Военно патриотическое воспитание детском саду. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Федеральный Госстандарт одной из самых значительных сфер деятельности педагогов и психологов определяет патриотическое воспитание дошкольников. Подобный подход соответствует превалированию духовных ценностей над материальными.
Осознание себя не просто личностью, а гражданином России, ответственным по отношению к ней и готовым защитить ее, — одна из важнейших целей современного воспитания. Реализация ее начинается с детьми дошкольного возраста.
Своеобразие психики детей-дошкольников
Сознанию малышей характерна эмоциональная открытость, готовность к сопереживанию. Дети еще не имеют четких жизненных ориентиров, однако идет активный процесс их построения. Именно поэтому дошкольный возраст как никакой другой подходит для прививания ценности любви к Отечеству, имея целью воспитание основ гражданственности и патриотизма.
Любовь к своей стране — это чувство. Воспитатель работает с эмоционально-волевой сферой психики, оперирует впечатлениями, эмоциями. Патриотическое воспитание дошкольников предполагает целый спектр чувств в душах ребят.
Ребенок должен ощущать гордость за свою страну, понимать, что каждый человек достоин уважения. Малыш начинает чувствовать, что он не один, а за его спиной — великая история его Родины, к которой он должен относиться с безграничным пиететом.
Ощущение прекрасного, способность разглядеть и оценить красоту природы вокруг — тоже составляющая любви к Родине. На помощь воспитателям приходят прекрасные картины русских художников, запечатлевшие поистине волшебные пейзажи родного края. Кроме того, педагог обращает внимание детей на вид за окном или окружающую природу во время прогулки. Ребенок открыт новым впечатлениям, он обращает внимание на то, что раньше казалось ему повседневностью, открывает для себя красоту родного города.
Если же детский сад находится в городе, где нет возможности продемонстрировать природу рядом, то уход за помещением группы или участком на улице, посадка цветов и деревьев, забота о них могут преподноситься педагогом как вклад малышей в украшение города. Дети чувствуют, что именно с таких малых дел начинается настоящая любовь к Родине.
Семья как основа воспитания
Последовательность воспитательной работы заключается в том, что началом формирования нравственно-патриотических чувств является атмосфера в семье. Здоровые межличностные отношения внутри семьи — залог успешной воспитательной работы, особенно это характерно для патриотического воспитания. Ответственное и почтительное отношение детей к родителям — это первый шаг к осознанию личности себя как гражданина.
Патриотическое воспитание дошкольников берет начало из семьи. Именно поэтому рассказы старших, чтение детям книг о великих и героических событиях в истории России, фольклор в виде народных сказок, песен, пословиц и поговорок — особенный этап в формировании нравственно патриотических чувств у дошкольников. Ребенок понимает, что живет не просто в семье, а в обществе, у которого есть своя богатая история. Начинается процесс адаптации к социуму, и воспитание патриотизма — это его направление как часть общества. В дальнейшем элементы работы переносятся в стены детского сада, однако семья создает именно тот базис, на котором будет строиться дальнейшая система воспитания отношения к родной стране.
Задачи патриотического воспитания
Главная цель патриотического воспитания — формирование любви к Отечеству, ответственного отношения к людям и природе, установление крепкой взаимосвязи поколений.
ФГОС определяет следующие задачи патриотического воспитания дошкольников:
- формирование ощущения гордости за свой народ;
- воспитание пиетета к национальным культурным обычаям и традициям;
- формирование толерантности к друзьям, родителям, взрослым людям, представителям других национальностей;
- воспитание норм морали и нравственности, положительного отношения к окружающим, уважения к старшим, вежливости.
Следует понимать, что невозможна реализация одной из этих задач в отрыве от других. Системность и цельность в реализации всех этих задач обеспечит гармоничное развитие личности и приведет к достижению цели патриотического воспитания. Работа по решению проблем обязана быть целенаправленной и непрерывной.
Воспитатели и родители должны работать сообща, дети не должны слышать в детском саду одну точку зрения, а дома — другую. В таком случае патриотическое воспитание дошкольников не будет успешным, малыши оказываются перед противоречием, преодолеть которое не в силах.
Роль музыкальных средств в воспитании патриотизма
Музыка, как и любой другой вид искусства, воздействует преимущественно на душу человека, оставляет впечатления, которые он переживает, заставляет чувствовать, испытывать сильные эмоции.
Именно поэтому роль музыки в патриотическом воспитании так велика. Как правило, на занятиях воспитатели используют ценные в плане воспитания произведения.
Восприятие окружающего мира дошкольниками является эмоциональным, и именно оно становится основой для нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки. Если произведения находят у малышей отклик и понимание, то следует говорить об успешном ходе воспитания.
Психологи установили, что любому человеку характерны глубинные чувства любви к Родине, к ее истории и культуре. На этих чувствах и строится патриотическое воспитание дошкольников. Кроме того, воспитательный эффект оказывает и социально-культурное окружение, в котором пребывает человек. Музыка является ярким проявлением национальной культуры.
Часто воспитатели на занятиях обращаются не к авторской, а к народной музыке, а также произведениям композиторов, часто использовавшим народные мотивы, например П.И. Чайковский, И.И. Глинка, С.С. Прокофьев. Это происходит из-за того, что именно народная музыка может наиболее полно выразить культуру и быт предков. Кроме того, она имеет несложную мелодию и простые слова, которые дети могут запомнить и петь вместе.
Военно-патриотическое воспитание дошкольников
Главная цель военно-патриотического воспитания дошкольников — пробуждение у них увлечения историей России, родного края.
В ходе беседы, обычно рассказывается о Второй Мировой войне, о судьбе родного края и его жителей, о знаменитых героях и судьбоносных событиях. В семье родители повествуют детям о жизни прадедушек и прабабушек в военные годы, показывают фотографии, водят в краеведческие музеи.
Дети чувствуют преемственность поколений, ощущают себя наследниками большой страны с богатой историей, начинают интересоваться ею, стремятся познать ее через призму истории своей семьи.
Для претворения в жизнь программ по военно-патриотическому воспитанию существует множество форм организации деятельности малышей: чтение и обсуждение книг, ролевые игры, походы к памятникам или экскурсии, тематические выставки, встречи с ветеранами. Программы обязательно предполагают сотрудничество воспитателей и психологов с родителями, поскольку любовь к Родине невозможно развивать на пустом месте, если ребенок не знает истории своей семьи, кем были его предки. Поэтому в ходе выполнения программ родителям отводится важная роль.
Роль праздников в воспитании патриотизма
Широкие возможности для формирования интереса к истории России предоставляют праздники 23 февраля и 9 мая. Мероприятия, посвященные памятным датам, предполагают, что дети уже знают эти страницы истории России.
Поэтому при подготовке к торжествам педагог рассказывает малышам о Великой Отечественной войне, что такое армия, зачем она нужна. В саму программу Дня Защитника Отечества может входить сюжетно-ролевая игра.
Дети примеряют на себя роль солдат, героев, известных личностей, разыгрывают знаменитые события, что позволяет малышам лучше понять мотивы, чувства и эмоции людей.
Безграничное уважение к подвигам ветеранов, желание стать их достойными наследниками — эти чувства развиваются у малышей во время игры и подготовки к ней.
