Индивидуальный подход к дошкольникам в ДОУ при организации различных видах деятельности (игра, труд, обучение). Индивидуальный подход в процессе воспитания детей дошкольного возраста Реализация индивидуального подхода в процессе обучения дошкольников
Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ.
В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразования стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Однако до сих пор определенные стереотипы сознания педагогов и отдельные тенденции образовательной практики не ориентируют их на индивидуальный подход к ребенку и не предполагают разных способов общения с детьми. Причина – в системе высшего и среднего педагогического образования. Строгий, единый режим жизни в дошкольном учреждении также не способствует развитию индивидуальности ребенка. Самые разные дети – живые и медлительные – должны в едином темпе засыпать, просыпаться, одеваться, есть и пр. при этом взаимодействие с ребенком, отличающимся своеобразием, вызывает у педагога трудности. Важной причиной этого положения является то, что на сегодняшний день фактически не существует специальных исследований, определяющих принципы и условия реализации индивидуального подхода к детям.
Вместе с тем в разные периоды времени ученые проявляли большой интерес к данной проблеме. Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А. и др. рассматривали сам термин «воспитание» с позиций развития индивидуального своеобразия личности ребенка.
Ковальчук Я.И. в своем исследовании «Индивидуальный подход в воспитании ребенка» подчеркивал, что индивидуальный подход оказывает положительное воздействие на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм индивидуального подхода к каждому ребенку в общей работе с детьми.
Широко известная система М.Монтессори фактически полностью опирается на принцип индивидуального подхода педагога к ребенку. В ней решающее значение отводиться специально организованной среде, в которой ребенок действует самостоятельно. При этом индивидуальный подход реализуется на основе анализа возможностей и достижений каждого ребенка и подбора для него системы знаний.
Изучение международного опыта и освоение прогрессивных зарубежных технологий вносит позитивный вклад в развитие реформы образования в нашей стране, раскрепощая и обогащая профессиональное сознание педагогов. Однако его адаптация и интеграция в российских условиях – новая серьезная проблема. Можно выделить некоторые аспекты ее решения:
- создание развивающей среды
- необходимость распознания индивидуальных особенностей ребенка
- акцент на его потребность, склонности, способности, интересы, темп развития и др.
Среда – одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе его самостоятельной деятельности. Обязанность взрослого состоит в том, чтобы открыть детям весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов.
При проектировании предметно пространственной среды образовательного учреждения необходимо учитывать следующие факторы:
- индивидуальные социально-психологические особенности ребенка
- своеобразие его эмоционально-личностного развития
- индивидуальные интересы, потребности, предпочтения
- любознательность, исследовательский интерес, творческие способности
- возраст и полоролевые особенности.
Рассмотрим, как каждый из этих факторов конкретизируются при построении предметно пространственной среды.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой возрастной группе создаются зоны для разных видов деятельности. Учитывая особенности эмоционально-личностного развития проектируются зоны, где ребенок смог бы хранить свое личное имущество.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей среда должна обеспечивать право ребенка на любимое занятие. Для этого предусматривается периодическое обновление материала и оборудования.
Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей детей основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами.
Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании предметно-пространственной среды предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Например, в группе для детей 3-4 лет должны быть широко представлены сюжетно-ролевые игры, а для детей 5-6 лет – конструктивная зона и т.п.
В целях учета полоролевых особенностей детей среда должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.
Построение развивающей среды выдвигает на первый план не только содержание, но и стиль взаимоотношений педагогов с детьми и требуют принципиально новой организации деятельности образовательного учреждения. Она становится эффективнее в том случае, если обеспечивает поддержку индивидуальности ребенка и связанную с ней реализацию склонностей, интересов и потребностей, а также учитывает индивидуальные различия детей. Эффективность работы будет недостаточной при преобладании фронтальных занятий и требует работы с детьми по подгруппам и индивидуально. Здесь решающим фактором выступает осмысленное и продуманное формирование подгрупп. В одном случае подгруппы формируются в соответствии с такими индивидуальными особенностями детей, как медицинские показатели здоровья, психофизические особенности темперамента, характера, темп и общий уровень развития ребенка, его умственные способности и эмоционально-нравственное развитие. Эти факторы учитываются при формировании подгрупп для организации плановых занятий, в процессе которых педагог может дозировать задания определенной сложности, адекватные составу подгрупп, создавая тем самый комфортные условия для каждого ребенка. В другом случае подгруппы формируются с учетом склонностей, интересов и предпочтений самих детей. При этом создаются условия для их свободной деятельности.
