Вводное занятие "умелые ручки". Методическая разработка кружкового объединения "умелые ручки" Формы работы с детьми
Тип работы
Занятие кружка «Умелые руки»
Событие
Хорошее настроение
Техника
аппликация
Материал
Цели : повторить свойства бумаги; познакомить с разнообразными приемами работы с бумагой (сминание, сгибание, криволинейное вырезание); учить применять работы с бумагой для изготовления разнообразных изделий; развивать творческое воображение; воспитывать бережное отношение к материалам, интерес к занятиям кружка.
Оборудование: Цветная бумага коричневого и зеленого цветов, картон, салфетки, степлер, клей ПВА, простой карандаш, ножницы, шаблоны для композиции, образцы готовых картин, открыток.
Ход занятия.
Приветствие, знакомство.
2. Сообщение темы занятия.
Тема нашего занятия «Цветы из салфеток».
Бумага – один из самых благодатных материалов для изготовления разнообразнейших поделок. Но тем, кто работает с бумагой, необходимо знать ее свойства и приемы работы с ней. Эти знания помогут правильно использовать бумагу при выполнении изделий.
Сегодня на занятии мы вспомним основные приемы работы с бумагой и с помощью них изготовим композицию.
3.Вводная беседа.
Все приемы работы с каким либо материалом разрабатываются с учетом его свойств. Вспомним, какие же свойства имеет бумага.
Когда мы разрываем бумагу, какой край у нас получается? (Ответы учащихся) бумага состоит из волокон. Поэтому при разрыве обычно бывает неровный край и на нем видны отдельные волокна, из которых сделана бумага.
Какой бумага бывает по цвету? (Ответы учащихся) Правильно, бумага бывает цветная и белая. Она легко окрашивается. Именно поэтому изделия из нее очень красочны.
Какой бумага бывает по толщине? Какая бумага самая толстая, а какая самая тонкая? (Ответы учащихся) Бумага бывает толстая и тонкая. Толстая бумага – это картон, тонкая – калька.
А если мы согнем бумагу по линии. Что при этом будет? (Ответы учащихся) Бумага сгибается, а линия сгиба остается. (Ответы учащихся) Если бумагу сжать руками, что при этом будет? (Ответы учащихся) Конечно бумага сомнется. Вспомнив эти основные свойства бумаги, мы вспомнили и основные приемы работы с ней. И используя их, мы сегодня на занятии создадим объемную композицию из цветов, выполненных из обычных салфеток в технике аппликации.
4.Охрана труда.
Прежде чем начать работу, вспомним правила техники безопасной работы с инструментами (ножницы, клей)
Ребята, какие правилавы знаете о безопасной работе с этими инструментами?
(Ответы учащихся повторяются и дополняются учителем)
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.
1.Ножницы хранить закрытые в чехле.
5.Не размахивать ножницами.
5. Вводный инструктаж .
На столе у вас есть все необходимые материалы, инструменты для работы. А также инструкция как изготовить цветок из салфетки, все шаблоны нашей композиции
Сначала нужно выбрать фон для вашего панно. Это может быть синий, голубой или серый цвета картона.
Затем из двух салфеток белого и розового цветов изготовить четыре цветка, как показано в инструкции.
Обвести шаблон веточки и вырезать ее из коричневой бумаги.
Обвести шаблон листика и вырезать 10 прямоугольников. Затем согнуть их вдоль, и вырезать листики.
Приклеить веточку на картон(клея использовать очень мало, точечно)
Расположить на веточке готовые цветы, приклеить их.
Расположить на панно листочки, приклеить располагая клей только у основания листочка, чтобы листик отставал от картона.
Оформить работу в рамку из белой бумаги.
Приступайте, пожалуйста, к работе.
1.Контроль организации рабочего места.
2. Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдений правил безопасной работы.
3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль объема и качества выполненной работы.
7. Итог занятия.
Какие красивые букеты украсили наш класс! И все панно получились очень разные. Аккуратно изготовленные бумажные цветы могут служить прекрасным подарком. И тогда столько цветов останутся живыми в природе и будут украшать нашу прекрасную землю. А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение Т. Собакина
Сорву цветок,
Если ты
Сорвешь цветок…
Если все:
И я, и ты,-
Сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья,
И кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты
Если мы сорвем цветы…
Закончить наше занятие я хочу следующим:
У меня на столе лежат цветочки трех цветов, если Вам занятие понравилось, уходя с занятия, возьмите себе цветок красного цвета, если не понравилось – синего, если вы остались равнодушны – серого.
(по количеству оставшихся разноцветных цветочков можно определить на сколько занятие понравилось детям)
Д/З На следующее занятие принесите картон, бумагу, клей, ножницы.
Физкультминутка
Солнце спит, небо спит
(голову кладут на руки),
Даже ветер не шумит,
Рано утром солнце встало
(встают из-за парт),
Всем лучи свои послало
(руки поднимают вверх, пальцы растопырены).
Вдруг повеял ветерок
(волнообразные движения руками),
Небо тучей заволок
(круговые движения руками)
И деревья раскачал
( наклоны влево,вправо),
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше
(стучат по крышке стола пальцами),
Солнце клонится все ниже,
(наклоняются вперед)
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик
(исходное положение)
Физкультминутка
Исходное положение – стоя, руки опущены вниз. На счет «раз-два-три» -учащиеся наклоняются, руки вытягиваются вперед; на счет- «четыре-пять-шесть» - возвращаются в исходное положение. Упражнение выполняется 3-4 раза. Темп медленный.
Исходное положение -= руки на поясе. Прыжки на двух ногах(1-4 раза). Прыжки с поворотами напрво до исходного положения (5-8 раз). То же с поворотами налево.
Цветы из
салфеток
Картон, цветная бумага, салфетки
Последовательность изготовления панно
«Цветущая яблоня»
1.Сначала нужно выбрать фон для вашего панно. Это может быть синий, голубой или серый цвета картона.
2.Затем из двух салфеток белого и розового цветов изготовить четыре цветка, как показано в инструкции.
3.Обвести шаблон веточки и вырезать ее из коричневой бумаги.
4.Обвести шаблон листика и вырезать 10 прямоугольников. Затем согнуть их вдоль, и вырезать листики.
5.Приклеить веточку на картон(клея использовать очень мало, точечно)
6.Расположить на веточке готовые цветы, приклеить их.
7.Расположить на панно листочки, приклеить располагая клей только у основания листочка, чтобы листик отставал от картона.
8.Оформить работу в рамку из белой бумаги.
Тип работы
Занятие кружка «Умелые руки»
Событие
Хорошее настроение
Техника
аппликация
Материал
Правила техники безопасности при работе с ножницами.
1.Ножницы хранить закрытые в чехле.
2. Во время работы ножницы должны лежать на столе с правой стороны кольцами к себе, с закрытыми лезвиями.
4.Передавать ножницы, держась за сомкнутые лезвия кольцами вперёд, запрещается бросать, не ронять ножницы.
5.Не размахивать ножницами.
Правила техники безопасности при работе с клеем.
1.Клей хранить в плотно закрытой упаковке.
2.Выдавливать только необходимое количество клея.
3.Клей наносить кистью или клеем- карандашом.
Занятие кружка «Умелые ручки» по теме «Объемная аппликация «Цветы на лужайке» в технике квиллинг»
Цель: развитие творческого мышления и воображения учащихся на основе знакомства с технологией квиллинга. Раскрытие возможностей использования детьми сети Интернет при занятиях ручным трудом во внеурочное время.
