Работа с родителями народные промыслы. Тема недели: Народные промыслы
Проектная деятельность в старшей группе
Народная игрушка - носитель информации
и средство воспитания.
«Народная игрушка является
Неисчерпаемым источником мудрой
и творческой педагогики».
(Е.А. Флерина - педагог, специалист в области дошк. воспитания)
Тема: «Народные промыслы, игрушки».
Актуальность проекта. Игрушка - это часть культуры народа. Она возникла давно вместе с человеческим обществом. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка. Поэтому, мастера-игрушечники вкладывают в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Интерес к игрушке у детей дошкольного возраста устойчивый.
Народная игрушка имеет огромное значение в воспитании всесторонне развитого человека. Народная игрушка самобытна, интересна. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: краткосрочный;
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Дата проведения: 3 неделя марта (14.03.2016-18.03.2016)
Цель проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народными промыслами, игрушками.
Задачи . - Познакомить детей с народными промыслами, с прекрасными творениями народных умельцев дымковских, городецких игрушек, видами русской матрёшки.
Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
Развивать навыки художественного творчества детей;
Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
Ресурсное обеспечение: конспекты занятий, материал для творчества, фотоальбом «Народные промыслы России», презентации «Русская изба», «Богородская игрушка».
Ожидаемые результаты:
У детей проявляется заинтересовать к русскому народному промыслу, народным игрушкам.
У детей сформированы представления о традициях, культуре народа.
Развиты творческое воображения, творческое мышление.
Устойчивое желание играть с народной игрушкой
Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;
Этапы проведения проекта
Подготовительный этап - сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.
Основной - познавательный, практический. Проведение тематических занятий.
Изготовление народных игрушек, поделок, рисунков.
Заключительный - презентация проекта.
Подготовительный этап выставки совместных игрушек из природного материала родителей и детей.
Анализ результативности анкетирования родителей.
Презентация проекта.
Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
Основной этап
Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
Экскурсия в «Русскую избу» (просмотр видео)
Выставка детских рисунков по мотивам народных росписей, «Народные игрушки своими руками».
Рассматривание альбомов, игры с народными игрушками.
Слушание русской народной музыки и песен.
Заучивание стихов, загадок о народных промыслах.
Заключительный этап
1.Выставка совместных работ детей и родителей из прородного материала
- Выставка детских работ
3.Анализ результатов анкетирования.
(на примере дымковской игрушки)
Воспитатель: Лапина Евгения Игоревна
Эстетическое воспитание в детском саду - это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу - дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Народное прикладное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают обычаи и нравы своего народа.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Ласково и нежно называют эту игрушку - дымка. Все игрушки очень весёлые, жизнерадостные и выполнены порой с большим юмором.
Знаете ли вы, что является родиной этой знаменитой игрушки? Это заречная часть города Кирова. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно село Дымково.
Возле Вятки самой
Дымково - посёлок.
Окаймлён лугами
Уголок весёлый.
Лет ему за двести,
Триста ль маловато
Собирались вместе
Мужики когда - то.
Основание слободы относится ко времени царствования Ивана III, который стремясь ослабить непокорных ему устюжан, расселял их в наиболее глухие места. Тогда и была переведена Дымковская слобода из Великого Устюга к городу Хлынову на реке Вятке. Переселившись, устюжане перенесли сюда название своей слободы - «Дымково».
Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, село всё будто в дыму, в дымке.
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо - сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно - расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой. Казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Здесь в старину и зародилась эта игрушка.
И пошла о «Дымке» слава,
Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду,
Удивительное чудо!
Вокруг Дымковской слободы в оврагах много красной глины, её и берут для изготовления игрушек. Мнут мастера комок глины руками, глина согревается в ладонях, и появляются удивительные фигурки птиц, животных, барышень.
Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну - ка за работу чудо - мастера!
Я слеплю лошадку, я её поглажу
И седельце с бархатом на спине прилажу.
Слепим, высушим - и в печь! А потом распишем.
