Как воспитать в ребенке лидерские качества. Задатки лидера в малыше: распознаем и совершенствуем
Для начала следует упомянуть две очень важные вещи:
- Успешными в жизни могут быть только лидеры. К примеру, какой-то человек может от природы не обладать харизмой или агрессией, но может быть отличным специалистом в той или области, тем самым становясь успешным лидером в определенном деле.
- Семейное воспитание – это не тоже самое, что воспитание лидерства. Семейное воспитание – это, в первую очередь, воспитание и становление личности, раскрытие и совершенствование того, что у ребенка есть. Ребенок вполне может не обладать лидерскими качествами, так что лидерство может быть не тем путем.
И все же, как помочь ребенку стать лидером, если он предрасположен к этому?
Лидер этот тот, кто умеет принимать решения. Лидер должен вести за собой и точно знать, куда ему надо идти. Для того, чтобы развивать такое качество, необходимо тренировать в ребенке навык принятия решений. Ребенок должен сам решать – что именно ему одевать, куда отправить на прогулку или в какие игрушки ему играть. Если вы видите ситуацию, при которой ребенок сможет принять самостоятельное решение, спросите его мнение или промолчите, давая ему возможность сделать выбор самостоятельно. Конечно, некоторые решения, которые или время здоровью, или бьют по финансам, вы можете оспорить, но суть в том, что чем больше решений он сможет принять, тем лучше.
Лидер – ответственный человек. Во взрослой жизни необходимо быть ответственным не только за себя и свои поступки, но также и чувствовать это чувство по отношению к тем, кто идет за лидером. Понятно, что безответственные решения могут навредить людям, а за каждое из них придется отвечать лично лидеру. Необходимо дать ребенку понять это, пока цена за безответственность еще достаточно мала. Если ребенок какое-то неправильно, но он может понести ответственность – дайте ему право на ошибку. К примеру, он не хочет делать уроки, тогда следует один раз напомнить, что он должен их сделать как можно раньше, чтобы и погулять, и выспаться. Но только один раз. Если он не сделает их вовремя, он поздно ляжет спать, он не выспится, он будет сонным завтра, его будет тяжело будить. Все это будет, но ведь от этого никто не умер. Но, зато ребенок поймет, что нужно правильно рассчитывать время на труд и отдых.
Лидер – человек понимающий. Настоящий лидер должен уметь вести за собой людей и управлять коллективом, так что следует обратить особое внимание на адаптацию ребенка в социальном плане. Следует разбирать вместе с ребенком конфликты и сложности, которые происходят между ним и другими подростками, вместе с ним придумывать различные модели поведения и хвалить его, если он поступает правильно. Необходимо предоставлять ребенку возможность попробовать себя в секциях, кружках, соревнованиях, если, конечно, они интересны ребенку.
Лидер – человек с повышенной самооценкой. Помните о том, что лидер всегда должен быть уверен в себе и в своих силах. Он должен выдерживать конкуренцию и критику, уметь справляться с ошибками и уметь убеждать других. Для того, чтобы воспитывать самооценку, необходимо всегда отмечать каждое его достижение и поддерживать его. Но хвалить тоже надо умеючи, то есть только тогда, когда он действительно старался и прилагал значительные усилия, а не просто так, без дела. В противном случае, это будет уже самоуверенный человек, которого жить жестоко побьет.
Внимание! Если ребенок не проявляет никаких лидерских качеств, не стоит его переделывать, потому что тогда ребенок будет чувствовать себя неполноценным, ущемленным и даже ущербным.
Способность руководить другими и добиваться при этом результата дана не каждому. И зачастую лидерами не рождаются, а становятся! Не хочешь, чтобы твой ребенок в будущем «работал на дядю»? Мечтаешь, чтобы он стал успешным, и к его мнению прислушивались? Тогда добавь в закладки наши воспитательные приемы, которые помогут тебе сформировать лидерские качества в ребенке с раннего детства!
Американский профессор Роберт Штернберг выделяет 3 качества, присущие одаренным лидерам: интеллект (умение отличать хорошие идеи от плохих и выявлять их способность быть принятыми другими людьми); креативность (способность генерировать новые идеи и находить нестандартные решения проблем); мудрость (умение слушать мнение других и перенимать правильный опыт).
