 23 %, биархат - 73 %) с той разницей, что 4 % главой семьи назвали жену.
Среди брачующихся отдают главенство в семье мужу еще меньшее количество опрошенных. По данным Т. А. Гурко (1996), это сделали 18 % женихов, 9 % невест. Среди мужчин патриархальных взглядов в основном (около 40 %) придерживаются выходцы из села и имеющие лишь среднее образование. Исследования, проведенные с 1991 по 2000 г. в Магнитогорском университете показали, что юноши в большей степени ориентированы на традиционную, патриархальную модель, девушки же ориентируются больше на эгалитарную модель распределения семейных ролей.
По данным исследований, проведенных в нашей стране, от 15 до 30 % женщин в возрасте за 30 лет объявляют себя главой семьи, тогда как лишь 2–4 % их мужей и 7 % взрослых детей признают это.
Эти ответы отражают наметившийся в настоящее время постепенный переход от патриархального типа организации семьи, когда ее главой являлся только мужчина, к демократическому, в основе которого лежит правовое и экономическое равноправие мужчины и женщины. Указанные функции управления не сосредоточены в руках одного из супругов, а распределяются более или менее равномерно между мужем и женой (3. А. Янкова,1979). Несмотря на эту тенденцию, остается еще много семей, где главенствующую роль, как и прежде, играет муж, хотя во многом это главенство носит формальный характер (А. Г. Харчев, 1979; 3. А. Янкова, 1979). Имеются также семьи, где их главой является жена.
Из заявления о разводе: «Новицкая приходится мне директором по работе. Но и дома она остается директором, несмотря на мои возражения о том, что дома она должна быть женой»
Принятие решений в семье может быть объективным критерием главенства мужа или жены. Т. А. Гурко (1996) полагает, что в настоящее время практически во всех сферах семейной жизни жена чаще, чем муж, принимает решения. Однако в исследовании М. Ю. Арутюнян (1987) было выявлено, что принадлежность решающего голоса мужу или жене зависит от типа семьи (табл. 5.3).
Таблица 5.3. Принятие решений в семье, процент случаев
Как видно из данных таблицы, в эгалитарных семьях чаще решения принимаются мужем и женой совместно независимо от сферы жизнедеятельности. В традиционных семьях это касается только досуга. В финансовой и хозяйственной сферах чаще всего решение принимает жена. Сходные данные получены и зарубежными исследователями: распределение семейных доходов чаще выполняет одна жена, реже - совместно с мужем независимо от типа главенства (N. Gunter, В. Gunter, 1990). В тех случаях, когда жена приписывает себе главенство, она оценивает качества мужа намного ниже, чем при других типах главенства и, естественно, ниже, чем свои качества. Это снижение оценок наблюдается по всем личностным качествам, но особенно отчетливо оно выражено в оценках волевых и интеллектуальных свойств личности мужа, а также качеств, характеризующих его отношение к производственному и домашнему труду. Жена как бы вынуждена взять на себя главенство, не потому что хочет этого и подходит для этой роли, а потому, что с этими обязанностями не справляется муж. Мужчины признают главенство жены потому, что видят у нее наличие тех качеств, которые присущи мужчине, а именно волевые и деловые качества.
В газете «Комсомольская правда» был приведен любопытный пример. В 100 опрошенных семьях 90 женщин назвали себя главой семьи, и их мужья подтвердили это. Десять мужей попробовали претендовать на главенство, но почти все жены им возразили. И лишь одна женщина сказала, что глава семьи - муж. Этого единственного счастливца из 100 решили наградить, предложив ему выбрать подарок. И тогда муж, обратившись к жене, спросил: «Как ты считаешь, Мария, какой лучше выбрать?» Так и не состоялся единственный глава семьи.
В. Т. Лисовский , 1986. С. 100–101.
Признание главенства мужа связано у женщин с высокой оценкой ими его деловых, волевых и интеллектуальных качеств. Мужчины свое главенство связывают с высокой оценкой у себя «семейно-бытовых» качеств и низкой оценкой деловых, интеллектуальных и волевых качеств жены. При этом они считают, что эти качества не являются важными для жены, поэтому, давая им низкую оценку, мужья не стремятся умалить достоинства жен.
В то же время признание главой семьи мужа или жены вовсе не означало, что в их руках сосредоточены все управленческие функции. На деле наблюдалось распределение функций между мужем и женой. Материальное обеспечение семьи при всех типах главенства признается ведущей ролью мужа, но только в том случае, когда расхождения между заработком мужа и жены большое. Главенство мужа в семье связано с его превосходством в уровне образования, общественной активности, удовлетворенностью профессией. Если уровень образования и общественная активность выше у жены, то главенствует в семье она.
Стереотип представлений о распределении семейных обязанностей. Патриархальные отношения в семье, т. е. главенство мужа, существовало на Руси и в других странах с давних пор. В далеком прошлом взаимоотношения супругов регламентировались очень четко. В литературном памятнике Древней Руси «Домострое» (XVI в.) подробно расписаны семейные роли мужа и жены. Моральные нормы были для них одинаковыми, однако сферы деятельности строго разделены: муж - глава, он вправе поучать жену и детей и даже наказывать их физически, жене надлежит быть трудолюбивой, хорошей хозяйкой и во всем спрашивать совета мужа. Однако фактически часто жены имели на мужа большое влияние и командовали в семье.
Л. Н. Толстой говорил, что существует странное, укоренившееся заблуждение в том, что стряпня, шитье, стирка, занятие детьми составляют исключительно женское дело и что делать то же мужчине - стыдно. Между тем, считал Л. Н. Толстой, стыдно обратное: мужчине, часто незанятому, проводить время за пустяками или ничего не делать, в то время как усталая, часто слабая беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит больного ребенка.
С развитием капиталистических отношений в обществе изменились и требования к роли жены и мужа. Они стали не такими жесткими, а экспрессивные роли предписывались не только жене, но и мужу (Т. Гурко, П. Босс, 1995).
Сдвиги в сознании общества происходят и за более короткие промежутки времени. Иногда достаточно двух-трех десятилетий. Так, если в 1967 г. 57 % американских первокурсников согласились с тем, что занятия замужней женщины лучше ограничить домом и семьей, то в 1994 г. с этим согласились только 25 % (Д. Майерс, 2001). В 1938 г. лишь один из пяти американцев одобрял работающую женщину, а в 1993 г. такие женщины одобрялись уже 86 % мужчин. В 1965 г. доля домашней работы мужчин составляла 15 %, а через 20 лет - уже 33 % (Robinson, 1988). Правда, эти сдвиги в сознании общества заметны не во всех странах. Участие мужей во многом определяется этносом, к которому они принадлежат. Так, в США чернокожие мужчины делают 40 % домашней работы, мужчины испанского происхождения - 36 %, белые мужчины - 34 % (Shelton, John, 1993). В Японии муж уделяет домашним делам в среднем лишь 4 часа в неделю, в то время как в Швеции - до 18 часов в неделю.
Целью нашего исследования стало выявление гендерных представлений и их потенциальная реализация в структуре семейных отношений. Нас также интересовала информация о степени допустимости варианта неполной семьи в будущих семейных отношениях для юношей и девушек. Нами был использован метод опроса.
В число респондентов вошли 123 студента первого курса Новозыбковского филиала БГУ имени академика И. Г. Петровского, из них 66 юношей и 57 девушек в возрасте 17–18 лет.
