Почему дети должны помогать родителям уборки дома. Мама, за парту! Как научить родителей помогать ребенку с домашним заданием
Ваш подросток забывает вынести мусор с такой регулярностью, что вы начинаете думать, будто бы он делает это специально? Придя с улицы, он оставляет свою обувь прямо посреди комнаты? Вы делаете ему замечания и всячески пытаетесь приучить его к порядку, но ничего не помогает? Не волнуйтесь, вы не одиноки. Современные дети гораздо реже помогают родителям по дому, чем дети предыдущего поколения. Недавнее исследование показало, что 82 % родителей в детстве выполняли какие-либо обязанности по дому, но только 28 % из них ожидают того же от своих детей. Такая тенденция непонятна, ведь большинство родителей считают, что дети должны помогать по дому. Те же дети, которые выполняли домашние обязанности, демонстрировали лучшее поведение, успеваемость в школе и сплоченность с семьей.
Возникает вопрос: почему же попытки сотрудничества вызывают у подростка такое сопротивление? Родители испытывают возмущение по этому поводу, потому что они уверены, что ребенок в возрасте 13–14 лет должен убирать за собой. Родители интерпретируют неспособность подростков ухаживать за собой за неблагодарность. Однако, несмотря на то, что подростки уже выглядят довольно взрослыми, они все еще хотят, чтобы о них заботились, как о маленьких детях. Это происходит только дома, поэтому подростки кажутся родителям такими безответственными, ленивыми и капризными. Подростки также склонны искать острые ощущения, потому что в этот период в их мозге особенно активны дофаминовые рецепторы. Именно поэтому они любят идти на риск, но не любят выносить мусор.
Однако это не означает, что вашего сына или дочь нужно освободить от домашних обязанностей. Чтобы избежать споров с подростком, вам следует использовать другую стратегию. Во-первых, не воспринимайте неряшливость и лень ребенка на свой счет. Во-вторых, хотя вам, разумеется, не нравится, что в комнате подростка постоянно царит беспорядок, это не значит, что он вырастет безответственным и ленивым и не достигнет успеха в жизни.
Если вы примете такую позицию, вам легче будет приучить ребенка выполнять домашние обязанности. Ваша задача – не заставить его выполнять работу по дому и даже не заставить его полюбить эту работу, а дать ему понимание, что помощь ценна. Это похоже на то, как вы приучали его к уборкам в комнате, когда он был маленьким. Единственное отличие заключается в том, что раньше ребенок охотно вам подчинялся, а теперь, вероятно, он будет игнорировать ваши просьбы. Поэтому вам следует проявить смекалку.
Вместо того чтобы обвинять подростка в безответственности или заставлять его помогать вам по дому, объясните ему, что домашние обязанности – это возможность для каждого члена семьи позаботиться обо всей семье. Возможно, вашей дочери мытье посуды покажется скучным занятием, но этим можно пожертвовать ради семьи. Рассмотрим несколько советов, которые помогут утвердить в семье принцип «один за всех и все за одного».
Объясните ребенку свои ожидания от него. Напишите ему список дел, которые хотите, чтобы он выполнил. Например:
- помыть посуду;
- вытереть посуду и сложить ее в кухонный шкаф;
- вымыть и высушить кастрюли;
- вытереть обеденный стол.
Устройте подростку «курс молодого бойца». Чтобы он мог правильно выполнять домашние обязанности, позвольте ему практиковаться в их выполнении снова и снова, пока он не научится выполнять то или иное действие хорошо. Например, наблюдайте за тем, насколько хорошо у ребенка получается накрывать на стол, мыть посуду и т.д., а затем, через несколько часов, снова поставьте ему такую же задачу.
Еженедельно определяйте время для уборки. Каждые выходные выделяйте время, когда все члены семьи будут заниматься уборкой. Это может подразумевать уборку в комнатах, во дворе или выполнение каких-то особых задач. Удостоверьтесь, что работу можно выполнить за несколько часов. Не позволяйте ребенку (или супругу) в течение этого времени заниматься чем-то еще, кроме уборки.
Устройте праздник по поводу окончания уборки. Когда вы выполните все запланированные задания, придумайте что-нибудь веселое. Например, можно провести в кафе семейный ужин или поесть вместе мороженого.
Предлагать ли ребенку вознаграждение за выполненную работу? Вознаграждение за домашнюю работу дает ребенку четкое и ошибочное понимание того, что без вознаграждения не стоит ни накрывать на стол, ни выносить мусор, ни застилать кровать. Вознаграждение превращает домашнюю работу в коммерческую сделку и учит ребенка, что единственная мотивация выполнять какие-либо обязанности по дому – материальное вознаграждение.
Следующие правила требуют от вас следовать принципу «одного напоминания»
Создавайте естественные последствия. Например, одна мама говорила своим детям, чтобы они складывали свое грязное белье в корзину до вторника, потому что среда была днем стирки. В противном случае им пришлось бы ждать неделю до следующей стирки или стирать свои вещи самостоятельно.
