Родительское собрание «Учимся играть вместе» в первой младшей группе. Родительское собрание в форме деловой игры с использованием ИКТ «Мальчики и девочки Деловая игра родительского собрания 2 младшая
Одной из важнейшей задач образовательного учреждения и семьи является создание условий, обеспечивающих полноту и целостность пространства для жизни и гармоничного развития ребенка. Ее решение невозможно без установления равных отношений “учитель-родители”.
Несмотря на то, что современная педагогика располагает большим арсеналом способов организации совместной деятельности семьи и школы, практика показывает, что как молодые, так и опытные учителя, владеющие достаточным объемом профессиональных знаний, испытывают значительные трудности при выстраивании отношений с родителями. Проводимые исследования свидетельствуют о преобладании монологической ориентации в общении учителей с родителями учащихся. В этой связи разработка практических материалов, призванных помочь педагогам в построении взаимодействия с родителями, приобретает все большую актуальность.
Предлагаю вниманию читателей консультацию для учителей начальных классов, которая проводится в форме деловой игры “Учитель-Родитель”.
Цель деловой игры: расширение профессиональной компетентности учителей на основе упражнений по выработке умений в организации и проведении родительского собрания; развитие навыков принятия коллективных решений.
Состав участников игры:
- Ведущий игры.
- Руководители малых групп.
- Участники малых групп (по 7-10 человек).
Регламентация игры:
- Организационный этап (3 мин).
- Подготовительный этап (10-15 мин.).
- Основной этап: работа в группах 15-20 мин.).
- Рефлексивный этап (7 мин.).
Инструментарий игры: ватман (2 листа), бланки “Современные формы взаимодействия педагогов и родителей” (по количеству групп), бланки “Личный опыт” (по количеству участников); ручки, маркеры, проектор, компьютер, экран, доска, загорская игрушка “Матрёшка”.
Структура деловой игры
1. Организационный этап
1.1. Разминка. Приветствие.
Назначение: мобилизация внимания участников, создание доброжелательной атмосферы.
Реализация: ведущий предлагает каждому участнику ответить вопрос: “Кто, по Вашему мнению, отвечает за воспитание ребенка – семья или школа?”. Каждый участник отвечает на вопрос и передает игрушку соседу.
Инструментарий: загорская игрушка “Матрёшка”.
1.2. Введение в игру
Назначение: сообщение информации участникам о цели и условиях игры.
Реализация: ведущий сообщает участникам о цели игры, условиях ее проведения и знакомит с правилами деловой игры, осуществляет деление участников на группы, в которых определяется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме.
Вступительное сообщение учителя по теме родительского собрания
Роль семьи в воспитании ребенка
Всякий знает, как важно воспитать человека с ранних лет.
Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, по большей части остаются в нем на всю жизнь.
Душа ребенка впечатлительна, мягка как воск. Ребенок – это “как чистое полотно для картины – что живописец изобразит, доброе или злое, останется на ней”. Какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам приучат, с такими качествами он и будет жить. Мало того, что нужно учить всему хорошему и разумному: нужно оберегать ребенка от плохих слов, действий и от всяких недостойных примеров. Наукой доказано, что человеческая душа с 2-х месячного возраста все запоминает и понимает.
Чему научишь в детстве человека, то с ним останется на всю жизнь. Как говорили в старину, “солим огурцы – каким рассолом зальем, так и засолятся”.
А как велика сила привычки!
Древний историк Геродот рассказывает про скифов такой случай: “Скифам нужно было идти на войну на долгое и продолжительное время. На Родине у них остались только женщины, дети и рабы. Рабы скифов, видя, что хозяева долго не возвращаются, завладели их имениями и женились на их женах. Спустя долгое время вернулись хозяева и не знали, как им справиться с рабами. Тогда они начали… хлопать бичами, которыми обычно наказывали рабов, и рабы смирились”. Вот сила привычки!
Некоторые родители несерьезно относятся к воспитанию детей в раннем возрасте. Плохие поступки оправдываются малолетством (“вырастет – сам поймет”). И растет этот ребенок, как дикая яблоня в лесу. Отведайте плода с этой яблони и увидите – он так кисел и горек. И вот никем не останавливаемый, не наказываемый и не вразумляемый вырастает этот ребенок рабом своих вредных привычек. Привычки переходят в навык – и становится он негодным членом общества и горем для своих родителей. Ребенок, предоставленный самому себе, вырастает своевольным. У детей много разных желаний, поэтому родителям надо постепенно отучать ребенка от своеволия, растить его в послушании родителям.
Дети имеют свойство подражать. Они копируют свою мать и отца, даже их обороты речи и манеры. Как важно приучать дитя к терпению, уступчивости, милосердию. Ведь эти плоды пожинать нам, родителям.
Был когда-то среди одного дикого племени обычай: обессиливших стариков вывозить в лес или в глубокий ров и бросать на кормление диким зверям. Один сын отвез своего престарелого отца на лубке в глубокий ров и бросил его там вместе с лубком. А маленький сын его достал лубок и принес обратно домой. “Для чего ты принес лубок обратно в дом?” – спросил отец. “А когда ты состаришься, на этом же лубке я отвезу тебя под гору”. Задумался отец, и стало ему страшно за свою старость, и вернул он домой своего немощного отца!
