Нужно художественно эстетическое развитие детей. Сущность процесса художественно - эстетического воспитания
Конференция: Современный детский сад
Организация: МАДОУ №339
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Художественно-эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Художественно – эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.
Актуальность проблемы определяется тем, что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству в летний период. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, музыка, театр, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания – создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.
Основная цель:
Создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации. Младший дошкольный возраст: Художественная литература (развивать способность слушать литературные произведения различных жанров и тематике; принимать участие в рассказывании знакомых произведения; обогащать литературными образами игровую и другие виды деятельности).
Изобразительное искусство (формировать умение экспериментировать и создавать простейшие изображения, побуждать к самостоятельной передаче образов предметов).
Музыка (развивать умение внимательно слушать музыкальные произведения, определять жанр; использовать музыкальные образы в разных видах деятельности и т.д.).
Старший дошкольный возраст: Художественная литература (продолжить приобщению детей к высокохудожественной литературе, формированию запаса художественных впечатлений, развитию выразительной речи и т.д.).
Изобразительное искусство (продолжить развивать способность к изобразительной деятельности, воображение и творчество).
Художественно-декоративная деятельность (воспитывать эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта).
Музыка (продолжить формировать запас музыкальных впечатлений, использовать их в разных видах деятельности).
Художественно-эстетическое воспитание ребенка начинается с момента его рождения. Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.
В летний период помощником в художественно-эстетическом воспитании является красота природы, детская деятельность, организованная на участке детского сада и за его пределами.
Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:
Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;
Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь;
Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения;
Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др;
Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
Большие возможности дошкольников позволяют родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного их использования, знакомя детей не только с отдельными явлениями природы и общественной жизни, но и с простейшими связями и взаимозависимостями между ними, добиваясь более высокого уровня физического, умственного и художественно-эстетического развития детей.
При правильном воспитании в дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Задача педагогов – с учетом возрастных особенностей и
возможностей дошкольника воспитывать у него в первую очередь такие ценнейшие качества, как способность внимательно наблюдать действительность, творчески изменять ее в своем воображении, чувствовать прекрасное в природе и искусстве, ответственно относиться к своим маленьким трудовым обязанностям, эмоционально откликаться на нужды других людей и стремиться помочь им в случае необходимости.
При организации работы по художественно-эстетическому воспитанию необходимо рационально использовать среду детского сада.
Среда – важный фактор воспитания и развития дошкольника. Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.
В детском саду должны быть организованы зоны для игр, чтения, самостоятельной деятельности. Коридоры и переходы дошкольного учреждения необходимо украсить предметами народного декоративно-прикладного искусства, оборудовать музыкальный зал. Здесь проводить фольклорные праздники и развлечения, организовывать театрализованные представления.
В детском саду необходимо иметь костюмерную комнату, где хранится множество театральных костюмов для детей и взрослых. Они используются при проведении театрализованных представлений, досугов, игр. В другом помещении хранятся все атрибуты, необходимые для концертной и игровой деятельности дошкольников.
Окружающая природа во время прогулок предстает перед ребенком в самых ярких красках, постепенно меняющихся соответственно сезонам образах, картинах. Это привлекает внимание дошкольников, с возрастом усложняются и становятся более разнообразными их целенаправленные наблюдения. В результате у детей не только накапливаются впечатления о красоте природы, но и формируются представления, как она меняется, если разумно потрудиться над ней.
Детей раннего возраста не выводят на экскурсии за пределы территории. Они проходят на участке ДОУ. Для этих целей здесь необходимо разбить клумбы и цветники, овощные грядки для развития трудовых навыков и наблюдения. На участках различные виды деревьев и
кустарников. Дети могут понаблюдать за насекомыми, дождевыми червями, птицами, растениями. Все это обобщить в развлечениях (например, «Теремок»), на которых дети продолжают знакомиться с овощами, фруктами, ягодами, созревающими летом.
Для детей старшего дошкольного возраста возможна организация похода в ближайший лес, где проложена экологическая тропа, проходящая мимо пруда, где дошкольники имеют возможность наблюдать за лягушками и головастиками. В лесу дети изучают растения, грибы, жизнь насекомых и птиц в разное время года (см. «В лес за ландышами», «Собака - лучший друг» и др.).
В летний период занятия в группах не предусмотрены. Но отдельно должны быть организована культурно-досуговая деятельность, позволяющая обеспечить каждому ребенку отдых, эмоциональное благополучие, способствующая формированию умения занимать себя.
Практическая деятельность детей имеет важное значение для их эстетического развития. И особое место в ней занимает художественная деятельность. Дети любят песни и стихи, очень охотно включаются в занятия, насыщенные ими. Во время летних каникул необходима организация детских праздников: «День защиты детей», «Россия – Родина моя», «Здравствуй, лето!». Они с удовольствием учат и читают стихи, поют песни, водят хороводы, танцуют.
Дети – самое ценное, что есть у родителей. И поэтому перед родителями и педагогами стоит непростой вопрос – как сделать жизнь ребенка радостной, счастливой и уберечь его от опасностей, подстерегающих на каждом шагу? Для этого существуют правила поведения. Когда ребенок овладевает ими, это способствует образованию у него твердых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребенку: он начинает опираться на них. Разумные меры предосторожности, ограждающие ребенка от несчастного случая, не должны выливаться в категорические запреты, полностью подавляющие его инициативу. В развлечениях «Как на Катин день рожденья», «Три поросенка» и др. дети в игровой форме учатся узнавать и избегать опасностей, которые могут им встретиться дома, в лесу, на дороге.
В течение всего года у дошкольников необходимо продолжать формировать устойчивый интерес к народному искусству, лучшему пониманию его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. В представленных в сборнике развлечениях: «Последний месяц лета», «Путешествие Колобка», «В гостях у сказки», «Моя дружная семейка», «День рождения» и др. дети знакомятся с приметами лета, обычаями и традициями русского народа, заучивают стихи и пословицы о лете, водят хороводы, поют русские народные песни, играют в народные игры.
