О трудовых пенсиях в российской федерации. Все о пенсиях
Действующий закон о пенсиях в РФ 2019 года регламентирует порядок и размер выплат в рамках государственного обеспечения для граждан, достигших пенсионного возраста.
Нормативный акт подробно описывает виды пенсий, условия получения выплат, размер отчислений, возможность перерасчета пенсионных сумм.
Виды пенсий по закону
Выплаты призваны компенсировать тот доход, который получали граждане во время трудовой деятельности или неработоспособные люди после смерти члена семьи, который их содержал.
Закон о пенсиях разделяет отчисления на три типа:
- страховая пенсия по старости (ст.7 закона о пенсиях в РФ) может состоять из страховой и накопительной частей. Для получения такого вида государственного содержания требуется страховой (бывшее название «трудовой») стаж и особые пенсионные накопительные баллы. Балловая система была введена в 2015 году и подразумевает равномерную индексацию выплат. В соответствии с нормативными поправками в ФЗ №173, для получения пенсии по старости необходимо минимум 11.8 баллов. Их можно увеличить, повышая размер страховых отчислений, или путем продления рабочих лет. Необходимое количество баллов при средней заработной плате можно получить за 13-15 трудовых лет;
- пенсия по потере кормильца (ст.9);
- пенсия по инвалидности оформляется на определенный срок. По его окончании человек должен прийти на переосвидетельствование инвалидности, чтобы подтвердить свой статус. При неявке на медико-социальную экспертизу выплата пенсии приостанавливается.
Пенсионный закон обеспечивает соответствующие выплаты при предъявлении подтверждающих документов: свидетельства о смерти или решения суда о признании лица без вести пропавшим.
Виды пенсий по инвалидности
Для назначения страховой пенсии, лицо должно пройти медико-социальную экспертизу в государственном учреждении, где ему будет присвоена группа инвалидности.
Пенсия по инвалидности подразделяется на:
- социальную (не предусматривает иных критериев для получения, кроме документов, подтверждающих статус инвалида (до или после 18 лет). Отсутствие дополнительных параметров позволяет получать пенсионные отчисления детям-инвалидам и лицам, не имеющим стажа работы);
- государственную (охватывает узкий круг населения, включающий ветеранов ВОВ, работников и спасателей ЧАЭС и т.д.);
- страховую (доступна для людей с любым подтверждённым стажем работы).
Закон о пенсиях в РФ 2019 года вводит индексацию отчислений для инвалидов на 2,4%, повышая ежемесячные выплаты.
Условия получения выплат в соответствии с законом о пенсиях в РФ
С 2019 года законодательство вводит четкие рамки о назначении пенсии по старости. Речь идет о , которая несмотря на недовольство народа, была принята.
Для мужчин предельный рабочий возраст наступит в 60,6 лет. Пенсионный закон в России для женщин ставит возрастную планку в 55,5 лет. При этом количество баллов должно быть не ниже 14.
Существуют и исключения из закона, которые снижают необходимую возрастную планку для людей, трудившихся на опасном и вредном производстве, многодетным матерям.
К таким исключениям относятся:
- работники угольной промышленности;
- тяжелые условия труда;
- подземные работы;
- долгосрочная работа в текстильной промышленности для женщин.
Полный перечень профессий описан в в ст.27 и ст.27.1.
Относительно государственных служащих Правительство также делает отклонения от общего правила, регламентируя .
Способы получения государственного обеспечения
Для получения государственного обеспечения необходимо собрать пакет документов, заполнить заявление о начислении пенсии и передать их в любое отделение Пенсионного фонда по месту регистрации (если регистрация отсутствует, то в отделение по месту фактического проживания).
Это можно сделать следующими способами:
- прийти в отделение лично;
- передать документы через доверенное лицо;
- отправить в электронном формате, используя личный кабинет ПФС.
Обратите внимание: каждый последующий рабочий год после наступления пенсионного возраста повышает размер выплат.