В ходе эмпирического исследования представлений о гендерных ролях в юношеском возрасте была сформулирована рабочая гипотеза: представления о гендерных ролях юношей и девушек детерминируются их половой принадлежностью, особенностями социальной среды, в том числе местом проживания (в нашем случае респонденты проживают в районном центре и прилегающих районах).
В результате анализа полученных нами данных было выявлено несколько ролевых позиций в структуре семейных отношений.
Так, материальное обеспечение семьи в данной выборке отождествлялось с мужчиной, в отличие от результатов подобных исследований, проводимых среди молодых людей, проживающих в крупных городах, где намечается тенденция самообеспечения и материальной независимости. Материально обеспечивать семью, по мнению 63 % девушек и 59 % юношей, должен мужчина.
В воспитании детей традиционно главное место занимает женщина, так считают 67 % девушек и 59 % юношей. Однако многие респонденты отмечали значимость участия в воспитательном процессе обоих родителей вне зависимости от половой принадлежности.
Роль главы семьи в данной выборке отводилась почти в равной степени как мужчине, так и женщине; 48 % девушек оставили эту роль за собой и 52 % - отдали мужчине; 54 % юношей считают, что глава семьи - это мужчина и 46 % - женщина. Такие результаты в некоторой степени объясняются тем функционалом, который, по мнению респондентов, выполняет глава семьи: начиная с финансирования и распределения доходов до вынесения решений по различным значимым вопросам, в том числе и хозяйственным.
Несмотря на то что большинство участников опроса ведение домашнего хозяйства ассоциировало с женщиной (53 % девушек и 73 % юношей), некоторая часть распределяла данные обязанности в равной степени между мужчиной и женщиной.
Что касается проблем неполной семьи, то нами были получены следующие данные: большинство юношей считают, что семья должна быть полной (82 %) и лишь 18 % допускают для себя вариант неполной семьи. Среди девушек были получены следующие результаты: большая часть (71 %) считает для себя приемлемым вариант неполной семьи и всего 29 % высказали противоположную точку зрения. Таким образом, подобные результаты подтверждают печальную статистику: по различным источникам, до 80 % заявлений на развод подают женщины.
Ю. А. Шевцова , 2008. С. 748–749.
Эти данные показывают, что окончательно похоронить существовавшие веками полоролевые стереотипы не удалось до сих пор. Поэтому они существуют даже у детей. Интересные данные были получены немецкими учеными в отношении того, какие семейные обязанности считаются детьми 4–5 лет материнскими и отцовскими: 86 % опрошенных детей ответили, что приготовление пищи - дело матери, а чтение книг, по мнению 82 % ребят, привилегия отца. Делать покупки 83 % малышей относят к обязанностям матери, а читать газеты 82 % считают делом отца. Только один ребенок из 150 опрошенных сказал, что стирка белья - мужское дело; 80 % детей полагали, что пить пиво и курить - привилегия отца.
Основатель итальянской ассоциации мужей-домохозяинов (домоуправленцев) утверждал, что многие мужчины, оставшиеся дома для выполнения домашней работы, в то время как их жены работали, чувствуют стыд за себя и ту роль, которую выполняют. «Много мужчин приходят ко мне анонимно и признаются, что они домохозяины. Это выглядит так, как будто они согрешили и у нас могут исповедываться» (Aries, 2004).
Сходные данные были получены и отечественными психологами. Например, при исследовании ценностных ориентаций молодежи в различных регионах России (Т. Г. Поспелова, 1996) было выявлено, что традиционную (патриархальную) модель семьи выбрали 49 % юношей и 30 % девушек. Эгалитарную модель семьи, где муж и жена в равной степени занимаются и домашним хозяйством, и профессиональной деятельностью, выбрали 47 % юношей и 66 % девушек.
По данным Т. В. Андреевой и Т. Ю. Пипченко (2000), более половины женщин считают женщину ответственной за выполнение роли воспитателя детей, хозяйки, «психотерапевта»; 56 % мужчин и 50 % женщин оценили роль мужчины в семье как добытчика материальных средств, треть мужчин и женщин считают, что обеспечивать материальные средства должны оба супруга. Нашлись и те, которые считают, что эту миссию должна взять на себя жена (10 % мужчин и 16 % женщин); 40 % мужчин и женщин считают, что каждую из ролей в семье супруги должны делить между собой поровну.
Опрошенные женщины были распределены по двум группам: 1) женщины в возрасте от 18 до 30 лет; 2) женщины в возрасте от 45 до 56 лет. Результаты исследования показали, что по декларируемым установкам женщины двух поколений тяготеют к эгалитарным взглядам: около 80 % представительниц обеих подгрупп предпочли бы, чтобы и муж и жена работали, а домашние дела делили бы поровну. И лишь 20 % женщин предпочли бы, чтобы муж зарабатывал деньги, а они занимались хозяйством. Большинство полагают, что детей должны воспитывать оба родителя, - среди старшего поколения так ответили 83 %, а среди молодых женщин - 97 %. При этом 17 % старших женщин считают, что детей в первую очередь должен воспитывать отец (среди молодых женщин так никто не ответил), а 3 % молодых женщин заявили, что детей в первую очередь должна воспитывать мать <…>
Большинство женщин обеих подгрупп полагают, что семья крепче, если в семье муж и жена равны (так ответили 83 % молодых и 60 % женщин старшего возраста). Старшие женщины более традиционны - 40 % из них ответили, что семья крепче, если глава - мужчина, зато 10 % молодых полагают, что лучше, если главой семьи будет женщина <…>
Наиболее важной ценностью, по мнению женщин, является общность интересов в семье <…> Все опрошенные женщины предполагают, что в семье необходимо совпадение мнений, интересов, ценностей, способов проведения досуга. На втором месте по степени значимости у женщин старшего поколения отмечена установка на доминирование в хозяйственно-бытовой сфере, а для молодых женщин эта ценность занимает предпоследнее место - эту функцию брака они рассматривают как второстепенную, зато у них гораздо выше ранг ожидания участия супруга в хозяйственных делах (6-е место у молодых женщин, 16-е - у женщин старшей группы) <…>
У молодых женщин в большей степени присутствует установка на личную активность вне семьи (5–й и 15–й ранги соответственно) и меньше установка на активность супруга вне семьи (10-й ранг значимости у молодых женщин, 4–й ранг у старших) <…>
Женщины старшей группы в большей степени берут на себя функцию эмоционального лидера семьи (6-й и 15–й ранги соответственно) и в меньшей степени ожидают эмоционального участия от супруга <…>
В целом можно заключить, что различия между возрастными группами женщин существуют, но они невелики, причем старшая возрастная группа в большей мере тяготеет к патриархальной модели семьи.
Т. В. Андреева, М. М. Иоффе, 2004. С. 336–337.
И. В. Гребенников (1991) выделяет три типа распределения семейных ролей:
2. Автономный - муж и жена распределяют между собой роли и стараются не вмешиваться в сферу влияния друг друга.
3. Демократический - управление семьей лежит на обоих супругах в равной мере.
