Духовно-нравственное самовоспитание. Духовно-нравственное самовоспитание как необходимый фактор развития личности сотрудника органов внутренних дел на этапе реформирования мвд россии Проблема нравственного воспитания и самовоспитания
Спасение человечества только в воспитании, которое становится тем самым величайшей из практических задач людей.
Фихте разрабатывает грандиозный план национального воспитания, в который в качестве главной его части входит руководство самостоятельным нравственным совершенствованием ребенка.Подвергая блестящей критике культуру современного ему общества и, в частности, общепринятый в нем характер воспитания, Фихте одновременно продолжает разработку содержания и методов такого образования, которое могло бы продвинуть человечество вперед. В этой связи особенно подробно великий мыслитель останавливается на этических проблемах, составляющих фундамент нравственного облика «человека будущего».
В «Системе учения о нравственности» Фихте рассматривает последовательные этапы, какие проходит человек, поднимаясь от низших ступеней нравственного развития к высшим.
Вначале он бессознательно определяется своими чувственными влечениями. Если он определяется только ими, не отдавая себе в этом отчета, он, в сущности, мало отличается от животного.
Если же он начинает рефлектировать над своими чувственными влечениями, но в то же время еще подчинен им в своем поведении, то он уже сознательно делает своей целью собственное благополучие, обеспечивая себе удовлетворение чувственных склонностей.
В этом случае, говорит Фихте, человек поступает тоже как животное, но животное расчетливое. Он сознательно преследует цель собственного благополучия.
Свобода самозаконной воли, определяющейся не чистым, а эмпирическим Я, оборачивается произволом. Это все тот же эгоизм, но только рафинированный.
Максима такого эгоиста – неограниченное и беззаконное господство над всем, что вне нас. У него нет намерения, а только слепое влечение. Но он действует, не имея при этом в виду абсолютно никакого другого возможного основания, кроме собственного произвола. Если смотреть на него с моральной точки зрения, он не имеет ни малейшей ценности, ибо вырастает не из моральности.
Более того, волевой эгоист опаснее, чем эгоист просто чувственный.
Это – развенчание бонапартизма, «героического» характера, превозносимого Шлегелем, Шопенгауэром и Ницше и исследовавшегося Достоевским в «Преступлении и наказании» и в «Бесах». (Вспомним хотя бы Ставрогина из романа Достоевского «Бесы».) Фихте всегда боролся с идеологемой вседозволенности, всегда разоблачал «наполеонизм» как опаснейшее для прогресса проявление тиранического характера.
Фихте отличал беззаконную волю от воли нравственной. Мало научиться подчинять себе свои склонности, говорит он. Нужно еще и самую свою волю подчинить высшему началу – нравственному закону.
Человек оказывается господином своих страстей, приобретя самостоятельность и свободу по отношению к ним257.
Развитие нравственности, таким образом, есть становление «собственно долга». Чтобы воля индивида стала свободной, недостаточно, следовательно, научиться подчинять себе свои склонности. Нужно еще подчинить саму свою волю высшему началу – нравственному закону.
Становление воли и свободы у Фихте есть все более сознательное стремление к преодолению чувственных побуждений и склонностей, подчиняемых добру.
То, что обладает очевидной истинностью для нашей воли, Фихте называл убеждением. Нравственный закон, непреложный для нас как для свободных существ, согласно Фихте, гласит: «Поступай всегда в соответствии с твоими убеждениями».
Убеждение обладает непосредственной достоверностью. Совесть, будучи индикатором отхождения от этой непосредственной достоверности, никогда не ошибается. Поэтому категорический императив Фихте звучит еще и в такой формулировке: «Поступай по твоей совести»258.
Эта трактовка нравственного закона близка к Канту, у которого совесть – интериоризированные интересы человеческого рода в целом, а категорический императив есть требование постоянно учитывать эти интересы.
Нравственный закон повелевает: поступай в безусловном согласии с твоим убеждением о твоем долге! Исполняй всякий раз твое назначение!
«В начале было дело», – неустанно повторял Фихте, и этика долга, активного волевого действования в интересах человечества становится единственным источником счастья – долга конструктивного действия. Фихте считает возможным радостное исполнение долга.
В свете этого понимания человека как космической силы и притом силы самосотворяющейся и наивеличайшей в природе, силы равновеликой в любом представителе рода «человек разумный», «человек самосознающий», т.е. обладающий «я», – понятным становится и содержание нравственного воспитания.
Во-первых, поскольку деятельность автономного нравственного Я приобретает у Фихте величие и силу демиурга, то ясно, что воспитание деятельного начала в человеке в значительной степени совпадает с воспитанием нравственности, а величайшим грехом и отступлением от образа человеческого становится бездеятельность, инертность, лень, косность.
Во-вторых, в содержание нравственного формирования личности включается воспитание любви к человеку как таковому, как принадлежащего к сообществу обладающих животворным самосознанием существ.
Наконец, нравственное становление возможно только как самосотворение (ибо все сотворенное, по Фихте, есть продукт «я»).
Фихте, бывший одним из лидеров борьбы за объединение Германии, за национальное единство как предпосылку расцвета нации, продолжал линию Лессинга, Канта, Гёте, Шиллера на преодоление феодальной раздробленности, княжеского деспотизма и, по словам Ф. Меринга, «габсбургского или гогенцоллернского, вальденского или веттинского квасного патриотизма»259.
В этих исторических условиях патриотическая идея Фихте (как и Канта) приобретала «космополитическую форму», которую необходимо отличать как от космополитизма в полном смысле слова, так и от национализма.
Требования Фихте: непримиримость к национальному сепаратизму и угнетению одной нации другой, равенство всех народов безотносительно к их культурному развитию.
В понятие патриотического воспитания он вкладывал своеобразный и прогрессивный смысл.
Истинный патриот заботится прежде всего о том, чтобы его родина была образцом нравственного и научного совершенства для остального, пока что менее счастливого человечества.
Но такая патриотическая благотворительность, как и всякая иная, должна начинаться дома – в семье.
