Формы организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков. Правовые, организационные основы проведения каникулярного отдыха детей и подростков по месту жительства
Эффективность организации отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков и молодежи в Ленинском муниципальном районе.
Впереди школьные каникулы, которые с одной стороны позволят детям отдохнуть, набраться сил к новому учебному году. С другой, в течение трех месяцев дети могут быть предоставлены сами себе, что может привести к негативным последствиям. Так, проведенный анализ дорожно - транспортных происшествий свидетельствует, что большая их часть произошла именно в летний период. Недаром поется в песне, что «лето - это маленькая жизнь». Ребята будто забывают, чему их учили в течение года и, вырвавшись на каникулы, живут в своем только им понятном мире. В этой связи организация досуга школьников в каникулярный период- первостепенная задача всех взрослых, в первую очередь педагогов.
В целях повышения эффективности оздоровительной кампании в течение года работает Межведомственная лагерная комиссия, на заседаниях которой рассматриваются основные направления деятельности, определяются приоритеты и задачи детского оздоровления, решаются вопросы финансирования, в том числе связанные с частичной оплатой и компенсацией за самостоятельно приобретенные путевки. Организована работа телефона «горячей линии», проводятся консультации по вопросам организации летнего отдыха, вопросы оздоровительной кампании освещаются в средствах массовой информации.
Наша обязанность сделать отдых:
Безопасным;
Доступным;
Полезным.
Все понятно по первым двум пунктам. Лагеря комиссионно проверяются, причем по решению Межведомственной лагерной комиссии мы проверяем не только лагеря дневного пребывания, но и все лагеря, куда организованно выезжают дети. Четыре года назад аукцион по закупке путевок для детей в трудной жизненной ситуации выиграла фирма, у которой в итоге и лагеря не оказалось, детям предложили провести каникулы в санатории, где проходили курс лечения беременные женщины Конечно, в итоге, от такого безрассудного предложения мы отказались, но нервы себе помотали еще и тем, что лихие ребята сбавили сумму за путевку с 23 до 16 тысяч. Теперь в техническом задании мы прописываем обязательное требование, что после проведения открытого аукциона до подписания контракта в трехдневный срок можем посетить организацию отдыха с целью ознакомления на соответствие требованиям, предъявляемым заказчиком. Вот уже четыре года бог милует нас от недобросовестных поставщиков.
Мы стараемся обеспечить доступный отдых. Родители оплачивают 25% от общей стоимости путевки в лагеря дневного пребывания (стоимость путевки - 6000 руб.); детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, путевка предоставляется бесплатно. Бесплатно предоставляются путевки в выездные лагеря одаренным детям и опять же детям в трудной жизненной ситуации. Родители, которые приобрели путевки самостоятельно, получают частичную компенсацию.
Здесь важно отметить, что безопасный и доступный отдых можно обеспечить в каждом лагере, на это существуют постановления, распоряжения, приказы, комиссионные проверки.
А будет ли отдых полезным, зависит от Программы лагеря и, конечно, человеческого фактора, заинтересованности и неравнодушия взрослых, обеспечивающих отдых детям.
Основными формами отдыха являются:
Лагеря дневного пребывания;
Досуговые площадки;
Профильные палаточные лагеря;
Профильные выездные лагеря.
Самым массовым и доступным видом отдыха остаются лагеря с дневным пребыванием, которые в нашем районе действуют на базе всех общеобразовательных организаций.
Кажется, чего проще провести пришкольный лагерь. А ведь данный вид отдыха требует особых усилий. С одной стороны, лагерь должен стать продолжением воспитательной работы, которую мы проводили в школе в течение года. С другой, это уже не школа, а лагерь со своими законами и традициями. А главное, не должен стать местом для бесполезного времяпровождения.
На время организационного периода и проведения лагерной смены за всеми лагерями дневного пребывания закрепляются сотрудники Управления образования. Лагеря комплектуются педагогами - предметниками, педагогами - психологами, воспитателями из числа педагогических работников и педагогами дополнительного образования детей.
Лагеря дневного пребывания работают в течение лета по программам, которые позволяют создать оптимальные условия не только для оздоровления, но и развития художественного, технического, социального творчества ребенка. Так, в 2018 году действовали лагеря дневного пребывания с профильными отрядами декоративно - прикладного творчества, информационно - математического направления, юных краеведов, юных экологов, юных лингвистов, юных спортсменов и т.д. Программа профильного отряда позволила каждому ребенку найти свое любимое дело, проявить свои таланты, овладеть новыми умениями и навыками; самое важное - охватить детей подросткового возраста от 12 до 15 лет.
К проведению массовых и досуговых мероприятий, организации экскурсий, походов и спортивных соревнований активно привлекались учреждения культуры и спорта, военно - патриотические клубы.
Проведены межлагерные мероприятия:
Открытие лагерной смены;
День России;
День памяти и скорби;
Закрытие первой лагерной смены.
Совместные мероприятия позволяют не только сделать их более качественными, но и, в итоге, сэкономить денежные средства.
В этом году педагоги дополнительного образования будут работать в пришкольных лагерях. Это будут и теоретические занятия, и практические, и мастер - классы.
Помимо лагерей дневного пребывания на базе всех школ, учреждений культуры и спорта действуют досуговые площадки. С детьми проводятся спортивные соревнования, игры, викторины, занятия по интересам, беседы, экологические и патриотические акции и т.д
Досуговые площадки - малозатратная и перспективная форма организованного отдыха. Главное, их посещают подростки 13-14 лет. В летний период 2018 года данной формой отдыха было охвачено более 5000 ребят.
Для подростков 12-18 лет в каникулярный период организуются профильные палаточные лагеря: оборонно - спортивные, православные, эколого - трудовые. Палаточный лагерь - особая социально - педагогическая среда, которая позволяет приобрести чувство уверенности, успешности, внутренней социальной защищенности. Это очень важно, ведь в данных лагерях более 40% детей из неполных и малоимущих семей. А в военно - спортивные лагеря, которые ведут поисковую работу, обязательно выезжают подростки, состоящие на учете в КДН. Важен и тот факт, что палаточные лагеря малозатратны и мобильны. Вашему вниманию представлен военно - патриотический лагерь «Застава».
Особое внимание уделяется выездным оздоровительным лагерям для талантливых детей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Лагеря работают по профильным программам: для талантливых детей - по программе «Лидер», детей, находящихся в трудной жизненной ситуации - программе «Спасибо, нет!». Кто проводит программы? Это заместители директоров по воспитательной работе, социальные педагоги и психологи школ, Учебно - методического центра которые работают в данных направлениях в течение учебного года.
Практика направления детей вышеуказанных категорий в выездные лагеря существует около 10 лет. Положительный опыт проведения лагерей:
Программа «Лидер» позволяет выявить ребят, которые в дальнейшем активно работают в школьных детско - юношеских организациях, Совете районной детско - юношеской организации «Юные патриоты Ленинского района»; две участницы программы сегодня являются педагогами - организаторами; курируют деятельность районной детско - юношеской организации. Кстати, вот уже три года талантливые дети отдыхают в Болгарии;
Программа «Спасибо, нет!» способствует снижению противоправных действий среди несовершеннолетних.
Вообще стоит отметить, что не так - то просто отправить детей данной категории в выездные лагеря, т.к. сегодня дети едут, завтра родители отказываются, послезавтра снова соглашаются, а в итоге - в лагерь так и не едут, и приходится в срочном порядке находить замену.
Кроме того, опыт работы показал, что дети вышеуказанной категории по физиологическим и психологическим особенностям не могут находиться в лагере более 14 дней.
Поэтому при составлении технического задания на приобретение путевок для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, мы учитываем все спорные моменты.
Необходимо отметить, что в Ленинском районе осуществляется единый межведомственный подход к решению вопросов по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, что позволило не только сохранить охват детей всеми формами отдыха и занятости на уровне прошлых лет, но и увеличить.
Успехи достигнуты благодаря тому, что в нашем районе проводится умная оздоровительная кампания!
Исторически в нашей стране сложились многообразные формы организации летнего досуга детей. Традиционными стали загородные лагеря, детские площадки при школе и подростковых клубах, детские туристические поездки и маршруты и т.д. Сегодня, наряду с традиционными, появились новые возможности в организации летнего отдыха детей.
1. Загородные лагеря всегда были одной из самых распространенных форм организации летнего отдыха. Обзор литературы позволяет сделать следующую классификацию загородных лагерей.
· Досуговые. Основная цель досуговых лагерей – организация досуга. Специфика – многообразие видов деятельности.
· Оздоровительные. Задачи и формы типа лагерей связаны с оздоровление ребенка, улучшением самочувствия детей. Здесь избегают грандиозных программ, отрицательно влияющих на физическое и психическое состояние ребенка. Главная роль отводится валеологам, которые отвечают за организацию и осуществление программ привлечения детей к здоровому образу жизни.