Спартанский законодатель Ликург постановил, чтобы за проступки детей были наказаны и их родители. Потому что родители своим добрым воспитанием могли и должны были предотвратить проступки своих детей. Никому и в голову не придет бранить засохшее дерево в саду. А все будут бранить его нерадивого хозяина.
Так и за своих детей – отвечать нам!
Воспитание детей – это долг, требуемый самой природой.
Посмотрим на птиц, животных.
Взглянем на кошку, на собаку, на медведя, лисицу, слона, орла, курицу, ястреба. Разве все эти животные не воспитывают своих детей, не прививают им навыков для существования? Разве кошка не обучает молодых котят тому, как надо прыгать, подкрадываться к добыче? Разве курица не учит цыплят тому, как разгребать землю и искать в ней корм? Этого требует сама природа.
По образу жизни родителей, особенно матерей, узнаются дети и наоборот.
В XIX веке в Англии, когда нанимали подростка на работу, всегда справлялись о характере его матери. Да и наша русская пословица говорит о родителях: “Яблоко от яблони недалеко падает”.
Как важно воспитывать уважение к людям, почтение и послушание к родителям, учителям; никому не вредить, не оскорблять, жить по совести.
Еще хотелось бы сказать о семьях, в которых более одного ребенка. В деле воспитания имеют особенное значение старший брат или сестра, поэтому благоразумные родители должны обратить внимание на первенца, т.к. старшие дети – пример для младших. У одного отца, многодетного семейства спросили, как он мог устроить такой порядок среди своих детей. Он ответил: “Я не слишком много хлопотал. Видите стаю журавлей, которые осенью улетают на юг? Впереди летит всегда один журавль, который указывает дорогу остальным, твердо зная, куда надо лететь, а остальные только следуют за ним”.
Завершая свое выступление, хотела бы еще раз подчеркнуть важность ответственного отношения родителей к воспитанию собственных детей. Родители и только они несут ответственность за нравственный облик, характер, привычки своих чад.
Спасибо за внимание!
Инструментарий: бейджики для участников.
2. Подготовительный этап
2.1. Построение “пирамиды взаимодействия учителя и родителей”
Назначение: определение этапов взаимодействия учителя с родителями; включение участников в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы.
Реализация: группам предлагается выстроить “пирамиду взаимодействия учителя и родителей” (определить последовательность этапов взаимодействия учителя и родителей) и представить полученный результат.
Инструментарий: карточки с названием этапов взаимодействия учителя и родителей (диагностический этап; информационно-наглядное просвещение; психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей; включение родителей в совместную практическую деятельность); доска, магниты.
2.2. Заполнение бланка “Современные формы взаимодействия учителя и родителей”
Назначение: обращение к опыту учителей; осмысление важности и необходимости взаимодействия с родителями.
Реализация: участникам предлагается вспомнить те формы взаимодействия с родителями, которые они используют в практике работы. При заполнении второго столбика таблицы нужно ответить на вопросы: “Зачем нужна эта форма?” “Какой результат ее использования?” Результат групповой работы представители групп записывают поочередно на листах ватмана.
Инструментарий: бланки по количеству групп; листы ватмана; маркеры; доска.
2.3. Просмотр презентации “Взаимодействие учителя с семьей в процессе воспитания ребенка”
Назначение: актуализация знаний участников о формах взаимодействия учителя и родителей.
Реализация: группам предлагается назвать форму взаимодействия учителя и родителей, запечатленных на слайдах презентации.
Инструментарий: экран, проектор, презентация “Взаимодействие учителя с семьей в процессе воспитания ребенка”.
3. Основной этап
3.1. Работа в группах. Составление проекта плана-сценария родительского собрания
Назначение: включение слушателей в деятельность, взаимодействие в группе и обмен опытом по обсуждаемым вопросам.
Реализация: участники групп моделируют проект плана-сценария родительского собрания. Обсуждается структура родительского собрания, форма проведения каждого этапа и его содержание.
3.2. Защита проектов
Назначение: закрепление практического опыта работы при подготовке родительского собрания.
Реализация: осуществляется защита проектов плана-сценария участниками групп.
Инструментарий: фломастеры, листы бумаги, ватман.
4. Рефлексивный этап
4.1. Индивидуальная работа. Заполнение бланка “Личный опыт”
Назначение: самоанализ участников игры.
Реализация: каждый участник заполняет и анализирует бланк “Личный опыт”.
Инструментарий: бланки, ручки.
4.2. Подведение итогов
Назначение: получение обратной связи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Бланк “Современные формы взаимодействия учителя и родителей”
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Бланк “Личный опыт”
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
1. Испытывали ли вы затруднения, заполняя бланк?
Какие мысли возникли при заполнении бланка?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
2. Что хочется изменить в своей работе?
_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
План родительского собрания (подготовительный период).
- Приглашение.
- Оформление классного кабинета.
- Мизансцена.
Ход собрания:
- Погружение в тему собрания.
- Сообщение классного руководителя.
- Творческая заставка-презентация.
- Игра-знакомство, игра-сплочение.
- Выступление приглашённых.
- Обратная связь.
- Подведение итогов.
Литература:
- Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2002.
- Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.
- Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. - М., 2007.
- Степанова Е.Н. Калейдоскоп родительских собраний. - М., 2002.
- Стрижев А.Н. Школа православного воспитания. – М., 1999.