Размер отчислений по ФЗ РФ №173
Величина выплат зависит от вида пенсии, а суммы значительно разнятся.
В соответствии со ст.14 ФЗ №173, размер отчислений по старости рассчитывается по формуле:
СЧ = ПК / Т + Б, где
- СЧ – страховая часть;
- ПК – суммы расчетного пенсионного капитала;
- Т – ожидаемое количество рабочих месяцев (252 мес.=21 год);
- Б – базовый размер пенсии.
О том, как формируется расчетный пенсионный капитал подробно описано в ст.30.
Он определяется по формуле:
ПК = (РП — 450 рублей) x T, где
- РП – расчетный размер пенсии;
- Т — ожидаемое количество рабочих месяцев (252 мес.= 21 год).
Федеральный закон о страховых пенсиях в Российской Федерации с последними изменениями гласит, что в стране не останется ни одного пенсионера с выплатами ниже прожиточного минимума. Такой предел устанавливается индивидуально в каждом регионе.
Правительство уверяет, что даже если пенсионные отчисления ниже минимального порога, то будут осуществляться дополнительные выплаты. Такие меры призваны искоренить слой населения страны, находящихся за чертой бедности.
Важно! В Москве Минфин утвердил нижнюю планку выплат в 2010 году – 10 364 руб. Такая сумма будет минимальной, которую смогут получать люди, не имеющие никакого трудового стажа.
Перерасчет пенсии после увольнения работающего пенсионера в 2019 году
Многих интересует вопрос о том, когда произойдет и надо ли уволенному самому уведомлять ПФР, если работающий пенсионер уволился.
Информировать ПФР об уволенных работниках - обязанность работодателя, поэтому обращаться в Пенсионный фонд с заявлением не нужно. Работодатель передаст сведения в ПФР на следующий месяц после расторжения договора с работником, в течение месяца выносится решение об индексации. Уже со следующего месяца пенсионные выплаты будут пересчитаны. При условии своевременной сдачи отчетности работодателем процесс занимает чуть более трех месяцев.
Компенсации за время, прошедшее между датой расторжения договора и месяцем, с которого вступает в силу решение об пересчете, в 2019 г. не предусмотрены.
Законы о пенсии в России 2019 года предусматривают учет прошедших трех месяцев после увольнения.
Таким образом, время, занимаемое на перерасчет, также оплачивается государственными отчислениями. Новые правила позволят не терять суммы выплат во время перерасчета и получать их единой суммой.
Индексация пенсий
В 2019 году Правительство РФ поднимет уровень пенсионных отчислений путем государственных прибавок и увеличения индексаций (ФЗ №173 от 17 декабря 2001 г. в последней редакции).
С 1 января произойдет повышение отчислений на 7,05%, что выше, чем инфляция в прошлом году. У военных индексация составила 1,034%.
В течение 2019 года Минфин планирует поэтапно увеличивать размер пенсионных выплат по каждому их виду. Так, с 1 апреля социальные пенсии по потере кормильца и по инвалидности будут повышены на 2,4%.
Социальные выплаты и услуги пенсионерам по ФЗ РФ №173
Кроме обязательной (фиксированной) части пенсии существуют еще социальные выплаты, которые положены особой группе людей (участникам ВОВ, героям страны, блокадникам, ликвидаторам ЧАЭС и т.д.).
Помимо выплат такая категория граждан обеспечивается (предоставление бесплатного проезда, лекарств, лечения, санатория). Такими услугами можно воспользоваться в натуральном виде или в денежном эквиваленте (о выплате этих сумм можно обратиться в любое отделение ПФС).
Таким образом, закон об индексации пенсий в 2019 году предусматривает значительный подъем государственных отчислений для граждан, получивших правовой статус пенсионера.
Корректируя суммы путем перерасчета с учетом инфляционных скачков и дополнительных выплат, Правительство планирует сравнять государственное обеспечение со средней заработной платой в стране.
