Почему дети должны помогать родителям уборки дома. Мама, за парту! Как научить родителей помогать ребенку с домашним заданием
Психологи утверждают, что любые отношения между людьми представляют собой гласную или негласную договоренность: ты мне, я – тебе. Так неужели дети должны «отдавать свой долг» только тогда, если родители были достаточно ответственны при исполнении своих обязанностей и только тогда в старости все им вернется. А если они не отличались сильной родительской заботой, то и детям беспокоится о них не обязательно. Ведь сколько в нашей стране брошенных стариков, которые тянули детей до последних своих сил, во многом отказывая себе, но в итоге оказались одинокими и ненужными им.
По мнению психологов, долг – понятие относительное. Все мы кому-то что-то должны лишь в том случае, если есть письменная или устная договоренность об этом. Если же ее нет, то и нет долга, а значит, делать ли что-то для кого-то, человек решает только сам по доброй воле. Но часто поведение человека находит осуждение и критику окружающих, вот тогда возникают конфликты и взаимные обиды.
В жизни существуют три вида отношений между взрослыми детьми и родителями. Одной пожилой семейной паре, сколько бы не помогали взрослые дети и не старались уделять им внимания, все равно бывает мало и хочется еще большего. Они постоянно высказывают детям обиды и выражают свое недовольство. Например, что они приехали сегодня, а родители ждали их вчера. Дети повезли их на дачу, а они хотели на море. И таких вот претензий и обид с каждым годом становится все больше и больше. В этом случае дети начинают задумываться о том, что может вообще ничего не нужно делать, чтобы не вызывать лишний раз недовольство родителей.
Некоторым родителям наоборот ничего не надо: ни заботы детей, ни помощи домработницы, они от всего отказываются и при каждом случае, когда дети предлагают помощь, стыдливо прячут взгляд. Они не представляют свою жизнь без заботы о детях и даже со своей крошечной пенсии пытаются продолжать помогать своим уже вполне самостоятельным детям. Многие дети, получая постоянный отказ от родителей и помочь от них, со временем перестают задумываться о том, что они могут чем-то быть полезными своим родителям.
Третий вид отношений очень печальный. Это когда взрослые дети просто забывают о своих родителях, считая их виноватыми во всех своих несчастиях и неудачах в жизни. И не всегда брошенные детьми родители плохо относились к своим детям, во многих случаях они помогали им, отказывая себе, но допустили много ошибок при воспитании. Родители не должны считать своих детей собственностью, и постоянно твердит им, что они их вырастили, теперь они всю жизнь перед ними в неоплатном долгу. Дети на самом деле не должны родителям ничего, потому что они не просили их своего появления на свет. Помогать или нет родителям, дети должны решать сами. Нельзя принимать заботу детей о родителях каким-то долгом, дети не обязаны делать что-то, потому что они должны. Забота о родителях дело чести каждого человека, следовательно, дети помогать должны только тогда, когда они действительно этого хотят.
Отношения детей с родителями оставляют глубокий след в жизни человека. Многие дети даже после смерти родителей, чувствуют вину перед ними и глубоко страдают от этого. Ведь родители это первые люди, с которыми человек общается и на первом жизненном этапе они составляют для него весь мир. Каждый человек все свои дальнейшие отношения с миром бессознательно рассматривает через призму отношений с родителями. Он выбирает супруга, опираясь на опыт родителей, и часто строит свою жизнь, так же как и родители. Поэтому очень важно, каким бы не были родители, научиться прощать им их несовершенство и уважать их. Пусть они и не были очень хорошими родителями, но они старались ими стать. Научитесь принимать ситуацию такой, какая она есть. Если вы не можете изменить своих родителей, то меняйте свое отношение к ним. А для этого станьте хорошими детьми. Научитесь слушать, слышать и понимать советы родителей, какими бы абсурдными они вам не казались. Берите на себя всю ответственность и заботу за семью, откажитесь от чрезмерной родительской опеки и помощи. Каждый взрослый человек должен сам обслуживать и обеспечивать семью.