Задачи:
Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.
Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
Вид учебного труда : работа с бумагой, скручивание деталей.
Объект труда : объемная аппликация «Цветок»
Методы и приёмы: групповая проектная деятельность, проблемно-познавательный диалог, практическая работа, анализ конструкторских особенностей изделия, ИКТ – иллюстрация способов деятельности через презентацию, Интернет-технология – работа в сайте http :// stranamasterov . ru , модульное освоение информатики через предмет технологии, самоконтроль и самооценка деятельности.
Оборудование:
для учителя : образец целый и в деталях объемной аппликации «Цветок», полоски бумаги, картон, ножницы, клей, зубочистка, карандаши, салфетка, мультимедиа
для учащихся : цветной картон, бумажные полоски, клей, ножницы, зубочистка, клеенка, салфетка, подарочные визитки с адресом сайта.
Ход занятия
I Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжаем обучение, сотрудничая в группах. Давайте повторим главные правила сотрудничества.
– У вас в каждой группе есть контролёры, которые оценивают результат урока и психологи, которые отслеживают культуру общения в группе.
– А какие обязанности ещё есть в ваших группах и как называются эти роли?
(экологи, хозяйственники, командиры и лидеры)
Поскольку мы сегодня работаем в группах, то к концу урока каждая группа должна:
1. Осуществить свой проект.
2. Представить свой проект одноклассникам.
3. Дать название своей работе и обосновать его
Для этого каждая группа должна работать чётко и слаженно.
II Проверка готовности учащихся к уроку
– Давайте проведем проверку готовности к уроку. Проверять будем отгадывая кроссворд. Вы глазками следите, все ли необходимые инструменты и материалы лежат на рабочем столе?
Кроссворд
Толстая и очень твердая бумага. (картон)
Липкое вещество для плотного соединения чего-либо. (клей)
Черный Ивашка – деревянная рубашка, Где носом поведет, там заметку кладет. (карандаш)
Платок из ткани или бумаги для вытирания губ или рук после еды. (салфетка)
Длинная узкая ленточка из бумаги. (полоска)
Заостренная палочка для удаления остатков пищи, застрявших между зубов. (зубочистка)
– Прочтите ключевое слово: правила.
– С какими правилами мы знакомились на уроках трудового обучения? (с правилом рабочего человека и правила безопасности)
– Сегодня на уроке нам необходимо повторить правила безопасности с чем? (с клеем)
Повторение правил безопасности при работе с клеем :
Правила безопасности при работе с клеем
Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой.
Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой.
После работы клей плотно закройте, уберите.
Обязательно вымойте руки и кисточку.
– А какие правила рабочего человека?
Правила рабочего человека
Прежде чем начать работу приготовь свое рабочее место правильно.
Во время работы содержи свое место в порядке: где взял – туда и положи
Всегда думай, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.
Кончил работу, убери свое место быстро и аккуратно.
Работайте дружно.
III Введение в тему урока. Мотивация деятельности
Сообщение темы урока:
Слайд №1
– Сегодня на уроке, ребята, мы встретимся с уже хорошо известными вами видом работы с бумагой-аппликацией. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.
А что же квиллинг? (предположения детей)
- Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
2. Беседа - диалог «Знакомство с техникой квиллинг»
– Посмотрите на наши аппликации, их не погладишь рукой; они не плоские.
– А как вы думаете, почему эти аппликации я назвала «объемными»? (они выпуклые)
– Совершенно верно, ведь скрученная полоска наклеена лишь с одной стороны и имеет выпуклое строение. Квиллинг, т. е. техника кручения из бумажных полос возникла в корейских монастырях в середине века, практически сразу после того, как была изобретена бумага. Такая работа требует большого внимания и содержит в себе два очень мощных эффекта – развивающий и энергетический, поскольку в основе каждой детали композиции лежит спираль.
– Знаете ли вы, ребята, что такое спираль? (ответы)
– Спираль – это кривая, которая обходит вокруг точки удаляясь от нее все дальше и дальше. При скручивании такой спирали многие люди замечают, что с ними что-то происходит: они согреваются, у них поднимается настроение и появляется желание творить. И это не случайно. В природе такие закрученные спирали встречаются довольно часто.
Слайд №2,3,4
– Одной из самых больших спиралей является наша звездная система – Галактика , состоящая из миллиардов звезд, вселенная , космос , раковины у улиток, практически все, что нас окружает.
– Можете ли вы, ребята, привести примеры таких спиральных конструкций? (улитка, венчик, хвостик поросенка, болтик…)
Послушайте стихотворение И.Сурикова
Слайд№5
На лугу
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо.
Куда ни глянь, цветы вокруг,
Да по колено травы.
Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета.
Красивых, радужных цветов
На них разбросаны букеты.
Как вы думаете, что будет являться объектом нашей работы? (цветок)
Давайте посмотрим на фотографии, которые я нашла в Интернете.
Красиво? Правда? Эти поделки изготовили такие же детки, как вы.
А вам хочется самим сделать такую замечательную поделку?
Тогда приступаем…
IV Анализ изделия Слайд №6,7,8
– Взгляните на эти работы: бутоны, листики выполнены из скрученных полос, которым потом придается необходимая форма.
– Все заготовки для создания этих композиций – «капли», «шарики», «лепестки» – выполнены способом кручения.
– Техника бумагокручения выполняется при помощи специального шила – толстой иглы, вставленной в деревянную основу. Но это очень опасно и я предлагаю вам воспользоваться зубочисткой. (показ шила)
– Прежде чем приступить к работе, нам необходимо разогреть пальчики.
V Физминутка для пальцев рук «Колокольчик» Слайд №9
В прятки пальчики играют
И головки убирают,
Словно синие цветки,
Распускают лепестки.
Наверху качаются,
Низко наклоняются.
Колокольчик голубой
Повернулся к нам с тобой.
Пальчики вы не зевайте
И к работе приступайте.
VI Подготовка деталей : Слайды № 10-16
– Итак: наше рабочее место готово.
– Начнем знакомиться с новой техникой кручения с самой простой заготовки «шарик».
– берем в правую руку зубочистку, а в левую полоску бумаги. Кладем полоску на зубочистку под прямым углом и крутим ее вместе с зубочисткой. Пальцем придерживаем полоску, чтобы она не спадала. Рулончик должен быть ровным, и до конца его удобнее докручивать пальцами.
– А теперь, не выпуская рулончик из рук, слегка раздвигаем его, чтобы он стал более рыхлым и внутри была видна спиралька.
– Хвостик ленточки подклеиваем. У нас получился шарик.
– Как получить форму капли? Соединяем пальцами один край углом.
– Листья заготавливаются в форме «глаза». Зажимаем шарик с двух сторон.
Итак: мы научились делать детали. Я предлагаю выполнить аппликацию «Цветок» и все дальнейшие этапы работы я буду показывать по этой аппликации. Но вы, ребята, можете проявить свою фантазию и сделать свою аппликацию. Сейчас закройте глаза, для вас звучит музыка Чайковского « Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», представьте свой цветок, какие детали нужно заготовить, какого цвета, как украсить, как сделать так, чтобы ваша поделка была единственной и отличалась от других? Откройте глаза.
– Вопросы есть? Приступайте к работе. (самостоятельная работа)
– Я вижу многие уже справились с заданием. Давайте отдохнем.
VII Физминутка «Цветочная поляна» Слайд № 17
На полянку мы идем, а вокруг так хорошо!
Птицы весело поют, солнце светит ярко.
