Творческие коллективные работы в детском саду. Коллективная творческая деятельность
Ерохова Ольга Геннадьевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МКДОУ д/с "Огонек"
Населённый пункт:
Новосибирская область р.п. Линево
Наименование материала:
статья
Тема:
"Коллективная изобразительная деятельность - эффективное средство развития коммуникации у дошкольников"
Дата публикации:
30.09.2017
Раздел:
дошкольное образование
Тема: «Коллективная изобразительная деятельность
- эффективное средство развития коммуникации
у дошкольников»
Актуальность темы несомненна, так как все мы знаем, что именно дошкольный возраст
чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными качествами. От того, как сложатся
отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит
последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
В условиях современной жизни, где дети нередко предоставлены сами себе и «воспитываются»
компьютером и телевизором коммуникативные навыки детей дошкольного возраста находятся на
низком уровне развития. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разные
изобразительной
деятельности.
организации
деятельности
коллективная творческая деятельность. Объединение детей для совместного выполнения заданий
позволяет развить у них прочные способы сотрудничества, представления об особенностях работы в
коллективе. Такие занятия создают условия для коммуникативного развития детей в этот ключевой
для формирования личности период.
Коллективная
изобразительная
деятельность
эффективное
средство
воспитательных
дидактических
Коллективная
организации
возможность
формировать
работать
развивает
привычку
к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Чаще
всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но
особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются
изображения
называются
коллективными
работами.
значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В.
Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного
творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких
з а н я т и я х
п о в ы ш а е т
э ф ф е к т и в н о с т ь
х у д о ж е с т в е н н о й
д е я т е л ь н о с т и.
показывает
конкретных
соединения
коллективных
индивидуальных
работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности
может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В
коллективной
изобразительной
деятельности
самостоятельно
распределяют
обязанности,
осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них
появляется
дополнительная
преодолевают
трудности
творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.
Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их
применении
необходимо
соблюдение
педагогической
коллективное
рисование
организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же
затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.
При характеристике коллективной деятельности мне хотелось бы обратить внимание на ее
воспитательную
ценность:
выполненные
коллективно,
использованы
оформления группы, применены в качестве декорации для игр-драматизаций по художественным
произведениям, послужить украшением зала к праздникам, досугам или развлечениям. В этом случае
художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает
положительное
нравственный
Различные
возможных
объединений детей в группы вызваны стремлением преодолеть несоответствие между фронтальной
работой воспитателя с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку.
Коллективная
является
своеобразным
обучения
определенным изобразительным навыкам. В процессе проведения коллективной работы педагог
решает большое количество задач нравственного воспитания.
Создание
коллективных
изображений
организовывать
возрастных
группах. Можно выделить несколько форм таких занятий. Первый – наиболее простой, когда ребенок
выполняет своё изображение, а затем всё созданное детьми, объединяется в общую композицию.
Например, каждый вырезает и склеивает какой-то объект и из этих изображений составляется
картина: «Птицы на ветке», «Цыплята гуляют по травке», «Улица города» и т. д. Или каждый ребёнок
рисует осенние деревья. Соединённые вместе рисунки составляют общую композицию: «Осенний
лес» и др. Такие общие картины производят на детей яркое впечатление, буквально завораживают
детей, вызывают желание заниматься.
Для создания общих композиций воспитанники могут быть объединены в несколько подгрупп,
каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет
узор для середины ковра, другая – разрабатывает украшение поля, третья – готовит части узора для
каймы, углов. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и
каждому найдётся дело по силам, что особенно актуально в летний период. Воспитателю необходимо
уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было
интересно, чтобы ребёнку было, по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог
проявить себя лучшим образом, мог достигнуть высокого результата.
Может быть, и другая классификация форм организации коллективных работ детей. А. И.Савенков,
проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию,
позволяет
систематизировать
постоянно
усложнять
совместной
деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и,
наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в
небольшой
(3-5человек)
фактически
включающей
Воспитанники
создавать
изображения
одновременно
изображением
принципу конвейера.
В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного
возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:
1.Совместно-индивидуальная.
2.Совместно-последовательная.
