Исторические формы семьи и брака. Исторические формы семьи и брака Самая ранняя форма семьи
Социология семьи и брака
Брак и семья как социальные институты. Основные функции семьи.
Исторические формы брачно-семейных отношений.
Перспективы развития семьи и брака.
Список литературы
Введение
Семья считается одним из пяти фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой - самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разных групп - группу сверстников или друзей, школьный класс, трудовую бригаду, клуб по интересам или спортивную команду, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Наконец, семья - самый распространенный вид социальной организации.
1. Брак и семья как социальные институты
Институт семьи
Когда говорят о важнейших социальных институтах - столпах общества, то в числе первых называют семью. Так оно и есть: се мья 1 - главный институт человеческого общества. Он, в свою очередь, включает множество более частных институтов, а именно институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и др.
Процесс формирования семьи с институциональной точки зрения предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.
Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родственниками - близкими и дальними. Он подразумевает совокупность норм и санкций, которые регулируют отношения супругов. Одни нормы носят юридический характер и регламентируются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально - обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы - заключение и расторжение брака.
Исторический аспект института семьи изучается историками, этнографами и антропологами, которые составили типологии брака, семьи и родства. Понятия экзогамии и эндогамии, моногамии, полигинии, патриархальности, матрилинейности и некоторые другие пришли в социологию из родственных ей дисциплин. Другие понятия, к примеру нуклеарная и расширенная семья, брак по расчету, семья происхождения и прокреационная семья, одно- и многодетная семья и ряд других, придуманы социологами.
Семья как институт, точнее как совокупность институтов, не относится к реальным людям. Институт семьи связан с обычаями, законами и правилами поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми. Законодательство - важнейшая часть семьи как института. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и т. д. Хотя закон не обязывает, чтобы супруги были обязательно разнополыми, но общественное мнение негативно относится к так называемым гомосексуальным союзам (между мужчинами или между женщинами).
Семью как институт следует отличать от семьи как первичной группы. Группа состоит из конкретных людей, выполняющих определенные роли, связанных непосредственно личными отношениями. Отношения между людьми в группе спонтанные и интенсивные. Семья включает представителей двух поколений. В институте семьи есть описания позиций отца, матери, жены и т. п. Это стандарты для оценки поведения исполнителей, их соответствия или несоответствия позициям. Эти позиции обозначаются термином «социальный статус».
Институт брака
Сравнивая между собой два института, следует сказать, что брак – это институт, регулирующий отношения между полами, а семья - институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.
Вступление в половые отношения - чисто физиологическое явление. Оно существует у большинства живых существ. Но в человеческом обществе сексуальные отношения регулируются комплексом культурных норм. Одни нормы просто-таки вменяют в обязанность половые отношения двум индивидам. Другие нормы запрещают вступление в половые отношения с посторонними людьми. Третий тип норм приостанавливает или вообще запрещает половые отношений.
Конечно, половые отношения могут происходить вне брака, а сам брак может существовать и без них. Однако именно брак в человеческом обществе считается единственно приемлемой, социально одобренной и закрепленной законом формой не только разрешенных, но обязательных сексуальных отношений супругов. Сексуальная неудовлетворенность или измена одного из них в современном обществе (раньше было иначе) служит достаточным поводом для юридического расторжения брака.
Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа по отношению к жене, а их двоих - по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой кон тракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством. В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни. Во многих обществах государство берет на себя только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву в верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической опеки друг друга. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.
Институт брака самим фактом своего существования свидетельствует, что общество преднамеренно разделило все виды половых отношений на одобряемые и неодобряемые, а государство - на разрешенные и неразрешенные. Но так было не всегда. В древности брачные отношения выглядели совсем иначе, а на заре человеческой истории их не было вовсе.
В любом обществе - древнем или современном - семья формируется, как правило, через брак. Брак - санкционированный обществом сексуальный союз определенной продолжительности между двумя и более индивидами. Подобный союз обычно заключается благодаря специальной церемонии- инаугурации , торжественному заключению брачных уз. Инаугурация может проходить в строго формальной либо в совершенно неформальной атмосфере. Дети, рожденные в брачном союзе, остаются законнорожденными потому, что общество предписано социальные роли матери и отца каждому члену союза, наделив их обязанностью воспитывать, защищать потомков, заботиться о них Дети, рожденные вне брака, считаются незаконнорожденными. Почему? Хотя мать незаконнорожденного ребенка известна, но мужчины, готового выполнить социальную роль отца, может не найтись.
Брак - это еще и совокупность обычаев, которые регулируют супружеские отношения мужчины и женщины. В современной европейской культуре такие обычаи включают знакомство, обручение, обмен кольцами, разбрасывание риса или денег во время свадебной церемонии, медовый месяц, перешагивание жениха и невесты через символическое препятствие.
Более упрощенными выглядят брачные церемонии в некоторых традиционных обществах. На островах Фиджи теща отдавала жениху пояс своей дочери, который та носила в девичестве. У одного из племен, после ритуала лежания новобрачных на железных колодках и обмахивания их со всех сторон курицей, жрец трижды ударял женила и невесту головами, во время чего они должны были умудряться вкладывать друг другу в рот орешки,- таким образом брак признавался заключенным.
У европейцев брак подразумевает некоторые правила поведения, ставшие традицией, например добрачное целомудрие, супружескую верность, пострижение в монахи, обязательство поддерживать супруга всю жизнь. Наконец, брак неотделим от законов, связанных с ним: регистрация брака, право на развод по уважительным причинам, право признания брака фиктивным в случае обнаружения мошенничества, соответствие возрастов жениха и невесты, согласие родителей, отсутствие родства между вступающими в брак.
Все эти нормы, по определению американского социолога К. Дэвиса, формируют некую целостную структуру, которую называют институтом брака. В обществе такой институт выполняет ряд принципиально важных функций - воспроизводство людей, воспитание детей, сексуальное и эмоциональное удовлетворение.
Образно говоря, брак – ворота в семейную жизнь. По определению Э. Богардуса, брак является институтом, допускающим мужчин и женщин к семейной жизни.
Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения. Брак представляет собой только отношение, а семья является, кроме того, еще и социальной организацией.
Итак, брак - институт, регулирующий отношения только супругов, а семья - институт, регулирующий, кроме того, еще и отношения между родителями я детьми.
Любой социальный институт предполагает наличие определенных функций. Это в полной мере относится и к институту семьи. Существует большое количество различных классификаций функций семьи, но наиболее удачной представляется схема, предложенная известными специалистами в области социологии семьи А.Г. Харчевым и М.С. Мацковским (таблица 8). 2
Таблица 8
Сфера семейной деятельности |
Типы функций |
|
общественные |
индивидуальные |
|
1 |
2 |
3 |
Репродуктивная |
Биологическое воспроизводство населения |
Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная |
Социализация молодого поколения. Поддержание культурного воспроизводства общества |
Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Хозяйственно-бытовая |
Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми |
Оказание хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим |
Экономическая |
Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества |
Получение материальных средств одними членами семьи от других |
Сфера первичного социального контроля |
Моральная регламентация поведения членов семьи, регламентация ответственности и обязательств между членами семьи |
Формирование и поддержание правовых и моральных санкций при нарушении моральных норм членами семьи |
Духовного общения |
Развитие личности членов семьи |
Духовное взаимообогащение. Поддержание дружеских отношений в брачном союзе |
Социально-статусная |
Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры |
Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
Досуговая |
Организация рационального досуга. Социальный контроль |
Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов |
Эмоциональная |
Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия |
Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви |
Сексуальная |
Сексуальный контроль |
Удовлетворение сексуальных потребностей |
Значимость этих функций на разных исторических этапах развития семьи различна; так, большинство исследователей отмечает, что в современных условиях репродуктивная функция утрачивает свое значение, в то время как значимость духовной и эмоциональной функций возрастает.
2. Исторические формы брачно-семейных отношений
В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Институт семьи прошел такие этапы , как групповой брак, полигамия и моногамия.
Некоторые антропологи полагают, что исторически первой была групповая форма брака , при которой несколько мужчин и женщин находятся меду собой в брачных отношениях. Такой брак и сейчас встречается у некоторых архаических племен, например, на Маркизских островах.
Достаточно широко до сих пор распространен полигамный брак , при котором один из супругов имеет нескольких брачных партнеров. Наиболее часто встречается такая его форма, как полигиния , или многоженство, распространенное в некоторых странах исламской культуры. Но даже в этих странах многоженство не является массовым, только весьма состоятельные люди могут позволить себе содержать нескольких жен. Значительно реже встречается полиандрия - многомужество. Примером являются некоторые сообщества Тибета и Южной Индии, где многомужество обусловлено значительным перевесом мужского населения над женским. В иных случаях полиандрия имеет экономические корни. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе.
Но, конечно, наиболее распространенным как раньше, так и сейчас, является моногамный брак - союз одного мужчины с одной жен щиной. Именно на основе этого брака и возникли основные исторические типы семьи .
К первому из них можно отнести большую патриархальную семью (расширенную) . Это семья многопоколенная (с совместным проживанием нескольких поколений родственников) и включающая в себя несколько ветвей родственников: основатель рода, его взрослые сыновья со своими семьями и так далее по нисходящей. В аграрных обществах, где существовал дефицит земли, возникала одноветвевая модификация патриархальной семьи: для того чтобы не дробить земельный надел, все взрослые женатые сыновья, за исключением одного (наследника), выделялись из семьи и заводили самостоятельное хозяйство.
Патриархальная семья выступала и как самостоятельная экономическая единица, осуществляющая производственно-хозяйственную деятельность и выступающая субъектом собственности. Доминирующую роль (и экономическую, и социальную) в такой семье играет мужчина-глава рода. Очень сильно выражены отношения зависимости младших от старших, женщин от мужчин, за отдельными членами семьи жестко закреплены социальные функции (мужские и женские, возрастные и др.).
В условиях традиционного общества патриархальная семья была необходимым и эффективно функционирующим социальным институтом. Она выступала своеобразным амортизатором между отдельным индивидом и обществом, защищая его права и интересы, выполняла функцию социальной поддержки слабых и неспособных самостоятельно обеспечить себя. В пространстве такой семьи человек чувствовал себя достаточно комфортно, стабильность жизни и его социальное благополучие были гарантированы. Но в то же время социальный контроль над индивидом был очень жестким, его жизнедеятельность строго регламентировалась семейными правилами и уровень личной свободы был минимален.
По мере развития общества, изменения производственно-хозяйственной жизни и социального устройства происходит трансформация института семьи, появляются ее новые формы. Прежде всего на институциональную трансформацию семьи повлиял переход к индустриальному обществу, происходивший в странах Запада в период XVII-XIX вв. К факторам трансформации семьи можно отнести следующие:
усиление горизонтальной социальной мобильности, увеличение миграций, что приводило к ослаблению или разрыву родственных связей;
усиление вертикальной мобильности, а значит, рост социальной дистанции между родственниками - статусные различия порождают психологическую напряженность и отчуждение в отношениях;
развитие государственной и общественной систем социальной помощи, заменяющих отчасти родственную поддержку;
утрата семьей функции самостоятельной экономической единицы, члены семьи в условиях индустриального общества оказываются вовлеченными в разные производственные системы и имеют независимые источники дохода;
включение женщин в систему общественного производства, как следствие - изменение социальной роли женщины, эмансипация и большая самостоятельность по отношению к мужчине в семье;
развитие внесемейных форм социализации, образования и воспитания детей.
Модификации нуклеарной семьи весьма разнообразны. К ним относятся:
нуклеарная малодетная семья , состоящая из родителей и 1-2 детей;
нуклеарная многодетная семья , состоящая из родителей и 3 и более детей;
бездетная семья , состоящая из мужа и жены;
многопоколенная (как правило, трехпоколенная: деды - дети -внуки) семья.
Семья является непостоянным субъектом, меняется число ее членов, их состояние, характер взаимоотношений. Коммуникативная система семьи определяется характером взаимодействия в рамках ее подсистем. Если взять за исходную модель полную нуклеарную семью, то ее можно дифференцировать на следующие подсистемы .
