Безопасная дорога в доу. Проект по ПДД «Безопасная дорога» для детей старшей группы ДОУ
Знакомить детей с правилами дорожного движения (ПДД) в детском саду никогда не рано. Понимать правила поведения на проезжей части, читать самые важные знаки, знать обязанности участников движения - всё это должны уметь дети уже младшего дошкольного возраста. По мере взросления тема ПДД в ДОУ раскрывается более глубоко, а повторение материалов из месяца в месяц, из года в год помогает дошкольникам прочно усвоить новые знания и отработать навыки безопасного нахождения на дороге.
Занятия по ПДД в ДОУ - это то, что воспитатель обязан включить в тематический календарный план. В какой бы форме ни проводились эти занятия, они помогают снизить процент ДТП с участием детей и научить малышей культуре поведения на проезжей части.
Знакомство с правилами дорожного движения помогает:
- развить координацию дошкольников;
- до автоматизма отработать действия в условиях дорожного движения и развить скорость реакции;
- научить детей основным правилам поведения на дороге и возле неё.
Что надо рассказать детям в ДОУ о ПДД
Мало объяснить малышу, что дорогу надо смотреть на светофор и переходить дорогу по зебре. Ребёнок в детском саду должен иметь представление о видах машин, об устройстве дорожной полосы и разных пешеходных переходов.
Вот первые правила, которые должны усвоить дети в группе:
- Дорогу можно переходить только на зелёный свет и по “зебре”.
- Идти рядом с полосой машин надо по тротуару, а, если его нет, то двигаться по обочине навстречу движению.
- Перед переходом сначала смотрим налево, а на разделительной полосе - направо.
- Надо выучить важные дорожные указатели и знаки.
Для изучения дорожных знаков дошкольникам предлагается изучить картинки с их изображением. Например, такие:
Также детям уже в младших группах надо обозначать зоны риска дорожного движения и объяснять, как и избегать.
- Из-за припаркованного автомобиля может “вылететь” второй, поэтому перед своим движением надо смотреть на всю дорогу сразу.
- Красный сигнал светофора может включиться на середине дороги: надо остаться стоить посередине, чтобы машины с обеих сторон могли безопасно объехать человека.
- За медленно едущей машиной может ехать кто-то быстрее, поэтому переходить дорогу надо только, когда машины полностью остановились.
Дети в средней и старшей группах ДОУ должны знать о ПДД больше:
- кто считается участником дорожного движения (пешеход, водитель, инспектор ГАИ, пассажир) и у кто из них как ведёт себя на дороге;
- основные понятия дорожного движения: проезжая часть, обочина, тротуар, разделительная полоса, перекрёсток, пешеходный переход;
- виды транспорта: машина, мопед, мотоцикл, велосипед, автобус, троллейбус, трамвай, маршрутка;
- сигналы и цвета светофора;
- места, где можно переходить проезжую часть;
- места, где можно двигаться по дороге пешком;
- правила пользования общественным транспортом;
- особенности перехода железнодорожных путей;
- правила передвижения по дороге на велосипеде.
Воспитанники старшего дошкольного возраста систематизируют знания, полученные ранее, обобщают понятия. Воспитатель старшей и подготовительной уже не просто знакомит детей с ПДД, а предлагает детям решать задачи в игровой форме. Например, что делать, если у пешехода горит зелёный свет, но едущая машина продолжает быстро ехать и не тормозит?
Получите диплом установленного образца
Узнать больше о стратегическом планировании, маркетинговой деятельности и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО .
Как заниматься ПДД с детьми в ДОУ
Изучение правил дорожного движения в детском саду - это часть воспитательно-образовательного процесса, а, значит, должно быть построено по ФГОС. Объяснение ПДД малышам в ДОУ можно включить в любой из видов занятия, которые предусматривают федеральные стандарты. Вот только несколько примеров.
- Интегрированный урок, когда на одном занятии дошкольники занимаются разными видами деятельности: творческой, подвижной, речевой. Такое занятие удачно строить с приглашенным персонажем, которого дети учат соблюдать ПДД разными способами: рисуют, говорят, поют, показывают.
- Тематическое занятие объединяет одну тему изучения (например, знаки, общественный транспорт или сигналы светофора) на разных занятиях: музыке, физкультуре, развитии речи, ИЗО.