Если ребенок бросает вещи, не убирайте их. Если ребенок оставляет вещи в ненадлежащем месте, попросите его положить вещь на место, но только один раз. Если он этого не сделает, в следующий раз, когда он попросит у вас что-либо (например, отпустить его погулять), скажите, что вы сделаете это тогда, когда он уберет вещь на свое место.
Установите последствия. Когда вы устанавливаете ребенку последствия за его поступки (например: «Если ты не вынесешь мусор до 10-ти часов, то не сможешь целый день пользоваться мобильным телефоном»), придерживайтесь правила «одного напоминания». Не ворчите и не угрожайте ребенку, просто в 10.01 вынесите мусор и заберите у ребенка телефон. Телефон должен оставаться у вас до конца дня, как вы и предупреждали.
Наконец, одно из главных правил: когда приучаете подростка к порядку, используйте юмор. Например, если ребенок разбрасывает свои вещи и одежду по квартире, вы можете незаметно спрятать их в школьном рюкзаке подростка перед тем, как он пойдет в школу. Подросток поймет, что вы хотели ему этим сказать, но при этом будет воспринимать все как игру, а не как наказание.
Помните, что вы можете найти гораздо лучший способ общения с подростком, чем споры по поводу беспорядка в его комнате. Хотя научить его ответственности необходимо, он также нуждается в том, чтобы поговорить, посмеяться с вами и иногда подурачиться. Совсем скоро подросток поступит в университет и уедет из дома. Ваша квартира будет чище, чем когда-либо раньше, но вы будете скучать по этим временам.
Оцените публикациюМногие родители часто ограждают своих детей от любых домашних дел. Правильно ли это? Сможет ли ребенок ценить чужой труд если не будет прилагать маломальских усилий, делая что-либо по дому? Ведь дела домашние формируют в человеке чувство ответственности и заботы к окружающим людям.
Родители часто в своём желании всесторонне развивать ребёнка записывают его на курсы иностранных языков, в кружки художественного творчества, в спортивные секции. А вот выполнять работу по дому им не поручают, поскольку не считают это нужным или сознательно уберегают их от бытовых трудностей. В результате ситуация доходит до такого уровня, когда убедить детей прибраться хотя бы в собственной комнате будет делом совершенно бесполезным.
Исследование. По исследованиям социологов, 82% из опрошенных взрослых в России занимались работой по дому, когда были маленькими. Но лишь 28% готовы поручить такую работу своим чадам. Родители предпочитают загружать ребёнка теми занятиями, которые гарантируют им успех в будущей карьере, а вот домашними обязанностями не обременяют. Однако давно известно, что работа по дому не только делает ребёнка более организованным по жизни, но и позитивно влияет на психику и успехи в учёбе.
Передавая детям определённые хозяйственные обязанности, взрослые способствуют появлению у них большей уверенности в себе и самостоятельности. Исследования показали, что малыши, помогающие родителям с 4-5 лет, были более общительными, быстро заводили друзей, хорошо учились в школе и ВУЗе. Их сверстники, не обременённые домашними обязанностями в раннем возрасте, которые начинали помогать по дому с подросткового возраста не так быстро поднимались по карьерной лестнице.
Помогая семье, ребятишки учатся быть более отзывчивыми, понимающими, добрыми, помогать другим, заботиться о родных. Если дети отказываются от домашних дел под предлогом большой загруженности в школе, не стоит их полностью освобождать домашних обязанностей. Позволяя ребёнку отказаться от обязанностей по дому родители невольно формируют у них определённую установку: оценки в школе весомее, чем внимание к семье. Сейчас это может показаться мелочью, но со временем вы увидите свою ошибку.
Мотивировать и направить ребёнка на домашние дела можно, опираясь на следующие рекомендации:
- Будьте внимательны к своим словам. По мнению психологов, благодарность к детям должна быть выражена не формальной фразой, например, «спасибо за помощь» (ее будет недостаточно). Поблагодарите ребенка, назвав его хорошим помощником: «ты такой хороший помощник». У него не только возникнет желание ещё раз сделать что-то по дому, но и повысится самооценка, он ощутит, что без него семье будет реально тяжелее справляться, он полезен и важен для своей семьи.
- Помните о распорядке. Составляя расписание занятий ребёнка – уроки, музыка, языковые курсы, спорт, отдых – внесите в него и домашние дела. Так он прочувствует их важность и будет вырабатывать ответственное к ним отношение. И так вы приучите ребенка к дисциплине.
- Игровые задания не помешают. Можно попробовать разработать целую квестовую систему домашних дел. Выполняя каждое из них подряд, он последовательно будет переходить к более сложным. Например, вытереть пыль со стола, подмести в гостиной, затем более интересное задание — включить стиральную машину:).