Литература:
1. Н.А.Ветлугина « Эстетическое воспитание в детском саду» 1978г.
2. В.И.Ядешко «Дошкольная педагогика» 1978г.
3. С.А.Козлова «Дошкольная педагогика»
4. О.А. Куревина «Путешествие в прекрасное»
5. М. В. Грибанова «Формирование эстетического и художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста» 1999г.
6. А. А. Адаскина « Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности» 1996г.
Художественно-эстетическое воспитание и образование в школе.
Детство - это время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.
Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в развитии личности выдвигает художественно-эстетическое воспитание на новые позиции в современном обществе.
Художественно - эстетическое развитие обучающихся не ограничивает свои задачи только формированием эстетических чувств, художественных вкусов, идеалов, потребностей, взглядов и убеждений личности. Художественно - эстетическое развитие дает способность воспринимать и оценивать мир с точки зрения гармонии, совершенства и красоты, оно является неотъемлемым составным элементом эстетической культуры личности. Процесс воспитания человека состоит в выработке в нем способностей творчески преобразовывать мир в соответствии со своими целями и желаниями.
Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и в поведении. Под выражением "художественно-эстетическое воспитание" подразумевается воспитание чувства красоты, развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве.
Задача художественно-эстетического воспитания в школе - сохранять, обогащать и развивать духовный потенциал каждого ребенка.
Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность и готовит её к полноценной познавательной и общественно трудовой деятельности.
«Школа – это мастерская,
где формируется мысль подрастающего поколения,
надо крепко держать ее в руках,
если не хочешь выпустить из рук будущее»
А.Барбюс
Сложившаяся в настоящее время система обучения и воспитания детей обеспечивает преемственность в развитии художественно-эстетических основ личности.
Основная цель художественно-эстетического воспитания и образования в школе – обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству. В соответствии с этим выделяются 3 ведущие содержательные линии:
- развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусству;
- обогащение эмоционального мира ребёнка;
- развитие творческого восприятия произведений искусства.
В школе обучающиеся знакомятся с разными видами искусства, разнообразием жанров, своеобразием и богатством художественных традиций народов мира и родной художественной культурой.
Творческий опыт детей расширяется в разных видах искусства. Художественно-эстетическая деятельность в школе осуществляется по следующим направлениям:
- изобразительная
- художественно-речевая
- музыкальная
- хореографическая
- культурно-массовая
Широкое использование различных видов эстетической деятельности способствует пробуждению художественных интересов, развитию художественно-творческих способностей школьников. Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько обучающиеся овладевают различными видами искусства и испытывают потребности и удовольствия от художественно-творческой деятельности.
Учебно-воспитательный план школы скорректирован для основательного изучения предметов художественно-эстетического цикла, при этом образовательные области выдержаны, а максимальный объём учебной нагрузки не превышает нормы.
Опыт показывает, что воспитание, обучение и развитие школьников осуществляется наиболее успешно, если оно охватывает все виды общения детей с искусством. Путём разнообразных методических форм: рассказа, диалога, игры, эксперимента, анализа и обыгрывания жизненных ситуаций осуществляется процесс познания этических норм воспитанного человека. Уроки проводятся в увлекательной форме, эмоциональны, насыщены примерами и конкретными фактами. В игре поведение детей социологизируется, формируется фундамент нравственности, создаются условия эстетического и духовного развития личности
.
Поэтому в план внеурочной деятельности художественно-эстетического цикла включены следующие кружки и секции.
№ п/п |
Название |
Ф.И.О. руководителя |
Работодатель |
1 |
Академический хор младших и средних классов |
Ваструхина О.С. |
|
2 |
Кружок вокального мастерства |
||
3 |
«Художественное сценическое слово» |
Зорина Н.С. |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьёва» |
4 |
Вокально-эстрадная студия |
Федоровская Е. В. |
|
5 |
ИЗО – студия «Юный художник» |
Бартеньева Е. А. |
Областное бюджетное образовательное учреждение доп. образования детей областного центра творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодёжи |
6 |
«Художественное вязание» |
Сороколетова С. А. |
Дом детского творчества |
7 |
«Занимательная Риторика» |
Горячкина Д. В. |
Дом детского творчества |
8 |
«Роспись на ткани» |
Игина И. Ю. |
Областное бюджетное образовательное учреждение доп. Образования детей областного центра творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодёжи |
9 |
Вокально-эстрадная студия |
Овчинников Н.С. |
Дом детского творчества |
10 |
« Уроки словесности » |
Каргалова М.А. |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьёва» |
11 |
«Техническое творчество» |
Вулих В.Х. |
Областное бюджетное образовательное учреждение доп. Образования детей областного центра творческого развития и гуманитарного образования детей и учащейся молодёжи |
12 |
«Живая душа» |
Панова Н. М. |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д. Воробьёва» |
13 |
Танцы |
Щулёва И.Е. |
Дом детского творчества |
Сделать искусство доступным абсолютно каждому ребёнку – вот главный тезис, который лежит в основе всей учебно-воспитательной деятельности.
Материально-техническое обеспечение используемых программ в полном объёме соответствует нормативной базе (комплектование кабинета музыки, кабинетов технического мастерства, мастерская). Подготовлен значительный дидактический материал (в т.ч. слайды, аудио и видео информация, интернет-ссылки)
Введение в школьное образование интегративных уроков приводит к снижению психологической нагрузки, способствует формированию особого типа мышления. Поэтому педагогами по художественно-эстетическому образованию и воспитанию разработаны интегрированные уроки и образовательные блоки, которые успешно внедряются в учебный процесс. Такие тематические уроки, как «Музыка на мольберте», М.П. Мусорский «Картинки с выставки», Природа и музыка в теме «Печаль моя светла», Литература и искусство, творческие встречи и совместные мероприятия с коллективами Детская Школа Искусств №2, ДДТ, проектные работы, участие в городских и областных мероприятиях.
