Дошкольная педагогика. Предисловие Виды наблюдений по П.Г
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:
Можно искать по нескольким полям одновременно:
Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND
.
Оператор AND
означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:
исследование разработка
Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:
исследование OR разработка
Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:
исследование NOT разработка
Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":
$ исследование $ развития
Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:
исследование*
Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:
" исследование и разработка"
Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#
" перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.
# исследование
Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:
Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:
бром~
При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:
бром~1
По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:
" исследование разработка"~2
Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^
" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":
исследование^4 разработка
По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO
.
Будет произведена лексикографическая сортировка.
Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.
контрольная работа
2.2 Виды наблюдений по П.Г. Саморуковой
экологический воспитание наблюдение возрастной
Воспитатель использует разные виды наблюдения. Для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств используется распознающее наблюдение. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе. Используется и наблюдение, способствующее формированию представлений о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе.
Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит, по следу -- какое животное прошло, и т. д.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3--6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также задач, стоящих перед воспитателем. Так, на занятии можно наблюдать за животными и растениями, трудом взрослых. Работа с детьми в этом случае организуется фронтально. На экскурсии наблюдение организуется со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы целесообразно проводить наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами.
В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).
Взаимосвязь различных видов деятельности и их роль в становлении осознанного отношения к природе
Формирование системы знаний о растительном и животном мире должно осуществляться на основе сезонного принципа в ходе проведения циклов наблюдений на участке и в уголке природы, природоведческих занятий...
Влияние рассматривания художественных картин о природе на обогащение содержания изодеятельности дошкольников
1. Моделирование новогодних игрушек. Снегири. Задачи: 1. Показать возможность лепки птиц из ваты; 2. Расширить представление детей о способах создания пластичных образов; 3...
Методика проведения Дня птиц в школе
Работу по организации наблюдений лучше всего начинать в предвесенний период. Учащихся следует познакомить с целями и задачами наблюдений, с объектами наблюдений, признаками наступления отдельных фаз...
Методы эмпирического педагогического исследования: наблюдение
НАБЛЮДЕНИЕ В зависимости открытое лонгитюдное С точки зрения от позиции периодическое хронологической наблюдателя скрытое одиночное организации...
Наблюдение за природой как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка дошкольного возраста. Наблюдение - целенаправленное...
Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы
Наблюдения можно классифицировать по разным принципам. 1. По характеру наблюдаемых объектов: ь Наблюдения за растениями; ь Наблюдения за животными; ь Наблюдения за объектами неживой природы. 2...
Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы
1. Наблюдаемый объект должен быть доступен для восприятия каждому ребенку, участвующему в наблюдении. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, сколько детей могут одновременно участвовать в работе и как они должны стоять или сидеть...
Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы
Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней...
Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы
Объектами педагогических наблюдений могут быть лишь те стороны процесса физического воспитания, которые можно фиксировать не нарушая процесса обучения и воспитания. Наблюдения становятся объективными только тогда...
Педагогическое наблюдение как метод научных исследований
Проблемные наблюдения ведутся по многим показателям, охватывают большое количество исследуемых и", как правило, осуществляются коллективно несколькими лицами...
Педагогическое наблюдение как метод научных исследований
По объему проблемные тематические По программе разведывательные основные По стилю включенные невключенные По осведомленности открытые скрытые По времени непрерывные прерывистые При всей сложности организации проблемных наблюдений...
Разработка и проведение урока теоретического обучения и внеклассного мероприятия
Методом беседы уточнены общие данные, выявлены интересы вне учебного заведения, ценностные ориентации, профессиональная направленность, самооценка, уровень притязаний, индивидуальная культура, преобладающий фон настроения...
Формирование у детей универсального музыкально-эстетического восприятия
Разнообразные музыкальные воздействия, которые оказывает на ребенка окружающая среда, несут в себе сложнейший комплекс определенным образом организованных специфических средств выражения. Но на первых этапах эти средства...
(...-1995)Блестящий ученый, великолепный лектор. Область ее научных исследований - развитие творческой игры дошкольников, знакомство детей с природой, формирование природоведческих знаний.
Полина Григорьевна была «прекрасным преподавателем, широко образованным человеком и способным ученым» (Маневцова Л.М.).
Вначале своей профессиональной деятельности Саморукова Полина Григорьевна работает в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете. В 1947 г. Полина Григорьевна под руководством А.М. Леушиной защищает диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: «Творческая игра как средство знакомства детей с окружающей общественной жизнью». Становится заведующей созданной в 1947 г. кафедрой дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета.
В 1960 г. Полина Григорьевна переходит работать на кафедру дошкольной педагогики ЛГПИ им. Герцена.
В 70-е г. на кафедре дошкольной педагогики под руководством доцента П.Г. Саморуковой делается принципиально новый шаг в разработке идей дошкольного природоведения: разрабатывается новый подход к отбору и формированию природоведческих знаний для детей дошкольного возраста.
В это же время Полина Григорьевна разрабатывает учебный курс «Теория и методика ознакомления детей с природой», которым она была очень увлечена и захвачена, что отразилось в исследованиях ее учеников. В диссертационных исследованиях учеников Полины Григорьевны изучается структура и содержание программы знаний о растениях, отражающих иерархию связей (Хайдурова И.А.), о животных, их жизненных потребностях, приспособлении к среде обитания (Тереньтева Е.Ф.), о живом организме и его взаимосвязях с окружающим (Н.Н. Кондратьева).
Иллюстрации из учебного пособия: Методика ознакомления детей с природой в детском саду – М., 1991г .
Разработка содержания курса привела к созданию научно-педагогической школы П.Г. Саморуковой (Маневцова Л.М. Назад, к истокам… История создания раздела «Ребенок открывает мир природы», 2013 г.
Под руководством Саморуковой П.Г. были разработаны методы формирования системных знаний: наглядная представленность содержания, активная практическая деятельность детей по преобразованию объектов – простейшие опыты с растениями, использование моделей и моделирования, схем, применение элементов проблемного обучения: проблемных действий, ситуаций, использование поисковой деятельности.
Впервые в дошкольной педагогике под руководством П.Г. Саморуковой были проведены исследования педагогических средств, обеспечивающих формирование у дошкольников деятельности наблюдения и наблюдательности. Открытием стало то, что деятельность наблюдения в условиях педагогического воздействия возникает в младшем дошкольном возрасте: дети 3-х лет способны принять познавательную задачу наблюдении, принять план наблюдения, самостоятельно поставить кратковременные цели наблюдения, использовать освоенные способы познания в новых, но близких ситуациях. А в старшем дошкольном возрасте уже формируются способности к наблюдению, главными из которых являются приемы абстрагирования и обобщения характерных, значимых и существенных признаков предметов. Главным педагогическим средством формирования этих способностей являются приемы «моделирования» сенсорных и существенных признаков наблюдаемых предметов.
