Коллективная творческая деятельность в доу. Коллективная творческая деятельность
Труд, как известно, облагораживает. А совместный труд и коллективное творчество – тем более. Лучшие примеры подобных занятий, успешно проведённые Вашими коллегами, собраны на страницах этого раздела. Здесь можно найти огромное количество коллективных поделок ко всем праздникам и памятным датам нашего календаря; работы, посвящённые темам сезонных изменений (различным временам года). Выбор творческих техник и их комбинаций просто поражает воображение.
Трудимся и творим шедевры в дружном «коллективе единомышленников».
Содержится в разделах:По группам:
Показаны публикации 1-10
из 3425
.
Все разделы
| Коллективная работа. Совместный труд, коллективное творчество
Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. Люди радовались солнцу, которое с приближением весны...
Коллективное творчество
детей средней группы
: "На птичьем дворе" Цель
: учить детей выполнять творческую коллективную работу в технике
«коллаж
»
Задачи
: - Развивать разные виды памяти (зрительную, двигательную, слуховую, тактильную, внимание. - Развивать зрительное восприятие,...
Коллективная работа. Совместный труд, коллективное творчество - Коллективная работа «Наступление Весны»
Публикация «Коллективная работа «Наступление...»
«Художественно – творческое развитие» Цель: Учить детей изображать в аппликации предметы состоящие из нескольких частей, составлять композицию определенного содержания из готовых фигур. Упражнять в умение намазывать части изображения клеем. Развивать эстетическое восприятие...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
В этом году наша страна отмечает юбилей. Исполняется 75 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Мы решили собрать небольшой материал о лётчиках, которых называли КОРОЛИ НЕБА.Самолёты того времени очень отличались от современных, ими управлять было совсем непросто. А...
Мария Воробьева Зима прекрасное и удивительное время года! Можно играть в снежки, мастерить из снега что-нибудь необыкновенное. Под впечатлением недавно выпавшего снега мы с моими воспитанниками, посмотрев зимние картины, наблюдая снегопад на улице, решили запечатлеть снежную...
Коллективная работа по объемной аппликации из бумажных комочков «Стремление к жизни» Цель: Развитие чувственности эмоциональной сферы детей с помощью приобщения к искусству и участие в творческой деятельности. Задачи: 1. Продолжать учить детей технике сминания мягкой бумаги в комочек двумя пальцами обеих рук. 2. Закрепить навыки работы с клеем. 3. Воспитывать...
Коллективная работа. Совместный труд, коллективное творчество - Коллективная работа «Военная техника» в разновозрастной группе
Коллективная работа в разновозрастной группе «Военная техника» Праздник есть у нас один. Этот праздник – день мужчин, День защитников, солдат. В этот день пройдет парад! Мы увидим вертолеты, Пушки, танки, самолеты. Мы пройдем военным шагом Под большим красивым флагом. Прочитаем...
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – оттиск ладони, печать поролоном. Задачи: Развивать творческое воображение, внимание и мелкую моторику рук. Вызывать эмоционально - эстетические чувства у детей. Воспитывать заботливое отношение к птицам, любовь к...
Коллективные творческие дела в детском саду
Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Если в творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью), значит эти стороны личности мы и должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество.
Большое значение для формирования творческих способностей имеют коллективные творческие дела.
- это эффективный метод воспитания, обучения и развития воспитанников, основанный на позитивной деятельной активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях.
Коллективная творческая деятельность – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый.
Введение новых ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) в дошкольное образование диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС ДО. А творческая деятельность связывает, как правило, следующие образовательные области: познание, художественное творчество, коммуникация, социализация, безопасность.