Таким образом, закон о выходе на пенсию введен в действие в 2001 году и с тех пор не раз корректировался и дополнялся. На сегодняшний день политика Правительства РФ направлена на повышение благосостояния малообеспеченных слоев населения. В связи с этим страховые пенсии в РФ с 2019 года станут .
Вопросы о пенсионерах стали актуальными на арене государственных обсуждений и, по уверению главы Минфина, ситуация должна благоприятно измениться благодаря комплексному подходу реформирования пенсионной системы.
Надо заметить, что данный 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяется с 1 января 2015 года очень ограниченно. Имеют силу лишь те статьи, которые касаются исчисления размера трудовых пенсий. Основная часть пенсионного регулирования в России происходит согласно Федеральному Закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ («О страховых пенсиях»).
Общая характеристика
Закон №173-ФЗ подробно говорит о способах начисления пенсионных выплат. Он включает в себя шесть статей. В начале Закона идут общие положения, присущие для многих нормативно-правовых актов. Далее разъясняются общие понятия - трудовой стаж, трудовая пенсия, лицевой счёт, пенсионный капитал, пенсионные накопления и иные. Также обозначаются виды лиц, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Это мужчины, достигшие 60-летнего возраста, и женщины, достигшие 55 лет. Также это могут быть несовершеннолетние или недееспособные граждане, находившиеся на иждивении умершего (в случае назначения пенсии по потере кормильца).
Трудовой стаж
Глава 3 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" посвящена трудовому стажу. Минимальный трудовой стаж необходим для начисления пенсии по старости. Причем основным условием здесь является отчисление пенсионных взносов работодателем в Пенсионный Фонд России. То есть "серая" зарплата в конверте не влияет на увеличение трудового стажа.
В Законе также регламентируется порядок подсчета трудового стажа и обозначаются процедуры для его подтверждения (в случае необходимости).
Кроме работы также существуют иные периоды, которые засчитываются в трудовой стаж. Например, отпуск по уходу за ребенком. Перечень таких периодов четко зафиксирован в Законе.
Пенсионные выплаты
О размерах пенсионных выплат говорится в главе 14 Закона № ФЗ-173. Эта глава является, пожалуй, самой обширной и самой важной. Она изобилует формулами и фиксированными показателями, которые позволяют рассчитать размер трудовой пенсии. Для неискушенного читателя все эти рассчеты могут показаться непонятными. В этом случае рекомендуем вам воспользоваться комментариями Федерального Закона № 173-ФЗ или в любой информационный центр, где вам помогут разобраться.
- размер трудовой пенсии по старости, зафиксироанный в нормативно-правовых актах;
- сумму пенсионного капитала, подлежащего расчету;
- ожидаемый период выплат в месяцах (на сегодняшний день этот период составляет 19 лет).
Выводы
Итак, рассматриваемый нами Закон "О трудовых пенсиях в РФ" № 173-ФЗ в последней редакции регулирует важнейшие вопросы, связанные с трудовым стажем и исчислением размера пенсионных выплат. Но данный Закон больше предназначен для государственных и муниципальных служащих, нежели для простых граждан, ввиду обилия специальной информации.
Закон о трудовых пенсиях регулирует порядок получения пенсионного обеспечения специальной категории граждан. В данной статье пойдет речь о ФЗ N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г., а также о некоторых других законах в области пенсионного обеспечения.
Важно! Необходимо сразу отметить, что Федеральный закон N 173-ФЗ от 17 декабря 2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, начиная с 01 января 2015 года. Исключением являются нормы, регулирующие исчисление размера трудовых пенсий и те, которые применяются для определения размеров страховых пенсий.
Скачать Федеральный закон о трудовых пенсиях с последними изменениями
В законе идет речь о работниках, которые уже достигли пенсионного возраста и имеют предусмотренный законом стаж трудовой деятельности. Также закон устанавливает виды пенсии и категории граждан, которые могут их получать.