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи - не калачи, а в печи - не куличи,
Не пышки, не ватрушки, а в печи - игрушки!
Не кастрюли, чугуны - а лошадок табуны.
Остывшие фигурки покрывают белым мелом и украшают узорами.
Если посмотреть на узор на дымковских игрушках, он необычайно прост: полоски, клеточки, прямые и волнистые линии, кружочки, кольца, точки - горошины… Зато краски яркие: красные, зелёные, жёлтые, синие, оранжевые, т. е. радужные. Обращаю ваше внимание, что основа росписи - круги, на которых расположены мелкие элементы.
Дешёвые глиняные игрушки в основном изготавливались в осенне - зимний период и в начале весны, когда велась длительная подготовка к большой ярмарке «Свистунье».
Знакомство детей с различными видами народного декоративно - прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.
Начинать работу лучше всего с ознакомления с дымковской игрушки, так как именно она разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка. Дымковские глиняные игрушки привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью. Они просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника. Организация занятий по декоративному рисованию дымковской игрушки даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника - декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира. .
Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:
- Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду творчества.
- Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.
- Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи.
- Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
Работу по обучению детей рисованию дымковским узором необходимо проводить в следующей последовательности:
- Познакомить детей с дымковской игрушкой.
- Сформировать у детей навыки рисования дымковских узоров.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребёнка, его взглядах, интересах, желаниях.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
«Получить в детстве начало эстетического воспитания - значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству».
Н. А. Ветлугина
Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.
Большие возможности для развития художественно - эстетической восприимчивости дают занятия по рисованию. Рисуя, ребёнок не просто изображает те или другие предметы или явления, но и выражает посильными ему средствами своё отношение к изображаемому. Поэтому процесс рисования у ребёнка связан с оценкой того, что он изображает, и в этой оценке всегда большую роль имеют чувства ребёнка, в том числе и эстетические.
Итог: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.
Тема недели: Народные промыслы
Сроки реализации____________________________
Планируемы продукты детско – взрослого взаимодействия: Выставка
Виды деятельности | Задачи
| Формы организации детско-взрослого взаимодействия
| Взаимодействие с семьями воспитанников
|
Игровая |
| 1.Сюжетные игры: - «Музей», «Экскурсия по городецкому музею» (5, 101), «Семья ремесленников из Городца»; - «Выставка», - «Художественная мастерская» , - «Ярмарка», - «Магазин сувениров». 2.Дидактические игры и упражнения, настольно печатные игры: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора», «Найди по эскизу», «Дымковское лото», д/и: «На выставке» (13, 163); «Киоск открыт» (13, 146); 3.Театрализованные игры: - настольный театр «К нам гости пришли» (с использованием филимоновской игрушки) (1), - инсценировки по сказкам «Вершки и корешки», «Мужик и медведь» и др. (с использованием богородской игрушки»), - на основе произведений народного фольклора. | 1.Оказание помощи в изготовлении атрибутов и костюмов к ролевым играм.
|
Познавательно – исследова-тельская |
| 1.Наблюдения в природе: - За красивой формой листьев. - За насекомыми, птицами цветков, яркими росписями; - морозные узоры на окнах. 2.Экскурсии и целевые прогулки: в музеи и выставки народных промыслов - музей под открытым небом «Ангарская деревня»; Художественный выставочный зал. 3. Коллекционирование: (наборы открыток, фигурок, картин, значков, фотографий, видео - фильмов и др.). 4. Рассматривание: - альбомы «Городецкая роспись» (8), «Сказочная Гжель» (7), «Цветочные узоры Полхов –Майдана» (9); - картины Б. Кустодиев: Балаганы», «Масленница», «Ярмарка на Красной площади»; - книжная графика: фольклор (В.Чижов, Л. Токмаков, Ю. Васнецов, В. Конашевич); - репродукции, экспонаты, альбомы, открытки, книги, - иллюстрации: «Мастера Земли русской», «Предметы быта из бересты», «Вологодские кружева», Предметы народных промыслов (игрушки разных видов и материалов, предметы быта вышивки, керамическая посуда». | 1.Организация экскурсий с участием родителей. 2. Помощь родителей в подборе (совместно с детьми) познавательного и наглядного материала по теме «Народные промыслы и ремёсла»; 3.Оказание помощи родителями в пополнении экспонатами мини-музея «Бабушкин сундучок». 4.Пригласить маму Жени К. с коллекцией изделий Гжели, рассказать о ней. |
Коммуникативная |
умение отличать один промысел от другого. Развивать чувство патриотизма, национальной гордости.