Работая с детьми своей группы «Капелька», я особое внимание уделила коллективной творческой деятельности. Поводом послужило то, что некоторое время мои воспитанники терпели неудачи в мероприятиях, где нужно было коллективно «бороться» за призовые места: дети не сотрудничали, а соперничали, каждый был сам за себя, в коллективе отсутствовал «дух команды». Нужно было как-то сплотить детей, заинтересовать, объяснить… Выход из сложившейся ситуации нашла в коллективных творческих делах , через которые и коллектив группы можно сплотить, и творчество детей развить.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга по характеру общей практической заботы.
Художественные коллективные творческие дела . Цель: развивать художественно- эстетические вкусы детей; укреплять тягу к духовной культуре, к искусству и потребность открывать прекрасное другим людям; пробуждать желание испробовать себя в творчестве; воспитывать восприимчивость, благородство души; обогащать внутренний мир человека (лепка, аппликация, рисование).
Трудовые коллективные творческие дела. Цель: обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радости, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость (Проводились мероприятия: «Подарок друзьям», «Трудовой сюрприз», «Книжная мастерская»).
Познавательные коллективные творческие дела. Цель: формировать потребности в познании, сознательного, увлеченного, действенного отношения к непосредственным источникам открытия мира. Познавательные коллективные творческие дела обладают богатейшими возможностями для развития у дошкольников таких качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость (Мероприятия: «Вечер веселых задач», «Вечер разгаданных и неразгаданных тайн», экскурсии, проекты «Чудо город», «Крапива», «Береги птиц»).
Спортивные коллективные творческие дела. Цель: развивать гражданское отношение к спортивно-оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества; вырабатывать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность (Мероприятия: «Веселые старты», «Зов джунглей», «Лыжня России», «Кросс нации»).
Общественно-патриотические коллективные творческие дела. Цель: укрепить гражданское отношение к своей семье, школе, большой и малой родине; расширять и углублять свои знания об истории и культуре своей страны, учиться видеть и понимать красоту жизни (Мероприятия: «День знаний», «Новогодний праздник», «День Защитников Отечества», «Международный женский день 8 Марта», «День Победы», проект «Моя семья»).
Организаторские коллективные творческие дела. Любое практическое дело становится коллективным и творческим только в живой совместной организаторской деятельности (Мероприятия: дни рождения воспитанников, конкурсы рисунков и поделок).
Каждое коллективное творческое дело может проходить от нескольких минут до нескольких недель в зависимости от целей, характера и состава участников.
Используя в своей работе все виды коллективного творчества, заметила, что дети научились согласовывать свои действия, мнения, быть внимательными к чувствам и эмоциям других людей, планировать свои действия, определять их последовательность.
Вся моя работа по развитию коллективного творчества у детей дала хорошие результаты. Мои воспитанники стали победителями в территориальных мероприятиях: Муниципальный фестиваль «Эта добрая сказка», «Самая красивая» - Гран-при; Муниципальный фестиваль «Русская душа» - I место; Муниципальный фестиваль детского творчества «Радуга планеты детства» Гран-при и два первых места.
А также мои дети - активные участники и победители областных, всероссийских и международных конкурсов и мероприятий: Общероссийская акция «Дерево-память»; 5 Всероссийский Фестиваль науки NAUKA 0+ Конкурс детского рисунка «Мир науки глазами детей» - I место; Всероссийский творческий конкурс для дошкольников «Пернатые друзья» - I и II места; Международный конкурс детского творчества «Краски», Конкурс рисунков «Мир глазами детей» - II, III места; IV Международный конкурс детского рисунка «Дружат дети на планете», Открытый межрегиональный турнир способностей «РостОК-SuperУм» для детей старшего дошкольного возраста - I, II, III места.
Я горжусь своими воспитанниками и результатами проделанной работы.