И. В. Штылева (2008) изучала отношение старшеклассников к выполнению роли родителя и воспитанию детей. Было выявлено, что «традиционное распределение домашних обязанностей приводит к тому, что у подростков проявляются гендерные стереотипы и они овладевают разными навыками, основанными на их гендерной принадлежности. Они считают, что мужчины и женщины должны исполнять различные роли и обладать различными психологическими качествами. В результате они стремятся овладеть различными навыками, зависящими от их гендера, и как следствие [мужчины - Е. И.] могут оказаться плохо подготовленными к многообразным ролям, которые им, вероятно, придется исполнять в дальнейшем. Гендерные роли и основанное на половой принадлежности разделение труда способствуют развитию навыков воспитания детей у девушек, но не у юношей. Следует отметить, что на неравномерное распределение домашних обязательств влияют особенности социализации, в результате чего юноши не знают, как нужно делать уборку, готовить или обращаться с детьми. Ранний опыт социализации мог не позволить юношам овладеть навыками, необходимыми для выполнения домашних работ. Девушек просят делать больше работ по дому, чем юношей, и они значительно чаще занимаются приготовлением пищи, стиркой и уборкой. Кроме того, поскольку дети обращают больше внимания на модели, имеющие отношение к их полу, юноши не придают большого значения тому, что делает их мать, и не моделируют ее поведение. В результате они не усваивают более детализированные схемы домашних работ, которыми овладевают представительницы женского пола» (С. 346).
Приведенная цитата отражает чисто феминистский подход к выполнению семейных обязанностей. Автора почему-то не беспокоит, что девочки не придают большого значения тому, что делает отец, и не формируют у себя навыки ремонтных и строительных работ, умения разбираться в автомашине, электробытовой технике и т. п.
В действительности опросы семейных пар показывают другое. По данным Л. И. Артемьевой (2007), супруги считают, что основными семейными функциями мужчин являются ремонт квартиры и бытовой техники, финансовое обеспечение семьи. Женщины же должны в основном быть заняты в хозяйственно-бытовой сфере и основными своими задачами считают мытье посуды, уборку и покупку продуктов. Такое распределение обязанностей характерно как для мужчин, так и для женщин вне зависимости от видов брака (официального или гражданского).
А. В. Петровский привел на страницах газеты «Известия» такой пример. «Снимался научно-популярный фильм, посвященный взаимоотношениям в семье. Он так и назывался: “…И счастья в личной жизни”. Перед съемочной группой стояла задача выявить характер распределения обязанностей в семье. Конечно, можно было задавать напрямую вопросы, но психологи хорошо знают, что ответам на такие вопросы не очень-то можно доверять - нередко желаемое выдается за действительное. Тогда мы решили действовать через ребятишек. В детском саду была предложена “игра”. Малышам дали множество цветных картинок, изображавших предметы домашнего обихода: кастрюли, телевизор, молоток, тарелки, кресло, магнитофон, мясорубка, иголка, газета, пылесос, сумка-авоська с продуктами, и просили их отобрать “папины картинки” и “мамины картинки”. И сразу все стало ясно. Для папы многие, очень многие малыши составляли “джентльменский набор”: телевизор, газета, кресло, тахта и иногда - молоток и гвозди. Мамам оставалось все остальное: кастрюли, тарелки, пылесос, мясорубка, авоська и прочее. На экране этот отбор вещей выглядел впечатляюще. Но о каком же семейном коллективе можно говорить, если отец после работы подремывает под телевизор с газетой на коленях, а мать отрабатывает свою вторую трудовую смену? Дети наблюдают это и делают выводы…»
В. Т. Лисовский, 1986 С. 101.
По дороге в спальню…
Муж и жена смотрят телевизор вечером, жена говорит: «Я устала, уже поздно, пойду-ка я спать».
По пути в спальню она заходит на кухню приготовить бутерброды на завтрашнее утро, выкидывает остатки попкорна, вытаскивает мясо из холодильника для завтрашнего ужина, убирает сахар, кладет вилки и ложки на место, оставляет кофе в кофеварке на утро.
Она кладет мокрую одежду в сушилку, грязную одежду в стирку, гладит рубашку и находит пропавший свитер. Она поднимает газеты с пола, складывает игрушки, кладет телефонную книжку на место. Она поливает цветы, выкидывает мусор, вешает сушиться полотенце. Останавливаясь около письменного стола, она пишет записку в школу, проверяет, сколько денег в кошельке, убирает книжку с кресла. Она подписывает открытку с днем рождения для друзей, пишет список продуктов, которые надо купить в магазине. Затем она смывает косметику.
Муж кричит из комнаты: «Я думал, ты пошла спать…», она отвечает: «Я и иду…» Она наливает воду для собаки в миску, убирает за кошкой, затем проверяет двери. Она заходит посмотреть на детей, выключает у них лампу, собирает грязную детскую одежду, спрашивает, сделали ли они домашнее задание на завтра. В своей комнате она готовит одежду для себя на завтра. Затем добавляет три вещи, которые надо будет сделать завтра, в свой список.
В это самое время муж выключает телевизор и говорит сам себе: «Ну все, я иду спать» - и идет.
Источник : Посиделки. 1999. № 7–8. С. 16.
По данным О. Б. Березиной (2010), молодые супруги представляют свое взаимодействие следующим образом: при принятии решений 83 % опрошенных считают, что супруги должны договариваться друг с другом; 14 % думают, что каждый должен отвечать за свою сферу в семье, а 11 % возлагают принятие решений на мужа. При распределении обязанностей 58 % опрошенных считают, что оба супруга должны и работать, и вести хозяйство; 29 % считают, что жена может по желанию работать, но большую часть дел по хозяйству должна взять на себя, добавляя, что при этом не исключается активная помощь мужа; 11 % считают, что работать должен муж, а жена должна заниматься домашним хозяйством.
Реальное распределение домашней работы. По данным зарубежных исследований, работающие жены выполняют в среднем 69 % домашних дел (Ш. Берг, 2001).
Сходные данные получены и отечественными учеными (О. Дудченко с соавт., 1995) (табл. 5.4).
Таблица 5.4. Затраты времени (часов в неделю) на домашний труд (работающее население) в СССР
Немаловажно и то обстоятельство, что домашние дела у женщины являются каждодневными (приготовление еды, мытье посуды, уход за ребенком и т. п.), в то время как домашние обязанности мужчин носят эпизодический характер (сделать ремонт, перенести тяжелую вещь и т. п.) и позволяют им более свободно распоряжаться своим временем.
С самого детства родители внушают девочке: будь независимой, гордой, требовательной, получай образование, ищи интересную, любимую работу. Все правильно.
А вот готовить к тому, что придется стать женой, матерью, хозяйкой, некоторые родители забывают…
«С детства меня воспитывали, как мальчишку. Командир отряда, председатель совета дружины, комсорг класса - все это я. Со школы привыкла быть лидером, привыкла руководить. О том, что я буду хозяйкой дома, женой, матерью, ни в школе, ни в институте мне никто ни разу не напомнил. Результат налицо: до сих пор не люблю готовить, хотя за плечами 2,5 года супружества. Мне повезло: у меня умный, понимающий и помогающий во всем муж. Но, боже мой, до чего же трудно ему со мной бывает! Ведь профессионал я только на работе, а дома - неумеха. Нина Р».
В. Т. Лисовский , 1986. С. 79.
В течение года группа статистиков записывала, сколько работы выполняет одна домохозяйка, которая заботится о муже и двоих детях. Результаты оказались поразительными.
За год она перемывает 18 тысяч ножей, вилок и ложек, 13 тысяч тарелок и три тысячи кастрюль и сковородок. Она не только моет эти приборы, но и достает их из шкафа, ставит на стол, убирает обратно и, таким образом, переносит груз общим весом примерно 5 тонн.
С помощью специальных устройств измерили и расстояние, которое приходится преодолевать домохозяйке за день. Если семья живет в обычной двухкомнатной квартире, то домохозяйка делает в среднем около 10 тысяч шагов в день, а если в доме с усадьбой, то больше 17 тысяч шагов. Если к этому добавить еще хождение на рынок, то за год ей приходится пройти путь почти в 2 тысячи километров.