Воспитание долга в семье предстает у Фихте как процесс предоставления и ограничения свободы, практикования свободы и формирования навыка, т.е. как обучение пользованию свободой. Противоречие между свободой и ее ограничением преодолевается послушанием как добровольным подчинением ребенка воле воспитателя. Нравственный характер этому подчинению придает доверие ребенка к мудрости и добродетельности родителей. Истоком этого доверия являются любовь воспитуемых к достоинствам воспитателей и желание обладать теми же достоинствами.
По мере расширения сферы свободных действий ребенка происходит осмысление, осознание своего послушания, которое превращается при этом и благодаря этому в долг ребенка.
Послушание детей родителям остается нравственными только до тех пор, пока оно согласуется с нравственными убеждениями воспитателей. В противном случае, если безнравственность требований родителей становится непосредственно очевидной ребенку, долгом последнего является непослушание.
Научив ребенка пользоваться своей свободой разумно, нравственно, родители прекращают воспитательные воздействия в рамках подчинения детей.
После завершения воспитания нравственные отношения родителей и детей принимают следующие формы: у родителей – долг заботы о своих детях, у детей – долг почтительности, у тех и у других долг взаимопомощи и взаимной поддержки.
Этическое совершенствование детей. Цель нравственного развития человека – окончательно уничтожить своеволие. На его место Фихте ставит подлинную свободу, зависящую от окружающего мира («не-я»).
В значительной мере оно совпадает с развитием деятельного начала в человеке, тогда как бездеятельность, инертность, лень, косность объявляется источником радикального зла. Нравственность включает также любовь к человеку как носителю самосознания. Само же нравственное становление возможно только как самосотворение.
Цель этического воспитания – формирование доброй воли. Нравственная самостоятельность невозможна без внутреннего расположения к добру. Для этого необходима интеллектуальная самостоятельность, которая должна созреть при полном и гармоническом развитии всех человеческих способностей.
Самой простой и чистой формой нравственности является потребность в уважении. Уважение к себе – первый этап; уважение к взрослым – второй; уважение к «чужому», внешнему, – третий (этап самоуважения).
Фихте против похвал, обещаний, наград; только бескорыстие нравственности ценно.
Необходимо преодоление эгоизма, воспитание самообладания и готовности к самоотдаче. Общая нравственная цель – благо человечества, это – высший критерий нравственности.
Есть только один способ представить себе эту высшую нравственную цель наглядно, чувственно, конкретно – это нравственное общение. Поэтому необходимо общие воспитуемых как подготовка к совместной жизни, к национальной и общегражданской обязанности, а также – к долгу по отношению к самому себе.
Школа должна быть улучшенным сколком общества. Разработанная Фихте идея школы как «маленького государства» оказала очень сильное влияние на мировую демократическую педагогику, которая в ХХ в. охотно превращала школу «в модель общества», приспособленную к специфике ребенка, чтобы эффективнее приспособить ребенка к специфике общества. Непосредственное воздействие Фихте испытали такие представители этой линии в педагогике, как Сесил Редди, Гомер Лейн, Джон Дьюи и др.
Школа осуществляет воспитание обоих полов так, чтобы обучение сочеталось с трудом. Этическое воспитание включает в себя как важнейшую часть «хозяйственное» воспитание. Воспитывающая школьная «республика» (а она нужна именно для отправления этой функции) организует хозяйственное общение, которое школьники поддерживают своим трудом.
Цель этого соединения обучения с трудом в меньшей степени экономическая, в большей – чисто педагогическая, воспитание в труде служит не только подготовке к жизни взрослого, но Фихте видит в этом воспитании в равной степени важное средство общественного, нравственного становления личности, которое не знает никаких привилегий и различий в происхождении.
Необходима и коллективная работа, в ходе которой все помогают друг другу. Это дает общность целей, общий труд, общие трудности, радости и горести.
Духовное общение народа должно быть подготовлено в школе, школа сама должна быть республикой, маленьким самоуправляющимся государством.
Ясность ума и чистота чувства – два необходимых фактора нравственного развития. Из этой цели проистекают и содержание и метод воспитания: через ясность познания – к чистоте воли.
Ясное самосознание («познавай, что ты делаешь, воссоздай, что познаешь») есть путь к ясности человеческого рассудка, а познавательная самостоятельность – не только путь к нравственности, но и есть путь самой нравственности.
Самопознание же дается самосозерцанием.
Что касается содержания нового воспитания, то его исходным пунктом, по Фихте, должны стать стимуляция и формирование свободной духовной деятельности воспитанника, его мышления, в котором впоследствии ему откроется мир красоты и любви.
Фихте подчеркивает, что в сочинениях Песталоцци превосходно освещены те первые шаги, которые должен сделать воспитанник в указанном направлении.
Песталоцци совершенно справедливо осуждает систему обучения, ввергавшую учащегося в темную пучину туманного и непонятного, никогда не позволявшую ему ни достигнуть истины, ни приблизиться к живой деятельности. Это положение Песталоцци согласуется с утверждением Фихте, что подобная система обучения бессильна изменить действительность, заложить фундамент новой жизни.
«Верьте себе!» – без этого лозунга, входящего «в кровь» воспитанника, мы выращиваем, по Фихте, ипохондриков и психастеников. «Проверяйте все, во что вы верите!» – без этого лозунга мы воспитываем верхоглядов и самоуверенных скороспелок.
«Верьте себе!» имеет и еще одно значение: доверьте своим лучшим порывам, кто бы и что бы ни делал дурного вокруг вас.
Самовоспитание - социальное явление, присущее человеку, которое стало возможным благодаря выделению его из животного мира в результате развития сознания, обусловленной трудовой деятельностью; это естественный процесс адаптации человека к социальным условиям жизни и тех требований, которые предъявляет к нему социальная среда, учебная группа, трудовой коллектив. Путем самовоспитания человек формирует, развивает нужные ему для жизни и деятельности личностные качества и устраняет те, которые мешают ему жить и действовать в нужном направлении. Благодаря самовоспитанию, расширяется сфера развития личности. С возрастом, по мере приобретения опыта, с ростом воспитанности, работа над собой занимает все более значимый вес в моральном и профессиональном самосовершенствовании.