| 1.Рассказы, беседы: «Об истории промысла», «Народные промыслы России» (5, 105); Беседы пословицам и поговорках, о труде, нравственных качествах людей;% Беседы о значении народного искусства в развитии страны. «В гостях у городецких мастеров» (5, 105; 8, 24); «Весёлый городец» (5, 100; 6, 68); «Золотая хохлома» (2, 480; 5, 97); «Народные промыслы нашего края», «Искусство гжельских мастеров» (2, 483; 3, 26), «Дымковская игрушка» (5, 90), «Русские народные керамические промыслы» (5, 94); «Русские народные игрушки» (5, 102); «Филимоновские игрушки» (6, 66); «Цветочные узоры Полхов – Майдана» (9, 24); 2. Составление рассказов (творческих, описательных): по игрушкам (дымковская, народная игрушка – матрёшка), «Голубое чудо Гжели» 3. Сочинение сказок: «Придумывание сказки о гжельской розе» (5, 95); придумывание сказки по мотивам богородских игрушек (5, 103); 4. Загадывание и отгадывание загадок о дымковских игрушках, матрёшках (5 93, 103), составление кроссвордов, ребусов:
| 1 1. Сотворчество родителей и детей: оформить книжку – малышку о любом виде народных промыслов (Составление рассказа или сказки, рисунки ребёнка к ним) 2.Совместны просмотр с детьми слайдовой презентации по народным промыслам, созданной по детским рисункам, рассказам, фотографиям.
|
Трудовая
|
| 1 . Дежурства по уголку природы, подготовке материала для совместной деятельности 2 . Индивидуальные и групповые поручения по теме. 3 . Задания : подбор предметов, изделий, изображений народно – прикладного искусства для создания выставки. 4. Совместные действия детей и взрослых по изготовлению атрибутов к играм, по оформлению альбомов, выставок рисунков и поделок и др. | |
Чтение художествен-ной литературы | Уточнять и углублять знания о народных промыслах, ремесленниках, народных умельцах.
| 1. Познавательная: «Энциклопедия История России: народные промыслы», Уварова И. «Глина, вода и огонь», Л.Дьяконов «Дымковскик глиняные расписные». 2. Рассказы: Волков «Зодчие» (повесть о русских ремесленниках и строителях); Лесков Н. «Левша»; Романовский С. «Вятские кружева»; Каменева Е. «Волшебная глина»; Бажов П. «Сказы»; Пермяк Е. «Золотые колечки», Уральские были», «Семьсот семьдесят семь мастеров», «Дедушкина колпилка»; Кочнев М. «Шелковые крылья», «Серебрянная пряжа», «расписной узор», «Сорок веретён». Ушинский к. «Как рубашка в поле выросла», 3. Стихотворенияя : А. Дьяков «Весёлая Дымка» (5, 91); Лена Гулыгы «Пестрый хоровод», Стихи – потешки (5, 92); П. Синявский «Синие пташки…», «Как волшебница Жар – птица..» (5, 95, 98), Стихи о хохломе (6, 72), Стихи о гжели (6, 65); Стихи о Дымке (:, 62); И. В. Кадухина Сказки и загадки о гордце» (6, 70); Ш. Гупта «Моя лошадка», В. Смольянова «Петух»; «Стихи о Городце» (5, 1001); стихи о матрешках (5, 102); Стихи о Полхоа – Майдане (6, 75); стихи о филимоновских игрушках (6, 67); 4 . Сказки : «Иван Царевич и серый волк», р.н. с.«Сивка - бурка»; р.н.с. «Мужик и медведь», П.П. Ершов «Конёк – Горбунок», А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»,
| 1.Домашние чтения сказок и заучивание наизусть стихов, потешек. 2.Создание картотеки. (подборка художественных произведений по теме).