Источник : Знание - сила. 1982. № 6. С. 33.
По данным Е. В. Фотеевой (1987), чаще помогают женам молодые мужья и с более высоким уровнем образования. При этом, когда дети достигают школьного возраста, помощь женам значительно уменьшается, а часто и прекращается. Вообще же, отмечает Е. В. Фотеева (1990), существует стереотипная дифференциация образов «хорошего мужа» и «хорошей жены»: муж чаще рассматривается как добытчик, а жена - как хранительница семейного очага.
О том, какую роль мужчина выполняет в семье, пишут не так уж и часто. В литературе все больше встречается аналогичная информация о женщинах. Мужчина же просто выступает антиподом. Но не стоит забывать о том, для семейного счастья необходим вклад обоих, и роль мужчины в семье не стоит недооценивать.
Создание гармоничных отношений невозможно без участия мужа, его любви к женщине и участия в воспитании ребенка. Ни одна семья не сможет быть счастливой и крепкой без вклада мужчины в ее укреплении.
Какова роль мужчины в семье?
К сожалению, в настоящее время проводится недостаточно исследования на тему влияния мужского пола на развитие семейных отношений. Почему же необходимо изучать этот вопрос?
Во-первых, для создания системы знаний о семье. Во-вторых, для понимания вопроса о равноправии каждого из полов в решении бытовых проблем. Для того, чтобы не возникало перекоса при ведении домашнего хозяйства в сторону женщины, часто нужно менять позицию мужчин в семье.
В современном обществе есть устоявшееся мнение по поводу мужских домашних обязанностей и его положения в обществе. Но проблема заключается в том, что распространенные правила уже давно не работают в нынешних условиях жизни. Все чаще появляются вопросы и споры о том, почему сильный пол не хочет выполнять домашние дела и помогать женщине.
У многих есть образ главы семьи, который дома лишь отдыхает и восстанавливается после трудовых будней. Рейтинг мужчины, как хорошего семьянина, роль мужчины в семье лишь падает с каждый годом.
Согласно статистическим данным, за последние полвека женщина стала работать примерно на 7 часов в неделю меньше по дому, а мужчина лишь на 2 с половиной. Из полученных данных можно сделать заключение о том, что мужчины все-таки взяли на себя часть женских обязанностей. Но все равно показатели не радуют.
Почему мужчины выполняют мало бытовых обязанностей?
Почему же статистика неутешительна? Мужской пол не хочет заниматься рутиной, либо просто не может? Опросы говорят о том, что более половины мужчин, как раз готовы заниматься детьми и домашними делами, но у них не хватает на это времени.
Они хотели бы больше общаться и принимать участие в семейной жизни. Почему же этого не происходит? Дело как раз в сложившихся стереотипах общества о том, какова роль мужчины в семье. Корень проблем лежит в правильном воспитании. Даже, если у главы семейства есть верное понимание собственных обязанностей, не всегда удается осуществить это в реальной жизни.
О чем еще нам говорит статистика?
Мужчина занят на производстве на 4 часа в неделю больше женщины. Казалось бы, разница невелика. Примерно такое же количество времени отец уделяет ребенку. Работникам мужского пола чаще предлагают сверхурочную работу.
Происходит это потому, что работодатель прекрасно понимает, что женщина поспешит домой к своим детям. И даже ее отказ от дополнительной нагрузки будет восприниматься нормально. Аналогичный ответ от мужчины вызовет непонимание, и даже смех среди коллег и руководства.
То воспитание, которое получает большинство мужчин, в дополнение к окружению на работе заставляет их скрывать свои чувства к женщине и детям. Иногда можно встретить нелепое поведение у мужчин, когда они пытаются доказать окружающим, что семья — это не главное в их жизни и нарочно не спешат идти домой. Тем самым они подчеркивают для друзей и коллег, что брак не изменил их образ жизни и устоявшиеся привычки.
Чаще всего, это лишь показательные акции со стороны мужчины, но поступить иначе он не в силах. Все это оказывает разрушающее действие на семью. К тому же сыновья копируют поведение отцов и совершают впоследствии те же ошибки в собственных семьях.
Изменение представления мужчины о собственной роли в доме.
Для того, чтобы женщина почувствовала поддержку мужf в быту, необходимо изменить его представление о том, какова роль мужчины в семье. К тому же это изменение должно произойти не только у отдельно взятого мужчины, но и у общества в целом.
Семья едина. Если пренебречь функциями мужчины в доме, то женщина не сможет справиться со всеми навалившимися обязанностями, за этим последуют конфликты и нарастание негативной обстановки. О каком равноправии тут можно говорить?
Работа сверхурочно может произойти в любой из дней и, если у мужчины есть какие-либо ежедневные обязанности по дому, то он их просто не выполнит. Это говорит о том, что мужчинам можно поручить лишь те дела, которые не имеют регулярной основы.
Но выполнение даже части домашних дел все равно не избавит женщину от повышенных нагрузок после заключения брака. Но этот факт не мешает женщинам хотеть выйти замуж. Те, кто считал, что вскоре семьи перестанут существовать, ошибаются.
Есть ряд потребностей, в том числе духовных, которые могут быть удовлетворены лишь внутри семьи. Общество принимает и любит человека за ту социальную роль, которую он в нем выполняет. Семья же дает безусловную любовь.
Почему мужская половина не спешит вступать в отношения?
И впоследствии говорят о собственном разочаровании? Практически никто не говорит о том, какова роль мужчины в семье до того момента, как он вступит в брак. Первые неприятности приводят к опустошению и разочарованию в семейной жизни. С появлением детей женщины переключаются на них, а жизнь мужчины большей частью связана с работой. То есть мужчина, имея семью, продолжает жить на работе.
Чтобы мужчина оказался готов к совместной жизни и созданию счастливой семьи, его нужно к этому заранее готовить. Предупреждать о необходимости брать ответственность и работать над отношениями.
Тем не менее, мужчина хочет иметь семью. Если он и меняется в не лучшую сторону, то причиной этому лишь появившиеся трудности. В действительности роль мужчины в семье от этого не изменяется. Не стоит забывать о том, что мужчинам семья нужна не меньше, чем они ей.
Природа уверенно распределила мужские и женские роли в семье, и хотя, они отличаются по функциям, однако по значимости они абсолютно равны. Мужская роль включает в себя главенство в семье, функции защитника и кормильца. А женская роль заключается в том, чтобы быть превосходной женой, матерью и хозяйкой в доме. С ведением домашнего хозяйства и материнством проблем нет - все понимают верно эти понятия и функции. А вот с ролью жены несколько сложнее, она состоит в том, чтобы поддерживать, понимать и принимать своего мужа, вдохновлять его на успех и быть верным помощником.
Самый эффективный вид сотрудничества во всех сферах деятельности человека - это разделение обязанностей (ролей), это же касается и семьи. Если каждый из супругов знают и успешно справляются со своими ролями, то семья обречена на успех. Проблемы начинают возникать тогда, когда муж или жена, или оба не имеют желания исполнять свои функции, пытаются осилить чужие, или вмешиваются в роли другого. Безупречная жена строит карьеру в семье. Её роль исключительно женская, заключается в поддержании мужа, помощи в исполнении его функций, но не делать за супруга его работу.
Эффективность и преданность в выполнении своих ролей всегда сопровождается большим успехом в семейной, деловой и общественной жизни. И все абсолютно наоборот, когда кто-то из членов семьи пытается исполнять чужие роли, отказывается выполнять свои функции, или слишком озабочен тем, как выполняют свои функции другие, играя роль строгого надзирателя.