Современная жизнь меняется ежесекундно, и на человека направляется огромный поток информации, которую необходимо не просто воспринять, а обработать и усвоить с целью дальнейшего использования. Все это требует гибкости, мобильности и готовности к изменениям. Соответственно приоритетным становятся те области педагогической науки, которые помогают человеку в решении этих конкретных жизненных задач.
Все большее значение приобретает самовоспитание, поскольку учебно-воспитательный процесс становится более эффективным при активном участии самой личности, на которую осуществляется педагогическое воздействие. Без желания ученика меняться и самосовершенствоваться, усилия педагога превращаются в потерю времени. Поэтому задача учителя на данном этапе заключается в поощрении ученика к работе над собой. Учитель должен не только дать конкретные академические знания, а "научить учиться", чтобы ученик столкнувшись с новой проблемой, не ждал помощи извне, а обладая навыками самостоятельной работы смог справиться с поставленной задачей.
Одним из важнейших методов самовоспитания является самокритика. Вскрывая недостатки личности, самокритика в конечном итоге служит ее совершенствованию и обеспечению успехов в деле. Не менее велика роль самокритики в сфере морали, нравственных отношений, в жизнедеятельности, особенно – на работе, «хочу» и «надо» гармонирует не всегда. Вскрытию и разрешению противоречий между ними и служит самокритика, без нее немыслимо сознательное нравственное совершенствование. Важнейшее требование действенности самокритики – учет собственного достоинства, ибо подлинный смысл применения этого метода состоит в опоре на себя как на главную силу освобождения от недостатков и обеспечения дальнейшего развития. Цель самокритики – не самоуничтожение, а утверждение себя
Положительное влияние на процесс нравственного самовоспитания оказывает самоободрение. Трудная ситуация может повлечь за собой упадок настроения, понижение морального духа. Надо найти в себе силы продержаться, сохранить бодрость и твердость духа. Сделать это помогает самоободрение. Оно может быть как непосредственным («не унывай»), так и опосредованным (обращение к приятной мысли прошлого или будущего).
В качестве приема самовоспитания используется и самонапоминание. Приступая к выполнению задания, аудитор напоминает себе, что выполнение этого задания должно служить развитию нужных ему качеств. Исходя из этого, он определяет подходы, правила и соответствующие действия при выполнении профессиональной задачи. Самонапоминание может при этом перерастать в самоинструктирование, в детальное «проигрывание» предстоящей операции и способов ее осуществления.
Книга: Конспект лекций Этика
Проблемы нравственного воспитания и самовоспитания в педагогическом наследии возрождения и просвещения
Значительный шаг вперед в развитии представлений о сущности, цели, принципы и методы нравственного воспитания и самовоспитания был сделан рядом представителей педагогической мысли. Выдающееся место среди них занимает Я. А. Коменский (1592 - 1670). Великий чешский педагог и мыслитель принадлежит к той исторической эпохи, в рамках которой происходил коренной перелом всех социальных и духовных установлений средневековья. Во все сферы жизни общества активно проникал буржуазный строй. Коменский первый из деятелей Возрождения попытался вычленить и свести в систему объективные закономерности воспитания и обучения. В мировоззрении ученого доминируют идеи прогресса и гуманизма, что нашло свое відовраження в его педагогических сочинениях, где он ставил задачу дать детям целостную картину мира, определить место в нем человека.
Я. А. Коменский первым из педагогов обосновал принцип природосообразности в воспитании. Следуя традиции таких великих предшественников Возрождения, как Рабле и Монтень, он рассматривал человека как автономную естественную систему со свойственными ей закономерностями. Учет последних необходимо в процессе формирования нравственной личности. Считая, что природа «микрокосма» человеческого существа обладает самодеятельной и саморушійною силой, фи-философии-гуманист сформировал как закономерность воспитания принцип самостоятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира.
Старая система воспитания, которую Коменский кардинально реформировал, выходила из положения о решающую роль в формировании личности внешних обстоятельств. Иначе говоря, воля, активность, умственный потенциал личности подлежали законам указанных обстоятельств. За Коменский же, воспитательный процесс невозможен без учета воли и деятельности воспитанника как составляющих данного процесса.
В духе гуманистических идей Возрождения Коменский провозглашает естественное равенство людей. Общество должно быть заинтересовано в как можно полном умственном и нравственном развитии своих членов, что принесет ему несомненную пользу. Поскольку это развитие философ рассматривал как соответствующий идеалам добра и общественной пользы, особое внимание он уделял нравственному воспитанию. Главу XXIII («Метод обычаев») своей основной работе «Великая дидактика» Я. А. Коменский начинает такими словами: «Все предыдущее не такое существенное по сравнению с главным - нравственностью и благочестием» (гуманизмом.- Авт.) ". В названной главе педагог-реформатор формулирует шестнадцать правил искусства развивать нравственность.
Ряд этих правил заключает идеи, высказанные мыслителями прошлого. Прежде всего это правила о прививание всех без исключения добродетелей юному поколению: умеренности, мужества, справедливости, искренности и выносливости в труде, честности. Важным условием формирования нравственной личности Коменский считал воспитание у нее привычки к труду. Последнее может осуществляться даже в забавах. Отдельно сформулировано правило, которое касается значения личного примера в нравственном воспитании. «Пусть,- писал Ко-менский,- постоянно сияют перед нами примеры порядочного жизнь отцов, матерей, учителей, товарищей» ".
Все эти идеи не потеряли своего значения и сегодня. Некоторые из них определяют развитие системы принципов нравственного воспитания уже на протяжении более трех веков. Мысль о преобразующую роль воспитания, демократизм и гуманизм гражданской позиции Я. А. Йєменського продолжают вызывать интерес исследователей к его теоретического наследия.