3.Совместно-взаимодействующая.
Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам,
которые можно определить по тематическому критерию:
Изготовление художественных панно и макетов;
Выполнение подарочных плакатов;
Изготовление атрибутов к совместным играм;
Иллюстрирование сказок и рассказов;
Художественное оформление выставок;
Изготовление костюмов, театральных декораций.
Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует
подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от
возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание
изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в
процессе
самостоятельной
художественной
деятельности.
Сложность
отдельных
изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в
непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и
вечерние часы.
В организации работы есть 3 этапа:
Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких
художественных образов.
Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции
образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.
Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.
Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу
увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный
красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся
договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Вместе выполнять одно дело,
уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.
Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому,
чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время
выполнения
коллективных
общаться
взрослым
начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже
начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют,
договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как
договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.
Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по
изобразительной
деятельности.
организовать
коллективную
аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных
навыков детей.
В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы
объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них
получиться общая композиция.
Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на
которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу
выполняют
одинаковое
дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет
изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания,
маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант
может быть использован и в младших группах.
В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после
выполнения задания соединить все части в том же порядке.
Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по
выполнять
коллективные
аппликации.
вырезает
склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.
С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы
по мотивам народного искусства. Организовать такую деятельность можно по-разному. Например,
каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате. Когда составление узора закончится, все
рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе
бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием.
Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства:
городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить
выполнить
жостовских
подносов,
росписей.
использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Работу над
декоративной
композицией
организовать
по-другому.
воспитатель
большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо
активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать,
где и как будет размещён узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе
советуются,
рисовать
Композиция
создается
последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, затем по углам и кайме.
Такой узор могут выполнить от 2 до 4 детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому
можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.
Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей
композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение
детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить
детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы
они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы
идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет
узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог
должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.
В лепке дети могут выполнять персонажей композиции. Но здесь, очень важно договориться, кто
кого будет лепить, уметь соотнести величину фигурок, определить дополнения, которые сделают
композицию общей.
Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом
важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа. Многие коллективные
картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на
свободное
композиция
обогащаться,
расширяться,
дополняться.
Постепенно
становится
интересной,
выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те
которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно
со всеми.
Интересными для воспитанников являются и такие формы создания коллективных композиций, в
которых вместе с детьми работают и воспитатели, последние выполняют ту часть работы, которая не
по силам детям. Так, например, воспитатель, предлагая детям создать композицию «Птицы на ветке»,
заранее вырезает и наклеивает изображение дерева и приносит на занятие, детям же предлагается
вырезать и наклеить птиц. Было бы лучше, если бы дети приняли участие, пусть даже пассивное в
подготовке такого изображения.
Вместе с тем, в таком виде работы и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы в
общем результате, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы, её хода, все вместе
советуются,
примеряют,
получится.
Взаимодействие
педагога
осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует
воспитатель, обучаться без прямых указаний педагога, часто сковывающих детей, лишающих их
самостоятельности, возможности высказать свое мнение.
В коллективной форме организации работы могут быть подготовлены детали костюмов, декорации,
атрибуты для игр-драматизаций по литературным произведениям. Коллективная изобразительная
деятельность детей может быть органично связана со всеми сторонами жизни детей, и особенно с
художественно-творческими
деятельностями
музыкальной,
художественной, коммуникативной).
Литература:
Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. – 2005.
Оксана Добродон
Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города , можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них.
Я не хочу видеть детей эгоистами!
Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа .
Цели коллективных занятий :
Формировать умения и навыки работать вместе , строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов;
Развивать творческие способности, фантазию, воображение;
Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи :
Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
Учить создавать коллективные работы .
Коллективные занятия – в подготовительной группе я предлагаю проводить во второй половине дня, когда они уже отдохнули и полны новых сил и желания вновь общаться друг с другом. Продолжительность занятия – 25-30 минут, в соответствии с программой.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :
- работать вместе , уступать друг другу, помогать, подсказывать;
Договариваться о совместной работе , ее содержании;
Планировать свою работу , определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы .
Подводя итог, выполненной работе , мы проводим обсуждение творческой работы с детьми . Это помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Коллективная работа в детском саду – это результат совместной работы детей и взрослых . Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. Наши работы постоянно радуют и детей и родителей на выставке возле группы и в раздевалке. Каждый из детей с гордостью показывает как свою часть работы с подробным описанием процесса создания той или иной детали, так и части работы , которые выполнены друзьями из группы. Я считаю, что такой вид работы является мотивацией детского творчества , ведь после завершения работы ребята продолжают оставаться за столами, объединяются в группы и выполняют работу уже на свою тему .
Публикации по теме:
Сегодня я познакомлю вас сразу с тремя населенными «ситцевыми» пунктами: Снежинкино, Крошкино и Зайчиково. Эти деревеньки- подарок ребят.
Воспитатель Баранникова Г. И. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Ниткография - это одна.
В детском саду планируются коллективные работы по аппликации, они предполагают участие нескольких детей. В создании сюжетной аппликации.
Дети в моей группе очень любят заниматься творчеством. Одно из любимых занятий - коллективная аппликация. Всем известно, что коллективная.
Вот и наступило самое волшебное время года! Когда все вокруг превращается в сказку. Преображается город, украшают квартиры и детские.
В детском саду проводится много занятий на развитие творческих способностей детей. Одним из видов творческих работ, является создание коллективной.
Не успел начаться новый год, а мы с ребятами уже сделали несколько коллективных работ. Коллективные работы мы, в основном, делаем во второй.
Конспект НОД для детей подготовительной к школе группы «Поляна с цветами и бабочками» (коллективная работа в технике оригами)
Автор: Сафонова Ольга Владимировна
Место работы: воспитатель, МБДОУ "Детский сад "Ромашка" комбинированного вида" г. Ковылкино, Республика Мордовия
Цель: совершенствовать творческие способности детей посредством оригами.
Задачи:
-познакомить детей с фазами развития бабочки, особенностями ее образа жизни.
- закреплять умение детей создавать поделку (бабочку) из базовой формы «двойной треугольник», дополняя образ необходимыми деталями;
-закреплять умение складывать цветок тюльпана в технике оригами, используя базовые формы «конверт» и «воздушный змей»;
- развивать мелкую моторику;
-развивать глазомер, умение соблюдать симметрию в создании узора на крыльях бабочки;
-развивать навыки коллективной творческой деятельности;
-развивать интерес к жизни насекомых;
- воспитывать умение замечать красоту природы, желание любоваться ею,
беречь её.
Материалы для занятия:
весенняя поляна нарисованная на ватмане;
колокольчик;
иллюстрации с фазами развития бабочки;
бабочка;
пооперационные карты;
музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковского;
бумага разного цвета;
ножницы;
клей;
фото бабочек.
Предварительная работа:
беседа на тему: «На нашей улице весна»
рассматривание фотоиллюстраций весенней природы.
чтение рассказа Г. Скребицкого «На лесной полянке. Весна».
заучивание стихов о весне.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Обратите внимание на гостей. Поздоровайтесь с ними. Сегодня, я вас хочу пригласить в интересное путешествие на лесную полянку.Для того чтобы оказаться там, мы с вами должны выполнить одно условие. Нужно будет сейчас всем сесть по удобнее, закрыть глаза и не открывать до тех пор, пока не услышите звон волшебного колокольчика.
Воспитатель:
Итак… реснички опускаются,
Глазки закрываются.
На весеннюю поляну мы с вами отправляемся…
(звучит спокойная музыка, выставляется весенняя поляна)
Вот и лёгкий ветерок
Наших щёк касается,
Солнышко лучистое всем нам улыбается.
Здесь нам дышится легко,
Ровно, ровно, глубоко.
Вот и ветер, наш дружок
Всем принёс он холодок.
Колокольчик он задел,
Колокольчик зазвенел (звенит колокольчик)
Воспитатель:
Дети, вот мы с вами и оказались на весенней поляне.
Скажите, а какой сейчас месяц?