Родители не должны контролировать и обучать своих взрослых детей. Они обязаны уважать выбор детей. Освободившись от опеки родителей, дети должны помогать родителям не чувствовать себя одинокими. А для многих родителей достаточно, если дети постоянно будут интересоваться их делами и желаниями, делится с ними своими радостями и печалями. Общаться с родителями, заботиться о них надо не из-за благодарности за то, что они сделали для нас, но еще и потому, что этот контакт нельзя прерывать. Только так может иметь смысл жизнь человека и только таким примером он может научить своих детей правильному отношению их к себе. Психологи утверждают, что те люди, кому родители были обузой и бременем, с годами сами становятся головной болью своим детям. А у тех, кто относится к родителям с уважением и любовью совсем другая история. Они и в старости живут полной жизнью в кругу любимых детей и внуков.
Июн 6, 2016 tigress…s
Как бы ни мечтали родители пораньше получить себе помощников по дому, к сожалению, с такими умениями дети не рождаются.
Конечно, хочется, чтобы ребёнок мыл за собой посуду и заправлял кровать, причём делал это без напоминаний и качественно. Но, к сожалению, большинство родителей делает много ошибок, пытаясь воспитать в детях хозяйственность и аккуратность, а после удивляются, почему в 10–12 лет их подросшее чадо не горит желанием сходить в магазин или вынести мусор, а предпочитает круглосуточно играть в «танчики» или сидеть ВКонтакте.
Бывает и по-другому
Когда малыш стремится помочь маме, а ей некогда заниматься с ним, объяснять, показывать. Проще сказать: «Ты ещё маленький, иди поиграй, а я всё сделаю сама». Или того хуже «Только не прикасайся, ты, как всегда, сделаешь всё не так, сломаешь, разобьёшь…».
А когда приходит возраст, когда нужно помогать по дому (взрослые считают, что это приблизительно 10–12 лет), у детей просьбы родителей вызывают лишь негативную реакцию. Получается, мы сами взращиваем лень в наших детях, а после возмущаемся, откуда они такие взялись?
Когда и как?
Чёткого ответа, как и с какого возраста, нужно приучать детей помогать родителям по дому, не существует. Но это вовсе не означает, что нужно оберегать ребёнка от домашней работы до 10-ти лет, когда уже будет немыслимо приучить его выполнять элементарные действия по самообслуживанию, не говоря уже о чём-то большем.
Самые простые хозяйственные дела малыш может выполнять уже в 2–3 года. Наблюдая с самого рождения за тем, что делают мама и папа, дети стараются помогать, подражать, быть полезными. А наша задача - не пропустить этот момент и приучить ребёнка к труду на простом бытовом уровне.
Не делайте ошибок
Вообще любой аспект в воспитании детей требует большого терпения и сил. Точно также и здесь - вам гораздо проще полить цветы самой, ведь потом не придётся вытирать пролившуюся воду из подоконника. А между тем, уже к трём годам вы вполне можете передоверить эту обязанность по дому своей дочке или сыну.
В 4–5 лет дети вполне могут убрать свою комнату, пропылесосить, вымыть посуду.
А к 10 годам ежедневная помощь родителям в домашних делах должна стать такой же обыденной процедурой, как утреннее умывание.
Когда вашему ребёнку исполнится 18 лет, он должен будет уметь приготовить несколько несложных блюд, постирать и погладить одежду и бельё, произвести полную уборку в доме.
Пусть это будет не то качество, которое обеспечиваете вы, но освоить эти приёмы он должен обязательно.
Чистоплотность: врождённое или приобретённое?
Ни один ребёнок не рождается чистюлей - это качество нужно воспитывать, так же, как и другие положительные качества. Самыми верными вашими союзниками в этом деле должны стать поощрение и похвала. А ещё - теплота, понимание и любовь к своему ребёнку.
Советы, которые мы предложим вашему вниманию ниже, должны помочь вам вырастить чистоплотного и аккуратного наследника, а если случилось так, что время уже упущено, и желание помогать родителям так и не появилось, попробовать исправить ситуацию.
Поощрение
Начиная с самого раннего возраста, поощряйте детей за их посильный вклад в общее дело. Даже если вам после приходится всё переделывать - похвалите, и в следующий раз не отказывайте, если малыш опять проявит инициативу.
Делайте всё вместе
Если вы возитесь на кухне, например, с тестом - пусть ребёнок вам поможет (кстати, практически все дети обожают эту забаву). Пусть он попробует слепить, раскатать, вырезать формочкой печенье.
Купите детский веничек и совочек для вашего маленького помощника, чтобы он мог вместе с вами наводить чистоту.