День Победы — праздник, во время которого каждый ощущает сильнейшую связь поколений, один из наиболее уважаемых праздников. В любой семье имеются свои традиции, связанные с 9 мая, свои истории о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. В День Победы ребенок находится в уникальной атмосфере единения всех граждан страны, вспоминающих своих героев. Малыш получает информацию о предках, принимавших участие в обороне Родины, ощущает сопричастность к истории своей семьи и страны.
В дошкольных образовательных учреждениях ребята учат песни, посвященные Победе, читают стихи о Второй Мировой войне. Проводятся встречи с ветеранами, дети слушают их рассказы, дарят цветы и подарки.
Гражданско-патриотическое воспитание
Педагоги разделяют гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на несколько направлений:
- «Малыш и семья». В семье ребенок получает первичные знания об окружающем мире, культивируется уважительное отношение к его близким, узнает о профессиях родителей, истории семьи, традициях.
- «Детский сад». В детском саду с помощью различных форм организации деятельности ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, старшими, узнает об основных правилах вежливости. Дошкольник начинает бережно относиться к окружающей обстановке, стремится поддерживать в группе порядок. Именно при реализации этого компонента начинается активная социализация ребенка.
- «Родной город и родная страна». Малыши получают знания об истории родного города, о его достопримечательностях, известных людях. Постепенно сфера интереса расширяется, дети узнают о других городах России, о столице, педагоги рассказывают о символах родного города и страны, воспитывают уважительное к ним отношение. Ребенок осознает свою личную сопричастность к России, чувствует себя гражданином.
- «Родная культура». В процессе реализации компонента малыши приобретают знания о народном творчестве, рассказывают о ежедневном труде народа, о его истории, читают сказки. Дети посещают краеведческие музеи, участвуют в народных праздниках.
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников предполагают развитие социальной солидарности.
Именно эти чувства позволят малышу гармонично развиваться и занять достойное положение в многонациональном и высокотехнологичном обществе.
Трудно переоценить важность воспитания любви к Родине. Другие положительные качества малыша развиваются именно в патриотическом ключе.
Актуальность патриотического воспитания
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — важнейшая задача современной педагогики. Россия пережила колоссальные изменения за последние 30 лет.
Изменились духовно-нравственные ориентиры, отношение к историческим событиям. Однако трудности этого времени не могут стать основанием для прекращения патриотического воспитания.
Патриотизм довольно близко стоит к политическим воззрениям, лояльности действующей власти. В ключе воспитания любви к Родине он не должен переходить в эти области.
Закон об Образовании определяет, что каждый гражданин России должен любить и уважать свою страну, испытывать к ней глубокую душевную привязанность и быть готовым отстаивать свои убеждения. Для воспитателей и родителей важно дифференцировать патриотические чувства и политические взгляды.
Лояльность или нелояльность действующей власти не должна иметь отношения к воспитанию чувства любви к Родине. Политика не может влиять на процесс воспитания. В противном случае патриотизм может быть воспринят детьми как нечто, разделяющее людей, а не объединяющее. Именно чувство близости всех граждан страны, ответственности друг за друга делает патриотизм таким важным качеством современной личности.
Готовность защищать свою семью и страну — самые важные составляющие любви к Родине.
У детей дошкольного возраста еще нет гражданской позиции и знания исторических фактов, личностные ориентиры только начали формироваться. Цель педагогов и родителей — нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, формирование ответственного отношения к Родине и окружающим. В ходе воспитания малыши становятся настоящими гражданами страны, готовыми защищать ее, гордиться ей, любить ее культуру, вносить свой вклад в ее процветание, а также с уважением относиться к другим странам и культурам. В этом и состоит патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Из опыта работы
«Патриотическое воспитание дошкольников
в процессе ознакомления с Великой Отечественной войной»
Соломина Наталья Леонидовна,
старший воспитатель МБДОУ № 28,
г. Глазов, Удмуртская Республика,
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольного образования, т.к. дошкольный возраст — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Задача патриотического воспитания имеет место во многих документах по дошкольному образованию, в частности:
— в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 3)
— в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (в разделе «Общие положения» п.1.6.)
Дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства и должен воспитывать педагог у детей с самого раннего возраста. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Историческое прошлое без темы войны будет не полным представлением истории нашего государства. Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей.
К сожалению, чаще всего герои современных детей – это Человек из стали и Бэтмен. Современные дети знают о звездных войнах, суперменах и космических рейнджерах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Нужно ли говорить с дошкольниками о Великой Отечественной войне? Может быть, не стоит травмировать детскую психику? О войне нужно говорить — серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
Основная цель нашей работы по патриотическому воспитанию – формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, к ветеранам войны, развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.
Нами поставлены следующие задачи:
- создать информационно–методическую базу по формированию у дошкольников системных представлений о ВОв;
- создать в группах РППС, позволяющую детям окунуться в героическое прошлое своего народа;
- убедить родителей в важности решения проблемы патриотического воспитания и установить сотрудничество по созданию условий, способствующих формированию у детей системных представлений о событиях ВОВ;
- обеспечить взаимодействие ДОУ с социальными институтами города для качественного решения поставленных задач.
Таким образом, нами были определены 5 направлений деятельности по патриотическому воспитанию детей в процессе ознакомления с ВОв:
- Создать информационно–методическую базу.
- Создание развивающей предметно — пространственной среды
- Образовательная деятельность в процессе НОД и режимных моментов.
- Взаимодействие с семьями воспитанников.
- Взаимодействие с социумом.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция — самые эффективные факторы воспитания. Не будучи патриотом сам, педагог не сможет пробудить чувство любви к Родине у ребёнка. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит, прежде всего, самоопределение. Педагог должен знать, что целесообразно показать и рассказать детям о Вов, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.
Для разработки информационно-методической базы по ознакомлению дошкольников с ВОв были созданы творческие группы, включающие опытных, высококвалифицированных педагогов. Созданные методические разработки, идеи, передовой опыт работы педагогов, трудности и проблемы по реализации поставленных задач обсуждались в ходе педсоветов, семинаров-практикумов, консультаций и т.д. Разработанная система мероприятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с ВОв была представлена на научно – практическом семинаре «Достижения науки и практики в деятельность образовательной организации» в ГГПИ им. Короленко в марте 2017 г.
Конечно, патриотические чувства не могут возникнуть у детей после нескольких, даже очень удачных, занятий. Это результат длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка через разные формы работы, а именно: НОД, культурно-досуговые мероприятия, тематическая неделя, проектная деятельность, музейная деятельность, поисковая деятельность, чтение художественной и познавательной литературы, просмотр видеороликов, рассказы, беседы, конкурсы и т.д.
Занятия, посвященные событиям ВОВ, представляют собой не единичные мероприятия, а продуманный цикл, ненавязчиво погружающий детей в далекие для них времена. Например, в ходе занятий на тему «Моя семья» мы непременно говорим о ветеранах, об их трудном детстве и проявленном героизме в годы войны. В преддверии праздника 8 Марта проводим беседу «Женщина на войне». Бабушки воспитанников рассказывают детям о своих мамах, вспоминают их рассказы о том, как жилось в военное время, приносят с собой пожелтевшие фотографии, старые альбомы. Прочувствовать, какими качествами обладали воины–освободители, дети–герои, помогает музыка. Иоганн Себастьян Бах говорил: «Музыка выдувает из души пыль повседневной жизни». Через музыку можно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями.