- Сурова Л.В. Методика православной педагогики. Часть 1. – Клин., 2002.
- Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. Учебное пособие. – М., 2004.
Елена Константинова
Родительское собрание в форме деловой игры
Методическая разработка родительского собрания на тему :
в форме деловой игры
Родительское собрание в форме деловой игры .
Цель : дать родителям знания , которые помогут им «повернуться лицом к ребенку» , заложить умение самокритично оценивать собственные воспитательные воздействия, смотреть на ситуацию глазами ребенка; показать родителям на примерах актуальность и значимость целей.
Материалы и оборудование : мольберт, шапки-маски, столы для родителей , лепестки цветика - самоцветика, кукла, средства ТСО – мультимедийное оснащение.
Участники : родители и воспитатель .
Ход деловой игры:
На мольберте изображение грустного лица ребенка
Воспитатель : Уважаемые родители , сегодня мы собрались с вами для того , чтобы обсудить проблему на тему : «Ребенок – непризнанный гений средь буднично-серых дней» . Я предлагаю провести это собрание в форме деловой игры .
Гениальность – это работа природы или дар, доступный каждому? Говорят, что возможности человека безграничны. В некоторых людях потенциал спит всю жизнь, и человек уходит, так и не раскрыв его. Задача родителей в свое время разглядеть потенциал, открыть способности дитя, направить в нужное русло. Многие из нас задаются вопросом о том, как это сделать – выявить талант, создать условия для его развития и творчества, а иногда проявить настойчивость.
Посадить дерево, построить дом или воспитать сына или дочь. А еще лучше – обоих. Причем воспитать так, чтобы каждый из них стал человеком с большой буквы. Потому что дерево через какое-то время засохнет, дом разрушится, а человек будет жить в настоящем и будущем, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. Все мы знаем, что дети – цветы жизни, и лишь от осознанного труда родителя – садовника зависит , какими они вырастут.
Дети – цветы жизни и сегодня на деловой игре я предлагаю вам создать условия, чтобы ребенок стал счастливым, радостным – гениальным!
Сейчас я предлагаю вам разделиться на микрогруппы.
Воспитатель раздает карточки – лепестки с заданием
1 лепесток – «Забота»
Воспитатель : Ребенок рождается на свет маленьким и беззащитным и в первую очередь мы должны окружить его заботой.
Инсценировка стихотворения «Заболел сынок»
Простудился Ваня –
Заболел сынок
Чуть мерцает в спальне
Слабый огонёк
За окном метели
Снег несут упрямо,
От его постели
Не уходит мама.
Потеплей накрыла
И дала напиться.
О сыночке милом
Станет мать молиться.
Прикрепляется 1 лепесток «Забота» к рисунку на мольберте
Воспитатель : а теперь посмотрим на ситуацию №2.
Второй микрогруппой разыгрывается сценка «Родители за все в ответе »
Воспитатель : Товарищи взрослые! Вы в ответе за то, что делают ваши дети. Два ребенка под окном повстречались вечерком.
1 ребенок : А у нас в квартире газ. А у вас?
2 ребенок : А у нас сегодня кошка родила вчера котят . Котята выросли немножко, есть из блюдца не хотят.
1 ребенок : А у нас сегодня папа пришел на веселе. Кошку выбросил в окошко, вместо кошки стало две.
2 ребенок : А мой папа бегемот. Его мама так зовет.
1 ребенок : Бегемотом удивили! Я у папы – крокодил. Брат – осел, сестра – свинья. Зоопарк, а не семья.
2 ребенок : А у нас сосед соседа бил вчера велосипедом.
1 ребенок : Велосипедом? Ерунда! Мотоциклом – это да!
2 ребенок : Замолчи! Как дам по шее!
1 ребенок : Ах, ты драться? Получи!
Ведущий : Вова Петю укусил. Петя Вову зацепил, всю одежду изорвали, два забора поломали, час каталися в пыли, а потом домой пошли. Да… Что с ребенком улица сделала, но ведь улица – дело пятое , ведь не улица виноватая. Товарищи взрослые! Вы в ответе за то, что делают ваши дети!
Воспитатель прикрепляет лепестки №2 «Внимание» и №3 «Ответственность» к рисунку на мольберте
Воспитатель : Теперь ситуация № 3. Сценка «Первоклассник» . Рано утром мама Квочка в класс отправила сыночка.
Мама Квочка : Не дерись, не сердись, не вертись. Ну, пора. Ни пуха, ни пера!
Прощаются
Мама Квочка : Ой, наверное, мой сыночек учится, слушает учителя, занимается, старается!
Ведущий : Вот проходит, час, другой. Петушок идет домой. Он шагает еле-еле со школьного двора.
Мама Квочка : А на нем самом деле – нет ни пуха, ни пера!
Воспитатель : Кто кого любит – тот того голубит.
Воспитатель прикрепляет лепесток №4 «Любовь»
Воспитатель : Ситуация №4
Инсценировка отрывка из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
Мальчик сидит на лавке с костылем, а девочка бегает с цветком вокруг него
Девочка : Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
Мальчик : Витя, а тебя как?
Девочка : Женя, давай играть в салки.
Мальчик : Я не могу, я больной.
Девочка : Как жалко! Ты мне мне очень нравишься, и я бы с большим удовольствием побегала бы с тобой.