Успех в исполнении своих функций зависит от того, насколько хорошо вы выполняете свою женскую роль в жизни и в семье в частности. Это должно заботить только вас. Не исключено, что у вас есть возможность нанимать помощников для организации домашнего быта, или попросить помогать вам в этом детей. Но в любом случае, ответственность за порядок в этой сфере лежит только на вас.
Овладев женскими навыками и умениями, вы сможете добиться еще больших успехов на семейном поприще. Для этого вы можете научиться готовить, вести домашнее хозяйство, обустраивать домашний быт так, чтобы в нем было комфортно. Обратите внимание на женскую бережливость и на воспитание детей. Посвятите себя полностью семье и приложите максимум усилий для достижения гармонии и благополучия в доме.
То, что вы поможете вашему мужу достичь успеха в исполнении его функции, станет и вашим успехов в создании благополучной семьи. В этом вам помогут знания трех мужских потребностей:
У мужчины должна быть возможность выполнять свои функции главы семьи, кормильца и защитника.
Мужчина должен ощущать эту потребность в своей семье.
Важно, чтобы мужчина имел превосходство над женщиной в этой области.
В современном обществе тенденция к тому, что эти исходные принципы все время нарушаются. Произошло вторжение женщины на территорию мужчины. В результате у нас в наличии поколение матерей, которые работают, конкурируют с мужчинами в продвижении по карьерной лестнице, в величине доходов.
В домашней обстановке тоже далеко не все спокойно. Женщина привыкла быть руководителем на работе, и то же самое пытается сделать дома, выполнять все по-своему. Женщина стала выполнять очень многие функции, мужские по определению, самостоятельно. Большая утрата для обоих в паре то, что женщина стала независимая, и это приводит к тому, что она перестала испытывать потребность в защите мужчине и его обеспечении.
Из-за того, что мужчина не чувствует потребностей в его мужских функциях, не ощущает надобности в себе, и потому не чувствует необходимость быть настоящим мужчиной. Для того, чтобы более соответствовать взятой на себя работы, женщина приобретает мужские особенности характера. Эта значит утрату женственности, присущего женского обаяния и женской нежности. Женщина становится подвержена стрессу, проявляется постоянная нервозность, когда она пытается взять на себя ответственность ту, которую обычно должен брать мужчина. Это провоцирует утрату столько важной и необходимой умиротворенности, которая нужна для создания счастливой семьи. Если женщина тратит много сил и времени на выполнение работы, предназначенной мужчинам, она откидывает от себя те важные функции, которые свойственны именно женщине. В результате от этого проигрывает вся семья.
Чтобы семья была успешной и счастливой, женщина обязана твердо помнить о том, что мужчина глава семьи, кормилец и защитник. Счастье мужа напрямую зависит от того, как он выполняет свою мужскую роль в семье, и чувствует ли вашу поддержку, свою нужность семье. Оставьте мужчине возможность руководить семьей, выполнять мужскую работу в доме, обеспечивать всем необходимым вас и семью. Только крайняя необходимость может позволить вам зайти за границы ваших функций и исполнять мужские работы.
Не стоит ждать от мужчины совершенства в исполнении его мужской роли. Вы сделаете лучше и себе и мужчине, если не будете придираться по мелочам и вмешиваться в его деятельность. Если вы столкнулись с проблемами, а мужчина не пользуется своими мужскими функциями защитника, не стоит жаловаться. Будет лучше, если вы просто скажите, что у вас проблема, четко и ясно расскажите ему основную суть проблемы и какие могут быть последствия. Следующим шагом будет вопрос: «какие у тебя мысли по этому поводу? Что можно сделать в данной ситуации?». Тем самым вы дадите ему понять, что он глава семьи, передадите свою трудность вашему мужчине, и это будет хороший повод для мужчины почувствовать себя нужным. Изменения могут занять достаточно времени, поэтому рекомендуется вам набраться терпения в том случае, если мужчина не берется за решение вопроса даже после того, как вы ему все расскажите.
Начало изменений можно положить похвалами мужчины. Мужскую роль не так-то легко исполнять и скоро вы узнаете почему. Самой большой наградой для мужчины станет ваша похвала. Не жалейте слов благодарности. Эффект будет больше, чем когда мужчина получает награду за труд. И не забывайте постоянно и ответственно выполнять свои обязанности по обустройству домашнего очага. Таким образом, вам удастся провести четкую границу между функциями мужчины и женщины, и поможете успешно вести мужские дела мужчине.
Если не определить четко мужские и женские роли, то это грозит смешением функций. И тогда мужчина начинает делать какую-то часть женской работы, а женщина - мужской. Все поправимо, если такое распределение ролей временное, но в случае, когда это происходит постоянно, то целостности семьи это наносит вред.
В воспитании детей нужно уделять внимание развитию природных свойств по половому определению, а для этого им нужно наблюдать в родителях достаточно четкие образы мужчины и женщины для собственного подражания. При исполнении своей женской роли, мама показывает свой нежный женский образ. Когда она выполняет свои женские дела с такой любовью и нежностью, которая может быть присуща только женщинам, когда она ходит в женственной одежде, нежно заботится о детях, выполняет свои домашние обязанности, то смотря на неё, дети формируют женский образ. Когда она при исполнении своих функций излучает удовлетворение своей жизнью и счастье, женщина помогает нарисовать своим детям благоприятную картину женственности.
Когда дети видят в отце сильного лидера, когда отец проявляет свои функции кормильца и защитника в действии, когда он с уверенность берет на себя ответственность, при этом получая удовольствие от происходящего, это формирует благоприятную почву для развития таких качеств в сыновьях и становятся примером для будущего мужа девушкам. Девочки будут тянуться к женственному, а мальчики - к мужественному в том случае, когда в семье существует четкое наглядное отличие в образах мужчины и женщины.
Если в семье складывает не так, как определено природой, когда нет четких границ между распределением функций, то это может грозить серьезной проблемой. По статистике в домах, где обязанности мужчины и женщины были нечеткими, часто возникали случаи гомосексуальности. Дети в семьях с подобными устоями не могли получить конкретного представления о мужских и женских функциях, и у них не был формирован идеал для подражания.
Процесс воспитания научит детей многому тому, что им поможет успешно передвигаться по жизни, чтобы быть счастливыми. Однако, самому важному, чему дети могут научиться в семье - это мальчику стать мужественному, а девочке - женственной.
Кто главный в семье - муж или жена . Содержание понятия семейного главенства связывается с осуществлением управляющих (распорядительных) функций: общим руководством семейными делами, принятием ответственных решений, касающихся семьи в целом, регулированием внутрисемейных отношений, выбором метода воспитания детей, распределением бюджета семьи и т. д.
При этом встречаются два типа главенства : патриархальное (главой семьи обязательно является муж) и эгалитарное (в семье руководство осуществляется совместно).
Изучение этого вопроса Н. Ф. Федотовой (1981) выявило, что мужское главенство отметили 27,5 % мужчин и 20 % женщин, причем число семей, где оба супруга считали мужа главой семьи, составляло лишь 13 % от общей выборки. Женское главенство чаще указывали жены, чем мужья (соответственно 25,7 % и 17,4 %), а совпадение мнений супругов было только в 8,6 % семей. В пользу совместного главенства больше высказались женщины, чем мужчины (25,7 % и 18,4 % соответственно). При этом совпадение мнений о совместном главенстве было в 27 % семей. В более половине случаев наблюдалось расхождение во мнении, кто является главой семьи: муж считал таковым себя, а жена - себя, что нередко создавало конфликтную ситуацию.