Что делать родителям, чтобы сделать из ребенка лидера?
Быть лидерами
Личный пример родителей - лучший урок. Ваша пара принимает участие в спортивных состязаниях, общественных работах или других мероприятиях? Берите ребенка с собой, показывая наглядным примером, каково это быть увлеченным обществом и влиять на жизни других людей.
Если ты чувствуешь, что тебе самому не хватает лидерских качеств, то никогда не поздно заняться личностным ростом. Интересные предложения ждут тебя с большими скидками.
Научить ребенка социализировать
Делиться эмоциями, слушать, бороться с разногласиями и отстаивать свою точку зрения, стоя с другим человеком лицом к лицу - это страшно и нелегко. Но это и есть самые важные навыки лидера! Помогите ребенку стать более социальным, научите его уверенно общаться с окружением и при этом не чувствовать себя уязвимым.
Привить любовь к чтению и полезным хобби
Многочисленные исследования доказывают пользу чтения для развития лидерских навыков в том числе. Через книги дети больше узнают о мире и умеют лучше обрабатывать поступающую информацию, делая полезные выводы.
Также существуют различные хобби, которые помогут стать умнее. Подробнее о них читай .
Научить ребенка мыслить позитивно
Когда ребенок сталкивается с трудностями, позитивное мышление имеет чуть ли не решающее значение. Оно помогает ему принять проблему и сохранять устойчивость, не бросать начатое дело, а наоборот, проявлять творческую составляющую и креативить, чтобы найти неординарное решение задачи.
Развить в ребенке эмпатию
Мир и без того полон ужасных вещей и жестокости. Чувство сострадания к окружающим помогает ребенку воспринимать его иначе (более красивым и полным надежд), расширяет границы и позволяет выстраивать хорошие отношения с другими людьми, находить к ним подход через сострадание.
Научить ребенка делать выбор
Не просто выбрать между красным и зеленым, а сделать выбор правильно, чтобы он привел к нужным последствиям. Среди многообразия возможных вариантов помоги ребенку сузить круг до 2-3. Можно записать все «за» и «против» на бумаге, а потом подумать вместе и принять наиболее эффективное решение, исходя из ситуации. Решайте простые задачки совместно с ребенком, чтобы он научился делать правильный выбор в повседневной жизни.
Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он - мальчик. Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок - девочка.
Вопрос лидерства зависит не от природных данных, а от знаний, вложенных в голову ребенка родителями. И опыт поколений это подтверждает. Часто бывает, что человек долгие годы сидел богатырем на печи, никого не трогал, никуда не лез. Но случилась чрезвычайная ситуация, и он взял на себя и власть, и ответственность за происходящее, легко решил трудные задачи, над которыми разводили руками вчерашние пассионарии.
Детское лидерство
Дети тоже легко проявляют свои лидерские качества, если им не мешать и не втолковывать в голову, что «да, с твоим характером ничего не добьешься». Родителям стоит помнить, что занять лидирующую позицию может каждый, и не стоит махать руками раньше времени, нужно подобрать правильную стратегию воспитания в зависимости от характера и темперамента ребенка.
Два типа лидерства
Знаете ли вы, что лидерство бывает двух типов?
Скорее всего, вам хорошо известен только первый его тип, наиболее яркий, харизматичный - так называемое открытое лидерство («первый парень на деревне», душа компании) . Человек-организатор, который сказал - и все слушаются, делают, потому что хочется подчиняться его власти и очарованию.
Второй тип лидерства - более сдержанный, не всегда эмоциональный, этакий серый кардинал , который тихо и незаметно даже не дает распоряжения, а управляет людьми так, что они сами предлагают сделать нужное и бросаются исполнять после лёгкого кивка.
Второй тип во многом более выгоден, так как неочевидное, не бросающееся в глаза лидерство позволяет добиваться результатов , а в случае ошибки или провала обиженная толпа растерзает яркого лидера, в то время как серый кардинал спокойно будет сидеть дальше в своем кабинете. Он вычеркнет из списка контактов очередного неудачливого героя, только и всего… Неплохая тактика, если подумать.