Мальчик : Ты мне тоже нравишься, но к сожалению это не возможно.
Девочка : Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик. Гляди :
Лети-лети, лепесток через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели…
Вели, чтобы Витя был здоров.
Воспитатель : Доброе слово – лечит.
Воспитатель прикрепляет лепестки №5 «Доброта» №6 «Чуткость»
Воспитатель : Ситуация №7. Сценка «Любимая игрушка»
Девочка держит игрушку Мишку
Девочка : Мишка, Мишка, до свиданья, как же я тебя люблю!
Но теперь на воспитанье новой маме отдаю
Обращаясь к маленькой девочке :
Любит мишка чай с малиной,
К чаю сладкий пирожок,
Спать ложится на перину
И всегда на правый бок.
Маленькая девочка : Ну, иди ко мне, мой мишка. Что боишься, не идешь? Ничего, что я малышка, ты со мной не пропадешь…
Воспитатель : Доверяйте своему ребенку.
Воспитатель прикрепляет лепесток №7 «Доверие»
На мольберте воспитатель меняет изображение лица грустного ребенка на веселое
Воспитатель : Ну, вот уважаемые родители , мы и окружили нашего ребенка добротой, чуткостью, любовью, доверием, вниманием, заботой, ответственностью и теплом. Но наш ребенок так же хочет поделится своим теплом с нами.
Воспитатель зажигает свечу и передает ее родителям – участникам деловой игры .
Воспитатель : Чего бы вы хотели пожелать всем родителям , чтобы их ребенок стал самым счастливым?
Свеча передается из рук в руки. В это время участники озвучивают свои пожелания.
На мультимедийной установке появляется слайд и музыка «Аве Мария»
Воспитатель : Быть родителем – это счастье ? Это награда или наказание? Тяжелый и нудный труд? К сожалению, еще многие люди желают «Завести ребенка» - именно «завести» , как щенка или котенка. «Ребенок – непризнанный гений средь буднично-серых дней» , - писал поэт Максимиллиан Волошин, и это убеждение должно определить позицию осознанного родительства . Не «ты – мой ребенок» , а «я – твой родитель » , и поэтому ты имеешь право требовать от меня внимания, заботы, любви, доброты, доверия, согласия.
Если наш ребенок будет счастливым, то он будет и гениальным! Уважаемые родители , спасибо вам за участие в нашей деловой игре .
Родительское собрание в форме деловой игры
«Папа, мама, я – читающая семья»
Куратор: Соболева Г.В.
Цель: содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей.
Оформление: приглашение, оформление доски (цитаты, выставка книг, плакат для отзывов), оформление класса (парты расставлены для работы в группах).
План проведения собрания
Подготовительная работа.
Вводное слово.
Игра «Волшебный мяч».
Работа в группах.
Рефлексия.
Решение родительского собрания.
Подготовительная работа.
На уроке проводится анкетирование учащихся по следующим вопросам:
Что ты больше любишь?
Б) Слушать чтение взрослых.
Как ведут себя родители во время твоего чтения?
А) Хвалят тебя.
Б) Ругают тебя.
Читают ли в вашей семье книги вслух?
А) Читают.
Б) Не читают.
Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?
А) Конечно, да.
Б) Нет.
На аналогичную анкету отвечают родители.
Ход собрания
2. Я очень рада приветствовать вас: и пап, и мам. Благодарю, что вы все откликнулись на наше приглашение и готовы принять участие в родительском собрании «Папа, мама, я – читающая семья», которое призвано помочь нам увидеть огромное значение чтения в жизни ребенка.
Открыть наше собрание я хочу словами Л.Н. Толстого. «Какое богатство мудрости и добра заразительного рассыпано по книгам всех народов и времен…»
Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных героях, является одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном.
Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, то облегченно вздыхают, надеюсь, что вот теперь – то отдохнут. А ведь это неверно. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Недавно я провела в нашем классе анкетирование. Обработка анкет показала, что многие дети любят читать сами. Однако, у них сохранилась привязанность к совместному чтению. Они с радостью готовы слушать чтение взрослых. И это замечательно. Во-первых, дети слушают правильную речь. Во-вторых, многие литературные произведения могут стать хорошим материалом для совместного обсуждения с ребенком тех своеобразных проблемных ситуаций, которые в них изображены, путей разрешения этих ситуаций. Это послужит закреплению у ребенка определенных нравственных норм и оценок, а также для развития мышления.
3. Большинство родителей смогли назвать книгу, которую читает их ребенок. Давайте немножко поиграем. У меня есть волшебный мяч, кто его поймает, тот должен назвать фамилию и имя детского поэта или писателя.
4. Мы с вами замечательно поиграли. Вспомнили много выдающихся поэтов и писателей. Сейчас вам не составит труда посоветоваться в группах и определить круг чтения своих детей по трем направлениям: 1 гр. – нравственное, 2 гр. – эстетическое, 3 гр. – патриотическое.
Прогнозируемые ответы:
1 гр.: М. Зощенко, Н. Носов, В. Осеева, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, К. Чуковский.
2 гр.: М. Пришвин, Е. Чарушин, В. Бианки, Г. Снегирев.
3 гр.: Баруздин.
Итог работы в группах.