Где жена верховодит, там муж по соседям бродит. Русская пословица
При сопоставлении данных исследований, проведенных в нашей стране за последнее десятилетие, отчетливо просматривается следующая динамика: чем старше возраст опрашиваемых, тем чаще встречается мнение, что семья должна быть построена по эгалитарному типу. Ниже приводятся данные, подтверждающие этот вывод.
По данным Г. В. Лозовой и Н. А. Рыбаковой (1998), мальчики-подростки чаще, чем девочки того же возраста, считают, что главой семьи должен быть муж (соответственно 53 % и 36 %); если же предпочтение отдается матери (что происходит не так часто), то девочки делают это чаще, чем мальчики (соответственно 20 % и 6 %). При этом к такому распределению ролей в большей мере тяготеет та часть мальчиков, которые осознали себя в качестве представителей мужского пола. Те же мальчики, которые не сумели еще окончательно полоидентифицироваться, одинаково часто предпочитают как патриархат в семье, так и биархат (т. е. считают, что главой семьи может быть как отец, так и мать). У девочек наблюдается та же тенденция: полоидентифицировавшаяся группа считает, что главой семьи должна быть женщина, а остальная часть девочек тяготеет к равноправию полов.
По мере того как мальчики и девочки взрослеют, их взгляд на главенство в семье мужа или жены несколько меняется. Так, по данным Н. В. Ляхович, юноши считают, что главой семьи должен быть либо муж (35 % ответов), либо должно быть равноглавие (биархат) - 65 % ответов. Такая же тенденция наблюдается и в ответах девушек (муж - 23 %, биархат - 73 %), с той разницей, что 4 % главой семьи назвали жену.
Среди вступающих в брак отдают главенство в семье мужу еще меньшее количество опрошенных. По данным Т. А. Гурко (1996), это сделали 18 % женихов, 9 % невест. Среди мужчин патриархальных взглядов в основном (около 40 %) придерживаются выходцы из села и имеющие лишь среднее образование.
По данным исследований, проведенных в нашей стране, от 15 до 30 % женщин в возрасте за 30 лет объявляют себя главой семьи, тогда как лишь 2-4 % их мужей и 7 % взрослых детей признают это.
Эти ответы отражают наметившийся в настоящее время постепенный переход от патриархального типа организации семьи, когда ее главой являлся только мужчина, к демократическому, в основе которого лежит правовое и экономическое равноправие мужчины и женщины. Указанные функции управления не сосредоточены в руках одного из супругов, а распределяются более-менее равномерно между мужем и женой (З. А. Янкова, 1979). Несмотря на эту тенденцию, остается еще много семей, где главенствующую роль, как и прежде, играет муж, хотя во многом это главенство носит формальный характер (А. Г. Харчев, 1979; З. А. Янкова, 1979). Имеются также семьи, где главой является жена.
Принятие решений в семье может быть объективным критерием главенства мужа или жены. Т. А. Гурко (1996) полагает, что в настоящее время практически во всех сферах семейной жизни жена чаще, чем муж, принимает решения. Однако в исследовании М. Ю. Арутюнян (1987) было выявлено, что принадлежность решающего голоса мужу или жене зависит от типа семьи (табл. 10.1).
Очевидно в эгалитарных семьях чаще решения принимаются мужем и женой совместно, независимо от сферы жизнедеятельности . В традиционных семьях это касается только досуга. В финансовой и хозяйственной сферах чаще всего решение принимает жена. Сходные данные получены и зарубежными исследователями: распределение семейных доходов чаще выполняет одна жена, реже - совместно с мужем независимо от типа главенства (N. Gunter, B. Gunter, 1990).
В тех случаях, когда жена приписывает себе главенство, она оценивает качества мужа намного ниже, чем при других типах главенства и, естественно, ниже, чем свои качества. Это снижение оценок наблюдается по всем личностным качествам, но особенно отчетливо оно выражено в оценках волевых и интеллектуальных свойств личности мужа, а также качеств, характеризующих его отношение к производственному и домашнему труду. Жена как бы вынуждена взять на себя главенство, не потому что хочет и подходит для этой роли, а потому, что с этими обязанностями не справляется муж. Мужчины признают главенство жены потому, что видят у нее те качества, которые присущи мужчине, а именно волевые и деловые качества.
"В газете "Комсомольская правда" был приведен любопытный пример. В 100 опрошенных семьях 90 женщин назвали себя главой семьи, и их мужья подтвердили это. Десять мужей попробовали претендовать на главенство, но почти все жены им возразили. И лишь одна женщина сказала, что глава семьи - муж. Этого единственного счастливца из 100 решили наградить, предложив ему выбрать подарок. И тогда муж, обратившись к жене, спросил: "Как ты считаешь, Мария, какой лучше выбрать?" Так и не состоялся единственный глава семьи" (В. Т. Лисовский, 1986, с. 100-101).
Признание главенства мужа связано у женщин с высокой оценкой ими его деловых, волевых и интеллектуальных качеств. Мужчины свое главенство связывают с высокой оценкой у себя "семейно-бытовых" качеств и низкой оценкой деловых, интеллектуальных и волевых качеств жены. При этом они считают, что эти качества не являются важными для жены, поэтому, давая им низкую оценку, мужья не стремятся умалить достоинства жен.
В то же время признание главой семьи мужа или жены вовсе не означало, что в их руках сосредоточены все управленческие функции . На деле наблюдалось распределение функций между мужем и женой. Материальное обеспечение семьи при всех типах главенства признается ведущей ролью мужа, но только в том случае, когда расхождения между заработком мужа и жены большое. Главенство мужа в семье связано с его превосходством в уровне образования, общественной активности, удовлетворенностью профессией. Если уровень образования и общественная активность выше у жены, то главенствует в семье она.
Стереотип представлений о распределении семейных обязанностей. Патриархальные отношения в семье, т. е. главенство мужа, существовало на Руси и в других странах с давних пор. В том далеком прошлом взаимоотношения между супругами регламентировались очень четко. В литературном памятнике Древней Руси "Домострое" (XVI в.) подробно расписаны семейные роли мужа и жены. Моральные нормы были для них одинаковыми, однако сферы деятельности строго разделены: муж - глава, он вправе поучать жену и детей и даже наказывать их физически, жене надлежит быть трудолюбивой, хорошей хозяйкой и во всем спрашивать совета мужа. Однако фактически часто жены имели на мужа большое влияние и командовали в семье.
Л. Н. Толстой говорил, что существует странное, укоренившееся заблуждение в том, что стряпня, шитье, стирка, нянченье составляют исключительно женское дело и что делать то же мужчине - стыдно. Между тем, считал Л. Н. Толстой, стыдно обратное: мужчине, часто не занятому, проводить время за пустяками или ничего не делать в то время, когда усталая, часто слабая, беременная женщина через силу стряпает, стирает или нянчит больного ребенка.
С развитием капиталистических отношений в обществе изменились и требования к роли жены и мужа. Они стали не такими жесткими, а экспрессивные роли предписывались не только жене, но и мужу (Т. Гурко, П. Босс, 1995).
И все же окончательно похоронить существовавшие веками полоролевые стереотипы не удалось до сих пор. Поэтому они существуют даже у детей. Интересные данные были получены немецкими учеными в отношении того, какие семейные обязанности дети 4-5 лет считают материнскими и отцовскими: 86 % опрошенных детей ответили, что приготовление пищи - дело матери, а чтение книг, по мнению 82 % ребят, это - привилегия отца; делать покупки 83 % малышей относят к обязанностям матери, а читать газеты 82 % считают делом отца. Только один ребенок из 150 опрошенных сказал, что стирка белья - мужское дело. Восемьдесят процентов детей полагали, что пить пиво и курить - привилегия отца.