Из сказанного следует, что подгруппы каждый раз формируются по-разному, в зависимости от содержания педагогического процесса. Чрезвычайно важно, чтобы комплектование подгрупп не носило статичного характера: каждый ребенок имеет возможность перейти в другую подгруппу на основании динамики его развития и смены интересов. Обязанность педагога является постоянное наблюдение за каждым ребенком во время занятий, анализ его достижений и проблем, на основе которых состав подгрупп может быть пересмотрен.
Для организации продуктивной работы необходимы также новые механизмы координации деятельности работников. Это предполагает введения гибкого графика работы. Он составляется отдельно для каждой возрастной группы и каждого специалиста. Такая организация труда помогает эффективнее и качественнее осуществлять воспитательно-образовательную работу на основе индивидуального, дифференцированного подхода к детям.
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского чётко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путём систематических наблюдений.
К.Д. Ушинский разработал обширную методику приёмов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек.
А.С. Макаренко разработал теоретические основы вопроса об индивидуальном подходе к детям. Вскрыв общественную сущность индивидуального подхода в воспитании, установив его связь с жизнью, он обосновал положение о том, что методы и приёмы индивидуального подхода в процессе воспитания и обучения зависит от общих целей и задач воспитания, учёта возрастных и индивидуальных особенностей и характера деятельности и ребёнка. Индивидуальный подход к детям освещался им в плане проектирования лучших качеств личности, а не только как процесс перевоспитания и исправления недостатков.
Индивидуальный подход является важным психолого-педагогическим принципом, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка.
Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.
Сущность индивидуального подхода в обучении заключается в том, что общие цели обучения конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Для осуществления индивидуального подхода как в обучении, так и в воспитании необходимо специальное изучение психологических особенностей детей.
Для этого применяются различные методы исследования: наблюдение, специальные тесты, естественный эксперимент и другие. Для учителей и воспитателей важнее всего изучить детей в естественных условиях педагогического процесса; большим подспорьем для них является психолого-педагогическая характеристика, охватывающая все важнейшие стороны личности ребенка.
Индивидуальный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса на основе всестороннего учете индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка.
Индивидуальный подход к ребенку - важнейший принцип воспитания и обучения. Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление цели и содержания воспитания к индивидуальным особенностям детей, а приспособление методов и форм работы к этим особенностям с тем, чтобы успешно реализовать общую для всех цель разностороннего развития личности, формирования индивидуальности.
Приспособление методов работы к индивидуальным особенностям детей должно затормозить развитие тех черт и качеств, которые не соответствуют или противоречат требованиям общества, его прогрессу и, наоборот, способствовать развитию или формированию тех черт и качеств, которые представляют собой определенную социальную ценность.
Это достигается без болезненной ломки личности и при меньшей затрате сил и средств, в чем и заключается смысл индивидуального подхода.
В педагогике принцип индивидуального подхода пронизывает все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
В индивидуальном подходе нуждается каждый ребенок, а не только тот, который по каким-нибудь причинам выделяется из коллектива детей. В каждом ребенке есть что-то свое, особенное, неповторимое - это нужно найти и дать ему применение.
Таким образом, сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им через педагогические воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
раиса шайхутдинова
Выступление на педагогическом совете «Индивидуальный подход в дошкольном образовании»
Выступление на педагогическом совете . Тема "".
Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности , которая выражается в индивидуальных особенностях . Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность .
Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности , через «внутренние условия» , без учета которых невозможен по – настоящему действенный воспитательно– образовательный процесс .
С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку. Индивидуальный подход подчеркивает неповторимость качеств и свойств личности каждого ребенка В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ребенок
Индивидуальный подход нацелен , в первую очередь, на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать мучительного процесса перевоспитания.
В чем же сущность индивидуального подхода ?
Индивидуальный подход является активным , формирующим, развивающим принципом обучения и является главным принципом педагогики . Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении дифференцированного подхода к детям :
Знание и понимание детей
Любовь к детям,
Основательный теоретический баланс,
Способность педагога размышлять и умение анализировать.