Использование моделей – один из методов формирования системных знаний предложенный П.Г. Саморуковой.
Под руководством П.Г. Самруковой было защищено 7 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Основным направлением данных исследований стал поиск доступного содержания о природе для детей старшего дошкольного возраста (Хайдурова И.А., Тереньтева Е.Ф., Кондратьева Н.Н.), а также изучались возможности использования активных методов познания в педагогическом процессе (Ветрова Н.И., Маневцова Л.М., Седж Н.В. и др.). Данные исследования отражают целостный подход к изучению и содержанию природоведческих знаний для детей.
Основные работы:
Игры детей: Учеб.пособие/ЛГПИ им.А.И.Герцена. - Л.:ЛГПИ, 1973. - 90с.
Планирование и учет воспитательно-образовательной работы в детском саду: [Учеб. пособие], 1973
Умственное воспитание детей: Учеб. пособие, 1975
Как знакомить дошкольников с природой. – М., Просвещение, 1978, 1983.
Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам Редакторы: , Полина Саморукова М., Просвещение, 1981 г.
"Дошкольная педагогика". Под ред. , П. Г. Саморуковой Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». Изд-во «Просвещение», М., 1983
Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников Авторы: Каменева Л., Кондратьева Н., Лидия Маневцова Л., Редакторы: Маневцова Л., Саморукова П. ,1991.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
1.1 Знания о растениях
1.2 Знания о животных
2.1 Младшие группы
2.2 Средняя группа
2.3 Старшая группа
Заключение
неживой природа дошкольник природа
Введение
На протяжении дошкольного возраста у детей формируют знания о смене дня и ночи, о типичных погодных явлениях, характерных для местного края: наличие теплых и холодных дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных атмосферных явлений -- дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза и т. д. Дошкольники учатся распознавать состояние погоды и определять ее соответствующим термином-словом. Постепенно дети начинают соотносить состояние погоды с тем или иным временем года, устанавливать причины сезонных изменений.
У детей формируются представления об агрегатном состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха: жидкая вода может быть твердой (лед, снег, иней); в морозную погоду снег рассыпается, скрипит под ногами -- из него невозможно что-либо лепить; в теплую начинает подтаивать, становиться влажным, пластичным -- из него можно лепить различные фигуры.
В детском саду воспитанников знакомят с такими объектами неживой природы, как песок, глина. С этими природными материалами дети любят играть. Однако для развития игровой деятельности важно иметь четкие представления об их свойствах. Сухой песок сыплется, через него свободно проходит вода, а если его увлажнить, он становится пластичным, и тогда из него можно строить, лепить. Глина не пропускает воду, сухая рассыпается, а влажная может приобретать любую форму.
Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений. У ребят формируют представления и о некоторых космических телах: о Луне, звездах, Солнце. Дети узнают, что Солнце является источником света и тепла на Земле. Система знаний о неживой природе лежит в основе понимания взаимосвязей между живой и неживой природой.
Объектом данной работы являются представления дошкольников о неживой природе.
Цель данной работы -- выявление содержания и особенностей формирования знаний детей дошкольного возраста о неживой природе в разных возрастных группах.
Задачи данной работы: изучить содержание знаний детей о неживой природе; рассмотреть особенности формирования знаний дошкольников о неживой природе; изучить методику ознакомления дошкольников с природой.
1.1 Знания о растениях
В дошкольном возрасте необходимо учить детей различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения. Воспитатель отбирает наиболее яркоцветущие в разные времена года растения местного края и показывает их детям. На огороде он предлагает понаблюдать за ростом и развитием овощных культур, в цветнике -- полюбоваться декоративными растениями, расцветающими в разные периоды -- от весны до осени. Бывая с детьми в поле, педагог организовывает наблюдения за выращиванием хлебных культур. В лесу можно показать ребятам деревья и кустарники, ягоды и грибы. А на лугу -- познакомить с цветущими травянистыми растениями. Воспитанников детского сада знакомят и с комнатными растениями, учат узнавать, различать и называть наиболее яркие, часто встречающиеся из них.
В дошкольном возрасте-детям доступны знания о потребностях растений: для жизни, роста и развития растения нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Ребята учатся различать части растений (лист, стебель, корень, цветок, бутон, семя, плод), узнают о функциях некоторых из них, например корень забирает из земли влагу и питательные вещества.
Детей знакомят с различными способами ухода за комнатными растениями, а также растениями огорода и цветника. Ребята узнают, что все растения необходимо поливать, очищать от пыли, подкармливать, пропалывать, кроме того, нужно рыхлить для них почву. У них формируются знания о месте роста растений (в огороде, цветнике, парке, на лугу, в лесу).
На протяжении дошкольного возраста у детей формируют представления об изменениях состояния растений в разные сезоны: пробуждение, быстрый рост и развитие весной и летом, созревание плодов и семян летом и осенью, состояние покоя зимой. Необходимо добиться того, чтобы дети понимали сущность состояния известных им деревьев, кустарников, трав в тот или иной сезон и могли объяснять причины этого состояния. Очень важно дать воспитанникам элементарные знания об охране растений.
1.2 Знания о животных
Детей дошкольного возраста знакомят с наиболее часто встречающимися представителями млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, земноводных и насекомых.
Им рассказывают о домашних животных и диких зверях родного края. Постепенно дети узнают и о жизни наиболее типичных животных других зон. Воспитатель знакомит их с птицами -- зимующими и перелетными, живущими вблизи человека (хорошо, если за ними можно наблюдать круглый год) --и, если есть такая возможность, учит ребят ухаживать за домашними птицами или за теми, которые содержатся в уголке природы. У дошкольников формируются представления о пресмыкающихся и земноводных. Знания о рыбах и их повадках хорошо формируются в процессе наблюдений и ухода за аквариумными рыбками.
Наблюдая за животными, ухаживая за ними, дети получают знания об их внешнем виде, поведении, приспособлении к условиям окружающей среды, в том числе к сезонным изменениям в природе.
Знания о труде взрослых в природе. Воспитатель рассказывает детям о способах выращивания растений и ухода за животными, об охране природы и использовании ее человеком. Ребята узнают об условиях, необходимых для роста и развития растений, о способах обработки почвы, о том, как производятся посев, посадка, прополка, подкормка и т. д. хлебных, овощных и других культур.
В сельских детских садах у детей формируют знания об уходе за домашними животными. Посещая колхозные и совхозные фермы, дети наблюдают за кормлением животных, чисткой помещений, выпасом скота, заготовкой кормов.