· Профильные. Это практически ориентированные лагеря. Их цель – углубление знаний по определенным предметам, создание условий для развития специальных способностей детей. Обычно здесь работают специалисты-предметники. Специальные лагеря могут иметь различный профиль. Наиболее распространенные – спортивный, туристский, экономический, лидерский и т.д. Существуют программы профильных лагерей для одаренных детей, для детей-инвалидов.
· Трудовые. Оказывают помощь в решении денежных проблем подростков, обучают какому-либо ремеслу или виду труда. Трудовой лагерь имеет большое значение в формировании экономических представлений детей и подростков, в формировании навыков жизни в условиях рыночной экономики, позволяет воспитывать самостоятельность.
Данная классификация позволяет представить типы лагерей в чистой идеальной форме. На практике, безусловно, могут быть лагеря смешанного типа. Однако каждый отряд (детский коллектив) будет иметь свою специфику. Эта специфика будет определяться основанием, по которому формировался отряд, целями, базовым понятием педагогической концепции и основными видами деятельности. Не означает данная классификация и того, что, например, в профильном лагере (отряде) нет досуговой деятельности. Безусловно, досуг и оздоровление будут реализовываться практически в каждом типе лагеря, но не везде они будут основными, то есть могут иметь второстепенное значение.
Данная классификация может стать основанием для самоопределения педагогов и организаторов летнего отдыха, относительно целей и основных видов деятельности, что позволит более эффективно мобилизовать средства и ресурсы.
При проектировании деятельности в загородных лагерях необходимо учесть такие условия, как
Временный характер коллектива;
Изменение привычной среды жизнедеятельности;
Закрытость загородного лагеря как типа детского учреждения;
Отсутствие родительской опеки, поддержки и контроля.
Принципы организации педагогического процесса и жизнедеятельности детей в лагере.
1. Комплексность, как принцип организации работы лагеря, предусматривает взаимосвязанное (системное) решение воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач; сочетание индивидуальных, групповых, коллективных и массовых форм работы; применение определенной системы педагогических методов и средств.
2. Соблюдение принципов добровольности, самодеятельности, сотрудничества детей и взрослых создают условия для свободного развития ребенка. Эти принципы характеризуются: общедоступностью всех занятий, правом детей на выбор содержания и форм работы, детской группы и педагога, активным включением в деятельность лагеря всех детей, проявлением их инициативы и творчества, установлением отношений взаимной заботы и совместного творчества детей и взрослых.
3. Дифференцированный подход как принцип педагогической деятельности требует организации работы с детьми с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, определение возрастных границ дифференциации с учетом тенденции личностного развития детей соответствующего возраста, выделения в рамках данного возраста детских подгрупп на основе определенных психолого-педагогических характеристик.
При разработке проектов различных направлений деятельности лагеря сформулированы актуальные ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ для каждой модели:
1. Обеспечение полноценного отдыха детей на основе разработанной досуговой деятельности, обладающей повышенным развивающим потенциалом, способствующей направленному совершенствованию личности и формированию опыта социального взаимодействия детей со сверстниками, взрослыми, окружающим миром; создающей условия для поддержки их психологического и физического здоровья.
2. Формирование нравственного воспитания и стимулирование процесса самовоспитания; формирования навыков культуры общения.
3. Обеспечение условий для раскрытия творческой индивидуальности детей, их интересов, потребностей, природных задатков.
4. Максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях возможности пребывания детей в новом для них социальном и природном общении.
5. Создание комфортной социально-психологической и предметно-бытовой микросреды жизнедеятельности детей и взрослых в лагере.
Необходимость программирования жизнедеятельности лагеря
Последние три года в отечественном лагерном движении появилась новая “мания” – “программирование” О лагерных программах говорят с больших трибун, им посвящаются специальные семинары, за них хвалят, а при их отсутствии - ругают. Что это, новое веяние или что-то другое? По нашему мнению программирование лагерной жизни как способ организации работы загородного детского лагеря – это закономерный этап в развитии системы летнего отдыха детей и подростков в нашей стране. Но нельзя не заметить, сто на сегодняшний момент нет должного научно-методического обеспечения программирования деятельности детского оздоровительного лагеря.
Что такое программа лагеря
Ответов на этот вопрос может быть несколько. Так сегодня в специальной литературе под термином “программа лагеря” рассматриваются и концептуальные основы деятельности лагеря, и тематический план, и многое другое. Но все же программа лагеря это:
- документ, наряду с Уставом (если он имеется) один из основных в деятельности лагеря. Документ, в котором должны быть отражены содержание и системы работы ДОЛ на определенный период;
- результат процесса программирования. Под программированием нужно понимать четкое определение цели деятельности лагеря, выбор эффективных форм и методов ее достижения;
- модель будущей деятельности ДОЛ, которая должна давать ответ на вопросы:
1) каково реальное положение лагеря сегодня (педагогический и социально-экономический аспекты)?
2) Какой хотелось бы видеть деятельность лагеря?
3) Что надо сделать, чтобы приблизить реальное состояние к желаемому?
Прежде всего, надо сразу оговориться, что программирование – это не мода, но и не “вечное явление”. На данном этапе развития российского лагерного движения они необходимы, так же как сегодня они необходимы школам, детским организациям и т.д. Почему? Ответим словами ведущих специалистов в области разработки образовательных программ В.С. Лазарева и М.М. Поташника: “Программы нужны в нестабильных динамично изменяющихся условиях, чтобы понимать, что происходит, что это даст или чем грозит. В хорошо предсказуемом и медленно изменяющемся мире нет нужды глядеть далеко”. Не будем спорить с последним утверждением известных ученых, но заметим, что в практике работы лагерей США программам тоже уделяют много внимания, т.к. американцы считают, что программа - это и есть лагерь, “это то, что происходит в лагере день за днем”.
Программа – это средство борьбы против стихийности и формализма в деятельности многих педагогических коллективов ДОЛ, т.к. ее разработка “заставляет” администрацию и педагогов лагеря осмысливать сущность своей деятельности, свою воспитательную позицию.
Программа должна показать, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная модель организации воспитания, оздоровления и развития детей.
Учитывая то, что программируется работа детского лагеря (в которой соединяются усилия детей, их родителей, владельцев, администраторов, педагогов и сотрудников лагеря), то программа помогает всем участникам осознать цель их совместных действий, осознать, что от них ждут и скоординировать совместную деятельность (чтобы детям лучше отдыхалось, а команде лагеря лучше работалось).
Типология программы
Существует несколько типов программ, в основе их дифференциации различные критерии: направленность, продолжительность, инновационность и т.д. Рассмотрим типы программ по их направленности (комплексные и профильные) и по продолжительности (долгосрочные и краткосрочные). Итак, первая группа:
Комплексная программа – программа разноплановой деятельности лагеря, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в специфических условиях ДОЛ.
Профильная (специализированная) программа – программа с одним, генеральным (ведущим, основным) направлением деятельности. Такими являются, например, социально-педагогические проекты лагерей для детей-инвалидов, для подростков с девиантным поведением, юных лидеров детских организаций или экологические, краеведческие программы.
Но подчеркнем, это разделение достаточно условно, так как и на смене для детей-инвалидов и в обычном лагере участники программы будут играть, участвовать в различных делах и мероприятиях, гулять в лесу или по лугу, купаться, заниматься физкультурой и т.п., только все будет происходить с учетом возможностей детей.
Иногда в литературе встречается термин “тематическая программа” и в него вкладывается смысл профильности, мононаправленности лагеря. На наш взгляд это неверно. Тематической может быть любая программа, если на то есть необходимость. И еще один аргумент в защиту нашего мнения: как-то некорректно считать программу для детей-инвалидов тематической, уж больно это грустно.
Вторая группа программ: долгосрочные и краткосрочные.
К долгосрочным программам следует отнести программы, рассчитанные на реализацию в течение ряда лет.
Краткосрочные программы – программы, реализуемые в течение небольшого срока (оптимальные период – лагерная смена). Исходя из последнего довода, заметим, что именно поэтому рекомендуется разрабатывать краткосрочную программу лагеря как программу одной смены. Долгосрочная программа представляет из себя не просто программу лагеря, а программу развития лагеря. Завершая этот раздел, следует упомянуть и о таких типах программ как авторские и заимствованные (адаптированные). Опыт убеждает, что сейчас наиболее распространенными являются программы авторские, т.е. разработанные командой лагеря для себя. Такая программа должна иметь оригинальную идею, нетрадиционный подход к организации жизнедеятельности детей и взрослых в лагере. В тоже время набирают популярность и адаптированные программы, позаимствованные (если авторы не против) у коллег, но не переработанные, исходя из конкретных условий своего лагеря. Списать программу можно, но работать по ней, если она не переосмыслена, “не перекроена” под себя, под свои возможности, нельзя! Как нет двух абсолютно одинаковых лагерей, так и не может быть двух идентичных программ их деятельности.