Но самый неизгладимый след в пытливых душах дошколят, их памяти, оставляет живое общение с ветеранами ВОв. Такие встречи побуждают мальчишек и девчонок с трепетом относиться к боевым наградам ветеранов, затаив дыхание слушать рассказы ветеранов о событиях далёкой войны.
Дети не всё умеют выразить словами, и тогда на помощь приходит воображение. Информация и впечатления, полученные детьми в процессе экскурсий, чтения и бесед, находят свое отражение в различных видах детской деятельности – игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, мини-музеев, выставок и экспозиций при активном участии педагогов ДОУ и родителей. В результате музейной и проектной деятельности в группах появились «уголки боевой славы», содержащие фотографии, письма, документы из семейных архивов, иллюстрации о войне. Появились мини-музеи «Военная техника», ««Мини музей хлеба». Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники имеют возможность не только рассмотреть книги и репродукции, но и познакомиться с подлинными предметами и вещами, поразмышлять.
Залог успеха всей нашей работы — хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие в реализации поставленных задач. Взаимодействие с родителями требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, порой не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Работа с родителями строится по 2 направлениям: повышение уровня педагогической компетентности и вовлечение родителей в образовательную деятельность с детьми по формированию системных представление о Вов.
Огромный вклад внесли родители в создание рукописной книги памяти «Мы помним героев!», содержащей рассказы детей и их родителей о членах семей — участниках войны, их героических судьбах, и фотоальбома «Дедушкина медаль».
Повышению качества образовательной деятельности с детьми по формированию системных представлений о ВОВ способствует взаимодействие с такими социальными институтами как библиотека «Зелёный мир», краеведческий музей, МБУК «Дом Дружбы народов», музей Боевой славы в полиции. Особый интерес у детей вызывают экскурсии в музеи боевой славы при МБОУ «СОШ № 12» и ММО МВД России «Глазовский». Дети знакомятся с военной техникой и оружием, с бытовыми условиями военнослужащих, особенностями службы в мирное время.
Время неумолимо бежит вперед, очень мало осталось ветеранов войны, непосредственных участников событий. Возраст и здоровье не позволяют им часто встречаться с детьми, самим рассказать о войне. Поэтому мы, старшее поколение, обязаны это сделать. Пока жива память о жертвенном подвиге нашего народа, о несгибаемой воле старших поколений, о мужестве и героизме защитников родной земли, мы будем единой семьей наследников Победы. Пусть для нас и наших детей истинная любовь к своей Родине будет самым главным ориентиром, а Великая Победа навсегда останется символом ратной доблести и духовного величия!
«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников на примере Великой Отечественной войны»
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм – это любовь к своей Родине и своему народу.
К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию , так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед коллективом педагогов дошкольного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы.
В рамках подготовки к празднованию великой даты – 70-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитание патриотизма у детей приобретает особое значение. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа, и превращаться в «иванов, не помнящих родства». Великая Отечественная война, несомненно, является самым ярким примером проявления героизма и патриотизма русских людей.
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности , и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.
Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
В 2015 г. Россия будет отмечать 70 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Всегда актуальный вопрос формирования у дошкольников предпосылок нравственно-патриотического воспитания приобретает особое значение в преддверии этого важнейшего события.
Все меньше остается живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы русского народа за освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в тылу. Прямая обязанность взрослых - помочь сохранить память о героических фактах нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину. Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникают вдруг, из ниоткуда.
Великая Отечественная война – важное событие в жизни нашей Родины. Как научить детей помнить защитников Родины, отстоявших родную землю, гордится мужеством, героизмом, стойкостью советских солдат и офицеров, самоотверженностью тружеников тыла – женщин, стариков и детей? Где взять эти знания, чтобы передать детям? Первоисточником, конечно же, является сам человек. Но время всё дальше отодвигает события Великой Отечественной войны и, к сожалению, её ветеранов остается с каждым годом все меньше. Закономерности человеческой жизни таковы, что скоро их не останется совсем. Очень важно именно сейчас не прервать живую нить памяти о героическом подвиге нашего народа в те годы, и в дошкольном возрасте лелеять ростки памяти о прадедах, их мужестве. Цель нашей работы : формирование у детей осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига народа в Великой Отечественной войне.
Задачи:
- Показать детям, какой ценой была достигнута Победа, насколько трудными были шаги к ней. Знакомить детей с главными событиями и памятными датами в истории страны в период Великой Отечественной войны, познакомить с понятием «знамя Победы»; Знакомить детей с тем, как жители Ленинграда сражались на полях Великой Отечественной Войны и трудились в тылу, приближая Победу, как жители Ленинграда пережили блокаду города. Дать представления о памятниках, установленных в честь воинов-победителей. Познакомить детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны. Рассказать о жизни детей в годы войны; Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотизм и высокие моральные качества у дошкольников, желание защищать свою Родину и беречь мир. Провести праздник, посвящённый Дню Победы с приглашением ветеранов, родственников детей.
В результате данной работы:
- У детей старшего дошкольного возраста сформируется осознанное отношение к празднику Победы. Они с большим желанием примут участие во всех праздничных мероприятиях, посвящённых этому дню. С уважением и благодарностью будут относиться к ветеранам.
Использование информационно-коммуникационных технологий
в работе с детьми дает возможность познакомить их с памятниками Великой Отечественной войны, находящимися в любой части нашего города.
Экскурсии и прогулки к этим памятникам дают возможность на ярких примерах показать детям тот героизм, который проявил наш народ, защищая свою Родину.
Огромное значение в воспитании патриотизма и формирования исторического сознания играет художественная литература
. Хорошо подобранные рассказы и повести позволяют, начиная со старшего дошкольного возраста воспитывать сознание того, что мужество, проявленное в боях при защите Родины присуще людям только высокого долга, патриотам Отечества. Высокие нравственные идеалы отражаются в произведениях о Великой Отечественной войне, в которых смысл человеческой жизни видится как служение людям и Отечеству. Слушая отрывки из произведений дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей. Стихи
о Великой Отечественной войне являются важной составляющей патриотического воспитания. Они рассказывают о подвигах и мужестве солдат, защищавших свой край, не жалевших себя в борьбе – являются высокохудожественным средством воспитания. Сила ритмического поэтического слова действует на сознание детей вдохновляющее.
Не менее важной формой воспитания детей является патриотическая песня
. Особое значение в рамках нравственно-патриотического воспитания имеет тема “Защитников Отечества”. Эта тема очень любима детьми, тем более что основную массу наших воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них “Бравые солдаты”, муз. А. Филиппенко и “Будем в армии служить”, муз. Ю. Чичкова. Они написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир. При знакомстве с песнями на тему Великой Победы «День Победы» музыка Д. Тухманова. сл. В. Харитонова, «Вставай, страна огромная» музыка и слова В. Лебедева-Кумача, дошкольникам раскрывается величие подвига советского солдата. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятникам погибших воинов.
