Способы развить эмоциональный интеллект у дошкольников. Методические рекомендации по развитию эмоционального интеллекта детей младшего дошкольного возраста Эмоциональный интеллект как развить у ребенка
Эмоциональный интеллект — это основа понимания собственных эмоций и чувств окружающих. О десяти работающих способах развития детского EQ рассказывает Виктория Шиманская — психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта у детей «Монсики», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить» и мама двоих детей.
Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха, однако работать над ним нужно с раннего детства. Именно поэтому сегодня перед родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого, то есть счастливого и потенциально успешного в будущем.
1. Первое и самое важное — принять своего ребенка таким, какой он есть. Вся его индивидуальность, особенности характера, внешности и духовные качества — это данность, которая нуждается в полном принятии и безусловной любви.
2. Развитие всех пяти чувств. Раскройте перед ребенком этот мир во всем его многообразии. Тут замечательными помощниками могут стать коробочки эмоций, в которых собраны предметы, напоминающие определенное чувство, переживание, навык. Очень сложно объяснить ребенку, что такое счастье, но ему можно дать послушать, как оно звучит, каков его аромат и вкус. Дайте ребенку послушать колокольчик, ощутить аромат апельсина и попробовать на вкус шоколад. Детские ассоциации сработают лучше любых слов!
Особенно хорошо воспринимаются ребенком тактильные сказки. Здесь вашими помощниками могут стать любые предметы, которые есть в доме. Рассказывая сказку, дайте ребенку понюхать приятные ароматы аромамасел, ощутить прикосновение капелек воды или послушать звуки музыки.
3. Спорт. Физическое развитие напрямую связанно с развитием речевых и других важных функций мозга. Доказано, что во время физической активности улучшается мозговая деятельность, восстанавливается кровообращение, налаживается работа всех жизненно важных процессов. При этом наш мозг рассчитан на ходьбу на расстояния до 19 километров в день! Движение — это жизнь, поэтому спорт для детей важен как кислород.
4. Приключения. Создавайте для ребенка каждый день новые приключения. Ломайте шаблоны и показывайте этот мир с новой стороны. Очень важно, чтобы это были позитивные моменты, приятные знакомства, интересные игровые пространства. Такая атмосфера способствует социализации и развитию символического мышления, благодаря которому мы учимся понимать намерения и мотивацию других людей.
5. Музыка. Не пренебрегайте классической музыкой, ведь она общается с нами исключительно через чувства. Для ее понимания не нужно знать языка или видеть движений музыканта. Поэтому для ребенка это самый простой и действенный способ познакомиться с миром эмоций.
6. Чтение. Читайте ребенку сказки с воодушевлением, с эмоциями. Старайтесь привить ему любовь к книгам. Покажите, насколько интересен мир фантазии. Такой поход развивает воображение, расширяет словарный запас, но самое главное — с помощью сказки ребенок лучше начинает понимать свои и чужие эмоции.
7. Игра — это еще один ключ к развитию EQ. Играя с ребёнком, вы можете проявлять самые разные чувства, показывать на примере вымышленных персонажей как негативные, так и позитивные эмоции, обращать его внимание на их намерения и поступки. Этот бесценный опыт ребенок с успехом будет переносить и в реальную жизнь.
8. Сон. Недостаток сна негативно влияет почти на все сферы жизни. А ребенку на стадии развития полноценный сон и умение расслабляться просто жизненно необходимы. Для того чтобы научиться переходить в расслабленное состояние, можно взять пример с нашего сердца — за всю жизнь оно бесконечное количество раз сжимается и разжимается.
Разучите игру «Сердце»: возьмитесь за руки и образуйте ими контуры сердца. Сильно-сильно напрягаем все мышцы тела — и расслабляемся, можно даже упасть, если игра на мягком полу. И так несколько раз. Практикуйте эту игру вместе с ребенком — так он научится быстро переходить из одного состояния в другое.
Отдельное внимание стоит уделить ритуалу укладывания. Очень важно придерживаться устоявшихся традиций — например, чистим зубы, обливаем ноги контрастной водой, после чего укладываем ребенка в кровать. Читаем сказку при свете настольной лампы около 10-12 минут, выключаем свет, целуем, говорим, как сильно любим, подтыкаем одеяло и выходим из комнаты.
9. Социализация. С самого раннего возраста приучайте ребенка к коллективным занятиям — имеется в виду опыт общения вдвоем или втроем. В семье — это совместная уборка или творчество. С гостями — это пара интересных игр для двух или трех детей. Именно в общении с детьми происходит практическое освоение чувств и эмоций. Контактируя со сверстниками, ребенок учится определять настроение окружающих, их отношение к нему и, конечно, распознавать эмоции, вызванные различными ситуациями.
Экология жизни. Дети:Благодаря эмоциональному интеллекту, мы может научить детей, как быть счастливыми и лучше понимать мир вокруг нас. Конечно, для этого мы сами должны стать им лучшим примером...
Хотя большинство из нас знает концепцию Даниэля Гоулмана, определяющую эмоциональный интеллект , стоит указать, что сам этот подход появился еще в 40-х годах.
Такие авторы, как Эдвард Л. Торндайк и Дэвид Векслер поняли, что интеллект - это нечто большее, чем просто наша способность рассуждать или воспринимать, и гораздо больше, чем математические или языковые способности .
Есть психологические аспекты человека, который невозможно измерить при помощи тестов, однако они могут играть гораздо более важную роль в нашей повседневной жизни.
Уметь управлять своим гневом, понимать причину нашей печали, лучше общаться с окружающими нас людьми, чтобы установить более крепкие, более счастливые отношения… Все это и составляет то, что известно как эмоциональный интеллект.