Что же с детским лидерством? Большинство родителей догадываются, что растить лидеров из мальчика и из девочки следует по-разному. Но часто даже взрослым непонятно, в чем именно должно быть отличие.
Если у вас сын
Возьмем в качестве примера литературное произведение Михаила Веллера «Приключения майора Звягина», невероятно мотивирующая книга. В одной из глав как раз рассказывается, как незаметный мальчик влюбляется в первую красавицу класса. Она уже в студенческом возрасте без фанатизма принимает его ухаживания, потом начинает встречаться с более богатым парнем - аспирантом с машиной. А мальчику говорит: «Отстань от меня, надоел».
В книге этот «амебный» юноша под руководством майора Звягина постепенно становится популярным парнем, о котором мечтает любая девушка. Майор за несколько месяцев «прокачивает» обычного работягу со стройки, никуда не поступившего, стеснительного: обучает играть на гитаре, прилично одеваться, ходить на лыжах. Юноша публикует стихотворение, сочиненное коллективным разумом семьи Звягина, и попадает на престижную ТВ-передачу, которую смотрят все, в том числе его пассия.
Всего за три месяца обычный парень набирает те бонусы, с помощью которых он переходит в разряд востребованных молодых людей. Он прекрасно танцует, хорошо одевается, живо ведет беседу, рассуждает, транслируя мысли из умных книг. Он умело дерется на глазах у своей возлюбленной, великолепно катается на лыжах, и еще у него есть поклонница с машиной. И все, образ сформирован, вчерашняя недотрога по уши влюбляется и соглашается выйти замуж.
Давайте посмотрим на художественный сюжет внимательнее: в книге четко прописана классическая схема, как человек из рабочего на стройке и неудачника без особых перспектив становится желанным мужем для избалованной девушки. И подобную схему можно применить к любому человеку в юном возрасте или еще лучше - в детстве. Родитель может стать для сына «майором Звягиным» и помочь последовательно выполнить шаги к успеху.
На этом пути вашему сыну может понадобиться еще и помощь друзей, но чтобы друзья захотели помогать, ребенок уже должен быть для них авторитетом. И эта авторитетность нарабатывается: либо человек умеет делать что-то лучше, чем они, либо он знает больше; или же в каких-то ситуациях он грамотно реагирует, не теряется, не паникует, а четко говорит, как и что мы будем делать; или у него есть какие-то необычные мысли, знания, действия, и тогда остальные смотрят на него как на гуру.
Нужно подумать, какие интересы подходят для его возраста, для его компании, в какой ситуации ребенок может продемонстрировать превосходство, наличие знаний, которых нет у других детей.
Если у вас дочь
Когда-то я прочла любопытный эпизод, как девочку, обычную школьницу, можно превратить в первую красавицу и умницу. Учитель по предмету «Этика и психология жизни» захотел обычную девочку сделать супер-красавицей в восприятии одноклассников. После лекции о галантности и хороших манерах он поставил девочку на стул и показывал, как правильно целовать даме руку, на примере этой девочке.
Дело было в 10 классе, в сентябре, и весь учебный год все мальчики смотрели на эту девочку как на первую красавицу. Вот такая простенькая манипуляция со стороны взрослого человека - и учитель добился того, что обычная девочка становится суперзвездой класса, хотя до этого девять лет чувствовала себя гадким утенком. Этот пример очень показателен.
Думаю, вы тоже замечали, что самой красивой и самой популярной девочкой становится не та, которая действительно очень красива , если судить о каких-то объективных характеристиках выбора, а та, которая ведет себя как первая красавица.
Поэтому, если вы хотите, чтобы дочка чувствовала себя королевой, начинайте ей говорить об этом, делать комплименты. Причем желательно, чтобы их делала не женщина, хотя и мамина похвала никогда не помешает, а чтобы комплименты и слова восхищения дочь слышала от папы и других мужчин: дяди, брата, дедушки.