Свежий ветер пролетел, заиграл листвою.
Цветов прекрасных лепестки мы разглядим с тобою.
Если утро на рассвете солнцем тронет лепестки,
Их прекрасные соцветья приоткроют лепестки.
А как только ночь спустилась черным бархатным ковром,
Лепестки окутал он, нежной дремой долгий сон.
VIII Алгоритм выполнения работы. Работа в группах
Ну как, вам понятна техника изготовления?
– Есть вопросы?
– Приступайте к работе строго выполняя наш алгоритм.
Целевые обходы учителя :
Контроль организации рабочего места.
Контроль правильности выполнения приемов работы и соблюдение правил безопасности работы.
Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.
Контроль объема и качества выполнения работы.
I X Подведение итогов. Выставка работ
1. Выставка работ
– Несколько бумажных полос, немного терпения и умения вот перед вами очень интересные изделия. Ваше творческое отношение к делу, ваша фантазия позволили вам создать аппликации, непохожие друг на друга.
– А что скажут ребята? (обсуждение с объяснением)
Рефлексия. Самооценка
Какое чувство вы испытываете после завершения работы? Отчего?
А ещё приятнее дарить такие чудесные поделки своим близким.
А когда даришь что-то, как надо это делать?
Где же мы сегодня взяли информацию к нашему уроку? На каком сайте?
Я хочу вручить вам адрес этого чудесного сайта, и теперь вы можете вместе с родителями или самостоятельно заходить на него в Интернет и творить своими руками разные красивые вещи, чтобы дарить их друг другу и своим близким.
После изготовления всеми членами групп цветочной поляны, контролёры выставляют оценки в экран сотрудничества.
После изготовления мини-проекта, психологи оценивают культуру общения каждого ученика в группе. Учитель оценивает мини-проект. Ребята выявляют лидеров, подводят итог работы по ролям – как справился каждый член группы со своими обязанностями.
Подведение итогов проходит в форме защиты мини-проектов: название, основные идеи их сотворчества.
3. Итог урока. Заключительное слово учителя
– Цветы во все времена – символ любви, верности, памяти. Дарить красоту пожалуй, основная задача цветов. Конечно, имеют они и другие назначения. Многие из них лекарственные, из некоторых варят варенье, делают духи. И все-таки главное – это украшать жизнь человека. Стоит посмотреть на цветочную клумбу, как сразу улучшится настроение, и даже в пасмурный день погода не будет казаться столь ужасной. Леса, вольные степи, бескрайние поля и луга всегда украшали ландыши, тюльпаны, васильки и многие другие цветы. Жаль, что этих полевых, лесных, степных цветов с каждым годом становится все меньше. Люди вырубают леса, распахивают степи, и цветам негде расти.
Наша задача сберечь то, что осталось. Не рвите цветы, не топчите! Пусть они радуют людей еще многие века, ведь без них земля не будет такой красивой.
Стихотворение «Берегите природу»
На земле исчезают цветы, с каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых нам понятно было едва ли.
Беззаботно топтали мы их и безумно, безжалостно рвали.
В нас молчало безумное «стой». Нам казалось все мало и мало.
А потом в толчее городской мы охапки тащили устало.
И не ведали, как из под ног, молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек, безнадежно гвоздики глядели.
С целым миром спорить я готов, я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов и они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог, в горький час беды и неудачи
Видел я: цветы как люди, плачут и росу роняют на песок.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы –
Опустеют все поляны и не будет красоты!
Цель программы : создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Вовлекать учащихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ «Факел Социализма
средняя общеобразовательная школа»
Поспелихинского района
Мастер – класс
«Умелые ручки»
Некрылова Светлана Сергеевна
2015 г.
Пояснительная записка
Работа в кружке «Умелые руки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Работа в кружке спланирована так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы занятия расширяли и углубляли сведения по работе с соленым тестом, цветными нитками, бросовым материалом. Работа кружка организована с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Цель программы : создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности. Вовлекать учащихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность.
Задачи программы:
Обучающие: закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы; обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие : развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала; развитие образного мышления и воображения; создание условий к саморазвитию учащихся; развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира. Воспитательные: воспитание уважения к труду и людям труда; формирование чувства коллективизма; воспитание аккуратности; экологическое воспитание обучающихся; развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации .
Вовлекать учащихся в социально значимую деятельность, направленную на милосердие, благотворительность, развивать у них общественную активность;
Ожидаемые результаты : В результате обучения по данной программе учащиеся: – научатся различным приемам работы с бумагой, соленым тестом, цветными нитками, папье- маше; научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; будут создавать композиции с изделиями; разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; овладеют навыками культуры труда; улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков, оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий. Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Программа рассчитана на 7 занятий.
Программа направлена на развитие военно – патриотического воспитания. Занятия подобраны таким образом, чтобы дети могли вспомнить о подвигах русского народа в ВОВ. На занятиях дети научаться складывать журавликов в технике оригами, в течение всей смены ребята будут дарить друг другу журавликов за добрые дела. Ребята научаться делать из крепированной бумаги гвоздики, которые будут возложены к мемориалу Славы в дань памяти погибшим в ВОВ, а также в качестве подарка вдове ветерана ВОВ. Ребята будут учиться изготавливать кораблик из соленого теста и узнают о подвигах военно – морского флота в годы ВОВ. На последних занятиях ребята выполнят коллективную работу из шерстяных ниток панно «Победный май». На данном занятии ребята вспомнят о всероссийском главном празднике страны Великой Победе. Этот подарок предназначен для вдовы ветерана ВОВ Вербило Н.И.
Все занятия спланированы таким образом, чтобы ребята научились не только выполнять поделки из различного материала, но и помнили и гордились своей страной, подвигом своего народа.
Бумага (2 часа)
«Оригами - это удивительное, занимательное искусство, которое обладает притягивающей к себе силой. Понятие «Оригами» произошло из японского языка. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «Ори» переводится, как «сложенный», а «кама» - «бумага». На Русь Оригами пришло в 20 веке. Одним из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Ещё долгое время Оригами в России оставалось «детским искусством». Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались Оригами всерьёз. К их числу относят русского писателя Льва Толстого.
Виды бумаги, используемые на занятиях: цветная для аппликаций, для принтера, крепированная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, толщина, фактура поверхности, прочность. Выбор бумаги для изделий по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей. Экономное расходование бумаги по шаблону, по линейке. Изготовление изделий по рисунку, простейшей схеме.
Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаш простой, ножницы, кисточка для клея, шаблоны, подкладной лист. Приѐмы рационального и безопасного использования ножниц.
Основные технологические операции ручной обработки бумаги: разметка, резание ножницами, гофрирование, сгибание, скручивание, сборка и скрепление деталей (клеевое, ниточное, скотчем, проволокой).
Лепка (2 часа).
Лепка из соленого теста является одним из древних видов декоративно-прикладного искусства. Древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для религиозных ритуалов. В Германии и Скандинавии было принято изготавливать пасхальные и рождественские сувениры из соленого теста. Различные медальоны, венки, кольца и подковы вывешивались в проеме окон или крепились к дверям. Считалось, что эти украшения приносят хозяевам дома, который они украшают, удачу и благополучие. В Греции и Испании во время праздника в честь Богоматери на алтарь клали великолепные хлебные венки, украшенные пышными орнаментами. Даже в далеком Эквадоре мастера художественных промыслов делали изделия, раскрашенные яркими красками. У индейцев такие фигурки из теста раньше имели символический или мистический смысл. В Китае 17 века делали марионетки из теста. В странах Восточной Европы были популярны большие картины из теста. У славянских народов такие картины не раскрашивались и имели обычный для выпечки цвет, что считалось очень привлекательным. Тесто применялось для выполнения фигурок в народных сказаниях.
