Коллективные творческие работы детский сад. Коллективные работы создаются с детьми
Ерохова Ольга Геннадьевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МКДОУ д/с "Огонек"
Населённый пункт:
Новосибирская область р.п. Линево
Наименование материала:
статья
Тема:
"Коллективная изобразительная деятельность - эффективное средство развития коммуникации у дошкольников"
Дата публикации:
30.09.2017
Раздел:
дошкольное образование
Тема: «Коллективная изобразительная деятельность
- эффективное средство развития коммуникации
у дошкольников»
Актуальность темы несомненна, так как все мы знаем, что именно дошкольный возраст
чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными качествами. От того, как сложатся
отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит
последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
В условиях современной жизни, где дети нередко предоставлены сами себе и «воспитываются»
компьютером и телевизором коммуникативные навыки детей дошкольного возраста находятся на
низком уровне развития. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разные
изобразительной
деятельности.
организации
деятельности
коллективная творческая деятельность. Объединение детей для совместного выполнения заданий
позволяет развить у них прочные способы сотрудничества, представления об особенностях работы в
коллективе. Такие занятия создают условия для коммуникативного развития детей в этот ключевой
для формирования личности период.
Коллективная
изобразительная
деятельность
эффективное
средство
воспитательных
дидактических
Коллективная
организации
возможность
формировать
работать
развивает
привычку
к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Чаще
всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но
особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются
изображения
называются
коллективными
работами.
значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В.
Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного
творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких
з а н я т и я х
п о в ы ш а е т
э ф ф е к т и в н о с т ь
х у д о ж е с т в е н н о й
д е я т е л ь н о с т и.
показывает
конкретных
соединения
коллективных
индивидуальных
работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности
может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В
коллективной
изобразительной
деятельности
самостоятельно
распределяют
обязанности,
осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них
появляется
дополнительная
преодолевают
трудности
творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.
Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их
применении
необходимо
соблюдение
педагогической
коллективное
рисование
организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же
затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.
При характеристике коллективной деятельности мне хотелось бы обратить внимание на ее
воспитательную
ценность:
выполненные
коллективно,
использованы
оформления группы, применены в качестве декорации для игр-драматизаций по художественным
произведениям, послужить украшением зала к праздникам, досугам или развлечениям. В этом случае
художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает
положительное
нравственный
Различные
возможных
объединений детей в группы вызваны стремлением преодолеть несоответствие между фронтальной
работой воспитателя с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку.
Коллективная
является
своеобразным
обучения
определенным изобразительным навыкам. В процессе проведения коллективной работы педагог
решает большое количество задач нравственного воспитания.
Создание
коллективных
изображений
организовывать
возрастных
группах. Можно выделить несколько форм таких занятий. Первый – наиболее простой, когда ребенок
выполняет своё изображение, а затем всё созданное детьми, объединяется в общую композицию.
Например, каждый вырезает и склеивает какой-то объект и из этих изображений составляется
картина: «Птицы на ветке», «Цыплята гуляют по травке», «Улица города» и т. д. Или каждый ребёнок
рисует осенние деревья. Соединённые вместе рисунки составляют общую композицию: «Осенний
лес» и др. Такие общие картины производят на детей яркое впечатление, буквально завораживают
детей, вызывают желание заниматься.
Для создания общих композиций воспитанники могут быть объединены в несколько подгрупп,
каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет
узор для середины ковра, другая – разрабатывает украшение поля, третья – готовит части узора для
каймы, углов. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и
каждому найдётся дело по силам, что особенно актуально в летний период. Воспитателю необходимо
уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было
интересно, чтобы ребёнку было, по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог
проявить себя лучшим образом, мог достигнуть высокого результата.
Может быть, и другая классификация форм организации коллективных работ детей. А. И.Савенков,
проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию,
позволяет
систематизировать
постоянно
усложнять
совместной
деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и,
наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в
небольшой
(3-5человек)
фактически
включающей
Воспитанники
создавать
изображения
одновременно
изображением
принципу конвейера.
В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного
возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:
1.Совместно-индивидуальная.
2.Совместно-последовательная.
3.Совместно-взаимодействующая.
Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам,
которые можно определить по тематическому критерию:
Изготовление художественных панно и макетов;
Выполнение подарочных плакатов;
Изготовление атрибутов к совместным играм;
Иллюстрирование сказок и рассказов;
Художественное оформление выставок;
Изготовление костюмов, театральных декораций.
Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует
подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от
возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание
изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в
процессе
самостоятельной
художественной
деятельности.
Сложность
отдельных
изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в
непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и
вечерние часы.
В организации работы есть 3 этапа:
Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких
художественных образов.
Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции
образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.
Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.
Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу
увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный
красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся
договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Вместе выполнять одно дело,
уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.
Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому,
чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время
выполнения
коллективных
общаться
взрослым
начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже
начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют,
договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как
договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.
Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по
изобразительной
деятельности.
организовать
коллективную
аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных
навыков детей.
В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы
объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них
получиться общая композиция.
Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на
которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу
выполняют
одинаковое
дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет
изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания,
маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант
может быть использован и в младших группах.
В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после
выполнения задания соединить все части в том же порядке.
Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по
выполнять
коллективные
аппликации.
вырезает
склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.
С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы
по мотивам народного искусства. Организовать такую деятельность можно по-разному. Например,
каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате. Когда составление узора закончится, все
рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе
бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием.
Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства:
городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить
выполнить
жостовских
подносов,
росписей.
использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Работу над
декоративной
композицией
организовать
по-другому.
воспитатель
большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо
активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать,
где и как будет размещён узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе
советуются,
рисовать
Композиция
создается
последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, затем по углам и кайме.
Такой узор могут выполнить от 2 до 4 детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому
можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.
Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей
композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение
детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить
детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы
они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы
идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет
узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог
должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.
В лепке дети могут выполнять персонажей композиции. Но здесь, очень важно договориться, кто
кого будет лепить, уметь соотнести величину фигурок, определить дополнения, которые сделают
композицию общей.
Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом
важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа. Многие коллективные
картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на
свободное
композиция
обогащаться,
расширяться,
дополняться.
Постепенно
становится
интересной,
выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те
которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно
со всеми.
Интересными для воспитанников являются и такие формы создания коллективных композиций, в
которых вместе с детьми работают и воспитатели, последние выполняют ту часть работы, которая не
по силам детям. Так, например, воспитатель, предлагая детям создать композицию «Птицы на ветке»,
заранее вырезает и наклеивает изображение дерева и приносит на занятие, детям же предлагается
вырезать и наклеить птиц. Было бы лучше, если бы дети приняли участие, пусть даже пассивное в
подготовке такого изображения.
Вместе с тем, в таком виде работы и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы в
общем результате, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы, её хода, все вместе
советуются,
примеряют,
получится.
Взаимодействие
педагога
осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует
воспитатель, обучаться без прямых указаний педагога, часто сковывающих детей, лишающих их
самостоятельности, возможности высказать свое мнение.
В коллективной форме организации работы могут быть подготовлены детали костюмов, декорации,
атрибуты для игр-драматизаций по литературным произведениям. Коллективная изобразительная
деятельность детей может быть органично связана со всеми сторонами жизни детей, и особенно с
художественно-творческими
деятельностями
музыкальной,
художественной, коммуникативной).
Литература:
Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. – 2005.
Самостоятельная творческая деятельность, ее характеристика
Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. В основном это время отводится для игр. Но если кто-либо из детей захочет рисовать, лепить, не следует препятствовать этому. Такое желание иногда говорит о наличии способностей у ребенка, и надо содействовать их выявлению и развитию. В процессе самостоятельной деятельности закрепляются разнообразные умения детей.
Изобразительная деятельность, возникающая в процессе игры, носит подчиненный характер. Ее цели и содержание определяются потребностями игры. Например, игра в «школу» вызывает необходимость сделать для участников игры тетради, книги, сумки. Часть детей занимается конструированием из бумаги этих предметов. Такая деятельность развивает инициативу, творческие способности и обогащает содержание игры.
Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходится ограничиваться карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя. В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала - казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.
Способы организации коллективной деятельности на занятиях.
Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.
Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких занятиях повышает эффективность художественной деятельности.
Конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.
Классификация форм организации коллективных работ детей. А.И.Савенков, проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию, которая позволяет систематизировать и затем постоянно усложнять процесс совместной деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и, наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в небольшой группе (3-5человек) и большой, фактически включающей всех детей группы. Воспитанники могут создавать изображения одновременно или работая над изображением по принципу конвейера.
В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:
1.Совместно-индивидуальная.
2.Совместно-последовательная.
3.Совместно-взаимодействующая.
Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам , которые можно определить по тематическому критерию:
· Изготовление художественных панно и макетов;
· Выполнение подарочных плакатов;
· Изготовление атрибутов к совместным играм;
· Иллюстрирование сказок и рассказов;
· Художественное оформление выставок;
· Изготовление костюмов, театральных декораций.
Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в процессе самостоятельной художественной деятельности. Сложность содержания и отдельных изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы.
В организации работы есть 3 этапа:
· Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких художественных образов.
· Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.
· Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.
Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.
Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по изобразительной деятельности.