Несомненно, в недалеком будущем все образовательные учебные программы будут включать в себя механизмы, которые помогут учить детей быть эмоционально компетентными.
До тех пор, пока эмоциональный интеллект не является столь же важным предметом, как математика, стоит самостоятельно научить наших детей этому искусству, этой идущей из сердца мудрости, которой каждый из нас должен владеть в совершенстве.
Сегодня в нашей статье мы предлагаем вам 3 ключа к тому, чтобы вы смогли применить это на практике со своими детьми.
Ключ к тому, чтобы воспитать у своих детей эмоциональный интеллект
Эмоциональному интеллекту можно научить. На самом деле, независимо от того, сколько вам лет, столпам, которые его определяют и составляют, можно учиться каждый день, чтобы стать более способным и, конечно, счастливыми.
Что касается наших детей, то чем раньше мы начнем обучение, тем лучше.
Таким образом, они усвоят понятия и навыки естественным образом, чтобы легче адаптироваться ко всем социальным и личным ситуациям, которые предстоят им в ближайшие годы.
К примеру, это очень успешный способ предотвратить ситуацию, когда наши дети становятся предметом насмешек сверстников (и даже жертвами хулиганства). Для этого нужно обучить их эмоциональному интеллекту.
Давайте посмотрим на некоторые основные стратегии.
1. У моих эмоций есть имена, помоги мне их узнать
Каждое ощущение, каждая «буря», истерика, смех или положительные эмоции у ребенка имеют свое имя, и это то, что мы должны выучить как можно скорее.
Ваши дети должны знать, как называются их эмоции. Для этого важно, чтобы вы выступали в качестве их эмоционального гида.
- Приучайте детей выражать свои чувства такими фразами, как «я чувствую… потому что…». Эта стратегия позволит им говорить о таких вещах, как например, «я чувствую себя грустно, потому что в школе друг обидел меня.»
- Создайте им комфортные условия, чтобы они могли свободно говорить о своих эмоциях и мыслях, о том, что произошло в течение дня, не чувствуя при этом осуждения с нашей стороны, ведь это имеет огромное значение.
2. То, что ты чувствуешь, и то, что чувствую я, - не всегда одинаково
Ключевым компонентом эмоционального интеллекта является эмпатия . Это то, что возможно развить в себе со временем.
- На самом деле, в возрасте около 7 или 8 лет дети начинают избавляться от этого «индивидуализма», столь характерного для малышей, которые иногда бывают довольно эгоистичными.
- Постепенно они начинают защищать своих друзей (сверстников), и понимать точку зрения других, их начинает заботить то, чтобы другие тоже чувствовали себя хорошо.
Способствовать развитию эмпатии у детей - наша обязанность. Вы можете опираться на эти стратегии:
- Спрашивайте у ваших детей: как ты думаешь, как поживает сегодня дедушка? Он счастливый или грустный, взволнованный?
Как ты думаешь, что почувствовал тот ребенок в парке, когда ты его толкнул?
- Будьте ролевой моделью для ваших детей: позвольте им каждый день видеть в вас того человека, который заботится о других, который способен проявить сочувствие, интуицию, встать на место другого, чтобы понять его точку зрения.
Если дети будут видеть такое ваше поведение, то, понемногу, они будут перенимать у вас эти полезные навыки, даже не осознавая этого.
3. Помоги мне защитить себя, помоги мне быть уверенным в себе
Другой отличный способ развить эмоциональный интеллект у ваших детей - это говорить с ними . Уверенное и зрелое общение, где ребенок учится применять эмпатию и обсуждать свои собственные чувства, чтобы защитить себя.
- Очень важно, чтобы наши дети всегда действовали себя уверенно. Эта уверенность позволяет им защищать свои права, свои личные границы, целостность и, в свою очередь, уважать других.
- Ребенок должен быть в состоянии говорить за самого себя свободно и без страха, отстаивать свои потребности, но, в свою очередь, зная, что нужно проявлять уважение в отношении к другим.
- Ребенок, который чувствует себя услышанным, это ребенок, который умеет слушать и, в то же время, общаться.
Мы всегда должны быть на стороне наших детей, чтобы защищать их и направлять в случае трудностей.
Поэтому важно своевременно предложить им соответствующие стратегии поведения, чтобы они чувствовали себя сильными, способными и уверенными в себе в повседневной жизни.
В свою очередь, не забывайте уделять внимание любым потребностям и заботам, которые могут возникнуть у ваших детей. Это даст им уверенность в том, что вы тот человек, на которого можно положиться, к которому всегда можно обратиться за советом и без страха рассказать о своих эмоциях.
Начните развивать эмоциональный интеллект у детей прямо сегодня! опубликовано
Эмоциям ребенка обычно придается мало значения, несмотря на возросшую популярность этой темы в последнее время. Взрослые сами плохо ориентируются в области эмоций, не понимают, что с ними делать, считают лишним шумом или напротив склонны «жить чувствами», то есть плавать в бесконечных эмоциональных пульсациях.
Эмоциональный интеллект – это способность тонко понимать и отчасти управлять своими эмоциями и эмоциями окружающих.
Дети в мире познания эмоций, конечно, новички, но основы эмоционального интеллекта закладываются в дошкольном возрасте.
Что ребенку нужно знать об эмоциях:
Есть невидимые сущности, которые называются эмоциями и чувствами, они живут внутри человека и влияют на самочувствие и поведение
На эмоции можно повлиять по собственной воле
Также есть эмоции и чувства у других людей. Они выражаются в словах и внешности человека. Эти чувства можно понимать, читать, как мы понимаем книгу или речь человека. Понимая чувства других, мы может общаться с ними более комфортно
На чувства других влияет наше поведение, можно целенаправленно или случайно воздействовать на эмоции окружающих.
