Нужен ли стаж для пенсии. Каким должен быть трудовой стаж для начисления пенсии? Увеличится ли пенсионный возраст
Для корректной проверки необходимо учитывать несколько составляющих: время работы, количество отчислений в ПФ и т.д. Но сначала рекомендуется ознакомиться с основными нормативными документами.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Изменения в 2019
Основной проблемой при правильном расчете пенсии является постоянно изменяющееся законодательство. Последние вступили в силу с 1 января 2019 и в основном касаются трудового стажа.
Теперь эта характеристика приобрела более весомое значение при расчете корректной суммы выплат.
Основные поправки заключаются в следующем:
- Помимо минимального времени работы будут учитываться отчисления в ПФ уже по достижению возраста выхода на пенсию – повышающий коэффициент. Чем дольше превышение минимального трудового стажа – тем больше расчетные выплаты. Это в большей степени компенсирует инфляцию национальной валюты.
- Экономическая выгода позднего выхода на заслуженный отдых. Это влияет на так называемый расчетный период, который в настоящее время составляет 19 лет. Появилась возможность его уменьшения, что напрямую скажется на объеме ежемесячной выплаты в сторону повышения.
- Изменение % отчисления в ПФ в большую сторону.
- Поэтапное увеличение минимального значения стажа как для женщин, так и для мужского населения.
- Ввод новой величины – пенсионный коэффициент.
На практике целесообразность этих нововведений пока неясна окончательно. Расчет пенсии по новому законодательству нередко рождает юридические коллизии.
Но со временем все разногласия должны быть решены путем изменения законов – дополнениями и разъяснениями.
Основные понятия
Для понимания расчета пенсии согласно новому законодательству необходимо владеть хотя бы минимальной терминологией. По существу на окончательную сумму к начислению влияет несколько параметров.
Страховой стаж
Суммарное время работы, во время которого производились выплаты в ПФ. Заменяет термин трудового стажа.
В него также может входить период ухода за ребенком, нетрудоспособным членом семьи (инвалидом) и т.д;
Специальный стаж
Помимо фактического периода работы учитываются особые условия с применением соответствующих коэффициентов.
Это относится к отраслям, связанным с опасными условиями труда и аналогичными им.
Основные нормативные акты, регламентирующие применение коэффициента являются:
- №29 определяет отрасли, работа на которых связана с риском для жизни и здоровья.
Пенсионный балл (коэффициент) — является основной величиной для расчетов. Он вычисляется путем отношения годовой суммы страховых взносов (тариф 10% или 16%) к текущим отчислениям с максимальной зарплаты.
Результат умножается на 10. Правительством РФ ежегодно будет определяться стоимость 1 бала. На 2019 она составляет 64,1 руб;
Накопительная пенсия
Устаревший вид, который в настоящее время отдельно не начисляется – только со страховым стажем.
При этом уменьшается максимальное значение годового количества пенсионных балов.
Помимо этого накопленная сумма не индексируется ПФ, так как услуга по формированию накопительной пенсии более не является одной из его услуг.
Расчет этих составляющих выполняется ПФ. Но каждый гражданин России может потребовать сверку его данных или воспользоваться онлайн калькулятором пенсии.
Что в него входит
Основным периодом для начисления стажа считается суммарное время работы, во время которого выполнялись отчисления в ПФ. Это могло происходить как на территории России, так и за ее пределами.
В последнем случае трудовая деятельность (и ее характер) должна соответствовать разделам закона №400.
Помимо этого к страховому стажу можно причислить следующие периоды, порядок начисления и размер пенсии для которых может быть дополнен другими нормативными документами:
- По временной нетрудоспособности. Но только в том случае, если производились выплаты согласно программе социального страхования.
- Уход за ребенком одним из родителей. Суммарно этот период не может превышать 6 лет.
- При получении пособий по безработице, включительно с участием в государственных программах по переселению или переезду.
- В случае необоснованного содержания под стражей.
- Уход за инвалидом.
- Для супругов военнослужащих или работающих за границей. Рассматриваемая ситуация – отсутствие возможности трудоустройства.
Чего нет
Но порой важнее знать, что не входит в трудовой стаж для начисления пенсии. Для этого нужно изучить новые законы и их отличия от предыдущих.
Важным изменением является исключение времени обучения из общего трудового стажа. Учитывается только заочная форма обучения.
Для сдачи сессии или диплома работник оформляет в организации отпуск по . Он же будет учитываться в страховом стаже.
Помимо этого не учитывается время заключения под стражей, если со стороны исполнительных органов не было нарушено текущее законодательство. Этот факт можно подтвердить только в судебных инстанциях.
Особое внимание следует уделить фактическим отчислениям в ПФ. В некоторых случаях работодатель может декларировать минимальную заработную плату или вовсе не зарегистрировать работника в ПФ и ФНС и ФСС.
В таком случае этот период не будет учтен, как так будут отсутствовать фактические страховые взнос
Видео: трудовой стаж для получения пенсии в России
Минимальный трудовой стаж для начисления пенсии в России
Одной из особенностей пенсионного законодательства является одновременное существование терминов страхового и трудового стажа. Несмотря на схожесть в названиях они имеют принципиальные отличия в трактовке.
Общий трудовой стаж может начисляться только до 01 января 2002 – вступил в силу . После этой даты применяется страховая схема.
Поэтому у рядовых граждан могут возникнуть сложности при самостоятельном расчете пенсии.
Общий
Методика формирования ежемесячной суммы выплат заключается в учете времени работы, так как до 2002 отсутствовала система начисления страховых взносов.
