Три "нельзя" каждой таджикской девушки. Национальная одежда таджичек (Фотолента) Как одеваются в таджикистане
В Таджикистане в каждом из районов есть свой национальный костюм. По крою он везде примерно одинаков, но отличается цветом, вышивкой, наличием украшений. Молодёжь всё чаще носит европейскую одежду, но национальный таджикский костюм по-прежнему очень популярен среди сельских жителей.
Мужская и женская национальная одежда таджиков очень похожа по крою - туникообразная, свободная, хорошо скрывает фигуру. Большинство таджиков - приверженцы ислама и излишнее облегание в одежде не приветствуют.
Таджикскую национальную одежду отличает яркость. Костюм таджиков отражает степень благосостояния. Чем роскошнее наряд, чем больше в нём дорогих декоративных деталей, тем богаче его владелец.
Отдельно следует сказать о тканях. Таджики живут в жарком климате, поэтому предпочитают хлопчатобумажные и шёлковые ткани. К чисто национальным таджикским материям можно отнести алочу (переливчатая полосатая ткань разных цветов, состоит из хлопка и шёлка), бекасам (полушёлковая материя, в полоску или узорчатая) и парчу (шёлковая ткань с золотыми и серебряными нитями).
Поскольку традиционный костюм таджиков многослойный, нижний слой одежды, как правило, шьют из дешёвой ткани, а верхний - из более дорогой.
Национальная одежда таджиков-мужчин
В традиционный костюм мужчины-таджика входят: хлопчатобумажная рубаха - "курта", шаровары, халат и широкий поясной пояс. Рубаху шьют из одного куска ткани. Она широкая и не стесняет движений. Мужчины носят её навыпуск, подпоясывают длинной узкой тканью или специальным платком, сложенным по диагонали. Платок выполняет несколько функций: он и ремень, поддерживающий шаровары, и своего рода карман.
Интересно, что по поясу можно узнать о благосостоянии мужчины. Так, молодые небогатые парни носили пояса, скрученные из квадратных платков с вышивкой по краям "миёнбанд" или "бельбог". А состоятельные мужчины могли себе позволить широкие бархатные пояса ("камарбанд"), вышитые золотой нитью.
Шаровары ("эзор" и "иштон") тоже шьются довольно широкими, но сужающимися к низу. Поверх рубахи мужчины надевают халат ("чапан ") распашного свободного покроя, как правило, полосатый. Горные таджики предпочитают чапаны из некрашеной шерсти, с вышитым орнаментом на вороте.
Халат может быть ватным стёганым, если это зимний вариант одежды. Классические чапаны стали музейными экспонатами, на их место пришли современные аналоги – из бархата. Главное достоинство классического чапана в том, что зимой он удерживает тепло, а летом - прохладу. Издревле мужчинам дарят чапан на важные мероприятия - свадьбы, дни рождения и даже похороны. На свадьбе брат невесты не разрешит сестре войти в дом мужа, пока родственники жениха не подарит ему чапан.
И сегодня в 21-ом веке молодые таджики в первый день после свадьбы выходят к людям в чапанах, а не современных костюмах. Но в обычно жизни современные мужчины всё чаще сочетают традиционную одежду с европейской. Например, могут надеть шаровары с пиджаком или чапан и классические брюки.
Женская национальная одежда таджиков
Придерживающиеся традиций женщины-таджички носят длинные платья-рубахи (курты ) и двухслойные шаровары свободного покроя. Рубахи с расширяющимися к низу рукавами украшены вышивками и имеют разные названия в зависимости от вида воротника. В старину в такие рубахи вшивали ластовицы (вставки, клинья) другого цвета, это имело магическое значение и по приданию обеспечивало женщине плодовитость.
Форма выреза воротника зависела от того, замужем ли таджичка: молодые девушки носили платья с горизонтальным вырезом ворота и завязками на концах разреза. А после замужества женщины начинали носить платья с вертикальным вырезом, украшенным вышитой тесьмой. В качестве нижнего белья женщины носили белые платья со стоячим воротничком. При этом у верхнего платья вырез был таким, чтобы показать вышивку на воротнике, но не более того.