- Не следует применять денежное вознаграждение. По мнению психологов, материальное поощрение ухудшает мотивацию ребёнка. Свою помощь он уже будет рассматривать с меркантильной точки зрения — без желания помочь родителям, а лишь с целью получить за неё деньги. Читаем также: .
- Большое значение имеет род занятий, которые вы даете ребенку. Чтобы не воспитать эгоиста, стоит подобрать для ребёнка такие занятия, которые будут необходимы всей семье, а не только ему. Наравне с наведением порядка в своей комнате, можно поручить ему помыть посуду и протереть пыль в гостиной.
- Приказной тон – это исключено. Повелительное наклонение в разговоре лучше смягчить — не «убери», а «давай уберём». Важно акцентировать внимание на том, что это не занудное и тяжолое занятие, а возможность позаботиться о родных.
- Позитивная окраска для домашних дел. Не стоит поручать какую-то домашнюю работу ребёнку в качестве наказания. Говорите о домашней работе в позитивном или нейтральном ключе. Постоянно повторяя слова о том, как тяжело справляться с домашними обязанностями, – как вы устали мыть полы или пылесосить – вы покажете ребёнку пример, который он возьмёт на вооружение. И тогда ему тоже не будет нравиться это делать. Лучше заострить внимание на заботе о доме и поддержании чистоты во благо комфорта всех членов семьи.
Как помогать ребёнку делать домашние задания? В каких случаях помогать не стоит? Советует педагог-психолог, эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании Анастасия Кузнецова .
Юлия Борта, АиФ.ru: Анастасия Андреевна, многие родители учеников начальной школы жалуются: дети такие медленные, всё время приходится подгонять, ребёнок может просидеть два часа за столом и написать за это время одну букву...
Анастасия Кузнецова : Нужно понять, что дети сейчас другие. Это так называемое поколение информационных технологий. Естественно, что у этих деток сценарии возрастного развития очень сильно отличаются от тех, которые были в детстве их родителей. В частности, как раз по такому признаку, как самостоятельность. И это не потому, что они плохие, инфантильные и т.д. Современный мир устроен таким образом, что сферы ответственности нынешних детей гораздо более узкие, нежели были у нас с вами. Когда мы росли, то сами, с ключом на шее, ходили в школу, сами разогревали себе обед. А у современных детей такие сценарии поведения не сформировались — просто за невостребованностью. Они живут иначе. Никому не придёт в голову сегодня отправить ученика 1 класса одного в школу. Поэтому и такое качество, как самостоятельность, формируется значительно позже. И другими способами. Это мы должны понимать и не предъявлять эту претензию детям.
— Тогда как приучить самостоятельно выполнять домашние задания? Не сидеть же с ребенком до 11 класса?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать задачи на каждом уровне образования — в начальной школе, основной и старшей. В начальной школе наша общая учительско-родительская задача — научить ребёнка учиться. В том числе сформировать алгоритмы самостоятельного выполнения домашнего задания. Показать ребёнку, как он может это сделать, чтобы быть успешным учеником.
В основной школе задача другая. Когда мы научили ребёнка учиться, то должны предоставить поле деятельности — чтобы он сформированные в «началке» навыки мог самостоятельно применять, чтобы у него активно формировался контроль и управление собственной деятельностью. Это очень важно в подростковом возрасте. А вот если мы что-то в начальной школе не успели и начинаем в 5 классе над школьником стоять, сдвинув брови и с ремнём, пока он выполняет домашние задания, то таким способом мы скорее всего наживём конфликт с подростком. И при этом нисколько не приблизимся к решению задачи научить самостоятельно делать уроки.
Что касается старшеклассников, тех, кто выходит на путь выбора будущей профессии, то здесь в идеале мы просто создаём условия, чтобы ребёнок мог выполнять те действия, которые ему необходимы для решения его стратегических задач в области самоопределения — поступления в вуз.
Теперь о том, как делать уроки. Вернёмся в начальную школу. Есть несколько важных правил.
Разъясните, что, как и в какой последовательности нужно делать . Чтобы у ребёнка сформировался самоконтроль, ему надо дать алгоритм выполнения домашних заданий. Объём информации действительно большой. И родители часто пугаются домашних заданий, особенно когда речь идет о таких предметах, как окружающий мир, проектная деятельность, математика и прочие. Поэтому первое и главное правило — это постоянный контакт с учителем. Любой современный педагог начальной школы, если задать ему этот вопрос, очень четко расставит акценты, что и как нужно делать с детьми. В рамках этого алгоритма и нужно действовать. Как только ребёнок перестаёт с чем-то справляться, способы действия надо корректировать — обязательно вместе с учителем.Воздержитесь от любой критики школьной программы, заданий, учебников, школы, тетрадей, учителя в присутствии ребёнка . В начальной школе учитель — это непревзойдённый авторитет для детей. Любая родительская критика никакой иной цели не достигает, кроме как потери у ребёнка фундаментальной, базовой уверенности в том, что та деятельность, которую он осуществляет, значима. И мы только затрудняем таким образом решение его собственных задач.