Бросовый материал. Яичная скорлупа (2 часа)
Мозаика из скорлупы - это необычная и оригинальная поделка из яичной скорлупы для детей. Такие поделки из яичной скорлупы очень просто сделать, но одновременно - и интересно. К тому же создание мозаики из скорлупы способствует развитию мелкой моторики рук у детей.
Мозаика – способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков всевозможных материалов. Помимо развлечения она благоприятно влияет на психическое развитие ребенка, несет в себе образовательную ценность, которая заключается в том, что ребенок учится создавать из маленьких разрозненных кусочков единое целое, картину. Ребенок создает, а не разрушает. А самое главное - происходит развитие мелкой моторики рук у ребенка.
При работе с мелкой яичной скорлупой активно развивается мелкая моторика рук, которая в свою очередь помогает развитию творческих способностей, воображения и образного мышления. А при наклеивании скорлупы на картон, происходит своеобразная пальчиковая гимнастика, благоприятно отражающаяся на здоровье ребенка. Не стоит забывать и о том, что ребенок начинает постигать красоту нашего мира, видя как из самых обычных вещей можно создать что-то необычное и красивое.
Нитки (1 час)
Одно из самых интересных и полезных времяпровождений - это рукоделие. Такие занятия очень полезны для детей: они развивают не только фантазию, но и пространственное мышление, глазомер, мелкую моторику и усидчивость. Кроме того, сближают ребят, создавая атмосферу душевной теплоты и даря бесценные моменты духовной близости.
Следующий вопрос - из чего создавать маленькие шедевры? Для детского творчества существует множество материалов. Но порой достаточно просто оглянуться вокруг и рассмотреть скрытые возможности в знакомых всем вещах.
Например, нитки. Они есть в каждом доме, без них не может обойтись ни одна хозяйка - то нужно пришить пуговицу, иногда заштопать небольшую дырочку, а может быть, связать или сшить одежду своими руками. Нитки могут быть натуральными, синтетическими и смешанными, толстыми или тонкими, есть нитки-резинки, силиконовые нити, пушистые нитки для вязания... Но почти всегда они воспринимаются как дополнительный материал, пригодный лишь для обработки ткани, а не как самостоятельный материал для творчества. И зря! С помощью фантазии и простых инструментов, можно превратить нитки в замечательные и полезные поделки - прекрасные цветы, веселых зверушек, изящные украшения интерьера. В ход пойдут шерстяные и хлопчатобумажные нитки для вязания, мулине и ирис, ну и, конечно, столь привычные нитки для шитья.
Тематическое планирование
п\п. | Дата | Тема занятия | Виды практической деятельности |
Работа с бумагой | |||
«Журавль – символ мира» (оригами) | Складывание бумаги |
||
«Красная гвоздика – цветок памяти» (крепированная бумага) | Складывание бумаги, вырезание по шаблону, склеивание деталей. |
||
Лепка | |||
3 – 4 | «Отважный кораблик» | Вырезание по шаблону. Раскатывание колбасок из теста. |
|
Работа с бросовым материалом | |||
5 – 6 | Панно «Цветы в вазе» (мозаика из ячной скорлупы) | Аппликация из яичной скорлупы |
|
Работа с нитками | |||
Панно «Памятный май» | Коллективная работа. |
Занятие 1.
Тема: «Журавль – символ мира».
Цель: учить складывать журавлика, машущего крыльями из базовой формы «Птица»
Оборудование: квадратные листы бумаги, ножницы, образец изделия, карты с поэтапной инструкцией.
Назначение: подарок другу
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Девиз наших занятий.
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно!
Ребята, а вы уже знакомы с искусством оригами?
А что же такое оригами? (это искусство складывания фигурок из бумаги.)
Родина оригами – Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в стране восходящего солнца много веков назад. А сейчас оригами уже известно во всём мире.
Какая геометрическая фигура используется для изготовления поделок в оригами? (Для изготовления поделок используется квадрат)
Молодцы!
Для того, чтобы поделка у нас получилась аккуратной и красивой нужно соблюдать следующие правила:
1. Работай старательно
2. Складывай на столе
3. Линию сгиба проводи аккуратно и с нажимом.
4. Всегда держи фигурку так, как держит ее воспитатель
5. Хочешь спросить – подними руку, не выкрикивай
6. Сделала правильно сам – помоги соседу
7. Соблюдай правила работы с ножницами
8. После работы убери за собой весь мусор.
Легенда о тысячи журавликов.
Птица с длинной шеей в Китае считалась символом удачи и долгой жизни. В Японии существует легенда о тысячи журавликов. Одна японская девочка Садако Сасаки во время ВОВ была тяжело больна. В больнице врач рассказал девочке о легенде про тысячу журавликов и что, если Садако сделает тысячную фигурку, она поправится. Согласно легенде, человек, сложивший тысячу бумажных журавликов, может загадать желание, которое обязательно исполнится. Садако мечтала о мире на земле и о том, чтобы поправиться. Девочка стала складывать журавликов из любых попадавших в ее руки кусочков бумаги. Но… она умерла, сделав 644 журавлика. Закончили работу ее друзья и Садако была похоронена вместе с тысячей бумажных журавликов. С тех пор, вдохновленные мужеством и силой воли маленькой девочки, японцы делают тысячу бумажных журавликов и преподносят тяжело больному близкому человеку, родственнику, другу. Часто подобная демонстрация любви действительно придает больному силы и помогает побороть недуг. А бумажный журавлик стал символом мира, надежды и веры в чудо.
И мы с вами научимся складывать таких журавликов на нашем занятии.
Физминутка.
Но сначала приготовим наши пальчики к работе.
«Веселая минутка»
Как живешь?
Вот так! (с настроением показать большой палец)
А плывешь?
Вот так! (любым стилем)
А бежишь?
Вот так! (согнув руки в локтях, притопнув поочередно ногами)
Машешь вслед?
Вот так! (помахать)
Утром спишь?
Вот так! (ручки под щечку)
А шалишь? (надуть щечки и хлопнуть по ним кулачками – тут уж никак не скажешь: «Вот так! »).
3. Практическая работа.
Работа по схемам (на выбор)
1. Возмите квадратный листок бумаги любого цвета и сложите по диагонали, затем по вертикали. Верхний треугольник расправьте в квадрат.
2. От открытого края квадрата сложите к середине правый и левый край. Переворачиваем, повторяем то же самое с другой стороны. Верхушку загибаем в любую сторону и хорошо продавливаем.
3. Готовую заготовку открываем и по сгибу делаем лодочку. Переворачиваем, повторяем то же самое с другой стороной.
4. Берем подвижную часть заготовки и сгибаем к середине. Переворачиваем, повторяем то же самое с другой стороной.
5. Загибаем получившиеся ножки по диагонали: одна часть будет голова и другая - хвост.
6. Разгибаем будущий хвост, раздвигайте его сбоку и согните по сгибу в середину. Аналогично проделайте и для головы.
7. Сделаем журавлику голову. Загибайте на определенной высоте, на какой вам нравится.
8. Осталось сделать брюшко журавлику. Мягко потяните за крылья в разные стороны.
Журавлик готов!
4. Рефлексия.