Ерохова Ольга Геннадьевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МКДОУ д/с "Огонек"
Населённый пункт:
Новосибирская область р.п. Линево
Наименование материала:
статья
Тема:
"Коллективная изобразительная деятельность - эффективное средство развития коммуникации у дошкольников"
Дата публикации:
30.09.2017
Раздел:
дошкольное образование
Тема: «Коллективная изобразительная деятельность
- эффективное средство развития коммуникации
у дошкольников»
Актуальность темы несомненна, так как все мы знаем, что именно дошкольный возраст
чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными качествами. От того, как сложатся
отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит
последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
В условиях современной жизни, где дети нередко предоставлены сами себе и «воспитываются»
компьютером и телевизором коммуникативные навыки детей дошкольного возраста находятся на
низком уровне развития. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разные
изобразительной
деятельности.
организации
деятельности
коллективная творческая деятельность. Объединение детей для совместного выполнения заданий
позволяет развить у них прочные способы сотрудничества, представления об особенностях работы в
коллективе. Такие занятия создают условия для коммуникативного развития детей в этот ключевой
для формирования личности период.
Коллективная
изобразительная
деятельность
эффективное
средство
воспитательных
дидактических
Коллективная
организации
возможность
формировать
работать
развивает
привычку
к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Чаще
всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но
особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются
изображения
называются
коллективными
работами.
значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине, как в стихотворении В.
Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Коллективная изобразительная деятельность детей, как и другие виды детского художественного
творчества, должна быть тесно связана с игрой. Использование игровых методов и приемов на таких
з а н я т и я х
п о в ы ш а е т
э ф ф е к т и в н о с т ь
х у д о ж е с т в е н н о й
д е я т е л ь н о с т и.
показывает
конкретных
соединения
коллективных
индивидуальных
работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности
может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В
коллективной
изобразительной
деятельности
самостоятельно
распределяют
обязанности,
осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них
появляется
дополнительная
преодолевают
трудности
творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование.
Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их
применении
необходимо
соблюдение
педагогической
коллективное
рисование
организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же
затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений.
При характеристике коллективной деятельности мне хотелось бы обратить внимание на ее
воспитательную
ценность:
выполненные
коллективно,
использованы
оформления группы, применены в качестве декорации для игр-драматизаций по художественным
произведениям, послужить украшением зала к праздникам, досугам или развлечениям. В этом случае
художественное творчество приобретает общественно полезную направленность, которая оказывает
положительное
нравственный
Различные
возможных
объединений детей в группы вызваны стремлением преодолеть несоответствие между фронтальной
работой воспитателя с коллективом и осуществлением индивидуального подхода к каждому ребенку.
Коллективная
является
своеобразным
обучения
определенным изобразительным навыкам. В процессе проведения коллективной работы педагог
решает большое количество задач нравственного воспитания.
Создание
коллективных
изображений
организовывать
возрастных
группах. Можно выделить несколько форм таких занятий. Первый – наиболее простой, когда ребенок
выполняет своё изображение, а затем всё созданное детьми, объединяется в общую композицию.
Например, каждый вырезает и склеивает какой-то объект и из этих изображений составляется
картина: «Птицы на ветке», «Цыплята гуляют по травке», «Улица города» и т. д. Или каждый ребёнок
рисует осенние деревья. Соединённые вместе рисунки составляют общую композицию: «Осенний
лес» и др. Такие общие картины производят на детей яркое впечатление, буквально завораживают
детей, вызывают желание заниматься.
Для создания общих композиций воспитанники могут быть объединены в несколько подгрупп,
каждая из которых готовит свою часть общей композиции. Например, одна подгруппа составляет
узор для середины ковра, другая – разрабатывает украшение поля, третья – готовит части узора для
каймы, углов. В создании такой композиции могут принять участие дети разных возрастных групп, и
каждому найдётся дело по силам, что особенно актуально в летний период. Воспитателю необходимо
уметь распределять работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было
интересно, чтобы ребёнку было, по силам создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог
проявить себя лучшим образом, мог достигнуть высокого результата.