Дошкольники узнают о некоторых способах охраны природы: подкормка животных в холодное время года, привлечение птиц устройством кормушек и гнездовий. Детям доступны знания о редких животных и растениях своего края, охраняемых государством.
В единстве с накоплением знаний о труде взрослых происходит формирование трудовых навыков и умений у детей. Дошкольники учатся ухаживать за растениями и животными в уголке природы, на участке.
1.3 Знания о сезонных изменениях в природе
В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений -- начинается период активной вегетации. Самые благоприятные условия для жизни растений создаются летом: наступает длинный день, повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди. Осенью продолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя.
Жизнь животных также в большой степени зависит от изменений в природе. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняя линька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм, меняют убежище. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года.
Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного возраста.
Формирование бережного и заботливого отношения к природе. Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, как мы уже отмечали, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Систематически знакомить детей с природой начинают впервой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т. е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и Их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных: с котенком, щенком, крольчатами, цыплятами. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов.
Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер -- качаются деревья, светит солнце -- становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения, воспитатель учит детей обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя -- формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).
В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода -- прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие -- тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).
У детей формируются представления о том, что растения нуждаются в тепле и влаге, а животные не могут жить без разнообразной пищи, воды, теплого жилища.
Дети усваивают и обобщенные понятия, такие, как: деревья, кустарники, травянистые растения, растения огорода, цветника, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.
Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.
Как и в младшем дошкольном возрасте, в средней группе у детей продолжают воспитывать любовь к животным и растениям, -но теперь они должны проявлять ее на деле -- ухаживая за своими питомцами в уголке природы.
Дети узнают о стадиях, роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. В старшем дошкольном возрасте знания детей систематизируются: устанавливаются связи между потребностями растений, животных и трудом человека, направленным на удовлетворение этих потребностей; между органами животных, их функциями и средой обитания (у рыбы -- плавники, она плавает в воде; у птицы -- крылья и ноги, в воздухе она летает, по земле ходит, прыгает).
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
У детей формируются четкие представления о том, что каждое животное и растение приспособлено к определенной среде обитания. Дошкольники усваивают знания о сезонных изменениях в жизни растений и животных, устанавливая связи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года.
Продолжаются обобщение и систематизация знаний о росте и развитии растений и животных, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемой территории -- лес, луг, водоем, поле и т. д.). Обобщаются знания о сезонных изменениях в природе на основе более/глубокого понимания временных и причинных зависимостей. Систематизируются знания о труде взрослых в природе на основе понимания необходимости его для удовлетворения потребностей растений и животных.
Усложнение знаний требует совершенствования умственной деятельности детей. Их учат ставить задачу наблюдения, элементарно планировать его, пользоваться разными способами наблюдения. Формируются первые навыки поисковой деятельности: умения анализировать ситуацию, принимать или ставить несложную задачу, высказывать предположение, сопоставлять накопленные факты, делать выводы.
В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее.
Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.
2. Методика ознакомления дошкольников с природой
2.1 Младшие группы
В процессе ознакомления детей младших групп с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых предметах и явлениях неживой природы, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях, учит различать особенности внешнего вида животных, некоторые части тела, особенности движения, издаваемые звуки. Воспитатель обучает малышей н первым несложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой, покормить рыбку, птичку в уголке природы. На этой основе воспитывает бережное отношение к растениям и животным, вызывает у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания.
Коллективные формы работы воспитатель чередует с индивидуальными, занимаясь с небольшими подгруппами детей. Индивидуальное общение с ребенком позволяет вызвать у него больший интерес, успешнее (подробнее, тщательнее) провести наблюдение.
Однако этого недостаточно. Для расширения представлений, уточнения и конкретизации знаний, а также для развития наблюдательности 2 раза в месяц проводятся занятия и целевые прогулки. С детьми первой младшей группы занятия проводятся в первом полугодии с двумя подгруппами, во втором -- со всей группой. Во второй младшей группе занятия проводятся со всеми детьми.
2.2 Средняя группа
Дети 4--5 лет любопытны, задают множество вопросов, с интересом знакомятся с различными предметами, их качествами и свойствами, с окружающей природой и явлениями общественной жизни. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым. Им уже доступно понимание простейших связей в наблюдаемых явлениях. Исходя из этого воспитатель средней группы решает новые задачи в ознакомлении детей с природой. Учит ребят видеть в предметах характерные свойства, сравнивать и группировать предметы по этим свойствам, формирует первые элементарные обобщения, подводит к установлению простейших связей между некоторыми явлениями.
Дети ежедневно выполняют поручения по уходу за растениями и животными, получают первые представления о том, что для роста растений нужны влага, свет, тепло. Овладевают и первоначальными умениями выращивания растений. В процессе наблюдений и ухода за растениями и животными у дошкольников воспитывается чувство бережного и заботливого отношения к природе, понимание ее красоты. Основным методом ознакомления детей с природой остаются наблюдения. Они осуществляются на ежедневных и целевых прогулках. В средней группе проводятся экскурсии. Лучше всего их организовать тогда, когда сезонные изменения проявляются наиболее ярко.
Два раза в месяц проводятся занятия. Продолжается работа в уголке природы, который в течение всего года пополняется новыми объектами, У детей закрепляются ранее полученные умения и навыки ухода за растениями и животными, формируются новые.
Широко используются трудовые поручения, к выполнению которых систематически привлекаются все дети. Форма организации труда разнообразна. Так, уборку участка, посадку растений выполняет вся группа; для других работ дети организуются небольшими подгруппами или получают индивидуальные поручения. Совместный труд воспитывает у ребят чувство ответственности за порученное дело и коллективизма. Закреплению, уточнению и систематизации полученных знаний способствуют дидактические игры.
Кроме непосредственных наблюдений, игр и занятий, должное место в работе с детьми занимает рассматривание картин с изображением природы. Это могут быть отдельные растения, животные, а также картины леса, поля, реки, живописные картины времен года. Отбирают картины такие, которые побуждали бы детей к рассказу, помогали закреплять и уточнять знания. Собирают плоды деревьев и кустарников, составляют из них коллекции и гербарии.
В средней группе детей знакомят с изменениями в природе. Наблюдение лучше вести за изменением единичного предмета, явления (за такими объектами природы, в которых изменения происходили бы в течение 1-2 месяцев, например рост редиса, гороха, настурции). Более длительные наблюдения трудны для детей среднего возраста.
