Педагогический проект во второй младшей группе « Семья для каждого – это очень важно! Педагогический проект ко дню матери в средней группе «моя мама лучше всех!» проект (средняя группа) на тему Предполагаемый результат реализации проекта.
Екатерина Чупрова
Педагогический проект «Моя мама !» .
Девиз проекта : Про самую лучшую
Маму на свете,
Стихами поэтов
Поведают дети.
Цель : формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребёнка, семьи.
Задачи :
развивать игровые, познавательные, речевые способности детей развивать эмоциональную отзывчивость, чувство гордости за маму;
Пробуждать познавательную активность в детях и родителях, вовлекая их совместную деятельность;
Воспитывать любовь и уважение к самому дорогому человеку на земле – маме;
Актуальность : важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительном эмоциональном контакте с близкими людьми. В первую очередь – с мамой. Мама – это человек , занимающий одно из главных мест в жизни. Никто не приходит в этот мир, не соприкасаясь с мамой, поэтому феномен матери всегда был, есть и будет актуальным. Любовь мамы эта любовь и забота во всём. Несмотря на это всё чаще любовь к маме дети связывают с материальными ценностями, а не духовными. Детям, в силу возраста, трудно понять, что мама нуждается в нашей благодарности, помощи и заботе. Воспитывать у детей любовь и уважение к матери и членам семьи, прививать детям чувство привязанности к маме, семье и дому – наша задача.
Вероятно, детский сад должен стать связующим звеном между детьми и их родителями, должен помочь им узнать, понять и принять друг друга.
Участники проекта : воспитатели, дети и родители средней группы, музыкальный руководитель
Тип проекта по методу : творческий
По количеству участников : групповой
По продолжительности : краткосрочный
Этапы работы над проектом :
I этап - подготовительный (накопление знаний) .
II этап – совместная деятельность детей, родителей, воспитателей.
III этап – заключительный (результат) .
Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта , содержанием работы.
Составить план работы
Подбор стихотворений
Подбор дидактического материала
Подбор методического оснащения
Подбор материала для продуктивной деятельности
Мероприятия по реализации проекта .
Игровая деятельность.
Познавательная деятельность.
Продуктивная деятельность
Коммуникативная деятельность.
Музыкальная деятельность.
Двигательная деятельность.
Трудовая деятельность.
Раздел программы Формы и методы работы
деятельность. Сюжетно-ролевые игры : «Детский сад» , «Семья» , «Больница» , «Магазин» , «Салон красоты» , «День рождение мамы»
Дидактические игры : «Кому что нужно для работы?» , «Сказки-загадки» , «Одень маму» , «Украсим платье для мамы» .
Строительные игры : “Мебель для дома”, “Построим дом для мамы”.
Игра-шнуровка “Собери маму на улицу”.
Лото, домино “Одежда”, “Посуда”.
Игра “Мой дом”.
Инсценировка “Три мамы”.
Режиссерские игры с игровыми персонажами.
Познавательная деятельность. Беседа “Семья”, “Моя мама” , “Профессия моей мамы”,
Познание. “Профессии наших мам”.
Моделирование ситуаций :
– как мы помогаем маме по дому;
– мама заболела .
Продуктивная деятельность. Рисование “Портрет моей мамы”
Аппликация : оформление пригласительных билетов на концерт.
ТРИЗ “Солнышко для мамы”.
Самостоятельная художественно-творческая деятельность : рисование “Моя семья”.
Творческая мастерская : аппликация (коллективная) .
Коммуникативная деятельность. Составление рассказов на тему : “Как я помогаю маме по дому
Составление рассказов по сюжетной картине “Семья”. Беседа по теме «Моя любимая мама » . Беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» .
Составление пожеланий для мам.
Специальное моделирование ситуации общения : интервью “Расскажи о маме”.
Чтение рассказов, стихотворений, поговорок и пословиц о маме.
Заучивание стихотворений о маме.
Речевая игра “Как зовут ваших родителей?
Скажи ласково”, “Кто больше назовет ласковых слов для мамы?”
Разучивание песен о маме.
Литературный вечер. Чтение р. н. с.
Музыкальная деятельность. Прослушивание и пение песен о маме.
Прослушание и пение колыбельных песен.