Девочка начинает привыкать к тому, что она нравится, ведь ей это все говорят, тогда она ставит себя по-другому в среде сверстников. Такая популярная девочка входит во взрослую жизнь не с глупым ощущением, что за каждую толику внимания надо как-то рассчитываться, или комплименты парнями делаются, только когда им что-то нужно. Она живет с ощущением, что восхищенное внимание к ней является нормой жизни.
К сожалению, воспитанные советской системой мамы делают жуткую ошибку: они убивают в девочках женственность и лидерство. Например, у моей приятельницы дочку в садике мальчики по очереди возили на санках. А она, как принцесса, благосклонно принимала их знаки ухаживания, они даже боролись, кто из них провезет ее на этих санках. И вдруг мама начала возмущаться и выговаривать: «Как же ты так себя ведешь?! Надо меняться местами - он тебя повозил, теперь ты его вези».
Я, когда это услышала, изумилась и спрашиваю: «Да ты что вообще делаешь?! Ты понимаешь, что у твоей девочки врожденная женская модель поведения - мужчины для нее совершают подвиги, в ответ получают ее восхищение, благодарность, и это вполне нормальный, адекватный взаимообмен.
Чему ты учишь ребенка? Пахать как лошадь, не меньше, чем мужчина? Зачем ты это делаешь?!» Мама, естественно, обиделась, что я посчитала её модель равенства глупой. Но в моих глазах мама, которая убивает в девочке ее природную женственность, враг своей дочери. Это огромная ошибка, если она, опасаясь, что дочь вырастет легкомысленной, не позволяет девочке быть красивой и привлекательной легко, без усилий.
Поэтому, если речь идет о девочках-подростках, задумайтесь, что для них ценным выделяющим признаком является красивая одежда, последняя модель iPhone, походы на курсы моделей или еще какие-либо принятые в этом возрасте атрибуты «крутизны». Нет, я не призываю сию секунду снимать с карточки всю зарплату и бежать в бутик, одевать ребенка по последней миланской моде.
Это простой пример превосходства по шкале детских ценностей. И нет, это не опасно. Модные вещи и последний iPhone не сделают вашу дочь эгоисткой сами по себе - характер формирует воспитание, а не марка обуви. А вот в детской и подростковой среде модные вещи дают превосходство при прочих равных условиях, и это хорошо.
А теперь о приятном: обладать признаками превосходства, лидерскими качествами можно и без материальных благ. Если интеллектуально ваш ребенок опережает других детей, они будут его слушать. При наличии интеллекта любой предмет или занятие можно превратить в предмет культа. Помните сцену из «Тома Сойера», когда мальчишки отдавали все свои ценности: стеклянные шарики, монеты, пуговицу, дохлую кошку в обмен за уникальную возможность - разрешение покрасить тетушкин забор?
Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он - мальчик. Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок - девочка. Ваша задача родителя - не просто покупать ему дорогие вещи, а определить тип и темперамент дочери или сына, и развить интеллектуально и эмоционально. Тогда ребенок начнет доминировать над сверстниками, научится выстраивать отношения со взрослыми. Это будет фундаментом его будущего лидерства во взрослом мире, а вы сможете вырастить ярких, успешных и счастливых личностей .опубликовано .
Ольга Юрковская
Если у вас возникли вопросы, задайте их
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
В современном мире, в условиях конкуренции многие родители хотят, чтобы их ребенок выделялся из “середнячка”, был яркой личностью, лидером. С этим образом мы связываем много ожиданий. Есть представление, что лидеры много зарабатывают, добиваются успеха в жизни, имеют доступ ко всем благам. Каким-то чудесным образом у них хорошо идут дела и в семье, и в карьере. Это то самое “лучшее будущее”, которое мы желаем своим детям. Осталось только разобраться, как сделать из ребенка лидера, и, кажется, успех ему гарантирован.
Запнулись на старте
Ловушек на этом “благом” пути несколько, и если вы в основном задумываетесь, как , а не счастливым, возможно, вы попали в одну из них. Чаще всего эта ловушка своих амбиций.
