Значение знаний особенностей процессов торможения у детей и подростков в оптимизации обучения и воспитания. Как работает нервная система ребенка
Родители хотят для своего малыша всего самого лучшего. Поэтому, стараются обеспечить его всем необходимым, отдавать ему свою любовь, внимание, заботу. Но, часто материнская и отцовская любовь ослепляет, и толкает родителей на ошибки, которые тормозят естественный процесс развития ребенка. Что может навредить развитию малыша? Давайте рассмотрим распространенные ошибки родителей, которые вредят ребенку.
1. Самостоятельное принятие решений.
Часто можно слышать от родителей фразы в таком стиле: «Я мама, я лучше знаю, что нужно моему ребенку!». И это действительно так, ведь кто, как не родители, знают потребности и особенности своего малыша. Но, ведь суть воспитания состоит не только в том, чтобы создать для него идеальные условия, в которых ему будет комфортно и безопасно. Нужно постепенно учить его самого принимать решения и понимать их последствия. Поэтому, с маленького возраста нужно доверять малышу принятие решений, пусть и не очень важных. Спросите ребенка, что он хочет надеть сегодня на прогулку? Какую сказку он хочет читать. Иногда, нужно позволять ребенку делать ошибки, чтобы он могу научиться принимать самостоятельные решения. В семьях, где родители не дают такой возможности, дети растут инфантильными, и зависимыми от них. Это однозначно тормозит их развитие и не дает становиться самостоятельными.
2. Предугадывание желаний.
Во-первых, это тормозит развитие речи и навыков выражения своих потребностей. Мамы малышей до одного года вынуждены угадывать потребности малыша. Но, уже ближе к первому дню рождения ребенок вполне способен, пусть не сказать, но хотя бы показать, что он хочет и что ему нужно. В таком возрасте, требуя от малыша, чтобы он говорил, что ему нужно, можно стимулировать развитие речи. Если же мамы и в дальнейшем пытаются определить самостоятельно, что же ребенок ожидает от них, ситуация с развитием может быть печально. По этому поводу есть старый анекдот, в котором рассказывается история немого сына, внезапно заговорившего в 6 лет. Мальчик попросил передать соль за обеденным столом, и все обрадовались, мол, наконец-то заговорил. На что мальчик ответил, просто раньше всегда было все нормально. Так и с детьми, мамы которых наперед предугадывают их потребности и желания, просто не имеют стимула для того, чтобы развивать навыки речи и общения.
3. Тысячи запретов.
Очень опасная ошибка, которая может сломать интерес ребенка к развитию и познанию окружающего мира. Когда на каждом шагу ребенок натыкается на строгое «нельзя», постепенно это уничтожает интерес и любопытство к окружающему миру, из-за чего тормозится развитие. Как решить эту проблему? Очень просто - нужно создать максимально безопасные условия для ребенка, где ему будет можно все, и установить не больше 2-3 запретов, обязательно аргументировав их. В таких условиях дети становятся самостоятельными быстрее, а также стимулируется их исследовательский интерес.
4. Жесткий контроль.
Чаще всего родители жестко контролируют не совсем аленьких детей - дошкольников и школьников. Если каждый раз, когда ребенок садится за выполнение домашнего задания, его ожидает строгая проверка, он не учится самостоятельности, нести ответственность за свои поступки и ошибки. Чрезмерная строгость и жесткий контроль подавляют инициативность, и при регулярном применении негативно влияют на эмоциональное развитие личности маленького человека.
5. Отсутствие дисциплины.
Взрослому человеку бывает сложно дисциплинировать себя, а что говорить о детях, у которых не настолько развиты волевые качества. Поэтому, отсутствие дисциплины не способствует развитию. Абсолютная свобода действий не способствует развитию у ребенка важных для него качеств - терпения, усидчивости. Более того, хаос утомляет ребенка. Но, важно понимать, что чрезмерный контроль, о котором говорилось выше, тоже не является полезным для ребенка. Поэтому, во всем нужен здравый баланс. Но, дисциплинарные правила должны присутствовать.
6. Организация досуга.
Порой родители сами не задумываются о том, что вредят ребенку и тормозят его развитие. При виде скучающего и ноющего ребенка мамы, особенно занятые, сразу же находят ему какое-то занятие, и если оно не подходит, предлагают что-то другое. Конечно же, это удобно, и так можно предложить ребенку что-то, что будет полезно для его развития. Но, если постоянно предлагать готовые идеи занятий своему ребенку, это будет подавлять в нем инициативность, творческое мышление и самостоятельность. Иногда нужно позволять малышу поскучать, чтобы он научился сам занимать себя чем-то интересным, проявлял инициативу и развивал самостоятельность.