При кажущейся простоте этой конструкции, освоить ее ребенку не так - то просто. Она многомерна и требует постоянного внимания.
Существует две главные сложности в воспитании эмоционального интеллекта у детей:
- Низкий эмоциональный интеллект родителей . Для того, чтобы развить эмоциональный интеллект нужен проводник, взрослый, который покажет и расскажет что к чему. У многих взрослых, соответственно родителей, эмоциональный интеллект (ЭИ) развит слабо, они сами нечетко понимают свои эмоции, не отличают их от мыслей, не могут их интерпретировать и тем более на них влиять. Также слабо и неверно они понимают чувства и мотивацию других, а уж о сознательном изменении чувств окружающих в желательную сторону и речи нет. Автоматически, бессознательно взрослый передает ребенку именно свой уровень эмоционального интеллекта, никак не может воспитать то, чего сам не имеет.
Тем не менее, у ребенка может развиться неплохой эмоциональный интеллект вне зависимости от влияния родителей, под воздействием другого опыта или особой природной чуткости, интуитивности считывания реакции.
Если же вы хотите осознанно повлиять на развитие такого важного свойства, как ЭИ ребенка, то, прежде всего, вы должны работать и развивать собственный ЭИ.
- Вторая сложность в воспитании ЭИ ребенка состоит в том, что ребенок дошкольник осознает свой внутренний мир смутно, фрагментарно, не способен к рефлексии и эмпатии до определенного возраста. Не способен из - за природных темпов развития. Так, например, дети вплоть до школьного возраста мало способны к эмпатии – осознанию чувств окружающих.
Бессмысленно говорить малышу четырехлетнего возраста, который тянет сестру за волосы – «А, вот если тебе так!?». Конечно, он может призадуматься и остановиться, может отпустить сестру, видя гнев родителя, может, в конце концов, воспринять ваши слова, как угрозу. Но всерьез построить цепочку, которая приведет его к пониманию того, что почувствовал бы он на месте сестры, он не может. Позже сможет, при нормальном развитии, а сейчас не может.
Подспудно взрослые требуют от ребенка очень развитых навыков эмоционального интеллекта, когда:
Взрослые требуют, чтобы ребенок успокоился, перестал рыдать, не злился, не обижался или был повеселее.
Управление своими эмоциями – сложный навык, который в лучшем случае разовьется у ребенка к зрелому возрасту. Большинство взрослых им не владеет, обычно не владеет и тот взрослый, который требует самоконтроля от ребенка. Большинство взрослых срываются на ребенка, кричат на него, иногда бьют – под влиянием захлестнувших сознание эмоций. И в то же время требуют от детей взять себя в руки. Спрашивается, на каком основании ребенок должен уметь то, чего не умете вы?
Отчасти ребенок дошкольник может подавить ЭКСПРЕССИЮ чувства, его внешнее выражение. Может научиться бессознательно вытеснять нежелательные чувства. Но все это имеет мало отношения к осознанному изменению эмоций в нужном направлении.
Взрослые требуют от ребенка, чтобы он полноценно понимал их.
Безотчетно, а иногда и вполне осознанно взрослые хотят, чтобы их понимали дети. Чтобы дети понимали и учитывали их беспокойство, усталость и вспышки раздражения. При этом мало кто из взрослых доволен уровнем понимания даже от друзей и супругов, так что неизвестно, откуда берутся иллюзии, что их способен понять ребенок.
Ребенок всегда чутко РЕАГИРУЕТ на настроение взрослого, но он мало осмысливает то, что воспринимает. Так, он чувствует вашу грусть, страх, злобу, и это влияет на него. Но он не понимает, а только чувствует, что нечто неладно.
Эмпатия – сложнейший навык, часто он находится в упадке даже у взрослых людей. Люди сконцентрированы на себе, мало кто чутко следит за изменением настроения окружающих. Еще меньше тех, кто осознанно координирует свое поведение в соответствии с этим переменчивым явлением - настроением окружающих.
Можно научить ребенка очень многому в сфере эмоций. Но тут, как и в других областях понадобится время родителей, правильные подходы и понимание возрастных ограничений.
Что в моей душе: понимание ребенком самого себя
Первый и ключевой навык эмоционального интеллекта – понимание своих эмоций. Без этого невозможно двигаться дальше, хотя многие этот навык считают самым скучным и уверены, что понимание себя - легкое дело. Но, это дело нелегкое и для детей, и для взрослых. Для того, чтобы понять себя ребенку надо сделать несколько сложных операций:
- вычленить ощущение внутри себя, внутреннее состояние
- соотнести это состояние с имеющимся словарным запасом и назвать, выразить. Язык – инструмент мышления, в том числе инструмент познания эмоций
- постараться понять отчего это чувство происходит, соотнести его с событиями жизни.
На каждом этапе ребенка могут ожидать сложности. Он не привык прислушиваться к себе, имеет ограниченный словарный запас (особенно связанный с эмоциями) и не настроен на поиск связи между событиями и своими ощущениями. Для того, чтобы понимать себя нужно, как видите, проделать солидную внутреннюю работу.
Без полноценного понимания себя, то есть развития первой ступени эмоционального интеллекта, нельзя двигаться дальше. Нельзя влиять на свои эмоции, так как не имеешь понятия о них, нельзя понимать других, так как нельзя увидеть в другом то, чего не видишь в себе, и, разумеется, воздействие на чувства других – также недоступная роскошь без базового навыка – понимания себя.
Чтобы помочь ребенку понимать самого себя
1. Наблюдайте за сменой эмоций ребенка и говорите ему о том, что с ним происходит.