|
Продуктив-ная |
| 1.Рисование : Орнаментов (по мотивам городецких узоров» (8); коллективная работа «Весёлый хоровод» - дымковские барыни (6,61); - «Голубая гжель»: (кружка) (2,484), декоративное рисование вологодских кружевов; «Роспись посуды (шаблоны) хохломским узором» (5, 98); «Узор для платка матрёшки» (5, 104); Панно «Золотой петушок» (по мотивам Хохломы), (6, 72); 2. Лепка : - «Игрушки для театра» (на основе филимоновской игрушки) (2, 508), «Жар – птица», «Рыба – кит» по сказке Е.Ершова «Конёк – Горбунок» (на основе дымковской) (2,509, 511); «Игрушка на ярмарку» - разные виды народных промыслов. 3 . Аппликация : коллективная «Дымковский петушок» (в технике мозаики), (5, 92), «Цветы гжели» коллективная, (5, 95); «Декоративное панно «Золотая хохлома» (5, 99); «Гжельская роза» (3,27) «Одежда для куклы – барыни» - дымковский орнамент (3, 34), коллективная работа «Матрёшки в хороводе» (5, 104); 4.Конструирование : - изготовление бус, подвесок, брошей для кукол, в качестве подарков; Изготовление из солёного теста с последующей росписью филимоновской игрушки «Курочка и петушок» (10), «Посуда для кукол» (по мотивам хохломской) (2, 481; 4,150) - изготовление альбома по народному творчеству - изготовление атрибутов костюмов (кокошники, картонное коромысло с ведрами 5. Выставка детских работ, 6. «Полочка красоты
»
: размещение предметов (изделий) народных промыслов: дымковская кукла «Птичница», хохломская посуда, | 1.Совместно сродителями подготовить для детей слайдовую презентацию «Мастера земли Русской». 1.Совместная работа родителей и детей в центре искусства (по желанию).
|
Музыкально – художественная Двигатель ная
|
| 1.Слушание: Русская народная песенка «Ой, ниточка тоненькая» 2. Пение: «Весёлая кадриль» (муз. В. Тёмного, сл. О. Левицкого) 3.Хороводы: «Завиток», «Во саду ли, в огороде» 4.Развлечение : Праздник свистульки», «Посиделки», «русская ярмарка» (5, 105); 5.Игра: «Прялица» 1. Народные подвижные игры (12): «Перетяни канат», «Ловишки с мячом», Обыкновенные жмурки», «Пятнашки», «Горелки», «Палочка – выручалочка», «Ловишки на одной ноге», 2. Физкультминутки и динамические паузы: «Петрушка» (14, 119); «Матрёшки» (14,118); «Карусели» (14, 133); «к бабушке забавушке» (14, 106); «Козёл» (14, 56); «Маланья» (14, 62); «Игровая» (5, 103)
| 1.Участие родителей в подготовке развлечения и как непосредственных участников мероприятий. |
ЛИТЕРАТУРА
Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду / Н. Б. Халезова. – М.: Просвещение 1984
Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009.
Дошкольное воспитание: журн. – 1994. - № 4.
Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа / Г. С. Швайко. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
Скоролупова О.А. Примероное тематическое планирование занятий по изобразительной деятельности в дошкольном учреждении часть 1. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2007.
Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду: Планы занятий. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: мозаика-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.
Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Дорожин Ю. Г. Цветочные узоры Полхов - Майдана. Рабочая тетрадь по основам народного искусства – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
Бартковский А. И. Филимоновская игрушка. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.