Требования, которым должна удовлетворять программа лагеря
Психолого-педагогическая наука выделяет несколько качеств, которыми должна обладать любая программа. Выделим основные (учитывая специфику лагеря):
Актуальность – свойство программы быть целенаправленной, ориентированной на решение наиболее важных в сложившихся условиях для оздоровительного лагеря проблем (учет требований времени, региона, родителей, детей и т.п.).
Целостность – это требование к программе объединить в единую систему все действия: от выдвижения цели до описания предлагаемого результата деятельности ДОЛ; целостность программы – это, прежде всего, ее логичность.
Прогностичность – свойство программы работать на перспективу, отражать в своих целях и планируемых действиях не только то, сто есть сегодня (популярно, востребовано), но и предполагаемые (прогнозируемые) изменения, новые требования к деятельности лагеря.
Реальность – требование к программе быть выполнимой, оптимальной для потенциала (творческого, материального и т.п.) конкретного ДОЛ.
Оригинальность – качество программы отражать специфику лагеря, его своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.
Структура программы
Программа может иметь различные варианты структуры, но основными ее элементами (составными частями) являются: введение, цели и задачи, основное содержание деятельности, механизм реализации и предполагаемые результаты. Это “минимальный набор”, позволяющий программе быть программой. Часто встречаются и другие элементы: например, кадровое обеспечение, атрибутика, предполагаемые затраты и т.п. Их значимость в программе определяется ее назначением.
Рассмотрим подробней основные разделы структуры:
1. Введение (объяснительная записка, преамбула, обоснование и т.п.). В этой части программы обосновывается ее актуальность и значимость. Для этого необходимо проанализировать социально-педагогические условия, в которых работает ДОЛ (на момент разработки программы). Здесь же указывается точный адрес программы, т.е. кому она предназначается (какому возрасту, социальной группе детей и т.п.). Во введении раскрываются основные идеи и принципы программы (хотя они могут войти и в отдельный блок), объясняется название программы (если оно есть).
2. Цели и задачи. В этом разделе указываются цели и задачи предстоящей деятельности. Следует различать понятия “цель” и “задача”. Цель – это образ предполагаемого результата, который лагерь реально может достичь к четко определенному времени. Задача – это частная цель, мини-цель, это путь, при помощи которого вы можете отмерить процесс реализации цели. Блок целей и задач должен быть конкретным, реальным, достижимым. На практике это означает, что каждую из поставленных задач важно сформулировать так, чтобы
Было ясно, чего конкретно заданный период следует добиться в деятельности лагеря;
Для ее решения имелись реальные возможности;
Ее действительно можно было решить (достигнуть) за тот срок, на который она рассчитана.
Опыт программирования убеждает, что хорошая программа может иметь одну-две цели и несколько конкретизирующих их задач. Задачи также можно разделить на воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Главное, чтобы согласовывались с целью программы.
В этой части программы указываются планируемые мероприятия, дела, их регулярность и последовательность. Программа не требует лишней детализации. Подробная информация должна быть отражена в плане работы на смену, который по сравнению с программой, носит более конкретный и детализированный характер.
4. Механизмы реализации (логика развития, режим реализации программы). Один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание системы действий по воплощению в жизнь замысла, идей программы (что необходимо сделать, в каком порядке, в какие сроки и т.п.). В зависимости от типа программы механизм реализации может быть внешним и внутренним. Внешний – когда для реализации программы необходимо участие “внешних сил”. Внутренний механизм реализации предполагает использование собственных сил, внутренних резервов.
Главное назначение этого раздела – продумать, как то, что написано на бумаге, превратить в реальную деятельность детей и взрослых в лагере.
5. Результаты (Итоги). В этой части программы указываются ожидаемые, предполагаемые результаты, итоги выполнения программы. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными. По сути, главными результатами деятельности любого ДОЛ является развитие ребенка. Показатели этого развития (укрепление физических и психических сил ребенка, приобретение им новых знаний, умений, т.е. новый положительный жизненный опыт) – и должны стать результатами деятельности лагеря.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что разработка программы Дол – процесс не простой, требующий от разработчика определенного опыта и знаний. Лучший путь – объединить всех заинтересованных лиц, всех кто любит лагерь и считает себя настоящим участником лагерной команды. Создание программы лагеря – это лишь полдела. Надо, чтобы программа заработала, тогда усилия, затраченные на ее создание, не окажутся напрасными, и лагерь получит эффективное средство совершенствования своей работы.
Базовые модели функционирования детских оздоровительно-образовательных лагерей
Основная функция летних лагерей – оздоровление, образование, воспитание и развитие детей в летний период; создание и организация деятельности временных детского и педагогического коллектива; рациональная организация свободного времени детей, максимальное использование в воспитательных и оздоровительных целях пребывания детей в новом для них социальном и природном окружении.
Функционирование конкретного детского лагеря определяется его базой (основной) моделью.
Под конструированием базовой модели подразумевается технологическое построение социально-педагогической системы данного типа учреждения.
В таблицах 1-6 представлены некоторые базовые модели детских оздоровительно-образовательных лагерей, которые можно использовать при создании любого учреждения подобного типа. В эти моделях содержится лишь краткая характеристика детских лагерей. Это, скорее, определенный образ учреждения – “Лагерь-клуб”, “Лагерь-школа”, “Летняя академия”.
«Лагерь-дом» №1
Показатель | Характеристика |
Типология по базису | Специализированный |
Участники | Воспитанники детских домов, дети, находящиеся под опекой, дети-инвалиды, дезадаптированные дети, коллектив класса, семья (для тех, кому необходимо погружение в атмосферу нормальной семьи) |
Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса | Воспитатели, вожатые, педагоги дополнительного образования, психолог, игротехники, психотерапевт, социальный педагог, дефектолог, медики |
Информационно- методическое обеспечение | Информационная поддержка органами административного управления социальной сферой, государственной опеки и попечительства, здравоохранения и образования; комиссией по делам несовершеннолетних. Региональные программы по проблемам семьи и детства. Создается по типу большой семьи, где царит атмосфера всеобщей заботы о каждом: отношения между взрослыми и детьми строятся на взаимопонимании и добровольном сотрудничестве. Учитываются индивидуальные особенности детей. Работа ведется с малыми группами. Свободный выбор детьми содержания деятельности. Гибкое планирование деятельности. |
Материально-техническое обеспечение (в соответствии с типом лагеря) | Помещения для работы с малыми группами, оборудование в зависимости от содержания деятельности и контингента детей, комнаты психологической разгрузки и т. п. |
«Дом друзей », «Поезд». |
Лагерь-школа», «Летняя академия» №2
Показатель | Характеристика |
Типология по базису | Специализированный |
Типология по форме | Комбинированный |
Участники | Дети 14-17 лет, ориентированные (одаренные) в определенной области знаний, коллективы научных обществ учащихся (НОУ); дети с ослабленным здоровьем. |
Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса. | В зависимости от профиля смены: валеологии, экологии, медики, туристы, преподаватели вузов, школьные учителя, педагоги дополнительного образования. |
Информационно – методическое обеспечение. | Информационная поддержка станций юных натуралистов, юных техников, центров детско - юношеского творчества, специализированных детских клубов, городских или областных НОУ, вузов, академий, комитета по делам молодежи. Создается по типу учреждения дополнительного образования. Реализуются различного рода образовательные-обучающие рограммы: экскурсии, походы, путешествия, работа с природным материалом, массовые мероприятия, игры, конкурсы. Развивается познавательная и творческая активность детей. Возможно профильное содержание смен(гуманитарное, естественное, научное и т.п.) Работают специалисты по профилям. |
Материально – техническое обеспечение (в соответствии с типом лагеря) | Мини – лаборатории, туристическое снаряжение, исследовательские площадки, объекты наблюдений (в зависимости от профиля), аудитории, компьютеры, множительная техника. |
Реализуемые программы деятельности (преимущественно) | «Экологическая тропа», «Лесная школа», программа погружения в научно- исследовательскую деятельность. |
«Лагерь – экополис » № 3
Показатель | Характеристика |
Типология по базису | Специализированный |
Типология по форме | Комбинированный |
Участники | Дети любого возраста, коллективы детских объединений, дети с ослабленным здоровьем, семьи. |
Специалисты группы сопровождения воспитательно - оздоровительного процесса | Экологии, валеологии, биологии, медики, туристы, преподаватели вузов, школьные учителя, работники лесничества, рыбнадзора и т.п. |
Информационно-методическое обеспечение | Информационная поддержка детских экологических станций, комитетов по экологии, лесничества, вузов. Нормативно- правовые документы по охране лесов, водоемов и т.п. Создается по типу учебно-просветительского учреждения в природных условиях, сочетающего в себе возможности отдыха, образования и воспитания. Идет реализация образовательно-развивающих валеологических, экологических и биологических программ практической направленности. Создаются разновозрастные отряды, основанные на сотрудничестве взрослых и детей, наставничестве старших. Проводится исследовательская и природоохранная деятельность. |
Материально- техническое обеспечение (в соответствии с типом лагеря). | «Экологическая тропа», экологические делянки, фермы, живой уголок, конюшня, птичник, туристическое снаряжение, оборудование и инструменты для наблюдения, мини-лаборатории. |
Реализуемые программы деятельности (преимущественно) | «Экология, здоровье, культура» |
«Лагерь-театр» №4
Показатель “Типология” предполагает классификацию существенных признаков, таких, как базис – структурный элемент на основе использованной технологии и форма – устройство содержания образца.