Знание - сила. - 1983. - № 3. - С. 33.
Сходные данные были получены и отечественными психологами. Например, при исследовании ценностных ориентаций молодежи в различных регионах России (Т. Г. Поспелова, 1996) было выявлено, что традиционную (патриархальную) модель семьи выбрали 49 % юношей и 30 % девушек. Эгалитарную модель семьи, где муж и жена в равной степени занимаются и домашним хозяйством, и профессиональной деятельностью, выбрали 47 % юношей и 66 % девушек.
По данным Т. В. Андреевой и Т. Ю. Пипченко (2000), более половины женщин считают женщину ответственной за выполнение роли воспитателя детей, хозяйки, "психотерапевта". Пятьдесят шесть процентов мужчин и половина опрошенных женщин оценили роль мужчины в семье как "добытчика" материальных средств, треть мужчин и женщин считает, что обеспечивать материальные средства должны оба супруга. Нашлись и те, которые считают, что эту миссию должна взять на себя жена (10 % мужчин и 16 % женщин).
Сорок процентов мужчин и женщин считают, что каждую из ролей в семье супруги должны делить между собой поровну.
Л. Ш. Иксанова (2001) выявила специфику взглядов на роли мужа и жены в семье у супругов, живущих в незарегистрированном браке. Так, у мужчин из незарегистрированного брака имеется менее традиционное представление о женщине, чем у мужчин из зарегистрированного брака. Они считают, что женщина не должна ограничивать себя хозяйственно-бытовыми ролями. В свою очередь женщины из незарегистрированного брака, вопреки женщинам из зарегистрированного брака, считающих, что материальное обеспечение семьи - это прерогатива мужа, высказывают мнение, что эта роль в равной степени принадлежит как мужу, так и жене. Таким образом, в семьях с незарегистрированным браком наблюдается ориентированность как мужчин, так и женщин на эгалитарное устройство семейных отношений.
"А. В. Петровский привел на страницах газеты "Известия" такой пример. "Снимался научно-популярный фильм, посвященный взаимоотношениям в семье. Он так и назывался: "...И счастья в личной жизни". Перед съемочной группой стояла задача выявить характер распределения обязанностей в семье. Конечно, можно было задавать напрямую вопросы, но психологи хорошо знают, что ответам на такие вопросы не очень-то можно доверять - нередко желаемое выдается за действительное. Тогда мы решили действовать через ребятишек.
В детском саду была предложена "игра" . Малышам дали множество цветных картинок, изображавших предметы домашнего обихода: кастрюли, телевизор, молоток, тарелки, кресло, магнитофон, мясорубка, иголка, газета, пылесос, сумка-"авоська" с продуктами, и просили их отобрать "папины картинки" и "мамины картинки". И сразу все стало ясно. Для папы многие, очень многие малыши составляли "джентльменский набор": телевизор, газету, кресло, тахту и иногда - молоток и гвозди. Мамам оставалось все остальное: кастрюли, тарелки, пылесос, мясорубка, "авоська" и прочее. На экране этот отбор вещей выглядел впечатляюще. Но о каком же семейном коллективе можно говорить, если отец после работы подремывает под телевизор с газетой на коленях, а мать отрабатывает свою вторую трудовую смену? Дети наблюдают это и делают выводы..."" (В. Т. Лисовский, 1986, с. 101).
Реальное распределение домашней работы. По данным зарубежных исследований, работающие жены выполняют в среднем 69 % домашних работ.
Немаловажным является и то обстоятельство, что домашние дела у женщины являются каждодневными (приготовление еды, мытье посуды, уход за ребенком и т. п.), в то время как домашние обязанности мужчин носят эпизодический характер (сделать ремонт, перенести тяжелую вещь и т. п.) и позволяют им более свободно распоряжаться своим временем.
Участие мужей во многом определяется этносом, к которому они принадлежат. Так, чернокожие мужчины делают 40 % домашней работы, мужчины испанского происхождения - 36 %, белые мужчины - 34 % (B. Shelton, D. John, 1993).
"В течение года группа статистиков записывала, сколько работы выполняет одна домохозяйка, которая заботится о муже и двоих детях. Результаты оказались поразительными.
За год она перемывает 18 тысяч ножей, вилок и ложек, 13 тысяч тарелок и 3 тысячи кастрюль и сковородок. Она не только моет эти приборы, но и достает их из шкафа, ставит на стол, убирает обратно и, таким образом, переносит груз общим весом примерно 5 тонн.
С помощью специальных устройств измерили и расстояние, которое приходится преодолевать домохозяйке за день. Если семья живет в обычной двухкомнатной квартире, то домохозяйка делает в среднем около 10 тысяч шагов в день, а если в доме с усадьбой, то больше 17 тысяч шагов. Если к этому добавить еще хождение на рынок, то за год ей приходится пройти путь почти в 2 тысячи километров" (Знание - сила. - 1982. - № 6. - С. 33).
По данным Е. В. Фотеевой (1987), чаще помогают женам молодые мужья и мужья с более высоким уровнем образования. При этом, когда дети достигают школьного возраста, помощь женам значительно уменьшается, а часто и прекращается. Вообще же, отмечает Е. В. Фотеева (1990), существует стереотипная дифференциация образов "хорошего мужа" и "хорошей жены": муж чаще рассматривается как "добытчик", а жена - как "хранительница семейного очага".
Усиление традиционной полоролевой дифференциации наблюдается после рождения первого ребенка. Уход и забота о нем ложится на мать; кроме того, она начинает отвечать за все, что происходит в доме, а потребность в профессиональной деятельности отходит на второй план; муж же больше ориентирован на события, происходящие вне семьи, его роль более инструментальна (Ю. Е. Алешина, 1985; И. Ф. Дементьева, 1991).
Аналогичные данные получены А. П. Макаровой (2001), сравнивавшей ролевые установки молодых супругов, имеющих и не имеющих детей. У супругов, чей стаж совместной жизни до года, ролевые установки совпадают больше, а удовлетворенность браком наиболее высокая. Ролевые установки в семьях с детьми у супругов часто не совпадают, а ролевые ожидания жен в отношении мужей не оправдываются. В семьях с детьми больше преобладают традиционные ролевые установки (в основном в позициях женщин, которые уделяют больше внимания сфере хозяйства и быта, воспитания детей, эмоционально-моральной поддержки семейного климата). В семьях, не имеющих детей, полоролевая дифференциация выражена гораздо слабее, отношения между супругами носят эгалитарный характер.
В группе со стажем семейной жизни 5-6 лет мужчины больше внимания уделяют профессиональной деятельности, меньше всего возлагают на себя обязанности в воспитании детей.
"По дороге в спальню...
Муж и жена смотрят телевизор вечером, жена говорит: "Я устала, уже поздно, пойду-ка я спать".
По пути в спальню она заходит на кухню приготовить сэндвичи на завтра на завтрак, выкидывает остатки попкорна, вытаскивает мясо из холодильника для завтрашнего ужина, убирает сахар, кладет вилки и ложки на место, оставляет кофе в кофеварке на следующее утро.
Она кладет мокрую одежду в сушилку, грязную одежду в стирку, гладит рубашку и находит пропавший свитер. Она поднимает газеты с пола, складывает игрушки, кладет телефонную книжку на место. Она поливает цветы, выкидывает мусор, вешает сушиться полотенце. Останавливаясь около письменного стола, она пишет записку в школу, проверяет сколько денег в кошельке, убирает книжку с кресла. Она подписывает открытку с днем рождения для друзей, пишет список продуктов, которые надо купить в магазине. Затем она смывает косметику.