Дети пятого года жизни учатся вести дневник наблюдений. Форма ведения дневника может быть разной (гербарии, рисунки). Дневник помогает воспроизвести ход развития явлений. В процессе наблюдения, а затем и при составлении гербария или зарисовке воспитатель ставит вопросы, подводя ребят к сравнению: «Что было? Что стало теперь? Есть ли бутон? Что появилось нового?» И т. д. При этом в беседе участвуют все дети.
2.3 Старшая группа
У детей старшего дошкольного возраста развивается способность к аналитико-синтетической деятельности. Дети шестого года жизни не ограничиваются узнаванием отдельных конкретных фактов, внешних свойств явлений, а стремятся проникнуть в суть, понять причины явлений. С учетом этого в старшей группе усложняются задачи и программа ознакомления с природой. У детей формируют систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы: они узнают причину изменения продолжительности дня и ночи, особенности осадков, погоды в разные сезоны; учатся различать и правильно называть растения, усваивают правила ухода; учатся видеть основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам, узнают о некоторых особенностях ухода за растениями; учатся различать своеобразие внешнего строения и повадки животных получают знания о развитии некоторых видов, о способах защиты животных от врагов, овладевают основными навыками ухода за обитателями уголка природы.
В старшей группе необходимо формировать умения обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям. Важной задачей остается воспитание у детей бережного, заботливого отношения и любви к природе, эстетического восприятия природы. Ознакомление детей с природой осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни -- в уголке природы и на участке. Занятия по ознакомлению с природой проводятся еженедельно. Особое место занимают экскурсии, а также занятия, связанные с обобщением знаний детей. Воспитатель широко использует труд, наблюдения, опыты на участке, в уголке природы с тем, чтобы накопить конкретные представления об окружающей природе, углубить знания, полученные на занятиях. Впервые организуются дежурства в уголке природы.
Дети начинают вести календарь природы, в котором фиксируют основные существенные явления в неживой природе, в жизни растений, животных в каждый сезон, особенности сезонного труда взрослых и детей, развлечения на воздухе. В календаре обязательно отражаются коллективные наблюдения.
Одному или нескольким детям поручают изобразить определенные явления природы, а затем выбирают вместе с ними рисунок, который наиболее полно отражает увиденное. Можно поручить это дело дежурному или тому, кто первый заметил интересное явление. Форма ведения календаря разная: в виде настенного панно, альбома, ширмы. Календари используются в итоговых беседах о том или ином времени года. Они помогают подвести детей к простейшим формам обобщения.
Закреплению и систематизации знаний детей о природе в течение года помогают настолько-печатные игры: лото «Времена года», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото» и др.
2.4 Подготовительная к школе группа
При планомерном ознакомлении детей с природой к 6 годам у них накапливаются представления о самых разнообразных предметах и явлениях природы, формируются несложные умения выращивать растения и ухаживать за мелкими животными, развивается наблюдательность. Дети овладевают умениями принимать указания взрослого, следовать его плану, использовать в процессе деятельности усвоенные ранее приемы, оценивать полученные результаты и т. д. В результате дети седьмого года жизни уже способны под руководством взрослого вести целенаправленный анализ воспринимаемых явлений, выделять при этом существенные признаки и свойства, на их основе обобщать и классифицировать объекты. Все это дает возможность в работе с детьми седьмого года жизни решать новые задачи ознакомления с природой, использовать новые способы организации работы.
Каковы же эти задачи? В подготовительной к школе группе проводится дальнейшая конкретизация и обогащение представлений о природе. При этом детей выводят за пределы непосредственного опыта, знакомя с новыми объектами через художественную книгу, картинку, диафильмы и кинофильмы и т. п. Дети должны получить знания о последовательности некоторых явлений природы (рост и развитие некоторых животных, сезонные изменения в природе и др.).
В подготовительной к школе группе в центре работы стоит систематизация и обобщение накопленных знаний, формирование элементарных понятий и суждений об объектах и явлениях природы. В процессе усвоения элементарных знаний у будущего школьника развиваются важные для обучения способности обобщенного восприятия, элементы словесно-логического мышления, связная речь. Систематизация и обобщение знаний требуют дальнейшего расширения представлений о признаках и свойствах, структуре природных явлений, а также усвоения разнообразных связей и причин; на этой основе у детей возникает познавательное отношение к природе.
Совершенствуется эстетическое восприятие природы. Старших дошкольников учат видеть неповторимость ее явлений, гармонию красок и форм, все разнообразие проявлений жизни. Дети седьмого года жизни способны при участии взрослых поддерживать порядок на участке и в уголке природы, беречь красоту тех мест, где они отдыхают, играют, выращивать красивые цветы, создавать несложные композиции из природного материала, выражать красоту наблюдаемой природы в ярком точном слове, в изобразительной деятельности.
Большое внимание уделяется воспитанию любви к родной природе, бережного и заботливого отношения к ней. Дети седьмого года жизни устанавливают связь между собственной деятельностью и состоянием растений и животных, находящихся на их попечении, совершенствуют трудовые навыки и умения.
Возросшие возможности детей подготовительной к школе группы позволяют использовать для работы не только уголок и участок, но и ближайшее природное окружение: парки и сады, поле, луг, водоем, фермы, оранжереи, ботанический и зоологический сады и т. д. С детьми систематически проводят целевые прогулки и экскурсии. Желательно провести 1-2 экскурсии и целевые прогулки в лес, парк для того, чтобы проследить изменения природы в течение сезона, осенью и зимой -- 1-2 целевые прогулки на водоем. Весной и летом количество экскурсий и целевых прогулок значительно увеличивается (до 2-3 в лес, поле, огород, водоем и др.).
В уголке природы дети ведут систематические наблюдения, дежурные ухаживают за его обитателями. В дежурстве по уголку природы одновременно принимают участие несколько детей (до 3-4 в зависимости от количества обитателей), дежурят по 2-3 дня. Воспитатель в течение года проводит 2-3 занятия, на которых знакомит детей с изменениями способа ухода за обитателями уголка (особенно растениями) в разные сезоны, с уходом за новыми его обитателями.
Наблюдения и труд на участке в подготовительной к школе группе организуют фронтально, или отдельные трудовые поручения распределяются между группами и звеньями. Весной можно использовать форму организации детей по звеньям: каждое звено получает длительное трудовое поручение по уходу за определенной, грядкой или клумбой, за тем или другим домашним животным -- наседкой с цыплятами, щенком, кроликами, живущими на участке. Длительные поручения дают и индивидуально.
Один раз в неделю проводится занятие или экскурсия (целевая прогулка проводится во время, отведенное для прогулок), Многие занятия и экскурсии, проведенные в старшей группе, повторяются в подготовительной с некоторым усложнением программных задач.