- Коллективное задание, на котором вся группа ДОУ делает общий проект. Например, аппликацию с изображением улицы.
- Игровое занятие, в течение которого дети работают в мини-группах, а затем обсуждают то, что у них получилось.
- Урок-экскурсия, на котором дошкольники изучают рядом расположенную проезжую часть и соотносят свои знания с реальностью.
Для того, чтобы дети основательно запомнили правила дорожного движения, воспитатель должен создать условия, при которых они:
- увидят информацию;
- услышат её;
- применят новые знания.
Для этого должны быть использованы:
- наглядные материалы;
- разнообразные речевые приёмы;
- игровые и творческие задания.
Эффективность обучения детей ПДД зависит от оснащённости ДОУ, но, в первую очередь, - от мастерства педагога. Воспитатель, объясняющий правила дорожного движения должен совместить в занятии четыре типа педагогических приёмов:
- Наглядные.
- Словесные.
- Игровые.
- Практические.
Наглядные приёмы преподавания ПДД детям в ДОУ
Объяснение правил дорожного движения с помощью зрительных образов - один из самых эффективных приёмов. Наглядность можно организовать
- картинками, например, с изображениям орожных знаков или сигналов регулировщика;
- презентациями и видео, которые транслируют интересные истории, например, заметки о развитии дорожного движения или мультик по теме ПДД;
- демонстрациями, когда воспитатель показывает на своём примере правильное действие.
Пример картинки, которая подходит для занятия по изучению ПДД для дошкольника:
Словесные приёмы преподавания ПДД детям в ДОУ
Использование словесных приёмов поможет не только объяснить детям правила дорожного движения, но и поможет воспитателю проверить, как усвоен материал. К таким приёмам относятся:
- беседы;
- сказки;
- загадки и стишки;
- чтение.
Беседу с дошкольниками удобнее всего выстраивать по принципу вопрос-ответ. “Какие сигналы светофора разрешают движение пешеходу?”, “Где пересекается несколько дорог?” и т.п.
Загадки и стишки помогают воспитателю быстро переключить внимание дошкольников на тему после паузы или заминки. Для детей младшего дошкольного возраста обычно используются договорки, а в старшей и подготовительной группах ДОУ - более сложные стихотворения.
Младшая группа
Цвет зелёный - Проходи! Жёлтый - Малость погоди. Ну а если красный - Стой! Проход опасный!
Средняя группа
Три глаза есть у светофора. А ну, запомни их, дружок, Ходить по улицам, чтоб скоро Самостоятельно ты смог.
Вот красный глаз… Его ты бойся! Когда горит он - нет пути. Мигает жёлтый - приготовься! Зелёный светится - иди!
Старшая группа
У любого перекрёстка Нас встречает светофор. И заводит очень просто С пешеходом разговор: Свет зелёный - проходи! Жёлтый - лучше подожди! Если свет зажжётся красный - Значит, двигаться опасно! Стой! Пускай пройдёт трамвай, наберись терпенья. Изучай и уважай правила движенья.
А у нас с недавних пор Возле дома светофор. Он горит и день, и ночь, Всем старается помочь. Если красный загорится, Ты не вздумай торопиться. Знают все, что красный Для пути опасный. И на жёлтый не ходи, А спокойно стой и жди. Маму за руку - и ждём. Вместе с нами весь народ Терпеливо ждёт зелёный, Чтобы двинуться вперёд. Вот - зелёный вспыхнул! Скоро! Подмигнул: - Нельзя стоять! Скоро цвет у светофора красным сменится опять.
Чтение, как правило, больше используется в старших группах ДОУ, в которых дошкольники могут сами читать несложные тексты. Другой вариант: воспитатель зачитывает детям истории о дорожном движении. Использовать лучше специальную детскую литературу на тему ПДД:
- “Дядя Стёпа - милиционер”, “Моя улица” (С. Михалков);
- “Шофёр” (Б.Заходер);
- “Светофор” (Г.Георгиев);
- “Милиционер” (Н. Носов);
- “Для чего нам светофор” (О. Тарутин);
- “Правила движения” (В.Головко).
Игровые приёмы для объяснения ПДД в ДОУ
Игровая деятельность должна стать основной при преподавании ПДД для детей. В процессе игры дошкольники повторяют новые понятия, отрабатывают правильное поведение на дороге, развивают речь и координацию движений.