Педагог не должен забывать , что ребенок – это субъект собственного развития, он самоцелен. Но дети всегда должны чувствовать поддержку педагога .
Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения , умения разобраться в сложных проявлениях поведения.
Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада жизни. «Индивид » есть общественное существо, поэтому всякое проявление его жизни,- даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного, является появлением и утверждением общественной жизни». Научные исследования конкретно подтвердили это положение. «Я» возможно только потому, что есть «мы» .
Индивидуальный подход не разовое мероприятие, он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания.
Принцип индивидуального подхода предусматривает организацию обучения на основе глубокого знания индивидуальных особенностей ребенка, создания условия для активной познавательной деятельности всех детей группы и каждого ребенка в отдельности.
Знание воспитателем возможностей каждого ребенка поможет ему правильно организовать работу со всей группой. Однако для этого воспитатель должен постоянно изучать детей, выявлять уровень развития каждого, темп его продвижения вперед, искать причины отставания, намечать и решать конкретные задачи, которые обеспечивали бы дальнейшее развитие.
Одним из главных факторов индивидуализации учебно- воспитательного процесса является учет индивидуально -типологических качеств ребенка (типа темперамента) . Тип темперамента обусловлен генетическими особенностями личности. Как правило, он определяет темп деятельности, а не его социальную ценность.
Индивидуальный подход к ребенку осуществляется как в процессе организации коллективных занятий, так и индивидуальных форм работы .
При организации работы воспитатель должен опираться на такие показатели :
Характер переключения умственных процессов (гибкость и стереотипность ума, быстрота или вялость установления взаимосвязей, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому материалу).
Уровень знаний и умений (осознанность, действенность) ;
Работоспособность (возможность действовать длительное время, степень интенсивности деятельности, отвлечение внимания, утомляемость)
Уровень самостоятельности и активности;
Отношение к обучению;
Характер познавательных интересов;
Уровень волевого развития.
На занятиях воспитатель стремится избежать влияния отрицательных факторов : ребенка, который плохо слышит или видит, лучше посадить ближе к столу воспитателя; подвижному ребенку, часто отвлекающемуся от основного занятия, систематически задавать вопросы, давать ему промежуточные задания; ребенку, который медленно, неуверенно действует, вовремя помочь, дать наглядный материал, как бы подсказать ему решение и т. д.
Воспитатель должен помнить, что нет единых для всех детей условий успеха в обучении. Очень важно выявить наклонности каждого ребенка, раскрыть его силы и возможности, дать ему почувствовать радость успеха в умственном труде.
В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов.
Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом , работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.
Сущность дифференцированного подхода заключается в организации учебного процесса с учетом возрастных особенностей, в создании оптимальных условий для эффективной деятельности всех детей, в перестраивании содержания, методов, форм обучения, максимально учитывающих индивидуальные особенности дошкольников . По мнению Е. В Бондаревской, дифференцированный подход в образовании – это образование , ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребенка.
Дифференцированное обучение, как говорит В. В. Сериков, не занимается формированием личности с заранее заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательно – воспитательного процесса. Предполагает помощь дошкольнику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в самоопределении относительно личностно – значимых и общественно – приемлемых целей, самореализации и самоутверждения.
Дифференциация дошкольников по уровню умственного развития позволит исключить неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловку и усреднение детей. У воспитателя появится возможность помогать «слабому» , уделять внимание «сильному» , работать более эффективно с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Дети с пониженной обучаемостью требуют особой формы учебной деятельности. Ребенок, у которого неустойчивое внимание, недостаточно развита память, не сможет выполнить многое из традиционных заданий, в этом случае требуется особая форма предъявления материала. Дети с повышенной обучаемостью также нуждаются в особом внимании воспитателя для развития своих способностей.
Значит, даже при полной успеваемости всем детям дошкольного возраста требуется индивидуальный подход .
Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики , как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я . А. Коменского – великого чешского педагога - четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.
Особое место занимают труды Жан-Жак Руссо. Согласно теории Руссо, воспитывать ребенка необходимо природосообразно , следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности . Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.
Замечательный русский педагог К . Д. Ушинский разработал обширную методику приемов , основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым подчеркнув творческий характер решения проблемы.