Брачная подсистема, включающая мужа и жену и их взаимоотношения как супругов вне фона родительских обязанностей. В этой подсистеме формируется способность партнеров поддерживать друг друга и вырабатывается система взаимных ожиданий и оценки.
Родительская подсистема, определяющая взаимодействие супругов как отца и матери, родителей. Основное содержание отношений в рамках этой подсистемы связано с выработкой основных принципов, правил, конвенциональных норм, касающихся выработки совместной воспитательной стратегии.
Подсистема «родители - дети». В рамках этой подсистемы осуществляется взаимодействие поколений, определяются границы власти и ответственности между поколениями, родителями и детьми, складывается определенный эмоциональный фон взаимоотношений.
Подсистема «братья - сестры», в рамках которой выстраиваются внутрипоколенные отношения, отношения детей в семье, предполагающие формирование конкуренции и, в то же время, солидарности и взаимной поддержки.
Семья - это не только система, обладающая определенной структурой, развитие семьи - это процесс, проходящий определенные этапы . Разумеется, эти этапы не являются строго обязательными для каждой отдельной семьи, скорее они связаны с некоторыми общими закономерностями, свойственными процессу семейной эволюции в целом.
Интимность - этап, охватывающий взаимоотношения супружеской пары в период ее формирования до появления детей. Содержанием этого этапа является взаимная «притирка», выстраивание системы отношений.
Пополнение - время между рождением первенца и тем моментом, когда последний ребенок пойдет в школу. Основное содержание этого этапа связано с развитием воспитательных способностей и возможностей родителей и выстраиванием и упорядочением коммуникации в системе «родители - дети».
Индивидуализация, обособление - период, когда в семье есть взрослеющие дети школьного возраста, у которых появляются собственные внесемейные интересы и свой круг общения. Главная проблема этого этапа - отделение личности ребенка от личностей родителей, поддерживая его (их) автономию, оказывая детям поддержку как в семье, так и вне ее.
Товарищеские отношения - этап, логически продолжающий предыдущий. Он наступает тогда, когда ребенок (дети) достигает подросткового возраста со свойственным этому периоду гипертрофированным стремлением к независимости. Проблемным является передел «властных границ» в семье, легитимация независимости детей и выстраивание партнерских отношений с ними.
Перегруппировка - время, когда повзрослевшие дети уходят из семьи, что радикально меняет ее структуру и характер взаимоотношений между ее членами. Это порождает ряд проблем, первой из которых является перестройка отношений между поколениями семьи из модели «взрослые - дети» в модель «взрослые - взрослые». Зачастую родители (родительская семья) стремятся сохранить, может быть из лучших побуждений, контроль над личной, семейной жизнью детей, программировать их жизнедеятельность, что вызывает реакцию сопротивления.
6) Восстановление. Уход детей освобождает супругов от груза родительских забот, что позволяет восстановить отношения в брачной подсистеме.
По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные , в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные , где молодежь остается жить у родителей жены. Сегодня, когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить об унилокальных семьях; в этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.
3. Перспективы развития семьи и брака
Вряд ли можно найти еще какое-либо социальное явление, которое претерпело столь существенные изменения в процессе перехода к современному обществу. Семья в решающей степени видоизменилась, что сказалось и сказывается и, может быть, еще скажется на всем развитии общества. Перечислим основные семейные изменения на стадии перехода от доиндустриального общества к индустриальному.
- Переход от родственно-семейного принципа организации общественной жизни к социально-экономической и политической жизни.
- Изменение основной экономической единицы общества - семейного домохозяйства на наемный труд на крупных и иных предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семье. При этом формируется потребительский тип семьи в урбанизированных регионах, женщина вовлекается в общественное производство, продолжая вести домашнее хозяйство и воспитывать детей.
- Изменяется система ценностей фамилизма с его долгом, следованием семейным традициям, нормам, ценностям, родительским авторитетом и пр. на ценности индивидуализма, независимости, прав личности, свободы выбора, ценности личных достижений и т. д., что вызывается сменой основного типа семьи - расширенной семьи - нуклеарной семьей.
- Переход от развода по инициативе мужа в связи с бездетностью к разводу, вызванному межличностной несовместимостью супругов.
- Переход от «закрытой» к «открытой» системе выбора супруга на основе межличностной избирательности молодыми людьми друг друга независимо от предписания родства и традиций обмена приданым и выкупом невесты (хотя и при сохранении имущественных интересов и системы наследования, закрепленных брачным контрактом).
Переход от традиционной культуры с жестким табу на применение контрацепции (для компенсации высокой смертности) к индивидуальному вмешательству в репродуктивный цикл, т. е. к предупреждению и прерыванию беременности.
Переход от эры стабильной многодетности семьи на протяжении всей человеческой истории к эре непрерывного исчезновения многодетности семьи с исторической сцены. При этом не следует забывать, что население земли в целом быстро растет.
Тенденции развития современной семьи
В последнее время в научной литературе, публицистике, выступлениях политиков и представителей общественности все чаще можно встретить выражение «кризис семьи» 3 . Можно даже говорить о своеобразном «семейном алармизме» (от фр. alarm - тревога) - повышенной тревожности, связанной с некоторыми тенденциями в жизни современной семьи. Некоторые специалисты даже прогнозируют исчезновение, деструкцию этого социального института в более или менее отдаленном будущем. Что это за тенденции и насколько обоснованы такие опасения?
Наиболее тревожной из этих тенденций считается рост разводов, распада браков и увеличение числа неполных семей . Действительно, в настоящее время в России на сто заключаемых браков приходится около пятидесяти (в некоторых регионах около шестидесяти) разводов. В западных странах эта тенденция также проявляется достаточно отчетливо, так, известный американский социолог Нейл Смелзер утверждает, в США в 80-е гг. уровень разводов по сравнению с 1956 г. увеличился в два раза.