Начните с обучения тому, как организовать процесс . Это может выглядеть примерно так. Первый шаг — открываем электронный дневник (или бумажный). Страничку с заданиями можно для удобства распечатать. Важно, чтобы у ребёнка обозримый перечень задач находился перед глазами. Второй шаг — достаём и готовим последовательно учебники и тетради, которые понадобятся: математику, русский язык, окружающий мир и т.д., — организовываем пространство . Определились с первым предметом, скажем, решили делать сначала математику — поставили учебник на подставку. Вы таким образом задаёте операционное поле, определённую систему координат. Самоконтроль ведь формируется из алгоритма внешнего контроля. Если подобные действия повторяются из раза в раз, у ребёнка такое поведение входит в привычку, формируется стереотип. В школе, особенно первое время, первоклассников приучают к организации собственной учебной деятельности. На начальном этапе важнее не столько ЧТО делать, а КАК делать. И здесь необходима синхронность. Как в школе — так и дома. Чтобы у детей не возникало никаких лишних барьеров, ничто не отвлекало, не мешало вникать в содержание задания.
Задание ребёнок читает сам и обязательно вслух . После этого мы задаём ему вопрос: «Что ты должен сделать?». Таким образом мы тестируем его на понимание задания. Если есть проблемы с пониманием смысла прочитанного текста, то всё остальное бесполезно. После этого спросите: «Как мы с тобой будем это выполнять?». Обсудите, что сначала и что в конце. И поэтапно выполняйте.
Не допускайте, чтобы ребёнок в начальной школе выполнял домашние задания «на коленке» — перед телевизором или в транспорте . Выделите 15 минут, но сделайте качественно. Именно для того, чтобы у ребёнка сформировалась вот эта культура деятельности, которую он потом сможет использовать. Тем более что в 1 классе домашних заданий почти не задают. А если они и есть, то только для того, чтобы ребёнок привыкал, втягивался. Чтобы втягивалась семья. Без конструктивного взаимодействия с родителями, односторонне этот процесс невозможен.
Постепенно уменьшайте прямой контроль . Вместо того, чтобы диктовать ребёнку по буквам, что он должен писать, просите его диктовать себе вслух. Вы можете заниматься другими делами, но при этом слушать, как он контролирует сам себя. Таким образом мы контроль передаём ему. Кроме того, у ребёнка должен быть обязательно черновик. Начиная со 2-3 класса, если вы сформировали навыки, о которых мы сказали выше, старайтесь только контролировать факт выполнения домашних заданий. Можно делать это примерно так: «Ты идёшь делать уроки, я пока помою посуду (схожу в магазин, вернусь с работы), а потом вернусь и проверю. Если тебе что-то будет непонятно, ты приготовь мне, пожалуйста, вопросы, в которых я тебе должна помочь». То есть мы все время задаём ребёнку определённые поведенческие сценарии, формируем опыт.
Учите формулировать просьбу о помощи . Ребёнок должен сказать, что именно вызвало затруднения: скажем, он не знает, как проверить гласную в слове. Если вы не даёте ему самостоятельности, он никогда не сможет чётко сформулировать вопрос. Он просто на определённом этапе скажет: «Я не могу». — «А что ты не можешь?» — «Я не могу». — «Ну давай вместе разбираться». И вот родители сели и опять за него что-то стали делать... В рамках небольших заданий на начальном этапе обучения вполне возможно научить формулировать проблему.
Устраивайте перерывы . Как правило, продуктивность занятий у детей в 1-2 классе снижается через 15-20 минут непрерывной работы. Хотя, конечно, всё индивидуально. И родители в этом плане лучше знают своего ребёнка. Неслучайно в 1 классе уроки длятся 35 минут. А во время урока обязательно должна быть смена деятельности. Если ребёнок устал, заставлять бесполезно. И даже вредно. Родители ведь взрослые люди и должны представлять, какой цели они хотят добиться. Если мама злится и хочет измучить до смерти — это одна цель. Тогда тактика «пока не сделаешь от сих до сих — из-за стола не встанешь» оправдана. Если вы хотите приучить к порядку и умению организоваться — она сомнительна. Потому что, когда ребёнок утомлён, такое насилие будет вызывать — в зависимости от темперамента — либо агрессию, либо подавленное состояние, уход внутрь агрессивных эмоций. И вместо самостоятельности сформируются совсем другие качества.Поэтому ещё до того, как ребёнок приступил к выполнению домашних заданий, чётко определите круг задач и время на отдых. Например: «Сначала сделаешь математику, потом 15 минут отдохнёшь (полежишь, поиграешь в конструктор и т.д.) — как в школе на переменке. А когда стрелка часов подойдёт к такой-то цифре (если ребёнок ещё не понимает время по часам), снова сядешь за уроки». То есть изначально нужно проговорить всю процедуру в деталях.