Такая схема была рассчитана только для начисления пенсионных выплат. В настоящее время она является одной из составляющих страхового стажа.
До 2002 г. минимальный общий трудовой стаж должен был составлять:
Однако такая система себя не оправдала, так как в ней практически не учитывались отчисления в ПФ.
Страховой
До 01 января 2019 г. минимальный страховой стаж составлял 5 лет. Однако в тексте нового закона он составляет 15 лет. Если бы он был увеличен сразу – возникли бы большие сложности при начислении пенсии.
Поэтому было принято решение поэтапного роста – 12 месяцев 1 раз в год. Т.е. в 2019 он составит 6, в 2019-7 и т.д. окончательное значение минимального страхового стажа будет сформировано только к 2024 г.
Но кроме этого есть минимальный возраст выхода на пенсию:
Исключения составляют вредные для здоровья отрасли производства, военнослужащие, сотрудники внутренних органов.
Примечательно, что непрерывный стаж уже не имеет приоритетов при расчете, т.е. этот факт никак не влияет на размер страховой пенсии.
Как проводится исчисление
Для самостоятельного расчета размера пенсии можно воспользоваться онлайн калькулятором на сайте ПФ.
Несмотря на большую точность, он не раскрывает главного – какие величины влияют на итоговую цифру. Поэтому рекомендуется ознакомиться с методикой расчета.
Основные принципы начисления
Общая формула вычисления включает в себя количество балов, начисленных за время трудовой деятельности, их стоимость и фиксированную выплату.
Однако, кроме этого, нужно чтобы были соблюдены все условия:
- достижение пенсионного возраста;
- минимальный страховой стаж – зависит от года, когда будет подаваться заявление в ПФ для формирования выплат;
- количество пенсионных балов должно быть не менее 30.
Примечательно, что достичь максимального значения последнего показателя можно будет только в 2020. На 2019 они могут составлять лишь 7,39 баллов.
Как считается трудовой стаж для начисления пенсии в 2019 г? Согласно новому законодательству, на выплаты в большей мере должны влиять накопленные баллы.
Для самостоятельного расчета будущей пенсии необходимо воспользоваться следующей формулой:
Сумма=фиксированная плата+(количество балов*премиальный коэффициент)*стоимость балов
По состоянию на 2019 г объем фиксированной платы составляет 3844 рубля. При расчете количества балов необходимо знать ежемесячные выплаты в НДФЛ. Они делятся на официальное максимальное значение этого показателя.
Стоимость пенсионного балла ежегодно устанавливается ПФ. В 2019 году это значение равно 71,41 руб.
Для стимулирования дальнейшей работы был введен премиальный коэффициент. Он зависит от даты возникновения права на страховую пенсию и фактического дня подачи заявления в ПФ.
Чем больше эта разница – тем выше коэффициент. Со временем это будет существенно влиять на размеры выплат, так как считается не только коэффициент, но и ежегодно будет меняться сумма фиксированной выплаты из-за инфляции.
Пример расчета
Сначала вычисляется общее количество пенсионных баллов за все время отчисления в ПФ. Предположим, что их сумма равна 63. Примечательно, что чем выше заработная плата, тем большее ежегодное количество баллов.
Если заявление в ПФ подается в 2019 г – гарантированная фиксированная плата составит 3844 рубля.
После выполнения несложного расчета можно найти значение размера пенсии:
Пенсия=3844+63*71,41= 8342 рублей
При подаче заявления через 5 лет после наступления права на получение выплат к фиксированной выплате применяется коэффициент 1,36:
Пенсия=3844*1,36+63*71,41=9725 рублей
Так государство пытается стимулировать большую продолжительность трудовой детальности без выхода на пенсию.
Какие периоды засчитываются при отсутствии трудовой деятельности?
Можно ли рассчитывать на получение пенсии, если трудового стажа нет как такового? Есть категории деятельности, которые не попадают под этот термин.
Но при этом они учитываются при вычислении пенсии:
- Военнослужащие.
- Потеря трудоспособности.
- Отпуск по уходу за детьми.
- Содержание под стражей с последующим решением суда о неправомерности такового.
- Уход за инвалидом либо человеком, чей возраст превышает 80 лет.
Многих граждан в России интересует минимальный стаж для пенсии. Ведь недостаточно достигнуть пенсионного возраста. Чтобы получать нормальные выплаты за статус пенсионера, требуется отработать за всю жизнь определенное время. В Российской Федерации пенсионная система постоянно меняется. Поэтому хочется знать, сколько именно требуется отработать, чтобы не остаться без пенсии в старости. Что гласят на этот счет установленные в России правила?
Пенсионный возраст
Дело все в том, что самым главным для является достижение пенсионного возраста. То есть каждый гражданин в тот или иной период времени будет иметь право на получение выплат за свой статус.
Минимальный стаж для пенсии из года в год меняется. В России его планируют повышать до 2025 года. А вот пенсионный возраст - это более устойчивая составляющая. На данный момент граждане РФ могут рассчитывать на пенсионные выплаты с 55 лет или с 60 для женщин и мужчин соответственно. В ближайшее время планируется поднять пенсионный возраст до 63 и 65 лет.
Социальная пенсия
Многое зависит от того, о какой пенсионной выплате идет речь. Существует Она выплачивается всем гражданам, которые достигли Но не того, что был приведен ранее. 55 и 60 лет - это возрастные ограничения для тех, кто рассчитывает на страховые выплаты. Или на трудовые.
Каков должен быть минимальный стаж для пенсии социального типа? Его вообще может не быть. Данная выплата положена только тем, кто не набрал установленный минимум к указанному возрасту. Пенсия социального типа мужчинам назначается в 65 лет, женщинам - в 60.