После победы буржуазной революции середины XVII в. в Англии возникла необходимость выработать новый подход к вопросам, связанным с формированием личности. Речь идет прежде всего о факторах формирования личности, о роли воспитания, его цели и задачи, чему и был посвящен трактат Джона Локка (1632-1704) «Мысли о воспитании».
Как и все философы-гуманисты прошлого, Локк высоко оценивал роль воспитания в жизни людей. Именно оно, по мнению английского философа, и создает значительные различия между людьми. Так, на первой же странице трактата высказывается положение о том, что «девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем, что они есть,- добрыми или злыми, полезными или бесполезными - благодаря своему воспитанию» 2.
Так же, как и Я. А. Коменский, но на основе собственного опыта многолетней практической педагогической работы Локк ставит вопрос о необходимости выработки в процессе воспитания ребенка внутренних стимулов, определяющих содержание ее поведения, нравственных чувств и представлений. В трактате указывается на значение опыта нравственного воспитания ребенка, что предполагает повторения (упражнения), с целью превращения ее в привычку, действие, независимое «от памяти или рассуждения». Впервые в истории этической мысли, формулируя задачи воспитания, Локк высказывает идею целесообразности создания воспитателем жизненных воспитывающих ситуаций. Впоследствии эта идея была разработана в романе Ж. Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» (1762).
В трактате Локка нашла свое обоснование и мнение о важности учета возрастных, а также индивидуальных особенностей детей, что рассматривалось как непременное условие воспитания. Сам процесс воспитания виделся как взаимодействие между воспитателем и воспитанником, поскольку способности, внутренние силы детей могут проявиться только при условии их самодеятельности, за создание воспитателем атмосферы, в которой дети смогут показать, «что они свободны, что их добрые поступки исходят от них самих, что они самостоятельные и независимые...» 1 в Связи с Локком, учета возрастных и индивидуальных качеств воспитанников должно обязательно дополняться уважительным к ним отношением; требования следует ставить посильные, согласно возраста и уровня понимания. «Самый простой и легкий и вместе с тем самый эффективный способ воспитания детей и формирования их внешнего поведения,- считал философ,- заключается в том, чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чего они должны избегать» 2. Таким образом, идея наглядности обучения, впервые выдвинутая Я. А. Коменским, была применена Д. Локком и в сфере нравственного воспитания.
Размышляя над проблемой воспитания личности, автор трактата указывает еще на одно важное условие нравственного воспитания - личные качества воспитателя должны обязательно соответствовать педагогическим требованиям, их ставят воспитатели до своих воспитанников.
Необходимым моментом формирования личности Д. Локк считал обучения наукам, однако отодвигал по степени важности данный процесс на второй план, рассматривая такое обучение как вспомогательное средство для развития более значимых для жизни общества гражданских качеств личности, формирование которых и составляет главную задачу воспитания.
Признав исходным тезисом том, что принципы системы воспитания личности находятся в прямой зависимости от общественного строя, Же. Ж. Руссо (1712-1778) требовал радикального преобразования и системы воспитания, и устройства общества. Впервые свои взгляды на сущность нравственного воспитания выдающийся представитель эпохи Просвещения изложил в трактате «Проект воспитания де Сент-Мари». Нравственное воспитание автор считал главнейшей и первоочередной педагогической задачей: «...сформировать сердце, суждение и ум, и именно в том порядке, в котором назвал их» 3. В «Письмах о морали» (1758) Руссогуманіст предлагал осуществлять воспитание соответственно к естественной, по его мнению, доброты человека.
В романе «Юлия, или Новая Элоиза» (1758) философ указывал на важность формирования человеческих чувств индивида на принципах гуманизма, бережного отношения к природе. Главная педагогический труд Руссо «Эмиль, или О воспитании» вышла в 1762 г. Критикуя нещадно теорию и практику воспитания и обучения эпохи феодализма, автор показал их антигуманный характер в семьях привилегированных сословий. Так, отдача ребенка под надзор гувернера или в школу-пансионат разрушало семейные связи, чем наносило непоправимый моральный вред многим поколениям.
Автор «Эмиля...» выделял три основных фактора воспитания, которые действуют на ребенка: природу («воспитание со стороны природы»), людей («воспитание со стороны людей») и вещи («воспитание со стороны вещей»). В задачи воспитания входит согласование действий указанных факторов. Руссо считал необходимым «естественное воспитание», имея в виду организованное на лоне природы формирования ребенка в соответствии с его способностей и возраста. По мнению Руссо, нет орудия более эффективного, которое быстрее всего ведет к успеху в воспитании, чем «правильно направленная свобода». Естественное воспитание, с одной стороны, должен учитывать склонности и потребности ребенка, с другой - не выпускать из поля зрения подготовку воспитанника к выполнению общественных обязанностей. Потребность самовоспитания должно стать внутренней движущей силой воспитательного проце1 су. «Непосредственный интерес - вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко...» "
Ж. Ж. Руссо выдвинул довольно последовательную программу педагогических мероприятий, выполнение которой призвано было привести к формированию настоящего гражданина, свободного, такого, что имеет собственные независимые суждения. Поскольку достичь независимости человек может, согласно Руссо, прежде всего собственным трудом, последняя выступает и средством, и целью воспитания. Таким образом, программа формирования личности, выдвинутая Ж. Ж. Руссо, кроме умственного, физического и трудового воспитания, предусматривала воспитание нравственное, формирование сердца» как фундамента «нулевого цикла» программы.
Швейцарский педагог-демократ И. Г. Песталоцци (1746-1827) значительное внимание уделил развитию идей Д. Локка и Ж. Ж. Руссо о нравственном воспитании. Так, он считал, что процесс формирования личности, который начинается в семье, должно продолжаться и совершенствоваться в школе. Стержнем этого процесса является самое простое нравственное чувство--любовь ребенка к матери, ее «естественной воспитательницы». В дальнейшем это чувство, по мнению Песталоцци, осознается ребенком и переносится на родственников, потом на учителя и товарищей по школе. Моральная личность переносит это чувство на свой народ и все человечество.
