Как сделать куклу в русском народном стиле. Народная тряпичная кукла - как традиционный элемент воспитания детей дошкольников
Традиционная народная кукла
Кукла-оберег для счастливого материнства
Мастер-класс с пошаговым фото «Традиционная народная кукла-оберег для счастливого материнства»
Мастер класс предназначен для детей среднего и старшего возраста, воспитателей, педагогов, всех увлеченных народной куклой и ее историей.Выполнила: Лаптева Светлана Христьяновна, воспитатель, ГБУ НСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» г. Татарск
Назначение: может быть трогательным подарком друзьям, родным и близким людям, ее можно торжественно вручить новобрачной паре с наилучшими пожеланиями любви, заботы, верности, служения своей семье.
Цель: создать традиционную народную куклу-оберег на счастливое материнство.
Задачи:
- научить выполнять тряпичную народную куклу по традиционной технологии;
- приобщать к русским народным традициям через знакомство с куклами-закрутками;
- воспитывать любовь к народной культуре, почитание и уважение народных традиций;
- прививать навыки культуры труда и аккуратности;
- воспитывать бережное отношение к предметам своего труда.
Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре. И мы должны стремиться к тому, чтобы подрастающее поколение знало традиции и обычаи русского народа, историю народной культуры, могло проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.
Тряпичные куклы произошли от ритуальных фигурок, связанных с почитанием женского божества, культами плодородия, предков и домашнего очага. Для набивания тряпичной куклы использовали золу, зерно, льняную кудель, тряпки. Устойчивые признаки тряпичных кукол передавались из поколения в поколение: простая конструкция, ярко выраженные женские признаки (грудь, длинная коса), безликость. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Важной деталью куклы была грудь – напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства. Кукла становилась оберегом. Мастера создавали куклы для своей семьи. Игрушки не только развлекали ребенка, но и приобщали его к повседневному крестьянскому труду.
Самостоятельно создавая игрушку, дети учились работать с разными инструментами, приобретая навыки и давая волю фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины-матери, ее функцию даровать жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реален и узнаваем. Он отражал типичные характеры, профессиональные интересы. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к культуре. Кукла считалась лучшим подарком.
Само делание куклы несёт в себе целительское воздействие - помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.
Делая традиционные куклы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков, в женские тайны - тайны материнства. Оказывается, в этом незатейливом занятии можно открыть такие глубины, о которых и не подозреваешь, секреты, дошедшие до нас из глубины веков.
Оберег для счастливого материнства, представлен в виде куклы с младенцами.
Оберег в образе женщины с младенцем на руках считался очень сильным и всегда дарился с пожеланиями благополучия, мира в семье и в душе, спокойного, радостного и уверенного существования. Он символизировал женщину, которая вышла замуж и родила детей. А способность рожать была особенно значимой для наших предков. Радость быть матерью отражала, что у такой женщины все благополучно. Куклу творили, когда хотели или уже ждали появления малыша. Дарили её также на свадьбу с пожеланиями здоровых детей, на рождение новой семьи, особо почетным гостям, когда хотели показать уважение.
Эта кукла, дошедшая до наших дней из глубины веков – прекрасный образец народного искусства, воспитывающий и заставляющий думать.
Приготовим необходимые материалы и инструменты.
Для выполнения работы нам необходимо:
- грубая хлопчатобумажная ткань;
- кусочки разноцветной и цветной ткани;
- канва;
- кружево:
- нитки красные мулине;
- ножницы;
- синтепон;
- игла.
Делаем скрутку. Для этого берем кусочек хлопчатобумажной ткани размером 30/38, сгибаем ткань пополам.
Туго и ровно скручиваем столбик. Высота столбика будет = 15 см. Столбик обвязываем красными нитками по всей высоте.
Голову округлим немного синтепоном, обозначим нитками шею.
Берем квадрат хлопчатобумажной грубой ткани размером 20/20 см
Квадрат однотонной ткани накладываем на голову.
Закрепляем красной нитью по линии шеи.
Теперь делаем руки. Подвернуть уголок на 1-1,5 см.
Сложить края к середине.
На расстоянии 1см от края делаем ладошку куклы и перетягиваем ткань ниткой.
Нитки после обвязки отрезать не надо.
Перевязываем туго ниткой на месте талии куклы.
Будем делать юбку. Возьмем кусочек цветной ткани размером 12/30 и по верхнему срезу сделаем строчку и небольшую сборку.
Обматываем куколку лоскутиком-юбочкой лицевой стороной внутрь.
Перевязываем туго ниткой по линии талии.
Выворачиваем на лицевую сторону, расправляем.
Берем кусочек канвы, делаем из нее фартук, выдергивая нитки по краю.
Вышьем на фартуке простенький рисунок, но можно и не делать его.
Закрепляем фартук. Располагаем его посередине юбочки, лицевой стороной внутрь, перетягиваем по линии талии.