Какую поделку мы сделали? (журавлика)
Что означает символ журавлика? (Символ надежды, мира и веры в чудо)
Вы, ребята, тоже должны жить в мире, помогать друг другу, любить и беречь близких и родных.
Сегодня из легенды вы узнали, если сложить из бумаги тысячу журавликов – исполнится ваше желание. Некоторые люди так и делают.
Но в чем же секрет?
А секрет в том, что фигурки складывать не себе, а нужно дарить их окружающим и тогда в ответ получишь тысячу улыбок. Поэтому своих журавликов подарите тому, от кого хотите получить улыбку в ответ!
Литература:
1. Интернет источник: origamka.ru
Занятие 2.
Тема: «Красная гвоздика – цветок памяти».
Цель: изготовление гвоздик из крепированной бумаги.
-
развивать индивидуальные творческие способности, художественный вкус;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность в работе;
- воспитывать внимание и заботу к прошлому;
Оборудование: ножницы с прямыми лезвиями, ножницы с фигурными лезвиями, карандаш, линейка, шаблон круг диаметром 5 см, двухсторонний скотч, клей карандаш, красная и зеленая крепированная бумага, георгиевская ленточка, проволока.
Назначение: возложение цветов на мемориал Славы. Подарок вдове ветерана ВОВ Вербило Н.И.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно!
2. Объяснение нового материала.
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
Совсем недавно наша страна отмечала великий праздник День Победы.
И сегодняшнее занятие будет посвящено этому празднику.
Красная гвоздика - это цветок солдата-победителя, цветок памяти и восхищения.
Историю Великой Победы должны помнить потомки тех, кто в те страшные годы войны защищал свою Родину и ценой своей жизни подарил нам с вами мирное небо над головой.
- Я предлагаю сейчас вместе со мной в дань памяти погибшим во время Великой Отечественной войны изготовить гвоздики, которые будут возложены к мемориалу Славы. Мы с вами сходим к вдове ветерана ВОВ Вербило Нине Ивановне и подарим ей букет гвоздик.
Из какого материала сделаны гвоздики?
Чем крепированная бумага отличается от цветной?
Из каких деталей состоит гвоздика?
Что нам понадобится для выполнения гвоздик?
6. Практическая работа.
1. Отрезаем от красной крепированной бумаги полоску шириной 6 см и складываем ее гармошкой. Обводим круг диаметром 5 см.
Для трех гвоздик нам понадобится 6 кружков. Вырезаем кружки фигурными ножницами.
2. Формируем цветок. Складываем кружок пополам и загибаем боковые края к центру. Вот так выглядят лепестки гвоздики.
3. Берем тонкую проволоку и с помощью двустороннего скотча закрепляем ее на ровной стороне лепестка.
4. Снимаем верхнюю часть скотча и приклеиваем вторую часть лепестка, чтобы стебель оказался в центре.
5. Отрезаем узкую полоску, примерно 1,5 см, от зеленой крепированной бумаги и смазав край клеем кладем на основание цветка. вращая стебель цветка двумя пальцами, аккуратно обвернём ее зеленой бумагой.
6. Отрезаем еще одну зеленую узкую полоску длиной 10 см, складываем ее пополам и вырезаем треугольник.
7. Смазываем клеем кончик листика, приклеиваем к стеблю, слегка обернув листок вокруг стебля. Приклеиваем второй листик. Цветок готов.
Повторяем процесс. Сделаем еще два цветка. Пальцами аккуратно расправьте лепестки, сделав их более пышными и придав нужную форму. Точно также можно придать форму листикам.
8. Перевязываем цветы георгиевской ленточкой. Такой маленький букетик можно подарить ветеранам на День Победы, но мы с вами возложим эти цветы к мемориалу Славы.
7. Рефлексия.
Как можно использовать данное изделие?
Кто испытывал трудности в выполнении гвоздик?
Что помогло сделать красиво букет?
Спасибо за работу.
Литература:
1. Журнал «Делаем сами» № 1 – 24, 2010 г.
2. Интернет источник kladraz.ru (работа с бумагой)
3. Интернет источник www.maam.ru
Занятие 3 – 4.
Тема: «Отважный кораблик».
Цель:
Познакомить с техникой тестопластики;
Изготовление сувенира своими руками.
Оборудование: готовое соленое тесто разного цвета, доска для пластилина, гуашь, шаблоны кораблика, камушки, стек, кисть, лак для декоративных работ
Назначение: готовое изделие может служить украшением интерьера или подарком.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Давайте повторим девиз нашего занятия.
Вместе не трудно,
Вместе не тесно,
Вместе легко
И всегда интересно!
2. Объяснение нового материала.
Отгадайте загадку.
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет. (Корабль)
С древних времен корабли использовались для перевозки людей и грузов через моря и океаны . Даже в современном мире при наличии авиации и космонавтики корабли, как и ранее, остаются важнейшим транспортным средством для пассажирских перевозок и поддержания торговли. Кроме грузовых и пассажирских судов, всегда были необходимы также и военные корабли для обеспечения безопасности морских торговых путей.
Корабли используются в различных областях человеческой деятельности: в торговле, военных действиях, перемещении людей, научных исследованиях, туризме и отдыхе, спасательных операциях, рыболовстве и даже сельском хозяйстве.
Сегодня мы с вами изготовим кораблик.
3. Анализ конструкций образца.
Из какого материала сделан кораблик?
Какими свойствами обладает соленое тесто?
4. Предварительная подготовка к практической работе.
(Рассматриваются этапы выполнения работы в виде слайд – презентации).
Что нам понадобится для выполнения данного изделия?
Какой инструмент будем использовать?
5. Повторение правил безопасности.
– Вспомним правила безопасной работы.
– Всегда соблюдай порядок на рабочем месте.
– Не оставляй ножницы на парте раскрытыми.
– Правильно передавай ножницы.
6. Практическая работа.
(Во время работы играет музыка)
Чтобы у нас получился такой же красивый кораблик, мы сделаем небольшое упражнение.
Пальчиковая гимнастика "Кораблик".
По реке плывет кораблик, он плывет издалека,
(ладони соединить лодочкой, выполнять волнообразные движения).
На кораблике четыре, очень храбрых моряка.
(Показать одновременно по 4 пальца на каждой руке).
У них ушки на макушке.
(сложить обе ладони на макушке).
У них длинные хвосты.
(пальцы рук сложить в щепотку и развести в стороны).
И страшны им только кошки, только кошки да коты.
(растопыренными пальцами обеих рук совершать царапающие движения).
1. Нарисуем кораблик, который мы хотим изготовить. Готовим необходимые шаблоны. Вырезаем.
2. Мы будем использовать в работе цветное тесто. Раскатываем тесто морской волны, прикладываем шаблон и при помощи стека вырезаем круг.
Получили основу, на которой будет наш кораблик.
3. Раскатываем тесто, прикладываем шаблон кораблика и вырезаем. Готовую деталь приклеиваем при помощи воды к основе. Стеком делаем полоски на палубе корабля.
4. Раскатываем тесто оранжевого цвета, прикладываем шаблон паруса и вырезаем. Приклеиваем к основе.
5. Делаем флажок. Сначала раскатываем тонкую колбаску и приклеиваем на паруса, разделяя их.
6. Раскатываем тесто, прикладываем шаблон флага, вырезаем. Приклеиваем на основу.
7. По краю основы располагаем камушки, немного вдавливаем их тесто.
8. Приступаем к изготовлению штурвала. Раскатываем тонкую колбаску, приклеиваем к кораблю, а теперь скатаем тесто в шарики и приклеим к штурвалу.