В области музыкального образования и развития школьники приобретают опыт эмоционально-целостного отношения к музыкальным произведениям, знакомятся с жанрами и формами музыки, её интонационной основой, выразительными средствами, с основными чертами музыки родной страны и других народов мира. Формами приобщения обучающихся к музыке выступают хоровое и вокальное пение, прослушивание музыкальных произведений композиторов, выражение своих впечатлений в слове, рисунке, в художественном движении, сочинение собственных мелодий, внеклассных мероприятиях о земляках - композиторах и земляках – художниках, посещение выставочных залов, музеев, картинных галерей с последующим обсуждением увиденного и услышанного.
МУЗЫКА – это энергетическое поле личности. Понимать музыку – значит понимать другого человека, чувствовать его настроение и внутреннее состояние. Музыка создаёт определённый эмоциональный настрой, который зовёт к размышлению. Дети учатся выражать свои чувства, переживания, осознают связь музыки с жизнью и живописью. Например, в рамках мероприятий года Культура проведены общешкольные мероприятия: Литературно-музыкальная композиция «Есть память, которой не будет забвенья, есть память, которой не будет конца», встреча в музыкальной гостиной «Великие наши современники», «Гордимся Вами, наши земляки», «Путь к свету Александра Дейнека».
Навыки певческой деятельности обучающихся более основательно формируются на уроках хорового пения. В ходе обучения хоровому искусству у школьников развиваются музыкальный слух, память, голос, воспитывается эмоциональная отзывчивость к искусству, формируются художественные взгляды и представления, вырабатывается эстетический вкус.
Не менее важным в системе художественно-эстетического образования является развитие детского изобразительного творчества. Изобразительная деятельность в силу её специфики даёт большие возможности для эстетического развития личности. Изобразительное искусство развивает зрительную память, наблюдательность, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев, глазомер, усидчивость, чувство ритма и гармонии, учит детей видеть красоту окружающего мира и добиваться совершенствования в своей работе.
Детская фантазия не знает границ: дети рисуют акварелью, гуашью, восковыми мелками, угольками, карандашом, занимаются лепкой, конструированием, аппликацией, вышивкой, используют природный материал. С каким интересом ученики работают на этих уроках. Они действуют как добрые волшебники, умело разными средствами художественной выразительности раскрывают богатства и глубину художественного образа. В условиях коллективного труда каждый ребёнок может убедиться в реальности результатов своей творческой работы и соотнести их с результатами творческих усилий всего коллектива. При анализе детских композиций можно убедиться, как тематическое рисование при помощи наблюдений, путешествий, экскурсий детей пополняет их запас знаний о жизни, обогащает память, воспитывает любовь к родной природе, рождает чувство гордости за родной край.
Основным принципом выполнения детьми поделок или рисунков является развитие творческой индивидуальности. Развивая творческое мышление, учителя стремится избежать любых шаблонов и схем в цвете, в форме и в умении, как художник, по-своему воспринимать окружающий мир. Работы детей всегда привлекают внимание своей непосредственностью, самобытностью, сочностью, яркостью цвета. Роль педагога заключается в том, чтобы не нарушить самобытности детского видения, подвести детей к правдивому изображению жизни.
Стимулом к дальнейшему развитию детского творчества служат выставки рисунков, поделок, социально-значимые проекты, традиционные творческие конкурсы, благотворительные ярмарки. Лучшие работы юных художников отмечаются дипломами, грамотами.
В школе создано такое разнообразие деятельностей, которое позволяет каждому ученику заниматься своим любимым делом.
Выполняя эстетико-просветительские функции, проводятся культурно-массовые мероприятия: традиционные праздники, тематические концерты, конкурсы, смотры, викторины, спектакли, выставки детского творчества. Конечно, степень художественных успехов участников подобных мероприятий различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал ученика.
Единство урочной и внеурочной работы способствует расширению и углублению знаний и умений обучающихся, развитию их познавательных интересов, формирует самостоятельность и творческую активность, придаёт всей учебно-воспитательной деятельности целенаправленный, комплексный характер.
Высокое качество подготовки наших детей в музыкальном, изобразительном и художественно-прикладном творчестве неоднократно отмечалось на уровне округа, города, области.
Учителя технологии постоянно принимают участие в конкурсах декоративно-прикладного творчества:
1. Посвященный Дню победы в Великой Отечественной войне;
2. «Пасхальный перезвон»;
3. «Рождественская звезда»;
4. «Свое сердце отдаю детям»;
5. «Золотые руки».
Учителя ИЗО принимают участия в следующих мероприятиях :
Окружной и городской конкурс «Волшебная палитра»;
- «Пасхальная радость» ;
- «Любимый город»;
- «Война глазами детей».
Учителя технологии, ИЗО, музыки и их воспитанники принимали активное участие в мероприятиях, проводимых в школе в течении всего учебного года:
День Знаний
День учителя
День матери
Новогодние огоньки
Встреча выпускников
Последний звонок
Благотворительные ярмарки
Обучающиеся нашей школы с музыкальным руководителем Ваструхиной О.С. ежегодно участвует в окружном и городском конкурсе солистов эстрадного направления, хоровых коллективов, смотров художественной самодеятельности детей и работников общеобразовательных учреждений, выездных концертах.
Обучающиеся, участвующие во всех перечисленных конкурсах, являются победителями и призерами.
Художественное начало есть в каждом ребёнке. И педагогу необходимо видеть в этом творческом начале – две стороны – социальную и нравственную – и стимулировать их развитие одновременно. Развивая творческое начало, педагог открывает ребятам путь к познанию прекрасного, эмоционально обогащает детей, подводит к более глубокому пониманию мира.