7. Недостаток и избыток мотивации.
Ребенку нужна мотивация, чтобы осваивать новые навыки, обучаться чему-то, исследовать. В таких случаях работает абсолютно все - поощрение, вознаграждение, словесная похвала. Когда малышу этого не хватает, его развитие замедляется, ведь он не мотивирован на новые открытия и достижения. Но, проблема возникает и тогда, когда родители захваливают своего ребенка. Такие дети начинают что-то делать уже не ради интереса, а во имя похвалы или награды. Со временем развивается зависимость, снижается самооценка, если похвалы или награды нет.
8. Чрезмерная опека.
Одна из главных обязанностей ребенка - забота о его безопасности. Поэтому, ничего удивительного нет в том, что родители стараются максимально оградить своего малыша от невзгод. Но, чрезмерная защита не дает ребенку развиваться и учится самому заботиться о своей безопасности. Например, если мама всегда крепко держит малыша на руках возле проезжее части, не объясняя почему здесь опасно, малыш не научится сам быть осторожным во время перехода через дорогу и возле нее. Кроме этого, чрезмерная осторожность родителей может стать благоприятной почвой для появления страхов и развития фобий у малыша.
9. Изоляция от информации.
Практически с рождения и до 3-4 лет - это период, когда малыш жаждет любой информации, и схватывает ее буквально на лету. Это идеальное время для того, чтобы выучить буквы, цифры, узнать много интересного об окружающем мире. Но, часто взрослые ошибочно полагают, что из-за раннего развития и предоставления информации, они «крадут» у ребенка детства. Нет, это большая ошибка! Лишать ребенка того, в чем он нуждается больше всего, нельзя. Ведь учить ребенка чему-то новому и полезному - это не «отнимать детство», а наоборот, делать его более насыщенным и интересным.
10. Игнорирование ошибок.
Рассмотрим наглядный пример. Часто можно наблюдать такую картину - ребенок рисует корявую линию и говорит, что это цветок. Взрослые умиленно вдыхают, хвалят малыша, говорят «Ай да молодец». И малыш совершенно искренне считает, что он гений-художник, из-за чего даже не пытается рисовать лучше. Или еще одну ситуацию - ребенок силой выдирает на площадке у других детей их игрушки. Мама автоматически забирает малыша, одновременно отнимая у него игрушки, и молча уносит подальше от них. Малыш еще не настолько развит, чтобы понимать такой тонкий намек - мол, если мама меня унесла, значит, я сделал что-то неправильно. Мало просто остановить неправильные действия, нужно еще и разъяснить малышу, что нужно делать по-другому, и почему именно так, а не как-то иначе. Когда малыш ошибается, ему нужно об этом говорить. Это вовсе не означает, что нужно ругать на каждом шагу, но малыш должен сформировать у себя в голове картину, что хорошо, а что плохо. Ошибки стимулируют развитие, и если их игнорировать, ребенок не будет иметь мотивации к развитию.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МПГУ»
Реферат по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» на тему:
Виды условного торможения. Особенности условного торможения у детей.
Выполнил:
студент 1 курса,
115 группы Муршудов Р. Т.
Проверила: доцент
Тупицина Л.П.
Москва 2014 г.
1. Виды условного торможения рефлексов……………………………………………3
1.1. Особенности условного торможения у детей………………………………5
2. Список литературы…………………………………………………………………………..7
Виды условного торможения рефлексов
Условные рефлексы не только вырабатываются, но и исчезают при определенных условиях. И. П. Павлов различал два вида торможения условных рефлексов: безусловное и условное.
Условное (внутреннее) торможение свойственно только клеткам коры большого мозга. Это торможение, как и условные рефлексы, вырабатывается. Основным условием для проявления внутреннего торможения является неподкрепление условного раздражителя безусловным. Например, если у собаки выработан прочный слюноотделительный условный рефлекс на свет, а затем условный сигнал (свет) применять много раз изолированно без подкрепления (без дачи пищи), то выделение слюны постепенно уменьшается и, наконец, прекратится. Условный рефлекс угас - угасательное торможение. Подкрепление условного сигнала безусловным раздражителем восстанавливает условный рефлекс. Однако даже при отсутствии подкрепления условный рефлекс может вновь проявиться после отдыха, при наличии положительных эмоций. Это явление получило название растормаживания условных рефлексов. Быстрее и легче угасают непрочные недавно выработанные условные рефлексы. За счет угасательного торможения Организм освобождается от ненужных, потерявших сигнальное значение условных рефлексов.