К праздничным датам организуются выставки рисунков
на военные темы: «С чего начинается Родина», «Салют Победы», «Мой прадедушка - ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям», «Мы за мир». В рисунках отражаются все знания детей, полученные в ходе работы по ознакомлению с историческим прошлым нашего города и страны в годы Великой Отечественной войны.
Знание истории родного города, страны, необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа. Дошкольное образовательное учреждение, являясь начальным звеном системы образования, призвано формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
С целью патриотического воспитания детей дошкольного возраста на примере событий Великой Отечественной войны, развития у ребят нравственно-патриотических чувств можно разработать проект «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования представлений о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу на фронте и в тылу».
Исходя из этих целей, поставить следующие задачи:
· развить интерес к истории своей страны, событиям прошлых лет;
· обобщить и систематизировать знания детей о событиях Великой Отечественной войны;
· воспитать уважение к участникам Великой Отечественной войны как защитникам Родины;
· познакомить с памятниками и памятными местами, связанными с событиями Великой Отечественной войны;
· рассказать детям о военных профессиях, родах войск, военной технике.
Участники проекта - дети, их родители, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Тип проекта можно охарактеризовать как информационно-практико - ориентированный. То есть информация и впечатления, полученные детьми в процессе ознакомления с документальными и историческими событиями из истории России , находят свое отражение в различных видах детской деятельности - игре, изобразительном и художественном творчестве, в создании коллекций, мини-музеев, выставок и экспозиций при активном участии педагогов и родителей.
Формирование представлений у дошкольников о Великой Отечественной войне - это трудная и кропотливая работа. Она подразумевает осознанное понимание ребѐнком событий прошлых лет под руководством и при помощи взрослого. Предлагается следующая модель учебно-методического комплекса :
· Специальные занятия, способствующие пробудить интерес детей к событиям ВОВ;
· Создание предметно-развивающей среды в группе;
· Различные игры, направленные на закрепление у детей знаний о ВОВ;
· Организация экскурсий к памятным местам и по улицам, названных в честь героев ВОВ;
· Обогащение знаний детей о ВОВ через художественную литературу;
· Праздники, досуги, спортивные мероприятия способствующие развивать чувство любви к Родине и гордости за неѐ;
· Взаимодействие с семьѐй;
· Включение элементов работы по формированию представлений о ВОВ в различные виды занятий и в повседневную деятельность.
Особое внимание нужно уделить созданию мини-музеев в группе и в ДОУ.
Мини - музей может включать в себя следующие разделы-выставки:
· Художественная литература для детей по военной тематике;
· Альбомы: «Военная техника», «Боевые машины», «Небо для смелых», «Герои Советского Союза», «Ордена и медали Великой Отечественной войны»;
· Иллюстрации по теме «Великая Отечественная война»;
· Коллекция наград;
· Коллекция игрушечной военной техники и оружия.
В ДОУ можно создать музей «Боевой славы», уголок памяти «Никто не забыт, ничто не забыто».
С помощью родителей в группе можно создать тематические библиотеки «Детям о войне», «Стихи детям», оформить сменные экспозиции репродукций картин советских художников К. Васильева, М. Самсонова, К. Юона, С. Герасимова, А. Дейнеки по темам «Военные будни», «Мы помним героев», «Все для фронта, все для победы» (о тружениках тыла).
В некоторых семьях сохранились грампластинки с песнями военных лет, старые фотографии бабушек и дедушек, предметы военной формы и солдатского быта, военные награды. Все это можно использовать для создания уголков Памяти и мини-музеев.
В процессе создания мини-музея учитывать следующие принципы :
интеграции – мини-музея должны учитывать содержание
образовательной программы ДОУ и помогать в реализации еѐ общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, «Социально-коммуникативное развитие», по воспитанию у детей патриотических чувств;
деятельности и интерактивности – мини-музея должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);
природосообразности –мини-музей должен быть создан с учѐтом
психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребѐнка;
научности –представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступными для ребѐнка языком;
для всестороннего развития ребѐнка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый-ребѐнок», «ребѐнок-ребѐнок»;
культуросообразности –мини-музей должен быть ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно-образовательной деятельности в музейном пространстве;
разнообразия –наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;
регионального компонента – мини-музей должен предусматривать
организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Важная особенность мини-музея в ДОУ – участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к общему делу. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музее не только можно, но и нужно. Его удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребѐнок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причѐм не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из
жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо
привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Можно использовать разные виды деятельности детей, а так же разные формы работы с детьми.
1. Интегрированные занятия по темам: «Дети – герои Великой Отечественной Войны», «Что такое война? »
2. Беседы на тему: «Великая Отечественная Война» и «Наши ветераны»
3. Организовать выставку детских работ
4. Работы самостоятельной художественной деятельности: рисунки к 9 Мая и праздничные открытки
5. Для родителей оформляется информация «Как рассказать детям о Великой Отечественной Войне? »
6. Рассматривание иллюстраций к книгам о Великой Отечественной Войне, репродукции плаката военных лет «Родина – мать зовет»
7. Слушание и разучивание песен военно-патриотической тематики:
«Катюша» муз. М. Блантера;
«Россия» муз Г. Струве;
«День Победы» муз. Д. Тухманова.
8. Разучивание пословиц и поговорок о Родине, о солдатском долге.
9. Оформление книжного уголка произведениями данной тематики.
10.Чтение художественных произведений и стихов о войне:
Стихи «День Победы» Т. Белозерова;
«Победой кончилась война» С. Михалкова;
«Еще тогда нас не было на свете» М. Владимова;
Чтение повести С. Алексеева «Первый ночной таран».
11. Оформление групп и коридора детского сада к празднику
12. Организация сюжетно - ролевых игр «Пограничники», «МЧС».
13. Проведение игр – соревнований «Перебинтуй раненого» и т. п.
14. Коллективный просмотр мультфильма «Сказка о военной тайне, о Малыше Кибальчише и его твердом слове».
15. Инструктор по физическому воспитанию проводит спортивно-игровой праздник, посвященный Дню Победы
16. Праздничный концерт для ветеранов – тружеников тыла.
Несмотря на то, что в процессе работы приходится столкнуться со значительными трудностями, знакомить детей с событиями Великой Отечественной войны не только можно, но и нужно начинать в детском саду. И начинать работу по формированию нравственных основ личности и активной гражданской позиции необходимо как можно раньше, чтобы через несколько лет никто не сказал про наших воспитанников: «Это потерянное поколение».
Список литературы:
И др. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». – Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2011.
Заведующая Бруданина Елена Викторовна,
воспитатель Черткова Тамара Леонидовна,
МБДОУ «Детский сад общеобразовательного вида № 187»,г.Воронеж
Правильное воспитание –
это наша счастливая старость,
плохое воспитание –
это наше будущее горе,
это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной.
А. С. Макаренко
1. КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий, касающихся общественной жизни и политики. В молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием, образование новых молодежных групп и течений (скинхеды, неформалы, фолкеры, готы, эмо и др.). Средства массовой информации усиленно пропагандируют западный, чуждый нам уклад жизни. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России.
В настоящее время, со стороны Правительства РФ и Министерства образования и науки РФ особое внимание уделяется решению задач патриотического воспитания. Приняты нормативные документы по данной проблеме: Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416«О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года № 795 (ред. от 17.01.2013) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
В детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к своему народу.
Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться и без какой эмоционально-познавательной основы она не сможет появиться.
Принимая во внимание тот факт, что гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы в целом, перед педагогическим коллективом МБДОУ № 186 остро встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.
Мы назвали свою воспитательную систему «РОМАШКА» . Так как, именно ромашка – это самый настоящий символ доброты, понимания и солнечного цвета, символ памяти, любви, семейного счастья. Ромашка – это цветок России. Обращение к отеческому наследию прививает уважение к родной земле, у ребенка появляется чувство гордости за свою Родину. А знание истории своего народа, своей семьи, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относится к истории и культуре других народов.
Представляя собой сложное социально-педагогическое явление, воспитательная система выступает как целостная упорядоченная совокупность взаимодействующих компонентов:
2. Взаимодействие компонентов воспитательной системы
Педагогическое целеполагание - совокупность идей, ценностей, мотивов и установок;
Системообразующая деятельность: принципы, содержание, педагогические технологии, особенности взаимодействия со средой;
Субъекты деятельности: педагоги, дети и родители (законные представители);
Отношения - механизмы взаимодействия воспитательной системы МБДОУ с социумом;
Управление - обеспечение интеграции компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
Цель нашей работы заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
3. Формирование представлений о России, как о родной стране и о Ростовской области, как родном крае.
5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и Воронежской области.
В методологической основе Концепции воспитательной системы детского сада лежат ключевые позиции следующих концепций:
Концепция дошкольного воспитания (Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ветохина А. Я., Дмитриенко З.) На первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.
Проектная модель гражданского воспитания дошкольников (Евдокимова Е) – Целостное развитие ребенка это единство индивидуальных особенностей, личных качеств, освоения ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков) Воспитание человека, формирование средств духовного развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий для национального возрождения России, как великой державы.
Воспитательная система МБДОУ № 187 охватывает весь педагогический процесс, объединяя различные виды деятельности и общение за пределами детского сада. При этом целенаправленному развитию личности в воспитательной системе МБДОУ способствует соблюдение ряда общечеловеческих принципов и педагогических подходов воспитания, которые являются основанием образования и организации всей жизнедеятельности дошкольников:
Принцип природосообразности - принимать ребенка таким, каков он есть. Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими вопросами развития человека и природы;
Принцип культуросообразнсоти - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и учитывать ценности и нормы конкретных национальных и региональных культур;
Принцип сотрудничества - взаимодействие педагогов и детей в продвижении к определенным целям;
Системно-структурный подход - означает знание и использование в системе, в тесной взаимосвязи структурных элементов воспитательного процесса – от цели до конечного результата;
Комплексный подход - включает объединение усилий всех воспитательных институтов для успешного решения воспитательных целей и задач;
Организационно-деятельностный подход - предполагает такую организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый ребенок проявляет активность, инициативу, творчество, стремиться к самовыражению;
Личностно-ориентированный подход - признание ребенка высшей ценностью воспитания, его активным субъектом; ценностная ориентация педагогов на личность, ее индивидуальность, творческий потенциал, обеспечение деятельности, реализующей личность ребенка.
Таким образом, выстраивается воспитательная система МБДОУ, направленная на включение каждого ребенка в различные виды деятельности: учебную, игровую, коммуникативную, двигательную, творческую и досуговую.
Согласно целям и задачам воспитательной системы, а так же исходя из интересов и потребностей детей, воспитательная система детского сада представлена пятью составляющими:
Предметно-развивающая среда.
Трудности в ознакомлении детей с отдельными историческими фактами, бытом, традициями вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Это требует насыщения окружающей малыша действительности предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит педагог.
Учебная деятельность, согласно Концепции воспитательной системы, должна быть представлена циклом занятий познавательного, художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного направлений, объединенных едиными тематическими блоками: «Наша малая родина – Воронеж», «Из истории края», «Колыбель флота» , « Наши защитники», « Знамя победы», « Моя семья», «История Коминтерновского района». Помимо занятий необходимо проведение экскурсий по достопримечательным местам малой родины и целевых прогулок и в этом активную роль должны сыграть родители.
Досуговая деятельность.
Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной досуговой деятельности воспитателя с детьми, т.к. воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности предлагается использование дидактических и народных игр, театрализованной деятельности, бесед, выставок, конкурсов. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, другие массовые мероприятия. Особое место в досуговой деятельности занимают традиции. Они позволяют создать в детском саду периоды повышенной творческой активности, задать четкий ритм, избежать стихийности, определить степень воспитательного воздействия.
Дополнительное образование.
Большую помощь в воспитании маленьких патриотов оказывают занятия детей в кружках по интересам и студиях. Работа в кружках предполагает закрепление полученных на занятиях знаний о культуре и предметах народно-прикладного творчества.
Взаимодействие с социумом.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации системы патриотического воспитания в ДОУ, так как семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей – начальное звено процесса воспитания.
Управление воспитательным процессом осуществляется в следующем порядке:
1.Формирование социального заказа в виде целей и задач.
2.Осуществление воспитывающей деятельности, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.
3.Решение специальных воспитательных задач – взаимодействие со вспомогательными службами.
Формирование социального заказа осуществляется при взаимодействии заведующего, Совета ДОУ, Совета педагогов:
Заведующий МБДОУ осуществляет руководство МБДОУ на основе нормативных документов и собственной позиции, выражает заказ властных органов, как на государственном, таки на местном уровне.
Совет ДОУ состоит из родителей, представителей педагогического коллектива МБДОУ. Совет ДОУ выражает заказ со стороны родителей и детей, определяет основные направления воспитательной работы и ключевые мероприятия.
Совет педагогов ставит педагогические задачи в воспитательной работе, подводит итоги и анализирует результаты, вносит коррективы в план воспитательной работы.
Непосредственным осуществлением воспитательной деятельности занимаются:
Заместитель заведующего МБДОУ - осуществляет организационное, методическое и диагностическое руководство воспитательной работой.
Воспитатели - осуществляют воспитательную работу с группами на коллективном и индивидуальном уровне, помогают в проведении общих мероприятий в МБДОУ, ведут работу с родителями.
Специалисты МБДОУ - реализуют воспитательную систему через работу с микро-группами и отдельными воспитанниками, проводят тематические мероприятия в МБДОУ.
Родительская общественность - помимо деятельности, традиционно присущей родительским комитетам, родители принимают активное участие в подготовке праздников и других совместных дел.
К вспомогательным службам относятся те элементы воспитательной системы, которые осуществляют специализированное воздействие, работают по определенным программам.
Схема управления воспитательной системой
1. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Цель воспитательной системы «РОМАШКА» заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Организация воспитательного пространства через создание необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий.
2. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формирование представлений о России как о родной стране и о Воронежской области, как родном крае.
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо-деятельность, художественное слово.
5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и Воронежского края.
К основным способам достижения данной цели и задач относятся:
Создание предметно-развивающей среды.
Неоспоримое значение имеет четкое построение предметно-развивающей среды. Воспитательная система «РОМАШКА» предъявляет особые требования к организации предметно-развивающей среды во всех возрастных группах, и учреждении в целом.
В рекреациях ДОУ находятся:
В группах находятся мини-музеи «Российские промыслы», фотовыставки «Воронеж - вчера и сегодня», символика России, Воронежской области.