Концерт «Любимая, ласковая, нежная!» . - «Наши мамы рукодельницы» (выставка поделок, сделанных мамами ) - Чаепитие - Выпуск газеты ко Дню Матери.
Работа с родителями.
Привлечь родителей к сбору материала, необходимого для реализации проекта .
Совместное творчество родителей, детей, педагога “Портрет моей мамы” .
Рассказы мам о своей работе, о своем детстве.
Информационный стенд «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка» .
Папка-передвижка «Мама-первое слово… » Выпуск газеты ко Дню матери.
Выставка рисунка “Портрет моей мамы” в группе, в детском саду.
Выставка панно «Поздравительная открытка для мам» в вестибюле группы.
Открытое занятие. Познание. Художественное творчество. “Я и моя мама”
Совместный тематический концерт «Любимая!Ласковая!Нежная!» . Выставка творчества родителей «Наши мамы рукодельницы» .
Приложение.
Третий блок направлен на развитие творческого воображения детей и родителей, на формирование эстетического вкуса, желания сделать что-то приятное для близкого человека, вызвать интерес к поиску индивидуальности, характеру, внешности, настроения. В результате были оформлены : выставка «Наши мамы рукодельницы» (эта работа позволила раскрыть талант и способности мамы и ребенка) и коллективная открытка с пожеланиями детей.
Выставка "Наши мамы рукодельницы"
Коллективная открытка с пожеланиями детей
Концерт «Любимая!Ласковая!Нежная!» подвёл итог работы, где дети и родители прониклись атмосферой доброжелательности, радости, тепла, эмоционального комфорта и благополучия.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №3 «Алёнушка» для детей раннего возраста»
Педагогический проект:
«Моя любимая мама».
Подготовила:
воспитатель Ермолаева А.В.
- Актуальность.
Мать считается хранительницей семьи. И, конечно, же, именно мама играет важную роль в жизни каждого человека. Развитие отношений между ребенком дошкольного возраста и матерью имеет большое значение для развития личности малыша. И конечно вряд ли найдется в мире человек, который бы не любил свою маму и не хотел бы ее порадовать.
День Матери -один из самых лучезарных праздников в детском саду. Несмотря на ноябрьское ненастье, он несет в себе море тепла, любви, нежности. Этот праздник уже заслужил признание среди детей и взрослых. Несмотря на сложную обстановку в обществе, и забытые нормы взаимоотношения в семье, нам необходимо постараться приблизить отношения матери к ребенку, и родителей к детскому саду (воспитателю). Необходимо с самого раннего детства воспитывать у ребенка любовь к семье, маме. Он должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома и семье.
- Целеполагания
- Разработка проекта
- Рефлексия результатов проектной деятельности.
Цель проекта – формирование знания детей о культуре и традициях семейных взаимоотношений. Воспитывать любовь и уважение к матери, её труду, умение ценить её заботу о близких.
Задачи:
- Способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контактов между родителями и работниками детского сада.
- Развивать коммуникативные навыки детей, способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказа о маме;
- Поддерживать доброжелательное общение в играх, продуктивной совместной деятельности.
- Развивать творческие способности детей через пение, танцы, художественную деятельность: создание поделок, рисунков и т.д.
- Закреплять умение выступать перед зрителями (мамами);
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, детского сада.
Участники проекта: дети 2-й группы раннего возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Тип проекта: краткосрочный, групповой.
Вид проекта: познавательный, творческий.
Длительность проекта: 1 неделя (с 20.11.17г. по 24.11.17г.).
Предполагаемый результат реализации проекта:
У детей:
- Расширения представления детей о роли мамы в семье;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие познавательных и речевых способностей детей;
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия с ребенком в семье;
- вызвать интерес родителей к жизни ребенка в детском саду.
У воспитателей:
- использования различных форм сотрудничества детского сада и семьи;
- создание и поддержание положительного микроклимата в группе.
У родители:
3.1. Подготовка к реализации проекта
- Доведение до участников проекта актуальности проблемы, ознакомление с целями, задачами и предполагаемыми результатами проекта.
2.Изучение информационно – методической литературы по данному направлению.
