Особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи Направления коррекционных занятий при тяжелых нарушениях речи
К тяжелым нарушениям речи относятся системные речевые патологии, когда затрагиваются все стороны речи (звукопроизношение, фонематический слух, грамматический строй, лексика и т.д.).
В последнее время увеличивается количество детей, у которых нужно не развивать речевые навыки или совершенствовать, а формировать их , создавать- это так называемые безречевые дети, неговорящие дети или дети с "начатками" речи (1-2 уровни речевого развития по Р.Е. Левиной).
Неговорящие дети - условное обозначение, под которым подразумеваются дети с неразвившейся речью при наличии нормального слуха (Понятийно-терминологический словарь логопеда/Под ред. В.И. Селиверстова.-М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997). Безречевой ребенок - ребенок, имеющий такой уровень речи, который не может служить для полноценного общения. (Кириллова Е.В. «Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011).
Группа безречевых детей неоднородна. В нее входят дети с алалией, различными задержками психоречевого развития, интеллектуальной недостаточностью, анартрией при ДЦП, РДА, нарушением слуха, афазией. В так называемую отдельную группу относят детей со сложной структурой дефекта, например, когда присутствуют дефицит внимания и расторможенность, аутистические черты поведения, и отсутствие речи.
Предпосылки развития нормальной речи:
- целенаправленная предметная деятельность на основе формирования психических процессов: всех видов памяти, восприятия, мышления);-говорящий социум,полноценное общение со взрослыми.
Фрагмент логопедического занятия с обучающимися 2 класса
(задача: развитие зрительного внимания, восприятия, используя разноцветные шарики марблс и пуговицы)
Методы (основа) формирования языковой системы
1 . При системной речевой патологии нужна комплексная работа специалистов, каждого в своей сфере (дефектолога, психолога, учителя физической культуры, учителя ритмики, учителя музыки). Логопед надстраивает свою работу над работой всех специалистов.
2. .Формирование языковой системы строится по онтогенетическим этапам формирования речи. "Онтогенез речи"- весь период формирования речи человека, от первых его речевых актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным орудием общения и мышления.
Таблица. Онтогенетические законы развития речи
(Винарская Е.А. "Возрастная фонетика", "Дизартрия" и др. работы)
3 . Направления работы строятся по четырем языковым кодам : фонематическому или фонологическому, лексическому, грамматическому или морфологическому и синтаксическому. Коды не существуют отдельно друг от друга, но для удобства планирования работы их условно разделяют.
4 . Необходимо различать в работе языковые и речевые явления, поскольку, все, что мы говорим, нужно рассматривать с двух позиций: с позиции языка и с позиции речи.
Схема коррекционной работы
(разработанна специалистами ГОУ "Специальной (коррекционной) начальной школы- детский сад v вида №1708" для детей с ОВЗ, г. Москвы.
Руководитель- Новикова Т.Н., кандидат экономических наук, Заслуженный учитель России, логопед высшей квалификационной категории .
скачать схему
Коррекционная логопедическая работа (по схеме)
Формирование ритмико-мелодико-интонационной основы языка
Подготовительный этап
Пропевание гласных (данный период условно равен гулению в онтогенезе) с помощью символов гласных (по Фомичевой). Задача : получить фонацию, длительную голосоподачу.
Символы гласных звуков
I этап
Отработка цепочек из одинаковых слогов, цепочек со сменой гласных, цепочек слогов со сменой согласных. Задачи : вырабатывать навык плавного, ритмичного пропевания слогов, соединив артикуляцию гласного и согласного, согласного и гласного и научиться переключаться с одного слога на другой. На этом этапе работы логопеду потребуются слоговые карточки для работы (2 набора). На этом же этапе работы логопедом даются звукоподражания. Для этой работы используются карточки для попевок. На каждое звукоподражание 4 карточки.
Слоговые карточки из наборов
Картинки, используемые для попевок про корову (у березы, у забора, у палатки, у беседки)
II этап
Задача работы: вырабатывать навык плавного, ритмичного пропевания слов из двух слогов разной структуры: на две четверти с первым, со вторым ударным слогом, слов из трех слогов. Логопед использует предметные картинки, названия которых соответствующие структуры: два открытых слога с первым ударным, разные согласные, гласные- одинаковые и с разными гласными. Картинки на два открытых слога со вторым ударным. Картинки на трехсложные слова: с первым ударным, со вторым ударным слогом, с третьим ударным слогом.
III этап
З адача работы: учить плавно переключаться в процессе фразы, ритмично петь на две четверти, на три четверти, учить петь фразу с любым ритмическим контуром.
Работа над звукопроизношением
Слоговая структура слова
Задача : учить детей плавно переключаться со слога на слог в слоговых цепочках, со сменой гласного, согласного, в закрытых слогах, со стечением. Итог- научить детей говорить слова сложной слоговой структуры, проработав все 13 классов по Марковой.