«Изучение и сохранение
русских национальных традиций
на примере создания образов
русской народной куклы»
(Секция «Река времён»)
Самылина Светлана Юрьевна,
обучающаяся 6 класса
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Грязовецкого муниципального района Вологодской области
«Сидоровская школа»
Литвинова Наталия Юрьевна,
учитель истоковедения
МБОУ «Сидоровская школа»
с. Сидорово, 2015
Введение…………………………………………………………………………3-4
История возникновения русской куклы………………………...…......5
Виды и назначение русских традиционных кукол…………………....6
Обереговые куклы………………………………………………....…6
Обрядовые куклы…………………………………………..……..….8
Игровые куклы………………………………………………………..10
Основные правила изготовления русских кукол…………….. ……..…..12
Отражение традиций русского костюма в одежде кукол…………… …13
Традиционная русская кукла………………………………..………….…5-11
Традиции создания русской народной куклы.…….…………………...12-13
Создание кукол на основе русских народных традиций……………….14-15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………....…..…………..18
Приложение 1…………………………………………………………………….19
Введение
Русская народная кукла имеет свою славную историю и богатые традиции. Куклы на Руси существовали с незапамятных времен, являясь непременным атрибутом повседневного быта наших предков, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. Они сопровождали человека всю его жизнь, начиная с самого рождения. Традиционная кукла хранит в себе силу и мудрость русского народа.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём образе черты создающего ее народа, его индивидуальность, уровень развития и мастерства. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Через века и поколения пронесла народная память традиционные образы кукол, но, к сожалению, долгое время народная кукла была практически полностью забыта. Утратились многие традиции изготовления русских кукол, а вместе с ними потерян большой пласт нашей истории и культуры.
В последние годы все острее встает вопрос о необходимости возрождения русских национальных традиций. Каждый человек должен знать историю своего народа, иметь представление о своих корнях, знать, любить и уважать традиции своих предков. Это делает проблему нашего исследования достаточно актуальной: куклы, как элемент культуры, представляют особый интерес при изучении национальных особенностей и традиций любого народа. Необходимо изучать, возрождать и развивать богатые традиции русской куклы.
Для меня эта тема тоже представляет особый интерес. Я люблю заниматься различными видами рукоделия. Впервые познакомившись на уроках технологии в начальной школе с русской народной куклой, я захотела как можно больше узнать о ней, освоить технологию изготовления обрядовых и обереговых кукол.
Цель исследования: изучить традиции русского народа, связанные с особенностями изготовления и использования традиционной народной куклы.
Задачи:
собрать и проанализировать имеющуюся информацию по проблеме исследования;
выяснить историю возникновения русской куклы;
изучить виды русских традиционных кукол и их основное предназначение;
изучить традиции создания народных кукол и попытаться овладеть основными технологиями их изготовления;
изготовить кукол на основе применения традиционных технологий;
пробудить интерес к народной кукле как к одному из средств возрождения русских национальных традиций.
Объект исследования : русские народные традиции.
Предмет исследования : традиционная народная кукла.
Для реализации цели и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
изучение и анализ литературы;
обобщение;
описание;
практическое освоение технологий изготовления некоторых народных кукол.
Гипотеза: Мы предположили, что изучение и создание традиционной народной куклы будет способствовать сохранению и возрождению русских национальных традиций.
Традиционная русская кукла
История возникновения русской куклы
Анализ литературы по теме исследования показал, что, несмотря на достаточно высокий интерес к русской кукле, имеется ограниченное количество книг по данной теме. Большинство из них появились в последние годы.
Знакомство с материалами, представленными в сети Интернет, позволило выяснить, что существует много сайтов, посвященных русской кукле, особенностями ее бытования на Руси, традициям изготовления. Также создано много форумов, на которых идет обмен информацией о русской кукле, представлены мастер-классы по изготовлению разных видов кукол.
Знакомясь с материалами форумов, я выяснила, что у нас в стране много людей интересуется русской традиционной куклой. Во многих городах России проводятся семинары и мастер-классы, позволяющие не только познакомиться с историей куклы, но и на практике научиться делать разные виды кукол.
В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов, кукла – это любая фигурка человека.
История человечества с древнейших времен до наших дней – это и история кукол, которые на протяжении тысячелетий оставались неизменным спутником людей.
В древности куклы служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях. Созданные по образу и подобию человека, куклы служили посредниками между миром людей и духов. Многие народности верили, что всё, производимое над куклой, произойдет с самим человеком. Куклам поклонялись, приносили жертвы, просили о заступничестве, с их помощью пытались причинять вред врагам.
Традиционной игрушкой в быту русской деревни с давних времен была тряпичная кукла. У русского народа кукла имела особое значение – она олицетворяла силы плодородия земли русской.
В прошлом крестьянская кукла имела разные предназначения. Прежде всего, она была оберегом.
Для детей к укла была не просто игрушкой, а мудрым учителем в жизни, другом. Игра в куклы поощрялась взрослыми, так как, играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.
Тряпичная кукла рассматривалась и как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки.
В крестьянских семьях кукол было много. Наши предки считали, что чем больше кукол, тем больше в семье счастья. Кукол берегли. Как утверждают исследователи, такое отношение складывалось не потому, что игрушек было мало. Существовали строгие народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души.
Виды и назначение русских традиционных кукол
Обереговые куклы
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые, игровые.
Обереговые куклы - это отражение той картины мира, в которой жили люди. По народным поверьям, кукла заключала в себе оберегающее начало, она как бы отвлекала на себя злые силы, оберегала своих хозяев. Ее так и называли: оберег или берегиня. Большинство кукол на Руси были оберегами. Каждая из них имела свое обережное значение и была связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Здоровьем, Счастьем, Достатком. Куклам-оберегам приписывались различные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь женщине в хозяйстве, способствовать достатку семьи, хорошему урожаю.
Обереговые куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Им отводили специальное место в доме.
Каждая из обереговых кукол выполняла свои «обязанности». Они сопровождали наших предков с самого рождения и даже принимали участие в судьбе еще не родившегося ребенка. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать скручивала куклу Куватку и клала ее в колыбель. Кукла была нужна, чтобы согревать люльку для малыша, а с его рождением должна была отгонять злых духов. После крещения младенца она вывешивалась над колыбелью. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка.