В разработке находятся мини – музей «Из истории Воронежского края», разрабатывается занятие для показа РМО воспитателей Коминтерновского р-на, г. Воронеж по теме « Воронеж – крепость защитник» (из истории образования г. Воронеж)
В музыкальном зале имеется видеотека: «Моя страна Россия!», аудиотека «Родимая сторонушка». В костюмерной - русские костюмы.
Методический кабинет детского сада является центром методической и творческой работы. Здесь оформлены папки с теоретическими и практическими материалами в помощь воспитателям. Так же для подготовки педагогов к акциям и конкурсам разработаны и представлены всевозможные памятки, критерии оценки, Положения о конкурсах и выставках. Для воспитанников оборудована витрина: «Россия – Родина моя», «Славен Воронеж историей своей…» Перечень книг меняется в соответствии с тематикой.
Во всех возрастных группах имеются центры:
Патриотического воспитания, в которых находится материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой, где дети в условиях ежедневного свободного доступа могут пополнять знания. В центрах широко представлены: иллюстрации и фотоальбомы с видами родного города, городов России, столицы России – Москвы, климатических зон, животных и растений, как страны, так и области;
Драматизации и театрализации, в которых широко представлены различные виды театра, народные костюмы и атрибуты, как для самостоятельной, так и для специально организованной деятельности;
Изо-деятельности оснащены необходимым материалом для изобразительного творчества. В данных центрах есть так называемые «полочки красоты», где педагоги периодически выставляют предметы народного декоративно-прикладного искусства;
Центр «Учимся строить» оснащенные тематическими строительными наборами: «Крепость», «Мой город».
Учебная деятельность.
Одной из форм реализации задач воспитательной системы является учебная деятельность. Учебная деятельность нами рассматривается как основа формирования знаний дошкольников об истории, культуре и традициях России. Учебная деятельность подразделяется нами на познавательные занятия, экскурсии и целевые прогулки.
Тематическое планирование занятий составлено на основе требований комплексной программы «Детство» (Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.), парциальной программы гражданско-патриотического воспитания дошкольников «Мы живем в России» Н.Г.Зеленовой, Е.Л.Осиповой.
Главные принципы планирования:
1. Распределение воспитательно-образовательной работы по блокам: «Наша Родина – Россия», «Родные русские мотивы», «Наши защитники», «Знамя победы», «Моя семья».
2. Привлечение краеведческого материала и обязательное сочетание сведений о стране с региональным компонентом.
3. Концентрический подход в преподнесении материала.
4. Тесная взаимосвязь между сотрудниками МБДОУ осуществляющими воспитательно-образовательный процесс.
В ДОУ разработан развернутый тематический план работы воспитателей и специалистов согласно тематике блоков. На основе данного плана все специалисты и воспитатели составляют свой перспективно-тематический план
Тематика занятий в общем плане условна, каждый педагог подбирает тему занятия исходя из знаний и возможностей детей своей возрастной группы, опираясь на имеющийся дидактический материал.
Помимо занятий, как уже было сказано ранее, педагог планирует и проводит экскурсии и целевые прогулки, как для закрепления полученных знаний, так и в процессе подготовки к ним.
Система занятий патриотической направленности
Воспитатель Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Педагог дополнительного образования по изо деятельности
Город, в котором я живу.
Формирование у детей интереса к своей «малой Родине»
Широка страна моя родная...
Познакомить дошкольников с физической картой России, дать первоначальные представления о России – как о великой стране.
Мир вокруг нас.
Формировать у детей представления о мире, России, себе, как о полноправных гражданах России и воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.
Растительный мир родного края.
Расширять представления детей о природе родного края, воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.
Животный мир родного края.
Расширять представления детей о животном мире родного края, формировать основы экологического мировоззрения
Крепость - Воронеж
Познакомить детей с историей возникновения крепости Воронеж, устройство крепости.
Знамя победы.
Формировать элементарные представления об истории отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, их значении, формировать представление об истории знамен.
Все работы хороши.
Развивать у детей коммуникативные умения, пополнять знания о родных им людях, прививать любовь к ним. Закреплять знание детьми профессий родителей и других членов семьи.
Деревенские посиделки.
Погадаем на ромашке…
Знакомство с историей возникновения русской народной музыки
Хоровод с ромашками заведем.
Волшебный сундучок.
Развитие интереса к истории и культуре своей страны посредством знакомства с русскими народными инструментами.
Ради мира на Земле.
Дать представление о различных видах войск в процессе ознакомления с песнями.
Веселая Ромашка.
Вызвать интерес к русским традициям через музыкальное и танцевальное наследие народа.
Здорово дневали!
Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами фольклора.
Марш победы.
Воспитание интереса и желания у детей узнавать историю своей страны в дни Великой Отечественной войны через слушание фронтовых маршей, песен
Лучи семейного счастья.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника путем воспитания любви и уважения к своей семье, через музыкальные произведения. Мы – россияне.
Формирование потребностей изучать обычаи и историю своего народа. Развивать силовые способности средствами физической культуры.
Я познаю Родину.
Развивать ловкость, смелость с применением нетрадиционных подходов в оздоровлении, обучении через спортивные подвижные игры.
Мой город Воронеж
Воспитание патриотических чувств и любви к малой родине с помощью потешек, прибауток, считалок и физ-минуток.
Антошка идет в армию.
Воспитание чувства уважения и гордости за прошлое и настоящее своей Армии, побуждение ребенка к осознанию своей значимости в будущем Отчизны
Мы, славяне, удалые ребята.
Познакомить с забавами, увеселениями славян. Развивать координацию движений, выносливость, выдержку
Наша армия сильна.
Показать значимость для страны профессии военного. Вызвать желание подражать им в быстроте, выносливости и ориентировки в пространстве.
Папа, мама, я – спортивная семья.
Воспитывать чувства гордости за своих родителей, Формировать представления о необходимости ведения здорового образа жизни Русская матрешка.
Формирование чувства любви к своей Родине на основе приобщения детей к культуре и традициям русского народа.
Ромашка – символ России.
Закрепить знания детей о России при помощи изображения страны красками.
Зимовье зверей.
Закрепление знаний детей о животном мире России, на основе создания иллюстрации к русской-народной сказке «Зимовье зверей».
Рисование карандашом на тему «Звено самолетов».
Воспитывать патриотические чувства, уважение к Российской армии посредством обучения рисованию нескольких летящих самолетов.
«Воронежская красавица»
Рисование акварельными красками.
Закрепление знаний о населении Воронежского края через изображение фигуры человека. Знакомство с народным костюмом.
Аппликация «Открытка для Защитника отечества».
Рисование на тему «Моя бабушка».
Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков.
Досуговая деятельность и традиции.
Как известно, наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники и другие массовые мероприятия. Для реализации данного направления в детском саду проводятся досуговые мероприятия в различной форме:
Форма проведения Название
Народные праздники:
- Осенины.
- Масленица.
- Старый новый год.
- Рождественские посиделки.
- Театрализованные развлечения - Каша из топора.
- Снегурочка.
Музыкально-литературные композиции - Аленушка и братец Иванушка.
Познавательно-тематические вечера:
- Весна, веснушка.
- Зима волшебница.