Кроме того, законом о трудовых пенсиях регулировались вопросы:
- условий получения пенсионного обеспечения и порядок его начисления и доставки;
- порядок расчета отчислений из пенсионных выплат;
- порядок расчета непосредственно пенсионных сумм.
Закон о трудовых пенсиях - структура нормативного акта
Документ состоит из 7 глав и 32 статей:
Глава I. Общие положения
- Статья 1. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях
- Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
- Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию
- Статья 4. Право на выбор пенсии
- Статья 5. Виды трудовых пенсий
- Статья 6. Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости)
Глава II. Условия назначения трудовых пенсий
- Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
- Статья 8. Условия назначения трудовой пенсии по инвалидности
- Статья 9. Условия назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца
Глава III. Страховой стаж
- Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж
- Статья 11. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж
- Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа
- Статья 13. Правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа
Глава IV. Размеры трудовых пенсий
- Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости
- Статья 15. Размеры трудовой пенсии по инвалидности
- Статья 16. Размеры трудовой пенсии по случаю потери кормильца
- Статья 17. Определение, перерасчет, индексация и корректировка размеров трудовых пенсий
- Статья 17.1. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим
- Статья 17.2. Доля страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемая к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава
Глава V. Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий
- Статья 18. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий
- Статья 19. Сроки назначения трудовой пенсии
- Статья 20. Сроки перерасчета размера трудовой пенсии
- Статья 21. Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии
- Статья 22. Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии
- Статья 23. Сроки выплаты и доставки трудовой пенсии
- Статья 24. Выплата трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
- Статья 25. Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии
- Статья 26. Удержания из трудовой пенсии
Глава VI. Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав
- Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии
- Статья 27.1. Досрочное назначение трудовой пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава
- Статья 28. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан
- Статья 28.1. Суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- Статья 29. Перерасчет размеров трудовых пенсий по документам пенсионного дела
- Статья 29.1. Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости)
- Статья 30. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц
- Статья 30.1. Валоризация величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав
- Статья 30.2. Определение размера трудовой пенсии с учетом суммы валоризации
- Статья 30.3. Перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, и (или) изменением суммы валоризации
Глава VII. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона
- Статья 31. Вступление в силу настоящего Федерального закона
- Статья 32. Введение в действие установленного настоящим Федеральным законом ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии
Важно! Положения закона о трудовых пенсиях утратили свою силу после внесения изменения в законодательство. Например, после вступления в силу норм закона о страховых пенсиях, нормы обсуждаемого закона действуют только в той части, которая не противоречит данному нововведению.
Изменения в пенсионном законодательстве
В 2004 году Верховным судом было принято определение, согласно которому каждый гражданин РФ вправе рассчитывать на то, что пенсия будет назначаться в соответствии с нормами законодательства, которое действовало в период трудовой деятельности. То есть, если гражданин застал все пенсионные реформы, проходящие с 1990 по 2015 год, то назначение пенсии будет происходить на основании всех трех законов.
С пенсионной реформой 2015 года в силу вступили сразу два новых федеральных закона - О страховых пенсиях и накопительных пенсиях, соответственно, Закон о трудовых пенсиях, в большей своей части, перестал действовать.
Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
Закон о страховых пенсиях был принят в связи с необходимостью создания соответствующей базы для каждого вида пенсии. Главное изменение коснулось условий назначения страховых пенсий по старости, где произошли существенные изменения:
- вместо ранее необходимых 5 лет стажа введена ежегодная система увеличивающегося продолжительного стажа от 6 (2015 год) до 15 лет (2024 год);
- появилось понятие - фиксированная выплата вместо ранее имеющегося «фиксированный базовый размер»;
- появилось влияние индивидуального пенсионного коэффициента, величина которого должна быть не менее 30 на конец переходного периода.
Также закон о страховых пенсиях предусматривает повышение фиксированной выплаты в случае, когда гражданин не выходит на пенсию добровольно, когда она ему уже положена.