Опираясь на свои наблюдения во время работы с детьми в учебно-воспитательных учреждениях, педагог-новатор впервые выдвинул идею об использовании детского общества как ведущего фактора нравственного развития. Именно Пес-талоцці принадлежит формулировка принципа единства обучения и нравственного воспитания, который он пытался воплотить в систему «морального элементарного воспитания». Последнее, по его мнению, имеет целью «правильное всестороннее и гармоническое развитие нравственных задатков человека, необходимый ей для обеспечения самостоятельности моральных суждений и привитие ему определенных нравственных навыков» ". Как таковое оно представляет собой одну из составных частей основы профессиональной подготовки молодого поколения.
Таким образом, в истории философской мысли и педагогическому наследию прошлого есть немало ценных в методологическом смысле положений, суть которых определила направленность и современных исследований в области нравственного воспитания. Прежде всего, это положение о единстве нравственного воспитания и самосовершенствования, нравственного, трудового и эстетического воспитания, чувственного и рационального в воспитательном процессе, о взаимосвязи индивидуального и «общественного» подходов в решении проблем формирования нравственной личности, о роли социальной среды в развитии личности. В конце концов, были сделаны весьма плодотворные попытки обобщения практики нравственного воспитания с выделением системы его принципов.
1. | Конспект лекций Этика |
2. | РАЗДЕЛ И. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ РАЗДЕЛ И. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ Этика как философская теория нравственности |
3. | ПРЕДМЕТ ЭТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЭТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ |
4. | Актуальные проблемы этики и их значение для решения общечеловеческих проблем |
5. | РАЗДЕЛ II ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭТИКИ |
6. | Периодизация истории этики |
7. | Периодизация истории этики (продолжение) |
8. | Этическая проблематика марксистской философы |
9. | Основные линии развития отечественной этической мысли |
10. | Типологизация этической мысли |
11. |
Введение 2
Сущность, методы и этапы самовоспитания 3
От самопознания к самовоспитанию 6
Этапы самовоспитания 8
Заключение 10
Список литературы 12
Введение
Миллионы лет существует мир. Многое изменилось в нем, стало совершенно другим. Но все же есть что-то непреходящее, вечное, что было и будет всегда. Ведь всегда будут рождаться, жить и умирать люди; и всегда будут они идти по тернистому пути к своему совершенству, каждый раз, вновь разрешая вечные жизненные проблемы, преодолевая преграды, терпя бедствия.
Жизнь всегда заставляла людей искать пути к совершенствованию своей души. Проблемам самовоспитания во все века придавалось большое значение.
В наше неспокойное, неясное время, когда трудно разобраться, где Добро, а где Зло, эта проблема еще более актуальна. То, по какому пути пойдут люди, станет решающим для всей страны и всех нас. Поэтому человек сейчас, как никогда, должен найти свое место в жизни, точно определить свои нравственные ценности, уметь противостоять различным негативным влияниям.
Чтобы не сорваться в пропасть и не быть растоптанным, нужно уметь разобраться в происходящем сейчас в нашей стране. А начинать нужно, прежде всего, с самого себя, с усовершенствования своей личности. Как говорит народная мудрость: “Век живи - век учись”, значит и воспитывай себя целый век. В постоянно меняющемся мире только тот находит свое место, кто непрерывно меняется сам, совершенствуется. Кроме того, только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах и т.д.
Рассмотрев, какое значение имело и имеет самовоспитание в жизни людей, я пришла к выводу, что самовоспитание является одной из самых важных проблем сегодня и требует своего решения.
Сущность, методы и этапы самовоспитания
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.
Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: "Не плачь - ты мужчина", "Не пачкайся - ведь ты девочка" и т.п., т.е. ребенок получает эталоны "хорошего - плохого". И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.
В понятии "самовоспитание" педагогика описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно развиваться. Внешние факторы - воспитание - лишь условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы, педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие силы его развития. В процессе воспитания необходимо побудить подростка к осуществлению самовоспитания.
Сам ребенок активен уже с рождения, он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда "сливается" опыт человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое. Поэтому основным душевным фактором развития человека является самовоспитание.
Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.
Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как самообязательство; самоотчет; осмысление собственной деятельности и поведения; самоконтроль.
Самовоспитание осуществляется в процессе самоуправления, которое строится на основе сформулированных человеком целей, программы действий, контроля за выполнением программы, оценки полученных результатов, самокоррекции.
Основные труды по проблемам самовоспитания
Среди значительных работ по самовоспитанию я бы хотела указать труды А.И.Кочетова, который двадцать пять лет своей жизни посвятил работе над этой проблемой. В его популярной книге “Как заниматься самовоспитанием ” раскрывается вся теория самовоспитания, его цели, задачи, приемы и методы работы над собой: даются рекомендации по саморазвитию ума, памяти, мысления, способностей, речи и т.д.
В книге “Воспитай себя ” А.И.Кочетов учит, как найти свой идеал, как оценить свои силы и способности, как составить программу самовоспитания, как искоренить свои недостатки и научиться управлять собой.
Приведенные выше книги А.И.Кочетова предназначены в основном для широкого круга читателей и, главным образом, для подрастающего поколения. Однако круг его деятельности по этой проблеме гораздо более широк. Так книга А.И.Кочетова “Организация самовоспитания школьников” адресована уже учителям, руководителям школ как пособие, в котором общетеоретические сведения выходят на практическое приложение идей науки.
Проблеме самовоспитания много внимания уделял профессор А.Г.Ковалев. Его книга “Личность воспитывает себя ” посвящена условиям и методам самовоспитания личности. Она иллюстрирована яркими примерами успешной работы над собой как великих людей прошлого, так и наших современников; рассчитана на широкий круг читателей.