За счет торможения условных рефлексов достигается точное и совершенное приспособление организма к условиям существования, уравновешивание.
Различают три вида приобретенного торможения.
Угасательное торможение возникает в том случае, если условный рефлекс не подкрепляется безусловным, если сигнал перестал соответствовать тому, о чем он сигнализировал. Много раз свет лампочки сопровождался кормлением, но вот дан свет – а пищи нет. При достаточном числе таких неподкрепленных сочетаний временная связь придет в состояние внутреннего торможения, и животное перестанет реагировать на свет пищевой реакцией. Однако временная связь при этом не разрушается полностью, а лишь затормаживается. Угасший рефлекс при подкреплении может быть быстро восстановлен.
Биологическое значение угасательного торможения заключается в том, что на сигналы, которые не сопровождаются безусловными рефлексами, животное не развивает бесполезной деятельности. Нетрудно представить себе, что было бы, если бы все образовавшиеся в разное время условные рефлексы, переставшие соответствовать новым условиям, оставались на всю жизнь. Тогда проголодавшаяся собака, например, долго бегала бы «по старой памяти» к пустому дому, жильцы которого когда-то ее покормили. Или вышедшая на охоту лисица бесполезно сидела бы у какой-нибудь пустой норы суслика. От устаревших и бесполезных условных связей высшая нервная деятельность освобождается путем их угасания. Люди расстаются с устаревшими взглядами, когда оказывается, что идущая вперед жизнь не подкрепляет ранее сложившихся у них представлений.
Дифференцировочное, или различительное, торможение развивается, если один сигнал подкреплять пищей или другими важными раздражителями, а другой нет. Тот сигнал, который не подкрепляется, в результате угасательного торможения постепенно начнет вызывать все меньшую и меньшую реакцию, которая, наконец, совсем прекратится. Подкрепляемый же сигнал будет по-прежнему вызывать условную реакцию. В результате животное на одно раздражение будет отвечать действием, на второе – отказом от действия. Дифференцировочное торможение вызывается раздражителем, похожим на условный сигнал, но не связанным с событиями, о которых он предупреждает.
Запаздывательное торможение возникает в том случае, когда подкрепление дается с опозданием. После некоторой тренировки ответная реакция на условный раздражитель наступает не сразу, а лишь после начала действия условного сигнала, к моменту получения пищи или другого биологически важного воздействия. В естественных условиях такое торможение можно наблюдать у кошки, которая подстерегает мышь или птичку. Кошка может сидеть неподвижно многие минуты и даже часы. Появление грызуна не вызывает у кошки немедленной реакции. Она задерживается до наиболее удобного момента. Благодаря запаздывательному торможению хищник может действовать с большими шансами на успех.
Все виды условного торможения имеют огромное значение в жизни человека. Выдержка и самообладание, точное распознавание окружающих нас предметов и явлений, наконец, точность и четкость движений невозможны без торможения.
Есть все основания полагать, что торможение основано не просто на угнетении условных рефлексов, а на выработке особых тормозных условных рефлексов. Центральным звеном таких рефлексов является тормозная нервная связь. Тормозной условный рефлекс нередко называют отрицательным в противоположность положительному условному рефлексу.
Торможение нежелательной реакции сопряжено с большой тратой энергии. Конкурирующие раздражения, а также другие причины, связанные с физическим состоянием организма, могут ослабить процесс торможения и привести к растормаживанию. При растормаживании проявляются действия, которые ранее устранялись процессами торможения.
Факт существования возбуждения и торможения бесспорен. Благодаря этим процессам осуществляется вся высшая нервная деятельность.
Особенности условного торможения у детей
У детей условное торможение развивается довольно рано. Внутреннее торможение вырабатывается, формируется в процессе индивидуальной жизни. Образование внутреннего торможения является сложным нервным процессом, требующим большого нервного напряжения. Формирование тормозного условного рефлекса проходит через так называемое «трудное состояние» (П. К. Анохин), которое возникает в результате неподкрепления ранее установившегося рефлекса.