Оглядитесь вокруг - есть очень много дел по хозяйству, с которыми может справиться даже такая кроха, конечно, с вашей помощью. Если у ребёнка что-то не получается, лучше не вмешиваться, пока он сам не попросит об этом.
Ценно желание, а не качество работы
Не ругайте малыша, если он выразил желание, а потом отказался и бросил занятие, не доделав. В таком возрасте дети ещё не умеют долго концентрироваться на чём-то одном.
Похвалите его за ту часть работы, которую он выполнил. Когда малышу исполнится лет 6–7, вы сможете составить для него список ежедневных обязанностей и вешать для памяти на холодильник. Выполнив одно из них, он сможет сам с чувством выполненного долга убрать стикер или вычеркнуть строчку в записке.
Пока дети не подрастут, не поручайте им сложных самостоятельных заданий. Позже вы должны назначать время, к которому должна быть сделана, например, уборка: к 12.00 в субботу. Если ребёнок так и не позаботился о чистоте своей комнаты, можно в качестве штрафа отменить какую-либо покупку или, например, поход в цирк.
Важность верных формулировок
Стройте фразу так: «Я заметила, что…». Например: «Я заметила, что не вынесен мусор» или «Я заметила, что игрушки не собраны в коробку». Это позволит малышу вспомнить о том, что он забыл сделать, но в тоже время не будет являться упрёком. А вот ещё одна правильная и взвешенная формулировка: «Как только ты заправишь свою постель, мы сможем пойти в зоопарк».
Не наказывайте и не ругайте
Возникшие проблемы обсуждайте мирно, спокойно и с любовью. Спокойно спросите ребёнка: «Когда ты будешь свободен, чтобы мы смогли поговорить?». В назначенный час сядьте и в спокойной обстановке обсудите проблему.
Что может сделать ребёнок самостоятельно:
- от 3 до 5 лет. Накрыть и убрать стол, полить цветы, вытереть пыль, пропылесосить, застелить кровать, покормить животных, убрать свои игрушки, вымыть полы, самостоятельно одеться и обуться.
- от 5 до 8 лет . Сменить постельное бельё, помыть фрукты, почистить овощи, выбить ковры, приготовить бутерброды, вынести мусор, погулять с собакой.
- от 8 до 9 лет . Управляться с плитой: сварить или пожарить яйца; почистить овощи или фрукты, выгладить бельё (под контролем взрослых), управляться со стиральной и посудомоечной машинами.
- от 10 до 14 лет . Готовить простые блюда, убирать в доме, ходить в магазин, ухаживать за младшими братьями и сёстрами.
Желаем вам терпения и взаимопонимания с детьми!
Нравится
Можно ли заставить детей выполнять свои домашние обязанности, или это дело невозможное и совершенно безнадежное? Эта статья о том, как бороться с ленью подростка, можно ли достичь каких-то результатов в этом благородном деле, и главное – как их достичь. Изобретательность детей, увиливающих от домашней работы, поистине достойна восхищения, ее бы в мирные цели! Однако, то и дело приходится слышать от заискивающего: «Я потом, мамочка, ладно?» до возмущенного: «Я не БУДУ это делать!!!».
Почему дети не хотят брать на себя часть работы по дому?! Как заставить их принимать участие в бытовых делах семьи?
Почему подростки не хотят помогать по дому?
На вопрос «почему?» ответить легче легкого: потому что у них есть более интересные дела! Друзья (онлайн и офлайн), любовь, игры, соцсети…
Нам, взрослым, кажется, что подростки просто ленятся и даром теряют время, но для них все эти занятия наполнены величайшим смыслом. И я, между прочим, с ними в этом согласна, потому что они занимаются ни чем иным, а поиском своего места в нашем мире доступными для них средствами. Они выходят из семьи в социум, и это для них очень важно. А попытка «вернуть в семью» совершенна противоположна вектору их интереса. Даже если этот вектор направлен якобы внутрь себя, (как у подростков-интровертов,
Попытка развернуть ребенка на 180 градусов обречена на неудачу. Цыпленок разбивает яйцо, птенец вылетает из гнезда, волчонок выходит из логова. Как вы себе представляете маму-квочку с таким посылом: «Вернись в свою скорлупу и убери там! », или маму-волчицу: «Сложи косточки в один угол и подмети пол хвостом!»
Животные мудрее: птицы учат летать, а волки – охотиться. Только люди, непонятно почему, стараются удержать детенышей дома, у юбки. Причина понятна — так легче их и меньше , что они натворят что-то во вред себе.