Пеленашка – это и кукла-оберег, и первая игрушка новорожденного. В колыбель к малышу клали куклу-пеленашку, которая должна была оберечь его от нечистых сил, болезней, недоброго глаза, от бессонницы. Кроме того, наши предки следили за тем, чтобы колыбель никогда не оставалась пустой. Поэтому, когда малыша вынимали из колыбели, всегда там оставалась кукла-замена. Дарили Пеленашку и женщине, желающей иметь детей. Также существовал обычай во время свадьбы класть Пеленашку невесте на колени, чтобы к ней пришла материнская сила.
Кукла Берегиня имела особое значение. Она оберегала дом от несчастий и бед. Её наличие в доме отпугивало нечистую силу и злых духов. К тому же она приносила в дом достаток, для чего в руки ей давали узелок.
Вепсская кукла Капустка, или рванка. Вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с северорусскими. Данная куколка принадлежит к древней культуре. Эта кукла интересна тем, что является и обережной, и игровой. Она делалась из старых маминых вещей и была небольшого размера – как раз под детскую ручку. Кукла предназначалась для отведения порчи и для игры, сопровождая ребёнка так долго, пока не рвалась или не портилась. До рождения малыша, чтобы «согреть колыбельку», в неё клали эту куклу. А потом кукла висела над колыбелькой и охраняла малыша, символизируя кормящую мать, у которой не иссякнет молоко, оберегая от голода. Когда ребёнок подрастал, он с ней играл. Но это не все амплуа куклы, образ был многогранным. Не зря говорят, что в капусте детей находят. Так, девушки делали вепсскую куклу, когда понимали, что им пора выходить замуж, и выставляли на окно, чтобы парни знали, что пора свататься. Ещё вепсская кукла олицетворяет собой образ матери-кормилицы. Кукла – хороший талисман и оберег как для детей, так и для взрослых девушек, и замужних женщин. Ей уготована роль домашней Берегини, которая, пропитываясь энергией положительных событий и, существуя в эмоциональном поле семьи, придаёт уверенность, равновесие, чувство защищённости всему пространству дома.
Кукла Колокольчик – оберег хорошего настроения, куколка добрых вестей. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение. Родина куколки – Валдай, откуда пошли валдайские колокольчики. У куколки три юбки, по форме напоминающие колокол.
Кукла Веснянка является оберегом молодости и красоты. Веснянка – это веселая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Традиционно она очень яркая, с волосами необычного цвета.
Куколка-оберег На счастье представляет собой маленькую девочку с длинной косой. Наши предки считали, что длинная коса – символ женского начала и женской силы, символизирует здоровье, достаток, красоту и долгую жизнь. Считалось, что эта куколка способна принести счастье и удачу своей хозяйке.
Куклы День и Ночь – обереги жилища. Они оберегали смену дня и ночи, порядок в мире. Куколка День оберегает день, следит, чтобы он не зря прошел, а с толком: чтобы в будни люди трудились, в праздники – веселились. Куколка Ночь следит, чтобы ночью все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел. Она дарит сон и оберегает его.
Филипповка - шестирукий оберег рукодельниц. Считалось, что он оберегает женские руки от усталости, травм, скрашивает женский труд и превращает его в удовольствие.
Кукла Десятиручка – лучшая помощница в домашних делах. Имея множество рук, она помогала женщине справляться со всей ее работой. Эту куклу дарили молодой хозяйке. Десять рук этой куклы как раз и позволяют ей всё успеть.
Лихорадки (Лихоманки, Трясовицы) – традиционный славянский оберег на здоровье в семье. Делали его в виде 12 фигурок, чтобы отпугивать 12 злых демонов болезни. Для защиты от сестриц-трясовиц, злых лихорадок, из сношенной одежды делали одноименных куколок, связывали красным шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, и вселится в нее вместо кого-то из домочадцев. Весной куколок сжигали, освобождая дом от негатива.
Кубышка-травница – древняя кукла-оберег от болезней и недугов, следит за физическим здоровьем всех членов семьи. Её толстая круглая юбка и узелки в руках наполнены душистыми лекарственными травами.
Куколка Здоровье – делалась только изо льна, так как считается, что лён помогает человеку поправиться, забирая болезнь на себя. Куклу делали с зажженной свечой, молитвой и заговорами для здоровья. Если в доме кто-то болел, ему в руки давали куклу Здоровье. Как только хворь уходила, куклу сжигали.
Обрядовые куклы
Весьма значительная часть русских народных кукол – обрядовые. Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны общеизвестны разнообразные и многочисленные деревенские праздники, подчиненные календарному циклу сельскохозяйственных работ.
Праздники были красочными и яркими, сопровождались различными обрядами. Обряды, совершаемые на праздниках, по верованиям крестьян, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.
В центре многих календарных и семейных обрядов была кукла. Она, как самый доступный и понятный образ, становилась посредником в отношениях человека с миром природы, миром богов и миром предков.
Обрядовые куклы изготавливали к определённому ритуалу. Посвящались они в основном женским божествам. Служили такие куклы только определенное время. Во время обряда наряженных кукол с песнями носили на руках, водили вокруг них хороводы, затевали игры. Когда они выполняли свое назначение, их “отдавали” богам – топили в реках, сжигали на кострах, разбрасывали по полям. А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья. Только некоторых из обрядовых кукол хранились долго. Их почитали и ставили в избе в красный угол.