Концерты:
- Свет Рождественской звезды.
- Этих дней не смолкнет слава.
Музыкальные праздники:
- Мамины глаза (День матери).
- Дорогой человек (День пожилого человека).
- Салют победы (День победы).
- Вместе весело шагать (День народного единства).
Выставки:
- декоративно- прикладного искусства и рисунков
- Что мы Родиной зовем.
- Почему Армия нам родная.
Спортивные соревнования
- Богатырская сила.
- Спортивная семья.
Декоративно – прикладное творчество (выставки):
- Пасхальное яйцо.
- Осенняя палитра.
- Военная техника – гордость России.
- В гостях у сказки.
- Герой войны в моей семье.
- Наша дружная семья.
- Мой любимый город.
- Памятные места Воронежа.
- Рождественская игрушка.
- Рождественская открытка.
- С чего начинается Родина?
- Солдатская песня.
Традиционными праздниками в нашем детском саду стали:
- День защитника Отечества
- Масленица
- День победы
- День защиты детей
- День России
Помимо данных мероприятий, в детском саду предусматривается широкое использование малых фольклорных форм, сказочных сюжетов, народных примет и обычаев донских казаков в процессе различных режимных моментов. Например: выполнение гигиенических процедур – потешки, колыбельные во время укладывания на дневной сон.
Подготовка и проведение праздников и развлечений служат нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Произведения фольклора, песни и стихи о Родине, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Разучивая песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.
Система взаимодействия с социумом представлена следующими направлениями:
Сотрудничество с центром внешкольной работы:
- Посещение тематических выставок в детской библиотеке.
- Экскурсии в музеи центра социального обслуживания, Дома культуры и центра внешкольной работы.
- Участие в районных праздниках и мероприятиях.
4. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ
Патриотическое воспитание – сложный и деликатный процесс. Патриота может воспитать только человек, любящий свою Родину, признающий права других людей, делающий все для того, что бы родной страной можно было гордиться по праву.
Управление воспитательной системой
1. Работа с педагогами.
2. Работа с детьми.
3. Работа с родителями.
Работа с педагогами.
Педагогические кадры – важнейшее структурное образование системы, являющееся генератором и организатором идей педагогического коллектива МБДОУ.
В этой связи неизменно возрастает роль и ответственность педагога, ведущего данную работу. Материал, подобранный им для показа и рассказа детям, должен быть исторически верным и адаптированным для детского восприятия.
В целях повышения уровня профессионализма педагогов занимающихся реализацией воспитательной системы в МБДОУ № 135 разработан механизм совершенствования педагогического мастерства:
Повышение педагогического мастерства
1. Проектный 1. Ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами, способами и приемами гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Создание творческой лаборатории для построения модели воспитательной системы. 1. Консультации:
«Система патриотического воспитания в ДОУ. Обзор программ и технологий»,
«Как знакомить дошкольников с историческим прошлым России. Содержание работы. Методы и приемы».
2. Семинар-практикум с использованием методики интерактивного обучения:
2.1. Теоретические основы патриотического воспитания детей.
2.2. Этапы формы и методы патриотического воспитания.
2.3. Создание воспитательной системы «Ромашка».
2. Практический 1. Апробирование и использование разработанных технологий, приемов и методов обучения.
2. Осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательной системы МБДОУ.
1. Посещение занятий познавательного цикла, включающих в себя вопросы патриотического воспитания дошкольников.
2. Составление перспективных и календарных планов по проблеме патриотического воспитания.
3. Разработка и проведение различных мероприятий с детьми патриотической направленности
3. Обобщающий 1. Обобщение опыта работы по моделированию и построению воспитательной системы.
2. Продумывание перспектив и путей дальнейшего развития ДОУ. 1. Творческие отчеты педагогов о проделанной работе.
2. Тематический контроль:
«Эффективность воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию»
«Эффективность работы по ознакомлению детей с декоративно – прикладным искусством
«Состояние работы в дошкольном учреждении по нравственно- патриотическому воспитанию дошкольников».
3. Обобщение опыта по проблеме патриотического воспитания на заседании районного методического объединения воспитателей.
Работа с детьми.
Этапы Задачи Содержание работы
1. Проектный 1. Выявление уровня, имеющихся у детей знаний, по проблеме патриотического воспитания. 1. Диагностика
2. Практический Ознакомление с традиционной отечественной культурой, приобщение к её истокам, расширять представления о самобытности русского народа в прошлом и настоящем - Народные праздники.
Занятия по традиционной отечественной культуре, по декоративно-прикладному искусству и др.
Народные игры
3. Обобщающий Расширять и углублять знания детей об истории родного города, страны, народе. 1. Выставки.
2. Диагностика.
Работа с родителями
Этапы Задачи Содержание работы
1. Проектный Выявление знаний и потребностей родителей для реализации задач патриотического воспитания. 1. Анкетирование
2. Беседы.
3. Заседание Совета МБДОУ
2. Практический Повышение педагогической культуры родителей, решение проблем воспитания и обучения детей 1. Родительские собрания.
2. Участие в разработке индивидуальных семейных проектов.
3. Совместные экскурсии с детьми.
4. Помощь в проведении и активное участие в праздниках, досугах, других мероприятиях
3. Обобщающий Мониторинг проведенной в МБДОУ работы. 1. Анкетирование «Удовлетворенность родителей работой МБДОУ.
2. Общее родительское собрание.
Литература:
1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. / М.: АРКТИ, 2007.
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Средняя, старшая, подготовительная группы)/ М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
3. Зимина А.Н. Государственные праздники для дошкольникорв. Учебное пособие./ М.: Центр педагогического образования, 2007.
4. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие./ СПб.: Детство-Пресс, 2006.
5. Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений./ СПб.: Детство-Пресс, 2008.
6. Микляева Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования: методическое пособие. / М.: Айрис-пресс, 2006.
7. Новицкая М.Ю., Афанасьева С.Ю., Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Мониторинг патриотического воспитания в детском саду и начальной школе: методическое пособие / М.: Дрофа, 2010.
8. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л.А.Кондрыкинской / М.: ТЦ Сфера,2004.
9. Шаламова Е.И. Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ. / М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
В последнее время в обществе утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста очевидна. Научить ребёнка всегда любить родных и близких людей, бережно и с любовью относиться к своей Родине, испытывать гордость за свой народ, задача очень сложная, так как в современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение.
Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя
Ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть!
(Владимир Златоустовский)
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В.П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине...»
Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством нравственно – патриотического воспитания является метод проектов. Основываясь на лично – ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
В нашем детском саду на протяжении ряда лет реализуются задачи патриотического воспитания подрастающего поколения. Происходит это как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, экскурсии к мемориалу «Павшим войнам», дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.). Используются при этом различные формы, методы и приемы.
Организатором и руководителем детской проектной деятельности выступает воспитатель, который становится для ребенка не только источником информации, консультантом и экспертом, но и партнером, и помощником в его саморазвитии.
Как я подходила к выбору тематики будущего проекта? Темы проектов были различны. Главное их условие – интерес детей, который и обеспечил мотивацию к успешному обучению, а также отбор соответствующего материала, позволяющий сформировать у дошкольников представление об историческом наследии родного города. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк естественный интерес ко всему происходящему в мире. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».