Раньше
А вот теперь стоит узнать о трудовом стаже. Учитывается любое ведение деятельности. Например, предпринимательство. для пенсии крайне важен. В России имеются особые периоды труда, которые не считаются работой, но засчитываются при расчете пенсий. О них - немного позже. Сначала необходимо узнать, сколько трудиться должен гражданин для получения пенсионных выплат несоциального типа.
Минимальный стаж для пенсии раньше составлял 5 лет. Именно столько приходилось отработать каждому гражданину, чтобы получать пенсионные выплаты по старости или по труду. Но с 2015 года в пенсионной системе многое изменилось. И теперь в РФ имеются иные правила расчета. Появилась так называемая балловая система Учитываются не только отработанные годы, но и баллы, начисляемые за тот или иной период труда. Так сколько теперь граждане должны отработать для получения государственной помощи за статус пенсионера?
2016 год
Вопрос весьма трудный. Ведь, как уже было сказано, в России пенсионная система сейчас терпит серьезные изменения. А значит, придется готовиться к тому, что она будет постоянно меняться. Можно узнать только информацию, которая актуальна для конкретного года.
Минимальный стаж для начисления пенсии в 2016 году составляет 7 лет. И при этом у гражданина должно быть набрано не меньше 33 Они важны при расчетах размера пенсионных выплат. Каждый год работы - это определенное количество очков. Узнать о них можно в ПФР.
Важно учитывать, что во внимание принимается только официальное трудоустройство. Поэтому не учитывается в трудовой стаж. Лишь предпринимательская деятельность, а также периоды официального трудоустройства, которые были занесены в трудовую книжку.
Планы на будущее
А что планируется дальше? Уже было сказано, что система пенсионных выплат постоянно меняется в России. Планируется серьезно изменить минимальный трудовой стаж, который необходим для получения страховой или трудовой пенсии. До скольки лет?
Население России должно готовиться к тому, что постепенно будет требоваться 15 лет официальной работы для указанной цели. Как было подмечено, ранее трудовой стаж должен был быть минимум 5 лет.
Соответственно, о пенсии придется задумываться заранее. И многие смогут получать только социальную пенсию в определенном возрасте. Это необходимо учитывать. Законопроект уже принят и вступил в силу. Отныне ежегодно минимальный стаж для пенсии будут увеличивать до указанных значений.
Нетрудовые периоды
Работа - это не только официальное трудоустройство. Дело все в том, что граждане имеют возможность зачесть себе в трудовой стаж нетрудовые периоды. То есть моменты, когда человек не работал, а выполнял иные функции. Но какие именно?
Минимальный стаж для начисления пенсии в 2016 году составляет 7 лет, в 2015-м он был равен 6. Учитываться будут не только периоды, занесенные в трудовую книжку или которые считаются ведением предпринимательской деятельности, но и:
- отпуск по уходу за малышом (1,5 года за 1 ребенка);
- служба в армии;
- государственная служба;
- осуществление ухода за инвалидом или престарелым;
- периоды получения пособий в связи с нетрудоспособностью временного типа.
Самостоятельно рассчитать, сколько будет пенсия в том или ином случае, не так-то просто. А вот трудовой стаж определить не составит труда. Достаточно собрать все справки, которые указывают на ранее перечисленные периоды. Также стоит обратить внимание на то, что предпринимательская деятельность - это тоже труд. Период пребывания в качестве ИП тоже будет учитываться при расчете пенсий. Рекомендуется использовать специальный калькулятор подсчета трудового стажа, а также пенсионных баллов для воплощения задумки в жизнь.
О калькуляторе
Чем хорош подобный сервис? Дело все в том, что подсчитать трудовой стаж, а также понять, сколько можно получить в виде пенсионных выплат, самостоятельно весьма проблематично. В частности, из-за того, что с введением балловой системы пенсионных выплат приходится узнавать, сколько в том или ином году "стоили" 12 месяцев труда. Для облегчения реализации задумки был создан калькулятор подсчета трудового стажа и будущей пенсии. Можно найти его, например, на официальном сайте ПФР.
По вводным данным будет рассчитываться период труда гражданина, а также сумма, которую будет ежемесячно получать человек на пенсии. Обычно требуется заносить:
- периоды работы;
- отпуск;
- данные о нетрудовых периодах, включенные в трудовой стаж;
- время ведения предпринимательской деятельности;
- размер заработной платы в те или иные периоды.
Наличие страхового стажа является одним из критериев для определения права гражданина на пенсию в 2019 году . Требования к минимально необходимому стажу для оформления увеличиваются ежегодно, начиная с 2015 года . Чтобы оформить выплаты в 2019 году, нужно иметь (нормативы на 2020 год и далее см. в ).
В страховой стаж, согласно закону № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» :
С 2019 года в пенсионном законодательстве было новое основание для досрочного выхода на пенсию - наличие продолжительного стажа работы (). Его расчет отличается от стандартной схемы, так как в его продолжительность включаются не все периоды (к примеру, не засчитывается служба в армии).
Для некоторых видов пенсии особое значение имеет продолжительность специального стажа - трудовой деятельности по профессии или в определенных условиях труда. Это касается получателей , и выслуге лет ( , и т.д.).
Что такое страховой стаж?
Понятие страхового стажа определено в ст. 3 закона № 400-ФЗ. Это суммарная продолжительность трудовой деятельности человека и других , перечень которых закреплен в законе. До изменений системы пенсионного обеспечения в 2015 году вместо этого термина использовалось понятие «трудовой стаж».