3.Разработка основных направлений реализации проекта;
4.Составление программы практической деятельности по реализации проекта
3.2. План мероприятий по реализации проекта
- Подборка сюжетных иллюстраций для беседы с детьми.
- Подборка художественной литературы для чтения детям и самостоятельного просмотра детьми.
- Подборка материалов для продуктивной деятельности.
- Подготовка игровых атрибутов.
- Разработка сценария совместного развлечения детей и родителей.
3.4 Программа практической деятельности по реализации проекта
День недели, дата | Образовательная деятельность с детьми | Индивидуальная работа с детьми | Взаимодействие с родителями |
|
Понедельник 20.11.17г. | Познавательное развитие. Тема: «Рассматривание иллюстраций о Мамином дне». Цель: Формировать первоначальных представлений о традициях организации праздника в семье. Д/и: «Моя семья». Цель: Учить называть свое имя, имена членов семьи, воспитывать внимательное отношение к родителям. П/и «Вышла курочка гулять». Цель: Учить детей выполнять движения по тексту, вызвать эмоциональный отклик на игру. | По развитию речи. Рассматривание сюжетных картинок из серии «Что делает мама». Цель: Обогатить словарь детей глаголами, отвечающими на вопрос, «Что делает?» и обозначающими трудовые действия.
| Игровые ситуации: «Дочки- матери», «Приготовим обед». Цель: Учить правильно действовать с предметами и доводить начатое дело до конца, развивать игровой замысел. | Папка-передвижка «Мамин день». Цель: Пополнить знания родителей о празднике «День матери». |
Вторник 21.11.17г. | Развитие речи. Тема: Чтение сказки «Козлятки и волк» обр.К Ушинского. Цель: Познакомить детей со сказкой, вызвать желание поиграть в сказку. Строительная игра: «Наш с мамой дом».(Лего) Цель: Закрепить умение соединять детали между собой, развивать мелкую моторику и умение обыгрывать поделку. СРИ «Семья». Цель: Учить правильно действовать с атрибутами игры развивать игровой замысел. | По изобразительной деятельности. «Бусы для мамы». Цель: Учить детей оставлять отпечаток ватной палочкой в указанном месте, воспитывать аккуратность. | Рассматривание сюжетных картинок из серии «Мамины профессии», «Моя любимая мамочка» (Фото из домашнего архива). Цель: Развивать устойчивое внимание, умение общаться со сверстниками и играть рядом, не мешая товарищам. | Консультация для родителей «Играем вместе с мамой». Цель: Пополнение знаний родителей об организации игровой деятельности с детьми третьего года жизни в домашних условиях. |
Среда 22.11.17г. | Лепка. Тема: «Колечко (браслет) для мамы». Цель: Учить детей скатывать палочки, соединять концы палочек в кольцо. Д/и «Назови ласково». Цель: Упражнять в произношении уменьшительно- ласкательных слов, развивать речь. Труд «Мамины помощники».(Мытье игрушечной посуды) Цель: Воспитывать желание помогать взрослым, учить правильно взаимодействовать с предметами. | По конструированию. «Дорога к дому, где живет мама». Цель: Закрепить у детей умение строить из кубиков длинную, узкую дорожку, учить обыгрывать постройку. | Дидактические игры «Мамы и их детеныши», «Бусы для мамы». Цель: Развитие речи, тактильных ощущений и мелкой моторики. | Выставка творческих работ «У моей мамы руки золотые». Цель: Демонстрация увлечений родителей в свободное время. |
Четверг 23.11.17г. | Рисование. Тема: «Букет для мамы». Цель: Продолжить знакомство детей с техникой рисования пальчиками, показать приёмы рисования точек, воспитывать желание сделать маме подарок. Д/и: «Найди детеныша для мамы». Цель: Расширять представления детей о домашних животных и их детенышах. П/и «Кошка и котята» Цель: Упражнять детей в беге, развивать у детей внимание. | По формированию навыков самообслуживания «Оденем дочку на прогулку». Цель: Развивать навыки самообслуживания, мелкую моторику пальцев, учить детей соблюдать алгоритм одевания на прогулку. | Конструирование из кубиков «Мебель для мамы». Цель: Развивать умение делать постройки из кубиков и кирпичиков. | Фото выставка «Мамины помощники». Цель: воспитать привязанность ребёнка к семье, научить уважению к труду взрослых членов семьи. |