Наиболее рано формирующимся видом внутреннего торможения у ребенка является «угасание», ярким примером которого служит, например, угасание рефлекса «на положение под грудью». Это «угасание» происходит потому, что часто ребенка брали на руки в «положение под грудью», но не кормили, а разговаривали с ним, ходили по комнате и т. д. Поэтому ранее образованная условная реакция в виде сосательных движений на «положение под грудью» угасает как нерациональная.
Вместо нее формируется более точное приспособление к окружающим условиям. Например, у ребенка образовалась привычка безнаказанно отнимать у другого ребенка понравившуюся игрушку. Если же взрослый отберет у ребенка эту игрушку и отдаст обиженному, ребенок громко заплачет, возбудится. Если ребенок будет знать, что отнятая игрушка никогда не будет оставаться у него, то он перестанет отнимать ее - желание отнять игрушку затормаживается.
Так, в процессе развития ребенка многие ранее сформированные рефлексы угасают, заменяясь другими, более соответствующими новым условиям жизни. При воспитании маленьких детей часто пользуются этой способностью «угасания» в том случае, когда надо отучить ребенка от какой-либо отрицательной привычки, например, от укачивания.
Могут угаснуть и ранее воспитанные положительные формы поведения. Так, например, может угаснуть в больнице ранее сформированный навык чистоплотности, если не поддерживать этот навык. Может угаснуть и потребность в общении, если обращения ребенка не получают положительного подкрепления со стороны взрослых.
В конце 3-го или на 4-м месяце образуется и другой вид внутреннего торможения - дифференцировка, например, на цвет - различение двух цветов (например, зеленого и желтого от красного). Так же рано можно образовать дифференцировку на форму предмета, например, куб отличать от шара.
Узнавание матери в отличие от чужих лиц - образование зрительной дифференцировки, узнавание голоса матери - слуховая дифференцировка. То и другое наблюдается на 5-м месяце жизни. Сначала ребёнок отличает предметы, резко контрастные по своим внешним качествам, позже дифференцировка становится все более тонкой. Если ребенку давали горькое лекарство из чайной ложки, то через несколько приемов он кричит и отворачивается при одном виде этой ложки, хотя к десертной ложке, из которой он получал пищу, ребенок тянется.
На 1-м году жизни появляется и третий вид торможения - «запаздывание», т. е. условная реакция наступает не сразу, а с некоторым запаздыванием. Примером может служить следующее поведение. При переходе к одновременному кормлению двух 7-8-месячных детей первое время оба они при виде ложки открывают рот, ожидая пищу. Впоследствии каждый ребенок не сразу открывает рот, а ждет, когда ложка будет направлена прямо в его сторону.
Постепенно этот вид внутреннего торможения развивается. Например, дети могут сдержаться и не есть конфету (хотя очень хочется), пока не съедят весь обед; терпеливо ждут, пока музыкальный работник подойдет и предложит постучать по бубну. Способность временно затормозить, сдержать свое желание, если оно по каким-либо условиям не может быть выполнено в настоящий момент, имеет большое значение при воспитании характера ребенка, его поведения.
Эту способность надо развивать, воспитывать, однако следует помнить, что ждать, т. е. задерживать реакцию, ребенок может лишь очень недолгое время. Так, например, ребенок 9-10 мес может спокойно подождать, пока воспитательница даст 2-3 ложки пищи другому ребенку, но ждать, пока она будет давать еще и третьему ребенку, он не может. Поэтому детей этого возраста нужно одновременно кормить лишь по двое.
У детей возможно формирование и внутреннего торможения, называемого «условным», т. е. задержка ранее выработанной реакции при каком-либо дополнительном условии, которое в данном случае оказывает тормозящее действие. Например, в присутствии отца ребенок сдерживает свое желание играть предметом, который отец запрещает брать, но которым ребенок может играть в отсутствие отца. Присутствие отца является тормозом. Очень рано таким тормозом может стать слово «нельзя». Если слово «нельзя» всегда сопровождается со стороны взрослого прекращением начатого ребенком действия, то оно становится тормозом по отношению к недозволенной реакции.
Наряду с указанными четырьмя видами имеется еще «высшее» торможение (П. К. Анохин) - тормозящее действие коры головного мозга на подкорковую деятельность.
Значение внутреннего торможения при воспитании ребенка очень велико. Этот вид торможения обеспечивает тонкое приспособление к сложившейся обстановке, устраняет деятельность, неадекватную окружающим условиям.