Продолжительность страхового стажа напрямую влияет на размер пенсии :
- Чем дольше человек работает, тем больше за него перечисляет работодатель.
- Из страховых взносов на лицевом счете гражданина формируются , с помощью которых .
Кроме того, граждане, у которых или его не хватило до минимально установленных нормативов, не смогут получить страховую пенсию по старости. Им будет положена только , которая назначается позже, чем страховая (в 70 лет мужчинам и 65 - женщинам), и размер ее составляет только 5283,85 руб. .
Страховой и трудовой стаж: в чем отличие?
Несмотря на изменения в законодательстве, понятие трудового стажа применяется на практике и сегодня.
- К нему относятся все периоды рабочей деятельности и иные периоды, имеющие место до начала 2002 года .
- Его продолжительность используется для подсчета размера пенсии граждан по состоянию на эту дату. После этого времени с проведением реформ, определение пенсионных прав и расчет выплаты зависит от страхового стажа .
Что входит в страховой стаж
В соответствии с законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» , в стаж включаются следующие периоды работы или другой деятельности, выполняющейся гражданами РФ:
- На территории РФ при условии обязательной уплаты взносов в ПФР.
- В других странах в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ, либо при условии уплаты взносов в ПФР.
Кроме периодов работы в страховой стаж будет засчитана продолжительность , предусмотренных законодательством, в течение которых взносы не отчисляются .
Отметим, что не все периоды, входящие в страховой стаж, засчитываются в стаж для . К примеру:
- важна продолжительность работы в условиях Крайнего Севера или районах, к ним приравненных;
- (37 лет у женщин, 42 - у мужчин) будет суммироваться продолжительность работы и оплачиваемых больничных (без социально значимых периодов ).
Какие «нестраховые» периоды засчитываются в страховой стаж
В страховой стаж, помимо времени трудовой деятельности, входят периоды, перечисленные в ч. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ. К ним относятся:
- получение пособия в связи с наступлением временной нетрудоспособности;
- уход матери или отца за каждым ребенком до его возраста 1,5 лет (всего не более 6 лет);
- получение пособия по безработице, выполнение оплачиваемых общественных работ, время переезда в другую местность для устройства на работу по направлению от службы занятости;
- нахождение под стражей и в местах ограничения свободы, ссылке в случае необоснованного привлечения к ответственности, если невиновность затем будет доказана;
- уход за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом , гражданами в возрасте от 80 лет ;
- проживание жены военнослужащего в местности, где она не может устроиться на работу (не более 5 лет);
- проживание за пределами территории РФ супругов граждан, выполняющих обязанности в представительствах и консульствах РФ (не более 5 лет);
- период, предусмотренный в соответствии с законом «Об оперативно-розыскной деятельности» .
Эти периоды будут засчитаны в страховой стаж, если до них и после них присутствовали периоды работы (независимо от их длительности), в течение которых происходило перечисление страховых взносов в ПФР.
Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону
После проведения реформы пенсионной системы 2015 года требования к минимальному размеру стажа для назначения страховой пенсии по возрасту стали ежегодно увеличиваться.
Отметим, что изменения не коснулись величины стажа для назначения досрочной пенсии отдельным категориям граждан, указанным в статье и закона № 400-ФЗ (работники Списков и льготных категорий).
Минимальный стаж для начисления пенсии с 2018 года в России
Для назначения страховой пенсии по старости в 2019 году необходимо иметь не менее 10 лет страхового стажа . Требование к минимальному стажу будет постепенно увеличиваться, прибавляя по одному году ежегодно . Например, уже в 2020 году для установления пенсии необходимо 11 лет страхового стажа, в 2021 - уже 12 лет, пока к 2025 году не достигнет 15 лет (таблица ниже).
Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону (таблица 2019)
Год выхода на пенсию Какой минимальный стаж нужен для пенсии, лет Минимальное количество пенсионных баллов (ИПК) 2015 6 6,6 2016 7 9 2017 8 11,4 2018 9 13,8 2019 10 16,2 2020 11 18,6 2021 12 21 2022 13 23,4 2023 14 25,8 2024 15 28,2 2025 15 30 Правила подсчета и подтверждения страхового стажа
Порядок подсчета страхового стажа регулируется статьей 13 закона № 400-ФЗ, в которой предусмотрены следующие моменты:
При назначении пенсионного обеспечения не всегда требуется подтверждение страхового стажа.
Периоды работы после введения индивидуального (персонифицированного) учета (ИПУ) и получения СНИЛС подтверждаются автоматически на основании сведений, зафиксированных на индивидуальном лицевом счете будущего пенсионера.
Подтверждение периодов трудовой деятельности до введения индивидуального учета может понадобиться:
- В случае отсутствия в ПФР соответствующих данных. При этом, как правило, требуются подтверждающие документы от работодателя или из гос. органов в предусмотренном законодательством порядке.
- В случае уничтожения без возможности восстановления или утраты документов о работе не по вине работника. При этом установление стажа (за исключением характера работ) происходит на основании свидетельских показаний (2 и более человек ).
С вступлением в силу нового Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 полностью изменилась пенсионная система в России. Теперь для назначения пенсионных выплат учитывается страховой стаж, вместо общего трудового.
Что такое страховой стаж для пенсии
Это сумма периодов трудовой или иной деятельности гражданина, за которые производились отчисления страховых взносов на пенсионное страхование.
Таким образом, размер выплаты напрямую зависит от периодов официальной работы гражданина и размеров его заработной платы до вычета НДФЛ. Также включаются периоды общественно значимой деятельности, за которые не было отчислений в Пенсионный фонд.