Пятница 24.11.17г. | Развитие речи. Тема: Рассматривание иллюстраций «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». Цель: Познакомить детей с профессиями людей, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. СРИ: «Мама кормит дочку». Цель: Учить детей играть вместе, развивать диалоговую речь. Д/и «Как можно порадовать маму» Цель: Учить разговаривать вежливо с мамой, употреблять разные по форме и содержанию обращения. | Чтение художественной литературы. «Вот какая мама!». Цель: Познакомить детей с новыми произведениями, учить понимать смысл прочитанного. | Игры в уголке ряженья «Мама на кухне», «Мама собирается на работу», «Мама идет в гости». Цель: Развивать умение правильно отбирать предметы одежды и аксессуары, использовать их по назначению, развивать игровой сюжет. | Развлечение «Для любимой мамочки». Цель: Вовлечь родителей в совместную музыкально-игровую деятельность в условиях ДОУ. |
Реализация педагогического проекта «Моя любимая мама» осуществлялась с использованием таких педагогических приемов, как чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, дидактические игры и упражнения, игровые ситуации и ситуации общения, различные игры. Они способствовали развитию игровых, познавательных, творческих и речевых способностей у детей, формировали первоначальные представления о празднике и подготовки к нему.
Оснащение предметно-пространственной среды атрибутами, соответствующими теме проекта, помогли детям выбрать интересные для себя занятия, побуждающие их фантазию.
Разнообразные формы работы с родителями позволили пополнить знания родителей об истории возникновения праздника, обогатить опыт по привлечению детей к оказанию посильной помощи родителям дома, вовлечь родителей в совместную музыкально-игровую деятельность в условиях ДОУ.
Для педагогов работа над проектом способствовала: развитию профессиональной компетентности, пополнению картотеки стихотворений о маме, пополнение атрибутами уголков для ролевых игр.
Считаем, что цели и задачи поставленные воспитателем-выполнены.
МДОУ «ЦРР – детский сад «Улыбка» старшая группа №2 (10) «Родничок» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Моя мама – лучшая на свете!»
г. Качканар 2017 г. «Моя мама лучшая на свете!» Мама – это значит нежность, Это ласка, доброта, Мама – это безмятежность, Это радость, красота! Мама – это на ночь сказка, Это утренний рассвет, Мама – в трудный час подсказка. Это мудрость и совет! Мама – это зелень лета, Это снег, осенний лист Мама – это лучик света, Мама – это значит ЖИЗНЬ! Авторы проекта: воспитатели Яконцева Людмила Владимировна и Соловьева Ольга Васильевна, музыкальный руководитель Жиделёва Наталия Васильевна. Название проекта: «Моя мама лучшая на свете!» Вид деятельности: творческий, продуктивный Продолжительность: месяц Количественная типология: в рамках группы Характер участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата Возрастная группа: средний дошкольный возраст (ребенок 4 – 5 лет) По содержанию образовательной деятельности: интегративная Актуальность темы (целеполагание): Мама у всех одна. И именно она делает всё для того, чтобы мы были счастливы. К ней мы идём со своими проблемами. Она всегда всё поймёт, утешит и обнадёжит. Сколько бы мы ни говорили о маме – этого будет мало. Важно, чтобы дети понимали,
что значит мама в судьбе каждого из них, какую роль она играет в семье. В условиях, когда большинство семей озабочены решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей (в том числе и мамочек), от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Цель проекта: Создание социокультурной среды вокруг проекта. Обобщить социальный опыт ребенка через его творческую и речевую активность, положительное отношение к своей маме. Способствовать сближению семьи с детским садом, повышая роль матери в воспитании дошкольников. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). Гипотеза проекта: если детский сад будет содействовать сближению матерей и детей, то в семьях установятся близкие, доверительные и теплые отношения. Задачи проекта: 1. Воспитывать у дошкольников любовь и уважение к самому 2. Познакомить детей с тем, что существуют общие качества, дорогому человеку – к матери, стремление ей помогать, радовать ее. свойственные всем матерям (нежность, ласка, любовь к детям, терпение и т.д.). 3. Развивать речь детей: диалогическую, монологическую, умение отвечать на вопросы развернутым ответом;