Если ребёнка трудно усадить за уроки и вы каждый раз начинаете выходить из себя, попробуйте снизить накал страстей, заменив себя... будильником (есть специальные для школьников). Заводите его, чтобы он прозвенел в определённое время два раза. Первый означает «Приготовься!». Второй звонок — «Иди делать уроки!» Можно использовать песочные часы. Это гораздо лучше, чем бесчисленные нервные окрики: «Ну я же тебе сказала!». В перерывах между выполнением заданий не предлагайте такие виды активности, из которых потом ребёнка не вытащишь — игры в компьютере, например. Можно полистать книжку, навести порядок на полке, перекусить, вымыть за собой чашку...
Относитесь к ошибке ребёнка не как к провалу, неудаче, а как к точке роста, полезному опыту . И научите этому школьника. Родители детей, особенно в начальной школе, очень тревожно и болезненно относятся к ошибкам. И как следствие — к оценке этих ошибок. Однако от того, какое отношение к ошибке мы формируем, зависит мотивация к учёбе на всех последующих этапах. Ошибка — это просто сигнал о том, что надо вернуться назад — что-то не так сделано. Как только родители начинают связывать неудачи ребёнка с его личностью («Опять ты криво пишешь», «Почему я должна повторять тебе двести раз одно и то же»...), он постепенно прекращает вообще что-либо делать самостоятельно, начинает списывать, чтобы не ошибиться. Наша же цель — не мотивация избегания неудач, а мотивация достижений.
Не создавайте лишние барьеры . Дети разные. Кто-то может с одного раза выучить как пишется «ЖИ-ШИ», ему самоконтроля хватит. А кому-то нужно, чтобы эти «ЖИ-ШИ» у него перед носом постоянно были. Так же кстати, как и таблица умножения во 2 классе. Так можно положить её рядом с рабочим местом, и избавить ребёнка от необходимости сидеть и в панике мучительно вспоминать, сколько будет семь на восемь, а поднять глаза и увидеть это несколько раз.
Объяснять ребёнку, из чего складывается отметка . Чтобы не было недоумения: «Я все правильно сделал, почему у меня «тройка»? Лучше обсудить вопрос критериев оценивания с учителем. Вообще, современные педагогические технологии предполагают дифференцированное оценивание. Оценка складывается отдельно из баллов за правильность, аккуратность и красоту исполнения. Тем более, что сейчас значительно больше детей, у которых не «поставлена» рука, и у них не получается красиво писать. Да и в школе чистописанию уделяется не так много времени, как раньше. Если ребёнок понимает критерии оценки, у него не возникнет противоречие: всё сделано правильно, а оценка не самая высокая. Плюс важна персональная динамика: получилось хоть одну строчку написать, не вылезая за линейки, надо похвалить и оценить.
После окончания начальной школы, при переходе ребёнка в 5 класс контроль за выполнением домашних заданий остаётся . Но менее включённый. То есть ребёнок должен знать, что вы всегда в курсе. Не должно быть истории, когда мы объявляем, что ребёнок уже большой, в электронный дневник можно не заходить и ничего не проверять. Дети ещё очень долго будут взрослеть. Но механизмы воздействия в младшем и среднем подростковом возрасте должны быть другие. Надо договариваться. Например, так: «Ты считаешь, что уже взрослый? И я взрослый. Если ты чувствуешь, что у тебя какие-то проблемы, ты обращаешься ко мне до того, как у тебя будут «двойки». И мы подумаем, как сделать так, чтобы их не было. Потому что если у тебя три «двойки» за неделю, то меня в школу вызывают».
Не всегда стоит бояться «двоек» и «троек» . Если подросток категорически «пошёл в отказ» и не хочет учиться, дайте ему возможность получить заслуженную «двойку» и прочувствовать последствия. Сразу оговорюсь: в начальной школе такой способ «воспитания» использовать не стоит. Младшеклассники зачастую приравнивают оценку своих учебных успехов к оценке своей личности. Если ребёнок получает «двойки», на это обращают внимание одноклассники, и на личностном развитии это может не очень хорошо сказаться. В старшей школе тоже не время для таких экспериментов, там пора концентрироваться и включаться в конкурентную борьбу за место под солнцем.