Когда совсем маленький ребенок сильно злится, он еще не знает, что его состояние имеет название. Первые шаги в эмоциональном интеллекте родители проходят вместе с детьми, когда замечают его состояние и называют его.
- Ты, похоже, сейчас растерян
- Я вижу, что тебе сейчас очень весело
- Ты сейчас такой счастливый, как солнечный зайчик
- Наверное, ты злишься, как тигр
- Я думаю, что тебе грустно и хочется побыть одному
Такие высказывание называют иногда активным слушанием , об этом хорошо написано в книге А.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком: КАК?»
ВАЖНО НЕ ДЕЛАТЬ АКЦЕНТА НА НЕГАТИВНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЯХ!! ЭТИМ ВНИМАНИЕМ МОЖНО УВЕЛИЧИТЬ КОЛИЧЕСТВО ВОСПРИНИМАЕМОГО РЕБЕНКОМ НЕГАТИВА.
Почти все родители, начинающие практиковать активное слушание или отражение (называние) чувств ребенка, концентрируются на негативных эмоциях. Пока все хорошо, ребенок счастлив и спокоен, родители безмолвствуют. Но, как только ребенок расстраивается и чувствует что-то неприятное, родитель спешит отразить его чувства. Эта тактика в корне ошибочна, она может послужить основой для подавленного эмоционального фона детей. Дети получают сигнал о своих чувствах и повышенное внимание родителя в тот момент, когда переживают нечто неприятное. Это может стать причиной повышенной экспрессии и утонченного осознания именно негативных переживаний. Разумеется в ущерб позитивным.
Обращайте как можно больше внимания на положительные или нейтральные эмоции ребенка. Чувства можно сравнивать с явлениями природы, животного мира, сказочными персонажами, рисовать или лепить, составлять коллажи. Все, что поможет «поймать» эмоцию и рассказать о ней – полезно для развития первой ступени ЭИ – понимания самого себя.
В своей практике консультирования я нередко встречала родителей, которые неизвестно почему уверены, что до определенного возраста ребенок не испытывает эмоций подобных взрослым, например, что маленький ребенок не может злиться. И на этом основании родители готовы озвучивать свои чувства, но не понимают и не озвучивают детских эмоций. Получается неприятный перекос, ребенок постоянно слышит о том, что чувствует мама, но не имеет обратной связи по своим чувствам. Это может приводить к повышенной чувствительности в отношении настроений окружающих, но непониманию или невниманию к себе.
Ребенок с самого раннего возраста испытывает эмоции, можно даже сказать, что первоначально он и состоит преимущественно из эмоций . Ни в каком возрасте не рано сообщать ребенку, что вы понимаете, видите, что он чувствует. Это интуитивно понимают взрослые, которые говорят грудному малышу: «А кто у нас тут расстроился?!». С самого раннего возраста нормально реагировать на чувства ребенка и обозначать их словами. Конечно, трехмесячному ребенку не требуются развернутые пояснения его переживаний. Но краткие пояснения его состояний словами – естественная и полезная практика уже в самом раннем возрасте.
2. Покажите свои эмоции.
Многие люди совершенно ошибочно понимают идеальную модель родителя, как некого всегда спокойного существа, выражающего только позитивные эмоции.
Родители часто говорят: «Я понимаю, что я должна в идеале всегда быть спокойной, не кричать, не раздражаться, не совершать ошибок и проч. Но как этого достичь?» Предполагается, что достичь этого сложно, но все же желательно стремиться. И это абсолютно неверно. Чтобы ребенок рос нормальным человеком, воспитывать его должен такой же нормальный человек. Чтобы ребенку признать самого себя, со своими слабостями и сильными сторонами, сам родитель должен принимать себя (а не только ребенка). Родитель для ребенка - первая и важнейшая модель для подражания. Наблюдая за этой моделью, ребенок понимает, как обращаться со своими чувствами. И модель должна быть живой, совершенно естественной, которая может и разозлиться, и выйти из себя. Если ребенок будет уверен, что мама никогда не злится, то, что он должен сделать со своим гневом?
Если вы сами объявили вне закона такие чувства, как гнев, зависть, обиду, страх, то вы не сможете научить ребенка обращаться с этими переживаниями. Но чувства от этого не исчезнут, хотя могут быть вытеснены из зоны осознания.
Конечно, надо работать над собой в том смысле, чтобы выражать эмоции уместно. Так, если вы в ярости крушите предметы интерьера, то, несмотря на вашу искрящуюся спонтанность, ребенок видит перед собой отвратительный пример.
Также нужно стараться, чтобы чувства не перекрывали вам дорогу к миру. Так, если вы от страха за свою жизнь избегаете отдаляться от дома, и ребенок в курсе этого, то, несмотря на ясность ваших чувств, пример перед ребенком также не очень полезный.
Если форма выражения чувств взрослого или их интенсивность является проблемой, с этим нужно работать. Но, если это нормальный уровень чувств, то нет нужды скрывать их от ребенка. Ребенок может знать, когда вы злитесь, пугаетесь, обижаетесь. И он обязательно должен слышать, как вы говорите о своем энтузиазме, азарте, предвкушении, радости, удовлетворенности, гордости.
Показывая свои эмоции, вы даете право и ребенку переживать весь спектр эмоций, учите выражать их приемлемым способом.
Называйте свои эмоции, так же, как вы называете эмоции ребенка.
- Я очень вдохновлен этой идеей
- Я горжусь своими успехами
- Мне было стыдно слышать нечто
- Я злюсь, когда меня не слушают
3. Побуждайте ребенка выражать свои чувства.
«Дети с угнетенными чувствами – это, как правило, дети с угнетенным интеллектом, обедненной мыслью»
В. Сухомлинский
Для ребенка это сложная задача – уловить внутренние движения и связать их со словами и образами. В дошкольном возрасте можно сделать лишь первые шаги в этом направлении!