Н. К. Крупская в вопросе об , обращала большое внимание на то, что при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность , способности : «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание». Советы Н . К. Крупской ориентируют педагога – воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности , стремление понять его сложный духовный мир.
А. С Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем , например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. А. С. Макаренко считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям . Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.
В. А. Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.
Осуществление индивидуального подхода к детям необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную сисмему.
Работа с семьей – это неотъемлимый фактор индивидуального подхода к детям , индивидуальной помощи .
Таким образом , индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания. Он предполагает профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально – психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности.
Реферат на тему :
Индивидуальный подход в дошкольном образовании .
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия
Консультация на тему «Специфика организации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста» (для воспитателей ДОУ)
Моисеева Любовь Алексеевна воспитатель 1 квалификационной категории согласовано: старший воспитатель _______________ И.А.Левашова дата проведения: 12.02.2015г.
п. Ромоданово 2015 год Ученье есть индивидуальная деятельность детей.
Здесь каждый ребенок проделывает определенную
умственную или физическую работу индивидуально.
А.П.Усова
В детстве ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. Близнецы и те отличаются друг от друга. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Одни активные и быстрые, другие пассивные и медлительные. Есть самоуверенные дети, а есть застенчивые. Детей, таких разных, надо воспитывать и учить, но как? В соответствии с ФГОС среди принципов дошкольного образования выделяется и такой как индивидуализация дошкольного образования, под которой следует понимать построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Одна из задач стандарта направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах детской деятельности и на протяжении всего дня. Но особенно он хорош на занятии, так как на нем, в основном, происходит организованное обучение и развитие.«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях» К.Д.Ушинский. «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать» А.С.Макаренко. «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны» В.А.Сухомлинский.
Суть индивидуального подхода заключается в подборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с учетом всех его особенностей. Что значит подойти к ребёнку индивидуально? Подойти к ребёнку индивидуально - это понять самого ребёнка: что он из себя представляет, каковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, что он любит, а что не любит, стеснителен ли он или, наоборот. Таких вопросов много. Ребёнок подчас представляет собой клубок проблем, тесно сплетённых друг с другом, в которых он и сам не может разобраться. « Почувствовать ребёнка» то важное качество, благодаря которому педагог становится профессионалом. Это опыт, проявляющийся от общения с ребёнком. И накопление такого опыта возможно тогда, когда педагог в ребёнке видит личность. Кроме специального багажа знаний, педагогу в этом деле пригодится – творчество, чуткость, умение анализировать и прогнозировать. Он должен знать и понимать воспитанников, быть рядом и на равных, быть мудрым и снисходительным. Итак, педагог должен знать «струны» всех детей и умело воздействовать на них. Индивидуальный подход на НОД способствует раскрытию индивидуальности ребёнка, которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества. Данный подход способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка. Так молчаливые, замкнутые, застенчивые, нерешительные, медлительные дети на занятии становятся другими, если руководствоваться некоторыми правилами: 1. Давать им более простые задания. 2. Спрашивать их не первыми, а то, что они лучше знают, и постепенно переходить к новому более трудному материалу, или на повторе ответа. 3. Задавать наводящий вопрос. 4. Использовать напоминание. 5. Давать время на ответ, не торопить с ответом, не прерывать. 6. Следует педагогу помнить и об активных с высоким уровнем развития: 1. Не спрашивать всегда только их. 2. Привлекать их к исправлению и уточнению ответов других детей. 3. Подбирать им более сложные задания. 4. Предъявлять к ответам детей повышенные требования. Вот общие требования, которые педагог может применять ко всем детям на занятии: 1. Продумать посадку детей (с учетом особенностей физического и психического развития и поведения). Двое легковозбудимых детей, сидящих рядом, могут мешать не только друг другу, но и всем остальным. Если же рядом с легко отвлекающимися ребёнком находится спокойный, уравновешенный сверстник, то и первый малыш ведёт себя более организованно. 2. Щедро поощрять . Робкого ребёнка следует похвалить за старание. Если же малыш упрямится и не хочет выполнять указания воспитателя, просьбу- его внимание лучше переключить на другой объект. Дети очень чувствительны к оценке со стороны взрослого. В ходе занятия всегда должна присутствовать оценка деятельности индивидуально: «правильно провёл линию, хорошо ответил на вопрос». 