А вот в 6-7 классе можно дать возможность почувствовать границы каких-то ситуаций. Важно только, чтобы родительский манёвр не превратился в блеф. В подростковом возрасте, как ни в каком другом, дети очень чувствительны к справедливости, честности. И манипуляторы они превосходные. Чему, конечно, они к этому возрасту прекрасно научаются у нас, взрослых. А потом начинают использовать приёмы манипуляции и шантажа без всяких социальных ограничений, поскольку ещё маленькие. Этим подростковый возраст опасен. Поэтому, если вы планируете «повоспитывать» двойками, продумайте все ходы до конца. Это принципиально важно. Заранее определитесь, до какого края готовы дойти, позволяя подростку погрязнуть в «двойках», забросить учёбу. И здесь тоже очень важен контакт с учителем-предметником, заместителем директора по учебной работе, социальным педагогом. Стоит выяснить, какие процедуры и формы работы с учебной неуспешностью существуют в школе. То есть сначала понять весь спектр воздействия и профилактики, чтобы проблема не замыкалась на родителях. И не превращалась в шантаж: «У тебя куча «двоек», поэтому я тебе интернет отключу». Надо понимать: отключить интернет — значит лишить ребёнка ресурса социализации. Наверное, нет родителей, которые не понимают, что дети сейчас в интернете социализируются. Это один из их способов жизнедеятельности. Отключая интернет, мы лишаем их удовлетворения важных возрастных потребностей. И куда эти подростки потом направят свою активность, где они будут ловить этот интернет? Иногда дети начинают воровать мобильные телефоны, происходят другие неприятности. Поэтому все воспитательные сценарии родителям нужно продумывать заранее.Можно ли заставить детей выполнять свои домашние обязанности, или это дело невозможное и совершенно безнадежное? Эта статья о том, как бороться с ленью подростка, можно ли достичь каких-то результатов в этом благородном деле, и главное – как их достичь. Изобретательность детей, увиливающих от домашней работы, поистине достойна восхищения, ее бы в мирные цели! Однако, то и дело приходится слышать от заискивающего: «Я потом, мамочка, ладно?» до возмущенного: «Я не БУДУ это делать!!!».
Почему дети не хотят брать на себя часть работы по дому?! Как заставить их принимать участие в бытовых делах семьи?
Почему подростки не хотят помогать по дому?
На вопрос «почему?» ответить легче легкого: потому что у них есть более интересные дела! Друзья (онлайн и офлайн), любовь, игры, соцсети…
Нам, взрослым, кажется, что подростки просто ленятся и даром теряют время, но для них все эти занятия наполнены величайшим смыслом. И я, между прочим, с ними в этом согласна, потому что они занимаются ни чем иным, а поиском своего места в нашем мире доступными для них средствами. Они выходят из семьи в социум, и это для них очень важно. А попытка «вернуть в семью» совершенна противоположна вектору их интереса. Даже если этот вектор направлен якобы внутрь себя, (как у подростков-интровертов,
Попытка развернуть ребенка на 180 градусов обречена на неудачу. Цыпленок разбивает яйцо, птенец вылетает из гнезда, волчонок выходит из логова. Как вы себе представляете маму-квочку с таким посылом: «Вернись в свою скорлупу и убери там! », или маму-волчицу: «Сложи косточки в один угол и подмети пол хвостом!»
Животные мудрее: птицы учат летать, а волки – охотиться. Только люди, непонятно почему, стараются удержать детенышей дома, у юбки. Причина понятна — так легче их и меньше , что они натворят что-то во вред себе.
Зачем родители заставляют детей помогать по дому?
Давайте скажем себе правду, дорогие родители о том, что такое для ВАС домашние обязанности ребенка . Мой вариант (результат наблюдений и подробных расспросов родителей) таков:
- Родители выполняют семейную программу . «Со мной так поступали, значит, так надо!»
- Способ взаимодействовать с ребенком . «Воспитывать», показывать свою власть, контролировать, то есть всегда иметь «железный» повод для придирок.
- Беспокойство за ребенка. «Как же ты жить будешь, если не умеешь стирать носки (пылесосить, складывать игрушки, мыть посуду, выносить мусор…)?!»
- Стремление облегчить свою взрослую родительскую жизнь . «Мы все тут живем, почему за порядком должен следить кто-то один?»
Эту последнюю причину я считаю единственным и естественным основанием, чтобы бороться с ленью ребенка и приучить его к домашним обязанностям.
А с другими причинами стоит разобраться подробнее, чтобы они не создавали лишних «помех» в наших родительских ума.
Выполнение семейной программы
Я, конечно, за семейные традиции, уважение к своему роду и прочее. Однако, есть вещи, которые требуют осмысления и адаптации к современным условиям. Домашние обязанности – одна из них. наверняка не похожа на вашу жизнь в детстве, а детство ваших родителей не похоже на ваше. Почему же требования должны быть одинаковыми?
Часто я слышу такой аргумент: «Меня держали в строгости, у меня были обязанности, и вот я вырос приличным человеком! » А на вопрос, как этот человек относился к родителям в подростковом возрасте, ответ примерно такой: «Родители меня не понимали ».
То есть, вас «строили» и не понимали, и вы то же самое делаете с детьми? Зачем? Вы им мстите, что ли? Как в армии во времена дедовщины? Можно, конечно, и так, но если вы любите своих детей и хотите взаимности, зачем слепо повторять то, что вам самим не нравилось? Хотя бы форму измените! Бороться с ленью подростка нужно более тонкими методами, а вот как именно, это и есть основной вопрос, и о нем ниже.