При организации ознакомления с природой в подготовительной к школе группе следует широко использовать элементарную поисковую деятельность; она обеспечивает усвоение детьми доступных их пониманию связей и отношений в природе. Проводятся разнообразные опыты.
3. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о временах года
Представления о времени у детей дошкольного возраста формируются постепенно. И этот процесс связан с достаточно большими трудностями в восприятии времени детьми и относительно поздним развитием временных представлений. К причинам, обуславливающим эти трудности, можно отнести некоторые свойства и характеристики времени: его текучесть, необратимость, невозможность вернуть прошедшее и поменять местами настоящее и будущее. В это, безусловно, в значительной степени усложняет восприятие времени детьми. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движения или какую-либо деятельность, связанную с определенным временем.
«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется на основе чувственного опыта без опоры на знание эталонов времени. В дальнейшем овладение мерами времени, и применение их даёт возможность пользоваться «чувством времени» более широко, в разнообразных условиях.
В основе всех понятий о времени лежат различного рода представления. «Ощущение, восприятие, и возникающие на их основе представления, относятся к первой ступени отражения действительности. Схематично этапы отражения окружающей действительности можно представить следующим образом: ощущение > восприятие > представление > знание.
Ощущение является первоначальной формой отражения всего нас окружающего. Однако ощущения -- элементарный процесс, отражающий отдельные свойства предмета и явления отдельных свойств от предметов не существует. Поэтому в сознании отражается предмет в целом.
Из ощущений образуется восприятие, в котором уже отражаются совокупность свойств того или иного предмета.
«Восприятие -- это отражение в сознании окружающих предметов и явлений, действующих на наши органы чувств в совокупности их свойств и частей в данный момент при непосредственном воздействии их на органы чувств». В основу каждого восприятия входят несколько ощущений. Восприятие является результатом деятельности нескольких органов чувств. Но в каждом случае один из органов будет ведущим.
Следующей, более важной ступенью является представление. Представление -- образ ранее воспринятого предмета или явления, возникающие в сознании человека. Представление тесно связано с памятью, мышлением и воображением.
«Физиологическая основа представлений -- следы, оставшиеся в коре больших полушарий мозга от возбуждений, которые были раньше. Представления обычно возникают под влиянием какого-либо толчка». У человека таким толчком является слово. Например, сказано то или иное слово, у человека сразу возникает этот образ или какие-либо его сущностные характеристики. «Представления по содержанию делятся на простые и сложные. Простое включает в себя одну сторону знаний о природе. Сложное представление -- это объединение двух простых».
«При формировании представлений о временах года мы опирались на положение Н. Ф. Виноградовой, которая считает, что ребенок должен воспринимать мир как целое, где в единстве представлены природа - человек- общество». Дошкольное детство - период жизни человека, когда начинают формироваться представления как начальный источник знаний.
Т. Д. Рихтерман писала, что чем шире раскрывается ребёнку окружающий мир, тем более выраженным становится познавательный интерес. Именно познавательный интерес лежит в основе вопросов детей о времени. «Вопросы детей, их характер, говорят нам не только об уровне знаний детей и особенностях мышления, но и наличии степени развития интереса и о его содержательной стороне».
Согласно исследованиям Т. Д. Рихтерман, временные категории начинают выделяться ребёнком уже в конце второго года жизни. Ребёнок начинает осознавать, что одни события быстро проходят, наступления других надо ждать. Ребёнок, живущий первоначально только в настоящем времени, затем начинает выделять прошлое и будущее. Характер представлений детей дошкольного возраста о времени связан с пониманием ими свойств времени, овладением временными понятиями, умением ориентироваться во времени суток по природным явлениям. Дети учатся характеризировать времена года. А к концу дошкольного возраста ребенку должны быть знакомы следующие основные взаимосвязи в неживой и живой природе, важнейшие признаки сезонов:
изменение полуденной высоты солнца по сезонам;
зависимость температуры воздуха от высоты солнца и продолжительности дня;
зависимость осадков от облачности;
зависимость состояния почвы и водоемов от температуры воздух;
зависимость изменения растительности от степени освещения солнцем и от температуры воздух;
зависимость жизни животных от изменений в неживой природе.
Мы исследовали усвоение детьми среднего дошкольного возраста представлений о временах года. Результаты исследований показали, что дошкольники имеют нечёткие, представления о временах года, об их сущностных характеристиках. Так, например, на вопрос: «Почему вам нравится то или иное время года?», многие дети отвечали: «Потому что у меня в это время день рождения». Дети связывают времена года со значимыми для них событиями, а не с сезонными изменениями в природе. Детям малоизвестны природные явления, характерные для определенного времени года, например, гроза, молния, гром характерны для весеннего периода, иней, вьюга -- для зимнего.
Разные по значению временные понятия у детей часто совмещены. Дети не чувствуют разницы в словах «рассвет» и «сумерки», обозначающих переходные периоды от ночи ко дню. Они смешивают понятия «сутки» и «день», не знают, что день -- это часть суток. Некоторые дети не замечают различий в цвете небосклона в разные периоды суток, не могут установить последовательность частей суток. В их представлении сутки кончаются ночью, а утром снова начинаются.
У детей слабые представления о первых признаках времён года, последовательности их наступления, зависимости жизни животных от изменений в неживой природе. Дети затрудняются в понимании того, что времена года идут один за другим, не прерываясь, и не заканчиваются на зиме. Им сложно понять то, что наступающая, например, весна - это не прошлая весна. Дети не видят новизны, изменения.
Мышление детей развивается, если им приходится решать природоведческие вопросы, задачи, требующие установления новых причинно-следственных связей и обобщений.
Вопросы -- одно из основных средств обучения. Каким же должен быть хороший вопрос? Он должен быть тщательно продуман и сформулирован так, чтобы ответ на него стимулировал новые вопросы и ответы...” (Ричард Х. Флеминг). Неудачно сформулированный вопрос может не достичь своей цели, вызвать совсем не тот ответ, который имелся в виду.
Для формирования у детей представлений о временах года мы проводили с детьми беседы на прогулке детей, предлагали решать познавательные задачи.
В первом -- этапе предусматривалось воспроизведение знаний и умений. Детям предлагались вопросы: Что происходит с листьями деревьев осенью? Как изменяется жизнь птиц осенью?
На втором -- этапе стимулировали неширокий и неглубокий перенос знаний и действий, у детей старались выработать алгоритм этих действий. Благодаря чему происходят изменения в жизни деревьев осенью? С чем связаны осенние перелеты птиц?
В третьем этапе предлагалось объяснить, почему большинство деревьев сбрасывают осенью листья. Почему некоторые деревья не сбрасывают листву на зиму, что это за деревья? Раскрыть сущность листопада. Устанавливали взаимосвязь между жизнью насекомых и птиц осенью.