3. Сравнивать результаты ребенка с его собственными достижениями, а не относительно других детей. Так если малыш затрудняется держать правильно карандаш, то ему воспитатель помогает удержать предмет и водит его рукой, а не ставит в пример других детей. 4. Развивать инициативу и самостоятельность. Всегда видно, кто из малышей более активен, а кто подолгу занят однообразной деятельностью. Задача воспитателя выбрать ту или иную игрушку, поиграть вместе, ввести ребёнка в группу играющих детей, предложить роль в игре, создавая тем самым доброжелательную обстановку. 5. Учить детей контролировать себя. Одобрение взрослым положительных поступков и неодобрение негативных, позволяют малышам понять, как можно поступать, а как нельзя. В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребёнка, старается разобраться, выяснить причину конфликта. 6. «Не вешать» на детей ярлыки, типа «он у нас такой», «а он ничего не знает» и т.д. 7. Прерывать попытки детей высмеивать ответы других. 8. Учить правильно оценивать действия и результаты свои и товарищей . 9. Привлекать детей радоваться успехами сверстников. 10. Планировать индивидуальный подход (например, кому какой вопрос лучше задать). 11. Проводить индивидуальную работу вне занятий. 12. Предлагать родителям задания на дом .
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка при условии, если он осуществляется в определённой последовательности и системе, как непрерывный, чётко организованный процесс. Индивидуальный подход к дошкольникам одного возраста можно осуществлять, деля их на подгруппы. В первой подгруппе – дети с большой активностью, интересом к занятию, проявлением творческих способностей. Для них можно подбирать более сложные занятия. Во второй подгруппе – дети, активность которых внешне не проявляется, особого интереса к занятию нет, могут отмалчиваться или отвечать правильно, но творческие проявления незначительны. Как правила у детей первой подгруппы выше уровень развития, чем у второй. Таким образом, воспитатель тоже осуществляет индивидуальный подход. При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребёнке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. Для индивидуального подхода в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Педагог должен развивать такие качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу. Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело. В процессе дидактических игр выясняется степень умственного развития ребёнка, их сообразительность, смекалка, а также решительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. Дидактические игры способствуют расширению представлений об окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т. д. , в дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к общению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитывать сосредоточенность, внимание, усидчивость. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью. Таким образом, в игровой деятельности заложены большие возможности для эффективной индивидуальной работы с детьми. И воспитатель должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребёнка. Индивидуальная работа по физическому воспитанию строится на основе возрастных и индивидуальных особенностей детей. Составляя план индивидуальной работы воспитатель учитывает двигательные интересы ребёнка. Предлагает ему разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения, организовать знакомые подвижные игры и т. д., важная роль отводится развитию ручной умелости, моторики рук. Индивидуальная работа по развитию движений планируется ежедневно, во время прогулки. Вот некоторые составляющие работы, на которые нужно обратить внимание в ходе индивидуальной работы с детьми в течении дня:
- беседы с родителями во время утреннего приёма о самочувствии ребёнка, поведении
предоставление каждому ребёнку возможности заняться интересующим его делом, создание спокойной, радостной обстановки, её поддержанием
- привлекать детей к работе в уголке природы
проведение работы с детьми робкими, застенчивыми, пропустившими предыдущие занятия, подготовить их к участию в общем занятии
в ходе занятий обращать внимание, что бы всем было удобно сидеть, видно и слышно педагога, обязательно учитывать активность и степень усвоения каждым ребёнком материала
воспитывая навык одеваться на прогулку, уделять особое внимание болезненным и ослабленным детям, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, побуждать помогать друг другу
на прогулке осуществляются различные цели преодоления застенчивости ребёнка, вовлечение его в коллектив, развитие наблюдательности, подготовка к участию в занятиях, воспитание трудовых навыков
уделить внимание детям, которые проявляют особый интерес к какой- либо деятельности, выделяя её среди других
разучивание стихов, скороговорок с детьми, страдающими затруднениями в речи
общаясь вечером с родителями рассказать о деятельности ребёнка в течении дня, ответить на их вопросы, дать рекомендации на интересующую их тему
Используемая литература: 1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 176 стр., ил. 2. Интернет- источник. 3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 127 стр.