Заметное снижение рождаемости , наблюдаемое во многих странах Запада и в России. Все более типичной становится однодетная семья. Если в 1959-1960 гг. на одну женщину репродуктивного возраста приходилось в среднем 2,56 рождений, то в 90-е гг. двадцатого века их число снизилось до 1,5. Снижение рождаемости дошло до предела, называемого депопуляцией - превышением смертности над рождаемостью и сокращением общей численности населения. Депопуляционные процессы начались в России с 1992 г., и темпы их не снижаются. В связи с этим можно предположить, что репродуктивная функция для современной семьи становится все менее значимой.
Можно привести и другие тревожащие специалистов и общественное мнение тенденции, но позволяют ли они говорить о кризисе, распаде семьи, или речь должна идти, скорее, о процессах институциональ ной трансформации, изменениях значимости различных функций. Ведь процесс исчезновения большой патриархальной семьи, превращение ее в нуклеарную современниками также воспринимались как кризис.
Это предположение можно обосновать на основе анализа ряда факторов, характеризующих статус, структурные особенности, функции современной семьи.
К их числу можно отнести изменение экономического статуса и экономических функций семьи. В семье традиционного типа, являющейся экономической единицей, члены семьи, прежде всего супруги, были тесно связаны отношениями экономической зависимости (в особенности это относилось к положению женщин). В этих условиях разрыв брачных отношений приводил к резкому снижению экономического статуса супругов. В условиях современного общества работающие супруги дистанцированы и экономически автономны, поскольку в большинстве случаев они вовлечены в разные производственные структуры. Кроме того, широкое вовлечение женщин в структуру общественного производства обеспечило их финансовую независимость от супруга, а значит, и большую социальную самостоятельность.
Другим фактором институциональной трансформации является изменение гендерных ролей и социальных функций мужчин и женщин. В течение XX в. мужчины постепенно утрачивали выраженные доминирующие позиции в обществе и семье. Это связано прежде всего с изменением положения женщины в обществе, с выходом ее из «внутреннего» узкого пространства семьи во «внешнее» пространство социальной жизни. Такое изменение связано с экономическими причинами, включением женщин в систему общественного производства, с политическими процессами, получением женщинами избирательных и иных политических прав, с ростом образовательного уровня женщин и, в соответствии с этим, с изменением общественного сознания, оценки роли женщины в обществе.
Функция материального обеспечения семьи перестала быть только мужской, зачастую жена зарабатывает больше мужа и берет на себя заботу о материальном благополучии своем и детей. Это касается не только сферы финансовой, зарабатывания денег.
Разумеется, нельзя полагать, что эти функционально-ролевые изменения происходят автоматически и безболезненно. Изменение статусно-ролевых диспозиций приводит к тому, что мужчина постепенно утрачивает реальную власть в семье, что зачастую воспринимается им болезненно, формирует скрытый комплекс неполноценности, провоцирует различные формы девиации (пьянство, агрессия), приводит к конфликтным ситуациям в семье.
К факторам институциональной трансформации можно отнести существенное изменение в иерархии социальных функций семьи. Традиционно главными функциями считались репродуктивная, воспитательная, экономическая, хозяйственно-бытовая - то есть семья интегрировалась прежде всего «внешними» факторами и репрезентировалась прежде всего как «ячейка общества». Тенденция развития современной семьи такова, что она превращается из ячейки общества в «товарищество», содружество, и на первый план выходит функция эмоциональная, духовная, то, что связано с взаимной психологической поддержкой и эмпатией. Соответственно, меняется система взаимных ожиданий и требований, предъявляемых супругами друг другу, причем планка этих требований повышается. Большая свобода отношений предполагает более развернутую систему ожиданий. Неудовлетворенность этих ожиданий, в частности, во многом влияет на динамику разводов.
Наконец, существенное влияние на изменение семейных отношений оказывает изменение половой морали. Сексуальная революция привела к тому, что на смену репрессивной модели половой морали пришла пермиссивная (основанная на вседозволенности) модель. 4
Заключение
По данной проблеме нет единодушного ответа. Одни считают, что семья достигла состояния глубокого распада, и этот процесс необратим. Оптимисты же считают иначе. Они позитивно относятся к разрушению нуклеарной семьи. Они с радостью ожидают, что возникнут новые формы семьи, способствующие созданию более благоприятной окружающей среды и самовыражению всех членов семьи. По другим точкам зрения предсказывается: возраст к традиционной семье, сохранение современной семьи и даже создание «ненастоящих» семей, основанных на общих интересах и потребностях. Однако то, что произойдет в действительности, вероятно, не будет точно соответствовать этим предсказаниям. С другой стороны, семья отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказания гибели семьи отражают скорее тревогу исследователей, а не реальную ситуацию. Ведь в реальной жизни признаков полного уничтожения семьи не наблюдается. Вместе с тем мы можем уверенно сказать, что традиционная семья отошла в прошлое и ее возрождение не предвидится. Современные тенденции развития семьи показывают, что происходит постепенная утрата ее функций, но сохраняется монополия семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за детьми, и эта монополия сохранится в принципе и в перспективе. Конечно могут произойти частичные изменения в этих сравнительно устойчивых функциях. Функция воспроизведения, присущая семье, будет в большей степени осуществляться и незамужними женщинами, наряду с искусственным оплодотворением женщин. Функция социализации, выполняемая семьей, будет в большей мере разделена между семьей и посторонними людьми: воспитателями дошкольных учреждений, игровых групп, центров по уходу за детьми. Расширятся возможности обретения дружеского общения и эмоциональной поддержки вне семьи. Таким образом, семья займет свое место среди нескольких других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений.
Список литературы:
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., МГУ, 1996.
Исаев Б.А. Социология. – СПб.: Питер, 2007.
Козлов Н. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день. М., «Новая школа», 1994.
Комаров М.С. Введение в социологию. М., «Наука», 1994.
Общая социология. / Курс лекций под ред. А.Г. Эфендиева/ - М.: ИНФРА-М, 2005.
Поправко Н.В., Рыкун А.Ю., Пирогов С.В., Бондаренко Л.Ю. и др. Основы социологии: Учебник / Под ред. Н.В. Поправко. – Томск: Томский государственный университет, 2006.
Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви (Семья и любовь на сломе времен). М., 1990.
Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Норма, 2003.
Социология. Ч. 2. Учебно-практическое пособие. М., МГУТУ, 2001.
Учебный социологический словарь. Изд. 4-е, доп. и перераб. / Под ред. С.А. Кравченко. – М., 2001. С. 348-349.
В процессе исторического развития отношения семьи и общества, семьи и личности постоянно изменялись под воздействием господствующего в данном обществе способа производства, образа жизни и общественных отношений. Институт семьи прошел такие этапы , как групповой брак, полигамия и моногамия.
Некоторые антропологи полагают, что исторически первой была групповая форма брака , при которой несколько мужчин и женщин находятся меду собой в брачных отношениях. Такой брак и сейчас встречается у некоторых архаических племен, например, на Маркизских островах.
Достаточно широко до сих пор распространен полигамный брак , при котором один из супругов имеет нескольких брачных партнеров. Наиболее часто встречается такая его форма, какполигиния , или многоженство, распространенное в некоторых странах исламской культуры. Но даже в этих странах многоженство не является массовым, только весьма состоятельные люди могут позволить себе содержать нескольких жен. Значительно реже встречается полиандрия - многомужество. Примером являются некоторые сообщества Тибета и Южной Индии, где многомужество обусловлено значительным перевесом мужского населения над женским. В иных случаях полиандрия имеет экономические корни. Здесь считается нормальным, когда женщина, выходя замуж, автоматически становится женой всех братьев своего мужа и они живут вместе.
Но, конечно, наиболее распространенным как раньше, так и сейчас, является моногамный брак - союз одного мужчины с одной женщиной. Именно на основе этого брака и возникли основные исторические типы семьи .
К первому из них можно отнести большую патриархальную семью (расширенную) . Это семья многопоколенная (с совместным проживанием нескольких поколений родственников) и включающая в себя несколько ветвей родственников: основатель рода, его взрослые сыновья со своими семьями и так далее по нисходящей. В аграрных обществах, где существовал дефицит земли, возникала одноветвевая модификация патриархальной семьи: для того чтобы не дробить земельный надел, все взрослые женатые сыновья, за исключением одного (наследника), выделялись из семьи и заводили самостоятельное хозяйство.
Патриархальная семья выступала и как самостоятельная экономическая единица, осуществляющая производственно-хозяйственную деятельность и выступающая субъектом собственности. Доминирующую роль (и экономическую, и социальную) в такой семье играет мужчина-глава рода. Очень сильно выражены отношения зависимости младших от старших, женщин от мужчин, за отдельными членами семьи жестко закреплены социальные функции (мужские и женские, возрастные и др.).
В условиях традиционного общества патриархальная семья была необходимым и эффективно функционирующим социальным институтом. Она выступала своеобразным амортизатором между отдельным индивидом и обществом, защищая его права и интересы, выполняла функцию социальной поддержки слабых и неспособных самостоятельно обеспечить себя. В пространстве такой семьи человек чувствовал себя достаточно комфортно, стабильность жизни и его социальное благополучие были гарантированы. Но в то же время социальный контроль над индивидом был очень жестким, его жизнедеятельность строго регламентировалась семейными правилами и уровень личной свободы был минимален.
По мере развития общества, изменения производственно-хозяйственной жизни и социального устройства происходит трансформация института семьи, появляются ее новые формы. Прежде всего на институциональную трансформацию семьи повлиял переход к индустриальному обществу, происходивший в странах Запада в период XVII-XIX вв. К факторам трансформации семьи можно отнести следующие:
· усиление горизонтальной социальной мобильности, увеличение миграций, что приводило к ослаблению или разрыву родственных связей;
· усиление вертикальной мобильности, а значит, рост социальной дистанции между родственниками - статусные различия порождают психологическую напряженность и отчуждение в отношениях;
· развитие государственной и общественной систем социальной помощи, заменяющих отчасти родственную поддержку;
· утрата семьей функции самостоятельной экономической единицы, члены семьи в условиях индустриального общества оказываются вовлеченными в разные производственные системы и имеют независимые источники дохода;
· включение женщин в систему общественного производства, как следствие - изменение социальной роли женщины, эмансипация и большая самостоятельность по отношению к мужчине в семье;
· развитие внесемейных форм социализации, образования и воспитания детей.
Все эти процессы привели к тому, что на смену патриархальной семье приходит новый тип -нуклеарная семья . Это семья, состоящая из мужчины и женщины и их прямого потомства. В настоящее время нуклеарный тип семьи является наиболее распространенным во всем мире. Нуклеарная семья основана на более свободных отношениях, степень социального контроля, по сравнению с семьей патриархальной, значительно ниже, но это делает такую семью менее устойчивой, в большей степени подверженной кризисам.
Модификации нуклеарной семьи весьма разнообразны. К ним относятся:
· нуклеарная малодетная семья , состоящая из родителей и 1-2 детей;
· нуклеарная многодетная семья , состоящая из родителей и 3 и более детей;
· бездетная семья , состоящая из мужа и жены;
· многопоколенная (как правило, трехпоколенная: деды - дети -внуки) семья.
В западных странах и в России в последние десятилетия преобладает нуклеарная малодетная семья, что связано с тенденцией снижения рождаемости.
Семья является непостоянным субъектом, меняется число ее членов, их состояние, характер взаимоотношений. Коммуникативная система семьи определяется характером взаимодействия в рамках ее подсистем. Если взять за исходную модель полную нуклеарную семью, то ее можно дифференцировать на следующие подсистемы .
1. Брачная подсистема, включающая мужа и жену и их взаимоотношения как супругов вне фона родительских обязанностей. В этой подсистеме формируется способность партнеров поддерживать друг друга и вырабатывается система взаимных ожиданий и оценки.
2. Родительская подсистема, определяющая взаимодействие супругов как отца и матери, родителей. Основное содержание отношений в рамках этой подсистемы связано с выработкой основных принципов, правил, конвенциональных норм, касающихся выработки совместной воспитательной стратегии.