Верхняя одежда женщин - стёганный халат (цома) того же туникообразного покроя, что и у мужчин, или мунисак, немного отличающийся покроем (отсутствует пришивной воротник, а под рукавами имеются сборки). Пожилые женщины, начиная с 19 века, носят мунисаки без тесьмы и подкладки, их просто подшивают узкой полоской ткани другого цвета.
Отдельно следует сказать про паранджу ("фаранджи"). Таджички носили их преимущественно в городах, где было много чужих. Паранджа символизировала чистоту, целомудрие, скромность и верность. Сегодня это неотъемлемый атрибут наряда невесты . К тому же, считается, что паранджа защищает беременную женщину от тёмных сил. И, наконец, такой элемент костюма позволял женщине кормить ребёнка даже на людях.
Головные уборы таджиков
Мужской головной убор - тюбетейка. В холодную погоду мужчины надевают меховые шапки или же обматывают голову шерстяным платком. Также по-прежнему популярна чалма, которая надевается поверх тюбетейки или шапки "кулох".
Женщины традиционно покрывают голову убором из трёх составляющих: чалмы, шапочки и "лачака" - своего рода платка. Иногда эти элементы могут использоваться отдельно друг от друга.
Голову невесты и сейчас украшают вышитым платком, покрывающим лицо, шею и грудь.
В последнее время женщины стали носить тюбетейки (тоци), что раньше не было особенно принято.
Национальная таджикская обувь
Для горожан-таджиков - и мужчин, и женщин - привычной обувью являются мягкие сапожки "махси". Носили их с кожаными колошами. Довольно популярными были ичиги (лёгкие сапоги с мягким носком и жёстким задником), изготавливаемые из козлиной кожи и славящиеся своей долговечностью.
Сельские жители имели более разнообразный выбор обуви. В частности, и мужчины, женщины, помимо лёгкой обуви, носили сапоги на высоком каблуке или деревянные башмаки на трёх ножках, так называемые "кафши чубин".
Национальные таджикские украшения
Таджики очень успешно сочетают традиционные украшения с современными. Женщины очень любят носить ожерелья, подвески, серьги и кольца.
Украшения можно увидеть не только на шее и ушах, но и на головном уборе. Это могут быть всевозможные подвески, брошки и бусы.
Традиционно национальные таджикские украшения - кованные и чеканные, изготавливаются из серебра, и отличаются некоторой массивностью. Нормальным считается носить одновременно 3-4 украшения, а то и больше!
Носят ли украшения мужчины-таджики? В разные периоды истории мужчины-таджики в некоторых регионах носили бусы с подвесками наряду с женщинами. Раньше налобные повязки и серьги носили и мужчины, они указывали на принадлежность к определённой этнической группе и статус человека в обществе. Сегодня украшения носят только женщины.
Такова в общих чертах национальная одежда таджиков. В наше время она, безусловно, претерпела изменения, но традиционные тюбетейки, шаровары и рубахи самых разных цветов по-прежнему очень любимы таджиками, в том числе, молодёжью.
Правительство современного Таджикистана весьма своеобразно популяризирует традиционный таджикский костюм - представителей министерств регулярно призывают усилить контроль за ношением национальной о
дежды среди сотрудников и не допускать пропаганду чуждой - европейской - одежды. В стране активно проводят специальные показы мод и конкурсы для модельеров. А ведущие государственных телеканалов выходят в эфир в стилизованной таджикской одежде.
1915 7-06-2016, 07:23
Гардеробные инициативы: как одеваться таджикским женщинам?
ENG RUS KZ
В Таджикистане вновь решили заняться стилем одежды женщин и девушек. Теперь инициативу в свои руки взял Комитет по делам женщин и семьи. С работниц рынков и торговых центров начнут в первую очередь. Что предлагают госорганы и как относятся к данной инициативе сами женщины, разбирался корреспондент «АП».