Может быть, и другая классификация форм организации коллективных работ детей. А. И.Савенков,
проведя с детьми старшего дошкольного возраста исследование, предложил такую классификацию,
позволяет
систематизировать
постоянно
усложнять
совместной
деятельности детей от совместно-индивидуальной к более сложной совместно-последовательной и,
наконец, совместно-взаимодействующей. Взаимодействие детей может осуществляться в паре, в
небольшой
(3-5человек)
фактически
включающей
Воспитанники
создавать
изображения
одновременно
изображением
принципу конвейера.
В зависимости от уровней сформированности навыков коллективной деятельности у детей разного
возраста воспитателем выбирается форма организации коллективных работ:
1.Совместно-индивидуальная.
2.Совместно-последовательная.
3.Совместно-взаимодействующая.
Коллективные работы могут быть разными не только по форме организации работ, но и по видам,
которые можно определить по тематическому критерию:
Изготовление художественных панно и макетов;
Выполнение подарочных плакатов;
Изготовление атрибутов к совместным играм;
Иллюстрирование сказок и рассказов;
Художественное оформление выставок;
Изготовление костюмов, театральных декораций.
Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия с детьми? Прежде всего, следует
подчеркнуть, что выбор той или иной формы организации коллективной деятельности зависит от
возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, осуществляется ли создание
изображения на общегрупповой образовательной деятельности или в свободное от неё время, в
процессе
самостоятельной
художественной
деятельности.
Сложность
отдельных
изображений будет увеличиваться с возрастом детей. Коллективная работа может проводиться, как в
непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и
вечерние часы.
В организации работы есть 3 этапа:
Подготовительный. Задачи: углубление знаний по теме будущей работы, формирование ярких
художественных образов.
Основной - выполнение работы. Задачи: представить детям возможность воплотить в композиции
образы окружающей действительности, создание условий для творческого взаимодействия детей.
Заключительный. Это период взаимодействия детей уже с завершённой работой.
Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу
увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный
красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся
договариваться между собой о совместной работе и её содержании. Вместе выполнять одно дело,
уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.
Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому,
чтобы вместе сделать картину или поделку, которую трудно было бы сделать одному. Во время
выполнения
коллективных
общаться
взрослым
начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже
начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют,
договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как
договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища.
Коллективные работы можно проводить в любой возрастной группе, на любом виде занятий по
изобразительной
деятельности.
организовать
коллективную
аппликации, сложнее – по рисованию. Формы организации зависят от возраста и коммуникативных
навыков детей.
В младших группах дети выполняют задание каждый на своем листе, а в конце занятия все работы
объединяются в одну – две общие композиции. С самого начала дети должны знать, что у них
получиться общая композиция.
Со средней группы возможно выполнение задания на одном листе. Дети встают перед столами, на
которых расположены длинные листы. Каждый определяет свое место – кладет ладошки на бумагу
выполняют
одинаковое
дополняют рисунок деталями по желанию. Может быть и такой вариант: каждый ребенок выполняет
изображение на листе такого же цвета, как общий фон композиции, после выполнения задания,
маленькие листочки наклеиваются на общий лист, который объединяет все работы. Этот вариант
может быть использован и в младших группах.
В старших группах можно после подготовки общего фона разделить лист на части и после
выполнения задания соединить все части в том же порядке.
Уже в младшей группе дети могут выполнять задание на одном листе, создавая два одинаковых по
выполнять
коллективные
аппликации.
вырезает
склеивает предмет, а затем – наклеивает его на общий лист.
С детьми старшего дошкольного возраста в рисунке или аппликации создаются коллективные работы
по мотивам народного искусства. Организовать такую деятельность можно по-разному. Например,
каждый ребенок рисует узор на полосе или квадрате. Когда составление узора закончится, все
рисунки объединяют в общую декоративную композицию на заранее подготовленном большом листе
бумаги. Узор в середине панно могут нарисовать дети, наиболее успешно овладевающие рисованием.
Декоративная композиция может быть подготовлена в стиле какого-то вида народного искусства:
городца, павловских платков, а в подготовительной группе такую композицию можно предложить
выполнить
жостовских
подносов,
росписей.