Чтение вслух – важный момент воспитания. Оно раскрепощает ребенка, обучает его умению формировать мысль и говорить, правильно ставить ударение. Оно развивает речевые данные, учит культуре речи. Всем нам понятно, что чтение вслух требует усилий от взрослых, их желания потратить время на собственных детей и осознания, что эффект воспитания складывается из таких вот «мелочей», которые оставляют неизгладимое впечатление в жизни ребенка.
В анкетах ваших детей меня порадовал тот факт, что родители чаще хвалят своих детей, чем ругают. Что родители выступают в роли доброжелательных помощников в овладении их детьми навыками чтения. Но у некоторых бывает и так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь умеешь читать. Неужели тебе не хочется почитать книжку?». И тогда в ход идет принуждение.
Прогнозируемые предложения:
Предлагать ребенку, по возможности, для чтения ту литературу, которая его интересует.
Определить режим «щадящего» чтения. (Ребенок читает 1 – 2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается при просмотре слайдов, чтении книг с большими яркими картинками).
Сделать так, чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения. Надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом, занося прочитанное количество слов в таблицу.
Можно прочесть ребенку книгу не до конца, а до того места, где главному герою надо сделать выбор.
Вести переписку с понравившимся главным героем. Это будет способствовать тому, что ребенок приобщится к записи, и чтение станет действительно добровольным.
Познакомить детей с любимыми книгами своего детства.
Учить ребенка ценить и любить книгу. Навести порядок в домашней библиотеке. Отремонтировать старые книги.
С учетом предложений родителей составляется памятка, как научить ребенка чтению без принуждения.
5. Сегодня мы много говорили о неоценимом значении чтения в жизни ребенка. Определили необходимые условия для успешного овладения чтения без принуждения. У вас на столе лежат книжки-малышки. Напишите в них что вам понравилось, чем вы сможете воспользоваться дома, что может быть осталось непонятным, что хотели бы еще узнать по данной теме.
Родители по желанию зачитывают свои отклики и прикрепляют их к заранее приготовленному на доске плакату. (Инициативная группа выносит решение родительского собрания).
Спасибо за ваши отзывы. Вы совершенно правы, если ребенок на первом году обучения не научится хорошо читать, то его интерес к учению значительно упадет. Плохо читающие ученики обречены на не успеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз.
Если ребенок будет расти и развиваться в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель.
6. Зачитывается решение родительского собрания:
Учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи:
Обсуждать с ним прочитанное;
Помогать ему составлять по иллюстрации рассказы.
В каждой семье найти время для организации семейного чтения.
Для успешного овладения навыками чтения без принуждения, руководствоваться советами опытных родителей, учителей и психологов.
Завести читательские дневники.
Когда мы читаем детям
Трудно переоценить значение художественной литературы для развития ребенка – она способствует расширению горизонтов детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, являются одним из источников формирования начальных представлений о прекрасном. Когда мы читаем детям, а затем вместе с ними обсуждаем прочитанное, мы тем самым преподносим им уроки умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Как правило, прежде всего, родителей интересует то, что же в конце концов понял ребенок, что он усвоил из прочитанного. Однако не менее важно узнать, как ребенок приходит к этому пониманию. Иногда книга может послужить закреплению уже усвоенных ребенком знаний, а иногда заставит его задуматься, приведет к открытию чего-то нового для себя. Умение обнаружить это новое, увязать воедино с уже имеющимися знаниями, сделать соответствующие выводы – все это показатели сформированности у ребенка логического, рассуждающего мышления. Как развитие воображения, так и развитие логического мышления происходит при столкновении ребенка с новыми для себя проблемными ситуациями. Многие литературные произведения могут стать хорошим материалом для совместного обсуждения с ребенком тех своеобразных проблемных ситуаций, которые в них изображены, путей разрешения этих ситуаций. Начинать подобные обсуждения полезно уже с детьми 4 – 5 лет, а для старших дошкольников совместное решение проблемных ситуаций должно стать существенной частью бесед по содержанию прочитанного.
Прежде всего, о том, какие произведения лучше использовать для этой цели. Для чтения со старшими дошкольниками уже недостаточно тех книг, сюжет которых построен прямолинейно: каждое последующее событие в них однозначно вытекает из предыдущих и может быть ими полностью объяснено. Понимание подобных текстов часто может сводиться к воспроизведению уже усвоенных ребенком образцов: достаточно легко определяется, кто из героев «хороший», а кто «плохой», и дальнейшее течение событий можно предсказать, «став на место» соответствующего персонажа. Такие произведения могут послужить закреплению у ребенка определенных нравственных норм и оценок, но для развития мышления они не вполне подходят. Постарайтесь подобрать для чтения с ребенком такие произведения, где описываются события неоднозначные и противоречивые, смысл которых можно понять, только исходя из общего контекста. Подобные тексты можно найти среди рассказов М. Зощенко, Н. Носова, В. Осеевой и других детских писателей.
Теперь о том, как стимулировать воображение и творческое мышление ребенка в самом ходе обсуждения прочитанного. Сначала еще раз подумайте над содержанием рассказа. Возможно, вам покажется, что действия его героев могут объясняться разными причинами и, если разобраться, ваша интерпретация событий ничуть не уступает авторской. В этом случае не надо требовать от ребенка, чтобы он вынес из текста одну-единственную «мораль». Может быть, ребенок предложит вполне разумное объяснение, соответствующее логике текста, - не стоит навязывать ему свой «безошибочный» вариант понимания, исправляя тот, к которому он пришел самостоятельно. Однако пусть ребенок постарается доказать свою правоту, обосновать ту или иную оценку событий. Помните при этом, что подлинное понимание – процесс не менее творческий, чем создание произведения, и не лишайте ребенка радости «сотворчества».