3. Подсистема «родители - дети». В рамках этой подсистемы осуществляется взаимодействие поколений, определяются границы власти и ответственности между поколениями, родителями и детьми, складывается определенный эмоциональный фон взаимоотношений.
4. Подсистема «братья - сестры», в рамках которой выстраиваются внутрипоколенные отношения, отношения детей в семье, предполагающие формирование конкуренции и, в то же время, солидарности и взаимной поддержки.
Разумеется, в зависимости от структуры и состава в конкретной семье могут отсутствовать те или иные из указанных подсистем (например, брачная подсистема в неполной семье) или присутствовать другие подсистемы (например, «деды - внуки»).
Семья - это не только система, обладающая определенной структурой, развитие семьи - это процесс, проходящий определенные этапы . Разумеется, эти этапы не являются строго обязательными для каждой отдельной семьи, скорее они связаны с некоторыми общими закономерностями, свойственными процессу семейной эволюции в целом.
1. Интимность - этап, охватывающий взаимоотношения супружеской пары в период ее формирования до появления детей. Содержанием этого этапа является взаимная «притирка», выстраивание системы отношений.
2. Пополнение - время между рождением первенца и тем моментом, когда последний ребенок пойдет в школу. Основное содержание этого этапа связано с развитием воспитательных способностей и возможностей родителей и выстраиванием и упорядочением коммуникации в системе «родители - дети».
3. Индивидуализация, обособление - период, когда в семье есть взрослеющие дети школьного возраста, у которых появляются собственные внесемейные интересы и свой круг общения. Главная проблема этого этапа - отделение личности ребенка от личностей родителей, поддерживая его (их) автономию, оказывая детям поддержку как в семье, так и вне ее.
4. Товарищеские отношения - этап, логически продолжающий предыдущий. Он наступает тогда, когда ребенок (дети) достигает подросткового возраста со свойственным этому периоду гипертрофированным стремлением к независимости. Проблемным является передел «властных границ» в семье, легитимация независимости детей и выстраивание партнерских отношений с ними.
5. Перегруппировка - время, когда повзрослевшие дети уходят из семьи, что радикально меняет ее структуру и характер взаимоотношений между ее членами. Это порождает ряд проблем, первой из которых является перестройка отношений между поколениями семьи из модели «взрослые - дети» в модель «взрослые - взрослые». Зачастую родители (родительская семья) стремятся сохранить, может быть из лучших побуждений, контроль над личной, семейной жизнью детей, программировать их жизнедеятельность, что вызывает реакцию сопротивления.
Второй круг проблем связан с отношениями между супругами. Зачастую дети являются своеобразным «медиатором», главным связующим звеном в отношениях между мужем и женой. Их уход из семьи может породить своеобразный «коммуникативный вакуум», исчезновение общего ценностного пространства, что порождает взаимное отчуждение и угрозу разрыва супружеских отношений.
6) Восстановление. Уход детей освобождает супругов от груза родительских забот, что позволяет восстановить отношения в брачной подсистеме.
По критерию пространственно-территориальной локализации семьи бываютпатрилокальные , в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные , где молодежь остается жить у родителей жены. Сегодня, когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить об унилокальных семьях; в этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются также неолокальные семьи, имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.
Семья как институт общества развивается вместе с обществом. На протяжении трёх ступеней развития общества возникли 3 исторические формы семьи и брака :
1) дикость – полигамия (групповой брак, матриархат);
2) варварство – парная семья (господство мужа);
3) цивилизация – моногамия (индивидуальная половая любовь).
1.Полигамия. Люди жили общинами. Отец был неизвестен, родословная велась по матери. Труд женщины по ведению домашнего хозяйства является общественно необходимым.
2.Парная семья. Выделение пары в отдельную семью. Промежуточная ступень.
3.Цивилизация. Существует 2,5 тыс. лет. Равноправие, добровольность вступления женщин в брак. Индивидуальная половая любовь появляется в середине века.
Семья как малая группа и социальный институт. Основные функции семьи.
Семья - это социальный институт и малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья (Антонов) - основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства, родства, осуществляющая воспроизводство населения социализацию детей и т.д.
Основа семьи - брачный союз между мужчиной и женщиной в формах, санкционированных обществом. Своим возникновением и существованием семья обязана общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботу о детях.
Семья как малая социальная группа, состоящая из индивидов, связанных между собой отношениями брака или родства. При анализе семьи как малой группы можно выделить два типа характеристик:
1. Характеристики группы в целом (цели и задачи семьи, состав семьи, структура власти);
характеристики связей и отношений семьи с более широкими социальными системами
Различают семью (наличие триединства) и "семейные" группы (люди, ведущие совместное домохозяйство и объединенные только родством, либо родительством и супружеством).
Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.
Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья - это более сложная система взаимоотношений, чем брак.
В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых к семье как к социальному институту, изменялись и функции семьи:
1. репродуктивная,
2. воспитательная,
3. хозяйственно-экономическая,
4. рекреативная (взаимопомощь),
5. коммуникативная,
6. регулятивная.
Для современной cемьи характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Происходит процесс усложнения отношений между старшим и средним поколением в семье и одновременно с этим растет число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Традиционные нормы и ценности становятся сегодня менее значимыми.
Изменяется структура лидерства в семье. Основой современной семьи становятся не экономические отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Первоначально отношения в семье регулировались племенными и родовыми обычаями, затем регуляция приобретает нравственный, религиозный и правовой характер.
Специфические функции семьи отражают ее особенности как социального явления (т.е. к выполнению которых семья оказалась принуждена в определенных исторических условиях) - репродуктивная и содержание и социализация детей - сохраняются во всех исторических условиях.
Неспецифические функции связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, отдых и т.д. - отражают исторический характер связи между семьей и обществом. В начале XX века cоциальные институты все более совмещают с семьей выполнение функций образования - школы; защиты и охраны - армия; досуга - сфера обслуживания.
Огборн считает, такой перехват семейных функций прогрессивным, а Сорокин -негативным, так как семья превращается в бездетное сожительство, "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения".