Очень подробно, интересно и увлекательно со множеством конкретных примеров из жизненных ситуаций изложена эта тема в книге Ю.М.Орлова “Самопознание и самовоспитание характера ”. Его подход к этой проблеме очень своеобразен, поучителен, позволяет более глубоко понять приведенные теоретические сведения.
Интересным и очень своеобразным является подход к этому вопросу Дейла Карнеги в его популярной книге “Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей ”, где он дает ценные практические советы, учит каким нужно стать, что бы люди любили и уважали тебя.
Проблемой самовоспитания занимались и занимаются сейчас многие педагоги и психологи. Существует множество научных работ и популярной литературы по этой теме но, на мой взгляд, наиболее глубоко и полно рассматривал эту проблему А.И.Кочетов. В своих трудах он дает советы по организации самовоспитания как ученикам, так и учителям.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российский государственный профессионально-педагогический
университет
Институт педагогической юриспруденции
Кафедра философии
Контрольная работа
По дисциплине «Профессиональная этика»
На тему: «Проблемы нравственного воспитания и самовоспитания профессионала»
Екатеринбург 2012
Введение
Заключение
Введение
Актуальность работы. Ответственность профессиональных учебных заведений, непосредственно осуществляющих нравственную подготовку к труду в современных социальных условиях, резко возрастает. Профессиональная педагогика, практика деятельности средних профессиональных учебных заведений инновационного типа: технических и гуманитарных лицеев, колледжей, высших училищ, - показывает, что для педагогов актуальны две проблемы: качественная профессиональная подготовка выпускников и формирование их нравственных ценностей, определяющих способы самореализации в трудовых коллективах или индивидуальной деятельности.
Адаптация молодого специалиста к производственной практике на основе ее технологии происходит легче, чем к деловым отношениям, к нравственно-психологическому климату конкретного коллектива. Это связано с тем, что, как показывают исследования В.Т. Ощепкова, в нем в течение многих лет создавалась своя производственная субкультура, действовала профессионально-психологическая этика, в значительной степени субъективная, не всегда совпадающая с ожиданиями выпускника. В настоящее время это положение усугубляется тем, что сложившиеся роли, традиции и правила на основе прежних идеологических ценностей с возникновением рыночных отношений не исчезли, а вступили в противоречие с новыми. В современных условиях молодому поколению трудно определить свою нравственную позицию и сохранить ее в условиях социальной нестабильности, смены системы нравственных ценностей.
Реформы, связанные с переходом к рыночной экономике, существенно изменили моральный климат в обществе. Исследователи (О.С. Белокрылова, В. Квин, В.Д. Симоненко, и др.) убедительно показали, что рыночная экономика сама по себе не несет нравственного начала. Она требует четкого законодательства и всех видов контроля за соблюдением этики делового партнерства. Отсюда следует необходимость определения содержания, путей и способов нравственного воспитания будущего специалиста в период профессиональной подготовки. Она становится особенно острой в сфере деятельности средних специальных учебных заведений (ссузов) на качественно новой основе. Таковой выступает профессионально-нравственная позиция. Проблема ее формирования в историческом плане всегда имела два аспекта - социальную мотивацию и личностно-практическую направленность (С.Н. Батраков, Н.М. Берулава, С.И.Самыгин, Ю.К. Стрелков и др.).
1. Профессионализм как нравственная черта личности
нравственный этика профессиональный личность
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой сфере. Общество может нормально функционировать, развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и моральных ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. Профессиональная этика изучает: отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; особенности профессионального воспитания. Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида, но на различных этапах исторического развития их содержание и оценка существенно различались. В классовом обществе они определялись социальным неравенством видов труда, противоположностью умственного и физического труда, наличием привилегированных и непривилегированных профессий. О классовом характере морали в сфере труда свидетельствует написанная в первой трети II в. до н.э. христианская библейская книга «Мудрость Иисуса, сына Сирахова», в которой есть поучение о том, как следует относиться к рабу: «корм, палка и бремя - для осла; хлеб, наказание и дело - для раба. Занимай раба работою и будешь иметь покой; ослабь руки ему - и он будет искать свободы». В Древней Греции физический труд по ценности и значимости находился на самой нижней оценке. В феодальном обществе религия рассматривала труд как наказание за первородный грех, ад представлялся как вечная жизнь без труда. Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда между людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом. Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей. Здесь речь идет не только об уроке моральности, но и, в первую очередь, о должном исполнении своих профессиональных обязанностей. (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. При этом нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Обще моральные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии,
Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести, в конечном счете, к деградации самой личности.
Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений. Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда. Профессиональная честь и достоинство, как правило, выступают мерой профессионализма в любой области.
2. Нравственное самовоспитание как фактор развития личности специалиста
Формирование и развитие нравственной культуры личности происходит под действием различных факторов объективного и субъективного порядка. При этом роль субъективного фактора закономерно возрастает. В силу объективных обстоятельств, усиленных глубокими преобразованиями общества, основой нравственной стороны специалиста становится его самовоспитание. Самовоспитание способствует повышению эффективности деятельности и рациональному использованию свободного времени. С самовоспитанием связана оптимизация процессов формирования высоких профессиональных, морально-психологических качеств. Оно вызывает потребность к перманентному всестороннему развитию личности специалиста, придает целеустремленность, активность, устойчивость всей его деятельности, позволяет наиболее рационально преодолевать трудности службы и быта. В учебных заведениях уровень самовоспитания слушателей незамедлительно сказывается на росте показателей их учебы.
При отсутствии самовоспитания может сложиться лишь пассивная личность без устойчивых убеждений и твердых взглядов.
Действенность нравственного воспитания обеспечивается только тогда, когда внешнее моральное воздействие дополняется внутренней активностью воспитуемого, его самовоспитанием, стремлением следовать высшим предписаниям морального порядка, развивать в себе качества, необходимые для полноценной нравственной жизни.