Детям проще описать внутренние ощущения через внешние опоры, поэтому для того, чтобы узнать, что чувствует ребенок, используйте:
- картинки, вырезанные из журналов. Создайте свой личный каталог картинок, которые, по вашему мнению, соответствуют разным чувствам
- цветную бумагу
- разные виды пластилина
- игрушки, изображающие разных животных
- специальные настольные игры, обучающие эмоциональному интеллекту.
4. Играйте в специальные игры, которые способствуют развитию понимания себя
Игра «Плохое и хорошее»
Вечером выделите время, чтобы каждый член семьи мог рассказать два хороший и два огорчительных эпизода сегодняшнего дня. Начинать нужно с плохих, чтобы закончить на позитивной ноте.
Эта традиция позволяет наладить диалог, часто открывает путь для выяснения сложных, проблемных ситуаций в семье. Также родители и дети могут вовремя услышать сигнал недовольства и изменить свое поведение, не дожидаясь взрыва эмоций. Игра «Хорошее и плохое» учит точнее понимать себя, а хорошее понимание себя – шаг к регулированию своих эмоциональных состояний.
Игра «Я радуюсь, когда…»
Игроки перекидывают друг другу мяч, со словами: «Я радуюсь, когда…», принимающий мяч должен назвать ситуацию, когда он радуется. Затем он кидает мяч другому игроку, также придумывая начало, например: «Я злюсь, когда…». Чем больше игроков и шире запас слов, обозначающих эмоции, тем веселее играть.
Я горжусь, когда…
Я возмущен, когда…
Я счастлив, когда…
Я разочарован, когда…
Игра подходит для детей начиная от 6 лет.
Игра «Волшебный мешочек»
Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
© Елизавета Филоненко
В наше время никто не сомневается в необходимости обладания эмоциональным интеллектом. Очевидно, что для того, чтобы быть социально успешным, мало обладать запасом знаний, умений и навыков. Важно уметь видеть, замечать, различать свои чувства и чувства других людей. Понимать эффект, который вы производите. Все чаще важно не «что» вы делаете, а «как».
Простой способ развития ЭИ у ребенка
Взрослые книги про развитие эмоционального интеллекта уже давно пользуются популярностью. Для детей существуют целые курсы, хотя есть и волшебный по своей простоте способ овладеть эмоциональным интеллектом легко и непринужденно - чтение детям книг с раннего детства. Книг, в которых происходят события разной переживательной сложности и поляризации. Это действительно отличный способ развить у ребенка эмоциональный интеллект.
Весь спектр эмоций
В книгах мы можем найти все: переживание страха, стыда, радости, горя, вины, наивности, мести, злости, гордости, единения. Прочитать, как персонажи переживают эти чувства, в каких случаях люди их испытывают, как справляются и куда эти чувства их ведут. Впитывая эту информацию, не в виде обучения, не в виде скучных лекций, а в виде интересных историй, ребёнок обучается эмоциональному интеллекту, овладевает им.
Почему именно книги?
Играя в компьютерные игры, такого результата не достичь. Там можно ругаться, драться, даже убивать кого-то. Но там нет объяснений к чему это ведет. Важно лишь достигнуть цели.
А в жизни человек сталкивается и общается с живыми людьми, которые реагируют на одно и то же действие не всегда одинаково. Для любителей компьютеров стираются эмоциональные составляющие. Тонкость чувств пропадает. Ребенок вырастает слишком роботоподобным с точки зрения эмоционального интеллекта. А книги учат эмпатии, успешной социализации человека.
Какие книги для развития эмоционального интеллекта ребенка можно прочесть?
Чем больше книг вы будете читать сами и своим деткам, тем легче будет прокачиваться эмоциональный интеллект всех членов семьи. Постарайтесь выбирать для детей книги, где есть неоднозначные герои, различные ситуации, эмоции и переживания. Ниже лишь малая часть тех книг, которые вы можете прочитать.
Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности, а любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями, т. е. проявляет человек эмоции и чувства.
Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности,
Субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.
К выразительным формам эмоций относятся:
- жесты (движения рук),
- мимика (движения мышц лица),
- пантомимика (движения всего тела),
- эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),
- вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).
Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг важен не только ваш ум и обширные познания, им так же важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и умеете взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию.
Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить. Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека. Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.
В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия - «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему.
Эмоциональный интеллект (EQ -показатель эмоционального интеллекта человека) - это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Основатели модели «эмоционального интеллекта» Д. .Майер и П. Сэловей выделяют четыре её составляющие:
- Точность оценки и выражения эмоций. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению.
- Использование эмоций в мыслительной деятельности . Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс.
- Понимание эмоций . Эмоции — не случайные события. Их вызывают определённые причины, они меняются по определённым правилам.
- Управление эмоциями. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.
Смысл и значение развития эмоционального интеллекта - это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития - почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Но, ни в коем случае, нельзя недооценивать умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить. Это говорит о взаимозависимости развития умственного и эмоционального развития. Как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».
Развитие общества, государства зависит от количества успешных людей, живущих в этом государстве. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. А дошкольное образование - база становления ребёнка, как личности.
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
- умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
- способностью сознательно влиять на свои эмоции;
- умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
- способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
- умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
- способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Но результаты мониторингов показывают:
- У детей плохо сформированы эмоционально - мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
- У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
- У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.
А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.
Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.
Поэтому перед нами стоит цель :
Формирование у детей эмоционально - мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Из цели вытекают следующие основные задачи :
Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.
Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями - мимикой, жестами, пантомимикой.
Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.