Федеральный закон № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»
Накопительная пенсия - это ежемесячная денежная выплата, исчисленная исходя из средств в специальной части лицевого счета застрахованных лиц. Согласно статьи 4 данного закона, право на накопительную пенсию имеют граждане, у которых на специальной части лицевого счета хранится сумма, равная, как минимум, 5% от суммы размера страховой пенсии на основном лицевом счете. В том случае, если у лица на накопительном счете присутствует сумма менее 5% от размера страховой пенсии, гражданин вправе получить всю эту сумму целиком (единовременно).
Законодательный документ устанавливает, что размер накопительной пенсии может быть увеличен с помощью дополнительных взносов и взносов по инициативе работодателя, доплат материнского капитала, а также по программе софинансирования пенсии.
Пенсионная система претерпела огромные изменения с советских времен.
На сегодняшний день пенсионная система неуклонно стремится к западной модели. Совершенствования в данной сфере производятся поэтапно и неуклонно. Вместе с изменилось и само формирование будущих социальных выплат. А их размер теперь может зависеть не только от уровня получаемых доходов и количества отработанных лет, но и способов их формирования.
В 2017 году каждый гражданин может сам для себя определять, каким образом он будет формировать свои накопления на старость. Можно довериться, как и раньше государству, обратившись в управляющую компанию государственного масштаба. Но есть и иные возможности, например, формируя накопления в негосударственном пенсионном фонде или вместе с частными управляющими компаниями.
Становление пенсионного законодательства в России имеет четкие временные вехи. До 90-х годов ХХ века пенсии по старости назначались государством без ориентировки на уровень получаемых доходов бывшего работника. устанавливалась единожды и не претерпевала никаких изменений на протяжении всех последующих лет. Такое положение дел было обусловлено отсутствием инфляции и тем фактом, что сами отчисления формировались иным путем, а именно отчислениями предприятий и бюджетным финансированием.
С 1990 года начались изменения в данной сфере, рассматривались различные законопроекты, потому что пенсии требовали индексации в связи с постоянным ростом цен. В этом году был сформирован Пенсионный фонд, который стал получать ежемесячные отчисления от юридических и физических лиц, за счет чего и производились регулярные начисления пенсий. Кроме того, сам расчет значительно изменился. А уже в 1992 году были введены негосударственные пенсионные фонды, которые позволяли работающим гражданам накапливать средства к старости.
Последующие годы вплоть до 2000 ситуация в данной сфере была крайне тяжелая, несмотря на количество проведенных реформ. Но с началом XI века пенсионное реформирование приняло новые обороты, постепенно стабилизируя ситуацию.
Закон «О трудовых пенсиях в РФ»
Законодательство о трудовых пенсиях в Российской Федерации долгие годы регулировалось 173 ФЗ. Федеральный закон о трудовых пенсиях в РФ 3 173-ФЗ был принят 17 декабря 2001 года.
Данный закон объединил в себе многие законопроекты, предложив принципиально новый подход к формированию . В частности, пенсии стали делиться по основаниям для их получения. Их можно получить не только при достижении пенсионного возраста, но также и по инвалидности, и при потере кормильца.
Пособия формируются из нескольких различных частей:
- Базовая часть — это тот минимум, на который можно претендовать при определенных условиях.
- Страховая, которая напрямую зависит от продолжительности отчислений в пенсионный фонд.
- , позволяющая самостоятельно корректировать уровень средств, отложенных на старость.
В 173-ФЗ было скорректировано понятие о периодах, которые считаются страховыми, а посему должны быть засчитаны при начислении пенсии. Согласно данному закону, учитываются не только фактически отработанные периоды, но и время когда:
- гражданин проходил срочную воинскую службу;
- женщина осуществляла уход за новорожденным;
- производился уход за инвалидом первой группы или пожилым человеком ;
- человек числился безработным и получал пособие и др.