Нравственное самовоспитание - это активный, сознательный, целеустремленный процесс формирования и развития человеком положительных и искоренения отрицательных качеств в соответствии с общественными потребностями, личными нравственными идеалами и характером деятельности; это - постоянная, систематическая работа по выработке знаний, умений, навыков и привычек, соответствующих моральным требованиям к современному человеку, специалисту. Нравственное самовоспитание предполагает интеллектуальное, эмоциональное и волевое развитие личности, навыков самоконтроля, управления собственными мыслями, чувствами, действиями, умения предвидеть ближайшие и перспективные результаты своей деятельности.
Задача профессорско-преподавательского состава, руководства курсов и факультетов состоит в том, чтобы развивать все формы индивидуального и коллективного самовоспитания слушателей и будущих специалистов. Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение специалистом общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности в его профессии; самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приемов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей -- представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности.
Между процессами нравственного самовоспитания и нравственного воспитания существует глубокая диалектическая взаимосвязь и взаимообусловленность. Они соотносятся между собой как внешнее и внутреннее. Воспитание - одно из важнейших условий, в которых происходит процесс формирования личности специалиста. Внешнее (воспитание) органически причастно к становлению нового качества (человека), но только через внутреннее (самовоспитание).
Закономерности нравственного самовоспитания можно условно разделить на внешние и внутренние. К первым из них относится обусловленность самовоспитания социальной средой, культурным уровнем личности сотрудника, его воспитанием и социальным опытом. Ко вторым -- зависимость самовоспитания от потребностей и интересов человека, мотивов его жизнедеятельности, целей, идеалов, биологических особенностей и других факторов.
В целом социальная среда определяет направленность и характер, идеалы и перспективы, цели и средства, методы и приемы нравственного самовоспитания. Однако связь среды и нравственного самовоспитания не является однозначной: личность может культивировать в себе порочные качества отживших социальных отношений либо в своем усовершенствовании подниматься выше социального окружения.
Существующая связь социальной среды и нравственного самовоспитания находит свое преломление, в зависимости самовоспитания сотрудников от сплоченности и зрелости рабочего коллектива: чем более сплочен и зрел этот коллектив, тем выше уровень нравственного самовоспитания его членов, и наоборот. Отсюда вытекает важный методологический принцип воспитывать себя в коллективе и через коллектив. Общесоциологические формы проявления этой закономерности (соперничество, заражение, подражание, внушение и др.) трансформируются в соответствующие принципы нравственного самовоспитания сотрудников.
Влияние на человека всех общественных отношений осуществляется не непосредственно, а в процессе деятельного соотношения его со средой.
Из закономерной зависимости нравственного самовоспитания от жизнедеятельности личности вытекают два важнейших принципа: а) принцип использования для нравственного самовоспитания всех повседневных жизненных обстоятельств, б) принцип опосредованного импульса - введение субъекта нравственного самовоспитания в такую обстановку, которая бы требовала определенной деятельности как основы выработки соответствующих качеств. По замечанию А.С. Макаренко, нельзя воспитать мужественного человека, не поставив его в такие условия, в которых бы он мог проявить мужество.
Гармоническое самовоспитание, предполагая всестороннюю деятельность, требует соответствующих (всесторонних) знаний. Следует заметить, что самовоспитание зависит от познания окружающей действительности - от уровня знаний, образования, эрудиции, духовной культуры будущего сотрудника. Как отмечал Гегель, образованный человек чувствует глубже и в то же время превосходит необразованного властью над своим чувством.
Закономерная зависимость нравственного самовоспитания от потребностей носит интегральный характер: при ближайшем рассмотрении она обнаруживает целый ряд новых внутренних связей. Дело в том, что потребность, осознаваясь, трансформируется в интерес, а интерес заключает в себе мотивы и цели, идеи и идеалы. Поэтому правомерно говорить о существенной зависимости нравственного самовоспитания от мотивов и целей, идей и идеалов личности.
3. Профессионально-нравственное воспитание как фактор развития профессионально важных качеств
Формирование личности будущего специалиста - одна из основных задач высших учебных заведений. В то же время высокого уровня профессиональной подготовки может достигнуть только студент с развитыми интеллектуальными, физиологическими, психологическими качествами и личностными свойствами, от которых в наибольшей степени зависит успех в конкретной сфере его жизнедеятельности.
В системе профессиональной подготовки профессионально - нравственная сторона занимает важное место. Для студента - самовоспитание должно являться одним из значимых факторов подготовки к будущей профессиональной деятельности. Поэтому окончание вуза и получение профессиональных знаний зависит во многом от личности студента: каковы у него стремление, интерес, потребность и установка; какое у него желание овладеть знаниями, умениями и навыками; как работать над развитием в себе тех качеств, которые формируют личность профессионала. И вообще, является ли он творцом своей личности, так как потеря требовательности может стать разрушительной силой и привести его мысли к застойному явлению.
Безусловно, активная позиция будущего профессионала по отношению к своей личности и к своей будущей профессиональной деятельности является важным мобилизующим фактором для самовоспитания и саморазвития.
Самовоспитание, выступает как фактор развития профессионально важных качеств и как средство профессионально - нравственного становления студента в образовательном учреждении. Оно может развиваться в нескольких направлениях: интеллектуальное, волевое, эмоциональное, нравственное и др.
Реализация внутренней потребности в самосовершенствовании, как основной механизм развития личности, проявляется в процессе его активной деятельности в учебе и общественной жизни. В этом особую роль играют, по мнению Л.И. Рувинского (1983), самовоспитание и самообразование. А в основе развития самовоспитания лежит становление и движение взаимосвязанных процессов изменения позиции студента во взаимодействии с внешним миром.
Движущими силами самовоспитания будущего специалиста определяется возникающими противоречиями между социальными требованиями общества, и собственным отношением к ним. Преодоление этих противоречий и является процессом саморазвития. Следовательно, студенту следует переходить от позиции "Я - студент" на позицию "Я - будущий специалист. Я готовлю себя к почетной высокой миссии". И одновременно он должен овладеть навыком самостоятельной работы по развитию своей личности.