Таким образом, система учебно-воспитательной работы, построенная на основе комплексного воздействия искусства, способствует развитию многогранных творческих способностей ребёнка, в полной мере формирует потребность общения с искусством и в силу своей результативности является одним из ведущих звеньев непрерывного образовательного процесса.
Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника.
На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку, потому что "дома такой еще нет", "потому что здесь лодка, можно покататься", "потому что яблоко, оно вкусное").
На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композиционные приемы.
На третьем, высшем, уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.
Основными педагогическими условиями для эстетического развития, перехода детей с одного уровня на другой, являются следующие:
- – организация восприятия ребенка;
- – организация материально-культурного пространства. Наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания;
- – профессионализм руководства эстетическим воспитанием детей;
- – интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку возможность выразить собственные творческие мысли и чувства.
Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправленным и управляемым, дают возможность, по словам Л. С. Выготского, "вести за собой развитие". В этом случае речь идет об эстетическом воспитании.
Методологические основы эстетического воспитания представлены на рис. 23.
Проблемами эстетического воспитания в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. Н. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.
С современной точки зрения, эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Целью эстетического воспитания и образования является развитие готовности личности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; развитие эстетического сознания, включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих навыков и умений в области художественной, духовной и физической (телесной) культуры.
Задачи эстетического воспитания определяются возрастными особенностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные:
- – на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;
- – формирование элементарного эстетического сознания (включает объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки; для этого детей знакомят с разнообразными эталонами: сенсорными, эмоциональными, искусствоведческими и эстетическими);
Рис. 23.
- – освоение эстетической деятельности (развивать эстетическое и художественное восприятие; формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности; воспитывать творческие умения и навыки вносить элементы прекрасного в окружающую ребенка жизнь);
- – развитие эстетических и художественно-творческих способностей.
Указанные задачи эстетического воспитания детей взаимно обусловлены и тесно переплетаются между собой. В качестве важнейшей задачи, которая объединяет вокруг себя все остальные, по мнению Н. А. Ветлугиной, выступает задача социально-нравственного развития ребенка-дошкольника. "Научить различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, нравственнее, содержательнее", – писала она.
Характерными признаками такого единства задач эстетического и социально-нравственного развития дошкольников являются эмоциональный отклик детей па доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в носильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т.д.
Работа по эстетическому воспитанию в современном детском саду должна строиться па следующих принципах:
- – эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении. Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;
- – принцип взаимосвязи обучения и развития. Весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей. Особенное значение при этом придается взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным;
- – детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания , форм и методов организации детской художественной деятельности;
- – интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичной для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественноречевой, театрально-игровой);
- – художественно-эстетический принцип отбора материала определяет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитателя и ребенка на то, что перед ними произведения словесного искусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты; учит понимать прекрасное в жизни;
- – принципы народности и культуросообразности, соответствия моделируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого изучается. В то же время культурологический принцип позволяет познакомить детей дошкольного возраста с культурой разных пародов мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений народного творчества и художественной литературы;
- – индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспитании , основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребенка и др.;
- – преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Перечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания, которое включает два компонента: содержание воспитательной деятельности по развитию художественной деятельности детей; содержание воспитывающих влияний по художественно-эстетическому развитию воспитанников в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.
Средства реализации содержания художественно-эстетического воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:
- – эстетическое общение – особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость;
- – природа : она заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности для понимания детьми, по словам Л. Леонова, богатства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку, кроме того, природа способствует тому, чтобы и дети открылись ему всей душой;
- – искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;
- – окружающая предметная среда, по мнению К. А. Флериной, повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность. Она указывала на то, что не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, "но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать";
- – самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;
- – разнообразные виды игр : дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.;
- – разные виды труда детей в детском саду, о значении которых говорил В. А. Сухомлинский: он связывал их с формированием представлений о красоте бытия и радости ее создания: "Радость труда – красота бытия";
- – физические упражнения и элементы спортивных игр.
В процессе развития разных видов художественной деятельности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания.
Физические упражнения сочетают достижения физической красоты и духовного, нравственного развития. Выпадение данного средства из системы эстетического воспитания нарушает гармонию телесного и духовного развития детей. В дальнейшем сама изобразительная и художественная деятельность дошкольников выступает как психолого-педагогическое условие, способствующее охране психофизического и психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия;
– важным средством эстетического воспитания детей Е. А. Флерина считала праздники. Основное в празднике – идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове – все это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.
H. А. Ветлугина праздники и детские игры относила также к формам организации эстетического воспитания детей в ДОУ. Она отмечала, что работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы ее организации очень разнообразны.
- 1. Игры. Игра в осуществлении эстетического развития и воспитания детей в ДОУ выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности детей сходны. Например, в рисовании, как и в игре, происходит "сдвиг мотива на цель". Специфика детского рисования заключается в том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Только в качестве предметов-заместителей он использует "каракули" и "рисунки-схемы". Желание рассказать о себе и своих переживаниях в рисунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастет в стремление выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса у дошкольников.
- 2. Занятия. Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей – имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную, которые присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, программного содержания занятий, уровня подготовки детей.
Во время обследовательской части занятия проводится рассматривание и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.
Во время исполнительской части занятия дети в большинстве случаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зависимости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, замыслу детей, заданной теме. Роль воспитателя или педагога изостудии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.
В конце занятия – в оценочной его части – педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.
- 3. Выставки детских работ. Все детские работы взрослый обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых , персональных или коллективных выставок. С одной стороны, они способствуют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. С другой стороны, выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, наглядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
- 4. Экскурсии. Экскурсия включает подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор оборудования и др.) и детей к экскурсии; использование взрослым разнообразных методов и приемов организации детского восприятия на экскурсии, когда есть возможность проводить наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках; организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после нее.