СЕМЬЯ (Харчев) – это конкретно-историческая система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой соц. группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Соц. сущность семьи раскрывается в функциях семьи.
Функции семьи:
1. репродуктивная (воспроизводство);
2. реализация личности человека, удовлетворение его потребностей;
4. социализация (процесс обучения и воспитания);
5. хозяйственно-бытовая;
6. культурно-просветительская.
Структура семьи:
1.Основывается на количестве детей:
- малодетная (1-2);
- среднедетная (3-4);
- многодетная (свыше 5);
2.Неполная семья (отсутствует один из родителей);
3.Бездетная семья;
4.Нуклеарная (одно поколение родители и дети);
5.Расширенная (несколько поколений живут в одной семье).
Семья как институт общества развивается вместе с обществом. На протяжении трёх ступеней развития общества возникли 3 исторические формы семьи и брака :
1) дикость – полигамия (групповой брак, матриархат);
2) варварство – парная семья (господство мужа);
3) цивилизация – моногамия (индивидуальная половая любовь).
1.Полигамия. Люди жили общинами. Отец был неизвестен, родословная велась по матери. Труд женщины по ведению домашнего хозяйства является общественно необходимым.
2.Парная семья . Выделение пары в отдельную семью. Промежуточная ступень.
3.Цивилизация . Существует 2,5 тыс. лет. Равноправие, добровольность вступления женщин в брак. Индивидуальная половая любовь появляется в середине века.
Семья как малая группа и социальный институт. Основные функции семьи.
Семья - это социальный институт и малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
Семья (Антонов) - основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства, родства, осуществляющая воспроизводство населения социализацию детей и т.д.
Основа семьи - брачный союз между мужчиной и женщиной в формах, санкционированных обществом. Своим возникновением и существованием семья обязана общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботу о детях.
Семья как малая социальная группа, состоящая из индивидов, связанных между собой отношениями брака или родства. При анализе семьи как малой группы можно выделить два типа характеристик:
1. Характеристики группы в целом (цели и задачи семьи, состав семьи, структура власти);
характеристики связей и отношений семьи с более широкими социальными системами
Различают семью (наличие триединства) и "семейные" группы (люди, ведущие совместное домохозяйство и объединенные только родством, либо родительством и супружеством).
Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью.
Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Семья - это более сложная система взаимоотношений, чем брак.
В зависимости от эволюции общества и изменения требований, предъявляемых к семье как к социальному институту, изменялись и функции семьи :
1. репродуктивная,
2. воспитательная,
3. хозяйственно-экономическая,
4. рекреативная (взаимопомощь),
5. коммуникативная,
6. регулятивная.
Для современной cемьи характерна ориентация на личностные, а не статусные характеристики индивидов в ситуации брачного выбора. Происходит процесс усложнения отношений между старшим и средним поколением в семье и одновременно с этим растет число нуклеарных семей. Изменяются отношения между родителями и детьми. Традиционные нормы и ценности становятся сегодня менее значимыми.
Изменяется структура лидерства в семье. Основой современной семьи становятся не экономические отношения, а эмоциональная сторона межличностных отношений. Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Первоначально отношения в семье регулировались племенными и родовыми обычаями, затем регуляция приобретает нравственный, религиозный и правовой характер.
Специфические функции семьи отражают ее особенности как социального явления (т.е. к выполнению которых семья оказалась принуждена в определенных исторических условиях) - репродуктивная и содержание и социализация детей - сохраняются во всех исторических условиях.
Неспецифические функции связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства, отдых и т.д. - отражают исторический характер связи между семьей и обществом. В начале XX века cоциальные институты все более совмещают с семьей выполнение функций образования - школы; защиты и охраны - армия; досуга - сфера обслуживания.
Огборн считает, такой перехват семейных функций прогрессивным, а Сорокин -негативным, так как семья превращается в бездетное сожительство, "где дом будет местом ночных встреч для сексуального общения".
СЕМЬЯ (Харчев) – это конкретно-историческая система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой соц. группы, которые связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Соц. сущность семьи раскрывается в функциях семьи.
Функции семьи:
1. репродуктивная (воспроизводство);
2. реализация личности человека, удовлетворение его потребностей;
4. социализация (процесс обучения и воспитания);
5. хозяйственно-бытовая;
6. культурно-просветительская.
Структура семьи:
1. Основывается на количестве детей:
Малодетная (1-2);
Среднедетная (3-4);
Многодетная (свыше 5);
2. Неполная семья (отсутствует один из родителей);
3. Бездетная семья;
4. Нуклеарная (одно поколение родители и дети);
5. Расширенная (несколько поколений живут в одной семье).
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Основные функции и типы современной семьи
На сайте сайт читайте: 3.основные функции и типы современной семьи...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке » – каждый мужчина считал себя мужем всех женщин.
Постепенно формировалась групповая семья , в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию ) – отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, – прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия – свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия (от греч. «екзо» – вне и «гамос» – брак) – запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.
Позднее сложилась пуналуальная семья – групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки.
Затем сформировался полигамный брак : многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).
Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.
Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство – нет.
В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось. Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.
Многие ученые-этнографы отмечали, что всегда как антитеза моногамии существовала проституция. В некоторых обществах была распространена так называемая религиозная проституция: вождь племени, священник или иной представитель власти имел право провести с невестой первую брачную ночь. Господствовало убеждение, что священник, пользуясь правом первой ночи, освящал супружество. Великой честью для молодоженов считалось, если правом первой ночи пользовался сам король.
В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.
Взаимоотношения родителей и детей также трансформировались на протяжении истории. Различают шесть стилей отношений к детям.
- Инфантицидный – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.).
- Бросающий – ребенка отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь и пр. (IV–XVII вв.).
- Амбивалентный – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образу и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (XIV–XVII вв.).
- Навязчивый – ребенок становится ближе родителям, его поведение строго регламентируется, внутренний мир контролируется (XVIII в.).
- Социализирующий – усилия родителей направлены на подготовку детей к самостоятельной жизни, формирование характера; ребенок для них – объект воспитания и обучения (XIX – начало XX в.).
