Что такое по вашему мнению воспитанность. Воспитанность - это что? Определение уровня воспитанности
Занятие с педагогом-психологом в 5 классе.
Тема: «Что значит быть воспитанным?»
Цель: Рассмотрение психологических и этических аспектов воспитанности.
Задачи:
- Раскрытие понятия внешней и внутренней воспитанности
- Способствовать развитию коммуникативных навыков подростков
- Побудить воспитанников задуматься о самовоспитании.
Материалы: мульти-проектор, ватман, фломастеры, листы А4,карагдаши.
Ход занятия:
- Организационный этап (1-2 минуты)
Цель: создание положительного эмоционального настроя на занятие.
Упражнение-приветствие «Приветствие по кругу». Приветствие выполняется стоя в кругу. Инструкция для обучающихся: « Ребята наше сегодняшнее приветствие я предлагаю сделать следующим образом. Встаньте в круг, соедините ладони как в игре «Летела ворона». Первый – мое настроение сейчас. Третий круг – пожелание всем на наш урок ».
- Мотивирующий этап: (4 минуты видео+ 3 мин обсуждение)
Цель: создание условий для перехода к теме урока, мотивация на диалогическое общение (беседу).
Начать наше занятие предлагаю с просмотра небольшого видео. Итак, внимание на доску (просмотр видео стихотворения А. Барто «Медвежонок невежа»). После просмотра обучающимся задается мотивирующий вопрос: «Как вы думаете, о чем данное стихотворение? Кто автор этого стихотворения?
О чем пойдет речь сегодня на занятии?»
Ответы детей:………….
Через ответы детей формулируется тема занятия
Слайд темы: На слайде обозначена тема занятия «Что значит быть воспитанным?»,
на доске ватман с названием темы. Обучающимся задается вопрос «Скажите, вы знаете ответ на данный вопрос?», для актуализации уже имеющихся знаний по теме.
На своих листах-стикерах ответе на этот вопрос. Обучающиеся пишут ответ и приклепляют на лист ватмана.
Обобщение ответов обучающихся «Если Вы спросите несколько людей о том, что значит быть воспитанным, то наверняка получите разные ответы. Действительно, быть воспитанным - это целое искусство, и сейчас, к сожалению, далеко не каждый владеет им в полной мере. Нельзя стать воспитанным сразу, человек учится этому на протяжение всей своей жизни.»!
- Целепологание:(2-3 минуты) Я вижу, что понятие «воспитанность человека для вас знакомо». Подумайте, чтобы вы хотели еще узнать на занятии в этой теме. Ответы обучающихся фиксируются на ватмане.
- Основная часть (раскрытие темы):
«Два яблока» Ребята посмотрите на эти два яблока, как вы думаете, какое из этих двух будет вкуснее?
Ответы детей.
Действительно если посмотреть на это чистое, красивое, ровное яблоко, оно может показаться нам вкусным, но это далеко не так! А вот второе яблоко, которое менее красиво, но в тоже время слаще на вкус!
Теоретический блок
Когда мы говорим о воспитанности человека, мы используем два понятия: внешняя и внутренняя воспитанность. Давайте подробнее рассмотрим эти понятия.
(слайд) Воспитанность человека
Внешняя воспитанность | Внутренняя воспитанность |
В широком смысле понимают совокупность правил как один из способов регулирования поведения, касающихся внешнего обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда. | Воспитанность как мораль или нравственность рассматривают как один из способов регулирования поведения, проявления отношения к людям, то есть качества людей определяющие его поступки, отношение к людям. |
Проблемный вопрос: «Как вы считаете, что важнее внешняя или внутренняя воспитанность?»
Работа в группах
Описание ситуации для работы в группах: «Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, смотрел телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул ее ногой (лаяла от радости). Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину».
Докажите на примере данной ситуации, что внешняя воспитанность важнее чем внутренняя, и наоборот участники второй команды докажите что внутренняя воспитанность важнее!
Анализ полученных результатов в группах.
«Третье яблоко» Действительно трудно однозначно сказать, что является важнее внешние поступки или внутренние качества для определения воспитанности человека! Посмотрите на это яблоко! Хотите его попробовать! Вкусно, красиво.