Модель эмоционального интеллекта предполагает последовательное и параллельное развитие четырех основных функций:
Самосознание (образ "Я", понимание "психологического устройства" себя);
- самоконтроль (способность совладать со своими чувствами, желаниями);
- социальная чуткость (умение устанавливать контакты с разными людьми);
- управление отношениями (способность к сотрудничеству, умение поддерживать, развивать, укреплять контакты).
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития. Поэтому при развитии эмоциональности у детей необходимо учитывать их возрастные особенности.
Для детей младшего дошкольного возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. К 3 годам начинают закладываться простейшие нравственные эмоции и проявляться эстетические чувства. Начинает проявляться эмоциональное отношение к сверстнику. Происходит дальнейшая «социализация эмоций» (переживание человеком своего отношения к окружающим людям в системе межличностных отношений).
Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что - отрицательную. Это формирует у детей первоначальное различение «хорошо — плохо». Поэтому главное направление в методике в этом возрасте - проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности (улыбнулся, отдал игрушку, полюбовался цветочком и т.д.), обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т.д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательные эмоции по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти эмоции действиями.
Средствами воспитания положительных эмоций в младшем дошкольном возрасте являются: сам взрослый , как носитель этих эмоций, вся окружающая ребёнка атмосфера , наполненная доброжелательностью и любовью.
Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста.
Программа по развитию эмоционального интеллекта дошкольников состоит из трех блоков.
Первый блок - «Азбука эмоций» направлен на знакомство детей с базовыми эмоциями, обучение их вербальному и невербальному выражению через ролевые образы; освоение понятийного содержания слов, обозначающих эмоции, переживания, оттенки настроений, их соотнесённости с определённым состоянием человека, сказочного персонажа, ролевого образа; осознание и понимание детьми собственных эмоций и других людей; обогащение представлений детей об эмпатии как проявлении сочувствия, сопереживания и содействия.
Второй блок - «Эмоциональные стратегии межличностного взаимодействия» направлен на формирование у детей навыков вербального и невербального продуктивного взаимодействия с окружающими, обмен ролями партнеров по общению, оценку эмоций и принятие позиции другого; моделирование эмоционально значимых ситуаций, стимулирующих детей к пониманию причин эмоциональных проявлений участников и выбор оптимальных способов поведения; обучение способам вербального и невербального «поглаживания»; овладение механизмами идентификации, интеллектуальной и личностной рефлексии в ситуациях межличностного взаимодействия.
Третий блок - «Хозяин своих чувств» направлен на обучение детей эмоциональному проживанию игровой ситуации различного модального содержания (радостного, печального и т.д.), произвольному опосредованному выражению эмоций, открытому проявлению эмоций социально приемлемыми способами, конструктивным способам управления собственным поведением и эмоциональным состоянием; овладение навыками самоконтроля и саморегуляции; вовлечение в ситуации самостоятельного принятия решения.
- комфортная организация режимных моментов . Это организация жизни детей определенные временные периоды, способствующая снятию накопившегося утомления, предупреждающая возможные психоэмоциональные срывы.
- оптимизация двигательной деятельности через организацию физкультурно оздоровительных мероприятий .
Программы физкультурной терапии по своей структуре могут различаться, но четыре основных компонента в них должны быть обязательными:
Утренняя терапевтическая гимнастика, Цель утренней гимнастики - поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка.
Закаливание. Водные процедуры эффективно воздействуют на психоэмоциональное состояние, снимая стресс и напряжение. Регулярные закаливающие процедуры повышают устойчивость нервной системы человека.
Терапевтические пешие прогулки. Особенность такой прогулки в том, что во время ее детям задаются определенные психологические требования. На остановках педагог проводит с детьми мини-тренинги, упражнения на психосаморегуляцию состояния, коммуникативно-лингвистические игры, развлекательные, оздоровительные игры и др., смотря по ситуации и местоположению.
Оздоровительные игры. Игры этой серии предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны.
- игротерапия (сюжетно-ролевые, коммуникативные и т.д.). Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, а сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.
- Обучающие беседы, рассказ воспитателя.
- Сказкотерапия - современный, органичный природе человека метод передачи жизненно важных знаний, гармонизации личности и развития эмоционального интеллекта.
- Игровые обучающие ситуации , дискуссии , решение ситуативных задач.
- Арт-терапия - представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества (рисование, ритмопластика, танец).
- Психогимнастика - один из невербальных методов, который предполагает выражение эмоционального состояния, эмоциональных проблем с помощью движения, мимики, жестов (этюды, мимика, пантомимика).
- Психолого - педагогические проекты («Наши эмоции», «Где живёт радость», «Школа добрых волшебников» и т. д.).
- Посещение комнаты психологической разгрузки .
- Ведение «календаря эмоций» (помогает отслеживать своё эмоциональное состояние в течение дня, недели, искать способы регулирования негативными эмоциями)
- Использование наглядных пособий (фотографии, рисунки, схемы и т.д.).
- Накоплению эмоционального опыта, пониманию эмоций, умению регулировать свои эмоции большую роль играют: чтение художественной литературы , прослушивание музыкальных произведений , дидактические и творческие игры.
Работу над развитием эмоционального интеллекта у дошкольников необходимо проводить в тесном сотрудничестве с родителями своих воспитанников. Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную, эмоциональную атмосферу, считать его полноправным членом общества, уважать, прислушиваться к его мнению. Дети должны постоянно чувствовать, что родителей тревожат не только их успехи в приобретении различных навыков и умений. Устойчивое внимание родителей к личностным качествам и свойствам детей, к взаимоотношениям со сверстниками, к культуре их отношений и эмоциональных проявлений укрепляет в сознании дошкольников социальную значимость и важность этой особой сферы - сферы эмоционального отношения к другим людям.