Женщины взяли инициативу в свои руки
Глава Комитета по делам женщин и семьи Идигул Косимзода решила лично взяться за упорядочение одежды девушек и женщин в общественных местах. В частности, 24 мая Косимзода провела встречу с представителями министерств образования, здравоохранения, внутренних дел, Госкомитета национальной безопасности и администрации рынков и торговых центров. Как сообщается на официальном сайте комитета, главная цель встречи - не допустить подражания женщин и девушек чуждому для Таджикистана стилю одежды и научить их культуре одеваться.
«Во время встречи глава комитета говорила о том, что необходимо предпринять меры касательно продажи продукции, пропагандирующей чужую культуру. Она призвала представителей органов и рынков обратить внимание на стиль одежды их сотрудниц и усилить контроль для предотвращения подражания чужой культуре со стороны женщин и девушек», - отмечалось на сайте Комитета.
До этого вопрос о чуждой одежде уже не раз поднимался на различных уровнях, но на улицах девушек и женщин в «чуждой» одежде не стало меньше.
Поговорить лично с главой Комитета по делам женщин и семьи о ее инициативе сейчас нам не удалось. Но ранее в интервью «АП» Идигул Косимзода уже отмечала, какая именно одежда считается своей, а какая чужой.
«Власти пропагандируют ту одежду, которую носили наши матери и бабушки. Я сама стараюсь чаще надевать национальную одежду», - сказала И.Косимзода. При этом, отвечая на вопрос, относят ли европейский стиль одежды к чуждой культуре, она подчеркнула, что к европейскому стилю одежды претензий у них нет.
При этом представитель Комитета по делам религии и упорядочению традиций и обычаев Хусейн Шокиров добавил, что власти выступают против той одежды, которая не позволяет узнать человека, то есть против бурки или никаба, которые считаются традиционным элементом одежды арабских женщин и закрывают все лицо. «Если лицо человека узнаваемо, то вопрос исчерпан», - добавил Шокиров также на одной из пресс-конференций.
Штрафы за хиджаб
Чтобы узнать, как к пожеланиям Комитета по делам женщин относятся сами работницы рынков, мы отправились на базар «Шохмансур». Женщины-продавцы на рынке доминируют, их большинство. Но у них много гораздо более важных проблем, чем вопрос ношения платка. Финансовый кризис, отсутствие клиентов и прибыли - вот основные проблемы, о которых говорят женщины. Имен своих они не называли, опасаясь, что могут потерять место из-за излишней «откровенности».
«По поводу нашей одежды к нам ходят уже весь последний год. Если забыли надеть фартук, штрафуют; за слишком большой платок часами читают лекции - то администрация рынка, то участковый, но никто не спрашивает о наших проблемах», - рассказывает одна из продавщиц.
По ее словам, она никогда не надевала хиджаб, ограничивалась обычным платком, но она не понимает, почему необходимо столько времени и энергии тратить на регламентирование какого-то куска ткани на голове, ведь есть гораздо более важные проблемы.
«Я давно искала журналистов, чтобы поднять одну проблему. Наш основной доход был с продажи сухофруктов, но нас отправили в «Пойтахт-90». Там покупателей совсем нет, я прогорела на 10 тыс. сомони: весь наш товар испортился. Вернулась обратно на «Шохмансур», но здесь нам не позволяют продавать сухофрукты. А таджики не такой богатый народ, чтобы постоянно покупать конфеты. Как здесь развернуться, из чего платить налоги, оплачивать аренду квартиры и ребенка накормить? Этот вопрос никто не хочет обсуждать, вся проблема в хиджабе. Это готовы обсуждать многие», - отметила она.
Другая наша собеседница, которая родом из Рашта, рассказала, что за ношение хиджаба ее там оштрафовали.
«Я сама живу в Душанбе, но езжу в Рашт, чтобы навестить родственников. И недавно, когда я была там, меня фактически насильно затащили в отдел милиции и выписали штраф. Поскольку мои родственники работают в местной администрации, мне сделали скидку - я заплатила только 400 сомони», - рассказывает женщина.
По ее словам, в Душанбе с этим дела получше - их только предупреждают, но не штрафуют. «Даже здесь, на рынке, нам говорят: как придете на работу, снимите хиджаб, а на улице можете надевать. Но я устала от этого - сколько можно сталкиваться с проблемами из-за одного платка? Я перестала надевать хиджаб», - рассказывает продавщица.