- Помогающий – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина XX в. – настоящее время).
В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов (прежде всего работы Фредерика Ле Пле). Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношений Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей, с ослаблением отцовского авторитета, влекущим дезорганизацию общества.
Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы (работы Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей).
Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.
________________________________________________________________________________
первая историческая форма семьи и брака – дуально - родовой групповой брак. Все мужчины одного рода становились потенциальными мужьями для женщин другого рода. При выборе женщины мужчина автоматически вступал в парную семью. Женщины и мужчины объединялись в легко расторжимый союз, имели право на «дополнительные» половые связи с другими мужчинами и женщинами. Такие семьи не характеризовались наличием строгих хозяйственных обязанностей и женщины могли оставаться жить со своими сородичами. Встречаясь друг с другом только для половых контактов. Это и семьёй теперь трудно назвать. Ведь как можно относиться к тому, что почётному гостю разрешалось иметь половую связь с дочерью хозяина дома. Хоть гостей в свой дом не пускай.
Вторая эволюция института семьи и брака характеризуется патриархальными чертами. Было решено, раз мужчина - главный добытчик, быть ему и главой семьи. Теперь, ещё холостой мужчина, выкупает себе невесту или похищает (если выкупить не может) с целью создания своей семьи. Теперь семья становится семейной общиной , в которую входит максимум три поколения семьи.
Заключительный этап эволюции семьи и брака - малая семья, которая включает в себя супругов и их детей. Первоначально, такая семья характеризовалась утрированной патриархальностью. После развода дети оставались всегда отцу, женщина не имела право несогласия с мужем. Если же она желала вернуться к родителям, её семья обязана была вернуть выкуп. После смерти мужа женщина не могла уйти из семьи мужа, ей позволяли лишь выйти замуж за родственника мужа. Неверность жены каралась смертью, мужчине же разрешалось вести романы на стороне.
Введение
Для общества и государства брак и семья, детство, отцовство и материнство составляют высшую социальную ценность, ибо обеспечивают воспроизводство человека как биосоциального существа. Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым не ослабевает с момента их возникновения и до наших дней, что объясняется их многогранностью и значимостью в жизни людей. "Брак и семья являются объектом изучения различных наук: философии, социологии, права, медицины, психологии и др. с учетом их направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данных феноменов. Для юридических наук представляют интерес лишь те стороны жизнедеятельности семьи, которые могут быть подвергнуты правовому регулированию". Институт семьи и брака постоянно изменяются вместе с общественными процессами, происходящими в мире. В этом и весь интерес данной темы, а именно - динамика развития и изменения института брака.
Исторические аспекты становления брака
Исторические формы брака и семьи
"Брак и семья как социальные институты общества зародились очень давно, и прошли в своем развитии несколько стадий". В племенной период, когда общество делилось на ячейки по родовому признаку, существовал так называемый период промискуитета, т.е. беспорядочных половых связей. Рождались дети, которые впоследствии воспитывались всем родовым объединением. Исчисление рода, возможно, было только по материнской линии, так как отца однозначно установить было невозможно. Такое исчисление рода получило название матриархат. Как долго длилась эта стадия семьи - сейчас даже примерно определить сложно. Может несколько веков, а может тысячелетия.
Развивалось общество - развивалась мораль; люди стали приходить к мысли, что брачные связи родителей и детей аморальны. В итоге "человечество пришло к новой форме брачных отношений: групповому браку. Он, согласно исследованием ученых (историков, философов и др.), пережил две формы: кровнородственную семью и семью пуналуа (слово "пуналуа" означает "мой партнер по браку"; отсюда и название этого вида брака). В кровнородственной семье брачные круги строились по поколениям, т.е. поколения родителей и детей состояли каждое в своем брачном сообществе. Иными словами, как правильно указывал Ф. Энгельс, сестра была женой, и это было нравственно. Но постепенно из круга брачных партнеров стали исключаться кровные родственники, т.е. родные братья и сестры; появились пуналуальные семьи. В них группа сестер одного рода являлась коллективными женами группы братьев другого рода. Видимо, такой вид брака возник с целью избежать кровосмешения (инцеста)".
Развитие орудий производства, первое разделение труда на земледелие и скотоводство, а затем и последующие прогрессивные изменения в обществе позволили производить излишки продукции, которые оставались после потребления. Это "позволило развиться следующей стадии брака - парному браку. Его основу составляли один мужчина и одна женщина; но, не имея устойчивого экономического благополучия, они не могли выделиться в самостоятельную имущественную ячейку, и зачастую вынуждены были проживать и, соответственно, получать средства к существованию в своем родовом объединении. Лишь часть людей, состоящих в парных браках, могли обособляться в самостоятельные семьи (как правило, старейшины, жрецы и иные лица, имеющие определенный социальный статус). На стадии парного брака зародился патриархат, т.е. исчисление рода начали осуществлять по отцовской линии. Но и то не во всех случаях можно было с достоверностью определить биологического отца ребенка, так как парные браки были непрочными, легко расторжимыми".
С дальнейшим развитием экономических отношений, возникновением позитивного права появляется потребность в узаконении брачных союзов. И, как следствие, возникает освященный религией или легализованный в светском порядке моногамный брак. Это уже устойчивый союз мужчины и женщины, которые в отличие от состоявших в парном браке имеют не только брачную, но и имущественную общность. Моногамный брак как наиболее предпочтительный с правовой и нравственной позиций, является единственно признаваемым в нашей стране.
"Параллельно с названными формами брака существуют и иные. Это, в частности, полигамные и однополые браки. Полигамный брак - союз с множественностью его участников (3 и более лица). Если это брак одного мужчины с двумя или более женщинами, то его именуют полигинией; когда наоборот - одна женщина и несколько мужчин - полиандрией. Полигинийные браки чаще всего заключаются в мусульманских странах, полиандирические практически не встречаются (пожалуй, кроме островных африканских государств)". Однополые браки (брачный союз двух мужчин или двух женщин) в мире пока встречаются редко, но все больше государств склоняются к их узаконению (ряд из них уже сделали это).