Итак, в раннем детстве формируются как положительные, так и отрицательные тормозные условные рефлексы, которые являются физиологической основой многих навыков, действий, воспитания различных правил поведения.
Список литературы
1. Физиология / Под ред. С.А. Георгиевой. – 2-е изд. – Ф48 М.: Медицина, 1986. – 400 с.
2. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина - М.: Медицина, 1977. – 120 с.
Мамочки очень часто спрашивают, что делать, чтобы способствовать развитию своего малыша. Мы каждый раз отвечаем - доверьтесь своим ощущениям?
Что способствует развитию ребенка?
Способствует все, что делает мамочка! Большое значение имеет информированность родителей о фазах развития ребенка.
Малыша, конечно же, развивает и общение с другими, причем круг общения по-тихоньку необходимо расширять.
Даже новые впечатления и ситуации играют роль в развитии малыша, но необходимо наблюдать, каким образом малыш воспринимает что-то новое: позитивно или слишком чувствительно. Для ребенка также немаловажно ощущение стабильности и безопасности в семье.
Любые упражнения, которые родители проделывают с малышом дома, стимулируют развитие - чтение, пение, разговоры, определенный режим дня. Даже прогулки и здоровое питание очень важны для того, чтобы ребенок полноценно развивался.
Что тормозит развитие ребенка?
Очень важно, чтобы первые 2-3 года жизни ребенка мама или папа проводили с малышом достаточное количество времени. К сожалению, длительное отсутствие родителей, например, на работе, негативно сказывается на ребенке.
Не удивляйтесь, но негативно на развитие ребенка может повлиять и излишняя опека со стороны родителей. Например, когда мамочка старается все сделать вместо ребенка или подавляет в нем инициативу действовать.
Психоэмоциональное состояние матери напрямую воздействует на самочувствие ребенка - если мамочка несчастна, взволнована или страдает от послеродовой депрессии, ребенок все это чувствует и воспринимает, как свои ощущения. Помимо этого, на развитие ребенка также влияют ссоры и разногласия в семье.
Негативное воздействие на развитие ребенка оставляет и то, что ребенка слишком рано отдают в детский сад. Но если малыш долго находится под присмотром родителей и не ходит в детский сад - это также является фактором, затормаживающим его развитие.
Строгие наказания и авторитарное поведение со стороны родителей, отсутствие внимания, изоляция от окружающей среды, нежелание говорить с ребенком и читать ему сказки, а лишь физиологический подход (одет и накормлен) - факторы, которые совершенно не способствуют интеллектуальному развитию малыша.
Что способствует развитию речи и других навыков ребенка:
Речь и язык, а следовательно и мышление можно развивать простыми занятиями в домашних условиях:
Лопотание, бормотание и улыбка тренирует мускулатуру лица;
Чтение сказок и других книг помогает пополнять словарный запас и понимать новые термины;
Логопед может посоветовать специальный массаж для развития мускулатуры лица, однако в развитии речи помогут и обычные плевки, свист, прищелкивание;
Все, что ребенок делает своими пальчиками, влияет на деятельность мозга и развивает чутье, ведь центр речи находится в мозгу ребенка;
Особенно необходимо развивать правую ручку малыша. Это можно делать следующим образом - ватной палочкой проводить от каждого кончика пальца к открытой ладошке. Помимо этого рисование, занятие с пуговичками, бусами, каштанами развивает пальчики малыша, а, следовательно, и деятельность мозга;
Оздоравливают и развивают прогулки босиком по песку, шишкам, игры в мяч или с предметами разной формы и величины.
Это элементарные и легко выполнимые занятия для дома, которые дадут необходимые импульсы для развития малыша. Они также хороши, как и занятия в детских школах развития.
В процессе обучения и воспитания ребенка необходимо учитывать, что безусловное (внешнее) торможение наиболее сильно выражено только у детей до 3-4 лет. Н/р, если 3-летний малыш хочет наступить в лужу, бесполезно говорить ему «Нельзя!». Но если ему показать красивый цветок, обратить внимание на птичку ребенок легко может забыть о том, что он хотел сделать. Поэтому, внешнее торможение является важным средством воспитания полезных привычек и навыков у детей первых лет жизни.
Внутреннее торможение приобретает ведущее значение только к 6-7 годам. Особенно важно научить ребенка сдерживать (тормозить) рефлекторную деятельность, научить ждать. Такая тренировка тормозных процессов лежит в основе воспитания у ребенка правил поведения в обществе, научит его считаться не только с собственными желаниями, но и уважать требования окружающих.