При работе над слоговой структурой три раздела: работа над ритмом, работа над слогом и работа над словом во всем его многообразии: слово, в словосочетании и в предложении.
Для работы логопеду понадобятся картинки с шестью ритмами, умение детей делать "замочки", которые дают фиксацию положений рук, символы на гласные и согласные звуки (с ними работаем и при формировании РМИ, и на занятиях по звукопроизношению, понадобятся линейки с кнопками нескольких видов: самая простая- 5 кнопочек (по количеству пальцев), вторая линейка- по две кнопки для работы над цепочкой, состоящей из двух слогов и третья линейка- из трех кнопочек, когда логопед работает со словами, состоящими из трех слогов. также понадобятся для работы карты с окнами для формирования слогов и сами карты с картинками по классам (6 листов по 6 картинок)- 12 листов на каждый слоговой класс (по Марковой). С 4 класса можно брать глаголы.
Все ритмы нужно проходить в определенной последовательности: классы имеют соотнесенность с ритмами. Все ритмы имеют количественную и качественную характеристики. Вначале логопед учит детей слышать "один", затем дифференцировать "один-много", после этого- "один-два". Ударность показываем в "замочках" громкостью. Характеристики "тихо-громко" начинают отрабатываться на "громко", затем дается "тихо" и потом соединяется "тихо-громко". Разные комбинации громко и тихо будут давать ритмы.
Ритмы- это база, здесь количество и качество будущего слова. Слоги- строительный материал, из которого потом будут получаться слова.
Работа над фразой строится по модельному обучению речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи В.И. Балаевой (12 моделей)
Одной из главных задач в этой работе является формирование глагольного словаря. Начинают работать над фразой тогда, когда у ребенка есть есть хотя бы 10 существительных. Отрабатываются грамматические кате гории числа, затем падежа и в последнюю очередь- категория рода, так как категория рода самая тяжелая категория. Отрабатывается в словосочетаниях, зате м это словосочетание с отработанной категорией вставляется в структуру предложения.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка»
Конспект
индивидуального логопедического занятия
по развитию связной речи с детьми с ТНР
(системное недоразвитее речи 1-2 уровня),
а так же имеющих диагноз F-83.
Тема: Домик для зайца.
(закрепление тем «Весна», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные»).
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)
Составил: учитель-логопед Шамина Л.Н.
09.04.14.г.
Мышкин
Цель : Формирование активной речевой коммуникации (общих речевых умений и навыков).
Задачи:
1. Коррекционные: развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, мимики и эмоций, целенаправленного сильного выдоха, голоса (на выдохе пропевать гласные звуки), чувства ритма, четкости произношения; развитие слухового восприятия и внимания: слушать образец текста; коррекция кратковременной и долговременной памяти: закрепления знаний по темам «Овощи», «Фрукты», «Весна»; уточнение и пополнение активного словаря по этим темам, развитие коммуникативной функции речи.
2. Воспитательные : воспитание усидчивости, трудолюбия, бережного отношения к природе и любви к животным, чувства сопереживания.
Оборудование: компьютер, запись песенки-потешки «Заинька, попляши»; конструктор Лего (крупный); Су-Джок; «Пальчиковый бассейн»; прищепки; жёлтый круг (солнышко), иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»; игрушки (медведь, белка, ёж, заяц); шапочка Зайца; разрезная картинка Белка; «Чудесный мешочек», муляжи овощей; тетрадь Н. Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей с ОНР» (альбом №1), цветные карандаши.
Здоровьесберегающие технологии: биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, пальчиковый игротренинг, самомассаж пальцев рук в «пальчиковом бассейне», самомассаж ладоней с помощью Су-Джока,
На протяжении всего игрового занятия поощряются любые речевые высказывания ребёнка, попытки повтора звуков, слогов, слов.
В случае отказа в выполнении движений, повтора слов ребёнком используются приёмы пассивной гимнастики, сопряжённого повтора, договаривания за ребёнком самим логопедом.
В исключительном случае занятие может быть сокращено (в интересах ребёнка); разбито на несколько частей/занятий.
По ходу занятия ребёнку даётся право выбора (какой, какого цвета Су-Джок, карандаш ты выберешь?), всегда даётся положительная оценка выполненного задания.
Ход занятия
Оргмомент. Настрой на занятие. Повторение.
Сядь поудобнее, закрой глаза. Слушай внимательно.
Говорим всегда красиво:
Смело и неторопливо.
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
Громко, чётко говорим.
Никуда мы не спешим.
1,2,3,4,5 – глаза можно открывать.
Проснулся? Потянулся. И улыбнулся.
Чтобы красиво говорить - надо с язычком, голосом и пальчиками дружить. Давай вспомним песенки гласных звуков, которые мы голосом поём и пальчики нам в этом помогают.
Пропеть гласные звуки+ жестовые модели звуков.