Пять видов игр уместно использовать для того, чтобы дошкольники тренировали различные дорожные ситуации.
- Дидактические игры по ПДД, в которых есть чёткие правила и обучающая задача.
- Сюжетно-ролевые, где дети копируют модель поведения разных участников дорожного движения. Например, отыгрывают передвижение на автобусе или переход дороги без светофора.
- Подвижные игры хорошо использовать во время прогулки.
- Театрализованные игры по ПДД в ДОУ могут проходить по определённому сценарию, в котором дети играют по заданному сюжету, или сами являются режиссёрами и куклами-актёрами.
- Пальчиковые игры удобно проводить в группе младшего дошкольного возраста и также отыгрывать разные ситуации на дороге.
В детском саду составляется единая картотека игр по ПДД, в которой игры делятся по темам и видам. Эту работу могут проводить и методист, и воспитатели. Удобно, что одни и те же игры используются для детей младшей, средней и старшей групп ДОУ. Отличаются только способы подачи информации и её количество.
Практические приёмы для объяснения ПДД дошкольникам
Все виды игры, с одной стороны, можно отнести к отработке полученной информаци. С другой стороны, на этом варианты деятельности, в которой дошкольники могут практически освоить ПДД, не заканчиваются. К практической части занятия по ПДД также относится любая творческая деятельность с использованием мелкой моторики: рисование, аппликации, лепка (светофора, транспорта, знаков).
Номинация «Методическая работа в ДОУ»
Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания законопослушных участников дорожного движения и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена сложившейся критической ситуацией связанной с увеличением дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Программа нацелена на решение значимой проблемы современного общества: обеспечение безопасности детей в условиях дорожно-транспортной среды.
Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, но и умение правильно себя вести в различных ситуациях, поэтому основной задачей взрослых является также стимулирование развития у воспитанников самостоятельности и ответственности. Организация занятий по правилам дорожного движения с детьми является основой приобретения теоретических знаний и формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Новизна данной программы состоит в том, что воспитанникам предлагается в развивающих игровых формах с использованием инновационных компьютерных технологий изучение правил дорожного движения, что способствует заинтересованности детей не столько получить хорошую оценку знаний, сколько научиться правильно и безопасно вести себя в дорожной среде.
Концептуальные основы программы:
- Сохранение жизни и здоровья дошкольника в транспортной среде, на дорогах.
- Снижение уровня транспортного травматизма.
- Формирование личностной компетентности участника дорожного движения, подготовка к безопасной жизни и деятельности в этой среде .
Цель программы : подготовка детей к безопасной жизнедеятельности в дорожной среде, изучение ПДД, а также воспитание правопослушного и безопасного поведения на дороге с учѐтом обеспечения не только своей безопасности, но и безопасности окружающих с использование инновационных компьютерных технологий.
Приложение 1. Программа «Добрая дорога детства» в ДОУ.
Приложение 2. Приложение по работе с детьми.
Подготовила воспитатель старшей группы №10 "Зайчики"
Цель: Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.
Задачи:
Продолжать закреплять правила поведения в общественном транспорте, правила перехода дороги по пешеходному переходу, закреплять значение цветов светофора, развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД, формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, формировать желание соблюдать правила дорожного движения , закрепить в речи детей слова: пешеход, пассажир, тротуар, закрепить в речи названия дорожных знаков.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ : дорожные знаки, круги красного, желтого, зеленого цветов, костюмы ДПС, светофора, записи музыки, мультимедийная установка
Методы и приемы: игровой момент, художественное слово, показ, беседа, задание, объяснение, рассматривание, закрепление, поощрение, итог.
Интегрирование образовательных областей: «Безопасность «Познание» «Социализация» «Коммуникация». «Чтение художественной литературы».
Ход НОД:
Дети садятся на стульчики, расположенные по кругу, слушают и выполняют задание воспитателя.
Дети, мы живём с вами в большом, красивом городе, с широкими улицами, большими домами. По дорогам движется много легковых и грузовых автомобилей, автобусов. И никто никому не мешает. Как вы думаете, почему? (Нам помогают дорожные знаки. Это потому, что есть чёткие и строгие правила и знаки для водителей и пешеходов).
Я всегда так переживаю за вас, чтобы вы благополучно добрались до детского сада.
А как вы добираетесь в детский сад?
Встаньте те, кто приезжает в детский сад на автобусе?