Внутреннее торможение (дифференцировочное) имеет большое значение для обучения ребенка письму, чтению, рисованию и т.д.
Торможение обеспечивает нам тонкую коррекцию нашей деятельности соответственно воздействиям окружающей среды, «стирая» уже ненужные, биологически нецелесообразные условные реакции и способствуя образованию новых.
Возрастные особенности условнорефлекторной деятельности.
I этап – Грудной.
Условные рефлексы начинают вырабатываться в первый день после рождения ребенка. Однако они образуются с трудом, после нескольких десятков подкреплений, неустойчивые. Н/р, прикосновение к щеке новорожденного вызывает поворот головы в сторону прикосновения и появление сосательных движений. На 10-14 день тактильно-лабиринтный условный рефлекс (при взятии ребенка на руки в положении кормления он поворачивает голову и делает сосательные движения). Условный ориентировочный рефлекс образуется на 2-4 месяце. Однако, все условные рефлексы первых 3 месяцев в связи с незрелостью коры больших полушарий, образуются очень медленно, после многих подкреплений, и все они неустойчивы. К концу года проявляются условные рефлексы на время, ситуацию, обстановку.
Безусловное торможение условных рефлексов имеется с первых дней после рождения, а условное вырабатывается постепенно. Однако все виды условного торможения до 6 месяцев очень неустойчивы. Все условные рефлексы легко тормозятся за счет безусловного торможения.
II этап – ясельный.
Ребенок на 2-ом году жизни начинает свободно передвигаться в пространстве, у него закладываются основы речи. Безусловный ориентировочный рефлекс «Что такое?» в этот период жизни проявляется как «Что с этим можно сделать?» Бурное развитие ребенка приводит к образованию большого количества новых условных рефлексов. У ребенка складываются образы предметов. Формирование образов возможно только в результате минипуляций ребенка с предметами, в процессе которых он познает весь комплекс раздражителей, характерных для данного предмета (н/р, елка, ее вид, запах, уколы хвоей создают образ елки отличный от всех других предметов). Нельзя ограничивать ребенка в его манипуляциях с предметами, иначе будет обеднение в выработке условных рефлексов, замедление формирования образного мышления.
На базе образов начинают формироваться понятия, т.е. обобщение однотипных образов (кукла, кубик).
В этом периоде вырабатываются первые подражательные условные рефлексы и экстраполяционные. Так, ребенок может спокойно смотреть на далеко стоящую собаку, но пугается, если собака начинает подходить к нему.
Впервые начинают вырабатываться динамические стереотипы, причем их ломка сопровождается резко выраженной отрицательной биологической реакцией.
III этап - дошкольный.
В этот период создается уже солидная база условных рефлексов. Ребенок задает огромное количество вопросов, пытается проникнуть в суть явлений и предметов. В это время легко образуются рефлексы высших порядков (до 6-го порядка). Большое развитие получают подражательные рефлексы. Одной из особенностей в образовании условных рефлексов является быстрота их образования – быстрее, чем на любом другом этапе развития.
Условное торможение все ее вырабатывается с трудом.
IV этап – младший школьный возраст.
Характерной чертой этого этапа является образование различных комплексов, систем из ранее выработанных условных рефлексов. Образуется большое количество динамических стереотипов. К концу этапа дифференцировки образуются легко, становятся прочными.
Запаздывающее торможение к концу этапа вырабатывается достаточно легко. На этом этапе условные рефлексы вырабатываются быстро, легко, становятся стойкими и устойчивыми по отношению к безусловному торможению. В связи с усилением процессов торможения хорошо развит кортикальный тормозной контроль над эмоциями и осуществлением безусловных реакций за счет выработки тормозных условных рефлексов. Все это является немаловажным для воспитания правильного поведения детей.
Условные рефлексы пластичны. Они могут как долго сохраняться, так и тормозиться. Есть два типа торможения условных рефлексов - внутреннее и внешнее.
Безусловное, или внешнее, торможение (индукционное).