Законодательством определено два вида стажевых: общий и специальный (профессиональный). Общий страховой стаж применяется для расчета пенсии по старости, а специальный дает право претендовать на досрочное назначение пенсионных выплат.
Трудовой стаж для выхода на пенсию
Установлен довольно широкий перечень периодов трудовой деятельности, которые учитываются при расчете пенсии. К ним относят:
- Официальная трудовая деятельность. Входит не только работа по трудовому договору, но труд по авторским, гражданско-правовым и сезонным договорам, внештатная и временная работа. Обязательное условие — перечисление страховых взносов в ПФР.
- Деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, члена кооперативов, хозяйств, сообществ.
- Иная трудовая деятельность за вознаграждение, с условием уплаты взносов на пенсионное обеспечение.
- Служба в армии или других гос.органах. Например, служба в правоохранительных органах или работа в уголовно-исполнительной системе. Также включается официальное сотрудничество по договору содействия оперативно-розыскной службе.
- Документально подтвержденный статус безработного. Статус подтверждается документально, выпиской (справкой) из личного дела гражданина из центра занятости населения.
- Период, в который производится начисление пособия по временной нетрудоспособности. В том числе пособие по беременности и родам, а также пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, как рожденного, так и усыновленного.
- Уход за недееспособным родственником старше 80 лет, инвалидом 1 группы, или ребенком-инвалидом.
- Необоснованное или незаконное пребывание в местах заключения, с последующей реабилитацией.
- Отсутствие возможности официального трудоустройства жен военнослужащих или работников консульств РФ за границей. Но не более пяти лет в общей сложности.
В свою очередь, из стажевых для расчета размера выплат исключены:
- Обоснованное и законное отбывание наказания в местах лишения свободы без трудоустройства.
- Неподтвержденный статус безработного.
- Учеба в средне-специальных, профессиональных и высших учебных заведениях.
Общие стажевые исчисляются календарным способом, то есть суммируются временные периоды по каждому месту работы, службы, общественной деятельности. Каждые неполные 12 месяцев переводятся в полный год, а каждые неполные 30 дней — в месяц.
Страховой стаж для пенсии по старости
Статья 8 ФЗ №400 устанавливает, что все граждане, достигшие пенсионного возраста, вправе обратиться за расчетом пенсии. Выплаты назначаются при наличии страхового стажа не менее 15 лет, и индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. Для женщин пенсионный возраст наступает в 55 лет, у мужчин — в возрасте 60 лет.
Для муниципальных и государственных служащих установлен иной порядок выхода на пенсию. Изменения отражены в Федеральном законе №143-ФЗ от 23.05.2016. Для госработников предусмотрено пошаговое увеличение пенсионного возраста, по 6 месяцев в год. Так в 2017г. возраст увеличили. Для женщин он составил 55 лет и 6 месяцев, для мужчин — 60 лет 6 месяцев. К 2032г. госслужащие мужчины будут выходить на пенсию по старости в 65 лет, а женщины — в 63.
Минимальный стаж для пенсии в 2017г. составляет 8 лет, к 2024г. он будет постепенно увеличиваться и составит 15 лет. Если у гражданина страховой стаж будет менее установленного минимального показателя, ему назначат социальную выплату с доплатой до прожиточного минимума того региона, в котором он проживает. Таким образом, пенсия по старости без трудового стажа не назначается.
Специальный стаж для пенсии для женщин и мужчин
Глава 6 Федерального закона №400-ФЗ устанавливает ряд исключений, которые дают право досрочно обратиться за страховыми выплатами. То есть, если у работника имеется специальный стаж, он может обратиться в территориальный отдел ПФР, не дожидаясь общего пенсионного возраста.
Условия для досрочного получения пенсии:
- Труд на особой территории. К ним относят районы Крайнего Севера, а также местности, приравненные к районам Крайнего севера.
- Работа в особых условиях. Если должности, рабочему месту, работе, производству присвоен класс «вредный» или «опасный», то такой труд в этот период — специальный стаж для пенсии для мужчин и женщин (ст. 30 закона №400-ФЗ). Перечни профессий, должностей, работ, производств и специальностей устанавливается Правительством РФ.
- Льготные условия выхода на пенсию для особых категорий граждан, указанных в статье 32 закона №400-ФЗ.
Какой стаж нужен для пенсии для мужчин, а какой для женщин
Действующее законодательство не устанавливает принципиальных различий в порядке определения стажевых для мужчин и женщин. Любой гражданин, не зависимо от пола, может претендовать на пенсионные выплаты:
- при достижении пенсионного возраста (женщинам — 55, мужчинам — 60);
- при наличии условий для досрочного назначения;
- при наличии стажа, равного или превышающего минимальный показатель;
- формирование индивидуального пенсионного коэффициента равного или более 30.
Различия в определении стажевых, могут заключаться только в периодах военной службы для мужчин, и периодах, связанных с материнством, для женщин. Однако, и это различие не принципиально, так как и мужчина-отец может оформить отпуск по уходу за ребенком на себя, а женщина служить в военных частях.
Документальное подтверждение
Любой гражданин, претендующий на назначение пенсионных выплат, обязан документально подтвердить наличие страхового стажа. При отсутствии документов — предоставить свидетельские показания не менее двух человек.
Документы, которыми можно подтвердить:
- Трудовая книжка.
- Авторский, гражданско-правовой или сезонный договор.
- Военный билет.
- Справка с центра занятости населения, подтверждающая статус безработного.