Зачем родители заставляют детей помогать по дому?
Давайте скажем себе правду, дорогие родители о том, что такое для ВАС домашние обязанности ребенка . Мой вариант (результат наблюдений и подробных расспросов родителей) таков:
- Родители выполняют семейную программу . «Со мной так поступали, значит, так надо!»
- Способ взаимодействовать с ребенком . «Воспитывать», показывать свою власть, контролировать, то есть всегда иметь «железный» повод для придирок.
- Беспокойство за ребенка. «Как же ты жить будешь, если не умеешь стирать носки (пылесосить, складывать игрушки, мыть посуду, выносить мусор…)?!»
- Стремление облегчить свою взрослую родительскую жизнь . «Мы все тут живем, почему за порядком должен следить кто-то один?»
Эту последнюю причину я считаю единственным и естественным основанием, чтобы бороться с ленью ребенка и приучить его к домашним обязанностям.
А с другими причинами стоит разобраться подробнее, чтобы они не создавали лишних «помех» в наших родительских ума.
Выполнение семейной программы
Я, конечно, за семейные традиции, уважение к своему роду и прочее. Однако, есть вещи, которые требуют осмысления и адаптации к современным условиям. Домашние обязанности – одна из них. наверняка не похожа на вашу жизнь в детстве, а детство ваших родителей не похоже на ваше. Почему же требования должны быть одинаковыми?
Часто я слышу такой аргумент: «Меня держали в строгости, у меня были обязанности, и вот я вырос приличным человеком! » А на вопрос, как этот человек относился к родителям в подростковом возрасте, ответ примерно такой: «Родители меня не понимали ».
То есть, вас «строили» и не понимали, и вы то же самое делаете с детьми? Зачем? Вы им мстите, что ли? Как в армии во времена дедовщины? Можно, конечно, и так, но если вы любите своих детей и хотите взаимности, зачем слепо повторять то, что вам самим не нравилось? Хотя бы форму измените! Бороться с ленью подростка нужно более тонкими методами, а вот как именно, это и есть основной вопрос, и о нем ниже.
Заставлять что-то делать по дому — это способ взаимодействия родителей и детей
Вторая причина из нашего списка. Иногда родители выбирают такой способ взаимодействия, потому что другого не знают . Об интересах ребенка не подозревают, контакт давно потерян. Как восстановить его — они не знают, но чтобы сохранить какую-то видимость общения — пристают с требованиями. Скрытый посыл родителя таков «увидь меня, я есть! «
Это еще и способ показать свою власть. Родители нуждаются в отношениях с детьми, причем в отношениях эмоциональных! Проявлять свою любовь не умеют, поэтому находят повод ругаться: «Почему мусор не вынес? !» и пошло поехало…
Ребенок в глухой обороне или в открытую. Он только и делает, что придумывает новые отмазки, как бы не делать то, что вы его заставляете. То что вы считаете ленью, на самом деле — сопротивление — борьба за свою . Или, если вы его подавили, грустно подчиняется и мечтает о том счастливом дне, когда же он уедет куда-то учиться.
На самом деле и он и вы нуждаетесь в нормальном общении, и можно выбрать для него более достойный повод, чем без конца указывать ему, что он не подходит под шаблон идеального сына (дочери).
Беспокойство за ребенка
Из разряда «как ты будешь жить, если не научишься элементарно убирать за собой?
» Выгладит как весьма достойный повод. Но на практике себя не оправдывает.
Я еще ни разу не видела человека, умершего от того, что он не умел мыть посуду, или пылесосить. Девушки (да и мальчики!), когда уходят из-под маминого крыла, очень быстро привыкают ухаживать за своей особой: готовить еду, убирать, стирать и прочее.
Моя подруга не умела готовить ничего, кроме яичницы, уехав за мужем в 20 лет далеко от родительского дома, научилась идеальному ведению домашнего хозяйства за год. Спрашивала у подруг, читала кулинарные книги.
Более того, если ваш ребенок ленится вам помогать по дому, и вы постоянно «грузите» его требованиями что-то сделать, этим вы вовсе не воспитываете любовь к этому (как вы, возможно, думаете). а вызываете у него стойкое отвращение к бытовым обязанностям.