Строка “Участники” определяется с учетом возрастного подхода, а также социальных и валеологических аспектов.
В строке “Специалисты группы сопровождения воспитательно-оздоровительного процесса” отражена зависимость лагеря от кадрового обеспечения.
Строка “Информационно-методичческое обеспечение” несет в себе краткую информацию о целях, задачах и месте создаваемого временного учреждения, а также о возможностях применения некоторых общеизвестных методик.
Тип лагеря определяется не только базой, формой, методическим обеспечением, но и материально-технической основой (территориальная локализация, необходимое и рекомендуемое оборудование), что нашло отражение в соответствующей строке.
Основные показатели, представленные в правой колонке таблиц, позволяют увидеть как общие, так и конкретные характеристики детских оздоровительно-образовательных лагерей. С их учетом программируется совместная деятельность детей и педагогов.
С.Собянин: Значительное количество детей, около 10 тыс. детей в год мы отправляем в Болгарию, но это не болгарский лагерь, это московский лагерь, в 2008 году его начали строить, сейчас это один из самых лучших лагерей на постсоветском пространстве, обладает корпусами современными, спортивными и лечебными, корпусами для проживания, учебы, спорта. Такая действительно солидная структура. Мы продолжаем его достраивать, потому что, чтобы срастить экономику, надо реализовать проект полностью, его невозможно остановить посредине, поэтому мы продолжаем его развивать. В целом, конечно, это очень комфортный современный лагерь.
Помимо этого мы развиваем и базу лагерей, которые находятся в Подмосковье. К сожалению, как вы правильно сказали, они уже десятилетиями капитально не ремонтировались и не реконструировались. Это такой прошлый век совершенно, поэтому мы вынуждены были девять лагерей взять непосредственно в ведение города, из них шесть мы капитально отремонтировали, они 3-го числа будут запущены все уже с новыми корпусами, с новыми столовыми, спортивными объектами и так далее. Три объекта продолжаем реконструировать, они выйдут в конце этого года.
В целом в Москве организованным отдыхом охвачено около 300 тыс. человек - это и загородные, и городские лагеря. Работаем вместе с профсоюзами, передавая часть денег профсоюзным организаторам летнего отдыха, компенсируем 30% стоимости путевки. Так же, как и у Александра Николаевича (А.Н.Ткачев - губернатор Краснодарского края ), мы компенсируем родителям, которые самостоятельно выбирают свои путевки, я имею в виду льготные категории граждан, компенсируем им от 5 тыс. рублей. Помимо этого мы 100% компенсируем детям из многодетных, малообеспеченных семей, сиротам, инвалидам и так далее. В целом на программу расходуется 4,7 млрд рублей - это достаточно серьезные деньги.
Кроме того, Вы сегодня находитесь в «Красной Пахре», у нас сеть санаториев (более 30 санаториев) круглогодичного пребывания - достаточно серьезная сеть. Мы озаботились в последние годы модернизацией материальной базы: в Красной Пахре строятся два корпуса, плюс там вкладывается в новое медицинское оборудование. В целом эта программа работает по всей сети. Мы вкладываем только в этом году более 1 млрд рублей в обновление материальной базы, поэтому я считаю, что мы будем не только поддерживать существующую материальную базу лагерей и санаториев, но и давать им новую жизнь, современный облик.
В целом, конечно, это работа, которой необходимо заниматься постоянно и на системном уровне. Хотелось бы, чтобы на этом рынке помимо бюджетных денег появлялись и внебюджетные инвестиции, частные компании, потому что мы, по сути дела, покупаем услугу. Для этого, мне кажется, все-таки нужно отрабатывать долгосрочные договоры - не на одно лето, а на три, на пять лет, чтобы у инвесторов появился реальный стимул и какое-то видение своей перспективы. Тогда они, может быть, больше будут вкладываться в лагеря отдыха, создавать какие-то круглогодичные базы, за счет того, что будут иметь постоянный финансовый поток, постоянный заказ. Но это вопрос уже организации нашей работы. Спасибо.
Д.Медведев: Спасибо, Сергей Семенович.
Организация детско-юношеского и молодежного туризма, отдыха и оздоровления - актуальная задача учреждений не только федерального, но и регионального и муниципального уровней. Прежде всего это обусловлено рядом объективных причин, и в первую очередь динамикой развития постиндустриального общества, в том числе резким сужением спектра семейного досуга, организованного отдыха детей, подростков и молодежи, а также полноценного времяпрепровождения Леонов А.П. Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.: Юнити, 2006. - с. 57..
Остаточный принцип при подходе к решению социальных проблем крайне болезненно отразился и на сфере культурно-экскурсионного и досугового обслуживания. Наиболее пагубно это отразилось на массовых формах спортивно-оздоровительного туризма: самодеятельных походах, массовых туристско-спортивных мероприятиях детей и молодежи - туристских слетах.
За годы рыночных реформ в России катастрофически морально устарела, а в ряде случаев полностью утрачена материально-техническая и физкультурно-спортивная база детских загородных оздоровительных учреждений. Характерными для последнего десятилетия стали такие тенденции:
- - хронический дефицит капитальных вложений в развитие оздоровительных учреждений (за редким исключением отдельных ведомств- монополистов);
- - отсутствие прогресса в функционировании хозяйственного механизма;
- - отсутствие программно-методического и образовательно - воспитательного обеспечения и сопровождения пребывания детей и подростков в данных учреждениях;
- - недостаточный уровень квалификации психолого-педагогических, физкультурно-спортивных, медицинских и других специалистов, владеющих технологиями оздоровления и психолого-педагогической поддержки детей во время пребывания в учреждении Игнатов А.А. Организация летнего отдыха молодежи. - М.,2006. - с. 36..
Это не могло не отразиться на качестве и уровне удовлетворения потребностей населения российского общества, в частности детей и молодежи, в образовательных, физкультурно-оздоровительных (в том числе экскурсионных и туристских) и досуговых мероприятиях. Разрыв между предложением этих услуг (оздоровительных, экскурсионно-туристских и досуговых) и спортивно-туристских туров и их стоимостью, а также платежеспособностью различных слоев населения с каждым годом реформ становится все контрастнее. В то же время значительная часть учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков продолжает функционировать вхолостую. Отсутствует ощутимая реализация в них целей и задач уставной деятельности: разностороннее развитие и формирование личности детей и подростков, воспитание (в том числе духовное, патриотическое, нравственное и пр.), укрепление их здоровья, оздоровление организма и восстановление работоспособности для продолжения учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях. Это, естественно, пагубно отражается на развитии, здоровье, работоспособности, образованности и гражданской активности подрастающего поколения.
В условиях экономических (рыночных) отношений, сложившихся в ряде регионов России, продолжает сохраняться угроза ликвидации или перепрофилирования для других нужд ряда детских оздоровительных лагерей, пансионатов, баз отдыха, туристских баз и других учреждений оздоровительной и культурно-досуговой сферы, не приносящих учредителям сиюминутной финансовой прибыли.
Специалисты Минобразования РФ, Госкомспорта РФ, Минсоцстраха РФ отчетливо понимают необходимость формирования оптимальных условий функционирования учреждений детского, подросткового и молодежного отдыха, оздоровления и туризма с целью наиболее полного удовлетворения экскурсионно-познавательных, досуговых, спортивно-туристских и оздоровительных потребностей различных категорий населения, и в первую очередь детей и учащейся молодежи. Осознана эта проблема и законодателями, всей вертикалью государственной исполнительной власти.
На протяжении последних восьми лет в России прирост числа детей, отдохнувших летом по различным программам, в основном достигается благодаря развитию образовательной инфраструктуры. Имея неоспоримое преимущество в показателях "цена-качество", система образования предоставляет детям, подросткам и молодежи оздоровительные услуги, максимально учитывая потребности личности ребенка (подростка) и условия его развития и, что немаловажно, по весьма умеренной цене.
Но и здесь неоспоримое преимущество как по себестоимости (так и по отпускной цене), а в ряде случаев и по качеству имеет путевка, предлагаемая учреждениями дополнительного образования - Центрами (станциями) детско-юношеского туризма с активными формами отдыха и оздоровления детей в профильных туристских передвижных (палаточных) лагерях и туристских походах, путешествиях и экспедициях.