Встаньте те, кого привозят в детский сад на машине?
Встаньте те, кого сегодня привела мама?
Встаньте те, кого сегодня привел папа?
Посмотрите, ребята, сейчас вы все сидите, это значит, что все вы приходите в детский сад вместе со взрослыми, с мамой или папой, с бабушкой или дедушкой. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, мы с вами знаем, что улица – это место, где надо быть очень внимательными, чтобы не случилось беды.
Вспомните, как называются правила, которые должны соблюдать люди, если они собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти или поехать? (ответы детей). Правильно, это - правила дорожного движения.
Покажите мне, как вы знаете и соблюдаете правила дорожного движения, чтобы я была уверенна, что вы благополучно доберетесь до детского сада.
Сначала представим, что мы едим на машине, как Дима. Тогда по ПДД мы будет кем?
(Пассажирами). Какие правила мы должны соблюдать? (Пристегнуть ремни безопасности, не отвлекать водителя).
Хорошо, а какой помощник есть у водителя, который иногда встречается ему в дороге и помогает ему соблюдать ПДД. (Светофор)
Послушайте, какую сказку я вам расскажу.
«Сказка о заветных огоньках»
Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.
Красный огонек: Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.
Желтый огонек: Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!
Зеленый огонек: Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.
Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета. Вот что он сказал:
Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.
Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!
Вы поняли, ребята, для чего на улицах нужен светофор? (да, чтобы не было аварий и т.д.)
А давайте немного поиграем. По считалке выберем того, кто из вас будет светофором. (Воспитатель надевает ребенку костюм светофора, дает в руки круги с цветами сигналов светофора)
Физминутка «Сигналы светофора»
Правила игры: когда вы видите зеленый сигнал светофора (демонстрируется зеленый круг диаметром 10см), вы маршируете на месте, когда желтый (демонстрируется желтый круг диаметром 10см) – хлопаете в ладоши, когда красный (демонстрируется красный круг диаметром 10см) – стоите неподвижно.
Молодцы, справились с заданием.
Здесь я за вас спокойна.
А вот если вы будете добираться на автобусе?
Какие тогда нужно ему соблюдать правила? Вот, например, помните, мы читали с вами Э.Успенского «Крокодил Гена» и там была такая вредная старушка. Забыла, как ее звали? Шапокляк. Так вот однажды она решила проехаться на автобусе, так знаете, как она там себя вела? Вот что она рассказывает:
Ой, я так люблю, так люблю кататься на автобусе. Послушайте, послушайте, я хочу рассказать вам, как я это делаю. Я подбегаю к автобусу, всех расталкиваю, врываюсь в салон и забираюсь на первое место. Потом всех пинаю ногами, хватаю за шарфы, сдёргиваю шапки, встаю ногами на сидение, смотрю в окно! Ох, и весело же. Все начинают шуметь, возмущаться, а мне хорошо!
Ребята. А вы хотели бы оказаться в одном автобусе с Шапокляк? (Нет).
Ой, мне так захотелось прокатиться на автобусе, давайте прокатимся. Железнова «Автобус». А сейчас мы поиграем в игру «Когда мы пассажиры».
Кого мы называем пассажирами? (ответы детей). Миша будет нашим водителем, он сядет впереди. Значит, мы - пассажиры и ждем на остановке автобус. Теперь входим в автобус и занимаем места. Поехали!
А расскажите тогда, как правильно вести себя в автобусе, чтобы быть культурным пассажиром.
Запомните, дети, во время движения автобуса руками двери не трогают. Нужно ждать, пока их откроет водитель. А разговаривать во время движения с водителем можно?
Дети: нет!
Воспитатель: Почему?
Дети: Нельзя отвлекать водителя разговорами. Он должен следить за дорогой, чтобы автобус не столкнулся с другими машинами.
Воспитатель: А можно высовываться из окна автобуса?
Дети: Нельзя, это опасно.
Воспитатель: А можно, ли ходить во время движения автобуса?
Дети: Нельзя, можно упасть.
Ведущая: А можно ли громко разговаривать в автобусе?
Дети: Нет, это будет мешать другим пассажирам.
Здорово покатались!
Здесь я тоже спокойна за вас. Ну а теперь давайте представим, что мы идем до детского сада пешком. Кто мы? (пешеходы).