Другая молодая продавщица после праздника Рамазан планирует вообще уйти с рынка. «Как только нас тут не называли - и террористками, и проститутками. Сколько можно это терпеть?! А ведь я ношу такой платок по одной причине - за товаром, который лежит под прилавком, приходится часто нагибаться, вот и прикрывают грудь платком, завязанным спереди. Была бы у меня возможность, я бы училась, а не торговала на рынке», - сетует девушка.
По ее словам, после того как она смогла закрыть свой долг в 6,5 тыс. сомони, она уже с уверенностью может бросить работу и сидеть дома.
Мадина Ниёзмамадова, замглавы столичного управления экономического развития и торговли, рассказала в интервью «АП», что на всех столичных рынках уже введена униформа для продавцов. «Это важно, чтобы продавец отличался от покупателя. Но, к сожалению, много случаев, когда продавцы просто ленятся надевать униформу», - отметила она.
Ниёзмамадова также сообщила, что есть указ, запрещающий появляться продавщицам на рынке в хиджабе. Однако, от кого исходит указ, Ниёзмамадова затруднилась ответить.
Разъяснить некому
Как оказалось, в Таджикистане отсутствуют правозащитники, занимающиеся вопросами свободы совести.
«Хиджаб считается одеждой, которая является элементом религиозной атрибутики. И экспертов-правозащитников по этому вопросу у нас нет. Даже международные организации отметили, что в этой области люди не защищены. Ведь все это делается в целях обеспечения безопасности. Но правозащитников, которые защищают религиозные права людей в Таджикистане, я не знаю», - отметил один из сотрудников местных НПО.
Между тем международные нормы о правах человека гарантируют каждому человеку право на свободу совести, включая свободу публично или в частном порядке исповедовать свои религиозные убеждения посредством отправления религиозного культа, выполнения религиозных предписаний и обрядов. С другой стороны, государство обязано обеспечивать неприкосновенность частной жизни, включая право на личную автономию - например, возможность самостоятельно определять, как одеваться дома и в общественных местах. Государство также обязано обеспечивать право на равенство и свободу от дискриминации, в частности по религиозному или половому признаку. Наконец, государство несет обязательства по защите прав религиозных меньшинств, находящихся в границах его юрисдикции.
Комитет ООН по правам человека разъясняет, что отправление культа включает в себя демонстрацию символики, а выполнение религиозных предписаний и обрядов может включать ношение определенной одежды или головного покрова.
Как и подавляющее большинство других прав, свобода вероисповедания и право на личную автономию не являются абсолютными или безоговорочными. Государство может налагать на их осуществление определенные ограничения, но только при наличии убедительных оснований их необходимости для защиты общественной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или основных прав и свобод других лиц. Такая оговорка предполагает наличие действительно веских оснований.
При этом, согласно части 3 статьи 14 Конституции, «ограничение прав и свобод граждан допускаются только с целью обеспечения прав и свобод других граждан, общественного порядка, защиты конституционного строя и территориальной целостности республики».
При этом запрет продавать или носить какую-либо одежду является ущемлением права человека.
Статья 26 говорит, что каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, отдельно или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов и обрядов.
Что касается продажи одежды того или иного стиля, часть вторая 2 статьи 12 Конституции гласит: «Государство гарантирует свободу экономической и предпринимательской деятельности, равноправие и правовую защиту всех форм собственности, в том числе частной».
Согласно части 2 статьи 3 Гражданского кодекса РТ, «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
При этом в современном мире уже говорят о том, что по внешней атрибутике нельзя судить о готовности человека к негативным действиям. Например, теракты в Брюсселе и во Франции совершали люди, «от которых меньше всего можно было это ожидать». Они не носили ни хиджаба, ни бороды, их внешний вид вполне соответствовал образу «современного европейца».
Таджички, как и все женщины, любят ухаживать за собой. Но уход стоит денег — сколько же?
Религиозные девушки и женщины в Таджикистане считают, что уход за собой это проявлением неблагодарности Всевышнему за внешность, которой он наградил.