3. Артикуляционная гимнастика. Давай и язычок разбудим. («Балаболка», «лошадка», «часики», «качели»).
4.Формирование слухового восприятия и внимания, коммуникативной функции речи.
А сейчас давай вместе придумаем и расскажем сказку. Работа с иллюстрацией.
Жили-были… (Кто?). Здесь и далее все слова проговариваются сопряжено с движениями пальцев, изображающих символы гласных звуков. Жили они... (Где?). У зайца избушка была лубяная (из бревен), а у лисы ледяная (изо льда). Наступила весна. (Какое время года наступило?). Как ты думаешь, у кого растаяла избушка? (у Лисы)
А почему растаяла ледяная избушка? (Пришла весна. Стало тепло, солнышко стало припекать, греть).
Давай вспомним игру с пальчиками про Весну и Солнышко.
5.Пальчиковая гимнастика и кинезиологические упражнения
Весна
Весна, весна, приходи!
Весна, весна – погляди!
(Попеременно на каждый слог ритмично хлопать в ладоши и по столу)
Солнце землю греет, греет (Тереть ладони друг о друге)
Ветер дует всё теплее. (Погладить ладошками щёки)
Светит солнышко в окно, (Ладони вверх-вниз, руки перед собой.)
Скоро будет нам тепло! (Хлопки на каждый слог-потереть ладони.)
6.Элементы театрализации-драматизации. ( далее на протяжении всего занятия ребёнок в образе Зайца )
А теперь давай поиграем: ты будешь зайчиком, а я лисой (одеть шапочки)
Пришла лиса к зайчику и говорит: «Пусти меня к себе жить». Что зайчик отвечает лисе? Зайчик хороший, добрый.
Заяц: «Заходи». А лиса взяла, да и выгнала зайчишку из его дома. Остался наш зайчик без домика.
7.Развитие мимики и эмоций.
Зайчику грустно. Покажи, как ему грустно.
Зайчик сердится на лису. Покажи, как он сердится.
Жалко зайчика. Давай поможем зайчику построить новый дом.
Наш зайка очень рад, что мы не бросили его в беде. Покажи, как он радуется.
Объявление темы занятия.
Сегодня на занятии мы построим новый дом для зайчика и будем учиться правильно и четко произносить слова и строить предложения.
Тебе нужно запоминать, как правильно произносить слова.
1. Активизация коммуникативной функции речи .
Строить дом нам помогут зайкины друзья. Слышишь уже кто-то пришел? Отгадай загадку.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
а когда придёт весна,
просыпается от сна.
Кто это? (медведь) Давай походим, как мишка косолапый.
МЕДВЕДЬ:
«Здравствуй, зайка! Я принес тебе детали от домика, но за это прошу тебя меня погреть. У меня было солнышко волшебное, оно меня согревало. Но за зиму все лучики куда-то подевались. Помоги мне их найти и починить Солнышко.
2.Самомассаж пальцев в «пальчиковом бассейне», достать прищепки и «починить» Солнышко.
Молодец! Спасибо. Я теперь согреюсь.
Получи детали от домика. (лего)
На помощь зайке спешит следующий гость. Кто же это? Собери картинку и узнаешь.
3.Разрезная картинка Белка.
БЕЛКА:
«Здравствуй, зайка! Я принесла тебе мешочек с овощами. Угадаешь какие – тогда дам детальки для домика.
4.Развитие тактильных ощущений. «Чудесный мешочек» - овощи.
5. Физминутка. Формирование дифференцировать правую и левую стороны тела.
Заинька наш устал строить дом. Заинька давай отдохнем.
Русская народная потешка «Заинька попляши».(запись)
Ой, кто-то ещё к нам в гости идёт.
Угадай: Кто из животных колючий? – ежик колючий.
ЁЖИК
«Здравствуй, зайка. Я колючий серый ёж, поиграй со мной!»
6. Игровой самомассаж ладоней с помощью Су-джока (ёжиком) для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.
Слова
Действия
Наш волшебный мудрый ёжик
Не нашёл в лесу дорожек.
Прокатываем по левой руке.
Вертикально.
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
По ладошке.
Вертикально.
Только, ёжик, не шали!
Сильно ручки не коли!
Катаем между ладоней.
Вертикально.
Спасибо, поиграли вы со мной. Но у меня есть ещё загадка в тетрадке. Угадаете - отдам все детальки для домика.
7. Работа в тетради Н. Е. Арбековой (альбом № 1) –стр.5.
По символам угадать и рассказать про фрукты.
Молодец! Получи детали от домика.
Ребёнок достраивает домик.
8. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Вот построен новый дом,
Поселился зайка в нем.
Очень зайкин дом большой,
Он и с печкой, и с трубой.
Что мы построили? (Дом).
Кто поселился в доме? (Зайка).
Какой у зайки дом: большой или маленький? (Дом большой).
Итог.