Сейчас мы с вами вспомним правила дорожного движения для пешеходов.
Правило 1. Слайд 2
“Дорога только для машин”
Обратите внимание, какое большое количество машин на проезжей части.
Вот на улицу выходим,
И к дороге мы подходим,
По асфальту шуршат шины,
Едут разные машины.
По дороге не идти, не бежать, не играть не разрешается. Дорогу можно только переходить в указанном месте.
Правило 2. Слайд 3
“Иди только по тротуару”
Тротуар для пешеходов,
Здесь машинам нету хода!
Чуть повыше, чем дорога,
Пешеходные пути,
Чтобы все по тротуару
Без забот могли идти!
Какие правила поведения вы должны соблюдать, когда идете по тротуару? (Придерживаться правой стороны, не толкать других пешеходов)
Правило 3. Слайд 4.
“Не беги через дорогу”
- Скажите, разве нельзя бежать через дорогу. Что может случиться?
-Сейчас мы с вами еще раз повторим правила перехода проезжей части.
Правило 4. Слайд 5.
“Переход проезжей части”
Расскажите, как вы переходите проезжую часть?
1.Всегда смотри налево.
2. Затем смотри направо.
3. Чтоб спокойно перейти, еще налево посмотри и прислушайся.
4. А сейчас вперед иди.
Правило 5. Слайд 6.
“Будь внимательным!”
Разве можно так, подружки!
Где ваши глаза и ушки!
От такого поведенья
Может быть немало бед:
Ведь дорога не для чтенья
И не место для бесед!
- Для чего нужно быть внимательным на дороге?
Правило 6. Слайд 7.
“Берегите свою жизнь”
Не цепляйтесь к автобусу сзади, ребята,
Не катайтесь за ним – рисковать вам не надо!
Вдруг сорветесь – и может беда приключиться:
Под соседней машиной легко очутиться
…
- Что еще нельзя делать на дороге?
- Скажите, где разрешено детям играть.
Здорово. Вот только я сомневаюсь, все ли правильно переходят дорогу по пешеходному переходу. Давайте проверим.
Игра «Пешеходный переход»
Раскладывается пешеходный переход, дети разуваются. Переходят парами. Один из них взрослый, другой ребенок.
Проверять правильно ли переходят дорогу будет Кирилл. (Одеваем форму инспектора ДПС, даем жезл, свисток). Если неправильно, свисти, тормози жезлом регулировщика.
Молодцы, теперь я знаю, что все вы умеете переходить дорогу.
Ну а теперь давайте закрепим правила дорожного движения.
Игра с мячом.
Ребята, встаньте по кругу. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч.
- По дороге кто идет? Пешеход.
- Кто машину ведет? Водитель.
- Сколько глаз у светофора? Три глаза.
-Если красный “глаз” горит, то о чем он говорит? Подожди.
- Если зеленый “глаз” горит, то о чем он говорит? Можете идти.
- Идут наши ножки… По пешеходной дорожке.
- Где мы автобус ждем? На остановке.
- Где играем в прятки? На детской площадке.
Здорово! На все вопросы ответили правильно.
Можно присесть на стульчики
В подарок за ваши знания я вам обещала открыть волшебный чемоданчик. Давайте уж откроем его побыстрее. Что там (Дорожные знаки). Давайте их назовем.
Молодцы!
Вспомните, как называются правила, которые должны соблюдать люди, если они собираются выйти на улицу и куда-нибудь пойти или поехать? (ответы детей). Правильно, это - правила дорожного движения. Что мы с вами говорим о правилах дорожного движения?
Хором:
«Чтобы никогда не попадать в сложные положения,
Надо знать и соблюдать правила дорожного движения!»
В конце НОД предложить детям настольные игры: «Светофор», лото «Водитель – пешеход», «Внимание дорога».
Стахеева Юлия, воспитатель МАДОУ №106 "Забава" г. Набережные Челны
Пояснительная записка.
Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования - формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями.
Особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе.
Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Программа Н. Н. Авдеевой и Р. Б. Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.
Создание проекта по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов за короткий период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов.
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Участники: дети, педагоги, родители.
Целевая группа: дети 5-6 лет.
Масштаб проекта: кратковременный.
Вид проекта: групповой.
Основание: Проект обеспечивает достижение конкретных результатов за короткий срок.
Реализация проекта обеспечивает активное участие детей, родителей и педагогов.