Кроме того, уверены, что женщина не должна притягивать к себе взоры посторонних мужчин, а использование косметики обязательно ведет к этому.
Осуждается даже выщипывание бровей, а покрытие ногтей лаком запрещается потому, что во время омовения вода не касается природной поверхности ногтей, и омовение не может считаться совершенным.
Однако есть среди религиозных людей и девушки менее консервативных взглядов, для которых религия и хиджаб не являются препятствием для ухода за собой. И в их мире существуют своя мода и свои тенденции красоты.
Таджикские девушки — в хиджабах и без; фото:http://life.ansor.info/
Были бы деньги
Нерелигиозные представительницы прекрасного пола в своих стремлениях по наведению красоты ограничены разве что финансовыми возможностями.
Чьих-то возможностей хватает лишь на коррекцию бровей и чистку лица нитью (депиляцию), а кто-то использует самый широкий спектр услуг салонов и косметологов.
Как правило, экономят на внешности женщины безработные и живущие за счет трудовых мигрантов.
Коррекции бровей и удаления растительности на лице для них достаточно, покраситься можно самим, а основной акцент в образе можно сделать на нарядном платье из пестрой ткани. На тканях экономят меньше.
Современный стиль стоит дороже
Много расходов несут девушки и женщины, выбравшие для себя современный европейский стиль, так как одна из главных статей расходов – это волосы, которые подвергаются различным стрижкам, укладкам, окрашиванию, мелированию, тонированию и прочим манипуляциям.
Модную стрижку чаще приходится освежать, соответственно, часто иметь расходы на это. Некоторые салоны даже специализируются на перевоплощении девушек до голливудского образа.
Девушки, придерживающиеся религиозного и национального стилей, меньше расходуют денег, так как волосы не стригут. Лишь иногда на какие-то мероприятия девушки-националки накручивают себе волосы и делают прически.
Чтобы подсчитать, сколько жительницы Таджикистана тратят денег на уход за собой, мы провели небольшой опрос в социальной сети Facebook. На наши вопросы ответили не только представительницы титульной нации, но и других наций, живущих в Таджикистане.
Брови, глаза, волосы, губы — все идеально продумано; фото: http://life.ansor.info/Почем уход за собой
Маникюр (с гель-лаком) – 80-100 сомони (10-12 долларов США).
Педикюр – 100-120 сомони (12-15 долларов).
Коррекция бровей – 10-25 сомони (1-3 доллара).
Стрижки и укладки – 70-150 сомони (8-18 долларов).
Укладка волос на неделю – 30-40 сомони (4-5 долларов).
Окрашивание, мелирование и колорирование – от 200 сомони (25 долларов).
Депиляция – 180-200 сомони (22-25 долларов).
Инъекции красоты – 2400-3100 сомони (300-400 долларов).
Фитнес (месячный абонемент) – 200-300 сомони (25-37 долларов).
Массаж – от 50 сомони за сеанс (6 долларов).
Маникюр делается в среднем раз в неделю, депиляция, стрижка – ежемесячно. К уколам красоты любительницы этого метода прибегают примерно дважды в год.
Фитнес и массаж тоже считаются важными процедурами, которые позволяют не только поддержать фигуру, но и здоровье.
Мода на импорт
Немало средств тратится на декоративную косметику и парфюм. Популярно стало заказывать дорогую косметику за рубежом. Покупают ее раз-два раза в год, и обходится она в среднем от 100 до 500 долларов.
Конечно, не все могут позволить себе такое дорогое удовольствие, поэтому предпочитают бюджетные варианты популярной косметики. В среднем, по подсчетам, может получиться от 200 сомони и выше. Парфюм – один из любимых атрибутов любой женщины, на который тратится 80-100 долларов.
Среди комментаторов были и те, кто сам ухаживает за собой и к услугам салонов прибегает очень мало. Кому-то просто не нравится качество услуг, а кто-то и сам в состоянии за собой ухаживать, соответственно, не видит необходимости тратить на это деньги. На ком-то сказался кризис, а кому-то и до кризиса средства не позволяли.