Родители, не добившиеся того жизненного успеха, который для себя мыслили, часто . Они не учитывают его склонности и ресурсы, навязывают свою волю, а вместе с ней сто развивающих кружков с раннего детства. Часто уже к школе такие и у них начинаются проблемы с усвоением информации, даже если до этого они обладали хорошими данными. Ребенок становится рассеянным и невнимательным, отказывается заниматься вовсе или начинает часто болеть. Он будто “тупеет”, родители приходят в ужас, их план интенсивного развития на ближайшую пятилетку тает вместе с образом успешного сына или дочери. Но как же тогда действовать?
Хорошая новость в том, что от загрузки кружками ребенок “Гандапасом” не станет. Хотите вырастить лидера - посвящайте время тому, чтобы воспитывать в нем .
Переформулируем для пользы дела. Идея “сделать из ребенка лидера” - отдаёт фанатизмом, в то время как развивать в нем лидерские качества - разумно и полезно.
Я выделяю три ключевых качества лидера, которые можно и нужно воспитывать в ребенке:
- Инициативность
- Ответственность
- Планирование времени и целей
Бонусом можно говорить о таком навыке, как стремление превосходить стандарты.
Инициативность
Лидеры отличаются от “обычных людей” тем, что не плывут по течению, а сами рулят своей судьбой. Одно из главных качеств, чтобы делать жизнь такой, как хочется - это инициативность.
Инициативность можно и нужно поощрять с ранних лет. Её формирование начинается с того, что вы поддерживаете импульсы ребенка сделать что-то самостоятельно: одеться, подмести пол, сходить в магазин- внимание- даже если вам кажется, что он справится с задачей плохо.
Вне зависимости от результата, который они принесли. В такие моменты держите в фокусе, что вы развиваете в ребенке качество - инициативность, а не учите его конкретному навыку: чисто подметать или безукоризненно прибивать гвоздь. Освоение навыка - отдельный процесс и к нему можно вернутся в другое время. С инициативой это не работает - вы либо поддерживаете импульс здесь и сейчас, либо подавляете его, а вместе с ним и желание ребенка проявляться в целом.
Поддержите инициативу ребенка - и снабдите инструкциями: как это работает, какие могут быть варианты и как сделать оптимально. Вместе обсудите результат и проговорите, что в следующий раз можно добавить, чтобы получилось лучше.
Ответственность за выбор
Чтобы ребенок - необходимо ему эту ответственность передавать. Ответственность всегда идет “в комплекте” с выбором. Что это означает? Требовать ответственности с ребенка можно только за те решения, которые он выбрал самостоятельно.
Алгоритм формирования подобной ответственности такой:
На первом шаге мы предоставляем ребенку варианты выбора: «Ты будешь мороженное прямо сейчас или вечером? Мы пойдем в парк или на детскую площадку?»
На втором шаге объясняем, что за каждым вариантом последует: «Ты можешь съесть своё мороженное сейчас - но тогда вечером, когда мы будем кушать все вместе, твоей порции там уже не будет.»
Нести ответственность за выбранное решение - означает справляться с последствиями своего выбора. (Здесь родителям важно быть последовательными и действовать по предложенному сценарию)
На третьем шаге объясняем ребенку, как обходиться с последствиями того выбора, который он сделал: «Если тебе вечером будет обидно и грустно, пока другие едят мороженое - скажи друзьям,что ты свою порцию съел днем и позови их поскорее играть с тобой».
Ответственность за случайности
В жизни, в основном, мы несем ответственность за наши осознанные поступки, но бывают ситуации, когда последствия наступают “случайно”:
“Я сильно хлопнул дверью, и стекло в ней разбилось”
Как научить ребенка нести ответственность за ситуации, когда он случайно поступил плохо или нанес вред?
Часто “на автомате” родители воспроизводят такую последовательность: Ругают-стыдят-винят ребенка+ исправляют последствия сами.
Результат для жизни: ребенок остается с чувством отвержения и стыда и не учится исправлять ошибки (нести ответственность)
Конструктивная последовательность:
- принимаем, ценим честность, если ребенок признался
- обсуждаем, почему так произошло, какие были мотивы, намерения
- проговариваем, как устранить последствия
- отправляем ребенка устранять последствия - ответственность
В примере с разбитой дверью со стеклянным витражом: “Молодец, что рассказал правду, теперь ты знаешь, что стеклянные двери - хрупкие и с ними надо быть осторожнее. Будет лучше, если вы с сестрой будете играть в догонялки на улице, а не дома. Возьми веник и большой совок - надо собрать осколки не только в коридоре, но и в комнате. Не трогай их руками и надень тапки, чтобы не порезаться. Пойдем, я побуду рядом”.