- Подведение итогов.
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» (А.П. Чехов).
Вывод: Уважение вызывает тот человек, который, следуя установленным правилам и нормам поведения (т. е. этикету), не забывает о том, что главным является не только то, что он делает, но и как он это делает, в какой форме.
Ответили ли мы на поставленные вопросы? – возращение к плакату с целями
Хочется ли вам сейчас добавить что-то на этот плакат отвечая на вопрос, что значит быть воспитанным?
№ п/п | Этапы | Цель | Методы и техники | Кол-во минут |
Организационный | Создание условий для организации положительного настроя на занятие в группе, а также для начала внутригруппового взаимодействия. | Приветствие «Передай настроение по кругу» | ||
Мотивационный | Создание условий для перехода к теме урока, мотивация на диалогическое общение | Просмотр видеоролика «Медвежонок невежа» (А.Барто) Обсуждение просмотренного материала, определение темы занятия | ||
Актуализация | Определение имеющихся знаний по теме занятия | Работа с плакатом «Что значит быть воспитанным?» | ||
Целеполагание | Развитие умения определять цели и задачи занятия для каждого участника занятия | «Чтобы вы хотели еще узнать о воспитанности на нашем занятии?» Работа с плакатом цели | ||
Теоретический | Раскрыть понятия внешней и внутренней воспитанности | Метафорический прием «Два яблока» Информационный блок Работа с презентацией | ||
Практический | Проанализировать внешние и внутренние стороны воспитанности человека с точки зрения положительного и отрицательного воздействия на межличностные отношения и на отношение к самому себе; Развитие навыков сотрудничества обучающихся друг с другом | Работа по группам Анализ ситуации (4 мин) Аргументирование полученных результатов группы (4мин) Метафорический прием «Яблоко» (2 мин) Работа с высказыванием А.П. Чехова (2 мин) | ||
Рефлексивный | Подведение итогов, самооценка деятельности. | Плакат «Что значит быть воспитанным?» (2 мин) Плакат «Цели» (2 мин) |
Человек с хорошими манерами и уважающий других людей. По мнению Д. Лихачева, воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.
Воспитанный человек не зациклен на себе, он , видит и чувствует другого человека, заботится о том, чтобы не причинить ему ненужные неудобства.
При этом воспитанный человек - не обязательно человек высоконравственный. Иногда среди воспитанных людей можно встретить и мошенника, и подлеца, но чаще среди воспитанных людей преобладают люди высокой порядочности.
Воспитанность иногда увязывают с и , они иногда соединяются, но связь здесь случайная. Воспитанный самурай зарежет человека точно так же, как невоспитанный бандит с большой дороги, только аккуратнее и с большими церемониями. Торквемада, первый великий инквизитор Испании, был очень воспитанный человек, но жестокий и вовсе не открытый. Воспитанный человек может быть рабом кастовости, предрассудков религиозных или антирелигиозных.
Воспитанность часто, но не обязательно соединена с образованностью, как и образованность не всегда сопровождается воспитанностью.
Образованность - индивидуально-личностный результат образования, качество личности, которое заключается в способности самостоятельно решать проблемы, опираясь на освоенный социальный опыт.
Воспитанность – это качество личности, одна из множества характеристик человека.
Обществу она видится обязательной, недаром ее пытаются взрастить еще в детстве – родители, педагоги и прочие старшие товарищи. Трудно поспорить: социуму выгодно иметь дело с воспитанными людьми, свято чтущими его законы.
Воспитанность подразумевает вежливость, тактичность, уважение, соблюдение правил этикета и общепринятых норм поведения, но это далеко не все .
В воспитанном поведении проявляется внутренняя культура человека, его хорошие привычки и самые лучшие свойства характера.
С чего начинается воспитанность?
Чем занимаются денно и нощно родители, а в их отсутствие – весь персонал детского сада? Правильно, воспитывают. Сеют доброе и вечное, прививают хорошие манеры – кнутом, пряником, собственным примером и длительными беседами.