Из личного опыта
В результате, когда я вышла замуж, у меня действительно были ссоры из-за уборки (я убирала, конечно, но по мнению мужа, недостаточно чисто!), а вот из-за готовки… никогда и никто ни в чем меня не упрекал! Я не считаю себя идеальной кухаркой, но готовлю с вдохновением, а вот убираю до сих пор без огонька…
Так что решайте сами, нужно ли закладывать детям в головы негативные программы. Я все-таки стою на позициях, что будущее само о себе позаботится, а думать нужно о сегодняшнем дне.
Призывая детей к помощи, думайте о своих сегодняшних интересах
Итак, переходим к единственной здравой причине: стремлению облегчить свою жизнь . Похоже на эгоизм, очень похоже! Именно это и не позволяет родителям сказать себе правду: они нуждаются в помощи детей!
Должна сказать, что ничего против эгоизма я не имею. Здоровый эгоизм не дает детям (мужьям-женам, друзьям, соседям, начальникам) залезть нам на голову. Поэтому давайте честно признаемся, что помощь детей по дому нужна нам для того, чтобы у нас работы было поменьше, а свободного времени (в котором родители нуждаются не меньше детей!) побольше. И теперь можно плавно перейти к вопросу «Как?».
Как заставить детей помогать родителям по дому?
- Воззвать к справедливости. Подростки уважают справедливость, и если вы скажете: «Несправедливо, что всю работу по дому выполняю я. Ты ведь тоже тут живешь!» Из этого может развернуться диалог, в котором вы будете иметь возможность перечислить, что именно вы делаете и предложить ребенку взять на себя то, что он выберет. Согласитесь, это выглядит лучше чем: «Немедленно помой посуду!!!» Всегда нужно дать возможность выбора, тогда человек чувствует себя свободным.
Сюда же: хорошо, если вы не просто попросите помощи, а расскажете о своих чувствах . Ребенок ведь не знает, что у вас внутри, когда, вы говорите голосом железной леди: «Немедленно убери свою одежду !» А вот если звучит такая фраза: «Мне обидно, что приходится все делать самой, я чувствую себя уставшей и нелюбимой », это совсем другое дело. Помогая вам, он будет чувствовать себя защитником, героем, помощником, а не рабом.
- Воспитать чувство собственности. Ответственность идет вслед за собственностью, и никогда наоборот! И возникает только тогда, когда человек знает, что за него (уборку, стирку, уроки) никто не сделает, потому что это больше никому не нужно!
Вы создали дом, он ваш. А ребенок знает, что уйдет из него, поэтому, несмотря на то, что он там живет, как к «своему» он к нему не относится, даже если у него есть комната.
психолог
Юлия Головкина
Личные консультации помогут Вам решить индивидуальные вопросы
- почта [email protected]
- скайп golovkinau
- телефоны +380952097692; +380677598976
- Viber +380952097692
P.S. Если статья показалась Вам полезной, поделитесь с друзьями в социальных сетях. Соответствующая кнопка находится ниже.
Как помогать ребёнку делать домашние задания? В каких случаях помогать не стоит? Советует педагог-психолог, эксперт Ассоциации организаций по развитию гуманистической психологии в образовании Анастасия Кузнецова .
Юлия Борта, АиФ.ru: Анастасия Андреевна, многие родители учеников начальной школы жалуются: дети такие медленные, всё время приходится подгонять, ребёнок может просидеть два часа за столом и написать за это время одну букву...
Анастасия Кузнецова : Нужно понять, что дети сейчас другие. Это так называемое поколение информационных технологий. Естественно, что у этих деток сценарии возрастного развития очень сильно отличаются от тех, которые были в детстве их родителей. В частности, как раз по такому признаку, как самостоятельность. И это не потому, что они плохие, инфантильные и т.д. Современный мир устроен таким образом, что сферы ответственности нынешних детей гораздо более узкие, нежели были у нас с вами. Когда мы росли, то сами, с ключом на шее, ходили в школу, сами разогревали себе обед. А у современных детей такие сценарии поведения не сформировались — просто за невостребованностью. Они живут иначе. Никому не придёт в голову сегодня отправить ученика 1 класса одного в школу. Поэтому и такое качество, как самостоятельность, формируется значительно позже. И другими способами. Это мы должны понимать и не предъявлять эту претензию детям.