Сегодня на занятии мы пожалели бедного зайку, обманутого лисой, и построили для него дом. Ты сегодня молодец! Старался правильно и четко произносить слова и составлять предложения.
Давай назовем всех животных, которые помогали нам строить дом, чтобы хорошенько запомнить, как произносятся эти слова. МЕДВЕДЬ. БЕЛКА. ЁЖИК.
Давай скажем им СПАСИБО и ещё раз станцуем под песенку-потешку «Заинька попляши».
До свидания, друзья, надо в группу идти.
Обучение (необходимо сформировать представления о множестве чисел, величин, форме, пространстве и времени)
Развитие (развитие понимания речи, расширение пассивного и активного словаря, лексико-грамматических структур, сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления).
Воспитание (формирование морально-волевых качеств личности (аккуратности, ответственности, организованности) в процессе анализа жизненных ситуаций).
В основе методики обучения математическим знаниям лежат общедидактические принципы: систематичность, последовательность, постепенность, индивидуальный подход, научность, доступность, коррекционная направленность, непрерывное повторение материала.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математического развития детей с нарушениями речи положен принцип ориентации на общее развитие ребенка , включающий в себя его сенсорную, моторную и интеллектуальную готовность.
- арифметическое (цифра и число от 0 до 10, основные свойства натурального ряда и др.);
- геометрическое (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение фигур на плоскости, в пространстве, изготовление их моделей из бумаги и др.);
Основными методами, используемыми на занятиях по математике, являются: метод дидактических игр и метод моделирования, которые представлены в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим является практический метод , позволяющий детям узнавать и осмысливать практический материал (выполнение действий с предметами, моделирование геометрических фигур, зарисовка, раскрашивание и др.).
Большинство детей с недоразвитием речи имеют нарушения мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Поэтому, очень важны физкультминутки и пальчиковая гимнастика. Филогенетическая связь движений с произношением звуков дает ряд преимуществ для развития детей речевых групп. Их речь ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, также, наличие ритма положительно сказывается на развитии слухового восприятия детей.
Предполагаемые физкультминутки и пальчиковые упражнения на математических занятиях позволит детям овладеть не только речевыми навыками, но и развить математические навыки при закреплении счета, ориентировки в пространстве, времени и т. д. Кроме того, включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в коррекции психических процессов детей.
Такой подход позволит решить следующие задачи:
- стимуляция действия речевых зон коры головного мозга ребенка;
- развитие внимания и памяти – психических процессов, связанных с речью ребенка;
- способствование математическому развитию детей с нарушениями речи.
Основная коррекционная задача состоит в том, чтобы формировать у детей, имеющих отклонения в развитии, поисковые способы ориентировки при выполнении задания по математике. Ребенку с отклонениями в развитии требуются многократные повторения на основе принципа функциональной тренировки. Также хорошо предлагать речевой материал для закрепления знаний, полученных при обучении математике, вне математических занятий. Это - стихи, сказки, рассказы, в которых обязательно присутствуют числа.
Задачи развития:
1. Анализ и синтез предметов (от общего к частному:«Что общего?»; например, разные по цвету предметы, но одинаковые по форме).
2. Классификация предметов (объединение предметов по 1-у или нескольким признакам в группы; например, 3 мышонка, а в коробке лежит сыр.«Выберите по форме сыр»). Вводятся опорные символы, опорные картинки.
3. Обобщение (подбираются игры с операцией на обобщение: «4-й лишний», «Разложи по форме», «Собери по цвету» и т. д.).
4. Сериация (подбор по величине, по 1-у признаку, по величине и цвету, по 2-м признакам и т. д.).
5. Абстрагирование – высокий уровень анализа и синтеза.
6. Построение умозаключения (при развитии у детей симультанного гнозиса, работа по формированию понимания детьми реальной ситуации). Например, дается инструкция: «Я начну рассказ, а ты закончи. «Если бы коровы летали по воздуху …».
Особенности занятий по математике для детей с ТНР:
Взрослому необходимо тщательно продумывать и чётко формулировать вопросы, исключать возможность ответов детей на дефектном речевом материале.
Выводы должен делать и озвучивать сам взрослый, показывая образец грамотной речи;
Необходимо уделять внимание правильному употреблению лексических форм при согласовании числительных с существительными; следует требовать именования каждого числа при пересчёте (один конь, два коня, пять коней…);
Статическая деятельность должна сочетаться с малыми формами активного отдыха: физкультминутками, физ. паузами, гимнастикой для глаз, пальчиковыми играми;
Для развития элементов словесно-логического мышления целесообразно применять современные педагогические средства: палочки Х. Кюизенера, блоки Дьенеша.
Когда ребенок видит, ощущает, щупает предмет, обучать его математике значительно легче. Поэтому одним из основных принципов обучения детей основам математики является наглядность.