Во время туристско-оздоровительных мероприятий (походов) у педагогов имеется значительно больше возможностей для организации квалифицированного психолого-педагогического сопровождения и поддержки своих подопечных, чем в любом отряде стационарного лагеря, даже если учитывать реальную наполняемость отряда. Значительно более эффективными возможностями располагает и педагог - руководитель туристского похода для дифференцированного личностно ориентированного дополнительного образования детей, эмоционально - личностного воздействия на их внутренний мир в реальных условиях походной среды (совместное проживание педагога и коллектива детей) Путилова К.Д. Опыт работы летнего оздоровительного лагеря. - М., 2004. - с. 73..
Тем не менее в регионах России наиболее динамично развивается сеть лагерей при образовательных учреждениях с дневным пребыванием учащихся. На их долю в 2008 г. приходилось 45% от общего числа детей, находившихся в оздоровительных лагерях (в 2007 г. - 43,6%). Загородные стационарные учреждения отдыха и оздоровления, где процесс оздоровления детей происходит значительно эффективнее, приняли лишь чуть более 35% от общего числа детей (в 2007 г. - 38%).
Продолжается процесс дифференциации оздоровительных лагерей по формам собственности. Увеличилось число лагерей, находящихся в муниципальной собственности: в 2008 г. они составили подавляющее большинство - почти 92%. В ведении местных органов исполнительной власти (преимущественно - органов управления образованием) находятся все лагеря с дневным пребыванием учащихся и более 1/3 загородных оздоровительных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей. Увеличилось также число лагерей, находящихся в частной собственности (более 1,2%) и собственности общественных объединений. Число лагерей, находящихся в государственной собственности, сократилось с 7,2 до 4,5% Кубаров Е.Н. Проблемы летнего отдыха детей. - М., 2003. - с. 26..
В то же время сохраняется тенденция, когда большинство загородных детских оздоровительных лагерей стремится обрести полную хозяйственную самостоятельность: к 2008 г. число загородных стационарных лагерей, имеющих статус юридического лица, достигло 1/3.
Очень важная тенденция - возрождение местными органами управления образованием системы программ отдыха и оздоровления в "малые каникулы". Зимние оздоровительные лагеря, туристские походы старшеклассников по местам боевой славы и по памятным местам родного края, досуговые программы на свежем воздухе в период новогодних и рождественских праздников, лагеря актива во время весенних и осенних каникул, профильные лагеря юных экологов, спортсменов, туристов весной и осенью, различные спортивно-туристские соревнования и состязания обогащают досуг школьника, снижают вероятность девиантного поведения подростков и оказывают значительный оздоровительно - восстановительный эффект.
Эти тенденции обозначили необходимость решения на государственном уровне проблемы гарантированного минимального обеспечения социальными услугами по организации оздоровления детей и учащейся молодежи во всех типах и видах учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.
Для ее решения в учреждениях отдыха и оздоровления детей и молодежи необходимо создать особый, отличный от традиционного, подход к организации и содержанию процесса отдыха и оздоровления. Требуется не только насыщение его научно обоснованными программами, технологиями и методиками, методическим сопровождением и обеспечением, материально -техническими ресурсами, но и подготовкой широкого круга специалистов (педагогов-организаторов, психологов, воспитателей, педагогов дополнительного образования, врачебно-медицинского и прочего персонала, владеющего методиками адаптации и реабилитации, оздоровительной и лечебной физической культуры, анимационными технологиями организации досуга и т.д.).
Кроме того, как на федеральном, так и на муниципальном уровне необходимо внести коррективы в критерии оценки деятельности учреждений, предоставляющих услуги активного отдыха, оздоровления и туризма. Необходимо дифференцированно подойти ко всему спектру социальных услуг по организации отдыха, туризма, экскурсий, досуга и оздоровления на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном). Это необходимо осуществлять для каждого вида отдельно в строгом соответствии с направленностью и профилем реализуемых в этих учреждениях программ и проектов.
Требуется диверсификация содержания деятельности лагерей, значительная часть которых сегодня работает по вариативным программам, к сожалению, не всегда научно обоснованным с точки зрения адаптивной психологической, физической и функциональной нагрузки и не дающим положительного оздоровительного и реабилитационно-восстановительного эффекта.
В период подготовки к летней оздоровительной кампании Минобразованием РФ, ведущими научными и исследовательскими учреждениями, а также федеральными профильными учреждениями дополнительного образования ежегодно проводится работа по выявлению наиболее эффективных программ организации детского отдыха и оздоровления. Но, к сожалению, не всегда осуществляется обратная связь: передача и внедрение полученного ценнейшего опыта и материала в практику деятельности других учреждений отдыха и оздоровления.
Важную роль в научно-методическом обеспечении отдыха и оздоровления сегодня играют детские, подростковые и молодежные общественные объединения. Многие из программ, по которым строится жизнь в загородных лагерях и учреждениях отдыха и оздоровления, в туристских походах, путешествиях и экспедициях, разработаны в федеральных учреждениях дополнительного образования, в Научно-практическом центре Международного союза детских общественных объединений СПО-ФДО и прошли успешную апробацию в этих учреждениях, объединениях. Проведение ими различных профильных смен, походов, экспедиций, летних школ, детских творческих дач, малых научных академий способствует социальному и творческому развитию юной личности, реализации запросов и потребностей детей в различных видах деятельности в период школьных каникул и в течение всего года Леонов А.П. Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.: Юнити, 2006. - с. 69..
Д.Медведев: «Я подписал распоряжение, которым утверждаются Основы государственного регулирования и контроля организации отдыха и оздоровления детей. В них отражены задачи по совершенствованию системы организации детского отдыха. Это подготовка профессионалов, строительство и реконструкция лагерей и здравниц, уточнение законодательной базы. Надо все документы, которые из этих основ вытекают, максимально быстро подготовить».
Из стенограммы:
Д.Медведев : У нас сегодня совещание, которое посвящено организации отдыха и оздоровления детей. Тема очень важная и, скажем так, регулярная. Завтра наступает лето, в школах уже начинаются каникулы. Сегодня обсудим, как идёт подготовка к сезону детского летнего отдыха. Понятно, что ключевыми являются темы безопасности, нормального, комфортного отдыха.
Поездка в лагерь – это всегда отличная возможность отдохнуть, познакомиться с друзьями, узнать много нового. В то же время надо, чтобы всё это было как следует организовано, чтобы ничто не угрожало ни здоровью, ни тем более жизни детей. Для этого ключевыми являются вопросы не только обеспечения элементарной безопасности, но и соблюдения санитарных норм, противопожарных правил. У нас случаются проблемы, трагедии случаются, и в прошлом году это было. Надо сделать всё, чтобы не допустить повторения подобных ситуаций.
В прошлом году была существенно
усовершенствована нормативно-правовая база, которая касается детского отдыха.
Полномочия по его организации теперь закреплены за единым ведомством (об этом
неоднократно говорили), теперь это Министерство образования. Именно оно
координирует работу всех ведомств, которые задействованы в организации детского
отдыха.
Требования к компаниям, которые предоставляют услуги по организации такого отдыха, стали конкретнее, жёстче. Это касается и требований к идентификации и квалификации людей, которые работают с детьми. Речь идёт о вожатых, воспитателях, проводниках. Все они берут на себя ответственность за подопечных и должны чётко понимать, что безопасность – это самое существенное.
Мы законодательно закрепили также, что при закупках в этой сфере качество услуг и вопросы безопасности детей – безусловные приоритеты. Поставщик таких услуг должен обладать необходимым опытом. У организаторов отдыха и в мыслях, что называется, не должно быть экономить на здоровье.
Буквально на прошлой неделе я подписал распоряжение Правительства, которым утверждаются . В них отражены задачи по совершенствованию системы организации детского отдыха, которые нам предстоит решать. Это подготовка профессионалов, строительство и реконструкция лагерей и здравниц, дальнейшее уточнение законодательной базы. Хочу ещё раз сказать руководству федеральных органов исполнительной власти, министерств и ведомств: надо все документы, которые из этих основ вытекают, максимально быстро подготовить.
Ещё одно нововведение этого сезона – обязательное оповещение МЧС о маршрутах детских туристических групп. Такие группы должны сопровождать инструкторы-проводники, которые умеют оказывать первую помощь и прошли специальную подготовку. У нас введён единый номер экстренных служб. При необходимости каждый должен иметь возможность по нему позвонить, чтобы получить помощь в экстренной ситуации. Причём сделать это можно вне зоны покрытия сети или когда на телефоне отсутствуют средства.