Бартковский А. И. Золотая хохлома. Наглядно – методическое пособие для педагогов и родителей. ИД «Карапуз», 2002.
Детские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, Владос, 1997.
Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада и родителей /О. С. Ушакава, А. Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др..; Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. Лит., 1996.
Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И. Е. Аверина. – 2-е изд. – м.: Айрис-пресс, 2006.
План-программа воспитательно-образовательной работы в детском саду /сост.Н. В. Гончарова (и др.); под ред.
З. А. Михайловой. – СПб.: Акцидент, 1997.
Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина; под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Издательство института Психотерапии, 2001.
Потапова Л. М. Детяи о природе: экология в играх для детей 5-10 лет /Л. М. Потапова. – Ярославль: Академия развития: Академия К*, 1998.
«Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. И доп. – СПб: М 94 «Детство-пресс», 2006.
Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. – М,: Мозаика-Синтез, 2008.
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб,6 Лань, 1999.
Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – Спб.: Речь, 2007.
Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А.Е. Белая, В. Е. Мирясова. – М.; ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Галкина К. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
Курочкина, Н. А. знакомим с пейзажной живопаисью: учеб.- нагляд. пособие /Н.А. Курочкина. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.
Малышева А.Н. Аппликация в детском саду / А. Н. Малышева, Н.В. Ермолаева. – Ярославль: Академия развития, 2004.
Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников / С. В. Соколова. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий / Л.В Куцакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Зотов В. В. Лесная мозаика: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей/Рис. В. Храмова. – М.: Просвещение, 1993.
Татьяна Резван
Проект «Народные промыслы России» (старшая группа)
Проект «Народные промыслы России» (старшая группа)
Паспорт проекта
Вид проекта: информационно – творческий.
Продолжительность проекта: краткосрочный;
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели.
Дата проведения: 4 неделя января (26.01.2015-30.01.2015)
Цель проекта:
Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи.
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, видами русской матрёшки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
6. Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
7. Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Предполагаемый результат:
1. Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края;
2. Закрепление знаний и представлений детей о народных промыслах России;
3. Заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада;
4. Развитие творческого воображения, творческого мышления
5. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Организационный этап
Подготовка материалов:
Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;
Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;
Продуктивный этап:
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
План работы с детьми по осуществлению проекта «Народные промыслы России»:
Непосредственно образовательная деятельность
Формирование целостной картины мира
Тема: «Народные промыслы»
Цель: Развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих произведения искусств. Развивать способности различать стили в декоративном искусстве.
Источник: Конспект.
Конструирование / Ручной труд
Тема: «Доски не простые – весёлые расписные»
Цель: Продолжать знакомить детей с традиционными народными промыслами. Расширить представления о городецких изделиях. Познакомить со спецификой изготовления и оформления расписных досок. Вызвать интерес к оформлению деревянной разделочной доски. Воспитывать интерес к народной культуре.
Источник: И. А. Лыкова «Художественный труд в детском саду» с 38
Чтение художественной литературы:
Тема: Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
Цель: Учить детей чувствовать и понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь детей фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. Источник: Ушакова О. С. стр. 231.
Рисование: Тема: «Золотая хохлома»
Цель: Продолжать знакомство детей с разными видами народного декоративно - прикладного искусства. Учить замечать художественные элементы, определяющие специфику "золотой хохломы": назначение предметов, материал, технология изготовления (в самых общих чертах, доступно детскому восприятию, колорит, узор. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи, использовать элементы декора при оформлении книжек-самоделок. Развивать технические умения - умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства Источник: Лыкова И. А. стр. 66.
Лепка / Аппликация: Тема: «Лошадки»
Цель: Уточнить представление детей о специфике дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (оформлена); какая по характеру (весёлая, праздничная). Познакомить детей с многообразием игрушек и спецификой декора - характерными элементами и цветосочетаниями. Создать условия для творчества детей по мотивам дымковской игрушки. Формировать обобщённые способы создания образов (лепка фигурок животных на основе цилиндра).