5. Способствовать формированию положительного отношения, 6. Через совместную музыкально-театрализованную, игровую, составлять связный рассказ из своего личного опыта и основываясь на полученных ранее знаниях; умение выразительно читать стихи; обогащать словарный запас детей. 4. Воспитывать любовь к маме, бабушке; учить оказывать им посильную помощь, проявлять заботу; поощрять желание порадовать маму, бабушку необычным подарком. уважения, любви к маме, ее труду и профессии. познавательную деятельность повысить творческую активность детей и родителей, их успешность и инициативность. переживаний детей и родителей от совместного празднования мероприятия. 8. Обогатить родительско – детские отношения опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения. 7. Способствовать созданию положительных эмоциональных Объект исследования: отношение между мамой и ребенком в семье. Предмет: процесс взаимоотношений между матерью и ребенком. Ожидаемые результаты: Дети приобретут новые знания, получат опыт реализации в творчестве, больше узнают о профессиях своих мам. Родители получат возможность рационально использовать семейный, интеллектуальный и творческий потенциал для образования и воспитания детей. Для педагогов расширится возможность для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет продуктивных и творческих методик; активизируется совместная работа с родителями. Этапы реализации проекта: I этап. Организационный. 1. Составить план работы. 2. Анкетирование родителей. 3. Подбор дидактического материала. 4. Подбор методического материала. 5. Подбор материала для продуктивной деятельности. 6. Ознакомление родителей с целями и задачами. 7. Составление конспектов НОД, сценария развлечения.
II этап. Планирование реализации проекта. 1. Донести до участников проекта важность данной темы. 2. Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной и художественной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме. 3. Подобрать материал для продуктивной деятельности. 4. Составить перспективный план. III этап. Реализация проекта. Образовательная «Социализация» область Мероприятия Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери», Сюжетно – ролевая игра «Мама с дочкой у врача», Коррекционно-развивающая игра «Кукла Маша», Беседа «Самая хорошая». НОД «Мамы разные нужны», НОД «Расскажи о своей маме». Игровое упражнение «Мамины помощники», «Накроем стол для мамочки». Беседы «Если мамы нет дома», «Как ты с мамой идешь в детский сад?» (по картам индивидуального маршрута) Упражнение «Подбери слово о маме», Проговаривание чистоговорки «Мамины пироги», Беседа на тему «Моя любимая мамочка», Беседа на тему «Самая лучшая в мире бабушка» Е.Благинина «Вот какая мама», Разучивание стихотворения Г.Кодиненко «Мама стряпала пирог», Чтение стихотворения Л.Николаенко «Познание» «Труд» «Безопасность» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы»
«Художественное творчество» «Здоровье и физическое развитие» «Музыка» «Работа с родителями» «Доброта», Чтение стихотворения В.Берестова «Праздник мам», Чтение стихотворения М.Дружининой «Мама», Чтение стихотворения Е. Григорьевой «Бабушка», «поэтические минутки». Обведение трафаретов «Красивые цветы для мам и бабушек», Аппликация «Поздравим маму с праздником», Рисование палочкой на снегу «Картинка для мамы», Изготовление игрушек-оригами в подарок мамам и бабушкам, Рассматривание иллюстраций о маме и бабушке в «Центре книги», выставка рисунков «Мамочка любимая моя». Физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковые игры. НОД «Колыбельная моей мамы», Разучивание репертуара: Песни «Солнышко лучистое», «Песня о маме», «Молодая бабушка», танцы «Неваляшки», «Детский сад», «Пляска с мамами», Индивидуальная работа с девочками. Слушание музыкальных произведений. «Мама» (муз. П.И. Чайковского) Изготовление нарядных шляпок для девочек. Подготовка театрализованных «Семейных сценок»: семьи Борундуковых «Уля и Филя» и семьи Туполевых « Мама приходит с работы» Репетиции с мамами танца «Кадриль» Кафе «Мамины вкусняшки» IV этап. Презентация результатов.