Во многом воспитанность – это выработанная с годами привычка, устойчивый навык грамотного поведения в социуме .
С детства в малыше взращиваются самые славные его черты, подпитываются достоинства, искореняются недостатки.
Параллельно с этим идет работа по обучению крохи должному поведению в социуме.
Но не стоит думать, что воспитанный человек – это реальный пример качественной родительской дрессировки. Отнюдь!
Невозможно просто сделать ребенку «прививку хороших манер» и рассказать, какие нормы поведения в обществе нынче в моде.
Многие мамы и папы полагают, что достаточно обучить кроху этикету и внедрить в мозг уважение к другим (как правило, старшим), и дело сделано – воспитание прошло успешно!
Возможно, такой ребенок будет говорить «волшебные слова», правильно пользоваться вилкой и убирать локти со стола, но будет ли он по-настоящему воспитанным – внутри, под наносной вежливостью и тактичностью?
Критерии воспитанности: такая разная черта
В обществе широко распространено понимание воспитанности, включающее в себя учтивость, сдержанность, самообладание и вежливость.
Воспитанные люди далеки от истерик и склок, не распространяют слухов и избегают пошлости. Благонравный юноша, истинный джентльмен, скромная и порядочная леди, ребенок, уважительно обращающийся к старшим… Все, что ценилось триста лет назад, востребовано и в наши дни.
Это лежит на поверхности, однако, истинная воспитанность – куда более глубокое понятие: лишь баланс между убеждениями, мыслями, знаниями человека и его поступками порождает гармоничную личность .
Когда в словах и жестах одно, а в сердце – другое, человек буквально разваливается на составные части.
В философских размышлениях в воспитанном человеке видят эталон образованности и нравственного совершенства. Это интеллигентный, безупречно ведущий себя индивид, всерьез заботящийся об этике и морали.
Обычно воспитанность свойственна порядочным, высоконравственным, толерантным и альтруистичным особам. Трудно повстречать эгоиста и подлеца с этой жизненноважной чертой. Но это не непреложное правило: мир видывал тысячи воспитанных воров, обманщиков и лентяев!
Воспитанный человек или нет – как понять?
Воспитанного человека видно по его действиям: все его поведение расценивается окружающими одобрительно, как положительное, уважительное и адекватное.
Не доставлять другим дискомфорта, не мешать чужой деятельности, не нарушать свободу – важные навыки такой личности.
К примеру, выйти голым на улицу – невоспитанно и неэтично, противоречит нравственным законам, общественным догмам и нарушает права других людей.
Если в действиях персоны социум усмотрит неуважительное отношение, негативный подтекст, оскорбительные намерения, чрезмерный эгоизм и показушность, неуемное желание пренебрегать границами и общественными правилами, то поскорее постарается изгнать из круга этого «нарушителя спокойствия».
Воспитанность – это и умение держать себя в руках в моменты сильных эмоций, и способ спокойно и без лишнего эгоцентризма и эпатажа преподносить себя обществу, и талант читать по лицам других и искренне увлекаться общением с ними.
Кроме того, воспитанный человек обязателен (делает, что обещал), ответственен, доброжелателен и не имеет привычки опаздывать. Именно в этом проявляется его уважение к собеседникам или коллегам.
Он отвечает с достоинством, не опускается до грубости и оскорблений, с честью принимает бой и обладает недюжинной выдержкой. Он приветлив и заботлив, легок в общении и приятен со всех сторон!
Воспитанность - это вся совокупность личностных качеств, содержащая разнообразные черты и свойства, сформированные в процессе воспитания. Например, вежливость как элемент воспитанности формируется на основе интеграции вырабатываемых привычек здороваться, уступать место взрослым, благодарить за те или иные услуги. Затем вырабатываются более сложные черты этого качества: умение проявлять предупредительность, знаки внимания и учтивости; готовность к взаимопомощи; необходимая культура речи, общения и т.д. (Харламов И.Ф.).
Критерии воспитанности подразделяются на жесткие и мягкие:
Жесткие критерии - это статистические показатели, характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений; число молодых людей, отбывающих наказание за преступления; число разводов и распавшихся семей; число детей, брошенных родителями; темпы распространения пьянства, курения, наркомании, проституции и т.д.