Примерами таких кукол являются кукла Семеон-Столпник –делалась ко дню Симеона-Летопроводца (14 сентября), когда заканчивались основные полевые работы и начиналась пора свадеб. На площади, где шло гуляние, вкапывали столб, на верхушке которого прочно крепили Симеона-Столпника. Парни, состязаясь в ловкости, залезали на столб и пробовали снять куклу. Кому это удавалось – доставалось всеобщее уважение и почет. Считалось, что кукла Симеон добавляет мужчинам силы.
Кукла Параскева Пятница делалась ко дню Параскевы, 10 ноября. В этот день женщины и девушки показывали друг другу свое рукоделие. Эта кукла считалась покровительницей женских ремесел, заступницей женской доли.
Спиридон-Солнцеворот – это кукла - мужчина, который держит в руках символ солнца – колесо. На праздник зимнего и летнего солнцестояния (21 декабря) совершали обряды, посвященные солнцу. Они проходили с участием в обрядах этой куклы. Спиридон считался одной из главных зимних кукол. Он поворачивал солнце на прирост и на увеличение солнечных дней в году.
Кукла Ангел дарилась на Рождество и на Пасху. На Рождество Ангелов делали белых и голубых. Украшали золотыми и серебряными нитями, тесьмой. На Пасху делали красных, зеленых, белых. Также Ангел вешался над кроваткой ребенка, «охраняя» его сон от злых помыслов.
Кукла Масленица выполнялась двух видов: большая, в человеческий рост, и домашняя. Большую куклу делали из лыка или соломы. Куклу украшали лентами, завязывая которые, люди загадывали желания. Чтобы желания сбылись, куклу в конце масленичной недели сжигали. Домашняя Масленица символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины.
Обряд «закликания» весны приходился на март. Обязательным атрибутом его являлись маленькие нитяные куколки, которых называли Мартиничками. Их вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Куколок развешивали на деревьях, где их качал и вертел весенний ветер.
Кукла Пасха делалась к Вербному воскресенью, использовалась как пасхальный подарок. Кукла делается так же как Кувадка, но только из красной ткани. У куклы должен быть обязательно передник и веточка вербы в левой руке.
Пасхальная голубка изготавливалась на Пасху. Кукла красного цвета, напоминает голубку – символ Благой вести о Воскресении Христовом. Пасхальная голубка имела грудь, и чем грудь была больше, тем больше благ она могла дать (все желания были связаны с богатым урожаем).
Кукла Неразлучники использовалась в обряде свадьбы. В русской свадебной традиции под дугой упряжи повозки, везущей молодую пару подвешивали пару кукол: куклу Невесту и куклу Жениха, чтобы они принимали недобрые взгляды на себя. У женской и мужской фигуры общая рука – символ крепкого брачного союза. Муж и жена – две половинки одного целого, они должны быть неразделимы.
Кукла Мировое древо использовалась в оформлении особого свадебного пирога. В центр пирога втыкалась воткнутая берёзовая рогатка, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Как и другие магические свадебные атрибуты, кукла из свадебного пирога имела глубокое символическое значение. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового дерева жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой паре.
Обрядовая кукла Акулина – гречишница (Крупеничка) – оберег и хранитель благополучия древних славян. В основе куклы лежит льняной мешочек, в который складывали отборное зерно с прошлого урожая. Именно с него начинался обряд посева весной гречишного поля. Первая горсть отборного зерна бралась из этого мешочка, который сделан в виде куклы. Осенью собирали другой урожай, с которого собирали самое лучшее зерно и хранили его до следующего года. Считалось, что земле передаётся сила, сбережённая от предыдущего урожая.
1.2.3. Игровые куклы
Игровые куклы предназначались для забавы детям.
Стригушка – самая распространенная игровая кукла, сделанная из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу. Одевали и украшали таких кукол на свой вкус.
Многие игровые куклы считались обучающими. Через куклы дети знакомились с укладом жизни и учились взаимодействовать с миром. Куклы, которые сопровождали ребенка, во многом определяли, кем он вырастет. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке. Девочки-подростки делали кукол себе, младшим сестренкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали они это с большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочки к обучению настоящему ремеслу.
Куколка Отдарок-на-подарок – обучающая кукла. Она помогала научить ребёнка благодарности. Это была первая кукла, которую ребенок должен был сделать сам в возрасте 3-4 лет. Бабушки обучали детей делать эту куколку для того, чтобы они могли подарить её кому-то в ответ на подарок, в благодарность. Делали эту куклу дети и для родителей, с малых лет приучаясь быть благодарными им за то, что те заботятся о них и растят.
Кукла На выхвалку являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочкой лет в 10-12 и была экзаменом по шитью и рукоделию. Куклу нужно было не только сшить, но и одеть и обуть. Потом эту куклу девочка приносила на посиделки к старшим девушкам для хвастовства и оценки. Название «на выхвалку» означает, что ею хвалились.
Рассмотренные нами куклы – это лишь малая часть многообразия русских традиционных кукол, бытовавших на Руси.
Вывод: куклы на протяжении веков сопровождали быт русского человека, отражали его мировоззрение, наиболее значимые события жизни. В жизни наших предков кукла играла огромную роль: она была участницей многих праздников и обрядов, выступала оберегом человека и его жилища, являлась главной игрушкой для детей. По своему назначению куклы можно разделить на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. Многие куклы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.