Выставка портретов «Мамочка любимая моя» с приложением рассказа ребенка о маме. Открытие кафе «Мамины вкусняшки» Дефиле «Шляпка для дочки» Танец «Неваляшки»
Театрализованная сценка «Уля и Филя» в исполнении Таси и Марины Владимировны Борундуковых
Пляска с мамой Театрализованная сценка «Мама приходит с работы» в исполнении Кирилла и Ирины Зауровны Туполевых
Оберег для мамы Стихи для мам V этап. Анализ деятельности. Проект удался. Для детей:
климат. Для родителей: Получили возможность проявить активность, любознательность, инициативу и самостоятельность в действиях, Приобрели новые знания о роли матери в жизни каждого человека, о профессиях мам, В группе сложился эмоционально-положительный Повысилась субъектность родителей в вопросах совместного творчества с детьми, раскрылся творческий потенциал мам, Расширились возможности влияния родителей на процессы воспитания детей, Нормализовалась психолого-педагогическая атмосфера. Для педагогов: Расширились возможности для развития педагогического творчества, достижения образовательных результатов за счет продуктивных, творческих методик, Повысился уровень сплоченности педагогического коллектива.
Моя мама лучшая на свете. Она мне как солнце в жизни светит, Мама самый лучший в мире друг, Как люблю тепло её я рук.
чт, 11/17/2016 - 00:39 | admincgmiideia
МДОУ "Д/с №28" Республика Коми г. Ухта
Педагогический проект "Моя дружная семья"
Канева Юлиия Анатольевна
Сергеева Наталья Николаевна
воспитатели
Семья- источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
О. В. Токмакова
Тип проекта: творческий
Вид проекта : групповой.
Место проведения: МДОУ «Д/с № 28», средняя группа № 4.
Режим работы : во время и вне непосредственно образовательной деятельности.
Количество участников проекта:
Два воспитателя: Сергеева Наталья Николаевна, Канева Юлия Анатольевна, дети-20 чел., родители- 20 семей.
Возраст детей: 4-5 лет
Актуальность реализации проекта:
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка у нас появилась идея: создать проект «Моя семья». Проведя, опрос детей в форме беседы – выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает свою родословную, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно.
Цель: расширение представлений у детей о семье через организацию различных видов деятельности.
Задачи (в работе с детьми):
Обучающая:
Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.
Развивающая:
Развивать любознательность, наблюдательность, творческое воображение воспитанников в процессе совместной деятельности со взрослыми.
Воспитательная:
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.
Задачи (в работе с родителями):
Создать условия для активного участия родителей в жизни группы.
Обогащать детско- родительские отношения.
Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.
Проблема:
Дети не имеют достаточный объем знаний о членах своей семьи, о значении семьи в жизни каждого человека.
Ожидаемые результаты :
От детей:
1. Дети знают членов своей семьи и гордятся ими.
2. Знают историю своей семьи, семейные традиции и праздники.
3. Проявляют отзывчивость, любовь, заботу, внимание к семье.
От родителей:
1. Повышение педагогической культуры и знаний родителей.
2. Установление доверительных и партнёрских отношений семьи и детского сада.
3. Принятие родителями истины: «Права и обязанности воспитания детей принадлежит самим родителям».
От педагогов:
1. Повышение профессиональной компетенции педагогов.
2. Приобретение практического опыта в выборе адекватных методов и форм в работе с каждой семьёй.
Форма проведения:
Работа с детьми:
1. Опрос в форме беседы.
2. Непосредственно образовательная деятельность.
3. Игровая деятельность.
4. Беседы « Моя дружная семья», «Как я помогаю дома».
5. Рисунки детей на тему «Моя семья», « Я сегодня вот такой».
6. Чтение: стихи, пословицы, загадки о семье.
7. Театрализованная деятельность.
8. Настольно-печатные игры: «Семья», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы?».
9. Слушание записей песен (диски).
10. Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «В яранге горит огонь», «Самый маленький гном», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».
Работа с родителями:
1. Выставка творческих работ «Герб моей семьи».
2. Выставка-конкурс творческих работ «Имя моего ребёнка».
3. Вернисаж фото-коллаж « Моя семья ».
4. Конкурс поделок - «Наши руки не знают скуки» - совместная деятельность детей и родителей.
5. «Руками пап» (в рамках мероприятия “Мой папа самый лучший!”) изготовление кормушек для птиц.