— Тогда как приучить самостоятельно выполнять домашние задания? Не сидеть же с ребенком до 11 класса?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать задачи на каждом уровне образования — в начальной школе, основной и старшей. В начальной школе наша общая учительско-родительская задача — научить ребёнка учиться. В том числе сформировать алгоритмы самостоятельного выполнения домашнего задания. Показать ребёнку, как он может это сделать, чтобы быть успешным учеником.
В основной школе задача другая. Когда мы научили ребёнка учиться, то должны предоставить поле деятельности — чтобы он сформированные в «началке» навыки мог самостоятельно применять, чтобы у него активно формировался контроль и управление собственной деятельностью. Это очень важно в подростковом возрасте. А вот если мы что-то в начальной школе не успели и начинаем в 5 классе над школьником стоять, сдвинув брови и с ремнём, пока он выполняет домашние задания, то таким способом мы скорее всего наживём конфликт с подростком. И при этом нисколько не приблизимся к решению задачи научить самостоятельно делать уроки.
Что касается старшеклассников, тех, кто выходит на путь выбора будущей профессии, то здесь в идеале мы просто создаём условия, чтобы ребёнок мог выполнять те действия, которые ему необходимы для решения его стратегических задач в области самоопределения — поступления в вуз.
Теперь о том, как делать уроки. Вернёмся в начальную школу. Есть несколько важных правил.
Разъясните, что, как и в какой последовательности нужно делать . Чтобы у ребёнка сформировался самоконтроль, ему надо дать алгоритм выполнения домашних заданий. Объём информации действительно большой. И родители часто пугаются домашних заданий, особенно когда речь идет о таких предметах, как окружающий мир, проектная деятельность, математика и прочие. Поэтому первое и главное правило — это постоянный контакт с учителем. Любой современный педагог начальной школы, если задать ему этот вопрос, очень четко расставит акценты, что и как нужно делать с детьми. В рамках этого алгоритма и нужно действовать. Как только ребёнок перестаёт с чем-то справляться, способы действия надо корректировать — обязательно вместе с учителем.Воздержитесь от любой критики школьной программы, заданий, учебников, школы, тетрадей, учителя в присутствии ребёнка . В начальной школе учитель — это непревзойдённый авторитет для детей. Любая родительская критика никакой иной цели не достигает, кроме как потери у ребёнка фундаментальной, базовой уверенности в том, что та деятельность, которую он осуществляет, значима. И мы только затрудняем таким образом решение его собственных задач.
Начните с обучения тому, как организовать процесс . Это может выглядеть примерно так. Первый шаг — открываем электронный дневник (или бумажный). Страничку с заданиями можно для удобства распечатать. Важно, чтобы у ребёнка обозримый перечень задач находился перед глазами. Второй шаг — достаём и готовим последовательно учебники и тетради, которые понадобятся: математику, русский язык, окружающий мир и т.д., — организовываем пространство . Определились с первым предметом, скажем, решили делать сначала математику — поставили учебник на подставку. Вы таким образом задаёте операционное поле, определённую систему координат. Самоконтроль ведь формируется из алгоритма внешнего контроля. Если подобные действия повторяются из раза в раз, у ребёнка такое поведение входит в привычку, формируется стереотип. В школе, особенно первое время, первоклассников приучают к организации собственной учебной деятельности. На начальном этапе важнее не столько ЧТО делать, а КАК делать. И здесь необходима синхронность. Как в школе — так и дома. Чтобы у детей не возникало никаких лишних барьеров, ничто не отвлекало, не мешало вникать в содержание задания.
Задание ребёнок читает сам и обязательно вслух . После этого мы задаём ему вопрос: «Что ты должен сделать?». Таким образом мы тестируем его на понимание задания. Если есть проблемы с пониманием смысла прочитанного текста, то всё остальное бесполезно. После этого спросите: «Как мы с тобой будем это выполнять?». Обсудите, что сначала и что в конце. И поэтапно выполняйте.
Не допускайте, чтобы ребёнок в начальной школе выполнял домашние задания «на коленке» — перед телевизором или в транспорте . Выделите 15 минут, но сделайте качественно. Именно для того, чтобы у ребёнка сформировалась вот эта культура деятельности, которую он потом сможет использовать. Тем более что в 1 классе домашних заданий почти не задают. А если они и есть, то только для того, чтобы ребёнок привыкал, втягивался. Чтобы втягивалась семья. Без конструктивного взаимодействия с родителями, односторонне этот процесс невозможен.