Проект может быть реализован в рамках совместной деятельности.
Проблема: отсутствие системы работы по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге.
Актуальность: ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами. Программа Н. Н. Авдеевой и Р. Б. Стеркиной «Безопасность» направлена на формирование системы знаний о безопасном поведении дома и на улице. Но в ней отсутствует система по отработке практических навыков безопасного поведения на дороге. Все исследователи отмечают, что работа по изучению правил безопасного поведения должна проводиться в тесном контакте с родителями, но не всегда родители знают, как и какие знания необходимо дать детям и не уделяют этому время.
Цель: формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса.
Задачи:
- Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность.
- Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.
- Обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях.
- Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.
Этапы реализации задач:
Первый этап работы (диагностика) - уточнение представлений детей о правилах безопасности, т. е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе, она помогает педагогу определить знания детей, уровень их возможностей.
Второй этап (теоретическая подготовка) - анализ программы, изучение и подбор литературы, создание проекта.
Третий этап (практическая реализация) - расширение первоначальных детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о правилах безопасности через занятия, беседы с детьми, заучивание рифмованных правил стихов, через чтение художественной литературы, игры-драматизации, наблюдения, экскурсии, посещение комнаты движения, создание и обыгрывание ситуаций на дороге, совместное изготовление макетов.
Четвёртый этап (результаты практической деятельности) - выставки детских рисунков, овладение навыками безопасного поведения на улице (правилами пешехода, знание дорожных знаков) .
1 этап. Для определения уровня развития безопасности было подобрано диагностическое сопровождение. Оценке подлежали знания о безопасности поведения в окружающей среде по методике В. Деркунской «Диагностика культуры здоровья детей».
2 этап. Изучение и анализ программы Н. Н. Авдеевой и Р. Б. Стеркиной «Безопасность» и тематической литературы.
Тема: Светофор и дорожные знаки
Задачи:
Познакомить детей с дорожными знаками.
Учить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки.
Работа с детьми:
1. Занятия:
- «Дорожные знаки» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина «Безопасность»;
- «Дорожные знаки» М. А. Фисенко;
- Дорожные знаки «Дети», «Переход»;
- «Зачем нужны дорожные знаки» К. Ю. Белая, «Как обеспечить безопасность
- дошкольника»;
- «Светофор и его сигналы»;
- «Правила перехода нерегулируемого перекрёстка;
2. Беседы:
- «Внимание! Переходим через улицу».
- «Знаки запрещающие, предупреждающие, разрешающие»,
- «Зачем нужны дорожные знаки».
- «Какие правила следует соблюдать при переходе дороги»,
- «Какие дорожные знаки вы знаете? Для кого предназначены дорожные знаки?»,
- «Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД»,
- «Что обозначают сигналы светофора»,
- Головко «Дорожные знаки»;
- Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум»;
- Кожевников В. «Светофор»;
- Дмоховский А. «Чудесный островок»;
- Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»;
- Маршак С. «Светофор»;
- Мигунова Н. А. «Светофор»;
- Михалков С. «Дядя Стёпа - милиционер»;
- Пишумов Я. «Пешеходный светофор», «Посмотрите, постовой»,
- Пляцковский И. «Светофор»;
- Прокофьев С. «Мой приятель - светофор»;
- Северный А. «Светофор»;
- Серяков И. «Законы улиц и дорог»;
- Загадывание загадок.
- «Азбука пешехода»,
- «Виды перекрёстков»,
- «Внимание! Дорога»,
- «Дорожные знаки».
- «Красный, жёлтый, зелёный»,
- «Кто больше знает и назовёт дорожных знаков»,
- «Найди такой же знак»,
- «Необычный дорожный знак»,
- «Островок безопасности»,
- «Пешеходы и водители»,
- «Поставь дорожный знак»;
- «Светофор»,
- «Теремок»,
- «Угадай, какой знак»,
- «Учим дорожные знаки»,
- «Учись быть пешеходом».
5. Практические занятия: занятия на специально подготовленной на территории детского сада площадке.
6. Сюжетно-ролевые игры:
- «Водители и пешеходы»,
- «Волшебный светофор»,
- «Улица города».
7. Продуктивная деятельность: выставка детских рисунков «В стране дорожных знаков», «Перекрёсток»;
8. Развлечения:
- «Зеленый огонек»;
- «Путешествие в город дорожных знаков».