6. Консультации для родителей.
7. Создание групповой семейной газеты «Папа, мама, я - дружная семья!», «Я для мамы лучший ребёнок!».
8. Групповое родительское собрание «Вечер семейных талантов».
Этапы реализации проекта:
Подготовительный |
Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта Домашние задания: совместное нахождение и чтение литературы о семье, рисунки, подбор иллюстраций, поговорок, загадок Подбор художественного материала (стихи, загадки, рассказы, пословицы.) педагогами Подбор дидактического и методического оснащения проекта |
Практический |
Игровые упражнения, игры, инсценировки, чтение по ролям, выставка книг, творческие работы детей Мероприятия с родителями, папки для родителей по реализации проекта |
Заключительный |
Родительское собрание (присутствует вся семья: мама, папа и ребенок) Выпуск фотогазеты Выставка поделок Отчет о реализации проекта (полученный материал по проекту) Презентация проекта |
План реализации проекта:
Виды деятельности |
Сроки |
Формы регистрации результата |
Непосредственно образовательная деятельность по теме: «Моя семья», «Праздники в семейном в кругу». |
Конспект занятия |
|
Беседы «Моя дружная семья», «Как я помогаю дома», «Выходной день в моей семье», «Я для мамы лучший ребенок» |
Рисунки детей по теме бесед |
|
Изобразительная деятельность: «Семейный портрет», «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка …» |
Творческий продукт - рисунки |
|
Выставка-конкурс творческих работ: «Имя моего ребёнка», «Что в имени моем!» |
Творческий продукт |
|
Вернисаж фото-коллаж « Моя семья ». |
Выставка фотографий |
|
Художественное творчество: конструирование «Дом моей мечты», аппликация «Подарок самым любимым», плоскостная лепка «Пусть всегда будет мама, пусть всегда будет папа, пусть всегда буду Я!» |
Творческий продукт, фотографии |
|
Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья», «День рождения», «Магазин», «Выходной день с мамой» |
В течение проекта |
Фотографии |
Настольные игры: «Моя квартира», «Чей малыш», «Найди маму», «Все профессии важны», «Наши мамы», «Кому, что нужно для работы» |
В течение проекта |
Фотографии |
Этапы реализации проекта.
I этап.
Постановка проблемы. Подготовительный.
Предложили детям рассмотреть картину, где изображена семья: папа, мама, бабушка, дедушка. дети).
Назовите, кого вы здесь видите?
Как можно назвать одним словом?
Сколько человек в вашей семье? Перечислите.
А знаете ли вы своих близких родственников?
Как нужно относиться к членам своей семьи?
Ввод детей в игровую ситуацию.
Планируемая деятельность.
А поможет нам в этом разобраться Домовёнок Нафаня (появляется игрушечный Домовёнок, который присутствует на протяжении всего проекта). Он живет в нашем садике, охраняет и сторожит его. Нафаня очень добрый и хочет поближе познакомиться с вами, узнать о ваших семьях и родственниках. Мы будем вместе с ним играть в игры, читать стихи и рассказы, а ваши родители будут нам помогать. Вместе с ними вы сделаете много интересного: нарисуете герб своей семьи, сделаете семейные альбомы, где поместите свои самые любимые и интересные фотографии, а ещё у нас пройдет вечер «Семейных талантов».
Ознакомление родителей.
Родителям сообщается о проведении проекта, вывешивается объявление с планом реализации проекта, с его условиями.
II этап.
Практический
Организация деятельности проекта.
1. НОД . « Моя семья»,
Цель: Формирование представлений о семье.
(см. фото в Приложении № 1)
2. Игровая деятельность.
1. Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин».
Цель: развивать у детей самостоятельность в игре, учить подражать взрослым: маме, папе, бабушке, дедушке, воспитывать любовь к младшим и уважение к старшим; учить коллективной игре, внимательному отношению друг к другу; воспитывать любовь к труду.
(см. фото в Приложении № 2)
2. Настольно-печатные игры: «Семья», «Кем быть», «Кому, что нужно для работы?».
Цель: воспитывать любовь и уважение к своей семье, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
(см. фото в Приложении № 3)
3. Словесные игры «Кто старше?», «Кто младше?», «Исправь Незнайку», «Подскажи словечко», «Родственные отношения», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать».