Что изменилось в природе в апреле? (Солнце светит ярче, греет землю, растаял снег, появилась зелёная травка, на деревьях набухли почки, выросли маленькие листики, распустились цветы, прилетели птицы из тёплых стран, проснулись насекомые)
Каких насекомых вы знаете?
Пригласила я вас на эту поляну, чтобы рассказать вам интересную историю. А про кого, вы узнаете отгадав загадку.
Послушайте загадку:
Волосата, зелена
В листьях прячется она
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может (Гусеница)
Воспитатель: С нашей гусеницей произошла такая история.
Жила-была гусеница. Она вылупилась из яичка, ползала по листьям и много ела. Все над нею смеялись, такая она была некрасивая. Однажды гусеница решила спрятаться в кокон, чтобы ее никто не видел. Она устроилась поудобнее на ветке и опутала себя липкими нитями.
Сидела она в нем, сидела, и заснула. Пока она спала, прошла зима и наступила долгожданная весна.
Солнце теперь вставало очень рано, ложилось поздно и так усердно светило всем на земле и так грело, что жить стало весело. Лёгкий зелёный туман окутал все берёзы, все осинки в лесу.
Как вы думаете, что это было?
Правильно. Это стали распускаться листья. Тут и начался лесной праздник.
Засвистел, защёлкал в кустах Соловей, звонко заквакали возле речки лягушки, майские жуки с гудением носились между ветвями.
Проснулась и гусеница, высунула наружу усики, и только хотела она вылезти целиком из своего кокона, как почувствовала, что на спинке ей что-то мешает…
Воспитатель:
Дети, что же ей мешало гусенице на спинке?
Дети:
Крылья!
Воспитатель:
А теперь посмотрим так ли это?
Воспитатель:
В кого превратилась наша гусеница?
Дети:
В бабочку!
Вот в какую красивую бабочку превратилась наша гусеница
Послушайте сказку дальше… Она встряхнулась и вдруг … полетела. Пролетая над прудом, она посмотрелась в него, как в зеркало и увидела прекрасную … (бабочку). Да, бабочку с огромными яркими крыльями. «Кто эта красавица?» – подумала она, – «Ой, так ведь это же я! Я – бабочка!» Она летела над лугом и все, кто видел ее, восхищались: «Какая красивая бабочка!» Бабочка почувствовала голод и решила отыскать луг полный ярких, душистых цветов. Прилетела бабочка на луг …, а там только зеленая травка.
(показываю луг-зеленый ватман)
Воспитатель: Ребята, как мы можем помочь бабочке?
Дети: Можно сделать цветы.
Воспитатель: А еще что можно сделать?
Дети: Сделать бабочек.
Какие весенние цветы вы знаете?
Я предлагаю вам изготовить для бабочки цветок тюльпана. Эти цветы вырастают весной не только на наших клумбах, но встречаются и в дикой природе на юге нашей страны.
Воспитатель: Дети, но сначало давайте отдохнем.
Физминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
А на пять – на место села.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель:
Садитесь на свои места.
Давайте сделаем для неё цветочную поляну.
Работать будем по подгруппам: «бабочки» и «тюльпаны».
Вспоминаем способы изготовления бабочки и тюльпана, рассматриваем пооперационные карты.
Напоминаю вам о симметричном расположении узора на крыльях бабочки.
Давайте подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, по внутренней стороне другой)
Бабочкина дочка,
(ладонь «ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает
(то же самое по другой руке вертикально)
Кушает листочки:
Ам!
Ам!
Ам!
Ам!
(одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» пальцы другой ладони на каждое ам
Поела, спать захотела
(одна рука сжимается в кулачок, другая ее накрывает)
Проснулась (расправить ладони)
Бабочкой обернулась
(перекрестить руки в районе запястий)
Полетела, полетела, полетела!
(махать перекрещенными ладонями как крыльями)
Воспитатель: Приступаем к работе. Помните, что необходимо приглаживать пальцем каждую линию заготовки, чтобы все поделки получились аккуратными.
Творчество детей. (Звучит спокойная музыка. «Вальс цветов» П.И. Чайковский).