использовать в работе с детьми народное искусство той местности, в которой живут дети. Работу над
декоративной
композицией
организовать
по-другому.
воспитатель
большом листе определяет композицию будущего узора: середины, каймы, углов. При этом надо
активно привлекать детей к обдумыванию, обсуждению содержания изделия, предлагая им показать,
где и как будет размещён узор, обсудить колорит и декоративные компоненты. Затем все вместе
советуются,
рисовать
Композиция
создается
последовательно (по типу конвейера): сначала рисуется узор в середине, затем по углам и кайме.
Такой узор могут выполнить от 2 до 4 детей. Для этого лист удобнее разместить на столе, к которому
можно подойти с разных сторон. Затем рисуется узор по углам, так же оформляется и кайма.
Очень интересными и полезными для детей являются занятия, на которых для создания общей
композиции дети объединяются по двое. Такие объединения делают необходимым деловое общение
детей друг с другом, учат договариваться со своим партнером. Так, например, можно предложить
детям украсить пару варежек, сапожек. Для такой работы дети объединяются по двое и лучше, чтобы
они сами решили, с кем в паре будут работать. Ведь ребятам надо украсить парные предметы
идентично, а для этого надо уметь работать не просто сообща, рядом, а договариваться, каким будет
узор по композиции, по составу декоративных элементов, по цвету, а это не так просто. И педагог
должен помочь детям, научить их договариваться, уступать друг другу.
В лепке дети могут выполнять персонажей композиции. Но здесь, очень важно договориться, кто
кого будет лепить, уметь соотнести величину фигурок, определить дополнения, которые сделают
композицию общей.
Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом
важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа. Многие коллективные
картины могут создаваться в течение нескольких занятий, или основное содержание решается на
свободное
композиция
обогащаться,
расширяться,
дополняться.
Постепенно
становится
интересной,
выразительной. В окончательной доработке композиции могут принимать участие не все дети, а те
которые выражают желание. Однако обсуждать дальнейшую работу над композицией целесообразно
со всеми.
Интересными для воспитанников являются и такие формы создания коллективных композиций, в
которых вместе с детьми работают и воспитатели, последние выполняют ту часть работы, которая не
по силам детям. Так, например, воспитатель, предлагая детям создать композицию «Птицы на ветке»,
заранее вырезает и наклеивает изображение дерева и приносит на занятие, детям же предлагается
вырезать и наклеить птиц. Было бы лучше, если бы дети приняли участие, пусть даже пассивное в
подготовке такого изображения.
Вместе с тем, в таком виде работы и взрослые, и дети объединены одной целью, заинтересованы в
общем результате, естественнее осуществляется обсуждение предстоящей работы, её хода, все вместе
советуются,
примеряют,
получится.
Взаимодействие
педагога
осуществляется более свободно, вместе с тем, дети имеют возможность видеть, как действует
воспитатель, обучаться без прямых указаний педагога, часто сковывающих детей, лишающих их
самостоятельности, возможности высказать свое мнение.
В коллективной форме организации работы могут быть подготовлены детали костюмов, декорации,
атрибуты для игр-драматизаций по литературным произведениям. Коллективная изобразительная
деятельность детей может быть органично связана со всеми сторонами жизни детей, и особенно с
художественно-творческими
деятельностями
музыкальной,
художественной, коммуникативной).
Литература:
Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. – 2005.
Коткова Галина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №57
Кировского района Санкт -Петербурга
«Чего один не сделает, сделаем вместе»
В. Маяковский
Актуальность .
Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.
Развитие у детей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования. Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Поэтому оно дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе. Оно — творческое, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.
Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно - прикладного искусства в эстетической деятельности.
В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».
Коллективная форма организации дает возможность каждому ребѐнку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд) .
Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и еѐ содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.
Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища..
На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).
Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:
творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;
учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;
управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;
комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.
Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.
Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.
Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.
Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.
Основные формы совместной деятельности детей :
«совместно - индивидуальная», «совместно - последовательная» и «совместно - взаимодействующая».
а) «Совместно - индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.
Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.
Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой - требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.
б) «Совместно - последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.
в) «Совместно - взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа. Коллективная изобразительная деятельность детей может быть органично связана со всеми сторонами жизни детей, и особенно с другими художественно-творческими деятельностями (с разными видами игр, музыкальной, художественной, коммуникативной).
Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму организации коллективной работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. На занятиях педагог использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа. При выполнении коллективных работ по изобразительной деятельности педагог активно использует игровые методы и приемы. В основе каждого лежит специально разработанный игровой сюжет.
Планирование этапов работы по коллективной деятельности .
Подготовительный этап
Углубить собственные знания детей по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности, (рассматривание репродукций, иллюстраций, экскурсии, беседы)
Основной этап. Этап выполнения работы.
Планирование и оценка коллективной работы.
Цель: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создание в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия, формированию у них умений творчески работать в коллективе.
Заключительный этап. Взаимодействие детей с завершенной работой.
Выполненную детьми композицию лучше всего оставить в групповой комнате. Он станет объектом самых разных дискуссий, игр, стимулирует рождение творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции.
Задачи развития коллективной деятельности детей, выработанные на основе программы «от рождения до школы».
Вторая младшая группа
Учить, создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликациях.
Средняя группа
Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.
Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.
Старшая группа
Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное). Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату.
Примерное тематическое планирование занятий
Средняя группа
Вид |
Название |
Кол-во |
|
Октябрь |
Рисование на ткани |
«Ковёр из осенних листьев» |
|
Рисование |
|||
Ноябрь |
Лепка сюжетная |
«Поможем Курочке найти цыплят» |
|
Художественный труд |
«Медвежата» |
||
Декабрь |
Рисование с элементами |
«Разноцветное одеяло» |
|
Аппликация |
«Новогодняя елка» |
||
Январь |
Лепка сюжетная |
«Лепим Снеговиков» |
|
Рисование |
|||
Февраль |
Лепка сюжетная |
«Поздравим Пап» |
|
«Флажки для праздника» |
|||
Март |
Рисование |
«Цветы для Мам» |
|
Рисование с нетрадиционной техникой |
«Ближе к солнышку хотим!» |
||
Апрель |
Лепка сюжетная |
«Неваляшки танцуют» |
|
Рисование |
«День рождение Мухи - Цокотухи» |
Старшая группа
Вид |
Название |
Кол-во |
|
Октябрь |
Рисование с элементами |
«Цветы» |
|
Рисование на ткани |
«Клумба из осенних цветов» |
||
Рисование |
|||
Рисование и аппликация |
«Богатства осени» |
||
Ноябрь |
Аппликация |
«Разноцветный полет» |
|
Рисование и |
«Лягушка - путешественница» |
||
Рисование пластилином |
«Ветер по морю гуляет...» |
||
Лепка |
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» |
||
Декабрь |
Рисование и |
«Зима |
|
Аппликация обрывная |
«Зимний день» |
||
Рисование |
|||
Рисование |
«Зимние забавы» |
||
Январь |
Рисование |
«Помогаем птицам» |
|
Рисование |
«Мир животных» |
||
Рисование |
Создаем «Красную книгу природы» |
||
Февраль |
Рисование |
«Скатерть» |
|
Рисование (орнамент) |
«Салфетка» |
||
Рисование |
«Чудо-дерево» |
||
Рисование декоративное |
«Сервиз для Федоры» |
||
Март |
Аппликация объемная |
«Сирень» |
|
Рисование |
«Птичий двор» |
||
Рисование |
« Под грибом» |
||
Рисование по парам |
«У лукоморья дуб зелёный» |
||
Апрель |
Рисование |
«Космос» |
|
«Космос» |
|||
Рисование по парам |
« Поиграем, Шурале!» (по произведению Г.Тукая) |
||
Рисование |
«Расцвели красивые цветы» |
Подготовительная группа
Вид |
Название |
Кол-во |
|
Октябрь |
Аппликация |