Регионы у нас всем этим занимаются. Ежегодно я обращаюсь к коллегам, руководителям регионов, чтобы они лично контролировали, как организован отдых детей, в первую очередь с точки зрения безопасности. Этот год не исключение. По возможности все руководители субъектов Федерации сами должны ездить, смотреть, общаться с детьми, персоналом детских учреждений, следить за тем, как реализуется законодательство, современные требования. Если есть хоть какие-либо сомнения, принимать оперативные меры, при необходимости сообщать Министерству образования. Только так мы можем быть уверены, что каждый из более чем 42 тыс. лагерей (я подчёркиваю, у нас их 40 с лишним тысяч), которые планируют принимать детей в этом сезоне, – действительно готовы.
Роспотребнадзор недавно говорил о том, что есть проблемы у целого ряда лагерей, называлась цифра довольно значительная, около 300, пока, по их информации, они не соответствуют санитарным нормам. Если это так, то нужно исправить ситуацию в ближайшее время, если ситуация изменилась – я жду доклада на эту тему. Все предписания, которые даны лагерям и центрам детского отдыха, во время подготовки к сезону должны быть исполнены, выявленные нарушения, естественно, устранены.
Надо также позаботиться о том, чтобы все организации детского отдыха были занесены в специальные реестры, которые появились во всех регионах. Не должно быть ни одного лагеря, о котором неизвестно, это просто абсолютно недопустимо, это, по сути, ситуация преступная. Сейчас там есть информация о значительном числе таких учреждений. Обращаюсь к руководителям регионов: нужно все учреждения туда занести. Если там какой-то организации, какого-то учреждения не будет, то всё, что в нём происходит, это уже в известной степени ответственность руководителя региона, вы должны это понимать.
Под особый контроль нужно взять безопасность детей во время организованных перевозок. Предусмотреть условия для экстренного размещения детей, если во время поездки что-то случится. Убедиться, что если рейс задерживается, то на вокзалах и в аэропортах будет организовано питание для детей и созданы все необходимые условия.
Безусловно, министерства труда,
здравоохранения, транспорта, МЧС, МВД должны отслеживать,
как в целом проходит летняя оздоровительная кампания.
Естественно, также будут даны поручения по контрольно-надзорным, внеплановым проверкам – по темам пожарной безопасности, безопасности на водных объектах и по соблюдению санитарно-эпидемиологических требований. По результатам этой работы каждый месяц необходимо готовить доклад в Правительство.
Ещё один момент. Он касается отдыха детей из регионов, где в этом году произошли чрезвычайные ситуации. Из-за пожара в Иркутской области пострадали многие семьи. Тяжёлый период для детей. Чтобы их поддержать, мы на Правительстве приняли решение выделить из резервного фонда деньги на отдых детей из таких семей. Документы в принципе подготовлены.
Кроме того, в Ставропольском крае объявлен режим чрезвычайной ситуации в связи с паводком. В зоне подтопления находятся и 16 детских лагерей. В целом они готовятся принимать детей, но нужно убедиться, что стихия не повлияет на их работу и отдых будет нормальным.
Ещё раз хочу сказать, что нужно отнестись к работе максимально ответственно. От этого зависит, как проведут лето более 5,5 млн детей, которые примут участие в летней оздоровительной кампании.
Ольга Юрьевна (обращаясь к О.Васильевой) , пожалуйста, проинформируйте о том, какова готовность.
О.Васильева: Завтра начинается лето. У нас 15 млн школьников, из них 5,6 млн человек будут отдыхать в лагерях и оздоравливаться.
Напомню, что в рамках подготовки летней кампании этого года с учётом перечня поручений Президента от 6 июля 2016 года по вопросам организации отдыха и оздоровления детей мы провели прежде всего работу по совершенствованию законодательных и иных нормативно-правовых актов.
28 декабря 2016 года был принят , и сейчас наша главная задача – ускорить принятие всех актов для реализации этого закона. Нами была проведена большая работа, и после согласования со всеми ведомствами мы во второй раз представили в Правительство эти материалы.
Как известно, Правительство своим наделило Министерство образования и науки Российской Федерации полномочиями по организации отдыха и оздоровления детей.
Я хочу объяснить ещё раз, что это за полномочия, которыми мы наделены.
Прежде всего это разработка и реализация основ государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере организации отдыха и оздоровления; взаимодействие с органами субъектов самоуправления, которые занимаются организацией детского отдыха; обеспечение федерального государственного контроля за соблюдением всех требований законодательства Российской Федерации в сфере организации отдыха детей, а также разработка и утверждение примерных положений об организации отдыха детей и их оздоровления.
Последний пункт, который определяет наши полномочия, – это издание методических рекомендаций, которые будут едиными для оздоровительного отдыха наших детей.
Понятно, что мы работали в этом направлении совместно с федеральными органами исполнительной власти. Мы провели под руководством Ольги Юрьевны (Голодец) 11 мая 2017 года селекторное совещание со всеми представителями заинтересованных ведомств, которые осуществляют и санитарно-эпидемиологический контроль, и государственное управление в сфере отдыха и оздоровления. Присутствовали все регионы до одного.
Так как мы прекрасно понимаем, что мониторинг будет также осуществляться и нами, мы будем проводить такие видеоконференции в регулярном режиме.
Что касается следующей очень важной задачи, о которой Вы сказали, – относительно того, кто и как будет работать с нашими детьми. У нас на сегодняшний день 42 101 лагерь, бóльшая часть лагерей (74%) организуется на базе общеобразовательных учреждений, то есть школ.
Очень важно (я хочу привлечь к этому внимание), что у нас даже бытует такая формулировка, как «летняя смена». Представьте себе, что даже лепка или музыкальный кружок должны рассматриваться как дополнительное образование, это действительно так. Поэтому не пугайтесь, когда читаете нормативные акты по дополнительному образованию. У нас действительно многие организации базируют свою деятельность на допобразовании. Это правильно, потому что наши дети должны не только оздоравливаться и отдыхать, но и учиться чему-то новому, интересному и социализироваться дальше.
Что было предложено? Нами была предложена (и поддержана) «дорожная карта» по подготовке кадров.
На сегодняшний день наших детей примут 375 тыс. человек, что почти на 6,5 тыс. больше, чем в прошлом году. Вчера закончилось всероссийское совещание педагогических вузов. Основная часть вопросов для обсуждения – подготовка вожатых. На сегодняшний день в пилотном режиме два вуза – Московский государственный университет и Костромской педагогический университет – готовят вожатых по целевой программе, исходя из «дорожной карты».
С этого года мы будем готовить во всех педагогических вузах вожатых, у которых будет практика (модули). Вместе с Министерством труда мы готовим профессиональный стандарт вожатого.
На сегодняшний день (это отрадно) у нас большой процент организаций провели переподготовку своих педагогов, готовясь к этой кампании. Сегодня в реестре у нас 72% всех организаций, то есть 30 тыс., и мы надеемся, что в реестре будут в течение 10 дней все остальные.
Также хочу ещё раз обратить внимание руководителей субъектов на то, что необходимо, чтобы у каждой из организаций был сайт, чтобы родители, все, кто заинтересован в здоровье наших детей, могли найти там соответствующую информацию.
Очень важно, что мы поддерживаем постоянную связь с общественными наблюдателями, общественными организациями, которые также хотят заниматься общественным контролем жизнедеятельности наших детей. Мы создали межведомственную комиссию по вопросам оздоровительного отдыха и надеемся работать вместе.
На сегодняшний день у нас есть ещё очень важная проблема – выделение субсидий на организацию летнего отдыха для детей, находящихся в трудной ситуации (я напомню, что это было и в прошлом, и в позапрошлом году). Это 4,6 млрд на указанные мероприятия.
Мы обращались несколько раз, выходили с просьбой, говорили о том, что без этого нам будет сложно. Потому что в этом году у нас на 1% больше, чем в прошлом году детей, которые оказались в трудной ситуации, то есть деньги нам нужны.
Также я хочу отметить, что у нас 289 лагерей, которые работают круглый год.
В этом году будет выделено на 1% путёвок больше для талантливых детей из всех регионов нашей страны.
Вот таким образом Минобрнауки с учётом переданных полномочий осуществляет и будет осуществлять мероприятия по подготовке летней кампании.
Д.Медведев:
Давайте
послушаем, какова оценка со стороны Службы по
надзору в части защиты прав потребителей и благополучия человека. Пожалуйста, Анна Юрьевна Попова.
А.Попова: Изменившееся законодательство позволило нам к началу летнего оздоровительного периода получить 99% выполнения предписаний, которые мы выдали в конце сезона 2016 года, – их было больше 18 тыс., они содержали более 90 тыс. мероприятий. Это больше, чем за весь обозримый предыдущий период. То есть ответственность и степень подготовки сегодня достаточно высокая.
Вместе с тем, отвечая на тот вопрос, который Вы уже задали и упомянули во вступительном слове, на позавчерашний день это было 290 летних оздоровительных учреждений, которые не соответствовали, – а мы подходим, как и прежде, к приёмке летних оздоровительных учреждений, к оценке их соответствия, хотя не обладаем разрешительными полномочиями здесь, с максимальной ответственностью и строгостью. На сегодняшний день это количество снизилось на 12 летних оздоровительных учреждений.