Воспитатель:
Вот и расцвели красивые цветы на лугу. И теперь вместе с подругами бабочка целыми днями порхает с цветка на цветок. Иногда она, сидя на цветке, аккуратно расправляет бархатные яркие крылышки
осматривается по сторонам и говорит: «Как здесь хорошо! Какая я счастливая, что живу здесь!».
Воспитатель:
Дети, вам понравилось заниматься? А что понравилось?
Дети:
ответы детей.
Воспитатель:
Что нового вы сегодня узнали?
Вы рады, что помогли бабочке?
Молодцы! Берегите, жалейте всё живое, дети! Всматривайтесь. вслушивайтесь, вникайте в красоту природы, берегите и приумножайте её!
Анализ работ детей.
А в подарок вам на память о нашем занятии фотографии бабочек!
Способ изготовления бабочки
Раскрываем квадрат.
Переворачиваем квадрат.
Складываем квадрат пополам, совмещая верхнюю и нижнюю стороны, цветной стороной внутрь.
Раскрываем квадрат.
Надавим снизу на центр квадрата, вогнём боковые треугольники, складывая их пополам. Базовая форма двойной треугольник готова.
Складываем двойной треугольник пополам, определяя среднюю линию.
Боковые стороны верхнего треугольника загибаем к средней линии.
Отгибаем стороны, примыкающие к средней линии, к противоположным сторонам.
На большом треугольнике делаем выемку, урашаем бабочку симметричным узором, приклеиваем усики.
Способ изготовления тюльпана.
Нам понадобится квадратный лист бумаги яркого цвета.
Складываем квадрат по диагоналям (косыночкой) белой стороной внутрь.
Раскрываем квадрат.
Каждый угол листа загибаем к центру, получаем квадрат меньшего размера или базовую форму "Конверт".
Внутренние углы отгибаем к внешним сторонам квадрата. Заготовка теперь похожа на окно с открытыми ставенками.
Складываем заготовку пополам так, чтобы все уголки образовали ровный ряд зубчиков-лепестков.
Сворачиваем заготовку конусом. Цветок тюльпана готов.
Возьмём квадратный лист бумаги зелёного цвета.
Из опыта работы воспитателя детского сада
Описание: данный материал предназначен для воспитателей детских садов, родителей.Участники: дети дошкольного возраста.
Цель:
предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать условия для творческого взаимодействия.
Задачи:
Обучающие:
учить создавать коллективные работы, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности;
Развивающие:
развивать творческие способности, фантазию, воображение;
Воспитательные:
воспитывать умение работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи.
Одной из форм проведения НОД в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиции.
Коллективные работы с детьми создаются начиная с младшего дошкольного возраста по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
Создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы доставляет детям большую радость. Такие картины значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать, таким образом развиваются коммуникативные способностей детей;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Развивающие возможности этой формы работы состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в коллективе.
Отмечу, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО обозначено, что «ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми… способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».
Выполняя коллективные работы, мы создаём украшения к празднику, выполняем панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, иллюстрируем сказки, стихотворения, и т. д.
Темы коллективных работ я выбираю разнообразные, но особенно меня привлекает создание композиций о природе. Это зелёные поля, сосновые и смешанные леса, реки и озёра, животные, насекомые и птицы. Я учу детей восхищаться красотой природы родного края.
А как стараются дети при изготовлении коллективных работ к праздникам и радуют родителей результатами своего труда! Они посвящают их самым добрым, самым чутким, самым нежным и заботливым мамам и папам.
Дети вкладывают в свои работы столько тепла и доброты, что хочется смотреть на них бесконечно.
На занятиях я стараюсь использовать разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интеграция даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности.
Дети младшей группы создают каждый отдельное изображение, а в конце у них получается общая картина.
А старшие дети выполняют более сложные и разнообразные задания («Улица города» - транспорт, дома, деревья, люди т. д.) . Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы, каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет создавать.
Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в группе создаётся перспективный план, подбираются темы, материалы, продумываются формы организации.
Иногда коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)
Взаимодействуя в коллективе, ребёнок не только обучается и развивается в физическом, психическом и речевом плане, но и получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности.
А видя результат коллективной работы, дети испытывают положительные эмоции.