В четвертом этапе предлагали пофантазировать: «Представьте, что лиственные деревья не сбрасывают на зиму листву. Что с ними произойдет? Почему? Что страшнее для птиц холод или голод?
Эти задания и вопросы возбуждали самостоятельную познавательную активность детей, давали бы возможность творчески мыслить. В ходе бесед мы широко использовали такие понятия как снегопад, радуга, листопад, гроза и др.
Для лучшего усвоения этих знаний мы использовали модель раскручивающийся по вертикали спирали. Каждый новый виток имеет 4 деления: весна, лето, осень, зима. Каждое деление окрашено в соответствующий времени года цвет. Затем, не прерываясь, идёт новый виток -- повторение времён года, но на более высокой ступени, уже другой.
Таким образом, усвоение детьми представлений о временах года мы связываем, прежде всего, с усвоением детьми взаимосвязей и взаимозависимостей в природе, связанных с изменениями сезонов.
Заключение
Обобщая данные стоит отметить, что задачи и содержание знаний о природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое. Систематически знакомить детей с неживой природой начинают в первой и второй младших группах.
Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер -- качаются деревья, светит солнце -- становится теплее. В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода -- прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие -- тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).
В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.
Дети узнают о стадиях, роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. В старшем дошкольном возрасте знания детей систематизируются: устанавливаются связи между потребностями растений, животных и трудом человека, направленным на удовлетворение этих потребностей; между органами животных, их функциями и средой обитания.
В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.
Список использованной литературы
1. Волкова Н. А., Моисеева Л. В., Лазарева О. Н. Формирование экологических представлений у старших дошкольников средствами компьютера: Учеб. метод. пособие/ Урал. Гос. Пед. Ун-т -- Екатеринбург, 2004
2. Каменева, Л. А. Как знакомить дошкольников с природой. -- М., 1983.
3. Методика ознакомления с природой в детском саду/под ред. П. Г. Саморуковой. -- М.: Просвещение,1992.
4. Рихтерман Т. Д. К содержанию ознакомления детей со временем. (на основе изучения интересов детей) //Содержание обучения и воспитания детей в детском саду.- Ленинград, 1978
5. Материалы сайта www.i-gnom.ru
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Научная основа ознакомления детей с природой. Экологическое воспитание дошкольников в современном ДОУ. Условия, необходимые для формирования динамических представлений. Эксперимент по эффективному формированию у старших дошкольников экологических знаний.
дипломная работа , добавлен 16.11.2009
Характеристика этапов развития счетной деятельности у дошкольников; формирование у детей математических представлений. Сравнительный анализ задач альтернативных программ по разделам "Количество и счёт", методика обучения счёту в средней, старшей группах.
курсовая работа , добавлен 10.03.2011
Интеллектуальная активность детей, формирование и совершенствование ощущений и восприятия. Значение ознакомления дошкольников с природой в развитии у них познавательных интересов. Познавательное отношение к природе как задача экологического воспитания.
контрольная работа , добавлен 01.03.2010
Роль природы в познании красоты. Формирование представлений о живой и неживой природе. Сущность и методы В.А. Сухомлинского в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с природой. Диагностика уровня знаний дошкольников об окружающем мире.
курсовая работа , добавлен 05.11.2014
Сущность и закономерности развития словаря старших дошкольников. Природа как средство формирования словарного запаса. Особенности использования дидактических игр и лексических упражнений. Примерные конспекты занятий, развивающих речь дошкольников.
курсовая работа , добавлен 01.11.2014
курсовая работа , добавлен 10.04.2015
Задачи развития временных представлений у дошкольников в различных программах воспитания и обучения в детском образовательном учреждении. Перспективный план работы. Конспект занятий по развитию представлений о времени для второй младшей группы (3-4 года).
контрольная работа , добавлен 25.03.2013
Психолого-педагогическое обоснование проблемы экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в детском саду. Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с помощью формирования системы знаний о животных.
курсовая работа , добавлен 30.10.2008
Образование дошкольников в современном ДОУ. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов деятельности детей в природе. Морально–ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде.
дипломная работа , добавлен 30.10.2008
Формирование представлений о природе в дошкольном возрасте. Моделирование как педагогическая технология. Формирование представлений о природе у старших дошкольников посредством применения моделирования. Методические рекомендации для педагогов-практиков.
В статье рассматриваются основы ознакомления детей дошкольного возраста с природной действительностью. Раскрывается значение естественных условий окружающего природного мира в воспитании дошкольников. Приводится характеристика отдельных нравственных качеств, формируемых у детей дошкольных образовательных организаций в процессе ознакомления с природой. Дается описание педагогического опыта отечественных и зарубежных ученых по реализации воспитательно-образовательной работы, направленной на ознакомление воспитанников детских садов с миром живой природы. На основе проведенного исследования были выделены эффективные формы и виды работы по ознакомлению дошкольников с животным миром. Приводится сравнительный анализ организации занятий по знакомству дошкольников с животными в условиях городского детского сада и в условиях сельской местности. Даются рекомендации по ознакомлению детей раннего возраста с миром живой природы в целях формирования их нравственных чувств.
животный мир
дошкольник
воспитание
детский сад
ознакомление с природой
воспитатель.
1. Васильева К.В., Гусев Д.А. Изобразительная деятельность как средство социально-психологического самовыражения дошкольников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 11-5. – С. 788-791.
2. Жесткова Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных морально-этических ценностей на уроках русского языка // Начальная школа. – 2013. – №5. – С.24-28.
4. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: кн. для воспитателя дет. сада / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.
5. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева и др.; под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – С-Пб.: Детство-пресс, 2003. - 319 с.
6. Повшедная Ф.В. Народный учитель по призванию // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. XI. № 1. С. 526-527.
7. Повшедная Ф.В. Адаптационный аспект профессионального самоопределения студентов-иностранцев в условиях педагогического вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008, № 3.С. 111.
8. Филиппова Л.В. Проектные технологии в преподавании филологических дисциплин // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 8-2 (36). – С.44-47.
9. Филиппова Л.В. Роль художественного текста в обучении русскому языку детей-билингвов // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2014. – № 3 (56). –С. 140-144.
10. Фролов И.В. Профильное обучение в условиях сельской школы: состояние проблемы // Наука и школа. – 2000. – № 3. – С. 48.
Природа играет важную роль в воспитании дошкольников и в настоящий момент невозможно представить взращивание полноценной личности без естественных сил окружающего мира. Природа как незаменимый педагог хранит и вбирает в себя все самое лучшее, являясь наимудрейшим воспитателем, источником творческого начала и духовных сил, неиссякаемым источником красоты.