- 5. Праздники и развлечения. Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера или "посиделки" (на фольклорной основе), детские концерты, зрелища (все виды театра), музыкально-литературные концерты, спортивные развлечения, инсценировки, игры-драматизации и музыкальные сказки, игры-забавы, прогулки с сюрпризами, викторины и конкурсы.
Виды праздничных действий , в свою очередь, подразделяются на концерты, театрализованные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экскурсии с выступлениями детей, тематические занятия, утренники.
По мнению А. И. Бурениной, С. И. Мерзляковой, Т. Тютюнниковой и др., в практике современных ДОУ существует четыре формы организации детских утренников , которые отличаются как по построению, так и по методике подготовки и проведения.
Первой формой вышеназванные педагоги называют "затейничество ", в основе которого лежит игровая идея, "затея", соответствующая содержанию праздника, разворачивающаяся в определенном сюжете.
Вторая форма – наиболее популярная в настоящее время – концерт самодеятельности , демонстрирующий таланты, индивидуальные возможности юных артистов.
Третья форма – театрализованное представление , в основе которого – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. В отличие от первой формы, где главное – сюрприз и импровизация, игра-драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как повторение выученного, а как поиск действий и взаимодействий, вхождение в образ.
И наконец, четвертая форма организации праздников, по мнению авторов, строится на основе фольклорных праздников и подчиняется культурно-историческим традициям. Содержание наиболее типичных из них (Масленица, Рождество, Святки, Осенины) раскрыто в многочисленных публикациях. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников и подобрать соответствующий репертуар. Лучшими источниками репертуара, но мнению А. И. Бурениной, С. И. Мерзляковой и Т. Тютюнниковой, являются материалы, подготовленные специалистами-этнографами и искусствоведами (Г. М. Науменко, Н. Шангиной и др.).
Выделяют следующие общие методы художественно-эстетического воспитания.
- 1. Методы формирования эстетического сознания – сюда входят методы побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному), метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.
- 2. Методы организации художественной деятельности – к ним относят метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего ребенка.
- 3. Методы стимулирования и активизации художественного творчества – к ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него. Этот метод – механизм развития детей. В свою очередь, проблемные ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.
Вышеперечисленные методы приобретают специфику применительно к тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе художественно-эстетического воспитания. Например, в методике развития музыкальной деятельности детей активно используется метод моделирования элементов музыкального языка (группа методов организации художественной деятельности). Он позволяет понять и дать почувствовать ребенку в доступном и обозримом для него способе особенности выразительных средств их отношений. Моделироваться различными способами могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднен. В отличие от метода побуждения детей к творческим проявлениям, метод моделирования – механизм обучения детей.
Такая же специфика использования методов развития художественной деятельности существует и в методике развития изобразительной деятельности детей. В частности, она связана с интеграцией вышеперечисленных методов воспитания с методами обучения детей. Так, применительно к изобразительной деятельности традиционно используются методы, выделяемые по источнику знаний: наглядные, практические и игровые, словесные (вербальные).
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.
Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.
Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – это развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи и должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольника к школьному обучению.
Эти задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, трудовой.
Одним из видов детской деятельности является раздел «художественно-эстетического воспитания». Этот раздел включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), культурно – досуговую деятельность, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание.
Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:
- Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.
- Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразие для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
- Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного ассоциативного мышления и воображения.
- Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
- Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
- Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.
- Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьёй.
Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.
Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство – как классическое, так и народное. Знакомство с современным искусством и его творцами, работающими в поселке, городе, крае. Познание детьми достопримечательностей, их окружающих, знаменательных событий.
- Первое направление – искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.
- Второе направление – искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.
- Третье направление – искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталоном прекрасного.
Цель художественного воспитания – эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.
Ознакомление с искусством в детском саду начинается с раннего возраста, и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.
Задача художественного воспитания – развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи: приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно- эстетической культуры личности.
Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется.
Для восприятия и понимания детям наиболее доступны народная игрушка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки – забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки - потешки, хороводы, народные игры и т.д.
На занятиях по ознакомлению с народным искусством, во второй его части - после рассказа и показа, воспитатель предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм в соответствии с особенностями какого-либо промысла; можно изготовить подарки и расписать их.
Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие этапы:
- Общее знакомство с видами искусства (показ, слушание произведений или исполнение их взрослым, детьми; выделение основного средства выразительности, например звука, слова, движения, цвета).
- Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства.
- Рассказ о материалах и предметах, использующихся для создания образа, их показ.
- Показ работ данного вида искусства (показ отличительных особенностей).
- Знакомство с работами разных авторов, творивших в одном и том же виде искусства.
- Сравнение разных работ искусства, выделение особенностей изображения предметов и явлений в разных видах искусства.
- Подведение детей к выделению работ искусства в окружающем мире; объяснение необходимости их сохранения и бережного отношения к ним.
Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей учат сравнивать работы одного Ии разных жанров, а также работы разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия «искусство» как отражения окружающего мира в художественных образах.
Знакомить с декоративно – прикладным искусством можно начинать со второй младшей группы (3 - 4 года). Дети этого возраста могут рисовать, лепить отдельные предметы, создавать аппликации из готовых форм, передавать несложный сюжет, украшать силуэт предмета, вырезанного воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашка, блюдце).
Знакомство детей с дымковской, филимоновской игрушкой обогатит их представления о прекрасном и вызовет интерес к украшению предметов, поэтому следует побудить их любоваться игрушкой, а также обращать внимание на яркие цветовые образы, причем не только в народной игрушке, но и на картинках, иллюстрациях. Детей учат украшать различные силуэты, например: юбку дымковской барышни, платочек, варежки, чашки и т.д. Для росписи доступными им элементами дымковской техники (линии, точки, пятнышки, клетки).