Ольга Демина
Коллективное творчество дошкольников
ВСЕ в тысячу раз интересней
Когда мы все делаем вместе…
Развитие у детей - одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мир, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе .
Как организовать коллективную деятельность детей ? Чтобы взаимодействие дошкольников в процессе творческой деятельности приносило радость от совместного содействия?
Выделяю три основные формы совместной деятельности детей :
«совместно – индивидуальная» , «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая» .
а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива .
Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.
б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.
в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.
Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка. Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству создала перспективный план, отобрала темы, материалы, продумала формы организации.
Работая на 2 младшей группе, детского сада я большое значение уделяю коллективному творчеству детей . В этом возрасте можно говорить о возникающей способности детей к совместной деятельности. В нашей группе работа по коллективной деятельности детей проводиться как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы. Я распределяю работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам, создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.
В центре изобразительного творчества оборудовала место для размещения коллективных работ . Созданную коллективную работу , мы оставляем на некоторое время в группе, это обращает ребенка к готовой работе, он может дополнить ее, побеседовать со сверстниками о содержание рисунка. И это вызывает желание создавать новые коллективные композиции .
Во время коллективного выполнения работы интересно наблюдать, как дети находят выход из сложившихся ситуаций, одни исправляют огрехи партнера (подклеивают, другие договариваются делать то,что у них лучше получается, а у кого-то портится настроение и пропадает интерес к работе. В такие моменты я стараюсь вовремя заметить напряженность и найти правильные приемы для изменения сложившейся ситуации. Наряду с этим с ребятами стараемся поддержать друг друга : «Мы не волшебники, мы только учимся»
На занятиях использую разные виды искусства : изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу.
Интегрированность дает возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве , создания своего образа.
Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.
Для родителей организуются совместные занятия с детьми, в которых родители совместно со своими детьми создают работы. В таких занятиях ребенок чувствует родительскую поддержку и ребенок горд тем, что может чему-то научить их. Также предлагаю домашние задания, в которых родитель – ребенок изготавливают заготовки для будущей совместной работы, а на праздничном мероприятии создаем одну большую коллективную работу . И это вызывает у всех море радости и восторга.
Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Для такой работы дети объединяются по двое и дети сами решают, с кем в паре будут работать. Ведь детям надо украсить парные предметы идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, а каким будет узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. Для работы детей в паре практикую использование карточек-схем. Приведу пример : «Сейчас я вам дам карточки, которые помогут вам по очереди быть волшебниками и их помощниками. Вы будете работать по двое».
С помощью бесед, игровых тренингов, моделирований ситуаций, чтения художественных произведений, показа мультфильмов и дидактических, подвижных, релаксационных игр воспитывала у детей доброжелательные взаимоотношения, учила сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.
В процессе выполнения коллективной работы осуществляется нравственно- эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :
Работать вместе, уступать дуг другу, помогать, подсказывать;
Договариваться о совместной работе, ее содержании
Планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы
Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества сближает детей . У них развивается навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками. Дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.
Из опыта работы воспитателя детского сада
Описание: данный материал предназначен для воспитателей детских садов, родителей.Участники: дети дошкольного возраста.
Цель:
предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать условия для творческого взаимодействия.
Задачи:
Обучающие:
учить создавать коллективные работы, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности;
Развивающие:
развивать творческие способности, фантазию, воображение;
Воспитательные:
воспитывать умение работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи.
Одной из форм проведения НОД в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиции.
Коллективные работы с детьми создаются начиная с младшего дошкольного возраста по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
Создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы доставляет детям большую радость. Такие картины значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать, таким образом развиваются коммуникативные способностей детей;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Развивающие возможности этой формы работы состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в коллективе.
Отмечу, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО обозначено, что «ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми… способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».
Выполняя коллективные работы, мы создаём украшения к празднику, выполняем панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, иллюстрируем сказки, стихотворения, и т. д.
Темы коллективных работ я выбираю разнообразные, но особенно меня привлекает создание композиций о природе. Это зелёные поля, сосновые и смешанные леса, реки и озёра, животные, насекомые и птицы. Я учу детей восхищаться красотой природы родного края.