«Букет цветов» |
|
Рисование |
«Красавица-Осень» |
||
Аппликация |
«Настроение осени» |
||
Рисование |
«Настроение осени» |
||
Ноябрь |
Лепка сюжетная |
«Братья наши меньшие» |
|
Рисование и |
«На дне морском» |
||
Лепка сюжетная |
«Морское дно» |
||
Лепка сюжетная |
«Рыбки играют, рыбки сверкают» |
||
Декабрь |
Лепка сюжетная |
«Белое море и Северный Ледовитый океан» |
|
Рисование и |
«Ой как весело зимой!» |
||
Рисование по парам |
«Карнавальный хоровод» |
||
Рисование |
«Книга о зиме» |
||
Январь |
Рисование |
«Жар-птица» |
|
Рисование и ручной труд |
«Детки в клетке» |
||
Рисование с элементами аппликации |
«Цирк» |
||
Февраль |
Рисование (Дымковская роспись) |
«Магазин игрушек» |
|
Рисование (Гжельская роспись) |
«Узоры на стекле» |
||
Рисование (Городецкая роспись) |
«Ой вы кони, мои кони…» |
||
Рисование декоративное |
«Узорчатый платок» |
||
Март |
Аппликация объёмная |
«Подарок маме» |
|
Аппликация |
«Цветочный мир» |
||
Рисование и Аппликация. |
«На балу у Золушки».
|
||
(Дамы и кавалеры) |
|||
Апрель |
Аппликация |
«Удивительный мир жарких стран» |
|
«Обезьянки» |
|||
Рисование (2 группы) |
«Парк Победы» |
||
Рисование |
«Мой город родной» |
Литература
- Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.
- Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». - «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. - 128с.
- Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». - «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. - 96с.
- Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова, Смагина Т.В.“ Рисование с детьми дошкольного возраста. Москва, ТЦ Сфера, 2004-128с.
- «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. - 192 с.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
- КомароваТ.С. Дети в мире творчества. М.:1995.
- «Нравственно - эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. - М.: Просвещение, 1989. - 79 с.
- Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. - 2005. -№2. - С. 60.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во- первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.
Особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются творческие работы всех детей группы. Такие работы называются коллективными. Коллективная форма не снижает значение деятельности каждого ребенка, не оставляет без внимания его собственные усилия и от качества работы каждого воспитанника зависит общий результат: ведь чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, интереснее будет общая композиция. И самое главное то, что дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности
Коллективное художественное творчество формирует у детей коммуникативные способности, то есть способности общаться друг с другом, а также способствуют более свободному общению ребенка со взрослыми.
В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:
- договариваться о совместной работе, её содержании
- работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать
- планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения
- радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, зал, выполнить поздравительную композицию для родителей, ко дню рождения ребёнка и т. д.
При организации коллективной деятельности выделяют 3 этапа:
- подготовительный этап, позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной творческой деятельности (экскурсии, беседы, рассматривание репродукций и т. д.)
- основной этап - этап выполнения работы, который включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель –предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать в ходе коллективного изобразительного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формирований у них умений работать в коллективе
- заключительный - это период взаимодействия детей с уже завершенной работой.
Коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Сказочный город» : на первом занятии создаётся город (из втулок и картона) , на втором занятии - улитки, которые будут жить в этом городе (из ракушек и пластилина) , в конце занятия собирается композиция. На третьем занятии дополняем город по своему желанию (деревьями, цветами и т.д.)
Для успешной совместной творческой деятельности, должны быть созданы доброжелательные, доверительные, партнерские отношения между самими детьми, а так же между педагогом и детьми. Только так можно создать неповторимые, незабываемые коллективные творческие работы.