Этот тип торможения происходит, когда в коре больших полушарий при осуществлении условного рефлекса возникает новый, достаточно сильный очаг возбуждения, не связанный с данным условным рефлексом. Если у собаки был выработан условный слюноотделительный рефлекс на звук звонка, то включение яркого света при звуке звонка у этой собаки тормозит ранее выработанный рефлекс слюноотделения. В основе этого торможения лежит явление отрицательной индукции: новый сильный очаг возбуждения в коре от постороннего раздражения вызывает понижение возбудимости в участках коры больших полушарий, связанных с осуществлением условного рефлекса, и, как следствие этого явления, наступает торможение условного рефлекса.
Индукционное торможение не требует выработки (потому оно и относится к безусловному торможению) и развивается сразу, как только подействует внешний, посторонний для данного условного рефлекса раздражитель.
К внешнему торможению относят и запредельное торможение.
Оно проявляется при чрезмерном увеличении силы или времени действия условного раздражителя. При этом условный рефлекс ослабевает или полностью исчезает. Это торможение имеет охранительное значение, так как защищает нервные клетки от раздражителей слишком большой силы или длительности, которые могли бы нарушить их деятельность.
Условное, или внутреннее, торможение.
Внутреннее торможение, в отличие от внешнего, развивается внутри дуги условного рефлекса, т. е. в тех нервных структурах, которые участвуют в осуществлении данного рефлекса.
Если внешнее торможение возникает сразу, как только подействовал тормозящий агент, то внутреннее торможение надо вырабатывать, оно возникает при определенных условиях, и это иногда требует длительного времени.
Одним из видов внутреннего торможения является угасание.
Оно развивается, если много раз условный рефлекс не подкрепляется безусловным раздражителем.
Через некоторое время после угасания условный рефлекс может восстановиться. Это произойдет, если мы вновь подкрепим действие условного раздражителя безусловным.
Непрочные условные рефлексы восстанавливаются с трудом. Угасанием можно объяснить временную утрату трудового навыка, навыка игры на музыкальных инструментах.
У детей угасание происходит гораздо медленнее, чем у взрослых. Именно поэтому трудно отучать детей от вредных привычек. Угасание лежит в основе забывания.
Угасание условных рефлексов имеет важное биологическое значение. Благодаря ему организм перестает реагировать на сигналы, утратившие свое значение. Человек бы делал множество ненужных операций при выполнении различных действий без угасательного торможения.
Запаздывание
условных рефлексов также относится к внутреннему торможению. Оно развивается, если отставить во времени подкрепление условного раздражителя безусловным. Обычно при выработке условного рефлекса включают условный раздражитель-сигнал (например, звонок), а через 1-5 с дают пищу (безусловное подкрепление). Когда рефлекс выработан, сразу после включения звонка, без дачи пищи, уже начинает течь слюна. Теперь поступим так: включим звонок, а пищевое подкрепление постепенно отодвинем во времени до 2-3 мин после начала звучания звонка. После нескольких (иногда весьма многократных) сочетаний звучащего звонка с задержанным подкреплением пищей развивается запаздывание: звонок включается, а слюна теперь будет течь не сразу, а спустя 2-3 мин после включения звонка. Из-за неподкрепления на протяжении 2-3 мин условного раздражителя (звонка) безусловным (пищей) условный раздражитель в течение времени неподкрепления приобретает тормозное значение.
Запаздывание создает условия для лучшей ориентировки животного в окружающем мире. Волк не сразу бросается на зайца, увидев его на значительном расстоянии. Он выжидает, когда заяц приблизится.
Запаздывание у детей вырабатывается с большим трудом под влиянием воспитания и тренировки. Вспомните, как нетерпеливо тянет руку первоклассник, размахивая ею, вставая из-за парты, чтобы его заметил учитель. И только к старшему школьному возрасту (да и то не всегда) мы отмечаем выдержку, умение сдерживать свои желания, силу воли.
Различение,
или дифференцирование,
сходных условных раздражителей вырабатывается путем подкрепления одних и неподкрепления других раздражителей. Развивающееся при этом торможение подавляет рефлекторную реакцию на неподкрепляемые раздражители. Дифференцировка - один из видов условного (внутреннего) торможения.
Благодаря дифференцировочному торможению можно выделить сигнально значимые признаки раздражителя из многих окружающих нас звуков, предметов, лиц и т. д. Дифференцирование вырабатывается у детей уже с первых месяцев жизни.
19.Динамический стереотип. Его роль в процессе воспитания и обучения.
Динамический стереотип - комплекс условнорефлекторных реакций, которые строго закреплены во времени и пространстве. В мозге формируется единая система, которая позволяет ранее разрозненные рефлексы связать в единый комплекс.