А как стараются дети при изготовлении коллективных работ к праздникам и радуют родителей результатами своего труда! Они посвящают их самым добрым, самым чутким, самым нежным и заботливым мамам и папам.
Дети вкладывают в свои работы столько тепла и доброты, что хочется смотреть на них бесконечно.
На занятиях я стараюсь использовать разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интеграция даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности.
Дети младшей группы создают каждый отдельное изображение, а в конце у них получается общая картина.
А старшие дети выполняют более сложные и разнообразные задания («Улица города» - транспорт, дома, деревья, люди т. д.) . Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы, каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет создавать.
Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в группе создаётся перспективный план, подбираются темы, материалы, продумываются формы организации.
Иногда коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)
Взаимодействуя в коллективе, ребёнок не только обучается и развивается в физическом, психическом и речевом плане, но и получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности.
А видя результат коллективной работы, дети испытывают положительные эмоции .
Обычно на занятиях в детском саду каждый ребёнок индивидуально выполняет свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовольствие детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие работы называются коллективными.
В коллективном изобразительном творчестве могут создаваться не только панно, но и плакаты, стенгазеты, оформление для спектаклей, праздников, досуга. Вместе дети могут подготовить декорации и маски к играм-драматизациям, а затем все вместе разыграть сюжет сказки, рассказа.
Обычно такого рода занятия проводятся эпизодически и лишь в лёгких формах, когда каждый ребёнок выполняет отдельно свою часть изображения, которая затем станет фрагментом общей работы. Интерес детей к коллективной изобразительной деятельности значительно повышается, если её результат имеет общественную ценность.
В основе каждой коллективной работы - специально разработанный игровой сюжет. Ребёнок выполняет свою часть работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Планирование здесь весьма простое: задание каждому выдаётся в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это делает воспитатель, впоследствии это происходит в ходе коллективного обсуждения всеми участниками, когда нужно суммировать результаты.
Занятия, построенные на основе совместно-индивидуальной формы организации деятельности, позволяют сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества. Но при выполнении этих работ единство группы имеет формальный характер, так как взаимодействие осуществляется только на этапах планирования и оценки, что осложняет формирование умений координировать совместную деятельность, но зато позволяет продемонстрировать детям простейшие варианты совместного планирования.
Совместно-последовательная работа
Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности предполагает постепенное выполнение действий участниками, когда результат действия одного участника становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер, этот же принцип лежит в основе спортивных эстафет. В художественной деятельности взрослых эта форма также находит применение, например, в художественной промышленности: один разрабатывает форму керамических чашек, другой их формует, третий делает роспись и т.д. Такая форма находит применение в трудовом обучении, так как позволяет в игровой форме воспроизвести конвейерную линию.В качестве примера рассмотрим выполнение объёмной работы на тему «Зимняя сказка» (фабрика снеговиков) в старшей группе. Занятие представляет собой игру, синтезирует коллективное литературное и конструктивное творчество. Дети распределяются по четыре человека на линии. Задачи, стоящие перед каждым, просты: скатать три комочка разного размера из салфеток; склеить детали между собой в соответствии с полом снежного человечка, завершить образ снеговика из предложенных деталей. С конвейерной линии попадают в «Зимнюю сказку» по три снежных человечка.
Совместная деятельность способствует формированию умений координировать совместные действия. В этих условиях неудача одного ребёнка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы, к общей неудаче.
При такой организации деятельности дети от первого и до последнего этапа работают совместно, постоянно что-то добавляя к общей композиции, совершенствуя её выразительные, содержательные характеристики. Композиция, выполненная таким образом, не просто составлена из распределённых заранее и выполненных индивидуально деталей работы, это в полном смысле слова плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы. От каждого требуется инициатива и в то же время готовность и способность согласовать свои идеи с задачами
общей работы.
Эта работа предполагает наличие у детей способностей работать в коллективе и выступает средством формирования умений планировать, координировать свою деятельность и оценивать результаты коллективного творчества.
Мы разработали задания, когда группой создавалась одна, общая композиция, но игровые сюжеты позволяли придать процессу творческого взаимодействия ступенчатый характер. На первом этапе дети работали в парах или небольших группах, на последующих взаимодействие осуществлялось между этими парами и группами.