9. Делаем окошки, скатываем три шарика, немного их придавим, добавляем волну.
10. Ждем, когда все подсохнет. Раскрашиваем необходимые детали.
11. Покрываем лаком.
12. Приклеиваем ленточку, получается морская подвеска, которая украсит любой интерьер. Эту подвеску можно кому – нибудь подарить.
7. Проверка и выставка работ.
(Дети ставят свои поделки на выставку)
Ребята, у вас получились очень красивые кораблики.
8. Рефлексия.
- С каким материалом мы работали с вами?
Что нам помогло правильно выполнить это изделие? (внимание, старание)
Вы были очень старательными и аккуратными.
Спасибо за работу.
9. Уборка своего рабочего места.
Своё место убери,
И весь мусор подбери.
Инструменты материал,
Ты в порядок приведи.
Литература:
1. Горичева B.C., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003
2. Данкевич Е. В. Лепим из соленого теста. - СПБ: Изд. Дом. «Кристалл», 2001.
3. Интернет источник www.maam.ru
Занятие 5 – 6.
Тема: Панно «Цветы в вазе».
Цель: Создание панно в технике «мозаика» с использованием окрашенной яичной скорлупы.
Материалы и инструменты: яичная скорлупа, лист картона формата А4, пластилин, клей ПВА, трубочки для напитков, нити, бумажная или тканевая салфетка, простой карандаш, зеленый фломастер, ножницы.
Назначение: украшение интерьера в качестве подарка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
Сегодня мы попробуем создать панно?
Кто знает, что такое панно? Это украшение для стены, которое может быть выполнено из разных материалов. (Показ слайдов со всевозможными вариантами панно).
Да, а мы будем сегодня использовать яичную скорлупу, для изготовления панно в технике «мозаика». (Показ слайдов презентации.)
А вот что мы будем делать, вы узнаете, сложив мою рассыпавшуюся мозаику. (Дети на парте собирают разрезную картинку с изображением цветов).
3. Практическая работа.
1. Возьмите лист картона. Сделайте на лицевой стороне карандашный карандашный рисунок вашей мозаики.
2. Заполним каждый участок рисунка пластилином, размазывая его тонким слоем по поверхности картона. Вазу можно также заполнить пластилином, но мы используем клей для ее украшения. Стебельки цветов можно прорисовать зеленым фломастером, а можно пластилином.
3. Начинаем приклеивать кусочки скорлупы к пластилину, сильно придавливая их.
Физминутка.
Устали? Давайте отдохнем.
Наши алые цветки распускают лепестки
(дети медленно разгибают пальцы из кулачков)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет
(дети покачивают кистями рук вправо-влево)
Наши алые цветки закрывают лепестки
(дети медленно сжимают пальцы в кулаки)
Головой качают, тихо засыпают
(дети покачивают кулачками вперед-назад)
Продолжим работу.
4. С помощью бумажной или тканевой салфетки (чтобы не поранить пальцы) измельчаем кусочки скорлупы разных цветов – эта крошка понадобится для украшения вазы.
5. Изображение вазы можно полностью намазать клеем, а можно прорисовать какой – либо узор.
6. Аккуратно, чтобы не смазать узор, присыпаем его измельченной скорлупой.
7. Даем клею немного высохнуть. Ссыпаем не приклеившуюся скорлупу. Ваза готова.
8. Пока клей высыхает, связываем трубочки между собой ниткой так, чтобы получилась рамка. Отрезаем, если есть необходимость, слишком длинные концы трубочек.
9. Намазываем клеем получившуюся рамку.
10. Приклеиваем рамку к поверхности картона, склеиваем половинки картона между собой. Можно украсить панно бабочкой или чем – то еще. Готов оригинальный подарок или украшение интерьера.
4. Рефлексия.
С какой новой техникой вы познакомились на уроке? (Аппликация из яичной скорлупы)
Что особенно понравилось?
Кто доволен сегодня своей работой?
Спасибо за работу.
Литература:
1. Интернет
Пояснительная записка
Кружка «Умелые ручки» ориентирован на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер.
Кружковая программа «Умелые ручки» относится к художественно-эстетической направленности.
Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся сразу нескольким основным техникам: работе с бумагой, с природным материалом, с солёным тестом, с пластилином, со спичками. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания поделки практически из любого материала. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся церемониалу дарения.
Актуальность кружка обусловлена тем, что в современных условиях, далеко не все черты социальной жизни безусловно позитивны, и присвоение их подрастающим поколениям, становится педагогической проблемой, так как дети усваивают не только положительные качества взрослых. В возможности получить этот необходимый опыт и состоит уникальное значение кружка «Умелые ручки».
При этом следует учитывать, что программа направлена на:
Создание условий для развития ребенка;
Ознакомление с технологическими операциями, при помощи которых можно сделать поделки из различных материалов;
Участие в создании коллективных композиций, сюжетно и идейно связанных с определенными событиями, темами;
Изучение этикета, этики поведения в ситуациях дарения и принятия подарка;
Развитие мотиваций к познанию и творчеству;
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
Укрепление психического и физического здоровья.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений и знаний, приобретаемых в кружке «Умелые ручки», ребенок укрепляет свою социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам, причем так, что это доставляет радость и другим.
Одна из интереснейших форм стимулирования детей к занятиям- организация выставок.
Применяются такие формы занятий как: беседа, лекция, игра, групповые и комбинированные занятия, конкурс. Оценка результатов занятий по данной программе кружка осуществляется по ходу занятий с участием самих детей и включают в себя критерии (мотивационно-личностный, деятельностно-практический) и соответствующие показатели. Итоги работы проводятся в форме выставки.
В структуру программы входят два образовательных блока. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение и формирование деятельности практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать поделки из различных материалов.
При реализации программы используются различные методы:
Словесные- лекции, беседы, викторины;
Наглядные- просмотр репродукций, фото-сюжетов, образцов изделий;
Практические- изготовление наглядных пособий. Образцов и макетов изделий.
Программа кружка предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Информационной(умение анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
Коммуникативной(умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
Самоорганизационной(умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
Самообразовательной(готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Цель программы - воспитывать интерес и любовь к ручному творчеству, вовлекать детей в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов
Задачи кружка:
Научить детей основным техникам изготовления поделок;
Развить у детей внимание к их творческим способностям и закрепить его в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
Содействовать решению задач эстетического воспитания, развития, воображения, художественного вкуса через понимание прекрасного;
Воспитывать красоту внутреннего мира ребёнка через творчество;
Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к окружающим, самостоятельность и аккуратность;
Обучить детей специфике технологии изготовления поделок с учетом возможностей материалов;
Необходимо учитывать особенности детской психологии, а именно неустойчивость интересов учащихся. Для этого нужно использовать разнообразные формы занятий и включать в их содержание интересные занимательные сведения и факты.
Для проведения занятий необходимо постоянное помещение, оборудованное школьной доской, с креплениями для демонстрации наглядных пособий. Желательно использовать технические средства обучения, методическую литературу.
Предполагаемый результат.
В плане формирования личностных качеств детей - это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.
Диагностика результатов.
О разнообразии и красоте окружающего мира;
О смысловом значении слов;
О влиянии творчества на физическое и духовное здоровье человека;
Влияние красоты на развитие внутреннего мира человека;
Что в основе деятельности человека лежит творчество;
О том, что добрые поступки делают человека лучше.
Выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок;
Творить красоту.
В программе кружка уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.