Комплекс методов и приёмов на занятиях по формированию элементарных математических представлений:
1 - Практические методы.
Упражнения – многократное повторение детьми умственных практических действий, заданного содержания.
А-Упражнения подражательно-исполнительного характера - перед детьми ставится конкретная учебно-познавательная задача, показывается последовательность действий. Например: выполнить фигуру из 3 палочек. Даётся образец, затем ребёнок выкладывает фигуру.
Б-Упражнения конструктивного характера - перенос усвоенного способа действия на новое содержание. При этом дети конструируют из известных им действий и операций соответствующий способ решения.
В-Упражнения творческого характера - предполагают использование усвоенных способов в новых условиях, а также использование новых действий и операций, которым дети не обучались. На занятиях полезно и целесообразно использовать логические задачи, стихи, загадки математического содержания.
2 - Словесные методы.
Словесные методы входят в состав любого наглядного и практического метода.
На занятиях по математике применяются объяснения, пояснения, указания, вопросы, педагогическая оценка. Объяснение и пояснение
широко используются в ходе упражнений при счёте предметов с участием различных анализаторов.
Указания
эффективны, когда ребёнок проговаривает действия при выполнении заданий: «Я заштриховываю ёлочку зелёным фломастером». Педагогическая оценка
считается одним из важнейших словесных приёмов. Она помогает ребёнку, утвердится в достижении положительных результатов, понять допущенные ошибки. Особенно важна для детей неуверенных, замкнутых, имеющих низкий уровень знаний.
Сначала положительно оценивается само стремление детей к выполнению учебной задачи. Затем при общей положительной оценке корректно отмечаются допущенные ошибки, указываются конкретные способы их исправления, вселяют уверенность в ребёнка. И наконец, анализу подвергается качество результата, оцениваются навыки взаимодействия, используется оценка, даваемая самими детьми.
3 - Наглядные методы.
На занятиях по математике успешно используются:
Демонстрация картинок типа «Что изменилось?», «На что похоже?», «Где находится предмет?»;
Иллюстрации с изображением времени суток;
Ситуации для составления задач;
Циферблат часов;
Показ диапозитивов, диафильмов, видеофильмов;
Демонстрация способов измерения сыпучих и жидких веществ.
4 - Игровые методы.
Игровые методы также эффективны на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Они предусматривают использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами: вопросами, объяснениями, указаниями и т.д. Применяются разнообразные действия с игрушками, игровыми материалами, имитация действий и движений, элементы соревнования, прятанье и поиск предметов. Всё это создаёт у детей положительный эмоциональный настрой, повышает их активность и заинтересованность на занятии.
5 - В последние годы в дошкольной дидактике появилась такая разновидность наглядно-поискового метода, как моделирование.
Доступность этого метода отражена в трудах А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина. В основе моделирования лежит принцип замещение реального предмета другим предметом, изображённым знаком. На занятии по математике используются: различные планы; фишки; модели времён года, месяцев; модели в виде часов, разделённых на сектора и т.д.
Моделирование вводится очень осторожно, по мере формирования у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, умозаключения).
Работа по формированию математических знаний и умений должна проводиться в тесном сотрудничестве с другими специалистами. На музыкальных занятиях могут исполняться песни о цифрах, задачах. На физкультурных занятиях рекомендуется проводить работу по совершенствованию координации движений, ориентировки в пространстве. Знания, полученные на занятиях, хорошо закрепляются в загадках, пословицах и поговорках. Необходимо изготовить различные дидактические игры, которые содержали бы большой мотивационный потенциал для развития у дошкольников активного познавательного отношения к окружающему миру.
Желательно оформить уголок познавательной математики, в котором можно поместить различные дидактические игры, счётные палочки, цифры, геометрические фигуры и тела, различную детскую литературу и другие материалы.
ольга титова
Музыкальное занятие с детьми ТНР «В гости к кошке Мурке»
В ГОСТИ К КОШКЕ «МУРКЕ » »
(тематическое)
Цель : Развивать творческие способности во всех видах музыкальной деятельности . Прививать любовь детей к музыке .
Развивать музыкальность , формировать умение передавать настроение, эмоции, чувства через музыкально -двигательную и песенную деятельность.
Задачи :
Образовательные : Учить детей слушать произведение до конца, понимать характер и содержание музыки , эмоционально на нее реагировать; узнавать знакомые песни по сыгранной мелодии; формировать певческие навыки : петь без напряжения в диапазоне ре-си, в одном темпе со всеми, четко произносить слова. Побуждать к звукоподражаниям, Продолжать учить играть на колокольчиках. Начинать и заканчивать движение с музыкой . Способствовать развитию навыков выразительной передачи движений, отображающих характер музыки «идет кошка » . Формировать навыки ориентировки в пространстве.
Развивающие : развивать внимание, произвольную память, используя приемы эйдетики - таблицы мнемотехники. (Эйдос-образ, мнемотехника-все приёмы и методы для развития памяти.)
Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к животным, желание о них заботиться.
Материалы и оборудование :
1. Домик кошки .
2. Таблица мнемотехники на песню «Цап - царап» .
3. Колокольчики.
4. Фортепиано, компьютер.
5. Музыкально-дидактическая игра «Найди пару»
6. Корзинка с котятами (игрушки)
8. Игрушка Кошка
9. Гостинцы
Звучит музыка В . Шаинского «Улыбка» . Дети входят в зал (с праздн входа, останавливаются для приветствия.
М. Р.: (пропеваю) Здравствуйте ребятки!
Дети отвечают : Здравствуйте!
А сейчас давайте представим, как бы поздоровались со мной звери и птицы.
Здравствуйте, котята! Дети : Мяу, мяу, мяу!
Здравствуйте, мышата! Пи-пи-пи!
Здравствуйте, коровки! Му-му-му!
Здравствуйте, собачки! Гав – гав – гав!
Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте!
М. Р.: Я очень рада вас видеть . Сегодня у нас гости . Давайте и с ними поздороваемся.
Дети : Здравствуйте! - Протягивают руки вперёд, ладонями вверх.
М. Р.: Я вижу у вас сегодня хорошее настроение. Давайте передадим свое настроение друг другу, обнимемся и получим заряд бодрости.
М. Р.: Сегодня мы с вами отправимся в гости к моему любимому животному. Хотите узнать кто это? Слушайте загадку.
Загадка : Кто сметану любит? Кто клубочком спит? А когда погладят, песню заурчит?
Дети : Кошка
М. Р.: а как кошечка ходит? А какие у неё лапки? А в лапках что…-«цап-царапки» .
М. Р.: И мы оправляемся к ней в гости на паровозе .
Поезд отправляется - поездка начинается.
М. Р.: Поезд подает сигнал, он стоять уже устал (дети тянут «у-у-у» )
Набирает поезд ход, свою песенку поет.
Музыкально -ритмическое движение «Поезд» Т. Суворова
Музыкально -ритмическое движение «Лошадка» Т. Суворова
М. Р.: Как быстро мы скакали на лошадках, но ещё не добрались до места, и путь наш продолжается уже пешком, а где-то и нужно пробежаться на носочках.
Марш «Научились мы ходить» муз Макшанцевой
М. Р.: Ребятки, вот мы и добрались.
М. Р.: Вот уютный светлый дом, наша киска живет в нем.
Пойдёмте тихонечко позвоним в колокольчик, а теперь позвонче и присядем на стульчики.
Дети садятся на стульчики около фортепиано. (колок собрать воспит) КОШКИН ДОМ ОКОЛО ПИАНИНО
слышно мяуканье Кошки .
М. Р. показывает кошку , которая грустит.
М. Р.: Ребята, поздороваемся с Мурочкой. (дети отвечают) . Смотрите, наша кошка Мурка , почему -то грустит. Давайте послушаем, что же случилось с кошечкой. (кошка шепчет на ухо М . Р.)
М. Р. ребята, сейчас я вам спою песенку, которая расскажет, о чем грустит кошечка.
М. Р. исполняет песню, дети слушают. Песня «Серенькая (беленькая) кошечка» (А капельно)
М. Р.: Дети, о чем же эта песенка? Какая песенка, весёлая или грустная? Ещё какая?
М. Р.: Послушайте ещё раз. Исполняется песня второй раз игрой на инструменте.
М. Р : Ребята, а давайте развеселим нашу Мурочку и споем ей песенку.
Сядем прямо, ровно и споём спокойно.
Ноги твёрдо в пол упрём - пальчики в замок запрём.
Но сначала напомните мне, как кошечка поёт? (дети поют ре первой октавы «мяу» )
А котёнок? (дети поют ля первой октавы «мяу» ) А ещё какую песенку кошечка любит петь? (мурр.)
Дети исполняют песню. Песня «Мур,мур,мур» О. Боромыковой
М. Р.: Ребята, обратите внимание на картинку. Кто на ней изображен?
Правильно, Кошка . Здесь живёт именно она. Но здесь пустое окошечко….
Музыкально - дидактическая игра «Найди пару»
М. Р.: А сейчас угадайте - какую песенку мы споем для Мурочки? М. р. исполняет мелодию песни «Цап-царап» .Дети по мелодии угадывают и называют песенку. Правильно, это песенка про котят, называется «Цап-царап» . Давайте все вместе скажем правильно слова «цап-цап, цап-царап, царапки» .
М. Р : Мы будем петь эту игривую песенку нежным голоском, ласково, напевно.
Песня «Цап - царап» муз. С. Гаврилова, сл. Р. Алдониной.
Дети исполняют песню с движениями по тексту.