- Выписка из ФНС для индивидуального предпринимателя.
- Справки с места работы, подтверждающие трудоустройство.
- Свидетельские показания, 2 человек и более.
- Распоряжение о переводе супруга в другую местность.
- Свидетельства о рождении детей.
В ином случае период считается не подтвержденным и не учитывается в расчете.
В настоящее время в пенсионном законодательстве (Законе о трудовых пенсиях) и на практике используются различные понятия стажа.
В приведенной ниже таблице, условно разделив пенсионеров на лиц, выходящих на трудовую пенсию по старости на общих основаниях (по достижении общеустановленного пенсионного возраста), и пенсионеров-«досрочников» (выходящих на пенсию ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста в связи с тем, что они работали в особых производственных, климатических условиях, или имеют иные основания на снижение пенсионного возраста в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях), укажем имеющий значение для их пенсионного обеспечения вид стажа.
Таблица 9. Виды стажа, применяющиеся для определения пенсионных прав гражданина.
Пенсионеры на общих основаниях
Пенсионеры-«досрочники»
для определения права на пенсию:
страховой стаж (1)
(необходим для определения права на трудовую пенсию по старости)
указан в п.2 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»
страховой стаж (2)
(необходим для определения права
специальный страховой стаж (3)
(необходим для определения права на досрочное назначение трудовой пенсию по старости)
указан в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»
для определения размера пенсии :
общий трудовой стаж (4)
стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии)
по общему стажу
по специальному стажу
общий трудовой стаж (5)
(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента
Используется для конвертации пенсионных прав по п. 1-3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»
(необходим для оценки приобретенных до 01.01.02 пенсионных прав, т.е. для определения стажевого коэффициента при исчислении размера страховой части пенсии, у «досрочников»)
Используется для конвертации пенсионных прав по п. 9 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»
Примечания :
1. Стаж для определения права на пенсию (№№ 1 - 3) – это стажевое условие, при выполнении которого застрахованное лицо может претендовать на назначение трудовой пенсии (например: не менее 5 лет страхового стажа для права на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте; не менее 25 лет страхового стажа и 12 лет 6 месяцев специального страхового стажа для права на досрочное назначение трудовой пенсии за работу по Списку № 2 в 55 лет мужчине; не менее 15 лет страхового стажа и 7 лет 6 месяцев специального стажа для досрочного назначения пенсии за работу по Списку № 1 в 45 лет женщине и т.д.).
2. Стаж для определения размера пенсии (№№ 4 - 6) – это продолжительность стажа застрахованного лица, имеющегося у него по состоянию на 31.12.2001 г., исходя из которого определяется размер страховой части пенсии (а именно – расчетный размер пенсии (РП) в формуле конвертации приобретенных до 01.01.2002 г. пенсионных прав).
3. Под специальным страховым стажем (№ 3 и 6) понимается стаж на соответствующих видах работ, указанный в подпунктах п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях (например, стаж работы по Списку № 1 и т.д.) .
Подсчет стажа. Можно ли его подсчитать по старым правилам
Если речь идет о стаже для определении права на пенсию, в том числе назначаемую досрочно, то необходимо руководствоваться определением и правилами подсчета стажа (страхового и специального страхового), содержащимися в Законе о трудовых пенсиях и в постановлении Правительства от 11 июля 2002 года № 516. В то же время согласно позиции Конституционного Суда РФ (Постановление от 29 января 2004 года № 2-П) исчисление продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ (специального страхового стажа), имевших место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях, может производиться по нормам ранее действовавшего правового регулирования (независимо от продолжительности стажа на указанную дату). В этом случае в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж по ранее действовавшему законодательству, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
При определении размера пенсии – т.е. стажевого коэффициента для оценки приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал - стаж (как общий, так и специальный) также может быть определен как по действующему законодательству, так и по старым правилам, при чем независимо от того выработан или нет застрахованным лицом на 1 января 2002 года общий или специальный стаж. Однако, в этом случае нормы законодательства об определении и исчислении стажа применяются в совокупности с другими, регламентирующими, в частности, порядок расчета размера пенсии. Поэтому:
Если используются действующие правила определения продолжительности стажа, то и расчетный размер трудовой пенсии в формуле конвертации определяется по формуле, указанной в пункте 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Если стаж исчисляется на основании ранее действовавших нормативных правовых актов и в него зачитываются все периоды, которые предусматривались Законом от 20 ноября 1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», а также применяется предусмотренное им льготное исчисление некоторых из них, то расчетный размер трудовой пенсии подсчитывается также по нормам Закона № 340-1 (за исключением его ст. 7), то есть с учетом положений статей 16 и 17, а также статьи 18 данного Закона, которой установлено ограничение максимального размера пенсии тремя (либо тремя с половиной) минимальными размерами пенсии (максимальный размер пенсии повышается при этом на 1% за каждый полный год имеющегося общего/специального трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20%).
Стаж для определения права на пенсию
Разберем в отдельности правила подсчета каждого из видов стажа, обозначенных в Таблице 9 арабскими цифрами.
Сразу оговоримся, что ввиду большого количества регулирующих этот вопрос нормативных актов, а также отсутствия в ряде случаев единства в практике их применения, мы укажем лишь основополагающие принципы и правила, ориентируясь на которые можно в каждом конкретном случае решать вопрос о включении того или иного периода в стаж, подсчитывать стажевый коэффициент при конвертации и т.д.
Таблица 10. Основные правила, принципы и нормативная база для подсчета стажа при определении права на трудовую пенсию.