Если же вы видите, что ваш ребенок предпочитает не обдумывать прочитанное, а пытается свести содержание к набору готовых схем и оценок, - помогите ему проявлять воображение и творчество при работе с книгой. Для этого, например, можно превратить текст в объект своеобразного «экспериментирования». Ведь именно в экспериментировании с объектами, окружающими его, ребенок активно познает их, лучше понимает их существенные свойства и закономерности. Как же «экспериментировать» с текстом?
Предложите ребенку поиграть в игру «А если…». Вы заменяете какого-либо героя произведения или какое-либо событие на противоположное по смыслу или лишь немного отличающееся от оригинального. Ребенок же должен придумать новый вариант событий, учитывая внесенные вами изменения. Вы же в свою очередь указываете ребенку на те противоречия, к которым приводит отход от логики текста, когда фантазия уводит слишком далеко от исходного сюжета. Вот, например, вы обсуждаете с ребенком рассказ В. Осеевой «Отомстила»:
А что было бы, если бы Катя сразу догнала своего брата?
Она бы его простила, а он сказал бы, что не будет ее краски трогать.
А помнишь, какая она вначале была сердитая, с кулаками на Алешу бросалась. Могла бы она его сразу простить? И т.д.
«Экспериментируя» с содержанием текста, ребенок начинает лучше понимать его логику, учится рассматривать отдельные события не изолированно, а во взаимосвязи с другими. Все это формирует у детей новый, творческий подход к литературным произведениям, способствует развитию воображения и мышления.
Е.В. Бодрова, кандидат психологических наук
Памятка для родителей
Читайте вслух с ребенком не менее 10 – 15 минут в день.
Если ребенок устал, проведите физкульминутку.
Хвалите ребенка за чтение.
До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
Спросите, чем понравилась книга ребенку, что нового из нее он узнал.
Попросите ребенка рассказать о главном герое, событии.
Какие слова или выражения запомнились ему?
Чему учит эта книга?
Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
Скачать конспект
1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
5) защищать права и законные интересы обучающихся;
6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования;
2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).
6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Деловая игра «Конфликты, в детском саду, и способы его решения»
Участники: Педагоги-стажёры, родители 2 младшей группы «Гнёздышко», эксперты: социальный педагог, педагог-психолог, юрист.
Цель: повышение педагогической и социально-коммуникативной компетентности родителей; разработка основных правил выхода из конфликтной ситуации.
Целевая аудитория:
1. Родители: родители-«родители», родители – «дети»;
2. Эксперты: психологи, социальный педагог, юрист;
3. Воспитатели-стажёры.
Ход игры:
Каждый участник перед входом вытягивает жетон. В группе рассаживаются в соответствии с выбранными жетонами за столы. Поприветствуем команду Экспертов, воспитателей, Родителей-РОДИТЕЛЕЙ, Родителей – ДЕТЕЙ.
Поиграем в игру «Родительский диктант» и на «Кресло размышлений» я приглашаю мужчину с зелёными глазами.
- Современные родители стараются все сами делать за своего ребёнка: кормят его, одевают, играют за него, тогда зачем ему ручки? Давайте их завяжем. (Завязываем руки). Так как они у Вас еще маленькие вы носите их на руках, ножками они не ходят, вы их водите сами туда, куда можно, не дай Бог пойдут не по той тропинке и что-нибудь случится. Зачем тогда ему ножки? Завяжем мы их. (Завязываем ноги). А если он на остановке или в магазине закатит скандал, начнёт кричать и плакать, окружающие подумают, что он невоспитанный и начнут осуждать. Нам же не хочется, чтобы про нас так думали? Давайте завяжем ему ротик? (Завязываем рот). А если он где-то что-то услышит не то, что ему надо знать, или вдруг услышит это «плохое» слово «НЕЛЬЗЯ», или вдруг его кто-нибудь заругает, за плохое поведение – давайте ему завяжем ушки. (Завязываем уши). А вдруг он увидит что-то плохое, и узнает, что мир не так добр, как мама ему нарисовала, что есть трудности в жизни и с ними необходимо бороться самостоятельно сняв розовые очки. Пусть лучше он в них и остается – завяжем ему глазки. (Завязываем глаза). А так как мы (взрослые) ему самостоятельности не даем, оберегаем от всего, в том числе и от детских шалостей, от детского любопытства, давайте завяжем ему сердечко, он же всё равно нашей жизнь живёт, а не своей, зачем оно ему? (Завязываем сердечко).
Посмотрите, какой замечательный красивый ребёночек у нас получился. Вам нравиться? (Нет) А почему он Вам не нравиться? Это же идеальный ребёнок, такой какого хотите Вы! Может и родительское собрание тогда не нужно? (Нужно). Что мы можем сделать для этого ребёнка? А ребёнок станет хорошим, когда мы его развяжем? А когда? Ребёнок только тогда, станет хорошим, когда мы начнём относится к нему как к самостоятельной личности, будем только корректировать его поведение и сами начнём меняться и выполнять правила………
Задание №1: «Права, обязанности и ответственность родителей». Перед Вами на столах лежит статья №44 закона «Об Образовании», ваше задание выбрать те права и обязанности, которые подходят только Вашей группе. (Каждая группа для себя выбирает: родители, воспитатели). Эксперт – юрист, готовится к выступлению: выдержки из семейного кодекса по воспитанию детей. Родители – «Дети» рисуют большую картину «Мы вместе».