Деятельность как основной источник приобретения знаний является тем главным звеном, которое помогает всестороннему и целостному развитию личности, способствует становлению отношения к окружающему миру. При восприятии природы нужно учитывать то, что человек принимает те проявления красоты, соответствующие его эмоциональному состоянию и мировоззрению .
Способность видеть природу не только поверхностно, а умение заглянуть в ее недра, понять тонкие взаимосвязи между ее компонентами - все это входит в условия становления мироощущения природы, единства с ней. Все это можно достигнуть при систематичном общении с природной действительностью. Для того чтобы ощущать себя единым целом с окружающим миром, требуется постоянное общение с природой, что, в свою очередь, осуществляется с помощью педагогических воздействий.
Природа - это живой организм, удивительный и многогранный мир. Естественно, что животные занимают в этой системе особое место. От нас и от будущего поколения зависит численность, разнообразие видов и сохранение животного мира. Для того чтобы успешно реализовывать поддержку и сохранность этого мира, каждому человеку с самых ранних лет необходимо приобрести определенный запас знаний в естественнонаучном разделе.
Первоначальные знания об окружающей природе, а также животном мире, человек усваивает в дошкольном возрасте. В дошкольных образовательных организациях в данном направлении проводится целенаправленная и систематическая педагогическая работа. Знакомство с природой представляет собой разрешение воспитательно-образовательных задач, заданных программой. Мнения многих ученых солидарны в том, что природа играет важную роль в становлении и воспитании личности дошкольника. Непосредственный контакт детей с природой оказывает положительное влияние: развитие доброжелательности, сопереживания, воспитание бережного отношения и видение прекрасного вокруг. Воспитание гуманного отношения к животным, приобщение детей к их проблемам, а также развитие положительных реакций на животных - все это необходимо для лучшего понимания природоохранных вопросов. Человек, воспитанный в уважительном отношении к проблемам живого, никогда не останется равнодушным к страданиям и проблемам другого, и неважно кто это - человек или животное.
Любознательность - характерная черта дошкольного возраста. В сочетании с познавательной активностью, любознательность часто приобретает форму эксперимента над живым существом, что в некоторых случаях может губительно отразится на его состоянии, например, оторванные крылья и лапки насекомых. Чем же можно объяснить такое поведение? Нет, это не жестокость и нежелание навредить живому, это всего лишь, как было отмечено выше, любопытство. Часто можно услышать из уст ребенка, что он всего лишь хотел узнать сможет ли летать жук без крыльев, что станет с ним, если он потеряет лапку. На отношение дошкольника к живой природе могут повлиять разнообразные причины: ограниченные знания, отсутствие условий для наблюдения за природной действительностью, скудность опыта общения с живыми организмами, бедность информации об уходе за ними, отрицательный пример со стороны взрослых и бедность эмоционального опыта взаимодействия с окружающей природной действительностью.
Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо говорили о том, что наблюдение за царствами естественного мира как ничто другое лучше формирует нравственные качества и умственные силы детей.
Знаменитые педагоги прошлого столетия отмечали природу как важное средство в воспитании детей. Я.А. Коменский говорил о природе как об источнике знаний, о средстве развития ума, воли и чувств. К.Д. Ушинский говорил об идеи «введения в природу детей», что необходимо для восприятия полезного и доступного для развития умственных и словесных возможностей детей.
Залкинд Э.И. в своем исследовании, посвященном ознакомлению детей дошкольного возраста с птицами, показал, что в данном виде работы важна разумная организация чувственного восприятия природных объектов. Реализовать это можно грамотно руководя процессом наблюдения. Они дают детям определенные впечатления, которые, в свою очередь, преобразуются в представления (конкретные, обобщенные), способствующие развитию речи.
Тема ознакомления детей с животным миром и воспитание гуманного отношения к ним, освящается в работах многих педагогов , каждый из которых внес свой вклад в данную область. Данной проблеме адресовано много статей, книг, методических пособий, являющиеся помощником для педагогов при ознакомлении дошкольников с природой, среди них можно выделить работы Н.В. Алешина, З.Г. Валова, Е.И. Золотова, Н.В. Коломина, Ю.И. Моисеенко.
Современное общество до конца не осознает, как пагубно сказывается потребительское отношение к природе. На протяжении долгого времени существовало мнение о том, что природные ресурсы вечны и неисчерпаемы. В воспитании современного поколения необходимо изживать такие помыслы, уходить от потребительской традиции. У детей нужно формировать уважительное и сочувственное отношение к природе, понимание того, что природа, в первую очередь, источник нашей жизни. Ребенок, любящий природу, не будет безрассудно рвать цветы, ломать деревья, разрушать гнезда и вредить животным. Именно сформированное умение в детстве воспринимать и принимать природу такой, какая она есть, во всей своей красе, пробуждает в детях интерес к ней, бережливое отношение ко всему живому, способствует развитию полноценной личности.
Результаты исследования и их обсуждение
Чтобы пробудить интерес, сформировать чувство ответственности, сострадание к животным, проводятся различные формы работы с дошкольниками. При ознакомлении с природной действительностью решается ряд воспитательно-образовательных задач, предусмотренных программой. Всевозможные наблюдения, экскурсии в природу, работа на участке детского сада, дежурства в живом уголке, подкормка птиц - это всего лишь часть осуществляемой воспитателем работы в различных группах.
Педагог помимо знакомства дошкольников с животными, также учит бережно к ним относиться, проявлять внимание и заботу, быть ответственным за братьев наших меньших. Для чего же нужно с ранних лет пробуждать в детях любовь и интерес к животным? Во-первых, это необходимо для формирования правильного отношения к живым существам. Во-вторых, следует предотвратить развитие бессердечного отношения и обращения к животным, проявление жестокости и бесчувствия ко всему живому. В-третьих, для становления у дошкольников высших нравственных чувств - справедливости, гуманизма - в отношении природных объектов.
Золотова Е.И. в своих работах говорила, что делать заключение о степени сформированности у детей глубоких гуманных чувств к животным можно исходя из следующих положений:
- интерес к различным представителям животного мира, желание больше узнать об их жизни, повадках;
- знание и выполнение правил обращения с живым существом;
- осознание необходимости охранять животных, заботиться о них;
- желание и умение ухаживать за живым существом;
- эмоциональность восприятия и общения с животным .
При знакомстве с животным предлагаемая информация делится на три части: внешний вид животного и его повадки; среда обитания; польза. Для детей старшего дошкольного возраста предлагаются сведения более широкого круга - приспособления животных, связанные с особенностями обитания. Такое подробное знакомство углубляет и расширяет знания детей, что, в свою очередь, способствует дальнейшему правильному ориентиру воспитания нравственно полноценной личности по отношению к представителям природы.