Работа в кружке направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.
Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.
В разделе «Работа с природными материалами» кружковцы знакомятся с разновидностями природных материалов, основными приемами работы с нетрадиционными природными материалами — это манка, опилки, яичная скорлупа.
«Поделки из солёного теста» требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с солёным тестом вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно составлять творческую композицию.
В разделе «Работа с пластилином» кружковцы знакомятся с различными приёмами создания панно из пластилина, учатся выбирать более гармоничное цветовое решение для своей творческой работы.
«Поделки из спичек» предполагают высокую концентрацию терпения, усидчивости, аккуратности. Ребята учатся основному приёму составления панно из спичек. Данный вид творчества способствует развитию точности и глазомера в работе.
Работа с бумагой (2часа)
Теория - первоначальные сведения о свойствах бумаги, технология изготовления рельефных и объёмных форм. Практика - изготовление поделок в технике оригами и объёмных форм.
Работа с природными материалами (6часа)
Теория - первоначальные сведения о материалах растительного происхождения. Практика - изготовление поделок из манки, опилок, яичной скорлупы.
Работа с солёным тестом (3 часа)
Теория- знакомство с рецептом и способом замеса солёного теста, с его свойствами. Практика- изготовление творческой работы в технике вытягивания, выдавливания, накладывания деталей.
Работа с пластилином(2 часа)
Теория- знакомство со свойствами пластилина и разными техниками выполнения творческих работ. Практика- изготовление творческой работы в технике «шарики».
Работа с бросовым материалом (2часа)
Теория- знакомство с разными техниками работы из бросовых материалов. Практика- изготовление работ из бросовых материалов.
Работа с тканью. (2 часа).
Теория- знакомство с разными свойствами ткани. Изготовление броши из ткани.
Структура занятий кружка.
Занятие кружка рассчитаны на работу с детьми двух возрастных категорий
- Дошкольники
- Младшие школьники
Занятие проводятся по субботам, один-два раза в месяц. Продолжительность занятий 30-35 минут. Общее количество занятий в течении месяцев- 15.
План работы на год
Сентябрь
Тема: Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий.
Познакомить детей с историей возникновения оригами.
Цель: Познакомить детей с новым способом изготовления цветов в стиле оригами.
Цель: Закрепить представления об аппликации, продолжить знакомство с понятием «симметрия»
Октябрь
Тема: Работа с манной крупой. Творческая работа «Бабочка- красавица»
Цель: Удовлетворить детскую потребность в создании чего-то нового, в исследовании свойств и возможностей нетрадиционного материала.
Тема: Работа с яичной скорлупой «Мухомор»
Цель: Научить учащихся выполнять мозаику из яичной скорлупы, развивать речь, мелкую моторику пальцев, творческое воображение.
Ноябрь
Тема: Изготовление из природных материалов «Букет»
Цель: Учить детей видеть и понимать красоту всех цветов и трав, объяснить им. Что не бывает цветов некрасивых, каждый красив по -своему.
Тема: Изготовление подделки из цветной бумаги «Грибной Ёжик»
Цель: Учить детей видеть в сосновой и еловой шишке фигурки различных животных (например, ёжика), дополнять природный материал необходимыми деталями для получения задуманного образца.
Декабрь
Тема: «Как приготовить солёное тесто. Его особенности»
Цель: Развивать мелкую моторику рук, точность тонких движений, умение регулировать силу нажима, укреплять мускулатуру кистей рук.
Тема: Изготовление подделки из солёного теста «Снеговик»
Цель: Познакомить детей с новой техникой- лепка из солёного теста, развитие моторики.
Тема: Изготовление новогодних подделок к Новому году «Новогодние игрушки».
Цель: Вызвать интерес в данному вида творчества, изготовление панно своими руками.
Тема: «Оформление панно фигурами из солёного теста» «Подсолнухи»
Цель: Изготовить панно в технике «Солёное тесто».
Февраль
Тема: «Работа с пластилиновым шариком. Творческая работа.»
Цель: Пластилин имеет свойства мяться, скатываться, расплющиваться, рваться, приобретать разную степень мягкости в зависимости от температуры. Скатывать шарик из пластилина сложнее, чем из теста.
Цель: Закреплять навыки симметричного вырезания деталей из цветной бумаги, скручивание шариков, используя вату.
Тема: Изготовление подделок из бросового материала «Весёлый клоун»
Цель: Познакомить детей с профессией клоун. Закрепить знания о бросовым материалом.
Тема: Изготовление подделки из бросового материала «Чудо-человечки»
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Цель: Развитие патриотического чувства.
Перспективный план работы кружка «Умелые ручки»
Сентябрь
Практика |
|||
Вводное занятие. Техника безопасности во время занятий |
Теория о свойствах бумаги. |
Показ иллюстраций где применяется |
|
Тема: Изготовление цветов из оригами «Хризантемы» |
Показ и рассказ о цветах. |
Показ иллюстраций, выполнение творческой работы. |
|
Тема: Аппликация из цветной бумаги «Пальмы» |
Прослушивание песни Чунга-чанга. |
Показ и выполнение работы. |
Вводное занятие. Как приготовить солёное тесто. Его особенности. Изготовление подделок из солёного теста «Снеговик» |
Знакомство с рецептом и способом замес солёного теста, с его свойствами. Показ приготовления солёного теста. Показ правильного выполнения фигур из солёного теста. |
Изготовление творческой работы в технике вытягивания, выдавливания, накладывание деталей. Выполнения приготовления солёного теста. |
|
Изготовление новогодних подделок к Новому году «Новогодние игрушки». |
Показ правильного выполнения фигур из солёного теста новогодних игрушек. |
Изготовление фигур из солёного теста. |
Литература
А.М. Гусакова «Рукоделие в начальных классах»
Г.И. Перевертень «Самоделки из разных материалов»
Т.А. Чернуха «Твоя маленькая мастерская»
Ф.П. «Фименко «Поделки из природных материалов»
Н.П. Николенко «Композиции из цветов»
Пояснительная записка
«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но, верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал необходимо раскрыть! » А. С. Галанов
Проблема развития детского художественного творчества приобретает все большое значение. Детское творчество реализуется в разных видах художественной деятельности, и дело воспитателей создать все условия для приобщения ребенка к различным видам художественной практики. Ручной труд для ребенка привлекателен, поскольку он удовлетворяет их стремление к самостоятельности, самоконтролю и развитию творческих способностей. В процессе создания поделок формируется настойчивость, старательность, целеустремленность. Детям становится понятна связь между действием и полученным результатом.
Труд - это целенаправленная деятельность, выполняемая в соответствии с определенными правилами и завершающаяся достижением намеченной цели. Посредством трудовой деятельности углубляются знания детей о свойствах, качествах, возможностях использования различных материалов (бумаги, картона, ниток, природных материалов и др.) . Ребенка нельзя научить трудиться никаким другим способом, кроме как участием в труде. Это расширяет кругозор дошкольников, развивает эстетический вкус, эмоции, ощущения, формирует навыки контроля. Самоконтроль позволяет ребенку на основе поставленной цели, анализа образца, намеченного плана следить за своими действиями, результатами, видеть свои ошибки и исправлять их. Контроль формируется у ребенка лишь в деятельности, в процессе которой он поставлен перед необходимостью проверять результаты своей работы, контролировать способы действия по ходу выполнения задания. Развитие самоконтроля приводит к ликвидации детской механической подражательности, к улучшению качества выполнения работы.