Я провела вчера селекторное совещание. Динамика есть, понимание, что нужно делать, есть, все предписания по поводу уже состоявшихся проверочных мероприятий по поручению Правительства.
Д.Медведев: Сколько всё-таки таких учреждений, в которых пока нельзя размещать детей, по мнению Роспотребнадзора?
А.Попова: 279.
Д.Медведев: Значит, тогда они должны это понимать и максимально быстро всё устранять. Вы должны тогда это всё принимать.
А.Попова: Да, Дмитрий Анатольевич, так и происходит.
Всем руководителям субъектов, там, где это есть, отправлены специальные письма с указанием перечня объектов, которые на сегодняшний день не готовы к приёмке, чтобы ещё раз обратить на это внимание.
То, о чём Вы сказали, важный аспект, – это перевозка детей в грядущем сезоне, и здесь усилен контроль за цехами бортового питания, в случае если это авиатранспорт; за перевозками на железной дороге с обеспеченным питанием. Я бы хотела обратить внимание на перевозку автобусами, потому что высокая температура в летний период, здесь необходимо заранее предусмотреть вопросы организации питания детей.
Вместе с тем очень важно отработать схемы оповещения на случай получения информации о наличии больных и подозрительных на инфекционные заболевания, а также предусмотреть возможность проведения бесконтактной термометрии в пути, с тем чтобы максимально быстро провести все эти мероприятия.
И ещё один аспект, на котором я хотела бы остановиться, – это организация питания в летних оздоровительных учреждениях. В этом году мы видим увеличение стоимости питания, заложенной в государственных контрактах, и это, конечно, очень хорошо. Но далеко не во всех субъектах Российской Федерации договоры на поставку составлены напрямую или заключаются напрямую с производителями пищевой продукции, зачастую это посредники.
Если говорить о тех, кто делает это максимально со своими производителями, – это Новгородская область (86% всех контрактов в этом оздоровительном сезоне), Алтайский край, Владимирская, Калининградская, Кировская области. К сожалению, не всё выглядит так же в других субъектах Российской Федерации.
И подготовка персонала. Человеческий фактор работает практически каждый год, и любое нарушение санитарных требований, к сожалению, чревато осложнением эпидемиологической обстановки в летних оздоровительных учреждениях. Мы за последние пять лет видим снижение количества таких инцидентов в летнюю оздоровительную кампанию, но вместе с тем здесь риски остаются достаточно высокими, и помнить и учитывать это нужно.
Практически все, кто собирается работать в летний оздоровительный период в этих учреждениях, уже прошли специальную санитарную подготовку, санитарный минимум, но именно подготовка персонала, подбор персонала и постоянный контроль за ним в полной мере могут обеспечить соблюдение всех требований и правил.
И по обеспечению инфекционной медицинской помощью. Мы здесь тоже провели должный контроль перед началом сезона, здесь серьёзных нарушений нет, в общем-то все стационары готовы, все специалисты тоже прошли дополнительные циклы обучения и прослушали дополнительные лекции.
Д.Медведев: Теперь давайте послушаем некоторых руководителей регионов – и представленных здесь, и находящихся на видеосвязи, – потом снова вернёмся к федеральным органам исполнительной власти.
Давайте сначала Краснодарский край подключим, потому что это всё-таки основной регион, где все отдыхают.
Пожалуйста, Вениамин Иванович. Как у вас дела?
В.Кондратьев: В нынешней летней оздоровительной кампании примет участие 780 тыс. детей, из них третья часть из других регионов Российской Федерации. Общий бюджет детского отдыха в крае составляет около 3 млрд рублей, из них 1 млрд 800 млн – это деньги непосредственно краевого бюджета. Особое внимание мы уделяем детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации, и в этом году их отдохнёт около 158 тыс.
На своём уровне, Дмитрий Анатольевич, мы делаем всё, чтобы санатории для детей не меняли своей направленности. Потому что мы очень жёстко предъявляем требования к тем санаториям, в которых отдыхают дети, и им выгоднее сегодня сказать, что мы перейдём на отдых родителей с детьми или на отдых для взрослых.
Но я ещё раз подчеркиваю, сегодня мы где-то в диалоге находимся, где-то убеждаем, где-то делаем различные преференции, в том числе и налоговые, чтобы они оставались в детском отдыхе. Для нас это принципиально, потому что абсолютно верно Вы сказали, что Кубань – это основной регион, где сегодня могут качественно и безопасно отдыхать дети со всей страны.
Также мы оказываем поддержку родителям, которые приобретают путёвки для детей самостоятельно, и компенсируем затраты для предприятий, которые покупают путёвки для детей сотрудников. Процент компенсации составляет половину, то есть 50%. И не важно, это предприятие покупает для детей своих сотрудников или непосредственно родители покупают, то есть мы осуществляем компенсацию 50% стоимости путёвки.
В нынешней летней кампании будут задействованы более 1,5 тыс. различных лагерей и здравниц. И я могу сказать, что все 1,5 тыс. лагерей и здравниц находятся в хорошем состоянии – это касается и безопасности на высочайшем уровне, и комфорта детей, которые там будут отдыхать. Тщательная проверка наших здравниц, и не только в сезон, стала для Краснодарского края уже нормой.
Мы учли поручения Правительства и ужесточили требования и по пожарной безопасности, и по медобслуживанию. Сегодня у нас санаторий, который обеспечивает отдых детей, не может приступить к своей работе, если у него не будет штатных врачей. Врач по вызову – это вчерашний день. Сегодня все врачи в санаториях штатные, находятся в штатном расписании.
Детские оздоровительные учреждения получают также у нас паспорта безопасности. Они предусматривают охрану территорий и видеонаблюдение, пожарную безопасность, питание, оборудованные пляжи. Если санаторий не имеет паспорта безопасности, включающего в себя эти параметры (главное: безопасность, пляж, видеонаблюдение, тревожная кнопка), он также не может приступить к оказанию услуг для оздоровления и отдыха детей. Это тоже жёсткое наше требование. Сегодня у нас 100% санаториев, которые оказывают услуги для детского отдыха, имеют паспорта безопасности.
Мониторинг качества услуг в здравницах мы ведём совместно с общественниками. И впервые в этом году у нас будет организована горячая линия. Родители, может быть, даже дети (мы сейчас продумываем) смогут выйти по горячей линии и доложить о каких-то нарушениях, недостатках в том или ином санатории или здравнице.
Кроме того, на особом контроле передвижение детей по территории края, это у нас и авиа-, и железнодорожные, и авто-, и морские перевозки. Мы сегодня качественно взаимодействуем с коллегами-губернаторами из других регионов, которые нас заблаговременно уведомляют об организованных группах детей, которые к нам выезжают из других регионов, что нам позволяет отслеживать перемещение этих групп детей, качественно их сопровождать уже по нашей территории до мест размещения. Это очень важно, потому что самое для нас серьёзное, когда неорганизованные группы детей (или даже организованные, но не находятся под нашим контролем) перемещаются по территории края, и непонятно, где они размещаются.
Мы оперативно получаем информацию обо всех организованных группах, которые выезжают в наш край. И я надеюсь, коллеги-губернаторы, что в этом году мы этот алгоритм ни в коем случае не нарушим.
Тем не менее в случае выявления неорганизованных групп детей в регионе отработан алгоритм межведомственного взаимодействия, чтобы мы быстро их идентифицировали, находили и понимали, что с ними делать, откуда они и каким образом они будут возвращаться домой. Это тоже очень важно.
При возникновении чрезвычайных ситуаций предусмотрено более 30 тыс. резервных мест размещения и около тысячи резервных коек в медучреждениях края. Мало ли какая ситуация, жизнь нас научила, поэтому 30 тыс. у нас резервных мест и около тысячи резервных коек в медицинских учреждениях.
Внимание уделяется и культурной программе. Мы проработали целый комплекс туристических маршрутов, в том числе, возобновили и патриотические маршруты по местам боевой славы, где проходили сражения, бои. Дети, которые приезжают на отдых в наш край, будут иметь возможность пройти по местам боевой славы тех, кто отдал жизнь за свободу нашей Родины.
Коллеги, мы принимаем все меры для того, чтобы дети со всей нашей страны отдохнули качественно, поправили здоровье, а родители, самое главное, не волновались за их безопасность.
Д.Медведев:
Самое главное всё-таки,
чтобы сами дети были в безопасности и чтобы были обеспечены нормальные условия
для отдыха.
Но про родителей тоже забывать не надо. Контролируйте ситуацию.
Давайте послушаем тех, кто здесь, – исполняющего обязанности главы Республики Карелия.
Артур Олегович, пожалуйста.
А.Парфенчиков: Главной нашей задачей в ближайший период было создание пусть временной, но нормативной базы с учётом нового федерального законодательства.