Работа с родителями:
- Фотовыставка «Как мы учим правила движения».
- Памятка для родителей «Азбука дорожной безопасности».
Тема: Транспорт и опасные ситуации.
Задачи:
Дать представление о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном) .
Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улицах города.
Познакомить детей с правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте.
Работа с детьми:
1. Занятия:
- «В городском транспорте» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
- «В городском транспорте» М. А. Фисенко;
- «Знакомство с транспортом» К. Ю. Белая;
- «Опасные участки на пешеходной части улицы».
2. Беседы:
- «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»;
- «Как надо вести себя в общественном транспорте?»
- «Пассажирский транспорт»;
- «Труд водителей»;
- «Я - пассажир».
3. Чтение художественной литературы:
- Берестов В. «Про машины»;
- Боровой Е. В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
- Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
- Дорохов А, «Пассажир»;
- Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
- Носов Н. «Автомобиль»;
- Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
- Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», ;
- Семернин В. «Запрещается - разрешается»;
- Загадывание загадок о транспорте.
4. Обсуждение опасных ситуаций.
- «Угадай вид транспорта»;
- «Водитель и пассажиры»;
- «Кто чем управляет»;
- «На воде, в воздухе, на земле»;
- «Осторожно пешеход»;
- «Сложи картинку»
6. Сюжетно-ролевые игры:
- «Автобус»,
- «Водители и пешеходы»,
- «ГАИ»,
- «Гараж»,
- «Транспорт».
7. Моделирование ситуаций:
- «Авария на дороге»,
- «Будущий водитель»,
- «Помоги старушке».
8. Продуктивная деятельность:
- «Моя улица»,
- «Перекрёсток»,
- «Транспорт на улицах города»,
- «Пассажирский транспорт»,
- Работа со строителем «Гараж»,
9. Развлечение: «Безопасное колесо», «Зелёный огонёк»
10. Рассматривание картины из серии «Кем быть».
Работа с родителями:
- Консультация «Посмотри направо - посмотри налево», «Внимание - дорога!».
- Памятка для родителей «Юному пешеходу».
Тема: Безопасность на улице.
Задачи:
Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и с соответствующими мерами предосторожности.
Учить детей правилам поведения на улице, где можно и нельзя играть.
Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.
Работа с детьми:
1. Занятия:
- «Безопасное поведение на улице» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
- «Знай и выполняй правила уличного движения» К. Ю. Белая;
- «Игры во дворе» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
- «Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
- «Опасные участки на пешеходной части улицы» Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина;
- «Улица города» К. Ю. Белая.
2. Беседы:
- «Безопасное поведение на улице»,
- «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»,
- «Где маленькие дети могут кататься на велосипеде?»,
- «Где можно играть?»,
- «Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых»,
- «Почему нельзя играть на тротуаре?»,
- «Правила дорожного движения обязательны для всех».
3. Чтение художественной литературы:
- Гангов А. «Кто храбрей?»;
- Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;
- Кончаловская Н. «Самокат»;
- Маршак С. «Мяч»;
- Михалков С. «Скверная история»;
- Орлова Д. «Как Стобед качался на качелях»;
- Пишумов Я. «Юрка живёт на другой стороне…»;
- Шорыгина Т. «Волшебный мяч».
4. Обсуждение различных опасных ситуаций, которые могут возникнуть при играх во дворе дома.
5. Моделирование ситуаций: «Найдите дорогу в детский сад», «Авария на дороге».
6. Рассматривание иллюстраций: «Улица города».
7. Игры: «Как избежать неприятностей».
Работа с родителями:
Памятка родителям «Как обучить ребёнка правилам поведения на улице».
Памятка родителям «Ребёнок переходит улицу».
4 этап. Проведение тематических выставок детских рисунков, открытые занятия, создание книги «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать!».
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение, 2004.
- Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
- Добрякова В. А., Борисова Н. В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателеля детского сада. - М. : Просвещение, 1989.
- Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
- Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2006.
- Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 - 4 классы. - М. : ВАКО, 2006.
- Коган М. С. Правила дорожные знать каждому положено. Познавательные игры с дошколятами и школьниками. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2007.
- Степененкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение, 1979.
- Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
- Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2005.
- Хромцева Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице. Учебное пособие - М. : Центр педагогического образования, 2007.