стажа
Принципы
Периоды, подлежащие
зачету в стаж
Исчисление
стажа
Основное правило:
Включение в стаж тех или иных периодов, имевших место до вступления в силу 1 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться как по нормам, действующим в момент назначения пенсии, так и по нормам, действовавшим в момент приобретения этого стажа, а также принятым, начиная с момента приобретения стажа и до момента назначения пенсии
Основное правило:
Исчисление стажа, имевшего место до вступления в силу 1 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа застрахованного лица на указанную дату)
страховой стаж (1)
и
страховой стаж (2)
Лица, которые до момента введения нового правового регулирования приобрели в соответствии с ранее действовавшим законодательством право (стажевые условия) на назначение пенсии, могут реализовать это право, независимо от даты обращения за ней (Определение Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 г. № 320-О).
Нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью либо частично). Исчисление стажа, имевшего место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (т.е. до 1 января 2002 года), для определения права на пенсию может производиться по ранее действовавшим нормам (Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П).
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П и
Правительство РФ не наделено полномочиями вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. (Определение Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. № 197-О).
КЗоТ
Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утв. Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г.)
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10, 11)
Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10, 11)
Трудовой кодекс РФ
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10 - 12)
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)
специальный
страховой стаж (3)
Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утв. Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г.)
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)
Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»
Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утв. Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г.)
Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. № 81/8 (разъяснения о порядке применения Списков)
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)
Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)
Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 (список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правила исчисления сроков выслуги)
Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 (список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию в связи с педагогической деятельностью, и правила исчисления сроков выслуги)
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 (список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет)
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 (список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет)
Приказ Министерства труда и занятости населения РСФСР и Минсоцзащиты населения РСФСР от 8 января 1992 года № 3/235 (разъяснение о порядке применения на территории РСФСР Списков №1 и 2)
Указание Минсоцзащиты РФ от 20 апреля 1992 года № 1-28-У (О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет)
Указание Минсоцзащиты РФ от 26 марта 1993 года № 1-28-У (ответы на вопросы по применению Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет)
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28, 28.1)
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)
Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)
Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…)
Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)
Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)
Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»
Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28, 28.1)
Трудовой кодекс РФ
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)
Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…)
Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)
Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (утв. Постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 г. № 1029, с послед. изменениями и дополнениями)
Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)
Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)
Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»
Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28, 28.1)
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)
Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…)
Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)
Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)
Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»
Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»
Стаж для определения размера пенсии
В Таблице 11 приведены различные варианты расчета стажевого коэффициента при конвертации приобретенных до 01.01.2002 года пенсионных прав. Т.е. речь идёт о стаже, который влияет непосредственно на размер пенсии.
Таблица 11. Основные правила, принципы и нормативная база для различных вариантов подсчета стажа, который используется для определения стажевого коэффициента при исчислении размера пенсии (ее страховой части).
стажа
Принципы
Нормативные правовые акты, официальные разъяснения и
решения высших судебных инстанций
Для установления периодов, подлежащих зачету в стаж, и исчисления стажа
Для исчисления расчетного размера пенсии (РП в формуле конвертации)
Основное правило:
Для Варианта 1 и Варианта 1 спец.
Подсчет стажа производится по нормам законодательства, действовавшего до вступления в силу 1 января 2002 года Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». К применяются ограничения максимального размера пенсии , установленные Законом РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»
Для Варианта 2
Применяются правила Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» и ст. 7 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»
Для Варианта 3 и Варианта 2 спец.
Стаж подсчитывается по действующим в настоящий момент нормам (т.е. в соответствии со ст.ст. 10-12, п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и принятыми в его развитие нормативными актами). определяется
общий трудовой стаж (4)
(используется для расчета пенсии, назначаемой по общим основаниям)
общий трудовой стаж (5)
(используется у
«досрочников» для расчета пенсии с
применением общего трудового стажа)
Нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный стаж полностью либо частично). Исчисление стажа, имевшего место до вступления в силу Закона о трудовых пенсиях (т.е. до 1 января 2002 года), для определения права на пенсию может производится по ранее
действовавшим нормам
(Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П)
В стаж включаются и те периоды работы, когда работодатель не исполнил обязанности по своевременной уплате в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (несмотря на то, что действующее законодательство в качестве одного из условий включения в страховой и специальный страховой стаж периодов работы после 1 января 2002 года, предусматривает уплату работодателем в эти периоды за застрахованное лицо взносов в Пенсионный фонд РФ)
(Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. № 9-П и определение от 20 ноября 2007 г. № 798-О-О).
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление Конституционного Суда РФ от 3 июня 2004 г. № 11-П и
Определение Конституционного Суда РФ от 3 октября 2006 г. № 471-О).
Правительство РФ не наделено полномочиями вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда РФ от 18 июня 2004 г. № 197-О)
Вариант 1
Закон РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (за исключением ст. 7)
Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)
Закон РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» (за исключением ст. 7), в том числе применяется и ст. 18, устанавливающая максимальный размер пенсии
Вариант 2
Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)
Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», ст. 7 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ»
Вариант 3
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст. 10-12, п. 3 ст. 30)
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)
Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (п. 1-3 ст. 30)
специальный страховой стаж (6)
(используется для расчета размера пенсии с применением стажа на соответствующих видах работ)
Вариант 1 спец.