Цель: расширить у детей знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях, развивать речь, память.
3. Художественно-речевая деятельность.
Цель: формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к членам семьи, проявлять заботу о родных людях, учить внимательно слушать, развивать речь и память.
1. Чтение и заучивание стихов и сказок о семье:
Е. Благинина «Посидим в тишине», Агния Барто « Маляр», О.Чусовитина « Самый лучший!».
2. Рассказ Л. Н. Толстова «Бабушка и внучка», сказки: «Гуси-лебеди», «Кукушка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко».
3. Беседы: «Выходной день в моей семье», «Как я помогаю дома», «Кем работают мои родители», « Моя дружная семья»
4. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о семье, загадки.
(см. фото в Приложении № 4)
4. Музыкально-театрализованная деятельность.
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
1. Прослушивание и разучивание песен о семье.
2. Драматизация по сказке «Репка», «Красная Шапочка».
(см. фото в Приложении № 5)
5. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, учить доставить радость другому, доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
Изготовление подарков для мам (аппликация) ; к презентации «Вечер семейных талантов» (рисунки).
(см. фото в Приложении № 6)
6. Опрос детей «Моя семья».
Цель: выявить знания детей о своей семье: имя, профессию мамы, папы, бабушек и дедушек.
(см. фото в Приложении № 7)
7 . Выставка «Герб моей семьи».
Цель: развивать творческие способности взрослых и детей в процессе
совместной деятельности.
(см. фото в Приложении № 8)
8. Альбом «Что в имени моем»
Цель: ознакомление детей со значением своего имени, раскрытие индивидуальности.
(см. фото в Приложении № 9)
9. Выставка «Мое имя»
Цель: развитие интереса к своему имени, получение удовлетворения от совместного творчества родителей и детей.
(см. фото в Приложении № 10)
III этап.
1. Родительское собрание (совместно с детьми)
«Вечер семейных талантов».
Цель: повысить интерес к семейным традициям и обычаям, воспитывать любовь и уважение к близким и родным, создать тёплую праздничную обстановку, сблизить детей и родителей.
2 . Составление семейной газеты «Папа, мама, я – дружная семья» (традиции, увлечения детей и взрослых в будни и праздники).
Цель: привлечь внимание к семье, показать её ценность и значимость в жизни каждого человека, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
(см. фото в Приложении № 11)
3. Мир семейных увлечений.
Выставка «Наши руки не для скуки».
Цель: раскрыть и показать имеющиеся таланты в семье: изготовление поделок, вышивки, вязание, квиллинг, макраме, бисер, и.т.д.
(см. фото в Приложении № 12)
Оценка результатов .
В результате активной творческой работы семей в группе появился альбом «Моя семья», который пользуется особой популярностью у всех детей. Каждый день неоднократно просматривается и каждый «автор» с гордостью рассказывает о своей замечательной семье. С особым интересом дети стали отображать в играх взаимодействие и общение членов семьи. Появились новые разнообразные замыслы: «Дом, который построили мы», «Выходной день с мамой и папой», «Дом», «День рождение», «Гости».
В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, досуг, совместная деятельность детей и родителей мы получили положительный результат. У детей повысились знания о семье, родители стали активнее участвовать в мероприятиях, проходимых в детском саду.
Родители - самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом.
Совместная подготовка к мероприятиям сблизила нас и родителей, родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришло время для творческих работ. Было много восторгов, многое удивило.
Активность родителей в создании фотогазеты, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно - информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Список используемой литературы:
- Проектный метод в деятельности ДОУ. Москва, 2006
- Тимофеева М.В., Система сопровождения родителей, Волгоград, 2009
- Осипова Л.Е., Работа ДОУ с семьёй, 2008
- Пазухина И. А., Давай познакомимся, Санкт-Петербург «Детство Пресс», 2004
- Данилина Т.А., Взаимодействие ДОУ с социумом. – М.: АРКТИ, 2004
- Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника.- М.: Просвещение, 1998
- Рылеева Е. Практическая энциклопедия семейного воспитания. – М.: АКАЛИС, 1998
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей – Ярославль «Академия развития», 2004