«Я бы тратила больше, но финансовое положение и двое маленьких деток не позволят», – пишет одна из участниц дискуссии.
Другая участница, Дильбар, тоже отмечает, что многое хотела бы себе позволить, но не может.
«Я бы в ответе сделала разделение на пункты: «хочу» и «позволяю себе», – пишет Дильбар Рахматова. – Позволяю себе: маникюр, спорт, бюджетную косметику. Шампуни, бальзамы, туши, карандаши в среднем обходятся в месяц 150 сомони. Хочу чаще ходить к косметологу, к массажисту, к парикмахеру, но откуда взять столько денег?!»
10 лет назад, в 2006 году, будучи в командировке в Яване, мы узнали, что в кишлаке Хасани живет родственница известного русского писателя Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова) - Дина Ивановна Пешкова. После выхода материала в «АП», об этой женщине написали другие СМИ и сняли телепередачу. Но через два года Дина Ивановна умерла. Ее светлой памяти я хочу посвятить этот материал.
Помню, как мы прибыли в кишлак Хасани, который находился приблизительно в 10 км от райцентра. Хозяйка дома ничем не отличалась от других таджикских женщин: невысокого роста, одета в национальную одежду, большой повязанный платок, только светлые глаза и незначительный акцент свидетельствовали о том, что перед нами - явно не таджичка.
Дина Пешкова жила здесь с 1967 года, с того времени, когда ее будущий муж - Шоди Камолов, учитель родного языка, после армии привез ее из Мокроусского района Саратовской области. Потом при беседе Дина Ивановна призналась, что она - уроженка Архангельска, до 9 класса жила вместе с родителями, братьями и сестрами в поселке Тарнога Печенского района. Ее отец, Иван Васильевич Пешков был двоюродным братом Алексея Максимовича Горького по отцу. Их семья была многодетной - семеро детей. По словам женщины, она смутно помнит, как ее отец рассказывал, что они является родственниками великого писателя.
Но, ведь Горький родился в Новгороде, а не в Архангельске? - спросила я тогда с недоверием.
Она сказала, что по рассказам отца, их семья переехала в Архангельск еще до становления советской власти. А в школе, где училась Дина, ей говорили, что она является родственницей писателя, но она никогда не гордилась знаменитым дядей...
Говорить Дине Ивановне на русском было трудно, потому что все время было необходимо подбирать нужные слова, которые она забыла из-за отсутствия общения: ведь в кишлаках никто на русском языке не говорит.
Как же она встретилась со своим мужем? Наверное, многие хотят узнать, как девушка из русской глубинки волею судьбы попала в глубинку таджикскую. По рассказу Дины Ивановны, в архангельской станице работу молодая девушка найти не могла. Поэтому поехала к сестре под Саратов, где училась в вечерней школе и работала поваром в Мокроусской райбольнице. На выходные, однажды попав в кино, она там случайно встретилась и познакомилась с молодым солдатом из расположенной рядом с поселком воинской части, у которого была увольнительная. Черноволосый и темноокий солдат Шоди Камолов встречался с Диной несколько месяцев и уже тогда решил, что обязательно должен связать с ней свою жизнь. Поэтому написал матери письмо, чтобы подготовить ее. Хотя Шоди был единственным сыном тети Сафармо и она уже давно приметила себе невестку в кишлаке, мать дала разрешение на свадьбу и после демобилизации они приехали в Таджикистан.
Конечно, не все было легко в ее жизни. Как призналась Дина Ивановна, ей было очень трудно жить в кишлаке: язык она не знала, трудно было общаться. Муж не всегда был рядом, да и работы для необразованной русской женщины нигде на селе не нашлось. Она была вынуждена мыть полы в школы, устроившись уборщицей. По вечерам, помыв полы в кабинете русского языка, она часами смотрела на портрет Горького.