Вывод: В связи с введением стандарта в ДОУ у родителей появились права и обязанности, которые должны выполняться, но к сожалению пока это не так и поэтому возникают конфликты. А что такое конфликт?
КОНФЛИКТ - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей. Отправная точка гармонизации отношений. Из-за чего может возникнуть конфликт? Какие конфликты могут быть в детском саду? Можно выделить три группы, подумайте какие?
1. Родители – воспитатели;
2. Родители-старшие родители (дедушки, бабушки);
3. Родители – дети.
Задание №2: Посмотрите и решите конфликтные ситуации в первой группе «Родители-воспитатели». Вы уважаемые родители, воспитатели и эксперты, при просмотре определяете следующее:
- кто неправильно повёл себя?
- какой выход из сложившейся ситуации можно найти, при этом упираясь на правила, которые вы видите на доске.
(На доске вывешены правила: 1. Творческий подход к решению конфликтной ситуации;
2.Статья 44 «Закона об Образовании»;
3. Единый стиль воспитания;
4. Содружество с воспитателями и работниками ДОУ;
5. Дружелюбное уважительное отношение к работникам ДОУ;
6. Активное участие в жизнедеятельности ДОУ и группы;
7. Конфликтные ситуации необходимо решать без детей;
8. Необходимо следовать в соответствии с законом РФ;
9. Выполнение правил Устава Учреждения;
10. Нет мотивации к деятельности;
11. Другое.
- какой выход вы предложите из сложившейся ситуации или как можно переиграть.
Просмотр первой ситуации. Обсуждение родителями, высказывания воспитателей. Итог подводят эксперты.
Итог: Родители не исполняют свои обязанности, в соответствии с Семейным кодексом и в соответствии со статьей 44 «Закона об Образовании», нет содружества с воспитателем, т.е. работы в команде, не активное участие родительницы.
Решение: Переиграть ситуации в пользу воспитателя и взять домашнее задания для развития своего ребёнка.
Просмотр второй ситуации. Обсуждение родителями, высказывания воспитателей. Итог подводят эксперты.
Итог: Родители не исполняют свои обязанности, в соответствии со статьей 44 «Закона об Образовании», нет содружества с воспитателем, т.е. работы в команде, не активное участие родительницы, нет творческого подхода к жизнедеятельности группы.
Решение: Переиграть ситуацию: взять роль мамы-кошки и выступить на театральной пятнице.
Вторая группа, где могут возникнуть конфликты – это родители и старшие родители.
Задание №3: Каждой группе предлагается карточка с ситуацией, вы решаете её в соответствии с планом, ЭКСПЕРТЫ вас дополняют и комментируют ваши ответы.
1) Для родителей: Мама собирает ребёнка в детский сад, рядом ходит бабушка и помогает маме, так как ребёнок плачет и не хочет идти. У него для этого находится целый арсенал отговорок: болит живот, хочет кушать, хочет остаться с мамой и т.д. Мама говорит ему о том, что в садике интересно, его ждут детки, воспитательница по нему скучает. Ребёнок начинает успокаиваться. Бабушка говорит: - Ну пусть он сегодня побудет дома со мной. Ничего страшного не случиться, если один денек пропустит! Мама: (раздраженно отвечает, так как ребёнок практически успокоился) Мама, о чём вы говорите? Как пропустить! Там же программа по которой развивают детей. Это как школа, только для малышей. Школу тоже будем пропускать? Ребёнок начинает опять плакать.
2) Для воспитателей. Мама рассказывает дома бабушке, что завтра попросили сопровождать детей на экскурсию, а её не отпускают с работы. Бабушка говорит: Как что придумают, хоть стой - хоть падай! Раньше как было: привели, оставили, их накормили, спать уложили, вечером пришли и забрали, а сейчас – экскурсии, развлечения, занятия, праздники и для всего нужны родители! Что попало! Не нравятся мне это нововведения!
Сейчас наши «Дети» на некоторое время отлучатся, а мы с Вами немножко поиграем.
Игра на сплочение «Шанхайцы».
Цель: сплочение группы, формирование доверия. (4 мин). (В свободном пространстве зала.)
Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока
не получится «спираль»». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.
Игра на сплочение «Сосиски – кетчуп-кока-кола»
Участники встают друг за другом и держатся за талию. Идут по кругу и выполняют действия: правая нога в сторону – сосиски, левая нога в сторону – кетчуп, круговые движения тазом – кока-кола. После круга берем за талию через одного, следующий круг через два человека.
Игра «Досчитай»
Все участники встают в круг. Необходимо досчитать до 30, но не договариваясь друг с другом. Если два человека скажут одно число вместе, то счёт начинается с начала.
Задание №4: Наши «Дети» уже готовы. Прошу Вас присесть на свои места. Сейчас «Дети» разыграют перед нами ситуации, а мы по той же схеме дадим характеристику ситуации и найти выход. (Просмотр ситуаций)
1. Папа одевает ребёнка домой. Дочка спрашивает:
- Папа, ты купишь мне куклу, которая разговаривает?