Детей пятого года жизни продолжают знакомить с изделиями народного искусства: дымковской, филимоновской игрушкой, городецкой росписью. Они уже способны не только воспринимать роспись, цветовой строй, композицию, элементы узора, но и сами рисовать простые элементы, украшать самостоятельно вылепленные игрушки или вырезанные педагогом из бумаги силуэты. Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок, вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности (белый фон, яркие, разноцветные узоры), составные части узора (линии широкие и тонкие, прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и т.д.). Затем детей следует познакомить с филимоновской росписью, научить выделять её особенности (роспись по белому фону зелеными, красными и золотыми елочками, линиями, солнышками и др.). Целесообразно предоставлять детям возможность оформлять силуэты предметов быта (посуды, одежды и т.д.).
С целью развития декоративного творчества в старшей группе нужно продолжать знакомить дошкольников с изделиями народного искусства, углублять их знания, создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи (цветовой строй, элементы композиции), добиваясь разнообразия используемых элементов и тщательности исполнения. Для этого при рассматривании росписи надо обращать внимание детей на ранее не замечаемые ими элементы. Их знакомят с городецкой росписью, её цветовым решением. По мере освоения городецкой росписи можно начать знакомить детей хохломской росписью.
На занятиях по декоративно – прикладной деятельности в подготовительной группе следует продолжать формировать у детей представление об искусстве народных мастеров. На основе всей предшествующей работы к этому возрасту они уже способны не только воспринимать произведения народного декоративно-прикладного искусства, но и создавать собственные по мотивам росписей того или иного промысла в последовательности. Для освоения и творческого воплощения (для передачи в изобразительной деятельности) детям доступны такие промыслы, как хохломская, жостовская, городецкая, гжельская роспись и др.
Дети могут создавать декоративные композиции в рисунке, лепке, аппликации как по мотивам народных промыслов, так и по собственному замыслу. Им надо дать понять, что при создании декоративных композиций можно использовать глину, бересту, бумагу, ткань, дерево, стекло, металл и другие материалы. Это развивает представление детей о народном декоративно-прикладном искусстве в целом, художественный вкус, эстетические интересы. Создание декоративных изделий способствует развитию чувства формы, цвета, ритма, композиции; позволяет понять выразительные средства народных промыслов, их специфику.
Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством необходимо прежде всего на подлинных предметах – изделиях народных мастеров. Можно использовать художественные альбомы, таблицы, а также специально разработанные для дошкольных учреждений альбомы – тетради по народному искусству.
Раздел "Художественно-эстетическое воспитание" включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно-досуговую деятельность.
Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях.
Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.
Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества, формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.
Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
Организация выставок, концертов, оформление эстетической развивающей среды и др.
Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада и между детским садом и начальной школой.
Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей. Неоценимое значение в эстетическом воспитании имеет искусство, как
классическое, так и народное. Оно должно входить в жизнь детей с раннего возраста. В дошкольном учреждении произведения искусства используются в трех направлениях.
Первое направление - искусство, в том числе народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Так, на занятиях и вне их может звучать музыка, а произведения изобразительного искусства используются в оформлении дошкольного учреждения.
Второе направление - искусство составляет содержание образования: детей знакомят с разными видами искусства, с событиями, явлениями, объ-
ектами, раскрываемыми художниками, музыкантами, писателями и поэтами в их произведениях; с выразительными средствами, позволяющими создавать яркие образы действительности.
Третье направление - искусство используется в разных видах художественной деятельности, служит развитию детского художественного творчества. Образы искусства являются эталонами прекрасного.
ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ
Ознакомление детей с искусством требует специальной предварительной подготовки, которая включает расширение знаний педагогов и родителей в области искусства (чтение специальной искусствоведческой литературы, справочников) и подбор иллюстративного материала (репродукции, фотографии, изделия народных мастеров и т.д.).
Чтобы правильно организовать первое посещение музея или театра и чтобы в дальнейшем походы в музеи, театры и на выставки стали доброй традицией как ДОУ, так и семьи, педагогам и родителям следует прежде самим ознакомиться с основными понятиями того или иного вида искусства, а затем - в доступной форме - рассказать детям о том, что такое портрет, картина, натюрморт, пейзаж, мольберт; арка, балкон; композитор, архитектор, художник, поэт, писатель, певец, актер, исполнитель и т.п. Детей необходимо спросить, бывали ли они в музее, театре, цирке, на выставке; выявить круг их интересов; определить, что они хотели бы узнать, где побывать. Этот этап работы можно провести в форме беседы с ребенком или группой детей, задавая им вопросы: "Любят ли они рисовать? Какие названия цветов знают? Как называется профессия человека, который сочиняет стихи? Видели ли они кукольный спектакль в театре? Были ли в музее, на выставке?". И т.д.
Целенаправленная работа по ознакомлению с искусством начинается со второй младшей группы, но это не означает, что в предшествующий период в этой сфере ничего не делается: работа по сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим, художественной литературой, музыкой составляют по сути подготовительный этап ознакомления с искусством.
К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки, заучивает песенки-потешки, учится отгадывать загадки, знакомится с книгой и правилами обращения с нею, рассматривает иллюстрации, учится сравнивать реальную действительность с ее изображениями на картинках, рассматривает пейзажи, вместе с воспитателем вспоминает, что видел на прогулке. Детей этого возраста знакомят с народной игрушкой, игрушкой-забавой из дерева (пирамидка, матрешки, мисочки, богородская игрушка), дают малышам возможность действовать с ними (рассматривать, разбирать, складывать).
В возрасте 1,5-2 лет можно организовать первое посещение выставки елочных украшений, игрушек, цветов - после 2 лет дома или в группе детского сада - показывать кукольный театр, сначала при свете, а потом в полумраке. Для показа целесообразно отбирать знакомые детям игрушки и разыгрывать мини-спектакли как по сказкам, так и на основе житейских ситуа-
ций. Постепенно к показу можно привлекать самих детей: они уже в состоянии оказать взрослому посильную помощь.
В группе можно устроить выставку репродукций, народных игрушек, работ детей подготовительной к школе группы, т.е. начать целенаправленно готовить малышей к посещению выставок, музеев, театра.