Постепенно уменьшайте прямой контроль . Вместо того, чтобы диктовать ребёнку по буквам, что он должен писать, просите его диктовать себе вслух. Вы можете заниматься другими делами, но при этом слушать, как он контролирует сам себя. Таким образом мы контроль передаём ему. Кроме того, у ребёнка должен быть обязательно черновик. Начиная со 2-3 класса, если вы сформировали навыки, о которых мы сказали выше, старайтесь только контролировать факт выполнения домашних заданий. Можно делать это примерно так: «Ты идёшь делать уроки, я пока помою посуду (схожу в магазин, вернусь с работы), а потом вернусь и проверю. Если тебе что-то будет непонятно, ты приготовь мне, пожалуйста, вопросы, в которых я тебе должна помочь». То есть мы все время задаём ребёнку определённые поведенческие сценарии, формируем опыт.
Учите формулировать просьбу о помощи . Ребёнок должен сказать, что именно вызвало затруднения: скажем, он не знает, как проверить гласную в слове. Если вы не даёте ему самостоятельности, он никогда не сможет чётко сформулировать вопрос. Он просто на определённом этапе скажет: «Я не могу». — «А что ты не можешь?» — «Я не могу». — «Ну давай вместе разбираться». И вот родители сели и опять за него что-то стали делать... В рамках небольших заданий на начальном этапе обучения вполне возможно научить формулировать проблему.
Устраивайте перерывы . Как правило, продуктивность занятий у детей в 1-2 классе снижается через 15-20 минут непрерывной работы. Хотя, конечно, всё индивидуально. И родители в этом плане лучше знают своего ребёнка. Неслучайно в 1 классе уроки длятся 35 минут. А во время урока обязательно должна быть смена деятельности. Если ребёнок устал, заставлять бесполезно. И даже вредно. Родители ведь взрослые люди и должны представлять, какой цели они хотят добиться. Если мама злится и хочет измучить до смерти — это одна цель. Тогда тактика «пока не сделаешь от сих до сих — из-за стола не встанешь» оправдана. Если вы хотите приучить к порядку и умению организоваться — она сомнительна. Потому что, когда ребёнок утомлён, такое насилие будет вызывать — в зависимости от темперамента — либо агрессию, либо подавленное состояние, уход внутрь агрессивных эмоций. И вместо самостоятельности сформируются совсем другие качества.Поэтому ещё до того, как ребёнок приступил к выполнению домашних заданий, чётко определите круг задач и время на отдых. Например: «Сначала сделаешь математику, потом 15 минут отдохнёшь (полежишь, поиграешь в конструктор и т.д.) — как в школе на переменке. А когда стрелка часов подойдёт к такой-то цифре (если ребёнок ещё не понимает время по часам), снова сядешь за уроки». То есть изначально нужно проговорить всю процедуру в деталях.
Если ребёнка трудно усадить за уроки и вы каждый раз начинаете выходить из себя, попробуйте снизить накал страстей, заменив себя... будильником (есть специальные для школьников). Заводите его, чтобы он прозвенел в определённое время два раза. Первый означает «Приготовься!». Второй звонок — «Иди делать уроки!» Можно использовать песочные часы. Это гораздо лучше, чем бесчисленные нервные окрики: «Ну я же тебе сказала!». В перерывах между выполнением заданий не предлагайте такие виды активности, из которых потом ребёнка не вытащишь — игры в компьютере, например. Можно полистать книжку, навести порядок на полке, перекусить, вымыть за собой чашку...
Относитесь к ошибке ребёнка не как к провалу, неудаче, а как к точке роста, полезному опыту . И научите этому школьника. Родители детей, особенно в начальной школе, очень тревожно и болезненно относятся к ошибкам. И как следствие — к оценке этих ошибок. Однако от того, какое отношение к ошибке мы формируем, зависит мотивация к учёбе на всех последующих этапах. Ошибка — это просто сигнал о том, что надо вернуться назад — что-то не так сделано. Как только родители начинают связывать неудачи ребёнка с его личностью («Опять ты криво пишешь», «Почему я должна повторять тебе двести раз одно и то же»...), он постепенно прекращает вообще что-либо делать самостоятельно, начинает списывать, чтобы не ошибиться. Наша же цель — не мотивация избегания неудач, а мотивация достижений.