Данные статистические показатели помогают смотреть уровень проблем общества, и оперативно планировать их решение (например, лечение наркомании у подростков).
Мягкие критерии
помогают воспитателям получить общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса. Например, критериями эстетической воспитанности могут быть: полнота и разносторонность эстетических знаний, эстетические интересы и потребности, потребность в общении с искусством, проявления эстетических чувств при общении с прекрасным, глубина восприятия произведений искусства, способность и потребность эстетически преобразовывать окружающую действительность.
Методы диагностики воспитанности:
наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы с воспитанниками и их родителями, анализ результатов деятельности воспитанников, социометрические методы и педагогический консилиум.
Результаты воспитания чаще всего имеют отсроченный характер. А имеющиеся сегодня в педагогике критерии и методы не дают возможности достаточно глубоко и надежно диагностировать часто скрытые качества личности. Поэтому в основу оценки воспитанности, по мнению российского профессора И.П. Подласого, должна быть положена общая нравственная направленность личности, а не отдельные ее качества. При этом поведение воспитанника не должно рассматриваться вне связи с его мотивацией. Иногда даже самые гуманные поступки, якобы свидетельствующие о воспитанности человека, на самом деле бывают обусловлены не самыми лучшими побуждениями.
Наряду с воспитанностью, среди характеристик личности выделяют воспитуемость, определяемую как потребность и способность к самовоспитанию.
Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития самосознания, способности к анализу и сопоставлению своих поступков с поступками других людей.
Самовоспитание осуществляется на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов и самокоррекции.
Методы самовоспитания:
Самопознание,
включающее в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.
Самообладание,
опирающееся на самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоукрепление, самоисповедь, самопринуждение.
Самостимулирование,
предполагающее самоободрение, самопоощерение, самонаказание и самоограничение.
Культурность, хорошие манеры, умение себя вести, благонравие, интеллигентность, благовоспитанность, предупредительность, умение себя держать, благонравность Словарь русских синонимов. воспитанность благовоспитанность, хорошие манеры, умение себя… … Словарь синонимов
воспитанность - ВОСПИТАННОСТЬ, благовоспитанность, устар. благонравие ВОСПИТАННЫЙ, благовоспитанный, устар. благонравный … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ВОСПИТАННЫЙ, ая, ое; ан, анна. Отличающийся хорошим воспитанием, умеющий хорошо вести себя. В. ребёнок. В. человек. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
воспитанность - ▲ культура поведение воспитанность культура поведения. воспитанный. благовоспитанность. благовоспитанный. благонравие (устар). благонравный. куртуазный. хороший тон (правила хорошего тона). бонтон. джентльмен. джентльменский. не к лицу. не… … Идеографический словарь русского языка
Воспитанность - это качественная характеристика уровня образования и воспитания человека. Она отражает высокую образованность, нравственное совершенство и этичность поведения. Воспитанность в православной педагогике приравнивается прежде всего к духовно… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Ж. отвлеч. сущ. по прил. воспитанный Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Воспитанность, воспитанности, воспитанности, воспитанностей, воспитанности, воспитанностям, воспитанность, воспитанности, воспитанностью, воспитанностями, воспитанности, воспитанностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А.… … Формы слов
воспитанность - восп итанность, и … Русский орфографический словарь
Воспитанность - умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Под В., как правило, понимают учтивое, вежливое поведение человека, отличающегося хорошими манерами, правильной речью, умением общаться с окружающими его людьми в различных ситуациях и т.п.… … Педагогический терминологический словарь
воспитанность - (3 ж), Р., Д., Пр. воспи/танности … Орфографический словарь русского языка
Книги
- Гончаров без глянца , Фокин Павел Евгеньевич. Гончарова угадать непросто. Он не любил афишировать свою личность. И врожденная скромность препятствовала, и провинциальное происхождение сказывалось, и скрытность характера, болезненная…
- Этикет в будни и праздники , . Манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в обществе, должны быть освоены с раннего детства. Этикет складывался столетиями и является основой общения современных людей. И…