В дошкольном учреждении целесообразно устроить постоянную выставку детских работ, организовать специальные помещения "Русская изба", "Комната отдыха", "Комната сказок" и т.д., где можно проводить интегрированные занятия по ознакомлению с искусством (в них могут быть задействованы разные виды искусства, средства выразительности, раскрывающие заданную тему). Кроме того, в группе необходимо организовать уголок/зону искусства, где постоянно будут находиться различные произведения искусства, в том числе те, с которыми дети знакомятся на занятиях. Обязательно должны быть созданы условия (художественная среда) для игр, игр-драматизаций, самостоятельной художественной деятельности детей с разными видами материалов, в которую по мере необходимости включается воспитатель.
Соприкосновение с искусством оказывает на ребенка сильное эмоциональное воздействие. Обычно после спектакля, посещения музея, чтения книг и т.д. дети стремятся подражать актерам, певцам, танцорам, артистам цирка и т.д. Это требует от взрослого умелого руководства их действиями, чтобы не погасить интерес, поддержать его. Для этого целесообразно организовать игры в балет, кукольный театр и т.п., провести занятие с целью обогащения детских знаний в той или иной художественной области, развития изобразительных, музыкальных способностей (допускается выход за рамки обозначенных в программе целей и задач).
Таким образом, ознакомление с искусством в ДОУ начинается с раннего возраста и продолжается на протяжении всего дошкольного детства.
Цель художественного воспитания - эстетическое и художественное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи художественного воспитания - развитие художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи ребенка; приобщение к элементарным знаниям в области искусства; формирование интереса к произведениям искусства; развитие творческих способностей детей в разных видах художественного творчества; формирование основ художественно-эстетической культуры личности.
Содержание художественного воспитания включает в том числе знания и умения в области народного искусства, знакомство с фольклором (сказки, загадки, песенки-потешки, народные песни, танцы и хороводы), народными музыкальными инструментами, изделиями художественных промыслов, народным костюмом, а также участие в подготовке и проведении народных праздников.
Знакомство с народным искусством предполагает учет региона, в котором расположено дошкольное учреждение, национальный состав в группе и регионе. Постепенно диапазон народных художественных промыслов расширяется. В старшей и подготовительной к школе группах детей знакомят с искусством народов мира.
Детям для восприятия и понимания наиболее доступны народная игруш-
ка (филимоновская, богородская, дымковская, каргопольская), народные игрушки-забавы (пирамидка, грибок, матрешка), с которыми дети легко могут действовать, а также народные детские песенки, песенки-потешки, хороводы, народные игры и т.д.
Занятия следует проводить с использованием всех видов народного искусства. Хорошо обыгрывать рассказы о родной природе, животных, показывать предметы народного быта, рассматривать народный костюм. Во время лепки или плетения можно предложить детям петь народные песни. Необходимо активно использовать народные игры.
На занятии по ознакомлению с народным искусством во второй его части - после рассказа и показа - взрослый предоставляет детям возможность заняться продуктивной деятельностью: украсить бумажные игрушки, чашки, ложки, костюм (сарафан, рубашка) в соответствии с особенностями какого-либо промысла (гжель, хохлома, городец), регионального искусства. Можно вместе с детьми заняться изготовлением подарков родным, друзьям и расписать их.
В старшей и подготовительной к школе группах детям читают произведения зарубежных авторов, поэтому целесообразно познакомить их с обычаями, народной культуры разных стран; вместе с тем формирование основ художественно-эстетической культуры предполагает знакомство детей прежде всего с культурой родного народа: его традициями, бытом, костюмом. Это направление работы занимает значительное место в старшей и подготовительной к школе группах: дети участвуют в фольклорных праздниках, учатся играть на народных инструментах, осваивают народные танцы и пляски.
Дав детям первоначальные представления о народном искусстве, можно переходить к знакомству с профессиональным искусством: историей появления и развития разных его видов, их видовыми особенностями и жанрами. Эта работа должна опираться на знания и умения детей, полученные ими в процессе знакомства с природой, окружающей действительностью, художественной литературой и т.д., потому что любой творец - так или иначе -создает в своих произведениях образы действительности.
Ознакомление детей с искусством начинают с наиболее доступных его видов: литературы, музыки, живописи, театра, цирка. Это вызывает живой интерес, развивает их чувства, эмоции.
На занятиях воспитатель вместе с детьми рассматривает произведения живописи, проводит беседы об основных изобразительных (карандаши, краски) и выразительных средствах (цвет, форма, величина, пространство). Для рассматривания подбирают произведения живописи, созданные в реалистической манере. Их можно объединить по темам: "Дерево", "Роща", "Осень", "Зима" и т.п. Чтобы сделать процесс их восприятия более ярким и эмоциональным, его надо сопровождать чтением стихов и прозаических произведений, прослушиванием отрывков из музыкальных произведений.
По каждому виду искусства необходимо провести несколько мини-занятий, занятий-ситуаций. Детей постепенно подводят к выводу: одно и то же явление может быть по-разному изображено разными авторами и в разных видах искусства. С этой целью и проводятся интегрированные занятия по разным темам (например,"Елка", "Осень", "Весна", "Цветы" и т.д.) с использо-
ванием произведений разных видов искусства (литература, музыка, живопись). Цель этих занятий - показать, что каждый вид искусства имеет свои средства передачи (слово, звук, цвет и пространство).
Чем старше дети, тем более подробно следует анализировать произведения искусства, расширять их число, знакомить с новыми художниками, учить сравнивать произведения разных художников, выделять из них уже знакомые.
Детей знакомят с книжной графикой, с разными художниками-иллюстраторами, постепенно углубляя их знания о книге, о библиотеке. Важно, чтобы дети знали не только художников-классиков (Билибин, Конашевич, Пахомов, Рачев и др.), но и современных художников (Зотов, Митурич, Токмаков и др.). Естественно, не следует забывать о региональных художниках, музыкантах, мастерах народного искусства.