Заставлять что-то делать по дому — это способ взаимодействия родителей и детей
Вторая причина из нашего списка. Иногда родители выбирают такой способ взаимодействия, потому что другого не знают . Об интересах ребенка не подозревают, контакт давно потерян. Как восстановить его — они не знают, но чтобы сохранить какую-то видимость общения — пристают с требованиями. Скрытый посыл родителя таков «увидь меня, я есть! «
Это еще и способ показать свою власть. Родители нуждаются в отношениях с детьми, причем в отношениях эмоциональных! Проявлять свою любовь не умеют, поэтому находят повод ругаться: «Почему мусор не вынес? !» и пошло поехало…
Ребенок в глухой обороне или в открытую. Он только и делает, что придумывает новые отмазки, как бы не делать то, что вы его заставляете. То что вы считаете ленью, на самом деле — сопротивление — борьба за свою . Или, если вы его подавили, грустно подчиняется и мечтает о том счастливом дне, когда же он уедет куда-то учиться.
На самом деле и он и вы нуждаетесь в нормальном общении, и можно выбрать для него более достойный повод, чем без конца указывать ему, что он не подходит под шаблон идеального сына (дочери).
Беспокойство за ребенка
Из разряда «как ты будешь жить, если не научишься элементарно убирать за собой?
» Выгладит как весьма достойный повод. Но на практике себя не оправдывает.
Я еще ни разу не видела человека, умершего от того, что он не умел мыть посуду, или пылесосить. Девушки (да и мальчики!), когда уходят из-под маминого крыла, очень быстро привыкают ухаживать за своей особой: готовить еду, убирать, стирать и прочее.
Моя подруга не умела готовить ничего, кроме яичницы, уехав за мужем в 20 лет далеко от родительского дома, научилась идеальному ведению домашнего хозяйства за год. Спрашивала у подруг, читала кулинарные книги.
Более того, если ваш ребенок ленится вам помогать по дому, и вы постоянно «грузите» его требованиями что-то сделать, этим вы вовсе не воспитываете любовь к этому (как вы, возможно, думаете). а вызываете у него стойкое отвращение к бытовым обязанностям.
Из личного опыта
В результате, когда я вышла замуж, у меня действительно были ссоры из-за уборки (я убирала, конечно, но по мнению мужа, недостаточно чисто!), а вот из-за готовки… никогда и никто ни в чем меня не упрекал! Я не считаю себя идеальной кухаркой, но готовлю с вдохновением, а вот убираю до сих пор без огонька…
Так что решайте сами, нужно ли закладывать детям в головы негативные программы. Я все-таки стою на позициях, что будущее само о себе позаботится, а думать нужно о сегодняшнем дне.
Призывая детей к помощи, думайте о своих сегодняшних интересах
Итак, переходим к единственной здравой причине: стремлению облегчить свою жизнь . Похоже на эгоизм, очень похоже! Именно это и не позволяет родителям сказать себе правду: они нуждаются в помощи детей!
Должна сказать, что ничего против эгоизма я не имею. Здоровый эгоизм не дает детям (мужьям-женам, друзьям, соседям, начальникам) залезть нам на голову. Поэтому давайте честно признаемся, что помощь детей по дому нужна нам для того, чтобы у нас работы было поменьше, а свободного времени (в котором родители нуждаются не меньше детей!) побольше. И теперь можно плавно перейти к вопросу «Как?».
Как заставить детей помогать родителям по дому?
- Воззвать к справедливости. Подростки уважают справедливость, и если вы скажете: «Несправедливо, что всю работу по дому выполняю я. Ты ведь тоже тут живешь!» Из этого может развернуться диалог, в котором вы будете иметь возможность перечислить, что именно вы делаете и предложить ребенку взять на себя то, что он выберет. Согласитесь, это выглядит лучше чем: «Немедленно помой посуду!!!» Всегда нужно дать возможность выбора, тогда человек чувствует себя свободным.
Сюда же: хорошо, если вы не просто попросите помощи, а расскажете о своих чувствах . Ребенок ведь не знает, что у вас внутри, когда, вы говорите голосом железной леди: «Немедленно убери свою одежду !» А вот если звучит такая фраза: «Мне обидно, что приходится все делать самой, я чувствую себя уставшей и нелюбимой », это совсем другое дело. Помогая вам, он будет чувствовать себя защитником, героем, помощником, а не рабом.
- Воспитать чувство собственности. Ответственность идет вслед за собственностью, и никогда наоборот! И возникает только тогда, когда человек знает, что за него (уборку, стирку, уроки) никто не сделает, потому что это больше никому не нужно!
Вы создали дом, он ваш. А ребенок знает, что уйдет из него, поэтому, несмотря на то, что он там живет, как к «своему» он к нему не относится, даже если у него есть комната.