Легче всего организовать коллективную работу по лепке или аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных навыков детей.
В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них получиться общая композиция.
Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу так, чтобы локти соседа не мешали. Затем все дети выполняют одинаковое задание, а потом дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания, маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант может быть использован и в младших группах.
В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после выполнения задания соединить все части в том же порядке.
Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по сложности изображения, далее группа может быть увеличена до трех – четырех и более детей.
Легче выполнять коллективные работы в аппликации. Каждый ребенок на своем месте вырезает и склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.
С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы по мотивам народного искусства.
Из опыта работы воспитателя детского сада
Описание: данный материал предназначен для воспитателей детских садов, родителей.Участники: дети дошкольного возраста.
Цель:
предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать условия для творческого взаимодействия.
Задачи:
Обучающие:
учить создавать коллективные работы, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности;
Развивающие:
развивать творческие способности, фантазию, воображение;
Воспитательные:
воспитывать умение работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи.
Одной из форм проведения НОД в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиции.
Коллективные работы с детьми создаются начиная с младшего дошкольного возраста по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
Создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы доставляет детям большую радость. Такие картины значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании;
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать, таким образом развиваются коммуникативные способностей детей;
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Развивающие возможности этой формы работы состоят в развитии у детей саморегуляции и умения взаимодействовать в коллективе.
Отмечу, что среди целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в ФГОС ДО обозначено, что «ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми… способен договариваться, учитывать интересы и чувства других».
Выполняя коллективные работы, мы создаём украшения к празднику, выполняем панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, иллюстрируем сказки, стихотворения, и т. д.
Темы коллективных работ я выбираю разнообразные, но особенно меня привлекает создание композиций о природе. Это зелёные поля, сосновые и смешанные леса, реки и озёра, животные, насекомые и птицы. Я учу детей восхищаться красотой природы родного края.
А как стараются дети при изготовлении коллективных работ к праздникам и радуют родителей результатами своего труда! Они посвящают их самым добрым, самым чутким, самым нежным и заботливым мамам и папам.
Дети вкладывают в свои работы столько тепла и доброты, что хочется смотреть на них бесконечно.
На занятиях я стараюсь использовать разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интеграция даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности.
Дети младшей группы создают каждый отдельное изображение, а в конце у них получается общая картина.
А старшие дети выполняют более сложные и разнообразные задания («Улица города» - транспорт, дома, деревья, люди т. д.) . Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы, каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет создавать.
Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в группе создаётся перспективный план, подбираются темы, материалы, продумываются формы организации.
Иногда коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)
Взаимодействуя в коллективе, ребёнок не только обучается и развивается в физическом, психическом и речевом плане, но и получает важный социальный опыт, осваивает социальные ценности.
А видя результат коллективной работы, дети испытывают положительные эмоции.
Надежда Егорова
Консультация «Коллективное творчество дошкольников»
Коллективное творчество дошкольников .
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем , особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты , готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во – первых, это положительный психологический климат в детском коллективе ; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование , ручной труд.
Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении . Основной причиной является : недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.
Решая проблему развития коллективного творчества , педагог должен основываться на следующих принципах :
- творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества ;
Учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии ;
Управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности ;
Комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников .
Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста ) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).
В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами . Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В . Маяковского : «Чего один не сделает, сделаем вместе» .
Поэтому одной из форм проведения как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы , итогом которых становятся общие картины, панно, композиция в лепке.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :
Договариваться о совместной работе, её содержании;
Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
Планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;
Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения , кадры к фильму и т. д.
Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми :
В начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;
На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;
Постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом : планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и прочее.
К взрослому дети обращаются тогда, когда не могут договориться самостоятельно. Здесь важно подсказать, как лучше договариваться, в каком случае уступить друг другу, если надо, научить работать вместе, дружно, с удовольствием.
На занятиях воспитатель использует разные виды искусства : изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве , создании своего образа.
В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно - враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно - и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть "усилена" 2-3 общительно-дружелюбными детьми.
Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке , аппликации, конструировании , сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.
1. Совместно-индивидуальная
(ребенок-участник деятельности - выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции).
2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-
последовательной формы организации
(результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого).
3. Совместно-взаимодействующая
(формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда ).
Так, дети младшей группы создают каждый отдельную картину, а в конце у них будет общая картина. При соединении всех работ вместе в конце занятия получаются картины «Цветущий луг» , «Лес» , «Цыплята на траве» и т. д.
А старшие дети выполняют более сложное и разнообразное задание («Улица города» - транспорт, дома, деревья, люди т. д.). Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы , каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет рисовать.
Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия , педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело . Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.
Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.
Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества .
Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, дети с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене групповой комнаты "Волшебная страна Детства", «Космос» и т. д. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.
Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.
Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Так, коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города» : на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)
А что же мешает успешному развитию детского творчества ? Самым существенным недостатком в работе педагогов, мешающим развитию детского творчества , является излишняя опека ребёнка, т. е. вмешательство воспитателя в сам творческий процесс ребёнка , навязывание своей идеи работы. Следующим недостатком, отрицательно сказывающимся на развитие детского творчества , следует считать ограниченность материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки, ограниченность детьми способов изображения. Самый отрицательный недостаток работы в развитии детского творчества , неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.
Перед воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности : добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно!- инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески , если видит вокруг возможность для совершенствования.
Темы коллективных работ для детей 3-4 лет
1. Разноцветные шары (аппликация, рисование)
2. Зимний лес (рисование)
3. На деревья на лужок, тихо падает снежок (рисование)
4. Неваляшки гуляют (лепка, аппликация)
5. На дереве распустились листочки, цветы (рисование, аппликация) . В этом случае изображение дерева при детях создаёт воспитатель, а дети наклеивают готовые цветы, листья.
6. Расцвели красивые цветы (аппликация и рисование)
7. Цыплята гуляют в траве
8. Украсим нашу группу к празднику (лепка, аппликация, рисование) . Это занятие применяется ко всем праздникам (день рождение, праздник весны, Новый год и т. д.)
Темы коллективных работ для детей средней группы
1. Осенний лес (рисование)
2. Осенний ковёр (декоративная композиция может быть выполнена в аппликации. Подобного рода композиция может быть создана по весенним мотивам)
3. Птицы на ветке (дереве) ; Птицы на кормушке (лепка)
4. Весёлая карусель (по мотивам дымковских игрушек) . Карусель конструирует воспитатель .
5. Сказочное дерево (рисование, аппликация)
6. Наш аквариум (композиция может быть выполнена в рисунке и аппликации)
7. Сказочная страна (аппликация : дети украшают вырезанные домики, вырезают детали украшения, приклеивают их и из украшенных домиков составляют картину на большом листе бумаги, протонированном в соответствии с колоритом сказочной страны : небо, земля, трава и т. д.)
8. По улице сказочного города едут тележки и везут разные грузы (аппликация)
9. На клумбе расцвели красивые цветы (рисование, аппликация)
Темы коллективных работ для детей старшей группы
1. Витрина магазина игрушек (аппликация, рисование)
2. Корзина с цветами
3. Наш уголок природы (аппликация)
4. Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация
5. На катке
6. Наш город (аппликация)
7. Зимние забавы (рисование)
8. Сказочное царство
9. Космос (рисование, лепка, аппликация)
10. Мои любимая сказка (мультфильм) – аппликация, рисование
Темы коллективных работ для детей выпускной группы
1. Цирковая арена (аппликация, рисование)
2. Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами – аппликация)
3. Роспись на ткани (рисование)
4. Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация
5. Животные мира (аппликация или рисование, лепка)
6. Наш город (аппликация)
7. Зимние забавы (рисование)
8. Цветочный мир (рисование, лепка, аппликация)
9. Космос (рисование, лепка, аппликация)
10. Мои любимая сказка (мультфильм) – аппликация, рисование
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во- первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.
Особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются творческие работы всех детей группы. Такие работы называются коллективными. Коллективная форма не снижает значение деятельности каждого ребенка, не оставляет без внимания его собственные усилия и от качества работы каждого воспитанника зависит общий результат: ведь чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, интереснее будет общая композиция. И самое главное то, что дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности
Коллективное художественное творчество формирует у детей коммуникативные способности, то есть способности общаться друг с другом, а также способствуют более свободному общению ребенка со взрослыми.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, зал, выполнить поздравительную композицию для родителей, ко дню рождения ребёнка и т. д.
При организации коллективной деятельности выделяют 3 этапа:
- подготовительный этап, позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной творческой деятельности (экскурсии, беседы, рассматривание репродукций и т. д.)
- основной этап - этап выполнения работы, который включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель –предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать в ходе коллективного изобразительного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формирований у них умений работать в коллективе
- заключительный - это период взаимодействия детей с уже завершенной работой.
Коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Сказочный город» : на первом занятии создаётся город (из втулок и картона) , на втором занятии - улитки, которые будут жить в этом городе (из ракушек и пластилина) , в конце занятия собирается композиция. На третьем занятии дополняем город по своему желанию (деревьями, цветами и т.д.)
Для успешной совместной творческой деятельности, должны быть созданы доброжелательные, доверительные, партнерские отношения между самими детьми, а так же между педагогом и детьми. Только так можно создать неповторимые, незабываемые коллективные творческие работы.