Единственным условием для осуществления данного зачета в страховой период является факт наличия официального трудоустройства перед указанным сроком или сразу после него, вне зависимости от общей его продолжительности.
Закон «О страховых пенсиях»
В 2015 году вступил в силу новый закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ. В его основе лежит новый подход к формированию пенсионного пособия. Теперь пособие будет состоять из двух частей:
- Накопительных суммах.
Страховая часть - это те средства, которые наниматель отчисляет ежемесячно в бюджет за каждого своего работника. Ставка таких отчислений равняется 22%. Указанная сумма автоматически делится на две неравные части:
- 6% — именно такую сумму можно отчислять на незамедлительные инвестиции в различные проекты. То есть эти деньги могут работать и приносить прибыль, что впоследствии может существенно увеличить выплачиваемое пособие.
- 16% — сразу идут на страховую часть.
По желанию работника все 22% могут сразу отчисляться в страховую часть, минуя фондовый рынок.
Накопительные суммы могут скапливать в государственных или негосударственных управляющих компаниях. Выбор остается исключительно за гражданином. Если выбираются негосударственные компании, то данные средства инвестируют в фондовые рынки, принося прибыль как компаниям, так и инвесторам, то есть гражданам, вносящим данные накопления.
Применяется ли в настоящее время закон № 173?
Закон о назначении трудовых пенсий № 173-ФЗ фактически был заменен законом о страховых пенсионных пособиях №400-ФЗ. Произошло это в 2015 году. Но принятие нового Закона не полностью аннулировало действие предыдущего ФЗ № 173. Фактически на сегодняшний день действуют два этих документа. Основополагающим считается последнее издание под № 400. Все пункты, совпадающие с предыдущим ФЗ, теперь трактуются только в новой редакции. А вот те абзацы в ФЗ 173, которых не коснулись изменения, действуют и поныне в той же редакции. Без изменений остались те нормы, которые описывают порядок исчисления размера пенсионных пособий.
Следует учитывать, что если какая-либо из ранее описанных норм была установлена в новом Законе, то применяется та, что описана в ФЗ 400.
Фактически хоть № 173-ФЗ и утратил свое действие, но некоторые его пункты до сих пор применяются при .
Вам это будет интересно
Пенсионное законодательство играет огромную роль в становлении и развитии социальной политики государства. И одним из основополагающих нормативных документов при этом является закон, регулирующий выплаты трудовых пенсий.
Общая характеристика
ФЗ «О трудовых пенсиях» включает в свою структуру всего 32 статьи, которые объединены в 7 глав. Он был принят в 2001 году и неоднократно подвергался изменениям. На сегодняшний день он применяется в части исчисления размера трудовых пенсий, а также методики расчёта страховых выплат.
Несмотря на прекращение действия многих статей, этот закон помогает не только подготовиться к экзаменам по социальному обеспечению, но и понять способы начисления пенсионных выплат, полагающихся в результате плодотворной трудовой деятельности. Пенсионное законодательство в части регулирования труда фактически базируется на данном НПА.
Об общих положениях
Первая глава 173 ФЗ включает в себя 6 статей. С первых же строк нормативный документ обращает внимание граждан на то, что выплата трудовых пенсий осуществляется в соответствии с законодательством. В первой статье оглашаются общие положения, которые характерны для большинства нормативных актов. Например, что при расхождении международных норм и действующего законодательства, приоритет отдаётся первым. Здесь же перечисляется законодательная база, которая несёт вспомогательное значение для социальной политики, в целом.
В следующей статье приводится ряд понятий, которые необходимы для разъяснения и толкования НПА о Например, самыми часто используемыми здесь определениями являются: трудовая пенсия, стаж, пенсионный капитал, лицевой счёт, пенсионные накопления и многое другое. В первой главе также указывается на лиц, которые обладают правом получения данного вида выплат, а также на виды их пенсий:
- по старости;
- по инвалидности;
- в случае потери кормильца.
Одновременно с этим указываются части, образующие целостную выплату: страховая и накопительная пенсии.