Особенностью работы воспитателя по развитию детского художественного творчества является целенаправленное руководство творческим развитием детей. Первое, на что следует обратить внимание на то, что никто, кроме ребенка не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Творческие задания носят открытый характер, не имеют одного правильного ответа: ответов столько, сколько детей их выполняют. Роль педагога - понять и принять разнообразные решения.
Работа в кружке «Умелые ручки » - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность , которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка «Умелые ручки » рассчитана на детей 5-6, 6-7 лет. Программой предусматривается годовая нагрузка в количестве 28 тематических занятий. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут, всего 56 занятия за учебный год. Практические занятия составляют большую часть программы.
Количество детей: 2 группы по 10 человек.
Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ.
Цель программы - Развивать самостоятельность, творчество, индивидуальность детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формировать художественное мышление и нравственные черты личности, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.
Задачи программы
Обучающие:
- закрепление и расширение знаний и умений, полученных на НОД художественному творчеству, ознакомлением с окружающим миром, чтением художественной литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения;
- создание условий к саморазвитию дошкольников;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
- воспитание уважения к труду и людям труда;
- формирование чувства коллективизма;
- воспитание аккуратности;
- экологическое воспитание детей;
- развитие любви к природе.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Ведущая идея данной программы - создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы , лежащие в основе программы:
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов дошкольников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
- наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный - дошкольники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский - самостоятельная творческая работа дошкольников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный - одновременная работа со всеми детьми;
- индивидуально - фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой - организация работы в группах;
- индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе дошкольников:
Научатся различным приемам работы с бумагой, пластилином, природным материалом, фольгой, цветными нитками, тканью;
Научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий;
Научатся планировать порядок рабочих операций, контролировать свою работу;
Будут создавать композиции с изделиями;
Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
Овладеют навыками культуры труда;
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Участие в выставках детских творческих работ, конкурсах в ДОУ.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.
Программа рассчитана на 1 год.
- 1 . Работа с природным материалом (3 занятия)
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
- 2 . Работа с бумагой и картоном (5 занятий)
Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.
- Работа с тканью (5 занятий)
Виды работ с шаблонами, тканью, цветовосприятие, составление композиций.
4.Изготовление поделок из бросового материала (8 занятий)
Выкладывание и обклеивание разных коробочек, спичечных коробков и изготовление различных поделок, игрушек.
- Работа цветными нитками (3 занятия)
Развитие навыков работы с мелко нарезанными нитками.
- Работа с пластилином (7 занятий)
Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Развивать любознательность, расширять кругозор.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Тема и задачи занятия |
Материал, способы работы |
||
«Березка» Цель. Научить детей лепить березу, передавая ее особенности. Развивать интерес к природе, наблюдательность. |
Пластилин, барельеф. |
||
«Волшебные листья» Цель. Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей создавать композиции из бумажных заготовок. |
|||
3 |
Цель. Учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шёрстки». Развивать технические навыки |
Аппликация из резаных ниток |
|
4 |
«Забавный натюрморт» Цель. Развивать у детей воображение, закреплять знания о натюрморте, умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами. |
Аппликация из ткани |
|
1 |
Цель. Научить изображать ежика с помощью трафарета, пластилина, семечек подсолнуха. Воспитывать любовь к животным. |
Пластилинография, аппликация из семян. |
|
«Лошадка» Цель. Учить составлять фигуру из спичечных коробков, развивать аккуратность, воображение, закреплять умение пользоваться ножницами. |
Спичечные коробки, бумага. |
||
«Бусы для мамы» Цель. Учить нанизывать бусины на нитку. Развивать мелкую моторику рук, творческую фантазию. |
Моделирование из фольги. |
||
1 |
«Снегири на ветке» Цель: продолжать учить выклеивать силуэт мелко нарезанными нитями, передавая эффект «перьев». |
Аппликация из резаных ниток, бумажных шариков. |
|
«Снежинка» Цель. Учить детей складывать поделку из бумаги способом оригами. Развивать мелкую моторику рук. |
|||
3 |
«Новогодняя елка» |
Аппликация из ткани. |
|
4 |
«Дед Мороз» Цель: Развивать воображение, закреплять умение работать с ножницами и клеем. |
Аппликация из бумаги, ватных шариков. |
|
1 |
«Зимний лес» Цель. Развивать у детей творческие способности, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами. |
Аппликация из ткани. |
|
«Снеговик» (Коллективная работа) Цель: Развивать воображение, фантазию, мелкую моторику, воспитывать аккуратность. |
Аппликация из ватных шариков. |
||
3 |
«Белый медведь и пингвин» |
Бросовый материал, бумага |
|
Цель: учить закреплять семена на основе из пластилина, создавать композицию. Развивать воображение, творчество. |
Пластилинография, аппликация из семян |
||
2 |
«Птица счастья» Цель. Развивать у детей воображение, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами. |
Аппликация из ткани |
|
Цель: учить соединять детали способом склеивания, создавать композицию. Развивать конструктивные способности. |
Спичечные коробки, бумага |
||
1 |
«Букет для мамы» Цель. Развивать у детей воображение, закреплять умение композиционно правильно располагать предметы, закреплять навыки работы с шаблонами, тканью и ножницами. |
Аппликация из ткани. |
|
2 |
«Скворцы прилетели» Цель: продолжать учить выполнять аппликацию с помощью шаблонов. Дополнять необходимыми деталями. |
Аппликация из бумажных кругов. |
|
3 |
Цель. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать фантазию. |
Пластилинография, барельеф. |
|
«Волшебная тарелочка» Цель. Учить работать в технике декупаж, развивать воображение, аккуратность. |
|||
«Ракета» Цель. Закреплять умение работать с бумагой, ножницами, клеем. Развивать творческую фантазию, аккуратность. |
Бросовый материал, бумага, картон. |
||
«Космос» Цель. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Развивать любознательность, расширять кругозор. |
Пластилинография, барельеф. |
||
«Открытка ко Дню города» Цель: Вызвать желание поздравить родной город с Днем рождения, закреплять навыки работы с картоном, клеем, ножницами. |
|||
1 |
«Жостовский поднос» Цель. Познакомить с народным творчеством. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. |
Пластилинография, барельеф. |
|
«Морской пейзаж» Цель. Закреплять умение наносить на бумагу пластилин, составлять сюжетную композицию. Учить наносить пластилин небольшими кусочками, подбирая цветовую гамму. Развивать любознательность, расширять кругозор. |
Пластилинография, барельеф. |
||
3 |
«Яблонька» Цель: Закреплять умение работать с бумагой, ножницами, клеем. Развивать творческую фантазию, аккуратность. |
Мозаичная аппликация. |
|
4 |
Цель. Развивать воображение, закреплять умение работать с бумагой, ножницами и клеем. Закреплять умение композиционно правильно располагать готовые элементы. |
Аппликация из бумаги. |
ЛИТЕРАТУРА
- «Аппликация в детском саду» А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева
- «Конструирование и художественный труд в детском саду» Л.В.Куцакова
- «Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет» Пискулина С.С.
- «Развитие художественных способностей дошкольников» Комарова Т.С.
- «Пластилиновая картина» Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А.
- «Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество» Под ред. А.А.Грибовской.
- «Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, соленого теста» Лыкова И.А.
- «Обучение технике оригами» Кирсанова С.В.
- «Аппликация семенами» Коваленко З.Д.
- «Поделки из спичечных коробков» Давыдова Г.Н.
- «Времена года. Мастерим и играем» Белошистая А.В., Жукова О.Г.