Динамический стереотип характеризуется особой психической деятельностью человека. Многие навыки - автоматические цепи двигательных актов. В процессе жизни вырабатывается большое количество стереотипных поступков (режим труда и отдыха). Возникают устойчивые формы поведения в обществе, во взаимоотношениях с другими людьми. Биологический смысл динамического стереотипа - освободить корковые центры от решения стандартных задач, для обеспечения выполнения более сложных, требующих нестандартного мышления и больших затрат со стороны головного мозга.
Формирование стереотипа возможно уже с 4-5 мес. Образование стереотипа значительно облегчает реагирование ребенка на окружающие внешние условия, экономит расходование нервной энергии, так как реакции ребенка в этом случае протекают по проторенному пути. Формирование того или иного умения, навыка происходит значительно быстрее, если порядок следования действий ребенка всегда один и тот же.
Надо помнить, что формирование той или иной устойчивой привычки возможно только в том случае, если выполнение того или иного правила поведения взрослые будут требовать независимо от условий, т. е. требовать, например, мыть руки перед едой не только в яслях, но и дома, в гостях, в поезде.
Созданные стереотипы трудно изменить - особенно у детей раннего возраста с еще недостаточно развитой условнорефлекторной деятельностью, при относительно слабой подвижности нервных процессов. Далеко не все поведение надо формировать по механизму стереотипа. Неправильно, если, например, та или иная игра проводится длительное время без каких-либо изменений или если речь взрослых при кормлении, одевании состоит всегда из одних и тех же слов, т. е. будет стереотипной. Такая речь мало способствует развитию ребенка.
20. Свойства нервных процессов и типы ВНД у детей. Педагогические подходы к детям с разными ти пами.
И.П.Павлов на основе многолетнего изучения особенностей образования и протекания условных рефлексов у животных выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности. В основу деления на типы он положил три основных показателя: силу процессов возбуждения и торможения; уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения; подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением, и наоборот.
Н. И. Красногорский, изучая высшую нервную деятельность ребенка на основе силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов, взаимоотношений коры и подкорковых образований, соотношения между сигнальными системами, выделил 4 типа нервной деятельности в детском возрасте.
1.
Сильный, уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Характеризуется быстрым образованием условных рефлексов, прочность этих рефлексов значительная. Дети этого типа способны к выработке тонких дифференцировок. Безусловнорефлекторная деятельность их регулируется функционально сильной корой. Дети этого типа имеют хорошо развитую речь с богатым словарным запасом.
2.
Сильный, уравновешенный, медленный тип. У детей этого типа условные связи образуются медленнее, угасшие рефлексы восстанавливаются также медленно. Дети этого типа характеризуются выраженным контролем коры над безусловными рефлексами и эмоциями. Они быстро обучаются речи, только речь у них несколько замедленная. Активны и стойки при выполнении сложных заданий.
3.
Сильный, неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. Характеризуется недостаточностью тормозного процесса, сильно выраженной подкорковой деятельностью, не всегда контролируемой корой. Условные рефлексы у таких детей быстро угасают, а образующиеся дифференцировки неустойчивы. Дети такого типа отличаются высокой эмоциональной возбудимостью, вспыльчивостью, аффектами. Речь у детей этого типа быстрая с отдельными выкрикиваниями.
4.
Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы образуются медленно, неустойчивы, речь часто замедленная. Легкотормозимый тип. Характерна слабость внутреннего торможения при сильно выраженных внешних тормозах, чем объясняется трудность привыкания детей к новым условиям обучения, их изменениям. Дети этого типа не переносят сильных и продолжительных раздражений, легко утомляются.
Существенные различия основных свойств нервных процессов у детей, относящихся к разным типам, определяют их разные функциональные возможности в процессе обучения и воспитания. Эффективность педагогических воздействий во многом определяется индивидуальным подходом к учащимся, учитывающим их типологические особенности. Вместе с тем мы уже указывали на то, что одной из отличительных черт типов высшей нервной деятельности человека является их пластичность. Пластичность клеток коры больших полушарий, их приспособляемость к меняющимся условиям среды является морфофункциональной основой преобразования типа. Так как пластичность нервных структур особенно велика в период их интенсивного развития, педагогические воздействия, коррегирующие типологические особенности, особенно важно применять в детском возрасте. И. П. Павлов считал пластичность типов важнейшей особенностью, позволяющей воспитывать, тренировать и переделывать характер людей.