Источник: Лыкова И. А. стр. 60
Развитие речи: Ознакомление с предложением
Задачи: Словарь и грамматика: представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно читать его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку; Звуковая культура речи: Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.
Источник: Ушакова О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет» стр. 84
«Социально – коммуникативное развитие»
Сюжетно – ролевые игры: «К нам пришли гости» «Магазин промыслов» Дид. игры: «Народные праздники», «Народные инструменты» (Чумичева с. 240), «Дверная скважина», «Укрась слово» Режиссёрская игра с настольным театром «Заяц – хваста» Трудовая деятельность на участке – сбор мусора и веток Трудовые поручения по уборке территории д/с: помощь дворнику Трудовая деятельность на участке – сбор мусора Трудовые поручения: помочь малышам в уборке территории Хозяйственно- бытовой труд в игровых зонах
Беседа на тему: «Можно ли незнакомым людям называть свой домашний адрес?»
«Речевое развитие»
Обучение рассказыванию
«Русская народная игрушка» Л. Е. Кыласова «Развитие речи» с. 48–50.
Заучивание небылицы «Богат Ермошка»
Дид. игра «Укрась слово» Скоролупова ч. 1 с. 64
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»
«Физическое развитие»
Утренняя гимнастика Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика» комплекс № 10 с. 69.
Гимнастика пробуждения Т. Е. Харченко «Бодрящая гимн.» «Забавные художники» (38)
Физкультминутка «Раз – подняться» «Журавель»
П. г. «Оладушки» «Фома» «Репа»
А. г. «Грибок» «Фокус» «Дудочка»
Д- «Прогулка в лес» (Картотека)
Беседа: «Живые реки организма».
Стоп», «Кружева» рнпи,»Горелки»(рнпи, «Колечко»(рнпи, «Молчанка»(рнпи) "Слушай хлопки"«Съедобное – несъедобное» «Салки с мячом» «Волк во рву» Золотые ворота" «Повторяй движенья и слова» «Мы не видим»
Народная игра «Ручеёк» в народных костюмах.
Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай»,
«Лохматый пес»,
«У Миланьи, у старушки»,
«У медведя во бору»;
Художественно – эстетическое развитие»
Раскрашивание «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;
«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой
Дид. игры «Платье для барышни»- элементы дымков. росписи
- «Подбери тень»
-«Найди пару»
-«Составь букет»
-«Разрезные картинки»
-«Русские узоры»
Лото «Хохлома»
Роспись дымковские барышни
«Роспись досок. Городецкая роспись».
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала
Укрась тарелочку. Хохлома
Рисование матрешки, раскрашивание, изготовление в различных нетрадиционных техниках.
Прослушивание аудио записи русской народной песни “Матрёшка”
«Познавательное развитие»
Беседа «Что такое народное декоративно-прикладное искусство» -уточнить представления детей о народном искусстве, его видах (П,К,С)
Беседа «Русская народная игрушка»- знакомство с изготовлением игрушек (матрёшки, дымковские, богородские, тверские игрушки).
Беседа «Синь России» - знакомство с гжельской росписью (с просмотром слайдов)
Беседа «Жостово»- знакомство с производством подносов, росписью (просмотр слайдов)
Беседа «Золотая Хохлома»- продолжать знакомить с росписью предметов, элементами росписи
Беседа «Весёлый Городец»- продолжать знакомить с росписью
Рассматривание тематической папки «Народное искусство»
Знакомство детей с презентацией «История русской матрешки»
Региональный компонент
Рассматривание мебели, народной посуды, вышивки. Цель: развивать интерес к казачьей жизни и фольклору. П/и «Краски», «Коршун»
Взаимодействие с родителями и социумом
Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»
Привлечь родителей к созданию мини – музея русского быта, народной утвари.
Работа с родителями:
Родителям предлагалось:
1. Помочь со сбором предметов народных промыслов для мини-музея;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
Обобщающий этап
1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;
2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Информационные ресурсы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.