Если вам хочется отобрать веник и сделать всё самой, потому что ”я подмету лучше” - возвращайтесь к первому пункту. Прямо сейчас вы воспитываете качество - ответственность, а не навык подметать пол. Если опасаетесь порезаться, подождите, когда ребенок уберет крупные осколки и покажите, как быть с мелкими, но только так, чтобы он мог видеть и учиться.
Планирование
Абсолютно точно формируемый лидерский навык - это . Прекрасно, если у самих родителей есть эта привычка - в таком случае ребенок перенимает её органично и без особенных усилий.
Самое знакомое и доступная опция в планировании времени - это составление распорядка дня. Что важно:
составляйте распорядок вместе с ребенком, обсуждайте, сколько времени на какое дело потребуется, что включить в план обязательно, а что - факультативно.
не делайте жесткую поминутную секту. Достаточно прописать последовательность действий и обозначить “чек-поинты” закрепленные точки: время начала занятий, кружков, отхода ко сну и прочее.
В выходные дни с самого утра проговаривайте с ребенком план на день: что и когда вы хотите сделать, чтобы с самого утра у него была опорная картина дня, а лучше - обоих выходных.
Подарите ребенку простой механический таймер - научите его засекать время, сколько он тратит на то или иное дело. Это огромное подспорье в управлении временем и самодисциплине. Договаривайтесь о примерном количестве времени на каждое дело. Начал делать уроки - засек 30 минут. Сел играть - засек час. Время вышло - таймер зазвенел - сигнал к смене деятельности. Здесь важный момент: таймер действительно должен быть механический, а не встроенный в телефон или планшет. Не усугубляем привязанность к гаджетам.
Планирование целей - задача, которую можно ставить детям, начиная с 10-12 лет. Что это такое? Прежде чем взяться за какое-то дело, проговаривайте, какой результат вы хотели бы получить. Как и во всех других качествах, это тот случай, когда дети идеально учатся у родителей. Показывайте им пример на своих делах, озвучивайте для них свои планы, помогайте ребенку сформулировать собственные: “Я сейчас сяду писать статью, и к вечеру планирую закончить главу”, “папа сегодня на тренировке планирует пробежать 10 километров”. Вы проговариваете, какие действия необходимо сделать, чтобы получить желаемый результат, и распределяете эти действия по времени: сколько задач тебе надо прорешать, чтобы чувствовать себя уверенно на экзамене? В какие дни ты найдешь на это время?
Бонусом можно говорить о такой характеристике лидера как стремление превосходить стандарты
Обратите внимание ребенка на то, чтобы выполнять некоторые задачи (те, которые кажутся ему интересными), особенно хорошо, выше стандартных требований. Учтите здесь два момента:
Важно выбирать задачи которые действительно особенно интересны вашему ребенку.
Важно стимулировать его проявлять творчество, когда средний результат достигнут, задавать вопросы, придумывать вместе: как можно было бы улучшить-углубить, сделать результат более интересным.
В чем особенность в воспитании лидера?
Родителям, безусловно, нужно закладывать ресурс сил и времени на особое внимание к формированию этих качеств у ребенка. Имейте в виду, лучше всего дети учатся, наблюдая за родителями: эффективными, которые ценят и рационально используют своё время, планируют и достигают цели.
Воспитание этих качеств могут и не сделать из ребенка сверхчеловека, но точно помогут ему в решении жизненных задач. При условии, что в первую очередь родители принимают и безусловно любят своего ребенка, и только во вторую - воспитывают.
Ирина Винник
Психолог Анастасия Пономаренко даст несколько практических советов, как воспитать в ребенке лидерские качества.