психолог
Юлия Головкина
Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы
- почта [email protected]
- скайп golovkinau
- телефоны +380952097692; +380677598976
- Viber +380952097692
P.S. Если статья показалась Вам полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Соответствующая кнопка находится ниже.
Не " помогайте маме ", а "вы такие взрослые, что можете делать некоторые взрослые дела". Причем можно ещё и слегка выделить старшую, давай Только к помощи по дому это никакого отношения не имеет, совсем. Две недели на ферме - именно что из любопытства, экзотика.
Помощь по дому: что поручить детям. Помощь по дому: что может сделать ребенок от 2 до 12 лет. Мы занимаемся повседневной работой, делая все для всех, и нам даже не приходит в голову, что мы можем поручить ребенку выбить пыльный коврик и от этого всем будет лучше.
Маме 78, три года назад неврологом поставлен диагноз деменция. Живет она одна, но недалеко от меня. В ее квартире установила видеонаблюдение, вижу ее в любую минуту. Благодаря лекарствам (их она пьет под моим "видеонаблюденем" с телефоном на ухе) еще как то держалась. Последнее время все ухудшилось, ушла, потерялась в подъезде. Газ отключен, вода пока нет. Повела ее в психдиспансер, там поставили тяжелую степень деменции.
Проблема не в парне, а в его матери. С ним как раз все в порядке. ЕдинственноЮ чт о надо намекнуть, что надо надевать шорты. А так он сам разберется, когда нужно заниматься мастурбацией.
Мама деда теперь забирает к себе на зиму с большим скандалом, мы с детьми с ним летом живем в деревне, мама его хотела и хочет сдать в дом Вашей маме нужен сейчас хороший невролог. Неврологические таблеточки попить может очень помочь от ВСЕХ болезней.
помощь по дому. На удивление, хочет помочь, и помогает, она часто - мне перебирать вещи, няне стирать и сортировать для стирки Раздел: Дети и родители (дочь не хочет помогать по дому). Расчихвостили меня... Я ж только хотела сказать, что каждая уважающая себя...
Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. А вот постель пока не убирает.
Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Список дел по возрастам ". Организованная перевозка группы детей на автобусе. У меня дочка идет в класс 1-3 к Наталии Михайловне в здании на Свободы 81-1.
Многодетная семья: воспитание детей, взаимоотношения братьев и сестер, социальные льготы и пособия. Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Распределение обязанностей: время для мамы и самостоятельность детей.
Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Список домашних дел для детей. Считают что это нереально пересечь океан 1. Домашний режим Заметив первые признаки нездоровья, оставляйте ребенка дома, не отправляйте в детский сад или школу.
Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Когда у детей есть обязанности, когда они знают, что могут реально помочь семье, они Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет...
Ноль желания помочь маме. Если его пытаются привлечь, то у него болит рука, нога, и вообще он устал. Как вы считаете, стоит ли в этой ситуации бороться за то, чтобы сын помогал по дому, или это будет зря потраченное время и нервы, пусть себе существует и передается по...
Как помочь маме? К психологу ей надо или к психотерапевту. Из тяжелой депрессии многие самостоятельно выйти не могут. Дома устраиваю полный погром в виде генеральной уборки. Работаю по телефону разруливая все вопросы, никого не посылая и вообще делаю ВСЕ, что...
Каких врачей необходимо пройти?. Врачи, поликлиники. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие Список дел по возрастам. Помощь по дому: что может сделать ребенок от 2 до 12 лет.
Моя старенькая мама больна. Болезнью по имени старость. У нее куча лекарств, от которых ей делается хуже и хуже. Плюс лекарства, которые она сама себе прописывает. Всё это вместе приводит к аллергиям, непереносимости и ухудшению. Не пить лекарства вообще-тоже плохо.
Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Восьмилетний ребенок может накрыть на стол и убрать грязную посуду, ребенок 10 лет - загрузить стиральную машину, а двенадцатилетний - сложить выстиранное белье.
Как помочь маме?. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Мама наотрез отказалась ехать на дачу, которую мы собираемся строить. Равно как в имеющийся деревенский дом и на дачу мужа.
Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Этот график очень помогал - он направлял детей, и не нужно было им ни о чем напоминать. Они могли в любой момент посмотреть расписание и увидеть, что должны делать.
Маме скучно дома одной, мне с ней неинтересно и иногда я физически не могу эту старческую жвачку словесную слушать. Есть, конечно, то, в чем слепой чедовек не может обойтись без помощи, но таких моментов на самом деле вовсе не так много, как обычно думают.
Помощь по дому: что поручить детям. Список дел по возрастам. Как научить ребенка помогать по дому: 4 совета. Обсуждение. Надо помочь навести порядок - ищем мотивацию (учим своим примером и т.д., у кого что работает), потому что мамино "надо" в данном случае...