Традиции создания русской народной куклы
Основные правила изготовления русских кукол
Изучая историю русских кукол, я выяснила, что в разных уголках России существовали особые обычаи и традиции их изготовления. В каждой детали куклы был заложен определенный смысл. Кукла – это изображение человека. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы.
Отличительной чертой народной куклы была ее безликость. Русская кукла не имела лица. Так как она исполняла роль оберега, то ее боялись полностью уподобить человеку. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной: могла сглазить и принести несчастья. Кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых сил, а значит, и безвредной.
Народные куклы просты в исполнении. На их изготовление шли в основном подручные материалы. На Руси кукол делали из золы, бересты, дерева, лыка, травы, льна, соломы. Большинство кукол были тряпичные.
Чаще всего для изготовления кукол использовались лоскутки, оставшиеся от старых платьев и рубах. Считалось, что ношеная материя хранила родовую силу. Если взять лоскуты старой одежды человека, то кукла будет оберегать этого человека еще сильнее. Если куклу делали в подарок, то использовали кусочки новых тканей.
Отмечаются важные отличия в изготовлении обереговых, обрядовых и игровых кукол.
Традиционные технологии изготовления кукол-оберегов своими корнями восходят к языческому периоду Древней Руси. Такие куклы изготавливались по строгим правилам, так как от них, по мнению наших предков, зависела судьба семьи и рода.
Обереговые куклы , как правило, изготавливали только женщины. Сам процесс создания обережных кукол сопровождался обязательным предварительным ритуальным действием. Делала такие куколки женщина не бездумно, а эмоционально настроившись, веря в силу "сделанного". Часто изготовление куклы сопровождалось чтением молитв, заговоров.
Считалось, что при изготовлении обереговых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать (иногда кукол так и называли – "рванки").
При изготовлении обереговых кукол всё имело значение: ткань (старая или новая, из чьей одежды, цвет, узор), дерево (сорт, живое или засохшее), сорт растений и в какое время они собраны. Традиционно куклу делали «в подоле» на коленках, а не на столе. В славянской традиции действовал запрет на изготовление обережных кукол три дня в неделю: среда, пятница, воскресенье.
Обрядовые куклы были более просты в изготовлении, делались из доступных материалов. Считалось, что чем древнее способ изготовления куклы, тем действеннее ее роль в совершении обряда. При изготовлении обрядовых кукол соблюдались такие же строгие правила, как и при изготовлении оберегов.
Куклу нужно было делать начисто, за один раз. Причиной тому старинная примета: дело, сделанное во второй раз, перечеркивает то, что было сделано в первый.
При изготовлении игровых кукол не соблюдались запреты на пользование ножницами и иглой. Поэтому многие игровые куклы более декоративны, чем обереговые и обрядовые. Игровой кукле можно было обозначить лицо. Традиционно его рисовали углем из печки, показывая связь куклы с домашним очагом. Часто лицо вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки. Глаза изображали крестиками или точками. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком.
Отражение традиций русского костюма в одежде кукол
Наряд русской куклы имел не только эстетическое, декоративное значение, но и глубокие духовные корни. Несмотря на то, что одежда на кукле условна, она достаточно полно отражает в себе все характерные особенности традиционного народного костюма.
Русский мужской костюм состоял из рубахи, портов, пояса, обуви и головного убора. Женский народный костюм был более разнообразным. Различали два вида женской одежды: рубаха и сарафан; рубаха с юбкой-поневой и передником. Обязательной принадлежностью мужского и женского костюма был пояс. Кроме практического применения он являлся оберегом.
Женский костюм немыслим без головного убора. Волосы замужней женщины связывали с магией и колдовской силой, поэтому она не должна была появляться на людях с непокрытой головой. Основными женскими головными уборами были кокошник, повойник, платок. Под платок повязывалось очелье, закрывающее лоб. Незамужней девушке разрешалось носить повязку-ленту, закрывающую только лоб и затылок.
Украшалась одежда вышивкой, которая не только украшала костюм, но и служила защитой от темных сил: она содержала всевозможные священные изображения и магические символы.
Одежда большинства русских кукол состояла из рубахи, традиционной поневы, передника, который приматывался поясом. У многих кукол на груди нитки завязывались в виде креста, который являлся защитным символом. На голову кукле повязывались очелье и платок.
Большую роль в нарядах кукол, как и в русском костюме, играл цвет. Традиционно самыми распространенными цветами в одежде наших предков был красный, белый и черный. Красный цвет на Руси считался обережным цветом, дающим жизненную силу. Это цвет солнца, тепла, долголетия, здоровья и красоты. В наряде любой куклы всегда присутствовал белый и красный цвет.
Создание кукол на основе русских народных традиций
Изучив особенности русской народной куклы и познакомившись с традиционными способами ее изготовления, я приступила к выполнению практической части работы.
Цель: изготовление обрядовых и обереговых кукол в соответствии с русскими народными традициями.
Работая над созданием образов обрядовых и обереговых кукол, я старалась учитывать традиционные правила их изготовления: использовать в работе только натуральные природные материалы; делать куклу безликой; сохранять при изготовлении каждой отдельной куклы характерные именно для нее черты и элементы оформления; по возможности меньше пользоваться ножницами и иглой.
Для изготовления кукол я использовала следующие материалы: хлопчатобумажные и льняные ткани разнообразных расцветок, вату, шерстяные и х/б нитки, отделочную тесьму.
Все выполненные мной куклы делались в соответствии с традиционными технологиями их изготовления, предложенными в книге Котовых «Русские обряды и традиции. Народная кукла.»
Кукла Пеленашка , изображавшая новорожденного младенца, была изготовлена по технологии, предложенной авторами .