Лидерский потенциал начинает формироваться в раннем детстве. Ведь лидерство — это, прежде всего, определенные поведенческие реакции. Способам реагирования мы учимся с младенчества, наблюдая за отношением наших близких к нашим поступкам. Запоминая, за что нас хвалят, когда ругают, в каких случаях помогают, мы формируем «динамический стереотип», как говорил И.П. Павлов. Иными словами, привычку реагирования в определенных обстоятельствах.
Вот почему, в одних и тех же ситуациях кто-то начинает паниковать, а кто-то берет на себя ответственность .
Конечно, каждый родитель хочет, чтобы ребенок вырос «большим человеком», выбился в руководители. Копят деньги на образование, стараются помочь связями. Это естественно. Однако, сами того не ведая, своим образом действий, они невольно подрезают крылья собственным детям, не давая взлететь. Что делать, как избежать этой ошибки?
Читай также:
1. Позволяйте ребенку набить собственные шишки. В детстве у потенциальнх лидеров должен быть опыт падения с велосипедов, драк со сверстниками, разбитых носов и коленок. Они должны не бояться справляться со своими проблемами, преодолевать собственные детские трудности. Если вы будете сразу включаться в ситуацию, вставать на защиту, невротично переживать из-за ссадин, разбираться с родителями обидчиков, то перекладывать решение собственных проблем на чужие плечи войдет в привычку . А если человек не в состоянии взять за последствия собственных действий, то отвечать за действия других подавно не сможет. Как же, в таком случае, ему можно доверить большое дело?
2. Развивайте интеллект и критическое мышление . Большой объем знаний и умение анализировать и делать выводы — это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Лидер умеет анализировать события, видеть причинно-следственные связи и делать правильные прогнозы. Это возможно только при достаточно развитом интеллекте.
Это не чтение Мураками в 7 лет. И не счет до 100 в 3 года. Развитый интеллект — это умение анализировать, систематизировать информацию, умение делать выводы. Чаще задавайте ребенку вопросы типа: « А почему одни курицы несут белые яйца, а другие коричневые?», «Почему лепестки ромашки белые, а лютика желтые, ведь это два цветка?». И неважно, правильным будет ответ, или нет. Главное, ребенок научится анализировать, думать .
3. Пусть ребенок с детства принимает участие в соревнованиях . Будущий лидер должен уметь проигрывать. Сейчас очень много проводится соревнований, где призы получает каждый участник - «зрительских симпатий», «за лучший костюм» и так далее. Дети привыкают, что они в любом случае получат приз, и воспринимают это как должное. Но ведь во взрослой жизни не так. Во взрослой жизни призов на всех не хватает, и первый серьезный проигрыш, без утешительной конфетки, воспринимается, как трагедия. Человек может долго приходить в себя после «незаслуженного» удара, а может не справиться и уйти, к примеру, в алкогольную зависимость. Так что пусть участвует в настоящих соревнованиях , где есть и проигравшие, и победители.
4. У будущего лидера должна быть персональная зона ответственности . Он должен знать, что никто его не будет подстраховывать, он полностью отвечает за результат . И, если он не сходил в булочную, то вся семья будет ужинать без хлеба. Мама не побежит в последний момент в магазин, папа не заедет по дороге домой. Нет хлеба - ты виноват. Исправляй. И точка.
5. Никогда не предлагайте ребенку готовых решений. Если ваше чадо пришло к вам со своей проблемой, то первый ваш вопрос должен звучать так: «А сам что думаешь? ». Ответ «не знаю» не должен приниматься ни при каких обстоятельствах. Пускай ищет решение. Не важно, правильное оно будет, или нет. Оно у ребенка должно быть. А потом вы вместе обсудите, как сделать лучше, как правильно.
И, конечно, ребенок должен знать, что вся ваша семья защитит, если это понадобится. Не предупредит удар, не будет драться вместо него, не кинется решать проблему раньше, чем она наступит. А именно защитит, когда уже собственных сил не останется, и когда будет казаться,что наступает катастрофа. Именно эта уверенность позволяет человеку не бояться, действовать.
Кстати, очень многие лидеры обращались за помощью к близким или друзьям в сложные для себя жизненные моменты. Но при этом они все равно оставались лидерами — думающими, смелыми, ведущими за собой.