Не создавайте лишние барьеры . Дети разные. Кто-то может с одного раза выучить как пишется «ЖИ-ШИ», ему самоконтроля хватит. А кому-то нужно, чтобы эти «ЖИ-ШИ» у него перед носом постоянно были. Так же кстати, как и таблица умножения во 2 классе. Так можно положить её рядом с рабочим местом, и избавить ребёнка от необходимости сидеть и в панике мучительно вспоминать, сколько будет семь на восемь, а поднять глаза и увидеть это несколько раз.
Объяснять ребёнку, из чего складывается отметка . Чтобы не было недоумения: «Я все правильно сделал, почему у меня «тройка»? Лучше обсудить вопрос критериев оценивания с учителем. Вообще, современные педагогические технологии предполагают дифференцированное оценивание. Оценка складывается отдельно из баллов за правильность, аккуратность и красоту исполнения. Тем более, что сейчас значительно больше детей, у которых не «поставлена» рука, и у них не получается красиво писать. Да и в школе чистописанию уделяется не так много времени, как раньше. Если ребёнок понимает критерии оценки, у него не возникнет противоречие: всё сделано правильно, а оценка не самая высокая. Плюс важна персональная динамика: получилось хоть одну строчку написать, не вылезая за линейки, надо похвалить и оценить.
После окончания начальной школы, при переходе ребёнка в 5 класс контроль за выполнением домашних заданий остаётся . Но менее включённый. То есть ребёнок должен знать, что вы всегда в курсе. Не должно быть истории, когда мы объявляем, что ребёнок уже большой, в электронный дневник можно не заходить и ничего не проверять. Дети ещё очень долго будут взрослеть. Но механизмы воздействия в младшем и среднем подростковом возрасте должны быть другие. Надо договариваться. Например, так: «Ты считаешь, что уже взрослый? И я взрослый. Если ты чувствуешь, что у тебя какие-то проблемы, ты обращаешься ко мне до того, как у тебя будут «двойки». И мы подумаем, как сделать так, чтобы их не было. Потому что если у тебя три «двойки» за неделю, то меня в школу вызывают».
Не всегда стоит бояться «двоек» и «троек» . Если подросток категорически «пошёл в отказ» и не хочет учиться, дайте ему возможность получить заслуженную «двойку» и прочувствовать последствия. Сразу оговорюсь: в начальной школе такой способ «воспитания» использовать не стоит. Младшеклассники зачастую приравнивают оценку своих учебных успехов к оценке своей личности. Если ребёнок получает «двойки», на это обращают внимание одноклассники, и на личностном развитии это может не очень хорошо сказаться. В старшей школе тоже не время для таких экспериментов, там пора концентрироваться и включаться в конкурентную борьбу за место под солнцем.
А вот в 6-7 классе можно дать возможность почувствовать границы каких-то ситуаций. Важно только, чтобы родительский манёвр не превратился в блеф. В подростковом возрасте, как ни в каком другом, дети очень чувствительны к справедливости, честности. И манипуляторы они превосходные. Чему, конечно, они к этому возрасту прекрасно научаются у нас, взрослых. А потом начинают использовать приёмы манипуляции и шантажа без всяких социальных ограничений, поскольку ещё маленькие. Этим подростковый возраст опасен. Поэтому, если вы планируете «повоспитывать» двойками, продумайте все ходы до конца. Это принципиально важно. Заранее определитесь, до какого края готовы дойти, позволяя подростку погрязнуть в «двойках», забросить учёбу. И здесь тоже очень важен контакт с учителем-предметником, заместителем директора по учебной работе, социальным педагогом. Стоит выяснить, какие процедуры и формы работы с учебной неуспешностью существуют в школе. То есть сначала понять весь спектр воздействия и профилактики, чтобы проблема не замыкалась на родителях. И не превращалась в шантаж: «У тебя куча «двоек», поэтому я тебе интернет отключу». Надо понимать: отключить интернет — значит лишить ребёнка ресурса социализации. Наверное, нет родителей, которые не понимают, что дети сейчас в интернете социализируются. Это один из их способов жизнедеятельности. Отключая интернет, мы лишаем их удовлетворения важных возрастных потребностей. И куда эти подростки потом направят свою активность, где они будут ловить этот интернет? Иногда дети начинают воровать мобильные телефоны, происходят другие неприятности. Поэтому все воспитательные сценарии родителям нужно продумывать заранее.