Закон РФ от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Севера)
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (п. 3 ст. 10)
Применяются также действовавшие на 31.12.2001 г. подзаконные нормативные акты, касающиеся особенностей подсчета стажа на определенных видах работ – из перечня, приведенного в Таблице 10 в графе «специальный страховой стаж»
Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)
Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 « О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»
Абз. 2 ст. 16 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», при этом применяется ограничение максимального размера пенсии, установленное ст. 18
Вариант 2 спец.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (ст.ст. 27, 28.1)
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (ст. 26)
Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 (правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости)
Разъяснение Минтруда России от 22 мая 1996 г. № 5 (порядок применения Списков и показателей)
Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (списки производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости)
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 (списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»)
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий (утв. постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555)
Постановление Минтруда РФ от 1 апреля 2003 года № 15 (об установлении тождества профессий)
Информационное письмо Минтруда РФ, Минобразования РФ, Минздрава РФ, Минкультуры РФ и ПФР от 6 июня 2003 года «О процедуре установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений)»
Письмо Минздравсоцразвития России от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П»
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии»
Пункт 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
Для определения стажевого коэффицента используется (указан в соответствующих подпунктах п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) – что такое «полный специальный стаж» -
«Страховые» и «нестраховые» периоды в стаже
Любой стаж, из условно разделенных нами на категории (№№ 1-6 в Таблицах 9 - 11), состоит из страховых и «нестраховых» периодов.
К страховым периодам, включаемым в стаж, относятся периоды работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Для наемных работников правильней будет сказать (учитывая Постановление Конституционного Суда от 10 июля 2007 года № 9-П) – периоды работы и иной деятельности, в которые за них должны были уплачиваться страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до 1 января 2002 года, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
ü Когда и как уплачиваются взносы в ПФР - см. в подразделе «Суммы, включаемые в состав заработка» раздела «Заработная плата для оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав».
«Нестраховые» – это те периоды, когда гражданин не работал (временная нетрудоспособность, служба в армии, уход за ребенком и др.), но которые также включаются в его стаж. Перечень нестраховых периодов, засчитываемых в стаж, в законодательстве четко обозначен и является исчерпывающим.
В случае совпадения по времени нескольких периодов, подлежащих зачету в стаж, при его исчислении учитывается только один из таких периодов.
Нюансы и новеллы законодательства в отношении подсчета и исчисления стажа с учетом включения в него «нестраховых» периодов
Общие правила учета «нестраховых» периодов
- При подсчете включаемых в страховой стаж (он необходим для определения права на трудовую пенсию ) «нестраховых» периодов используются и нормы Закона о трудовых пенсиях (ст. 11) и нормы ранее действовавшего законодательства. Так, если тот или иной вид «нестрахового» периода, имевший место до 1 января 2002 года, не поименован в ст. 11 Закона о трудовых пенсиях, то он включается в стаж, если был предусмотрен ранее действовавшим законодательством. Здесь вопросов, как правило, не возникает.
А вот в отношении подсчета общего трудового стажа (используется для определения размера пенсии, подсчета стажевого коэффициента в формуле конвертации приобретенных до 1 января 2002 года пенсионных прав ) необходимо учитывать следующее.
В том случае, если общий трудовой стаж подсчитывается по из Таблицы 11 (т.е. с применением ныне действующих правил – пункта 3 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях), то указанные в статье 11 Закона о трудовых пенсиях периоды засчитываются в него при условии, что им предшествовали и (или) за ними следовали страховые периоды (т.е. периоды работы и (или) иной деятельности). Однако, если этот же период указан в п. 4 ст. 30 данного Закона выполнение этого условия необязательно.
Безусловному включению в общий трудовой стаж подлежат:
Служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел РФ, органах внешней разведки, органах ФСБ, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах госбезопасности РФ, а также в органах госбезопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и ВОВ;
Периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
Период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
Периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;
а при выполнении условия, что им предшествовали и (или) за ними следовали страховые периоды:
Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
Период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
- Помимо того, что содержащиеся в Законе о трудовых пенсиях «нестраховые» периоды включаются в стаж, за некоторые из них предусмотрено перечисление средств из федерального бюджета. С 1 января 2009 года в связи с принятием Федерального закона от 22.07.2008 года № 146-ФЗ перечень «нестраховых» периодов, которые засчитываются в стаж (страховой и общий трудовой) и за которые при этом Пенсионному фонду РФ из федерального бюджета перечисляются средства, расширился .
К таким периодам относятся:
- период прохождения военной службы по призыву;
Период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
Период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
Период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.
«Нестраховые» периоды, включаемые в стаж застрахованного лица, влияют на его пенсионные права (право на назначение трудовой пенсии и размер страховой части трудовой пенсии). Эти периоды с учетом максимального предела их продолжительности включаются как в стаж до 1 января 2002 года (и для определения размера ПК1), так и в стаж после 1 января 2002 года (в этом случае средства, перечисляемые в счет возмещения этих периодов Пенсионному фонду из федерального бюджета, ).
Перерасчет страховой части ранее установленных трудовых пенсий в связи с расширением списка «нестраховых» периодов производился с 1 января 2009 года, если гражданин подал соответствующее заявление до 31 декабря 2009 года включительно в территориальный орган ПФР по месту жительства. При пропуске указанного срока перерасчет страховой части трудовых пенсий производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление (и при необходимости подтверждающие характер «нестрахового» периода документы) пенсионера о перерасчете размера страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в стаж названных выше «нестраховых» периодов.
Минимальный размер пенсии, установленный на 31декабря 2001 г., составлял 185 руб. 32 коп. В этом варианте оценки пенсионных прав к размеру пенсии устанавливается компенсационная выплата. На 31 декабря 2001 г. совокупная выплата, включающая пенсию и компенсационную выплату, не могла быть менее 660 руб. в месяц.
То же следует из п. 2 ст. 4 Гражданского кодекса РФ («Действие гражданского законодательства во времени»).