Текст песни Движения детей
У котенка лапки - мягкие подушки, Дети поворачивают кулачки из стороны в сторону
А внутри - царапки, острые игрушки! Раскрывают ладошки, раздвигают пальчики, показывают ручки ладонями вверх-вниз
Цап, цап, цап-царап, острые игрушки! Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.
Учит сына кошка : не зевай, сынишка! Грозят пальцем
Где шуршит немножко, Приставляют ладошку к уху «прислушиваются» .
Там, наверно, мышка!
Цап, цап, цап-царап, там, наверно, мышка. Сжимают пальцы в кулачки и разжимают их.
М. Р.: Мне понравилось, как ласково вы пели песенку! Молодцы! И Мурочка наша уже улыбается.
Давайте ещё раз исполним песенку? Песня исполняется второй раз
(Кошка шепчет на ухо )
Кошечка просит вас найти ей котят и собрать в эту корзину. Пойдёмте искать!
М. Р : На носочках мы пойдем и котёнка вмиг найдем! (дети идут на носочках за воспитателем, подходят к пенёчку, там сидит котёнок)
М. Р.: Вот он где спрятался! Полезай-ка в корзинку!
М. Р.: Мы попрыгаем как зайки. Эй, котёнок вылезай-ка! (дети двиг прыжками за воспитат с продвижением вперёд к стульчикам, под одним из них-котёнок)
М. Р.: И второго мы нашли!
М. Р.: Всех котят собрали и Мурке их отдали !
М. Р.: Ребята, посмотрите, Мурочка развеселилась, благодарит вас и хочет танцевать с детками.
Танец «Кот Леопольд»
М. Р.: Мурочка, а давай поиграем и друг друга мы подогоняем!
Игра со словом «Мы весёлые ребята…»
М. Р.: Ребята, мы с вами обязательно ещё поиграем, но в следующий раз, а Мурочке надо спешить к котятам, и нам пора возвращаться, скажем, ей до свидания. (Дети прощаются) .
А возвращаться мы будем с вами на «ковре-самолёте» . Посмотрите, какой большой, красивый ковёр- самолёт! (воображение) Скорее все занимаем места и полетели….(дети садятся «калачиком» на ковёр и покачиваются из стороны в сторону) ПОД МУЗЫКУ В . А. Моцарт фрагмент симфонии №40 соль мажор
Ну вот мы и на месте.
Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне и давайте, вспомним :
У кого мы сегодня были в гостях ?
Какое было настроение у Мурочки?
Какое настроение сейчас у Мурочки?
А что мы делали, чтобы развеселить нашу кошку ?
гостинцы , угощайтесь.
М. Р.: Какие хорошие приходили сегодня детки ко мне. Вы нам всем очень понравились.
М. Р.: Мурочка, с благодарностью, вам оставила гостинцы , угощайтесь.
До свидания!
Дети под музыку «Улыбка» Шаинского, выходят из зала.
Номинация: Логоритмические занятия в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с 4 до 7 лет.
Использование коллекции «Круглое чудо» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
В 2016 – 2017 учебном году в рамках конкурса познавательных коллекций, проходившего в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск» мной была создана коллекция мячей «Круглое чудо».
Материал данной коллекции предназначен для работы с детьми с 4 до 7 лет. Коллекция состоит из 29 мячей, 23 шаров,6 кругов, разных по величине, форме, весу, материалу, фактуре. К ней прилагаются методические рекомендации по использованию, материалы по истории возникновения мяча, подборка поэтических произведений.
Данную коллекцию можно использовать в коррекционно-развивающей работе с детьми 4-7 с ТНР по реализации содержания Рабочей программы учителя-логопеда.
Задачи
Образовательные:
- расширение представлений об окружающем мире, о деятельности человека по созданию предметов и материалов, его окружающих;
- уточнение и расширение представлений о качественных свойствах материалов и предметов, окружающих человека в быту;
- расширение представлений о сравнении и классификации предметов по различным признакам через наблюдение и осязание;
- уточнение представления детей о понятиях «колючий – гладкий – шипастый – пупырышчатый – пористый – шершавый – ребристый, твёрдый – мягкий – упругий, пластмассовый, резиновый, тряпичный, дерматиновый, воздушный, спортивный, теннисный, деревянный, бумажный, стеклянный, прозрачный, ёлочный, новогодний, тёплый, холодный, круглый, плоский, гигантский – огромный – очень большой – большой – маленький – очень маленький – малюсенький».
Коррекционно-развивающие:
- уточнение и обогащение пассивного и активного словаря детей с ТНР качественными прилагательными и прилагательными в сравнительной степени;
- формирование представлений об антонимах и синонимах на примере описания предметов через использование качественных и относительных прилагательных;
- развитие практических умений и навыков в употреблении простых распространённых предложений с однородными определениями при описании предметов (мячей, шаров, кругов);
- коррекция сукцессивных функций через запоминание последовательности изложения при описании предметов коллекции по схеме Воробьёвой В.К. (Что вижу? Что ощущаю?)