П: - А ты себя хорошо вела?
Д: Да, хорошо.
П: Спросим у воспитателя. Как сегодня вела себя моя дочь?
В: Хорошо. Оно красивее всех танцевала, выполняла все задания, помогала Светлане Александровне, но не поделили куклу с Мариной и поругались. Правда, быстро помирились!
П: Доча, мы же разговаривали, что нельзя ругаться с детками в детском саду.
Д: (стоит на своём и начинает уже канючить): Папа, ну купи куклу!!!
П: Ты меня, что не слышишь?
Д: (бьёт отца по лицу и начинает истерить) Хочу, хочу, хочу! Я сказала, куклу!!
П: (не обращая внимания на удар продолжает её одевать)
2. Вся семья сидит за столом и собираются обедать. Мама зовёт ребёнка за стол. Приходит ребёнок, садится, видит что в тарелке суп и начинает капризничать: Я не хочу суп! Отодвигает тарелку.
М: Доченька ну суп вкусный и полезный, поешь!
Д: Я не хочу! И не буду! (начинает истерить)
П: (бьёт кулаком по столу) Ну-ка быстро ешь я тебе сказал! И прекрати ныть!
М: Пусть сидит голодная значит, раз суп не хочет есть!
Б: (Берет конфетку со стола и дает девочке) Кушай внученька конфетку, что ты голодная будешь сидеть что ли!?
М и П: (в один голос): Мама, что вы делаете?
Первая ситуация. Итог: Родители идут на поводу у ребёнка, выполняя все его капризы, нет уважения к родителям, так как их слово для ребёнка ничего не значит.
Решение: Воспитать ребёнка в соответствии с
Вторая ситуация. Итог: Родители воспитывают ребёнка не в едином стиле, нет согласованности между друг другом, ребёнок не может понять почему один говорит так, другой по-другому.
Решение: выбрать единый стиль воспитания, при этом, чтобы ребёнок не видел Ваших обсуждений.
Спасибо нашим «Детям». Подведём итог в виде «Свода правил», который нам помогала составлять Светлана Семёновна. Посмотрим, что же у нас получилось. (На доску вывешиваются лепестки, на которых записаны правила и ещё раз проговариваются)
у Вас лежат на столах зеленыё и красный смайлик. Если Вы считаете, что собрание было полезным и актуальным для нашей группы, приклейте зелёный смайлик в виде стебелька к нашему цветику-семецветику, если же Вам было интересно, но необходима дополнительная информация, то приклейте красный смайлик на сердцевинку.
Омар Хайям
Не зли других, и сам не злись,
Мы ж гости в этом
Бренном мире,
И если что не так, смирись.
Будь поумнее, улыбнись,
Холодной думай головой.
Ведь в жизни все закономерно,
Зло, излученное тобой, к
Тебе вернется непременно…
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться.
Высоких слов
Не стоит опасаться.
Давайте говорить
Друг другу комплименты,
Ведь это все любви
Прекрасные моменты…
Давайте жить, во всем
Друг другу
Потакая, - тем более, что
Жизнь короткая такая!…
Сам себе РЕЖИССЁР → Родительское собрание → yчительская ПОДСОБКА → Четыре игровых приёма «от Букатова»
_________________________________________________________________
Как
родительское собрание
превратить в собрание родителей
или
Четыре игровых приёма «от Букатова»
Интересно, есть ли среди наших посетителей, уже вкусивших прелести « режиссуры урока» (смену мизансцен, двигательную активность, работу в малых группах) и убедившихся в том, что детям-таки есть чему поучиться друг у друга, а учителю у детей, такие, кто рискнул по-новому взглянуть и на родительские собрания, столь напоминающие скучный урок? В самом деле, ну не твердить же опять про отметки, сменку, опоздания, ответственность и все такое, видя, как родители позевывают, поддакивая с умным видом.
А посади нас на их место, чего бы нам с вами не хватало? Наверное, возможности поговорить – о детях, классе, школе, о своих родительских проблемах. Но таким разговорам, увы, не часто находится место на обычном собрании – родители сидят как воды в рот набрали. А если кого и прорвет, то потоком требований, жалоб или негодований. Вот и приходится учителю заранее пускаться в риторику, а родителям – поглядывать на часы…
Стоп! Ведь лучшее спасение от негативизма – дать возможность пообщаться друг с другом. Но может быть, не каждый из нас заинтересован в том, чтобы родители разговорились, и не абы о чем, а по существу?.. Готовы ли мы быть благодарны за искренность: ведь их искренность может добавить нам головной боли. Но вся штука в том, что им-то, родителям, это очень нужно. А стало быть, нужно и нам.
И предлагаемые четыре приёма возможно подскажут вам, как организовать на родительском собрании такую жизнь, чтобы родители могли действительно брать советы, решения, оптимизм – и не от нас, а друг от друга (со-брание). И чем больше они унесут с собой, тем богаче станем и мы с вами, уважаемые посетители сайта ОТКРЫТЫЙ УРОК // сайт
Вячеслав БУКАТОВ, Мария ГАНЬКИНА
◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊
Перечень приёмов (каждый открывается в новом окне)