Если первая проблема успешно решена и между участниками работы не возникло непреодолимых разногласий на этапе планирования, то следующий этап согласования совместных действий проходит относительно безболезненно. Не без споров, но без ссор и обид. Необходимо корректировать отношения детей. Обычно одна-две пары не справляются с заданиями. Более сложного подхода к распределению обязанностей требует взаимодействие в крупных объединениях. Особенно это важно при выполнении первых композиций. Внимание следует уделять комплектованию групп: на основе наблюдения, личных симпатий, желания работать вместе. Это упрощает процесс приобретения детьми первых умений и навыков работы в небольших группах. Более сложный вариант - взаимодействие между группами. Правильно построенное обсуждение завершенных композиций способствует развитию творческого воображения детей. Это поможет формированию оригинальности и гибкости мышления детей.
Никто из детей в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет детям ощутить преимущества совместной работы. Создаст хороший эмоциональный фон для выполнения подобных работ в дальнейшем.
Лидия Пашинцева, воспитатель детского
сада компенсирующего вида № 94
Самостоятельная творческая деятельность, ее характеристика
Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей.
Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Например, игра в «школу» вызывает необходимость сделать для участников игры тетради, книги, сумки. Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.
Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходится ограничиваться карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя. В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала - казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.
Способы организации коллективной деятельности на занятиях.
Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.
Конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.
Классификация форм организации коллективных работ детей. А.И.Савенков, проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию, которая позволяет систематизировать и затем постоянно усложнять процесс совместной деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и, наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в небольшой группе (3-5человек) и большой, фактически включающей всех детей группы. Воспитанники могут создавать изображения одновременно или работая над изображением по принципу конвейера.
В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:
1.Совместно-индивидуальная.
2.Совместно-последовательная.
3.Совместно-взаимодействующая.
Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам , которые можно определить по тематическому критерию:
· Изготовление художественных панно и макетов;
· Выполнение подарочных плакатов;
· Изготовление атрибутов к совместным играм;
· Иллюстрирование сказок и рассказов;
· Художественное оформление выставок;
· Изготовление костюмов, театральных декораций.
Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в процессе самостоятельной художественной деятельности. Сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы.
В организации работы есть 3 этапа:
· Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов.
· Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.
· Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.
Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.
Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по изобразительной деятельности.
Легче всего организовать коллективную работу по лепке или аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных навыков детей.
В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них получиться общая композиция.
Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали. Затем все дети выполняют одинаковое задание, а потом дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания, маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант может быть использован и в младших группах.
В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после выполнения задания соединить все части в том же порядке.
Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по сложности изображения, далее группа может быть увеличена до трех – четырех и более детей.
Легче выполнять коллективные работы в аппликации. Каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.
С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы по мотивам народного искусства.
Оксана Добродон
Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города , можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них.
Я не хочу видеть детей эгоистами!
Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа .
Цели коллективных занятий :
Формировать умения и навыки работать вместе , строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов;
Развивать творческие способности, фантазию, воображение;
Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.
Основные задачи :
Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
Учить создавать коллективные работы .
Коллективные занятия – в подготовительной группе я предлагаю проводить во второй половине дня, когда они уже отдохнули и полны новых сил и желания вновь общаться друг с другом. Продолжительность занятия – 25-30 минут, в соответствии с программой.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :
- работать вместе , уступать друг другу, помогать, подсказывать;
Договариваться о совместной работе , ее содержании;
Планировать свою работу , определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;
Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы .
Подводя итог, выполненной работе , мы проводим обсуждение творческой работы с детьми . Это помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Коллективная работа в детском саду – это результат совместной работы детей и взрослых . Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. Наши работы постоянно радуют и детей и родителей на выставке возле группы и в раздевалке. Каждый из детей с гордостью показывает как свою часть работы с подробным описанием процесса создания той или иной детали, так и части работы , которые выполнены друзьями из группы. Я считаю, что такой вид работы является мотивацией детского творчества , ведь после завершения работы ребята продолжают оставаться за столами, объединяются в группы и выполняют работу уже на свою тему .