Схема выполнения куклы приведена в приложении (Приложение 1 схема 1).
Куклы Кувадки были выполнены мной по схеме 2 (Приложение 1 схема 2).
Некоторые куклы выполняются на основе головы-шарика, наполненного ватой или очесами льна. Эта технология используется при изготовлении обережной куклы Колокольчик (Приложение 1 схема 3). Кукла имеет три юбки, по форме напоминающие колокол.
Наряд кукол выполняется в соответствии с народными традициями.
В основе обрядовой куклы Акулина – гречишница (Крупеничка) лежит льняной мешочек, заполненный гречихой. Из лоскутка ткани «скручиваются» ручки и с помощью прочной нити крест-накрест прикрепляются к туловищу. Наряд куклы состоит из рубахи, передника. Варианты оформления головного убора различны, чаще всего он состоит из двух частей – повойника и платка. Я использовала полоску ткани для имитации повойника (лёгкой шапочки) и косынку.
Вывод: В результате выполнения практической части исследования были изготовлены обереговые и обрядовые куклы.
Простые на первый взгляд, куклы очень разнообразны по своей форме и декоративному исполнению. Каждая кукла несет в себе черты индивидуальности. Преимуществом такой куклы является доступность материалов, быстрое изготовление, ее уникальность.
Созданные куклы еще раз позволяют убедиться в том, что работа над созданием куклы требует не только технического и художественного мастерства, но и тщательного, скрупулёзного изучения русских народных традиций, связанных с ней.
Заключение
В процессе работы над проблемой исследования нами был собран и изучен материал по истории русской куклы, рассмотрены разнообразные примеры обрядовых, обереговых и игровых кукол, а также традиции, которые с ними были связаны.
В ходе исследования мы выяснили, что в традиционно-бытовой культуре русского народа куклы являлись важной составной частью календарных и семейных праздников, служили оберегами человека, дома, семьи. Они были игрушками, через которые дети знакомились с укладом жизни и получали необходимые бытовые и нравственные знания.
Проведенное исследование показало, что кукла сохраняет в своём образе самобытность и характерные черты народа. Она – лишь малая часть богатого культурного наследия наших предков, но в полной мере дает возможность познакомиться со многими традициями русского народа: мировосприятием, представлениями о добре и зле, отношением к дому и семье, традициями празднования календарных и семейных праздников. Русская кукла может многое рассказать о характере наших предков, о таких чертах, как скромность, трудолюбие, целомудрие, хозяйственность, доброта. Она заключает в себе многовековую мудрость русского народа.
Изучив сведения о традициях создания народных кукол, и проанализировав основные технологии их изготовления, я смогла убедиться, насколько серьезно подходили наши предки к созданию обрядовых и обереговых кукол, как точно отразились в одежде кукол традиции русского народного костюма.
Полученные в ходе исследования знания о способах изготовления народных кукол позволили создать небольшую коллекцию кукол, которые помогают еще ярче представить себе всю красоту, все многообразие образов народной куклы.
Куклы, изготовленные мной, вызывают интерес со стороны моих сверстников и взрослых. Некоторые из моих друзей тоже начинают интересоваться народной куклой.
Я считаю, что это все может свидетельствовать о том, что и на сегодняшний день народная кукла не утратила своего значения. Этот вид народного творчества и традиции наших предков привлекают нас и сегодня.
На основании полученных в результате исследования фактов, можно утверждать, что познание традиций изготовления русских народных кукол позволяет познакомиться с культурой и традициями русского народа. Кукла, как неотъемлемая часть русской культуры, способствует сохранению и возрождению культурного наследия нашего народа.
Таким образом, поставленные перед нами задачи исследования были решены, цель достигнута.
Данный материал может быть использован при проведении тематических уроков и классных часов, а так же будет полезен всем, кто интересуется русской народной куклой. Куклы, созданные в духе народных традиций, могут использоваться для украшения помещений, оформления школьного музея, выступать в качестве подарка.
Список литературы
Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2006. – 240 с.
Народные куклы и игрушки . – http:// .
Сообщество Традиционная кукла. – http://community.livejournal.com
Приложение 1
Схемы изготовления кукол
Схема 1
Схема 2
Схема 3
Приложение 1
Схемы изготовления кукол
Куклы присутствуют в каждом доме. Сегодня аккуратных пупсов и миловидных барышень можно найти сотнями на прилавках. Их покупают своим дочерям и сыновьям. Конечно, для мальчиков существуют свои виды кукол. Эти игрушки потерпели эволюционное развитие во время истории. Совсем недавно делались народные куклы, которые несли определенный смысл.
Кукла пришла к нам с далеких времен. Еще во времена матери старались сделать своему ребенку игрушку. Конечно, прогресс не стоит на месте, и куклы претерпели видоизменения. Они создаются руками человека и поэтому заряжаются особой энергией. Раньше к этому процессу относились трепетно. Свой особый характер имеет русская народная кукла. Своими руками ее может сделать абсолютно каждый. Но перед этим необходимо ознакомиться с нюансами истории.
История возникновения
Кукла появилась самой первой среди очередных игрушек. Она известна еще с очень давних времен. Народные куклы имеют свои традиции и обозначения. Практически все женщины делали куколок для своих детей. В то время не было магазинов, где продавались эти важные для детей игрушки. Историки уверяют, что кукле более тысячи лет. Конечно, до нас дошло очень мало традиционных изделий того времени. Это связано с тем, что изготавливались куколки из дерева, соломы и ткани. Материал природного происхождения разлагается и разрушается за считаные годы. Особенно если лежит под толщей земли.