Акаи Шоди, рассказал случай, когда его родной дядя - седобородый старик, не приняв иноверку в свой дом, каждое утро, когда Дина подметала по утрам большой двор, проходя мимо, говорил: "Падарланат, чи хели?" (Как дела, проклятая?). Однажды Дина спросила у мужа, что означают его слова? Чтобы подшутить над женой, акаи Шоди объяснил, что это - национальное приветствие. И каково же было негодование свекрови, когда молодая невестка следующее свое утро начала с проклятий…. Мама тогда за целый час с метлой гонялась за сыном.
Были в их жизни и другие случаи. Например, Шоди-ака по молодости, погуляв на стороне, решил развестись с женой и выгнал ее с годовалым ребенком из дома, сказав, чтобы она возвращалась в Россию. Со слезами на глазах прибежала невестка к дяде мужа, просила помочь с покупкой билета на поезд… Старик был вне себя, вот где пригодился его крепкий посох: он бил Шоди, приговаривая: "Ты сам вырос без отца, хочешь и сына безотцовщиной сделать? Что тебе плохого сделала моя невестка?"
По рассказу Дины Ивановны, ее, несмышленую 16-летнюю девчонку премудростям таджикского быта научила свекровь. Но я была свидетелем, попробовав вкусные и большие лепешки, что «очаи Зафар» (так, по имени старшего сына к ней обращались жители кишлака), даст фору любой мастерице. Она просто со всеми домашними делами прекрасно справлялась. И для своих невесток была самой лучшей свекровью - доброй, внимательной и понимающей. Научила их готовить русские блины, пирожки, оладьи.
Кстати, за сорокалетнюю совместную жизнь в семье Камоловых родилось 10 детей: 7 сыновей и 3 дочери. За это время ее родные приезжали к Дине всего дважды: один раз мама, так как отца к тому времени не стало, и через несколько лет младший брат - Иван. Сами же Камоловы с младшим сыном ездили в Архангельск лишь однажды - в 1984 году. Родные обрадовались приезду сестры, хотя удивились ее таджикской одежде, платку, шароварам. Дина Ивановна рассказывала, как вся станица попробовала привезенные ими таджикские дыни. Во время гражданской войны сестры и братья звонили таджикской сестре, волновались за ее семью. Дина Ивановна до конца жизни поддерживала с родными связь по телефону, но больше в Россию не ездила.
Зато несколько лет назад, когда послом России в Таджикистане был Максим Александрович Пешков - внук великого русского писателя, они с мужем сходили в посольство и познакомились с ним. Он долго расспрашивал про отца Дины, про других родственников, так как хорошо знаком со своей родословной. А Дине Ивановне было трудно всех вспоминать, так как она уехала от родителей в 16 лет. Но когда она назвала имя тети, которая живет в Ленинграде, у Максима Пешкова больше не осталось сомнений, что Дина - их родственница. Посол обещал приехать к ним в гости с женой, но его дипмиссия в Таджикистане закончилась и больше они не виделись, хотя он и оставил родственнице свои координаты.
При нашей встрече она призналась, что уже прижилась здесь, с мужем, с семьей. Когда приехала сюда впервые, был месяц рамазан, все держали пост, Дина тоже - за компанию, потом научилась читать намоз, стала правоверной мусульманкой. Родила и вырастила детей, потом уже внуков. Но что удивительно: никто из детей не похож на мать, нет в них славянских черт лица. А внуки - пошли в бабушку: почти у всех русые волосы и светлые глаза.
Вся осознанная жизнь Дины Ивановны прошла здесь. Вместе с тем, она призналась, что скучает по российским равнинам, ей снится отчий дом, полярные ночи, вся ее родня. Сын ездил в Архангельск, привез пачку фотографий, а она смотрела на них и плакала… Еще она рассказала, что ее младший сын полюбил русскую девушку и скоро привезет из России, и она будет с ней общаться на родном, русском языке. Не знаю, дождалась ли Дина Ивановна свою соотечественницу в качестве невестки, но года через два я случайно узнала, что героиня моего очерка заболела и умерла. Ее похоронили по мусульманским традициям. Такова судьба русской женщины, которую любовь привезла полвека назад в Таджикистан и оставила вечно покоиться здесь, на таджикской земле…
P.S. Вкус таджикских лепешек, которыми угостила меня Дина Пешкова в 2006 году, я помню до сих пор.