- формирование связной речи через составление парных описательных рассказов, сравнительно-описательных рассказов мячей, шаров, кругов;
- стимулирование и развитие речевой активности детей с ТНР через использование предметов познавательной коллекции;
- развитие выразительности речи через грамотное и точное использование прилагательных при описании экспонатов коллекции;
- развитие сенсорных ощущений через взаимодействие с предметами коллекции;
- развитие элементарных навыков анализа и синтеза через классификацию мячей, шаров, кругов по различным признакам;
- развитие интереса к коллекционированию.
Воспитательные:
- воспитание у детей с ТНР эмоциональной отзывчивости, сопереживания через взаимодействие с предметами коллекции;
- воспитание внимания и интереса к слову, к точному и правильному его использованию (в данном случае — качественных прилагательных), помогать почувствовать красоту и выразительность родного языка;
- воспитание и развитие эстетических чувств;
- воспитание терпения, внимания, дисциплинированности (ждать терпеливо своей очереди, выслушивать товарища, соблюдать оговорённые правила);
Материалы коллекции можно использовать как:
демонстрационный материал в ходе НОД по развитию речи
- при работе над предложениями различной конструкции, при составлении описаний, рассказов, творческих пересказов;
- при создании активной игровой мотивации на индивидуальных коррекционных занятиях по коррекции звукопроизношения;
- литературный материал — для автоматизации поставленных звуков.
практический материал для развития процессов
- осязания,
- мелкой моторики рук (поглаживание, ощупывание, сдавливание, массаж кистей рук);
Материалы коллекции можно использовать в дидактических играх:
Любую игру начинает Весёлый мячик : он приходит в гости к детям и приводит своих друзей, предлагая детям с ними познакомиться.
« Узнай на ощупь», « Чудесный мешочек», « Четвёртый лишний», «Расскажи, какие», «Узнай по описанию», «Что не так?» или «Что изменилось?»; «Весёлый счёт», «Назови, который по счёту», «Магазин игрушек»
«Вот так мастера » игра проводится с группой детей. С помощью считалки выбирается водящий (на первом этапе – педагог), он достаёт предметы коллекции по очереди и составляет предложение: — У этого мяча есть шипы (колючки, пятнышки, полоски, присоски, шершавинки, поры) – Этот мяч, шар из стекла (пластмассы, дерева, парафина, резины…). Следующий по часовой стрелке ребёнок делает вывод: — Это шипастый (колючий, пятнистый, полосатый, шершавый, пористый) мяч. – Это стеклянный (деревянный, резиновый…шар) Предмет откладывается в контейнер. Игру продолжает ребёнок, назвавший качественное или относительное прилагательное. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Если не знает ответа – пропускает ход. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Д/У «Я задумала мяч»
Упражнение проводится с целью закрепления навыка уточнения значения и правильного употребления в речи качественных прилагательных, навыков использования их при составлении простых распространённых предложений с однородными определениями.
Предварительная работа: дети знакомятся со схемой Воробьёвой В.К., учатся подбирать признаки к предмету с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Ход упражнения:
Логопед демонстрирует детям мячи (шары) из коллекции (4 – 8 штук) и предлагает определить, прослушав описание этого мяча (шара), какой мяч (шар) она загадала. Дети угадывают, показывают мяч. Упражнение повторяется 2-3 раза. Затем логопед предлагает кому-то из детей «загадать\задумать мяч», а остальным – разгадать, что из коллекции выбрал их товарищ. Упражнение выполняется до тех пор, пока сохраняется интерес у детей к его выполнению.
Можно использовать литературный материал коллекции как чистоговорки во время игровой автоматизации поставленных звуков на индивидуально-подгрупповых занятиях.
Использование познавательной коллекции «Круглое чудо» позволяет:
- Повысить интерес воспитанников с ТНР к коррекционно – логопедическим занятиям;
- Сделать коррекционные занятия по автоматизации поставленных звуков более занимательными (мяч – активный участник занятия, дети рассказывают ему чистоговорки, скороговорки, стихи);
- Разнообразить элементы сюрпризности на фронтальных и индивидуальных занятиях (появление нового необычного экспоната – мяча, шара, круга – ,который сотрудничает с детьми, помогая им выполнять задания логопеда);
- Количество экспонатов коллекции позволяет разнообразить дидактические игры и упражнения, сохраняя к ним долговременный интерес воспитанников.
- Повысить позитивный эмоциональный настрой воспитанников на коррекционных занятиях у логопеда (детям очень нравится, что мячи разные, необычные, что их можно трогать, гладить, ощупывать, подбрасывать, ими можно играть, о них можно рассказывать).
Учитель-логопед высшей квалификационной категории Соколова Татьяна Германовна
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»
Номинация: Программа коррекционной работы с детьми с ОНР.
Должность: учитель-логопед высшей категории
Место работы: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: город Новосибирск