Каждой деревне соответствовала своя техника создания куклы. Любая хозяйка хотела ввести в свое изделие особенную изюминку. Для этого на одежде делалась характерная вышивка, или использовалась неповторимая техника узлов. В то время кукол нельзя было выкидывать и относиться к ним небрежно. Русская народная кукла охраняла семью и имела собственную душу. Ее уважали и аккуратно с ней играли. Для младенца изготавливалась особенная куколка. Она клалась в колыбель к малышу. Считалось, что такое изделие хранило сладкий младенческий сон.
Куколки делались на праздники и все торжественные мероприятия. Но изготавливали их без лиц. Люди считали, что в такую куколку не может вселиться злой дух. Ею украшали свадебные пироги и стены домов. Изготавливали кукол вкладывая особый смысл в каждую из них. Внимание уделялось размерам, формам и деталям. Например, новоиспеченной жене дарилась кукла с десятью руками. Такое количество рук свидетельствовало о том, что невестка должна успевать все. А дел у крестьянки было очень много.
Народные куклы несли свое значение. С некоторыми можно было играть. Каких-то вешали над супружеским ложем. А были и такие, которые все время носились в кармане.
Куклы игровые
Таких кукол делали для забавы малышей. До определенного возраста русская народная кукла предназначалась для девочек и мальчиков. Игрушки у детей были одинаковые до тех пор, пока они бегали по избе в рубахах. Но как только девчата облачались в юбки, а мальчишки надевали порты, то интересы разделялись.
Самой популярной был зайчик на пальчик. Его делали из небольшого кусочка ткани. Такой кролик привязывался на палец и являлся другом малыша. Ребятишки разговаривали с ними и бережно хранили. Выкройка народной куклы представляла собой квадрат или прямоугольник. Сначала формировалась голова, а потом при помощи нити обозначались ушки и ручки.
Куклы обрядовые
В каждом крае России проводились особые гулянья и обряды. Такие празднования сопровождались песнями, частушками и танцами. Еще для этого дня делались куклы. Они несли особую смысловую нагрузку. Самой известной считается кукла на Масленицу.
Масленица делалась из соломы и деревянного основания. Ее наряжали в текстильные одежды, повязывали платок. Обязательно на лице рисовался румянец и глазки. Делались такие куклы в Изготавливали их в конце зимних месяцев. Проводилось недельное гулянье. Люди пекли блины, итогом празднования становилось сжигание Считалось, что необходимо оставить весь негатив у этого костра. Ведь после ожидалось Прощеное Воскресение, а за ним наступал Великий пост.
Куклы-обереги
Народная кукла своими руками изготавливалась в каждой избе. В нее вкладывали душу и особый смысл. Делались специальные куколки-обереги, они несли добро и свет. Для каждого случая изготавливали свою игрушку, которая вешалась в доме.
Куватка - это куколка, которую делали в дар беременной женщине. Ее вешали перед дверью. Считалось, что она защищает от дурного глаза и оберегает мать и дитя. После рождения игрушку вручали младенцу до исполнения трех лет. Были такие куклы в народных костюмах.
Зернушка - символ благосостояния. Делалась она после сбора зерна. Хозяйки шили мешочек, делая на нем вышивку. Во время этого пелась песня и читалась молитва. В кулек складывалось зерно, после чего его зашивали. К основанию пришивалась голова, и повязывался платок. Лица у такой куклы не было. Если семья голодала, то разрешалось взять зерна из этого мешочка.
Счастье - дарили по праздникам женщинам. Особая отличительная черта заключалась в косе. Считалось, чем у девушки длиннее коса, тем она хозяйственнее. Делалась народная Коса плелась длинной и служила опорой всей конструкции.
Куклы на свадьбу
Молодым дарилась кукла Одноручница. Мужчина и женщина в такой игрушке имели общую руку. Делались они из светлых оттенков ткани. Обычно ее изготавливали родители жениха или невесты. На свадебный пирог ставилась Кукла «Мировое дерево». Гости старались преподнести кукол со смыслом. Чтобы были детки, дарились куклы с младенцами у пояса. Их делали с любовью и при этом читали молитвы.
На палку цеплялись две народные куклы. Одна была мужского пола, а вторая - женского. Делались они из цветных кусочков ткани и облачались в народные костюмы. Особой любовью пользовались куколки «Конь-огонь». Они являлись символом богатства и благополучия в будущей семье.
Особенности изготовления
Делают куклы в русских народных костюмах без применения иголки. Ткань просто сворачивается и завязывается нитями. Кусочки разрывают руками без применения острых ножниц. Считалось, что изготавливать куколку необходимо по всем установленным правилам:
- Нельзя применять иголку и ножницы.
- Лицо не рисуется, так как изделие с ликом уязвимо перед злыми духами.
- Наряд делался не для красоты, а со смыслом.
- Нельзя было обтягивать тело женской куклы. Сарафаны должны скрывать формы и прелести.
- Для каждого праздника делалась своя куколка.
Народные куклы как бизнес
Многие умельцы делают на народных куколках неплохие деньги. Женщины изготавливают игрушки по всем правилам древней России. Продаются такие куколки на ярмарках народного творчества. Если вы желаете украсить свой дом таким изделием, то сделайте его самостоятельно. Возможно, вам понравится процесс изготовления, и вы решите заняться этим ремеслом серьезно.