Дошкольников следует знакомить с различными творческими профессиями, такими, как архитектор, композитор, актер, певец, артист цирка, поэт, писатель и т.д. Эту работу строят так.
Детям рассказывают об особенностях профессии, дают ее название (например, архитектор), объясняют основные функции (создает проекты зданий, мостов), называют действие (чертит, рассчитывает), показывают предметы, которые помогают в работе (карандаш, бумага, циркуль и т.д.).
Детей целесообразно познакомить с историей появления музыкальных инструментов, карандаша, красок и т.п., подчеркнуть значимость всех творческих профессий для людей: их произведения приносят радость и удовольствие, развивают вкус, позволяют познавать мир, пробуждают в душе лучшие человеческие чувства. Созданное художниками, музыкантами, писателями и т.д. нужно беречь, чтобы передать следующим поколениям.
Воспитатель подводит детей к пониманию назначения библиотеки, музея, театра, знакомит с правилами поведения в них. Эту работу необходимо проводить совместно с семьей.
Так, работа по теме "Кукольный театр" осуществляется следующим образом.
1. Показ кукольного театра в группе (при свете и в полутьме).
2. Рассматривание атрибутов кукольного театра.
3. Беседа о кукольном театре, рассказ о правилах поведения.
4. Драматизация сказок.
5. Чтение детям произведения А. Толстого "Золотой ключик, или Приклю-
чения Буратино".
6. Посещение театра.
7. Обсуждение с детьми спектакля.
8. Рисование на тему спектакля.
Перед посещением выставки желательно организовать какую-либо выставку в дошкольном учреждении и провести экскурсию, назвать ее тему, предложить детям рассказать, какие экспонаты (предметы, картины) на ней представлены, кто их автор и т.п.
К первому посещению музея детей необходимо готовить. Целесообразно провести его после того, как дети побывают в театре, или на выставке, или в цирке. Это позволит воспитателю более четко определить назначение музея, объяснить правила поведения в нем, подчеркнуть роль экскурсовода.
У детей старшего дошкольного возраста углубляют знания о разных ви-
дах искусства: учат сравнивать живопись и скульптуру, музыку и литературу; знакомят с жанрами изобразительного искусства, расширяют представления о театре (драматический, музыкальный), балете (спектакль без слов, музыка, движение, жест), кино- и мультфильмах (посещение кинотеатра).
Таким образом, ознакомление с искусством предполагает приобщение детей к народному и профессиональному искусству, к профессиям и учреждениям культуры (музей, театр, цирк, выставка).
Можно проводить специальные занятия по ознакомлению с искусством. Эту работу можно включать в занятия по изобразительной и музыкальной деятельности, знакомству с литературой и развитию речи. Доступные детям сведения об искусстве обязательно должны закрепляться в мини-ситуациях, играх и самостоятельной творческой деятельности как на занятиях, так и вне их.
Можно познакомить детей с понятиями "шедевр", "памятник культуры", расширить их познания в архитектуре, познакомить со спецификой храмовой архитектуры, средствами украшения зданий, участка (интерьер, ландшафт), рассказать о работе дизайнера.
Особый интерес у детей вызывает художественная фотография - в дошкольном учреждении целесообразно устраивать выставки фотографий "Мой друг", "Я в детском саду" и т.д.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с историей искусства. В дидактических играх закрепляют знания о поэтах и писателях, художниках, композиторах ("Узнай по узору","Кому это нужно", "Угадай и назови", "Чудесный домик" и т.п.). Например, игру "Чудесный домик" организуют так. Изготовляют домик с четырьмя окошками. Сзади делают вставки с изображением предметов, игрушек, героев произведений - так, чтобы они были видны в окошко. Ребенку нужно назвать кто (что) изображен в каждом окошке, а затем выполнить задание: спеть песенку.
Дети ныне приходят в детский сад в 3, 5 и даже в б лет. Это необходимо предусматривать в работе: объем знаний, полученных в младших и средней группах, должен быть обобщен и повторен в старшей группе.
Занятия по ознакомлению с искусством не имеют строгой структуры. Прежде всего они не должны быть длительными: 12-15 минут, не более. В занятие обязательно включается беседа (а не лекция), т.е. рассказ воспитателя должен сопровождаться вопросами для активизации знаний и опыта детей. Рассказ должен иллюстрироваться показом предметов, репродукций и т.п., специально подобранных для занятия. Восприятие и понимание материала облегчаются, если на занятии используются художественная литература и музыка.
Знакомство с видами искусства можно разбить на следующие позиции.
Общее знакомство с видом искусства (что такое музыка, литература, архитектура и т.д.; показ, слушание произведений или исполнение их взрослым, детьми; выделение основного средства выразительности, например звука, слова, движения, цвета).
Рассказ об истории возникновения того или иного вида искусства (о его выдающихся представителях, о творческих профессиях).
Рассказ о материалах и предметах, использующихся для создания образа, их показ (выделение средств выразительности).
Показ произведений данного вида искусства (формирование представ-
Знакомство с произведениями разных авторов, творивших в одном и том же виде искусства (сравнение средств выразительности, используемых разными авторами; показ многообразия изображений предмета или явления в данном виде искусства, концентрация внимания на сходстве и различии произведений).
Сравнение разных произведений искусства, выделение особенностей изображения предметов/явлений в разных видах искусства.
Подведение детей к выделению произведений искусства в окружающем мире; объяснение необходимости их сохранения (библиотека, музей, театр) и бережного отношения к ним.
Таким образом, ознакомление с искусством начинается с отдельных его видов и жанров, наиболее доступных детям, с реализации способностей детей в разных видах творческой деятельности. По мере расширения знаний об искусстве детей учат сравнивать произведения одного и разных жанров, а также произведения разных видов искусства. Завершается работа формированием понятия "искусство" как отражения окружающего мира в художественных образах.