В работе с родителями по развитию эмоционального интеллекта используются следующие формы:
Папки - передвижки («Что делать, если…», «Эмоционально - речевое развитие детей», «Эмоциональный мир дошкольника»…);
Информационные стенды («Памятка родителям от ребёнка: «Мои поступки - не смертельный грех», «Если ребёнок капризничает», «Школа эмоций»);
Консультации психолога, психологические тренинги;
Беседы («Нестабильность эмоционального состояния», «Кризис 3-х лет»);
Проекты («Наши эмоции», «Школа добрых волшебников»);
Групповые родительские собрания («Развитие эмоционального интеллекта ребёнка в семье», «Как избавиться от гнева»…), совместные досуговые праздники и прогулки, участие родителей в проектах;
Открытые занятия;
Организация выставок поделок и работ, сделанных родителями совместно с детьми.
Организованная педагогическая работа с детьми и их родителями может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Список литературы:
- Арушанова А. Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника.
- Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - 2-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2006.
- Коробицина Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей ф79 и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1996.
- Семнкова С.И. Уроки добра. Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет-М.: АРКТИ, 2002
Волшебное перышко
- Педагогам
- Конкурсы
- Новости
- Статьи
- Помощь
- Поиск
Первые шаги в развитии эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста
В уходящем году педагоги нашего дошкольного учреждения решили заняться инновационной деятельностью по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, что является основным капиталом современного человека. Так появился проект под названием «Психолого-педагогическое сопровождение формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста».
Цель проекта : Обеспечение реализации организационно-педагогических условий формирования эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Задачи :
- Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу на тему эмоционального интеллекта.
- Организовать просветительскую работу среди родителей и педагогического сообщества по вопросам развития эмоциональной сферы ребенка.
- Способствовать накоплению ребенком собственного «эмоционального фонда», с помощью которого он сможет ориентироваться в своих чувствах и чувствах других людей и строить гармоничные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Способствовать развитию эмоциональной сферы дошкольников.
В рамках этого проекта каждый специалист проводил определенную работу с детьми, с родителями и педагогами. Я как музыкальный руководитель тоже подключилась к этой работе и подготовила консультацию-презентацию для педагогов, в которой познакомила их с первыми шагами в развитии эмоционального интеллекта.
Первые шаги в развитии эмоционального интеллекта ребенка
«Легкая мелодия - самый лучший утешитель
для возбужденной фантазии и лекарство для мозга».
В. Шекспир
Общество, заботящееся только об образовании ума, совершает большой промах, ибо человек более человек в том, что он чувствует, чем в том, как он думает, подчеркивая социальный смысл эмоций, отмечал в своё время К. Д. Ушинский . Сегодня в обществе искусственно насаждается культ рационального отношения к жизни, поэтому для современных людей проблема компетентности в процессах понимания и выражения эмоций стоит достаточно остро. Постоянно растет число людей, страдающих неврозами, так как неспособность понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакцию окружающих, а также неумение регулировать собственные эмоции при принятии решений приводят ко многим жизненным неудачам, мешают надлежащим образом выполнять служебные и семейные обязанности, затрудняют отдых и ухудшают здоровье, нарушают межличностные взаимоотношения.
Поэтому сейчас большое внимание уделяется эмоциональному интеллекту, т.е. способности осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснить причины возникновения проблем и решать эти проблемы.
В российской педагогике понятие «эмоциональный интеллект» не является новым. Многие ученые об этом явлении писали, используя другие термины в зависимости от особенностей его выражения: Л.С. Выготский - «обобщение переживаний», А.В. Запорожец - «эмоциональное воображение», В.С. Мухин - «разумность чувств». И так как, основы будущей личности закладываются в дошкольном возрасте, то проблема развития эмоциональной сферы дошкольников актуальна и достаточно сложна. В отличие от интеллектуального развития развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание. А ведь сама по себе эмоциональная сфера не складывается - ее необходимо формировать, так как именно от коэффициента эмоционального развития, согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит почти на 80 %, а от коэффициента умственного развития лишь на 20 %.
К тому же в последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психо-эмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с такими особенностями в эмоциональном развитии, как:
- неустойчивость эмоционально - волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности.
- трудности в установлении коммуникативных контактов; дети не готовы к эмоционально теплым отношениям со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.
- проявление эмоциональных расстройств: нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, суетливость, частую смену настроения.
- симптомы органического инфантилизма: отсутствие ярких эмоций, тревожность, бедность психических процессов, гиперактивность.
Почему так бывает: одни дети бойкие и активные, а другие робкие и застенчивые? Как помочь застенчивому малышу стать общительнее и раскованней? И вот здесь бесценную помощь может оказать музыка. Именно музыка - прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в развитии эмоционального интеллекта. Музыка быстрее всего может пробудить эмоции ребёнка, достичь его души. Ведь ребёнок реагирует на окружающий мир в первую очередь через эмоции, а музыка очень значима тем, что взращивает духовные силы маленьких детей и помогает распространять добро и красоту.
Музыка - самое действенное средство в природе для воспитания любви, сердечности, чувствительности, благородства. Развитый музыкальный слух помогает общению с другими людьми. Только услышав интонации речи другого человека, различные её нюансы, можно правильно оценить душевное состояние партнёра по общению, его хорошие или плохие намерения. Музыка - это возбудитель хорошего настроения и наилучший успокоитель, снимающий нервное напряжение.
Еще одна из важнейших воспитательных задач музыки - пробуждать положительные эмоции. Положительные чувства поощряют, пробуждают положительные мысли, а положительные мысли - положительные действия.