Представления дошкольников о животных не всегда носит конкретный характер, чаще всего они имеют неопределенный характер, общее представление. Проявление интереса к животному миру иногда носит лишь поверхностный характер. Внимание дошкольников привлекают яркие и заметные особенности животных, то, что бросается в глаза. При знакомстве с обитателями фауны, особое внимание уделяется отбору содержания программы, что помогает успешно расширять знания детей, формировать устойчивые знания и интерес, ответственность по отношениям к животным.
В процессе знакомства дошкольника с миром фауны, решаются основные воспитательные задачи:
Формирование представлений о животных.
Воспитание эмоционально-положительных отношений к живым существам.
Воспитание ответственного поведения в окружающей среде .
Одной из основных форм работы по ознакомлению с животными в детском саду является непосредственно образовательная деятельность. Творческое рассказывание на занятиях способствует развитию логического мышления, формированию нравственно-экологическому отношению к животным. Занятия, где дети придумывают рассказы на тему, заданную воспитателем, особенно значимы. На основе таких занятий, можно оценить сформированность детских представлений о рассказанном животном. Также речевая деятельность дошкольника дает картину динамики изменения мотивов, характеризующих взаимоотношения детей с животными. От младшего к старшему возрасту в поведении детей видна положительная динамика, при продолжительной работе по данной теме. Дошкольник уже знает, что, например, собаке нужно дать кость, если она голодна, кошке перебинтовать лапу, если она поранена. Далее действия переходят на новую ступень - беспокойство о состоянии природы, выражение протеста к негативным поступкам по отношению к природе и ее обитателям. Проявление беспокойства и сопереживания можно отнести к показателям гуманного отношения к братьям меньшим.
Отбор животных для природного уголка группы осуществляется в соответствии с программой детского сада. Его обитатели должны быть интересными для наблюдения, должно присутствовать разнообразие, животные неприхотливые, самое важное - уход за ними должен быть доступен дошкольникам. Естественно, что без любви к животным самого воспитателя, у него не получится привить детям любовь и бережного отношения. Педагог является для воспитанников примером. Ему также необходимо знать особенности обитателей живого уголка, правила ухода за ними. Иначе, если педагог сам не обладает данной информацией, то чему же он сможет научить детей?
Наблюдения за животными в уголке природы позволяют дошкольникам лучше узнавать животных, ухаживать за ним и проявлять внимание, данная работа, таком образом, будет приобретать систематический характер. Дошкольники при взаимодействии с обитателями уголка, начинают замечать его повадки, узнают все больше и больше его особенностей. Перенося свою наблюдательность за пределы детского сада, дети уже в окружающем мире начинают замечать необычное и интересное. Их внимание начинает распространяться на животных, с которыми они сталкиваются вне стен садика. Уход за животными формирует у дошкольников эстетическое восприятие, умение не только созидать красоту, но делать все, для того чтобы сохранить ее.
Художественная литература также способствует знакомству детей с животным миром. С ее помощью воспитатель учит доброте, сопереживанию, пробуждает чувство любви к живому, получать удовольствие от общения с животными. При прочтении какого-либо произведения педагог проводит эстетические беседы, целью которых является закрепление норм поведения в природе, перенос ситуации в жизненный опыт детей. Такая беседа положительно сказывается на воспитанниках - у них формируются представления о том, как нужно поступать в тех или иных ситуациях в реальной жизни. При такой работе педагог обязан продумать вопросы, которые будет задавать детям. Они должны активизировать их опыт, подтолкнуть к мыслительной работе, решить, как он поступил бы в такой ситуации.
Не менее важным видом знакомства детей с животными это непосредственное знакомство с ними в зоопарке, ферме, участке детского сада. На прогулке с детьми можно привлечь их внимание к кормушке, где обитают птицы, тихонечко за ними понаблюдать и дальше в группе обсудить увиденное. Под руководством педагога подмечаются характерные признаки внешнего вида птиц, повадки, дети учатся сравнивать и отличать их друг от друга. На следующей прогулке можно предложить детям покормить птичек, тем самым вызвать у них заботливое отношение, сказать, что птицам голодно особенно зимой, вызвать сочувствие. В условиях сельской местности намного проще проводить занятия, так как большинство детей так или иначе сталкивались с домашними животными, у некоторых они есть даже дома. В условиях города это сделать гораздо тяжелее, поскольку у большинства детей наблюдается явное отсутствие домашних животных, а также условия проживания в городах значительно отличаются от естественных природных условий сельской местности. Хорошим решением проблемы знакомства детей с животными решает семейный поход в зоопарк. При этом родители сами должны быть готовы к вопросам о том или ином животном. В этом плане может помочь воспитатель. Он может рекомендовать литературу для ознакомления. Важно объяснить родителям, что более успешное воспитание по ознакомлению и привитию любви к животным, не может полноценно осуществлять без участия родителей. Некоторые виды занятий невозможно провести с детьми, довольно трудно каждому ребенку подробно рассказать о чем-либо. Индивидуальный подход - отличное средство для воспитания и привития бережного отношения к природной среде. Сами родители могут провести небольшую беседу, например, прогуливаясь или идя с малышом по улице. Личный пример родителей также играет немалую роль. Если ребенок видит, что мама подкармливает бездомных животных или предлагает ребенку сделать для птиц кормушку, ребенок сам заразится этой идеей, которая, несомненно, придется ему по душе. Ничто так не вдохновляет детей, как возможность позаботится о том, кто намного меньше и беспомощней тебя.
Заключение
Знакомство с животным миром, привитие любви к ним, бережное отношение - все это часть целенаправленного воспитательного процесса. Данный вид работы, как никакое другое средство лучше способствует развитию нравственных чувств. Дошкольник становятся ответственными не только за себя и свои поступки, но и за своих подопечных. Заботясь о ком-то, дети понимают, что жизнь крохотного существа полностью в их руках. Воспитание бережного отношения к животным подавляет в детях равнодушие, апатию к проблемам природы, черствость и бессердечие. Только в наших руках, руках взрослых, находится будущее нынешнего подрастающего поколения и мы должны приложить все усилия, чтобы наши дети выросли духовно-нравственными и полноценными личностями.
Рецензенты:
Быстрицкая Е.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «НГПУ им К. Минина», г. Нижний Новгород.
Фролов И.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой физико-математического образования ФГАОУ ВО «ННГУ им. Н. И. Лобачевского» Арзамасский филиал, г. Арзамас.
Библиографическая ссылка
Васильева К.В., Гусев Д.А. ЖИВАЯ ПРИРОДА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16760 (дата обращения: 05.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»