Муж кричит из комнаты: "Я думал, ты пошла спать...", она отвечает: "Я и иду...". Она наливает воду для собаки в миску, убирает за кошкой, затем проверяет двери. Она заходит посмотреть на детей, выключает у них лампу, собирает грязную детскую одежду, спрашивает, сделали ли они домашнее задание на завтра. В своей комнате она готовит одежду для себя на завтра. Затем добавляет три вещи, которые надо будет сделать завтра, в свой список.
В это самое время муж выключает телевизор и говорит сам себе: "Ну все, я иду спать", и идет" (Посиделки. Информационный листок. - 1999. - № 7-8. С. 16).
В большинстве стран отпуск по уходу за маленьким ребенком предоставляется женщинам. Это создает для них ряд трудностей при приеме на работу. Чтобы избежать этого и придать мужчинам равные юридические права по уходу за ребенком, законодательно разрешено такой отпуск брать и мужчине. Однако они неохотно идут на это, так как семья потеряет в доходах (оплата труда мужчины во многих странах выше, чем женщины), да и администрация и коллеги отрицательно смотрят на это. Чтобы стимулировать мужчин по уходу за малолетним ребенком в Швеции был принят вариант, по которому годовой оплачиваемый отпуск может взять любой из родителей, однако если его возьмут мать и отец по очереди, им будет выплачена повышенная компенсация.
Муж как "финансовый мешок". В обществе сложилось мнение, что одним из признаков мужественности является хорошее финансовое положение мужчины. Многие женщины оценивают мужчин именно с финансовой точки зрения. Б. Бейли (B. Bailey, 1988) пишет о том, что процесс ухаживания мужчины за женщиной в США всегда держался на деньгах. Подразумевается, что во время свидания тратить деньги должен мужчина. Если он этого не делает, то может оказаться в глазах женщины второсортным кавалером. Существенным фактором в выборе супруга у женщин является то, насколько будущий муж может материально обеспечить семью, поэтому на Западе женщины предпочитают богатых. Берн и Лэвер (Burn, Laver, 1994) выявили совпадение взглядов взрослых мужчин и женщин относительно того, что мужчина должен зарабатывать много денег.
Однако возложение на мужа роли добытчика приводит ко многим негативным явлениям (J. Pleck, 1985):
1. Выбор высокооплачиваемой работы может не совпадать с профессиональными интересами мужчины: очень часто такая работа ему не нравится.
2. Вследствие работы днем и ночью ради зарабатывания больших денег у мужчин ослабевает контакт со своими детьми. Например, в Японии, где понятие мужественности связано с полной самоотдачей на работе, отцы проводят со своими детьми в среднем 3 минуты по будним дням и 19 минут по выходным (M. Ishii-Kuntz, 1993). В связи с этим часто встречаются люди, которые считают, что в детстве они были лишены отцовской любви (C. Kilmartin, 1994).
3. Когда мужчина сознает, что несколько человек зависят от него экономически и он должен оправдывать ожидания семьи, это сильно давит на его психику. Вместе с ростом семьи он должен увеличивать и объем и время работы, чтобы зарабатывать больше. Такой стиль жизни часто приводит к появлению обусловленных психическим и физическим напряжением патологических симптомов.
Многие брачные союзы нередко распадаются лишь потому, что вовремя не разграничили в отношениях роль мужчины и женщины в семье.
Зачастую мужчина не желает брать на себя всю ответственность за семью, а женщина совсем не хочет быть домохозяйкой, стремясь к легкой и красивой жизни.
За что должна отвечать жена?
- Следит за бытом.
- Ухаживает за детьми.
- Обеспечивает в доме комфортные условия, уют.
- Поддерживает мужа.
Ответственность мужчины
- Гарантия безопасности в семье.
- Разрешение проблем.
- Снабжение.
- Обеспечение жильем.
- Руководство бюджетом.
Заставить мужа быть главой семьи
На самом деле, это сделать довольно просто. Достаточно поставить его в вашем союзе на первое место. Это значит, что бы ни случилось, уделять ему внимание в самую первую очередь. Ничего не должно быть важнее интересов мужа. Пусть не кажется это вам старорежимным. Но вспомните некоторые свои поступки. Муж звонит домой и слышит в трубку: «Ой, перезвоню тебе позже, я сейчас с подругой разговариваю». Тем самым вы проявляете неуважение к благоверному, демонстрация того, что у вас полно более важных интересов, чем выказывание внимания к мужу. Подобные мелочи накапливаются, и вот уже мужчина совершенно не чувствует себя в собственной семье значимым лицом.Муж всему голова
- Главные отношения в семье - это ваши с мужем отношения. Им всегда должно быть обеспечено первое место. На втором - дети.
- Зачастую у женщин все же в приоритете оказывается ребенок. Ведь муж - что? Он взрослый человек, подождет. И вот такая позиция подтачивает семью изнутри. И в результате от этого страдает тот же ребенок.
- Нередко вообще у женщин на первом месте значатся вся и все, кроме супруга: друзья, работа, собственные интересы, кроме мужа. Из-за этого семья потихоньку разрушается.
Уважение к мужу обязательно должно ощущаться в доме - тогда конфликты исчезнут сами собой. И если ваши отношения еще не достигли такого уровня, когда вы верите друг другу и можете один другому безоговорочно доверять, необходимо приучать партнера к мысли, что он в семье самая важная персона.
Женская роль в семье
То, о чем говорилось выше - это основа отношений. Если он установлен, то всеми остальными вопросами - бытовыми, сексуальными, денежными, рабочими - занимается женщина, и делать ей это уже гораздо проще. Она как бы управляет всем этим сложным организмом под названием «семья». Вот ее фундамент:- Партнер, стоящий на первом месте.
- Любовь.
- Деньги.
- Отношения, построенные на уважении.
- Четко определенные цель отношения (крепкая семья), мечты, задачи семьи.
Различия в ролях
Разделение мужчины и женщины в семье на определенные роли обусловлено и психологическими, и физиологическими особенностями.Так уже сложилось. Мужчина выполняет миссию кормильца, главы, защитника. Очень важно, чтобы женщина это осознавала и имела потребность в этом, даже если она зарабатывает больше мужа.
Женское предназначение - создавать в семье атмосферу, излучать удовлетворенность жизнью.
Нередко женщины выбирают для себя мужскую роль в семье, и это отрицательно сказывается на отношениях супругов. Зато ей так удобнее: обладая мужской энергией, легче продвигаться по карьерной лестнице, больше зарабатывать, проще выживать. И она предпочитает выживать, защищаться, бороться, как бы забывая о том, как важно представать перед своим мужчиной мягкой, женственной, гибкой, понимающей, создающей атмосферу домашнего очага.
Каждый в семье должен заниматься своим делом - только тогда она гармонично развивается и существует. Если каждый реализует свое предназначение, все довольны и счастливы. В ином случае возникают проблемы.
Очень важное условие для счастливой семьи - желание и мужа, и жены непрерывно трудиться над отношениями. Много разводов случается тогда, когда один из партнеров не считает необходимым постоянно вкладывать в отношения свои усилия и старания. Между тем, любовь и счастье - это не сиюминутные ощущения.
Это процесс, который нуждается в движении и развитии. Для этого надо прикладывать усилия, чтобы они потом с лихвой окупились.