Анализируя основы психо-коррекционной работы с детьми, многие учёные отмечают, что в дошкольном возрасте, когда детская психика очень гибка и пластична, психологическая составляющая работы музыкального руководителя наиболее полезна и одним из наиболее эффективных методов является музыкотерапия.
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребёнком, на интеграцию различных видов художественной деятельности: музыке, изобразительному искусству, художественному слову, ритмике.
Музыкотерапию можно использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, во время утреннего приема, во время дыхательной гимнастики, во время дневного сна и в вечернее время. Кроме занятий музыкотерапией, музыка сопровождает детей и взрослых в течение дня в группе.
Раннее утро. Родители, торопясь на работу, ведут детей в детский сад. И уже издалека дети слышат нежную, чарующую музыку. Ярко светящиеся окна, приветливая музыка, добрые сотрудники детского сада ожидают малышей. Давно доказано, что красивая музыка доставляет человеку радость, благотворно влияет на его организм. Приятный утренний музыкальный настрой под солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом, положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей. Создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие, вселяет уверенность, что их ребенку в детском саду хорошо и комфортно. Вариантами музыки для утреннего приема могут быть следующие произведения:
1. П. И. Чайковский «Марш», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Апрель»
2. И. Штраус «Полька Трик - трак», «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса»
3. М. И. Глинка «Детская полька», «Вальс - фантазия»
4. А. Вивальди «Зима»
5. Г. В. Свиридов «Веселый марш», «Музыкальный ящик»
6. Н. А. Римский-Корсаков «Три чуда»
7. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка», Симфония № 40.
8. Й. Гайдн «Детская симфония»
9. Инструментальная музыка в исполнении Диего Модена
10. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа).
Во время прогулок музыка также оказывает свое воспитательное воздействие, стимулируя активность детей, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее настроение, оживляя накопленные впечатления.
Солнечный день, морозная свежесть, бодрые и веселые аккорды музыкального произведения оживляют движения. Детям хочется веселиться, играть, что-то придумывать. Радостная музыка задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизующее воздействие, выраженное в игровой форме. Исследования показали, что ритмичная музыка положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. Слушая такую музыку на свежем воздухе, дети могут танцевать и подпевать, запоминая слова новых песен.
Используемые музыкальные произведения:
1. А. Т. Гречанинов «Моя лошадка»
2. Русская народная музыка «Ах вы, сени…», «Пойду ль я, выйду ль я», «Во саду ли, в огороде»
3. В. А. Гаврилин «Мальчик гуляет, мальчик зевает»
4. С. В. Рахманинов «Итальянская полька»
5. В. А. Моцарт «Симфония №40»
6. М. И. Глинка «Марш Черномора»
7. В. Г. Кикта «Оранжевый скоморох»
8. В. Агафонников «Сани с колокольчиками»
9. Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка»
10. Г. В. Свиридов «Весенний марш»
11. А. П. Петров «Я шагаю по Москве».
Сон. Одним из методов расслабляющего воздействия на ребенка является применение музыкальных произведений в периоды засыпания и пробуждения. Для этого в детском саду созданы все необходимые условия: в каждой группе есть магнитофон, и уже подобранная соответствующая музыка под названием «Колыбельная» или мелодичная классическая и современная релаксирующая музыка, наполненная звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Такая музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие: у детей нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание, они на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:
1. Колыбельные: «Спи, засыпай, маленькая принцесса», «Приход весны», «Засыпающий малыш», «Крепко спи», «Сколько звездочек на небе», «Спи, малыш мой, засыпай», «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей») .
2. П. И. Чайковский «Октябрь»
3. Ц. А. Кюи «Колыбельная»
4. Г. В. Свиридов «Грустная песенка»
5. К. В. Глюк «Мелодия», мелодия из оперы «Орфей и Эвридика»
6. Л. В. Бетховен «Сурок»
7. Ф. Шуберт «Вечерняя серенада», «Аве Мария»
8. К. Дебюсси «Облака»
9. Инструментальная музыка: Frederic Delarue.
Пробуждению детей после дневного сна помогает тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
1. В. А. Моцарт «Музыкальная шкатулка», «Турецкое рондо»
2. К. Сен-Санс «Куры и петухи»
3. А. Т. Гречанинов «Материнские ласки»
4. И. Штраус «Полька - пиццикато»
5. Н. А. Римский-Корсаков «Полет шмеля», «Белка»
6. П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей», «Вальс цветов», «Шестая симфония», 3-я часть.
7. Л. В. Бетховен «Соната № 14»
8. Ф. Шопен «Прелюдия 1, опус 28»
9. М.И. Глинка «Камаринская».
Установлено, что музыка - воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечнососудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка.
Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкальной терапии:
- музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей и формирует у них способность к концентрации на целенаправленную деятельность,
- замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, раскрепощенными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми,
- улучшается речевая и сенсомоторная функции,
- музыкотерапия очень эффективна в коррекции нарушений общения, она помогает установлению эмоционального диалога часто даже и в тех случаях, когда другие способы исчерпаны.
Способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства, и именно музыка - прекрасное средство, помогающее делать первые шаги в развитии эмоционального интеллекта, так как быстрее всего может пробудить эмоции ребёнка, достичь его души.
Литература:
- Андреева И.Н . Предпосылки развития эмоционального интеллекта.// Вопросы психологии, 2007,-N 5. (С. 57-65).
- Изотова Е.И. Амплификация эмоционального развития детей в условиях дошкольного учреждения. // Психолог в детском саду, 2007, -N 1. (С. 57-74).
- Нгуен Минь Ань. Развитие эмоционального интеллекта. // Ребенок в детском саду, 2007,- N 5. (С. 80-87).
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986.