Полный пакет федеральных нормативных актов мы, наверное, получим уже к следующему сезону, поэтому в марте-апреле нами были приняты соответствующие региональные временные нормативы, которые определили вопросы, связанные с регулированием соответствующих реестров, стандартов безопасности, вопросов межведомственного взаимодействия, включая уточнение, расширение полномочий межведомственной комиссии.
С учётом данного обстоятельства сегодня в реестр включено 332 организации. Соответствующую переподготовку прошло более 200 педагогов для участия в организации детского отдыха.
На сегодняшний день оздоровительная кампания уже началась, открыто 24 лагеря. Все организации, которые были проверены уже с учётом новой нормативной базы, за исключением одного лагеря, соответствующие проверки прошли. По одному лагерю есть предписание по воде, поэтому начало его работы отсрочено до 1 июля.
Важной является также разработка соответствующей межведомственной «дорожной карты», которая будет предполагать системные, регулярные проверки всех лагерей в течение всего оздоровительного сезона.
Есть определённые вопросы с финансированием летнего отдыха, потому что мы пока информацию по рассмотрению нашей заявки о выделении соответствующих межбюджетных трансфертов, федеральных, не получили, поэтому сейчас всё финансирование осуществляется за счёт средств консолидированного бюджета.
Если говорить о тех нормативных проблемах, которые необходимо решать, конечно, нужны соответствующие нормативные документы от Минобрнауки. И регион готов в этом участвовать в рамках апробирования того законодательства, той нормативной базы, которая будет действовать в течение этого сезона.
Предлагаем также рассмотреть вопрос о дополнении соответствующей статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» безусловными и чёткими обязанностями соответствующих организаций представлять сведения в региональный реестр, а также их обязанностями по обеспечению страхования с соответствующими корреляциями в Административном кодексе в случае неисполнения этих обязательств.
Д.Медведев: Следите за ситуацией, потому что у вас тоже, как известно, в предыдущий период были проблемы.
Место для
отдыха у вас популярное, поэтому обязательно
нужно все меры принимать.
Я говорил о том, что в Иркутской области в этом году, к сожалению, произошли чрезвычайные события, и поэтому нужно помочь некоторым семьям, детям.
Сергей Георгиевич, пожалуйста, несколько слов скажите.
С.Левченко: На территории области проживает свыше 550 тыс. детей, из них 306,5 тыс. – это дети школьного возраста. В этом году мы в бюджет заложили бóльшую сумму, чем в предыдущие годы, 726 с лишним миллионов рублей, это в основном из областного бюджета и часть из муниципальных бюджетов (из областного на 30 млн больше, чем в предыдущем году).
Кроме этого, в период летней оздоровительной кампании будут проведены специализированные оздоровительные сезоны отдыха для детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для детей с ограниченными возможностями, сирот и так далее. Несовершеннолетние, состоящие на различных видах профилактического учёта, будут задействованы в профильных сменах различной направленности: военно-патриотические, спортивные, спортивно-технические, экологические.
Теперь по поводу трагедии, которая была у нас в конце апреля. Во исполнение перечня поручений Президента по итогам совещания, которое состоялось у нас 25 мая, мы дополняем областную программу, увеличиваем объём денежных средств для оздоровления детей из семей, пострадавших от пожаров. Из Киренского района, где деревня Бубновка, мы запланировали организовать отдых и оздоровление 30 детей школьного возраста и 10 детей дошкольного возраста. И из других небольших населённых пунктов, где тоже по несколько домов сгорело.
Спасибо, Дмитрий Анатольевич, – я знаю, что Вы подписали распоряжение по выделению дополнительных денег по летнему оздоровительному отдыху детей.
Благодаря тому, что мы в прошлом году и с начала этого года готовимся к летнему сезону, мы почти в 10 территориях, муниципальных территориях, возобновили работу оздоровительных лагерей (Нижнеудинский район, Усть-Илимск, Свирск, Черемхово и т.д.), дополнительные корпуса спальные ввели в ряде летних лагерей. Кроме этого из областного бюджета выделяются средства 20 областным государственным учреждениям, которые оказывают услуги по обеспечению отдыха и оздоровления детей, в общей сложности около 100 млн рублей.
Теперь по готовности, по предписаниям. У нас были даны управлением Роспотребнадзора 235 предписаний. По состоянию на 29 мая выполнено 96%. Считаю, что до 10 июня мы все эти предписания выполним.
Д.Медведев: Контролируйте тоже ситуацию.
Теперь вернёмся к коллегам, которые на федеральном уровне обеспечивают исполнение необходимых требований.
Пожалуйста,
Александр Владимирович Горовой. Как по линии МВД обстоит ситуация?
А.Горовой (первый заместитель Министра внутренних дел) : Абсолютно понимаем ответственность Министерства внутренних дел по обеспечению безопасности как отдыха вообще, так и детей в частности.
Наша работа структурирована приказом, который подписан 9 марта, по всем направлениям деятельности. Сегодня нас удовлетворяет взаимодействие с коллегами из Министерства образования, спасибо им за определённую наступательность, и нашими коллегами из субъектов Российской Федерации.
Итоги готовности по линии органов внутренних дел страны подведены в прошлую пятницу с участием заместителей губернаторов всех субъектов Российской Федерации, отвечающих за взаимодействие с правоохранительными органами. Мы максимально проработали вопросы с персоналом оздоровительных организаций по действиям при нарушениях общественного порядка либо возникновении каких-либо угроз. Инструктажи продолжаются по мере приёма персонала в эти заведения.
Повышенное внимание уделяем в силу экстенсивности транспортных и людских потоков Краснодарскому краю, Крыму и Севастополю. По отдельному приказу туда с завтрашнего дня откомандированы 700 человек личного состава из других субъектов страны для оказания помощи.
На всех железнодорожных вокзалах, в аэропортах с завтрашнего дня у нас разворачиваются пункты мониторинга при дежурных подразделениях транспортной полиции по контролю за логистикой и передвижением организованных групп детей. 100% поездов будут физически сопровождаться.
Пользуясь присутствием глав субъектов Российской Федерации, хотел бы обратить внимание коллег на следующие вопросы. Несмотря на подписание Федерального закона 28 декабря 2016 года, накладывающего прямую ответственность, в том числе, за обеспечение охраны порядка и безопасности со стороны администраций этих лагерей и их собственников, мы продолжаем в силу определённых проблем – финансовых, методических, географических – оказывать помощь территориям, в том числе и по выделению личного состава. Я благодарю присутствующих здесь губернаторов, которые для выполнения этой задачи разместили и поставили на котловое довольствие личный состав органов внутренних дел.
Мы приняли участие в обследовании всех 100% лагерей, которые готовятся к приёму детей для летнего отдыха. Информация была направлена вместе с коллегами из территориальных подразделений Минобразования нашими коллегами из МЧС главам субъектов и соответствующим прокурорам. Динамика пока по некоторым вопросам оставляет желать лучшего. Я хотел бы обратить внимание особенно на вопросы извещения и реагирования. На сегодня по стране 57% заведений, предназначенных для отдыха детей, оборудованы кнопками вызова. Мы продолжаем здесь работать вместе с коллегами из Федеральной службы войск национальной гвардии, идём навстречу хозяйствующим субъектам, несмотря на определённые затраты, прекрасно понимая, что это касается детей.
Очень интенсивно работаем по проверке персонала, который должен работать в этих лагерях. По опыту прошлого года в результате наших проверок были отведены от работы с детьми 417 человек. Мы в пятницу в этом плане переговорили, и приказы по приёму не будут подписываться без согласования руководителей территориальных органов министерства.
Д.Медведев: Это по всем регионам 417 человек?
А.Горовой: По всем. В прошлом году.
Мы обращаем внимание на несанкционированные лагеря. В прошлом году, в том числе по нашей инициативе, были закрыты 48 таких учреждений. Мы переговорили с заместителями губернаторов, чтобы не допустить подобного рода факты в этом году.
Д.Медведев: Я уже сказал: что такое несанкционированные лагеря. Если это постоянно действующие места проживания детей, где их размещают за плату, то это грубейшее нарушение закона и повод для возбуждения уголовного дела, вне всякого сомнения. И просил бы МВД тоже к этому так и относиться.
А.Горовой: Я услышал.
И последнее. Я хотел бы обратиться ко всем операторам организации организаторам детского отдыха. Мы и по своему направлению серьёзное внимание уделяем отдыху и занятости детей, которые стоят на профилактических учётах. В прошлом году была подвижка, «подучётников» отдыхало уже 77%.
На сайтах управлений Министерства внутренних дел всех субъектов обозначены номера телефонов, на которые родители либо дети могут позвонить и сообщить о тех или иных недостатках, которые имеются в том или ином учреждении по различным направлениям их функционирования. Приказами руководителей территориальных органов за каждым этим учреждением закреплены руководители либо подготовленные офицеры.