Под профессионально - нравственным самовоспитанием понимается целеустремленная, активная деятельность, направленная на формирование, развитие и закрепление у себя положительных профессионально важных качеств личности, а также устранение отрицательных.
Поэтому программу профессионально - нравственного самовоспитания можно наметить на основании профессиограммы. Студенту пpи составлении пpогpаммы самовоспитания из указанных качеств нужно выделить те, которые у него на первый взгляд отсутствуют, т.е. составить персонограмму. Затем следует заняться самооценкой по всем включенным в нее качествам с помощью психологических тестов, выполнения различных заданий, где проявляются те или иные качества. На основании полученных результатов составляется личностная программа самовоспитания.
Например, при отсутствии такой профессиональной характеристики как уверенность в себе, студенту необходимо составить свой план самовоспитательных действий. Этот план должен включать:
обнаружение самого фактора неуверенности в себе, фиксация его в своем сознании в виде робости и скованности;
отношение к нему, беспокойство о нем, принятие соответствующих мер;
выработка определенных специфических требований к самоизменению своей личности;
разработка способов преодоления своих недостатков:
создание системы самонаблюдения и самоконтроля за своим самочувствием, поведением и сознательного регулирования своих эмоций и действий в различных условиях и обстоятельствах.
В действительности в различных жизненных ситуациях процесс самовоспитания может не совпадать с планом действия личности. Однако он должен быть продуманным моделированием самопознания, самовоздействия.
Таким образом, процессы самовоспитания и самообразования являются одним из важных и необходимых в профессиональной подготовке будущего специалиста. Причем эти процессы помогут студенту приобрести нравственные профессионально значимые качества для будущей профессиональной деятельности.
Заключение
Профессионально-нравственная позиция не является личностным монообразованием. Это сложное проявление индивидуальности будущего специалиста, включающая три способа ориентации на конкретные социальные ценности: человека и его здоровье; профессию и профессиональную деятельность, сберегающую здоровье каждого индивида и общества в целом; себя как профессионально ответственную за реализацию этих ценностей личность. Поэтому профессионально-нравственная позиция может иметь как уровневый характер проявления, так и целостный. Исследованиями установлены следующие ее подструктуры: ориентировочная ценностно-здравоведческая позиция, при которой господствует ориентация на здоровье человека как основную социальную ценность; готовностно-мотивированная позиция с ведущим ее показателем -- желанием, стремлением служить человеку, профессии, обществу; активно-деятельностная, при которой проявляется деятельность студента по самореализации, самосовершенствованию, самоподготовке к будущей роли. Эта деятельность связана либо с накоплением опыта в такой мере, что позволяет оценивать его как профессионализм, либо с самовоспитанием профессионально-личностных свойств, позволяющим в будущем самостоятельно и творчески накапливать опыт деятельности.
Названные виды профессионально-ценностной позиции студента могут рассматриваться и как ее уровни. Это зависит от концептуального подхода к ее формированию. В любом случае последовательность педагогических действий предполагает формирование ориентаций студентов на ценности человека и его здоровья, последующий переход к усвоению ценностей профессии и профессиональной деятельности и побуждение студентов к самоопределению и самореализации ценностей Я как профессионала и связанного с этим жизненного самоопределения.
Список использованной литературы
1. Аверина О.Р. Этика и культура управления: Учебное пособие. Хабаровск, 1999.
2. Булденко К.А. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников внутренних дел. Хабаровск, 1993.
3. Красникова Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: Учебник. М.,: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 208 с.
4. Солоницына А.А. Профессиональная этика и этикет. Учебник. Владивосток. Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.- 200 c.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Проблемы современного воспитания, разрушение социальных связей и нравственных устоев. Структура и функции нравственного воспитания. Функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, целенаправленное воздействие на учащихся.
контрольная работа , добавлен 28.01.2009
Государственные служащие как социально–профессиональная группа. Современное состояние проблемы профессионально-этического уровня государственного служащего. Принципы поддержания этики на государственной службе, пути ее дальнейшего формирования и роста.
контрольная работа , добавлен 01.12.2014
История становления и развития профессии юрист. Знаменитые юристы древнего Рима. Профессиональная характеристика должности и ее нравственное значение. Главные качества работника, которые свидетельствуют о непригодности. Этика в деятельности юриста.
реферат , добавлен 24.04.2015
История развития этики как нравственного самосознания личности в классическом периоде и в условиях зарождения и развития капиталистического общества. Анализ общих характеристик этики, применяемых в бизнесе, оценка их использования в России и за рубежом.
курсовая работа , добавлен 07.03.2012
Значение и структура, технологический проект этической беседы по вопросам нравственного воспитания. Организация специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм и отношений человека к обществу, коллективу, труду, окружающим людям.
контрольная работа , добавлен 05.04.2010
Профессионально-этические нормы качественного обслуживания клиента. Пути формирования необходимых для сервисного работника качеств. Пути формирования спокойствия и типичные ошибки в контроле эмоций. Основные требования к внешнему виду сотрудников.
презентация , добавлен 21.09.2016
Нравственное здоровье коллектива и моральные устои. Механизмы нравственной саморегуляции. Критические стадии нравственного развития коллектива. Нравственность как явление, разделено на два уровня – отношение и сознание. Специфические процессы общения.
контрольная работа , добавлен 14.04.2009
Характеристика этапов процесса формирования профессионально-квалификационного качества таможенных кадров. Понятие слова "святыня". Совокупность духовных, державных и культурных святынь и ценностей России, их применение в воспитании таможенных кадров.
контрольная работа , добавлен 28.03.2014
Этика делового общения в сфере гостиничного сервиса. Основная задача этического кодекса. Возникновение первых профессионально-этических кодексов. Особенность формирования корпоративной культуры в гостеприимстве. Правила разработки этического кодекса.
курсовая работа , добавлен 14.10.2014
Понятие, сущность и особенности трагического и героического, история осознания эстетического начала в человеческой жизни. Нравственное воспитание личности в трудах Н.Г. Чернышевского. Место героического в повседневной деятельности сотрудника ОВД.