Вам потребуется лишь несколько лоскутов ткани и веревочки. Помните, что иголку использовать нельзя. Ткани выбирайте натуральные, никакой синтетики. В качестве набивки можно использовать душистые травы. Обычно набивались куколки землей, опилками, травами или остатками от ткани. Лицо рисовать тоже нельзя. Только так она будет настоящим оберегом для вашей семьи. Отведите такой куколке почетное место возле двери или кровати.
Заключение
Как видите, народные куколки - это не пережиток прошлого. Есть и сейчас много умельцев, которые принимают только такие изделия. Простые и красивые игрушки гармонично вписываются в любой дизайнерский интерьер. Изготавливать такие изделия можно вместе с детьми. Вы не будете переживать, что малыш поранится или сможет уколоться иглой.
Их можно использовать в качестве подарка или просто украшать свой дом. Куколки будут оберегать вашу семью и привлекут в дом благополучие и богатство. Куклы всегда будут частью нашей жизни. Без них невозможно представить детство. Да и взрослые дамы любят поиграться в куколки. Особенно интересно их изготавливать собственными руками.
Ещё в середине XX века почти в каждой семье - в деревне и в городе - дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.
Кукла - знак человека, его игровой образ-символ . В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие.
Традиционная тряпичная кукла
Именно она несет память культуры и делает это гораздо ярче, шире и глубже, чем любая другая игрушка (глиняная либо деревянная). Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях круга жизни земной, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам.
Тряпичная кукла - игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и культивируются в этнопедагогике, в практической работе с детьми. Это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству, декоративно-прикладному искусству и текстильному дизайну.
Эта универсальная игрушка имеет духовное наполнение - здесь кроется притягательность лоскутной куклы. Кукольный народец хранит в себе мастерство и искусство своих создателей, труд собирателей, коллекционеров и ученых. В кукольной хронике высвечивается жизнь российской культуры, негаснущая народная память. И у каждого, кто делает тряпичные куклы, получается своя “лоскутная история”.
Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из обрядовых, вышли из ритуала), но и общечеловеческие идеи и ценности: преемственность в родстве, семейственности и родительской опеке, в почитании предков.
Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Рассматривая старые куклы, мы заметим, как проступает в них цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Поэтому в изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей - во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из ровных тряпичных шариков, коса и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.
Материалы для создания кукол
Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупной ткани - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала XX века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили кукол, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гуляния на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок “козырные” санки с куклами. Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. “Домодельные” куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения.
В семье же для своих детей, куклы “вертели” обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.
Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов. Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой такой задачи: ведь куклу творили, как целостную форму. Это важный принцип: кукла - не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по кукольному выразителен. Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. При этом именно костюм всегда определял этнический конкретный тип в кукле, отвечал реалиям игры. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле "женке” не дозволялось играть роль “невесты”.
Мощная символика русской куклы
Исследователи долго не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, оказывается, и скрыты самые важные ее тайны.
Русская тряпичная кукла включает в себя несколько архетипов, сформированных традицией. Столбушка (столбец, полено, чурка), крестушка или крестец, кукла на палочке, узловая (узелковая) кукла, пеленашка, закрутка (скрутка, скатка, скалка), набивная кукла-мешочек - все они бытовали одновременно в XIX - первой половине xx века в деревне и малых провинциальных городках. Каждый тип рассыпан в свою очередь на множество локальных вариантов, характерных для той или иной местности.
Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способам изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную форму туловища, которую свертывали так плотно, что получалось, будто скульптурка из твердого материала.
Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?
При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света. таким образом в самой конструкции их содержалось универсальное число 7 - символ мироздания. Заметим, что каждодневное слово “семья” звучит как заклинание: “я” в центре мироздания, “я” должен повториться семь раз - тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована и в кукле.
Местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания фиксировал косой крест, который перевязывал ее грудь. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства, являясь переходным мостиком между материей и духом, кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти:
Спеленатая, туго скрученная основа (без рук и ног, без лица) напоминала покойника, предка, а внешне кукла изображала конкретный этнический типаж, женщину в народном костюме. Столбообразная фаллическая форма куклы-скалки говорит нам также о мужской ее символике, а выделенная грудь, энергично перетянутая косым крестом, является знаком плодородия, свидетельствует о женской сущности. Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского - такую емкую символику содержит формула простейшей тряпичной куклы.
Почему она долго оставалась безликой?
Мистическая безликость - тоже одна из древних тайн тряпичной куклы. Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы - на этих ценностях “сходился белый свет”, когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. если такие жизненно важные идеи “замуровывались” в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение.
Изображение лица в кукле долгое время было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Cмысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема - сама по себе, сама в себе. Только в таком “гробовом” молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.
В конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. Облик куклы менялся с изменением ее функции. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке.
Тряпичная кукла “обретает лицо”, которое становится важнейшим элементом кукольного облика. Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки, и это говорит о связи игрушки с домашним очагом. Пользовались простыми, химическими и цветными карандашами, чернилами. Но чаще вышивали, используя традиционные приемы народной вышивки, где женские лица обозначались крестообразными и ромбовидными узорами. Глаза изображены крестиками или отмечены точками. Их “гляделки” - пустые ромбики, “не видят ни крошки”, совсем как в народной приговорке ” у доброй девки ни ушей, ни глаз”. Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком (”закрыт на замок”). Ротики были маленькими: кукла не смела “рта разинуть”, молчала, “как воды в рот набрала”.
При всем разнообразии кукольных ликов все они сходи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной веселой, смеющейся куклы. В этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с благообразием православных женских образов, которые постоянно были перед глазами.