Об условии получения выплат
Вторая глава закона «О трудовых пенсиях в РФ» рассказывает о непосредственных условиях, которые должны существовать на момент требования выплаты. Так, гражданин, желающий получать трудовую пенсию, должен достигнуть установленного возраста (женщины - 55 лет; мужчины - 60). Трудовая пенсия в случае наступления старости выплачивается при наличии пятилетнего и более стажа.
Кроме того, в зависимости от вида пенсии, существуют и иные условия получения выплат. Так, пособие по потере кормильца могут получать все недееспособные граждане, которые находились на иждивении умершего или погибшего. Однако такие лица не могут воспользоваться правом на получение трудовой пенсии в случае совершения противоправных действий в отношении кормильца. Например, если дочь убила отца, чтобы получить выплаты.
Пенсионное законодательство предусматривает перечень лиц, обладающих правом получения данного рода выплат:
- Дети и внуки, братья и сёстры кормильца, не достигшие совершеннолетия.
- Один из родственников, в том числе и супруга, если он занят уходом за ребёнком или за нетрудоспособным гражданином.
- Дедушки и бабушки, достигшие пенсионного возраста.
Иждивенцами в данном случае признаются лица, которых умерший полностью обеспечивал либо выделял денежные средства, являющиеся единственным источником существования для первых. Важно учитывать, что трудовая пенсия по потере кормильца сохраняется даже при заключении брака в будущем.
О стаже
Глава 3 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» посвящается трудовому стажу. В данном разделе особое внимание обращается на периоды работы, которые официально засчитываются в трудовой стаж. Так, непременным условием получения трудовой пенсии являются отчисления работодателя, производимые в Пенсионный фонд РФ. Например, если вы в течение 5 лет работали на предпринимателя, который отдавал зарплату "в конверте", то за данный период вы не сможете потребовать трудовую пенсию, фактически, вы не имеет на неё права.
Кроме того, в законе в отдельной статье обращается внимание на иные периоды, которые могут быть засчитаны законодателем. В данной главе также указывается на порядок подсчёта и подтверждения страхового стажа.
О размерах выплат
Пенсионное законодательство, отражаемое в рассматриваемом законе, закрепляет размер положенных выплат. В статье 14 представлен ряд формул, благодаря которым каждый гражданин сможет рассчитать сумму причитающейся ему выплаты. Для того чтобы расчёты оказались правильными, вам необходимо узнать следующие показатели:
- сумму расчётного пенсионного капитала;
- фиксированный размер трудовой пенсии по старости;
- количество месяцев ожидаемого периода выплаты, который составляет 19 лет (как бы это печально ни звучало, но для каждого пенсионера государство фактически определило длительность жизни - 228 месяцев, или 19 лет).
С первого взгляда данные показатели кажутся ужасно непонятными, однако в любом банке, налоговой службе или в едином информационном центре вам в считанные минуты объяснят алгоритм расчёта. Среди всех данная глава является наиболее обширной, так как содержит огромное количество формул и фиксированных сумм выплат.
И в завершение…
Что касается с 18 по 32 статьи включительно, то они посвящены перерасчётам, назначением, пересмотром пенсионных выплат, а также порядку выдачи и получения пенсионных начислений. Данные положения в большей степени касаются деятельности муниципальных и государственных органов, которые занимаются обслуживанием клиентов.
Кроме того, в данных главах рассматриваются редкие случаи перерасчёта в случае совершения ошибок, нарушения законодательства, а также невнимательности сотрудником пенсионного центра. В пятой главе обращаются внимание на такие нюансы, как способ доставки пенсии, кем она выплачивается, имеет ли право гражданин на её получение при осуществлении трудовой деятельности.
В 19 статье обращается внимание на сроки выплаты, например, трудовая пенсия по инвалидности выплачивается со дня признания инвалидом, если он обратился в соответствующие органы до истечения 12 месяцев после присвоения такого статуса.