У дошкольников сформировался естественный интерес к истории своей Родины и семьи. Дети самостоятельно приступили к опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников. Каждому хотелось побольше узнать о причастности членов семьи к освобождению России от врага.
В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками, дети приносили имеющиеся фотографии близких, принимавших участие в освобождении нашей Родины. Ребята, приходя в детсад, делились друг с другом тем, что они узнали, приносили в группы фотографии, рассказы, записанные родителями со слов детей.
Результатом проекта стало создание книги памяти «Наследие героев правнукам победы». Мы с педагогами стремились к тому, чтобы дети как можно больше вовлеклись в процесс создания, и занимали позицию советчика, а не руководителя творческой затеи. Ребята чувствовали свою ответственность за то, что они делали, и испытывали от этого удовольствие.
В процессе создания книги ребята не только использовали полученные знания о войне, но и развивали свой эстетический вкус, навыки работы с ножницами, клеем и др. По тому, как увлеченно шла работа, видно было понимание детьми ценности своего труда и осознание значимости Великой Отечественной войны.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем.
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто.
О. Ф. Берггольц
Творческий проект «Никто не забыт и ничто не забыто»
Цель проекта. Формировать патриотические чувства на основе ознакомления с ближайшей средой и боевыми традициями земляков; пополнить знания об отдельных страницах героической истории нашего края; знакомить с памятниками и улицами, названными в честь героев войны; вызвать эмоционально ценностное отношение к героическому прошлому края, чувство гордости за героев – земляков.
Для реализации поставленной цели были определены задачи:
пробудить интерес к истории родного города;
раскрыть значение Старого Оскола как города Воинской Славы;
формировать действенное отношение к ближайшему окружению, историческим и памятным местам, стремление к их сохранению;
развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности (моделирование, коллекционирование, изобразительная деятельность и т.д.);
вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством разработки детско-родительских проектов и совместного поиска информации;
привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войны.
Задачи проекта решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей.
Задачи образовательной области «Социализация»:
-развитие игровой деятельности детей
- формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Задачи образовательной области «Труд»:
- формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Задачи образовательной области «Познание»:
-развития у детей познавательных интересов,
-развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Задачи образовательной области «Коммуникация»:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
-практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Задачи образовательной области «Чтение художественной литературы»:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- приобщение к словесному искусству (стихи, загадки, рассказы, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса).
Задачи образовательной области «Художественное творчество»:
- развитие продуктивной деятельности детей;
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Задачи образовательной области «Музыка»:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: старшая группа Участники проекта: дети, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации проекта: проект «Никто не забыт и ничто не забыто» был осуществлен в период с декабря 2013 и работа в данном направлении продолжается по настоящее время.
Тип проекта: творческий.
По характеру: внутри ДОУ.
По количеству участников: коллективный.
Форма проведения: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, самостоятельная деятельность детей, музыкальная образовательная деятельность, работа с родителями.
Ожидаемые результаты:
Освоение доступных знаний об истории родного Отечества.
Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения с взрослыми.
Проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.
Создание книги памяти «Наследие героев правнукам победы».
Содержание проекта
Деятельность
1.Познавательная 2.Игровая 3.Продуктивная 4.Художественно - речевая
Беседа «Детям - о Великой Отечественной войне»
Цель: Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину. Сюжетно-ролевые игра «Пограничники»,
русские народные игры «Русское единство», «Снять часового», дидактическая игра «Что в военном пакете?»,
подвижная игра «Саперы», «Снайперы»,
«Связисты». Рисование «Памятники воинской славы нашего города»,
лепка барельефов «Звезда», «Самолет», «Танк».
Слушание музыки
В.Агапкин «Прощание славянки»
чтение А.Митяев «Рассказы о Великой Отечественной войне».
Экскурсия к стеле «Павшим героям».
Цель: закреплять представления детей о Великой Отечественной войне; продолжать знакомство с воинами - героями Сюжетно-ролевая игра
«Военные»,
познавательная игра «Раньше и теперь», подвижные игры «Стенка-мишень», «Кто дальше?» Конструирование из бумаги «Эскадрилья самолетов»
Лепка «Медали наших прадедов» Чтение произведений
В.Давыдов «Дозор»
О.Высотская «Мой брат уехал на границу»
Слушание музыки М.Магиденко «У кремлевской стены».
Непосредственная образовательная деятельность «Прокопьевск– город Воинской Славы»
Цель: познакомить детей с героическими подвигами защитников нашего города, формировать понимание значимости патриотического подвига всех граждан страны. Сюжетно-ролевая игра «Медсестры»,
подвижная игра «Переправа через мост», Создание фотоальбома
«По страницам нашей памяти»
(дети совместно с воспитателем) Слушание фронтовых песен, чтение произведений
Е. Благинина «Миру - мир»
К.М.Симонов «Товарищ»
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны.
Цель: Познакомить детей с героями войны, совершившими подвиги ради жизни других людей, воспитывать уважительное и благодарное отношение к воинам-героям Сюжетно - ролевая игра ««Военные моряки»,
дидактическая игра «Сигнальные флажки», «Салют»,
подвижная игра «Разведчики» Конструирование
«Мы склонились низко-низко у подножья обелиска», (коллективная работа) Слушание песен Б.Савельев
«Из чего наш мир состоит»,
чтение пословиц и поговорок о героизме и храбрости
Беседа «Земляки - фронтовики. Цель: Познакомить детей с ветеранами ВОВ, которые проживали и проживают в нашем городе, воспитывать чувство сострадания и уважения к пожилым людям. игра-эстафета
«Попади в цель»,
дидактическая игра «Памятные места нашего города». Изготовление закладок для книг для ветеранов,
аппликация
«Мир на земле»
Чтение произведений
А.Г.Твардовский
«Рассказ танкиста»
В.П.Катаев
«В разведке»
Непосредственная образовательная деятельность «Великая Отечественная война в изобразительном искусстве»
Цель: подвести ребенка к восприятию художественных произведений о Великой Отечественной войне, Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории нашего народа. дидактические игры «Будем в армии служить»,
подвижная игра «Кто быстрее соберется по тревоге».
Дидактическая игра «Ордена войны» Оформление альбома
«Великая Отечественная война в изобразительном искусстве» (дети совместно с педагогом)
Слушание музыки
А. Филиппенко «Вечный огонь»,
чтение произведений
А.Аким «Цветные огоньки», П.Воронько «Лучше нет родного края»
Конкурс чтецов «Мы чтим и помним...»
Цель: подготовить детей к празднику «День Защитника Отечества», воспитывать уважение к героям ВОВ, чувство гордости за народ, победивший врага.
Подвижные игры «Письмо на ходу», «Кто быстрее соберет»
Сюжетно -ролевые игры по желанию детей, дидактическая игра «Род войск и боевая техника»
подвижные игры «Пограничники» Конкурс рисунков «Храбрые защитники»,
оформление альбома со стихами о Великой Отечественной войне (Семейные альбомы).
Чтение
В. Берестов
«Нет, слово «мир» останется едва ли...»
Слушание песен А.Александров «Священная война.
Результат проекта:
создание книги памяти «Наследие героев правнукам победы»
проведение спортивно- патриотического праздника «Зарница».