КАМИЛА ШУКУРОВА
Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ
В условиях современного дошкольного образования главной чертой преобразования является переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Все дети, независимо от индивидуально -психологического развития, нуждаются во взрослом, который целенаправленно сознательно использует все приемы и методы для формирования характера либо определенных черт характера ребенка . Однако, по сей день некоторые стереотипы сознания педагогов и отдельные направления образовательной практики не направлены на их индивидуальный подход к ребенку и не предполагают разных способов общения с детьми. Единый режим в дошкольных образовательных учреждениях так же не дают возможности развиваться ребенку индивидуально . Дети одной группы-живые и медлительные-должны в едином темпе одеваться, засыпать, заниматься, есть и тд., у педагога возникают трудности взаимодействия с ребенком , отличающийся своеобразием. В разные периоды времени ученые проявляли большой интерес к данной проблеме (Ушинский К. Д, Сухомлинский В. А. и др.) с позиции развития индивидуального своеобразия личности ребенка . В своём исследовании Ковальчук Я. И. «Индивидуальный подход в развитии ребенка » подчеркивал, что индивидуальный подход влияет на положительное формирование личности каждого ребенка , если он осуществляется в конкретной системе :
Изучение и выявление причин формирования особенностей характера и поведения,
Определение необходимых средств и методов,
Создание четких организованных форм индивидуального подхода к каждому ребенку в общей работе с детьми.
Принцип индивидуального подхода педагога к ребенку заключается в отведении специально организованной развивающей среде, в которой ребенок действует самостоятельно, в соответствии со своими потребностями, способностями, склонностями, интересами, темпами развития и тд. Международный опыт и зарубежные технологии вносят позитивный вклад в развитие реформы образования в нашей стране, обогащая и раскрепощая профессиональное сознание педагогов. Среда является основным средством развития личности ребенка , начало индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает различные виды активности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности. Обязанность взрослого-открыть детям весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов. При создании предметно-пространственной среды образовательного учреждения необходимо учитывать следующие факторы :
1. Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка
2. Особенность его эмоционально-личностного развития
3. Потребности, интересы, предпочтения
4. Исследовательский интерес, любознательность, творческие способности
5. Возраст и гендерные особенности
Каждый из этих факторов уточняется при построении предметно-пространственной среды.
Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, а также возникающую потребность в уединении. Для создания оптимального баланса в совместной и самостоятельной деятельности детей в каждой возрастной группе создаются зоны для различных видов деятельности. Принимая во внимание эмоционально-личностное развитие воспитанников, проектируются зоны, где ребенок мог бы хранить свое личное имущество. В целях реализации индивидуальных способностей и интересов среда должна предоставить право ребенку на любимое занятие . Для этого необходимо периодичное обновление материала и оборудования. Полный выбор возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами формирует развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей. При проектировании предметно-пространственной среды необходимо учитывать возрастные особенности ребенка . Например, для детей 3-4 лет должны быть широко предоставлены сюжетно-ролевые игры, а для детей 5-6 лет- конструктивная зона и т. д. Учитывая гендерные особенности детей, среда должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек. Построение развивающей среды выдвигает на первый план не только содержание, но и стиль взаимоотношений педагога с детьми; ее эффективность становится в том случае, если она создает поддержку индивидуальности ребенка и реализацию склонностей, интересов и потребностей. Осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «поправки» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка .
Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе воспитания и обучения.
Публикации по теме:
Дифференцированный и индивидуальный подход к детям с общим недоразвитием речи В старшей группе компенсирующей направленности № 8 воспитываются дети с общим недоразвитием речи (ОНР). У детей с ОНР процесс овладения.
Индивидуальный подход к ребенку Все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого. У всех дошкольников.
Индивидуальный подход в коррекционной работе Основные принципы психолого-коррекционной работы в нашей стране разработали Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин.
Индивидуальный подход в образовательной деятельности Индивидуальный подход в образовательной деятельности. Слайд 2. Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности.
Индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста Индивидуальный подход в работе с детьми дошкольного возраста 2 слайд В современных условиях модернизации системы образования основной.